Как курение отца влияет на будущих детей. Внимание! Курение отца вредит ещё не рожденному ребенку

Курение повышает в 1, 5 раз вероятность выкидышей, риск мертворождений — в 1,3 раза. Гипоксия, вызванная никотином, приводит к появлению детей с тяжелыми генетическими нарушениями. Но и при благополучном протекании беременности, рождении здорового, веселого младенца, возможны отдаленные последствия в его взрослой жизни.

Последствия курения при беременности

У курящей женщины вполне может родиться внешне совершенно здоровый малыш. Но уже к 3-4 годам у таких детей нередко возникают проблемы с почками, сердцем, лимфатической и кровеносной системами.

Какие же последствия курения во время беременности? В первую очередь никотиновая зависимость сказывается на здоровье детей. Они становятся гиперактивными, чаще страдают на болезни легких, имеют слабый иммунитет.

Курение мамы

Опасным последствием является рождение детей с недостаточным родильным весом. При норме 2500 г и более, у курильщицы в 8 раз чаще, рождаются дети с весом 1500 – 2500 г.

Повышается вероятность появления деток с дефицитом веса у курильщиц старшего возраста, а также у женщин с большим стажем курения.

Дети с недобором массы нередко гибнут в первые часы жизни, а во взрослой жизни страдают:

  • болезнями легких;
  • астмой;
  • болезнями печени, мочевыводящей системы;
  • опухолями разной локализации;
  • гипертонией, пороками сердца;
  • патологиям метаболизма, приводящими к ожирению, диабету 2 типа.

Увеличение вероятности лимфомы в 2,3 раза, риск сахарного диабета в 4,5 раз — то, к чему приводит курение в первом триместре. Если мама курит, ее грудничок сильнее мучается от колик, чем младенец некурящей родительницы.

Риск смерти младенца увеличивается, даже если курит только один родитель, и малыш находится на грудном вскармливании.

Курение отца

Некурящая мама, вдыхая прокуренный воздух, получает порцию токсинов опасную для малыша. Особенно страдают мальчики. Их генотип менее устойчив к мутациям, что приводит к генетическим нарушениям.

Наносят вред своим еще не рожденным детям отцы, курившие до зачатия. на уровне хромосом. Он не нарушает их последовательности, но изменяет биохимию взаимодействия генов. Неправильная работа генов, как доказала новая отрасль генетики эпигенетика, наследуется.

Затягиваясь сигареткой, родители вызывают в клетках детского организма мутации, приводящие в следующих поколениях к аутизму, шизофрении, раку, нарушениям кроветворения.

Курение вызывает изменения любых клеток организма, но особенно страдают клетки активно работающих органов – легких, сердца, печени, мозга. Так, в клетках легких заядлого курильщика было обнаружено 600 генов, измененных под действием курения.

При отказе от табака большая часть неправильно работающих генов восстанавливается, но часть из них остается и продолжает функционировать с нарушениями. Особенно опасны мутации половых клеток.

Нарушения могут не проявиться у детей, а возникнуть в виде врожденного генетического заболевания через поколение.

Курение отца до зачатия является причиной рака у детей в 14% случаев, что объясняется повреждающим воздействием никотина на ДНК сперматозоидов.

Результатом влияния табачной зависимости становится:

  • увеличение опухолей у детей в 1,7 раз;
  • образование опухолей мозга — чаще в 1,22 раза;
  • формирования лимфомы – чаще в 2 раза.

По мужской линии передаются патологии половых органов, приводящие впоследствии к бесплодию.

Видео лекция о последствия курения при беременности для ребенка:

Последствия для детей во взрослой жизни

Дети курящих матерей раньше начинают курить сами, у них быстрее возникает зависимость от никотина. Раннее начало курения ведет к задержке роста, уменьшению объема легких, ухудшению осанки, слабости мышц.

Вред, нанесенный никотином при внутриутробном развитии, проявляется, даже если дети курящей матери не будут курить.

Кровеносная система

У детей курящей родительницы развиваются гемангиомы – доброкачественные опухоли, возникающие при разрастании кровеносных сосудов. Опасность заключается в сдавливании окружающих кровеносных сосудов, соседних органов, а также превращении доброкачественной опухоли в злокачественную.

Возникает патология на ранних сроках беременности, диагностируется чаще сразу после рождения.

Органы дыхания

В курящих семьях ребенок подвержен респираторным болезням на протяжении всей своей жизни. В большей степени поражается дыхательная система девочек. Курение матери повышает риск болезней околоносовых пазух, ротоглотки, трахеи.

К 7 годам дети родительниц, куривших при беременности, на 35 % чаще заболевают астмой, больше рискует заполучить отит среднего уха.

Органы репродуктивной системы

При беременности девочкой курение матери приводит к гибели зачаточных яйцеклеток плода. Повзрослев, девочка может столкнуться с невозможностью иметь собственных детей.

Установлена также связь между рождением девочки с дефицитом родового веса и раком груди во взрослом возрасте. Страдает и репродуктивная система мальчика. Нарушения сперматогенеза во взрослой жизни способны привести к снижению жизнеспособности сперматозоидов, уменьшению их числа, бесплодию.

Почки

Увеличилось число детей с почечными патологиями, связанными с курением. Каждый 6 ребенок в возрасте до 10 лет, посещающий врача, обращается по поводу лечения почек. Ребенок может родиться с пороками развития почек, несовместимыми с жизнью. Встречаются позиционные аномалии почек – опущение или поворот почки в пространстве.

Патологии мочевого пузыря встречаются реже, обычно обнаруживаются у мальчиков. Редкая патология для ребенка – неразвитие мочевого пузыря, приводит к смерти младенца.

К врожденным патологиям развития относится гипоспадия – болезнь, характеризующаяся нарушением расформирования конечного отдела мочеточника. Лечение заболевания оперативное, для формирования мочеиспускательного канала проводятся пластические операции, ткань для замещения берут у самого ребенка.

Печень

Курение на ранних сроках приводит к патологиям печени. Дети курящих родителей в 2,3 раз чаще заболевают раком печени.

Опасность заболеть во взрослом возрасте увеличивается почти в 5 раз, если родители курили до зачатия и при беременности.

Мозг и умственная деятельность

На поздних сроках курение влияет на формирующийся интеллект, повышает риск рождения малышей с задержкой развития. В курящих семьях нередко дети испытывают трудности с речью до 3-4 лет. Возможность рождения детей с задержкой умственного развития у курящих матерей возрастает на 75%.

Коэффициент умственного развития (IQ) таких детей ниже среднего, причем прослеживается зависимость от количества сигарет в день и степенью задержки развития. Выкуривание пачки сигарет в день повышает в 1,85 раз риск рождения ребенка с IQ ниже 70.

Курение в цифрах

Приведем цифры характеризующие курение при беременности:

  • У 40% грудничков, вскормленных курящими мамами, отмечаются кишечные колики. У некурящих мам – 26%.
  • У курильщиц возрастает в 2 раза риск внематочной беременности.
  • Хроническим кольпитом курильщицы страдают в 5,22 раза чаще, чем некурящие женщины, сердечно-сосудистые патологии встречаются в 20 раз чаще.
  • Спонтанные аборты происходят по причине курения в 11% случаев.
  • Риск отслойки плаценты из-за курения увеличивается в 2,4 раза.
  • Вероятность предлежания плаценты возрастает в 3 раза.

При беременности девочкой вероятность предлежания возрастает почти в 5 раз, прекращение курения снижает риск на 33%.

