Выявление факторов риска медицинских работников, в частности медицинских сестер. Вредные производственные факторы у работников медицинских учреждений Психологические факторы риска в работе медсестры

Условия и характер работы разных категорий профессиональных групп медицинских работников могут усложняться действием вредных и опасных факторов их «производственной» среды: физических, химических, биологических, психофизиологических.

К физическим производственным факторам принадлежат температура, влажность, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение, шум, ультразвук, вибрация, неионизирующее и ионизирующее излучения, атмосферная давка, освещенность и т.п.

К химическим производственным факторам принадлежат органические и неорганические химические соединения в виде газа, пары, пыли, дыма, тумана, жидкости. По характеру действия на организм их делят на токсичные, раздражительные, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные и т.п.

К биологическим производственным факторам относят микроорганизмы, в том числе патогенные (бактерии, вирусы, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, белковые препараты, витамины, аминокислоты.

К психофизиологическим производственным факторам относят физические (статические и динамические) и психические нервно-психические нагрузки.

Физические факторы

Физические факторы, или как говорят «профессиональные вредности», которые используются в медицине, могут быть как полезными для диагностики и лечения больных, так и вредными, совершать неблагоприятное влияние на организм человека, вызывая определенные изменения в состоянии здоровья медицинских работников.

Производственный шум . Шум – любой нежелательный звук или совокупность звуков разной частоты и интенсивности, которые в беспорядке объединяются и отрицательно влияют на организм и мешают работе и отдыху. За физической сущностью – шум – это механические колебания частиц упругого среды (наиболее частый воздух) малой амплитуды, которые имеют беспорядочный характер. Единицей измерения частоты есть герц - одно колебание за секунду. Частота колебаний определяет высоту звука: чем больше частота колебаний, тем высший звук. Человек воспринимает звуки, которые имеют частоту от 20 до 20000 Гц. Ниже 20 герц – зона инфразвука, выше 20000 герц – зона ультразвука.

Ультразвук (УЗ ) – механические колебания упругого среды, которые имеют одинаковую со звуком физическую природу, но превышают верхний порог чувствительности (свыше 20 кГц). Интенсивность УЗ измеряется в ваттах на квадратный сантиметр, а за логарифмической шкалой – в белах (децибелах)

В медицине УЗ применяется для диагностики (УЗД), сращение костей, при операциях на них, для разрушения опухолей, стерилизации инструментария и материалов, в физиотерапии – как болеутоляющий, общестимулирующий и как средство, которое снижает артериальное давление.

Профилактика . При работе с ультразвуковыми установками профилактические меры должны быть направленные на предупреждение контактного озвучивания через твердые и редкие среды, соблюдение гигиеничных нормативов. Необходимо использовать средства индивидуальной защиты (перчатки, противошумы), 15-минут перерыва через каждые 1.5-2 часа работы. К работе на УЗ установках допускаются лица, которые достигли 18 летнего возраста.

Инфразвук (ИЗ) – это звуковые колебания с частотами ниже 20 герц. Накопленные данные свидетельствуют о том, что инфразвуковые волны неблагоприятно влияют на организм, особенно на нервную, сердечно-сосудистую, эндокринную и другие системы. Наблюдается умопомрачения, дурнота, ощущение давления на барабанную перепонку, заложенность в ушах, головная боль, распространение перистальтики кишок, духота, кашель, ощущение страха.

Профилактика . Применяют конструктивные меры, средства защиты, инфраизоляцию, глушники ИЗ, меры профилактики, периодические медицинские осмотры.

Вибрация – это механические колебательные движения системы с упругими связями, которые передаются непосредственно телу человека или отдельным его частям и неблагоприятно действуют на организм.

Среди медицинских работников влияния вибрации испытают преимущественно стоматологи, массажисты и медсестры физиотерапевтических отделений, которые работают с вибрирующей аппаратурой, а также персонал быстрой и неотложной помощи.

Профилактика . В профилактике вредного действия вибрации ведущая роль принадлежит техническим мерам, которые состоят во внедрении дистанционного управления вібронебезпечними процессами, усовершенствовании подвижных инструментов через уменьшение вибрации источнике ее образование те на пути распространения, установке амортизаторов под оборудования и сидение стульев на рабочих местах. Важным есть эффективное обеспечение рационального режима работы те отдыха, применение средств индивидуальной защиты. К работе с источниками вибрации допускают лица, которые достигли 18 лет. Медицинские осмотры проводят 1 раз на год при действии локальной вибрации 1 раз на 2 года.

Лазерное излучение . Лазер – это генератор электромагнитного излучения оптического диапазона, который основывается на использовании стимулированного излучения.

Приоритетными направлениями в лазерной медицине есть: лечение опухолевых заболеваний, лечение огнестрельных, ожоговых и гнойных ран, оперативные вмешательства в пустоте матки, мочевого пузыря, в брюшной пустоте, кожно-пластическая хирургия та др. В стоматологии лазеры с успехом могут заменять всем известную бормашину для лечение кариеса зубув.

Профилактика . Меры безопасности зависят от класса лазерных установок. Должны быть предусмотрены ограждения, экраны, механическая вентиляция, лазерная установка должна быть изолирована. Персонал нужно обеспечивать средствами индивидуальной защиты: перчатки, защитные очки из специального стекла.

Химические факторы

Во время работы большинство медицинских работников контактирует с разными химическими веществами.

Существенной особенностью действия химических веществ на медицинских работников есть их комплексный (одна и та же химическое соединение попадается в организм разными путями, например ингаляционно и через кожу) и комбинированный (действие нескольких химических веществ одновременно при одному и поэтому самому пути поступления).

Много производственных помещений лечебно-профилактических мер (аптеки, операционные, лаборатории, процедурные, стоматологические кабинеты и т.д.) в связи с характером работ, которые в них выполняются, значительно загрязненные химическими веществами, вообще врачебными. Эти вещества попадаются у воздуха рабочих помещений при изготовлении врачебных форм, проведенные процедур и манипуляции, при дезинфекции помещений и т.п.

Профилактика. Главной задачам из защиты производственного среды от загрязнения химическими веществами есть полное их изъятие из технологического процесса или замена их на менее опасные вещества.

Очень важно значение имеет соблюдение правил личной гигиены, то есть регулярное мытье рук, прием душа после работы, запрет употребления пищи и курение на рабочих местах.

К технологическим средствам профилактики принадлежат усовершенствование технологических процессов, внедрение автоматизации и механизации операций, дистанционное управление, замена высокотоксичных веществ на менее токсичные. Для защиты кожи и слизистых оболочек – защитные очки, комбинезоны, перчатки, специальная обувь, защитные пасты и т.п.

