Симптомы тугоухости у детей: причины и методы лечения. Снижение слуха у ребенка - причины и лечение

Слух является одним из самых важных аспектов в полноценном развитии ребенка. Слух играет важную роль в становлении речи, мышления, познавательной активности. Появление тугоухости у малыша представляет собой большую проблему, которая оказывает огромный дискомфорт и массу проблем.

Тугоухость у детей – ухудшение слуха, которое различается степенью выраженности. В процессе данного нарушения слуховой функции затрудняется воспроизведение звуков. По данным статистики, в России детей с тугоухостью насчитывается порядка 600 тысяч. Стоит заметить, что некоторые малыши рождаются с врожденным дефектом органа слуха.

Данное заболевание характеризуется неполной утратой слуха, при которой больной воспринимает звуки очень неразборчиво. Специалисты отмечают 4 степени тугоухости. В зависимости от повышения степени, речь становится все менее разборчивой. Последняя степень граничит с полной потерей слуха.

Болезнь подразделяется по длительности:

  • Внезапное течение – возникает очень быстро, буквально за пару часов.
  • Острое – более постепенное ухудшение слуха, с начала которого прошло не более месяца. В большинстве случаев возникает в результате инфекции либо травмы.
  • Подострое – от момента ухудшения прошло 1-3 месяца.
  • Хроническое – человек болеет уже более 3-х месяцев. Данная стадия хуже всего поддается лечению.

По месту поражения слухового анализатора выделяют:

  • кондуктивную тугоухость;
  • невральную;
  • нейросенсорную;
  • сенсорную;
  • смешанную.

Если патология развивается только в одном ухе, соответственно, заболевание носит односторонний характер. Если сразу в обоих – двухсторонний.

1, 2, 3, 4 степени

Выделяя степень тяжести заболевания у детей, специалисты берут за основу результаты тональной, а также речевой аудиометрии:

  • 1 степень (колебания в пределах 26-40 дБ) – малыш может отчетливо слышать и понимать разговорную речь на протяжении 4-6 метров, шепот понимает с расстояния 1-3 метра. Затруднен разбор речи при постоянном шуме.
  • 2 степень (колебания в пределах 41-55 дБ) – ребенок понимает разговор на расстоянии 2-4 метров, шепот – с 1 метра.
  • 3 степень (колебания в пределах 56-70 дБ) – малыш различает речь на протяжении 1-2 метра, при этом шепот становится неразборчивым.
  • 4 степень (колебания в пределах 71-90 дБ) – разговорная речь совершенно не слышна.

В случае, когда слуховой порог превышает 91 дБ, специалисты ставят диагноз «глухота». В некоторых случаях удается предпринять определенные меры, способные приостановить прогрессирующий процесс снижения слуха, выяснив причины патологии.

Нейросенсорная

Нейросенсорная тугоухость представляет собой сочетание сенсорного и неврального типа. Поражению могут подвергнуться как один, так и несколько отделов: внутреннее ухо, слуховой нерв. Чаще всего нейросенсорный вид заболевания развивается в результате травм, полученных во время родов, а также при воздействии токсинов или вирусов.

Данная форма патологии чаще всего встречается у детей, примерно 91%. В 7% случаях отмечаются кондуктивные нарушения. Меньше всего наблюдается тугоухость смешанного вида.

Кондуктивная

Кондуктивная форма заболевания представляет собой нарушения, которые распространяются в области внешнего уха, а также барабанной перепонки и косточек среднего уха. В этом случае врачи отмечают 1 и 2 степень снижения слуха.

Как правило, причинами развития кондуктивного вида становятся:

  • серная пробка;
  • воспалительные процессы в ухе;
  • травмы барабанной перепонки;
  • сильное влияние шума;
  • разрастание косточки, находящейся в полости среднего уха.

Выявление проблемы со слухом на более ранних стадиях позволит избежать наступление глухоты и других серьезных осложнений. Лечением данной патологии должен заниматься квалифицированный специалист, который подберет индивидуальный курс и подход к проблеме.

Причины тугоухости у детей

На сегодняшний день специалисты не могут указать точных данных о том, по каким причинам может возникнуть данная болезнь. Однако, в последствии тщательного изучения этой патологии, выявили определенный ряд возможных провоцирующих факторов:

  • Наследственность – чаще всего в результате наследственности младенец приобретает нейросенсорный и смешанный вид патологии. При этом у ребенка необратимые изменения органа слуха, которые, в свою очередь, представляют собой двустороннее нарушение звуковосприятия. По данным статистики, в 80% патология появляется изолировано от других отклонений, в остальных случаях наряду с другими генетическими синдромами.
  • Негативное воздействие факторов, влияющих на внутриутробное развитие ребенка – в конце первого триместра беременности происходит формирование слуховых органов. Если в данный период женщина перенесла тяжелые инфекционные болезни, это негативно может отразиться на процессе развития органов слуха.
  • Определенные травмы в процессе родов.
  • Если беременная женщина вела нездоровый образ жизни и пренебрегала своевременными визитами к врачу.
  • Сахарный диабет у женщины.
  • Несовместимость крови матери и плода – данное состояние приводит к резус-конфликту и, в итоге, к нарушению формирования органов у плода.
  • Преждевременные роды – естественно, на момент преждевременных родов органы слуха полностью прошли формирование. Однако гипоксия, которая появляется в процессе родов, может оказать негативное влияние на слуховые органы.
  • Негативные последствия перенесенных инфекционных заболеваний – в некоторых случаях у ребенка могут возникнуть осложнения в виде тугоухости после краснухи, кори, герпеса и др.

Следует заметить, что к причинам приобретенного заболевания могут относиться:

  • серная пробка;
  • аденоиды;
  • повреждения барабанной перепонки;
  • тонзиллит;
  • отит;
  • различные травмы ушных отделов.

В некоторых случаях на развитие болезни в подростковом возрасте может повлиять системное прослушивание очень громкой музыки.

Диагностика

Во время беременности диагностика заключается в проведении скрининга. Дети, которые входят в группу риска врожденной тугоухости, должны подвергнуться более тщательному осмотру. Если новорожденный ребенок слышит отчетливо громкие звуки, у него отмечаются непроизвольные реакции в форме моргания, торможение сосательного рефлекса и т.д. В дальнейшем для определения нарушений проводится отоскопия.

Чтобы хорошо исследовать слуховую функцию у малышей более старшего возраста, проводится аудиометрия. С дошкольниками данную диагностику проводят в игровой форме, со школьниками проводят речевую и тональную аудиометрию. Если специалист обнаружил какие-либо отклонения, дальше используется электрокохлеография. С ее помощью можно выявить место поражения слухового органа.

