Применением следующих методов анализа синтеза. Научные методы (анализ и синтез, аналогия, моделирование)

Для решения задач человек использует множество мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др. Без них невозможна познавательная деятельность, обучение, продуктивное мышление в целом. Сегодня мы рассмотрим суть основных мыслительных операций и узнаем, как научить им ребенка.

Виды мыслительных операций

Мыслительные операции или теоретические методы исследования – это один из инструментов мыслительной деятельности, направленной на решение задач. Основной функцией этих операций является осознание сущности процессов, явлений или предметов. Проще говоря, все то, что мы подразумеваем под словом «думать».

Теоретических методов исследования много. Основными являются:

  • Анализ. Разложение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов/явлений.
  • Синтез. Объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов/явлений между собой.
  • Сравнение. Сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение сходств и различий между ними.
  • Обобщение. Объединение различных предметов/явлений в одну группу на основе общих признаков (на основе схожести).
  • Конкретизация. Наполнение какой-то обобщенной схемы частным смыслом (признаками, свойствами).
  • Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения).

Данные операции незаменимы в процессе обучения, усвоения новых знаний. Многие из них используются человеком неосознанно и интуитивно. Однако для того, чтобы эффективно применять эти мыслительные операции, необходимо развивать и совершенствовать их уже с младшего школьного возраста.

Анализ

Для младших школьников

  • Назови свойства. Предложите ребенку ряд понятий (яблоко, стол, собака и т.д.) и попросите назвать существенные признаки каждого из них. Например, яблоко круглое, зеленого цвета, растет на дереве. Чем больше свойств назовет школьник, тем лучше. Для усложнения задания можно попросить ребенка выделить определенное количество признаков (не менее пяти, семи, десяти).
  • Раздели по признаку. Ученику предлагается набор различных фигур (маленькие/большие, красные/синие/зеленые/желтые квадраты/круги/треугольники), которые необходимо разделить по определенному признаку: сначала по форме, потом по цвету и, наконец, по размеру.

  • Анализ литературного произведения. Задача школьника – прочитать стихотворение или рассказ и объяснить, как он понимает его смысл, предположить, что хотел сказать автор той или иной частью произведения.
  • Анализ ситуации. Ребенку предлагается ситуация, которую ему необходимо рассмотреть со всех сторон, предложить какое-то решение задачи, возможное развитие событий. Например, обучение в вузе. Может быть платным и бесплатным. Платное обучение стоит 80 000 рублей, для бесплатного нужно набрать не менее 200 баллов ЕГЭ. Для поступления на один факультет нужны русский язык, математика и биология, на другой - математика, русский язык и физика. По физике у ученика пятерка, а по биологии - четверка. И т.д.

ВАЖНО! Школьник должен не просто выдвигать предположения, но еще и объяснять их. Я так думаю, потому что…

Синтез

Для младших школьников

  • Нарисуй недостающую фигуру. Ребенку предлагается несколько фигур, объединенных по какому-то признаку (цвет, форма, размер). В ряду не хватает одного объекта – школьник должен его назвать и дорисовать.
  • Выложи фигуру. Из набора элементов ребенку нужно сложить предмет: квадрат, треугольник, ромб, домик, стул и т.д.

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Мозаика. Количество элементов пазла зависит от возраста ребенка: школьникам среднего звена можно предложить мозаику из 50-150 деталей или разноцветную мозаику, из которой на специальной доске можно собирать различные картинки; более старшим детям – масштабные изображения от 150 элементов.
  • Свяжи предметы по смыслу. Школьнику дается два или более понятия, которые ему необходимо связать между собой по смыслу. Например, лужа и радуга. Возможный ход рассуждения: лужа образуется после дождя, радуга появляется, когда солнечные лучи освещают капли влаги в воздухе. Значит, связь между этими понятиями в том, что они появляются благодаря одному явлению – дождю.

Сравнение


Для младших школьников

  • Что общего? Ребенку дается ряд предметов и предлагается найти сходство между ними. Это могут быть фигуры одинаковой формы/цвета/размера, цветы/животные одного вида, похожие люди и др.
  • Чем различаются? Данное задание схоже с предыдущим, только здесь необходимо сказать, в чем отличие предметов. Можно использовать фигуры одного цвета, но разной формы, животных разных видов (кошка и собака) и т.д. Для совсем маленьких детей используются максимально непохожие объекты. Также можно предложить ребенку две картинки на поиск отличий между ними.

