Бывалиноникитская церковь. Православный детский приют «Никита Церковь Великомученика Никиты

Дата публикации или обновления 05.02.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению -
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Великомученика Никиты

    Село Бывалино.

    В вотчине Троице-Сергиева монастыря, на погосте Никитском у р. Дрозны, в 1577 г. стояла деревянная церковь Пророка Божия Илии, построенная «клецки». В книге братьев Холмогоровых «Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII столетий. Вохонская десятина» значится - церковь Великомученика Никиты на погосте Никитском, на речке Дрозне, в 1577 г. находилась Московскаго уезда, в Вохонской волости, в вотчине Троицко-Сергиева монастыря, «а в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола все строенье мирское».

    В летописи Никитской церкви записано: «До начала семнадцатого столетия по преданию, в сем приходе существовал храм во имя Пророка Илии, на месте престола которого находится каменный столп. Что церковь была Ильинская - это подтверждается сохранившимся благочестивым обычаем совершать молебствия сему святому в день его памяти одним селением Бывальнею, и еще подтвердилось всеобщим желанием прихожан устроить престол в новом каменном храме в честь Илии Пророка , дабы навсегда сохранить в потомстве память о существовавшем Ильинском храме».

    В писцовых книгах 131-132 (1623-1624) гг. о погосте Никитском, на речке Дрозне, записано: «...у церкви на церковной земле во дворе поп Игнатий, во дворе церковный дьячек Парфенка Васильевич, во дворе просфорница Марьица, пашни середние земли 4 четверти, лесом поросла 12 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена по речке Дрозне и на Бывальне 30 копен».

    В 1881 г. во внимание к благопоспешным трудам по созиданию и благоукрашению нового каменного храма священник Тихон Матфеев Александров награжден фиолетовою скуфьею. В сем году по примеру прежних лет была обносима икона Иерусалимской Божией Матери. 7-го ноября в д. Логиново был пожар, сгорело два двора крестьян: Григория Алексеева и Александра Федотова.

    В октябре месяце был обносимы в приходе иконы Тихвинская Божией Матери и преподобного Стефана Махрищского из Махрищской пустыни, Александровского уезда, Владимирской губернии.

    Священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Псаломщик Александр Соколов. Смотрено декабря 7 дня 1893 г. благочинный протоиерей Павел Доброкпонский.

    В 1895 г. крестьянином Теренинской волости, д. Ефимовой Иоакимом Ивановым Чуварзиным и крестьянкой д. Бельковой той же волости, Ириной Евсевиевой Родиной вновь сделана и позлащена риза на икону Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы и сделана с одного угла этой иконы серебряная, позлащенная риза на икону Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также подсвечник медный посеребрянный и серебряная, вызолоченная лампа. Ими же устроен иконостас на сию икону.

    В сем году была обносима икона Иерусалимской Божией Матери по селениям прихода.

    1896 г. В сем году по случаю открытия мощей Святителя Феодосия Архиепископа Черниговского, усердием прихожан была написана его икона и установлено в память Святителя праздновать 9-го сентября. В сем году была обносима по селениям прихода икона Иерусалимской Божией Матери.

    1897 г. В сем году усердием прихожан устроены иконостасы на иконе Св. Великомученика Никиты и Святителя Феодосия. В сем же году по случаю тяжелой болезни местный священник Тихон Матвеевич Александров ноября 12-го дня вышел за штат, а на его место по резолюции в Бозе почившего Митрополита Сергия, определен в священника к сей церкви воспитанник Вязнинской Семинарии Алексий Михаилов Виноградов.

    В 1900 г. в октябре в Никитский приход приносима была Иерусалимская икона Божией Матери из г. Бронниц. Священник Алексей Виноградов. Диакон Иоанн Троицкий. Псаломщик Александр Соколов.

    Существующая до сего времени в д. Логиновой школа грамоты 26 октября сего года преобразована в церковно-приходскую школу . Учительницей назначена Анна Николаевна Гараздина, а законоучителем диакон Иоанн Алексеевич Троицкий. Священик Алексей Виноградов. Диакон Иоанн Троицкий.

    1902 г. 13-го октября в 9 с половиной часов вечера умер псаломщик Александр Михайлович Соколов - 39 лет, прислуживавший при сей церкви 19 лет, а 17 ноября умер диакон Лебедев. 20-го октября избран в церковного старосту на второе трехлетие крестьянин Семен Никитин Миронов.

    1903 г. В конце сего года диакон Иоанн Троицкий определен в священника в с. Новленское Бронницкого уезда.

    1904 г. В сем году начата постройка каменного двухэтажного здания для школы и сторожки. В ноябре скончался бывший настоятель местного храма - священник Тихон Матфеевич Александров: погребен при каменном храме, полевую сторону главного алтаря.

    1905 г. Продолжение постройки каменного храма.

    1906 г. Школа-сторожка постройкою в сем году окончена.

    Местный священник Алексей Михайлович Виноградов Владыкою Митрополитом переведен на другое место в ноябре месяце.

    1 декабря последовало назначение настоятелем местного храма священника Христорождественской церкви, Московского уезда Михаила Владимировича Садикова. На место уволенного за штат диакона Николая Лаврова назначен диаконом в приход Никитского храма псаломщик Подольского уезда Василий Андреевич Вознесенский. Главными недостатками прихожан являются - вино и наряды, то и другое, а особенно первое разоряют крестьян материально и развращают их нравственно. Священник Михаил Садиков.

    1908 г. В сем году в приходской жизни и в церкви все обстояло по-прежнему. Весна была очень дождлива, по осени суха.

    1909 г. В сем году в июле месяце по деревням прихода была обносима икона Божия Матерь Иерусалимская - из города Бронниц.

    По храму никаких преображений не было, так как все уплачиваются долги за постройку сторожки и школы. С июня текущего года казенная винная в нашем приходе при д. Теренино по ходатайству крестьян была прикрыта. Теперь в приходе, благодарение Богу, не имеют ни одного заведения с продажею спиртных напитков. В октябре месяце умер бывший староста церкви и строитель каменного храма - крестьянин д. Ефимовой Иван Евсеевич Чуварзин.

    В 1910 г. в мае было построено собственное здание церковноприходской школы д. Логиново. В том же месяце вступил в должность новый церковный староста - крестьянин д. Козлово Максим Федотович Колонии. По храму никаких приобретений не было, так как все еще продолжается уплата долгов по постройке школы - сторожки. В октябре месяце построен дом псаломщику на церковный счет, на что израсходовано 700 руб. и взято из церковной дачи 100 корней лесу.

    В 1913 г. в приходской жизни изменений никаких не было. Нравственность народа быстро идет под уклон. Фабрики, трактиры развращают народ более, чем того можно было бы предположить. Удержать приход от падения рядовой священник не в силах, его мало слушают, больше берут под сомнение. В приходской деятельности каждый шаг священника, хотя бы благонамеренный и на пользу прихода клонящийся, старались истолковать в другую сторону, объясняя его корыстолюбием или честолюбием. Винить в таком отношении прихожан к своему священнику одних только их было бы несправедливо: в большей или меньшей доле, но все-таки повинно в том и духовенство, своим непростительным равнодушием к чисто пастырской деятельности.

    1914 г. В сем году никаких улучшений по храму не было. Весь доход церковный внесен был в уплату долга. За пол весь долг погашен. В конце июля открылась Великая Отечественная война. Мобилизация была небывалая - собраны чуть ли не все запасные. Из нашего прихода собрано запасными человек около 150.

    1915 г. В течение всего года война продолжалась, было еще несколько наборов запасных. Небывало много выбрали у нас людей. Тяжело, очень тяжело переносить народу такую войну, но духом он не падает, хотя и весь год на войне был для нас неудачный. В сем году дал себя особенно почувствовать другой враг народный: свой домашний всех положений и рангов, пользуясь временем тяжелым, поднял цены на все необходимые продукты до небывалых размеров. Мешок ржаной муки стоил до войны 6-7 руб., теперь 11-12 руб. Пуд крупы стоил 2.80-3 руб., теперь 4 руб. - 4.20, гречневая крупа до войны продавалась по 5 коп. фунт, а теперь 9-10 коп. и так во всем. Если принять к сведению, что и муки и крупы и сахару и других первейших предметов продовольствия у нас на Руси своих изобилие, и что за границу теперь из них уже почти ничего не идет, то по неволе удивишься - откуда могла появиться такая дороговизна, как могли люди ее создать. Хитер и селен враг людской и много еще среди нас грешных верных его и послушных приспешников. Но, несмотря на такую дороговизну, народ живет по старому, если не лучше.