Обязательным есть проведения предыдущих (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров. Противопоказаниями к работе в условиях влияния промышленных ядов есть хронические заболевания дыхательных путей, кожи, аллергические заболевания, хронические заболевания почек.

Биологические вредные факторы.

Для биологических факторов принадлежат мікро- и макроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, органические вещества естественного происхождения и микробиологического синтеза.

Все биологические факторы производственного среды делятся на 2 группы: возбудители инфекционных заболеваний, антибиотики и антибіотиковмісні препараты.

Профессиональная деятельность врачей многих специальностей(инфекционисты, фтизиатры, бактериологи, хирурги, терапевты, отоларингологи и др..) сопровождается контактом с возбудителями инфекционных заболеваний.

Среди профессиональных инфекционных заболеваний чаще всего встречают туберкулез органов дыхания и сывороточный гепатит. Инфицирование, как правило, происходит повітряно-крапельним и инфекционным путем.

Ныне с медицинской целью используются свыше 100 наименований антибиотиков. Антибиотики и антибіотиковмістні препараты оказываются в воздухе процедурных кабинетов и перевязочных комнат, аптек, бактериологических лабораторий и т.д. У медиков, которые постоянно профессионально контактируют с антибиотиками могут развиться разные формы дисбактериозов и кандидози.

Профилактика. Необходимо предусмотреть установленный ГДК антибиотиков в воздухе производственного среды (ГДК – предельно допустимая концентрация), ограничение использования антибиотиков те биопрепаратов, которые содержат тетрациклин и хлор тетрациклин. Все работники должны быть обеспечены спецодеждой, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и рук. Обязательным есть проведения предыдущих и периодических медицинских осмотров с обязательным бактериологическим контролем состояния микрофлоры кишок работников.

Психофизиологические факторы

Работа врачей характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкам, а временами нуждается в значительной физической выносливости, внимании, высокой трудоспособности в экстремальных условиях.

Для большинства профессиональных групп медицинских работников нервно-эмоциональная напряженность есть одним из основных факторов производственного среды, которые неблагоприятно влияют на их здоровье.

Среди причин нервно-эмоциональной напряженности опрошенные чаще всего называют постоянную ответственность за здоровья и жизнь людей, ежедневный контакт с людьми, необходимость срочно принимать решение, большое количество стрессовых ситуаций, изменяемость работы, а также социально-экономические проблемы(недостаточное финансирование, отсутствие лекарства, оборудование аппаратуры, несвоевременная выплата и низкая заработная плата).

Как показывают психофизиологические исследования разных производственных групп медицинских работников, их работу можно условно разделить на две основных категории: умственную и умственно эмоциональную. К первой условно принадлежит работа врачей терапевтического профиля (за исключением врачей отделений интенсивной терапии), а также гігієністів, научных сотрудников. К второй – работа врачей хирургического профиля, врачей – анестезиологов, отделений интенсивной терапии, врачей скорой помощи и др. У лиц, которые выполняют «умственно-эмоциональную работу», нервно-эмоциональное напряжение есть особенно высоким.

В следствие действия комплекса нервно-эмоциональных факторов у медицинских работников часто развиваются астеновегетативна дистония, неврозы, патологии сердечно-сосудистой системы, а иногда и психозы.

Для работы некоторых профессиональных групп медработников (враче скорой помощи, стоматологи, хирурги и др..) характерным есть объединения высокой нервно-эмоциональной напряженности с физической нагрузкой.

Профилактика. Конструкция оборудования и организация рабочего места должны отвечать антропометрическим данным и психологическим возможностям человека. Нужно, чтобы работник находился в удобный рабочей позе. Рациональный режим работы и отдыха в течение рабочего изменения, времена, недели предотвращают развитие переутомления, сокращают фазу втягивания в работу и содействуют поддержанию трудоспособности на высоком и стабильном уровне. Элементами рационального режима работы и отдыха можно считать производственную гимнастику, сеансы психофизиологического разгрузки, функциональную музыку.

Положительное влияние на психоэмоциональное состояние работников имеют правильное цветовое решение интерьера, оборудование, приборов, покрой и цвет спецодежды.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Безопасность жизнедеятельности. Основы охраны труда

Кафедра медицины катастроф и военной медицины.. Информационный материал..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Факторы риска для медицинской сестры при работе в лечебно-профилактическом учреждении

Специальность: Сестринское дело

Форма обучения: очная

Студентка: Агзамова Эльвина Фанусовна

Группа 31 С

Руководитель: Васильева Ася Тоировна

Содержание


Введение………………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. Общая классификация факторов риска по ГОСТ 12.0.003…………..

6

1.1. Химические факторы риска………………………………………………….

6

1.2. Физические факторы риска…………………………………………………..

9

1.3. Биологические факторы риска……………………………………………….

14

1.4.Психофизиологические факторы риска………………………………………

16

ГЛАВА 2. Организация работы по выявлению и профилактике вредного воздействия факторов риска на организм медицинской сестры при работе в ЛПУ…………………………………………………………………………………..

20

2.1. Результат анкетирования по выявлению факторов риска для медицинских сестёр МУЗ «Саткинская ЦРБ»………………………………………………….

20

2.2. Профилактические мероприятия для нейтрализации или уменьшения воздействия факторов риска………………………………………………………

27

2.3. Профилактические мероприятия для нейтрализации или уменьшения воздействия химических факторов риска………………………………………..

28

2.4.Профилактические мероприятия для нейтрализации или уменьшения воздействия физических факторов риска………………………………………..

30

2.5. Профилактические мероприятия для нейтрализации или уменьшения воздействия биологических факторов риска…………………………………….

31

2.6. Профилактические мероприятия для нейтрализации или уменьшения воздействия психофизиологических факторов риска……………………………

30

Заключение……………………………………………………………………..

34

Список используемых источников…………………………………..

37

Приложения……………………………………………………………………..

39

Введение

Согласно данным Минздравсоцразвития России на сегодняшний день более 4 миллионов человек работают в сфере здравоохранения. Из них на медицинских сестёр приходится почти половина. Труд медиков является одним из самых сложных и ответственных. От условий труда и состояния здоровья самих медсестёр напрямую зависит качество оказываемой пациентам помощи.

Данная работа сопряжена с физической, интеллектуальной и психологической нагрузкой. В зависимости от специфики учреждения здравоохранения и особенностей занимаемой должности медицинский работник может подвергаться перенапряжению отдельных органов и систем, а также воздействию опасных химических, биологических и физических факторов.