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Что лишнее? Задача ученика – из набора предметов выделить один, который не похож на остальные, чем-то отличается от них. Чем старше ребенок, тем более схожими между собой должны быть объекты, чтобы различие вычленялось максимально трудно. Легкий пример: стол, стул, кровать, пол, шкаф. Усложненный пример: грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
  • Сравнение героев. После прочтения литературного произведения или просмотра фильма (нескольких) школьнику предлагается сравнить между собой любых двух (или более) персонажей. Сравнивать можно внешность, характер, поступки героев. Важно, чтобы ученик не просто отмечал, чем схожи/различаются персонажи, но и приводил примеры, объяснял свою точку зрения.

Обобщение

Для младших школьников

  • Подбери картинку. Данное упражнение может выполняться двумя способами. 1. Ребенку дается набор картинок, изображающих различные предметы/явления (стол, шкаф, книга, кукла, чашка, собака, ручка, радуга, яблоко и т.д.). Его задача найти и отложить все изображения предметов определенной группы (мебель: стол, кровать, стул, шкаф). 2. Школьник получает такой же набор картинок, как и в первом варианте, только теперь его задачей будет подобрать изображение предмета, входящего в одну группу с предложенным. Например, предложенный объект – диван, в одну группу с ним входят стул, стол, шкаф, кровать.
  • Назови группу. Задание может выполняться на основе картинок или словесных понятий. Школьнику дается ряд изображений/определений, которые ему необходимо объединить в одну обобщающую группу и назвать ее. Например, клубника, вишня, малина, ежевика. Группа – ягоды.

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Назови группу. Это задание выполняется также, что и аналогичное упражнение для детей младшего школьного возраста. Только здесь ученикам даются более сложные понятия. Например, любовь, ненависть, счастье. Группа – чувства.
  • Классификация. Материалом для упражнения может быть текст из учебника биологии, химии, обществознания и т.д. или произвольный набор понятий. В первом случае задача усложняется, так как для начала ученику необходимо вычленить понятия из текста. Далее он объединяет их в различные группы по определенному признаку, который можно обозначить заранее или попросить ребенка выделить самостоятельно.

Конкретизация

Для младших школьников

  • Назови слова. В этом упражнении ученику нужно назвать как можно больше слов, входящих в группу. Например, группа – ягоды, мебель, игрушки и т.д.
  • Ответь на вопрос. Школьник должен как можно более полно ответить на вопросы, касающиеся его знаний, умений, понимания. Например, каких животных ты знаешь, чем они различаются?

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Дай определение. Школьнику предлагается ряд понятий, которые необходимо объяснить своими словами, сказать, как он понимает суть того или иного явления. Например, радость, любовь, отрочество и др.
  • Развернутый ответ. В этом упражнении ребенку задаются вопросы, на которые ему нужно ответить наиболее полно. Почему светит солнце? Почему люди не летают? и пр.

Аналогия


Для младших школьников

  • Простые аналогии. Сначала ребенку дается пример, на основе которого и будет выполняться упражнение. Важно удостовериться, что школьнику пример понятен. Задание: лес – дерево (в лесу дерево); луг - ? (а что на лугу?) коза – животное; хлеб - ? и т.д.Задание может быть как в свободной форме (ученик сам придумывает ответ), так и с вариантами ответов.

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Сложные аналогии. Упражнение выполняется по такому же принципу, что и «Простые аналогии» для учеников начальной школы. Только пары слов более сложные. Задание: лицо – зеркало; голос - ? шар – круг; куб - ? и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ. Задания на аналогию могут быть абсолютно любыми. Главное условие заключается в том, что они должны строиться на взаимосвязях понятных ребенку. Школьнику дается пример и по аналогии с ним выполняются похожие задания. Например, популярные математические примеры с отношениями: А=С, B=D. A больше B, следовательно C…? (Больше D). Также в эту категорию упражнений можно отнести выполнение действий по образцу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности методов научного познания. Изучение процессов анализа (процедура мысленного расчленения изучаемого объекта на составные части) и синтеза (процедура соединения полученных в результате анализа частей объектов). Индуктивный, дедуктивный методы.

