Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. Картотека на тему: Зрительная гимнастика для дошкольников

Еще с раннего возраста необходимо принимать определенные меры по сохранению здоровья организма и поддержанию нормальной жизнедеятельности всех органов и систем. Именно поэтому крайне важно уделять внимание правильному питанию и физическому развитию детей, выполнять с ними общую оздоровительную гимнастику, и разные узконаправленные упражнения. Так для поддержания деятельности зрительной системы во всех детских садах практикуется проведение специальной гимнастики. Она оказывает общее оздоровительное воздействие и помогает предотвратить разного рода проблемы со зрительным аппаратом. Поговорим об особенностях выполнения такой гимнастики чуть более подробно.

Как показывает практика, у маленьких деток наблюдается повышенная вероятность развития , что объясняется адаптацией к чрезмерным нагрузкам. Глазки детей привыкают к выполнению разного рода занятий на небольшом расстоянии, теряя возможность воспринимать четкое изображение отдельных отдаленных предметов. В этом случае выполнение зрительной гимнастики помогает смягчить отрицательное влияние на глаза.

Цели зрительной гимнастики в детских дошкольных учреждениях

Зрительная гимнастика помогает предупредить нарастающее утомление глаз, укрепить глазные мышцы и устранить возникающее напряжение. Кроме того их выполнение дает возможность не допустить развития нарушений зрения.

Для проведения данной гимнастики не нужно никаких особенных условий, ее можно выполнять в самой группе в положении стоя. Такие упражнения рекомендуется повторять несколько раз на день в течение трех-пяти минут. При этом во время проведения гимнастики для глаз голова должна сохранять неподвижное положение. В том случае, если у ребенка есть какие-то зрительные патологии, ему нельзя продолжительно и резко наклонять голову. Для максимальной наглядности воспитатель демонстрирует последовательность, а также правильность выполнения упражнений.

Разновидности гимнастики

В зависимости от типа упражнений, они могут сопровождаться разными веселыми стишками, и выполняться сами по себе. Однако деткам, конечно же, нравиться выполнять гимнастику под аккомпанемент разных стихов, потешек и песенок.

Если говорить об использовании разной дополнительной атрибутики, то для проведения таких упражнений воспитатели могут задействовать разные предметы – картинки либо плакаты на стенах с различными изображениями (фигурки, цифры и буквы). Кроме того можно применять специальные комплексы – поля с линиями и разными геометрическими фигурками, по которым малыши будут как бы бегать глазами, следуя указанием педагога. Также проведение гимнастики для глаз может подразумевать применение разных мультимедийных презентаций и различных рисунков, которые демонстрируются на специальных устройствах.

Базовый комплекс для дошкольников

Есть масса педагогических разработок, используемых для проведения зрительной гимнастики. В целом, она должна состоять где-то из пяти упражнений. По мере привыкания деток можно дополнять уже привычные варианты новыми приемами либо несколько усложнять условия выполнения уже разученных упражнений.

Начинать зрительную гимнастику рекомендуется с правильного расслабления, для этого детям следует потереть хорошенько вымытые руки ладонями друг об дружку, после чего расположить их на глазах. Далее следует выполнять подвижные упражнения – двигать зрачками в разные стороны – вправо и влево, вниз и вверх. Кроме того можно описывать зрачками разные фигуры – круги, квадраты. После каждого упражнения рекомендуется делать перерыв примерно на десять секунд.

В младшей, а также средней группе на гимнастику должно уходить две-три минуты за один подход, в старших группах это время может быть немного увеличено до четырех-пяти минут. В некоторых случаях педагоги принимают решение о сочетании зрительных упражнений и занятий физкультурой.

Особенности проведения зрительной гимнастики в детском саду

У малышей дошкольного возраста присутствует наглядно-образное мышление, им достаточно сложно выполнять разного рода упражнения без зрительной опоры. Не нужно пытаться объяснить ребенку смысл упражнения «вращение зрачками» на словах, можно использовать для этого «волшебную палочку» - специальную указку, предназначенную именно для зрительной гимнастики. На ее конце можно закрепить картинку. Воспитатель становится перед детками и, применяя такой дополнительный атрибут, проводит гимнастику.

В том случае, если детям нужно следить за пальцем руки педагога, можно прибегнуть к помощи персонажей из кукольного театра. С этой целью можно специально подготовить несколько сказочных героев, которые можно прикрепить к пальцу. Такие приемы помогут деткам с увлечением выполнять казалось бы скучные и однообразные упражнения, помогающие развитию зрительного анализатора.