Наряду с отоларингологом, диагностику тугоухости у детей проводят сурдологи и отоневрологи.

Лечится ли тугоухость у детей?

Тщательно проведенные диагностические мероприятия, а также своевременное и полноценное лечение могут повысить все шансы на то, что ребенок обретет полноценный слух. Стоит отметить, если данная патология взяла свое начало по причине осложнений заболеваний функциональной системы, в таком случае имеется шанс нормализовать слух. В том случае, если болезнь характеризуется сенсоневральными расстройствами, для восстановления потребуется проведение имплантации сенсоров. Конечно же, на положительный исход влияет время обращения к врачу: чем раньше вы начнете лечебные мероприятия, тем выше шансы.

Лечение

Лечение тугоухости у детей и дальнейшая их реабилитация подразделяются на четыре пункта:

  • медикаментозная терапия;
  • хирургия;
  • физиотерапия;
  • функциональное лечение.

Конечно, в очень редких случаях достаточно удалить серную пробку либо другой инородный предмет.

Если у ребенка отмечается кондуктивная тугоухость 2 степени и выше, при которой барабанная перепонка утратила свою целостность, врачи предпринимают решение о проведении операции, такой как мирингопластика, а также протезирование слуховых косточек.

Медикаментозное лечение болезни сенсоневрального вида подбирается, основываясь на степени тугоухости. Так, если ухудшение слуха было вызвано сосудистым происхождением, для восстановления кровоснабжения отделов внутреннего уха могут быть назначены:

  • Винпоцетин;
  • Папаверин;
  • Бендазол.

Снижение слуха инфекционного генеза, как правило, лечится нетоксичными антибактериальными препаратами.

Физиотерапия детишек, больных данным заболеванием, включает в себя следующие мероприятия:

  • электрофорез;
  • пневмомассаж барабанной перепонки;
  • магнитотерапия и др.

Стоит отметить, что в ряде случаев единственно верным и действенным методом лечения тугоухости является протезирование слуховых косточек.

Тугоухость у ребенка - это состояние, характеризующееся прогрессирующим или стойким снижением слуха. Заболевание может диагностироваться у ребенка в любом возрасте, даже у новорожденных. В настоящее время известно очень много предрасполагающих факторов, которые приводят к снижению звукового восприятия. Все они подразделяются на несколько крупных групп и определяют особенности протекания патологии.

Характеристика тугоухости у ребенка представлена ниже.

Любая форма болезни отличается отсутствием реакции на звук, исходящий от игрушек, на шепот или голос матери. Помимо прочего, в клинической картине имеются расстройства психического и речевого развития. Особенность диагностики - это проверка детским врачом-отоларингологом, основывается она на проведении определенных мероприятий посредством специального набора инструментов. Кроме установления верного диагноза они имеют целью определение этапа тугоухости. С опорой на этиологический фактор терапия может быть физиотерапевтической, медикаментозной и хирургической. Зачастую лечение требует комплексного подхода.

Классификация данного заболевания

Тугоухость у ребенка отличается неполной потерей слуха, при которой пациент воспринимает звуки довольно неразборчиво. Врачи отмечают четыре степени тугоухости. Речь в зависимости от усиления степени становится все менее понятной. Последняя степень находится на границе с полной утратой слуха.

Заболевание делится по длительности:

  • острое - слух ухудшается постепенно, с начала этого процесса прошло не больше месяца; возникает в большинстве случаев в результате травмы или инфекции;
  • внезапное течение - появляется очень быстро, вплоть до пары часов;
  • подострое - со времени ухудшения слуха прошло от одного до трех месяцев;
  • хроническое - пациент болеет дольше трех месяцев; эта стадия поддается терапии хуже всего.

По месту воспаления слухового анализатора классифицируют тугоухость:

  • невральную;
  • кондуктивную;
  • смешанную;
  • сенсорную;
  • нейросенсорную.

Если тугоухость у ребенка развивается лишь в одном ухе, это означает, что болезнь отличается односторонним характером. Двусторонняя - при наличии патологии в обоих ушах.

Степени патологии

Специалисты, определяя степень тяжести патологии, за основу берут результаты речевой и тональной аудиометрии:

  • Тугоухость 1 степени у ребенка (с колебаниями от 26 до 40 дБ). Ребенок может отчетливо понимать и слышать разговорную речь в 4-6 метрах, а шепот воспринимает на расстоянии от одного до трех метров. При постоянном шуме разбор речи затрудняется.
  • Тугоухость 2 степени у ребенка (с колебаниями от 41 до 55 дБ). Пациент понимает разговор в двух-четырех метрах, с одного метра - шепот.
  • Тугоухость 3 степени у ребенка (с колебаниями от 56 до 70 дБ). Малыш различает разговор в одном-двух метрах, шепот при этом приобретает неразборчивый характер.
  • Тугоухость 4 степени у детей (с колебаниями от 71 до 90 дБ). Совсем не слышна разговорная речь.

В случае, если слуховой порог выше 91 дБ, врачи диагностируют глухоту. В ряде случаев, установив причины заболевания, получается предпринять необходимые меры, которые способны притормозить прогрессирование процесса ухудшения слуха.

Нейросенсорная тугоухость у детей

Такая форма патологии является соединением неврального и сенсорного типа. Воспалению могут подвергаться и один, и одновременно несколько отделов: слуховой нерв, внутреннее ухо. Чаще всего такая разновидность тугоухости у ребенка развивается из-за травм, которые были получены в процессе родов и при воздействии вирусов или токсинов.

Такая патологическая форма чаще всего бывает у детей, около 91 % случаев. В семи процентах ситуаций выявляются кондуктивные дефекты. Меньше всего встречается смешанная тугоухость.

Кондуктивная тугоухость у маленьких пациентов

Такая форма заболевания, как кондуктивная, является нарушением, распространяющимся в области внешнего уха, косточек среднего уха и барабанной перепонки. В такой ситуации специалисты выделяют первую и вторую степени ухудшения слуха.

Причинами появления кондуктивного типа, как правило, становятся:

  • серная пробка;
  • травматические нарушения барабанной перепонки;
  • процессы воспаления в ухе;
  • сильное воздействие шума;
  • в полости среднего уха разрастается косточка.

Диагностика проблем со слухом на самых первых стадиях дает возможность предотвращения глухоты и прочих опасных осложнений. Терапию данного заболевания должен осуществлять квалифицированный специалист, способный подобрать индивидуальный подход к такой проблеме и курс лечения.