Каждая медсестра при работе в ЛПУ подвержена определённым факторам, которые неблагоприятно действуют как на психическое, так и на физическое её здоровье.

Согласно трудовому кодексу РФ все производственные факторы делятся на вредные и опасные производственные факторы.

Вредным производственным фактором признается производственный фактор, воздействие которого на организм сотрудника, при определенных условиях, может привести к заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого может привести к травме работника, внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти.

Основными опасными и вредными производственными факторами являются:


  1. Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

  2. Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

  3. Повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха в рабочей зоне;

  4. Повышенный уровень шума;

  5. Повышенный уровень вибрации;

  6. Повышенный уровень различных электромагнитных излучений;

  7. Отсутствие или недостаток естественного света;

  8. Недостаточная освещенность рабочей зоны и др.
Так же существует документ « Опасные и вредные производственные факторы ГОСТ 12.0.003» , регламентирующий стандарт классификации всех производственных факторов риска.

Данная тема актуальна потому, что факторы риска способствуют развитию профессиональных заболеваний. Необходимо изучить каждый фактор риска, воздействие данного фактора на организм, а также профилактические мероприятия по устранению данного фактора.

Изучение факторов риска в работе медицинской сестры необходимо для дальнейшего развития медицины. Это позволит улучшить условия труда, тем самым снизив ежегодный рост лиц заболевших профессиональными заболеваниями.

Цель исследования: изучить факторы риска в работе медицинской сестры и методы профилактических мероприятий по устранению или уменьшения воздействия данных факторов.

Задачи исследования:


  1. Изучить документ « Опасные и вредные производственные факторы ГОСТ 12.0.003», регламентирующий стандарт классификации всех производственных факторов риска (приложение №1).

  2. Провести анализ по литературным данным.

  3. Провести собственное исследование среди медицинских сестёр на базе МУЗ «Саткинская Центральная Районная Больница» Поликлиника №1 для выявления наиболее часто встречающихся факторов риска

  4. Исходя из анализа литературных данных, рассказать о профилактических мероприятиях по уменьшению воздействия данных факторов или полной их нейтрализации.
Объект исследования: медицинская сестра (любой специальности), работающая в МУЗ «Саткинская Центральная Районная Больница» Поликлиника №1.

Предмет исследования: условия труда медицинских сестёр.

1. Классификация факторов риска по ГОСТ 12.0.003.

Общие профилактические меры по нейтрализации или ослаблению воздействия данных факторов.

Фактор риска – общее название факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивающих вероятность её возникновения . Основным документом, регламентирующим их производственную классификацию, является документ «Опасные и вредные производственные факторы ГОСТ 12.0.003». Данный документ является системой стандартов безопасности труда в РФ. Согласно данному ГОСТу все факторы риска разделены на группы: химические, физические, биологические и психофизиологические.


    1. . Химические факторы риска.
Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры заключатся в воздействии разных групп химических веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих и лекарственных средствах .

Химические факторы разделяют на следующие группы:


  1. По характеру воздействия на организм :
А) Токсические;

Б) Раздражающие;

В) Канцерогенные;

Г) Мутагенные;

Д) Сенсибилизирующие вещества;

Е) Вещества, влияющие на репродуктивную систему.


  1. По пути проникновения в организм человека :
А) Проникновение через органы дыхания;

Б) Проникновение через желудочно-кишечный тракт;

В) Проникновение через кожные покровы и слизистые оболочки.

Классификация по характеру воздействия на организм:


  1. Токсические вещества – вещества, вызывающие отравления (интоксикацию) организма. Характеризуются дозой вещества, вызывающей ту, или иную степень отравления. Могут стать причиной расстройства нервной системы, вызывают мышечные судороги, нарушают структуру ферментов, влияют органы кроветворения, взаимодействуют с гемоглобином. К токсическим веществам относят: углеводороды, спирты, анилин, сероводород, синильную кислоту и её соли, соли ртути, хлорированные углеводороды, оксид углерода .

  2. Раздражающие вещества – вещества, действие которых обусловлено главным образом возбуждающим влиянием на окончание афферентных нервов кожи и слизистых оболочек. Бывают растительного и синтетического происхождения .
К раздражающим веществам синтетического происхождения относят: аммиак, муравьиную кислоту, этиловый спирт, производные никотиновой кислоты, оксид азота, формальдегид.

К раздражающим веществам растительного происхождения относят: эфирные масла (например: эвкалиптовое, масло перечной мяты, эфирное горчичное масло).

Раздражающие вещества оказывают раздражение слизистых оболочек глаз, носа, верхних дыхательных путей, лёгких, кожи .


  1. Сенсибилизирующие вещества – вещества, которые повышают чувствительность организма к химическим веществам, а в производственных условиях приводят к аллергическим заболеваниям . .
К ним относят: органические азокрасители, диметиламиноазобензол, и другие антибиотики. Сенсибилизирующие вещества после относительно непродолжительного действия на организм вызывают в нем повышенную чувствительность к этому веществу.

Последующие воздействия на сенсибилизированный организм даже незначительных количеств данного вещества приводят к бурной и весьма быстро развивающейся реакции, вызывающей чаще кожные изменения (дерматиты, экземы), астматические явления, заболевания крови


  1. Канцерогенные вещества – вещества, воздействие которых на организм повышает вероятность возникновения злокачественных новообразований (опухолей) . Процесс возникновения опухоли может быть отдален от момента воздействия вещества на годы, и даже десятилетия.
К ним относят: мышьяк, формальдегид, бензол, нитриты, нитраты, ароматические амины и т. д.

  1. Мутагенные вещества – вещества, оказывающие воздействие на
неполовые (соматические) клетки, входящие в состав всех органов и тканей человека, а также на половые клетки (гаметы) . Воздействие мутагенных веществ на соматические клетки вызывают изменения в генотипе человека, контактирующего с этими веществами. Они обнаруживаются в отдаленном периоде жизни и проявляются в преждевременном старении, повышении общей заболеваемости, злокачественных новообразований. При воздействии на половые клетки мутагенное влияние сказывается на последующее поколение. Это влияние оказывают радиоактивные вещества, марганец, свинец и т.д.

  1. Химические вещества, влияющие на репродуктивную функцию человека – вещества вызывающие возникновение врожденных пороков развития и отклонений от нормальной структуры у потомства, влияют на развитие плода в матке, послеродовое развитие и здоровье потомства .
Классификация по пути проникновения в организм.