Правила

При выполнении гимнастики для глаз детки должны снимать очки, если они их носят, а также фиксировать неподвижно голову. Упражнения должны быть для начала легкими, а через некоторое время можно приступать к более сложным вариантам. После каждого из них ребенку нужно хорошенько потянуться, старательно зевнуть и поморгать.

Выполнение таких несложных упражнений в детских дошкольных учреждениях помогает сохранить остроту зрения малышей, предупредить развитие близорукости и прочих проблем такого плана.

Основная цель зрительной гимнастики - тренировка глазных мышц. Специальные комплексы упражнений направлены на то, чтобы дать отдохнуть глазам, снять усталость при зрительных нагрузках. В процессе выполнения упражнений идет воздействие на нервную систему ребенка, что помогает мозгу обрабатывать и усваивать информацию, полученную через зрительный канал.

Органы зрения человека развиваются и формируются с самого раннего возраста до 10–12 лет. Специальная методика призвана помочь формирующимся детским глазкам противостоять чрезмерным зрительным нагрузкам и предотвратить ухудшение зрения. Офтальмологи рекомендуют выделять время на занятия ежедневно, утром или вечером, тогда пользу от нее можно будет ощутить через месяц.

Универсальный комплекс упражнений

В этом комплексе гимнастика для глаз подходит детям и взрослым. Простота упражнений позволяет выполнять их даже малышам. Перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток, а выделившаяся слеза увлажнила глаза.

Решив заниматься с ребенком зарядкой для глазок, важно проводить ее в виде игры и каждый раз стараться заинтересовать малыша. Большое значение имеет собственный пример и спокойная, располагающая к взаимному общению, обстановка. Дети всегда с удовольствием относятся к рифме и ритму, любят поэзию. Существует много коротеньких стихов, сопровождающих упражнения для восстановления остроты зрения. Вместе со взрослым, а потом и самостоятельно ребенок учится проделывать глазками все, что говорится в стихотворении. Большинство детей постепенно запоминает стихи наизусть, тем самым развивая память и расширяя кругозор.

Все упражнения комплекса сопровождаются стихотворением «Дни недели»:

1. Упражнение «Качели».

Подбородок положить на руки, чтобы голова не крутилась вместе с глазками, а оставалось неподвижной. Глаза смотрят наверх, затем вниз. Повторить 4 раза. Отдохнуть, сосчитать до 10. Повторить 4 раза и сделать перерыв.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно - в высоту.

2. Упражнение «Маятник».

Нужно двигать глазами вправо-влево, голова при этом двигаться не должна.

Во вторник часики-глаза водят взгляд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

3. Упражнение «Жмурки».

Это упражнение настолько легкое, что с ним справятся даже детки 1–2 лет. Оно эффективно расслабляет мышцы, поддерживающие глазное яблоко. Нужно постараться как можно сильнее зажмурить глаза (считаем до 5, а кто сможет - до 10), а затем открыть их и расслабиться, посмотреть вдаль. Упражнение повторяют несколько раз.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем!

4. Упражнение «Переключение зрения».

Дети очень любят сидеть и играть на подоконнике. Нужно попросить малыша найти в окне на улице предмет, который расположен ближе всех, и внимательно смотреть на него, рассматривать. Можно смотреть на ноготок, расположив палец в 25–30 см от уровня глаз. Затем выбрать самый дальний предмет - и перевести взгляд на него. Повторить несколько раз по команде взрослого: «Далеко! Близко! »

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали глазки видеть чтоб могли.

5. Упражнение «Часики».

Направить взгляд по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо и снова вниз. Пройти глазами обратный путь.

В пятницу мы не зевали - глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять - в другую сторону бежать .

6. Упражнение «Уголки».

Посмотреть в верхний правый угол комнаты, затем - в нижний левый угол. Перевести взгляд в верхний левый угол, затем - в нижний правый.

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки .

7. Упражнение «Массаж».

Закрыть глаза. Легко, с минимальным нажимом, погладить их пальцами: верхнее веко от внутреннего угла к наружному углу, нижнее веко от наружного края к внутреннему, а затем наоборот.

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать .

В последнем стишке неслучайно говорится о прогулке и свежем воздухе. Подвижные игры, бег, активные виды спорта помогают органам зрения правильно развиваться и лучше функционировать. Следует выработать у ребенка правильную осанку. Искривление позвоночника влечет за собой нарушение кровоснабжения головного мозга. Одним из последствий являются проблемы со зрением.