Причины тугоухости у детей

В настоящее время специалисты не могут дать точные сведения о том, из-за чего может появиться данное заболевание. Однако после тщательного анализа и изучения данной патологии был выявлен определенный перечень предполагаемых факторов-источников:


Нужно заметить, что причинами возникновения заболевания также могут стать:

  • аденоиды;
  • серная пробка;
  • дефекты барабанной перепонки;
  • отит;
  • тонзиллит;
  • различные травмы отделов органов слуха.

В некоторых случаях на патологический процесс у подростков может повлиять постоянное прослушивание музыки на большой громкости.

Ниже представлены симптомы тугоухости у ребенка.

Симптомы данной патологии у малышей

Основное значение в распознавании детской тугоухости отводится в первую очередь наблюдательности родителей. Их должно насторожить отсутствие у ребенка до четырех месяцев реакции на громкие звуки; в четыре-шесть месяцев нет предречевых вокализаций; в семь-девять месяцев малыш не способен установить источник звука; в один-два года нет словарного запаса.

У малышей постарше может отсутствовать реакция на разговорную речь или шепот, звучащие сзади; ребенок может переспрашивать одно и то же по несколько раз; не отзываться на имя; не различать окружающие звуки; говорить громче, чем нужно, а также читать по губам.

У детей с тугоухостью отмечаются присутствует полиморфный дефект произношения звуков и резко проявляющиеся трудности дифференциации фонем на слух; крайне ограниченный лексикон, грубые искажения слого-звуковой словесной структуры, отсутствие сформированного лексико-грамматического речевого строя. Все это вызывает формирование у школьников со слабым слухом различных типов дислексии и дисграфии.

Тугоухость при лечении ототоксическими лекарственными средствами обычно диагностируется у детей через два-три месяца после этого и отличается двусторонним характером. Слух может снизиться до 40-60 дБ. У ребенка первыми симптомами тугоухости являются вестибулярные нарушения (головокружение, неустойчивая походка), шум в ушах.

Особенности диагностики заболевания

При беременности основная диагностика - это процедура скрининга. Если дети входят в состав группы риска тугоухости врожденного типа, они должны подвергаться особо тщательному осмотру. При отчетливом восприятии новорожденным малышом громких звуков отмечаются такие непроизвольные реакции, как заторможенность сосательного рефлекса, моргание и т.п. В дальнейшем с целью выявления дефектов проводится такая процедура, как отоскопия.

Для хорошего исследования слуховой функции у ребенка более старшего возраста нужно провести аудиометрию. Для дошкольников существует игровая форма данной диагностики, для школьников - аудиометрия тональная и речевая. При обнаружении специалистом определенных отклонений используется в дальнейшем электрокохлеография, посредством которой может быть выявлен участок поражения органа слуха.

Кроме отоларинголога, детскую тугоухость диагностируют также отоневрологи и сурдологи.

Лечится ли детская тугоухость?

При тщательно осуществленных диагностических процедурах и своевременном и полноценном лечении тугоухости у детей можно значительно повысить вероятность обретения полноценного слуха. Нужно сказать, что при начале данной патологии имеется шанс привести слух в норму.

При сопровождении заболевания сенсоневральными расстройствами с целью восстановления понадобится осуществление имплантации сенсоров. Естественно, на положительный исход также влияет и время обращения к специалисту: чем раньше будут начаты лечебные манипуляции, тем больше шансы на успешный исход.

Лечение данной болезни у малышей

Совокупность методов реабилитации и лечения маленьких пациентов с тугоухостью подразделяются на хирургические, функциональные, физиотерапевтические и медикаментозные. В ряде ситуаций бывает достаточно осуществления несложных мероприятий (удаления у пациента серной пробки или чтобы восстановить слух.

У детей кондуктивная тугоухость, обусловленная дефектами целостности слуховых косточек и барабанной перепонки, обычно требуется слухоулучшающее оперативное вмешательство (протезирование слуховых косточек, тимпанопластика, мирингопластика и т.д.).

Лекарственное лечение тугоухости у детей проводится на основании степени тугоухости и этиологического фактора. Если снижается слух из-за сосудистых нарушений, выписываются лекарственные средства, которые улучшают снабжение кровью внутреннего уха и церебральную гимодинамику («Бендазол», «Эуфиллин», «Папаверин», никотиновую кислоту, «Винпоцетин»). При инфекционном происхождении детской тугоухости медикаментами первой линии становятся нетоксичные антибиотики. Если интоксикации острые, то осуществляются дезинтоксикационная, метаболическая и дегидратационная терапия, а также гипербарическая оксигенация.

Немедикаментозными лечебными методами при детской тугоухости являются пневмомассаж ушной перепонки, электрофорез, иглорефлексотерапия, эндоуральный ультрафонофорез и магнитотерапия.

Во многих ситуациях единственным методом реабилитации пациентов с становится слухопротезирование. Если имеются соответствующие показания, то маленьким пациентам проводится

В комплексную реабилитацию при данном заболевании включаются помощь детского психолога, дефектолога, сурдопедагога и логопеда.

Профилактика и прогноз детской тугоухости

Если у ребенка была своевременно диагностирована тугоухость, это дает возможность предотвращения отставания в развитии интеллекта, задержки развития речи, возникновения психологических осложнений психологического характера.

При раннем проведении терапии в большей части случаев получается добиться стабильного состояния и успешно провести реабилитационные манипуляции.

Профилактика тугоухости у маленьких пациентов включает в себя исключение факторов риска перинатального типа, осуществление вакцинации, отказ от применения ототоксических лекарственных средств, предотвращение патологий ЛОР-органов. Чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, у которого была выявлена тугоухость, необходимо сопровождать его на всех возрастных этапах комплексными медико-педагогическими мероприятиями.

Такая патология у ребенка - это довольно серьезная проблема, причиняющая неокрепшему организму сильный дискомфорт. Поэтому следует внимательно относиться к детям и не откладывать визит к врачу, если имеются какие-то подозрения.

Мы рассмотрели степени тугоухости у детей и методы лечения данной патологии. Здоровья вам и вашим детям!

Проблема поражения слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании интеллекта и личности в целом, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей раннего долингвального возраста.

В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, касающейся индустриально развитых стран, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

Установлено, что у 82% детей с тугоухостью патология возникает на первом году жизни, т. е. до развития речи или в период ее становления, из них у 38,5% детей нарушения появляются в перинатальный период. Cчитается, что почти половина всех нарушений слуха у детей носит врожденный характер и, хотя по статистике на одну тысячу нормальных родов приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости, сведения о распространенности слабых и средних потерь слуха нуждаются в уточнении. По данным ученых разных стран (США, Канады, Мексики, Англии, Дании, Японии), частота врожденной тугоухости колеблется в пределах от 0,8 до 15,5/1000.