    реферат , добавлен 23.02.2010

    Понятие научного факта. Мнение ученых о природе и особенностях научных фактов. Внутренняя структура и свойства эмпирического факта. Методы установления научных фактов: наблюдение, сравнение, измерение. Учение о роли научных фактов в развитии познания.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Анализ сущности и основных характеристик метода научного познания. Содержание его составляющих - синтеза, абстракции, идеализации, обобщения, индукции, дедукции, аналогии и моделирования. Разделение методов науки по степени общности и сфере действия.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2014

    Роль моделирования в становлении науки и техники с исторической точки зрения, его философская основа. Классификационные признаки, по которым выделены различные типы моделей. Виды, цели и основные функции моделирования. Сущность модельного эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2011

    Формы и задачи научного познания. Процесс получения объективного, истинного знания. Методы, применяемые на теоретическом и эмпирическом уровне. Сущность и область применения формализации, аксиоматизации, гипотетико-дедуктивного метода и идеализации.

    презентация , добавлен 13.04.2014

    Понятие и классификация методов научного познания. Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания (анализ и синтез, аналогия и моделирование). Развитие методов познания.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Понятие и основные признаки научного закона, главные пути его формирования и становления как основы научной теории. Принципиальные характеристики научного закона, как основной категории в познании, степень его участия в современном научном исследовании.

    реферат , добавлен 30.11.2015

    Понятие, сущность и предмет методологии. Понятие "метода", основные типы методов и их взаимосвязь. Методы научного познания. Основные методы эмпирического и теоретического познания. Проблемы методологии и пути их решения. Важнейшие задачи методологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

Арендный блок

Анализ - логический метод расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности.

Синтез - объединение всех данных, полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого

Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям - это анализ (от греческого analysis - разложение, расчленение), так и в целом - синтез (от греческого synthesis - соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление показателей работы отдельных подразделений - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей промышленности – синтез.

Анализ как метод познания представляет мысленное или практическое (материальное) расчленение целостного предмета на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и их последующее исследование, реализуемое относительно независимо от целого. Анализ дает возможность выделить существенные и несущественные стороны и связи явления, определить каждое из качеств (свойств) с точки зрения значения и роли в рассматриваемом едином целом, таким образом отделить общее от единичного, необходимое от случайного, главное от второстепенного.

Анализ – лишь начало процесса познания, поскольку знание о предмете в целом не является простой суммой знаний об отдельных ее частях. Отдельные части в предмете взаимообусловлены, и пролить свет на эту взаимообусловленность дает противоположный анализу диалектический метод познания – синтез. При синтезе мысленно или практически соединяют ранее выделенные элементы (признаки, свойства, отношения) предмета в единое целое с учетом знания, полученного в процессе их исследования относительно независимо от целого.

Методы анализа и синтеза в научном исследовании являются взаимосвязанными. Глубина изучения объектов исследования с их помощью зависит от поставленных задач. В практике принято выделять два направления их использования: прямой (или эмпирический) и возвратный (или элементарно-теоретический). Первый вид применяется на стадии предварительного ознакомления с объектом исследования, а второй - как инструмент для формулирования новых научных положений или обобщения конечных результатов. Очевидно, что в первом случае представление об объекте получается поверхностным, а во втором – глубинным, проникающим в суть явлений и закономерностей. С помощью анализа устанавливаются новые истины, отыскиваются новые идеи, тогда как с помощью синтеза реализуется обоснование этих истин, идей.

На практике выделяют разновидность этого метода - структурно-генетического анализа и синтеза, позволяющего установить причинно-следственные связи между отдельными характеристиками объекта. Он используется при изучении сложных по составу объектов. Суть его состоит в том, что объект исследований расчленяется на отдельные элементы, выделяют главные из них, изучают их и устанавливают связи с другими менее значимыми.

Получение новых знаний, независимо от того, опытным или теоретическим путем оно осуществляется, невозможно без различных типов умозаключений.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Методы научного исследования

Принципы научной деятельности. Научное исследование, предмет исследования. Методология науки, Специфика развития. Основная задача методологии науки.

Несущая способность одиночных свай. Современные методы определения несущей способности. Работа куста свай.

