Апатия: откуда она берется и как с ней бороться. Что такое апатия и как с ней бороться

Согласно исследованиям, реакцию людей на те или иные события на 30-40% определяют гены, полученные от родителей. И на 60-70% стрессоустойчивость зависит от воспитания, жизненного опыта, полученных навыков, выработанных условных рефлексов и т. д. И хотя получается, что одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие - устойчивы к нему, к группе риска относятся все молодые люди, целеустремленные, но еще не обладающие определенными навыками выживания в современном мире.

Наиболее часто молодые люди испытывают стресс в процессе учебы (учебный стресс), на работе (профессиональный стресс), из-за сильных физических нагрузок, связанных с частыми тренировками в спортзале (физический стресс), и из-за межличностных отношений (стресс общения).

Первый признак того, что со стрессом справиться не получается - появление апатии . Она может возникнуть, например, если человек перестает видеть смысл своей деятельности - он много работал, но это не принесло никакой пользы, он пытался спасти человека, но тот погиб, он пытался наладить отношения, но потерпел фиаско и т. д. В такие моменты наваливается ощущение усталости. Не хочется ни двигаться, ни говорить.

Если человека оставить без поддержки в период апатии , она быстро перейдет в депрессию, которая сопровождается тяжелыми и мучительными переживаниями, пассивностью, чувством вины, ощущением беспомощности. Депрессивные состояния нередко приводят к необдуманным поступкам, связанным с риском для здоровья, или к попыткам .

Поэтому, если близкий человек - коллега по работе, однокурсник, знакомый из спортивной школы, младший брат или сестра, - находится в состоянии апатии, или тем более впал в состояние: депрессия, что делать, а это проявляется безразличием к происходящему вокруг, вялостью и заторможенностью, говорит он медленно и с большими паузами, не нужно оставлять его наедине со своими переживаниями.

Не найдется ни одного человека, который не прибывал в состояние апатии . Такое состояние знакомо многим людям. Нет ни чего страшного, если это состояние изредка и кратковременно появляется у нас.

Но если апатия долгое время не покидает нас, то стоит побеспокоиться и обратиться к специалисту (это может быть психолог, психотерапевт и т.д.).

Так что же такое апатия? Апатия в переводе с греческого означает - бесчувственность .

Человек, впавший в апатию, сразу выделяется на фоне окружающих своим безразличным отношением к происходящему, отсутствием эмоций и стремлений. Его перестают интересовать вещи, совсем недавно имевшие для него большое значение. Такие люди, ограничивают себя в общении и мало интересуются своей профессиональной деятельностью. Долгое время они могут проводить в неподвижности, сидя либо на своем рабочем месте, либо дома, либо где – то еще. Но отношение к такому состоянию у всех по-разному. Кто-то пугается своего состояния и начинает усиленно «лечиться», а кто-то, пребывая, в состояние апатии, ни чего не предпринимает, надеясь, что состояние само пройдет.

Что служит появлению апатии?

Профессия, способствующая эмоциональному выгоранию (синдром Менеджера);

Тяжелое заболевание, авитаминоз;

Длительное эмоциональное напряжение;

Негативные события (расставания с любимым человеком, смерть близкого, угроза жизни, потеря работы и т.д.);

Спад после яркого и долгого эмоционального подъема и т.д.

Эмоции - это движущие силы жизненной активности.

Благодаря эмоциям мы работаем с удовольствием, наблюдаем перепалку с коллегами, наслаждаемся вкусным обедом, ждем окончания рабочего дня и последующие после встречи, прогулки, свиданья, отдых. Но человек устроен так, что источник энергии иссякает, силы заканчиваются и эмоции притупляются. И, наоборот, длительная жизнь без положительных эмоций рано или поздно приводит к упадку сил. Иногда мы чрезмерно «раскидываем» эмоции и в организме образуется дефицит энергии, а чтобы пополнить его, требуется пауза. Вот в такие моменты обычно и появляется апатия.

Естественно, что временный эмоциональный и физический спад - это явление вполне нормальное. Всем нам время от времени нужен своеобразный перерыв внутреннего состояния. У многих людей именно в такие периоды происходит переоценка ценностей, смена жизненных ориентиров, которые впоследствии позволяют принять важное решение для себя.

Не стоит слишком заострять внимание на своей апатии!

Нынешнее течение жизни требует иногда передышки. Максимально ограничьте контакты с окружающими, отложите на некоторое время запланированные встречи, поездки. Если позволяет обстановка, возьмите на работе отпуск за свой счет на несколько дней.

Но, также следует обратить внимание на длительность апатии!

Если у человека апатия длится более двух – трех недель, то надо немедленно обратиться к специалисту. Не своевременное обращение к специалистам (психологам, психотерапевтам, психиатрам и т.д.) может привезти к серьезным психическим последствиям.

Огромной ошибкой будет, если вы без назначения врача начнете принимать антидепрессанты и другие лекарства (по советам друзей). И, ни в коем случае, не пытайтесь «лечиться» алкоголем.

Самое лучшее, что можно сделать - это хорошо выспаться. Травяные чаи помогут восстановить энергию, черный шоколад повысит гормон радости, а вы, в свое время, наберетесь новой энергии! Относитесь к своим чувствам и эмоциям бережно! Удачи.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Комментарии

Огромной ошибкой будет, если вы без назначения врача начнете принимать антидепрессанты и другие лекарства

Как впасть в апатию

двадцать­ тысяч на глазах

Послевоенная Москва. Детективная история о поимке банды «Черная кошка». По этой книге снят фильм «Место встречи изменить нельзя».

Кс киса Кинь мне музыки Чтоб я такая ехала три часа и не грустила то есть унылое гвно кидать не надо.

Ты был\не был у нас, не имеет значения, главное познакомься с новыми людьми, в нашей мафиозной семье.

че бы посмотреть

Лал. Знакомую малолетнюю девку повели в первый класс. Родители у нее такие из себя приличные, воспитывают дочь чистенько и чтобы ни слова лишнего "неприличного". Пришла из школы - знает.

Бл#дь, я по шею влипла в эту кашу. Меня вызвал директор школы. Вот!Там Снейп. Ребяят, ХЕЛП!

Так. Я должен поставить себе типа цель. Окда. Мелкую. Допустим, у меня есть книга на инглише, который я всё же планирую выучить, если англо-немецкий/неме­ ­ цко-английский словарь, которым буду.

Кто нибудь играет в dark souls? 2 ,3, bloodborne?

come back home after­ 2 years Кират навечно останется в моем сердце. Эта игра - место, куда всегда приятно вернуться. Эта история, поразившая меня до глубины души настолько, что.

___________________­ ____________________­ ____________________­ ____________________­ ____________________­ ____________________­ ____________________­ ____________________­ ____________________­ _______________.

как впасть в апатию?

Играй прямо в браузере!

Если Вы хотите пожаловаться на содержимое этой страницы, пожалуйста, напишите нам.

Как впасть в апатию

Каждый из нас знает слово «апатия» и даже хотя бы раз в жизни пережил это состояние. Порой оно длится мало и быстро проходит, а порой может стать серьёзной проблемой и даже со временем перерасти в серьёзную болезнь.

Вы можете легко узнать человека, впавшего в состояние апатии сразу по нескольким признакам:

Во-первых, его перестаёт окружать и интересовать окружающий мир.

Избежать апатии не в силах никто из нас, поэтому люди по-разному могут относиться к этому состоянию. Одни стараются и в апатии найти смысл и даже узнать новое о состояниях человеческой души, других подобные состояния пугают, а третьи и вовсе предпочитают лечить апатию всеми возможными способами. Врага или союзника нужно знать в лицо, поэтому так важно узнать, откуда берётся апатия.

Как распознать опасный случай проявления апатии в близком человеке:

1. Вы увидите, что речь и движения человека сильно заторможены.

Знать о болезни всё, от «А» до «Я», порой недостаточно. Будьте внимательны и в случае серьёзного заболевания обязательно попросите близкого показаться к психотерапевту.

Очень полезно страдающим апатией людям и заботящимся о них знать, что:

1. Длиться апатия может разное время, зависит это от типа личности человека и его характера. Волевые люди постараются выйти из состояния апатии самостоятельно, однако это может нанести вред здоровью (возможны депрессия и состояние аффекта).

Конечно же, лучше предупредить болезнь заранее, поэтому помните о возможных причинах апатии:

1. Трудная работа, которая забирает много энергии и сил.

Можно ли побороть апатию?

Без сомнения, главное вовремя распознать симптомы и принять соответствующие меры. Повышайте тонус с помощью зелёного чая и шоколада (в них входят полезные для подъема сил вещества) и постарайтесь высыпаться, чтобы быстро восстанавливать столь необходимую энергию.