Зрительная гимнастика для дошкольников

Начиная с 3 лет детские глазки испытывают значительные нагрузки. Основную часть информации ребенок получает через зрительный канал. Родителям и работникам детского сада, особенно воспитателям старшей группы, рекомендуется регулярно проводить у детей зарядку для глаз, направленную на физическое и интеллектуальное развитие. Если ребенок уже испытывает проблемы со зрением, при близорукости, дальнозоркости, астигматизме и косоглазии в легкой степени, гимнастика для глаз дает положительный эффект. Следует набраться терпения: за первый месяц результаты бывают малозаметны .

Если ребенок носит очки, то при занятиях зрительной гимнастикой следует надевать очки с линзами на 1–2 диоптрии слабее, чем привычные. Упражнения выполняются без очков, если параметры привычных очков находятся в пределах 1 диоптрии.

Методика, о которой говорилось выше, применима для детей дошкольного и школьного возраста. Ее можно разнообразить дополнительными упражнениями, которые, в силу некоторой сложности, доступны для детей с 4-летнего возраста.

1. Упражнение с кругами.

Понадобятся два цветных круга разных размеров. Их можно вместе с ребенком вырезать из бумаги или картона и прикрепить повыше в двух углах комнаты. Попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на левый круг (не спеша считаем до 10), затем на правый. Голову поворачивать нельзя, движения выполняются исключительно глазами. Ведь круги не должны догадаться, что за ними следят! Упражнение выполняется 5 раз, после чего малышу нужно закрыть глазки (считаем до 15) и повторить упражнение еще 5 раз.

2. Упражнение V.

Это простое упражнение называют «скорой помощью», так как оно позволяет глазам расслабиться и помогает восстановить остроту зрения, повышает четкость изображения. Его следует регулярно выполнять всем тем, кто много работает перед монитором или подолгу смотрит телевизор.

Чтобы научить ребенка правильно делать упражнение, следует освоить технику выполнения самому. Сесть лицом к стене в 1 метре от нее. Голова, как и при выполнении большинства методик для глаз, остается неподвижной. Лицо должно быть полностью расслаблено. Сначала нужно посмотреть в верхний левый угол стены, сразу опустить взгляд к полу и одновременно закрыть глаза на 5–7 секунд. Теперь нужно перевести взгляд в верхний правый угол стены, и снова опустить глаза вниз. Таким образом, глаза рисуют воображаемую латинскую букву V, а глазные яблоки двигаются с максимальной амплитудой. Повторить 5 раз подряд.

3. Упражнение «Траектория».

Для выполнения этого упражнения будет необходим большой контрастный рисунок: змейка, спираль, круги, волнистые линии и т. п. Можно нарисовать его на листе ватмана яркими красками (синей, зеленой, красной, черной). Рисунок крепится в центре потолка. Ребенок должен, не двигая головой, пройти глазами траекторию по заданию взрослого. На иллюстрации представлен «Тренажер В. Ф. Базарного».


4. Упражнение с часами.

Помогает улучшить зрение на близком расстоянии. Упражнение должно выполняться в течение 3–4 минут. Понадобятся наручные часы с крупным светлым циферблатом, четкими цифрами и минутными черточками-делениями. Ребенку нужно будет постараться рассмотреть и назвать цифры с разного расстояния. На первом этапе часы расположены в 30–40 см от лица. Затем взрослый медленно отодвигает часы на 1 метр, на 1,5 метра. После этого приближает часы к лицу ребенка.

5. Упражнение с маятником.

В процессе выполнения этой методики улучшается кровоснабжение глаз, развиваются глазные мышцы. Формируется навык синхронно фиксировать движущиеся предметы. Особенно показано упражнение с маятником тем, у кого в семье кто-то из родственников страдал косоглазием: тогда оно будет иметь профилактическое значение.

Необходимо приготовить маятник - яркий шарик, бусина, крупная пуговица на нитке. Упражнение выполняется сидя перед окном. Взрослый становится за спиной ребенка, располагая маятник приблизительно в 40 см от его лица, и просит его следить за движениями маятника. Голова должна оставаться неподвижной. Маятник раскачивается в течение 30 секунд. После этого взрослый предлагает ребенку посмотреть в окно на какой-нибудь далекий предмет. Если там автостоянка, пусть опишет машины и людей, которые там находятся. Если дом, пусть расскажет, сколько окон, что он в них видит, что находится на крыше. Малыш вряд ли сможет рассмотреть детали, но подобное упражнение является эффективной тренировкой зрения. Необходимо выяснить у малыша, на каком расстоянии он видит мелкие детали. Например, видит листики вон на том дереве, а на следующем - уже нет.

