Органическое поражение головного мозга: что это за заболевание, можно ли его лечить. И это дерево уже ясно стоит перед вами во всей свое красе Что относится к органическим изменениям мозга

Существует много известных заболеваний головного мозга, о которых слышал, наверное, каждый. Например, рассеянный склероз, инсульт или энцефалит, но такое понятие, как органическое поражение головного мозга, зачастую приводит в ступор. Этот термин не прописан в международной классификации болезней, но именно с этих слов начинаются многие диагнозы, связанные с поражением мозга. Что же это такое, каковы симптомы патологии и ее причины?

Органическое поражение головного мозга — это не отдельно взятая болезнь, а необратимый процесс в тканях мозга, который начался по причине развития одного из заболеваний этого органа. Фактически органические изменения в мозговой структуре являются следствием повреждения, инфекции или воспалительного процесса в мозге.

Каковы причины?

Органические поражения могут быть врожденными либо приобретенными, от этого зависит и причина их возникновения. В случае с врожденной «органикой» мозга, причинами такого процесса могут стать, такие факторы:

  • преждевременная отслойка плаценты;
  • инфекционные заболевания беременной;
  • прием алкоголя, наркотических веществ или курение будущей матери;
  • гипоксия плода;
  • тяжелые роды, возможные травмы головы плода во время них;
  • атония матки;
  • прием запрещенных медикаментов во время беременности;
  • генетические поломки и др.

Приобретенные органические изменения в мозге могут возникнуть по ряду других причин, среди них:

  • черепно-мозговые травмы (ушиб или сотрясение мозга, перелом черепа и т.д.);
  • сосудистые патологии: атеросклероз, инсульты, энцефалопатия;
  • стойкие нарушения кровообращения в мозге;
  • инфекционные патологии: менингит, энцефалит, абсцесс;
  • интоксикация наркотическими веществами или алкоголем;
  • болезнь Паркинсона, Альцгеймера;
  • опухоли мозга;
  • поражение нервной системы вирусом герпеса;
  • васкулит и др.

Степень тяжести течения патологии

Особенность органических поражений в том, что их появление не сопровождается ярко выраженными симптомами. Клиническая картина нарастает постепенно, поэтому многие пациенты могут даже не подозревать о наличии у них подобной проблемы.

Так, если говорить о перинатальном периоде, когда органика у ребенка врожденная, ее симптомы могут возникнуть в дошкольном возрасте или даже в школьном. Чаще всего заболевание сопровождается общей задержкой развития, в том числе речи, памяти и восприятия.

Органическое поражение головного мозга условно делят на три степени, в зависимости от тяжести течения и глобальности патологического процесса. Выделяют три степени:

  • первая, она же легкая степень. В этом случае поражается не более 20% мозговой ткани. Как правило, такие изменения не слишком влияют на обыденную жизнь и могут оставаться незамеченными;
  • вторая степень — средняя. Деструкция мозга достигает от 20 до 50%, в данном случае выражены неврологические симптомы и требуется лечение больного;
  • третья степень — тяжелая. Повреждения достигают 70%, процесс деструкции становится не управляемым. Клиническая картина психо-неврологических нарушений ярко выражена, медикаментозное лечение направленно на поддержание жизнедеятельности человека, но не способна остановить этот процесс.

Клиническая картина

Так как органические поражения — это следствия отдельных патологий мозга и ЦНС, поэтому и клиническая картина может быть обширна разнообразна. Как именно проявится заболевание в конкретном случае говорить сложно, но можно выделить основные группы симптомов, например:

  • очаговые поражения. В эту группу можно отнести все опорно-двигательные нарушения, например, парезы или параличи конечностей, вегетативно-трофические нарушения, атрофия зрительного или лицевого нерва, что сопровождается косоглазием, потерей зрения или перекосом лица;
  • общемозговая симптоматика. Чаще всего она образуется, как следствие перенесенных инфекционных заболеваний мозга, роста опухоли или кисты. Среди этих симптомов: сильные головные боли, рвота не связанная с приемом пищи, обмороки, головокружения, высокое внутричерепное давление, развитие гидроцефалии, последнее преимущественно у детей;
  • психические нарушения. Снижение интеллекта, вплоть до слабоумия, утрата памяти частичная или полная амнезия.

Если рассматривать симптоматику отдельно по каждому заболеванию, она будет разной и скорость нарастания таких симптомов также будет разной. Например, в случае с инсультом, когда нарушается кровообращение в мозге по причине разрыва или закупорки сосуда, симптомы поражения возникают сразу и после того, как устранены последствия инсульта, все равно остаются органические изменения. Зачастую это нарушение дикции, паралич конечностей с одной стороны, нарушения памяти и т.д.

Диагностика

Самыми популярными в последние годы методиками диагностики являются исследования при помощи нейровизуализации. Например, МРТ или агниография с контрастом. Эти инструментальные методы помогаю подробно рассмотреть состояние мозговых структур. МРТ позволяет увидеть наличие:

  • аневризм;
  • опухоли;
  • кисты;
  • определить масштабы поражения, например, после кровоизлияния.

Благодаря агниографии с контрастом можно оценить состояние сосудов. Увидеть места сужения стенок сосудов или их закупорки, а также места разрывов и т.д.

Помимо инструментальных исследований проводят дополнительные тестирования, для определения когнитивных нарушений, таких как ухудшение памяти, концентрации внимания, речи и т.д.

Лечение

Терапия нарушений работы мозга никогда не была простой. Это целый комплекс различных мероприятий, направленных на торможение процессов деструкции и подавление возникшей симптоматики. Лечат не само органическое поражение головного мозга, а патологию, которая ей предшествовала. Во многих случаях, если вовремя начать лечение, вполне можно избежать органического поражения. Конечно, в некоторых случаях они неизбежны даже при своевременном лечении, например, при обширном инсульте в любом случае будут наблюдаться патологические изменения. Они могут быть выражены, как в нарушения речи, памяти или внимания, так и в двигательной активности, зачастую в одностороннем параличе.

