Как исправить осанку у ребенка? Причины нарушения осанки у детей школьного и дошкольного возраста. Искривление осанки у детей

Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.

Факторы риска

Проблемы развития

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).

Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а "свисающие плечи" - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.

Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя . Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.

Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя . Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Гиподинамия...

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной "стрелялки". Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Распознать вовремя

Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки - на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет - 1 - 1,5 мин, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7- 11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз.

Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

В последнее время появился новый метод исследования - топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.

Формируем осанку

Поскольку одно из основных условий хорошей осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств .

Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.

Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При "свисающих" плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.

При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение "Дровосек", дети "рубят дрова", выполняя повороты верхней части тела. Упражнение "Прыжок лягушки" помогает исправить поясничный лордоз.

Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.

В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов это станет привычкой.

Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны "общественной" детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 - 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

  1. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, - вдох; вернуться в и.п. - выдох.
  2. Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться и и.п. - вдох.
  3. Исходное положение - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п. - вдох.
  4. Исходное положение - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение - лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох.
  7. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение - лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох, вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Олег Малахов
профессор, заведующий отделением детской ортопедии Центрального института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Михаил Цыкунов
профессор, заведующий кафедрой реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Светлана Федорова
врач-реабилитолог, сотрудник кафедры реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова

Светлана Федорова
Михаил Цыкунов
Олег Малахов

Комментировать статью "Не спина, а знак вопроса. Нарушение осанки у детей"

Конечно, следить за осанкой и приучать ребенка к самоконтролю - необходимо, но не тешьте себя надеждой, что человек может быть прямым, как струна. Малозаметные, небольшие изгибы позвоночника в сторону не только неизбежны, но и необходимы – это обеспечивает смягчение толчков и сотрясений тела во время ходьбы, бега, прыжков. Главное - вовремя определить, является ли отклонения от нормы просто нарушениями осанки или сколиозом, прогрессирование которого очень сложно остановить. Если второе, то...

Красивая улыбка – залог успеха не только в личной, но и социальной жизни. Неровные, желтые зубы, а тем более отсутствие зубов не позволяют нам улыбнуться понравившемуся человеку, мешают улыбаться работодателю, в результате чего можно не получить престижную работу и упустить главную встречу всей жизни. Ровные зубы и правильный прикус дан человеку не только для красоты, но в первую очередь для того, чтобы качественно пережевывать пищу. Не полностью размельченная пища может привести к...

Мы двигаемся красиво, если включаем в свои тренировки (занятия, разминку, утреннюю гимнастику, лечебную программу...) упражнения на координацию и равновесие. Привлекающая взгляды походка и королевская осанка невозможны без проработанных мышц-стабилизаторов. И радостно то, что всё реально и достижимо, была бы мотивация!;) . Человек, у которого болит спина или суставы, не может ходить красиво по определению. И привыкать к боли - не выход. Старайтесь получить мнение специалистов вовремя, когда...

Наш ребенок постоянно горбатится, боюсь это может плохо кончится. постоянно над ним ходить и выпрямлять ему спину, не можем. только захожу в комнату, сидит как горбунок. Подскажите.

Обсуждение

Я тоже считаю, что дело в мебели, выберите подходящий стол и стул, плюс следите за тем, в какой позе ребенок спит

Для начала купите хороший стол и стул. именно на детей, а не старый СССР стол, который только испортит осанку вашего ребенка и может испортить здоровье в процессе.

Наверняка, каждый из нас слышал в детстве – «Не сутулься! Держи спину ровно! Не горбись!» Теперь эти фразы мы говорим своим детям. Какое же важное значение кроется в этих нескольких словах.

Красивая правильная осанка является признаком не только физического здоровья, но и психологического.


Красивая осанка является символом здоровья

Но если ситуация дошла до того, что одними замечаниями проблему не исправить, пора применять меры. Можно организовать массажи, физиопроцедуры, носить корсеты, а также вводить ЛФК для детей с нарушением осанки. Об этом и другом поговорим ниже.

Осанка – это одна из поз в вертикальном положении, которую человек может принять без усилий.

Такая поза является правильной, если живот втянут, плечи на одинаковом уровне, сведены вместе лопатки, а расположение головы позволяет взгляду устремиться на горизонт.

Правильная осанка имеет следующие признаки:

  • Вся длина позвоночника имеет одну линию вертикального направления;
  • Плечи, лопатки и соски расположены симметрично;
  • На одинаковом уровне находятся ягодицы;
  • Ключичные кости соединены горизонтальной линией;
  • На спине отсутствуют складки ассиметричного характера;
  • Нет ;
  • Все изгибы позвоночника имеют нормальный диапазон величин;
  • Ноги одинаковой длины.


Нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста наиболее опасны, т.к. собственно в это время идет активный рост позвоночника.

Возможные нарушения могут привести к выраженным деформациям, весьма серьезным для здоровья и жизни ребенка.

Правильная осанка выполняет множество функций:

  • Нагрузка равномерно распределяется на все отделы позвоночного столба;
  • Поддержка равновесия тела;
  • Обеспечение нормальной координации движений;
  • Движения в суставах производятся с максимальной амплитудой;
  • Нормальная работа внутренних органов, их защита от различных факторов извне;
  • Придает визуальной эстетики.

Причины нарушения

Главные причины нарушения осанки могут быть врожденными и приобретенными. Первые встречаются достаточно редко и связаны с проблемами внутриутробного развития, вследствие которых недостаточно развиваются позвонки, образуются дефекты и патологии.
К приобретенным можно отнести:

  • Травмы позвоночного столба;
  • Слуховые или зрительные патологии, при которых осуществляется постоянное вытягивание в сторону раздражителя;
  • Недостаточная развитость спинных мышц;
  • Нерациональная рабочая поза;
  • Ношение тяжелых вещей в одной из рук;
  • Сон на слишком мягкой постели;
  • Привычка сутулиться, низко опускать голову при ходьбе, втягивать голову;
  • Малоподвижный образ жизни.

Подробнее о причинах нарушения осанки рассказывает доктор:

Определить нарушение осанки можно по жалобам ребенка.

Могут появиться боли в груди, позвоночнике или спине, заметна повышенная утомляемость и слабость, нарушается внимание, появляется болезненность при ходьбе, также возможна разная длина ног, когда малыш лежит верх спинкой.

Данные симптомы являются признаками нарушения осанки.
И, если имеется хоть один, стоит срочно обращаться к врачу!

Виды нарушений

Типы нарушения осанки: нормальная, круглая спина, плоская спина, плоско-вогнутая спина, вогнуто-круглая спина.

Существуют следующие виды нарушения осанки:

  1. Сутулость – согнутая голова, крыловидные лопатки, приведение плечевых суставов.
  2. Круглая спина – ходьба на полусогнутых ногах, согнута голова, меньший наклон таза, живот выпучен, руки свивают, плечи приведены, лопатки крыловидны.
  3. Кругло-вогнутая спина – полусогнуты ноги либо переразогнуты в коленях, голова выдвинута вперед, живот выпучен, плечи приведены.
  4. Плоская спина – выпирает живот, смещена вперед грудная плоскость, есть риск повреждения головного мозга и черепа.
  5. Плоско-вогнутая спина – полусогнуты ноги либо переразогнуты в коленях, таз смещается назад, лопатки крыловидные.
  6. Нарушение осанки по сколиотическому типу у детей – боковое искривление позвоночника, нарушены все симметрии тела, отсутствует возможность осевого поворота позвонков.


Принципы лечения

Лечение нарушения осанки у детей школьного возраста может включать несколько мероприятий. В основном, они все не медикаментозные. Можно носить специальные ортопедические приспособления – поддерживающие и корригирующие корсеты. Лечебная физкультура при нарушении осанки у детей является самым важным и наиболее эффективным методом.

Какие нужно делать упражнения при нарушении осанки у детей, лучше спросить у лечащего врача или записаться на соответствующий курс в медицинском учреждении.

Также можно ввести . Очень хорош массаж при нарушении осанки у детей. Он снимет мышечный спазм, наладит обменные процессы и микроциркуляцию. Ну и главное – всегда помнить о соблюдении рациональной рабочей позы.

Почему опасна патологическая осанка?

Факты нарушение осанки не считают заболеванием, но оно приводит к патологиям позвоночного столба, различных структур опорно-двигательного аппарата и ухудшению функционирования внутренних органов. Может возникнуть ранний остеохондроз, деформация грудной клетки, приводящая к недостаточности сердца и легких. Начинается ослабление и атрофирование мышц, которое негативно отражается на работе всей брюшной полости. Поэтому очень важна профилактика нарушения осанки для школьников.
Смотрите видео о профилактике нарушений осанки у детей:

Педагоги и родители должны всегда контролировать этот вопрос, вводить физкульт-минутки, обязательно напоминать о ровной спине и заботиться о правильном рабочем месте.
Профилактика нарушения осанки может осуществляться с помощью упражнений на развитие мышц спины, коррекции и лечения заболеваний зрительного и слухового аппарата, ношения не тесной обуви и одежды, сна на ортопедической постели. Обязательна ежедневная физическая активность, даже обычная гимнастика при нарушении осанки у детей будет отличной мерой предостережения.