    В середине года стало замечаться отсутствие звонкой монеты, и чтобы придти на помощь народу Правительство выпустило замен серебряной монеты марки в 10, 15 и 20 коп. В конце года по той же нужде и с той же целью были выпущены бумажные мелкие монеты в 1, 2, 3 и 5 коп.

    1916 г. В сем году война продолжалась с прежним напряжением. Дороговизна всяких продуктов тоже возрастала. Приходская жизнь протекала по старому.

    1917 г. Мая 21 дня избран приходской совет, который начал свою работу с 21 августа. Сентября 15 дня торжественно отпраздновали 200-летний юбилей древнего деревянного храма. На торжестве присутствовали: с. Троицкого Алексей Иоаннович Никольский, Пятницкого погоста Василий Архангельский, с. Севостьяново - священник Александр Помиранцев и с. Юркино священник Александр Филиппов».

    Но вот пришла пора, о которой в 1917 г. в летописи храма служивший тогда протоиерей Михаил Садиков сделал следующую запись: «В октябре месяце произошел Государственный переворот, власть перешла к партии социалистов-большевиков (коммунистов). Началась ломка не только государственных порядков, но и социального строя, что от этого произошло - это дни Истории. Одно только считаю нужным заключить, что весь народ разбился на два лагеря - буржуи и пролетарии, причем последние были больше чем полноправные граждане, а первые - меньше чем рабы».

    1918-1921 гг. «В 1918 г. последовал декрет об отделении церкви от государства. На церковной жизни прихожан этот декрет нисколько не отразился, еще не было ни одного случая, чтобы прихожане обходились без церковнаго благославления в важныя минуты жизни.

    В 1920 г. было открыто Богородское викарианстство и Епископом Богородским назначен Преосвященный Никанор из Архимандритов Никольского единоверческого Московскаго монастыря.

    В 1919 г. церковный староста П.М. Колонии от должности отказался, 11 мая был избран новый - крестьянин д. Стремянникова Иван Яковлевич Павлов.

    За эти годы хозяйственная жизнь народа быстро разрушалась, а вместе с тем росла дороговизна на все. К концу 1921 г. цены стояли следующие: пуд муки - 140 000 тысяч рублей, картошки - 20 000, пуд капусты - 18 000 руб., 1 фунт растительного масла - 20 000 руб., 1 фунт сахару - 35 000 руб. Корова стоит - 3 000 000 руб. и более, лошадь то же в этих ценах, 1 фунт соли 2500 р., 1 коробка спичек 1800 руб., простой нож 10 000 руб. и т.п. Священник Михаил Садиков.

    1922 г. Страшный голодный год. Вместе со всеми голодали и мои прихожане. Зимою сильно свирепствовал тиф, особенно в д. Логиново, а весною дизентерия. Голод и страшная эпидемия много народу уложило в могилу. За хлебом ездили по всей России: поездки сопровождались нечеловеческими муками, которыя, конечно, будут описаны на страницах истории.

    1923 г. Народ стал оправляться от голода, государственная жизнь понемногу налаживается. Антирелигиозная пропаганда ведется с особою настойчивостью. Церковь подавлена и молчит и со скорбию смотрит на безумия человеческие. В сем году, к великому прискорбию верующих, правящая церковь разделилась на два враждующих лагеря - на обновленцев и «тихоновцев».

    1924 г. Разделение в приходе продолжается, но вражда между верующими значительно сокращается. Приходит отрезвление, раздаются голоса о необходимости объединения. В нашем храме старостою церковным избран крестьянин д. Козлова - Семен Прокопиевич Горячев, проходит свою службу с особым усердием. Безумный натиск безбожия продолжается: сеет много, а пожинают очень мало. Церковь вынужденно молчит: духовенство - самые бесправные обыватели, хотя разные налоги взыскиваются более чем аккуратно и при том налоги очень внушительные. Епископы часто сидят в тюрьмах, или же пребывают в Соловках, Коми и других курортах прекраснаго севера. В настоящее время в Соловках находится наш Богородский Епископ Преосвященный Платон, назначенный в 1923 г. после смерти Епископа Никанора.

    1925 г. В деревянном храме паперть между храмом и колокольней устроена в 1817 г.: в том же году весь храм был покрыт железом, при чем последнего было куплено на 2214 рублей. Плотникам отдано 475 руб., кровельщикам 110 руб. (1817 год). Иконостас поновлен и позолочен в 1818 г., на что расходу последовало 2775 руб. Церковь расписана внутри в 1819 г. Израсходовано в первом году 512 руб. 55 коп. и во втором 537 руб. Обшита церковь тесом в 1825 г.: в том же году и окрашена: всего израсходовано приблизительно 3500 руб. Относительно ограды и фундамента в приходо-расходных книгах за эти годы упоминаний нет. Следовательно, они были сооружены раньше 1808 г. В сем 1925 г. крыша храма и стены выкрашены масляными красками, на что потрачено 1200 рублей.

    1926 г. В начале сентября сего года избран церковный староста гражданин д. Логинова Семен Поляков.

    1927 г. За 210 лет существования храма в сем году впервые в нем было архиерейское служение: служили Преосвященный Никита 10 января и 15 сентября. В сентябре же месяце Преосвященный Никита перемещен в Нижний Тагил Уральской области. К престольному празднику были реставрированы три иконы: Спасителя, Божией Матери и Пр. Сергия. Реставрировал художник-реставратор Петр Иванович Орлов за 500 руб. В последние месяцы года весь храм внутри был выкрашен, и пол - все работы стоили 750 рублей.

    1928 г. Иеромонах Иоанн - в мире протоирей Московский Георгиевской, что на Малой Дмитровке, церкви Иоанн Александрович Соколов 28 сентября /11 октября 1928 г. в Московской Харитониевской, что в Огородниках, церкви за Божественной Литургией Преосвященными: Митрополитом Нижнегородским Сергием, Архиепископом Оренбургским Дионисием, Хутынским Алексием, Рязанским Ювеналием, Вятским Павлом, Звенигородским Филиппом, и еп. Дмитровским Амвросием, содействующу Св. Духу, рукоположен во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

    В ночь на 3 октября злоумышленники, выпилив входную дверь, проникли в храм и похитили следующее: дарохранительницу, крест напрестольный и ризы с икон - Св. Николая, Воскресения Христова и иконы Божия Матери Ахтырской - все вещи серебряные

    В д. Бывалино 17 января 1917 г. в крестьянской семье родился Василий Павлович Мишин (1917-2001), академик, заместитель С.П. Королева (сменивший его затем на посту Генерального конструктора ракетных комплексов боевого и научного назначения), ученый в области машиноведения, организатор ракетно-космического инженерного образования.

    К 2000-летию Рождества Христова силами общины церкви Великомученика Никиты в с. Логиново была построена на месте разрушенной в годы гонений часовни новая, каменная часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Часовня строилась по проекту архитектора Андрея Казначеева.

    Деревня Логиново известна по документам с конца XVI в., когда писцы Троице Сергиева монастыря составляли опись всех сел и деревень Павловской волости, пожалованной царем Иоанном Грозным монастырю: «Деревня Логинова на речке Дрозне пашни паханые серой земли 50 четей да лесом поросло 24 чети с осмотром в поле, а в дву потомуж, сена 40 копен... крестьянских 10 дворов, да бобыльских 8 дворов, в том числе 2 вдовы и 2 приходца».

    Соседняя с Логиновым очень большая д. Данилово была населена как православными, так и раскольниками. В Данилово была каменная православная часовня, сломанная в советское время, и деревянный Никольский и Казанской иконы Божией Матери старообрядческий храм, уничтоженный в 1930-х гг. Данилово входило в земельное владение помещиков Никольского, Загарья тож. Уже в 1794 г. д. Данилово была населенней всех окрестных деревень и сел, тогда в ней было 44 двора с населением 381 человек. В 1876 г. в Данилово было 21 заведение по обработке металлов (в основном бронзы - литьё и последующая обработка) со 160 работниками, выпускавшими товара на 81 050 руб. в год.

