Каких болезней стоит бояться водителю? Какие профессиональные болезни подстерегают водителей.

ID: 2013-11-977-A-3069

Оригинальная статья (свободная структура)

Евлампиев С.Ю., Махонько М.Н., Шкробова Н.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Кафедра профпатологии и гематологии

Резюме

Источником повышенного профессионального риска водителей автотранспортных средств (автобусы, грузовики, такси) является автомобильный транспорт. Профессия-водитель предполагает возникновение профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, получение травм различной степени тяжести, в том числе травм несовместимых с жизнью, развитие которых может привести к утрате полноценной трудоспособности работника, и в отдельных случаях - к получению инвалидности.

Ключевые слова

Автомобильный транспорт, профессиональные заболевания, профессионально обусловленные заболевания

Статья

Актуальность проблемы. Под влиянием комплекса факторов различной интенсивности у водителей автотранспортных средств формируются профессиональные и профессионально обусловленные заболевания.

Цель. Провести анализ данных литературы о вредных факторах, влияющих на здоровье водителей.

Задачи исследования. Определить группы профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, развивающихся у водителей и уточнить роль факторов, принимающих участие в их формировании.

Материалы и методы. Изучение и анализ литературных данных о состоянии здоровья водителей современного автотранспортного транспорта.

Полученные результаты. По статистическим данным отмечено, что 42,3% работников (почти 30 млн. человек) трудятся во вредных и тяжелых условиях, в число которых входит большинство водителей. Число проб, взятых на рабочих местах, в которых количественные показатели вредных производственных факторов превышают допустимые нормативы, колеблется в пределах 20-40%. К конкретным причинам, приводящим к развитию профессиональной патологии, относятся износ оборудования и устаревание технологий, недостаточное количество средств индивидуальной и коллективной защиты, недостаток нормативной информации, массовые нарушения технологической дисциплины, низкий уровень культуры производства и подготовки работников, снижение контроля за соблюдением санитарных норм и других охранно-трудовых нормативов, несоблюдение режимов труда и отдыха, пренебрежение к собственному здоровью, распространение вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания). Следует подчеркнуть, что перечисленные причины во многом определяются невысокой в целом медико-гигиенической культурой российских работников транспортной отрасли. Работами ряда авторов установлено, что профессиональные и профессионально обусловленные заболевания прямо связаны с неблагоприятными условиями труда, достаточно распространенны среди работников транспортной отрасли, определяя не только уровень их работоспособности, но и состояние здоровья, а также продолжительность творческого долголетия.

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания водителей условно делятся на 5 групп.

1. Болезни, связанные с продолжительным воздействием стрессов. Нервная система постоянно находится под напряжением, что вызывает заболевания нервно-психической сферы и сердечно-сосудистую патологию. У водителей нередко развиваются аритмии, кардиалгии, гипертензия, инфаркты миокарда.

2. Болезни, вызванные продолжительным нахождением в сидячем положении. К таким заболеваниям относятся остеоартозы, остеохондрозы, спондилоартрозы, спондилолистезы (несращение дуги позвонков), радикулиты, грыжи дисков позвонков, привычные вывихи, шейно-плечевые плекситы, вибрационная болезнь, простатит, геморрой.
3. Болезни, связанные с неполноценным и нерегулярным питанием в рабочее время. К ним причисляют гастрит, язвенную болезнь, холецистит, колит, панкреатит, дисбактериоз.
4. Заболевания, обусловленные малоподвижным образом жизни и нарушениями обмена веществ. Это - сахарный диабет и ожирение.

5. Аллергические и онкологические заболевания. К ним относят бронхиальную астму (выхлопные газы, дизельное топливо, бензин, смазочные масла), рак легкого и гортани (при изготовлении тормозных колодок применяют асбест; в момент торможения автомобиля на тормозных колодках происходит температурный рост, достигающий восьмисот градусов по Цельсию, с одновременным выделением фенола).

Данные заболевания касаются профессиональных водителей, а не любителей.