Заключение

Детские нарушения осанки – повод для незамедлительных действий по исправлению проблемы.

Но первым заданием для любого родителя является предупреждение формирования подобных нарушений.

Если с малых лет приучить чадо держать спину ровно, записать его на различные кружки по двигательной активности и обеспечить правильную рабочую зону, то можно с полной уверенностью не бояться такой беды.

– изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков , образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы , прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея .

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита , туберкулеза , полиомиелита , переломов позвоночника , остеомиелита , вальгусной деформация стопы , плоскостопия , остеохондропатии , деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью , астигматизмом , косоглазием или тугоухостью , вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение , соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом , проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография , КТ или МРТ позвоночника .

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза .

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж . Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Здоровый позвоночник - уникальное и отменно сбалансированное устройство, поддерживающее функциональность опорно-двигательной системы человека и корректную работу внутренних органов. Правильная осанка означает не только стройность, но ещё и здоровье. К сожалению, искривление позвоночника сегодня вовсе не редкий диагноз, и часто его ставят уже в юном возрасте. Распространённость патологий осанки среди дошкольников и школьников растёт с каждым годом, вызывая серьёзное беспокойство у врачей-ортопедов.

Обладатель хорошей осанки может без напряжения удерживать туловище в прямом положении. Изгибы позвоночника у него равномерны, боковых отклонений нет. Голова расположена вертикально, плечи и таз симметричны, лопатки находятся на одинаковом уровне и плотно прилежат к рёбрам сзади. При нарушенном расположении частей тела по отношению друг к другу можно говорить о порочной осанке.

Правильная осанка - это не только красивая спина, но и ещё здоровый позвоночник

Осанка - это привычное, непринуждённое положение тела, которое сохраняет человек в покое и при движениях, основанное на условных рефлексах, приобретаемых и закрепляемых в процессе жизни.

А.А. Корж, Е.П. Меженина, А.Г. Печерский, В.Г. Рынденко

Согласно данным ВОЗ, среди детей до семи лет каждый второй имеет какие-либо проблемы с осанкой. К начальным классам их количество возрастает до восьми человек из десяти. Распространённость нарушений осанки у подростков приближается к 100% случаев.

Позвоночный столб новорождённого по форме напоминает пологую дугу, обращённую выпуклостью назад. В результате развития ребёнка первым появляется шейный лордоз, следом грудной кифоз и последним - лордоз в поясничном отделе. Большую роль в развитии позвоночника играют мышцы, окружающие позвоночный столб, именно они формируют правильную осанку, и их состояние влияет на величину физиологических изгибов. Неправильное распределение тонуса мышц приводит к появлению патологического искривления - порочной осанки.

Различают пять типов нарушения осанки:

  • сколиотическая - боковое отклонение позвоночного столба при сохранении нормальных физиологических изгибов;
  • плоская спина - слабовыраженные, сглаженные физиологические изгибы позвоночного столба;
  • кифотическая осанка - чрезмерное усиление грудного изгиба;
  • кифолордотическая осанка - усиление одновременно грудного и поясничного изгибов;
  • лордотическая осанка - чрезмерное усиление поясничного изгиба.

Выявить нарушение осанки и определить его тип поможет ортопед

Каждый из видов деформации имеет свои особенности и методы диагностики и лечения.

Нарушения осанки чаще всего имеют функциональный характер - при соблюдении назначений специалиста-ортопеда возможно полное исправление дефекта.

Причины развития дефектов осанки у детей

Различают две основные группы деформаций позвоночника:

  • врождённые;
  • приобретённые.

Врождённые искривления возникают во время внутриутробного развития ребёнка. К ним относятся недоразвитие позвонков (например, клиновидная форма), дефекты позвоночника и отдельных частей, патологии грудной клетки, тазового пояса, тазобедренных суставов, нижних конечностей. На эту группу приходится небольшая часть нарушений осанки, но зато они сложнее поддаются коррекции. Значительно чаще наблюдается приобретённое искривление позвоночника, обусловленное слабостью мышц, отвечающих за осанку.

Приобретённые нарушения положения позвоночника возникают по ряду причин, среди них:


Симптоматические проявления

Сам факт нарушения осанки у ребёнка ещё не считается болезнью, но создаёт предпосылки для развития патологий опорно-двигательной системы и сбоев в работе внутренних органов.

