Сюжетно-игровые занятия по физической культуре. Дипломная работа: Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физическим упражнениям у детей старшего школьного возраста

Конспект сюжетно-игрового занятия по физической культуре в подготовительной к школе группе
«Морское путешествие»


Кокурина Лариса Анатольевна, воспитатель МДОУ "Детский сад №38", город Шуя, Ивановская область.
Описание: Данный конспект будет полезен как инструкторам по физической культуре, воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей 6-8 лет, но, в зависимости от возраста детей, его можно усложнять или упрощать.
Цель : воспитание у детей желание заниматься физической культурой.
Задачи:
1. Развитие общей выносливости.
2. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках по гимнастической скамейке, ползание на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь на руках; лазания; сохранять равновесие при ходьбе по канату.
3. Упражнять в беге «змейкой»
4. Развивать навыки совместных взаимодействий.
5. Повторить и уточнить имеющие знания о профессии моряк.
Оборудование: гимнастические скамейки (2 штуки), канат, кегли (10штук), туннель, сигнальные карточки, сундук с атрибутами для игры «Моряк» (акваланг, бинокль, штурвал, якорь), аудиозапись с шумом «Море».
Предварительная работа: беседа «Кто такие моряки?», рассматривание иллюстраций с изображением моряков во время работы, чтение и рассматривание энциклопедий «Морские обитатели».1. Вводная часть.
Построение в шеренгу (дети матросы).
Перестроение в колонну по одному:
-На – право!
«Морской парад» (разновидность ходьбы)
Обычная ходьба.
По диагонали на носках.
По диагонали на пятках.
По диагонали спиной вперед.
«Учебная тревога» (бег).
Обычный.
Змейкой.
«Отбой учебной тревоги» (ходьба)
Обычная.
Перестраиваясь в колонну по - три.
ОРУ «Мы - матросы».
«Запах моря».
И. п. стоя ноги врозь, руки внизу, мышцы предельно расслаблены, глаза закрыть.
1-4. Медленно вдыхать воздух через нос, пытаясь уловить запах моря.
5 –8. Медленно выдыхать через рот.
Стараемся добиваться ощущения, что дышим не только носом, но и телом (воздух проникает через кожу).
«Пловец» (матросы соревнуются в плавании) . Упражнение показывает ребенок.
И. п. – стоя руки вверх, ноги вместе.
1-8 – поочередные круговые движения руками вперед, имитируем плавание кролем на груди.
1-8 – то же назад (плавание на спине).
Далее все упражнения показывают дети.
«У штурвала».
И.п. – стоя ноги врозь, руки перед грудью, локти вниз (держим штурвал);
1-2 - наклон вправо
3-4 - тоже влево.
«Поднять якорь».
И.п. – стоя ноги врозь, руки на поясе.
1-2 – наклон вперед коснуться руками пола.
3-4 И. п.
«Спустить шлюпки» (гребля) .
И.п. – сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.
1-2 – не отрывая стопы от пола, сгибая руки, лечь на спину;
3-4 – выпрямляя руки, вернуться в исходное положение.
«Матрос взбирается по реям».
И. п. – лежа на спине, руки к плечам.
1-3 – сесть, имитируя движения руками, как при лазании по канату
4 – И. п.
«Плавание брасом».
И. п. – лежа на животе, руки вверх;
1 – поднять голову, верхнюю часть туловища, руки вверх;
2- 7 – движение руками, имитируя плавание брасом
8 – И. п.
2. Основная часть
Этюд «Капитан»
Ребенок представляет себя капитаном, который стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие, крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.
Выразительные движения: спина прямая, ноги врозь, взгляд вперед, иногда подносит бинокль, воображаемый к глазам.
- Увидел капитан, что надвигается шторм. А что делают матросы на корабле в шторм? (Ответы детей)
Круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм»
1 станция. «По палубе в шторм».
Проползание на четвереньках по гимнастической скамейке.
2 станция. «Переход на соседнюю мачту».
Переход по канату, лежащему на полу, стараясь не потерять равновесие, не касаться пола.
3 станция. «Спуск в трюм».
Проползание в туннеле.
4 станция «По скользкому трапу».
Проползание на животе по гимнастической скамейке, потягиваясь на руках.
5 станция «Между подводными рифами».
Бег «змейкой» между кеглями, не задевая их.
- Шторм закончился и матросы отдыхают. Как они отдыхают? (Ответы детей)
Подвижная игра «Акула»
Выбирается водящий. Он становиться акулой Дети стоят на скамейке. Площадка это море. По сигналу дети прыгают в море и изображают, что плавают. По сигналу: «Акула!», водящий старается поймать тех детей, которые не успели встать на скамейку. Когда будет поймано 3-5 детей, выбирают нового водящего.
3. Заключительная часть
Релаксация «Сон на берегу моря».
Дети ложатся на коврики и слушают шум моря (запись).
- Вы спите и вам сниться один и тот же сон. В этом сне вы видите море с прозрачной водой, через толщу которого можно рассмотреть подводный мир: необычной красоты водоросли, необычных диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов.
Пауза. На счет 1, 2,3 просыпаются и встают.
- Пока вы спали, волной вынесло на берег сундук. Что в нем? (дети высказывают предположения).
- Давайте откроем и посмотрим что там.
Дети открывают сундук, находят акваланг, бинокль, штурвал, якорь. С находкой уходят играть в группу.

