Кому нельзя проводить дополнительную диспансеризацию и профосмотры. Диспансеризация: что это такое, что в неё входит

В рамках национального проекта «Здоровье» предусмотрено проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в возрасте 35-55 лет, проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Цель дополнительной диспансеризации: Снижение инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения

Задачи дополнительной диспансеризации:

1. Определение населения в возрасте 35-55 лет на врачебном участке

2. Раннее выявление заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, сахарного диабета, болезней костно-мышечной системы, туберкулеза легких.

3. Снижение заболеваемости с временной нетрудоспособностью.

4. Составление индивидуальных программ по реабилитации и профилактике заболеваний.

5. Повышение у населения мотивации к здоровому образу жизни

Стандарт дополнительной диспансеризации включает следующее обследование:

· флюорография

· маммография

· электрокардиография

· общий анализ крови

· общий анализ мочи

· холестерин крови

· сахар крови

Осмотр специалистов:

· участковый терапевт

· врач общей практики

· гинеколог (для мужчин - уролог)

· невролог

· окулист

· эндокринолог

По дополнительным программам диспансеризации, разрабатываемым Минздравсоцразвития России для различных групп населения, будут обследованы 12 млн. человек.

На эти цели в бюджете ФОМС предусматриваются 6,0 млрд. рублей, которые ФОМС направит в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, оказываемой поликлиниками в соответствии с договорами.

Порядок финансирования указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации.

Для выполнения поставленных Проектом задач до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования доведены сведения о численности работников бюджетной сферы, подлежащих дополнительной диспансеризации в 2006 году (всего по Российской Федерации - 4 млн. человек) и сформирован сводный график проведения диспансеризации в разрезе субъектов Российской Федерации.

По итогам проведенной дополнительной диспансеризации в период с мая по август 2006 года выявлено более 3000 больных, страдающих сахарным диабетом, 600 больных со злокачественными новообразованиями и 70 больных туберкулезом, причем у лиц, считавших себя до обследования здоровыми.

Из анализа результатов диспансеризации следует, что среди работников бюджетной сферы, прошедших дополнительную диспансеризацию, лишь 10,8% обследованных практически здоровы, у 21,6% имеется риск развития заболевания, 61,3% - нуждаются в дополнительном обследовании, 6%-нуждались в стационарном лечении на момент обследования врачами, 0,3% - уже показана высокотехнологичная медицинская помощь.

Средства, полученные учреждениями здравоохранения за проведение дополнительной диспансеризации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, направляются на повышение заработной платы врачам - специалистам и соответствующим средним медицинским работникам. (Заработная плата врачей специалистов первичного звена возросла в среднем от 4 906.0 до 21 695.0 руб.).

Кроме этого средства, полученные лечебно-профилактическим учреждением за проведенную дополнительную диспансеризацию направляются на приобретение расходных материалов для проведения лабораторных и инструментальных обследований.

С 2006 г. в стране проводится дополнительная диспансеризация (ДД) граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях. Порядок и объем проведения ДД регламентируется приказом МЗ РФ № 188 от 22.03.2006 г. В 2006 г. проведена ДД вышеперечисленных контингентов в возрасте 35-55 лет, с 2007 г. ДД подлежат все работающие. ДД проводится врачами-специалистами с использованием установленных лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме:

Осмотр врачами-специалистами:

· терапевтом (врачом-терапевтом участковым, ВОП),

· эндокринологом,

· хирургом,

· неврологом,

· офтальмологом,

· урологом (для мужчин),

· акушер-гинекологом.

Лабораторные и функциональные исследования:

· Клинические анализы крови и мочи,

· Холестерин, сахар крови,

· Флюорография 1 раз в год,

· Маммография (женщинам 40-55 лет – 1 раз в 2 года) или УЗИ молочной железы.

Врач-терапевт участковый с учетом заключений врачей-специалистов и результатов обследования определяет состояние здоровья граждан, прошедших ДД, и с целью планирования дальнейших мероприятий распределяет по следующим группам:

I группа – практически здоровые граждане, не нуждающиеся в Д-наблюдении, с которыми проводится беседа о ЗОЖ.

II группа – граждане с риском развития заболеваний, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них составляется индивидуальная программа профилактики, осуществляемая в ЛПУ по месту жительства.