Материалы по теме:

Материалы, представленные на сайте feeling-good.ru является выражением мнения авторов и служат лишь для ознакомления и не могут являться руководством для самостоятельного применения без диагностики у профессионалов.Таким образом, посетитель полностью отвечает за любые неправильные трактовки, которые могут возникнуть вследствие просмотра, чтения или копирования материалов, содержащихся на этом сайте, и таким образом никакое юридическое или физическое лицо не может быть ответственно за использование упомянутых материалов ни при каких обстоятельствах. Ответственность за последствия, которые прямо или косвенно повлекло за собой использование информации, размещенной на этом сайте, не может возлагаться на авторов сайта.

Цитата дня

" Не важно откуда Вы. Важно лишь то, куда Вы направляетесь! "

Книги

© Feeling Good Все права защищены

впасть в апатию

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011 .

Смотреть что такое «впасть в апатию» в других словарях:

апа́тия - и, ж. Состояние полного безразличия, равнодушия. Впасть в апатию. □ Тревога прошла, осталась апатия, похожая на постоянную усталость. Крымов, Танкер «Дербент». Но и напоминание о еде не вывело его [мальчика] из состояния полной апатии. Он даже не … Малый академический словарь

апатический - АПАТИЯ, и, ж. Состояние полного безразличия, равнодушия. Впасть в апатию. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. … Толковый словарь Ожегова

АПАТИЯ - АПАТИЯ, и, жен. Состояние полного безразличия, равнодушия. Впасть в апатию. | прил. апатический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. … Толковый словарь Ожегова

ОПУСТИТЬ - ОПУСТИТЬ, ущу, устишь; ущенный; совер. 1. кого (что). Переместить в более низкое положение. О. флаг. О. занавес. О. руки (также перен.: утратить желание действовать, быть активным). 2. что. Склонить, наклонить. О. голову (также перен.: стать… … Толковый словарь Ожегова

апатия - и, только ед., ж. Состояние полного безразличия, равнодушия к происходящему, при котором снижены или полностью утрачены внутренние побуждения, интересы, эмоциональные реакции. Полная апатия. Впасть в апатию. Минутами овладевала апатия тягостная,… … Популярный словарь русского языка

опустить - пущу, пустишь; опущенный; щен, а, о; св. 1. кого что. Наклонить вниз или переместить в более низкое положение. О. флаг. О. ружьё. О. ребёнка на пол. О. книгу на колени. Цветы опустили свои головки. О. крылья (утратить энергию, бодрость, стать… … Энциклопедический словарь

опустить - пущу/, пу/стишь; опу/щенный; щен, а, о; св. см. тж. опускать, опускаться, опускание, опущение 1) а) кого что Наклонить вниз или переместить в более низкое положение … Словарь многих выражений

Белинский, Виссарион Григорьевич - - родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

Ольга Сергеевна Ильинская («Обломов») - Смотри также Ей было двадцать лет. О., в строгом смысле, не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни… … Словарь литературных типов

Петр Ильич Чайковский - гг.) композитор Большой талант требует большого трудолюбия. В художнике безусловная правда не в банальном, протокольном смысле, а в высшем, открывающем нам какие то неведомые горизонты, какие то недосягаемые сферы, куда только музыка… … Сводная энциклопедия афоризмов

дух - а (у); м. 1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый д. Материя и д. Свойства человеческого духа. // В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной… … Энциклопедический словарь

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Что значит: АПАТИЯ?

«Апатия» в переводе с греческого означает «бесчувственность» . Человек, впавший в апатию, сразу выделяется на фоне окружающих своим безразличным отношением к происходящему, отсутствием эмоций и стремлений. Его перестают интересовать вещи, совсем недавно имевшие для него большое значение. Человек, страдающий апатией, резко ограничивает общение и профессиональную деятельность. Большую часть времени он проводит в неподвижности.

Каковы причины апатии?

* Энергетический спад вследствие тяжелой болезни, авитаминоза, недостатка солнечного света,

* Длительное физическое и эмоциональное напряжение,

* Стресс после негативного события (расставания с любимым человеком, смерти близкого, угрозы жизни) ,

* Спад после яркого и долгого эмоционального подъема.

Безусловно, временный эмоциональный и физический спад – явление вполне нормальное. Всем нам время от времени нужен своеобразный тайм-аут. У многих людей именно в такие периоды происходит переоценка ценностей, смена жизненных ориентиров и интенсивная внутренняя работа, впоследствии позволяющая принять важное решение.

Однако в некоторых случаях апатия может свидетельствовать о серьезном заболевании: шизофрении, депрессии, органическом поражении мозга и так далее.

Поэтому Вам следует уговорить Вашего близкого показаться психотерапевту в том случае, если:

* движение и речь больного заторможены;

* имеются провалы в памяти и сбои в мышлении;

* внешние раздражители вызывают слабую и замедленную реакцию.

Сроки выхода из апатии во многом зависят от самого человека, страдающего апатией. Если он амбициозен, деятелен и слишком требователен по отношению к себе, он может начать бороться со своим состоянием, пытаясь волевым усилием выйти из него. Это чревато серьезными осложнениями – депрессией и состоянием аффекта.

Не стоит зацикливаться на своей апатии. Примите ее как передышку в бурном течении жизни. Максимально ограничьте контакты с окружающими, отложите на некоторое время дела. Если позволяет обстановка, возьмите на работе отпуск за свой счет на несколько дней.

Ни в коем случае без назначения врача не принимайте антидепрессанты и другие лекарства. Не поддавайтесь соблазну «нейтрализовать» свое состояние алкоголем.

Самое лучшее, что Вы можете сделать - как следует выспаться и тем самым восстановить столь необходимую Вам сейчас энергию. Вашими союзниками также могут стать зеленый чай и шоколад: в них входят вещества, способные повысить Ваш тонус.

Откуда берется апатия и как с ней бороться

Каждый из нас хотя бы несколько раз в жизни проходил через состояние апатии. Если она длится недолго и не оказывает заметного влияния на нашу жизнь и поступки, в ней нет ничего страшного. Однако если апатия присутствует в течение длительного периода времени, стоит обратиться к врачу.

Апатия продолжается более трех-четырех недель;

Движение и речь больного заторможены;

Имеются провалы в памяти и сбои в мышлении;

Внешние раздражители вызывают слабую и замедленную реакцию.

Сроки выхода из апатии во многом зависят от самого человека, страдающего апатией. Если он амбициозен, деятелен и слишком требователен по отношению к себе, он может начать бороться со своим состоянием, пытаясь волевым усилием выйти из него. Это чревато серьезными осложнениями - депрессией и состоянием аффекта.

Энергетический спад вследствие тяжелой болезни, авитаминоза, недостатка солнечного света,

Длительное физическое и эмоциональное напряжение,

Стресс после негативного события (расставания с любимым человеком, смерти близкого, угрозы жизни),

Спад после яркого и долгого эмоционального подъема.

Сразу после долгожданного события, как результат усталости и эмоциональной опустошенности.

После больших государственных праздников, когда весь город погружается в апатичный дневной сон, особенно если ты чувствительна к изменениям массового настроения.

Читайте также

О диетах и не только

С годами в организме человека все больше накапливается вредных веществ (шлаков), которые надо. дальше »

Чуть ли не каждый день появляется новая чудо-диета, обещающая, что вы обретете параметры модели в. дальше »

Как впасть в апатию

Апатия – явление в России частое. Этому способствуют и войны, и революции, и торжество анархии. Однако что знает наше общество об апатии?

Под апатией традиционно понимают пассивность, нежелание участвовать в чем-либо, неспособность к активности, к преодолению обстоятельств и собственного безразличия.

Но апатия бывает разной. Человек не идет на выборы, поскольку не хочет (первый тип апатии). Или не идет на выборы потому, что апатичен и сам не знает почему (второй тип апатии).

Счастливая апатия Запада

Хотя нас интересует русская апатия, мы вынуждены сравнивать ее с апатией на Западе. Поскольку западные трактовки апатии концептуализируют трудноуловимое состояние. Это необходимо и для того, чтобы показать специфику российской апатии.

Западу свойственна «счастливая апатия». Она возникает от пресыщенности. Желать становится нечего. Для человека созданы все условия - в соответствии с американской «Декларацией независимости». Есть право на жизнь, на свободу и стремление к счастью. А самого счастья нет.

В целом понятие «счастье» – не совсем западное. К тому же оно социологически не представимо. Но как бы там ни было, речь идет о том, что либеральная демократия не обеспечивает счастья.

Так, в одном исследовании утверждается, что источники ментального нездоровья, апатии заключены в социальных институтах, особенно рыночных: «Источник нашего несчастья и депрессии – трагическое уменьшение семейной солидарности и других человеческих связей, усугубляющееся в условиях рыночной экономики и не делающееся лучше с помощью политических институтов… Экономические и политические институты нашего времени – продукты утилитарной философии счастья. Но скорее всего они привели нас к периоду большего несчастья частично из-за бентамовской философии денег…»

В итоге перечислены сферы, в которых «нет счастья»: семья, работа, финансы, место жительства, взаимное доверие. Вера в прогресс тоже не спасает, теряется уважение к публичным авторитетам. «Счастливая апатия» переходит в идею недостижимости счастья и глобализацию локальных несчастий. И предел апатии для западного сознания – разочарование в деньгах. Оказывается, деньгами можно измерить не только радость, но и боль.