При этом лечение в любом случае необходимо. Так как только правильно подобранное медикаментозное лечение, а также физиотерапевтические процедуры, помогут частично облегчить жизнь пациента, и сократить риск рецидива.

Так как органические нарушения носят необратимый характер избавиться от них полностью, увы, не выйдет, лечение в этом случае носит паллиативный характер и является пожизненным.

Относительно препаратов, необходимых для лечения, они назначаются индивидуально, в зависимости от перенесенного заболевания и его последствий. Самостоятельное лечение в данном случае категорически противопоказано и может привести к ухудшению самочувствия больного.

Органические поражения головного мозга, если они были начаты остановить нельзя. Это медленно прогрессирующий патологический процесс, приводящий к дегенеративным изменениям в структуре мозга. Главная задача терапии максимально замедлить данный процесс и уменьшить клинические проявления, мешающие человеку полноценно жить. Органические изменения мозга требуют пожизненной систематической терапии.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Органические заболевания головного мозга возникают из-за различных факторов. Клинические симптомы при органических заболеваниях зависят от степени тяжести, величины поражения и области дефекта. Насколько глубже органическое повреждение головного мозга, настолько ярче будет недостаточность, которая зачастую проявляется в нарушении функции мышления.

Одна из причин – повреждение мозга плода при беременности или в процессе родов, а также:

  • ушибы;
  • гематомы;
  • перелом черепа.
  • органические нарушения как следствие инфекций;
  • отравления;
  • опухоли;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • болезни пожилого возраста.

Повреждение ГМ ребёнка при беременности и во время родов

Для начала разберём, что органические повреждения головного мозга – это ряд структурных изменений ткани мозга. Существуют периоды беременности и родов, в которые даже небольшое воздействие на беременную женщину стать причиной патологии развития нервной системы ребёнка.

Причины и : характерные признаки, диагностика, лечение.

Узнайте, что такое - отравление токсическими веществами, нейротропными ядами.

(недостаток кислорода) плода является следствием асфиксии (отсутствии дыхания) при затяжных родах, понижении тонуса матки и иных факторах, которые становятся причинами органических изменений головного мозга малыша. Нередко такие патологии бывают причинами преждевременной смерти ребёнка до 13–14 лет. Другие становятся инвалидами. Зачастую у таких детей наблюдается нарушение психического статуса.

Травмы головного мозга

Травмы головы (ЧМТ) – травмирование черепа, мягких тканей головы и самого головного мозга. Неврологические симптомы:

  • ограничение или снижение движений конечностей;
  • бессвязная речь;
  • спутанность сознания;
  • могут быть эпилептические припадки.

Психические симптомы:

  • расстройство поведения;
  • больной не может чётко воспринимать, обрабатывать информацию, которую получает;
  • ухудшение памяти;
  • снижение обучаемости;
  • агрессия;
  • замедление реакции;
  • страхи;
  • настроение часто меняется, нервно–психическая слабость.

Органические повреждения при церебральных инфекциях

Самыми распространенными являются: герпетическая инфекция, энтеровирусные заболевания, стафилококки, менингококки. Бактерии, вирусы становятся причиной менингита, энцефалита, . При вирусе иммунодефицита человека, головной мозг также может пострадать из-за гнойных процессов, энцефалопатии.

У пациентов появляется психическая симптоматика:

  • упадок сил, чрезмерная усталость, пониженная трудоспособность;
  • неустойчивость психики;
  • страдают личностные особенности;
  • навязчивые мысли;
  • истерии, параноидные расстройства.

Отравления

Отравление (интоксикацию) у человека вызывает алкоголизм, наркомания, курение, употребление в пищу ядовитых грибов, вдыхание окиси углерода. Также может быть передозировка медикаментозными средствами. Симптоматика зависит от того, чем конкретно произошло отравление.

Отравление зачастую вызывает нарушение сознания вплоть до комы. Передозировка психостимулирующими лекарственными средствами вызывает зрительные, тактильные, слуховые галлюцинации. У пациентов возникает эйфория, расторможенность, повышенная двигательная активность.

Хронические интоксикации, такие как алкоголизм, курение, наркомания, характеризуются:

  • вялостью;
  • усталостью;
  • депрессией;
  • нарушением памяти;
  • рассеянным вниманием;
  • угасанием интеллекта.

Патология сосудов мозга, новообразования

К сосудистой патологии относится инсульт, который классифицируется на геморрагический и ишемический. Из-за разрыва церебральной аневризмы или проникания крови сквозь стенку сосудов развивается геморрагический инсульт. В результате появляются гематомы и сдавливают мозг.

Ишемический развивается из-за перекрытия просвета сосуда тромбом, вследствие чего участок мозга не получает кислород, поэтому начинается некроз тканей.

Дисциркуляторная энцефалопатия появляется вследствие постоянного недостатка кислорода и характеризуется множеством маленьких органических очагов с изменением в головном мозге.

Психическая симптоматика:

  • помрачнение сознания;
  • подавленность;
  • инсомния;
  • беспричинная агрессия;
  • астения.

Рассеянный склероз

Болезнь, характеризующаяся образованием очагов с разрушением оболочки нервных волокон. Психические симптомы: упадок сил, сильное утомление, пониженная трудоспособность, ухудшение памяти. Также рассеянность внимания, угасание разума, депрессии, психозы.

Узнайте о формах и : как проявляется заболевание.

Всё о : факторы риска, влияние наследственности.

Знаете ли вы, что – сложное генетическое заболевание.

Болезни пожилого возраста с органическими повреждениями

Сосудистая (старческая) деменция возникает вследствие инсульта или поражением мелких и крупных сосудов. Клинические симптомы: ухудшения ощущения и восприятия окружающего, снижение познавательной активности, потеря накопленных знаний и умений.