Известно, что условия труда водителя определяются нервно-психическими перегрузками, возникающими из-за большого количества и разнообразия информации (сигналы светофоров, качество дорог, неожиданные препятствия), идущей с улицы и от приборов кабины. Увидеть, услышать, прочувствовать, понять 3-4 важных сигнала в 1 минуту, более 200 за 1 час, свыше 1600 за 8-часовую рабочую смену и быстро принять решение - основа для большой нервно-психической перегрузки у лиц данной профессии. К этому добавляется ответственность за свою жизнь и людей, находящихся в машине, за перевозимый груз, а также иногда работу в ночную смену. Неблагоприятными рабочими операциями для водителя городского транспорта, приводящими к особо высоким нервно-психическим перегрузкам, являются резкое торможение, обгон, проезд нерегулируемого перекрестка, встраивание в транспортный поток и выезд из него, а для машинистов строительной, дорожной и другой техники - работа на откосах, совместная работа с другими транспортными средствами. У 3% водителей причиной выхода на инвалидность являются заболевания нервно-психической сферы. Около 40% из них получают инвалидность по сердечно-сосудистой патологии в возрасте до 50 лет. Клиницистами установлено, что производственно обусловленные заболевания у водителей возглавляет артериальная гипертензия, возникающая в результате нервно-психических перегрузок. В нашей стране ею страдают (и при этом продолжают работать) 18-20% лиц данной когорты. Около 1/3 всех заболеваний с временной утратой трудоспособности и половина причин инвалидности у водителей автомобилей обусловлены ишемической болезнью сердца. Относительно часто начало артериальной гипертензии связано с так называемыми реактивными состояниями, возникающими у водителей после дорожно-транспортного происшествия.

Гигиенистами доказано, что важный по степени значимости вредный производственный фактор - физические нагрузки, влияющие на шейно-плечевые суставы и связочный аппарата из-за частых поворотов головы (90-150 раз за 1 час) на 50-130° (к зеркалам заднего вида, дверям, пассажирам). Частота нажима педалей ногами, обращение к рычагам, штурвалам, вынужденная поза (сидя) в течение длительного времени - все это создает большие физические нагрузки общего и местного характера. Одним из самых частых метаболических заболеваний костной системы, вызванным воздействием общей, локальной или комбинированной вибрации, является остеопороз. Выявляется функциональная перестройка костной ткани, которая проявляется в изменении костных балок, изменении рельефа суставных поверхностей, появлении зон остеосклероза, усилении бугристости в местах прикрепления мышц, изменении направления костных балок. При наступлении декомпенсации развиваются патологические изменения в виде кист (из-за развития дистрофического процесса вследствие травмы или ангиоспазма, приводящего к появлению очагов ишемии), эностозов (из-за избыточной продукции остеобластов), остеоартрозов. Нередко костно-дистрофические изменения возникают задолго до клинических появлений профессиональной патологии. Ряд публикаций содержит сведения о том, что постоянными вредными факторами, оказывающими действие на водителя, являются также вибрация и шум, превышающие допустимые санитарные нормативы, а также инфразвуковые колебания, загазованность воздуха оксидом углерода (угарным газом), оксидами азота, серы, бензином, углеводородами, канцерогенными и другими продуктами, запыленность, пониженная или повышенная температура воздушной среды, недостаточная освещенность. Учитывая влияние этих неблагоприятных условий труда, среди водителей, начиная примерно с 45 лет, то есть еще до наступления пенсионного возраста, нередко наблюдается уход из своей профессии. Во многих исследованиях выявлено что, у водителей регистрируются такие профессиональные заболевания, как отравления угарным газом, этилированным бензином, вибрационная болезнь, токсико-пылевой бронхит, нейросенсорная тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Возможны острые отравления выхлопными газами (в основном угарным газом), которые наблюдаются даже в средней полосе России в жаркое время года при не отрегулированной работе двигателя; бензиновые пневмонии от попадания бензина в легкие при его засасывании через шланг. Из-за работы в вынужденной позе у водителей наблюдаются застой венозной крови в нижней части тела и предрасположенность к геморрою, варикозной болезни нижних конечностей. Необходимо отметить, что наиболее распространенное заболевание у этой группы - простатит, основной причиной которого является застой кровообращения в малом тазу из-за неудобного сидячего положения за рулем. Частая задержка мочеиспускания из-за безостановочной езды может стать причиной рака мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Недостаточно благоприятные условия труда водителей вызывают патологию органов дыхания (до 50% от всех болезней), желудочно-кишечного тракта, периферической нервной системы, женской половой сферы (6-7%), нарушение обмена веществ, аллергические и онкологические заболевания. Водители автотранспорта являются группой повышенного онкологического риска по раку желудка, гортани, легкого, а также раку почек и мочевого пузыря.

Выводы. Проведенный анализ литературных данных позволил оценить негативное влияние вредных факторов на состояние здоровья водителей, способных вызывать развитие у них профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, что требует в дальнейшем проведения профилактики и реабилитации лиц данной профессии.

