Сюжетная игра. Сюжетно-ролевые игры детей младшей группы детского сада

Татьяна Ярлыкина

Игра - одно из важных средств познания окружающего мира, наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей; усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. Для того, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Важным периодом для зарождения игры считается именно ранний возраст.

Сюжетная игра возникает не сразу, на протяжении раннего возраста она проходит несколько этапов развития.

Становление основных элементов игры происходит на втором году жизни ребенка. Первые игровые действия малыш совершает с помощью взрослого : кормит куклу, причесывает ее, баюкает на ручках. Сначала он играет с небольшим количеством игрушек. Постепенно круг игровых предметов расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другие, похожие на него. Так, если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает делать то же самое с другими игрушками.

Со временем число игровых сюжетов увеличивается . Растет интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками , малыш начинает играть не только по инициативе взрослых, но и по собственному побуждению. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, т. е. с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, с игрушечной посудой, кроваткой, с игрушками из специальных наборов для игры в парикмахерскую , больницу и пр.). Но после полутора лет ребенок с помощью взрослого уже может совершать некоторые простые действия с предметами-заместителями (например, кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком вместо хлеба) . Для ребенка привлекательно всё, что делают взрослые, воспроизвести же их действия в реальности малыш еще не может . Но у него есть возможность действовать в условном плане, понарошку, с помощью игрушек и предметов-заместителей. В этих играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, знакомые ему по собственному опыту, перенося реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.) .

Таким образом, на втором году жизни у ребенка появляется и увеличивается интерес к играм с сюжетными игрушками , малыш с удовольствием подражает игровым действиям взрослого, умеет самостоятельно воспроизводить некоторые игровые эпизоды. Самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями. Поэтому так необходимо участие и помощь взрослого на этапе становления игры .

В режиме дня группы раннего возраста запланированы игры детей в утренние , дневные и вечерние часы, где малыши вместе с воспитателем учатся играть в такие игры , как «Дочки-Матери» , «Больница» , «Поварята» , «Шофёр» , «Магазин» .






Публикации по теме:

Тема: «Первые сюжетные игры малышей» Выполнила: Воспитатель: Першина Е. А. В работе с детьми третьего года жизни используются многие обучающие.

Первые занятия и первые уроки, или Что нужно знать родителям об адаптации ребенка «Первые занятия и первые уроки или что нужно знать родителям о адаптации ребенка». Адаптация – это приспособление, привыкание к новым условия.

Образовательная деятельность по сюжетному рисованию в средней группе «Первые проталинки, первые ручьи» Цель: формировать умение детей замечать изменения в природе с приходом весны, передавать в рисунке характерные особенности весенней природы;.

Первые сюжетные игры с детьми раннего возрасте Первые сюжетные игры с детьми раннего возрасте. Третий год жизни ребенка знаменуется зарождением игры. Малыш не просто требует разных игровых.

Подвижные игры для малышей. П/и «Мы пингвины» (младший возраст) Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с.

В данной публикации мне хотелось бы объединить три направления в работе воспитателя с детьми – это подвижные игры, развитие речи дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Но умение играть в сюжетные игры формируется гораздо раньше. Дети до 3 лет с радостью вживаются в роли врачей, продавцов, строителей. Как и когда лучше начинать знакомить малыша с сюжетно-ролевыми играми? В чем особенность сюжетных игр в раннем возрасте? Для чего нужно проигрывать с ребенком различные сюжеты? Об этом мы хотим рассказать Вам в нашей статье.

Специалисты утверждают, что знакомство ребенка с сюжетно-ролевой игрой в раннем возрасте идет ему на пользу. В ходе проигрывания различных ситуаций и сцен из жизни, малыш узнает много нового о мире вокруг. Наблюдая за Вашими инсценировками, ребенок постепенно начнет понимать, что послужило причиной реакции персонажа (например, мишка плачет, потому что упал). Кроме того, сюжетно-ролевые игры – это отличный способ развить речь малыша, обогатив его словарный запас. Он научится лучше понимать интонации и мимику.

Поначалу ребенок будет лишь наблюдать за Вашей игрой, но со временем он начнет принимать активное участие и имитировать Ваши действия.

