Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности. Понятие задержки умственного развития Отставание в умственном развитии

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией .

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы , резус-конфликт , гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции , внутричерепные родовые травмы, недоношенность , ядерная желтуха новорожденных , ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия , грипп , нейроинфекции , рахит), черепно-мозговые травмы , эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки , авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны , непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма , хроническая диспепсия , сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность , пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом , низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность . Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога , логопеда , дефектолога, педиатра , детского невролога , психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ , КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом .

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью , сказкотерапии, .
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК , массаж, водолечение .

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Одним из самых распространенных психических нарушений, встречающихся у детей, является задержка психического развития (ЗПР). В этом состоянии психика ребенка, его мышление, восприятие и память развиваются с существенным отклонением от нормы, принятой для детей конкретного возраста.

Чаще всего, диагноз ЗПР ставят детям в возрасте от 4 до 5 лет. Если признаки недоразвитости отдельный функций психики сохраняются у школьников, то диагноз может быть пересмотрен в сторону конституционального инфантилизма или умственной отсталости.

Почему у детей может возникнуть отставание в развитии

Все причины, которые могут привести к возникновению задержек в формировании психических функций ребенка, можно разделить на две категории. К первой относятся повреждения центральной нервной системы органического происхождения, имеющие локальный характер. В результате таких дефектов некоторые отделы головного мозга затормаживаются в своем созревании.

Биологическими причинами чаще всего являются:

  • патологии беременности, вызванные внутриутробными инфекциями, резус-конфликтом, злоупотреблением алкоголем , табакокурением и т.д.;
  • травмы, полученные ребенком в процессе родов или недоношенность;
  • тяжелые заболевания и травмы, перенесенные новорожденным ребенком. К задержкам развития может привести наркоз, если операции проводились в раннем детстве;
  • замедленное созревание ЦНС, обусловленное конституцией ребенка;
  • психологические травмы.

В некоторых случаях ЗПР может иметь наследственную природу. Известны случаи, когда этот диагноз был у нескольких поколений родственников.

Также задержки развития могут быть вызваны и социальными причинами:

1. Чрезмерная опека ребенка приводит к тому, что из его жизненного пространства устраняются все, что могло бы ему принести даже незначительный вред. В результате ребенок отстает в развитии, так как его жизнедеятельность ограничена.

2. Недостаток внимания и дефицит общения.

3. Негативный эмоциональный климат в семье, насилие, асоциальный образ жизни родителей.

Задержки в развитии, вызванные социальными причинами, характеризуются педагогической запущенностью.

Особенности поведения и восприятия у детей с ЗПР

Диагностировать задержки в психическом развитии должен специалист с соответствующей квалификацией. Необходимо наблюдать за ребенком в течение определенного времени, чтобы распознать психические нарушения.

Поскольку у детей с замедленным развитием недоразвита нервная система, они не способны воспринимать информацию так же быстро, как их ровесники, не имеющие подобных отклонений. Это может проявляться в таких моментах:

  • потребность в большем количестве времени для получения и осмысления информации;
  • знания об окружающем мире у детей, отстающих в развитии, являются недостаточными, часто фрагментарными;
  • невозможность узнавать знакомые предметы, расположенные непривычно в пространстве. Изображения, выполненные в виде схем или контурных рисунков, также плохо воспринимаются;
  • предметы, имеющие схожие черты, часто детьми с ЗПР воспринимаются как одинаковые. В результате у них возникают сложности с распознаванием букв, схожих по начертанию;
  • сложности с запоминанием, неустойчивая память . Информация в большей степени сохраняется непроизвольной памятью, при этом отмечается лучшее восприятие зрительных образов;
  • неустойчивость эмоциональной сферы. Если ребенок, у которого имеется задержка развития, оказывается в стрессовой для него ситуации, то он замыкается, уходит в себя.

У большинства детей, имеющих отсталость в развитии, заметно снижена потребность в общении с другими людьми. Это касается как сверстников, так и взрослых.

Но диагноз ЗПР не является приговором. В истории есть масса примеров, когда дети, считавшиеся в детстве слабоумными, достигали немалых вершин в науке и искусстве. Среди таких людей Альберт Эйнштейн, начавший говорить в 3 года. Врачи предполагали, что будущий нобелевский лауреат имеет врожденную умственную неполноценность.