(БП) проявляется такими симптомами: депрессия, чувство опустошения и обречённости, эмоциональная скудность, утрата чувства радости. Также может быть раздражительность, унылость, тревога.

Болезнь Альцгеймера – заболевание ЦНС, характеризующееся прогрессирующим снижением высших мозговых функций, расстройством поведения, нарушением ориентации, беспокойством, безразличием к жизни. Больные страдают забывчивостью, не в состоянии припомнить то, что было пару минут назад, не узнают родных и ранее известные им предметы.

Вывод

Практически все перечисленные заболевания успешно поддаются лечению, и риск их развития становится меньше, если проводить профилактику. Нужно вести здоровый образ жизни, будущим мамам беречь себя и прислушиваться к рекомендациям врачей.

Органические психосиндромы.

Острые органические психосиидромы представляют собой состояния, в клинической картине которых отмечаются некоторые нарушения ясности сознания (сонливость, сопор, кома) и изменения восприятия (спутанность, иллюзорные обманы, галлюцина­ции, бредовое восприятие) после прямого или косвенного экзогенного повреждения мозга. B отличие от них, при эндогенных психозах невозможно установить никакой соматической причины. B детском возрасте экзогенные (органические) психозы часто выглядят как эндоген­ ные, a эндогенные психозы - как экзогенные. Необходимо тщательное психо- и сома­тодиагностическое уточнение. Неправильные диагнозы часто становятся поводом для мировоззренческих баталий между «психиками» и «соматиками». Непременно следует составить себе целостное представление о болезни.
Клиническая картина хронических органических психосиндромов зависит от того, на какой стадии развития ребенка произошло повреждение головного мозга. Действует общее правило: чем раньше это произошло, тем тяжелее оказываются последствия. Если повреждение происходит на 1-5-м месяце беременности, то результатом является олигофрения, если же это происходит между 6-м месяцем беремен­ности и 18-м месяцем жизни, то результатом является раннее органическое поражение головного мозга. При более позднем дебюте манифестируют изменения личности, как это наблюдается при постэнцефалитных и посттравматических проявлениях болезни.
Причиной раннего детского поражения головного мозга могут быть разнообразные нарушения в дородовом периоде, во время родов и после рождения, например: физи­ческие повреждения, яды, медикаменты, алкоголь, эпидемическая краснуха или детский паралич, антитела матери (резус-фактор), нарушения обмена (в частности, диабет), гипофункция щитовидной железы, пре-, пери- и постнатальная асфиксия.
Острые органические психосиндромы могут быть вызваны последующими заболева­ниями и привести в дальнейшем (в части случаев) к изменениям личности по типу хронического органического психосиндрома. Связь между острым заболеванием и более поздними психическими особенностями должна быть подкреплена «симптомами мо­ста», т. e. персистирующими симптомами. Органическое заболевание в анамнезе приводит к тому, что особенности поведения в дальнейшем относят к перенесенному заболеванию, игнорируя при этом психосоциальные причины.

Общие заболевания, протекающие c высокой температурой.

Общие заболевания бактериального и вирусного генеза, протекающее c высокой тем­пературой, так называемые лихорадочные делирии, характеризуются дезориентированностью, сбивчивой речью («фантазированием»), иллюзорными нарушениями восприятия и ограничением способности к восприятию, и реакциям при очень незначи­тельных расстройствах сознания.

Энцефалиты и менингоэнцефалитиды.

Речь идет o первичных воспалительных заболеваниях мозга c наличием или без на­личия мекингеалькых явлений, вызванных бактериальными инфекциями или ней­ротропными вирусами. B настоящее время редко встречаются Encephalitis lethargica и Polioencephalitis , особая форма детского спинального паралича c преимущественным поражением головного мозга. B последнее время отмечено, что различные типы вирусов вызывают атипичные клинические про­явления энцефалита. Ведущими симптомами являются: неврологические симптомы выпадения, судороги, нарушения ритма сна и нестойкая психопатология. Сопутствующие энцеф алитиды c тяжелым течением и частым смертельным ис­ходом наблюдаются при детских заболеваниях - свинке, кори, ветрянке, краснухе, гриппе, ЕСНО, Коксаки, при герпесе и других вирусных заболеваниях, a также в качестве осложнения после прививок, например против оспы (поствакцинальный энцефалит). Основными симптомами являются: нарушение сознания, высокая темпе­ратура, судорожные припадки, неврологические симптомы (выпадения). Для диагностики важны изменения ка ЭЭГ и патология в спинномозговой жидкости. Спорным остается вопрос o том, существует ли специфический постэнцефалитический синдром. Не представляется возможным доказать однозначную связь между определенными особенностями поведения и предшествовавшим энцефалитом. Отмечено, что непосредственно после перенесенного инфекционного заболевания могут появиться признаки отставания в умственном развитии (различной степени тяжести), частичные нарушения функций, изменения аффективности и моторики, формирующие синд­ром церебральной дисфункции. Характер взаимоотношений между ребенком и его окру­жением может оказаться решающим моментом для масштаба последствий перенесен­ного заболевания.

Психозы в связи c поражением ствола мозга.

Речь идет о редких формах энцефалита, которые начинаются в период между третьим годом жизни и пубертатным периодом (преимущественно в возрасте 13-15 лет) и наряду c неврологической симптоматикой и психоорганическим синдромом проявляются в форме психоза, напоминающего эндогенное заболевание. Прогноз заболевания благоприятен. B большинстве случаев наступает выздоровление без образования дефекта. Клинический диагноз может быть подтвержден картиной ликвора и данными ЭЭГ. Специфической терапии не существует.

Лейкоэнцефалитиды.

При лейкоэецефалитидах появлению неврологической симптоматики предшествует продолжительная продромная стадия c нехарактерными нарушениями поведения. Вна­чале снижаются успехи в школе, как выражение прогрессирующего дефицита психи­ческих и физических функций, появляются расстройства речи, утрата интересов, повышенная готовность к страхам, пугливость. Важно отграничить клиническую картину от развития простой формы шизофрении. Диагноз подкрепляется картиной ликво­ра (увеличение числа клеточных элементов и белка) и данными ЭЭГ (комплекс Radermecker).