Риск рождения мертвого малыша у курящих на 50% выше, чем у некурящих. Смерть у детей курильщиц в первые дни жизни примерно в 40% случаев вызывается именно курением. Спазм сосудов, преждевременный разрыв околоплодных оболочек происходит у курящих в 3-4 раза чаще.

Недостаток веса грудничка, вызванный курением мамы, приводит к проблемам с обучением. Такие дети в 3,3 раз чаще испытывают сложности с чтением, им в 6,5 раз труднее дается математика в школьном возрасте.

Порок развития спинного мозга у детей курящих матерей в 1, 4 раза чаще, расщелины лица – в 2, 5 раз. Укорочение одной из конечностей встречается на 30% чаще. Курение матери при беременности увеличивает риск отитов среднего уха. Треть детей курящих родителей к 16 годам имеют ожирение, диабет.

Последствия курение при беременности в цифрах:

Здоровье матери

Курение при грудном вскармливании опасно для ребенка и матери. Во время лактации у женщины высокая скорость метаболизма. Курение во время грудного вскармливания приводит к быстрому изнашиванию организма женщины, старению.

Курящая мамочка рискует:

  • ухудшением остроты зрения, цветового восприятия;
  • снижением слуха из-за утолщения барабанной перепонки, уменьшения подвижности слуховых косточек;
  • утратой полной или частичной вкусовых ощущений, обоняния.

У любительницы сигарет в 3 раза чаще возникают дегенеративные изменения сетчатки, в 2 раза – воспаления глазного яблока, способные привести к слепоте.

Менструальный цикл курильщицы нарушается, месячные сопровождаются болью, кровянистыми мажущими выделениями. У женщин, выкуривающих более пачки сигарет в день, увеличивается в 1,6 раз риск обильных менструаций с большой кровопотерей.

Курение повышает синтез тестостерона, что приводит к относительному недостатку эстрогенов. Подкожный жир распределяется на животе по мужскому типу.

Отвечая на вопрос как отражается курение на здоровье матери, нельзя не упомянуть и истонченную кожу, хриплый голос, потемнение и разрушение зубов, варикозное расширение вен, вызванное нарушением периферического кровообращения, остеопороз, бессонница. И это далеко не полный букет болезней, которыми одаривает женщину никотиновая зависимость.

Православный мирянин Алексей Кулаев делится с нами своим личным опытом избавления от табакокурения. В его брошюре описан каждый шаг этой нелёгкой борьбы. Здесь же собраны выдержки Отцов Церкви и подвижников благочестия о курении.

Как я бросил курить (опыт борьбы с грехами табакокурения православного мирянина)


Москва 2004
Благословение Душепопечительского Центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского
Духовник и руководитель Центра — иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук,
профессор

Текст, составление — Алексей Кулаев, все права защищены, 2004

Предисловие


Причиной появления этой небольшой книжки послужило то, что иногда приходиться рассказывать, желающим бросить курить, одно и то же. А это достаточно скучное занятие. Кроме того, в разговоре всего не упомнишь и можешь пропустить что-нибудь важное. Поэтому, если данный труд поможет кому-нибудь избавиться от этого рабства (которое с годами гнетет все сильнее) и к человеку вернется забытая радость бытия «эпохи некурения», то станет понятно, почему я поделился своим опытом. Бросать курить все равно придется, не на «этом» свете — так на «том», и человеку выбирать, что лучше: или сделать это добровольно здесь (навсегда порвав с этой дурацкой привычкой) или страдать вечно от невозможности утолить свою страсть «там»

Итак, начнем.


Позади у вас несколько попыток бросить курить «сразу», может быть еще какое-нибудь «кодирование», разные никотиновые пластыри и т.д. Поэтому пора остановиться и всерьез призадуматься, что война предстоит тяжелая и длительная. Но за то велика и награда, т.е. возвращение здоровья телесного и духовного, ощущение свежести, повышение, как говорят, «общего тонуса», работоспособности, творческих сил и многое другое. В моем случае это еще исчезновение головных и сердечных болей. А мои друзья сказали мне, что я стал более доброжелателен. На мой взгляд, к бросившему курить, просто возвращаются утраченные качества.
Ради этого стоит побороться.
Просыпаясь утром, без дурного запаха изо рта, с полностью восстановленными за ночь силами, с благодарностью в сердце появляется мысль: «Слава Тебе, Господи!»

ШАГ № 1 Как «твердо» решить бросить курить.

Однажды, в 1991 году, одна благочестивая женщина, занимающаяся изданием православной литературы, как-то в разговоре очень удивила меня сообщением, что когда-то курила, и причем долго, лет двадцать. (Столько же времени «серьезно» курил и я, с 15 до 35 лет). И, в конце концов, решила она бросить. Приходя на службу в храм, она молилась примерно таким образом: «Господи, я не хочу и не могу бросить курить, но я все равно буду приходить к Тебе и просить, чтобы это произошло. Ты, Господи, уж сам, пожалуйста, разберись с этой ситуацией». Поделившись такой своеобразной молитвой, она заронила во мне зернышко веры в то, что и со мной может произойти то же самое. Но мне понадобилось еще целых четыре года для воцерковления до такой степени, чтобы начать бороться серьезно.

ШАГ № 2 Куда же бедному курильщику податься?

В 1995 году, в середине апреля, собрались мы с моим другом Антоном и ранним утром поехали в славный город Серпухов, в Высоцкий мужской монастырь, где находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша». К тому времени Антон (стаж курильщика 6 лет) курить уже бросил. Он уже раз в пятый направлялся в этот монастырь, а я впервые. И, вообще, впервые ехал к чудотворной иконе. Светлое утро с ярким, забытым за зиму солнцем, дыхание старины и благоговение, которое испытываешь уже на подходе к этому монастырю, при виде только его стен, все располагало к молитве. То, не поддающееся никакому определению, ощущение святости, охватывающее человека при нахождении вблизи чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, дивная монастырская служба, неизъяснимая неподдельная уверенность, что там, в алтаре действительно присутствует Сам Господь, вселило тогда в меня ожидание будущих перемен. Это ожидание было как будто бы закреплено обещанием Самой Пречистой, рожденным в сердце, что я обязательно получу не только просимое, но и еще много чудесных даров Божиих, о которых человек и подозревать не может.


После Литургии, по Воскресеньям, перед иконой служится молебен о здравии и потом всем желающим раздается святая вода. Запасшиеся большим количеством емкостей все православные одновременно жаждут их наполнить и поэтому благоразумней немного подождать в сторонке. Поскольку вода постоянно подается в чаны через шланг, то ее все равно хватит всем. Там же можно заказать поминовение о здравии на литургии и молебнах даже на целый год, за себя самого и за родных и близких, страдающих пристрастиями к алкоголю, наркомании и табакокурению.

В монастыре уже тогда было собрано два мешка с письмами от тысяч благодарных паломников, получивших исцеления от этих, увы самых распространенных недугов, после усердных молитв у святого образа. Известны случаи, когда длительные поминовения о здравии приносили удивительные результаты. Маловеры и атеисты, хулители и ругатели христианства, становились верующими и навсегда расставались с губительными страстями по молитвам своих близких и иноков монастыря.

Святую воду, привезенную из Серпухова, я старался пить каждое утро в течение всего времени, как бросал курить. Ожидаемого мной моментального чуда не произошло и бросить курить сразу не получилось. Но за то вскоре появилась неприязнь к крепким напиткам, с которыми у меня иногда были проблемы, и с тех пор ничего крепче «Кагора» я не употребляю.


В воскресенье, около 7 часов, электричкой с Курского вокзала до станции «Серпухов» (время в пути 1ч 50мин). Сразу за зданием вокзала на площади остановка автобуса №5 (10-15 мин).