Литература

1. Акентьев П.В. Влияние экстремальных ситуаций профессиональной деятельности на работоспособность и заболеваемость водителей оперативного транспорта: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2005. - 18 с.

2. Алешечкина Е.Е., Шелехова Т.В., Богословская С.И., Зайцева М.Р., Рощепкин В.В. Фармакологическая коррекция нарушения костного ремоделирования у пациентов с вибрационной болезнью. - Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №3; url:www.science - education.ru/109-9575.

3. Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. - М., 2008. - 588 с.

4. Гейц И.В. Охрана труда. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2006. - 688 с. - (Б-ка журнала «Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги». Выпуск 2).

5. Гореликова О.Н. Онкологическая заболеваемость и смертность водителей автомобильного транспорта (обзор литературы). - Медицина труда и промышленная экология. - 1993. - №5-6. - С. 34-38.

6. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность. - М.: Медицина, 2002. - 392 с.: ил.

7. Косарев В.В., Лотков В.С., Бабанов С.А. Профессиональные болезни. - М.: Эксмо, 2009. - 352 с.

8. Махонько М.Н., Шкробова Н.В. Клиника, течение, диагностика остеопороза у профессиональных больных. Сборник научных трудов: «Актуальные проблемы гигиенической оценки и управления рисками здоровью сельского населения и работников сельского хозяйства»: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 16-17 ноября 2011 г., Саратов / Под ред. профессора В.Ф. Спирина. - Саратов: ООО «Новый цвет», 2011. - С.155-157.

9. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 №828 «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации».

10. Приказ МЗ и СР РФ от 12.04.2011г. №302н «Об утверждении перечней вредных и/или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

11. Чурсин Г.В. Методы и средства прогнозирования, диагностики и профилактики профессиональных заболеваний операторов человеко-машинных систем: на примере водителей агропромышленного комплекса: дис. .... канд. техн. наук. - Курск, 2010. - 154 с.

Ваша оценка: Нет Средняя: 4 (4 голоса)

Автомобиль – не роскошь, а провокатор болезней. Видео

Об этом прекрасно знают те, чья профессия связана с долгими поездками - дальнобойщики, таксисты и т.п. Тем более удивительно, что обычные люди, купив машину, практически сутками не вылезают из нее, садясь за руль даже для того, чтобы съездить в булочную на углу. Чем это может обернуться рассказывает доктор медицинских наук Алексей Рунов.

Профессиональные болезни водителей условно можно разделить на три группы.

Первая группа профессиональных заболеваний водителей

Это заболевания и органов малого таза из-за длительного сидения за рулем, отчего происходит застой кровообращения в малом тазу. Сюда можно отнести радикулиты, остеохондрозы, геморрой и простатит.

Вторая группа заболеваний водителей

Вторая группа заболеваний связана с повышенной эмоциональной нагрузкой. Не верьте тем, кто говорит, что за рулем отдыхает. На самом деле, человек, его нервная система находятся в постоянном напряжении, что становится причиной сердечно-сосудистых заболеваний. У водителей часто наблюдаются сбои сердечного ритма, гипертония, инфаркты.

Третья группа профессиональных заболеваний тех, кто за рулем

Третья группа - болезни желудочно-кишечного тракта, связанные с нерегулярным и неполноценным питанием во время работы. Но это больше удел водителей-профессионалов, нежели любителей.

Что делать, чтобы не допустить появления этих болезней водителей и тем более перехода их в форму? Как банально это не звучало, но в первую очередь разнообразить физические нагрузки. Я говорю о ежедневном комплексе гимнастических упражнений, который должен держать в норме сердце, сосуды и поддерживать тонус нервной системы.

Это самый обычный комплекс зарядки. Но в нем обязательно должны присутствовать круговые движения в поясничном отделе позвоночника, всевозможные наклоны, сгибания и разгибания.

Не секрет, что сидячий образ жизни крайне отрицательно может сказаться на здоровье человека. Каких только болезней не приписывают врачи офисным сотрудникам, кассирам, бухгалтерам или даже водителям. Да-да, последние также нередко страдают самыми различными заболеваниями, даже не подозревая, что их причиной может выступать любимый автомобиль. В данной статье мы расскажем о наиболее распространенных недугах, сопровождающих заядлых водителей, и поможем определить методы борьбы со столь неприятными спутниками автолюбителей.

Все «профессиональные» болезни водителей можно условно разделить на четыре группы. Это:

1. Заболевания, которые являются следствием длительного сидячего положения: остеохондрозы, привычные вывихи, геморрой, простатит и радикулит.