Подобные проблемы были у Исаака Ньютона, Томаса Эдисона и Константина Циолковского, но все они смогли справиться со своими проблемами при поддержке близких и докторов того времени.

Не откладывайте обращение к специалистам Психоэндокринологического Центра, и, возможно, ваш ребенок тоже станет выдающимся ученым и признанным гением!

Лечение ЗПР у детей

Большую роль в коррекции такого психического нарушения, как задержка развития, играют именно родители ребенка. Они, прежде всего, должны осознать, что сложности в обучении связаны не с природной леностью малыша или простым нежеланием трудится, а с особенностями развития его нервной системы.

Не стоит игнорировать тревожные симптомы, это может привести к еще более тяжелым психическим расстройствам. Для того, чтобы ребенок с ЗПР стал обучаемым, смог закончить общеобразовательную школу и получить профессию, необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалистам.

В Психоэндокринологическом Центре работают специалисты, которые при коррекции ЗПР у детей придерживаются новейших методик и разработок. На всем этапе лечения с ребенком работают педиатры, детские психологи и неврологи, а также психиатры, логопеды и дефектологи. При этом основная часть коррекции проводится психотерапевтическими методами. Медикаментозное лечение назначается в редких случаях.

При совместной работе специалистов, родителей и педагогов ЗПР поддается успешной коррекции в большинстве случаев.

В широком смысле задержка психического развития у детей представляет собой незрелость эмоционально-волевой сферы у детей . При своевременной терапии данную патологию удается излечить полностью или частично.

Ключевыми факторами является степень прогрессирования недуга и причины его проявления. Лечение заболевания включает в себя прием определенных медикаментов, занятия с профильными специалистами и специальные медицинские процедуры . О симптомах и лечении задержки психического развития у детей поговорим в статье.

Понятие и характеристика

В медицинской практике термином ЗПР обозначается темповое развитие отставания психических процессов у ребенка.

Происходящие нарушения имеют обратимый характер. У таких детей на протяжении длительного времени преобладают игровые предпочтения, мышление отличается специфической незрелостью и нехваткой базовых знаний.

По сравнению со сверстниками дети с ЗПР отличатся ограниченностью представлений и низким уровнем интеллектуальной деятельности .

Чем вызывается?

Причины ЗПР включают в себя многочисленные факторы, которые создают угрозу эмоционально-волевого развития ребенка. Возникать такая опасность может на фоне наследственности, осложнений в период вынашивания плода , сложных родов и индивидуальных особенностей организма ребенка.

Внешние факторы могут спровоцировать задержку психического развития у ребенка только при наличии внутренних предпосылок.

Воздействие окружающей среды в данном случае становится причиной прогрессирования патологии и усиления интенсивности ее симптоматики.

Причинами задержки нервно-психического развития у ребенка могут стать следующие факторы:


Классификация и виды

Классификация задержки психического развития детей осуществляется в зависимости от причин, которые спровоцировали данную патологию. В педиатрии чаще всего встречается четыре типа заболевания.

Каждая из его форм имеет свои характерные черты и является ключевым фактором для определения комплекса лечебных действий. Прогнозы при разных формах ЗПР отличаются.

В большинстве случаев нарушения являются обратимыми, но и исключением может стать патология, возникшая на фоне генетических предпосылок.

Основная классификация ЗПР у детей:

ЗПРР с элементами аутизма

Задержка психо-речевого развития у детей может сопровождаться элементами аутизма. Данное сочетание патологий является осложнением ЗПР и подразумевает специальные методы лечения.

Опасностью ЗПРР в таком случае становится развитие . В медицинской практике эффективных способов терапии этой патологии не существует. Полностью вылечить аутизм невозможно.

На риск развития аутизма указывают следующие дополнительные симптомы при ЗПРР:

  • скудная мимика;
  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • постоянное выполнение действий, не имеющих смысловой нагрузки;
  • частичное или полное отсутствие речи;
  • аномальная речь.

О причинах развития ЗПР и способах выхода из ситуации в этом видео:

Осложнения и последствия

При ЗПР возникает риск нарушения речевого развития ребенка.

Последствиями сочетания таких патологий могут стать дисграфия или дислексия .