ШАГ № 3 Первая норма. Скорость бега в сторону смерти падает.

После поездки в Серпухов у меня состоялся очередной разговор с моим духовником о курении, и, довольно неожиданно для меня, батюшка дал мне послушание — курить не более 10 сигарет в день. Имея привычку курить не менее пачки, а иногда и полторы, 10 сигарет в день казались какой-то нереальной цифрой. Но делать нечего, и для начала я отказался от первой сигареты. Это была ритуальная утренняя сигарета по дороге на работу от подъезда до автобусной остановки. Через некоторое время удалось исключить и вторую утреннюю сигарету по дороге от метро до места работы. Но далее начались проблемы, иногда мне удавалось не превышать нормы, но чаще выходило наоборот. Только через три месяца удалось зафиксировать успех на этой цифре в 10 сигарет в день.

ШАГ № 4 Оказывается есть и такая молитва


В самом начале «бросания» мне крупно повезло. По радио «Радонеж» один всеми уважаемый священник прочитал молитву преподобному Амвросию Оптинскому «об избавлении от страсти табакокурения», а я как раз записывал эту передачу на магнитофон. Привожу ее полностью в конце моего повествования.
Ежедневно я стал читать ее по несколько раз в день, особенно, когда очень хотелось покурить, а по графику было еще рано.
Теперь про график. Убежден, что лучше и проще бросать курить с ним, чем без него. Между сигаретами вы делаете определенный интервал и строго его придерживаетесь. Советую также включить молитву преподобному Амвросию Оптинскому в утреннее и вечернее правило, попросив благословение у своего духовника.

ШАГ № 5 «День здоровья»


Прочитав в одной православной книге, что в день Святого Причащения курить вообще нельзя по той причине, что на выброшенном окурке могут остаться частицы Причастия, я крепко задумался и решил попробовать устроить «День здоровья» в Воскресенье после Причастия. Естественно, попросил благословения у своего батюшки. После службы (если, конечно, не просто стоять, а стараться молиться) курить вообще-то не очень хочется, но когда приедешь домой, пообедаешь, то тут начинает «тянуть». Здесь самое время прибегнуть к молитве преподобному Амвросию Оптинскому, к чтению Евангелия и после заняться какими-нибудь всепоглощающими делами или активным отдыхом, творчеством, чтением и т. д. При этом можно погрызть всякие сухарики или семечки (тыквенные, по-моему, лучше).
Когда в первый раз «День здоровья» удался на славу и я ложился спать, не покурив с восхода и до заката, появился первый опыт новой (давно забытой старой) жизни, давно забытое ощущение чистоты. Хотя и тянуло к сигарете, но приобретенное было дороже.

ШАГ №6 График (на стенку или на шкафчик)


Когда я перестал выходить за пределы «горячей десятки», то следующим послушанием от моего батюшки был переход к норме в 5 сигарет в день. Но поскольку я знал, что сил у меня на такой подвиг никаких нет, то попросил благословить хотя бы на 7 сигарет. И после этого продолжил борьбу. Еще 2 месяца ушло на привыкание к этой норме. Постепенно увеличивая интервалы между сигаретами, я пришел к выводу, что лучше всего удается сохранить норму в 7, а затем и в 5 сигарет, если первая сигарета будет выкурена как можно позже.

Отцы Церкви и подвижники благочестия о курении



Святитель Феофан Затворник


КУРЕНИЕ
1. Как смотреть на него
Курение — дело бестолковое; нравственного тут настолько, насколько есть пустого пристрастия и вреда сознаваемого. Последние две черты трудно сознавать самим курящим и трудно разъяснить их некурящим.
Крепко неприлично, но приличие и неприличие, то же что люди, — изменяются.
Потерпите дурную привычку, но в грех ее не возводите.
Помолиться, чтобы дочь ваша отвыкла,- хорошее дело. Но этого нет нужды облекать в особую форму. При всяком молитвословии взывайте к Богу. И Он устроит, как Его святой воле угодно. (Вып. 8, пис. 1230, стр. 12)
2. Вред от него
Добре бросить курение. Оно не только пусто, но подтачивает понемногу здоровье, портя кровь и засоряя легкие. Это есть постепенное себя оядотворение.

Но совета на это никакого нет и не бывает, кроме — решиться покрепче. Иного способа нет.
Курить или не курить, есть дело безразличное, по крайней мере, наша и общая совесть считает это таким.

Но когда некурение связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить ее. Вот вам враг и подсолил. Верно, вы хорошо поговели. Враг надоумил вас положить решение, а потом сбил к нарушению данного слова. Вот и вся история! Извольте учиться и впредь смотреть в оба. На что вязать себя обетом? Говорить надо: постой, дай-ка попробую бросить. Бог даст, и слажу. Встречали вы у святых старцев совет: не вязать себя обетом? Вот таких именно дел это касается. (Вып. 2, пис. 369, стр. 240)


Преподобный Амвросий Оптинский


«Пишете, что не можете оставить табак курить. Невозможное от человек — возможно при помощи Божией: только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела; так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска — это следствие болезненности души от табакокурения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Тайн, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе, или более, а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет — и опять читайте Евангелие. — Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклонов, в память земной жизни Спасителя и в честь Святыя Троицы».

Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска — это следствие болезненности души от табакокурения.

Старец Паисий Святогорец


Однажды посетил Старца отец, у которого была очень больна дочь, и просил его молитв. Отец Паисий сказал: «Хорошо, помолюсь, но и ты что-нибудь сделай для здоровья ребенка, если уж молиться как должно не можешь. По крайней мере оставь курение, сделай хоть это себе понуждение». И тот с готовностью оставил сигареты и зажигалку прямо на стасидии в церкви у Старца.

Святой Никодим Святогорец


«Если же некоторые и считают курение табака не нарушающим норм приличия и благовоспитанности, то пусть послушают хотя бы современных этических философов, которые очень сильно порицают подобные мнения, справедливо спрашивая, в чем же здесь проявляется вежливость и благовоспитанность? Видел ли кто-нибудь разумное живое существо, которое курило бы трубку, наполненную дымящейся и дурно пахнущей травой, и испускало бы целые облака зловонного табачного дыма, как если бы это была горящая печь? В таком виде человек уподобляется дракону, а этот мифический зверь аллегорически изображает диавола » (…).

Курение — страсть духовная: по природе курить человеку несвойственно так, как, скажем, есть, пить, иметь семью. Наверное можно сказать, что курение — некий антипод молитвы. Молитва называется у святых отцов дыханием души. Сосредоточивая ум человека в себе и в Боге, она доставляет ему истинное успокоение, очищение ума и сердца, ощущение духовной силы и бодрости. Курение, связанное с дыханием тела, вызывает суррогаты этих чувств. И сам символ молитвы — курение благовонного фимиама, весьма наглядно выражает противоположность благоухания ладана — употреблению зловонного диавольского зелья».
«При службах Божиих воскуривают же ладаном, как и рабам греха не изобрести своего рода курения? Первое приятно Богу, а второе должно быть приятно врагу Божию — диаволу».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский


«Вместо благоухания кадила в храмах мир изобрел свое благоухание табачное, и усердно окуривает себя им с жадностью, почти ест и глотает его, и дышит им, и коптит им свои внутренности и жилища свои, производит отвращение к благ

Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, — и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать и на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотяность, грубость, чувственность.

О как тщательно диавол и мир засевает своими плевелами ниву Христову, которая есть Церковь Божия. Вместо Слова Божия усердно сеется слово мирское, вместо ладана — табак. Бедные христиане! Совсем отпали от Христа.