2. Болячки, связанные с постоянными стрессами, являющимися следствием напряжения (аритмии, кардиалгии, гипертония и инфаркты).

3. Болезни, вызванные неполноценным и нерегулярным питанием в процессе работы (гастриты, язвенная болезнь, колиты, панкреатиты и холециститы). Правда, эта группа недугов больше характерна для профессионалов, а не любителей.

4. Проблемы, связанные с малоподвижным образом жизни и нарушением обмена веществ, представленные в виде ожирения и сахарного диабета.

Давайте рассмотрим некоторые из них более детально.

1. Заболевания желудочно-кишечного тракта

Первой из проблем, настигнувшей профессионального водителя, является заболевание желудочно-кишечного тракта. Это и неудивительно, ведь, постоянно находясь за рулем автомобиля, просто не хватает времени на здоровое и сбалансированное питание. Так, сидячий образ жизни непременно будет влиять на перистальтику кишечника, ведь поглощенная на ходу пища не сможет нормально усваиваться, а значит, будет дольше находиться в кишечнике.

В результате, все накопленные токсины губительно сказываются на слизистой оболочке, нарушая естественную выработку ферментов. Этот факт позволяет отнести к профессиональным заболеваниям водителей воспаления разных участков кишечника: начиная от двенадцатиперстной кишки и заканчивая прямой кишкой. Естественно, при отсутствии своевременного лечения, казалось бы, мелочная проблема может легко спровоцировать образование более серьезных заболеваний (например, злокачественных полипов).

В качестве профилактики специалисты рекомендуют употреблять пищу на удобном стуле в каком-либо придорожном кафе, а после серьезного обеда или ужина стоит уделить хотя бы 15 минут на прогулку. Однако, если вы не можете позволить себе отвлечься от автомобиля даже на такое недолгое время, тогда выучите несложный комплекс гимнастических упражнений, которые необходимо выполнять спустя каждые три часа поездки. К ним относят:

- повороты туловища;

Наклоны;

2. Лишний вес

Конечно, передвигаться на собственном автомобиле намного удобнее, чем на общественном транспорте, но если вы вынуждены постоянно находиться за рулем, тогда повышенный комфорт может быстро превратиться в менее приятные явления. Конечно, поначалу мало кто задумывается над тем, что резкое снижение физических нагрузок грозит появлением лишнего веса, особенно учитывая неизменность пищевых привычек, однако факт остается фактом, и малоподвижный образ жизни совершенно точно ведет к нарушению процессов кровообращения и обмена веществ. В последнем случае, наиболее характерным последствием такого явления выступает сильный рост жировой ткани, скапливающейся в основном на животе, бедрах и груди.

Результаты гиподинамии (ослабления мышечной деятельности) будут заметны уже спустя месяц активной работы с использованием автомобиля: объемы тела увеличиваются, и появляется второй подбородок.

Наверное, вы не раз обращали внимание на то, что большинство дальнобойщиков имеют достаточно солидные формы, ведь все употребляемые фаст-фуды (а вместе с ними и углеводы) не могут нормально усваиваться и сразу преобразуются в жир. В этом нет ничего удивительного, ведь организм водителя практически не затрачивает никакой энергии.

Бороться с данной проблемой все же можно. Попробуйте отказаться от гамбургеров, хот-догов и сладкой минеральной воды, заменив их низкокалорийными продуктами с минимальным содержанием жира и углеводов (например, курицей, говядиной, нежирной рыбой, овощами, творогом и обезжиренным молоком). Пищу в дорогу лучше готовить либо самостоятельно, либо заказывать диетические продукты в попутных кафе, тем более, что на сегодняшний день они далеко не редкость.

Конечно, лишний вес не станет серьезным препятствием при управлении транспортным средством, но определенные проблемы он все же способен вызвать. К примеру, избыточная масса тела вызывает и ряд других заболеваний, среди которых в числе первых находятся проблемы с сердцем, а это уже может послужить противопоказанием к управлению транспортным средством.

Наверное, одним из наиболее распространенных видов современных заболеваний являются проблемы с сердцем и сосудами. В частности, те мужчины, которые по роду деятельности вынуждены пребывать долгое время за рулем автомобиля, в значительно большей степени подвержены инфарктам и гипертонии. В принципе, этому явлению есть вполне логическое объяснение. Во-первых , из-за сильной эмоциональной нагрузки (необходимо постоянно следить за дорогой) не удается расслабиться, а во-вторых , нехватка физической активности приводит к атрофии мышц, в том числе и сердечной.

