Совет школы. Устав

Описание презентации Формы участия родителей в управлении образовательным учреждением Занятие по слайдам

Формы участия родителей в управлении образовательным учреждением Занятие № 1 Школы начинающего руководителя родительского комитета образовательного учреждения

Основные компетенции образовательной организации (Ст. 28 ФЗ-273 «Об образовании в РФ») 1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, иных локальных нормативных актов; 2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями; 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также проведение самообследования и предоставление отчета о результатах; 4) разработка и утверждение образовательных программ ОО; 5) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития ОО; 6) прием обучающихся в ОО; 7) определение списка учебников; организация научно-методической работы; 8) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; 9) поощрение обучающихся за успехи в учебной, физкультурной и др. видах деятельности; 10) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях; 11) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; обеспечение внутренней системы оценки качества; 12) создание условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания, занятий физической культурой и спортом; 13) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации; 14) установление требований к одежде обучающихся; 15) содействие деятельности общественных объединений; 16) обеспечение создания и ведения официального сайта

Пр а ва и о б яза нно с ти о б у ча ющихс я Обучающиеся имеют право на: а) получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) в соответствии с государственными образовательными стандартами; б) выбор формы получения образования и образовательного учреждения; в) обучение по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения; г) бесплатное пользование библиотечным фондом; д) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; е) участие в управлении учреждением; ж) уважение человеческого достоинства, свободу совести и получение информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений; з) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; и) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой; к) добровольное вступление в любые общественные организации; л) защиту от применения методов физического и психического насилия; м) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; н) перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия своего учебного учреждения. Обучающиеся обязаны: «Обучающиеся обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения; добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу учреждения; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка» . (Типовое положение об ОУ, п. 57)

Права и обязанности родителей (законных представителей) по воспитанию и обучению детей определены: — Конституцией РФ от 1993 года ст. 38, 43 пункт 4; — Семейным кодексом РФ ст. 63 пункт 2 , ст. 69; ст. 73; — Кодексом об административных правонарушениях ст. 5. 35; — Законом об образовании РФ (273 -ФЗ). Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т. е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы, создают условия для получения ребенком среднего (полного) образования.

Органы общественного управления ОУ Коллегиальные органы управления: попечительский совет; управляющий совет; наблюдательный совет; другие коллегиальные органы управления. Все вопросы создания и деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации должны быть урегулированы уставом образовательной организации в соответствии с законодательством. Порядок учета мнения этих органов законодательно не установлен, следовательно, он должен определяться уставом образовательной организации. Состав и порядок работы таких органов регламентируются внутренними положениями и иными документами таких представительных органов.

Попечительский совет ОУ Попечительский совет – это коллегиальный орган управления образовательной организацией, объединяющий на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретной образовательной организации. Порядок формирования и компетенция попечительского совета определяются Уставом образовательной организации и Положением о попечительском совете. Деятельность попечительского совета как коллегиального органа управления образовательной организацией регулирует Федеральный Закон № 273 -ФЗ (ч. 4 ст. 26).

Особенности Есть 2 модели создания Попечительского Совета — со статусом юридического лица и без него. Не зависимо от статуса, Попечительский Совет все равно будет являться некоммерческой организацией. Разница в статусах: Попечительский Совет без организации юридического лица не требует государственной регистрации и лицензирования, не несет обязанностей по уплате налогов, хотя может иметь отдельный расчетный счет в бухгалтерии ДОУ (если оно на финансовой самостоятельности) или в ЦБ, если она ведет все финансовые дела учреждения. Попечительский Совет со статусом юридического лица должен обязательно пройти государственную регистрацию и предоставлять бухгалтерскую отчетность о своей работе в налоговую инспекцию, территориальный орган государственной статистики и т. д.

Управляющий совет – это коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организацией, имеющий определенные уставом полномочия по решению вопросов функционирования и развития образовательной организации, формируемый из представителей учредителя, руководства и работников образовательной организации, обучающихся старше 14 лет и родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших возраста 18 лет, а также из представителей местного сообщества.

Основные полномочия 1. В определении путей развития ОО управляющий совет может быть наделен правом утверждать программу развития ОО (по согласованию с учредителем); публичную отчетность – отчет о самообследовании ОО и отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств. 2. В организации образовательной деятельности ОО управляющий совет может согласовывать образовательную программу, основные общеобразовательные программы; профили обучения в старшей школе; выбор учебников их числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России. 3. В вопросах взаимоотношений участников образовательных отношений управляющий совет может рассматривать жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала ОО и принимает рекомендации по их разрешению по существу; принимать решение об исключении обучающегося из ОО; ходатайствовать при наличии оснований перед учредителем о расторжении трудового договора с педагогом, руководителей, иным работником ОО, вносить учредителю предложения о поощрении работников и руководителя ОО. 4. В вопросах функционирования ОО управляющий совет может устанавливать режим занятий, продолжительность учебной недели; время начала и окончания занятий; принимать решение о введении (отмене) единой формы одежды обучающихся и персонала ОО; осуществлять контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда детей. 5. В сфере финансово-хозяйственной деятельности управляющий совет может согласовывать план финансово-хозяйственной деятельности ОО; утверждать сметы расходования средств, полученных от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников; содействовать привлечению внебюджетных средств, определять цели и направления их расходования; согласовывать сдачу в аренду ОО объектов собственности; утверждать или согласовывать порядок и критерии распределения выплат стимулирующего характера педагогическим работникам; заслушивать и утверждать отчет руководителя по итогам учебного и финансового года, предоставлять его общественности и учредителю; вносить рекомендации учредителю по содержанию государственного (муниципального) задания ОО. Управляющий совет вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать локальные нормативные и иные правовые акты ОО по вопросам, отнесенным Уставом ОО к его исключительной компетенции, а также согласовывать локальные акты, отнесенные Уставом ОО к совместной компетенции управляющего совета и других органов управления (руководителя, педагогического совета и др.) Управляющий совет вправе разрабатывать, принимать и вносить рекомендации учредителю и руководителю ОО по вопросам управления, отнесенным к их компетенции законодательством и Уставом. Полный перечень полномочий управляющего совета должен быть изложен в утвержденном учредителем и зарегистрированном Уставе образовательной организации.

Различия Управляющий совет больше ориентирован на управлении внутренней жизнью образовательного учреждения, в то время как Попечительский совет представляет образовательное учреждение во внешнем пространстве.

Родительские комитеты Цель родительских комитетов – активное участие в управлении ОУ, общественный контроль и содействие педагогическому коллективу в достижении им высокого качества обучения и воспитания детей. Содержание деятельности: создание условий для активного участия родителей в жизнедеятельности ОУ; подготовка, обсуждение, принятие и реализация документов, регулирующих внутреннюю деятельность родительской ассоциации; участие родителей в организации питания, благоприятных санитарно – гигиенических и бытовых условий учебы, труда, отдыха детей; выявление степени удовлетворенности родителей состоянием, условиями и результатами учебно воспитательной работы, сбор их предложений по улучшению работы и внесение рекомендаций администрации ОУ; защита прав и свобод детей в ОУ; организация педагогического и правового просвещения родителей; помощь педагогическому коллективу в осуществлении работы с семьями обучающихся и воспитанников; участие в обсуждении претендентов из числа педагогических работников в рамках модернизации образования по присуждению грантов и в других мероприятиях; подготовка и проведение родительских собраний, акций и других мероприятий с родителями и учащимися и воспитанниками; создание общественного фонда и принятие решения об его использовании в интересах оздоровления, обучения и воспитания детей; организация обмена опытом семейного воспитания, поощрение родителей, хорошо воспитывающих своих детей.