    В 2003 г. в поселке Мехлесхоз была построена деревянная часовня Святителя Филиппа митрополита.

    В приходе Никитской церкви с. Бывалино была и д. Козлово.

    В приходе храма с. Бывалино находится и д. Теренино. Деревни Логиново и Теренино разделяет река Дрезна, а Теренино и Ефимово сейчас почти слились друг с другом.

    В приходе храма с. Бывалино была и д. Ефимово. Здесь стояла каменная часовня, разрушенная в советское время.

    Стремянниково тоже принадлежало к приходу Никитской церкви в Бывалино. В Стремянниково сохранилась каменная часовня, построенная в конце XIX - начале XX в. Эта дерев ня известна по писцовым книгам конца XVI в.

    В Назарьево часовня построена в 1912 г., на средства крестьян, владельцев фабрики в д. Филимоново, Ивана и Александра Сокольниковых. Первое упоминание о Назарьеве мы находим в писцовых книгах конца XVI в.

    В 1885 г. в Назарьево открыта земская школа. Попечителем школы был крестьянин Артемий Урин, законоучителем священник Александр Львов, учителем Сидорова.

    В 1903 г. в школу д. Назарьево поступает учителем Зинаида Павловна Розанова. Дочь священника с. Рязанцы (ныне в Щелковском районе Московской области). Она родилась в 1887 г., в 1896 г. поступила в Московское епархиальное Филаретовское училище, которое окончила в 1903 г. со званием домашней учительницы. В 1918 г. школа переехала в дом купца Урина.

    Часть населения Назарьева принадлежала к старообрядцам - неокружникам. В 1883 г. в Назарьево ими была построена моленная.

    На старой карте Московской губернии (съемка 1861 года) в районе д.Бывалино отмечено рядом два объекта - старообрядческое кладбище и погост Никиты мученика (старообрядческое кладбище выделено красным цветом). В районе дер. Рахманово отмечено еще одно старообрядческое кладбище (синий цвет). На Гугль-карте хорошо видно место расположения этих двух церквей.

    В 1960 году наш 8 класс работал летом в деревне Бывалино Московской обл. Мы размещались в старой деревянной церкви (построенной в 1717г.), переделанной под школу. Там я впервые увидел работающую физгармонию (типа пианино, но с ножными мехами для продува воздуха). Вокруг школы-церкви располагалось старое кладбище, которое на молодую психику никак не влияло. Через дорогу находилась заброшенная каменная церковь с колокольней (построена в 1861 г.) со своим кладбищем вокруг нее. Один раз мы в нее залезали через оконную решетку, а также на крышу. Тогда меня очень удивляло наличие двух церквей напротив друг друга и возле каждой свое кладбище.

    В этом году я решил посетить места своей юности. Оказалось, что деревянная церковь сгорела еще в 80—е годы. На фото хорошо видны остатки фундамента этой деревянной церкви. Помимо новых захоронений сохранилось несколько старых надгробий староверов, на которых символика в виде креста не просматривается. Присутствует орнамент в виде ромашки. Существование одновременно двух церквей (старообрядческой и новой) напротив друг друга со своими кладбищами говорит о том, что в середине 19 века при постройке храма новой веры старая еще не уничтожалась. В этой связи вопрос о жестоком гонении на староверов требует дополнительной проработки.

    Новая церковь сейчас интенсивно восстанавливается. Имеется большой щит с историческим описанием дер. Бывалино. Привожу надпись на транспаранте «В Вохонских землях в начале XVII века по реке Дрездна несколько раз являлась икона великомученика Никиты. В местах ее явления чудесным образом начинали бить целебные чудотворные ключи. Православные, видя такую божественную милость и небесную помощь страждущим строили в этих местах часовни.

    История храма святого великомученика Никиты в деревне Бывалино тоже связана с явлением иконы этого замечательного святого. Об основании храма во имя великомученика Никиты предание говорит, что храмовая икона этого святого явилась на месте существовавшего храма и это произволение Божие послужило указанием к сооружению храма во имя великомученика Никиты. Освящен деревянный храм был в день памяти святого 290 лет назад - 15 сентября 1717 года.

    Современное каменное здание храма великомученика Никиты основано в 1861 году в день его памяти. Явленную икону великомученика Никиты поставили в новом храме, трехпрестольном с приделами Казанской иконы Божьей Матери, Илии Пророка и Никиты Мученика. Предполагалось, что здесь, по желанию императора Алексадра II, будет основан женский монастырь.

    О пришедших тяжелых временах в 1917 году написал служивший тогда протоирей Михаил Садиков: «Весь народ разбился на два лагеря - буржуи и пролетарии, причем последние были больше чем полноправные граждане, а первые - меньше чем рабы».

    Наступившая трагическая эпоха оставила кровавый след и на Бывалинской земле. Исполком Московского Областного Совета 11 апреля 1941 года вынес решение о закрытии церкви в с. Бывалино Павлово-Посадского района и переоборудование ее здания под школу. Чудотворная икона святого Никиты из храма Никитского погоста д. Бывалино хранилась долгое время в боковом приделе церкви на Уползах. В 1996 году древнюю святыню перенесли торжественным крестным ходом в родной Никитский храм, переданный Церкви в 1991 году.

    Деревянный храм Никиты -мученика не сохранился - сожжен в конце 1980-х годов, остались лишь его фотографии. Восстановительные работы в каменном храме были начаты протоиреем Михаилом Сырчиным, а с октября 1992 года настоятелем Никитской церкви стал иеромонах Амвросий (Шевчук).

    В ноябре 2005 г. по благословлению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и епископа Рашко Призренского Артемия частичка мощей святого великомученика Никиты была перенесена из Косово (Сербия) в Бывалино. А бывалинские кузнецы под руководством Игоря Чижова создали сень над мощами святого великомученика Никиты и раку для мощей. Как мы видим никакого упоминания о староверах на памятном щите нет и только память старожилов и древние карты указывают на существование здесь в недалеком прошлом островка староверия.



    Никитский, что на Дрозне, погост находится на южной окраине д. Бывалино, на левом берегу реки Дрезны. Погост расположен 10 км на юго-восток от райцентра и 72 км к востоку от Москвы. В Советский период территорию погоста пересекла автодорога на Козлово. Деревянный храм стоял восточнее этой дороги. Никитская деревянная церковь построена в 1717 году на месте упразднённого Никитского женского монастыря. Впервые монастырь упоминается в 1623 году при перечислений селений, принадлежавших Покровскому Суздальскому женскому монастырю. Храм на подклете состоял из бревенчатого одноглавого четверика, рубленного "в обло", гранённой апсиды, рубленной "в лапу" трапезной и притвора. Первоначально к храму примыкала висячая галерея - гульбище, остатки которой сохранялись под поздней тёсовой обшивкой. Постройка снаружи имела ампирную обработку, приобретённую в 1830-х годах. Закрыт храм в 1941 году, а позднее переоборудован в школу. Сгорел в конце 1970-ых гг.

    В 800 м на северо-восток от храма, на правом берегу реки Дрезны находится источник, где в нач. XVII в. был явлен образ вмч. Никиты Готфского (Константинопольского). Источник почитаем и по ныне.

    По материалам: В. В. Зверинский. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Вып.1, 2 и 3. Спб., 1890-1897 гг. Памятники архитектуры Московской области. Том 2. Москва, 1975 г.; собственные краеведческие обследования на местности.

    В деревне Бывалино, что в Павлово-Посадском районе Подмосковья, уже 12 лет работает православный детский приют «Никита». Десятки детей, которые побирались по вокзалам, жили в подвалах, находят здесь и дом, где согреваются их сердца, и любовь, которой обделила их жизнь, и судьбу. Руководит приютом замечательный человек – игумен Амвросий (Шевчук). Руководит с Божией помощью, преодолевая все чиновничьи и прочие барьеры и препоны.