Это ощущение настолько сильно, что появились работы, в которых говорится о необходимости новых парадигм в экономике. Даже приводится график зависимости счастья от денег, вначале прямо пропорциональной их росту, а затем сложно петляющей. Словом, по старой русской пословице: «Не в деньгах счастье».

Таким образом, апатия повседневной жизни на Западе – экзистенциальная и психологическая проблема.

Отдельная тема – политическая апатия на Западе. В России она является проблемой исторической и социальной, и только очень немногие имеют сходные с западной экзистенциальные основы своей апатии.

Политическая апатия (первого типа) возникает из-за глубокой погруженности в дела семейные, в отношения в сообществе, увлечения потребительской культурой и практикой. Можно даже сказать, что постоянные обязанности в гражданском обществе уводят от интереса к большой политике.

И все же апатия рассматривается западными учеными в основном как тождественная политической апатии. Проблема политического участия характеризуется как центральное понятие демократии. А неучастие, отказ от участия, политическую индифферентность и пассивность, как правило, называют апатией.

Американский социолог Чарльз Райт Миллз рассматривал апатию как состояние отчуждения от политики, возникающее по вине доминирующего субъекта политики – «властвующей элиты». Другим источником апатии стал конец идеологии, или, как говорил Раймон Арон, «конец века идеологий». Дэниел Белл, Чарльз Райт Миллз, Альбер Камю отмечали конец идеологии на Западе, конец утопии построения совершенного общества, который, без сомнения, способствовал росту политической апатии. Мультикультурализм и плюрализм, выступившие на смену идеологии, не смогли заместить социального смысла и усугубили настроение апатии.

Радикализм Миллза соответствовал настроениям 1950-х, но вскоре сменился менее радикальными представлениями Габриеля Олмонда и Сиднея Вербы. Они отрицали сводимость политической культуры демократического общества к культуре участия и не воспринимали неучастие или уход от политики как заведомую апатию.

И Олмонд и Верба считали, что в американском демократическом обществе сосуществуют три типа политической культуры – приходская, подданническая и культура участия. Приходская политическая культура в их трактовке опирается на нерасчлененность связей между людьми и тесно спаяна с другими культурными проявлениями. Подданническая культура выделяет политику, по отношению к которой население может быть пассивно доброжелательным. Культура участия выступает как собственно демократическая культура в узком значении этого слова. При формировании гражданской культуры, по мнению Олмонда и Вербы, устанавливается баланс всех существующих в стране типов политической культуры. Нельзя представить и даже поощрить участие всех, это лишило бы общество стабильности, активизировало противоречия и конфронтации.

В широком смысле демократическая политическая культура объединяет три названных типа политической культуры и создает баланс между ними. Поэтому политическое неучастие нельзя однозначно толковать как апатию.

Революционная волна молодежных движений 1960-х вновь подняла вопрос о политическом неучастии как апатии. Так, Герберт Маркузе продолжил радикалистские подходы к апатии как к «побежденной логике протеста» , направленного против власти. Именно манипуляции власти, стремящейся к достижению пассивно-одобрительной позиции населения, рассматривались как целенаправленное производство апатии, от которого сама же власть начинала страдать, теряя социальную базу.

Кто и как впадает в апатию

При всей огромной активности власти в России – это и модернизационный проект, выдвинутый Владимиром Путиным, включающий в себя борьбу с бедностью, реформу армии и удвоение ВВП, административную реформу, и шумные скандалы по поводу монетаризации льгот, и угрозы реформы ЖКХ, и попытки сверху инициировать построение гражданского общества, ибо власть начинает ощущать возрастающую ответственность, особенно после событий в Беслане, – общество в целом находится в состоянии глубокой апатии.

Имеются трактовки этого состояния, которые полностью отвечают радикальной западной традиции, рассматривающей апатию как следствие сознательной манипуляции власти.

Согласно Татьяне Кутковец и Игорю Клямкину, в российской политической культуре идет борьба между преобладающей сегодня модернистской культурой (она ориентирована на развитие потребностей и свободную конкуренцию индивидуальных способностей, на право индивидуально принимать решения и ощущать верховенство закона) и «русской системой» взаимоотношения власти и народа, при которой поощряется «нестяжательность» – заниженные потребности и государственная опека, бюрократическое господство и отсутствие верховенства закона.

Кутковец и Клямкин провели социологическое исследование, результаты которого интерпретируют как преобладание в России модернистской культуры над традиционалистским взаимоотношением власти и народа. 70% населения, по их мнению, разделяют модернистские ценности, и тем не менее «русская система» продолжает функционировать, подвергаясь лишь косметическому ремонту.

Этот вывод делается из-за преобладания в анкетах ответов, в которых люди признают значимость ценностей экономического процветания, ставят семью и индивидуализм на ведущее место. Цифра очень завышена, другие социологи говорят о 30%. Но дело не только в цифре.

Вместе с тем отмечается, что именно среди носителей модернистского сознания доля аполитичных людей составляет 25%. Они уходят в частную жизнь. То есть наиболее апатичной, безразличной ко всему за пределами частной жизни, по мнению этих исследователей, выступает как раз потенциально наиболее активная часть населения.

Социальная апатия является продуктом отсутствия модернистского проекта у государства, считают Кутковец и Клямкин, комментируя в статье «Новые люди в старой системе (модернистский проект развития российскому обществу до сих пор не предложен)» проведенное ими социологическое исследование «Самоидентификация россиян в начале XXI века» .

Это утверждение кажется правдоподобным. Для сравнения, Миллз считал наиболее апатичным слоем в США конца 1950-х годов «белые воротнички» . Интерпретируя эту точку зрения в терминах Кутковец и Клямкина, можно сказать, что они являлись представителями наиболее модернизаторского политического сознания, но властвующая элита («американская система») разочаровывала их и уводила в частную жизнь.

Однако даже эта аналогия не убеждает нас в адекватности оценки уровня модернистского политического сознания в России. Указанный процент апатически настроенного населения среди сторонников модернистской политической культуры подвергает сомнению самое ее преобладание над традиционалистской в сегодняшней политической культуре России. Восприятие любого заявленного индивидуализма, признающего главенство интересов личности, ее прав и свобод, ее частной жизни и семьи над интересами любых общностей, в том числе и государства, является необходимым, но недостаточным признаком перехода традиционной политической культуры в современное состояние.

Индивидуалист не обязательно представляет модернистскую политическую культуру. В описанном случае он чаще всего выражает примордиальные (первичные, исконные – родовые, племенные, семейные) ценности и примордиальную (первоначальную, исходную) идентичность, без которых просто не существует человек и которые совсем не характеризуют его как автономного индивида. Он может быть и в России весьма часто является представителем анархической политической культуры. Он может быть индивидом массы, таким же безличным, как другие ее представители. А масса – продукт современности, состоящий, однако, из индивидов, не имеющих модернизационного сознания.

У Кутковец и Клямкина примордиальные ценности и идентичность трактуются как ценности модернистские. В действительности же это вообще не ценности, а условия адаптации, отсекающие высшие уровни общественного существования – постановку целей, социальную дифференциацию и интеграцию, выработку культурных образцов (если следовать логике Толкотта Парсонса) - или характеризующие низшие ступени в наборе таких индивидуальных потребностей, как физиологические: потребность в безопасности и защите, в духовной близости и привязанности к другим людям (социальные потребности), в уважении и самоуважении, в самореализации (если следовать схеме индивидуальных потребностей Абрахама Маслоу). На примордиальном уровне человек может быть «негативным индивидуалистом», отвергающим не только социальную связь, но и воспринимающим другого как опасность для себя.

Анархический порядок 1990-х массово производил индивида, понимающего свободу как волю. После дефолта 1998 года, подорвавшего бизнес и надежды таких людей, многих из них поразила апатия. Апатия поразила и самое государство, прежде пережившее, как это ни парадоксально, анархическое состояние.

Слои, которые меньше всего подверглись апатии, – воодушевленные национальным строительством или протестом национальные меньшинства, люди из малого и среднего бизнеса (за исключением времени дефолта), уже не имеющие причин для «несчастливой» экономической апатии и еще не имеющие причин для «счастливой» апатии перепотребления. Не заражены апатией политические карьеристы, экстремисты.

В отношении террористов дело обстоит сложнее. Опубликованные в газете «Известия» материалы о русских девушках, решивших стать шахидками, свидетельствуют об их полнейшей апатии. Она вызвана отсутствием в обществе смысложизненных целей, апатией молодежи, проявляемой в наркотизации и алкоголизации, апатией русских парней, не имеющих жизненных планов в отличие от полных энергии чеченцев, под влияние которых они попали.