Неопределенность и разноречивость данных во многом зависят от трудностей, возникающих при исследовании слуха у ребенка, неточности ретроспективных оценок, отсутствия стандартов при определении различных форм тугоухости, флюктуирующей природы некоторых форм нарушения слуха.

Судьба ребенка с нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень поражения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях — своевременность начала лечебных мероприятий.

Выявление врожденной (ранней) тугоухости в период новорожденности чрезвычайно важно, так как время начала лечения и сурдопедагогическая работа являются определяющими факторами в проблеме реабилитации детей с тугоухостью и глухотой. Своевременный и правильный диагноз делает возможной более успешную интеграцию ребенка в речевую среду.

Анализ возрастной характеристики детей на момент выявления нарушений слуха показал, что 33% детей ставят на учет в возрасте от 3 до 7 лет, т. е. позже критического возраста (1-2 года), дети, взятые на учет от 1 года до 3 лет, составляют 21%, а выявляемость детей с нарушениями слуха до одного года жизни составляет 4%. Это связано со многими факторами, но особенно с несвоевременным обращением родителей к врачу, непростительным откладыванием педиатром или ЛОР-врачом аудиологического обследования ребенка (даже при своевременном обращении родителей), а зачастую — с неполным исследованием или низким его уровнем. В определенной степени это зависит от отсутствия современной диагностической аппаратуры. По данным зарубежных авторов, средний возраст ребенка, когда выявляется врожденная (ранняя) тугоухость, при недейственности скрининговых программ составляет 18-30 мес, и это только при наличии глубоких, двусторонних потерь слуха, без учета слабых и средних потерь.

В связи с этим анализ этиопатогенеза врожденной тугоухости, своевременное выявление этой патологии приобретают первостепенную значимость.

Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности.

К 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода созревает до размера внутреннего уха взрослого человека. Доказано, что именно с этого момента плод начинает различать частоту и интенсивность звука. Однако созревание височной области коры головного мозга, «ответственной» за слуховое восприятие, продолжается как минимум до 5-6 лет жизни ребенка.

Причины, приводящие к врожденной тугоухости, весьма разнообразны. В зависимости от того, на какой отдел органа слуха было оказано патологическое воздействие, может возникать кондуктивная (поражение звукопроводящего аппарата — наружное и среднее ухо), сенсоневральная (страдают рецепторный аппарат улитки или проводящие пути и кора головного мозга при ретрокохлеарном сенсоневральном поражении) тугоухость. Степень изменения слуха — от незначительного снижения до полной глухоты — зависит от силы патогенного фактора, сроков и продолжительности его действия, а также от сочетания различных факторов. При сочетанном поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов наблюдается смешанная форма тугоухости.

В структуре всей детской тугоухости 91,4% этой патологии составляют сенсоневральные поражения, 7,1% — кондуктивные. В последние годы отмечается тенденция к смешиванию этих форм.

Основными причинами, приводящими к кондуктивной тугоухости, являются заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (в том числе и пороки развития). В большинстве случаев тугоухость и глухота новорожденных и грудных детей носят сенсоневральный характер.

У детей с проявлениями тугоухости может иметь место и сложный дефект: поражение слухового отдела периферического анализатора и патология центральной нервной системы. Это сочетание объясняется как общностью происхождения и свойств рецепторов улитки и нервной системы, так и патологическими механизмами формирования нарушений слуха. Неблагоприятные факторы в большинстве случаев оказывают влияние не только на слуховой анализатор, но и на различные отделы головного мозга.

Факторы, ответственные за развитие нарушений слуха у детей, т. е. причины тугоухости, в зависимости от момента воздействия подразделяются на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

Антенатальные и интранатальные этиологические факторы ведут к формированию врожденных поражений слуха, постнатальные — к ранней тугоухости. Все нарушения слуха у ребенка, возникшие в перинатальный период, считаются врожденными. Отмечены наследственные факторы нарушения слуха, когда тугоухость или глухота наблюдаются у кого-то из близких родственников ребенка; до 50% глухих детей имеют патологию наследственного характера.

Наследственные потери слуха включают в себя большую разновидность генетических синдромов. Идентификация генов, ответственных за потерю слуха, возможна, однако генетически точный диагноз удается установить редко.

При генетической патологии тугоухость чаще проявляется на первом-втором десятилетии жизни и усугубляется с возрастом, а при рождении ребенка дифференциальная диагностика синдромальных и несиндромальных поражений слуха затруднена.

Среди антенатальных неблагоприятных факторов, действующих на плод во внутриутробный период, отмечают:

  • патологическое течение беременности (токсикозы I и II половины, нефропатия, угроза прерывания, анемия, резус-сенсибилизация и др.);
  • вирусные и бактериальные инфекционные заболевания матери во время беременности, к которым в первую очередь относятся цитомегаловирусная и герпетическая инфекции, грипп, краснуха, токсоплазмоз;
  • соматические заболевания матери (сахарный диабет, холестеринемия, сердечно-сосудистые заболевания, болезни почек и др.);
  • лечение матери во время беременности ототоксическими препаратами — антибиотиками (аминогликозидовый ряд), диуретиками (фуросемид, этакриновая кислота), салицилатами;
  • употребление алкоголя, наркотиков, курение, воздействие ряда сельскохозяйственных и промышленных веществ, а также радиации во время беременности и др.

К интранатальным причинам относятся:

  • действие неблагоприятных факторов в процессе родов, приводящих к асфиксии новорожденного, внутричерепной родовой травме;
  • стремительные или затяжные, преждевременные роды;
  • ягодичное, тазовое или лицевое предлежание;
  • хирургические пособия в родах (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор, кесарево сечение);
  • кровотечение в родах, отслойка плаценты, угроза разрыва матки и др.

Постнатальные причины формирования тугоухости у детей раннего возраста оказывают неблагоприятное воздействие на организм ребенка уже после рождения. К ним относятся: гипербилирубинемия, инфекции, сепсис, менингиты, менингоэнцефалиты, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, экзогенные ототоксины, недоношенность и др.

Большинство из перечисленных выше факторов приводят к асфиксии, гипоксии, что, в свою очередь, вызывает нарушение кровообращения во внутреннем ухе. Развивающаяся в результате этого ишемия нейросенсорной области лабиринта приводит к дальнейшему расстройству микроциркуляции и ликвородинамики, ацидозу, нарушениям тканевого обмена. Токсическое воздействие продуктов нарушенного метаболизма вызывает развитие микроангиопатии сосудов внутреннего уха и капилляров сосудистой полоски улитки, осуществляющих трофические, обменные и другие процессы, важные для полноценного функционирования улитки, а также поражение рецепторного аппарата спирального ганглия, высокочувствительного к гипоксии.