По пути проникновения в организм человека химические факторы риска делятся на проникающие через:


  1. органы дыхания;

  2. желудочно-кишечный тракт;

  3. кожные покровы и слизистые оболочки .
Наиболее опасным считается проникновение вредных химических веществ через органы дыхания, так как всасывание их происходит очень интенсивно, и они через легкие попадают в кровь .

В желудочно-кишечный тракт вредные веществ могут попадать при вдыхании пыли и паров, во время еды, если не соблюдаются требования личной гигиены, и при курении. В этом случае вредное действие химических веществ частично обезвреживается печенью и кислой средой желудка. Однако часть из них все же всасывается в кровь через стенки кишок и желудка .

Некоторые химические вещества, хорошо растворимые в жирах, могут проникать в организм через кожу. Поступая таким путем, они также минуют печень. Быстрота их проникновения зависит от состояния кожного покрова и метеорологических условий, особенно температуры. При этом важное значение имеет состояние самого организма, его сопротивляемость. Люди ослабленные быстрее подвергаются воздействию вредных веществ, причем последствия этого воздействия бывают для них наиболее тяжелыми

1.2. Физические факторы риска.

К вредным факторам физической природы, относят различные виды ионизирующих и неионизирующих излучений, ультразвук, шум, вибрацию и т. д. .

Указанные производственные факторы могут стать причиной возникновения: лучевой болезни, местных лучевых поражений; вегетативно-сосудистой дистонии, астенического, астеновегетативного, гипоталамического синдромов;; вегетативно-сенсорной полинейропатии рук;катаракты; новообразований, опухоли кожи, лейкозов и так далее.

1) Производственный шум.

Шум, как специфическая форма звука - совокупность звуков, неблагоприятно воздействующих на организм человека .

Действие производственного шума на организм.

Шум затрудняет работника работать нормально, разговаривать или отдыхать. От него наступает быстрая утомляемость, возникают болезни самого разнообразного характера.

Интенсивный шум является общебиологическим раздражителем, что обусловливает нарушение ЦНС, сопровождающееся снижением слуха.
Шум приводит к снижению производительности труда. Установлено, что шум снижает производительность физического труда на 10%, а умственного труда - более чем на 40% .

В качестве отрицательно воздействующих характеристик шума выступает не только интенсивность, частотный диапазон, но и ассоциативность по отношению к источнику шума.

2) Производственная вибрация

Вибрация представляет собой совокупность механических колебательных движений машин, механизмов и приспособлений, повторяющихся через определенные промежутки времени и распространяющихся через опоры, конструкции, перекрытия .

С физической точки зрения между шумом и вибрацией принципиальной разницы нет. Разница имеет место лишь в восприятии - вибрация воспринимается вестибулярным аппаратом и органами осязания, а шум - органами слуха .

Основные причины вибрации - возникающие при работе машин и механизмов неуравновешенные силовые воздействия:

а) неотбалансированность вращающихся частей оборудования;

б) сверхдопустимые зазоры в сочленениях;

в) ослабление крепления оборудования на фундаменте или его неустойчивость;

г) применение масел, не отвечающих условиям работы оборудования;

Действие производственной вибрации на организм.

Различают влияние на человека локальной вибрации, приложенной к какому-либо ограниченному участку тела (преимущественно рукам), и общей вибрации, которая воздействует на весь организм в целом.

Отрицательное воздействие вибрации происходит постепенно и в продолжение длительного времени не замечается работающим.

Локальная вибрация вызывает вибрационную болезнь со спазмами сосудов, ухудшает кровоснабжение кистей рук, пальцев, предплечья и сосудов сердца. В результате могут возникнуть нарушение чувствительности кожи, отложение солей, окостенение, деформация и снижение подвижности суставов .

Организм человека особенно чувствителен к общей вертикальной вибрации, когда человек стоит на вибрирующей поверхности и колебания распространяются от ног к голове.

3) Ультразвук

Ультразвук - шум, при котором диапазон механические колебаний упругой среды более 20 кГц. .

Действие ультразвука на организм.

Ультразвук оказывает общее воздействие на организм работников через воздух, локальное действие при соприкосновении с обрабатываемыми деталями и средами. Может приводить к поражению периферического нервного и сосудистого аппарата в местах контакта (вегетативные полиневриты, порезы пальцев, кистей, предплечья). Могут наблюдаться функциональные изменения со стороны центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы, слухового и вестибулярного анализатора, эндокринные и гуморальные отклонения от нормы .

Ведет к повышенной утомляемости, головным болям к концу рабочего дня, сонливости, нарушениям сна, понижению слуха.

5)Ультрафиолетовое излучение

Ультрафиолетовые лучи - часть спектра излучения, с длиной волны от 400 до 13,6 ммк. В условиях производства встречаются ультрафиолетовые лучи с длиной волны от 300 до 220 ммк .

Источниками ультрафиолетовой радиации, оказывающими неблагоприятное влияние на организм работающих, являются ртутно-кварцевые лампы, ультрафиолетовые лампы и т. д. .

Действие ультрафиолетового излучения на организм

Воздействие лучей на кожу работника вызывает дерматиты с диффузной экземой, отечностью, жжением и зудом. Оказывая влияние на ЦНС, ультрафиолетовое излучение вызывает головную боль, головокружения, повышение температуры тела, повышенную утомляемость, нервное возбуждение и другие явления .

Ультрафиолетовые лучи, особенно с длиной волны менее 320 ммк, вызывают заболевания глаз - электроофтальмию, резную боль, резь и ощущение песка в глазах, раздражение конъюнктивы с обильным слезотечением, резко выраженной светоболезнью.

6)Ионизирующее излучение.

Ионизирующее излучение - это электромагнитные излучения, которые создаются при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образуют при взаимодействии со средой ионы различных элементов .

Ионизирующее воздействие возможно при несоблюдении правил безопасности на рабочем месте, считается самым распространенным фактором, приводящим к развитию лейкоза.

Механизм химического воздействия ионизирующего излучения на организм.

Ионизирующее излучение может вызывать химические превращения вещества. Такие превращения изучает радиационная химия. Под действием ионизирующего излучения происходят следующие превращения:


  • Превращение молекул кислорода в молекулы озона, из-за чего металлы быстро окисляются.

  • Разложение воды на кислород и водород с образованием некоторого количества перекиси водорода.

  • Превращение аллотропических модификаций в более устойчивые: белого фосфора в красный, белого олова в серое, алмаза в графит.