«Путешествие к волшебному цветку»

Сюжетное занятие по физической культуре с детьми старшей группы

Инструктор по физкультуре Саитгалина Ф.Ф.

Цель. Закрепление начальных представлений о положительном влиянии занятий физкультурой на здоровье человека.

Задачи.

Образовательные: продолжать формировать представление о зависимости здоровья от занятий физкультурой; совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии, прыжках на двух ногах с перепрыгиванием через скамейку и обручи, пролезании под дугами; продолжать учить пользоваться схемами.

Развивающие: развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, слуховое внимание, способность решать интеллектуальные задачи в соответствии с возрастом и умение планировать свои действия для достижения конкретной цели.

Воспитательные: воспитывать умение договариваться, распределять действия при сотрудничестве.

Оздоровительные: продолжать укреплять и сохранять здоровье на занятии по физическому воспитанию.

Методы и приёмы. Создание проблемных ситуаций; активизирующие вопросы педагога; игры, игровой персонаж Вирус-Вредилиус.

Материалы оборудование. Цветок здоровья, табличка с надписями,стрелки – направления, гимнастические палки (по количеству детей), мешочки (по количеству детей), обручи – 4шт., гимнастическая скамейка, дуги – 3 шт., маска Вируса-Вредилиуса.

Прогнозируемый результат. Дети получат представление о том, что занятия физкультурой помогают сохранять и укреплять здоровье. В процессе занятий совершенствуется качество выполнения упражнений в равновесии, прыжках на двух ногах с перепрыгиванием из обруча в обручдвумя ногами через скамейку с опорой на руки,подлезании под дугами, развиваются физические качества: сила, ловкость, быстрота, слуховое внимание.Дети решают все проблемные ситуации, договариваются и распределяют действия при сотрудничестве.

Инструктор. Говорят, что есть на свете волшебный цветок здоровья. Кто его найдёт и понюхает, прибавит себе здоровья! Я очень хочу это сделать, чтобы прибавить себе здоровья! А вы хотите? А для чего нужно быть здоровыми? (Ответы) Как вы много всего назвали! Значит пойдём искать цветок здоровья! А растёт он в стране Неболейка. Путь к нему непростой, но очень интересный. А чтобы справиться с испытаниями какие качества нужно взять с собой в дорогу? (Силу, ловкость, быстроту). А ещё мы с вами должны быть дружными: в пути всякое может случиться,и нужно друг другу помогать, чтобы все дошли до страны Неболейка. А чтобы наши ноги прошли этот путь и не устали, что нам следует для начала сделать?

Дети. Разминку.

Инструктор. Тогда не будем терять время и начнём разминаться перед дальней дорогой! Направо! В обход по залу – марш!

Ходьба строевым шагом, лёгкий бег, ходьба на носочках, на пятках, на внешней стороне ступни,подскоки,ходьба с высоким подниманием колен «цапли», прыжки на двух ногах «зайки», ходьба спиной вперёд, бег галопом правым и левым боком, ходьба.

Упражнение на дыхание «Ветер гудит»

(на выдохе произносим «у-у-у»).

Инструктор. Ну вот, мы и провели разминку. Как вы себя сейчас чувствуете? К путешествию готовы?

Дети. Да.

Инструктор. Тогда в путь! Ой, смотрите, здесь какая-то табличка с надписями. Кто из вас может прочитать?