Внутриутробные вирусные и бактериальные инфекции могут вызывать нарушение гемодинамики внутреннего уха, поражение сосудистой полоски, дегенеративные изменения спирального ганглия, в результате чего возникает поражение сенсоневрального участка органа слуха за счет морфологических изменений его периферического отдела. Кроме того, возможно поражение и центральных отделов слухового анализатора.

Таким образом, развитие патологии слуха имеет в своей основе многообразные механизмы взаимодействия патологических факторов, действующих на разных этапах онтогенеза и приводящих к изменениям на разных уровнях органа слуха. Все это осложняет диагностику тугоухости, особенно в раннем возрасте, и затрудняет выбор правильного лечения и профилактики.

Современный уровень развития медицины позволяет с высокой точностью исследовать слух ребенка практически сразу после рождения. Чем раньше выявляется нарушение слуха, тем более успешными будут все мероприятия, связанные с коррекцией этого нарушения.

Когда же в идеале необходимо проводить диагностику слуха у малыша? По современным представлениям, которые подтверждаются данными наших исследований, диагностику целесообразно начинать в роддоме на третий-четвертый день жизни (в первые два дня в слуховом проходе еще могут сохраняться остатки околоплодных вод, первородной смазки, поэтому результаты более раннего исследования будут необъективными). Существует современный, безболезненный, информативный (хотя, к сожалению, требующий дорогостоящей аппаратуры) скрининговый способ исследования слуха у новорожденного — метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии. Диагностика обычно занимает 5-15 мин. Для регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии используют вводимый в наружный слуховой проход зонд, в корпусе которого размещены миниатюрные телефон и микрофон. Стимулами служат широкополостные акустические щелчки с частотой повторения 20-50 с. Отражаемый микрофоном ответный сигнал усиливается и направляется в компьютер через аналого-цифровой преобразователь. Исследования проводятся во время сна ребенка. Степень тугоухости и топика поражения обследованных детей определяются методом регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. Данные методы являются высокоинформативными при проведении аудиологического скрининга новорожденных.

Излечение дефекта слуха у ребенка зависит, во-первых, от причин тугоухости или глухоты и, во-вторых, от того, насколько рано этот дефект удалось диагностировать. Нарушение слуха у новорожденных детей может быть стойкого или транзиторного характера.

Окончательное заключение о наличии или отсутствии врожденной (или ранней) тугоухости (даже при использовании в диагностике объективных методов исследования слуха) рекомендуется делать не ранее двух, но не позднее трех месяцев жизни ребенка.

Лечение как острой, так и хронической сенсоневральной тугоухости до настоящего времени представляет серьезную проблему. Недостаточная изученность патогенеза сенсоневральной тугоухости приводит к неоправданному применению лекарственных средств или вообще к отказу от лечения.

Успех последнего, в свою очередь, зависит от степени сохранности элементов внутреннего уха и обратимости патологических сдвигов. Считается, что при стойкой, длительно существующей сенсоневральной тугоухости в связи с разрушением морфологического субстрата звуковосприятия медикаментозное лечение неэффективно.

Однако, если на фоне лечения пороги восприятия слуха остаются стабильными, слуховое восприятие у больных улучшается. Замечено, что при регулярном лечении детей с врожденной сенсоневральной тугоухостью улучшаются память, процесс обучения речи, адаптация к слуховому аппарату, разборчивость речи. Поэтому лечение таких больных направлено на замедление и предотвращение процесса дегенерации волосковых клеток слухового анализатора. Сроки начала лечения и его адекватность являются одними из основных факторов, определяющих успех терапии.

Медикаментозная терапия тугоухости должна быть направлена на улучшение состояния рецепторных структур, нормализацию кровообращения и лимфоциркуляции во внутреннем ухе и головном мозге, на нормализацию тканевого и клеточного метаболизма ЦНС. Комплексное лечение включает средства, избирательно воздействующие на каждое звено патогенеза.

К препаратам, оказывающим сосудорасширяющее действие и улучшающим кровообращение в головном мозге и внутреннем ухе, а также приводящим к нормализации метаболизма, относятся компламин и кавинтон. Аналогично действуют винкапан, винкатон, стугерон, циннаризин. Положительной динамике нервных процессов в головном мозге способствуют препараты аминалон и энцефабол. Также при лечении таких больных можно использовать но-шпу и папаверин, обладающие сосудорасширяющим действием. Улучшение тканевого обмена достигается применением кокарбоксилазы, пирогенала, витаминов группы В и Е (додекс, витрум витамин Е, допппельгерц витамин Е, токофер 200, эвитол, веторон-Е, кудесан).

К средствам, стимулирующим проведение нервных импульсов за счет увеличения образования ацетилхолина, относятся галантамин и стрихнин (у детей эти препараты применяются преимущественно в виде электрофореза). Также для улучшения проведения импульса по нервному волокну используют антихолинэстеразные средства: прозерин, оксазил, дибазол.

Широко применяются у детей биогенные стимуляторы: апилак, алоэ, калия йодид и др.

В остром периоде заболевания дополнительно используют умеренную дегидратацию в режиме форсированного диуреза для снижения внутричерепного давления, глюкокортикоидную терапию для улучшения условий кровообращения во внутреннем ухе, детоксические препараты — унитиол, гемодез.

Применение антигипоксантов способствует повышению резистентности тканей к кислородному голоданию.

В условиях острой дисциркуляции и ишемии лабиринта патогенетически обоснованным явилось включение в курс реабилитационного лечения фармакофизической ангиоактивной терапии с использованием магнитного, лазерного воздействия, гипербарической оксигенации.

Комплексная реабилитация включает в себя электроакустическую коррекцию слуха индивидуальными слуховыми аппаратами, дефектологическую и сурдопедагогическую помощь, двигательную реабилитацию, развитие коммуникативной функции и социальной ориентации. Несмотря на предложенные многочисленные схемы и методы лечения, у большинства детей с сенсоневральной тугоухостью единственным способом реабилитации является слухопротезирование.

Реабилитация детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой является комплексной проблемой, результативность решения которой во многом определяется гармоничным сочетанием медицинской и педагогической коррекции нарушенной слуховой функции.

Л. П. Пономарева, доктор медицинских наук, профессор НЦАГиП РАМН, Москва

Известно, что слух играет важную роль в развитии ребёнка. От него зависят познавательная активность, усвоение знаний и умений, становление речи и абстрактно-логического мышления. Нарушение слуха у детей появляется вследствие повреждения или недоразвития слуховых органов или головного мозга. Выделяют:

Отличаются механизм поражения, диагностика и лечение. Однако симптомы схожи, поэтому только врач определяет источник болезни.