Апатия проявляется в плохой работе экономического стимула, когда увеличение оплаты не способствует лучшей работе.

В самой большой степени апатия поразила традиционалистски мыслящее население. Поскольку государство игнорирует его состояние, его нужды и переходит от игнорирования к эксплуатации.

Может сложиться ситуация, когда послереволюционная, послеанархическая апатия (явление, типичное для России) снова обернется анархическим или революционным бунтом. Ведь легальные каналы воздействия на власть со стороны населения отсутствуют. Неспособная к дискуссии Дума, не политическое, а, скорее, техническое правительство, отсутствие оценки реальной ситуации в стране не содействуют тому, чтобы население воспринимало ситуацию активно.

Немалый вклад в возникновение апатии внесла и глобализация, которая не привела Россию на достойное место в клубе чемпионов развития.

Есть две модели порядка, которые считаются наиболее значимыми для оценки посткоммунистических трансформаций. В соответствии с первой моделью предполагается унификация содержаний и действий, запланированность событий и подавление того, что препятствует реализации избранных идеалов порядка. Приметы второй модели – некоторые непреложные принципы организации, обеспечивающие основные права граждан, их центральные регулятивные значения без особого интереса к многообразию флуктуаций, существующих в обществе.

Но между этими типами, которые можно обозначить как тоталитарный и демократический порядок, существует «ничейная земля» плохо сформированных социальных структур, воспринимаемых часто как беспорядок, отсутствие порядка, при котором, однако, общество существует и функционирует достаточно долго.

И на «ничейной земле», где воспроизводятся порядки низшего уровня, мы выделяем два типа порядка – анархический и апатический, а также тенденции появления нового типа порядка низшего уровня, который мы назовем формально-рациональным (по типу макдоналдизации).

Травмированные

Посткоммунистические преобразования описывались сменяющими друг друга теориями модернизации, кризиса, транзита и, наконец, травмы. Последнее описание – наиболее глубокое, касается любой из посткоммунистических стран и большинства их населения.

Разрабатывая концепцию социального изменения как травмы, Петр Штомпка показал, что посткоммунистический период травмировал поляков, несмотря на то что сильнейшей травмой для них был приход коммунизма, из которого они мечтали в большинстве своем как можно скорее выйти. Российское общество, сознательно и небезуспешно поставившее на себе коммунистический эксперимент, продолжало оставаться более либерально-коммунистически настроенным, когда оно получило «удар» капитализма, похожего на карикатурные описания коммунистической пропаганды. И Польшу и Россию потрясли перемены, вызвавшие большие разочарования.

Полученная травма, по мнению Штомпки, включает: синдром недоверия; мрачный взгляд на будущее; ностальгию по прошлому; политическую апатию; травмы коллективной памяти.

Сценарии российского развития могут быть описаны изменением отношения к травме. Поляки почти добились преодоления травмы. Помогли их нелюбовь к коммунизму, наличие польской диаспоры с западным опытом, инновационность, человеческий капитал, патриотизм и пр. Как указывает Штомпка, «вопреки ожиданиям пессимистов относительно скоро травма посткоммунизма вступила в стадию излечения. В Польше в середине 1990-х меняется большинство негативных тенденций, исчезают некоторые симптомы травм. Наиболее очевидны перемены в сфере доверия. Синдром недоверия после 1989 года уступил место обратной тенденции, особенно доверия в обществе к институтам демократии и рынка. В Польше появился многочисленный богатый средний класс, чувствующий себя уверенно. Помимо новых форм личного и социального капитала есть традиционные источники, успешно применяемые в новых условиях. Прочные дружеские, партнерские связи, сети знакомств. » .

Кроме весьма непрочного последнего фактора, в России нет ничего из описанного Штомпкой.

Углубление травмы возможно из-за новых витков шоковой терапии или при ухудшении ситуации, новых манипуляциях на выборах, вследствие стихийных бедствий, терроризма. Население поддерживает высокий рейтинг Путина, несмотря на отложенные ожидания, понимая, что еще большее углубление травмы невозможно для здоровья нации.

Сохранение травмы, но адаптация к ней – это то, что происходит в России в течение долгого времени и характеризует апатию общества. Это весьма опасный сценарий, нечто вроде иммунодефицита. Длительное сохранение и видоизменение травмы - это уже «вызов дьявола», как говорил Арнольд Тойнби, на который нет ответа.

Накануне самоубийства

Травма вызвала аномию. Она описана Эмилем Дюркгеймом как состояние накануне самоубийства. Аномия означает прежде всего, что ценности, которые люди считали само собой разумеющимися, и воспроизводимый порядок вещей, достигнутый практически и поведенчески, разрушаются.

Об аномии целых обществ заговорили только сейчас.

Ральф Дарендорф в начале 1990-х поставил диагноз посткоммунистическим обществам: аномия (отсутствие норм или их рассогласование) вместо прежней гиперномии (сверхнормированности периода коммунистических режимов) . Социально признанные значения рассредоточились по разным слоям общества, формируя противостоящие друг другу реальности и отсутствие общих ценностей. Это создавало уже не раскол, а расколотость на кусочки.

Пережив эту аномию в 1990-е, наше общество оказалось на уровне адаптации, потеряло представление о культурных образцах, утратило представление о смысле жизни и социально признанных идеалах. И стало воспринимать любую ценностную интеграцию, которая конструирует общество, как проявление тоталитаризма.

Идея начать все с чистого листа, как в Америке, противоречила реальному распределению социального знания (памяти, традиции, опыту), которое невозможно было отбросить, а можно было лишь исказить. Подобный замысел привел бы к сходному результату в любой стране.

Аномия в России 1990-х возникла по тем же причинам, которые обозначал Дюркгейм. А именно, по причине быстрой смены экономических отношений на капиталистические при отсутствии новых моральных обоснований этой деятельности.

Другой причиной являлось, по Дюркгейму, то, что появлявшаяся органическая солидарность существовала наряду и вместе с механической. А это создавало серьезные конфликты и ослабление солидарности. В нашем обществе аномия возникла и по причине радикального отказа от прежде коллективно санкционированных ценностей и норм и из-за полного разрушения механизма социального конструирования реальности при анархическом порядке 1990-х.

И сегодня мы не имеем коллективных представлений о различии добра и зла, о том, что такое сострадание, справедливость, жалость, милость, доброта, хороший тон, правильная речь, самоуважение, уважение к другому, потеряло смысл традиционно русское понятие правды и пр.

Речь не идет о том, чтобы выдумывать нормы для растерявшего их общества. А о том, чтобы в ситуации их разрушения аккумулировать все оставшиеся и бытующие в некоторых средах, в сознании многих людей, в сегодняшней повседневности и практике значения и теоретически обосновать новые. Чтобы сделать эти значения не только достоянием «свободно парящей» интеллигенции, но социально признанными в масштабах общества.

Порядок, но анархический

Аномия и произвела анархический порядок 1990-х. Если государство уклоняется от помощи, то система социальной связи и безопасности рушится и население переходит к самопомощи за пределами социальных связей.

Такая самопомощь и есть анархия. Ее конечный результат: примитивная адаптация. Самопомощь не складывается в социальный институт. Вопрос об идентичности и формировании интересов общества не возникает на этом уровне. Это типично анархическое состояние, когда социальные связи разрушены и не образуются вновь.

Ошибочно рассматривать адаптивное поведение населения в качестве самодеятельного кооперативного поведения, как его воспринимали некоторые.

Сущность анархического порядка определялась слабостью центральной власти, отсутствием коллективных представлений, недейственностью социальных институтов (что характерно для международной системы, имеющей анархический порядок), а также специфически российскими чертами – самопомощью и кооперацией (прямо по Петру Кропоткину) и разрывом «с чуждой интеллигентской культурой» (прямо по Михаилу Бакунину).

Анархия, которая традиционно воспринималась как беспорядок в российском посткоммунистическом обществе 1990-х, могла стать типом порядка в силу инерции прежних социальных институтов и структур, возникающих не потому, что люди ценили их в прошлом, а потому, что функция воспроизведения образца (в данном случае самоповторения) и делала беспорядок порядком.

Трактовка индивида, включенного в анархический порядок, как адекватного западному, попросту неграмотна. Буржуазный автономный индивид в корне отличается от этого загнанного в угол одиночки. Западный индивид автономен, независим, инструментально рационален и персонально интегрирован. Анархический, негативно-свободный индивид не может быть автономным, он зависим, ограничен в своей инструментальной рациональности, поскольку действует в море хаоса, и персонально дезинтегрирован.

Особенно напряженно складываются отношения помогающего себе негативно свободного индивида с другими. При всей российской склонности к коллективизму и стихийно возникающей кооперации «другой» все более представляется источником опасности. А потому автономия мыслится не как самостоятельное целеполагание, а как изолированность.

Анархия как тип порядка не способствовала формированию иных идентичностей и интересов, кроме адаптации (выживания или обогащения).