Преподобный Лев Оптинский


…Однажды среди присутствовавших был человек, который сознался, что не исполнил старческое приказание. Он не бросил курение, как приказал ему Старец. Отец Лев грозно приказал вывести этого человека из келии.

Преподобный Силуан Афонский


В 1905 году афонский старец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде он занял место напротив купца, который с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету.
Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, батюшка, Вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и, вообще, в ходе жизни…». И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения.

Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно «Отче наш». На это купец ответил: «Молиться, перед тем как курить, как-то не идет». Отец Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

Святитель Филарет Московский (Дроздов)


«Бросьте свою дымную привычку! Не легко вам будет, но не надейтесь на себя: призовите Бога в помощь и для Бога разом — непременно сразу — отсеките зло!»

«Оставил ли А. свою дымную привычку? А если хотя скрытно будет следовать ей, не хорошо будет. Желаю, чтобы он одержал победу над негодною травою и дымом»

«Позволительно ли служителю алтаря христианского приносить к нему смрад по неестественной прихоти употребленной ядовитой травы, и не должен ли готовящийся к сему служению предварительно остеречься, чтобы не оставить в себе привычки, несообразной с достоинством служения?».

Священник Александр Ельчанинов


Из писем к молодежи
Низость и пошлость мотивов у начинающих курить — быть как все, боязнь насмешек, желание придать себе веса. Одновременно — психология труса и жулика. Отсюда отчуждение от семьи и друзей. Эстетически — это пошлость, особенно невыносимая у девиц. Психологически — курение открывает дверь всему запрещенному, порочному.

Курение и всякий наркоз затмевают наше чувство чистоты, целомудрия. Первая папироса — первое падение, потеря чистоты. Не ложное пуританство, а непосредственное чувство и глубокое убеждение в этом побуждают меня это тебе сказать. Спроси всякого курящего — несомненно, начало курения было для него в каком-то смысле падением».

Митрополит Московский Макарий (Невский)


«Пристрастие к одному повлечет за собой пристрастие к другому: от курения табака молодой человек переходит к вину; от одной рюмки вина — к пьянству; от вина — к картам и другим страстным играм; отсюда — к праздности, к воровству, к разбою; а отсюда дорога к тюрьме.

Мы, приближающиеся к новому столетию, ужели стоим уже на наклонной плоскости, чтобы катиться по ней вниз невозвратно? Мы, дети девятнадцатого века, ужели зашли так далеко в пренебрежении к старым добрым и святым обычаям, что и двадцатый век не даст нам или потомкам нашим возврата к этим добрым обычаям? Ужели для ревнителей благочестия потеряна надежда когда-либо видеть передовых людей нашего христианского общества живущими одною жизнью с простым, но добрым и, в большинстве своем, набожным народом, с его храмами, с его постами, с его святой стариной?

***
В Святоотеческом предании повествуется о подвижнике благочестия, подвизавшимся во времена царя Алексея Михайловича. Схимнику этому было как-то видение нечистого духа, сказавшего, что скоро ему (нечистому) люди будут ртами кадить. Подвижник записал: «что ли люди будут в рот уголья класть?» То же свидетельствуют бесы и сейчас: «У курильщиков не только дым мой, но и огонь» — Из записей иеромонаха Пантелеймона.

Архиепископ Иоанн (Шаховской)


Апокалипсис мелкого греха

Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. (.)


Мелкий грех, как табак, до того вошел в привычку человеческого общества, что общество ему предоставляет всяческие удобства. Где только нельзя найти папирос! Везде можно найти пепельницу, повсюду существуют специальные комнаты, вагоны, купе — «для курящих». Даже не будет преувеличением сказать, что весь мир представляет собою одну огромную комнату, вернее один огромный вагон в межзвездных сферах: «для курящих». «Курят» — мелко-спокойно грешат все: старые и малые, больные и здоровые, ученые и простые… Преступнику перед казнью позволяют выкурить папиросу. Словно воздуху мало в земной атмосфере, или слишком пресный он, — надо создать себе какой то дымный, ядовитый воздух и дышать, дышать этим ядом, упиваться этим дымом. И вот все упиваются. До того, что «некурящий» — явление почти такое же редкое, как и «никогда не лгущий», или «ни над кем не возносящийся»… Табачный рынок — один из самых значительных в мировой торговле, и ежегодно миллионы людей трудятся для доставления возможности другим миллионам и миллионам — вдыхать едкий дым, овевать его наркозом свою голову и весь организм.

В природе ли человека мелко, наркотически грешить — «курить»? Странным представляется самый вопрос. В природе ли человека идти против природы? В природе ли наркотировать себя? Услаждение кокаином правительства запрещают, а табаком поощряют. Мелкие грехи человеческим законом дозволяются, в тюрьму они не приводят. Все повинны в них, и никто не хочет бросать в них камнем. Табак, как «маленький кокаин», дозволен, как маленькая ложь, как незаметная неправда, как убийство человека в сердце или в утробе. Но не то говорит Откровение Божие — воля Живого Бога. Господь не мирится ни с маленькой ложью, ни с единым убийственным словом, ни с одним, прелюбодейным взглядом. Маленькая травка беззакония столь же окаянна перед Господом, сколь большое дерево преступления. Множество малых грехопадений, несомненно, тяжелее для души человека, чем несколько великих, всегда стоящих в памяти, могущих всегда быть снятыми в покаянии. И святой, конечно, не тот, кто делает великие дела, но кто удерживается и от самых малых преступлений.

Против великого греха легче начать борьбу, легче возненавидеть его приближение. Известен случай с праведным Антонием Муромским. К нему пришли две женщины: одна сокрушалась о своем одном великом грехе, другая самодовольно свидетельствовала о своей непричастности ни к каким большим грехам[ 1 ] . Встретив женщин на дороге, старец велел первой пойти и принести ему большой камень, а другой — набрать поболее мелких камешков. Через несколько минут женщины возвратились. Тогда старец сказал им: «Теперь отнесите и положите эти камни точно в те места, откуда вы их взяли». Женщина с большим камнем легко нашла то место; откуда она взяла камень, другая же тщетно кружилась, ища гнезда своих мелких камешков, и возвратилась к старцу со всеми камнями. Прозорливый Антоний объяснил им, что эти камни выражают… У второй женщины они выражали многочисленные грехи, к которым она привыкла, считала их ни за что и никогда в них не каялась. Она не помнила своих мелких грехов и вспышек страстей, а они выражали безотрадное состояние ее души, неспособной даже к покаянию. А первая женщина, помнившая свой грех, болела этим грехам и сняла его со своей души.

Множество малых, недостойных привычек — тина для души человека, если утверждает их в себе или осознал как «неизбежное» зло, против которого «не стоит» и «нельзя» бороться. Вот тут-то и попадает душа в западню врага Божьего. «Я не святой», «я в миру живу», «я должен жить, как все люди»… — успокаивает себя ноющая совесть верующего человека. Человек, человек, конечно, ты не святой, конечно, ты «живешь в миру», и «должен жить, как все люди», и потому — рождайся, как все люди; умирай, как они, смотри, слушай, говори, как они, но зачем тебе преступать Закон Бога — «как они»? Зачем тебе нравственно так не благоухать, «как они»? Задумайся над этим, человек.
Как трудно сдвинуться душе с ложной, но привычной мысли. Психология атеистического мира сего так крепко въелась в психический мир современного человека, что в отношении греха и преступления против Божьих Законов почти все люди действуют одинаково — «по штампу». Самое же печальное, что зло внушило людям «требованиями природы» называть требования греха.