Несущая способность одиночных свай. Современные методы определения несущей способности свай Статическое испытание Работа свай в кусте

Формы (источники права) это способы закрепления и выражения правовых норм, через которые право приобретает общеобязательный характер.

Назначение радиовысотомера

Радиовысотомер предназначен для определения высоты полета, находящихся в воздухе объектов и может использоваться как дальномер.

Теории макроэкономического равновесия

Основные макроэкономические школы. Понятие макроэкономического равновесия, его виды. Основные макроэкономические теории экономического равновесия

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей.

РЕФЕРАТ

по курсу «Философия»

по теме: «Анализ и синтез, индукция и дедукция»

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОЦЕССЫ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

2. ИНДУКТИВНЫЙ И ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Методы научного познания, неотделимые друг от друга и находящиеся в тесном единстве и взаимосвязи, можно условно разделить на две группы: общие и особенные.

Общие методы позволяют связывать воедино все стороны процесса познания. Их объективной основой становятся общие закономерности познания. К ним относят метод восхождения от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического и др.

Особенные методы касаются только одной стороны изучаемого предмета. Это наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, измерение, сравнение.

В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение, поэтому в рамках работы мы более подробно рассмотрим их сущность. Основными особенными методами являются анализ, синтез, индукция и дедукция.

Можно также сказать, что анализ и синтез, это приемы научного мышления, порождающие в каждой области специальные методы.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что анализ-синтез и индукция-дедукция играют важную роль как в философском, так и в любом другом познании, и понимаются как синоним всякого научного исследования.


1. ПРОЦЕССЫ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА


Анализ-синтез как суть, как содержание и форма человеческого мышления, как приемы и методы научного мышления комплексно изучается во множественном измерении и многими науками. Анализ и синтез (от греч. analysis - разложение, расчленение, synthesis - соединение) - две универсальные, противоположно направленные операции мышления.

Есть несколько смыслов, в которых употребляются термины «анализ» и «синтез»:

· анализ и синтез, как характеристики строения доказательства в математике; в этом смысле говорят об аналитическом и синтетическом методах;

· анализ и синтез в смысле кантовского различения «аналитических» и «синтетических» суждений, которое фактически означает отличение способа получения знаний путем чисто логической обработки данного опыта («аналитическое») от способа получения знаний путем обращения к содержанию, путем привлечения к исходному знанию каких-то иных данных опыта («синтетическое»);

· чаще всего термины «анализ» и «синтез» употребляются применительно ко всему мышлению в целом, к исследованию вообще.

Исходя из этого анализ - процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, рассмотрение всех сторон и способов функционирования свойства и изучение их. Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом.

Синтез - это процедура соединения полученных в результате анализа частей объектов, их сторон или свойств в единое целое, рассмотрение способа связей и отношений частей, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета.

Анализ и синтез используются как в мыслительной, так и в практической, в частности экспериментальной, деятельности. В различных науках используются специфические способы анализа и синтеза и в каждой области имеются специальные методы.

В общем смысле мышление в целом есть «анализ-синтез», расчленение предметов сознания и их объединение. Он зарождается уже на ступени чувственного познания, когда мы разлагаем явления на отдельные стороны и свойства, выделяя их форму, цвет, величину, составные элементы и т.д. Познавая предметы, мы производим анализ. Выделенные части могут стать предметом самостоятельного, более глубокого изучения, между ними могут быть установлены определенные взаимоотношения и зависимости. Всякое мышление есть установление каких-то отношений между зафиксированными в мысли предметами или их сторонами, то есть синтез. Последующий синтез восстанавливает целостность объекта, однако после его аналитического исследования мы более глубоко осознаем структуру этой целостности. Соотношение синтеза и анализа есть определенный процесс. В основе его лежит связь абстракций, в которых осуществляется мышление.

Диалектическое мышление предполагает единство, сочетание анализа и синтеза в ходе исследования предмета. Гегель, исходивший из активности мышления и ставивший проблему анализа и синтеза как проблему логического мышления, в своих трудах обосновал единство анализа и синтеза, их диалектику, показал соотносительность категорий части и целого и противоречивость процесса отражения предмета как части и целого.