Моделирование жизненных ситуаций в сюжетных играх может быть частью воспитательного процесса. Вы можете показать малышу, какие последствия повлечет за собой то или иное поведение, как можно себя вести, а как нельзя. Например, котенок обижал друзей, и с ним никто не захотел играть, или кукла угостила мишку конфетой, а тот очень обрадовался. Любое занятие, будь то уборка игрушек, поход на горшок или прием пищи станет гораздо увлекательнее, если вовлечь малыша в соответствующую сюжетную игру. Помимо этого ролевые игры развивают в ребенке умение действовать по правилам и контролировать свое поведение.

Обычно дети 10-12 месяц уже с интересом наблюдают за действиями родителей, особенно если речь идет о небольших сценках, в которых задействованы любимые игрушки. Если раньше было достаточно показать малышу плюшевого медведя и сказать «это Мишка», то теперь к простому называнию предметов можно добавить незатейливые сюжетные игры. Начните с малого: покажите ребенку, как кукла кушает, ходит, играет, спит. Проговаривайте все действия персонажа и, по возможности, вовлекайте малыша в игру.

Может пройти довольно длительное время, прежде чем ребенок захочет принять активное участие в сюжетно-ролевой игре. Проявляйте терпение. Многократно повторяйте одни и те же сюжеты, если они интересны малышу.

Вот некоторые варианты сюжетов игр для самых маленьких:

  • Игрушки собрались на чаепитие;
  • Кукла идет в гости;
  • Котенок одевается и идет гулять;
  • Игрушки катаются на машинках;
  • Зайка ударился и заплакал – нужно его пожалеть и вылечить;
  • Собачка испачкалась – надо ее искупать;
  • Домик поросенка сломался – нужно его починить;
  • Кукла ложится спать.

Для сюжетно-ролевых игр также понадобятся всевозможные аксессуары, например, набор игрушечной посуды, инструменты, машинки, кроватка и одежда для куклы и так далее.

Сценарием для игр могут стать ситуации из реальной жизни ребенка. К примеру, если малыш увидел на прогулке настоящую стройку, придя домой, поиграйте в строителей: можно соорудить башню из кубиков, перевозить кубики на грузовике или построить замок из кинетического песка. Такого рода игры помогают ребенку лучше осмыслить полученные впечатления, способствуют развитию мышления, речи и воображения.

Существует мнение, что мальчики не должны играть в куклы, так как это воспитывает в них «женские» качества. Однако специалисты полагают, что до 3 лет в воспитании девочек и мальчиков не должно быть гендерных различий.

Детям постарше будут интересны более сложные игры-сценки, в которых большое разнообразие деталей и несколько персонажей. За основу можно взять один из этих сюжетов:

  • Игрушки играют в прятки;
  • День рождения куклы;
  • Кукла отправилась в магазин;
  • Зайка собирает овощи в огороде;
  • Кошка готовит обед своим котятам;
  • Игрушки пришли на праздник (например, день рождения);
  • Игры по мотивам сказок (к примеру, «Колобок», «Теремок», «Курочка-Ряба»);
  • Мишка-доктор лечит зверей;
  • Детский сад.

Для сюжетно-ролевых игр Вам и Вашему малышу могут пригодиться следующие атрибуты:

  • Градусник;
  • Шприц;
  • Стетоскоп;
  • Пластыри, бинты;
  • Подгузники;
  • Одежда для кукол;
  • Игрушечная мебель;
  • Посуда;
  • Кухонные приборы;
  • Игрушечный транспорт.

Наряду со специальными игровыми атрибутами ближе к 3 годам можно использовать различные предметы-заместители. Фантазируйте вместе с ребенком. К примеру, вместо градусника можно использовать палочку, вместо конфеты – камушек и т.д.

Не забывайте, что в раннем возрасте ребенок еще не может самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Без участия взрослого малыш, скорее всего, отступит от сюжета и будет занят отдельными предметными действиями, то есть, например, вместо строительства дома для мишки ребенок будет просто перекладывать кубики. Чтобы малыш запомнил простые сюжеты и научился их проигрывать, нужно время и многократное повторение.