Первый признак неправильной осанки - это вид спины ребёнка в положении стоя:


По мере прогрессирования патологических изменений позвоночника, костей таза, грудной клетки неправильное положение скелета начинает влиять на состояние внутренних органов. Плоская или сутулая спина мешает нормальным движениям грудной клетки, дыхание становится поверхностным, развивается кислородное голодание, анемия, снижение скорости обменных процессов. Затруднение дыхания провоцирует развитие хронических ОРВИ, бронхитов, пневмоний.

Чрезмерный прогиб поясницы, вызванный лордотической осанкой, провоцирует ослабление брюшного пресса и опущение органов брюшной полости.

Дети, страдающие любыми искривлениями, могут жаловаться на боли в области позвоночника, головную боль, снижение остроты зрения. Они апатичны, быстро устают, подвержены частым простудам.

Методы диагностики

При любом подозрении на деформацию позвоночника у ребёнка необходима консультация детского вертебролога или ортопеда. Врач визуально осматривает малыша в трёх позициях: спереди, сзади и сбоку. Специалист оценивает расположение частей тела относительно друг друга. Особое внимание ортопед обращает на степень отклонения остистых отростков позвонков от средней линии тела, особенности формы грудной клетки, симметричность положения рёбер, длину и форму нижних конечностей.

При подозрении на сколиоз показательным считается тест Адамса. Стоящего на прямых ногах ребёнка просят наклониться вперёд, при наклоне будет чётче заметен реберный горб.


При наклоне вперед боковое искривление заметно лучше

Визуальный осмотр является довольно субъективным методом диагностики, поэтому для постановки точного диагноза необходимо рентгенологическое обследование.


Рентгеновское исследование необходимо для подтверждения диагноза

В особых случаях может потребоваться МРТ или компьютерная томография позвоночника.

Методы лечения нарушений осанки

Терапия деформаций осанки любого вида требует комплексного подхода. Совокупность лечебных мер направлена на решение двух основных задач: сформировать полноценный мышечный корсет и выработать правильный функциональный и двигательный стереотип.

Для этого широко используются такие методы, как:

  • лечебная физкультура;
  • массаж;
  • физиолечение (электромиостимуляция, электрофорез, парафинолечение, талассотерапия);
  • водолечение (гидромассаж, лечебное плавание);
  • кинезиотерапия;
  • ношение корректора осанки.

Оптимальный комплекс лечебных мер подбирает врач-ортопед после полного обследования ребёнка. Методы терапии напрямую зависят от возраста пациента и степени выраженности искривления. Всех детей с дефектом осанки обязательно ставят на диспансерный учёт.

Лечебная физкультура

Значение ЛФК в терапии искривлений сложно переоценить. Применять корригирующие упражнения можно с младенческого возраста. В грудном возрасте лечебная физкультура идёт в тандеме с массажными манипуляциями и включает пассивные, активно-пассивные упражнения и укладки.

Детям дошкольного возраста и школьникам лечебный комплекс индивидуально подбирается ортопедом с учётом развития скелета и мышечной системы ребёнка и может включать упражнения:

  • дыхательные;
  • общеукрепляющие;
  • корригирующие;
  • координирующие.

Особое внимание при лечении нарушений осанки уделяется корригирующим упражнениям:

  • при кифотической осанке показаны упражнения для пояса верхних конечностей, направленные на растяжение грудных мышц;
  • для плоской спины подбираются упражнения, равномерно нагружающие спину, мышцы груди и пресса, верхние и нижние конечности;
  • при асимметрии позвоночника (сколиотической осанке) показаны упражнения для растяжения мышц на вогнутой стороне дуги и увеличения подвижности всех отделов позвоночника.

Лечебная гимнастика - основной метод коррекции нарушений осанки у детей

Примерный комплекс общеукрепляющих упражнений для детей с нарушением осанки

Упражнения для устранения искривлений подбираются врачом с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, возраста и уровня подготовленности. Важным аспектом в терапии нарушений осанки является регулярность занятий лечебной физкультурой. Рекомендуется выполнять комплекс ежедневно до полного выздоровления.

