Почему ребенок может часто болеть простудными заболеваниями, и что делать в таком случае? Наиболее распространенные детские заболевания.

В период раннего детства, до достижения ребенком трех лет, иммунитет еще незрелый и продолжает совершенствоваться. В виду этого, в данном возрасте типичны проявления определенных заболеваний, в том числе и инфекционных. Дети этого возраста могут болеть достаточно часто, особенно с началом посещения детских дошкольных учреждений.

Частые детские болезни.
Для детей в раннем возрасте наиболее типичны такие заболевания как вирусные или микробные инфекции. Их возникновению будут способствовать расширение круга общения малыша по мере его взросления, а также особая предрасположенность в силу несовершенства как местных защитных механизмов, так и общей иммунной защиты. Дети активно контактируют на прогулке с другими малышами, посещают детские учреждения, где далеко не все могут быть здоровы. Помимо этого, далеко не все дети к этому возрасту еще владеют в полной мере всеми правилами гигиены, и может еще иметься привычка тянуть в рот грязные пальцы или игрушки, различные предметы. Именно поэтому, в этом возрасте так активно и быстро распространяются разнообразные заболевания.

Среди всех известных патологий, есть наиболее часто встречающиеся именно в данной возрастной группе – к ним можно отнести разнообразные простудные инфекции, кишечные инфекции и ветряную оспу, грипп, коклюш и другие детские инфекции, а также туберкулезное инфицирование. Родителям важно знать их основные проявления, что может помочь в своевременном обращении к врачу и начале активного лечения. Проявления интоксикационного синдрома в начальной стадии могут быть похожими, но также имеются и специфические различия между патологиями.

Группа ОРВИ.
По данным статистики, именно группа ОРВИ относится к наиболее распространенным патологиям среди детей, особенно раннего возраста, и в период холодного времени года. Доля именно ОРВИ в статистике детских инфекций составляет до 80% от всех. В среднем, дети могут заболевать простудами в этом возрасте до шести-восьми раз в году. Подобная частота встречаемости инфекций обусловлена тем, что организм детей еще не знаком с вирусами и ни разу с ними не встречался, а значит, не выработал к ним антител. Родителям важно знать о том, что частые эпизоды ОРВИ не относятся к проявлениями иммунодефицитных состояний у детей, они лишь могут отражать частоту контактов с различными источниками вирусной инфекции. Наиболее часто могут встречаться инфекции, которые вызваны вирусами гриппа и парагриппа, энтеровирусами и аденовирусами, риновирусами и РС-инфекцией. На сегодня уже изучено более 300 различных вариантов вирусов, которые могут вызывать ОРВИ, при этом, они не имеют свойств вырабатывать перекрестный иммунитет, а значит, каждым из них ребенок может переболеть.

Разнообразные типы респираторных вирусов могут поражать клетки слизистых на различных уровнях в области носоглотки и дыхательного тракта. В зависимости от тропности могут быть разные проявления – риновирусы поражают полость носа, парагриппозная инфекция – гортань и трахею, грипп - область трахеи и бронхов. Основной из причин, по которой чаще развиваются заболевания, является возрастная незрелость и не полное еще развитие иммунной системы. Интерфероны, это вещества, которые обеспечивают иммунную защиту в области самих слизистых, могут вырабатываться среди детей в относительно меньшем количестве, и гораздо медленнее по времени, нежели это происходит среди взрослых. В большей степени подвержены заболеваниям респираторного тракта те дети, что были рождены недоношенными и не получали в раннем возрасте грудного молока, а значит, вместе с ним и защитных антител ко многим из инфекций. Чаще и тяжелее болеют ослабленные дети и те, что страдают дефицитом веса, различными соматическими патологиями и имеют аллергические проявления.

ОРВИ относят к наиболее частым из заболеваний у детей до трехлетнего возраста, и зачастую не определяют конкретного возбудителя, ставя диагнозом именно «ОРВИ». Заражение ребенка происходит воздушно-капельным путем при поездках в общественном транспорте, при походах по магазинам, в детском садике. Вирусы будут содержаться в выдыхаемом воздухе больного, особенно активно он выделяет их при чихании, кашле и криках.

Период инкубации – это время от проникновения вирусов в организм до начала проявлений первых признаков болезни, варьирует в зависимости от инфекции, и колеблется от нескольких часов до трех суток. Основными проявлениями ОРВИ можно считать повышение температуры тела от незначительного до выраженного повышения, при этом температура может держаться до пяти суток. Также типичны головные боли из-за которых ребенок может плохо спать и капризничать, а также дискомфорт и боли в области суставов и мышечные боли, нарушения аппетита вплоть до отказа от еды, наличие катаральных проявлений – заложенности носа, боли или першения в горле, осиплости голоса и кашля.

Однако, не смотря на общность механизмов заражения и клинических проявлений, у вирусных инфекций, относящихся к группе ОРВИ, имеются и отличительные особенности в симптоматике, которые зависят от вида возбудителя. Так, при наличии парагриппа мало страдает общее состояние малыша, и начало болезни обычно постепенное, температура не повышается более 37.5.. Но, при этом характерными отличительными признаками подобной инфекции будут заложенность носа с осиплостью голоса, лающий, сухой и грубый кашель, а также вероятность осложнении в виде ложного крупа (стеноза гортани), приводящего к отеку и резкому затруднению дыхания. При наличии аденовирусной инфекции наиболее часто возникает состояние выраженной интоксикации с головными болями, слабостью и вялостью, отсутствием аппетита, а также наличие высокой температуры и длительностью лихорадки, достигающей двух недель подряд.

Одними из постоянных симптомов для данной инфекции считаются насморк за счет развития воспаления в области слизистых носа, боли в области горла за счет воспаления небных миндалин и формирования тонзиллита, а также наличие конъюнктивита со слезотечением, множественными реакциями увеличения лимфоузлов. Если доктор осмотрит ребенка в разгар болезни, выявляются резкое покраснение и увеличение области миндалин, наличие гнойного отделяемого из области лакун. Развитие отечности век и покраснение конъюнктивы глаза изначально может появляться только в области одного глаза, а затем постепенно переходит и на второй глазик, сохраняется поражение глаз на протяжении недели и более. В раннем возрасте у детей при наличии аденовирусной инфекции могут выявляться также проявления в области пищеварительной системы с наличием водянистого стула с примесями слизи на протяжении примерно трех-четырех суток, а в редких случаях возможно также наличие тошноты с рвотой.

При развитии респиратрно-синтициальной инфекции (РС-инфекция) будет характерным поражение со стороны верхних и нижних дыхательных путей. На фоне повышенной температуры могут проявляться насморк и кашель, который изначально сухой, а через примерно три-четыре дня переходит во влажный с обильным отделением мокроты. Может быть одышка с затруднением вдоха. Опасность именно данной инфекции будет в том, что примерно каждый четвертый заболевший данной инфекцией ребенок может давать осложнения в виде воспаления легких (пневмонии). Проявления синюшности в области носогубного треугольника и наличие одышки будут свидетельством тяжести протекания инфекции и будет являться прямым показанием к госпитализации крохи в стационар. Осложнениями данной инфекции также могут стать отиты и развитие ложного крупа со стенозом гортани. Течение данной инфекции во многом зависит от возраста, чем младше будет ребенок, тем более высоким будет риск тяжелого течения инфекции. Иммунитет к данной инфекции является крайне нестойким, вполне возможны повторные эпизоды РС-инфекции спустя определенное время.

– категория детей, подверженных высокому уровню заболеваемости острыми респираторными заболеваниями вследствие преходящих, корригируемых нарушений в защитных системах организма. В группу часто болеющих включены дети, переносящие более 4-6 эпизодов ОРЗ в год, которые могут протекать в различных клинических формах. Часто болеющие дети должны быть обследованы педиатром, ЛОР-врачом, аллергологом-иммунологом; алгоритм диагностики включает: ОАК, посев со слизистых зева и носа, выявление инфекций методом ПЦР, аллерготесты, исследование иммунограммы, рентгенографию придаточных пазух и грудной клетки. Часто болеющие дети нуждаются в санации очагов хронической инфекции, этиопатогенетической терапии ОРЗ, вакцинации и неспецифической профилактике.