Деят ельност ь: В состав родительского комитета входят представители родителей (законных представителей) обучающихся или воспитанников (например, по 1 представителю от параллели), избираемые общим собранием (конференцией) родителей ОУ. Из своего состава родительский комитет избирает председателя и секретаря. Члены родительского комитета формируют постоянные или временные комиссии. На заседаниях комитета могут присутствовать директор, председатели других органов самоуправления ОУ. Председатель родительского комитета ОУ может присутствовать (с последующим информированием членов комитета) на отдельных заседаниях Педагогического совета, других органов самоуправления. Решения принимаются простым большинством голосов и носят рекомендательный характер. Заседания родительского комитета и комиссий проводятся по мере необходимости. Родительский комитет может иметь свой сайт для оперативного информирования и обмена опытом семейного воспитания. Содержание, порядок работы, полномочия родительского комитета закрепляются в Положении о самоуправлении родителей в ОУ.

Права родительского комитета Вносить предложения администрации по вопросам, входящим в его компетенцию; обращаться за разъяснениями в различные организации и учреждения по вопросам, входящим в его компетенцию; заслушивать и получать информацию от руководителя образовательного учреждения, других органов его самоуправления; принимать участие в обсуждении локальных актов; приглашать на свои заседания родителей (законных представителей) обучающихся или воспитанников по представлению (решению) классных или групповых родительских комитетов; поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в ОУ; оказывать помощь в проведении общих мероприятий ОУ; ставить вопрос о необходимости проведения общего родительского собрания ОУ. В своей деятельности родительский комитет взаимодействует с: Администрацией ОУ; родительскими комитетами классов или групп; общественными организациями; общественными родительскими организациями муниципального образования; органами управления образованием, депутатом избирательного округа; правоохранительными органами и комиссией по делами несовершеннолетних и защите их прав; другими организациями. Взаимодействие родительского комитета с администрацией ОУ можно оформить договором между ними, утверждаемом на общем родительском собрании.

Примерная циклограмма деятельности родительского комитета в течение года Проведение родительских собраний по графику. Формирование родительского актива ОУ. Оформление информационного стенда РК для родителей. Беседы членов родительского комитета с родителями, не обеспечивающими контроль за своими детьми. Работа с семьями, состоящими на внутреннем учете ОУ. Контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима в ОУ, за организацией питания, медицинского обслуживания. Привлечение родителей на субботники, к проведению круглых столов, бесед по классам или группам о своих профессиях. Информация руководителя ОУ о ходе выполнения решений родительских собраний и родительского комитета. Проведение консультаций и учебы для родителей. Подготовка и проведение родительских собраний 9 -х и 11 -х классов по вопросам: Положение об итоговой аттестации учащихся 9 -х и 11 -х классов, ГИА, ЕГЭ; качество знаний учащихся. Систематическое проведение встреч родителей с педагогическими работниками по вопросам обучения и воспитания школьников и воспитанников. Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий: Дня школы, Дня воспитателя, спортивных соревнований, концертов, походов и др. Проведение Фестиваля семейного творчества. Чествование родителей за успехи в воспитании детей, за активную помощь ОУ.

На заседаниях родительского комитета можно рассмотреть вопросы: 1. Итоги (организация) летнего отдыха учащихся. 2. Отчет директора школы об использовании добровольных пожертвований родителей, о подготовке к новому учебному году, отопительному сезону. 3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» . 4. Электронные дневники учащихся. 5. О «Публичном отчете» о работе ОУ в текущем учебном году. 6. Итоги успеваемости за четверть, полугодие, год. 7. Организация досуговой деятельности обучающихся и воспитанников. 8. Эффективность работы по патриотическому воспитанию в ОУ (организация работы музея, библиотеки). 9. Подготовка учащихся к промежуточной аттестации в 5 -8 и 10 классах. 10. Медицинское обслуживание в ОУ. Профилактика заболеваний. Роль медосмотров. 11. Подготовка к мероприятиям, посвященным Дню Победы. 12. Подведение итогов работы родительских комитетов классов и групп. 13. Подготовка к проведению Последних звонков для уч-ся 9 -х и 11 -х классов и выпускных вечеров для уч-ся 9 -х и 11 -х классов. 14. Отчет о работе секторов по осуществлению контроля за питанием, медицинским обслуживанием, охраной и безопасностью обучающихся, культурно-массовой деятельностью. 15. Подготовка уч-ся к сдаче экзаменов (режим дня, питание, организация отдыха). 16. Планирование работы родительского комитета на очередной или следующий учебный год, отчет о деятельности в прошедшем учебном году. Решения родительского комитета должны носить конкретный характер с указанием сроков выполнения.

Отличия Полномочия Попечительского совета и Совета ОУ обязательно закрепляются в Уставе. Полномочия Родительского комитета утверждаются Положением. Решения органов управления по вопросам, перечисленным в Уставе, – обязательны для исполнения (Попечительский совет, Совет ОУ). По кругу вопросов, которые не обозначены в Уставе, решения имеют рекомендательный характер (Родительский комитет и Советы).

Спасибо за внимание! Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью? Я. Корчак

От 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Данный Федеральный закон закрепил итоги развития системы образования в Российской Федерации за последние десятилетия, ввел в систему образования новые институты, в том числе, и в сфере управления образовательными организациями.

Вопросы общественного самоуправления всегда были достаточно острыми вопросами. Зачастую требование о развитии общественного самоуправления выглядело скорее как требование учредителей государственных и муниципальных учреждений, предъявляемое в соответствии с основными направлениями образовательной политики, чем как потребность образовательных учреждений. Во многих образовательных учреждениях развитие системы общественного самоуправления перешло на уровень осознания необходимости, полезности общественных органов самоуправления для образовательной организации, возложения на них важных задач и функций.

Так произошло не везде, однако многие администраторы образовательных организаций на момент вступления в силу нового Федерального закона констатировали, что их образовательные учреждения имели сформированную, эффективную, обладающую реальными полномочиями систему органов общественного самоуправления, которая выполняла важные задачи и была ценна для образовательного учреждения. Целый ряд руководителей подчеркивали значимость сложившейся системы для качества организации и ведения образовательного процесса, для учета мнения участников образовательного процесса, а также использовали данную систему как эффективный механизм защиты образовательного учреждения от произвольных решений его учредителя, и, тем самым, как дополнительный гарант стабильности учреждения (например, если в уставы включалось требование согласовать решение об увольнении руководителя с управляющим советом, руководитель был в существенно большей мере защищен в своих отношениях с учредителем, и зачастую мог свободнее отстаивать интересы учреждения перед учредителем).

При этом достаточно большое число образовательных учреждений в том или ином виде включали в эту систему органы, представляющие мнение обучающихся. Это могли быть советы обучающихся, в том числе довольно сложной структуры (советы классов, формирующие советы параллелей или ступеней образования, в свою очередь формирующие совет обучающихся учреждения в целом). Также распространение получило включение обучающихся в состав совета образовательного учреждения, управляющего совета, иных органов общественного самоуправления. На уровнях дошкольного, начального общего и основного общего образования, где обучающиеся в силу возраста не могли принимать осознанное участие в решении серьезных управленческих вопросов, в состав органов общественного самоуправления входили их родители (иные законные представители). Они могли или полностью заменить обучающихся, как, например, в дошкольном образовательном учреждении, либо быть включены наряду с ними, как, например, общеобразовательных учреждениях, где действовали советы родителей, либо родители входили в состав органов самоуправления, но одновременно с этим обучающиеся на уровне среднего общего образования, а также старших классов основной школы также участвовали в общественном самоуправлении через своих представителей.