Доказано, что при регулярных тренировках дети начинают описывать все больше деталей и предметов, которые им удалось рассмотреть вдали.

6. Методика «Воображаемая гимнастика».

Эта методика предложена офтальмологом Мариной Ильинской в книге «Как учиться и не испортить зрение». Помимо улучшения остроты зрения, воображаемая гимнастика развивает познавательные процессы - восприятие и воображение. Основана она на принципе реакции глаз на представляемые образы. Если представить, что вы находитесь в затемненной комнате, то зрачки расширяются.

Для проведения этой методики нужно удобно сесть, расслабиться и представить приятную глазу картину. Автор рекомендует как можно подробнее вообразить океанский берег с островом, пальмами, чайками, лайнером - цвета, контрасты, мелкие предметы. Нужно представить себя сидящим на берегу и смотрящим вдаль без очков. Мысленный взгляд медленно переводится с одного объекта на другой. Следует акцентироваться на том, что у вас хорошее зрение, не нужны очки и рассмотреть все детали вы можете с легкостью. Упражнение выполняется в течение 5–7 минут.

Если ребенок никогда не отдыхал на море, то нужно расспросить, какие события в жизни запомнились ему как самые приятные. Это может быть воспоминание о катании на «Колесе обозрения» или о рыбалке с папой на лесном озере. Необходимо действовать исходя из запомнившейся ребенку ситуации.

Быстрый комплекс упражнений для школьников

Важно сесть в удобную позу с прямой спиной. После выполнения каждого упражнения закрывать глаза на несколько секунд. Начинающие выполняют каждое упражнение 1 раз, через две - три недели можно делать 2 раза, через месяц - 3 раза. Все движения необходимо делать без усилий.

  1. 1. Глубоко и медленно вдохнуть, посмотреть в межбровное пространство в течение нескольких секунд. Медленно выдохнуть, вернуть глаза в исходное положение.
  2. 2. Глубоко вдохнуть, посмотреть на кончик носа. Задержать глаза на несколько секунд, вернуться в исходное положение на выдохе.
  3. 3. Вдохнуть, посмотреть вправо до упора. Не задерживаясь, выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое влево.
  4. 4. Вдохнуть, посмотреть в правый верхний угол. Без задержки выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое в нижний левый угол. Повторить упражнение, начав с левого верхнего угла.
  5. 5. Вдыхая, опустить глаза вниз и медленно поворачивать их по часовой стрелке. В верхней точке без задержки начать выдыхать и продолжить поворот вниз. Начинать следующий круг надо без задержки.

Методика расслабления глаз

1. Упражнение «Пальминг» (от английского слова palm - ладонь).

Упражнение можно выполнять в перерыве между учебой, работой на компьютере.

Нужно сесть прямо, постараться расслабиться, дышать спокойно и равномерно. Напряжение в шейно-воротниковой зоне нарушает правильное кровоснабжение глаз, тем самым лишая их необходимого питания. Середины ладоней следует мягко положить на глаза, ни в коем случае не прижимать их к лицу с усилием. Пальцы рук можно расположить параллельно или перекрестить на лбу - польза должна быть комфортной. Главное условие - это не допускать щелочек, которые пропускают свет. Теперь можно опустить веки: закрытые глаза прикрыты ладонями. Теперь следует опустить локти на стол, стараясь не изгибать позвоночник в стороны. Тело, спина и шея не должны быть в напряжении. В таком положении следует провести 10–15 секунд, но лучше дольше: за это время глаза успевают отдохнуть. Выход из упражнения не должен быть резким: медленно приоткрываются ладони, затем нужно несколько секунд посидеть с закрытыми веками, потом уже открывать глаза.

2. Упражнение «Письмо носом».

Нужно закрыть глаза, расслабиться (можно сидеть или стоять) и представить, что кончик носа - это фломастер или кисть с краской. Теперь можно писать или рисовать в воздухе что угодно: буквы, слова, геометрические фигуры, простые рисунки. Это упражнение также расслабляет шею.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста без особых усилий могут справиться с большинством упражнений. Проблема будет заключаться в том, что в этой возрастной группе апелляция к разумности не работает: дети просто не могут понять необходимость таких занятий, которые к тому же не дают мгновенного результата. Непростая задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы настойчиво дать понять ребенку, что регулярная зрительная гимнастика - это так же необходимо, как ежедневный туалет и чистка зубов.