Черепно-мозговые травмы.

Черепно-мозговые травмы могут, в зависимости от тяжести, вызвать, как и у взрослых, нарушения сознания, разнообразные преходящие синдромы, контузионные психозы или апалический синдром (синдром Кречмера). Степень тяжести черепно-мозговой травмы может оцениваться по продолжительности и глубине потери сознания и посттравматической амнезии. Чем тяжелее эти проявления, тем тяжелее отдаленные последствия, например снижение интеллекта.
Среди причин черепно-мозговых травм, как и причин детской смертности, в Западной Европе на первом месте стоят несчастные случаи, связанные c транспортными происшествиями. Ежегодный риск получения черепно-мозговой травмы c церебраль­ной симптоматикой оценивается для мальчиков в размере 1 %, для девочек 0,5 %!
Наряду c непосредственными психоорганическими последствиями травм психи­ческие реакции ребенка и его близких являются неотъемлемой составной частью пост- травматической ситуации. Степень восстановления зависит от размеров болезненных последствий и целенап­равленного применения реабилитационных программ. даже дети c тяжелыми повреж­дениями располагают значительными функциональными резервами, которые, как правило, не учитываются при определении прогноза. Масштабы посттравматических последствий (психоорганического синдрома, РОВ) становятся очевидными примерно через два года. Наряду c симптомами выпадения, обусловленными очаговыми поражениями, как, например, лобный синдром и классическое нарушение навыков, появляется гиперкинетический синдром, который необходимо отграничить от сходного, наблюдаемого при бедности волевых импульсов и заторможенности. Клиническая картина довольно пестрая. Глобальные нарушения отодвигаются на второй план, уступая место очаговым поражениям c изолированными специфическими ограничениями отдельных функций. Встречаются расстройства зрительного внимания, изменения фона настроения c эйфоричес­кими или раздражительно-агрессивными эпизодами, а также ограничением психи­ческой и интеллектуальной подвижности и специфическими ограничениями позна­вательной и двигательной функций. B 10-30 % случаев развивается посттравматическая эпилепсия. Вероятность появления психореактивных невротических расстройств на­растает параллельно тяжести функциональных нарушений: Риск заболеть психичес­ки после тяжелой черепно-мозговой травмы весьма значителен, и его вероятность оценивается приблизительно в 70 %.

Гиперкинетический синдром.

Синонимы: чрезмерно подвижный ребенок, ребенок c гиперкинезами, психооргани­ческий синдром (РОВ), синдром детских гиперкинезов, незначительное повреждение мозга, синдром повреждения головного мозга, минимальная церебральная дисфунк­ция (MCD), легкая врожденная церебральная дисфункция, органический мозговой психический осевой синдром, раннее детское поражение головного мозга, ранний детский экзогенный психосиндром, нарушение, определяемое дефицитом внимания (DSM III).

Клиническая картина . Основными признаками являются: дефицит внимания, не соответствующий периоду развития, сверхчувствительность в отношении раздражи­телей, уменьшенное чувство страха, нарушенное чувство дистанции при общении, повышенная импульсивность и наблюдаемая в части случаев резко повышенная двига­тельная активность. Уровень умственных способностей может колебаться от нормы до частичного ослабления отдельных способностей (описанных в соответствующем разделе). Очень высокая степень отвлекаемости не позволяет детям сохранять на продол­жительное время необходимое положение при различных занятиях, требующих оп­ределенной усидчивости и внимания. Это сказывается, например, при играх, соответствующих возрасту, во время классных занятий, при выполнении домашних заданий. Описанные проявления не являются выражением недостаточной мотивации, они обусловлены непрерывным колебанием фокуса внимания, которое выбирает предметом своего интереса то один, то другой объект. B импульсивных, необду­манных, торопливых действиях дети как бы скачут галопом. Решение принимается до того момента, когда последствия могут быть обдуманны. Поступки опережают намерения. Кроме того, таким детям присуща пониженная самооценка. Они легко ранимы и в своих настроениях и аффектах легко переходят от ярости к подавленности. У двигательно-гиперактивных детей («попрыгунчики») отмечается резко выраженный двигательный импульс к совершению бесцельных, непрерывно следующих друг за другом движений «непрерывного прыгания». Варианты клинической картины в известной мере зависят от возраста, динамики развития, реакций на близких и на более дальнее окружение и, прежде всего, от взаимоотношений детей и родителей, ситуации в школе. Последняя находится в прямой связи со степенью и характером частичкой слабости функций этих детей. Специфическая психопатология гиперкинетического синдрома развивается независимо от раннего детского поражения головного мозга или нарушений функций мозга. Было бы ошибочно оценивать или описывать эту клиническую картину как «минимальную церебральную дисфункцию» (MCD), как это было принято в прошлом. Нарушение функций головного мозга не является ни предпосылкой, ни следствием развития данного психопатологического синдрома. Только у 39 % детей в возрасте восьми лет, y которых имеется повышенный риск развития психического расстройства, обнаруживаются объективно доказуемые признаки нарушений функций головного мозга (аномалии в ЭЭГ и неврологическая микросимптоматика). Напротив, y 25 % всех восьмилетних детей c нарушениями функций головного мозга находят психические отклонения, которые при определенных обстоятельствах также связаны c гиперкинетическим синдромом. Согласно современ­ному уровню знаний, гиперкинетический синдром является самостоятельной нозологической единицей. Симптомы этого синдрома рассматриваются как проявление недостаточности развития и, таким образом, как признак незрелости. Проявления незрелости определяются как отклонения в развитии от возрастной кормы. Колебания качественных особенностей и темпов процесса созревания подтверждают, что упомянутые нарушения могут появляться раньше или позже, т. e. до наступления пубертатного периода или во время него, например между 8 и 13 годами. Таким образом, характеристика появившихся симптомов указывает на отсутствие причинной связи между ними и синдромом раннего детского поражения головного мозга. Эти синдромы развиваются в возрасте до восьми лет. B значительно большей степени речь идет об общих или специфических отклонениях в развитии. Такова характерис­тика клинической картины гиперкинетического синдрома в детской психиатрии. Если в числе симптомов при отдельных синдромах имеются нарушения способностей (например, частичная слабость способностей), то они должны быть описаны наравне c объективно подтвержденными неврологическими или нейрофизиологическими нарушениями. Причинная связь с психопатологической картиной отсутствует. Какую роль играет частичная слабость отдельных способностей в возникновении детской психиатрической патологии, должно быть установлено в будущем c помощью специальных исследований. Доказано, что дети с частичной слабостью способностей представляют группу повышенного риска развития психического заболевания особенно тогда, когда у них нарушено понимание разговорной речи. Кроме того, должно быть научно доказано, какую роль в детской психиатрической заболеваемости играют объективно подтвержденные нарушения функций головного мозга.
B патогенезе гиперкинетического синдрома большую роль играют взаимоотно­шения между ребенком и его родителями, a также, возможно, и генетические факторы. Это необходимо учитывать в практике лечебного консультирования. Утрата оправдывающих органических факторов, которые помогли бы снять c родителей обвинение в ответственности за патогенез данного синдрома, может пробудить у них повышенное чувство вины за свою несостоятельность в воспитании ребенка. Просветительская работа c родителями и привлечение их к лечению необходимы.