Учет позиции обучающихся, их родителей (иных законных представителей) в ходе принятия управленческих решений, а иногда и непосредственное принятие таких решений органами, состоящими из либо включающими в себя обучающихся либо их родителей (законных представителей) представлялся достаточно значимым для многих руководителей образовательных учреждений по целому ряду причин. Это позволяет оптимизировать управление образовательной организации, учитывая мнение важнейших участников образовательной деятельности, а также имеет и образовательный эффект - развивает у обучающихся чувство ответственности и обучает их принятию решений. Кроме того, в условиях новой системы финансирования востребованность образовательной организации стала важнейшим фактором, предопределяющим его финансовое положение (через выданное ему государственное, муниципальное задание, потенциально варьируемое как по количеству, так и по качеству). Многие администраторы рассматривали систему общественного самоуправления, в том числе и участие в ней обучающихся, как важный фактор, обеспечивающий учет потребностей потребителей образовательных услуг организации, и, тем самым, обеспечивающий в конечном итоге привлекательности образовательного учреждения для потребителей.

В этой связи целый ряд руководителей образовательных организаций, а также многие обучающиеся и их родители (законные представители) негативно оценили Федерального закона, регламентирующую вопросы управления образовательной организацией. Данная статья была воспринята как ограничивающая права обучающихся по следующим причинам.

Два случая же носят универсальный характер и распространяются, в том числе, и на сферу общего образования.

Во-первых, ч. 3 ст. 30 Федерального закона предусматривается, что при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Во-вторых, ч. 7 ст. 43 Федерального закона предусматривает, что при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать не только тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, но и мнение советов обучающихся, советов родителей.

Тем самым, любая образовательная организация обязана учесть мнение советов обучающихся (при их наличии) при принятии локальных нормативных актов, либо при выборе меры дисциплинарного взыскания. Именно в этом и заключается предназначение органов, созданных для учета мнения – выразить свою позицию при решении ряда вопросов. Причем минимальный перечень таких вопросов перечислен в Федеральном законе. Иные случаи могут предусматриваться локальными нормативными актами образовательной организации.

Следует отметить, что учет мнения не означает обязательного согласования позиции с советами обучающихся. Учет мнения подразумевает процедуру, в ходе которой до принятия решения информация о планируемом решении направляется в совет обучающихся, далее администрация ожидает, и в случае, если мнение было выражено, оно подлежит обязательному рассмотрению перед принятием решения. Может быть также предусмотрено проведение согласительных процедур, но конечное решение в любом случае принимается администрацией образовательной организацией (либо иным коллегиальным органом управления, уполномоченным на принятие локального нормативного акта). Исключения могут наблюдаться на уровне отдельных образовательных организаций, если их локальными нормативными актами будет установлен иной порядок учета мнения, предусматривающий получения согласия советов обучающихся, однако это маловероятно.

Подчеркнем, что порядок учета мнения может быть установлен только на уровне самой образовательной организации локальным нормативным актом данной организации. Федеральный закон не устанавливает порядка учета мнения, кроме того, не дает полномочий установить порядок учета мнения никаким органам государственной власти или органам местного самоуправления. Это отличает учет мнения советов обучающихся от учета мнения представительных органов работников – в последнем случае порядок учета мнения зафиксирован непосредственно в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Представляется, что с большой долей вероятности именно закрепленный в трудовом законодательстве порядок учета мнения представительных органов работников послужит основой для разработки порядка учета мнения советов обучающихся в образовательных организациях. Напомним, что ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает учет мнения именно в формате доведения информации о решении, ожидания определенного времени, в течение которого представительный орган работников мог бы рассмотреть вопрос, получения мнения и в случае несогласия с ним проведения согласительных процедур, но финальное решение в любом случае принимает работодатель.

Обращаем внимание, что мнение советов обучающихся учитывается только в случае наличия таких органов. При этом их создание не является обязательным в соответствии с Федеральным законом. Если в организации не созданы советы обучающихся, то и учесть их мнение невозможно. Более того, Федеральный закон прямо говорит, что советы обучающихся создаются по инициативе самих обучающихся, родителей (законных представителей). Администрация образовательных организаций не занимается созданием советов обучающихся, это не входит в ее компетенцию.

Таким образом, советы обучающихся не являются коллегиальными органами управления образовательной организации. Они по своему правовому положению более всего напоминают представительные органы работников, например, профсоюзные органы. Они не создаются администрацией образовательной организации, не являются органами управления организации и тем самым не принимают никаких управленческих решений. Создание таких органов не обязательно. Сама образовательная организация не создает советы обучающихся, а потому не фиксирует в своих документах (уставе, локальных нормативных актах) ни решение о создании советов обучающихся, ни их структуру, ни порядок их работы и управления ими. Регламентации на локальном уровне подлежит только процедура взаимодействия с советами, опять же, по аналогии с профсоюзными органами.

Именно такой статус советов обучающихся и стал причиной распространения тезиса, что Федеральный закон ограничил права обучающихся на участие в управлении образовательной организацией. При этом зачастую приводится следующая аргументация. Ранее обучающиеся, их родители, законные представители формировали либо входили в состав органов общественного самоуправления, принимали значимые решения, участвовали в управлении образовательной организацией. Теперь же их роль свелась исключительно к возможности выразить свое мнение, в нескольких конкретно названных ситуациях. Тем самым они исключены из системы управления образовательной организацией, их права в этом отношении существенно пострадали.

Данная позиция представляется в корне неверной по ряду причин.

Прежний Закон РФ «Об образовании», действительно, предусматривал возможность создания органов общественного самоуправления, в составе которых могли быть созданы и советы обучающихся. Ст. 35 данного Закона предусматривалось, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строилось на принципах единоначалия и самоуправления, формами самоуправления были названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и иные формы. Вместе с тем, Законом определялось, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определялись уставом образовательного учреждения. Статьей же 36 определялось, что схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

Таким образом, и ранее советы обучающихся не были предусмотрены в качестве обязательных для создания органов самоуправления образовательной организации. Они могли быть, а могли и не быть сформированы в образовательном учреждении, в зависимости от решения его учредителя и администрации. В случае, если желания формировать такие органы не было, они не создавались. Никаких обязанностей как-либо включать в систему органов общественного самоуправления органы, представляющие позицию обучающихся, либо включать обучающихся как представителей в состав органов общественного самоуправления не было предусмотрено.

Вместе с тем, по новому Федеральному закону , такая возможность как создать отдельный коллегиальный орган управления со своей компетенцией, состоящий из обучающихся и их родителей (законных представителей) либо включить указанных лиц в состав коллегиального органа управления не исключается. Ст. 26 Федерального закона предусматривает, что в образовательной организации не только формируются либо могут формироваться прямо поименованные коллегиальные органы управления, но и могут формироваться другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Частью 5 данной статьи предусматривается, что структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон не содержит норм, препятствующих включению представителей обучающихся в состав коллегиальных органов управления (за исключением органов, по своей сути имеющих иную природу, например, названных Федеральным законом общего собрания работников образовательной организации либо педагогического совета). Представители обучающихся, их родителей (законных представителей) могут быть включены в состав попечительского совета, управляющего совета, совета образовательной организации либо иных подобных органов, если это предусмотрено уставом образовательной организацией.

Кроме того, могут быть сформированы отдельные коллегиальные органы управления, выражающие позицию именно обучающихся и их законных представителей (по аналогии с тем, как общее собрание работников, являясь коллегиальным органом управления, выражает позицию работников, а педагогический совет – педагогических работников образовательной организации). Единственное, что такие органы теперь нецелесообразно называть «советами обучающихся», дабы не вносить путаницу с точки зрения различения коллегиального органа управления, предусмотренного уставов, и органа, сформированного в инициативном порядке и выражающего мнения соответствующих участников образовательных отношений. Например, в образовательной организации согласно ее уставу могут функционировать комитеты обучающихся, конференции или собрания обучающихся.

При формировании комитета обучающихся как коллегиального органа управления его статус будет существенно отличаться от статуса совета обучающихся как органа, выражающего мнение обучающихся.

Ключевыми будут следующие отличия.

    Комитет является коллегиальным органом управления, то есть принимает решения от имени образовательной организации, действует как орган образовательной организации. Совет не является органом управления, является самостоятельным, внешним по отношению к образовательной организации образованием.