Построение теории о какой-то предметной области предполагает наличие и аналитического и синтетического знания о каждом предмете этой области, объективно состоящем из частей: особого знания об отдельных предметах связи и знания о свойствах связи предметов, заключающего в себе результат переработки воедино отдельных знаний.

В повседневной жизни выделяя какую-то определенную мысль из густого тумана наслоений зрительных образов, звуков, ароматов и вкусов - из всего того, что составляет нашу жизнь, мы обычно используем два качества ума: способность к анализу и способность к синтезу.

Анализируя, мы разделяем большие идеи на более мелкие. Синтезируя, мы комбинируем некоторое количество информации на основании определенного принципа. Осознавая сложность огромного количества получаемой нами информации, мы стараемся сортировать наши мысли по определенным категориям. Мы расставляем мысленные скобки в материале накопленного нами жизненного опыта.

Во многих профессиях, чтобы стать мастером своего дела, нужно овладеть искусством классификации, восприняв отдельные детали, классифицировав их в своем сознании на основании определенных критериев, интегрировать эту информацию и сформулировать мысли, касающиеся объекта в целом.

Процедуры анализа и синтеза являются необходимым элементом всякого научного познания. Анализ является обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.

В процессе научного познания синтез, как правило, следует за анализом. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

Эти знания используются в теории различным и относительно самостоятельным образом. Рассмотрим некоторые примеры использования анализа и синтеза в научном познании.

В химии при рассмотрении ряда соединений, в свою очередь реагирующих между собой, на место знания о свойствах соединения как целого приходится ставить знание о его отдельных частях, поскольку важны их количественные характеристики. В других науках, как правило, знание используется нерасчлененно, как синтетическое.

В механике в зависимости от нужд построения теории, либо в условиях решения более сложных задач, используются или знания о составляющих силах или знание о результирующей (например, сложение и разложение сил по правилу параллелограмма). Построение теории или общий ход исследования могут быть здесь охарактеризованы с точки зрения логических условий возможности замены одного знания, рядом других или ряда знаний одним при наличии в предметной области координации различных предметов (фиксируемых соответственно в особых знаниях) и проявлений результатов этой координации в свойствах целого. Синтетическое знание никогда не является простой механической суммой знаний о частях; оно представляет собой новое знание (например, в применении к нескольким силам приходится строить правило параллелограмма и результирующая не равна простой сумме сил).

Структурно единство анализа и синтеза означает как взаимозависимость знаний (аналитического и синтетического) или задач исследования, так и характеристику способа осуществления каждой из них в отдельности. Уже элементарный процесс отражения простейшей координации и ее различных элементов есть одновременно и анализ и синтез в смысле получения аналитического знания посредством синтеза и синтетического знания посредством анализа.

В научном познании дедуктивный метод является частным случаем анализа, а индуктивный метод частным случаем синтеза. Анализ и синтез используются как приемы мышления, а индукция и дедукция как методы.


2. ИНДУКТИВНЫЙ И ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОДЫ


Рациональные суждения традиционно делят на дедуктивные и индуктивные. Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. В отличие от анализа и синтеза эти методы часто противопоставлялись друг другу и рассматривались в отрыве друг от друга и от других средств познания.

В широком смысле слова, индукция, это форма мышления, вырабатывающая общие суждения о единичных объектах; это способ движения мысли от частного к общему, от знания менее универсального к знанию более универсальному (путь познания «снизу вверх»).

Наблюдая и изучая отдельные предметы, факты, события, человек приходит к знанию общих закономерностей. Без них не может обойтись никакое человеческое познание. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические законы. Индукция представляет собой умозаключение, в котором заключение не вытекает логически из посылок, и истинность посылок не гарантирует истинность заключения. Из истинных посылок индукция дает вероятностное заключение. Индукция характерна для опытных наук, дает возможность построения гипотез, не дает достоверного знания, наводит на мысль.

Говоря об индукции, обычно различают индукцию как метод опытного (научного) познания и индукцию как вывод, как специфический тип рассуждения. Как метод научного познания, индукция представляет собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. С точки зрения познавательных задач различают ещё индукцию как метод открытия нового знания и индукцию как метод обоснования гипотез и теорий.

Большую роль индукция играет в эмпирическом (опытном) познании. Здесь она выступает:

· одним из методов образования эмпирических понятий;

· основой построения естественных классификаций;

· одним из методов открытия причинно-следственных закономерностей и гипотез;

· одним из методов подтверждения и обоснования эмпирических законов.