4. Половая система

Несмотря на то, что многие водители-мужчины отрицают наличие у себя любых проблем, связанных с «мужским здоровьем», это не всегда так. На самом деле, постоянное сидение и отсутствие любых физических нагрузок нередко приводят к плачевным результатам.

Данное заболевание является самой распространенной урологической проблемой мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, причем 70% больных – это профессиональные водители. Первые признаки простатита могут проявляться в виде общей слабости и повышенной утомляемости, что нередко сопровождается болезненными ощущениями в промежности и различными расстройствами сексуального характера. Однако даже самые небольшие проблемы требуют незамедлительного решения, иначе заболевание попросту перейдет в хроническую фазу, сопровождающуюся серьезными осложнениями – импотенцией и мужским бесплодием.

Среди возможных причин появления столь неприятного заболевания врачи выделяют и малоподвижный образ жизни. Что касается водителей, то к постоянному сидячему положению (приводит к застою крови в малом тазе) стоит добавить еще и постоянную тряску, и физические перегрузки при передвижении по неровным дорогам. В результате, нарушается кровообращение и существенно снижается подача кислорода ко всем органам, что тем самым вызывает развитие воспалительных процессов. Кроме того, происходит постоянное травмирование промежности, которое крайне отрицательно сказывается на общем состоянии мочевого пузыря и предстательной железы.

Отдельным пунктом следует отметить и современные технологии, призванные повысить комфорт водителей. К примеру, третьей в списке причин простатита у автовладельцев выступает использование подогрева сидений. Ученные уже давно доказали, что перегрев паховой зоны – это прямой путь к проблемам с предстательной железой и половыми органами, которые со временем становятся слабыми и малоподвижными.

Также для мужчин опасна и резкая смена температур, что особенно актуально в холодное время года. К примеру, при выходе из теплого автомобиля на холодный воздух вы рискуете получить воспаление предстательной железы. Конечно, все вышеперечисленные факторы, несомненно, влияют на «мужскую силу», но наиболее значимыми причинами появления функциональных расстройств являются стрессы. Пробки, аварийные ситуации на дорогах и агрессивные водители способствуют эмоциональному переутомлению и снижают защитные функции организма, вследствие чего мужчина начинает болеть.

4.2. Мужское бесплодие

Практически любая болезнь со временем лишь усугубляется, приводя к все более серьезным проблемам. Простатит в этом случае не исключение, и постоянное сидение за рулем может грозить бесплодием. Тут дело в том, что перегрев яичек препятствует нормальному созреванию сперматозоидов, а заодно и выделению мужских гормонов. Этот факт касается абсолютно всех «заядлых» водителей, тем более тех, кто использует сиденье с подогревом и носит тесное белье.

4.3. Половые расстройства у мужчин

Половые расстройства – это еще одна проблема многих автолюбителей, ведь все описанные выше воздействия просто не могут не сказаться на этой части жизнедеятельности мужчины. Снижение потенции, ослабление эрекции, раннее семяизвержение и пониженная способность к оргазму могут сопровождать профессионального водителя долгие месяцы и даже годы, а если проблему вовремя не устранить, то дальнейшее развитие серьезных заболеваний только вопрос времени.

5. Мышцы и позвоночник

Не секрет, что большинство болезней водителей связано именно с неудобным положением тела за рулем транспортного средства. Как результат, существенно нарушается циркуляция крови в малом тазе (об этом упоминалось выше) и повышается нагрузка на позвоночник. Наиболее частыми проявлениями проблем со спиной являются радикулиты и остеохондрозы, которые, к слову, могут привести к инвалидности.

Кроме того, не на последнем месте находится и частота появления грыж дисков позвоночника. Они характеризуются разрушительными процессами в позвоночнике и объясняются отсутствием должного уровня смазки (питания дисков). В свою очередь, подобное «питание» зависит и от глубоких мышц позвоночника, которые в нормальном состоянии играют роль своеобразного насоса, закачивающего смазку в диски. Если же эти мышцы не смогут сокращаться и расслабляться в привычном режиме, то смазывание межпозвоночных дисков будет невозможным.