Укрепление власти или строительство институтов демократии дает формальную структуру для преодоления анархии, но не является эффективным до тех пор, пока не сложатся коллективные представления об общих ценностях.

Анархические практики помогли, на наш взгляд, окончательно свалить коммунизм, но они опасны. Во-первых, потому, что не являлись ни современными, ни демократическими, отбрасывали страну в раннефеодальную междоусобицу. Во-вторых, существуя достаточно долго и по-своему стабильно, анархические практики начинали представлять силу, препятствующую позитивным изменениям.

Апатический порядок сложился после развала анархического под влиянием желания людей обрести более устойчивый порядок и избрания президентом Владимира Путина на этой волне. Ко второму сроку его избрания возник некоторый консенсус ценностей, сменивший прежний распад, обусловленный реальным положением страны.

Это ценности стабильности и безопасности, сегодня признанные каждым. Они появились наряду с примордиальными ценностями, ошибочно принимаемыми за либеральные или модернистские. В сущности, стабильность и безопасность – не столько ценности, сколько условия адаптации.

Масса и зондаж

Главная форма отношения российской власти с обществом – зондаж. Например, вброшена мысль о неизбежности жилищно-коммунальной реформы, состоящей в том, что население должно платить за дурное жилье полную без дотаций сумму в обмен на улучшающееся качество обслуживание. Каждый знает, что большая плата не улучшает обслуживание, что половина жилья изношена настолько, что подлежит замене. Если бы несколько тысяч жителей Воронежа, где губернатор стал немедленно повышать цены, не вышли на улицу, реформа прошла бы.

Еще пример. Первый вброс идеи укрупнения регионов был сделан представителем президента в Приволжском регионе в отношении Пензенской области. Она, мол, дотационна, уныла и пр. (заметим, как любой русский город, где нет нефти), и ее надо расформировать, укрупнив соседние регионы. Этот проект был воплощением либерального презрения к российскому городу, он игнорировал значение Пензы как культурного центра. Полемика в прессе остановила эти планы.

Новый вброс – идея укрупнения регионов. И если общество не выразит негативного отношения к проекту в связи с тем, что сегодня опасно затрагивать чувствительный национальный нерв автономий, что такой план может дать старт русскому сепаратизму на Дону, в нефтеносных районах, что укрупнение в условиях депопуляции означает распад страны, – то кто знает, чем это все обернется. В Сибири и на Дальнем Востоке – малонаселенных территориях – нужны новые субъекты Федерации, а не укрупнение старых, свои Силиконовые долины, производящие высокотехнологичный продукт.

Зондировалась дисциплинарная структура университетского преподавания. Предполагалось оставить только такие «гуманитарные» дисциплины, как физкультура и иностранный язык. Академик Вячеслав Степин и ряд других ученых сумели возразить и отстоять философию и отечественную историю в качестве обязательных предметов изучения.

Решили перевести часть университетов на местные бюджеты, то есть попросту закрыть. Зондаж остался без комментариев. Значит - переведут.

Пенсионная реформа. Понять смысл предполагаемых действий реформаторов было так трудно, что масса не ответила на зондаж. И реформа пошла.

Монетаризация льгот под напором масс замедлена. Ибо создалась угроза, что масса перестанет отвечать спорадически и выделит из себя слой, способный участвовать в устойчивом социальном движении.

Сегодня идет зондаж в отношении Академии наук – дела Петра, гордости русской науки. С чем мы останемся, если порушим АН?

Особенностью зондажа является то, что так общаются с массой. Масса иногда реагирует на зондаж, иногда нет. Но другого способа общения с населением у власти нет. Общение посредством зондажа производит массу даже там, где ее раньше не было.

Жак Бодрийар, признанный исследователь массового общества, признает, что масса не всегда молчалива и способна только к поглощению воздействий. Молчание массы, по его мнению, накладывает запрет на то, чтобы говорили от ее имени. Однако он сомневается в способности масс сегодняшнего дня прийти в движение: «Воображение массы представляется колеблющимся где-то между пассивностью и необузданной спонтанностью… сегодня они – безмолвный объект, завтра, когда возьмут слово и перестанут быть «молчаливым большинством», – главное действующее лицо истории. Однако истории, достойной описания, – ни прошлого, ни будущего – массы не имеют. Они не имеют ни скрытых сил, которые бы высвобождались, ни устремлений, которые должны были бы реализоваться. Их сила является актуальной, она здесь вся целиком, это сила их молчания» .

Опыт истории не учит такому толкованию. Сформировавшийся новый тип массы, произведенной не в одном месте, а дистанционно посредством СМИ, является новым. Он не имеет прошлого, а потому и неясно, каким будет его будущее.

Из всего этого следует, что апатический порядок характеризует отношение власти к населению как к массе, с которой общаются посредством зондажа.

Масса и масскульт

Массовое общество связано с феноменом массовой культуры.

Объяснение ситуации в политических терминах нехватки демократии забывает о возрасте демократии в сравнении с возрастом российской истории, который позволяет увидеть и другой аспект – напряженность полюсов, их диалектическую связь, наличие «прецедентных феноменов» (культурных скреп) , или «констант культуры», как говорят филологи, на том и другом полюсе. Противоречие это имеет тот смысл, говоря словами Бодрийара, что «здесь все – структура, поддерживающая ставки политики и различные противоречия, здесь все еще в силе социальный смысл… В паре зондаж/молчаливое большинство… нет ни противоположных, ни вообще выделенных элементов… нет, следовательно, и потока социального: его исчезновение – результат смещения полюсов…»

Значит, если применить это утверждение Бодрийара к России, уничтожение полюсов культуры здесь чревато разрушением социальности. Именно таким путем, по схеме смещения полюсов, и действует всепоглощающая масса – не общность, не слой, а свойство людей разных слоев к апатическому восприятию реальности.

Масса сегодня ворвалась в общество с культурными претензиями. Спор о том, является ли она продуктом СМИ, и прежде всего телевидения, или телевидение подстраивается под ее собственную сущность, отвечает ей, может быть разрешен только при понимании механизмов производства культуры как в общем виде, так и собственно в России.

Становление массового общества, чья жизнь – апатия и чьи отношения с властью – молчание власти, иногда пробуждаемое криками, вызванными зондажом власти, – это высшее воплощение апатического порядка. При данном порядке апатии подвержено все, в том числе и культура.

Апатический порядок, пришедший вслед за анархическим, не преодолел кризиса идентичности. Идентичность задается не только и не столько властью, а всей совокупностью практик. Русская и западная классическая литература, классическое искусство, фундаментальное образование входили в число этих практик наряду с коммунистической практикой, хотя и в некотором внутреннем противоречии к ней.

Эти структуры идентичности породили слой советской интеллигенции, способной жить везде в мире, а не только в СССР, способной продолжить свою деятельность в посткоммунистический период.

Анархический порядок обеспечил поражение интеллигенции на рынке культуры, культурное восстание масс. Апатический порядок создал, вывел на общественную сцену предельные формы культурной апатии, всевозможную попсу.

Производство культуры осуществляется как в неспециализированной форме, так и в специализированной. Неспециализированной являются формы народного творчества. Общепризнанно, что народ и масса – не одно и то же. Народ обладает некой цельностью мифо-поэтического видения и проявляет себя большей частью в традиционных обществах, где выступает как достаточно нерасчлененная общность, носитель традиций.

Специализированное производство культуры –дело подготовленных элит, существование и творческий характер которых институционально поддерживается точно так же, как это происходит в науке или технике посредством контроля со стороны научного или технического сообщества. Как пишет немецкий профессор Игорь Смирнов, «социальность… создает такие обстоятельства для креативной, исторически релевантной работы, которые препятствуют участию в ней любого индивида, как он того бы пожелал, которые фильтруют кандидатов… В обществе наличествуют также институции, в которых сосредотачивается его креативный авангард (будь то княжеский двор, монастырь, академия, университет, учреждения для публичного проведения досуга в виде театров и т.п.). Торможению спонтанного творчества, исходящего от масс. сопутствует… поощрение креативной деятельности в специально отведенных для нее анклавах. Важнейший результат такого позиционирования творцов следует усмотреть в том, что они – в силу их включения в коллектив – подвергают друг друга взаимоконтролю. Они сами отсеивают идеи, которые кажутся им почему-либо не достойными быть культурным капиталом» .

Вот этот механизм в сегодняшней России абсолютно разрушен. Поражение интеллигенции на общенациональном рынке культуры и торжество здесь масс, порвавших с «чуждой интеллигентской культурой» в период анархического порядка 1990-х, на наш взгляд, сформировало социальный заказ на предельно упрощенные формы масскульта, отодвигая прецедентные формы русской, российской и мировой культуры (то есть значимые явления культуры, которые были культурными скрепами, культурными константами и поныне являются характеристиками русской культуры за рубежом) в анклавы.