  • Разложение на простые вещества газов - углекислого газа, сернистого газа, сероводорода,хлороводорода, аммиака.

  • Полимеризация соединений, содержащих двойные и тройные связи .
Механизм биологического воздействия ионизирующего излучения на организм.

Первичное действие ионизирующих излучений - это прямое попадание в биологические молекулярные структуры клеток и в жидкие (водные) среды организма.

Вторичное действие - действие свободных радикалов, возникающих в результате ионизации, создаваемой излучением в жидких средах организма и клеток .

Свободные радикалы вызывают разрушения целостности цепочек макромолекул (белков и нуклеиновых кислот), что может привести как к массовой гибели клеток, так и канцерогенезу и мутагенезу. Наиболее подвержены воздействию ионизирующего излучения активно делящиеся (эпителиальные, стволовые, также эмбриональные) клетки.

Заболевания, вызванные воздействием ионизирующих излучений, и связанные с ними отдаленные последствия для здоровья медицинского персонала, требуют особого внимания к проведению профилактических мероприятий со стороны руководства лечебно-профилактического учреждения .

Цель исследования - установление зависимости влияния профессиональных вредностей на возникновение различных заболеваний у медицинских работников среднего звена.

Предмет исследования - профессиональные вредности, оказывающие негативное влияние на здоровье медицинского работника среднего звена.

Объект исследования - средний медицинский персонал разных структурных подразделений.

Исходя из цели практического исследования, определены задачи:

Определить степень тяжести вредного воздействия на медицинский персонал различных структурных подразделений

Выявить факторы риска и определить степень тяжести их воздействия на медицинский персонал

Оценить эффективность ныне существующих методов индивидуальной и групповой защиты

Заключение

Цель, задачи практического исследования влияния вредных факторов на здоровье медицинских работников среднего звена достигнуты и решены:

Выводы:

  • ?На основе обзора первоисточников определено понятие "вредные факторы"
  • ?Провели практическое исследование сотрудников различных функциональных подразделений.
  • ?Проанализировали результаты и сделали выводы:

Снизив психоэмоциональную нагрузку можно улучшить качество работы, а также снизить риск возникновения аварийных ситуаций и заражения медицинского работника профессиональными заболеваниями.

Значимому изменения психологической картины мед. работника способствуют:

  • ?Высокая смертность пациентов;
  • ?Страдания пациентов;
  • ?Увеличившийся за последнее за последнее время "молодой" контингент пациентов;
  • ?"Мрачный" психологический микроклимат в отделении;
  • ?Тяжелая психо-эмоциональная нагрузка при выполнении манипуляций с пациентами;
  • ?Постоянный контакт с неизлечимо больными пациентами и оказание паллиативной помощи;

Сотрудники онкологического диспансера в большей мере подвержены эмоциональному выгоранию

В ходе практического исследования появилась необходимость расширить его границы и охватить дополнительные отделения.

Практическая значимость работы состоит в том, что проведена индивидуальная работа с сотрудниками отделений, установлены факторы риска развития профессиональных заболеваний.

Таким образом, сделанный нами вывод указывает на особую роль профилактики влияния вредных факторов на возникновение и развитие профессиональных заболеваний средних медицинских работников.

В связи с этим нами были разработаны следующие практические рекомендации.

с целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на следующие принципы:

) четкое знание своих служебных обязанностей;

) планирование своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики "срочно" и "важно";

) понимание важности и значимости своей профессии;

) оптимизм, умение сосредоточиться на том положительном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, "переключаться";

) рациональное питание;

) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

при работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.

для снижения риска возникновения аварийных ситуаций с биоматериалами при работе следует строго придерживаться ОСT 42.21.2.85

совместно с научным руководителем была разработана памятка, содержащая информацию о способах борьбы психоэмоциональным перенапряжением.

Опасные и вредные факторы профессиональной деятельности медицинской сестры».

Департамент здравоохранения Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

«Тюменский медицинский колледж»

Реферат на тему:

«Опасные и вредные факторы профессиональной деятельности медицинской сестры».

Выполнила: студентка отделения

«Сестринское дело»,

курс 3, группа 312,

Давыдова Д.В.

очная форма обучения

Преподаватель:

Никитин В.М.

Вредные и опасные условия труда среднего медперсонала связаны, прежде всего, с прямым контактом с инфекционными агентами, неблагоприятным воздействием на организм лекарственных препаратов, химически агрессивных веществ и стрессовым воздействием на нервную систему.

В процессе работы медицинским сестрам приходится постоянно контактировать с целым комплексом фармацевтических агентов, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья представительниц данной профессии. Лекарства попадают на кожу, в виде аэрозолей и паров нередко оказываются в зоне дыхания медсестры, вызывая различные заболевания профессионального характера, а так же бесплодие, выкидыши и аномалии развития плода.

Кроме того, в условиях нехватки персонала в больницах и поликлиниках медицинские сестры часто подрабатывают санитарками. В этом случае они неизбежно контактируют с такими вредными факторами, как хлорамин, перекись водорода, аммиак и другими веществами, способными вызывать отравления, различные заболевания органов дыхания, в том числе и аллергического характера.

Вредные условия труда в здравоохранении подразумевают наличие стрессовых факторов. Врачи и медицинские сестры постоянно общаются с тяжелобольными пациентами, видят их страдания, являются свидетелями смертельных случаев. Это вызывает хроническое эмоциональное напряжение, депрессии, тяжелые неврозы.

Состояние здоровья сестринского персонала неизбежно отражается на качестве оказания профессиональной помощи населению.

Факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ. В деятельности медицинской сестры можно выделить четыре группы профессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

1) физические факторы риска;

2) химические факторы риска;

3) биологические факторы риска;

4) психологические факторы риска.

Физические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры:

1) физическое взаимодействие с пациентом;

2) воздействие высоких и низких температур;

3) действие различных видов излучений;

Физическое взаимодействие с пациентом.

В данном случае подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.

Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблагоприятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алгоритму.

Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, сканеры, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, применяемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.

В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и другие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицинского персонала:

* сверхвысокочастотные;

* ультрафиолетовые и инфракрасные;

* магнитные и электромагнитные;

* световые и лазерные.

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами.

Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

Химические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры заключаются в воздействии разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах.

Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит – раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него токсичные вещества вызывают повреждение других органов и систем.

Биологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры

К биологическим факторам, действующим на медицинскую сестру в ЛПУ, следует отнести опасность заражения ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования и обеспечение безопасности медперсонала достигается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работающего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных кабинетах и лабораториях, то есть имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциально инфицированным биологическим материалом (кровь, плазма, моча, гной и так далее.). Работа в этих функциональных подразделениях требует индивидуальной противоинфекционной защиты и соблюдения правил техники безопасности персоналом

Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

Психологические факторы риска в ЛПУ для медицинской сестры.

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медицинской сестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Психоэмоциональное напряжение.

Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (тревожные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.

Стресс и нервное истощение.

Постоянный стресс ведет к нервному истощению – потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

* физическое истощение: частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);

* эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость;

* психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 декабря 2004 г., №49, ст. 4916.

2. Артамонова В.Г. Профессиональные болезни: Учебник/ Артамонова В.Г, Мухин Н.А. – М.: Медицина, 2004.

3. Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях: Учебник. – М.: Академия, 2007.

4. Марченко Д.В. Охрана труда и профилактика профессиональных заболеваний: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Одной из важнейших задач при создании безопасной больнич­ной среды является определение, выявление и устранение раз­личных факторов риска для медицинского персонала. В деятель­ности медицинской сестры можно выделить четыре группы про-156


фессиональных факторов, которые неблагоприятно действуют на состояние ее здоровья:

1) физические;

2) химические;

3) биологические;

4) психологические.

Физические факторы риска. К этим факторам относятся:

Физическое взаимодействие с пациентом;

Воздействие высоких и низких температур;

Действие различных видов излучений;

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Физическое взаимодействие с пациентом. В данном случае подра­зумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и пе­ремещением пациентов. Они являются основной причиной травм, болей в спине, развития остеохондроза у медицинских сестер.

Выделяют следующие правила поднимания и перемещения тяжестей:

1) одежда должна быть свободной;

2) обувь должна плотно облегать ногу, подошва - минимально скользить по полу. Предпочтительна обувь из кожи или плотной хлопчатобумажной ткани с широким каблуком высотой не бо­лее 4 - 5 см;

3) нельзя поднимать тяжести и работать, наклоняя туловище вперед. Нагрузка (давление на межпозвоночные диски) с увели­чением угла наклона возрастает в 10 - 20 раз. Это значит, что при поднятии или перенесении предмета массой 10 кг при наклоне туловища вперед человек подвергается нагрузке 100 - 200 кг;

4) при поднимании тяжелого груза его располагают как можно ближе к груди и только на согнутых и максимально прижатых к груди руках. Чем дальше человек отстраняет предмет от себя, тем большая нагрузка ложится на позвоночник;

5) нагрузку на руки распределяют равномерно, спину всегда
держат прямо;

6) если нужно поднять предмет из низкого положения, например с пола, присаживаются рядом с предметом, сохраняя прямое поло­жение спины, берут его в руки и прижимают к туловищу, а затем встают, сохраняя прямую спину;

7) если нужно помочь больному, лежащему в кровати, напри­мер передвинуть его или помочь принять сидячее положение, допустимо не склоняться над ним и не тянуться к нему к дальне­му краю кровати, а встать на край кровати на одно колено и, крепко упираясь па него, помочь больному;

8) ноги ставят на ширине плеч, стопы - параллельно друг другу;

9) если поднятый груз необходимо сместить в сторону, повора­чиваются не только верхней частью тела (плечами и руками, со­храняя ноги в прежнем положении), а всем корпусом;


10) следует всегда искать возможность облегчить нагрузку:
пользоваться помощью пациента (его возможность подтянуться,
оттолкнуться, опереться и т.п.) и окружающих;

11) необходимо использовать специальные приспособления для
облегчения работы: опоры, транспортные доски, поворотные круги,
подъемники для больных и т.п.

Воздействие высоких и низких температур. Избежать неблаго­приятного воздействия высоких и низких температур (ожогов и переохлаждений) в связи с выполнением манипуляций позволит реализация любого сестринского вмешательства строго по алго­ритму действий.

Действие излучений. Высокие дозы радиоактивного облучения смертельны. Небольшие дозы приводят к заболеваниям крови, возникновению опухолей (прежде всего костей и молочных же­лез), нарушению репродуктивной функции, развитию катаракты. Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппара­ты, сканеры и приборы сцинтиграфии, ускорители (аппараты лу­чевой терапии) и электронные микроскопы. В медицине также широко используются препараты радиоактивных изотопов, при­меняемых для диагностики и лечения ряда заболеваний.

Чтобы защититься от вредных излучений, следует находиться на как можно дальнем расстоянии от их источников, носить ин­дивидуальные средства защиты. При нахождении рядом с источ­ником излучения все манипуляции нужно выполнять по возмож­ности быстро. Оказывать физическую поддержку пациенту во время рентгенологического исследования или лечения можно только в случае крайней необходимости. Беременность медицинской сест­ры является противопоказанием для подобного рода услуг.

В настоящее время в медицинских учреждениях для лечебных, профилактических и диагностических целей используются и дру­гие излучения, неблагоприятно влияющие на здоровье медицин­ского персонала:

Сверхвысокочастотные;

Ультрафиолетовые и инфракрасные;

Магнитные и электромагнитные;

Световые и лазерные.

Для профилактики их повреждающего действия на человече­ский организм необходимо соблюдать технику безопасности при работе с соответствующими приборами.

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования. В своей работе медицинская сестра часто пользуется электроприборами. Поражения электрическим током (электротравмы) связаны с неправильной эксплуатацией оборудования или его неисправно­стью.

При работе с электроприборами следует соблюдать правила безопасности.


1. Технические средства защиты от короткого замыкания (ав­томатические или пробочные предохранители) в электросети долж­ны находиться в исправном состоянии. Категорически запреща­ется использовать для этой цели самодельные предохранители (куски провода, «жучки»).

2. Перед использованием электроприбора нужно изучить ин­струкцию по его эксплуатации.

3. Электроприборы необходимо содержать в исправном состо­янии и своевременно ремонтировать. Их ремонт должны осущест­влять только специалисты.

4. Следует применять только заземленное оборудование.

5. Под постоянным контролем должно находиться состояние изоляции электропроводки, электрооборудования и прочих эле­ментов электросети.

6. Элементы электросети, электрооборудование и электропри­боры можно ремонтировать и заменять после их обесточивания.

7. Нельзя допускать запутывания проводов. Перед использова­нием убеждаются в их целостности.

8. Прибор включают в электросеть в следующем порядке: сна­чала шнур подключают к электроприбору, а лишь затем к сети. Отключают его в обратном порядке. Нельзя выдергивать штеп­сель, потянув за шнур.