Общие сведения

Часто болеющие дети (ЧБД) – дети, переносящие острые респираторные инфекции чаще, чем условно здоровые дети (т. е. более 4-6 раз за год). Понятие «часто болеющие дети» не является диагнозом и самостоятельной нозологической формой: за ним могут скрываться различные заболевания респираторной системы (ринит , назофарингит, синусит , ларинготрахеит , бронхит и др.). В педиатрии термин «часто болеющие дети» используется для обозначения группы диспансерного наблюдения и отражает, главным образом, кратность и тяжесть инфекционной заболеваемости. Иногда для подчеркивания затяжного характера респираторных инфекций у данной категории детей используется понятие «часто и длительно болеющие дети» (ЧДБД). В западных странах по отношению к таким пациентам применяется термин «дети с рекуррентными ОРЗ». Согласно эпидемиологическим данным, часто болеющие дети составляют 15-40% от общего числа детей.

Причины

Считается, что основной причиной частых повторных респираторных заболеваний у детей выступают неспецифичные нарушения иммунологической реактивности, затрагивающие все звенья иммунитета. Как показывают исследования, даже в период полного клинического благополучия у часто болеющих детей снижена функциональная активность Т-лимфоцитов; изменено соотношение хелперы/супрессоры; отмечаются гипо- и дисгаммаглобулинемия, нарушения фагоцитоза, снижение уровня лизоцима и секреторного IgА, повышение содержания провоспалительных интерлейкинов и другие изменения. Эти сдвиги обусловливают повышенную склонность детей к развитию повторных респираторных инфекций и бактериальных осложнений. Вместе с тем, недостаточные резервные возможности интерфероногенеза (противовирусной защиты) способствуют поддержанию в организме ребенка вялотекущего воспаления.

Т. о., хотя в иммунной системе часто болеющих детей и отсутствуют грубые первичные дефекты, однако имеется крайнее напряжение иммунного реагирования и истощение резервов противоинфекционных защитных механизмов. По всей видимости, транзиторное изменение гомеостатического равновесия развивается на фоне массивных и длительных антигенных воздействий на организм ребенка.

В анамнезе часто болеющих детей нередко прослеживается патология перинатального и неонатального периодов: внутриутробные инфекции , асфиксия, гипоксически-ишемическая энцефалопатия , недоношенность и др. У грудных детей может отмечаться гипотрофия , рахит , анемия, гиповитаминоз, дисбактериоз ; в раннем возрасте присоединяются гельминтозы и хронические инфекции носоглотки- аденоиды , риниты, гаймориты , отиты , фарингиты и пр.

Срыву и без того несовершенных адаптационных механизмов может способствовать ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, экологическое неблагополучие, плохой уход за ребенком, пассивное курение , нерациональное применение лекарственных средств (жаропонижающих, антибиотиков и др.), аллергическая отягощенность. Часто болеющие дети нередко имеют лимфатико-гипопластическую аномалию конституции (диатез). Иногда, казалось бы, нормально развивающийся ребенок переходит в категорию часто болеющих детей после того, как начинает посещать дошкольные образовательные учреждения, что объясняется высоким уровнем контактов с источниками инфекции.

Возбудителями повторных инфекций у часто болеющих детей в большинстве случаев выступают вирусы (гриппа и парагриппа , респираторно-синцитиальные, аденовирусы), атипичные микроорганизмы (возбудители хламидиоза и микоплазмоза), бактерии (гемофильная палочка, стафилококки, стрептококки , марокселлы, пневмококки и др.).

Характеристика

В среднем большая часть детей переносит 3-5 эпизодов ОРЗ в год; при этом наибольшая заболеваемость отмечается среди детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В первые три года жизни дети болеют ОРЗ в 2-2,5 чаще, чем дети старше 10 лет.

Критериями отнесения детей к категории часто болеющих служат: частота и тяжесть ОРЗ, наличие осложнений, продолжительность интервалов между эпизодами заболеваемости, необходимость в использовании антибиотиков для лечения и др. Главным среди этих показателей является количество повторных эпизодов ОРЗ с учетом возраста ребенка (А.А.Баранов, В.Ю.Альбицкий, 1986 г.). К категории часто болеющих могут быть отнесены дети:

  • первого года жизни, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 1-го до 3-х лет, перенесшие 6 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 4-х до 5-ти лет, перенесшие 5 и более случаев ОРЗ в год;
  • старше 5 лет, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год.

Кроме этого, у детей старше 3-х лет при отнесении их к группе часто болеющих, может быть использован инфекционный индекс, исчисляемый как как отношение количества всех эпизодов ОРЗ за год к возрасту ребенка (в годах). У редко болеющих детей инфекционный индекс обычно не превышает 0,2-0,3; у часто болеющих составляет от 0,8 и выше.

В структуре инфекционной заболеваемости у часто болеющих детей преобладают ОРВИ . При этом респираторные инфекции у часто болеющих детей могут протекать в форме поражения ЛОР-органов (аденоидитов, тонзиллитов, синуситов), верхних дыхательных путей (ринитов, назофарингитов, ларинготрахеитов и др.), нижних дыхательных путей (бронхитов, бронхиолитов , пневмонии). У часто болеющих детей отмечается склонность к продолжительному и осложненному течению инфекций. В структуре осложнений у них преобладает гайморит, гнойный отит , бронхиальная астма , пневмония, пиелонефрит , гломерулонефрит , ревматизм .

Частая инфекционная заболеваемость приводит к нарушению нервно-психического и физического развития детей, формированию вегето-сосудистой дистонии , ограничению социальных контактов со сверстниками, плохой успеваемости. Нередко у часто болеющих детей отмечается несформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, задержка речевого развития, нарушение мелкой моторики.

Диагностика

Обследование и курация часто болеющих детей должны осуществляться группой специалистов, включающей педиатра , детского отоларинголога , детского аллерголога-иммунолога , пульмонолога. Поскольку у половины часто болеющих детей имеются хронические заболевания ЛОР-органов, необходимо проведение риноскопии , фарингоскопии, отоскопии , УЗИ пазух носа для оценки состояния аденоидов, миндалин, синусов, барабанных перепонок.

С целью выявления атопии выполняются аллерготесты , определяется содержание общего и аллерген-специфических иммуноглобулинов Е (IgE). Целесообразно исследование показателей состояния иммунитета, включая уровни IgА, IgG, IgМ.

Для оценки микробиоценоза слизистых носоглотки у часто болеющих детей в обязательном порядке проводится бактериологический посев из зева и носа. Для выявления вирусных и атипичных возбудителей (РС-вируса, микоплазмы, хламидий, цитомегаловируса, ВПГ 1 и 2 типов) мазки и смывы исследуются методом ПЦР.

Из дополнительных лабораторных исследований часто болеющим детям проводится клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на дисбактериоз, обследование на гельминтозы и лямблиоз. Инструментальная диагностика дополняется выполнением рентгенографии носоглотки и придаточных пазух носа, рентгенографии грудной клетки, ФВД .

Лечение часто болеющих детей

Поскольку за понятием «часто болеющие дети» скрывается широкий круг индивидуальных проблем, невозможно говорить об универсальном алгоритме лечения. Тем не менее, накопленный в педиатрии опыт, позволил определить общие подходы к терапии и реабилитации часто болеющих детей, включающие повышение резистентности организма, санацию очагов хронической инфекции, этиопатогенетическую терапию в период ОРЗ, вакцинопрофилактику.

Восстановительно-реабилитационное направление включает общегигиенические мероприятия: организацию рационального режима дня (достаточный сон, исключение физических и нервно-психических перегрузок, ежедневные прогулки и физическую активность), полноценное питание. В периоды клинического благополучия часто болеющим детям показа прием поливитаминных комплексов, проведение закаливающих процедур, гидротерапии, общего массажа, дыхательной гимнастики и

Отнесение ребенка к группе часто болеющих детей не исключает проведение профилактических прививок, а, напротив, является основанием для тщательно продуманной индивидуальной вакцинации . Так, частая заболеваемость респираторными инфекциями является основным показанием для вакцинации детей против гриппа . Обязательная и дополнительная вакцинация часто болеющим детям должна проводиться в периоды клинического благополучия; в этом случае риск развития поствакцинальных осложнений не превышает среднестатистический.

Профилактика

К сожалению, полностью предотвратить заболеваемость детей ОРЗ невозможно, однако в силах взрослых снизить частоту и тяжесть протекания заболеваний. С момента планирования беременности необходимо вести здоровый образ жизни, избегать воздействия неблагоприятных факторов во время вынашивания плода; после рождения ребенка - осуществлять грудное вскармливание. В отношении часто болеющих детей не следует пренебрегать иммунопрофилактикой и неспецифической профилактикой ОРЗ, своевременным лечением сопутствующих инфекций.