Русская классическая литература, известная большинству российских граждан хотя бы из школьной программы и выступающая прецедентом понимания русской культуры вообще, сегодня существует на таких окраинах культуры, что возникает вопрос, а является ли она частью культуры нашего народа? Российская литературная элита сделала модным рефлексию сознания масс, его отображение и моделирование архаики в гротескной форме. Результат – не сближение культурных полюсов и не взаимопроникновение массовой и элитарной культуры, а ожесточенное поругание масс, сознанию которых не противостоят никакие культурные образцы.

Значительная часть выделенных обществом творческих сил подыгрывает массе, формируя ее такой, какой она еще не была до их представления о ней и предпринятых усилий сделать ее адекватной своим представлениям.

Сравним два горестных текста: повесть Михаила Кураева «Капитан Дикштейн» , вышедшую в годы перестройки, и повесть Валерия Попова «Третье дыхание» , опубликованную в 2003 году.

Полная поглощенность тяжелым бытом, выживание, борьба за существование, апатия присуща героям той и другой повести. Но в жизни капитана Дикштейна есть осмысленное прошлое, светлые дни. В жизни героя Попова ничего, кроме финальной моральной решимости не сдавать жену-алкоголичку в больницу и продолжать мучиться. Героями владеет не безотчетный страх и скрытая тревога, которыми Бодрийар характеризует массу и ее представителей, а страх и тревога вполне реальные, вызванные несносной тяжестью жизни. Это – не политическая апатия, хотя время и политика сформировали сложившийся тип поведения героев.

А сколько миллионов людей пребывают в апатии по сходной причине невыносимости жизни, бедности, независимости жизни от тебя самого.

Феномен массы, произведенной как индустриальным производством, так и СМИ, сегодня существенно усиливает взгляд на апатию как следствие господства масс.

Действительно, масса индустриального общества на пути к потреблению оказалась неудовлетворенной, и ей дали потреблять пошлость, которую она жадно схватила, не выходя из состояния индифферентности, апатии, неясной тревоги. Но кто дал эту пошлость, которую описывают как подлинную сущность сегодня возникших масс? Те, кто говорят, в отличие от молчаливого большинства. Освобождение масс оказалось состоящим в том, чтобы стать такими, какими их описывают.

Что впереди?

Трудности сегодняшнего российского развития таковы, что не поддаются разрешению в рамках выбора между хорошим и еще более хорошим. Упрек Путину западных аналитиков в том, что он сворачивает демократию во имя авторитаризма, не имеет отношения к реальности. Он мог быть высказан на любом этапе посткоммунистического развития. Так ученые, освоившие геометрию Лобачевского или Римана, могли бы бросить упрек в невежестве Евклиду.

Запад никак не поймет реальностей других народов, отягощенных и обогащенных собственной историей. Мы барахтаемся в упрощенных типах порядка. И апатия может быть признана даже достижением в сравнении с анархией, готовой сорваться в хаос.

Что произошло за последние годы? Многое из того, что произошло, имеет наряду со знаком «плюс» и знак «минус»: появились общие ценности после аномии – стабильность и безопасность. Но это ценности адаптации, а не развития. Отказались от концепции всеобщего политического участия, признав многообразие политических культур в демократическом обществе. Но это способствовало формированию апатичной массы. Нашли некоторый набор целей. Но этот набор случаен. Власть стала проявлять интерес к созданию гражданского общества, поскольку начала ощущать груз ответственности, который хочет разделить с другими. Но есть опасность формирования этих институтов как филиалов власти. Разрушен коллективизм. Но ему на смену пришел не автономный индивид, а массовый, с примордиальной идентичностью. Не решаются проблемы научно-технологической политики, конкурентоспособности, депопуляции и угрозы территориального распада, русского сепаратизма при реализации плана укрупнения регионов, и др.

Вместе с тем апатия – стабилизационный тип порядка, как и анархия, найден не в проектной деятельности власти, а в некой игре исторических последствий хода российской истории как с властью, так и с народом. Для понимания этого нужна не упрощенная идеология, а серьезный научный анализ.

Для того чтобы говорить о трансформации этого порядка в новый, надо, следуя нашей методологии, проследить динамику ценностей, какие ценности на подходе в качестве общезначимых.

Сегодняшние ценности стабильности и безопасности обеспечены недостаточно. Люди начинают требовать эффективности. Мы снова видим модернистские преувеличения на этот счет, либеральные упования.

Есть новая тенденция рассмотрения упрощенных формально-рациональных схем порядка с горизонтальной интеграцией, построенной на основе предельной эффективности, калькулируемости – любви к количественной исчисляемости успеха, таланта, прогресса и всего остального, предсказуемости – привычности поведения в отличие от смутных времен. Такой прядок называется макдоналдизацией. Ибо ресторан быстрого обслуживания «Макдоналдс» воплощает эту примитивную по содержанию, но наивысшую по формализации рациональности формулу порядка. Это ведет к формально-рациональному порядку, который содержательно беден: эффективность, предсказуемость (стабильность), калькулируемость (удвоение ВВП) и контроль (безопасность).

Хотим ли мы жить в таком будущем порядке? Нет, конечно, если он возникнет ради себя самого. Да, если выбор будет между «жить или не жить».

Прохождение через череду предпорядков стало нашей судьбой, потому что мы не ведали, что творили, разрушая социальность во имя светлого завтра.

Валентина Гавриловна Федотова – доктор философских наук, профессор, зав. сектором социальной философии Института философии РАН.

Эмоции, неважно положительные или отрицательные, являются основной движущей силой, которая наполняет смыслом человеческую жизнь. Если они пропадают, она теряет вкус и краски. Апатия — враг, который разрушает привычный окружающий мир человека, и нередко приводит к самым печальным последствиям.

Этот недуг зачастую проходит незамеченным, так как не вызывает болевых ощущений. А между тем, без надлежащего лечения болезнь имеет свойство прогрессировать. Поэтому если вы чувствуете, что в вашем настроении и восприятии окружающей действительности что-то изменилось, то внимательнее отнеситесь к себе, изучите, какие признаки апатии выделяются в медицинской практике, и как можно бороться с этим состоянием. На каких-то жизненных этапах любой человек в той или иной мере может испытывать апатию. Но не каждый может быстро и правильно от нее избавиться.

Периодически полная апатия может быть даже полезной. Человек отдыхает, проводит некий анализ жизни и себя самого, набирается сил, у него происходит переоценка взглядов и ценностей, а затем наступает новый подъем. Главное — чтобы состояние подавленности не затянулось надолго. Если временное состояние апатии — это нормальное состояние, то хроническое требует медицинской помощи.

Признаки апатии

Признаки апатии: сонливость, вялость, слабость, усталость

Как проявляет себя апатия? Симптомы , на которые следует обратить внимание, следующие: плохое настроение, вялость, заторможенность, сонливость, безразличие к происходящим вокруг событиям, отсутствие эмоций, аппетита, стремлений и т.д. Если вас вдруг перестало интересовать все, что раньше было важным, то это первый звоночек, который может сигнализировать о начале большой проблемы с психическим здоровьем.

К сожалению, нередко мы списываем подобные состояния на хроническую усталость, недосып, обилие хлопот, множество проблем и суету повседневной жизни, хотя эти слабость, сонливость — апатия в чистом виде. Человеку свойственно бороться с трудностями и преодолевать жизненные препятствия. Если он абстрагируется от них, постоянно прибывая при этом в подавленном состоянии, то это нездоровое состояние.

Еще одним симптомом, посредством которого себя проявляет апатия, является резкое ограничение общения. Если из компанейского и веселого человека вы резко превратились в отшельника, у вас нет желания встречаться с друзьями, посещать любимые мероприятия, знакомиться с новыми людьми, вы предпочитаете проводить время дома, то это также является характерным проявлением апатии.

Состояние апатии

Состояние апатии нередко характеризуется снижением или полным отсутствием аппетита либо наоборот повышенным «жором», а также чувством постоянной усталости, уныния, сонливости. Иногда апатия ощущается физически: ломит кости, болит и кружится голова. В таком состоянии человек может перестать следить за собой, поправляется или наоборот сильно худеет, ему абсолютно безразлично мнение окружающих. Зачастую больной не желает даже двигаться, старается проводить как можно больше времени в постели. А если приходится делать какую-либо работу, исполнять свои обязанности, то все движения он совершает автоматически, как робот. Результат его совершенно не интересует. Как и методы, с помощью которых можно избавиться от подобного состояния. Также может наблюдаться заторможенность речи.

С онливость , апатия , усталость ведут к тому, что у человека резко снижается работоспособность. Он не может и не хочет трудиться, выполнять свои обязанности не только дома, но и на работе, что может привести к негативным последствиям вплоть до увольнения или развода. Это, конечно, крайний случай, но равнодушный человек, которому совершенно безразлично, как он выполняет свои прямые обязанности, работодателю, как правило, не особо нужен. Домочадцы тоже нередко страдают от вечно плохого настроения и нелюдимости того, с кем живут под одной крышей.