III группа – граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения (установления) диагноза (впервые установленное хроническое заболевание) или лечении в амбулаторных условиях (острое респираторное заболевание, грипп и другие заболевания, после лечения которых наступает выздоровление) «*».

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях, состоящие на Д-учете по хроническому заболеванию «*».

V группа – граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи «*».

«*» - дообследование в амбулаторно-поликлинический и стационарных условиях не входит в объем ДД.

Учреждение, проводившее ДД не по месту жительства гражданина, передает «Карту учета ДД» в результатами обследования в ЛПУ по месту жительства гражданина.

На основании сведений о результатах прохождения ДД участковый терапевт (ВОП), осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина, определяет необходимый объем дообследования, направляет на дальнейшее лечение и осуществляет за ним Д-наблюдение по хроническому заболеванию.

Диспансеризация женщин детородного возраста , имеющих экстрагенитальную патологию, проводится в соответствии с приказом МЗ РФ от 10.02.2003 г. № 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» (приложение 2, раздел 3 «Беременность и экстрагенитальная патология»). В приказе приведена схема динамического наблюдения с указанием сроков госпитализации.

Диспансерное наблюдение больных профессиональными заболеваниями регламентировано приказом МЗ РФ № 555 от 29.09.89 г. «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». Врач-терапевт осуществляет наблюдение в соответствии с примерной схемой, приведенной в приложении №7 «Положение о порядке проведения диспансеризации больных профессиональными заболеваниями».

Инвалиды и участники ВОВ наблюдаются в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Диспансеризация лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , проводится на основании приказа МЗ РФ № 293 от 3.10.97 г. «О совершенствовании диспансеризации лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данный приказ регламентирует периодичность и объем диспансеризации этой категории лиц.

Сохранение и укрепление здоровья граждан является одной из приоритетных функций государства. Наиболее эффективным способом своевременного обнаружения какого-либо заболевания является диспансеризация. Что такое диспансеризация работающего населения, почему она важна и каков порядок ее проведения? Что следует знать работодателю и работнику о диспансеризации? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Диспансеризация и ее цели

Диспансеризация – это комплекс мероприятий, направленных на наблюдение в динамике за состоянием здоровья человека. Входит в данный комплекс диагностика, профилактика и оздоровление.

Работающее население страны – это основной костяк, на плодах труда которого существует и развивается государство в целом, а также материально обеспечиваются нетрудоспособные слои населения. Следовательно, забота о сохранении здоровья данного контингента – это важнейшая функция государства. Таким образом, к основным целям диспансеризации трудящихся граждан относятся:

  • Сохранение здоровья.
  • Снижение заболеваемости и профилактика болезней.
  • Уменьшение численных показателей инвалидности и смертности.
  • Улучшение качества жизни.

Достижение перечисленных целей основывается на комплексном выполнении целого ряда конкретных задач. Только плановая и комплексная реализация задач может сделать диспансеризацию по-настоящему эффективной. Это достижимо при слаженном сотрудничестве медучреждений и работодателей. Итак, к задачам относится:

  • Проведение мед. обследования работников (от 18 лет) специалистами с использованием диагностических исследований, периодичность – каждые 3 года;
  • Выполнение дополнительного обследования лиц, которые в этом нуждаются;
  • Выявление болезней на ранних этапах;
  • Проведение всесторонней оценки здоровья каждого конкретного работника;
  • Наблюдение за состоянием здоровья граждан в динамике;
  • Выполнение научных и статистических исследований;
  • Привлечение современных технических достижений для автоматизации и компьютеризации управления диспансеризацией;
  • Пропагандирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение.

Порядок проведения

Порядок осуществления диспансеризации работающего населения регламентируется на законодательном уровне. Он закреплен в Приказе Минздрава РФ за № 36ан от 3.02.2015 г. с изменениями, внесенными Приказом Минздрава РФ за № 946н от 9.12.2016 года. Документ вступил в силу с 19.01.2017 года. Согласно данному Приказу, диспансеризация осуществляется в 2 этапа.