Требование природы — дышать, в меру питаться, согреваться, уделять часть суток сну, но никак не наркотировать свой организм, бессмысленно привязываться к миражу, к дыму.
Ведь стоит только честно задуматься над этим вопросом, как зло само всплывает на поверхность совести. Но в том-то и дело, что современному человеку некогда задуматься над единственно важным вопросом касающимся не маленькой этой 60-70 летней жизни, но вечности ее бессмертного существования в новых, великих условиях. Поглощенный совсем неверно понимаемой «практикой», человек современный, погрузившись в свою практически-земную жизнь, думает, что он в самом деле «практичен». Горестное заблуждение! В минуту своей неизбежной (всегда очень близкой от него) так называемой смерти он воочию увидит, как мало практичен он был, сведя вопрос практики к потребностям своего желудка и совсем забыв свой дух.

А пока человеку действительно «некогда» задуматься над элементарными нравственными законами своей жизни. И, несчастный человек, сам страдает невыразимо от этого. Как ребенок, непрестанно касающийся огня и плачущий, человечество непрестанно касается огня греха и похоти, и плачет и страдает, но снова и снова касается… не понимая своего состояния духовной детскости, которая в Евангелии называется «слепотою», и есть действительная слепота сердца при наличии физических глаз.

Человечество само себя убивает чрез грех, и каждый человек так же. Обуреваясь, волнуясь злом, разнуздывая низшие инстинкты, человечество себе готовит страшную судьбу, как и каждый человек, идущий этим путем. Сеющие ветер — пожнут бурю. И вот над этим, над единственно важным — «некогда» задуматься… «Живи мгновеньем», «что будет, то будет» — отмахивается душа от самой истины, внутри ее говорящей, что надо ей войти в себя, сосредоточиться, осмотреть привязанности своего сердца и подумать о своей вечной участи. Творец мира велел заботиться человеку только о дне; мир велит заботиться только «о мгновении», погружая человека в море забот о всей жизни!

Тема о нравственно маленьком совсем не мелка. Здесь отражение апокалиптического упрека Божьего христианскому миру, что он «забыл первую любовь свою». Сколь чище и нравственно выше человека сейчас даже та пошатнувшаяся природа, из которой создано его тело. Как чист камень, готовый вопиять против людей, не воздающих славу Богу, как чисты цветы, деревья в своем чудном кругу жизни, как великолепно покорны Закону Творца звери в чистоте своей. Божья природа не курит, не наркотируется, не развратничает, не вытравляет Богом данного плода. Бессловесная природа учит человека, как нужно нести Крест послушания Богу среди всех бурь и страданий этой жизни. Нужно человеку задуматься над этим.
Некоторые думают, что все происходящее здесь, на земле, не будет иметь никаких последствий. Человеку с нечистой совестью, конечно, так приятнее думать. Но зачем обманывать себя? Рано или поздно придется увидеть ослепительную тайну чистоты мироздания.

Мы себя ощущаем как «жизнь». Неужели же мы себя так мелко расцениваем и так неглубоко понимаем Того, Кто сотворил миры, чтобы думать об этой земной жизненной суете как о бытии человека? Мы гораздо более и выше того, что мы привыкли здесь, наг земле, считать не только своею жизнью, но даже своими идеалами. Но мы: зерно, положенное в землю. И потому нам сейчас не видна поверхность вселенной, та истинная картина природы, которая откроется Нашим глазам в минуту так называемой смерти, т.е. для всех весьма скоро.

Что такое смерть? Смерть — это совсем не гроб, не балдахин, не черная повязка на руке, не могила глине. Смерть — это, когда росток жизни нашей вылезет на поверхность земли и станет под прямые лучи Божьего солнца. Умереть и прорасти зерно жизни должно еще здесь, в земле. Это так называемое в Евангелии «рождение духом», «второе рождение» человека. Смерть же тела есть оставление ростком земли, выход из земли. Всякого человека, получившего хотя бы самую маленькую духовную закваску хотя бы самую незначительную евангельскую жемчужину «внутрь себя», ожидает совсем не смерть, и даже — далеко не смерть. Для мертвых же духом, конечно, гробы, могилы, черные повязки — это все реальности. И их духу нельзя будет выйти на поверхность истинной жизни, ибо они на земле для себя, для грехов своих не умерли.

Как яйцо, мы закрыты от иного мира тонкой скор- лупой тела. И скорлупки наши бьются одна за другой… Блажен человек, который окажется живым, сформированным для будущей жизни организмом. Достойно плача состояние того, кто окажется бесформенной жидкостью… и еще даже может быть отвратительной по своему нравственному запаху!

Здесь, на земле, мы истинно в темноте духа, в «утробе» его. И неужели не преступно, находясь в таком состоянии, не готовиться к своему настоящему рождению, но считать свой мрак — либо идеальным предельно-радостным местом жизни (как считает оптимистический атеизм), либо непонятным местом бессмысленных страданий (как считает атеизм пессимистический)?
Физическим глазам смысл, конечно, не виден, но в него очень легко, более чем легко поверить, подумав над собой и над Евангелием. Об этом смысле кричит, вся природа; о нем начинает кричать всякая пробудившаяся душа человека.

Как бережно всем нам, «не-проросшим» людям, надо относиться Друг к другу… Как нужно оберегать друг во друге это прорастание, этот выход на вольный воздух, под Божье солнце!
Человек страшно за все ответствен, и трудно теоретически вообразить себе несчастье того человека, который, атеистически прожив на земле «так, как будто ничего нет», вдруг очутится лицом к лицу реальностью, не только более яркой, чем эта наша земля, но даже превосходящей все наши понятия о реальности… Не об этих ли душах страдал Господь в Гефсиманском саду? Во всяком случае, и за них он принял страдание Креста.

Если бы видимое небо не отделяло нас от неба невидимого, мы бы содрогались от тех несоответствий духа, которые существуют меж ангельской торжествующей церковью и нашей земной церковью, почти не воинствующих, дряблых человеческих душ. Мы бы ужаснулись и поняли бы ясно ту истину, которая нам сейчас непонятна: что сделал для нас Господь Иисус Христос и что Он делает для каждого из нас. Его спасение мы представляем себе почти теоретически, абстрактно. Но когда бы мы увидели,с одной стороны, белоснежные сонмы молниелучных чистых духов, огненных, пламенных, горящих невооброзимой любовью к Богу и устремленных ко спасению всего творения, и, другой стороны, увидели бы землю с её сотнями миллионов полу-людей, полу-насекомых, с сердцами, устремленными только к земле, людей, пожирающих друг друга, самолюбивых, сластолюбивых, денголюбивых, несговорчивых, одержимых прилипшими к ним темными силами, мы бы ужаснулись и вострепетали. И нам бы предстала ясная картина безусловной невозможности спасения «естественными» путями.

Рассуждения оккультистов об эволюционном движении перевоплащающегося человечества ввысь нам бы показались, в лучшем случае, безумными. Мы бы увидели, что тьма над человечеством не редеет, но сгущается… И мы бы поняли, что сделал для людей Воплотившийся на их земле Творец. Мы бы увидели, как колоски даже с одним зернышком берутся небесными жнецами на небо, что малейшая искра Христо- уже спасает этого человека. Все темное зачергорящих невообразимой любовью к Богу и устремленных ко спасению всего творения, и, другой стороны, увидели бы землю с ее сотнями миллионов полу-людей, полу-насекомых, с сердцами, устремленными только к земле, людей, пожирающих друг друга, самолюбивых, сластолюбивых, деньголюбивых, несговорчивых, одержимых прилипшими к ним темными силами, мы бы ужаснулись и вострепетали. И нам бы предстала ясная картина безусловной невозможности спасения «естественными» путями.