Итак, сюжетно-ролевые игры не являются ведущим видом деятельности для детей до 3 лет. Но их значение для развития ребенка трудно переоценить. Знакомя малыша с различными сюжетами, вы помогаете ему разобраться в том, как устроен окружающий мир, и развиваете его мышление, речь, воображение, внимание. Игры-инсценировки позволяют ненавязчиво рассказать малышу, что такое хорошо и что такое плохо, и воспитать в нем такие качества, как сострадание, отзывчивость, трудолюбие, доброта.

Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» уверены, что игра абсолютно необходима для гармоничного развития детской личности. Именно поэтому в сетку занятий, которые проводятся в нашем мини детском саду и группах полного дня, включены сюжетно-ролевые игры. Через них малыши знакомятся с миром взрослых, учатся взаимодействию, развивают свои познавательные и творческие способности. Будем рады видеть Вас в нашем центре!

Первые длинные сюжетные игры и интеллектуальные задания сделают досуг малыша очень интересным и ярким, а заодно потренируют разнообразные полезные навыки.

Ваш подрастающий ребенок уже готов к более серьёзным играм, чем простые манипуляции с предметами или первое конструирование. Да вы и сами это видите. Хотя для большинства детей однотипные детские игры (катание машинки, забивание деревянных гвоздиков, игра в мяч) остаются актуальными и интересными, им можно предложить кое-что принципиально новенькое.

Сегодня рассмотрим игры с несколькими вариантами действий и первые сюжетные игры . Такие занятия требуют от малыша особого внимания и усидчивости. Однако не переживайте, если ребёнок быстро охладеет к новой игре. Такое поведение не означает отсутствие интереса, просто малыш осваивает новое для себя дело постепенно и в удобном для него темпе.

Пожалуй, единым правилом для первых сюжетных игр можно считать отсутствие временного ограничения. То есть пусть кроха играет столько, сколько хочет. Не стоит доводить «дело» до конца, а игру можно закончить даже на этапе приготовления материала. И это тоже будет полезный опыт!

Играем в магазин

Все дети любят играть в магазин . Конечно, эта игра присуща более старшему возрасту, однако уже сейчас можно предложить крохе это увлекательное занятие. К тому же оно разносторонне развивает ребенка. Внимание и память, предметное и образное мышление, отличные коммуникативные навыки и ещё много более мелких, но не менее важных свойств тренируются в этой игре.

Итак, начните с малого, постепенно расширяя ассортимент. Правила просты. Вы – поставщик, привозящий товар. Заготовьте заранее с малышом карточки – ценники (в пределах 10). Товаром могут быть игрушки, пластиковые продукты, стаканчики, имитирующие мороженое и т.д. Пусть малыш стоит по одну сторону табурета и раскладывает товар, а под каждый товар – ценник. Необходимо пересчитать то, что вы привезли и хватает ли ценников.

Когда товар расставлен, начинается игра. Вы покупаете товар и расплачиваетесь бумажной монеткой с номиналом, соответствующим ценнику. Когда покупки совершены, необходимо произвести «переучёт» и пересчитать оставшийся товар. Вы можете меняться ролями с карапузом, можете вводить новые правила, например, когда «поставщик» привозит меньше товара, чем обещал (количество ценников).

В игровой обиход можно вводить калькулятор и дробные монеты. Главное, чтобы ребенку нравилось!

Собираем буквы в слова

Такая игра зашифрована в каждом детском букваре . Однако практика показывает, что деткам не хватает набора слов, предлагаемого печатным изданием, да и книжный формат не всегда удобен для игры.

Карточки – вещь более мобильная и лёгкая, а это значит, что комбинировать карточки и самим придумывать задания можно практически до бесконечности. Итак, изготовьте карточки с буквами. Пусть это будут для начала карточки с гласными и наиболее часто встречающимися согласными – А, М, П, О, С, Н, Я. Карточки нужны крупные, 10х10см. Затем приготовьте изображения предметов и животных на эти буквы. Подойдут журнальные вырезки, карточки, распечатки из интернета. Главное – предмет должен легко узнаваться и быть ребёнку хорошо знакомым и часто встречающимся.