Надоела апатия ? Л ечение поможет ее побороть

Прежде всего, лечение больного с подобным заболеванием начинается только в том случае, если он полностью осознает проблему и хочет от нее избавиться. Чтобы вернуть краски в свою жизнь, необходимо, прежде всего, провести самоанализ и выявить причины. Желательно обратиться за помощью к психологу. В особо тяжелых и запущенных случаях может понадобиться коррекция с помощью лекарственных препаратов. Но назначать их должен только врач.

А еще вялость, апатия очень боятся «тяжелой артиллерии», подключите для борьбы:

  • физические нагрузки;
  • прогулки и путешествия;
  • сбалансированное питание;
  • расслабляющий массаж;
  • курс витаминов и минералов.

Самое главное — вовремя распознать врага и начать войну с ним всеми доступными способами. Тогда сонливость, апатия и уныние не помешают вам жить интересно и здорово.

Некоторые способы лечения апатии

Как правило, при лечении апатии, вызванной психологическими факторами, нет необходимости в применении медикаментозных средств. Стоит просто принять это состояние, как временную передышку для организма. Дать себе полный отдых, максимально ограничить контакты с окружающими, отложить все дела.

Не лишними будут и легкие физические нагрузки, путешествия, здоровое питание, употребление витаминов, специальный массаж, водные процедуры.

Ни в коем случае не нужно форсировать события, принуждая себя к активной деятельности, что может вызвать обратный эффект, вызвав тяжелую депрессию или состояние аффекта. А так же употреблять алкоголь или не назначенные врачом лекарственные препараты. Прекрасными природными «антидепрессантами» являются зеленый чай, шоколад, теплое молоко с сахаром.

Лечение апатии, вызванной физиологическими проблемами, нуждается в лекарственной терапии антидепрессантами. Однако, в первую очередь, необходимо устранение или облегчение состояния основного заболевания.

Список врачей

Если вы обнаружили у себя признаки полной апатии (вялость, сонливость и т.д.) и это состояние не проходит самопроизвольно более трех недель, необходимо обратиться врачу-терапевту.

Скорее всего, он назначит вам консультацию у невролога, психиатра, психиатра-психотерапевта либо психотерапевта. Однако нужно быть готовым, что вам предложат встретиться еще и с эндокринологом, гинекологом, наркологом, онкологом, кардиологом. А при необходимости, порекомендуют сдать биохимический анализ крови.

Апатия – это психотическое состояние, для которого характерно полное отсутствие или резкое снижение стремлений и интересов, подавленность эмоций, безразличие к происходящим событиям и окружающим людям. Данное состояние не является самостоятельным заболеванием, а развивается как симптом некоторых психических болезней (депрессия , шизофрения), а также органических поражений головного мозга. Апатия может развиваться и у пациентов, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями (злокачественные новообразования , инфаркт миокарда) или переживших сильный эмоциональный стресс .

Апатия – состояние полного безразличия, равнодушия

Апатию нередко путают с проявлением лени. На первый взгляд эти два состояния очень похожи, но все же между ними есть серьезные отличия. Лень – это вредная привычка, ставшая чертой характера человека и проявляющаяся в отсутствии мотивации. Человек не выполняет какие-либо дела, потому что ему это неинтересно, и он предпочитает вместо этого погулять с друзьями или подремать на диване. Т. е. если человек отдает предпочтение в выполнении одних действий другим, то это состояние расценивается как банальная лень. При апатии исчезает желание вообще выполнять все действия. Например, человек понимает, что необходимо произвести уборку дома. Ему не нравится беспорядок, да и сам процесс уборки не вызывает неприятных ощущений. Однако из-за отсутствия сил и мотивации, выраженного безразличия заставить себя приступить к уборке человек не может.

Синонимы: атимия, афимия, анормия, атимормия.

Причины апатии и факторы риска

Наиболее частыми причинами апатии являются:

  • состояние реконвалесценции после тяжело протекавших инфекционных или соматических заболеваний;
  • гиповитаминозные состояния (особенно недостаток витаминов группы В);
  • умственное, эмоциональное и/или физическое истощение;
  • хронический стресс;
  • работа, требующая высокой концентрации внимания, ответственности за жизнь и безопасность окружающих людей;
  • сильно выраженный острый психологический стресс , который может быть вызван, например, смертью близкого человека, катастрофой;
  • повреждение головного мозга (особенно некоторых участков лобных долей);
  • побочный эффект приема препаратов из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.
Тяжелые формы апатии при отсутствии адекватной терапии могут приводить к развитию у больного аффективного состояния, депрессии, попыток суицида.

Причиной апатии могут стать и некоторые заболевания психики. Чаще всего апатия проявляется как симптом депрессии или шизофрении. Поэтому если полное безразличие к окружающей действительности продолжается длительное время, а тем более сочетается с другими настораживающими в отношении психических заболеваний симптомами (снижение концентрации внимания, провалы в памяти, бессонница, слуховые, зрительный или тактильные галлюцинации), следует обязательно обратиться к психоневрологу.

В некоторых случаях апатия может рассматриваться как вариант нормальной реакции нервной системы на переутомление , т. е. является своеобразным сигналом, сообщающим о необходимости полноценного отдыха. В этом случае признаки апатии обычно выражены незначительно и сохраняются непродолжительное время. Их появление призывает изменить окружающую ситуацию или отношение к ней, свой режим жизни. Следует понимать, что при неправильном восприятии такой «нормальной» апатии и отсутствии реакции на нее, она способна усилиться. В этом случае без помощи специалиста справиться с ней будет практически невозможно. Такой исход обычно наблюдается у людей с очень сильным, либо, наоборот, слишком слабым характером. Человек с характером лидера, обладающий амбициями, сильной волей и твердыми убеждениями вместо того, чтобы дать себе и своей нервной системе отдохнуть, начинает активно бороться с симптомами апатии, нагружая себя при этом дополнительными делами, силой воли заставляя выполнять их. В результате его состояние ухудшается. Через некоторое время к физическому и эмоциональному дискомфорту, обусловленному проявлениями апатии, присоединяется и психологический дискомфорт, сопровождающийся формированием комплекса самоуничижения. Человек мысленно ругает себя за слабость, нежелание и неспособность выполнять свои обязанности, нарастающее безразличие не только к близким, но и к самому себе. В итоге признаки апатии еще больше прогрессируют вплоть до развития депрессии. Необходимо помнить, что при апатии ни в коем случае нельзя увеличивать психические и физические нагрузки! В то же время нельзя и полностью расслабиться, отдавая себя во власть психотического расстройства и ожидая, когда оно самостоятельно пройдет.

Люди со слабым характером при появлении симптомов апатии начинают бороться с ними при помощи лекарственных препаратов, алкогольных напитков, а иногда и наркотиков. Подобный подход не только не устраняет, но еще больше усиливает проявления апатии, а кроме того, может создать и дополнительные проблемы (формирование лекарственной зависимости, алкоголизма, наркомании).

Формы заболевания

Психотерапевты выделяют три вида апатии:

  1. Пассивная апатия. Ее основными симптомами являются отрешенность, вялость, отсутствие интереса к жизни. Они достаточно хорошо выражены и заметны для окружающих.
  2. Активная апатия. Изменения в психике человека практически не заметны для окружающих его лиц. Со временем патология настолько разрушает психику, что это приводит к возникновению психических заболеваний или суицидальным попыткам.
  3. Травматическая апатия. Причиной ее развития являются органические повреждения головного мозга, обусловленные травмами, опухолями, нарушениями мозгового кровообращения. Устранение этиологического фактора в данном случае приводит и к устранению признаков апатии.

Основными симптомами апатии являются потеря стремлений и желаний, бесчувственность и безразличие, утрата интереса к делам и вещам, которые ранее были интересны для человека. К другим признакам апатии относятся:

  • значительное ограничение социальных контактов;
  • снижение заинтересованности в профессиональной деятельности;
  • нежелание выполнять рутинные обязанности;
  • состояние хронической усталости , которое не исчезает даже после длительного отдыха;
  • отсутствие или резкое снижение аппетита;
  • замедленность физических и психических реакций;
  • подавленное настроение;
  • невнятная, смазанная речь;
  • отсутствие инициативы;
  • нарушение концентрации внимания.

Человека с апатией отличает отрешенность от окружающей действительности и людей, пассивность и безучастность, отсутствие естественной потребности быть любимым и любить самому. Эмоции сохранены, но спрятаны глубоко в сфере бессознательного. Именно поэтому человек, страдающий апатией, воспринимается окружающими как бесчувственный, безжизненный, лишенный эмоций, не имеющий каких-либо стремлений, влечений или желаний.

При тяжелой апатии, граничащей с состоянием абулии, у пациентов отмечается выраженная безынициативность, неразговорчивость, малоподвижность, нарушение процесса мышления, провалы в памяти. Речь нечеткая, смазанная. Движения нечеткие, вялые, иногда плохо скоординированные.