Число повторных эпизодов ОРЗ в год у часто болеющих детей зависит не только от правильности лечения, но, в большей степени, от образа жизни в периоды клинического благополучия. Планирование и соблюдение реабилитационно-восстановительных мероприятий способствует продлению срока ремиссии, снижению частоты и тяжести эпизодов ОРЗ.

Родители не всегда понимают, почему ребёнок часто болеет простудными заболеваниями. Питание хорошее, на улице гуляет, спит положенное количество часов, а насморк, кашель и температура у малыша непременно появляются несколько раз в год.

Сложно представить жизнь без простуды. ОРЗ – своеобразная тренировка иммунной системы для борьбы с более серьёзными вирусными инфекциями. Малыш пару раз за год простудился (чаще в осенне-зимний период)? Паниковать не стоит. Если простуды постоянно «цепляются» к ребёнку, почитайте материал: вы разберётесь, в чём причина ОРЗ, как решить проблему.

Часто болеющие дети

Проблема простудных заболеваний существует в разных странах. Классификация учитывает возраст ребёнка, частоту заболеваний на протяжении года.

Проверьте, относится ли ваш малыш к категории ЧБД, что означает «Часто Болеющие Дети»:

  • с рождения до 12 месяцев – ОРЗ диагностированы более 4 раз за год;
  • от 1 года до 3 лет – ОРЗ отмечены более 6 раз за год;
  • от 4 до 5 лет – ОРЗ были более 5 раз за год;
  • возраст от 5 лет – дети перенесли более 4 простуд за год.

Совет! Если вы определили, что ОРЗ случаются у малыша слишком часто, обратите внимание на советы, как повысить защитные силы организма. Не откладывайте полезные мероприятия надолго, особенно, если сын или дочка болеют так часто, что одни симптомы простуды проходят, другие появляются вновь, и так по кругу, почти без перерыва.

Группа риска

Простудные заболевания часто беспокоят деток со сниженным иммунитетом. Защитные силы слабеют под действием многих факторов.

Проверьте, не находится ли ребёнок в группе риска. Если вы нашли один – два пункта, которые присутствуют в жизни сына или дочки, немедленно действуйте, измените сложившуюся ситуацию.

Провоцирующие факторы:

  • неправильный режим дня, малоподвижный образ жизни, ребёнок редко гуляет на свежем воздухе;
  • частые эмоциональные перегрузки: стрессы в школе, сложности в отношения с товарищами, период «раскачки» после каникул;
  • длительное лечение иммуносупрессантами, стероидными гормонами, антибиотиками;
  • кишечные инфекции, перенесённые в раннем возрасте, дисбактериоз;
  • переезд в новую климатическую зону, другой часовой пояс;
  • оперативное вмешательство, проведённое не так давно.

Слабый иммунитет – один из побочных эффектов вскармливания. Родители малыша-«искусственника» должны уделять больше внимания закаливанию, витаминотерапии, правильному питанию.

Причины частых простуд

Обратите внимание на основные факторы, снижающие иммунитет и сопротивляемость организма. Часто болеющие дети нередко сталкиваются с комплексным воздействием, вреда от которого намного больше.

Основные причины часто возникающих простуд у ребенка:

  • вторичный иммунодефицит;
  • не до конца вылеченное простудное заболевание;
  • постоянное действие негативных факторов, снижающих защитные силы организма;
  • врождённые нарушения иммунитета

Врачи выяснили, что большинство маленьких пациентов категории ЧБД имеют вторичный (приобретённый) иммунодефицит. Чаще всего защитные силы слабеют под влиянием комплекса негативных факторов.

Сложнее исправить ситуацию, когда малыш живёт в условиях постоянной нагрузки на иммунную систему. К сожалению, одна из причин частых простуд – неправильное поведение взрослых, незнание/нежелание выполнять элементарные правила.

Слабый фундамент для иммунной защиты

В первые годы жизни иммунитет формируется в кишечнике. Грудное молоко – основа для развития полезной микрофлоры. Раннее прикладывание к груди подарит крохе капельки ценного продукта – молозива, в котором содержатся биологически активные вещества, «запускающие» механизм формирования иммунитета.

Советы:

  • кормите грудью хотя бы до года, в идеале – до полутора лет;
  • при недостатке молока у мамы как можно дольше проводите смешанное вскармливание, не переходите сразу на детские смеси;
  • предупреждайте кишечные инфекции;
  • нельзя рано давать малышу блюда с «взрослого» стола;
  • прикорм вводите постепенно, чтобы снизить нагрузку на неокрепший желудочек и кишечник.

Неправильное питание

Частые ошибки детей и родителей:

  • кормление строго по расписанию (по желанию мамы), даже если ребёнок не голоден. Нельзя заставлять малыша есть, если организм сопротивляется. Учитывайте физиологические нормы для каждого возраста, не перекармливайте. Не «запихивайте» пищу, если ребёнок говорит, что наелся: вы провоцируете стресс, угнетаете иммунитет;
  • перекусы между едой, замена полноценного завтрака или ужина сладостями с чаем, газировкой с красителями, консервантами, пристрастие к фастфуду;
  • нежелание полоскать рот после еды. Остатки пищи, скапливающиеся на зубах и дёснах – подходящая среда для развития бактерий гниения, провоцирующих кариес. Проглатывание слюны с вредными бактериями ухудшает состояние желудка, кишечника;
  • нехватка клетчатки, усиливающей перистальтику, предупреждающей оседание гниющих остатков на стенках кишечника;
  • редкое употребление (недостаточный объём), постоянная термическая обработка овощей, фруктов, разрушение витаминов;
  • употребление продуктов, не соответствующих возрасту. Например, многие родители дают малышу в год-полтора шоколад, хотя педиатры рекомендуют воздержаться от этого продукта до трёх лет.

Повышенные нагрузки

Обратите внимание на симптомы глистных инвазий:

  • скрежетание зубами ночью;
  • непреодолимая тяга к сладостям;
  • плохой аппетит;
  • повышенная потливость у ребёнка;
  • слабость, раздражительность;
  • часто трение области ануса;
  • покашливание без других симптомов простуды.

Узнайте подробности о симптомах и лечении у детей разного возраста.

Инструкция по применению детского сиропа Нурофен описана странице.

По адресу прочтите о том, как быстро снять зубную боль у ребенка в домашних условиях.

Как уменьшить частоту простудных заболеваний

Важно действовать правильно, учитывать возраст ребёнка. Вначале проанализируйте, какие факторы провоцируют ОРЗ, что можно сделать немедленно. Нередко приходится перестраивать уклад жизни, но перемены идут на пользу часто болеющему ребёнку и остальным членам семьи.

Как действовать:

  • запретите курение в квартире, на балконе;
  • регулярно проветривайте помещение, ежедневно проводите влажную уборку;
  • выбросите игрушки из токсичных материалов, замените качественными;
  • больше гуляйте с учётом погоды, перестаньте кутать малыша;
  • перейдите на здоровое питание, избегайте продуктов, провоцирующих аллергию;
  • проверяйте влажность воздуха, особенно, при работающем кондиционере и в отопительный сезон. Слишком влажно – купите осушитель воздуха, при излишней сухости поможет увлажнитель;
  • давайте юному пациенту только те лекарства, которые назначил врач. Самостоятельный подбор препаратов, особенно, антибиотиков, часто снижает иммунитет, вызывает побочные эффекты;
  • часто болеющим деткам рекомендованы спортивные занятия на воздухе, не в закрытом помещении;
  • при простуде давайте меньше животного белка, обеспечьте лёгкой, полезной пищей. Отличный вариант – куриный бульон, гречневая каша, травяные чаи, кисломолочные продукты, фрукты, овощи;
  • после выздоровления откажитесь от походов в места большого скопления людей, посещения детского коллектива (для малышей). Симптомов простуды уже нет, но иммунная защита ещё слаба. Любой контакт с вирусами, микробами, часто витающими в закрытом помещении, где много детей (группе, классе), спровоцирует новый виток болезни.