Индукция широко используется в науке. С её помощью построены все важнейшие естественные классификации в ботанике, зоологии, географии, астрономии и т.д. Открытые Иоганном Кеплером законы движения планет были получены с помощью индукции на основе анализа астрономических наблюдений Тихо Браге. В свою очередь, кеплеровские законы послужили индуктивным основанием при создании механики Ньютона (ставшей в последствие образцом использования дедукции). Различают несколько видов индукции:

1. Перечислительная или общая индукция.

2. Элиминативная индукция (от латинского eliminatio - исключение, удаление), содержащая в себе различные схемы установления причинно-следственных связей.

3. Индукция как обратная дедукция (движение мысли от следствий к основаниям).

Общая индукция - это индукция, в которой переходят от знания о нескольких предметах к знаниям об их совокупности. Это типичная индукция. Именно общая индукция дает нам общее знание. Общая индукция может быть представлена двумя видами полная и неполная индукция. Полная индукция строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода.

На практике чаще приходится использовать неполную индукцию, суть которой состоит в том, что она строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна, здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.

Индуктивный метод изучали и применяли уже древние греки, в частности Сократ, Платон и Аристотель. Но особый интерес к проблемам индукции проявился в XVII-XVIII вв. с развитием новой науки. Английский философ Фрэнсис Бэкон, критикуя схоластическую логику, основным методом познания истины считал индукцию, опирающуюся на наблюдения и эксперимент. С помощью такой индукции Бэкон собирался искать причину свойств вещей. Логика должна стать логикой изобретений и открытий, считал Бэкон, аристотелевская логика, изложенная в труде «Органон» не справляется с этой задачей. Поэтому Бэкон пишет труд «Новый Органон», который должен был заменить старую логику. Превозносил индукцию и другой английский философ, экономист и логик Джон Стюарт Милль. Его можно считать основателем классической индуктивной логики. В своей логике Милль большое место отводил развитию методов исследования причинных связей.

В ходе экспериментов накапливается материал для анализа объектов, выделения каких-то их свойств и характеристик; ученый делает выводы, подготавливая основу для научных гипотез, аксиом. То есть происходит движение мысли от частного к общему, что и называетсяиндукцией. Линия познания, по мнению сторонников индуктивной логики, выстраивается так: опыт - индуктивный метод - обобщение и выводы (знание), их проверка в эксперименте.

Принцип индукции гласит, что универсальные высказывания науки основываются на индуктивных выводах. На этот принцип ссылаются, когда говорят, что истинность какого-то утверждения известна из опыта. В современной методологии науки осознано, что эмпирическими данными вообще невозможно установить истинность универсального обобщающего суждения. Сколько бы не испытывался эмпирическими данными какой-либо закон, не существует гарантий, что не появятся новые наблюдения, которые будут ему противоречить.

В отличие от индуктивных умозаключений, которые лишь наводят на мысль, посредством дедуктивных умозаключений выводят некоторую мысль из других мыслей. Процесс логического вывода, в результате которого осуществляется переход от посылок к следствиям на основе применения правил логики, называют дедукцией. Дедуктивные умозаключения бывают: условно категорические, разделительно-категорические, дилеммы, условные умозаключения и т.д.

Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям. Дедукция выводит общие теоремы, специальные выводы из опытных наук. Дает достоверное знание, если верна посылка. Дедуктивный метод исследования, заключается в следующем: для того, чтобы получить новое знание о предмете или группе однородных предметов, надо, во-первых найти ближайший род, в который входят эти предметы, и, во-вторых, применить к ним соответствующий закон, присущий всему данному роду предметов; переход от знания более общих положений к знанию менее общих положений.

В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок.

Аристотель под дедукцией понимал доказательства, использующие силлогизмы. Превозносил дедукцию великий французский учёный Рене Декарт. Он противопоставлял её интуиции. По его мнению, интуиция непосредственно усматривает истину, а при помощи дедукции истина постигается опосредованно, т.е. путём рассуждения. Отчётливая интуиция и необходимая дедукция вот путь познания истины, по Декарту. Он же глубоко разрабатывал дедуктивно-математический метод в исследовании вопросов естествознания. Для рационального способа исследования Декарт сформулировал четыре основных правила, т.н. «правила для руководства ума»:

1. Истинно то, что является ясным и отчётливым.