    Комитет формируется образовательной организацией по собственному усмотрению, его структура, порядок формирования, срок полномочий определяются самой образовательной организацией и фиксируются в уставе. Совет, будучи внешним по отношению к образовательной организации образованием, не определяется самой образовательной организацией, он формируется независимо от нее самими обучающимися, вопросы структуры, сроков и т.п. решаются независимо от образовательной организации.

    Полномочия, структура комитета, порядок принятия им решений должны обязательно быть зафиксированы в уставе. Относительно же совета регламентироваться может лишь порядок его взаимодействия с образовательной организацией, а не внутренние вопросы его деятельности. Компетенция комитета при этом полностью определяется уставом образовательной организации. Случаи же, в которых обязательно необходимо учесть мнение совета обучающихся, прямо перечислены в Федеральном законе.

Таким образом, новый Федеральный закон никак не ущемил возможностей обучающихся войти в коллегиальные органы управления образовательной организацией. Часть 1 ст. 34 Федерального закона фиксирует право обучающихся на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом. Часть 3 ст. 44 фиксирует право родителей, иных законных представителей обучающихся принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации. Обучающиеся и их родители (законные представители) точно так же, как и по ранее действовавшему законодательству могут быть включены в состав коллегиальных органов управления или формировать отдельный коллегиальный орган управления. Как и раньше, это делается по усмотрению принимающих устав лиц, данные вопросы подлежат регламентации именно в уставе.

Вместе с тем, новым Федеральным законом введены дополнительные гарантии. Ранее, если желания включить обучающихся в органы самоуправления образовательного учреждения не было, их позиция никак не учитывалась на вполне законных основаниях. Теперь же, если советы обучающихся в образовательной организации созданы, то их мнение должно быть запрошено и при получении учтено. В этом смысле права обучающихся на участие в управлении образовательной организацией не только не сужены, но и расширены – за счет введения обязанности учесть мнение совета обучающихся в определенных случаях, независимо от желания администрации или учредителя образовательной организации.

Участие обучающихся в управлении образовательной организацией высшего образования

Вопросы общественного самоуправления всегда были достаточно острыми вопросами. Зачастую требование о развитии общественного самоуправления выглядело скорее как требование учредителей государственных и муниципальных учреждений, предъявляемое в соответствии с основными направлениями образовательной политики, чем как потребность образовательных учреждений. В настоящее время во многих образовательных организациях развитие системы общественного самоуправления перешло на уровень осознания необходимости, полезности общественных органов самоуправления для образовательной организации, возложения на них важных задач и функций.

Достаточно большое число образовательных организаций еще до принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в том или ином виде включали в управленческую систему органы, представляющие мнение обучающихся. Это могли быть советы обучающихся, в том числе довольно сложной структуры (советы групп, потоков, курсов, факультетов, в свою очередь формирующие совет обучающихся организации в целом). Также распространение получило включение обучающихся в состав совета образовательной организации, управляющего совета, иных органов общественного самоуправления.

При этом, учитывая широкий спектр образовательной активности организаций высшего образования, актуальны не только советы обучающихся (студенческие советы). Зачастую могут формироваться и советы родителей (законных представителей) обучающихся, особенно в случае реализации программ среднего профессионального образования, среднего общего образования (что зачастую имеет место в организациях высшего образования).

Учет позиции обучающихся, их родителей (иных законных представителей) в ходе принятия управленческих решений, а иногда и непосредственное принятие таких решений органами, состоящими из либо включающими в себя обучающихся либо их родителей (законных представителей) представлялся достаточно значимым для многих руководителей образовательных учреждений по целому ряду причин. Это позволяет оптимизировать управление образовательной организации, учитывая мнение важнейших участников образовательной деятельности, а также имеет и образовательный эффект - развивает у обучающихся чувство ответственности и обучает их принятию решений. Кроме того, в условиях новой системы финансирования востребованность образовательной организации стала важнейшим фактором, предопределяющим его финансовое положение (через выданное ему государственное, муниципальное задание, потенциально варьируемое как по количеству, так и по качеству). Многие администраторы рассматривали систему общественного самоуправления, в том числе и участие в ней обучающихся, как важный фактор, обеспечивающий учет потребностей потребителей образовательных услуг организации, и, тем самым, обеспечивающий в конечном итоге привлекательности образовательного учреждения для потребителей. В организации высшего образования учет позиции обучающихся является особенно важным, поскольку выбор такой организации происходит в существенной степени более свободно, чем на практике выбирают, например, дошкольную образовательную организацию либо общеобразовательную организацию.

В этой связи значимыми являются положения ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании), регламентирующей вопросы управления образовательной организацией.

Статьей 26 Федерального закона об образовании предусматривается, что управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Органы общественного самоуправления статьей поименованы как «коллегиальные органы управления», что представляется более точным определением их сути. Однако частью 4 данной статьи предусмотрено, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Тем самым все коллегиальные органы управления разделены на две группы - те, которые обязательно должны быть сформированы в образовательной организации, и те, которые могут быть, а могут и не быть сформированы. Органы обучающихся в данной части не поименованы, даже в числе тех, которые могут формироваться по усмотрению образовательной организации, однако, очевидно, охватываются понятием «другие коллегиальные органы».

При этом статус коллегиальных органов обучающихся специально регламентируется частью 6 статьи 26 Федерального закона об образовании, приведем ее полностью:

«6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).»

Тем самым, Федеральным законом об образовании предусматривается создание органов, представляющих интересы обучающихся, в целях учета их мнения, а не коллегиальных органов управления. Органы, созданные в целях учета мнения обучающихся, могут иметь различные наименования - советы обучающихся, студенческие советы, советы родителей (законных представителей), либо называться иным образом (далее для краткости все эти органы будут именоваться «советы обучающихся»). Вместе с тем, как бы данный орган ни назывался, он имеет вполне определенную правовую природу - он создан для обеспечения учета мнения обучающихся при решении ряда вопросов.

Федеральный закон об образовании предусматривает несколько таких ситуаций.

Во-первых, ч. 3 ст. 30 Федерального закона об образовании предусматривается, что при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Во-вторых, ч. 7 ст. 43 Федерального закона об образовании предусматривает, что при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать не только тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, но и мнение советов обучающихся, советов родителей.

В-третьих, ч. 8 ст. 36 Федерального закона об образовании предусматривает, что государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся этой организации и выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) в пределах средств, выделяемых организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд).

В-четвертых, согласно ч. 15 ст. 36 Федерального закона об образовании, материальная поддержка нуждающимся обучающимся за счет бюджетных ассигнований выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся.

Кроме этого, в соответствии с ч. 4 ст. 39 Федерального закона об образовании, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).

Тем самым, образовательная организация обязана учесть мнение советов обучающихся (при их наличии) при принятии локальных нормативных актов, при выборе меры дисциплинарного взыскания и по ряду иных, перечисленных выше, вопросов. Именно в этом и заключается предназначение органов, созданных для учета мнения - выразить свою позицию при решении ряда вопросов. Причем минимальный перечень таких вопросов перечислен в Федеральном законе. Проигнорировать мнение советов по данным вопросам невозможно, независимо от позиции администрации организации. Иные случаи учета мнения могут предусматриваться локальными нормативными актами образовательной организации.

Следует отметить, что учет мнения не означает обязательного согласования позиции с советами обучающихся. Учет мнения подразумевает процедуру, в ходе которой до принятия решения информация о планируемом решении направляется в совет обучающихся, далее администрация ожидает, и в случае, если мнение было выражено, оно подлежит обязательному рассмотрению перед принятием решения. Может быть также предусмотрено проведение согласительных процедур, но конечное решение в любом случае принимается администрацией образовательной организацией (либо иным коллегиальным органом управления, уполномоченным на принятие локального нормативного акта). Исключения могут наблюдаться на уровне отдельных образовательных организаций, если их локальными нормативными актами будет установлен иной порядок учета мнения, предусматривающий получения согласия советов обучающихся, однако это маловероятно.