Как поднять иммунитет часто болеющему ребенку? Методы укрепления организма:

  • закаливание. Хороший эффект даёт обливание ножек прохладной водичкой, хождение по коврику из гальки («тропинка здоровья»), ванночки с морской водой. Закаливает плавание, воздушные ванны, прогулки на свежем воздухе. Начинайте закаливание, когда малыш полностью здоров;
  • фитотерапия. Полезны витаминные отвары. Помогут ягоды, лекарственные травы. Полезна для здоровья: мята, мелисса, ромашка, шиповник, рябина, калина, клюква;
  • чистый воздух. Краски, бытовая химия, лаки, табачный дым ухудшают качество воздуха, негативно воздействуют на органы дыхания. Откажитесь от использования/минимизируйте воздействие вредных веществ;
  • оптимальная температура и влажность воздуха. Для хорошего сна поддерживайте в комнате у ребёнка +20 градусов, влажность – около 65%;
  • дозированные нагрузки. Прислушайтесь к жалобам юного спортсмена (музыканта, художника), если ребёнок говорит, что сильно устаёт на уроках и в кружке (секции, музыкальной школе). Выберите одно направление для дополнительных занятий, минимизируйте нагрузки до разумного уровня;
  • больше витаминов, отказ от вредной пищи. Рекомендовано здоровое питание, приём поливитаминов осенью – весной. В холодное время года поможет витаминная бомба. Соедините по стакану перемолотой кураги, орехов, изюма, влейте сок 1 лимона. При отсутствии аллергии прибавьте ½ стакана мёда. Давайте по чайной ложке утром и вечером;
  • контроль деятельности кишечника. Следите, чтобы не было запоров/диареи. Улучшает перистальтику пища, богатая клетчаткой (фрукты, овощи, злаки). Предупреждайте дисбактериоз, одновременно с антибиотиками давайте малышу препараты, содержащие полезные лактобактерии (пробиотики). Вовремя лечите кишечные инфекции, учите деток мыть руки, фрукты, ягоды, овощи перед едой.

Основные меры:

  • укрепление иммунитета с учётом рекомендаций из предыдущего раздела;
  • достаточное поступление витаминов из пищи и поливитаминных комплексов;
  • уменьшение частоты стрессовых ситуаций, спокойная обстановка в семье, детском саду, школе;
  • полоскание полости рта, употребление травяных отваров;
  • соблюдение гигиенических норм, мытьё рук по возвращению домой;
  • регулярное проветривание комнаты, одежда по сезону;
  • физические нагрузки: зарядка, посещение спортивных секций;
  • контроль хронических патологий, минимизация риска рецидивов;
  • отказ от продуктов, провоцирующих аллергию;
  • недопущение пассивного курения;
  • регулярные визиты к педиатру;
  • при выявлении патологий различных органов – своевременное, полное лечение, недопущение перехода болезней в хроническую форму.

Теперь вы знаете, почему детки часто страдают от простудных заболеваний. Прислушайтесь к рекомендациям педиатров, смените образ жизни, уменьшите физические и психологические нагрузки для малыша. Ежедневные усилия по укреплению иммунитета обязательно принесут плоды: постепенно частота простуд снизится, малыш станет здоровее.

Наиболее часто причины психосоматических расстройств у детей кроются в неправильном воспитании, когда родители подавляют детскую личность, или, наоборот, разрешают ребенку слишком многое. Любые перегибы могут спровоцировать возникновение различного расстройств психологического характера. Метафизика болезней и других недугов берет свои истоки в раннем детстве, и нередко эта симптоматика сопровождает ребенка на протяжении всей жизни.

Факторы психосоматических заболеваний и расстройств

Взаимоотношения между супругами оказывают наибольшее влияние на здоровье и формирование характера детей. Если они оставляют желать лучшего, то в семье неизбежны конфликты, свидетелем и невольным участником которых становится ребенок. В зависимости от семейной психологической обстановки и происходящих событий, ребенок подвергается острым психическим травмам или оказывается в хронической психотравмирующей ситуации.

Психосоматические причины болезней детей связаны в первую очередь с взаимоотношениями в семье и с родителями. Усиливает их значимость то, что в детстве мама и папа являются для ребенка наиболее важными людьми и все, что с ними связано, имеет для них особое значение. Таким образом, получается, что конфликты между родителями становятся причиной внутренних конфликтов для ребенка, а это самый главный разрушающий здоровье фактор.

Большим стрессом для малыша является разлука с близкими, особенно с мамой. У него сразу снижаются активность и аппетит, нарушается сон. Именно поэтому не все дети могут легко приспособиться к детскому саду.

Также факторами психосоматических заболеваний являются ссоры родителей, которые всегда негативно отражаются на состоянии ребенка. Очень болезненно дети переносят развод, особенно если находятся в этот период в подростковом возрасте. У них появляется ощущение собственной вины в происходящем, которое сохраняется длительное время, а затем нередко трансформируется в разные болезни. Развод родителей может вызвать у ребенка и другие негативные эмоции, например страх, что ушедший (как правило, папа) его перестал любить, или озлобленность против того родителя, который остался рядом. В таких ситуациях дети становятся более конфликтными, требуют к себе больше внимания, возникает эмоциональная неустойчивость. У них могут появиться чувство стыда за своих родителей, свою семью и даже мысли о самоубийстве. В подсознании ребенка откладываются мысли, что развод родителей связан с тем, что он плохой. Это не только порождает ощущение вины, но и желание соответствовать этому. Поэтому характер и поведение ребенка могут значитель
но измениться, вплоть до нарушения общепринятых норм и правил. Порой на фоне вины, гнева и ненависти развиваются или обостряются заболевания различных органов.

Одной из причин возникновения психосоматических расстройств у детей является эгоцентрическое восприятие мира. Им кажется, что все происходящее так или иначе связано с ними, и если родители разводятся, то они несут за это ответственность. Усугубляет ситуацию ложь родителей и попытка скрыть правду. Чаще всего семью покидает отец, и мать начинает обвинять его, изливая свои эмоции ребенку, которому тяжело выносить этот груз. Правильно поступают родители, которые могут сами отвечать за свои поступки и избавить ребенка от ощущения вины.

Причины болезней у детей на духовном уровне

Причины болезней детей на духовном уровне наиболее часто встречаются в семьях с нарушенными взаимоотношениями, где роль каждого из домочадцев способствует развитию определенной болезни. В каждой семье свой уклад, но можно выделить три основных модели внутрисемейных отношений:

  • авторитарность - жесткость в общении, которое строится на приказах взрослых; ребенок в такой семье растет инфантильным, эмоционально не развивается;
  • отвержение - ребенка вынуждают отказаться от собственного «Я», что приводит к замкнутости и аутизму;
  • делегирование - родители не осознают, что ребенок является отдельной личностью, не воспринимают его реалистично и переносят на него свои желания, занимаются планированием и устройством его жизни.

В психосоматогенных семьях выделяют пять основных характеристик:

  • родители озабочены жизнью ребенка, пытаются решить его проблемы и поэтому не позволяют ему развивать самостоятельность и укреплять защитные механизмы психики - таким образом, они способствуют формированию внутреннего конфликта;
  • повышенная чувствительность каждого в семье к стрессам других;
  • взаимоотношения в семье не изменяются с течением времени, так как у ее членов низкая способность адекватно реагировать на новые обстоятельства и развиваться;
  • члены семьи не выражают открыто несогласия, не обсуждают проблемы из-за боязни конфликтов;
  • супругов объединяет только забота о ребенке, и в случае его болезни их отношения стабилизируются.

В таких семьях не принято свободно проявлять свои чувства, обычно происходит подавление отрицательных эмоций, и ребенок усваивает подобное поведение, что затем приводит к телесным проявлениям (болезням). Родители не умеют открыто демонстрировать свои эмоции, в том числе боль, и на своем примере вырабатывают у ребенка терпение. Ребенок начинает многие психотравмирующие ситуации и болезни воспринимать как неизбежные наказания за свою вину, за то, что он недостаточно хорош.

Ещё одной духовной причиной болезней детей является неготовность родителей, прежде всего, матери, к своей роли. У нее недостаточно внимания и наблюдательности, чтобы заметить физическое состояние ребенка и распознать его значение. Родители не способны конструктивно обсуждать возникающие проблемы и находить верное решение, втягивают ребенка в конфликты. В этом случае болезнь является способом сглаживания конфликтной ситуации, так как родители направляют свои силы на лечение ребенка, а их собственные проблемы отступают на второй план. Таким образом, они уходят от решения своих личных вопросов и ответственности, прежде всего за себя. В дальнейшем они своим поведением поощряют и провоцируют болезни у ребенка, все более усугубляя неблагоприятный психологический климат в семье и вырабатывая у него выгодные для себя реакции. Болезнь закрепляется у ребенка на подсознательном и поведенческом уровне и затем проявляется при столкновении с жизненными трудностями.