Частичная слабость отдельных функций.

Под частичной слабостью отдельных функций подразумевают снижение способности отдельных функций центральной нервной системы с установленной локализацией при сохранности функций головного мозга в целом. Отдельные способности могут быть нарушены по отдельности или в комбинации c другими. B отличие от классических образцов утраты трудоспособности, в описываемом феномене отсутствует возможность точной локализации нейро-анатомичес­кой функциональной принадлежности. Следствием слабости способностей являются трудности восприятия и дифференцирования внешних раздражителей, как выражение замедленного развития заинтересованными органами чувств, будь то в смысле стойкой недостаточности или только замедленного развития. Перечень признанных слабостей отдельных способностей становится все более обширным. Возможность их классификации на основе симптомов, т. e. нарушенных отдельных функций, является предпосылкой для оценки комплексных способностей. Различают также слабость способностей, относящуюся к сенсорной ориентировке. Если, например, снижена визуальная способность зрительных восприятий, то нарушается и восприятие зрительных впечатлений - жестов и мимики тех лиц, c которыми общается ребенок, - a также понимание отвлеченного смыслового и символического содержания образов окружающего мира. Это может привести к серьезному нарушению социального поведения и отставанию в развитии. Если нарушена способность слухового восприятия, то могут оказаться нераспоз­нанными или неотличимыми, полностью или частично, отдельные звуки по их силе, звучности, высоте тона и последовательности. Это заставляет окружающих предположить, что ребенок плохо слышит. Описанное нарушение может симптоматически выразиться в форме задержки речевого развития. Если замедлена тактильно-кинестетическaя ориентировка, то результатом этого может стать снижение способности различать правую и левую стороны и слабость пространственной ориентировки.
Наряду c другими разнообразными проявлениями слабости частичных способ­ностей, относящихся к сенсорной ориентировке, различают частичную слабость способностей, относящихся к процессу восприятия и сохранения информации, ее ин­ теграции и воспроизведенния.
Легастения
- это синдром, который выражается в трудности обучения чтению и правописанию (LRS). Чтение текста не удается, так как ребенок «застревает» на «склеивании» букв или читает неправильные, произвольно видоизмененные слова. Повторение отдельных слогов происходит c ошибками. Типичным является перепутывание отдельных трудно дифференцируемых букв, например d, g, p, ь, или a, o. Встречается зеркальное написание слов или целых фраз, изменение правильной последовательности букв в слове, пропуски букв или повторное их написание, а также соскальзывание, восхождение или слияние при написании отдельных слов. Конечные слоги опускаются или, наоборот, повторяются. Центр тяжести описанного нарушения может находиться в разговорной или письменной речи. Встречается различная степень тяжести и комбинация со слабостью других способностей, например со специфическими расстройствами счета. Вторичные расстройства у детей c LRS: диссоциация, эмоциональные нарушения, включая агрессивность, психосоматические симптомы. Для диагностики частичной слабости способностей методом выбора является ней ропсихологическое тестирование. Для проведения тестирования необходимы специальные профессиональные познания. Необходимо также использовать различные методики тестирования, учитывать семейный и личный анамнез, неврологическое об­следование и современный психиатрический подход.
Терапия. При частичной слабости способностей, которая приобретает особое значение в школьном возрасте, особенно при LSR, функциональную тренировку можно рекомендовать только располагал знанием семейной ситуации ребенка. Опыт показывает, что слабость отдельных функций является выражением функциональных расстройств и динамики взаимоотношений в семье, которые не могут быть разграничены ни при помощи психологического тестирования, ни клинически. Если LRS яв­ляется, например, симптомом переоценки в семье школьной успеваемости ребенка, то этот симптом еще более усилится от назначенного лечения методом тренировки.
Продолжительность лечения методом тренировки функций составляет 1-2 года, при психотерапии - несколько лет. При этом назначаются лечебные занятия небольшой продолжительности в малых группах (4-6 детей). Используются различные вари­анты, от чисто терапевтических до учебных групп и групп для выполнения домашних заданий.

Лечение ребенка с поражением головного мозга.