Рассуждения оккультистов об эволюционном движении перевоплощающегося человечества в человеке — как единое зернышко в колоске кивается, отсекается, берется одна только искра, и она становится вечной жизнью человека. Слава спасению Христову! Воистину, мы ничего не имеем в себе, кроме своего лежащего в прахе достоинства человеческого. И из этого праха мы возникаем благодатью Христовой и искрой уносимся в небо. Но уносимся, если зажглась в нас эта искра любви к Богу, если мы способны оттолкнуться душой от всего смертного в мире, способны заметить это смертное в малейшем, и так же оттолкнуть его от себя. Чуткость малейшему в себе будет для нас показатель здоровья нашей души. Если атомы действительно заключают в себе точные солнечные системы, то это ти всякого греха: малого и большого.
Речь о необходимости отвержения даже самого мелкого греха приводит нас к самому важному вопросу человеческой жизни: вопросу о жизни после смерти.

Откровение Церкви утверждает, что не освободившаяся от той или иной страсти душа перенесет эту свою страсть в потусторонний мир, где ввиду отсутствия тела (до воскресения) невозможно будет эту страсть удовлетворить, отчего душа будет пребывать в непрестанном томлении самосгорания, непрестанной жажде греха и похоти без возможности ее удовлетворить.
Гастроном, только и думавший в своей земной жизни, что о еде, несомненно, будет мучиться после своей смерти, лишившись плотской пищи, но не лишившись духовной жажды к ней стремиться. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно удовлетворить, залив алкоголем, и тем немного успокоить на время мучающуюся душу. Блудник будет испытывать то же чувство. Деньголюбец тоже… Курильщик — тоже.

Легко сделать опыт. Пусть курильщик не покурит двое-трое суток. Что он будет испытывать? Известное мучение, смягчаемое еще всеми отношениями и развлечениями жизни. Но отнимите жизнь с ее развлечениями… Страдание обострится. Страдает не тело, но душа, живущая в теле, привыкшая через тело удовлетворять свою похоть, свою страсть. Лишенная удовлетворения, душа страдает. Так страдает, конечно, и душа богатого грешника, вдруг лишившаяся богатства, покоелюбца, лишившаяся покоя, душа самолюбца, получившая удар по самолюбию… Сколько самоубийств было на этой почве! Все это опыт, голый опыт нашей земной жизни. Уже здесь, на земле, мы можем проделывать опыты над своей душой. Следует каждому человеку быть дальновидным. Нужно оберегать свой дом от подкопа ().

Чувствуя это, неужели можно спокойно предаваться страстям или даже делить их на серьезные и «невинные»? Ведь огонь все равно огонь — как доменной печи, так и горящей спички. И тот и другой мучителен для человека, касающегося его, и может быть смертелен. Нужно понять эту несомненную истину, что всякая страсть, всякая злоба, всякая похоть есть огонь.

Божий Закон заключил инстинкты тела человеческого в рамки, а волевой и раздражительной энергиям души дает истинное направление, чтобы удобно и легко шел человек к одухотворению. Как назвать того человека, который, понимая все это, спокойно и легкомысленно относится к своим страстям, извиняет их, усыпляя все признаки спасительной чуткости в своей душе.
Надо, прежде всего, перестать оправдывать свою похоть — даже самую малейшую, надо осудить ее пред Богом и самим собой. Надо взмолиться об избавлении, о спасении. Спаситель Господь называется спасителем не отвлеченно, но реально. Спаситель спасает от всех слабостей и страстей. Он избавляет. Он исцеляет. Совершенно видимо, ощутительно. Исцеляя, прощает. Прощение есть исцеление того, что надо простить. Дается оно только алчущим и жаждущим этой правды. Просто хотящим, тлеющим в желании- своем, не дается исцеления. Горящим же, пламенеющим, умоляющим, стремящимся сердцем — дается. Ибо только такие способны оценить дар Божьего исцеления, не растоптать и возблагодарить за него, чутко охранить Именем Спасителя от новых искушений зла.

Конечно, курение — очень небольшая похоть, как и спичка — небольшой огонь. Но и эта похоть — духопротивна, и невозможно себе даже представить кого-либо из ближайших Господних учеников — курящими папиросы.

«Уничтожай малую похоть», — говорят святые. Нет такого желудя, который не заключал бы в себе дуба. Так и в грехах. Малое растеньице легко выпалывается. Большое требует специальных орудий для своего искоренения.

Духовный смысл курения и всех мелких «оправдываемых» противозаконий духа есть распущенность. Не только тела, но и души. Это есть ложное успокаивание себя (своих «нервов», как говорят иногда не вполне сознавая, что нервы — плотское зеркало души). «Успокаивание» это ведет ко все большему удалению от истинного покоя, от истинного утешения Духа. Это успокоение — мираж. Сейчас — пока есть тело — его надо возобновлять постоянно. После — это наркотическое успокоение будет источником мучительной плененности души.

Надо понять, что «срывающий», например, свою злобу — тоже «успокаивается». Но, конечно, лишь — до нового припадка злобы. Успокаивать себя удовлетворением страсти нельзя. Успокоить себя можно, лишь противостав страсти, удержавшись от нее. Успокоить себя можно, лишь понеся Крест борьбы против всякой страсти, даже самой мельчайшей, Крест ее неприятия в свое сердце. Это путь истинного, твердого, верного и — главное — вечного счастья. Поднявшийся над туманом видит солнце и вечно голубое небо. Поднявшийся над страстями входит в сферу мира Христова, неописуемого блаженства, начинающегося уже здесь, на земле, и доступного каждому человеку.

Миражное счастье — папироса. Такое же, как на кого-нибудь рассердиться, пред кем-нибудь погордиться, покрасить для людей свои щеки или свои губы, украсть маленький кусочек сладости — маленькую копеечку с церковного блюда Божьей природы. Не нужно искать таких счастий. Их прямое, логическое продолжение: кокаин, удар по лицу человека или выстрел в него, подделка ценности. Блажен человек кто, найдя такое счастье, оттолкнет его с праведным и святым гневом. Это царствующее в мире демоническое счастье есть блудница, вторгнувшаяся в брак души человеческой со Христом, Богом Истины и чистой блаженной радости.
Всякое утешение вне Духа Святого Утешителя есть тот безумный соблазн, на котором строят свои мечты устроители человеческого рая. Утешитель ~ один только Творческий Дух Истины Христовой.

Молиться духом, куря папиросу, невозможно. Невозможно проповедовать, куря папиросу.Перед входом в храм Божий откидывается папироса… но храм Божий — ведь это мы.
Кто хочет каждую минуту быть храмом Божьим — откинет папиросу, как всякую ложную мысль, всякое нечистое чувство. Отношение к маленькому душевному движению в себе — термометр горячности веры человека и его любви к Богу.