  1. И. п.- стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Руки вверх, потянуться, посмотреть на мяч, положить его на грудь, разводя локти в стороны, и опустить вниз. 5-6 раз.
  2. И. п. - то же. Руки вверх, потянуться, бросить мяч назад, через стороны руки вниз. 3-4 раза
  3. И. п. - стоя, в руке мяч. Согнуть руки и завести за спину: одну сверху, другую снизу. Переложить за спиной мяч в другую руку. Следить за сохранением правильной осанки. 4-6 раз.
    Занятия с мячом помогут укрепить мышцы спины
  4. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни, в руках мяч. Поднять мяч над головой, развести локти и соединить лопатки, смотреть вперёд. Наклоны вправо и влево.
  5. И. п. - лёжа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить («ножницы»), не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать. 8-10 раз.
  6. И. п. - лёжа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Дыхательное упражнение. Следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно поднимались, а при выдохе - опускались. 3-4 раза.
  7. И. п. - лёжа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении, считая до 5-10. 3-4 раза.
  8. И. п. - лёжа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Поочерёдное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении, считая до 3-5. По 4-6 раз каждой ногой.
  9. И. п. - лёжа на животе, руки согнуты с опорой на кисти, локти разведены. Приподнять верхнюю половину туловища с одновременным выпрямлением рук в стороны - вдох; вернуться в и. п. - выдох. 3-4 раза.
  10. Лёжа на спине. Поочерёдное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). По 8-10 раз каждой ногой. Отдых лёжа на спине, спокойное дыхание в произвольном темпе - 20-30 с.
  11. И. п. - лёжа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь и сближая лопатки; лечь, расслабляя мышцы. 3-4 раза.
    Упражнения в позиции лёжа на животе помогают укрепить спинную мускулатуру
  12. И. п. - лёжа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти - «мост». 2-3 раза в медленном темпе.
  13. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Не отрывая от пола, руки в стороны, вверх, потянуться, руки в стороны и вниз. 4-5 раз.
  14. И. п. - стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 с. То же другой рукой и ногой. 3-4 раза в медленном темпе.
  15. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак; поднять руки, выпрямляя пальцы, и потянуться. Через стороны руки вниз. 4-5 раз в медленном темпе.
  16. И. п. - основная стойка, палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой. 6-8 раз в медленном темпе.
  17. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, наклон в сторону, смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же в другую сторону. По 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе. Упражнения с палкой полезны для осанки

Роль массажа в коррекции нарушений осанки

Массаж играет исключительную роль в терапии дефектов развития осанки. Правильно проведённая процедура лечебного массажа усиливает кровообращение в позвоночнике и удерживающих его мышцах, восстанавливает эластичность связок, увеличивает подвижность позвоночного столба. Кроме того, такие манипуляции активизируют рефлексогенные точки, снимают мышечные спазмы, характерные для любого типа нарушения осанки.

Массаж, показанный при искривлениях, строго дифференцирован. Специалист выявляет участки болезненности, перерастянутые и, напротив, перенапряжённые мышцы. За формирование и поддержание осанки отвечает мускулатура, расположенная вдоль позвоночника, грудные мышцы, мышцы брюшного пресса и ягодичные, поэтому детям с дефектами развития позвоночника показан курс общего массажа или локальное воздействие, включающее проработку области позвоночника, ягодиц, мышц груди и живота. Цель первого курса процедур - восстановить подвижность всех отделов позвоночника, снять скованность и болезненность мышц. Последующие курсы необходимы для поддержания мобилизующего эффекта.


Массаж - основной метод коррекции нарушений осанки

Методы физиолечения

В комплексном лечении деформаций позвоночника немаловажная роль отводится физиотерапевтическим методам:

  • электротерапия;
  • теплолечение;
  • ультразвуковая терапия;
  • магнитотерапия;
  • водолечение.

Электротерапия для коррекции осанки используется в виде электростимуляции и электрофореза. Электростимуляция призвана ускорить нарастание мышечного корсета, улучшить сократительную способность мышц. Электрофорез назначается с целью предупредить появление остеопороза.

Теплолечение назначается для усиления кровообращения и снятия болезненности в мышцах. Хороший терапевтический эффект дают парафиновые аппликации. Водолечение оказывает стимулирующий эффект на иммунную систему организма, лечебное плавание равномерно развивает мышечный корсет ребёнка.

Наилучший результат даёт комбинирование различных физиотерапевтических методов в сочетании с другими нехирургическими способами терапии: массажем, лечебной гимнастикой.

Гидротерапия и грязелечение

Водолечение показано детям с проблемами осанки в качестве дополнительного общеукрепляющего и закаливающего средства. Физиотерапевт может назначить солевые ванны курсом от 10 до 12 процедур. Хорошо поможет курс грязелечения. Профилактические курсы для закрепления результата проходят несколько раз в году.