Тугоухость — неполная утрата слуха, когда человек воспринимает звуки приглушёнными, неразборчивыми. Выделяют 4 степени снижения слуха. Чем выше степень, тем менее разборчивой кажется человеку речь. Последняя граничит с глухотой — полной потерей слуха. Симптомы болезни зависят от причин возникновения и возраста ребёнка.

Классификация

По длительности болезни выделяют:

  1. Внезапно возникшее снижение слуха. Развивается за несколько часов.
  2. Острое. От момента ухудшения слуха прошло не более 28 дней. Развивается из-за инфекционных болезней, нарушений кровообращения или травм.
  3. Подострое. Человек болен 1–3 месяца.
  4. Хроническое. Заболевание возникло более трёх месяцев назад. Как правило, хуже остальных поддаётся лечению.

В зависимости от места повреждения слухового анализатора (ухо, нерв и слуховые центры головного мозга) выделена классификация тугоухости, включающая:

  • кондуктивную;
  • сенсорную;
  • невральную;
  • сенсоневральную (нейросенсорную);
  • смешанную.

Аномалия затрагивает одно или оба уха. Развивается односторонняя или двусторонняя патология соответственно.

Схема строения уха.

Периферические нарушения (первые два вида) распространяются на ухо или слуховой нерв, центральные обусловлены поражением или недоразвитием центров слуха головного мозга. В последнем случае снижения слуха нет. Трудности возникают с обработкой звуковой информации: её обнаружением, различением, узнаванием, запоминанием. Человек не понимает, что он услышал.

Кондуктивная

Кондуктивный вид характеризуется нарушением структуры внешнего уха, барабанной перепонки или косточек среднего уха (молоточка, наковальни, стремечка). Слух снижается до 1 или 2 степени. Первоисточниками часто становятся серная пробка, отиты, повреждения барабанной перепонки, отосклероз (разрастание кости среднего уха), воздействие шума.

Сенсорная

При сенсорной тугоухости изменяется анатомия улитки внутреннего уха. Она представляет собой костный канал в виде спирали, сужающийся к концу. Он заполнен жидкостью, а внутри расположены волоски, которые передают слуховой сигнал к нерву и далее в мозг. Тугоухость возникает из-за приобретённого или врождённого нарушения волосков улитки. Появляется 1 степень снижения слуха или глухота.

Невральная

При невральной тугоухости поражается слуховой нерв или слуховой отдел мозга, и импульсы, поступающие от уха, не передаются или не обрабатываются. Сюда относят и слуховую нейропатию, когда не синхронизированы возбуждения в волокнах слухового нерва, повреждены улитка или слуховой нерв. В некоторых случаях поражение возникает в нескольких отделах.

Сенсоневральная (нейросенсорная)

Сенсоневральное снижение слуха — комбинация сенсорного и неврального видов. Поражается один или несколько отделов слухового анализатора: внутреннее ухо (встречается чаще всего), слуховой нерв или мозговой центр слуха. Нейросенсорная тугоухость у детей чаще возникает из-за родовых травм, воздействия токсинов (алкоголя), аллергенов, вирусов.

Врачи проводят специальное исследование, чтобы отличить сенсоневральное поражение от кондуктивного. Затем выясняют, какой отдел слухового анализатора нарушен. Нейросенсорная тугоухость у детей лечится только с помощью слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов.

Смешанная

Смешанный вид возникает при сочетании кондуктивной и сенсоневральной тугоухости. При данной форме снижения слуха лечение комплексное, включающее медикаментозную терапию и использование слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.

Степени

Классификация по степени ухудшения слуха:

  1. При первой степени тугоухости больной различает звуки громкостью 26–40 дБ (децибел). Сохраняется восприятие разговорной речи на расстоянии 6–3 метров, шёпотной – 2 метра — у уха.
  2. Вторая степень характеризуется различением звуков на уровне 41–55 дБ. Больной слышит на расстоянии 3 метров – у уха. Шёпот не различает или распознаёт у уха.
  3. При третьей степени человек слышит речь в диапазоне 56–70 дБ, произнесённую громко у уха. Шёпот не распознаёт.
  4. При четвёртой степени тугоухости больной различает крики у уха громкостью 71–90 дБ.

Ухудшение слуха и глухота не повод опускать руки. Современные технологии позволяют частично или полностью вернуть слух. Независимо от степени разрушения слухового восприятия ребёнка учат общаться, используя голос и чтение по губам.

Причины

Причины тугоухости у детей:

  1. Наследственность и генетические мутации.
  2. Патологии беременности: инфекционные заболевания (грипп, краснуха, паротит), повышенное артериальное давление, употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, бесконтрольный приём медикаментов.
  3. Родовые травмы и неполноценное развитие ребёнка раннего возраста (преждевременные роды или недостаток веса, гипоксия).
  4. Болезни и травмы, перенесённые после рождения: инфекции (менингит , энцефалит, грипп, паротит), болезнь Меньера, акустическая неврома, синдром Мёбиуса, артрогриппоз, отиты, желтуха , долгое воздействие шума или резкий громкий звук (взрыв), механические повреждения (авария, падение).
  5. Аденоиды . У детей раннего возраста патологическое увеличение миндалины может привести к закупорке слуховой трубы и временному снижению слуха. Симптом исчезнет после избавления от аденоидов.
  6. Ушная сера и инородные тела, которые забивают слуховой проход.
  7. Химиотерапия и приём антибиотиков.

Симптомы

Первая диагностика нарушений слуха выполняется родителями в домашних условиях. Обратите внимание на такие симптомы:

  • отсутствие реакции ребёнка на внезапные громкие звуки, малыш не находит источник шума;
  • говорит громче, чем требуется для того, чтобы его услышали;
  • подходит близко к источнику звука, чтобы расслышать;
  • отсутствие лепета в 6 месяцев и речи после года.

Помните, чем раньше выявлено поражение слуха, тем благоприятнее исход.

У новорождённых

У новорождённых детей (в возрасте от рождения до 28 дней) тугоухость развивается из-за неправильного внутриутробного развития, родовых травм или болезней раннего периода. Обязательно проверьте слух малыша, если были:

  • патология беременности (мама перенесла инфекционные заболевания, принимала медикаменты или употребляла алкоголь во время беременности);
  • недоношенность или малый веса малыша;
  • тяжёлые роды;
  • снижение слуха у родственников ребёнка.

Родители замечают снижение слуха у новорождённых в возрасте 2–3 недель. Обратите внимание, реагирует ли малыш на громкие внезапные звуки вздрагиванием и замирает ли, когда слышит голос мамы или других близких.