Первым сигналом отека седалищных мышц является боль в поперечной зоне и районе хребта, а также онемение ног. Иногда может появляться и чувство жжения. К тому же, симптомы остеохондроза нередко выражаются и в сильных болях в районе таза и грудной клетки, а в случае поражения шейных позвонков возможно помутнение сознания и даже галлюцинации. Надо сказать, что все обезболивающие препараты, к использованию которых прибегают водители, приносят лишь временное облегчение и не способны устранить саму причину проблемы. Помимо этого, побочные эффекты такого обезболивания нередко проявляются в виде кровотечений желудка, различных аллергий, депрессии или общего снижения работоспособности.

6. Легкие

По роду деятельности, профессиональному водителю приходиться сталкиваться с разными проблемами здоровья, однако одной из самых значительных является болезнь легких. Учитывая тот факт, что автолюбитель постоянно находится в окружении выхлопных газов, неудивительно, что он вдыхает более 200 токсичных соединений. Кроме того, свой вклад в развитие болезней вносят и тормозные колодки, которые при сгорании образуют асбестовую пыль.

Одним из первых симптомов поражения дыхательной системы выступает першение в горле, которое также может сопровождаться несильным кровотечением. В свою очередь, игнорирование подобных симптомов чревато появлением дистрофии слизистой оболочки, вследствие чего она перестает защищать легкие от токсичного поражения.

У профессиональных дальнобойщиков токсины и пыль проникают не только в легкие, но и в бронхи, что существенно усугубляется курением (органы дыхательной системы становятся очень чувствительными к поражениям подобного рода, в результате чего легко возникают различные воспалительные процессы и онкологические образования). К профессиональным заболеваниям водителей относят и эмфизему (разрастание соединительной ткани легких и сосудов), которая существенно уменьшает объем легких. Данное заболевание смертельно опасно, так как ухудшение вентиляции легких делает их беззащитными перед воздействием различных вредоносных микроорганизмов.

Естественно, постоянное напряжение и сосредоточенность на дорожной обстановке не может не сказываться на остроте зрения водителя. Кроме того, управление автомобилем в разное время суток и при разных погодных условиях существенно отличается, а значит, и глаза устают по-разному. Поэтому многие автолюбители нередко пользуются тонировкой стекла, в частности, наносят на верхнюю часть защитную тонировочную пленку (ширина не должна превышать 15 см). Такое дополнение призвано защитить глаза от слепящего солнечного света, хотя в некоторых случаях и его недостаточно (например, в утренние часы, когда солнце только поднимается).

Некоторые специалисты рекомендуют подбирать стекла с серым, зеленым либо коричневым оттенком, которые наиболее эффективно обеспечивают цветопередачу и существенно повышают контрастность самого изображения.

8. Профилактика профессиональных заболеваний водителей

Учитывая все вышесказанное, вполне логично сосредоточить свое внимание на минимизации отрицательных факторов, вызванных длительным нахождением за рулем машины. В первую очередь, обратите внимание на физическую активность и при возможности увеличьте длительность пеших прогулок и занятий спортом. Также необходимо делать перерывы в движении, при которых обязательно покидать транспортное средство и хоть немного разминаться. Если обстановка позволяет, можно проделать несколько упражнений, которые улучшат кровообращение в малом тазу. К ним относят:

- круговые вращения туловища и его наклоны (сначала в одну, а затем и в другую сторону);

Наклоны вперед с касанием пола;

Приседания.

В тех случаях, когда возможность встать отсутствует, можно выполнить другое упражнение: в положении сидя, не напрягая мышцы ягодиц, начинайте втягивать область между яичками и анусом. Периодическое выполнение такого действия поможет тренировать мышцы потенции, то есть лобково-копчиковой мышцы.

Подписывайтесь на наши ленты в

Болезни водителей

Проведенный недавно опрос жителей нескольких крупных российских городов показал, что почти пятая часть населения считает автомобиль наиболее ценным изобретениям человечества. Миллионы людей не маслят свою жизнь без «железного коня». Но автомобиль не только удобное средство передвижения, а еще и источник повышенной опасности для здоровья. Откуда же водителю ждать неприятностей, не считая, конечно, риска ДТП?

Большинство «профессиональных» болезней водителей связаны с неудобным положением за рулем. В результате нарушается циркуляции крови в малом тазе, повышаются нагрузки на позвоночник. Чаще всего водители страдают радикулитами и остеохондрозами. К сожалению, эти заболевания – «подарок» на всю оставшуюся жизнь. Остеохондроз, к тому же, вообще может привести к инвалидности. Из-за частых сквозняков, работающего кондиционера у водителей нередко воспаляются мышцы шеи и груди (называется это миозитом). Дополняют букет геморрой и простатит.