Как правило, члены психосоматогенной семьи отличаются низкой коммуникативностью (подавление эмоций, недомолвки и скрытие правды выражаются в бедной речи и невербальном поведении). Они склонны отрицать имеющиеся проблемы психологического характера и проявляют любовь и внимание к своему чаду только в случае его болезни. По этой причине болезнь становится выгодной для ребенка, так как в этом случае он получает поддержку и поблажки со стороны родителей без требований терпения и насаждения вины.

В формировании телесных реакций у ребенка в раннем возрасте большую роль играет мать. Именно под ее воздействием малыш вырабатывает телесные реакции - своеобразный язык.

Австрийская врач-педиатр, психоаналитик М. Малер в 1965 г. впервые описала черты матери в семье с психосоматикой. Как правило, это авторитарная, вездесущая, проявляющая открытую или скрытую тревожность, навязчивая и требовательная особа. Отец в такой семье - слабая личность, которая не в состоянии противостоять доминирующей матери. Обычно он находится в стороне от тесной связки мать-ребенок. Мать, являющаяся по складу характера дисгармоничной личностью, имеющая внутренние конфликты, противоречиво относящаяся к членам семьи на эмоциональном уровне, не позволяет ребенку отделиться. Она подавляет его личность и самостоятельность. Она не способна решить свои проблемы и мешает развитию ребенка. Она подсознательно ощущает вину, неустойчива к стрессам, не способна находить конструктивные решения и порождает конфликты. Повышенная тревожность и страхи делают ее активность дезорганизованной, поэтому она не в состоянии понять причин болезни ребенка и найти пути для улучшения обстановки в семье. У такой матери имеется свой негативный опыт и имеются признаки непринятия собственного тела, зародившиеся в прародительской семье. Также выявляется нарушение взаимодействий с собственной матерью в ранние годы жизни.

Мать может скрыто отвергать ребенка, в таком случае ребенок на языке тела пытается привлечь ее внимание и болеет, а та в свою очередь поощряет такую связь. Возможно, взаимодействие матери и ребенка по принципу симбиоза, когда телесный контакт раннего общения закрепляется, и формирование новых форм взаимодействия сдерживается.

Метафизические причины болезней у детей

В большинстве случаев метафизической причиной болезней у детей является неприятие в семье. Оно может проявляться явно и скрыто. Явное неприятие ребенка происходит порой тогда, когда его рождение не было запланированным или его пол не совпал с желаемым (все хотели мальчика, а родилась девочка, или наоборот). Появление малыша нарушило привычную жизнь родителей или не оправдало их ожиданий. Скрытое неприятие ребенка выявить сложнее. Может казаться, что его рождению рады, уделяют ему внимание, заботятся, но в общении с ним не проявляют душевности. Такое порой происходит в том случае, если мать из-за ребенка не смогла сделать карьеру, и вынуждена заниматься его воспитанием и домашним хозяйством. Лишая своего малыша тепла и нежности, она постепенно вызывает у него в ответ то же неприятие. Ребенок в такой семье наполнен обидой, которая трансформируется в различные болезни.

Метафизические причины болезней у детей кроются в том, что на фоне постоянного психического напряжения в семье многие жизненные ситуации воспринимаются более сложно, и ребенок часто подвергается эмоциональным потрясениям. Неблагоприятные взаимоотношения в семье приводят не только к многочисленным конфликтам, но и неправильному воспитанию ребенка. В результате он находится в ситуации, которую ему создают родители и которую сам изменить не может. Ребенок не в состоянии преодолеть внутренний конфликт, в связи, с чем у него возникают проблемы в общении, и накапливается негативный жизненный опыт, наполненный психотравмирующими ситуациями.

Усиливают напряженность психологической обстановки в семье также социально-экономические факторы, например неудовлетворительные условия проживания, профессиональная занятость родителей и раннее определение ребенка в детский сад в связи с возвратом мамы к трудовой деятельности.

Хроническая психотравма приводит к развитию невроза, который развивается у всех членов семьи, но вредит в первую очередь ребенку и затем является основой для развития у него других болезней. Невроз всегда наблюдается в семьях, где между супругами или между ними и их родителями происходят конфликты, а также, если в семье отсутствует стабильность.

Духовные причины тяжелых заболеваний в детском возрасте

При неправильном воспитании для ребенка постоянно создаются психотравмирующие ситуации, а невроз проявляется в форме истерии, неврастении, навязчивых состояний.

Духовной причиной тяжелых заболеваний в детском возрасте является нарушение системы отношений, что возникает при несоответствии притязаний личности реальным возможностям. Внутренний конфликт становится для ребенка наиболее значимым в жизни. Он не разрешается и затягивается, а психическое напряжение усугубляет ситуацию. Ребенок становится эмоционально неустойчивым и легко возбудимым. Он находится в постоянных болезненных переживаниях, что снижает его способность к самоконтролю и продуктивной деятельности (учебе), не позволяет развиваться волевым качествам.

Как правило, склонные к истерикам дети растут изнеженными, заласканными, им многое позволено, и взрослые часто идут им на уступки. Также часто эти дети имеют неадекватную самооценку, так как родители преувеличивают их заслуги и достоинства. В результате такие дети склонны к капризам, много требуют, они отличаются низкой устойчивостью к стрессу и приобретают определенные болезни. Психастенический невроз может развиться у ребенка и в том случае, если родители эмоционально отвергают его или проявляют по отношению к нему чрезмерные строгость и требовательность. Часто такое отношение к ребенку складывается у них с самого рождения или возникает после каких-то трагических событий.

Неврастения может развиться при дисгармоничном воспитании, когда родители находятся в постоянной тревоге и сомнениях. Они могут быть озабочены здоровьем ребенка, его общением со сверстниками, школьной успеваемостью, его будущим, но ребенок при этом продолжает часто болеть, а взаимоотношения с другими людьми не складываются. В основе такого поведения родителей обычно находятся собственные нерешенные проблемы, которые они маскируют озабоченностью судьбой своих детей.

Ещё одна духовная причина тяжелых заболеваний – деспотизм и завышенные требования родителей. Эти факторы могут привести к тому, что дети, подчиняясь, подвергаются умственным и физическим перегрузкам (много времени и сил уделяют учебе, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, к которым, возможно, не имеют больших способностей и т.п.). Обычно при таком воспитании ребенок получает недостаточно тепла и ласки от родителей. Это тоже неблагоприятно отражается на незрелой психике и еще растущем, подверженном неблагоприятному воздействию организме ребенка и приводит к развитию психосоматических болезней.

Метафизические причины заболеваний у детей

Одна из явных метафизических причин заболеваний у детей – жестокое воспитание, когда родители постоянно ругают, наказывают ребенка, проводят воспитательные беседы в неподходящей обстановке (например, когда тот сидит за обеденным столом или в присутствии друзей, посторонних людей). Все это вызывает стресс и формирует невротические реакции, ухудшает общение и взаимопонимание и приводит к болезням.

Если ребенок находится в поиске разрешения конфликта, то он хочет, чтобы его поняли, чтобы с его личностью считались. Поэтому он может вступать в ссоры, протестовать, писать о своих чувствах в дневнике, совершать какие-то поступки. Дети, которые не могут отстаивать свое «Я» и оставляют негативные переживания неотреагированными эмоционально, реагируют на них телом в виде психосоматических болезней.

Дети, страдающие от жестокого обращения, получают не только психические, но и физические травмы. Жестокость по отношению к ребенку связана с насилием, которое проявляется в пренебрежении его потребностями, психическом давлении, физическом воздействии, порой действиях сексуального характера. Психические травмы и неврозы в этом случае неизбежны. Последствия такого воздействия могут серьезно повлиять на здоровье и психику ребенка и отразиться на всей его дальнейшей жизни.

Жестокое отношение к ребенку чаще скрывается родителями, но о нем можно догадаться по многим признакам. О психологическом насилии со стороны взрослых свидетельствуют обвинения и ругань в адрес ребенка при посторонних, нежелание его утешить, когда это действительно необходимо, открытое выражение неприязни, избыточная критика, а также отождествление его с ненавистным родственником. К счастью, большинство родителей любят своих детей, заботятся об их здоровье и благополучии, поэтому обращаются за помощью к врачам, психологам и читают книги о воспитании.