Если серьезных проблем у ребенка нет, родители могут позаниматься с малышом основными упражнениями самостоятельно. Если проблемы имеются, лучшую методику восстановления и улучшения зрения посоветует офтальмолог.

Мастер-класс учителя-дефектолога для родителей на тему: «Значение зрительной гимнастики и её виды»

Цель: формирование у родителей представлений о том, что зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения и обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты, а так же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние ребёнка, на его работоспособность.

Задачи:

  • создать условия оптимизации детско – родительских отношений;
  • познакомить с видами, правилами и приемами проведения зрительной гимнастики;

Правила проведения зрительной гимнастики для родителей:

  • Всегда снимать очки.
  • Фиксировать положение головы.
  • Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты с детьми младшего и среднего возраста, 4-5 минут со старшими детьми.
  • Начинать упражнения с простых движений, увеличивая их сложность.
  • Зрительную гимнастику проводить в зависимости от объёма интеллектуального напряжения, объёма двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же вида деятельности ребёнка.

Оборудование: зрительные ориентиры(бабочка на палочке, указка с картинкой на кончике и другое), презентация зрительной гимнастики.

  1. Сообщение для родителей на тему: «Значение зрительной гимнастики и её виды».

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения, являются гимнастика для глаз. После длительной зрительной нагрузки у детей могут появиться следующие симптомы: расплывчатое иди двоящееся изображения предметов; головная боль; чувство усталости, сухости, покраснения, боли в глазах; снижение концентрации и остроты зрения. Чтобы избежать, описанные выше, состояния зрительного анализатора необходимо своевременно проводить гимнастику. Ее цель – обеспечить кратковременный отдых для глаз посредством простых и доступных всем упражнениям. Эффективность гимнастики объясняется тем, что при выполнении специально подобранных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего расстояния на дальнее, снимается напряжение с глазных мышц, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функции зрения нормализуются. Благотворное влияние гимнастики на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора отмечено после 3 – 5 минут зрительной работы у слабовидящих детей, а у детей с косоглазием после 5 – 7 минут непрерывной зрительной нагрузки. Длительность физминутки составляет от 2 до 5 минут.

Современные ученые Э.Д.Рубан , Л.Б.Шереминская, Г.Г.Демирчоглян и др. предлагают следующие методы визуальной терапии:

  • для лечения близорукости:
  • стимуляция светом:

Соляризация. Свет приводит к вибрации глаз под веками, автоматически уменьшая напряжения мышц. Необходимо снять очки. Первое время принимать солнечные ванны нужно с закрытыми глазами, делая по 2 поворота на солнце и по 4 в тень. Сразу после соляризации можно сделать пальминг, по времени – в 2 раза дольше. В дальнейшем, ребенок встает на край густой тени, поставив одну ногу на теневой участок, а другую – на освещенный ярким светом. Закрыв глаза, он должен сделать глубокий вдох и поворачивать голову из стороны в сторону так, чтобы закрытые глаза попеременно проходили через неосвещенный участок и участок, на который падает солнечный свет. Время поворота 7 – 10 секунд.

Делать соляризацию можно и через оконное стекло. Стекло, в данном случае, не служит каким-либо препятствием. Яркость – вот что дает отдых и укрепляет глаза.

Стимуляцию глаз светом можно осуществить и при использовании лампы в 100 Вт. Ребенок садится от лампы на расстоянии около 1 м, закрывает глаза. С каждым сеансом передвигать лампу нужно на несколько сантиметров ближе, но не ближе чем на 20 см от глаз. Свет лампы должен приятно согревать глаза, а не слепить их (смотреть на прямые лучи света нельзя). Необходимо поворачивать голову из стороны в сторону, с тем, чтобы каждый глаз получал равномерное количество света и тепла.

Температурное воздействие. Необходимо взять 2 чистых мягких куска ткани. Погрузить один конец ткани в горячую воду (до 400), отжать ее и приложить к глазам, прижав на 1 минуту. Вслед за этим прикладывается другой конец ткани (комнатная температура). Проделывать данное упражнение необходимо три раза, а затем вытереть глаза насухо.