Подчеркнем, что порядок учета мнения может быть установлен только на уровне самой образовательной организации локальным нормативным актом данной организации. Федеральный закон об образовании не устанавливает порядка учета мнения, кроме того, не дает полномочий установить порядок учета мнения никаким органам государственной власти или органам местного самоуправления. Это отличает учет мнения советов обучающихся от учета мнения представительных органов работников - в последнем случае порядок учета мнения зафиксирован непосредственно в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Представляется, что с большой долей вероятности именно закрепленный в трудовом законодательстве порядок учета мнения представительных органов работников может послужить основой для разработки порядка учета мнения советов обучающихся в образовательных организациях. Напомним, что ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает учет мнения именно в формате доведения информации о решении, ожидания определенного времени, в течение которого представительный орган работников мог бы рассмотреть вопрос, получения мнения и в случае несогласия с ним проведения согласительных процедур, но финальное решение в любом случае принимает работодатель.

Мнение советов обучающихся учитывается только в случае наличия таких органов. При этом их создание не является обязательным в соответствии с Федеральным законом. Если в организации не созданы советы обучающихся, то и учесть их мнение невозможно. Более того, Федеральный закон прямо говорит, что советы обучающихся создаются по инициативе самих обучающихся, родителей (законных представителей). Администрация образовательных организаций не занимается созданием советов обучающихся, это не входит в ее компетенцию.

Таким образом, советы обучающихся не являются коллегиальными органами управления образовательной организации. Они по своему правовому положению более всего напоминают представительные органы работников, например, профсоюзные органы. Они не создаются администрацией образовательной организации, не являются органами управления организации и тем самым не принимают никаких управленческих решений. Создание таких органов не обязательно. Сама образовательная организация не создает советы обучающихся, а потому не фиксирует в своих документах (уставе, локальных нормативных актах) ни решение о создании советов обучающихся, ни их структуру, ни порядок их работы и управления ими. Регламентации на локальном уровне подлежит только процедура взаимодействия с советами, опять же, по аналогии с профсоюзными органами.

Именно такой статус советов обучающихся и стал причиной распространения тезиса, что Федеральный закон об образовании в 2013 году ограничил права обучающихся на участие в управлении образовательной организацией. При этом зачастую приводится следующая аргументация. Ранее обучающиеся, их родители, законные представители формировали входили в состав органов общественного самоуправления, принимали значимые решения, участвовали в управлении образовательной организацией. Теперь же их роль свелась исключительно к возможности выразить свое мнение, в нескольких конкретно названных ситуациях. Тем самым они исключены из системы управления образовательной организацией, их права в этом отношении существенно пострадали.

Данная позиция представляется в корне неверной по ряду причин.

Действовавший до 1 сентября 2013 года Закон РФ «Об образовании», действительно, предусматривал возможность создания органов общественного самоуправления, в составе которых могли быть созданы и советы обучающихся. Ст. 35 данного Закона предусматривалось, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строилось на принципах единоначалия и самоуправления, формами самоуправления были названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и иные формы. Вместе с тем, Законом определялось, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определялись уставом образовательного учреждения. Статьей же 36 определялось, что схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

Таким образом, и ранее советы обучающихся не были предусмотрены в качестве обязательных для создания органов самоуправления образовательной организации. Они могли быть, а могли и не быть сформированы в образовательном учреждении, в зависимости от решения его учредителя и администрации. В случае, если желания формировать такие органы не было, они не создавались. Никаких обязанностей как-либо включать в систему органов общественного самоуправления органы, представляющие позицию обучающихся, либо включать обучающихся как представителей в состав органов общественного самоуправления не было предусмотрено.

Вместе с тем, по действующему сейчас Федеральному закону об образовании, возможность создать отдельный коллегиальный орган управления со своей компетенцией, состоящий из обучающихся и их родителей (законных представителей) либо включить указанных лиц в состав коллегиального органа управления не исключается. Ст. 26 Федерального закона об образовании предусматривает, что в образовательной организации не только формируются либо могут формироваться прямо поименованные коллегиальные органы управления, но и могут формироваться другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Частью 5 данной статьи предусматривается, что структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон об образовании не содержит норм, препятствующих включению обучающихся в состав коллегиальных органов управления (за исключением органов, по своей сути имеющих иную природу, например, названных Федеральным законом общего собрания работников образовательной организации либо педагогического совета). Представители обучающихся, а также, возможно, их родителей (законных представителей) могут быть включены в состав попечительского совета, управляющего совета, совета образовательной организации либо иных подобных органов, если это предусмотрено уставом образовательной организацией.

Кроме того, могут быть сформированы отдельные коллегиальные органы управления, выражающие позицию именно обучающихся и их законных представителей (по аналогии с тем, как общее собрание работников, являясь коллегиальным органом управления, выражает позицию работников, а ученый совет - профессорско-преподавательского состава и научных работников). Такие органы теперь нецелесообразно называть «советами обучающихся», дабы не вносить путаницу с точки зрения различения коллегиального органа управления, предусмотренного уставом, и органа, сформированного в инициативном порядке и выражающего мнения соответствующих участников образовательных отношений. Например, в образовательной организации согласно ее уставу могут функционировать комитеты обучающихся, конференции или собрания обучающихся. Однако возможность их создания не исключается.

При формировании «комитета обучающихся» как коллегиального органа управления его статус будет существенно отличаться от статуса совета обучающихся как органа, выражающего мнение обучающихся.

Ключевыми будут следующие отличия.

1.Комитет является коллегиальным органом управления, то есть принимает решения от имени образовательной организации, действует как орган образовательной организации. Совет не является органом управления, является самостоятельным, внешним по отношению к образовательной организации образованием.

2.Комитет формируется образовательной организацией по собственному усмотрению, его структура, порядок формирования, срок полномочий определяются самой образовательной организацией и фиксируются в уставе. Совет, будучи внешним по отношению к образовательной организации образованием, не определяется самой образовательной организацией, он формируется независимо от нее самими обучающимися, вопросы структуры, сроков и т.п. решаются независимо от образовательной организации.

3.Полномочия, структура комитета, порядок принятия им решений должны обязательно быть зафиксированы в уставе. Относительно же совета регламентироваться может лишь порядок его взаимодействия с образовательной организацией, а не внутренние вопросы его деятельности. Компетенция комитета при этом полностью определяется уставом образовательной организации. Случаи же, в которых обязательно необходимо учесть мнение совета обучающихся, прямо перечислены в Федеральном законе.

Таким образом, Федеральный закон об образовании фиксирует право обучающихся на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом, и предусматривает дополнительные гарантии такого участия по сравнению с ранее действующим Законом РФ «Об образовании», предусмотрев учет мнения созданных в образовательной организации студенческих советов как неотъемлемую часть принятия целого ряда управленческих решений.

Лютфие Шейх
Устав. Управление образовательным учреждением

3.1. Управление Образовательным учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом .

3.2. Управление Образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и коллегиальности.

3.3. Единоличным исполнительным органом Образовательного учреждения является руководитель Образовательного учреждения – заведующий Образовательным учреждением .

3.4. Текущее руководство деятельностью Образовательного учреждения осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий Образовательным учреждением , назначаемый на должность руководителя по согласованию с Главой муниципального образования Белогорский район Республики Крым и главой Администрации Белогорского района Республики Крым приказом Управления образования .