    Бывалинское чудо

    Я ехал в Бывалино по Носовихинскому шоссе вместе с одним из помощников и духовных чад отца Амвросия. Ожидал увидеть какой-то подлатанный деревенский дом, где собраны «дети улицы». Но приют «Никита» поразил меня в первое же мгновение. Близ главного храма во имя великомученика Никиты – отсюда и название приюта! – расположился целый комплекс, напоминающий не сельский приходской храм, а настоящий монастырь. Несколько церквей, двухэтажные жилые корпуса, часовни с куполами и крестами, хозяйственные постройки, окруженные основательной оградой с красивыми воротами… Этот комплекс, как мне рассказали, создан на месте, где было прежде болото.

    Строительство, в котором участвуют и братья Чижовы – Илья, который привез меня сюда, и Игорь, знатный кузнец, продолжается. Но повсюду порядок и чистота.

    В центре комплекса – большой цветник. Он появился после паломничества в Дивеево.

    – Хотим, чтобы и у нас были такие же красивые цветы – это часть рая на земле, – сказали мне местные матушки.

    У отца Амвросия, как я убедился, много идей и большие способности к их воплощению. Кстати, батюшка происходит из большого священнического рода: практически все близкие и дальние родственники служили или служат в алтаре. Много замыслов отец Амвросий уже воплотил. Но еще больше вынашивается.

    Реставрация души

    В октябре 1992 года, получив благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, молодой иеромонах Амвросий был направлен восстанавливать сельский храм в деревне Бывалино.

    – Для себя мы сразу решили, – говорит батюшка, – что восстанавливать надо не только стены, но и души людей. Особенно детские.

    Человек очень любящий детей, он сразу же решил, что при храме должна быть воскресная школа.

    Пришло лето – появилась мысль о летнем лагере. Министр обороны откликнулся на просьбу и выделил батальонные палатки, полевые кухни.

    – Вскоре я увидел, что воскресная школа, – вспоминает отец Амвросий, – перестает быть средством воцерковления и начинает восприниматься как очередное развлечение для детей – как секция по теннису или кружок по рисованию. Родители остаются совсем в стороне. Стал думать, как жить дальше, а тут к нам стали поступать просьбы позаботиться о «трудных» детях. Мы переквалифицировались, и постепенно родился приют. Но и лагерь продолжает работать. По мере его известности сюда стали стекаться маленькие бродяжки и беспризорники. Отряды выросли с 6–7 человек до 25–30 в каждом.

    Каждый год в конце августовской смены в добрых руках отца Амвросия стали оставаться «крошки» – дети, которым некуда идти. Их никто не ждал из лагеря. Адреса родителей – кладбище, ИТУ, «психушка», вокзалы…

    Пришлось расселять этих детей в кельи к послушницам, несущим труды по восстановлению храма.

    В конце концов, одно из зданий при храме переоборудовали под детский корпус и собрали под его крышей всех «Божьих крошек». Воспитатели сознательно избегают называть его детским домом: каждый из «никитят» имеет за плечами свою грустную историю.

    У 16-летней Кати ни одного класса образования, мама – бомж.

    Ире 9 лет, мамы нет, папа – алкоголик. Зато жива старая бабушка, ветеран войны, которая любит девочку и не хочет с ней расставаться. Теперь обе в «Никите».

    Сереже Березину тоже 9 лет. Родители в загулах, дом сгорел. Мальчик пару сезонов жил в коллекторе котельной, ночевал на горячих трубах. Его кочегар и привел. Сейчас Сережу не узнать: он окреп, старательно учится.

    Леночке Лебедевой шестой год. Говорить научилась только здесь. Мама гуляет, папы нет. Попала в «Никиту» с улицы, буквально замороженная. С тех пор из-за переохлаждения у нее проблема с почками. Сейчас Леночка учится в музыкальной школе, поет на церковных концертах и праздниках.

    Саша Бехтеев из Южной Осетии, его школа-интернат разрушена. Женщина, которая приехала вместе с ним, тоже живет у нас. Оформляет над мальчиком опеку.

    Младшие «никитята» в возрасте от 7 месяцев до 14 лет живут в двух – для мальчиков и для девочек – больших спальнях детского корпуса. А старшие, которым уже по 15–17 лет, – в отдельных кельях.

    «Никитята» имеют разные юридические статусы. Кто-то усыновлен или взят под опеку сотрудниками приюта, кто-то просто живет здесь как в воспитательном учреждении.

    – Мы не торопимся с лишением родительских прав, – говорит отец Амвросий, – ибо считаем, что на это должна быть воля Божия. Нам не важно, какой у ребенка статус, нам самое главное – принять его, и всё. Мы прикладываем все силы, чтобы найти их родственников, какие-нибудь документы, оказываем медицинскую и другую помощь. Все дети, попадая к нам, сразу приступают к учебе.

    Воспитателей в «Никите» шесть. Все – женщины: кто-то в монашеском постриге, кто-то просто миряне.

    Как же матушки справляются с этими детьми улиц?

    Помощница отца Амвросия монахиня Василия, ответственная за детский корпус, рассказывает:

    – Метод у нас простой: общение, общение и общение. В первый же день мы предупреждаем вновь прибывшего: дорогой, здесь у нас режим – никакой водки, никаких сигарет! И что вы думаете? Постепенно дети привыкают. Все они по самой своей природе тянутся к добру. Дети ведь прекрасно понимают, где им хорошо, а где плохо.

    Школьники ходят в несколько окрестных школ, обычных и коррекционных, то есть предназначенных для тех детей, которые отстают в психическом развитии. Первоклассники занимаются прямо в «Никите» – так удобнее готовить их в общеобразовательную школу.

    19 июня 2006 года «Русская береза» передала для приюта шесть компьютеров, предоставленных одной из московских компьютерных фирм с полностью установленным программным обеспечением. Теперь дети смогут осваивать современные информационные технологии.

    Еженедельно в «Никиту» приезжают преподаватели компьютерного дела и английского языка.

    Многие дети ездят в Павловский Посад в музыкальную школу. Воспитанники «Никиты» играют на скрипках, виолончели, домре и аккордеоне. Одним словом, вздохнуть некогда. Но такова воспитательная концепция игумена Амвросия:

    – Если мы не загрузим этих деток даже не на 24, а на все 25 часов в сутки, – говорит он, – если мы скажем: гуляй смело, занимайтесь, дети, чем хотите, – они найдут чем заняться, я вас уверяю!

    И «Никита» загружает своих питомцев. Помимо учебы, паломнических поездок, экскурсий в музеи ребята выполняют множество послушаний. Например, на подсобном хозяйстве храма, где есть коровы, свиньи, гуси, куры, две лошади и своя пасека. К каждому медовому Спасу «никитята» во главе с матушкой Василией накачивают по нескольку ведер меда.

    В «Никите» есть свои традиции, которые отец Амвросий считает очень важными.

    – Каждый вечер, – рассказывает он, – перед сном у нас бывает крестный ход вокруг храма. Самые послушные дети – впереди с иконами, с хоругвями. Кто похуже вел себя днем – плетутся сзади. После крестного хода все подходят ко мне под благословение, а потом бывает разбор полетов: кто провинился, кто отличился. Вечером такие беседы проводить удобнее: я всегда на месте, а утром много всяких дел.

    Вензель для патриарха

    В деревне Бывалино уже привыкли к тому, что отец Амвросий постоянно придумывает что-то новое, старается привлечь жителей района к интересным и благим делам.

    При храме он основал кузницу, имеющую кроме просветительского и практическое значение. Выпускники кузнечной школы – подростки села и воспитанники приюта – изготовляют подсвечники и другие предметы утвари для своего храма.

    Руководитель кузни – Игорь Алексеевич Чижов, как и его соратники, – человек воцерковленный: несет алтарное послушание, совершенствуется в навыках церковного чтения и пения.

    Отец Амвросий организовал фестиваль кузнецов под девизом: «Куем во славу Святой Руси! Помилуй, Господи и спаси!».

    – Главная цель фестиваля, – говорит отец Амвросий, – познакомить детей и взрослых с традиционным древнерусским ремеслом, которое было частью православной культуры.

    А вот история, связанная с кузнечным делом в Бывалино.

    В этом году, буквально за несколько дней до 25 февраля, когда празднуется день рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, представители телекомпании «Неофит», имея в виду бывалинскую кузницу, обратились к настоятелю и активным членам общины с неожиданной просьбой – изготовить подарок патриарху.