Игра заключается в том, чтобы вытягивать карточку с буквой (важно читать её не буквой, а звуком, то есть не «пэ», а «п») и к ней выбирать изображения предметов и животных, начинающихся на эту букву. Если малыш вдруг вытянет предмет, в названии которого есть эта буква, но она не первая, похвалите кроху и произнесите слово, выделяя нужный звук. Такая забава прекрасно закрепляет владение буквами и звуками, развивает логику, абстрактное представление, память и внимание.

Играем в путешествия

Цель урока – развитие понятий, пространственного ориентирования, логики, памяти, внимания.
Задача – расположить карточки на карте правильно.

Материалы : географическая карта мира (не меньше формата А3) и карточки, изображающие деревья и растения (берёза, пальма, банан, сосна, лотос и др.), животных (медведь, заяц, белка, верблюд, панда, утконос, змея, лев, жираф, кит, акула и пр.) и названия материков и океанов (шрифт выбирайте крупный и жирный).

Пригласите ребенка играть : «Давай отправимся в путешествие и посмотрим, что где находится».

Покажите карту, объясните, что изображено, и начинайте показывать карточки с названиями.

Раскладывайте их на соответствующую область карты (утконос – Австралия, берёза – Европа) и озвучивайте свои действия. Дайте крохе самому выбрать карточку и укажите, куда её надо класть.

Заканчивайте игру до того, как малыш потеряет интерес.

Похвалите карапуза. Удачного путешествия!

Возможно, вам будут интересны статьи

В самом раннем возрасте, примерно с двух лет, человек начинает открывать незнакомый для себя необъятный мир отношений, которые существуют между людьми. Он стремится активно включиться в деятельность живущих рядом с ним взрослых людей и в мир тех вещей, которые ему пока недоступны. И он делает это посредством игры, «понарошку», крутит воображаемый руль, играя в водителя машины, и рычит, представляя себе, что он – страшный тигр. А девочка играет в маму, укачивая куклу.


Ролевые игры для детей 3-4 лет.

Первые ролевые игры.

Когда маленький ребенок становится немного старше, он начинает понимать, что способен на самостоятельные действия, как и все взрослые люди. С этого момента он начинает всем взрослым подражать. Так зарождаются первые ролевые игры для детей 2-3 лет.

Если малыш испытал какое-либо сильное впечатление, он стремится его воспроизвести, придумывая ролевую игру и представляя себя кем угодно. Если вы с ним даже недолго прокатились на поезде, малыш будет долго играть в паровозик с вагонами и усиленно пыхтеть, входя в образ. А если вы сводите его в зоопарк, он будет играть, представляя себя особенно запомнившимся ему животным.

В распоряжении ребенка всегда есть какие-то игрушки, изображающие предметы из мира взрослых – машинки, посуда , мебель. Ребенок учится ими пользоваться, водит машину, гладит утюгом. Если предметов, заменяющих настоящие, малышу не хватает, он легко находит им замену. Например, если в его машине нет руля – использует крышку от кастрюли.

Предметы-заместители.

Предмет-заместитель – важное явление в развитии мышления ребенка, опора для запоминания чего-либо. Многие дети собирают разный «мусор» по мнению мамы – камешки, фантики, железки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать эту подборку, в крайнем случае, выделите для нее картонную коробку. Ребенок активно использует такие мелочи в играх, наделяя их различными свойствами. Естественно, в своем воображении.

Отмечено, что настоящие творческие способности развиваются в значительно большей степени у детей, играющих с такими предметами-заместителями, а не у тех, которые играли с конструктором «Лего». И когда ребенок перестает играть с предметом-заместителем, он просто переходит в сферу воображаемых вещей, которые существуют в его внутреннем пространстве. Ребенок, придумывая разные роли, предмет учится видеть со всех сторон, а, значит, учится иметь несколько точек зрения.



Сюжетные игры для детей 3-4 лет.


Для ребенка ролевая игра – важнейшее занятие, примерка функций взрослой жизни, обучение взаимодействию со взрослыми и ровесниками. Даже когда малыш рисует, он играет, придумывая тот сюжет, который пытается изобразить. Если ребенку дать игрушки и оставить одного с ними, он найдет себе занятие, которое его увлечет. Но желательно, чтобы в игре принимал участие взрослый человек, использующий ее как методику достижения определенных педагогических целей.

Сюжетные игры для детей 2-3 лет и их цели.