«Налево пойдёшь – в сонное царство попадёшь, «Направо пойдёшь – много сладостей найдёшь», «Прямо пойдёшь – здоровье найдёшь»

Какую дорогу вы выбираете? А может быть, ляжете спать или побалуете себя сладостями? Тогда куда пойдём?

Дети. Прямо!

Инструктор. Кто-то преградил нам путь…А что это лежит у нас на дороге?

Дети. Гимнастические палки.

Инструктор. Как вы думаете, гимнастические палки могут прибавить нам силы на пути к цветку здоровья? Как?

Дети. С ними можно выполнять упражнения, и наши руки и ноги станут сильнее.

Инструктор. А чтобы было удобно выполнять упражнения как нужно встать?

Дети. Свободно, чтобы не задевать друг друга.

ОРУ с гимнастической палкой

    И.п. – о.с., палка внизу, хват сверху.

1 – палка вперёд;

2 – палка вверх;

3 – палка вперёд;

4 – И.п..

    И.п. – ноги врозь, палка внизу.

1 – палка вверх;

2 – наклон вправо (влево);

3 – палка вверх;

4 – И.п.

    И.п. – о.с, палка внизу, хват сверху.

1 – палка вверх, правая нога назад;

2 – И.п.

3 – палка вверх, левая нога назад;

4 – И.п.

    И.п. – о.с, палка вниз.

1 – присесть, палка вперёд;

2 – И.п.

    И.п. – сидя, ноги врозь, палка в согнутых руках.

1 – палка вверх;

2 – наклон вперёд, коснуться палкой носков ног;

3 – выпрямиться, палка вверх;

4 – И.п.

    И.п. – о.с.

1 – прыжком ноги врозь, палка вверх;

2 – прыжком в И.п.

Упражнение на дыхание «Спускаем воздух в воздушном шаре»

(на выдохе со звуком с-с-с).

Инструктор. Как вы себя чувствуете? Помогли вам гимнастические палки прибавить силы? Оставим их для других детей, которые тоже захотят добраться до страны Неболейка, а нам пора идти дальше. (Дети складывают палки на место). Уф, мы с вами уже большую часть пути преодолели. Скоро мы доберёмся до места. А что это впереди и как называются знаки перед нами и что они обозначают?

Дети. Это полоса препятствий, знаки эти называются – стрелки, они помогут нам правильно пройти полосу препятствий, если идти по направлению этих стрелок и тогда мы точно попадём в страну Неболейка.

ОВД

    Прыжки на двух ногах руки на поясе змейкой.

    Подлезаниепод дугами на коленях и ладонях.

    Прыжки через скамейку двумя ногами, опираясь о скамейку двумя руками.

    Ходьба по коврикам здоровья.

Инструктор. Молодцы! Волшебный цветок здоровья уже совсем близко. Входит Вирус – Вредилус (ребёнок в маске).

Вирус – Вредилус. К цветку здоровья подбираетесь? Ничего у вас не выйдет! Я – Вирус-Вредилиус, я ребят заражу, я ребят догоню! (Догоняет детей, пойманные отвечают, что они будут делать, делать,чтобы не болеть или как они будут лечиться от простуды и кашля).Игра повторяется 2-3 раза. Вирус постепенно замедляет бег и останавливается.

Вирус – Вредилус. Я теряю силы. Что со мной случилось? Не понимаю! Караул! Запах здоровья! Спасайся кто может! (Убегает).

Инструктор. Смотрите, вот что так напугало вируса. В стране Неболейка распустился цветок здоровья. Понюхайте его. Чем пахнет цветок здоровья?

Дети. Чесноком.

Инструктор. А почему цветок здоровья пахнет чесноком?

Дети. Запах чеснока отпугивает вирусы и микробы.

Инструктор. Жители страны Неболейка дарят вам этот цветок здоровья и желают здоровья. Отнесите этот чудесный цветок в группу, и ни один из вас не заболеет. Как вы думаете, наше путешествие было успешным? Наше здоровье прибавилось? А что по пути в страну Неболейка помогло вам прибавить здоровья?

Дети. Упражнения, гимнастические палки, полоса препятствий, игра, цветок здоровья.

Инструктор. Верно! А какие качества вам помогли дойти до страны Неболейка?

Дети. Сила, ловкость, смекалка, дружба.

Инструктор. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы удачно вернуться нам надо подняться высоко на носочки и выйти из этой волшебной страны.