    Кузнецы ночку покумекали и, помолясь, взялись за дело. В работах у горна и на наковальне принимали участие и «никитята». Среди них особенно выделялся десятилетний Ванюша Истомин, который и грел железо, и ковал его, и помогал держать. Потом поздно вечером «никитята» перед телекамерой поздравили Святейшего Патриарха, и опять Ванечка оказался впереди. «Неофиты» уехали в Москву. За ними уехал и выкованный в кузне патриарший вензель – «зело украшенный».

    На этом история могла и окончиться. Но спустя неделю «Неофиты» вернулись в Бывалино снимать репортаж про масленицу для канала «Россия».

    – По их словам, – рассказывает отец Амвросий, – Алексий II благосклонно принял сувенир из Подмосковья, а особенно тепло им было встречено поздравление «никитят». «Неофиты» привезли Ване Истомину с соратниками большую коробку патриаршего шоколада, украшенную сверху тем же самым вензелем предстоятеля Церкви, но только в миниатюре, и письмо от самого Святейшего Патриарха.

    «Воспитаннику детского корпуса при храме св. вмч. Никиты с. Бывалина Московской области Ване Истомину.

    Дорогой Ваня!

    Сердечно благодарю тебя за внимание к моему дню рождения и памятный подарок – выкованный твоими руками вензель патриарха. Видно, что ты немало потрудился над его изготовлением вместе с твоим наставником Игорем Алексеевичем Чижовым, вложив в него свою душу и талант.

    …Все мы, взрослые, кажется, еще совсем недавно, как и ты, были детьми. Каждый из нас помнит это неповторимое время, сохраняя в своей душе чувство благодарности тем, кто был рядом с нами, кто согревал нас любовью и заботой, кто дарил нам радость познания мира, полного удивительных открытий.

    …Господь дает тебе время и силы возрастать не только физически, но и, что не менее важно, духовно. Церковь смотрит на тебя с верой, надеждой и любовью. Через всю свою жизнь постарайся пронести и сохранить лучшие человеческие чувства: доброту, честность, отзывчивость, любовь, милосердие. Сегодня не многие из нас могут признаться в том, что детская доверчивость и простота сохранились в нашей взрослой жизни. Но мы, взрослые, будем и в дальнейшем делать все от нас зависящее, чтобы твое развитие было бы гармоничным и благоуспешным. Постарайся оправдать наши ожидания.

    Божие благословение да пребывает с тобой, дорогой Ваня, и всеми твоими сверстниками!

    Алексий, Патриарх Московский и всея Руси».

    «Никита» против чиновников

    Многие воспитанники «Никиты», вырастая, остаются здесь – выполнять поручения настоятеля, воспитывать младших, помогать по хозяйству.

    Одна из бывших воспитанниц, Людочка, отучившись на регентских курсах во Владимире, вернулась в приют организовывать детский клирос. Правда, по распределению ей надлежало отправиться регентом на один из приходов Павлово-Посадского района, но отец Амвросий устроил так, что девушка стала помогать «Никите»: и настоятелю спокойнее, и приюту полезнее.

    Кто-то из «никитят» уехал в Москву учиться, кто-то поступил в семинарию во Владимире. Со всеми есть связь у отца Амвросия и воспитателей приюта.

    – Самое главное, – подчеркивает отец Амвросий, – как мы думаем и на что надеемся – в большинстве своем наши воспитанники получили задатки православного образа жизни, постигли азы христианской морали, увидели дорогу в храм, к Богу. И как бы теперь обстоятельства жизни их не крутили-вертели, они никогда не потеряют маячок, светящий им в бурном море житейском. Они обрели множество братьев и сестер. Они обрели Церковь Христову. Они обрели веру. Они на своем жизненном опыте убедились в том, что нужны народу Божию, Церкви и своей державе. И вместо уныния и разочарования в момент самых жесточайших жизненных коллизий и катастроф у них есть поддержка.

    А какой у «Никиты» ресурс? Сколько еще детей сможет принять отец Амвросий?

    – Наш приют существует при храме без государственной помощи, а только на плечах прихода вот уже 12 лет, но мы пока еще никому не отказывали, – уверенно отвечает батюшка (хотя поиски денежных средств – его постоянная головная боль). – Примем детей столько, сколько надо, только привозите.

    Почему же отцу Амвросию, который так любит и заботится о детях, отвергнутых нашим обществом, приходится так трудно в общении с некоторыми официальными лицами Павлово-Посадского района?

    Ну не нравится представителям нынешней нашей власти, когда где-то русские священники делают добрые дела.

    Приют «Никита» чиновники района хотят задушить юридически, представив дело так, будто батюшка занимается незаконными с точки зрения существующих законов делами. Они требуют официального оформления приюта, хотя в зарегистрированном Минюстом РФ уставе Русской Православной Церкви создание и существование подобных социальных учреждений при храмах и монастырях прямо прописано и поощряется. А посему какой-либо дополнительной регистрации не требуется.

    Номер в списке подопечных организаций: 1

    Статус: Приют

    Руководитель: Директор Рюмина Татьяна Сергеевна, духовник священник Андрей (Филиппенко)

    Адрес: 142515 Павлово-Посадский район, д.Бывалино

    Телефон: 8-496-43-71-180

    Электронная почта: [email protected]

    В деревне Бывалино, что в Павлово-Посадском районе Подмосковья, уже 12 лет работает православный детский приют «Никита». Десятки детей, которые побирались по вокзалам, жили в подвалах, находят здесь и дом, где согреваются их сердца, и любовь, которой обделила их жизнь, и судьбу. Руководит приютом замечательный человек — игумен Амвросий (Шевчук).
    Руководит с Божией помощью, преодолевая все чиновничьи и прочие барьеры и препоны. Ну не нравится представителям нынешней нашей власти, когда где-то русские священники делают добрые дела. Приют «Никита» чиновники района хотят задушить юридически, представив дело так, будто батюшка занимается незаконными с точки зрения существующих законов делами. Они требуют официального оформления приюта, хотя в зарегистрированном Минюстом РФ Уставе Русской Православной Церкви создание и существование подобных социальных учреждений при храмах и монастырях прямо прописано и поощряется. А посему какой-либо дополнительной регистрации не требуется. Но если по требованию чиновников существование приюта будет оформлено так, как государственные детские учреждения, его можно будет сразу … закрыть: ведь по закону в нем положен огромный штат сотрудников, которых в деревне просто не найдешь. Да и соответствующего фонда заработной платы для них тоже нет. В общем, сложная ситуация, выход из которой, конечно, есть. О бывалинском чуде должны узнать те представители власти и депутаты Госдумы, которым небезразлична судьба беспризорников и сирот, и решить дело в пользу добра и здравомыслия: ведь в своем послании Президент РФ В. В. Путин прямо указал на проблемы, связанные с детьми-сиротами, которые надо решать по-человечески, а не по-чиновничьи бездушно.

    Потеря за потерей... Только что мне сообщили, что отошел ко Господу игумен Амвросий (Шевчук) - духовник и директор православного приюта "Никита". Это огромная утрата и для всех его духовных чад, для детишек, которым он посвятил всю свою жизнь, для страны, для меня лично. Потому что отец Амвросий для всех был, как солнце. Он со всеми обращался, как с детьми. Жалел, наставлял, любил, заботился. Невозможно было уехать от него без сытного обеда в трапезной и кучи подарков. Приезжаешь с проблемами, а покидаешь "Никиту" с расправленными крыльями. Потому что отец Амвросий мог утешить, успокоить, по-доброму наставить на путь Истины. Ушёл человек, который для многих был, как отец, в том числе и для меня. Горе. Пытаешься думать, что он теперь пополнил сонм Ангелов и будет молиться о нас и пока не могу утешиться.

    На фото: мы с отцом Амвросием год назад. И я с подарками и Дуська..

    Царство Небесное новопреставленному игумену Амвросию! Вечная ему Память! Мы уж точно его никогда не забудем...