Для того чтобы вырастить ребенка здоровым, психически полноценным, необходимо в первую очередь признать, что он - индивидуальность и в меру своего возраста самостоятельная личность. Поэтому подход к ребенку и другим членам семьи по принципу «он мой» необходимо изменить. Маленькому человеку необходимо уважение. Оскорбления и унижения в семье подавляют его личность и мешают расти и развиваться. Надо понимать, что малыш появился на свет не для того, чтобы все время доставлять нам радость и удовольствие, как в первые месяцы жизни, пока он крохотный лежит в кроватке и большую часть времени спит. Если родители понимают свое назначение, смысл своих обязанностей и долга перед ребенком, то он растет здоровым, внутренне свободным, легко приспосабливается к жизненным переменам (посещению детского сада, школы и др.). Если взаимоотношения между родителями осложнены, в семье происходят конфликты, то это отражается на отношении к детям и их психическом состоянии, так как они все время находятся в стрессе.

Стоит пересмотреть отношение к ребенку, если он все время что-то делает не так и вызывает раздражение и злость; если из ваших уст звучат фразы «молчи лучше», «ничего ты не умеешь» и т.п.; если словам ребенка не придают значения («и слушать не буду», «опять ты врешь»). При таком отношении ребенок теряет уважение к себе и перестает доверять самым близким - родителям. Он подавляет свои негативные эмоции, что является причиной многих болезней и неудач в жизни из-за неуверенности, боязни критики, подверженности стрессам. Уважение к ребенку помогает улучшить взаимоотношения и психологическую обстановку в семье, а значит, дает шанс на сохранение здоровья.

Часто взрослые ошибочно считают, что маленькие дети не понимают ничего, что происходит вокруг них, а потому не стесняются выяснять при них отношения друг с другом, не следят за своим поведением. Они не замечают, что ребенок чутко на все реагирует, и даже если еще не понимает всех слов, то перенимает эмоциональное состояние взрослых, особенно родителей. У него в ранние годы сильная привязанность к матери, и на многие события он реагирует так же, как и она. Если при этом ребенка пытаются оградить от правды, делают вид, что все в порядке, то он замечает у взрослых и улыбку на лице, и в то же время тревожность, и поэтому оказывается в противоречивом состоянии, которое приводит к внутреннему конфликту. В такой семье и другими болезнями, которые затем превращаются в хронические. Только разобравшись в истинной обстановке в семье, можно найти выход из этой ситуации.

Метафизика детских болезней и недугов

С раннего возраста ребенок в процессе воспитания получает от родителей множество установок. Они могут быть как прямыми директивами, так и косвенными. В таком виде, по мнению американских психологов Р. Гулдинг и М. Гулдинг, родители передают детям свои неразрешенные проблемы. Ребенка можно научить только тому, что умеешь и имеешь сам. Если родители не смогли стать самостоятельными личностями, не избавились от груза из своего детства и, воспитывая ребенка, постоянно твердят заученные советы своих родителей о том, как нужно относиться к себе и людям, как следует поступать, как жить, то они перекладывают этот груз на своих детей.

Родительские директивы могут быть не только в виде многократных повторений определенных установок, но и в виде неясного поведения или выражения мыслей, однако с четким намерением дать понять ребенку, что в случае их невыполнения последует наказание. Иногда подразумевается не явное наказание (ругань, порка), а косвенное - например, ребенок будет виноват в происходящем, причем родители помогут ему осознать, что все произошло именно из-за него. Таким образом, ребенка вынуждают даже без четких директив выполнять желания взрослых и заставляют отказаться от собственных интересов, мешают развитию самостоятельности и вырабатывают нежелание быть ответственным. Ребенок, которого все время заставляют не быть собой, находится в постоянной неудовлетворенности и внутреннем конфликте. В итоге он становится более несчастным по сравнению с родителями, что приводит к развитию психосоматики.

Из всех многочисленных установок, навязываемых детям и влияющих на метафизику детских болезней, выделяют несколько наиболее частых:

  • «не живи» (родители столкнулись с множеством проблем, которые появились после рождения ребенка, но оказались к ним не готовы; они во всем обвиняют ребенка и не желают нести ответственность);
  • «не будь ребенком» (родители не умеют общаться с детьми, не умеют расслабляться и с пользой отдыхать, они ощущают вину за свою радость и требуют от ребенка быть серьезным);
  • «не верь себе» (родители убеждены, что лучше знают потребности ребенка в жизни, и все решают за него, обрекают на многочисленные «должен» и «обязан»);
  • «будь самым лучшим» (ребенка убеждают, что он непременно должен оказаться лучше всех, чтобы быть счастливым. Если же лучше всех быть не получается, то значит и счастливым быть нельзя);
  • «не чувствуй» (родители не понимают своего тела, сдерживают эмоции и требуют того же от ребенка, он перестает воспринимать сигналы организма о неблагополучии, отказывается от своих желаний) ;
  • «нельзя никому верить» (родители представляют ребенку мир враждебным и дают понять, что для выживания необходимы хитрость, напор и т.п.);
  • «не делай» (ребенок перестает проявлять инициативу, он сомневается и во многом испытывает затруднения, боится начинать новые дела, опасается неудачи).

Эти установки чаще преподносятся не в прямом виде, а маскируются всевозможными назиданиями и предостережениями, которые оседают в подсознании ребенка:

  • «Что ты говоришь?! И тебе не стыдно?!» (родители не могут воспринять ситуацию, реагировать адекватно и перекладывают ответственность на ребенка, порождая у него чувство вины и стыда, в результате ребенок несет на своих плечах непосильный груз, растет несчастным и озлобляется, у него может появиться такая черта, как вредность);
  • «Не балуйся!» (дети познают мир в игровой форме, поэтому могут для игры использовать самые разные предметы. Если они берут или делают что-то недозволенное или опасное, то это по недосмотру взрослых или из-за их неспособности предвидеть ситуацию; взрослых в этом случае родители своими словами перекладывают ответственность на ребенка и обвиняют его);
  • «Не ешь мороженое, а то заболеешь!» (в этом случае если у ребенка и заболит горло, то от сдерживаемых обиды, недовольства и слов; болезни горла часто являются результатом того, что ребенка заставляют замолчать при плаче, ругают за высказывание эмоций и мыслей);
  • « Перестань дурачиться!» (родители, чьи воспоминания о детстве безрадостные и которые привыкли сдерживать свои эмоции, не позволяют ребенку шумно веселиться; они запрещают естественное для детей спонтанное проявление эмоций и активности, что вызывает у них не только недовольство, но и нарушения формирования личности и предпосылки для болезней);
  • «Перестань плакать! Успокойся!» (родители заставляют ребенка сдерживать свою боль и делать вид, что все в порядке, а это приводит к подавлению и накоплению негативных эмоций);
  • «Не держи книгу так близко, не смотри много телевизор, а то зрение испортишь!» (отчасти родители правы, но они не пытаются помочь найти ребенку альтернативное занятие, расширить круг интересов, объяснить, почему зрение может испортиться, поэтому ребенок продолжает вести себя по-прежнему, а зрение действительно может испортиться из-за запрета, нежелания взрослеть и боязни будущего, ведь родители отвлекают от всего интересного и рисуют скучные перспективы);
  • «Осторожно! Споткнешься и упадешь!» (это прямое внушение при частом повторении превращается в программу; родители не помогают ребенку быть уверенным, не предоставляют поддержку для проявления самостоятельности, заставляют сомневаться в своих силах).

Наиболее часто при нарушениях семейных взаимоотношений причиной возникновения психосоматических заболеваний у детей является недостаток теплых чувств при общении с одним из родителей. Это проявляется как на словах, так и невербально (мимикой, жестами). Одной из причин психосоматических болезней у детей являются, помимо указаний, высказывания бесчувственным или отстраненным тоном. Так ребенок не получает одобрения, поддержки и сопереживания, а попытки добиться внимания родителей всячески пресекаются. Взрослые открыто игнорируют ребенка, не признают в нем личность и не интересуются им, а его слова оставляют их равнодушными или вызывают раздражение.

Также среди причин психосоматических детских заболеваний выделяют непоследовательное воспитание. Родители то разрешают, то запрещают, то удерживают рядом, то не желают слушать. Детям сложно понять таких родителей, которые могут отреагировать на них самым неожиданным образом. Это приводит к тому, что дети перестают им доверять и скрывают свои эмоции. Ребенок не может сам выйти из сложившейся ситуации так, чтобы сохранить самоуважение, и начинает болеть. Помочь ребенку в выздоровлении в этом случае может только ясность в семейных, а особенно супружеских, отношениях.