– Достаточно легким способом достижения расслабления и отдыха глаз является состояние с закрытыми глазами, т.е. пальминг. Глаза закрываются. Одна ладонь накладывается на другую крест-накрест так, чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. При этом необходимо полное исключение света и исключение какого-либо давления на глаза. Упражнение выполняется в положении «лежа» или «сидя». В случае выбора положения «сидя» локти опираются на стол, либо на лежащую на коленях подушечку. Для наилучшего расслабления детей педагог может включить спокойную музыку.

– Перефокусировка взгляда (метка на стекле). Упражнение проводится в очках. Ребенок становится на расстоянии 25 – 30 см. от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка диаметром 2 – 3 мм. Вдали от линии взора дошкольник отмечает для фиксации какой-либо предмет, затем поочередно переводит взор с метки на этот предмет. Время фиксации – 3 секунды.

– Вращение глазами. При выполнении данного упражнения необходимо принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными. Голова все время остается неподвижной. Сначала необходимо научить ребенка совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков.

– Моргание «Бабочка». Дыхание медленное и глубокое. На вдохе малышу предлагают открыть глаз, на выдохе – быстро поморгать. Примерный ориентир частоты моргания: на протяжении 10 секунд ребенок должен моргать 2 – 4 раза. При моргании расслабляются напряженные мышцы глаза, что улучшает зрение.

– Массаж глаз:

а) выполняется сидя. Закрыть глаза, массировать их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты;

б) тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхние веки в течение 1 – 2 секунд. Затем, снять пальцы с век. Повторить 5 раз.

в) крепко зажмурить глаза в течение 3 – 5 секунд. Затем открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить 7 – 8 минут.

а) точка под лобной костью с внутренней стороны бровей;

б) точки на переносице;

в) кончиками указательных пальцев массировать скулы на расстоянии в толщину одного пальца от носа;

г) круговыми движениями массировать участки глаз, начиная с точек под бровями, затем брови, продвигаясь к краям, под глазами.

Для лечения дальнозоркости:

Используются те же упражнения, а так же

При астигматизме:

В работе с детьми, имеющими данное нарушение, используются те же упражнения, кроме упражнения «перефокусировки взгляда».

При косоглазии:

Применяются те же упражнения, а так же повороты.

Первый закон зрения – движение.

Большие повороты. Ребенок должен встать, расставив ступни ног на ширину плеч и обратившись лицом к одной из стен. Отрывая немного левую ногу от пола, он одновременно поворачивает плечи, голову и глаз вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой малыш был обращен лицом. Затем, по описанной схеме осуществляется поворот в другую сторону. При этом необходимо контролировать, что бы голова и глаза двигались вместе с плечами.

Пальцевые повороты. Это упражнение – первый шаг на пути ликвидации напряженного состояния глаз. Указательный палец любой руки ставится перед носом. Необходимо плавно поворачивать голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него.

Все предложенные выше гимнастики подходят для детей старшего дошкольного возраста, с малышами можно проводить игры-упражнения, подготавливающие ребенка к более сложным упражнениям:

  • обучение пальмингу проходит через следующие игры: «Темно – светло», «Сделай, как было», «Глазки уснули» и т.д.;
  • обучение техники моргания: «Прятки», «Моргалочка», «Сожмем – разожмем глазки» и т.д.;
  • обучение техники вращения глаз: «Небо – земля», «Часики», «Мельница» и т.д.;
  • обучение перефокусировки взгляда: «Смотри ближе – смотри дальше», «Расскажи, что близко, что далеко», «Расскажи, что высоко, что низко».

Обязательным компонентом коррекционной работы я детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в день по 3 – 5 минут перед зрительной нагрузкой с целью активизации зрительных функций.

Упражнения для глаз:

– Укрепляют глазные мышцы. Глаза получают возможность свободно двигаться.

– Глазные мышцы становятся эластичными и гибкими;

– Упражнения активизируют кровоснабжение глаз и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода.

– Гимнастика может проводиться по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек, чистоговорок, с использованием предметов. Показывать предмет для зрительной гимнастики необходимо в медленном темпе, чтобы ребенок проследил движение предмета. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвет с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать не очень крупные предметы.

Кроме практических преимуществ, жизнь без очков имеет и другие достоинства. Зрение является одной из важнейших сенсорных систем. С его помощью дети получают основную массу знаний об окружающем мире. Воздвигая искусственный барьер между глазами и окружающим миром, мы вмешиваемся в естественный процесс восприятия. А если искажается восприятие окружающего мира, искажается и отношение к жизни, своему поведению, системе ценностей и убеждений.