3.5. При назначении на должность (приеме на работу) с заведующим Образовательным учреждением заключается трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

3.6. Заведующий Образовательного учреждения :

Представляет интересы Образовательного учреждения , действует от его имени без доверенности;

Распоряжается средствами и имуществом Образовательного учреждения в порядке , определенном настоящим Уставом , действующим законодательством;

В пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения;

Составляет и представляет на утверждение Органу управления штатное расписание и распределяет должностные обязанности работников;

Осуществляет подбор, прием на работу и расстановку работников Образовательного учреждения и несет ответственность за уровень их квалификации;

Увольняет, поощряет и налагает взыскания на работников Образовательного учреждения , выполняет иные функции работодателя;

Организовывает проведение тарификации работников Образовательного учреждения ;

-устанавливает ставки и должностные оклады работникам в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и законодательством;

Утверждает (устанавливает ) надбавки и доплаты к должностным окладам работников в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и законодательством, а также локальными нормативными актами Образовательного учреждения ;

В установленном порядке представляет статистическую отчетность в соответствующие органы, определенные законодательством;

Утверждает образовательные программы ;

Обеспечивает осуществление образовательного процесса в соответствии с настоящим Уставом , лицензией и свидетельством;

Обеспечивает создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников Образовательного учреждения ;

Обеспечивает организацию и выполнение мероприятий по гражданской обороне;

В случае чрезвычайных ситуаций обеспечивает выполнение распоряжений начальника штаба гражданской обороны;

Несет ответственность за организацию, полноту и качество воинского учета, согласно установленным правилам ;

Несет персональную ответственность за деятельность Образовательного учреждения , в том числе за выполнение государственного задания;

Осуществляет в соответствии с действующим законодательством иные функции и полномочия, вытекающие из целей, предмета и содержания .

3.7. Компетенция и условия деятельности заведующего Образовательного учреждения , а также его ответственность определяются в трудовом договоре, заключаемом между Управлением образования и заведующим Образовательного учреждения .

Грубыми нарушениями должностных обязанностей заведующего Образовательным учреждением , в частности, являются несоблюдение предусмотренных законодательством и Уставом требований о порядке, условиях использования и распоряжения имуществом, денежными средствами Образовательного учреждения , о порядке подготовки

и представления отчетов о деятельности и об использовании имущества Образовательного учреждения , а также невыполнение государственного задания.

3.8. Коллегиальными органами управления Образовательным учреждением являются : Общее собрание работников Образовательного учреждения (далее – Общее собрание , Педагогический совет Образовательного учреждения (далее – Педагогический совет) ;

3.9. Коллегиальные органы создаются и действуют в соответствии с настоящим Уставом и положениями об этих органах, утвержденными Образовательного учреждением .

3.10. К компетенции Общего собрания относится :

Принятие правил внутреннего трудового распорядка Образовательного учреждения ;

Рассмотрение и принятие проекта новой редакции , проектов изменений и дополнений, вносимых в Устав ;

Образовательного учреждения ;

образовательного процесса ;

Заслушивание отчетов заведующего Образовательного учреждения и коллегиальных органов управления Образовательного учреждения по вопросам их деятельности;

Выборы работников в Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений ;

Принятие Положения об Управляющем совете образовательного учреждения ;

Выборы работников в Управляющий совет образовательного учреждения ;

Рассмотрение иных вопросов деятельности Образовательного учреждения , вынесенных на рассмотрение директором Образовательного учреждения , коллегиальными органами управления Образовательного учреждения .

3.11. В заседании Общего собрания могут принимать участие все работники Образовательного учреждения . Общее собрание собирается заведующим Образовательного учреждения не реже одного раза в четыре месяца. Общее собрание считается правомочным, если на его заседании присутствует 50% и более от числа работников Образовательного учреждения . На заседании Общего собрания избирается председатель и секретарь собрания .

Общее собрание , как постоянно действующий коллегиальный орган управления Образовательного учреждения

3.12. Решения на Общем собрании принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Общего собрания и оформляются протоколом.

3.13. К компетенции Педагогического совета относится решение следующих вопросов :

Организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса ;

Разработка и принятие образовательных программ ;

Рассмотрение организации и осуществления образовательного процесса

в соответствии с настоящим Уставом , полученной лицензией на осуществление образовательной деятельности ;

Рассмотрение вопросов своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных мер социальной поддержки и видов материального обеспечения, предусмотренных действующим законодательством;

Рассмотрение и выработка предложений по улучшению работы по обеспечению питанием и медицинскому обеспечению обучающихся и работников Образовательного учреждения ;

3.14. В Педагогический совет входят заведующий, его заместитель, а также педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с Образовательным учреждением (в том числе работающие по совместительству и на условиях почасовой оплаты).

3.15. Педагогический совет собирается на свои заседания не реже одного раза в четыре месяца. Педагогический совет считается правомочным, если на его заседании присутствуют более 50% от общего числа членов Педагогического совета.

Педагогический совет, как постоянно действующий коллегиальный орган управления Образовательного учреждения , имеет бессрочный срок полномочий.

3.16. Педагогический совет в целях организации своей деятельности избирает секретаря, который ведет протоколы заседаний. Председателем Педагогического совета является заведующий Образовательным учреждением .

3.17. Педагогический совет принимает решения открытым голосованием и оформляет решения протоколом. Решение Педагогического совета считается принятым, если за него подано большинство голосов присутствующих членов Педагогического совета.

3.18. Педагогический совет может быть собран по инициативе его председателя, по инициативе двух третей членов Педагогического совета.

3.19. На заседаниях Педагогического совета могут присутствовать :

работники Образовательного учреждения , не являющиеся членами Педагогического совета;

граждане, выполняющие работу на основе гражданско-правовых договоров, заключенных с Образовательным учреждением ;

родители (законные представители) воспитанников, при наличии согласия Педагогического совета.

3.20. Общее руководство Образовательным учреждением осуществляет Управляющий совет , в который входят работники Образовательного учреждения (4 человека) и родители (законные представители) воспитанников Образовательного учреждения (4 человека) . Заведующий Образовательным учреждением является не избираемым членом Управляющего совета . Общее количество членов Управляющего совета – 9 человек .

Члены из числа работников Образовательного учреждения выбираются на Общем собрании сроком на 3 года . Родители (законные представители) воспитанников для участия в Управляющем совете избираются из числа членов Совета родителей на общем родительском собрании сроком на 1 год .

3.21. Заседания Управляющего совета проводятся не реже 1 раза в четыре месяца. Управляющий совет считает полномочным принимать решения при наличии на заседании более 2/3 его членов. Каждый член Управляющего совета имеет один голос, решения Управляющего совета принимаются простым большинством голосов. Председатель Управляющего совета имеет право решающего голоса при равенстве голосов в Управляющем совете .

3.22. К компетенции Управляющего совета относится :

Утверждение ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств Образовательного учреждения , а также отчета о результатах самообследования;

Рассмотрение и обсуждение вопросов стратегии развития Образовательного учреждения ;

Рассмотрение и обсуждение вопросов материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса ;

Решение вопросов материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса ;

Привлечение для осуществления уставной деятельности Образовательного учреждения дополнительных источников финансового обеспечения и материальных средств, в том числе из благотворительного фонда;

Принятие правил внутреннего распорядка воспитанников и иных локальных актов Образовательного учреждения ;

Контроль и принятие решений по вопросам питания и медицинского обеспечения воспитанников и работников Образовательного учреждения ;

Решение иных вопросов вытекающих из уставной деятельности Образовательного учреждения .

3.23. В пределах своей компетенции Управляющий совет принимает решения, которые оформляются протоколом и после утверждения заведующим Образовательного учреждения являются обязательными для всех участников образовательных отношений . Решения Управляющего совета не могут противоречить настоящему Уставу , действующим нормативным актам Российской Федерации.

3.24. В целях учета мнения родителей (законных представителей) воспитанников и педагогических работников по вопросам управления Образовательным учреждением и при принятии Образовательным учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) воспитанников и педагогических работников в Образовательном учреждении :

Создается совет родителей (законных представителей) воспитанников;

Могут действовать профессиональные союзы работников Образовательного учреждения .