(Дети на носочках выходят из зала).

Вера Семышева
Конспект игрового сюжетно-ролевого физкультурного занятия «Играем с мишкой» для второй младшей группы

Актуальная цель :

Задачи :

1. Обучающие : учить прыжкам на двух ногах через линии на расстояние 30-35 см; закреплять навыки ходьбы и бега на носках друг за другом; умение сохранять равновесие при ходьбе.

2. Развивающие : развитие произвольного внимания и наблюдательности через игровой сюжет .

3. Воспитательные : воспитание интереса к занятиям физкультурой , способствовать воспитанию навыков здорового образа жизни.

Планируемые результаты : активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; адекватно воспринимает замечания педагога; выполнять бег и прыжки по правилам безопасности.

Оборудование : игрушечный медведь, "дорога" (2 веревки длиной по 2м с расстоянием между ними 50 см, 6 кеглей, 4 обруча (диаметр 50 см, мяч (диаметр 20 см, шишки по количеству детей.

Ход занятия:

1. Вводно-подготовительная часть

Дети входят в зал и строятся в одну шеренгу

воспитатель : Здравствуйте ребята.

Ребята отгадайте загадку :

Лапу он свою сосет,

А, вот как придет весна,

Пробуждается от сна

И давай в лесу реветь.

Все зовут его. (медведь)

Верно, это медведь.

К нам сегодня в гости пришел плюшевый мишка и принес с собой целую корзину шишек. Мы будем с ним играть , бегать, прыгать и скакать.

Давайте сначала по кажем мишке как мы умеем красиво ходить.

Ходьба друг за другом на носках. (30 сек.)

А теперь покажем, какие мы быстрые.

Бег на носках. (30 сек.)

Перестроение в круг на выполнении ОРУ.

Вставайте все в круг

Сейчас мишка каждому из вас даст шишку.

И мы покажем ему упражнения с шишками.

2. Основная часть

А1. «Шишку в верх»

И. п. - ноги ширине плеч, руки с шишкой внизу.

поднять руки вверх, потянуться, опустить руки, присесть, выпрямиться. (4раза)

В : 1- Шишки падают с сосны,

Шишку мы поднять должны.

A2. «Качалочка»

И. п. - сидя, ноги врозь, руки с шишкой на коленях.

1-2- наклон вперед (стараться не сгибать колени, положить шишку между ногами, 3-4- выпрямиться, хлопнуть в ладоши, 5-6- наклониться вперед, взять шишку, 7-8- выпрямиться, поднять шишку вверх (4раза)

Под кустик шишка укатилась,

Лежит там тихо, затаилась.

A3. «Горка»

И. п. - лежа на спине, шишка в обеих руках над головой.

1-2- поднять ноги вверх, руки вверх-вперед, коснуться шишкой стоп ног, 3-4- и. п (4раза)

С шишкой надо поиграть ,

Надоело ей лежать.

A4. «Лошадка»

И. п. - ноги вместе, шишка в одной руке.

В : поскоки на месте с чередованием с ходьбой. (20-30 сек)

Шишки любят поиграть ,

Пошалить и поскакать

Молодцы, ребята!

Мишке

Но вы знаете, мишка мне по секрету сказал, что он совсем не умеет переходить дорогу. Давайте его научим, как надо правильно переходить дорогу.

1 "Переходим дорогу".

Перешагиваем через две линий.

Ходьба друг за другом через дорогу с поворотом головы влево и вправо.

Способ организаций поточечный. (2раза)

Молодцы, ребята! Мишке очень понравились ваши упражнения с шишками. «Переходим дорогу»

Посмотрите налево, посмотрите направо, перейдите дорогу друг за другом.

2. Вот мы пришли в лес. Давайте побегаем немного.

Ребята давайте покажем мишке

Бег змейкой на носках

друг за другом между кеглями, поставленными в одну линию (руки в стороны) (2раза)

Вот мы пришли в лес. Давайте побегаем немного.

Ребята давайте покажем мишке как надо правильно и красиво бегать змейкой возле деревьев.

3. Попрыгаем с кочки на кочку. А теперь научим мишку как правильно прыгать.

Прыжки на 2-х ногах из обруча в обруч на ростояние 30-40 см. руки на поясе (2раза)

Подвижная игра "Прокати мяч".

Мишке очень понравилось , как вы занимались, и теперь он хочет поиграть с мячом .