Результатом прогрессирования данных состояний может стать критично низкий уровень успеваемости в школе.

Адаптироваться в обществе детям с задержкой психического развития крайне сложно. Попытки сверстников найти к ним подход спровоцируют не только замкнутость ребенка, но и приступы агрессии.

Осложнениями ЗПР могут стать следующие состояния:

  • развитие сложных психических расстройств;
  • значительное нарушение элементарных навыков;
  • серьезные проблемы с социальной адаптацией;
  • развитие сопутствующих заболеваний (ЗПРР, ЗРР и пр.).

Как выявить?

Отчетливо симптоматика задержки психического развития у ребенка проявляется к пяти или шести годам .

Такие дети в значительной степени отличаются от сверстников по имеющимся навыкам и некоторым чертам поведения.

Например, элементарные действия им даются с трудом (завязывание шнурков, самостоятельное одевание, употребление пищи и пр.). Дополняется клиническая картина отклонениями психо-эмоциональными нарушениями.

Симптомами ЗПР в большинстве случаев являются следующие факторы:

Характерные качества

При задержке психического развития интеллект у детей практически не нарушается, но происходят серьезные отклонения в процессе восприятия определенной информации.

Ребенку с таким диагнозом сложно запоминать учебный материал и проанализировать его. Восприятие у таких детей осуществляется фрагментарно.

Для детей с ЗПР характерны следующие качества:


Методы диагностики

Диагноз ЗПР может быть установлен детям, достигшим четырехлетнего возраста. В большинстве случаев выявление данной патологии осуществляется у дошкольников.

Тревожным сигналом становится плохая успеваемость ребенка в школе и трудности с усвоением учебного материала.

Подтверждается диагноз комплексным обследованием детей и заключением специальной комиссии (ПМПК).

Диагностика проводится следующими методами:

  • обследование профильными специалистами (логопед, детский психолог, невролог, педиатр, психиатр и пр.);
  • нейропсихологическое тестирование;
  • исследование интеллектуальных процессов;
  • МРТ головного мозга;
  • КТ и ЭЭГ;
  • обязательная дифференциальная диагностика с аутизмом и олигофренией.

Лечение и коррекция

Методы лечения ЗПР всегда назначаются в соответствии с индивидуальной клинической картиной состояния здоровья ребенка.

Детям с таким диагнозом должна быть оказана помощь не только психологов и педагогов, но и со стороны родителей.

Медикаментозная терапия используется только при отсутствии результатов других методик или замедленной тенденции к выздоровлению.

Микротоковая рефлексотерапия

Использование микротоковой рефлексотерапии при лечении ЗПР у детей показывает хорошие результаты и ускорение тенденции к выздоровлению. Суть данной процедуры заключается в воздействии на определенные участки головного мозга сверхмалыми электрическими импульсами .

При своевременном применении данной методики поврежденные функции центральной нервной системы восстанавливаются. Процедура разрешена для детей с шестимесячного возраста.

Занятия с дефектологом и логопедом

Проведение занятий с логопедом и дефектологом входят в число обязательных методов лечения ЗПР у детей. Упражнения и обучающий материал подбираются каждому ребенку индивидуально .

Логопеды дополнительно могут использовать технику точечного массажа (на область кончика носа, между глаз, в центре подбородка, в уголках губ и под ушными раковинами оказывается легкое воздействие массажными движениями).

В большинстве случаев необходимость занятий с такими специалистами возникает при достижении ребенком пятилетнего возраста.

Цель логопедических и дефектологических занятий:

  • развитие памяти ребенка;
  • улучшение моторики;
  • нормализация артикуляции;
  • улучшение адаптационных качеств;
  • устранение ;
  • улучшение мышления.

Лекарственная терапия

Выявить необходимость использования медикаментозной терапии при ЗПР может только невролог или невропатолог .

Применяются лекарственные препараты в первую очередь для восстановления определенных функций головного мозга и нервной системы ребенка.

Самостоятельно принимать такие медикаменты нельзя ни в коем случае . Для лекарственной терапии должны быть определенные основания, выявленные путем комплексного осмотра малыша и проведения специальных процедур исследования его ЦНС и отделов головного мозга.