Принимая участия в играх со своим малышом, родители должны понимать, что этим путем способствуют достижению некоторых важных целей:

  1. Воспитание у ребенка качеств личности. Основные понятия, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что – зло, закладываются в процессе игры. При этом он без особого акцентирования понимает, что лучше быть вежливым, чем грубым, скромным, чем нахальным, щедрым, чем жадным.
  2. В играх постепенно проявляется социализация. Малыш учится общаться с родителями и с другими детьми, дружить с ними. Он может научиться отстаивать собственное мнение.
  3. Успехи в игре закладывают основы самооценки ребенка. Он получает уверенность в своих силах – важнейшее качество, необходимое в жизни.
  4. Если игра – подвижная, она способствует физическому развитию ребенка. Он учится ходить и бегать, работать с различными предметами, становится сильнее и выносливее.
  5. Мелкая моторика, точные движения, используемые в игре, чрезвычайно важна для гармоничного развития ребенка, поскольку непосредственно связана со становлением правильной речи.
  6. Наконец, сюжетные игры для детей 2 3 лет развивают внимание, память, образное мышление и фантазию ребенка , тренируют его психику.

Сюжетно ролевые игры для детей 3-4.

Сюжет ролевой игры и ее содержание.

Не следует путать сюжет ролевой игры с ее содержанием. Сюжетом является то, что малыш пытается воспроизвести в игре, он может играть в больницу, в школу или семью, в магазин : во все, что он видит вокруг и с чем сталкивается в реальной жизни.

У игры с одним и тем же сюжетом может быть совершенно разное содержание, отражающее поведение людей и сам смысл их деятельности. Например, играя в семью, приняв на себя функции мамы, одна девочка будет нянчиться с детьми, а другая ругать их и наказывать, одна будет хозяйской, которая все время готовит и стирает, а другая может быть модницей, примеряющей перед зеркалом наряды.

Содержание игры во многом зависит от возраста ребенка. Самый младший может играть в приготовление обеда, но его никто есть не будет. Средний по возрасту дошкольник уже накормит других участников игры или кукол, то есть действия будет выполнять не ради самих действий, а для определения отношений к товарищам по играм. Старшие же дошкольники во время игры обращают внимание, правильно ли они поступают в той или другой роли.

Как научить малыша играть.

Маленький ребенок сам не может изобрести ролевую игру, хотя он легко усваивает такие игры от знакомых с ними – от старших детей или от родителей. При этом не все малыши охотно занимаются ролевыми играми – некоторые могут оказаться слишком застенчивыми и скованными и предпочитают играть в спортивные игры или играют на экране компьютера. Но ролевые игры для детей 3-4 лет чрезвычайно важны для их гармоничного развития.



Сюжетные игры для детей 2-3 лет.


Родителям необходимо в таком случае помочь детям:

  1. Вспомнить собственное прошлое, как сами в детстве играли, придумать несколько простейших сюжетов и самим приступить к играм со своим ребенком.
  2. Использовать в роли посредника другого ребенка – старшего брата или сестру, маленького соседа, охотно играющего в такие игры. Важно только, чтобы посредник этот не был настолько активным, что выключит вашего малыша из игрового действия.
  3. Постарайтесь, чтобы ребенок сам придумывал обстоятельства игры, даже новые слова. Застенчивому ребенку предложите маскарад – для него может играть важную роль, что его лица за маской никто не увидит. Если участником игры несколько, следите за тем, чтобы вашему малышу было интересно, вначале предлагайте ему второстепенные роли, а потом более значимые, чтобы остальные участники его не подавляли.
  4. Использовать сказки, в сложных ситуациях ссылаться на них, поступать так, как сделал бы любимый сказочный герой. Учтите, что дети до 3-5 лет предпочитают использовать в играх сказки про животных, старшие уже играют в людей – принцев, принцесс.
  5. Можно, выполняя свои домашние дела, привлекать к похожим играм малышей. Мама печет пирожки – и дочка с удовольствием напечет пластилиновых пирожков для кукол.

Первые ролевые игры для детей.

Когда совсем еще маленькому ребенку дают игрушечный грузовик и экскаватор, он может долго возиться с ними. Но это не просто возня, он уже видел эти машины в действительности и начинает придумывать свой простейший сюжет, в данном случае связанный со стройкой.