Дети садятся на пол в круг, ноги врозь. 2 раза

Инструктор (с мишкой , держа в руках мяч, встает в круг.

Он прокатывает мяч каждому ребенку по очереди, затем катят его мишке (инструктору)

3. Заключительная

Мало подвижная «Найди для мишки мед »

Дети ищут мед.

Ребята мишка куда-то спрятал мед и не может его найти. Давайте мы ему поможем, тихонько не спеша посмотрим везде. Молодцы ребята быстро нашли мед.

Инструктор. Ну вот пришло время мишке уходить . Мы сегодня показали мишке как надо заниматься с шишками, научили правильно переходить дорогу, бегать на носочках и прыгать. И нашли ему мед.

Дети машут рукой и выходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект физкультурного занятия с детьми второй младшей группы «Прогулка с Колобком» Физкультурное занятие с детьми 2-ой младшей группы Тема: «Прогулка с Колобком» Выполнил: Воспитатель 2-ой мл. группы Гладышева Н. В.

Конспект физкультурного занятия с детьми второй младшей группы «Путешествие в лес» Конспект Физкультурного занятия с детьми второй младшей группы. Тема: «Путешествие в лес». Воспитатель Гладышева Н. В. г. Нижний.

Конспект игрового сеанса «Мыльные пузыри» с детьми второй младшей группы в детском саду Николаева Клара Васильевна педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 61» г. Чебоксары. Цель: развитие чувства эмпатии, самоконтроля, умения.

Конспект игрового занятия для детей второй младшей группы «Добрый доктор Айболит в гостях у ребят» Цели: Познакомить детей с отрывками из произведения К. Чуковского "Айболит" Познакомить детей с буквой "А" Учить детей внимательно слушать.

Конспект игрового занятия педагога-психолога c детьми второй младшей группы «Космос» Цели: Деть детям элементарные представления о космосе. Активизировать словарь по данной теме. Продолжать формировать устойчивые представления.

Сюжетные занятия являются одной широко из используемых в детских дошкольных учреждениях организованных форм проведения занятий по физической культуре. Сюжетно-физкультурные занятия построены на едином сюжете (сюжет - ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения, кинофильма и т.п.) на основе сказки или реальных событий хорошо знакомых детям. Как утверждает В.С. Волошина (2007) в качестве источников рождения двигательных образцов широко используются окружающий мир, литература, музыка, произведения изобразительного искусства. Единственное условие, которое должно соблюдаться, это то, что сюжет занятия должен быть тесно связан с задачами обучения движениям и придавать занятию черты драматизации, сближать его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского (1999), является «корнем любого детского творчества».

По данным авторов, сюжетные занятия в дошкольных учреждениях являются одной из приоритетных форм выбора организации занятий, так как несут в себе ряд важных функций (В.С. Волошина, 2007; В.С. Кукушкина, 2004). Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения, что ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата и обеспечивает возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, снимают скованность. Благодаря сюжету ребенку легче осмысливать и выполнять движения. Важным достоинством занятий сюжетного типа является то, что они позволяют избежать механического усвоения техники движения.

Сюжетные занятия создают широкие возможности для использования нестандартного оборудования, костюмов, оформления зала, музыки. В начале обучения движению целесообразно опереться на прошлый двигательный опыт детей, вспомнить движения, знакомые по прошлому занятию. Затем знакомить ребят с новыми движениями.

По данным Н.Н. Кожуховой (2003) сюжетные физкультурные занятия вызывают интерес к физическим упражнениям, больше чем традиционные физкультурные занятия, что обусловлено ведущей игровой деятельностью детей в этом возрасте. На основе подражания ребенок в ходе ролевой игры идентифицирует себя с персонажами, старается не только воспроизвести их действия, но и отобразить воображаемую ситуацию, исполнить роль. Г.В. Хухлаева (1992) считает, что эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника. Дети спешат на помощь любимому герою, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом случае является обязательным фоном для развертывания действий. В отсутствии ее многократное выполнение их теряет смысл. Выражая сочувствие игровым персонажам, оказываются перед необходимостью освоить различные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своей инициативе и желанию проявляют реальные физические и морально-волевые качества.

Персонажи могут нуждаться в уходе и присмотре. Воспитатель предлагает поухаживать за маленькими беспомощными цыплятами и поучить их, прийти на помощь заболевшим зверятам.