Диагностика слуха у младенца.

Диагностика

После обнаружения симптомов нарушения слуха необходимо обратиться к доктору для установления точного диагноза и выбора подходящего лечения. Врачебная диагностика включает аудиологическое обследование специальными приборами. Аудиотесты проводят в роддоме. В остальных случаях проверку проходят начиная с возраста 1 месяц, при наличии тревожных симптомов. Процедура длится 10–15 минут.

Лечение

Лечение зависит от причины нарушения слуха. Чаще всего включает:

  1. Медикаментозную терапию. Препараты направлены на улучшение кровообращения в головном мозге и внутреннем ухе («Компламин», «Кавинтон», «Винкапан», «Аминалон»), тканевого обмена («Кокарбоксилаза», «Пирогенал», витамины группы В и Е), проведения импульсов («Галантамин», «Стрихнин», «Прозерин»).
  2. Электро- и акустическую стимуляцию.
  3. Установку слухового аппарата.
  4. Кохлеарную имплантацию.
  5. Занятия с дефектологом и сурдопедагогом.

Глухота

Для глухих доступны звуки громкостью от 91 дБ и выше. Такие люди не распознают разговорную и шёпотную речь. Полная потеря слуха может быть врождённой, приобретённой до того, как ребёнок научился говорить (от 1 до 5 лет), или после овладения речью.

Нарушения фонематического слуха

Фонематический слух — возможность человека распознавать речевые звуки (так называемые фонемы). Это основа понимания речи. Поражение фонематического слуха, как следствие нарушения в головном мозге, проявляется двумя путями:

  • несформированностью образов звуков, из-за чего ребёнок не отличает одни фонемы от других;
  • заменой схожих звуков при разговоре.

В результате ребёнок частично понимает речь и говорит, или не распознаёт речевые звуки полностью. Ухудшение фонематического слуха не связано с тугоухостью или глухотой.

Слуховые нарушения проявляются определённым уровнем снижения слуха — от незначительного до абсолютного (глухоты). Причины тугоухости у ребёнка — недоразвитость или повреждение уха, слухового нерва, головного мозга. Своевременная диагностика и лечение могут частично или полностью вернуть слух малышу. Важно обратить внимание на тревожные симптомы и обратиться к врачу. Помнит: острое течение болезни легче поддаётся терапии, и вероятность вернуть слух больше.

Такая потеря слуха временна. У многих детей, примерно у одного из каждых десяти, жидкость скапливается в среднем ухе вследствие ушной инфекции. Такие дети не слышат должным образом, и в некоторых случаях у них может возникнуть задержка речевой деятельности. Менее часто встречаются случаи необратимой потери слуха, что во всех случаях подвергает опасности развитие нормальной речи. Такие затруднения различаются от слабых или частичных форм до абсолютных или полных.

Хотя такие трудности могут возникнуть в любом возрасте, наиболее тяжелыми случаями считаются потеря слуха от рождения, а также развившаяся в младенческом или годовалом возрасте. Тугоухость, возникшая в этот период, требует незамедлительного медицинского обследования, поскольку она оказывает непосредственное влияние на способность ребенка понимать и воспроизводить разговорную речь. Даже временная серьезная потеря слуха в младенческом возрасте либо в ранние дошкольные годы может сильно затруднить способность ребенка к освоению правильной устной речи.
Существует два основных типа тугоухости.

Обсуждение проблем со слухом, обусловленных структурными отклонениями, выходит за рамки этой книги. Функциональные нарушения, вызванные закупоркой слуховых каналов, можно легко решить. Для этого требуется лишь время и настойчивость. Закупорка часто связана с избыточным образованием слизи, которое возникает либо из-за потребления большого количества молочных продуктов и крахмала, либо из-за пищевой чувствительности, аллергии, слабого иммунитета, а также постоянного и длительного пребывания в холодных влажных помещениях.

Кондуктивная тугоухость. Если у ребенка кондуктивная тугоухость, у него может быть нарушение строения наружного слухового прохода либо среднего уха, или же в среднем ухе может быть жидкость, которая мешает прохождению звука.

Нейросенсорная, или перцептивная, тугоухость (ее также называют глухотой, связанной с поражением слухового нерва). Такой тип нарушения слуха вызван изменением внутреннего уха или нервов, которые переносят звуковые послания из внутреннего уха в головной мозг. Потеря слуха может присутствовать при рождении либо возникнуть вскоре после рождения. Если в истории болезней членов семьи имеется глухота, то скорее всего она будет унаследована (генетически). Если во время беременности мама переболела такими заболеваниями, как краснуха (коревая), цитомегаловирусная инфекция и т.п., влияющими на способность ребенка слышать, зародыш мог также заразиться, что могло привести к потере слуха.

Проблема также может быть обусловлена мальформацией внутреннего уха. Истинная причина серьезной перцептивной тугоухости зачастую остается неизвестной. В таких случаях велика вероятность того, что потеря слуха является генетическим заболеванием, даже если никто из членов семьи и не страдает глухотой. У будущих братьев и сестер уже родившегося ребенка с таким заболеванием велик риск проявления такого же нарушения.

Тугоухость необходимо выявлять как можно раньше, чтобы у ребенка не возникло задержки в изучении языка - процессе, который начинается уже в день появления- его на свет. Американская академия педиатрии рекомендует перед выпиской новорожденного из больницы проводить скрининг слуха ребенка. На самом деле во многих штатах на сегодняшний день существуют программы раннего вмешательства при обнаружении нарушений слуха, направленные на обеспечение гарантии того, что всем новорожденным проводят скрининг на предмет потери слуха. Если в любом возрасте ребенка вы и/ или ваш педиатр заподозрили у ребенка тугоухость, настаивайте на срочном проведении оценки слуха ребенка. Хотя некоторые семейные врачи, педиатры и клиники здорового ребенка могут проводить обследования на наличие жидкости в среднем ухе - наиболее часто встречающейся причине тугоухости, - они не могут провести точного измерения уровня слуха. Ребенка необходимо показать специалисту в области сурдологии, который сможет это сделать. Такого врача также называют врачом ухо-горло-нос (оториноларингологом).

Ребенку могут провести один из двух доступных скрининг-обследований - это такие же обследования, как и те, которые проводят новорожденным младенцам. Эти обследования безболезненны, они занимают пять-десять минут и могут быть проведены, когда ребенок спит или спокойно лежит на спине. Существует два типа таких обследований.