Мнение органов, указанных в настоящем пункте, учитывается при принятии локальных нормативных актов Образовательного учреждения , затрагивающих права воспитанников и работников Образовательного учреждения , а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством об образовании .

3.25. В целях урегулирования разногласий по вопросам реализации права на образование , в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов в Образовательном учреждении создается Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений .

3.26. Учредитель полномочия :

Принимает решение о создании Образовательного учреждения ;

Принимает решения об изменении целей и предмета деятельности Образовательного учреждения ;

Принимает решение о реорганизации Образовательного учреждения ;

Принимает решение о ликвидации Образовательного учреждения ;

Утверждает устав и изменения в устав Образовательного учреждения ;

Принимает решения по иным вопросам, предусмотренным законодательством и относящимся к его полномочиям.

3.27. Управление экономики и Управление образования осуществляет следующие функции и полномочия :

Управление экономики :

1) согласовывает проект устава Образовательного учреждения , а также изменения в устав Образовательного учреждения ;

2) производит в установленном порядке закрепление и передачу муниципального имущества в оперативное управление Образовательному учреждению , его списание и изъятие в случаях, установленных законодательством ;

3) дает согласие на создание филиалов и представительств муниципального казенного учреждения .

Управление образования также осуществляет функции отраслевого (функционального) органа и осуществляет регулирование деятельности Образовательного учреждения .

Управление образования осуществляет координацию, контроль и регулирование деятельности Образовательного учреждения , исходя из целей его создания, выполнения им требований устава . В этих целях :

1) разрабатывает проект устава Образовательного учреждения ;

2) формирует и утверждает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с предусмотренными уставом Образовательного учреждения основными видами деятельности.

3) согласовывает совместно с Управлением экономики распоряжение недвижимым имуществом Образовательного учреждения , в том числе передачу его в аренду.

4) разрабатывает порядок осуществления контроля за деятельностью Образовательного учреждения и подает на утверждение главе Администрации Белогорского района Республики Крым;

5)осуществляет контроль за деятельностью Образовательного учреждения в соответствии с порядком, установленным Учредителем .

6)разрабатывает порядок определения размеров и условий оплаты труда руководителей Образовательных учреждений для предоставления на рассмотрение сессии Белогорского районного совета;

7) осуществляет ведение личных дел, учет, оформление, хранение трудовых книжек и документации о назначении, объявлении поощрений и взысканий, аттестации и увольнении руководителей Образовательных учреждений ;

8) принимает решение о применении к руководителям Образовательных учреждений дисциплинарных взысканий и поощрений.

Совет школы прводит заседания один раз в четверть. Если требуется

решение срочных вопросов. то по мере необходимости.

План работы Совета школы на 2017-2018 уч.г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об Управляющем совете

МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Лебедевка"

1. Общие положения

1.1. Управляющий совет - выборный орган стратегического государственно-

общественного управления гимназией, работающий между конференциями.

Главной целью деятельности Совета является содействие школы в осуществлении ее

задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы школы и повышения качества оказываемых ею услуг. Совет не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации школы.

1.2 Управляющий совет Школы (далее по тексту Совет) является коллегиальным органом самоуправления, осуществляющим в соответствии с указом школы решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции общеобразовательного учреждения.

1.3. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными

нормативными актами Российской Федерации, органов местного самоуправления, уставом школы, регламентом Совета, иными локальными нормативными актами школы.

1.4. Деятельность членов Совета основывается на принципах добровольности,

равноправия участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности.

1.5. Настоящее Положение регламентирует:

Численность и порядок формирования и деятельности Совета;

Компетенции Совета.

1.6. Члены Совета не получают вознаграждения за работу в Совете.

2. Структура и порядок формирования Управляющего совета

2.1. Структура Управляющего совета

2.1.1. Управляющий совет формируется из лиц, заинтересованных в поддержке и

совершенствование деятельности школы на основании решения конференции участников

образовательного процесса (педагогов и родительской общественности, учащихся) школы.

2.1.2. Совет состоит из избираемых членов, представляющих:

Родительскую общественность всех ступеней обучения,

Работников школы,

Обучающихся третьей ступени обучения,

так же в состав входит директор школы и представитель Учредителя или органов

управления образования.

По решению Совета в его состав могут быть приглашены и включены граждане, чья

профессиональная и (или) общественная деятельность, знания, возможности могут позитивным образом содействовать функционированию и развитию школы.

2.1.3. Численный состав Совета 13-15 человек Директор и представитель от Учредителя или органов управления образования являются членами Совета по должности, остальные 11 членов избираются.

2.2. Порядок формирования Управляющего совета

2.2.1.Формирование Совета осуществляется путем выдвижения кандидатов:

Педагогическим Советом от педагогического коллектива,

Профсоюзным комитетом.

Попечительским советом от родительской общественности (4 представителя, по 1

представителю от ступени, включая членов правления),

Парламентом от коллектива учащихся (не менее 2 представителя, по одному представителю

от каждой параллели 10-11 классов).

2.2.2. Список членов Совета утверждается конференцией участников образовательного процесса.

Лица, избранные в состав Совета, могут переизбираться неограниченное число раз.

3. Полномочия Управляющего совета.

3.1. Члены Совета работают на общественных началах. Совет в рамках своих полномочий тесно сотрудничает с педагогическим коллективом и Некоммерческим партнерством Попечительский совет школы, ученическим Парламентом, органами управления образования.

3.2. Основными задачами Совета является:

Определение основных направлений развития школы;

Содействие созданию в школы оптимальных условий и форм организации

образовательного процесса;

повышение эффективности финансово-экономической деятельности школы,

стимулирование труда его работников, привлечение внебюджетных средств, определение направлений, форм, размера и порядка использования внебюджетных средств школы, в том числе на оказание помощи обучающимся из малообеспеченных семей, сиротам, опекаемым и на поддержку и стимулирование одаренных обучающихся

Контроль за целевым и рациональным расходованием финансовых средств школы;

Участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного

процесса в случаях, когда это необходимо.

3.3. Совет имеет следующие полномочия и осуществляет следующие функции:

3.3.1. Совет утверждает:

Режим работы школы;

Программу развития школы и целевые инновационных программы;

Введение (отмену) единой школьной формы одежды учащихся;

Бюджет школы;

Положение школы о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам школы;

Публичный доклад школы.

3.3.2. Совет распределяет по представлению директора школы стимулирующих выплат

педагогическому персоналу школы, вносит рекомендации по распределению стимулирующих выплат непедагогическому персоналу.

3.3.3. Совет согласовывает по представлению директора школы

Смету расходования средств, полученных школой от внебюджетных источников,

Создание в школы общественных (в том числе детских и молодежных) организаций

(объединений).

3.3.4. Совет рассматривает жалобы и заявления, поступившие в Совет от учащихся, их родителей или педагогов на действие (бездействие) педагогического коллектива и администрации школы, на нарушение устава школы отдельными учащимися и договорных

условий родителями.

3.3.5.Совет заслушивает отчет администрации школы

По итогам учебного и финансового года,

О реализации инновационных программ развития.

3.4. Совет имеет право:

3.4.1. Вносить предложения по совершенствованию образовательной деятельности школы;

Вносить предложения по внесению изменений и дополнений в Учредительный договор и Устав школы;

Осуществлять контроль за целевым использованием внебюджетных средств,

Пользоваться материалами ревизионной комиссии Попечительского совета;

Решать вопросы по проблемам образования на уровне Учредителя, администрации

района.

3.4.2. Вносить предложения по совершенствованию работы администрации школы.

3.4.3. Ходатайствовать при наличии оснований перед директором школы о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа вспомогательного и административного аппарата.

3.5. Член Совета имеет право:

Принимать участие в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета;

Делать запрос директору школы по предоставлению всей необходимой информации для участия в работе Совета по вопросам, относящимся к его компетенции;

Присутствовать на заседаниях педагогического Совета школы с правом совещательного голоса;

Досрочно выйти из состава Совета по письменному уведомлению председателя.