С наступлением холодов заболеваемость среди детей резко возрастает, но некоторые дети болеют нечасто или относительно легко, а часть из них – практически не вылезают из простуд, каждый эпизод длится по несколько недель, и болезни, по сути, плавно перетекают из одной в другую. И нередко те родители, которые практически не видят в межсезонье и зимой своих детей здоровыми, сильно переживают по поводу того, можно ли вообще прервать череду этих бесконечных болезней. Они ищут врачей и препараты, которые могут помочь в устранении постоянного и , непрерывных и их осложнений. Именно эти семьи и становятся постоянными посетителями педиатров и иммунологов, ЛОР-врачей и специалистов других отраслей. Возникает закономерный вопрос – почему дети часто болеют, почему некоторых малышей относят к категории «ЧБД» – «часто болеющих детей»?

Оглавление:

Как часто болеет ребенок?

В категорию ЧБД можно, в зависимости от возраста, отнести детей, которые болеют простудными и иными инфекциями от 6 до 20 и более раз за год . Если же говорить о детях разных возрастов, категориями ЧБД считают:

  • В возрасте до 1 года детей, болеющих более четырех эпизодов за год,
  • В возрасте 1-3 лет тех малышей, которые болеют более 6-7 раз за год,
  • После 4-5 лет детей, которые болеют простудами более пяти эпизодов за год, а у школьников более трех раз в году.

Причем простуды у таких детей обычно протекают тяжело или длительно, более 7-10 дней, и зачастую требуют приема антибиотиков, а также имеют различные осложнения простуд.

Данный факт создает серьезные проблемы для всей семьи, отражаясь как на физическом развитии малышей, так и на их нервно-психическом статусе, но важно подчеркнуть, что категория ЧБД – это не заболевания детей, подобное состояние не выставляется диагнозом.

Эта группа детей включает тех малышей, которые намного чаще чем в среднем в популяции, болеют , причем они не связаны с определенными врожденными особенностями, наследственными болезнями или приобретенными соматическими патологиями (то есть это относительно здоровые при рождении дети, которые просто часто простужаются).

Наиболее часто такие дети страдают (насморки), назофарингитами (сочетание насморка с поражением глотки), и (поражения гортани и трахеи), . Кроме того, у таких детей могут быть частые или , а также имеются такие ЛОР-осложнения как , или иные проблемы.

В чем опасность частых простуд?

Как таковые, простуды тренируют иммунную систему, но если это частые и повторяющиеся патологии, они могут приводить к нарушениям в функционировании и созревании различных тканей и органов. Это не только бронхолегочная система, но и пищеварительный тракт и нервная система (особенно вегетативный ее отдел). Частые простуды подрывают иммунную резистентность детского организма, формируют срывы в адаптационных и компенсационных механизмах тела. Другими словами, у таких детей хуже функционируют и менее тренированы все органы и системы тела . Из-за постоянных простуд и нахождения дома на больничном, такие дети меньше бывают на свежем воздухе, у них органичен двигательный режим, что может приводить еще и к развитию дополнительных обменных заболеваний, и , дистрофическим проявлениям.

Поэтому у таких малышей достаточно заметны отставания физического развития – по росту и весу, а также психомоторные навыки . У детей с частыми простудами нередко применятся большое количество лекарственных препаратов ( , противовоспалительные, ), которые могут также обладать иммуносупрессивными эффектами – они в определенной мере могут подавлять естественный иммунитет.

Причины простуд у детей

Если говорить о причинных факторах, которые лидируют в генезе детских простуд, то можно на первое место, несомненно, поставить вирусные инфекции. Но нередко начинаясь как вирусные, инфекции зачастую осложняются микробными поражениями, что усугубляет тяжесть заболеваний и резко повышает риски формирования различных вторичных осложнений – это , . Если верить исследованиям, насчитывают около 60-ти различных причинных факторов, которые ответственны за высокую заболеваемость. Все эти группы факторов можно объединить в разделы:

Внимание! Немалую роль играет наличие у ребенка особого вида инфекции – скрытых вирусных, к которым могут относиться – герпесная группа – , или . Хотя мало еще изучены вирусы , восьмого, но они также могут иметь значение.

Если говорить о микробной инфекции, то важными для детей могут становиться , гемофильная инфекция, клебсиелла и некоторые другие микробы. Нередко дополнительным фактором может стать и наличие кишечных инфекций.

Роль иммунитета в частой заболеваемости

Зачастую в частых или длительных заболеваниях детей винят ослабление иммунитета, но далеко не все родители могут оценить все те факторы, которые могут приводить к ослаблению иммунной защиты их малыша. Так, функционирование иммунной системы начинает формироваться еще в утробе матери, поэтому такие факторы как развитие внутриутробной инфекции, резкая недоношенность детей или их незрелость в результате влияния различных факторов могут грозить тем, что дети затем, после рождения, могут часто болеть и длительно переносить каждый эпизод инфекции.

Важно для полноценного становления иммунитета ребенка кормление его грудным молоком . В нем содержатся иммуноглобулины и иные иммунные факторы, которые помогают незрелой иммунной системе младенца более адекватно реагировать на внешние стимулы и раздражители. С материнским молоком передается и часть готовых антител, которые защищают его на протяжении первых месяцев жизни от простуд и инфекционных болезней. При раннем переводе детей на смеси или отказе от ГВ, дети могут болеть простудами с раннего возраста, что ослабляет иммунную защиту . Кроме того, негативно могут влиять на иммунную систему такие обменные патологии и дефицитные состояния как гипотрофия, анемии различного типа или рахит, .

Выраженным негативным влиянием на иммунитет обладают:

Обследования часто болеющих детей: какие анализы сдавать?

Если ребенок часто болеет, каждый эпизод простуды длится более 2 недель или часто формируются осложнения, требующие лечения серьезными препаратами, важно провести полноценное обследование ребенка и прицельный анализ его образа жизни, чтобы выяснить наличие проблем с иммунной системой или же те факторы, которые ведут к подобным проблемам в отношении ОРВИ.

Первое, что нужно сделать – обратиться к педиатру с просьбой о направлении для консультации к иммунологу. Для посещения этого специалиста предварительно нужно прохождение обследования:

  • сдается , в котором оценивается функционирование иммунной системы в целом по количеству лейкоцитов и составу формулы. Сдвиг в ней в сторону лимфоцитоза или лейкоцитоза (особенно до юных форм) покажет – вирусные или же микробные.
  • исследование крови на наличие скрытых инфекций (герпесной группы), микоплазменного или хламидийного инфицирования, РС-инфицирования.
  • посев отделяемого с носа и глотки на флору.
  • аллергологическая диагностика с изучением уровня иммуноглобулинов Е (общей и специфических фракций).
  • иммунограмма с изучением иммуноглобулинового спектра и активности фагоцитоза.
  • рентгенография грудной клетки, а при подозрении на ЛОР-патологии – черепа и придаточных носовых пазух.

Обратите внимание

При наличии определенных симптомов необходимы консультации невролога и гастроэнтеролога, эндокринолога, ЛОРа и других специалистов.

Чем опасны частые болезни детей?

Если ребенок практически постоянно болеет – это проблема не только самой семьи, лечащего врача, но и общества в целом. Такие дети обычно не могут прививаться по графику вакцинации, имеют проблемы с посещением сначала дошкольных учреждений, а потом и со школьным обучением – они пропускают занятия и имеют сниженную успеваемость. Родители таких детей вынуждены пропускать работу или уволиться с нее, что отражается на материальном достатке семьи. Государство тратит на реабилитацию и лечение таких детей большие средства в масштабах всей страны. И, кроме того, у ребенка, относимого к категории ЧБД, формируются своеобразные порочные круги в отношении здоровья, которые делают решение проблемы затрудненным.

На фоне слабого иммунитета ребенок часто болеет, частые болезни ослабляют иммунитет, и на фоне ослабления иммунитета ребенок опять болеет. В результате образуется повышенная чувствительность тела ребенка к различным микробным и вирусным агентам, у него снижаются защитные резервы и истощаются механизмы резистентности, нередко формируются вялотекущие или хронические инфекции, а также развивается неблагоприятный фон для соматической патологии – аллергизации организма, развития пищеварительных расстройств, поражения желез внутренней секреции. В свою очередь «букет» из инфекционных и соматических заболеваний приводит и развитию значительного отставания как физического развития, так и нервно-психического.

Обратите внимание

По мере взросления формируются и психологические проблемы – комплекс неполноценности, робость и нерешительность в силу гиперопеки родителей, неуверенность в себе, физическая слабость. В силу невозможности ведения привычного для детей образа жизни, это приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, может стать отшельником.