Другая группа заболеваний – следствие повышенной эмоциональной нагрузки. Постоянное напряжение за рулем увеличивает риск болезней сердца и сосудов. Потому-то у водителей нередки инфаркты, гипертония, сбои сердечного ритма. Водители, помимо всего прочего, подвергаются повышенному воздействию токсичных веществ, что приводит к снижению иммунитета, аллергии, бронхиальной астме и даже онкологическим заболеваниям.

На первом месте по степени опасности – выхлопные газы. Большинство автомобилей работают на бензине, при сгорании которого выделяется более 200 токсичных продуктов. Наиболее вредными для здоровья являются окислы углерода (СО) и азота (NO), углеводороды (формальдегид, бензапирен, фенол) и тяжелые металлы.

Окись углерода (или угарный газ) не имеет ни цвета, ни запаха, поэтому человек может не почувствовать ее присутствия в воздухе даже при смертельных концентрациях. Однако в атмосфере очень редко содержание окиси углерода достигает уровня, опасного для жизни. Коварство угарного газа в другом: это соединение «мешает» белку крови гемоглобину переносить по органам и тканям кислород. В результате может наступить кислородное голодание, от которого в первую очередь страдает мозг. При легком отравлении наблюдаются головная боль, тяжесть в голове, слабость, головокружение, тошнота, рвота. В более тяжелых случаях человек может даже потерять сознание.

Не менее опасны окислы азота – главная причина смога на оживленных магистралях. Они раздражают органы дыхания и глаза, могут быть причиной хронических заболеваний легких.

Углеводороды, особенно бензапирен, являются канцерогенами, т.е. веществами, способными вызвать рак.

Установка на выхлопные трубы катализаторов помогает избавиться только от части вредных веществ, наиболее же опасные канцерогенные углеводороды они не задерживают. Поэтому, чтобы защитить себя и других от токсичных веществ, желательно заправляться бензином, содержащим специальные присадки, которые обеспечивают более полное сгорание топлива.

Опасны для здоровья продукты, выделяемые шинами автомобилей. При резком торможении они выделяют целый букет токсических веществ: бензол, ксилол, стирол, толуол; сероуглерод, формальдегид, фенолы; окислы серы. При трении шин об асфальт образуются еще и нитрозосоединения, которые являются мощнейшими канцерогенами. Международная организация по исследованию рака включила их в список так называемых приоритетных токсикантов, т.е. веществ, представляющих наибольшую опасность для здоровья человека.

Шинная пыль, образующаяся при износе протектора, при попадании в легкие вызывает аллергические реакции, бронхиальную астму, а при контакте со слизистой оболочкой и кожей – конъюнктивит, ринит и крапивницу. По оценкам американских ученых, в США за год в атмосферу попадает 900.000 тонн пыли; не меньше ее выбрасывается и на российских дорогах.

Еще одним источником опасности в автомобиле являются… тормозные колодки. Дело в том, что они изготавливаются из асбеста, «общение» с которым приводит к раковым заболеваниям (его, например, давно запретили использовать при строительстве новых домов, а в Германии даже сносят старые постройки, где применялся этот материал). Но наибольший вред здоровью человека наносит фенол, выделяющийся при торможении, когда температура диска и колодок достигает восьмисот градусов.

Что же нужно делать водителям, чтобы избежать неприятностей? Как бы банально это ни звучало, необходимы разнообразные физические нагрузки, то есть ежедневный комплекс гимнастических упражнений. Круговые движения в поясничном отделе позвоночника, всевозможные сгибания и разгибания.
Очень полезен контрастный душ. Температурное «раскачивание» активизирует кровообращение, нормализует тонус нервной системы, стимулирует иммунитет. Витамины тоже не помешают, особенно их сбалансированные комплексы.

Кроме всего прочего, очень желательна ежедневная прогулка. В день нужно проходить примерно пять километров (Yтром ли вы это будете делать, вечером ли – значения не имеет). Этих процедур вполне достаточно для того, чтобы держать себя в необходимой форме и противостоять «автомобильным» недугам.

Приветствую Вас на страницах нашего блога. Автомобиль уже давно не является роскошью. Это средство передвижение, где можно ездить с комфортом. Но, как бы это не звучало странно, помимо удобства, это приносит и дополнительные проблемы со здоровьем. Давайте поговорим о том, какие опасности могут подстерегать водителей (особенно профессиональных), и как с ними нужно бороться?

Какие болезни распространены среди водителей.