    Реквизиты:

    Получатель платежа: Местная религиозная организация православный приход Никитского храма д. Бывалино
    Наименование платежа: Пожертвование на оплату коммунальных услуг
    Банк: Банк «Возрождение» ПАО г. Москва
    Расчетный счет: 40703810003620140618
    Корреспондентский счет: 30101810900000000181
    БИК: 044525181
    ИНН: 5035006940
    КПП: 503501001

    • Распечатать квитанцию для пожертвования через банк

    Помогли:

  • 15 января 2018 г. 6 000 руб. фонд от благотворителя (Кому: Местная религиозная организация православный приход Никитского храма д.Бывалино. Назначение: Пожертвование на оплату коммунальных услуг. Cумма 6000-00,без налога (НДС).)
  • 12 октября 2017 г. детское питание (1914 шт.) фонд от благотворителя
  • 23 августа 2016 г. 15 000 руб. фонд от благотворителя (Кому: МРО православный приход Никитского храма д.Бывалино. Назначение: Пожертвование на оплату коммунальных услуг от Надежды Н. Cумма 15000-00,без налога (НДС).)
  • 21 июня 2016 г. 3 100 руб. фонд от благотворителя (Кому: МРО православный приход Никитского храма д. Бывалино. Назначение: Пожертвование на оплату коммунальных услуг от Романа и др.благотворителей. Cумма 3100-00, без налога (НДС).)
  • 19 апреля 2016 г. 16 000 руб. фонд от благотворителя (Кому: МРО православный приход Никитского храма д. Бывалино. Назначение: Пожертвование на оплату коммунальных услуг от Екатерины, Нины, Татьяны, Ирины, Илины, Анастасии. Cумма16000-00, без налога (НДС))
  • 11 февраля 2016 г. 3000 руб. Людмила
  • фонд от благотворителя (Кому: Негосударственное учреждение социального обслуживания"Детский корпус "НИКИТА". Назначение: Пожертвование на ремонтные работы, на оплату коммунальных услуг, налогов, содержание штата от Ирины Юрьевны О. Cумма 85000-00, без налога (НДС).)
  • 28 декабря 2015 г. 85 000 руб. фонд от благотворителя (Кому: Негосударственное учреждение социального обслуживания
  • 24 августа 2015 г. 10 000 руб. фонд от благотворителя (Кому: МРО православный приход Никитского храма д.Бывалино. Назначение: Пожертвование на детский приют от YНатальи. Cумма 10000-00,без налога (НДС).)
  • 10 августа 2015 г. 1 010 руб. фонд от благотворителя (Кому: МРО православный приход Никитского храма д.Бывалино. Назначение: Пожертвование на детский приют от Алексея и Владимира. Cумма 1010-00,без налога (НДС).)
  • 26 марта 2015 г. 5 000р. фонд от Ольги
  • 26 декабря 2014 г. 5000 руб. фонд от Ольги
  • 23 октября 2014 г. мужские брюки 5 пар, куртка женская и кофта вязаная Людмила, Елена и Михаил
  • 6 октября 2014 г. 3700 руб. фонд
  • 4 июля 2014 г. 850 коробок десертов двух вкусов от ООО Компания НЕЛТ
  • 23 июня 2014 г. 5000 руб фонд от Ольги
  • 23 июня 2014 г. десерты Zott 450 кор ООО Компания НЕЛТ
  • 3 апреля 2014 г. 3000 руб. Елена и Евгений
  • 1 апреля 2014 г. 5000 руб. фонд от Ольги
  • 1 апреля 2014 г. 2000 руб. фонд от Натальи
  • 31 декабря 2013 г. 5000 фонд от Натальи и Александра
  • 14 октября 2013 г. 1000р. Борис
  • 20 августа 2013 г. литература детская,литература православная,горшки для грудных детей,две елки новогодние,10 литров жидкого мыла,художетсвенная литература,ковер б/у, календари православные от Пасхи до Пасхи - 2 кор., календари православные настенные фонд
  • 20 августа 2013 г. раковины из нержавейки, аксессуары для ванных комнат,одеяла, пледы,подушки, смесители фонд от Леруа Мерлен
  • 5 апреля 2013 г. отгрузили: тарелки 1000 шт., сок 8 упаковок, вешалки 3 пакета, 5 букварей, православная литература Евангелие, закон Божий, опыт построения исповеди фонд
  • 28 декабря 2012 г. 2 000 руб. благотворитель
  • 30 августа 2012 г. 500 р. Екатерина
  • 3 апреля 2012 г. 1 000 руб Ирина
  • 30 марта 2012 г. 100 000 руб. фонд от Александра
  • 27 сентября 2011 г. 50 000 руб. фонд
  • 14 июля 2011 г. 10 000 руб. Планета Мира
  • 30 мая 2011 г. 20 000 руб. фонд
  • 14 апреля 2011 г. 20 000 руб. фонд
  • Письма:

    27 февраля 2019 г.

    ДЕТСКОМУ ПРАВОСЛАВНОМУ ПРИЮТУ "НИКИТА" СРОЧНО НУЖНА ПОМОЩЬ!!!
    Дорогие братья и сестры!

    Просим Вас оказать по силам помощь приюту! Скопился большой долг за газ - 120 000 рублей!

    Долг нужно погасить срочно! Любая Ваша помощь архи важна!

    Благодарим Вас и, в Вашем лице всех сотрудников фонда "Русская Береза", за Вашу постоянную поддержку нашей деятельности по помощи детям. оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а так же за финансовую и материальную помощь, которую мы получаем от Вашего фонда уже много лет. И сегодня, в нынешней сложной финансовой ситуации, мы изыскиваем средства для оплаты счетов за газ, электроэнергию, вывоз мусора и т.д., а именно, за коммунальные услуги. Поэтому и обращаемся снова к Милосердию Ваших Благотворителей: может быть, кто-то имеет возможность принять посильное участие в наших трудах, хотя бы частично оплачивая наши счета за коммунальные услуги.

    С уважением, настоятель Никитского храма священник Андрей Филиппенко

    Дорогие братья и сестры, благодетели и просто неравнодушные люди!

    22 августа с.г. на 52-м году жизни отошел ко Господу настоятель нашего Никитского храма деревни Бывалино игумен Амвросий (Шевчук).

    Очень много хороших дел воплотил в жизнь наш дорогой Батюшка Амвросий: Детский корпус "Никита", детский конный клуб "Готфы", Международные кузнечные фестивали, рукодельный клуб "Шмель", праздники для всего прихода в честь памяти святого великомученника Никиты, окормление приютов, больниц, заключенных и воинов и много-много других социально и духовно полезных дел.

    Самым значительным его делом была организация православного благотворительного лагеря "Никита" и приюта для детей-сирот и из неблагополучных семей - Детского корпуса "Никита", воспитанников которого называют теперь никитятами. В Детском корпусе находили и находят приют дети самого различного возраста: от нескольких месяцев до совершенных лет.

    За эти годы Детский корпус "Никита" выпустил в жизнь не один десяток детей, получивших в корпусе образование и последующее попечение об их будущем.

    В этом году было закончено строительство нового здания детского корпуса, начатого по благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В нем сегодня нашли приют 18 детей разного возраста.

    Прихожане храма оказывают посильную помощь Детскому корпусу и все же мы нуждаемся в помощи.

    Нам необходимы школьно-письменные принадлежности для школьников, канцелярские принадлежности, гигиенические средства, оборудование и принадлежности для ухода за помещениями, а также продукты или денежные средства на закупку полноценного питания для детишек корпуса.

    Мы будем безмерно благодарны за всякую Вами оказанную помощь и будем неустанно молиться о вас.

    По благословению Его Преосвященства Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского настоятелем храма назначен священник Андрей Филиппенко.

    Директором НУСО "Детский корпус "НИКИТА" с 2010 года является Рюмина Татьяна Сергеевна

    Благодарим Вас, а в Вашем лице всех сотрудников фонда «Русская Береза» за Вашу постоянную поддержку нашей деятельности, а так же за финансовую помощь (15 тысяч рублей), которую мы получили в связи с необходимостью лечения тяжелого онкологического заболевания настоятеля Никитского храма д. Бывалино и Учредителя нашего Негосударственного учреждения социального обслуживания (НУСО) «Детский корпус «НИКИТА» игумена Амвросия (Шевчука Михаила Анатольевича) и перенесением им тяжелой операции, болезнью и кончиной.