Затем ребенок определит роли, которые будут выполнять игрушки или предметы-заместители: ковер может быть и стройплощадкой, и морем, и лужайкой, диван – соседним домом, сценой и т.д. Он копирует голосом работу двигателя, разговаривает за всех своих артистов, стараясь при этом передавать необходимые эмоции.

В сюжетные игры для детей 3-4 лет ребенок может играть просто рядом с другими детьми, а к пяти годам дети уже играют друг с другом.

Для того, чтобы организовать с ребенком ролевую игру, надо иметь просторное место для игры, мягкие игрушки и определенные декорации вроде кукольного домика, зоопарка, леса и т.д.



Ролевые игры для детей 2-3 лет.


Первое время ребенок просто копирует взрослых – это ведь его ближайшее окружение. Сюжетно ролевые игры для детей 3-4 лет постепенно переходят к игре в профессии – малыш перевоплощается в продавца, повара, доктора, делая своими партнерами игрушки.

Планируя начать с малышом ролевую игру, имеет смысл заранее прикинуть ее сюжет, подготовить инвентарь. Вот несколько простейших примеров таких игр:

  1. Игра «Семья », для которой потребуются куклы с одеждой, посуда, кроватка, коляска. Роли в игре – мама, папа и ребенок. Сюжет игры – мама должна покормить ребенка, укачать его и уложить спать, затем приготовить еду и накрыть на стол. Папа приходит с работы, садится есть, потом играет с малышом, и вся семья идет гулять.
  2. Игра «Прививка », для которой нужны куклы и набор доктора. Роли, врач и мама с ребенком. Сюжет – мама приводит своего ребенка к врачу, он осматривает малыша, меряет температуру и делает ему укол.
  3. Игра «Магазин ». Кроме кукол, нужно иметь кассу, игрушечные деньги, какие-то товары, игрушечную одежду или продукты. Ими могут быть предметы-заместители. Роли – покупатель и продавец, может быть, покупатель – мама с малышом. Сюжет – покупатель собирается в магазин и продумывает, что надо купить, обсуждает покупки с малышом. В магазине они выбирают покупки, рассчитываются с продавцом.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Первые сюжетные игры малышей обычно отображают привычные для них ежедневные бытовые ситуации, связанные с режимом: сном, кормлением, прогулкой и т.п. Постепенно жизненный опыт детей расширяется, они начинают выходить с родителями в гости, в магазин, посещать поликлинику, ездить на транспорте, ходить в зоопарк, театр. Все это можно использовать для обогащения детской игры.

Приведем несколько сюжетов игр, в которые можно играть с детьми второго - третьего года жизни. Разумеется, приведенные примеры не исчерпывают всех возможных игр. Сюжеты может подсказать сама жизнь малыша. При организации игр следует учитывать интересы и желания ребенка, проявлять собственную фантазию.

«Пора есть»

В эту игру можно включать множество разнообразных действий. Самые простые, доступные уже годовалым малышам действия связаны с приемом пищи. Взрослый может показать, как «покормить» куклу, поднося ложку к ее рту, как «напоить» ее из чашечки или бутылочки и предложить ребенку сделать то же самое.

Постепенно круг действий можно расширять, включать в игру эпизоды, связанные с приготовлением пищи, сервировкой стола, мытьем посуды. Одновременно увеличивается число игровых предметов (в том числе предметов-заместителей), персонажей, усложняются сами игровые действия.

Предлагаем перечень действий, которые можно совершать в любой последовательности, разыгрывая данный сюжет.

  • Сварить суп, кашу, компот, вскипятить молоко на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.), покормить куклу из тарелочки, ладошки ложечкой, палочкой и напоить из чашечки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.
  • Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку.
  • Сварить картошку (шарики, комочки бумаги), размять ее на тарелочке; отварить сосиски, макароны (счетную палочку, цилиндрик из конструктора), порезать пластмассовым ножичком, палочкой.
  • Поджарить на сковородке котлетку (колечко от пирамидки, крупную пуговицу, можно слепить ее из пластилина), затем выложить на тарелочку.
  • Налить чай, сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (можно использовать пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантики, шарики).
  • Угостить куклу фруктами, овощами (их можно нарисовать или вырезать из бумаги, например, зеленый овал - огурчик, оранжевый - морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз).
  • Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.
  • Подсказывайте малышу соответствующие слова и, в случае необходимости, помогайте выполнить то или иное действие. Старшим детям можно предложить обмениваться ролями.