Это тоже важный факт в пользу того, чтобы родители активно занимались профилактикой частых болезней и укреплением иммунитета детей.

Методы реабилитации часто болеющих детей

Дети, которые достоверно чаще и дольше болеют, требуют от врача и родителей планомерной работы в плане их лечения, становления иммунитета и закаливания. И хотя родители считают эти факторы маловажными, уповая исключительно на лекарства, но именно правильное питание, строгий режим дня и процедуры закаливания, активная физическая нагрузка и частое пребывание на свежем воздухе – это ключевые факторы борьбы с болезнями. А вот медикаментозными методами коррекции иммунитета, лечением простуд и их осложнений должны заниматься специалисты – иммунологи или педиатры.

Нет единого универсального подхода к терапии детей из категории ЧДБ, их реабилитации и к профилактике частой заболеваемости. Все это связано с тем, что организм каждого ребенка индивидуален, и в каждом клиническом случае и ситуации, у каждого конкретного малыша нужно подбирать свои, индивидуально подходящие под возраст и состояние здоровья методики.

Но важно остановиться на общих методах и принципах реабилитации детей, часто страдающих от простудных заболеваний. Основная цель такого лечения болеющих детишек – это снижение заболеваемости до физиологически допустимой и воздействие на причинные факторы, которые приводят к простудам и болезням. Принципы терапии подобны таковым, как и у здоровых детей, сюда будет входить воздействие на причины ( , ), а также препараты, направленные на механизмы и симптомы патологии.

Если говорить о лечении вирусных инфекций , для категории ЧБД применяют около 10-ти различных групп средств, они направлены на подавление размножения вирусов. Ели речь идет о лечении гриппа, в детском возрасте применяют препараты, подавляющие активность вирусов – (сегодня считается уже не очень эффективным), тамифлю и реленза. При тяжелых вирусных инфекциях для этиологической терапии показано применение серьезных препаратов (рибавирин, ганцикловир, ацикловир). Их применяют только по строгим показаниям, только выверяя дозировку и под контролем врача.

Также показано применение препаратов – индукторов , их применяют по схемам, которые используют для укрепления иммунной системы, поддержания клеточного и гуморального звена, активизации резистентности.

При необходимости борьбы с вторичной инфекцией применяют только по показаниям, с учетом чувствительности к ним микробной флоры. Также показано применение физиотерапии, лечебной физкультуры, методов закаливания и препаратов, обладающих иммуностимулирующим эффектом.

Все препараты применяет только врач, и любые препараты нужно обсуждать с ним, а самостоятельно можно применять только немедикаментозные средства и профилактические мероприятия.

Профилактика частых простуд у детей

Важно думать о последующем здоровье ребенка еще при беременности, начиная с периода зачатия и даже ранее. Так, если женщина планирует беременность, важно немедленно отказаться от всех вредных привычек - не только приема алкоголя и курения, но и пищевых излишеств, приема вредных продуктов и много чего еще. Важно провести санацию очагов хронической инфекции, пролечить все хронические патологии и скорректировать эндокринные расстройства, устранить обменные нарушения.

Роль грудного кормления

Еще перед родами стоит готовиться к грудному вскармливанию, а после рождения крохи сразу же приложить его к груди, чтобы он получил первые же капли молозива, которое помогает запуску иммунитета. Важно, чтобы кроха получил молозиво в первые же минуты жизни, оно богато иммуноглобулинами, которые защищают кроху от инфекций и стимулируют иммунитет. Не менее важно естественное вскармливание и в последующем, когда кроха будет расти и развиваться. В составе грудного молока содержится большое количество иммуноглобулинов, защитных факторов и белков, витаминов и биологических веществ, которые приводят к тому, что иммунитет активно формируется и стимулируется. В среднем, до введения прикорма нужно кормить кроху только грудью около полугода. Если же есть необходимость в докорме, нужно тщательно подбирать смеси, чтобы они не провоцировали аллергию и не влияли на иммунитет.

Соблюдение режима дня

Практически для всех малышей из этой группы типично расстройство в работе вегетативной нервной системы и ее центральных отделов, за счет чего им нужны строгие режимные мероприятия, настраивающие на слаженную работу все системы и органы. Кроме того, эти дети должны дольше спать примерно на час-полтора в сравнении с ровесниками , чтобы они могли восстанавливать силы. Детям, которые часто болеют, важно длительно ежедневно пребывать на свежем воздухе, но продолжительность будет варьировать от погоды и состояния малыша. Отказаться от прогулок можно только при сильных ливнях или снегопадах, сильном штормовом ветре . Остальные дни вполне можно использовать для прогулок при походах со школы или из детского сада. Длительное пребывание в закрытых помещениях негативно влияет на иммунную систему.

Профилактические прививки

Часто болеющим детям профилактическая вакцинация даже более важна, чем здоровым, от многих инфекционных заболевания можно защитить их за счет прививок . Так, им проводят все те же вакцинации – против и , все остальные, что положены по календарю и дополнительные, . Если говорить именно о гриппе, детей прививают заранее, до начала сезона так, чтобы иммунитет успел выработаться. Запрещено делать прививки больным детям или в период эпидемии – они не помогут, а только навредят.

Рекомендуем прочитать:

Полноценные меры гигиены

Важно у часто болеющих малышей обращать внимание на питание, которое обогащается белками и витаминами, минеральными компонентами, в то время как количество быстрых углеводов (это сладости, конфеты, сахар) стоит уменьшить в рационе . За счет злоупотребления данными продуктами происходят колебания глюкозы крови, что ведет к перевозбуждению нервной системы. Не менее важным моментом будет отказ от приема аллергенных продуктов, особенно если в роду есть аллергики и необходимо профилактировать аллергию. Особенно важно исключать из рациона детей продукты с пищевой химией. Все питание детей стоит подбирать максимально натуральным, чтобы оно легко усваивалось и подходило по возрасту. Это важно для полноценной работы ферментов и стимуляции аппетита.

Как сделать, чтобы ребенок меньше болел?

Помимо заботы о физическом здоровье ребенка, важно также активно заботиться о его психологическом комфорте и проводить активную профилактику проблем и расстройств психики.

Обратите внимание

Нередко родителям просто незаметно серьезное психологическое состояние, проблемы психики ребенка, и изменения его поведения они списывают на характер или перевозбужденность, избалованность родными. Но если у детей формируются неврозы или депрессии, которые возможны даже в годовалом возрасте, это крайне отрицательно влияет на психику.

Причинами для подобных расстройств могут стать проблемы семьи или общения с ровесниками, конфликты между родителями, гибель или болезни близких людей. Они могут приводить к постоянной подавленности, замкнутости и переживаниям, ведущим к проблемам нервной системы. Могут влиять на психику проблемы в общении со взрослыми в детских коллективах, рождение еще детей в семье, отношения с друзьями и много что еще.

Нередко подобные проблемы приводят к тому, что запускают патологические программы – стремление заболеть, чтобы обратить на себя внимание, получив порции заботы и любви. Важно тщательно проанализировать окружение ребенка и его общение, в чем могут быть проблемы его общения, поведения. Иногда может помочь только психолог или психотерапевт.

В укреплении иммунной защиты и профилактике частой и длительной заболеваемости важна физическая культура и спорт, массажи и дыхательные практики, а также процедуры регулярного закаливания. Необходимо проведение курсов массажа до 4 раз в год, а проведение дыхательных упражнений возможно ежедневно, что помогает увеличить вентиляцию легких, а также реактивность слизистых, активизирует местный иммунитет.

Важно обратить внимание на которое проводят с раннего возраста, соблюдая главные принципы – систематичность процедур и постепенное нарастание интенсивности. Наиболее оптимальными для детей любого возраста станут контрастные души, с началом процедур в периоды полного здоровья и наращиванием интенсивности крайне медленно и осторожно. В периоды болезней процедуры нужно приостановить, а затем приступить к ним снова, с менее активных воздействий и более высоких температур, чем это было ранее. Подобные методики позволяют тренировать резистентность тканей и сосудов к перепадам температуры, влажности, помогают защищаться от вирусных атак.

Можно дополнить данные методики укрепления иммунной защиты фитотерапией под руководством врача. У большинства детей она дает выраженные и активные результаты, за исключением детей аллергиков, у которых нужно применять ее крайне осторожно. Применимы настои и отвары трав, чаи и сборы в местной форме – для ингаляций и промывания полостей тела, а также применяя внутрь.