9. Электроприборы должны использоваться в помещениях с
непроводящими электрический ток полами. Их не следует экс­
плуатировать во влажных помещениях, вблизи ванн, раковин или
на открытом воздухе.

10. Нельзя допускать сетевой перегрузки, т.е. включать в одну
розетку несколько электроприборов.

Химические факторы риска. В ЛПУ сестринский персонал под­вергается воздействию разных групп токсичных веществ, содер­жащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарстве иных препаратах.

Наиболее частым проявлением побочного действия токсичных веществ является профессиональный дерматит - раздражение и воспаление кожи различной степени тяжести. Помимо него ток­сичные вещества вызывают повреждение других органов и систем. Токсичные и фармацевтические препараты могут воздействовать на органы дыхания, пищеварения, кроветворения, репродуктив­ную функцию. Особенно часты различные аллергические реак­ции вплоть до развития серьезных осложнений в виде приступов бронхиальной астмы, отека Квинке и т.п.

Соблюдение профилактических мер уменьшает вред от воздей­ствия токсичных веществ.

1. Следует получить полное представление о применяемых пре­паратах: химическое название, фармакологическое действие, по­бочные эффекты, правила хранения и применения.


2. При возможности потенциальные раздражители должны быть заменены на безвредные вещества. Химические вещества, облада­ющие дезинфицирующими свойствами, можно заменить чистящи­ми средствами и дезинфекцией с помощью высоких температур. Они имеют равную или даже большую эффективность и более дешевы. 3. Используют защитную одежду: перчатки, халаты, фартуки, защитные щитки и очки, бахилы, маски и респираторы. Если рези­новые перчатки у людей с повышенной чувствительностью прово­цируют дерматит, можно надевать силиконовые или полихлорвини­ловые перчатки с подкладкой из хлопковой ткани. С порошками нужно работать только в хлопчатобумажных перчатках, однако они плохо защищают кожу при контакте с жидкими химически­ми веществами.

3. Следует внимательно изучать методические рекомендации по использованию тех или иных средств защиты при работе с токсичными веществами.

4. Приготовление растворов дезинфицирующих средств долж­но осуществляться в специально оборудованных помещениях с приточно-вытяжной вентиляцией.

5. Не следует применять препараты местного действия незащи­щенными руками. Надевают перчатки или пользуются шпателем.

6. Нужно тщательно ухаживать за кожей рук, обрабатывать все раны и ссадины. Лучше пользоваться жидким мылом. После мытья обязательно нужно хорошо вытирать руки. Защитные и увлажня­ющие кремы могут помочь восстановить природный жировой слой кожи, утрачиваемый при воздействии некоторых химических ве­ществ.

7. При несчастных случаях, если препарат попал:

В глаза - немедленно промывают их большим количеством холодной воды;

Рот - сразу же промывают его водой;

На кожу - его немедленно смывают;

Одежду - ее меняют.

Биологические факторы риска. К биологическим факторам риска следует отнести опасность заражения медицинского персонала ВБИ. Предотвращение профессионального инфицирования дости­гается неукоснительным соблюдением противоэпидемического режима и дезинфекционных мероприятий в ЛПУ. Это позволяет сохранить здоровье медицинского персонала, особенно работа­ющего в приемных и инфекционных отделениях, операционных, перевязочных, манипуляционных и лабораториях, т.е. имеющего более высокий риск заражения в результате непосредственного контакта с потенциштьно инфицированным биологическим мате­риалом (кровь, плазма, моча, гной и т.д.). Работа в этих функцио­нальных помещениях и отделениях требует индивидуальной противо-инфекционной защиты и соблюдения правил техники безопас-160


ности персоналом, обязательной дезинфекции перчаток, отрабо­танною материала, использования одноразового инструментария и белья перед их утилизацией, регулярности и тщательности про­ведения текущих и генеральных уборок.

В ЛПУ независимо от профиля должны выполняться три важ­нейших требования:

1) сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

2) исключение внутригоспитальных заражений;

3) исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреж­дения.

Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ними регламентируется СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: орга­низатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Еже­дневное неукоснительное выполнение требований санитарно-ги­гиенического и противоэпидемического режима в ходе исполне­ния своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ,

Следует помнить следующие основные моменты, способству­ющие поддержанию санитарно-гигиенического и противоэпиде-миологического режима:

Сопротивляться воздействию инфекции могут только чистая здоровая кожа и слизистые оболочки;

Около 99% возбудителей инфекционных заболеваний можно удалить с поверхности кожи с помощью мытья рук обычным мы­лом;

Следует ежедневно принимать после окончания работы с боль­ным гигиенический душ;

Даже незначительные повреждения на коже рук (царапины, ссадины, заусенцы) надо обрабатывать бриллиантовым зеленым и заклеивать водонепроницаемым пластырем;

Оказывая помощь пациенту, медицинская сестра должна ис­пользовать индивидуальные средства защиты согласно действу­ющим правилам;

Убирать помещение, где находится больной, следует в рези- * новых перчатках;

Ручки умывальных кранов, дверей, выключатели и трубки телефона как наиболее часто используемые предметы необходимо ежедневно мыть и протирать дезинфицирующими растворами;

Прежде чем закрыть умывальный кран после мытья рук. его необходимо вымыть так же, как и руки;

Если у пациента имеется инфекционное заболевание, переда­ющееся воздушным путем, необходимо работать в маске; <


В О Д Н О Й маске нельзя работать более 4 ч, если соблюдать молчание, и более 1 ч, если приходится говорить в маске:

При оправлении постели больного не следует взбивать по­душки и встряхивать простыни - это способствует поднятию и перемещению пыли, а вместе с ней микробов и вирусов;

Пищу принимают в специально отведенном помещении и обязательно снимают при этом рабочую спецодежду (халат);

При уходе за больным с инфекционным заболеванием, на­пример туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией, необходимо делать профилактические прививки.

Психологические факторы риска. В работе медицинской сест­ры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом ta больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напря­жения. Психологические факторы риска в работе медсестры мо­гут приводить к различным видам нарушения психоэмоциональ­ного состояния.

Психоэмоциональное напряжение. Психоэмоциональное напря­жение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями су­точных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человечески­ми страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие дру­гих людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологиче­ским факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами об­щения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники). Существует еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: не­удовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эф­фективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре, необходимость сочетания профессиональных и семейных обязанностей.