Автомобиль, для многих, стал неотъемлимой частью, в том числе, и в работе. Для дальнобойщиков, таксистов, водителей автобусов и маршруток, жизнь без машины просто невозможна. Эти люди находятся за рулем круглые сутки.

И такой сидячий режим создает условия для профессиональных болезней среди водителей. Так что же подстерегает автомобилистов?

Самые частые профессиональные болезни водителей.

Геморрой . Основные причины возникновения этой болезни — это нарушение кровообращения в малом тазу, несбалансированное питание, вследствие чего возникают запоры. Они и являются главной причиной для появления болезни. Чтобы этого не допустить, в рационе всегда должны быть фрукты, овощи, семечки, орехи и бобовые.

Лишний вес . Отложению лишнего жира способствует отсутствие физических нагрузок. Плюс, нарушение обмена веществ, которое еще больше усугубляет картину. Также, негативное влияние оказывает неправильное питание. Всем известно, что рацион водителя, во время работы, состоит из фастфуда.

Остеохондроз . Обычно вызывается при сидячем образе жизни и при неправильном положении осанки, когда человек находится за рулем. Усугубляют положение резкие торможения, рывки и вибрация. Также, вследствие остеохондроза, может проявиться и радикулит . Признаки радикулита являются слабость в ногах и резкая боль, которая не проходит даже после анальгетиков.

Сердечно-сосудистые заболевания . Те, кто постоянно находится за рулем, больше остальных подвержены гипертонии и инфаркту. Связано это с малой физической активностью, и постоянным напряжением за рулем. Ведь всегда нужно быть внимательным, чтобы не попасть в аварию. Тем более, следить нужно не только за своими действиями, но и за остальными участниками движения.

Малая физическая активность приводит к атрофии сердечной мышцы. Это может привести к самым различным сердечно-сосудистым заболеваниям.

Простатит . Сидячий образ жизни является причиной одной из самых распространенных заболеваний мужской половой системы. Находясь долгое время в сидячем положении, нарушается кровообращение в области малого таза, и начинается застойный процесс. Это все и приводит к простатиту.

Кроме того, плохое кровообращение приводит к поражению почек, печени и легких.

Болезни желудочно-кишечного тракта . Этому подвержены те водители (чаще всего дальнобойщики), которые не могут как следует перекусить, и пренебрегают здоровой пищей.

Бесплодие . В сидячем положении, в паховой области начинает повышаться температура, из-за чего выделение гормонов и нормальное созревание сперматозоидов не представляется возможным. Ухудшают положение тесное нижнее белье и сидение с подогревом.

Профилактика профессиональных болезней у водителей.

Страшноватая картина. Однако отчаиваться не нужно, все эти болезни можно предотвратить. Так что нужно делать, чтобы последствия долгого пребывания за баранкой можно было бы минимизировать?

Главное, это больше физической нагрузки. Как только появляется возможность, обязательно займитесь спортом, или, хотя бы, сделайте пешую прогулку. Есть возможность сделать перерыв в работе, займитесь упражнениями , помогающими улучшить кровообращение в малом тазу. Вот эти упражнения:

1. Наклоны туловища из стороны в сторону.

2. Круговые вращения тазом сначала в одну строну, а потом в другую.

3. Приседания.

4. Наклон туловища вперед, при этом, касаясь пола руками.

Также, ходьбой и бегом полезно заниматься тем, кто курит. Это позволит снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний. И еще для курильщиков. Никогда не курите в автомобиле, организм потребляет в пять-шесть раз больше никотина в замкнутом пространстве. Лучше выйти на улицу, а еще лучше вовсе бросить курить.

Правильное питание – залог отсутствия проблем с желудочно-кишечным трактом. А кроме этого, еще один метод борьбы с такими болезнями, является контрастный душ. Понижайте температуру воды плавно, чтобы не получить простуду. В дальнейшем, эти процедуры будут приносить еще и удовольствие.

Хорошо будет, если водительское место будет оборудовано специальным ортопедическим сидением или просто матрасом. Это поможет снизить риск появления остеохондроза с радикулитом, простатита и геморроя. Поможет улучшить кровообращение в малом тазу, да и просто, водитель будет меньше уставать за рулем.

И самое главное – без самодисциплины очень сложно заставить себя сделать что-то, даже пару физических упражнений. Любые тренировки приносят в разы больше пользы, если они делаются с желанием.

Предупредить болезни намного легче, чем их лечить. Лучше вовремя заняться профилактикой, ведь болезни могут проявиться в любой момент, особенно, если Вы профессиональный водитель с большим стажем. Доброго Вам здоровья!