    Игумен Амвросий был настоятелем храма д. Бывалино с 1991 по 2016 гг., основателем и попечителем Детского корпуса "Никита".

    1 февраля 2016 г.

    При храме святого великомученика Никиты деревни Бывалино Павлово-Посадского района Московской области с 1992 года существовал православный благотворительный детский лагерь "Никита" для детей сирот и детей из многодетных и малообеспеченных семей. На его базе с 2004 года открыт детский приют "Негосударственное учреждение социального обслуживания "Детский корпус "Никита". В нем в разное время спасались от 25 до 35 детей в возрасте от рождения до 19 лет, которые по каким-либо причинам остались "за бортом семейной жизни" - это сироты, опекаемые, беженцы, бомжи; те, у кого родители сидят в тюрьме, лечатся в психиатрических больницах и т.д. Эти дети находят при храме вторую семью: мы их лечим, учим, оказываем юридическую помощь, стараемся.

    Более чем за 20 лет работы у Детского корпуса и храма образовалось много друзей, подопечных, соратников по решению проблем. Так или иначе, но встречаем вместе с ними будни и праздники. На Рождество около 1000 детишек бывает на наших благотворительных елках. Вывозим детей на юг в Геленджик, организовываем отдых в Рязанской области, проводим казачьи слёты и военные игры, кузнечные фестивали и дни славянской культуры.

    В духовном центре, созданном на базе детского корпуса, выступают кукольные театры, оперные артисты, поэты, историки. К детям в гости часто заглядывают байкеры, кадеты, омоновцы, спецназовцы, театральная труппа "Корона русского балета".

    Более десяти лет при детском центре работает конный клуб "Готфы", в котором на 10 лошадях и 2 пони занимаются (на благотворительной основе) не только воспитанники корпуса, но и дети из соседних городов и деревень. Всегда открыты двери детского центра для детей - инвалидов, воспитанников интернатов, учеников спецшкол, то есть всех, кто остро нуждается в повышеннном внимании, ласке, нежности и заботе.

    Нашу деятельность поддерживали и поддерживают музыканты, певцы, композиторы, артисты: Юрий Лоза, Николай Трубач и многие другие известные люди.

    На данный момент закончилось строительство нового детского корпуса на 40 детей. Это начинание благословил и поддержал наш правящий архиерей митрополит Ювеналий. Но много дел еще предстоит сделать внутри самого здания, для того, чтобы туда могли переехать дети.

    За свою деятельность храм, детский корпус, настоятель игумен Амвросий и сотрудники были отмечены благодарственными грамотами, медалями, от государства и Церкви.

    Наши воспитанники заканчивают школу, создают семьи, служат в армии, поступают в институты, трудятся на благо общества и Родины и продолжают поддерживать связь с "Никитой".

    В настоящее время остро нуждаемся в нижеследующем:

    Продукты питания

    Бытовая химия

    Обувь (от 22 до 41 размера)

    Лекарственные препараты (анальгетики, противовирусные, спазмалитики, витамины)

    Ткань для постельного белья, для творчества

    Электрооборудование (чайники, утюги, микроволновки)

    Оплата электроэнергии

    С уважением, настоятель Никитского храма игумен Амвросий (Шевчук)

    После 13 лет благополучной работы . В подмосковной прокуратуре считают, что здесь серьёзно нарушены санитарные нормы. После визита в Бывалино специалистов СЭС суд принял постановление о закрытии приюта. Корреспонденты православной телестудии Неофит несколько раз ездили в детский приют в Бывалино. Вот каким они увидели приют:

    “Детский подарок Патриарху” скачать видеосюжет

    “Масленица в Бывалино” скачать видеосюжет

    “Богослужение в поле” скачать видеосюжет

    Война приюту

    Подмосковный детский православный приют “Никита”, существующий уже 13-й год, – один из самых знаменитых в России. Его основателя и руководителя – игумена Амвросия Святейший патриарх Алексий II наградил орденом, а губернатор Московской области Борис Громов – почетным знаком. И вот этот игумен бьет в набат – прокуратура Павлово-Посадского района добивается фактической ликвидации приюта, где живут 30 ребятишек.

    2 февраля 2007 года в прославленный приют в деревне Бывалино пожаловали санитарные врачи. Они-то и обнаружили, что число писсуаров, унитазов и ногомоек несколько ниже нормы. В пищеблоке не хватает разделочных столов и моечных ванн для кухонной и столовой посуды, да и помещения устроены неправильно. Не на все продукты есть “удостоверения качества”. Словом, множество нарушений. В тот же день райсуд рассмотрел дело о нарушении статьи 6.3 (нарушение санитарных правил) КоАП и вынес отцу Амвросию предупреждение. Но районной прокуратуре такое наказание показалось недостаточным, и она внесла протест в областной суд, указав, что “предупреждение” – это только для физических лиц, а если к ответственности привлекается юридическое лицо, то его деятельность должна быть приостановлена на срок до 90 суток.

    В переводе с юридического на русский это означает, что приют должен быть закрыт. Игумен Амвросий рассказывает, что в прокуратуре уже готовились “изымать детей”, но позиция районного суда стала сюрпризом. А областной суд решение первой инстанции отменил, и теперь приют можно ликвидировать в любую минуту.

    Отец Амвросий – человек смиренный:

    – Пожарные распорядились перевести спальни из деревянной мансарды в кирпичное помещение. Перевели. Сигнализацию пожарную сделали. Учения проводим – уже за 2 минуты эвакуироваться научились. И предписания СЭС мы тоже готовы выполнить, но перестройка здания требует времени и денег.

    Монахини, живущие и работающие в приюте, нередко являются официальными опекунами воспитанников. При оформлении опекунства департамент образования составляет акты обследования условий проживания в приюте. Вот один из них: “Дом для детей отвечает современным требованиям, просторные спальни, есть большая столовая, 2 душевые и ванная, туалеты, 5 000 книг, к детям приходит хореограф, дети обучаются в школе неподалеку от храма, обеспечены питанием, одеждой, обувью, а также “необходимыми условиями для всестороннего развития”. А еще в доме теплые полы.

    Я мог бы написать и о выпускниках приюта, становящихся солдатами и музыкантами… Но, по-моему, и так очевидно – эта история очень похожа на дело учителя Поносова, о котором президент сказал – “чушь собачья”.

    Особенно для Павловского Посада, где коммунальная катастрофа стала нормой жизни, а СЭС и прокуроры в приюте писсуары пересчитывают.

    В деревне Бывалино Павлово-Посадского района Подмосковья уже 12 лет работает православный детский приют «Никита». 12 лет десятки детей, которые могли бы побираться по подвалам и вокзалам, находят здесь дом, любовь, судьбу. С обитателями «Никиты» познакомился корреспондент журнала “Нескучный сад” диакон Федор КОТРЕЛЕВ.

    «Никитины» дети

    Жила-была в Москве девушка, православная. Духовник у нее был, она с ним советовалась. А работала она в одном из московских домов ребенка. И вот как-то раз увидела она маленького мальчика Сашу, аутиста, родители от него отказались еще в роддоме. Мальчик так понравился девушке, что она прямо загорелась его усыновить. Стала даже документы оформлять. Приходит к духовнику, а он ей и говорит неожиданно: не надо, у тебя ничего не получится. Куда деваться такой девушке? Она знала куда. Она приехала в Бывалино к игумену Амвросию в приют «Никита»: «Батюшка, вот духовник не благословил, но так уж жалко мальчика! Давайте я подстрахуюсь вами, вы у меня будете как тыл». В Бывалине никого не прогоняют, это принцип, и отец Амвросий согласился быть тылом. Девушка оформила свою маму опекуном над Сашей, и все было бы прекрасно, если бы тот московский батюшка не оказался - в данном случае - прозорливым. Через какое-то время девушка попала в секту и с тех пор исчезла. Ни мать, ни отец, ни бабушка не знают, где она. А мальчика Сашу привезли в Бывалино, и так в «Никите» стало еще одним воспитанником больше.

    С виду «Никита» напоминает не сельский приходской храм, а настоящий монастырь. Несколько церквей, двухэтажные жилые корпуса, часовни с куполами и крестами и хозяйственные постройки окружают главный храм во имя великомученика Никиты - отсюда и название приюта. Все это еще обрамлено основательной оградой с красивыми воротами. Внутри ограды глаз отмечает две особенности: порядок и чистоту и продолжающееся строительство. По всему видно, что здесь много замыслов уже воплощено, но еще больше вынашивается.