Огромную пользу детям любого возраста приносит плавание. Занятия в воде стимулируют иммунитет ребёнка. Во время плавания задействованы все мышцы тела и конечностей, что обеспечивает гармоничное развитие и укрепление мускулатуры.


Плаванье гармонично развивает мускулатуру ребёнка

Кинезиотерапия для коррекции осанки

Кинезиотерапия - современный метод лечения самых разнообразных проблем двигательной системы. Разработал и запатентовал эту методику доктор Бубновский. Суть метода и отличие от классической лечебной физкультуры в том, что упражнения выполняются через небольшую боль. Кинезиотерапия даёт хорошие результаты даже при запущенных формах сколиозов, но специалисты не рекомендуют пытаться выполнять упражнения Бубновского дома. Комплекс назначается врачом, лечение должно проводиться под контролем медицинского работника, знакомого с особенностями данной методики.

Использование корсетов и реклинаторов

В лечении искривления позвоночника уже много лет успешно используются различные корректоры осанки. Врач-ортопед будет настаивать на ношении корсета в случае:

  • прогрессирования искривления осанки;
  • бурного роста костной системы;
  • перенесённых травм спины;
  • заболеваний, оказывающих негативное влияние на костную ткань;
  • тяжёлой степени сутулости - для профилактики сдавливания лёгких и сердца.

Корсет помогает удерживать спину в правильном положении

Корсеты детям с начальной степенью нарушения осанки изготавливаются из эластичного материала, обеспечивающего комфорт при ношении. По форме они бывают в виде обычного пояса, жилета или реклинатора (корректора со скрещёнными за спиной лямками). Принцип работы реклинатора в том, что лопатки и плечи отводятся назад, удерживая спину в выпрямленном положении.

Детям с первой степенью сутулости подойдут более плотные корректоры со вшитыми рёбрами жёсткости. В случаях выраженной деформации применяются тяжёлые конструкции, в которые вставлены алюминиевые пластины. Такая система даёт ребёнку возможность держать спину выпрямленной и снимает нагрузку с грудного отдела.

Оперативное лечение

Случаи, когда ребёнку с дефектом осанки требуется оперативное лечение, довольно редки.

Абсолютные показания к операции:

  • деформация более 45°;
  • быстрое прогрессирование болезни при деформации менее 40–45°;
  • появление неврологических симптомов, болевого синдрома.

Хирургическое вмешательство подразумевает установку металлоконструкции с одновременной костно-пластической фиксацией и крайне травматично для организма ребёнка. Нужно помнить, что оперативное лечение сопровождается длительным восстановительным периодом. Кроме того, по мере роста организма может потребоваться повторная операция.

Хорошие результаты хирургическое вмешательство даёт на позвоночнике, практически прекратившем рост (в возрасте 14–15 лет).

Прогноз и возможные осложнения искривления позвоночника

Своевременное выявление и адекватное комплексное лечение нарушений осанки обычно приводит к полному устранению деформации. Прогноз благоприятен при условии, что исключены негативные факторы, влияющие на позвоночник ребёнка: соблюдаются требования к рабочему месту, режим двигательной активности и отдыха.

Но если оставить без внимания первые признаки искривления позвоночника, последствия для организма будут плачевными:

  • искривление приводит к стремительному прогрессированию дегенеративно-дистрофических процессов двигательного аппарата - стремительно развивается остеохондроз, деформирующий суставов нижних конечностей;
  • по мере усугубления искривления в грудной части позвоночника происходит деформация грудной клетки, следом за чем нарастает сдавление сердца и лёгких;
  • мышцы пресса ослабевают и атрофируются, что приводит к опущению органов брюшной полости и нарушению их функций.

Меры профилактики

Формирование здоровой спины и профилактика порочной осанки должны начинаться в раннем дошкольном возрасте. Необходимо прививать ребёнку правильный стереотип движений и одновременно укреплять мышечный каркас.

Большую роль в профилактике искривлений позвоночника играют:

  • чёткий режим дня ребёнка;
  • качественное питание;
  • грамотный подбор подушки и матраса;
  • удобная обувь;
  • правильное устройство рабочего места;
  • адекватная двигательная активность;
  • закаливающие процедуры;
  • профилактический массаж.

Все дети должны регулярно посещать врача, чтобы не пропустить первые признаки порочной осанки.