Развивая воображение детей, воспитатель предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь. Так, гимнастические палки в руках детей превращаются то в «лошадок», то в «ветви и коряги» дремучего леса, из них дети строят лодки и даже «корабль».

При обучении движениям можно использовать и ролевое поведение детей. Если детям доступно выполнение роли, и они могут принять ее на себя, повторяя при этом разнообразные действия, стремясь к точности, правильности, последовательности их в соответствии с взятой на себя ролью, то дети, владеющие лишь игровыми действиями, справляются только с элементарными ролевыми задачами. Они прыгают, как воробышки, бегают по дорожкам, машут крылышками, как цыплята. В условиях, заданных воображаемой игровой ситуацией, определённых ролевым заданием, дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений. Такие занятия развивают у детей творчество. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно

Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа воспитателя, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.

Для детей целесообразно заготовить символы для обозначения ролей, которые помогают им быстро и легко войти в роль. Это могут быть простые картинки, кусочки пуха или меха, ватные шарики для «цыплят» и «мышат». Перевоплощение в образ может происходить и с помощью кусочка серебристой гирлянды. Воспитатель кладёт его на голову ребёнка или просто дотрагивается им до волос. Этого достаточно, чтобы новоиспечённый «воробышек» уверенно взлетел. На занятиях предлагается использовать также символы места и пространства. Например, панно «Лес», «Лужок».

Л.Н. Волошина (2007) предлагает проводить сюжетные физкультурные занятия, отражающие сезонные явления в природе. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Постоянный контакт педагога с детьми, непосредственное его участие в занятии, проявляемый им интерес, помощь, эмоциональный дружеский тон активизирует детей.

Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей. Немаловажную роль играет музыка.

Очень интересно проходят сюжетные занятия на свежем воздухе. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность, способствуют развитию знаний о природе.

Формируемые на занятиях игровые действия могут быть перенесены под влиянием воспитателя в самостоятельную игру детей, что способствует повышению двигательной активности малышей в сюжетно-ролевых играх.

При проведении физкультурных занятий воспитатель постоянно помнит о том, что нельзя нарушать ход игры. Наблюдение за качеством выполнения движений, оценка деятельности детей - всё это проводится через роль, от лица игрового персонажа, через воображаемую ситуацию. Воспитатель и дети играют вместе. Поглощённость игрой помогает увидеть в черте, проведённой мелом, настоящее препятствие, в гимнастической скамейке - большой пригорок, за который можно спрятаться от злого волка (Г.В. Хухлаева, 1992).

Когда накоплен некоторый опыт, дети уже проявляют больше самостоятельности на физкультурных занятиях, они могут по напоминанию воспитателя, выбрать предмет для упражнений и подвижных игр и активно действовать с ним.

Характерными чертами таких занятий являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Реализовывать сюжетные физкультурные занятия можно с дошкольниками различного возраста. С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия два раза в неделю (по 10 - 15 мин). В старшей группе детского сада (5 - 7 лет) занятия проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 25 - 30 минут (не считая ежедневной утренней гимнастики).

Структура физкультурных занятий общепринятая и содержит три части: вводную (18 % общего времени занятия); основную (67 % общего времени занятия); заключительную (15 % общего времени занятия). Такое распределение материала соответствует возможностям детей и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.

Цель вводной части занятий - ввести организм в состояние подготовленности к основной части. Во вводной части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, перестроении, несложные игры. Следует обращать внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т.д.). В этой части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача.

Основная часть занятия наиболее продолжительна. В ней у детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенность сюжета. Эта часть отличается наибольшей физической нагрузкой.

В заключительной части занятия происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, дети настраиваются на самостоятельную игру. В ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности (Т.И. Осокина, 1990).

Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз). Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.

Речь воспитателя во время занятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения (С.А. Козлова, 2000).

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одновременно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, поэтому при многократном повторении движения может закладываться его ошибочное выполнение ребенком. Этот способ подходит для формирования первоначального представления о новом движении (Г.В. Хухлаева, 1992).

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны - успешно образуются временные связи, и есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми. Недостаток этого способа заключается в том, что ограничивается возможность воспитателя контролировать выполнение упражнений всеми детьми, оказывать им помощь, поправлять их ошибки (Т.И. Осокина, 1990).

Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (по 3-4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двигательных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучиваемого движения, ребенок допускает ошибки.

Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания.

Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей.