Разъяснение родителям всех вопросов, связанных с нарушениями развития ребенка, требует того, чтобы врач отказался от роли «исцелителя» и приложил все усилия к проведению доверительного диалога с ними. Если врачу это удается, то можно считать, что сделан первый шаг в лечении ребенка. Ясность в вопросе о характере и причинах нарушений часто дает родителям ребенка возможность освободиться от груза фантазий o собственной вине, несостоятельности, никчемности и наказании. Если причину поражения установить невозможно, то это незнание должно быть признано и сообщено родителям. И, наконец, точное знание об ограниченных функциях ребенка важнее, чем вопрос о том, действительно ли имеется поражение головного мозга или это поражение мнимое. Убедившись в том, что их надежды на здорового ребенка обмануты, родители оказываются во власти глубоких нарцисси ческих переживаний, которые вызывают y них появление защитных механизмов. Их нужно распознать и переработать, для того чтобы лечение ребенка проходило успешно. Существуют различные виды защитной игры. Некоторые родители пытаются прибегнуть к самообману и считать ребенка здоровым до тех пор, пока это еще возможно (отрицание болезни), другие обвиняют врача-специалиста в некомпетентности и переходят от одного врача к другому (проекция), некоторые родители дают реакцию в форме самообвинения и соучастия в болезни ребенка, повышенных стра­хов, балования ребенка или, наоборот, отстранения его и заброшенности (формиро­ вание реакций). Иные родители «механизируют» отношение к ребенку, например, придавая большое значение ритуалу ухода, исключив из него эмоциональный ком­понент (изоляция), и т. д. Часто внутренняя амбивалентность родителей в отношении ребенка находит свое выражение в желании поместить ребенка в интернат. Если c родителями обсуждены неосознанные ими мотивы и намерения, то в большинстве случаев после осознания разочарований и подавленности наступает хорошее пони­мание больного ребенка. Это и есть наилучшая предпосылка успехов в лечении. Совет лечащего врача всегда должен согласовываться с субъективными и объектив­ными возможностями родителей и ребенка. B проведении лечения родители должны принимать на себя конкретные терапевтические задачи, например осуществление постоянных упражнений. При этом важно, чтобы построение терапевтического про­цесса было осмысленным, лечение целенаправленным и в ходе его проведения отмечались функциональные успехи ребенка. Наилучшим показателем хорошо освоенного терапевтического процесса является активное участие ребенка, который с удоволь­ствием отмечает достигнутые им успехи в улучшении функций. Новые виды лечения и более тонкая диагностика особенностей развития приве­ли к повороту от пассивного наблюдения к активным терапевтическим действиям в лечении детей c поражениями головного мозга. Раннее распознавание и возможно более раннее начало целенаправленного лечения уже в первые три года жизни значительно повышают шансы излечения, о чем свидетельствует накопленный опыт. B наиболее благоприятных случаях можно рассчитывать на полную компенсацию нарушений. B зависимости от характера нарушений показаны физиотерапия по Bobarth­Konig, применение вспомогательных аппаратов (например, слуховой аппарат уже в первый год жизни), логопедическое лечение, домашнее совершенствование речи, тренировка перцепции, музыка, лечение c помощью игр, терапия занятостью, лечебная педагогика и периодическое медикаментозное лечение. Так как стремитель­ный прогресс перинатальной медицины предполагает дальнейший рост числа жиз­неспособных детей группы риска с частичными поражениями головного мозга, составляющих в настоящее время примерно 10-20 %, то не следует переоцени­вать индивидуальное и социальное значение ранней терапии, a также профилак­тики вторичной невротизации.
Применение детской аналитической терапии показано также детям c вторичной невротизацией, страдающим недостаточным вниманием, когда ведущим симптомом является не страх, a расторможенность. Гиперактивные дети вряд ли испытывают страхи. Цель терапии - найти необходимый тон, созвучный восприятию ребенка, и дать ему ощутить страх как сигнал предостережения (например, красный свет светофора как сигнал, запрещающий переход улицы). Терапия может быть успешной, если врач как можно меньше обнаруживает свои намерения, если он добьется проникновения в чувства ребенка и вызовет у последнего оживление импульсов восприятия и защиты. Избранная врачом техника претерпевает изменения в той мере, в какой этого требует смещение акцента с влечений на усиление защитных механизмов. При этом перед врачом стоит цель переключить на родителей и воспитателей отобранные у них ранее функции.

Головной мозга – самый сложный и самый важный орган в нашем организме. Именно благодаря нему мы превосходим все иные биологические виды. В мозгу происходит обработка всей информации и всех действий, которые выполняет организм.

Он управляет всеми клетками и отвечает за их адаптацию к постоянно изменяющимся условиям среды. Так, из простой ткани – кожи, клетки эволюционировали в нервные. Первые обладают только механическими свойствами: защита, проницаемость. В то время как нервные в своей совокупности способны к обучению и позволяют запоминать информацию, координировать мысли.

Однако любой физический или химический процесс должен обеспечиваться энергией и питательными веществами. Поэтому правильное питание, отсутствие отрицательных факторов и патологических процессов необходимо для долгой и плодотворной работы головного мозга.

Различные виды поражений головного мозга

Так как нарушений головного мозга очень много, целесообразно было придумать классификацию, которая бы охватывала все заболевания:

Органические заболевания головного мозга: их разновидности

Органическое поражение головного мозга (ОЗГМ) характеризуется наличием патологических изменений, которые можно увидеть, используя методы нейровизуализации.

Визуализируются и соотносятся любые патологические процессы: , доброкачественные кисты, скопление амилоида.

Особенностью органических поражений является то, что в мозгу имеется субстрат. К примеру, также имеет неврологические патологические симптомы, но что-то «увидеть» невозможно. Органические нарушения могут быть как локальные, так и диффузные. Симптоматика также различна. При локальном поражении нарушается какой-то один вид деятельности ( , интеллект). А при генерализованном появляется общемозговая симптоматика.

Виды органических поражений мозга:

Резидуально-органическое поражение: причины и симптомы

Резидуально-органическое поражение – последствия, которые появляются после повреждения структур головного мозга в перинатальном периоде (от 22 недели беременности до 7-х суток после рождения).