Занятия физкультурой - отличное средство профилактики нарушений осанки у детей

Гимнастика для укрепления мышц спины: видео

Для родителей важно видеть своих детей здоровыми и успешными. Отличное самочувствие ребёнка складывается из многих факторов, и одним из них является правильная и красивая осанка. Регулярные медицинские осмотры и ответственное выполнение рекомендаций врачей-ортопедов позволят избежать проблем с позвоночником и сохранить здоровье малыша.

Искривление позвоночника сегодня является наиболее распространенной хронической патологией костно-мышечной системы среди лиц детского и молодого возраста. Нарушение осанки у детей может иметь врожденную природу. Однако чаще патология является приобретенной и развивается после начала обучения ребенка в детском саду или школе. Это связано с длительным сидением за партой при отсутствии контроля над правильностью положения тела.

В основе приобретенного нарушения осанки у ребенка лежит длительное неправильное положение тела. К числу предрасполагающих факторов относят:

  • несоответствие размеров столов и стульев росту ребенка;
  • постоянное ношение портфеля или рюкзака только в одной руке;
  • астению;
  • низкую физическую активность;
  • слишком ранние попытки посадить младенца;
  • постоянное ношение младенца в одной руке или в одном положении;
  • ожирение;
  • недостаточность питания.

Нарушения осанки у детей дошкольного возраста и младенцев могут быть врожденными или приобретенными в родах. Патология развивается при родовых травмах, нарушении процесса формирования скелета, врожденном подвывихе шейных позвонков, недостаточном развитии соединительнотканных образований и прочее. Коррекция осанки у таких детей является более сложной и не всегда оканчивается успешно.

Врожденная неправильная осанка может развиваться при неправильном питании матери, начиная с 4-й недели беременности. Именно в этом периоде формируются зачаток позвоночника – хорда.

Нарушения линии осанки чаще встречаются у подростков-девочек. Это обусловлено более быстрым ростом тканей и органов, чем у мальчиков аналогичного возраста. Костные структуры часто не успевают развиваться с необходимой скоростью и подвергаются деформации.

Классификация заболевания

Существует несколько классификаций, позволяющих идентифицировать заболевание. Нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста могут происходить в двух плоскостях – сагиттальной и фронтальной.

Искривление в сагиттальной плоскости:

  • уплощение физиологического изгиба в области поясницы с излишним выпячиванием грудного изгиба (сутулость);
  • уплощение всех изгибов позвоночника (плоская спина);
  • уплощение грудного отдела при нормальном развитии поясничного лордоза (плосковогнутая спина);
  • усиление грудного изгиба на протяжении всей груди (круглая спина);
  • увеличение грудного и поясничного изгибов (кругловогнутая спина).

Искривления во фронтальной плоскости могут быть обусловлены гипертонусом мышц в одной половине тела без органического изменения в строении позвонков. Это явление называют сколиотической дугой. Истинным сколиозом она не является. Сколиоз, основной диагностической чертой которого является изменения в строении или расположении позвонков, может иметь 4 степени тяжести:

  • 1-я степень – признаком истинного сколиоза является некоторая ротация позвонков. Признаки болезни видны только на рентгенограмме. Искривление не превышает 30%.
  • 2-я степень – Патология видна визуально. Уровень искривленности составляет 31-60%. Тело ребенка очевидно изогнуто в сторону.
  • 3-я степень – позвонки приобретают клиновидную форму. Изменения достигают 90%.
  • Процент искривления составляет более 90%. Происходит смещение внутренних органов.

3-я и 4-я степень сколиоза, как правило, приводит к тому, что ребенку приходится назначать инвалидность. Такие дети имеют выраженные изменения в работе внутренних органов, испытывают трудности при ходьбе и выполнении физической работы, страдают от множества хронических болезней, связанных с неправильным расположением почек, печени, кишечника.

Симптомы

Основным диагностическим признаком того, что формирование осанки проходит неправильно, является внешний вид малыша. У таких детей может отмечаться выпирание той или иной части тела, уплощение ягодиц, выпячивание живота, крыловидность лопаток, опущение плеч, сутулость. Такая симптоматика характерна для патологии сагиттального типа.

При сколиозе или сколиотической дуге искривление проявляется в виде асимметрии тела. На разном уровне могут находиться соски, плечи, голова может быть постоянно наклонена в сторону. В некоторых случаях отмечается атония мышц, слабое развитие скелетной мускулатуры.

Косвенно причины нарушения осанки у детей могут влиять и на общее состояние здоровья. Так, признаком сколиоза или искривленности позвоночника в сагиттальной плоскости часто являются частые бронхиты, сниженная экскурсия грудной клетки, боли в спине, опущение внутренних органов, хронические запоры, головные боли, боли в спине. Часто на фоне неправильного развития позвоночника формируется остеохондроз, межпозвоночные грыжи.