Первый этап нацелен на выявление у работников хронических недугов или предрасположенности к ним. По итогам проведенных исследований гражданин может быть направлен на 2 этап диспансеризации для более детального изучения состояния его здоровья. Работники проходят обследование в рабочее время согласно установленному работодателем графику. Первый этап состоит из проведения следующих медицинских манипуляций:

  1. Опрос.
  2. Измерение веса, роста и артериального давления.
  3. Проверка ряда показателей по анализам крови, мочи, кала.
  4. Снятие ЭКГ.
  5. Проведение флюорографии.
  6. Осмотр гинекологом (для женщин).
  7. Проведение маммографии (для женщин от 40 лет).
  8. Проверка органов брюшной полости с помощью УЗИ (после 39 лет).
  9. Измерение внутриглазного давления (после 39 лет).
  10. Посещение невролога (после 51 года).
  11. Прием терапевта.

Второй этап проводится при необходимости дообследования пациента с целью постановки диагноза. Он осуществляется при помощи специальных исследований и посещений врачей узкой специализации.

Воздействие вредных факторов на рабочем месте на здоровье человека

Зачастую выполнение служебных обязанностей сопряжено с воздействием на работника каких-либо вредных и (или) опасных факторов. Воздействие данных факторов может быть как кратковременным, так и постоянным.

Пример воздействия вредных факторов работы на здоровье человека

Шахтер при работе в забое на протяжении рабочей смены подвергается воздействию вибрации, угольной пыли, шума. Работа офисного работника за клавиатурой компьютера предполагает повышенную нагрузку на зрение, на костно-мышечный аппарат. Как видно из примеров, факторы разные, а исход один – ухудшение состояния здоровья.

Для классификации негативных факторов на рабочих местах Правительством РФ был издан Приказ за № 302н от 12.04.2011 года, в котором приведен их полный список и утвержден порядок осуществления специальных медицинских обследований. К таковым относится медицинская проверка при устройстве на работу и регулярные осмотры в дальнейшем. Утвержденный перечень включает химические, биологические и физические факторы. Кроме того, факторы каждой из категорий подразделяются по определенному типу воздействия на здоровье человека:

Для минимизации последствий влияния перечисленных негативных факторов на состояние здоровья работника необходимы регулярные медосмотры и диспансеризация. Порядок их проведения также утвержден вышеназванным нормативным актом.

Особенности диспансеризации граждан, работа которых связана с высоким профессиональным риском

Трудоустройство на работе с наличием вредных и (или) опасных факторов подразумевает высокий профессиональный риск. Это означает, что здоровью человека при выполнении профессиональных обязанностей может быть причинен ущерб различной степени тяжести.

Профессиональный риск может быть групповым или индивидуальным. Индивидуальный риск предполагает возможность ухудшения здоровья одного работника. Групповой подразумевает причинение вреда здоровью группы людей при выполнении ими своих профессиональных обязанности за определенный промежуток времени, например, за год или за всю протяженность рабочего стажа. Как правило, оценивается именно этот вид профессионального риска.

Диспансеризация граждан, трудоустроенных на рабочих местах с высоким уровнем профессионального риска, имеет свои особенности. Так, при оформлении на работу проводится медобследование работника для выяснения соответствия состояния его здоровья и требований, предъявляемых к кандидату на данное рабочее место, т. е. осуществляется экспертиза профпригодности. При периодических медосмотрах, помимо врачей общей практики, привлекаются врачи узкой специализации – профпатологи. Согласно постановлениям Минздравсоцразвития, такие обследования должны проводиться не реже 1 раза в 2 года, а для лиц младше 21 года – каждый год (ст. 213 Трудового Кодекса РФ) по определенному алгоритму. Он включает следующие шаги:

  1. Работодатель оформляет список лиц, трудящихся под воздействием вредных факторов, и за 2 месяца до начала диспансеризации передает его в мед. учреждение, с которым у него существует договор на выполнение диспансерной проверки.
  2. Руководство медучреждения совместно с работодателем составляет календарный план диспансеризации и назначает состав мед. комиссии, которая будет осуществлять проверку. Возглавлять ее обязательно должен врач-профпатолог.
  3. Комиссия поименно по списку, составленному работодателем, с учетом негативных факторов воздействия, определяет необходимые к проведению виды лабораторных и инструментальных исследований.
  4. Работники проходят назначенные обследования, результаты заносятся в специально заведенную мед. карту. Кроме того, каждому работнику выдается индивидуальное медицинское заключение о результатах проведенной проверки с выводом о профпригодности. Если же у работника обнаруживается профзаболевание, то его направляют в территориальный или отраслевой центр профпатологии.
  5. Комиссия делает обобщенное заключение и представляет его работодателю и надзорным органам.