2. Сложное необходимо делить на частные, простые проблемы.

3. К неизвестному и недоказанному идти от известного и доказанного.

4. Вести логические рассуждения последовательно, без пропусков.

Способ рассуждения, основанный на выводе (дедукции) следствий-заключений из гипотез так и называют гипотетико-дедуктивным методом. Поскольку не существует никакой логики научного открытия, никаких методов, гарантирующих получение истинного научного знания, постольку научные утверждения представляют собой гипотезы, т.е. являются научными допущениями или предположениями, истинностное значение которых неопределенно. Это положение составляет основу гипотетико-дедуктивной модели научного познания. В соответствии с этой моделью, ученый выдвигает гипотетическое обобщение, из него дедуктивно выводятся различного рода следствия, которые затем сопоставляются с эмпирическими данными. Бурное развитие гипотетико-дедуктивного метода началось в XVII-XVIII вв. Этот метод с успехом был применён в механике. Исследования Галилео Галилея и особенно Исаака Ньютона превратили механику в стройную гипотетико-дедуктивную систему, благодаря чему механика на долгие времена стала образцом научности, а механистические воззрения долго ещё пытались переносить на другие явления природы.

Дедуктивный метод играет огромную роль в математике. Известно, что все доказуемые предложения, то есть теоремы выводятся логическим путем с помощью дедукции из небольшого конечного числа исходных начал, доказуемых в рамках данной системы, называемых аксиомами.

Но время показало, что гипотетико-дедуктивный метод, оказался не всемогущ. В научных исследованиях одной из труднейших задач считается открытие новых явлений, законов и формулирование гипотез. Здесь гипотетико-дедуктивный метод скорее играет роль контролёра, проверяя следствия, вытекающие из гипотез.

В эпоху Нового времени крайние точки зрения о значении индукции и дедукции начали преодолеваться. Галилей, Ньютон, Лейбниц, признавая за опытом, а значит и за индукцией большую роль в познании, отмечали вместе с тем, что процесс движения от фактов к законам не является чисто логическим процессом, а включает в себя интуицию. Они отводили важную роль дедукции при построении и проверке научных теорий и отмечали, что в научном познании важное место занимает гипотеза, не сводимая к индукции и дедукции. Однако полностью преодолеть противопоставление индуктивного и дедуктивного методов познания долгое время не удавалось.

В современном научном познании индукция и дедукция всегда оказываются переплетёнными друг с другом. Реальное научное исследование проходит в чередовании индуктивных и дедуктивных методов противопоставление индукции и дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не рассматриваются как единственные методы. В познании важную роль играют другие методы, а также приемы, принципы и формы (абстрагирование, идеализация, проблема, гипотеза и т. д.). Так, например, в современной индуктивной логике огромную роль играют вероятностные методы. Оценка вероятности обобщений, поиск критериев обоснования гипотез, установление полной достоверности которых часто невозможно, требуют всё более утончённых методов исследования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Особенныеметоды, изученные нами в работе относятся, к локальным знаниям, к соответствующим теориям.

Анализ и синтез понятия более широкие, индукция и дедукция - методы используемые конкретно в познании. Возможно именно поэтому роль анализа и синтеза в научном познании и в мыслительной деятельности вообще, не вызывала среди ученых и философов таких споров и противоречий, как дискуссии о роли индуктивного и дедуктивного метода.

Анализ и синтез не просто дополняют друг друга, между ними есть более глубокая внутренняя связь, в основе которой лежит связь абстракций, что формирует, собственно, мышление.

Анализ и синтез как приемы научного мышления, применимые всегда и ко всему порождают в каждой области специальные методы, а индуктивный и дедуктивный методы используются уже избирательно. Анализ коррелирует с дедукцией, а синтез с индукцией.

Развитие учений об индукции привело к созданию индуктивной логики, гласящей, что истинность знания происходит из опыта. Развитие учений о дедукции привело к созданию достаточно прогрессивного гипотетико-дедуктивного метода - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. В последствие противопоставление индуктивного метода дедуктивному, было преодолено и современное научное познание немыслимо без использования всех особенных методов.