Стресс и нервное истощение. Постоянный стресс ведет к нерв­ному истощению - потере интереса и отсутствию внимания к людям, с которыми работает медицинская сестра. Нервное исто­щение характеризуется следующими признаками:

Физическое истощение: частые головные боли, боли в пояс­нице, снижение работоспособности, ухудшение аппетита, пробле­мы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью);

Эмоциональное перенапряжение: депрессии, чувство беспо­мощности, раздражительность, замкнутость;

Психическое напряжение: негативное отношение к себе, ра­боте, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассе­янность.


Начинать проводить меры по профилактике развития нервно­го истощения Необходимо как можно раньше.

С целью профилактики отрицательного воздействия стрессо­вых ситуаций Медицинская сестра в своей деятельности должна опираться на Следующие принципы:

1) четкое з н а н и е своих служебных обязанностей;

2) планироа анИ е своего дня; определяют цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно»;

3) понимание важности и значимости своей профессии;

4) оптимизм _ умение сосредоточиться на том положитель­ном, что удалось сделать за день, считая итогом только успехи;

5) соблюдение здорового образа жизни, полноценный отдых, умение расслабляться, «переключаться»;

6) рациональное питание;

7) соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

Синдром прс*ф есС1Ю нального выгорания. Это сложный психоло­гический феномен, который часто встречается у специалистов, работа которых подразумевает непрерывный прямой контакт с людьми и оказание им психологической поддержки.

Работа медицинской сестры, как правило, эмоционально на­сыщена. Сталкиваясь с негативными эмоциями, которыми паци­енты выражают отношение к своему состоянию, она и сама начи­нает испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Профессиональное выгорание - это синдром физического и эмоционального истощения, возникающего на фоне хроническо­го стресса, выз иаН ного межличностным общением. Существует множество факторов, которые способствует накоплению такого переутомления. Часть из них связана с отношением персонала к своей деятельности и проблемам пациентов. Риск выгорания по­вышается, если отсутствуют интересы помимо работы, если рабо­та является убежищем от остальных сторон жизни и профессио­нальная деятельность поглощает полностью. Существует несколько видов эмоциональных реакций в профессиональной деятельно­сти медицинской сестры, которые повышают риск выгорания.

В и н а перед собой и другими за то, что не успел что-либо сделать для пациента.

С т ы д за то ч что результат работы не такой, как хотелось.

О б и д а на коллег и пациентов, которые не оценили усилий медицинской Пестры.

С т р а х тог 0 , что не удастся что-либо сделать, что работа не дает права на совершение ошибки и что действия медицинской сестры могут Не понять коллеги и пациенты.

Синдром профессионального выгорания - это целый комплекс психологических и физических симптомов, которые и м е ю т сущест­венные индивидуальные различия у каждого конкретного чело­века. Выгорание является очень индивидуальным пропессом, по-163


HOMV 1- с симптомы появляются неодновременно и с разной сте­пенью выраженности. Среди ранних симптомов можно выделить Общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопреде-

|.МНОГО чувства беспокойства. Часто у медицинской сестры раз­вивается подозрительность, которая выражается в убежденности, что сотрудники и пациенты не хотят с ней общаться.

Профессиональное выгорание не только ухудшает результаты работы, физическое и эмоциональное самочувствие человека; оно также часто провоцирует семейные конфликты, нарушение взаи­моотношений. После эмоционально насыщенного дня, проведен­ного с пациентами, медицинская сестра испытывает потребность уйти на некоторое время от всех, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей. Нередко по окончании рабо­ты она «берет рабочие проблемы домой», т.е. не перестраивается с роли работника на роль матери, жены, друга. Кроме того, из-за общего душевного переутомления от общения с пациентами ме­дицинская сестра уже не в состоянии выслушать и принять еще какие-то проблемы своих близких, что вызывает непонимание, обиду и часто приводит к серьезным конфликтам вплоть до угро­зы распада семьи.

Выгорание - это длительный динамичный процесс, который происходит в несколько стадий, поэтому особенно важно распо­знать подобные профессиональные проблемы как можно раньше. Выделяют три основные стадии развития синдрома профессио­нального выгорания.

На первой стадии выгорания человек истощен эмоцио­нально и физически и может жаловаться на головные боли и об­щее недомогание.

Для второй стадии выгорания у медицинской сестры мо­жет развиться отрицательное и обезличенное отношение к лю­дям, с которыми она работает, или у нее могут возникать негатив­ные мысли относительно себя из-за раздражения, которое у нее вызывают пациенты. Чтобы избежать этих негативных эмоций, она уходит в себя, выполняет только минимальное количество работы и не хочет ни с кем ссориться. Чувство усталости и разби­тости наблюдается даже после хорошего сна или выходных.

Заключительная, третья стадия (полное выгорание), ко­торая обнаруживается не слишком часто, проявляется полным от­вращением ко всему на свете. Медицинская сестра обижена на саму себя и на все человечество. Жизнь кажется ей неуправляе­мой, она не способна выражать свои эмоции и не способна сосре­доточиться.

Необходимо отметить, что профессиональное выгорание касает­ся не только медицинского персонала, проработавшего с людьми многие годы. Молодые специалисты, недавно начавшие свою про­фессиональную деятельность, также подвержены этому синдро-


му. Их представления о работе и помощи людям зачастую идеали­зированы, и реальная ситуация оказывается далекой от их ожида­ний и представлений. Кроме того, им свойственна завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможно­стей, что приводит к быстрому истощению и недовольству собст­венными реальными достижениями.

Профилактика развития синдрома профессионального выго­рания достигается использованием методов мышечной релакса­ции и приемов аутогенной тренировки. Приемы аутогенной тре­нировки являются прекрасным средством преодоления стрессов, нервных напряжений и укрепления здоровья. Обучение этим при­емам желательно проводить под руководством специалиста-пси­холога в кабинете психологической разгрузки.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику психосоциальных факторов риска.

2. Перечислите мероприятия по обеспечению режима эмоциональ­ной безопасности в ЛПУ.

3. Назовите факторы, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.

4. Каковы правила обеспечения безопасности больного?

5. Охарактеризуйте физические факторы риска для медицинской се­стры в ЛПУ.

6. Каковы способы зашиты от радиоактивного излучения?

7. Дайте обоснование технике безопасности при работе с электро­приборами.

8. Опишите химические факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ.

9. Каковы профилактические меры, уменьшающие воздействие ток­сичных веществ?

10. Охарактеризуйте биологические факторы риска для медицинской сестры в ЛПУ.

11. Назовите психологические факторы риска для медицинской сест­ры в ЛПУ.