Диагностика

Диагностика нарушений осанки основывается на визуальном осмотре больного. Однако для подтверждения диагноза в обязательном порядке назначается рентгенографическое исследование позвоночника, КТ или МРТ.

Визуально признаком того, что осанка начала неправильно формироваться, является асимметричность тела ребенка. Основные признаки асимметричности были описаны в предыдущем разделе данной статьи. Для более точной установки степени асимметричности может проводиться измерение расстояния между углами лопаток и седьмым шейным позвонком, расстояние между лопатками, расчет плечевого индекса.

Рентгенографические методики позволяют оценить тяжесть изменений, а также исключить ошибки, вызванные чрезмерной субъективностью визуального метода диагностики. На снимках отчетливо видны пораженные участки, а также изменения позвонков, вызванные искривлением.

Лечение нарушений осанки у детей и подростков

В основе консервативных методов, которые обычно используются для исправления осанки у маленьких детей, лежит формирование полноценного мышечного корсета, устранение провоцирующих факторов, выработка привычки ровно держать спину. В некоторых случаях используется внешняя поддержка позвоночника в правильном положении. При этом используется корсет для осанки, поддерживающий деформированный участок.

Говоря о том, как исправить осанку у ребенка, нельзя не упомянуть методики лечебной физкультуры. Грамотная физическая нагрузка позволяет в короткие сроки скорректировать начальные стадии искривления, предотвратив тяжелые последствия болезни. Одним из наиболее эффективных упражнений является вис на перекладине.

Для исправления сколиотической дуги применяются методы, позволяющие снять чрезмерное напряжение с мышечных слоев: электрофорез, массаж, пелоидотерапия, теплотерапия. Для повышения тонуса отстающих мышц используется импульсное лечение, душ-массаж, низкочастотная электротерапия.

Корректор осанки, выполненный в виде корсета, применяют при 2-3 степенях сколиоза. Он выполняет две основные функции:

  • способствует перераспределению нагрузки, снимая ее с позвоночника;
  • приучает ребенка правильно держать спину.

Ношение корсета может продолжаться от полугода до 2-3 лет. При этом устройство используется не постоянно. Достаточно, если корсет будет надет на ребенка в течение 5-6 часов в сутки.

Использование корсета считают эффективным, если угол искривления уменьшился на 5 и более градусов за первые 2 месяца.

Оперативное лечение заболевания показано при врожденной патологии. При этом врач фиксирует позвоночник и уменьшает угол его изгиба. Полного выздоровления после операции, как правило, не наступает.

Лечение в домашних условиях

На начальных стадиях болезни возможно остановить прогрессирование нарушений, как и исправить осанку ребенка дома. Необходимо следить, чтобы малыш всегда ровно держал спину и не находился длительно в одном положении. Так, для изучения домашнего задания вместо стола можно использовать позу лежа на животе, подложив под грудь подушку.

Разумеется, ребенок должен заниматься физкультурой. В домашних условиях будет достаточно ежедневной зарядки и некоторых гимнастических упражнений. Также в программу занятий следует включить вис на турнике.

Спать следует на спине, на жесткой кровати. Подушка должна быть плоской. При этом достигается оптимальное положение спины и снимается напряжение с мышц. Использовать кровати с панцирной сеткой или чрезмерно мягкими матрасами недопустимо.

Профилактика нарушений и формирование правильной осанки у ребенка

Как и практически любую болезнь, легче предупредить нарушения осанки, чем заниматься ее исправлением. Профилактика заключается в создании оптимальных условий. Так, формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста возможно только при соблюдении следующих правил:

  • отказ от ношения рюкзака на одном плече;
  • прямое положение спины при сидении;
  • отказ от чрезмерных физических нагрузок;
  • создание благоприятных для ребенка условий труда и отдыха;
  • ношение подходящей по размеру и форме обуви;
  • регулярные осмотры у врача для ранней диагностики сколиоза при его появлении;
  • обязательная физическая активность, подвижные игры, спорт, подходящий по возрасту.

В целом, прогноз при сколиозе на начальных его стадиях благоприятный. При своевременном начале лечения выздоровление наступает в абсолютном большинстве случаев. Однако даже при использовании домашних методик борьбы с искривлением позвоночника следует предварительно проконсультироваться с врачом для подтверждения диагноза, оценки степени тяжести болезни и выбора подходящей программы упражнений.