Несмотря на то, что преждевременная беременность не является обязательным показанием к органическому поражению мозга, слабая развитая нервная система очень уязвима к любым неблагоприятным факторам, а так как нервно-мышечный ответ еще не сформирован, возможно появление патологических процессов.

Причинами резидуально-органического поражения являются:

  • заболевания на уровне хромосом;
  • недостаточное потребление или поступление кислорода в организм мамы и связанная с этим плода;
  • радиация;
  • экология;
  • использование медикаментозных препаратов или чистящих средств;
  • отравление будущей мамы алкоголем или наркотиками;
  • нерациональное питание, выраженное в недостаточном потреблении микро или макровеществ;
  • острые или хронические заболевания женщины;
  • патология течения беременности.

Любой из этих факторов способен привести к замедленному росту малыша, что и спровоцирует у детей органическое поражение мозга. Клиника данного поражения проявляется сразу после рождения, определить которые может не только невролог.

Однако, стоит отметить, что некоторые патологии при правильном образе жизни и питании могут быть обратимыми. Поэтому очень важно на начальных этапах обратиться к врачу за помощью, чтобы как можно раньше начать лечение и в дальнейшем забыть о каких-либо проявлениях органических поражений головного мозга.

Клиническая картина ОЗГМ

Практически не существует определенных симптомов, которые появляются при органическом поражении головного мозга. Это связано с тем, что любое проявление зависит от главного заболевания, которое и привело к поражению мозга.

Можно выделить симптомы, которые будут характерны практически для всех сопутствующих патологий:

  • сниженная активность;
  • апатия, отсутствие интереса к чему-либо;
  • появляется неряшливость.

Более редкий симптом, но также встречающийся. Больные могут забыть, как зовут их родственников или друзей, свою внешность. Происходит нарушение счета и люди не смогут перечислить цифры от 1 до 10 или вспомнить последовательность дней недели.

Нарушения письма и проявляются в перестановке слогов и слов. В самых тяжелых случаях человек не сможет самостоятельно говорить, а сможет только повторить небольшую фразу, которую услышит. В эмоциональном плане возможно несколько исходов.

Либо человек становится своего рода безэмоциональным, реагирующим на все слишком спокойно, что не может не броситься в глаза. Либо наоборот, проявление эмоций неадекватное и извращенное. Возможно появление галлюцинаций.

Постановка диагноза

Диагностика при органических очаговых болезнях мозга важна как на самых ранних этапах, так и на более поздних при уже назначенном лечении. Раннее выявление заболевания позволит предпринять меры и назначить препараты, которые смогут остановить его прогрессирование или даже пустить в обратный ход.

Важнейшие этапы диагностики:

  • сбор анамнеза;
  • неврологический осмотр;

Очаги органического поражения мозга показаны стрелками

Анамнез позволяет определить продолжительность болезни, ее течение, связь с наследственностью. Неврологический осмотр является обязательным для выявления причин. Томография определяет атрофические очаги, которые и вызывают симптомы.

Оказание медицинской помощи

Особенностью нервной системы является то, что восстановление нейронных связей невозможно. Можно только усилить активность выживших участков головного мозга.

Основные группы средств, которые назначают для лечения органического поражения головного мозга:

Кроме медикаментозной терапии назначаются такие общеукрепляющие и лечебные мероприятия:

  • массаж, улучшающий кровоснабжение головного мозга;
  • , для улучшения мозгового кровообращения и снятия спазма;
  • индивидуальные или групповые занятия с дефектологом и психологом.

Возможные исходы

Все возможные последствия и исходы делятся на три пункта:

  1. Выздоровление . Это возможно, если отсутствуют какие-либо видимые дефекты, а глубина поражения небольшая.
  2. Нетрудоспособность . Пациент жив, но в большей или меньшей степени теряет способность работать и заботиться о себе.
  3. Инвалидность . Без посторонней помощи человек не сможет выжить.
  4. Летальный исход .

Любые последствия зависят от массивности поражения, месторасположения патологического процесса, возраста, этиологического фактора и правильности лечения.

Такой диагноз, как органическое поражение головного мозга, является очень распространенным сегодня. Связано это с тем, что это далеко не одно заболевание, а целая группа различных патологий, которые характеризируются хоть какими-то структурными патологическими изменениями в ткани головного мозга.

Если верить врачам-неврологам, то такой диагноз можно поставить 9 из 10 человек любого возраста. Но, к счастью, чаще всего органические изменения настолько минимальные, что абсолютно никак не влияют на работу мозга и самочувствие пациента. В случае, когда начинают проявляться симптомы такого нарушения, можно предположить, что патологическим изменениям подверглась большая часть мозга (примерно 20-50%), если количество поврежденных нейронов превышает 50%, то развиваются стойкие патологические симптомы и синдромы, о которых мы поговорим ниже.

Видео-лекция об органическом повреждении головного мозга:

Что это такое?

Для сравнения, функциональные нарушения работы головного мозга не имеют морфологического субстрата, но патологические симптомы все равно присутствуют, например, шизофрения, эпилепсия.

В зависимости от этиологии органическое поражение головного мозга может иметь диффузный характер (дисциркуляторная энцефалопатия , болезнь Альцгеймера и пр.) или локализированный (опухоль, травма, инсульт и пр.).

Соответственно, будут отличаться и симптомы. В первом случае органическое поражение головного мозга проявляется чаще всего нарушением памяти, снижением интеллекта, психоорганическим синдромом, цереброастенией, синдромом деменции, головной болью, головокружением . Второй вариант чаще всего протекает с общемозговой и очаговой неврологической симптоматикой, которая зависит от локализации патологического очага и его размеров.

Причины органического поражения головного мозга

Причин органического поражения головного мозга очень много. Рассмотрим самые распространенные.