Когда зрение улучшается, положительные изменения наблюдаются и в личностных качествах ребенка, раскрывается его скрытый потенциал.

  1. Практическая часть (показ зрительной гимнастики

Зрительная гимнастика для детей: «Ослик»

Ослик ходит, выбирает, (моргаем глазами, при это головой не двигаем)

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, (взгляд вверх)

А внизу растет крапива, (взгляд вниз)

Слева – свекла, справа – брюква, (выполняем движения глазами влево, вправо)

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава, (взгляд вниз)

Сверху – сочная ботва. (взгляд вверх)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег. (обвести глазами круг, затем опустить голову вниз и зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза)

Зрительная гимнастика для детей: «Елка»

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз; повторить 2 раза .

Зрительная гимнастика для детей: «Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы - ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет - старушка, смотрят вправо

Справа сосенки - подружки. смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево - вправо, вверх - вниз.

Зрительная гимнастика для детей: «Грачи»

Зрительная гимнастика для детей: «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара (выполняем движения глазами в соответствии с текстом)

смотрит влево!

смотрит вправо!

А теперь вперед!

Тут немного отдохнет
(глазки не напряжены и расслаблены)

А Варвара смотрит вверх –

А теперь – смотрит вниз

(Глазки наши напряглись).

А теперь – глаза закрыла,

И открыла, и закрыла.

Веселы, бодры мы снова,

И к занятию готовы!

Зрительная гимнастика для детей: «Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты, куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вниз - вверх

Посмотреть влево – вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, (повторить 2 раза)

Значение зрительной гимнастики в коррекционно­воспитательной
работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с
отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской
патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут
привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или
отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной
системы.
В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии
занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм).
Помимо этого, многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и
многими другими видами нарушения зрения.
В программе для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией
Л.И. Плаксиной наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья
предусмотрены упражнения для глаз, направленные на преодоление
зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятия зрительного
утомления, совершенствования центрального и периферического зрения.
Зрительная гимнастика – это часть коррекционно­воспитательной работы
с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом
определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика
эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных
зрительных функций и под обязательным наблюдением врача­офтальмолога.
Офтальмологами доказано положительное влияние физкульминуток на
состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при
котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные
мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те
глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает
зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует
предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также
более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному
усвоению учебного материала.
Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально
во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3­х до 5­ти мин.
Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка
должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте
В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного
анализатора должна быть регламентирована:

гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса


физкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным
напряжением, на 10­11й минуте в течение 2­3 минут,
на 14­17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного
напряжения в течение трех минут,
в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной
нагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение,
рассказывание), то на 11­13 мин. проводится физкультминутка для
мышечного расслабления, а на 17­18­й мин. занятия – упражнения для
глаз.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие
правила:
­ всегда снимать очки
­ сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

­ следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным
­ сосредоточить все внимание на глазах
­ после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и
часто поморгать.
В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные варианты
использования зрительных гимнастик:

со стихами;





с опорой на схему;
с сигнальными метками;
с индивидуальными офтальмо тренажёрами;
с настенными и потолочными офтальмо тренажёрами;
электронных зрительных гимнастик.
Для более четких восприятий упражнений для глаз применяются
стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель
упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного
предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное
прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов
положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности
ребенка в целом.
Изучив методические рекомендации Базарного В.Ф., Григоряна Л.И., мы
разработали материал по использованию видео тренажёров различного
направления (офтальмо тренажёры, «держалки», сигнальные метки), целью
которых является:
­ снижение психической и зрительной утомляемости,
­ повышение остроты зрения,
­ развития зрительно­двигательной координации,

­ упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и
движущемся предмете,
­ повышение общей активности детей во всех видах деятельности.
Индивидуальные офтальмо тренажёры, «держалки»: поместив в них
сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с
заданиями, педагог плавно передвигается по комнате то, удаляя, то,
приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая
дополнительную активность для всех групп глазных мышц.
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном
темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который
должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть
выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с
одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной
гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные ­
располагаются дальше.
Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, в
пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются (либо
подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные
метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их
рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4­х углах
потолка).
Потолочные офтальмо тренажёры ­ это своего рода траектории, по
которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны
сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются
коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это
делает схему яркой, привлекает внимание детей (большого размера офтальмо
тренажёр рисуется на потолке). Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с