К особенностям диспансеризации стоит отнести и место проведения обследования. Так, граждане, отработавшие больше 5 лет на рабочем месте с негативными условиями труда, должны каждые 5 лет проходить диспансеризацию в лицензированных центрах профпатологии.

Дополнительная диспансеризация

Дополнительная диспансеризация осуществляется среди работников, в том числе – при работе под воздействием вредных и опасных факторов, в рамках программы обязательного медицинского страхования. Это прописано в п. № 2 Постановления Правительства РФ № 1228 от 31.12.2010 года. Данный вид диспансеризации является добровольным, но если обязанность прохождения вменена коллективным или индивидуальным трудовым договором, то работник обязан пройти дополнительное обследование.

Главными целями доп. диспансеризации является снижение заболеваемости и смертности трудящихся граждан. Основные задачи – выявление и лечение социально-значимых недугов на ранних этапах их развития. К таковым относятся болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, онкология.

К инструментам доп. диспансеризации относятся осмотры специалистами (терапевтом, неврологом, гинекологом (урологом), хирургом, окулистом, эндокринологом), а также инструментальные и лабораторные обследования (анализы крови и мочи, анализ на онкомаркеры (после 45 лет), флюорография, ЭКГ, маммография).

После проведения всех исследований и посещений специалистов, терапевт делает заключение о состоянии здоровья конкретного работника, присваивая ему классификационную группу. Таких групп всего 5: от первой, присваиваемой практически здоровому работнику, и до пятой, когда гражданину требуется оказание серьезной мед. помощи.

Стоит отметить, что доп. диспансеризацию работник может проходить либо в медучреждении по месту жительства, либо по месту трудоустройства. Об этом сказано в Постановлении Правительства РФ № 1228 (п. 5).

Заключение

Очевидно, что выявление заболевания в начальной стадии – это гарантия эффективного лечения. Поэтому диспансеризация работающего населения – самый надежный способ сохранения здоровья нации. В этом заинтересован как сам гражданин, так и его работодатель, а также государство в целом.

Нередко в СМИ мы видим новости о том, что в очередной раз начинается кампания по диспансеризации работающих граждан. И действительно, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Основы охраны здоровья граждан) профилактика в сфере охраны здоровья населения обеспечивается комплексом мероприятий, в число которых в обязательном порядке входят диспансеризация и диспансерное наблюдение. Ежегодно для проведения данных мероприятий государство выделяет немалые средства, поэтому сегодня мы расскажем, что такое диспансеризация, кто должен ее проходить и можно ли привлечь к дисциплинарной ответственности работников, отказывающихся проходить диспансеризацию.

Диспансеризация — что это за мероприятие?

До принятия Основ охраны здоровья граждан определения диспансеризации можно было отыскать лишь в словарях. Теперь ст. 46 нормативного акта определено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.

Здесь же следует дать определение диспансерному наблюдению, которое представляет собой динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Обратите внимание! Частью 3 ст. 254 ТК РФ предусмотрено сохранение за женщиной среднего заработка по месту работы на время прохождения диспансерного обследования. Положение об организации проведения диспансеризации беременных женщин и родильниц утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2006 N 224.

Довольно часто работодатели путают диспансеризацию с периодическими медицинскими осмотрами. Однако между ними есть существенная разница — цель проведения. Медосмотр проводят, чтобы определить пригодность работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Диспансеризация же проводится для раннего выявления:

— хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения;

— факторов риска развития заболеваний (повышенный уровень артериального давления и глюкозы в крови, низкая физическая активность и т.д.);

— потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.

К сведению. Средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медработников, участвующих в проведении такой диспансеризации (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)).

Кроме этого, в ходе диспансеризации определяются необходимые профилактические, лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями или факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями, здоровых граждан. Также составляются группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными и иными заболеваниями, с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

Как видим, диспансеризация — это куда более серьезная процедура, чем периодический медицинский осмотр.

Кто подлежит диспансеризации?