При задержке психического развития у детей могут быть использованы следующие препараты:

  • ноотропы (Пирацетам, Кортексин);
  • витаминные комплексы, соответствующие возрасту ребенка.

Семейная атмосфера играет ключевую роль в лечении ЗПР у ребенка. Дети с таким диагнозом требуют особого подхода.

От поведения родителей во многом зависит тенденция к выздоровлению и результативность проводимых способов коррекции. Взрослым необходимо помнить о том, что с ребенком придется постоянно заниматься (даже во время игр и общения).

При воспитании детей с ЗПР важно учитывать следующие рекомендации :

  1. Ускорить процесс лечения ребенка могут дельфинотерапия и иппотерапия (считается, что лошади и дельфины помогают детям в значительной степени нормализовать психическое состояние).
  2. Ребенка надо всегда хвалить за успехи и подбадривать (поддержка родителей придаст ему уверенности в себе и поможет развить адаптационные навыки).
  3. Если малышу сложно выполнять элементарные действия (например, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и пр.), ни в коем случае нельзя его критиковать, наказывать или оставлять без внимания (обучение надо осуществлять постепенно).
  4. Ссоры между членами семьи, нервные срывы на ребенке и другие негативные факторы должны быть исключены .
  5. С ребенком надо как можно больше общаться (надо стараться обсуждать с малышом все, что его окружает).
  6. Во время игр или прогулок ребенку надо преподносить важную информацию в игровой форме (описание флоры, фауны, окружающих предметов, зачем они нужны и пр.).
  7. Не стоит ставить перед ребенком сложно-выполнимые задачи (родители должны учитывать, что причиной отсутствия определенных навыков у ребенка является не лень, а имеющаяся патология).

Где лечить в России?

При наличии осложнений, отсутствия результатов терапии или определенных медицинских показаний, ребенку может быть назначено специализированное лечение задержки психического развития.

В медицинской практике в последние годы стали широко использоваться хирургические методы исправления недуга. В России клиники, предлагающие спектр процедур по устранению ЗПР, находятся в основном в Москве .

Примеры столичных клиник, занимающихся лечением ЗПР у детей:

  • Клиника восстановительной неврологии;
  • Медикор плюс;
  • Александрия.

Прогнозы

При своевременном и правильном лечении задержка психического развития у детей в значительной степени снижает свою интенсивность .

Если патология сопровождается осложнениями, то возникает необходимость определения ребенка в специализированную школу или коррекционные классы. Общая программа обучения будет для него слишком сложной.

Кроме того, не стоит прекращать занятия даже при наличии тенденций к улучшению состояния здоровья. Заболевание имеет высокий риск регресса.

При правильном и своевременном лечении возникает вероятность следующих факторов:

  • ребенок хорошо адаптируется среди сверстников;
  • функции головного мозга и нервной системы в значительной степени восстанавливаются;
  • развиваются определенные таланты (музыкальные, хореографические и пр.);
  • диагноз не мешает получить высшее образование и добиться успехов в профессиональной деятельности.

Можно ли предупредить болезнь?

Профилактикой ЗПР рекомендуется заниматься на этапе планирования беременности. Если у родителей выявлены патологии, повышающие риск задержки психического развития у ребенка, то в первую очередь необходимо максимально снизить их проявление.

Медики отмечают, что психическое формирование снижается у детей к восьмилетнему возрасту. Если до этого периода заболевание не будет диагностировано, то риск его развития минимален.

Меры профилактики ЗПР включают в себя следующие рекомендации :

  • внимательное отношение родителей к этапу планирования ребенка;
  • предотвращение воздействия на плод любых неблагоприятных факторов;
  • профилактика и своевременное лечение соматических и инфекционных заболеваний у детей с самого раннего возраста;
  • при подозрении на ЗПР у ребенка необходимо в кратчайшие сроки пройти обследование;
  • обеспечение благоприятных условий воспитания ребенку.

При наличии у ребенка любых симптомов задержки психического развития, необходимо в кратчайшие сроки провести его обследование в медицинском учреждении.

Если диагноз подтверждается, то начало терапии должно быть осуществлено незамедлительно. Раннее выявление патологии и правильный подход к ее лечению увеличивают шансы возникновения благоприятной тенденции и хороших прогнозов.

Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР. Все что надо знать родителям в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!