Можно себе представить такой жизненный пример: табак, как растение, не имеет в себе никакого зла (как и золотой песок, как и хлопок, из которого выделывается денежная ассигнация). Абрикос — Божье растение. Алкоголь бывает очень полезен организму человека в известные минуты и в известных дозах, ничуть не противореча духу, как умеренный чай или кофе. Дерево, материя, из которых делается мебель, все — Божье… Но теперь возьмем эти слагаемые в следующем сочетании: в мягком кресле развалился человек и курит гаванскую сигару, ежеминутно прихлебывая из стоящей около него рюмки абрикотина… Может ли этот человек в таком состоянии вести беседу о Живом боге — творить молитву Живому Богу? Физически — да, духовно — нет. Почему? Да потому, что человек этот сейчас распущен, его душа утонула и в кресле, и в гаванской сигаре, и в рюмке абрикотина. В эту минуту у него почти нет души. Он, как блудный сын Евангелия, скитается «в далеких краях». Так может человек потерять свою душу. Теряет ее человек все время. И хорошо, если и все время опять находит ее, борется, чтобы не терять, дрожит над душою своею, как над любимым младенцем своим. Душа — младенец бессмертия, беззащитный и жалкий в условиях окружающего нас мира. Как нужно прижимать к груди своей, к сердцу своему — свою душу, как нужно любить ее, предназначенную для вечной жизни. О, как нужно счищать даже малейшее пятнышко с нее!

Сейчас был представлен пример невозможности сохранить свою душу, сластолюбиво распределив ее по окружающим предметам: кресла, сигары, ликера. Пример взят особенно красочный, хотя бывают в жизни и еще более красочные. Но если взять не красочный, а серый, но того же распущенного духа, — все останется той же самой атмосферой, при которой меньшим грехом будет молчать о Христе, чем говорить о Нем. Вот где разгадка того, почему мир молчит о Христе, почему ни на улицах, ни в салонах, ни на дружеских беседах люди не говорят о Спасителе Вселенной, о Едином Отце мира, несмотря на множество людей, верующих в Него.

Не всегда перед людьми стыдно говорить о Боге; иногда перед Богом стыдно бывает говорить о Нем людям. Мир инстинктивно понимает, что в той обстановке, в которой он находится все время — меньше греха молчать о Христе, чем говоришь о нем. И вот люди молчат о Боге. Страшный симптом. Наводняется мир легионами слов, одержим язык человека этими пустыми легионами, и — ни слова, почти ни слова о Боге, о Начале, Конце и Средоточии всего.

Ибо сказать о Боге — это сейчас же обличить себя и весь мир. И если слово о Боге все же сказано, его трудно договорить до конца — и перед собой и пред миром.

Если у человека нет отвращения к своим маленьким грехам — он духовно нездоров. Если есть отвращение, но «нет сил» преодолеть слабость, значит, она оставляется до того времени, пока человек не проявит свою веру в борьбе с чем-нибудь более для него опасным, чем данная слабость, а она оставляется ему для смирения. Ибо немало людей, на вид беспорочных, не пьющих и не курящих, но подобных, по слову Лествичника, «гнилому яблоку», то есть исполненных явной или тайной гордыни. И нет возможности смирить их гордыню, как только каким-либо падением. Но останется вне Царствия Божия и его законов тот, кто сам, по тем или иным соображениям, «разрешит» себе мелкие грехи. Такой человек, «усыпляющий» свою совесть, делается не способен преступить грань подлинной жизни духа. Он остается всегда подобен юноше, подходящему ко Христу и сейчас же отходящему от него с печалью, или даже иногда без печали, а просто чтобы… «покурить»!

Ригоризм и пуританство чужды евангельскому духу. Фарисейская праведность без любви — более темна в очах Божиих, чем всякий грех. Но и теплохладность христиан в исполнении заповедей — так же темна. Как фарисействующие, так и торгующие и курящие в храме Божьем — одинаково изгоняются из храма.
Ибо воля Божия есть «освящение наше» (1. Фее. 4, 3). Чуткая совесть сама изострит зрение для обнаруживания той чуждой пыли, которая лежит на ранах души.
Сын Божий и Сын Человеческий дал нам одну заповедь для жажды: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть». В ней Господь как бы говорит: Люди, Я не даю вам меры — определите ее сами. Определите сами меру вашей любви к чистоте Моей и вашего послушания этой любви.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому


О избавлении от страсти табакокурения


Преподобне отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.
Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, очисти мои уста, уцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.

Тропарь, глас 5

Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши, моли Человеколюбца Христа и Заступницу Усердную спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех с верою притекающих к тебе. Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

По данным медицинской статистики курящие женщины становятся бесплодными в несколько раз чаще, чем не злоупотребляющие этой вредной привычкой. Количество выкуренных сигарет или стаж курения при этом не имеют значения.

При ответственном отношении к планированию зачатия задуматься об отказе от этой привычки должна не только женщина, но и потенциальный отец.

    Курение при планировании беременности

    Курение не только уменьшает шансы быстрого зачатия ребенка, но и становится причиной развития многочисленных отклонений у плода. Табак разрушает определенную группу клеток и жизненно важных веществ в организме.

    Из-за такого воздействия курящим парам, планирующим беременность, придется не только отказаться от вредных привычек, но и приложить немало усилий для восстановления работоспособности пораженных внутренних систем.

    Если курит женщина

    Под воздействием табака в организме женщины снижается интенсивность выработки гормонов, необходимых для зачатия и замедляется транспортировка к матке при овуляции. Такое отклонение нарушает естественные процессы и даже при точном расчете благоприятных дней для зачатия, долгожданной беременности может не произойти на протяжении длительного времени.

    Влияние курения на организм женщины:

    • нарушение подвижности (путь движения замедляется, поэтому благоприятные дни для зачатия могут быть рассчитаны неправильно);
    • изменение процесса (яйцеклетка может погибать еще до выхода из фолликула);
    • подавление выработки эстрогенов (никотин негативно влияет на формирование и выработку всех групп женских гормонов);
    • повышение вязкости шеечной слизи (данное отклонение препятствует проникновению , что может стать причиной длительного отсутствия зачатия);
    • отсутствие регулярности в менструальном цикле (данное отклонение под воздействием никотина может сопровождаться нарушением естественных процессов, связанных с репродуктивной функцией);
    • сокращение детородного возраста (менопауза может наступить на несколько лет раньше).

    СПРАВКА! У курящих женщин преждевременные роды происходят в несколько раз чаще, чем у представительниц прекрасного пола, не склонных к злоупотреблению вредными привычками.

    Если курит мужчина

    Попытки курящей женщины восстановить здоровье могут не привести к ожидаемому результату, если аналогичные действия не будет совершать мужчина. Зачатие происходит сочетанием двух главных элементов — и . Если организм будущей матери будет здоров, а ее партнера — нет, то шансы быстро забеременеть и зачать здорового ребенка будут также невелики.


    Влияние курения мужчины на зачатие ребенка:

    • ухудшение ;
    • нарушение секреции андрогенов;
    • спермы (функциональность сперматозоидов в значительной степени нарушается);
    • снижение плотности спермы (консистенция спермы напрямую влияет на ее качество);
    • развитие дефектности ДНК (данное отклонение может стать причиной врожденных патологий у малыша);
    • нарушение способности к эрекции (процесс зачатия нарушится снижением потенции);
    • увеличение количества (никотин убивает не только яйцеклетки, но и сперматозоиды);
    • мутация сперматозоидов (сперма становится непригодной для ).

    ВАЖНО! По негативному воздействию на организм и его функции курение и пассивное курение практически не отличаются. В некоторых случаях регулярное вдыхание табачного дыма может стать причиной больших проблем со здоровьем, чем злоупотребление этой вредной привычкой.

    Как влияет курение на беременность?

    Отказ от курения сопровождается многочисленными трудностями, связанными с физическим и эмоциональным состоянием. После исключения никотиновой зависимости будет происходить своеобразная перестройка организма. Все изменения необходимо принять и постараться с ними справиться.