«Баюшки-баю»

Баюкать куклу, мягкую игрушку могут даже самые маленькие дети. Сначала они просто носят ее на руках или гладят, похлопывают по ней ладошкой. Эту игру можно разнообразить разными действиями:

  • побаюкать куклу на руках, приговаривая «а-а-а»;
  • положить в кроватку, коляску, накрыть одеялом;
  • дать соску, бутылочку;
  • покачать кроватку, повозить куклу в коляске;
  • завернуть куклу в пеленку, одеяло, поносить на руках, побаюкать;
  • более старшие дети могут раздеть куклу, одеть на нее ночную рубашку, пижаму.

«Кукла проснулась»

Эту игру можно организовать как после пробуждения детей, так и в течение дня. Воспитатель может сам положить куклу (мягкую игрушку) спать, а ребенку предложить разбудить и одеть ее. Побуждайте детей тихим голосом ласково обращаться к кукле: «Лялечка, пора вставать». Ребенок может с вашей помощью вынуть куклу из-под одеяла, погладить ее, посадить на горшок, одеть.

«Покатаем машинку»

Малыши любят возить машинки по столу, по группе, по дорожкам на участке. Эти действия легко включать в разнообразные сюжеты. Например, воспитатель берет маленькую машинку и говорит ребенку: «Смотри, какая машинка. Давай ее покатаем?» Если ребенок соглашается, взрослый и малыш по очереди толкают машинку друг к другу (если машинка заводная, взрослый заводит ее вместе с ребенком).

Поиграв с машинкой, воспитатель говорит: «А теперь машинку нужно отправить в гараж, чтобы она отдохнула. Давай, как будто мы с тобой строители и строим для машины гараж? Гараж строят из кирпичиков. Где у нас кирпичики?» Воспитатель наблюдает, как ребенок строит гараж, при необходимости помогает ему, хвалит. Затем можно спросить: «А где у гаража ворота, чтобы машина могла проехать?» Если малыш захочет построить ворота, воспитатель помогает ему и одобрительно замечает: «Вот теперь можно ехать. Ту-ту, поехали. Осторожно проезжаем через ворота и въезжаем в гараж». По ходу игры взрослый предоставляет ребенку возможность действовать самому, задает ему вопросы, побуждает к диалогу с машинкой. Малыш катает машинку столько, сколько ему захочется.

Если ребенок хорошо и с интересом играет в такую игру, ее сюжет можно развить. Например, предложить ему отправиться на машине в лес. Для этого понадобится обозначить лес. Если ребенок соглашается, можно соорудить лес, поставив на дальнем краю стола высокие цилиндры (деревья).

Игрушечную машинку при желании можно заменить кубиком или палочкой.

Можно построить также мост для машины или соорудить горку из кубиков и брусков.

При желании дети могут строить гаражи для разных машин: больших, маленьких, для машины скорой помощи, пожарной и др. Можно построить ангар для самолетов, из которого самолеты будут выезжать, взлетать и возвращаться обратно.

Такие постройки желательно на некоторое время оставлять нетронутыми. Ребенок может потерять к игре интерес, но через некоторое время, увидев постройку, снова вернуться к ней.

Когда малыши овладеют развитой формой игры, они научатся действовать не только в воспринимаемой, но и в мыслимой, воображаемой ситуации. Важнейшим шагом к этому является становление символических игровых замещений, когда одни предметы превращаются в другие и замещают недостающие.

Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста, открывают огромный простор для фантазии ребенка и, естественно, освобождают его от давления наличной ситуации. Самостоятельные, придуманные ребенком игровые образы являются первыми проявлениями детского воображения и позволяют строить свой придуманный мир.

Появление воображения, способности принять игровую роль и разыгрывать сюжет свидетельствуют о начале ролевой игры, которая будет движущей силой развития на следующем этане - в дошкольном детстве.