  • Слуховое обследование на определение реакции ствола головного мозга, которое определяет степень реагирования головного мозга на звуковой сигнал. Ребенку в ушки вставляют наушники с мягкими наконечниками, в которых звучат щелчки или музыкальные сигналы, а электроды, помещенные на голове ребенка, измеряют реакцию головного мозга. Этот метод позволяет врачу определить уровень слуха ребенке без необходимости следить за его реакцией.
  • Отоакустический эмиссионный тест, который измеряет звуковые волны, воспроизводимые во внутреннем ухе. Внутрь ушного канала младенца помещается крошечный «зонд, который измеряет степень реагирования в то время, когда в ушке ребенка звучат щелчки или музыкальные тона.

Такие обследования могут не проводиться непосредственно в вашей области, но последствия не выявленной вовремя тугоухости могут быть настолько серьезными, что врач может посоветовать вам съездить в один из центров, где проводят такие обследования. Если по результатам этих обследований у ребенка выявится вероятность проблемы со слухом, врач, безусловно, порекомендует вам как можно скорее пройти полную оценку слуховой деятельности, чтобы удостовериться в действительном нарушении слуха ребенка или его отсутствии.

Лечение

Тип лечения тугоухости будет зависеть от причины возникновения заболевания. Если речь идет о легкой степени кондуктивной тугоухости, вызванной наличием жидкости в среднем ухе, врач может назначить прохождение повторного обследования через несколько недель, чтобы проверить, не ушла ли жидкость сама собой. Применение антигистаминных препаратов или противозастойных средств в случае наличия жидкости в среднем ухе неэффективно. Антибиотики приносят ограниченную пользу, но обычно пробный курс на одну-две недели стоит попробовать.

Если по истечении трех месяцев улучшение слуха не наступает и за средним ухом все еще сохраняется жидкость, врач может порекомендовать вам обратиться к специалисту в области уха-горла-носа и дренировать жидкость через вентиляционные трубки, которые путем хирургического вмешательства помещают в полость среднего уха. Это легкая операция, занимающая всего несколько минут, но ее необходимо делать под общим наркозом, поэтому ребенку обычно приходится провести часть дня в «однодневном хирургическом центре» при больнице.

После помещения трубок могут возникнуть инфекции, но эти трубки позволяют уменьшить количество жидкости и снизить риск развития повторных инфекций. Помимо этого они улучшают слух ребенка. Для того чтобы снизить вероятность возникновения инфекции, педиатр может прописать ребенку маленькие дозы антибиотиков. Если кондуктивная тугоухость обусловлена мальформацией наружного или среднего уха, вернуть слух до нормального или близкого к нормальному уровня поможет слуховой аппарат. Но слуховой аппарат действует только в том случае, когда он надет на ухо. Необходимо удостовериться, что он постоянно включен и работает, в особенности если это касается маленького ребенка. Когда ребенок подрастет, может быть рассмотрено проведение восстановительной хирургической операции.

Как правило, родителей детей с нейро-сенсорной тугоухостью больше всего беспокоит, научится ли их ребенок говорить. В ответ на это можно с уверенностью сказать, что всех детей с нарушениями слуха можно научить говорить, но не все из них научатся говорить внятно. Некоторые! дети учатся хорошо читать по губам, в то время как другие дети совершенно не могут овладеть этим навыком. Но речь - это только одна из языковых форм. Большинство детей овладевают совместным применением разговорного языка и языка жестов и знаков. Письменная речь также очень важна, поскольку она служит ключом к успехам в области образования и профессиональной деятельности. Конечно, овладение прекрасной устной речью - мечта любого, но не всем людям, глухим от рождения, это удается. В основном глухие люди объясняются при помощи языка жестов, на котором многие из них лучше всего выражают свои мысли.

Для лечения функциональных проблем со слухом смотрите рекомендации разделов «Аллергия», «Ушные заболевания» и «Пищевая чувствительность». Кроме того, следите, чтобы в холодное время года ребенок носил головной убор, прикрывающий уши, и чтобы в вашем доме всегда было тепло и сухо.

Приучите ребенка к согревающей и укрепляющей пище. Если у вашего ребенка есть предрасположенность к хроническим респираторным и ушным инфекциям, включите в его диету свежие фрукты по сезону и источники витамина В12 (мясо, твердый сыр или йогурт несколько раз в неделю).

Здесь приведены образцы рецептов, полезных при хронических нарушениях слуха.

Настой, улучшающий слух. Этот настой уменьшает катаральные явления и уменьшает накопление секреторных выделений в слуховых каналах.

  • 2 части листьев коровяка
  • 2 части дудника
  • 2 части цветков бузины черной
  • 2 части кожуры лимона
  • 2 части кошачьей мяты
  • 1 часть эфедры
  • 1 часть семян аниса

Смешайте все ингредиенты (в сухом виде). Положите 1 столовую ложку смеси в стеклянный сосуд, залейте 1 литром кипятка и настаивайте 1 час. Процедите и добавьте сахар или мед по вкусу. Давайте ребенку от 1 столовой ложки до 1/2 стакана 4 раза в день.

Настойка, улучшающая слух. Эта настойка уменьшает образование секрета в слуховых каналах.

  • 4 столовые ложки настойки цветков бузины черной
  • 2 столовые ложки настойки листьев коровяка
  • 2 столовые ложки настойки кошачьей мяты
  • 2 столовые ложки настойки эфедры
  • 2 столовые ложки настойки солодки
  • 1 столовая ложка настойки семян аниса

Смешайте все ингредиенты в бутылочке коричневого стекла. Хорошо встряхните и давайте от 1/2 до 1 чайной ложки 2 раза в день.

В каких случаях следует звонить педиатру

Вот признаки и симптомы, при обнаружении которых вам следует заподозрить тугоухость ребенка и обязательно позвонить педиатру.

  • В возрасте одного месяца ребенок не вздрагивает при громких звуках либо к трем-четырем месяцам не поворачивается в сторону источника звука.
  • Ребенок не замечает вас, пока не увидит.
  • Ребенок концентрирует свое внимание на бурлящих и других звуках, вызывающих вибрацию, которую он может чувствовать, а не экспериментирует с произношением широкого выбора гласных и согласных.
  • К году у ребенка наблюдается задержка речи, ее трудно понять, либо он не говорит таких простых слов, как «папа» или «мама».
  • Ребенок слышит одни звуки, но не слышит другие (некоторые виды тугоухости влияют только на высокие звуки; у некоторых детей отмечается потеря слуха только одного уха).
  • Ребенок не только плохо слышит, но и не может ровно удерживать голову либо не может сидеть или стоять без поддержки (у некоторых детей с перцептивной тугоухостью также повреждена часть внутреннего уха, обеспечивающая информацию о равновесии и движениях).