Ответ на данный вопрос можно найти в нормативных актах. В частности, на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228 диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Кроме этого, диспансеризации подлежат неработающие граждане и обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме.

Порядок проведения диспансеризации

Порядок проведения диспансеризации утвержден Приказом Минздрава РФ от 03.12.2012 N 1006н. Он еще не вступил в силу, однако регионы уже разработали на его основе свои программы диспансеризации.

Диспансеризация проводится раз в три года в следующие возрастные периоды: 21, 24, 27, 30, 33 и т.д. А инвалиды ВОВ, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста.

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Что включает в себя диспансеризация? Перечень осмотров врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации, зависит от возраста и пола гражданина. Так, диспансеризация предполагает два этапа.

Первый этап — скрининг — проводится с целью первичного выявления и отбора граждан с подозрением на наличие заболеваний и включает в себя:

1. Опрос (анкетирование) с целью выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.

2. Антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии, расчет индекса масса тела).

3. Измерение артериального давления, тонометрию глаз (для граждан 39 лет и старше), определение общего холестерина и глюкозы крови; ЭКГ в покое (всем в 21 год, далее для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 и старше); осмотр фельдшера-акушерки; флюорография легких; маммография (для женщин с 39 лет и старше); анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости (для лиц в возрасте 45, 51, 57, 63 и 69 лет).

4. Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-невролога (для лиц в возрасте 51, 57, 63 и 69 лет).

5. Прием (осмотр) врача-терапевта участкового врача общей практики (семейного врача) здоровых лиц и лиц с определившимся диагнозом заболевания, не требующего дообследования на втором этапе диспансеризации.

На втором этапе происходит дообследование и уточнение диагноза заболевания, профилактическое консультирование. Также проводятся:

— эзофагогастродуоденоскопия (для лиц в возрасте старше 50 лет при наличии выявленных при анкетировании "гастродуоденальных" жалоб и отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям эзофагогастральной зоны) и др;

— осмотр (консультация) офтальмолога, невролога, хирурга, уролога и др.;

— направление пациента по выявленным показаниям в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, и на санаторно-курортное лечение, индивидуальное или профилактическое консультирование групповое (школа здоровья) в отделении медицинской профилактики и центрах здоровья.

На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медработник отделения (кабинета) медицинской профилактики заполняет "Карту учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)". Информацию о проведении диспансеризации и ее результатах вносит врач-терапевт в паспорт здоровья, который выдается гражданину.

Обязательность прохождения работающими гражданами диспансеризации

Конечно, никто не потащит работника насильно в медицинскую организацию для прохождения диспансеризации. Более того, установлено, что она проводится при наличии добровольного согласия гражданина или его законного представителя, на основании предоставленной медработником в доступной форме информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Как же быть работодателю, если его работник изъявил желание пройти диспансеризацию? Можно ли считать отсутствие на работе в связи с диспансеризацией прогулом?

Примечание. Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

По данному вопросу есть две позиции. Одни специалисты считают, что если работодатель направил работника для прохождения диспансеризации, тот не может отказаться, так как обязан периодически проходить медосмотр в определенных случаях. Ведь ст. 213 ТК РФ установлено, что на период прохождения медосмотра за работником сохраняются место работы и средний заработок, а в силу ст. 76 ТК РФ работодатель имеет право не допустить к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр. Другие специалисты считают, что поскольку в ТК РФ не упоминается о диспансеризации работников и работодатели проводят ее не за свой счет, то и обязанность работников проходить диспансеризацию не установлена.

Мы придерживаемся второй точки зрения и считаем, что поскольку в настоящее время нет нормативных актов, обязывающих участвовать в диспансеризации, работники могут отказаться ее проходить.

Но если работник самостоятельно изъявил желание пройти диспансеризацию, работодатель обязан обеспечить условия для ее прохождения (как медицинских осмотров), а также беспрепятственно отпустить работника для этого (ст. 24 Основ законодательства об охране здоровья). Следовательно, ни о каком прогуле или ином нарушении трудовой дисциплины в случае прохождения работником диспансеризации не может быть речи — при условии, что обязательность прохождения диспансеризации не зафиксирована в локальном нормативном акте или трудовом договоре.

Обратите внимание! Если обязательность прохождения диспансеризации зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, работник обязан явиться на дополнительную диспансеризацию.