Выбор способа организации детей на занятии зависит от: новизны, сложности и характера упражнений; задач занятия; материальной оснащенности и места проведения занятия; размеров помещения (площадка, зал); наличия оборудования; возраста детей и их подготовленности; собственных умений воспитателя (В.А. Андерсон, 1991).

Таким образом, сюжетные физкультурные занятия широко используются в детских дошкольных учреждениях, позволяя инструктору по физической культуре активно включить в процесс обучения всех детей. Сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Сюжетные физкультурные занятия имеют четкую структуру, разнообразные методы организации детей на занятии и методы обучения.

Натыкан Е.Г., воспитатель д/с № 80 г.Кострома

Программные задачи: совершенствовать у детей бег в колонне по одному, на носках, ходьбу широким шагом, в полуприсяде. Закреплять умения детей в прыжках из обруча в обруч, приземляясь на носочки; в подлезание под дугу. Продолжать учить детей подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками, прокатывать его по дорожке. Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции. Вызвать интерес и желание заниматься физкультурой. Укреплять здоровье. Воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать другим.

Материал и оборудование: гимнастические скамейки, мячи на каждого ребёнка, обручи для прыжков, дуга для подлезания, дорожка для профилактики плоскостопия, тубус.

Ход занятия:

Дети входят в зал, строятся в шеренгу.

Инструктор: Ребята, я сегодня вам расскажу сказку. А называется она «Колобок».

Жили-были дед с бабой.

Однажды и говорит дед бабе: «испеки-ка ты мне, бабка, колобок». Посмотрела, а муки то и нет.

Пошла бабка, по сусекам поскребла, по амбару помела, да и набрала муки, и испекла колобок.

Дети: берут мячи и встают на места.

Инструктор: Положила бабка колобок на окошко студится. Лежал-лежал колобок на окошке, скучно ему стало, и покатился он по дорожке.

Вводная часть: различные виды ходьбы и бега.

Инструктор: покатился колобок по дорожке, мимо высоких деревьев и маленьких ёлочек, с горки и в горку. А в лесу много тропинок, по разным тропинкам катится колобок и очутился на полянке. Стал колобок внимательно приглядываться, не встретится ли ему кто-нибудь.

Дыхательные упражнения.

Основная часть. ОРУ с мячами

1. Внимательно смотрит колобок вверх и вниз

Поднять мяч вверх и опустить вниз

2. Никого не увидел и решил посмотреть по сторонам

ИП: стоя, мяч у груди. Повернуться вправо, влево, вернуться в ИП.

3. И под кустиком посмотрел

ИП: ОС. Присесть, мяч под коленами. Вернуться в ИП.

4. И вокруг кустика прокатился

Сидя на пятках, прокатывание мяча вокруг себя.

5. Нет никого

– подпрыгнул высоко, посмотрел внимательно.

Прыжки. Мяч в руках

Дыхательная гимнастика

Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок, я тебя съем».

Инструктор (с мячом): Не ешь меня, зайка, я такой же проворный и ловкий, как и ты, и могу прыгать высоко, высоко. Посмотри как.

6. ИП: ОС, мяч в обеих руках, руки опущены вниз. Подбросить и поймать мяч (выполняется произвольно)

Инструктор: Не стал заяц есть колобка. Отпустил он его и покатился наш колобок дальше.

Катится он, катится, а на встречу ему волк: «Колобок, колобок, я тебя съем»

Инструктор (с мячом): Не ешь меня, волк. Я очень быстрый и укачусь от тебя далеко, и ты меня не догонишь.

  1. Прыжки на двух ногах из обруча в обруч, приземляясь на носочки
    (Ходьба по дорожке для профилактики плоскостопия)
  2. Подлезание под дугой, мяч в руках
  3. Прокатывание мяча по дорожке

Инструктор: Вот так и убежал колобок от волка.

Инструктор (с колобком): не ешь меня, медведь, я с тобой поиграю.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Инструктор: Вот так и укатился колобок от медведя. Катится колобок, катится и видит выходит Лиса Патрикеевна: «Колобок, колобок, я тебя съем»

Инструктор (с мячом): Нет, не ешь меня, лисонька. Я тебя перехитрю.

Заключительная часть.

Игра малой подвижности «Найди, где спрятано»

Инструктор: Искала, искала лиса колобок, а наш колобок укатился в другую сказку, которую мы с вами послушаем в следующий раз