постоянно поднятой головой), в начале учатся «обходить» схемы –
траектории, а затем «обегать».
Настенные
офтальмо тренажёры представлены
в

виде
схем, размещаются на стене, против лица. Упражнения заключаются в
поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным
слежением за ним органом зрения.
Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик
является электронная физминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие
зрительного напряжения. Мы разработали комплекс таких зрительных
гимнастик с помощью программы Power Point. Система упражнений,
представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение,
способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию
детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции.
Методика проведения электронной физминутки проста в использовании.
Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для
каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением
объектов, при мигании объектов моргают глазками.
Таким образом,
зрительная гимнастика является обязательным
компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Список литературы
1. Волошина
Л.
Организация

здоровье

сберегающего
пространства//Дошкольное воспитание.­2004.­N1.­С.114­117.
2. Гимнастика для глаз. ­ // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26­
27.

3. Демирчоглян Г.Г Как сохранить и улучшить зрение// Донецк:
Сталкер,1997
4. Н.В. Жолудева. Профилактика зрительных расстройств на
логопедических занятиях. ­ //Логопед, №1 , 2011. ­ с.49­56.
5. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – М.: Детство­Пресс. 2002
6. Панков О. Уникальные упражнения для восстановления зрения у детей
по методу профессора Олега Панкова. Тренинги и игры для мышц глаз./ М.:
АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
7. Зрительная гимнастика для детей 2­7 лет/ авт­сост. Е.А. Чевылова. –
Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

Использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

Чередование занятий детей с отдыхом;

Проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

Контроль за правильной позой детей во время занятий;

Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

Активное гармоничное физическое развитие детей;

Организация рационального питания и витаминизации;

Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

По мнению Г.Г. Демирчогляна, педагоги могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения.

В программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья предусмотрены упражнения для глаз, направленные на преодоление зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятия зрительного утомления, совершенствования центрального и периферического зрения.

Зрительная гимнастика - это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога. Офтальмологами доказано положительное влияние физкульминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного анализатора должна быть регламентирована:

гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течение 2-3 минут, на 14-17 минуте занятия - физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут, - в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение, рассказывание), то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия - упражнения для глаз.

В комплекс зрительной гимнастики включаются также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием, а для детей со сходящимся косоглазием - упражнения на расслабление конвергенции, на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости; на укрепление глазодвигательных мышц; для снятия зрительного утомления; на совершенствование центрального и периферического зрения.

Условия проведения зрительной гимнастики.

Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.Длительность проведения зрительной гимнастики - 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

Всегда снимать очки

Сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

Следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным

Сосредоточить все внимание на глазах

После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

со стихами; с опорой на схему; с сигнальными метками; с индивидуальными офтальмотренажерами; с настенными и потолочными офтальмотренажерами; электронных зрительных гимнастик.

Для более четкого восприятий упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения - сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

Снижение психической и зрительной утомляемости,

Повышение остроты зрения,

Развития зрительно-двигательной координации,

Упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете,

Повышение общей активности детей во всех видах деятельности.

Индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки»: поместив в них сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с заданиями, воспитатель плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше.

Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).

Игрушки (картинки) целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их рекомендуем выполнять только в положении «стоя».

Потолочные офтальмотренажеры - это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей (большого размера офтальмотренажёр рисуется на потолке). Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), в начале учатся «обходить» схемы - траектории, а затем «обегать».

Настенные офтальмотренажеры представлены виде схем, размещаются на стене, против лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка. Её цель - сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:

Обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

Повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

Укрепляет мышцы век;

Снимает переутомление зрительного аппарата;

Развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

Корректирует функциональные дефекты зрения.

Анализ литературы по проблеме исследования и предложенные варианты применения зрительных гимнастик с детьми с нарушением зрения показали, что зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией. Опыт нашей работы позволил отметить, что профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

Список литературы

Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117. Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. - с.26-27. Демирчоглян Г.Г Как сохранить и улучшить зрение// Донецк: Сталкер,1997 Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е.А. Чевылова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 123 с. Н.В. Жолудева. Профилактика зрительных расстройств на логопедических занятиях. - //Логопед, №1 , 2011. - с.49-56. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. - М.: Детство-Пресс. 2002 Панков О. Уникальные упражнения для восстановления зрения у детей по методу профессора Олега Панкова. Тренинги и игры для мышц глаз./ М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. Рубан Э.Д. Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях: реальные методы и упражнения /Ростов н/Д: Феникс, 2009.