В заключение

К сожалению, в связи с пробелами в законодательстве в настоящее время для работодателей остается довольно много неясностей в вопросе проведения диспансеризации: это и оформление отсутствия работника на работе в период прохождения диспансеризации, и оплата этого времени, и включение его в периоды для расчета пособий по временной нетрудоспособности, и пр. Стимулирующий механизм для работодателей, чтобы те охотнее отпускали персонал на диспансеризацию, пока не предусмотрен. Однако полагаем, что в интересах работодателя иметь здоровый коллектив, поэтому рекомендуем все-таки идти навстречу работникам, изъявившим желание пройти диспансеризацию.

Одним из важных мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» является дополнительная диспансеризация.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с 2006 года проводится дополнительная диспансеризация работающего населения.

Целью диспансеризации является ранняя диагностика заболеваний, в том числе социально-значимых (сахарного диабета, туберкулеза, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний), являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения.

Дополнительная диспансеризация организуется на базе ЛПУ по месту работы (ответственным за дополнительную диспансеризацию). Средним медицинским работником составляется реестр работников, подлежащих дополнительному медицинскому осмотру.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. №55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» утверждены:

· порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;

· учетная форма №131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина";

· форма №12-Д-1-10 "Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан";

· форма №12-Д-2-10 "Сведения о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан".

Установлен норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2012 году - 1418 рублей.

Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Дополнительная диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. Дополнительная диспансеризация проводится врачами-специалистами с проведением лабораторных и функциональных исследований:

Осмотр врачами-специалистами:

Терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом)),

Акушером-гинекологом,

Хирургом,

Неврологом,

Офтальмологом;

Лабораторные и функциональные исследования:

Клинический анализ крови;

Биохимический анализ крови:

Общий белок,

Холестерин,

Липопротеиды низкой плотности сыворотки крови,

Триглицериды сыворотки крови,

Креатинин,

Мочевая кислота,

Билирубин,

Амилаза,

Сахар крови;

Клинический анализ мочи;

Онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 45 лет);

Онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 45 лет);

Электрокардиография;

Флюорография;

Маммография (женщинам после 40 лет, за исключением случаев невозможности проведения исследования по медицинским показаниям в связи с двусторонней мастэктомией). На гражданина, явившегося для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре медицинской организации подбирается (или заполняется) учетная форма №025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного". В кабинете (отделении) медицинской профилактики заполняются соответствующие разделы учетной формы №025/у-ПЗ "Паспорт здоровья", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2009 г. N 67н, после чего гражданин направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования, проводимые в рамках дополнительной диспансеризации.

По окончании обследования гражданина медицинские работники кабинета (отделения) медицинской профилактики получают из диагностических служб результаты проведенных лабораторных и функциональных исследований и передают их врачу-терапевту (врачу-терапевту участковому, врачу общей практики (семейному врачу), врачу-терапевту, ответственному за проведение дополнительной диспансеризации) (далее - врач-терапевт). Результаты дополнительной диспансеризации вносятся врачами-специалистами, принимающими участие в проведении дополнительной диспансеризации, в амбулаторную карту, и учетную форму №131/у-ДД-10 "Карта учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина", на основании которой, а также учетной формы №025-12/у "Талон амбулаторного пациента" с литерами "ДД", формируются реестры счетов на оплату расходов, связанных с проведенной дополнительной диспансеризацией работающих граждан, в порядке, определяемом Федеральным фондом ОМС.

Дополнительные консультации врачей-специалистов, дополнительное обследование и лечение в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях с целью установления диагноза и/или проведения соответствующего лечения не входят в объем дополнительной диспансеризации и оплачиваются отдельно за счет средств ОМС или средств соответствующего бюджета в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований, с целью планирования дальнейших мероприятий определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья:

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения;

II группа - граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний;

III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях;

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации, которые направляются на плановую госпитализацию;

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Гражданам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни. Гражданам, отнесенным к III, IV, V группам состояния здоровья, в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости за ними устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства. По окончании прохождения дополнительной диспансеризации врач-терапевт участковый (семейный врач) по желанию гражданина выдает Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров всех врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению. Паспорт здоровья хранится у гражданина.