Минздрав постоянно предупреждает о вреде сигарет, но его редко кто слушает, думая, что импотенция и рак легких их не коснется. Многие курят от престижа или моды, другие же просто не могут бросить, но хотя и свято уверенны, что просто этого никогда по-настоящему не хотели. Но, когда дело доходит до планирования семьи, то некоторые заядлые курильщики все же бросают свою пагубную привычку, ценя благополучие своих близких и любимых. Тем, же кто все-таки не удосужился перешагнуть через свой уклад жизни стоит знать, что курение вредно для ребенка, даже если тот еще и не родился.

Курение отца влияет и на зачатие и на саму беременность, негативно отображаясь на самочувствии мамы и здоровье малыша. Что касается зачатия, то здесь все предельно просто. Мужчина, который курит уже не один год, подвергает постоянно свой организм значительным изменениям, причем далеко не в лучшую сторону. Процесс курения непременно становится причиной сужения сосудов, что способствует замедлению кровообращения. Это в свою очередь ухудшает приток крови к детородному органу, что является уже большой преградой для простого зачатия. Но, как только курильщик бросает сигареты, его организм начинает восстанавливаться, в том числе резко поднимаются шансы на нормальное зачатие.

Иногда зачатие от курящего отца все же происходит, но это значит, что необходимо особо тщательно оберегать жизнь и здоровье плода и самочувствие будущей матери. Все ведь давно знают, что пассивное курение вредит не меньше, чем активное, а то и больше. Если беременная женщина будет периодически вдыхать сигаретный дым, то это вполне может стать причиной развития всевозможных отклонений в развитие плода. Первым делом токсины (те самые, которые всегда присутствуют в сигаретном дыму) влияют на хрупкую нервную систему малыша. А это значит, что есть все шансы у ребенка заболеть такими болезнями, как ОРВИ и рахит.

Психологическое влияние курящего отца на будущую маму – это еще одна причина, по которой следует отказаться от курения. Нередко женщины чувствуют настоящий дискомфорт от запаха сигарет вплоть к постоянной тошноте и головной боли. Дистанция между супругами – это не выход, ведь беременность – это период, когда женщине нужна постоянная поддержка, помощь и забота. А как может помочь тот, кто старается не дышать на жену дымом и реже проходить вблизи?! Отказ же от курения благотворно влияет на женскую психику, ведь она по-настоящему видит любовь и жертвенность мужа ради их совместной будущей семьи.

Курение – это и само по себе губительное пристрастие, что там уже и говорить о здоровье еще даже не родившегося малыша. Тот будущий отец, который ценит свою семью и ставит ее самым первым приоритетом в жизни, незамедлительно бросит курить при первом же счастливом известии. Ну, или хотя бы оставит себе немного сомнительного удовольствия исключительно в рабочее время. Ведь не зря же нас всех Минздрав постоянно предупреждает! Стоит к нему прислушаться хотя бы в такие значительные периоды из жизни каждого.

Вторичный табачный дым – это дым, выходящий из сигареты и выдыхаемый курильщиком. Курильщик с сигаретой, распространяющей табачный дым, заставляет некурящего, находящегося с ним в одном помещении, пассивно курить, хочет он того или нет.

Существует интересный факт, если некурящий человек находится в закрытом помещении не менее 8 часов и при этом вдыхает табачный дым являясь пассивным курильщиком, то это приравнивается к тому, если бы он лично выкурил 5 сигарет в сутки. Вы только представьте себе, а на его месте очень часто оказываются ни в чем не повинные дети. Они курят вместе с вами.

Известно, что в дыме от сигареты содержится около 4000 различных химических веществ, в том числе 250 токсичных, часть из которых – канцерогены, то есть вещества, которые могут стать причиной развития рака. К ним относятся формальдегид, мышьяк, бензол, хлористый винил, синильная кислота. Многие из этих канцерогенов во вторичном дыме присутствуют в больших концентрациях, чем в дыме, который поступает в лёгкие курильщика, пройдя через фильтр. Дети больше страдают от пассивного курения, чем некурящие взрослые.

Если ребенок живет в квартире, где один из членов семьи выкуривает 1-2 пачки сигарет, то у ребенка обнаруживается в моче количество никотина, соответствующее 2-3 сигаретам. Увеличивается количество жалоб курящих родителей на болезни своих детей. Это не удивительно, ведь курильщиков становится больше, а развивающийся детский организм очень чувствителен к отравляющим веществам.

Тяжесть заболеваний, развивающихся под воздействием вторичного табачного дыма, тем сильнее, чем младше ребёнок. Но следует отметить, что большая часть вреда, нанесённого сигаретным дымом ребёнку, проявится лишь через несколько десятилетий.

У детей, которым часто приходится вдыхать табачный дым, страдают многие органы и системы:

* Недоразвитие лёгких – это не самая большая неприятность. У этих деток высокая вероятность зарождения рака лёгких во взрослом возрасте.

* Если в семье есть больной туберкулёзом человек, и при этом хотя бы один член семьи курит, с большой долей вероятности ребёнок тоже заболеет туберкулёзом.

* Курение в доме часто становится причиной детской астмы: если хотя бы один родитель курит, вероятность её развития у ребёнка повышается в 1,5 раза. У дошкольников риск почти на 50% выше, чем у детей школьного возраста. А у детей, которые уже болеют астмой, воздействие вторичного табачного дыма приводит к увеличению количества, продолжительности и тяжести приступов.

* Поражаются не только лёгкие, но и другие органы, в том числе мозг, причём рак может развиться даже у детей, чьи мамы не курят, но подвергающихся большому воздействию вторичного табачного дыма. Мозг ребёнка может также подвергнуться воздействию менингококковой инфекции, которая приводит к менингиту и менингококковому сепсису.

* Несмотря на то, что маленький ребёнок не берёт сигарету в рот, пассивное курение всё же увеличивает риск развития у него кариеса.

* Пассивное курение подавляет иммунитет, поэтому организм ребёнка больше подвержен респираторным инфекциям. Эти дети чаще болеют бронхитом и воспалением лёгких, особенно в течение первых двух лет жизни.

* Одышка, храп, аденоиды, тонзиллит, ангина – причиной этих болезней тоже становится пассивное курение. Тяжесть простудных заболеваний детей курящих родителей, как правило, возрастает, поэтому их чаще приходится госпитализировать.

* Дети курильщиков больше страдают от отитов. Больший риск у малышей, рождённых с недостаточным весом, у детей до двухлетнего возраста, а также у тех, чьи матери очень много курят. При снижении воздействия вторичного табачного дыма удаётся уменьшить количество случаев ушной инфекции до 27%.

* Под влиянием пассивного курения в детским кишечнике может развиться раздражение, приводящее к таким заболеваниям, как колит, синдром раздражённого кишечника и др.

* У детей, беззащитных перед табачным дымом, в первые годы жизни чаще проявляется неадекватное поведение. Курящей маме придётся винить себя за задержку развития ребёнка, гиперактивность, проблемы с вниманием, трудности обучения, плохие отношения ребёнка со сверстниками. Эти отклонения становятся заметными обычно к трёхлетнему возрасту малыша.

* Для детей пассивное курение особенно опасно, так как может стать причиной такого явления, как внезапная детская смерть, то есть явление остановки дыхания во время сна.
По результатам исследования можно судить, что при обследовании детей, которые умерли в результате внезапной детской смерти, было установлено, что содержание никотина к крови пострадавших детей было крайне велико и несовместимо с жизнью при условии малого возраста детей.

Лечение всех перечисленных патологий занимает долгое время, тем не менее, полностью устранить причиненный вред пассивного курения невозможно.

Курящие родители ставят своих детей в группу риска.
Оградите ваших и чужих детей от табачного дыма.