Апатия может протекать с хорошо заметными окружающим клиническими симптомами, но иногда развивается исподволь. В этом случае разрушение психики человека происходит эндогенно, и внешне здоровый и активный человек может внезапно для всех совершить попытку суицида.

Признаками апатии никогда не бывают раздражительность и напряженность. У человека, наоборот, исчезает любое стремление сделать что-либо, попытаться удовлетворить свое желание. Происходит атрофирование и обесценивание личностных эмоциональных переживаний, в результате чего не возникают ни положительные, ни отрицательные эмоции.

Диагностика

Предположить наличие у пациента апатии можно в случае обнаружения у него 4-5 симптомов из приведенного ниже списка:

  • недавно пережитый сильный стресс;
  • отсутствие общения с друзьями и родственниками на протяжении длительного времени, сильный дискомфорт при мыслях о предстоящем контакте с ними;
  • регулярно возникающие мрачные мысли;
  • неряшливость в одежде, нежелание ухаживать за собой;
  • постоянное чувство напряжения;
  • снижение трудоспособности;
  • расстройства сна , особенно сонливость днем и бессонница ночью;
  • восприятие окружающей действительности в замедленном темпе;
  • отсутствие радостных эмоций;
  • снижение уверенности в своих силах.
Апатия не является самостоятельным заболеванием, а развивается как симптом некоторых психических болезней (депрессия, шизофрения), а также органических поражений головного мозга.

Для выявления причины, лежащей в основе развития апатии, пациент консультируется психоневрологом, невропатологом, терапевтом, эндокринологом.

Лечение апатии

Выбор метода лечения апатии определяется формой психопатического расстройства, а также интенсивностью клинических проявлений.

Терапия легких степеней апатии проводится без применения медикаментозных препаратов. Пациентам рекомендуют умеренную физическую активность, регулярные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима чередования труда и отдыха. Справиться с апатией в этом случае помогают путешествия, общение с друзьями и близкими.

При тяжелой апатии лечении проводится психоневрологом. В схему терапии включают фармакологические средства одним или несколькими курсами, а также сеансы психотерапии.

Возможные последствия и осложнения

Тяжелые формы апатии при отсутствии адекватной терапии могут приводить к развитию у больного аффективного состояния, депрессии, попыток суицида.

Прогноз

Прогноз благоприятный. В большинстве случаев данное психотическое состояние хорошо подается терапии. В тех случаях, когда апатия развивается как симптом психического заболевания (шизофрения, депрессия), прогноз определяется течением основной патологии.

Профилактика

Профилактика апатии направлена на предупреждение физического и психического переутомления и включает:

  • соблюдение режима дня;
  • регулярные занятия спортом;
  • избегание стрессовых ситуаций.

Чтобы не впасть в состояние апатии психологи рекомендуют:

  1. Не сдерживать свои эмоции. Если возникает состояние грусти и желание поплакать, не стоит бороться с этим. Вместе со слезами уходит стресс.
  2. Делать перерывы. При ощущении нарастающей усталости необходимо найти возможность остановить поток дел и позволить себе отдохнуть. Лучше всего взять отпуск и поехать в путешествие, не обязательно далекое. При отсутствии такой возможности стоит погулять в парке, посетить музей, сходить в кинотеатр, т. е. постараться любым способом сменить окружающую обстановку.
  3. Завести собаку. Особенно актуальна эта рекомендация для одиноких людей. За животным необходимо регулярно ухаживать, каждое утро и вечер совершать с ним длительные прогулки. Это стимулирует чувство ответственности и предупреждает возникновение апатии.

Видео с YouTube по теме статьи:

1. Апатия – это отсутствие желаний и эмоций

При апатии в теле нет энергии на "подвиги". Даже если есть необходимость двигаться и "решать проблемы", энергии на это нет. Именно энергии желаний и эмоций.

Если у автомобиля кончается бензин, а необходимость двигаться дальше не исчезает, то самый простой и доступный издревле способ – это толкать его дальше силой мускулов. Потолкав автомобиль пару километров, человек обычно устает, у него возникает апатия и "съедает" желание толкать как раньше. Нужно искать другой выход.

2. Апатия – это обезболивающее для слишком сильных чувств

Сильная и долгая нагрузка на мышцы приводит к перенапряжению и болезненным ощущениям. Если человек сам волевым усилием не способен отказаться от продолжения такой нагрузки, включается предохранитель "апатия".

3. Апатия – это возможность думать о проблеме, но не чувствовать

Посидев в бессилии около машины, человек может отвлечься и размять уставшие мышцы, подумать о том, как еще можно позаботиться о себе. Где найти бензин. Добраться до населенного пункта. Выспаться. Вызвать помощь.

4. Апатия проходит сама собой, если ей не мешать

Средней силы усталость проходит сама собой, если нагрузку снять. После чего можно будет некоторое время снова свободно пользоваться теми способами, которые в прошлый раз привели к перегрузке и боли. Т.е. в крайнем случае можно еще потолкать автомобиль, если другого выхода за это время не нашлось.

5. Апатия – это естественная реакция на безвыходную ситуацию

Апатия отнимает у человека нереалистичные, вредные желания и требования, а также перемещает внимание на необходимость востановиться после нагрузки. Если нет бензина и впереди 100 км пути – толкать машину весь путь бессмысленно... и лучше б это понимать.

6. Апатия – это 3-я часть процесса адаптации к неизбежному

Апатия естественно возникает после перенапряжения (толкания машины), т.е. проявления агрессии. Агрессия же обычно возникает после короткого несогласия (не может быть, чтоб я забыл заправить машину) с тем, что все случилось так, как случилось.

А вот после апатии и восстановления внутренних сил психики (хрен с машиной, я важнее железяки) наступает период восстановления связей с внешним миром, т.е. развитие (поищу деревню и куплю там канистру бензина). Вместе все 4 части создают процесс переживания горя или потери. Наиболее явно и долго этот процесс можно наблюдать у людей, столкнувшихся со смертью близких людей.

7. Апатия – это незавершенное горе

Если вы чувствуете апатию, в вашей жизни что-то оказалось утеряно (опоздали на встречу, потеряли время на поиск бензина). И сейчас там пусто.

8. Апатия переживается легче и быстрее, когда безпасно и тепло

Восстанавливать силы и позволить себе бессилие можно, когда вокруг безопасно. Когда рядом есть надежные люди, которые вместо тебя разберутся со внешними проблемами и сохранят к тебе теплое отношение, не требуя ничего взамен (думать о походе в деревню за канистрой бензина однозначно легче, если опоздание не повлечет за собой серьезного наказания).

9. Борьба с апатией только усиливает апатию в целом

Тратить последние силы на создание иллюзии что сил у тебя много – это занятие, обреченное на провал в долговременной перспективе. Как и попытки толкать машину, когда ты застрял высоко в горах.


10. Апатия может стать хронической, если было слишком больно или страшно, чтобы вспоминать вообще

Иногда в жизни появляются события, которые несут столько боли, что справиться с ней невозможно, и времени на полноценное восстановление тоже нет. Тогда единственным выходом может оказаться "отложить эту проблему на потом или может навсегда". Только после этого появляются силы, чтобы просто встать с постели. А если перенести этот опыт на машину без бензина, то ночью в горах при минус 20 лучше отвлекаться на то, что будет с машиной, если нечем согреться и вьюга медленно превращает ее в большой су... гроб.

11. Хроническая апатия ведет к чувству болезненной пустоты

Да, неприятные чувства возникают, когда через полгода летом находишь в кармане куртки ключи от застрявшего в горах автомобиля. А если потеря связана не с вещью, а с человеком, то еще труднее. Может как-нибудь в другой раз повспоминаю... а пока привычно сделаю вид, что автомобиль просто ждет меня в гараже и, когда мне будет надо, я смогу им воспользоваться.

12. В промежутках между приступами хронической апатии появляются "призраки" тех чувств, которые вызвали апатию

"Вот мне срочно нужен автомобиль... у меня же он гараже... бегу туда... вот ключи, открываю... аааааааааааа!!! опять его здесь нет. Опять я опаздываю, опять все мои замыслы рушатся в последний момент, все пусто и бессмысленно. Ничего не хочу. Ничего не могу."

13. Справиться с хронической апатией можно вернувшись к боли осознанно, и с желанием себе помочь

"Все-таки кое-что могу. Ключи выкинуть. Страховку на автомобиль не продлевать. Гараж продать. Подумать о других способах перемещаться по планете. Может поездом было б удобнее? Интересно, что же там от моей машины в горах осталось... может с обрыва сбросили... может мальчишки из соседнего села в ней штаб устроили... может на запчасти разобрали. Да впрочем, сейчас есть вещи поважнее."

14. Процесс выхода из хронической апатии может быть многошаговым

О, черт. В той машине в бардачке была моя любимая ручка и последняя фотография с закадычным другом... жаль их.