    Дети живут в отдельном корпусе - детском. Воспитатели «Никиты» сознательно избегают называть его детским домом, чтобы не напоминать ребятам о грустном. И это правильно: большинству воспитанников «Никиты» есть что вспомнить. Но вспоминать они не любят.

    Вот 14-летний Володя. Жил он в одной деревне с родителями, а те страшно пили. Сестренку 11-месячную простудили, и она умерла от воспаления легких. Володю с братом органы опеки отправили в детский дом. Володя очень скучал по дому, несколько раз сбегал, скитался по улицам и вокзалам, как-то добирался до родной деревни, но всякий раз его возвращали опять в детский дом. До тех пор, пока его не встретили православные люди и не отправили в «Никиту». Отсюда мальчик пока убегать не собирается: «Вырасту, буду батюшкой, как наш батюшка. А еще я хочу и спецназовцем стать. Не знаете, можно это совместить?» Я рассказал Володе о Синодальном отделе по взаимодействию с вооруженными силами, и он остался доволен.

    А Сережиным прежним местом жительства был подвал одного из домов Павловского Посада. Сережа жил между трубами: с одной стороны - горячего отопления, а с другой - холодного. Дом, где еще раньше Сережа жил с мамой и младшими братом и сестрой, сгорел. Мальчик убежал в подвал, где его и обнаружили воспитатели из «Никиты», а младшие все еще живут с мамой. Но скорей всего рано или поздно тоже переселятся к отцу Амвросию, поскольку мама пьет не просыхая.

    Каждый воспитанник приюта имеет за плечами историю, очень похожую на Володину и Сережину. Здесь вообще нет детей со счастливым прошлым. Зато у них довольно счастливое, во всяком случае, вполне благополучное настоящее. И вот как оно выглядит.

    В «Никите» 26 младших детей и шестеро старших. Младшие - это девочки и мальчики в возрасте от семи месяцев до 14 лет. Все они живут в детском корпусе, размещаясь в двух - для мальчиков и для девочек - больших спальнях. Обстановка в спальнях немного напоминает казарменную: ряды двухэтажных железных кроватей вдоль стен. Но непринужденность интерьера, картинки по стенам, рамки для вышивания с неоконченными творениями юных мастериц, ковры на полу, иконы в красном углу - все это делает обстановку спален теплой. Старшим же воспитанникам уже по 15-16 лет, и они живут не в детском корпусе, а в отдельных кельях, как большие и самостоятельные люди. Воспитателей в «Никите» шесть: все женщины, кто-то в монашеском постриге, кто-то просто миряне.

    Школьники ходят в несколько окрестных школ, обычных и коррекционных, то есть предназначенных для тех детей, которые отстают в психическом развитии. Первоклассники занимаются прямо в «Никите» - так удобнее готовить их к выходу в свет, в школу. Еженедельно в «Никиту» приезжают преподаватели компьютерного дела и английского языка. Многие дети ездят в Павловский Посад в музыкальную школу. Воспитанники «Никиты» играют на скрипках, виолончели, домре и аккордеоне.
    Одним словом, вздохнуть некогда.

    Но такова воспитательная концепция директора «Никиты» игумена Амвросия: «Если мы не загрузим этих деток даже не на 24, а на все 25 часов в сутки, если мы скажем: гуляй смело, занимайтесь, дети, чем хотите, - они найдут чем заняться, я вас уверяю! У нас и так уже есть “товарищи”, которые прекрасно знают, в каком доме в деревне гонят самогон, а в каком торгуют паленой дешевой водкой». И «Никита» загружает своих деток. Помимо учебы, экскурсий в музей и развлечений ребята выполняют множество послушаний по хозяйству. Это и скотный двор, на котором стоят две лошади, пожертвованные знаменитым Пав лово-Посадским платочным заводом за ненадобностью, две коровы, теленок, две козы, а также довольно большие стаи кур, гусей, индюков и уток. Это и кухня, на которой дети зачастую готовят еду сами. Один из воспитанников «Никиты», 13-летний Саша, приехавший из Южной Осетии, из-под Беслана, умеет даже печь лепешки.
    История этого мальчика поразительна.

    До прошлого года он жил в школе-интернате под Бесланом, родителей нет. Неожиданную роль в его жизни сыграла бесланская трагедия: после нее в Осетии началась стихийная борьба не только с террористами, но и заодно с «причиной террора», то есть с русскими. Однажды в интернат пришли люди с автоматами и велели воспитателям и детям поскорее убираться вон. 400 детей оказались без крыши, к счастью, позже власти разобрались, в чем дело, и выделили интернату маленькое здание детского сада. Сейчас воспитатели пытаются удержать детей от побегов из интерната. Сашу не удержали, и он после многих приключений оказался в «Никите».

    Никакого клея!

    Как же воспитатели «Никиты» справляются с этими детками, отведавшими приключений и вокзалов? Помощница отца Амвросия монахиня Василия рассказывает: «Метод у нас простой: общение, общение и общение. В первый день, когда ребенок приезжает, мы предупреждаем: дорогой, здесь у нас режим. Здесь никакой водки, никаких сигарет, никакого клея! И что вы думаете? Постепенно дети привыкают. Дети ведь прекрасно чувствуют, где им хорошо, а где плохо. Все дети по самой своей природе тянутся к добру».

    В «Никите» есть свои традиции, которые отец Амвросий считает очень важными. «Каждый вечер, - рассказывает он, - перед сном у нас бывает крестный ход вокруг храма. Самые послушные дети - впереди с иконами, с хоругвями. Кто похуже вел себя днем - плетутся сзади. После крестного хода все подходят ко мне под благословение, а потом бывает разбор полетов: кто провинился, кто отличился. Вечером такие беседы проводить удобнее: я всегда на месте, а утром много всяких дел».
    Сотрудники «Никиты» заботятся о своих подопечных и когда те вырастают. Одна из бывших воспитанниц, Людочка, отучившись на регентских курсах во Владимире, вернулась в приют организовывать детский клирос. Правда, по распределению ей надлежало отправиться регентом на один из приходов Павлово-Посадского района, но отец Амвросий устроил так, что девушка стала помогать «Никите»: и настоятелю спокойнее, и приюту полезнее.

    Кто-то из выпускников уехал в Москву учиться, кто-то поступил в семинарию во Владимире. Со всеми есть связь у воспитателей из Никиты. Правда, бывают и печальные истории. «Была у нас, - рассказывает отец Амвросий, - проблемная семья в Павловском Посаде. А в ней была проблемная девочка. Взяли мы ее к себе, жила у нас года три, стала даже помощницей вожатого в нашем летнем лагере. Но, к сожалению, став взрослой, она пошла по той же дорожке, что и ее мать: пьет, гуляет и тому подобное. И вот стала она сама мамой. Один раз стала, другой, третий. Каждый год она становится мамой! Еще, слава Богу, что рожает, а не делает аборт. Все же какое-то воспитание мы ей, наверное, дали. Так вот, эти детки все попадают к нам. Одна из них - Полина, ей семь месяцев - самая юная наша воспитанница».

    Приюту «Никита» уже 13 лет. А начиналось все с обыкновенной воскресной школы. В 1992 году молодой иеромонах Амвросий (кстати, батюшка происходит из большого священнического рода: практически все близкие и дальние родственники служили или служат в алтаре) был направлен восстанавливать сельский храм в деревне Бывалино. Человек суперэнергичный и очень любящий детей, отец Амвросий сразу же решил, что при храме должна быть большая воскресная школа. Пришло лето - появилась мысль о летнем лагере. Раздобыли у военных армейские батальонные палатки, пару полевых кухонь и стали организовывать православный детский отдых. Но в какой-то момент наступил кризис. «Я увидел, что воскресная школа перестает быть средством воцерковления и начинает восприниматься как очередное развлечение для детей - как секция по теннису или кружок по рисованию. Родители остаются совсем в стороне. Стал думать, как жить дальше, а тут к нам стали поступать просьбы позаботиться о “трудных” детях.