З.6. Председатель Совета:

Несет ответственность за подготовку и проведение заседаний Совета;

Совместно с директором школы участвует в решении вопросов, связанных с разработкой проектно-сметной документацией школы, с заключением контрактов, соглашений, договоров с различными организациями и частными лицами;

Представляет Совет перед органами власти и управления, а также в отношениях с иностранными, юридическими и физическими лицами;

Принимает решения о предъявлении от имени Совета претензий и исков к юридическим лицам и гражданам, как в Российской Федерации, так и за рубежом;

Обеспечивает выполнение решений Совета;

Организует взаимодействие Совета с учредителями, администрацией школы,

Попечительским советом, ученическим Парламентом.

4. Организация деятельности Управляющего совета

4.1. Организационной формой работы Совета является заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

4.1.1. Заседания Совета проводятся в соответствии с планом или созываются

председателем Совета, а в его отсутствие - заместителем председателя.

Дата, время, повестка дня заседания, а также необходимые материалы сообщаются и

Передаются членам Совета не позднее, чем за 3 дня до заседания Совета.

4.1.2. На заседании может быть решен любой вопрос, отнесенный к компетенции Совета.

4.2. Первое заседание Совета созывается директором школы не позднее, чем через месяц после его формирования. На первом заседании Совета избираются председатель, заместитель председателя, секретарь Совета открытым голосованием, большинством голосов.

Совет вправе переизбрать своего председателя, заместителя и секретаря в любое время большинством голосов общего числа членов. Председателем Совета не может быть представитель учредителя или органов управления образования, директор школы, председатель Попечительского совета, учащиеся.

4.3. Планирование работы Совета осуществляется в порядке, определенным регламентом Совета. Регламент совета должен быть принят не позднее, чем на втором заседании.

4.4. Совет имеет право

Создавать постоянные и временные комиссии для подготовки материалов к заседаниям Совета, выработки проектов его решений в период между заседаниями;

Привлекать к работе в этих комиссиях членов педагогического и ученического

коллективов и родительской общественности, а так же других лиц, компетентных в данных вопросах с их согласия;

Определять структуру, число членов и персональное членство в комиссиях;

Назначать председателя комиссии (только из членов Совета);

Утверждать задачи, функции, регламент работы комиссии.

4.5. Заседание правомочно, если на нем присутствуют не менее половины числа членов Совета, определенного настоящим положением. Заседание ведет председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя.

4.6. Решения совета принимаются большинством голосов членов Совета, присутствующих на заседании, при открытом голосовании, оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем Совета.

4.6.1.Постановления и протоколы заседаний Совета хранятся в номенклатуре дел школы.

С ними могут познакомиться все участники образовательного процесса.

4.6.2. В номенклатуру дел Совета входит:

Положение о Конференции;

Протоколы и резолюции Конференции;

Протоколы (материалы, прилагаемые к протоколам) и постановления заседаний

Управляющего совета;

Состав Совета.

Документы хранятся 5 лет и передаются в архив школы по акту.

4.6.3. Документацию ведет секретарь Совета и передает вновь избранному секретарю по акту, который подписывают предыдущие и вновь избранные председатели и секретари (форма прилагается).

4.7. Для осуществления своих функций Совет вправе:

Приглашать на заседания Совета любых работников школы для получения разъяснений, консультаций, заслушивания отчетов по вопросам, входящим в компетенцию Совета;

Запрашивать и получать у директора школы и (или) учредителя информацию,

Необходимую для осуществления функций Совета, в том числе в порядке контроля за

реализацией решений Совета.

4.8. Организационно - техническое обеспечение деятельности Совета возлагается на

администрацию школы (в случае необходимости - при содействии учредителя).

Администрация школы обеспечивает заседания Совета необходимыми педагогическими,

справочными и другими материалами по рассматриваемому вопросу.

4.9. Прекращение деятельности Совета или изменение его правового статуса может быть

принято решением Конференции всех участников образовательного процесса школы.

5. Обязанности и ответственность Совета и его членов.

5.1. Совет несет ответственность

за принятие и своевременное выполнение решений,

входящих в его компетенцию.

Директор школы вправе самостоятельно принимать решение по вопросу, входящему в

компетенцию Совета, в случае отсутствия необходимого решения Совета по данному вопросу в установленные сроки.

5.1.1. Совет отчитывается о своей работе ежегодно на Конференции.

5.2. Члены Совета, в случае принятия решений, влекущих нарушения законодательства РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5.3. Решения, противоречащие положениям Устава школы, положениям договора учреждения и учредителя, не действительны с момента их принятия и не подлежат исполнению директором школы, ее работниками и иными участниками образовательного процесса.

По факту принятия вышеуказанного решения учредитель вправе принять решение об его отмене, либо внести через своего представителя представление о пересмотре такого решения.

5.4. В случае возникновения конфликта между Советом и директором школы (несогласие директора с решением Совета или несогласие Совета с решением (приказом) директора), который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает учредитель.

5.5. Члены Совета обязаны посещать его заседания.

5.6. Полномочия любого избранного члена Совета могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания Совета, Конференции или по собственному желанию.

5.7. Член Совета может быть выведен из его состава по решению Совета в случаях:

По его желанию, выраженному в письменной форме;

При увольнении с работы педагогического работника;

В связи с окончанием школы или переходом в другое образовательное учреждение

учащегося;

Если он систематически (более двух раз) не посещает заседания без уважительной

причины;

При отзыве представителя Учредителя;

Если совершены противоправные действия, несовместимые с членством в Совете;

При выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию члена Совета в его работе: лишение родительских прав, запрещение в судебном порядке заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми; признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости за преступление.

Вывод члена из Совета оформляется протоколом.

5.8. После вывода (выхода) из состава Совета его члена Совет принимает меры для

замещения выбывшего члена (посредством довыборов или кооптации).

6. Формы, порядок привлечения и расходования дополнительных внебюджетных средств школы

6.1. Привлечение дополнительных внебюджетных средств Советом осуществляется в

форме пожертвований и целевых взносов на программы развития школы, спонсорской помощи физических и (или) юридических лиц (в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц), общественными организациями, фондами. Пожертвования, целевые взносы или спонсорская помощь школы может производиться в денежном или материальном выражении в порядке, установленном Гражданским Кодексом РФ.

6.2. Привлечение целевых взносов законных представителей может иметь своей целью

приобретение необходимого образовательному учреждению имущества, укрепление и развитие материально-технической базы учреждения, охрану безопасности обучающихся в период образовательного процесса, либо решение иных задач не противоречащих действующему законодательству и уставной деятельности учреждения.

Инициатива о привлечении целевых взносов может исходить от учредителей, руководителя образовательного учреждения, Попечительского совета, Управляющего совета или иного органа самоуправления учреждения, а также от родителей (законныхпредставителей) обучающихся.

Размер целевого взноса определяется каждым из родителей (законных представителей) самостоятельно, исходя из имеющихся возможностей.

Целевые взносы родителей (законных представителей) на основании их заявления вносятся в учреждения банка на расчетный счет школы или в кассу школы.

Распоряжение привлеченными целевыми взносами осуществляет директор школы по объявленному целевому назначению по решению Управляющего совета и согласованию с Попечительским советом.

6.3. Бухгалтерский учет и отчетность по целевым взносам и пожертвованиям осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

6.4. Дополнительные внебюджетные средства направляются на:

Сохранение и развитие материальной базы школы;

Совершенствование эффективности образовательного процесса;

Финансовую поддержку реализации инновационных программ развития школы;

Поощрение учащихся и педагогов за высокие показатели в образовательной деятельности;

Охрану жизни и здоровья педагогического и ученического коллектива школы.

Приложения к Положению:

1. Договор пожертвования (дарения в общеполезных целях).