Сосудистые заболевания головного мозга

В эту группу причин органического повреждения мозговой ткани можно отнести геморрагический и ишемический инсульт , дисциркуляторную энцефалопатию, хроническую ишемическую болезнь мозга . Первопричиной таких нарушений считается гипертония и атеросклероз. Они, как правило проявляются психоорганическим синдромом, а в случае инсульта присоединяется и очаговая неврологическая симптоматика


Новообразования мозговой ткани

Черепно-мозговая травма

Последствия часто дают о себе знать не только головной болью и головокружением, но и органическим повреждением мозговой ткани. Степень последнего и, соответственно, симптомы зависят от типа травмы (сотрясение, ушиб, сдавление, травматические гематомы) и ее тяжести. Нарушения могут включать, как психоорганический синдром (от скрытых до ярко выраженных форм), так и очаговые симптомы (парезы, параличи, нарушение чувствительности, зрения, речи и пр.)

Инфекционные поражения

Инфекционных агентов, которые могут проникать через гематоэнцефалический барьер и поражать оболочки и саму ткань головного мозга, очень много. Это вирусы, бактерии, грибки, простейшие. Все эти патологические микроорганизмы могут вызывать развитие менингитов, энцефалитов, арахноидитов, абсцессов. Как правило, течение таких поражений острое и при адекватном лечении все симптомы полностью проходят, но иногда могут наблюдаться остаточные явления в виде цереброастении, мнестических и других психических нарушений.


Хронические и острые интоксикации

Интоксикация с поражением нейронов головного мозга может наступить в результате алкогольного отравления, употребления наркотиков, табакокурения, применения некоторых медикаментов, печеночной и почечной недостаточности (эндогенная интоксикация), отравлении пестицидами, бытовой химией, угарным газом, грибами, солями тяжелых металлов и пр. симптомы зависят от отравляющего вещества, времени его влияния на организм и дозы. Возможны любые симптомы, вплоть до интоксикационных психозов с галлюцинациями, глубокой комы и деменции.

Нейродегенеративные заболевания

Эти заболевания, как правило, поражают людей старшего возраста и являются причиной старческого слабоумия в 70-80% случаев. Чаще всего приходится сталкиваться с болезнью Альцгеймера , деменцией Пика, болезнью Паркинсона . При этих патологиях, причина которых неизвестна, происходит повреждение и гибель нейронов головного мозга, что и является причиной различных психических нарушений. Чаще всего такие пациенты страдают от деменции, депрессии, тревожные расстройства, мнестические нарушения.

Важно помнить! Определение точного типа и отдельной нозологии при наличии признаков органического поражения головного мозга очень важно, так как это дает возможность целенаправленно лечить человека, а не только устранять симптомы болезни. Влияя на причину поражения, можно добиться значительного улучшения и исчезновения или уменьшения выраженности патологических симптомов.


Основные симптомы

Как уже говорилось, основным проявлением органического повреждения мозга является психоорганический синдром и деменция.

Психоорганический синдром включает в себя 3 основных признака:

  1. Снижение памяти – снижается способность к запоминанию новой информации, появляются ненастоящие воспоминания, теряется часть воспоминаний (амнезия).
  2. Ослабление интеллектуальной деятельности . Снижается способность к концентрации внимания, повышается отвлекаемость, нарушается мышление, человек улавливает только отдельные детали, а не все явление в целом. Постепенно нарушается ориентировка в пространстве и собственной личности. Человек теряет способность адекватно оценивать ситуацию и свои действия.
  3. Цереброастению и аффективные нарушения. Цереброастения – это повышенная общая слабость, постоянная головная боль, головокружение, повышенная эмоциональная истощаемость. Аффективные нарушения заключаются в повышенной раздражительности, депрессивных расстройствах, снижением интереса к окружающему, неадекватности эмоциональной реакции.

Деменция – это приобретенное, стойкое снижение познавательной деятельности человека. В отличие от слабоумия, которое может быть врожденным, деменция – это распад психических функций в результате органического поражения головного мозга. В некоторых случаях она настолько выражена, что человек полностью теряет способность к самообслуживанию.


Признаки заболевания, в зависимости от локализации поражения (очаговые симптомы):

  1. Повреждение лобной доли мозга – судороги, паралич глазодвигательных мышц, моторная афазия (невозможность выговаривать слова), невозможность выполнять целенаправленные движения, психические нарушения (вызывающее поведение, неряшливость, эйфория и нарушение критики к своему поведению), нарушение обонятельной функции, монопарезы конечностей, паралич мимических мышц.
  2. Повреждение теменной доли – нарушение всех видов чувствительности, судорожные припадки, невозможность считать, читать, выполнять целенаправленные действия.
  3. Повреждение височной доли – нарушения вкуса, слуха, обоняния с возможными галлюцинациями, височная эпилепсия, сенсорная афазия, эмоциональная лабильность.
  4. Повреждение затылочной доли – выпадение полей зрения, слепота, нарушение равновесия и координации, зрительные галлюцинации, судорожные припадки.

Таким образом, признаки органического поражения мозга зависят от первичной патологии, локализации патологических очагов, их количества и распространения в ткани мозга.

  • вредные привычки у женщины во время беременности;
  • молодой возраст матери (до 18 лет);
  • инфекционные заболевания у женщины во время беременности;
  • токсикозы;
  • генетическая патология;
  • осложнения беременности (резус-конфликт, многоводие, недостаточность плаценты и пр.);
  • TORCH-инфекции;
  • действие радиации;
  • гипоксия и ишемия при родах;
  • травма при родах.

  • Большая степень пластичности головного мозга у новорожденного позволяет в большинстве случаев преодолеть все патологические изменения, потому зачастую у ребенка не остается никаких симптомов после такого поражения. Но в некоторых случаях остаются резидуальные явления, которые могут быть транзиторными или перерастать в более тяжелую патологию – ДЦП, гидроцефалия . Олигофрения, эпилепсия.