Диалектический метод мышления в целом представляет собой правила анализирования и синтезирования сложных систем связей, являющиеся средством раскрытия необходимых внутренних связей органического целого со всей совокупностью его сторон с помощью индуктивного и дедуктивного методов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

2. Губин Д.. Философия: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.

3. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.

4. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута. - М.: Мысль, 2005.

5. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. - М., 2007.

6. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М., 2004.

7. Каратини Р.. Введение в философию. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

8. Мамардашвили М.К., Процессы анализа и синтеза. // «Вопросы философии», 1958, № 2.

9. Печенкин А.А., Обоснование научной теории. Классика и современность. - М., Наука, 1991.

10. Философия: Учебник // Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

При решении задач самого широкого круга, в том числе и экономических, применяются методы логического познания, среди которых выделяются анализ и синтез. В совокупности всех методов логического исследования эти два характеризуются тем, что применяются практически без ограничений, могут использоваться как на закономерностей, так и при обыденном осмыслении фактов, явлений, событий.

Анализ представляет собой такой логический прием, при котором исследователь производит мысленное расчленение объекта или предмета исследования на условные составные части, а затем изучает каждую из выделенных частей отдельно. В повседневной жизни мы часто употребляем это слово, порой, не придавая особого значения тем условиям, которые выдвигаются использованием данного метода в познании. Одним из важнейших таких условий является то, что и анализ, и синтез, используемые при изучении какого-либо предмета, должны мыслительно делиться только и исключительно на те составляющие, которые в совокупности образуют предмет исследования. Замена их аналогами и однотипными компонентами не допускается, эта замена уже означает переход к другому методу логического познания - моделированию.

Синтез - это такой при котором отдельные элементы предмета познания объединятся в целое и исследуются в составе этого целого. Как видно из содержания, оба метода - анализ и синтез - представляют собой диалектическую целостность, а потому в практике, как правило, используются (или должны использоваться) совместно, обеспечивая, таким образом, более высокую достоверность результатов.

Применение этих методов настолько распространено, что напрямую связывается вообще с умением человека осмысливать рационально окружающий мир и явления, которые в нем происходят. Тем не менее, их использование имеет ряд особенностей, которые обусловлены сферой применения и свойствами изучаемого объекта или предмета. Так, например, анализ и синтез в экономике понимается как движение мысли в "обратном направлении", такое, при котором рассуждение строится от неизвестного экономического феномена к известному, и наоборот. Следует также учитывать, что и анализ, и синтез, сами по себе не выступают доказательством либо решением какой-либо проблемы, они - только средство поиска этого решения.

Прикладное назначение данных логических приемов именно в экономике состоит в том, что с их помощью выявляются сущностные стороны происходящих экономических процессов, исследуются важнейшие тенденции развития хозяйственной деятельности на макро- и микроэкономическом уровнях, глобальные, общегосударственные и локально-региональные экономические проблемы.

Помимо этого, анализ и синтез систем управления, например, выступает в качестве начальной точки при проведении планирования и прогнозирования экономической ситуации, независимо от того, какого масштаба объект мы изучаем, или к какой форме собственности он принадлежит. Использование данных логических приемов, как самостоятельно, так и в составе системного анализа, позволяет аргументировано обосновать, опираясь на данные науки, всю экономическую политику того объекта, который изучается.

К синтез и анализ в своем применении охватывают и мировую, и общегосударственную экономические сферы. То же самое на микроэкономическом уровне ограничивается рассмотрением вопросов развития отдельной отрасли, предприятия и даже индивидуального предпринимателя. Здесь имеет место выделение в качестве предмета анализа или синтеза изучение таких показателей, как объемы производства величины издержек и прибыльности предприятия или фирмы.

Как синтез, так и анализ в экономической сфере имеет несколько разновидностей, обусловленных интересами и целями самого исследования. Так, если нам необходимо узнать о прошлых тенденциях развития предприятия, применяется ретроспективный вариант, а если мы хотим «заглянуть» в будущее - перспективный.

Наиболее продуктивным считается правильное сочетание данных методов в составе комбинированной методики, например, при к изучению объекта. Это обеспечивает сохранение всех преимуществ методов, при нивелировке их недостатков, за счет использования других методов познания.