Справочник для медицинских сестер психиатрической службы. Читать онлайн книгу «Справочник медицинской сестры

Книга "Справочник медсестры" включает основную информацию по вопросам сестринского дела. Авторы рассказывают историю становления сестринского дела как науки, рассуждают о морально-этических качествах медицинской сестры, ее профессиональной ответственности, правах пациента с учетом современного подхода к сестринской деятельности (читатели смогут узнать, что такое сестринский процесс).

Отдельные разделы посвящены описанию, лечению, диагностике наиболее распространенных патологий и уходу за пациентом, помощи при неотложных состояниях. Кроме того, в книге приводятся описания основных медицинских манипуляций, выполняемых медсестрой.

Издание может быть использовано в качестве учебного пособия для средних медицинских учебных заведений и как руководство по уходу за больными в домашних условиях.

  • Елена Юрьевна Храмова, Владимир Александрович Плисов
    Справочник медсестры. Практическое руководство

    Введение

    В настоящее время в России насчитывается почти 1,5 млн медицинских работников среднего звена. Медицинская сестра – очень распространенная и востребованная профессия, предполагающая наличие определенных нравственных и психологических качеств у человека, ее избравшего, а также необходимой профессиональной подготовки.

    В последние десятилетия подход к профессии медицинской сестры изменился во всем мире. В России первые изменения начались уже в конце 1980-х гг. Однако на практике медсестра еще долго оставалась "лицом со средним медицинским образованием, работающим под руководством врача или фельдшера".

    В начале 1990-х гг. во многих европейских странах было внедрено высшее сестринское образование. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международный совет медсестер способствовали развитию сестринского дела как науки в России.

    Уже с 1966 г. в Серии докладов ВОЗ № 347 говорилось о том, что медицинские сестры должны быть менее зависимыми в своих действиях, иметь более высокую квалификационную подготовку, кроме того, им необходимо развивать профессиональное мышление, которое позволило бы принимать самостоятельные решения на основе научных знаний.

    В настоящее время постоянно расширяется спектр медицинских услуг, появляются лечебно-профилактические учреждения различных форм собственности, дневные стационары, развивается паллиативная медицина. К последней относятся хосписы, в которых оказывается медицинская помощь и осуществляется уход за пациентами с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями и умирающими. Оказывать помощь таким больным может медицинская сестра, обладающая аналитическим мышлением, способная составить и выполнить план обследования, сестринского ухода, проведения необходимых медицинских манипуляций в соответствии с технологиями их выполнения и при этом обосновывать свои действия науч но.

    С 1994 г. в России существует многоуровневая система подготовки медицинских сестер в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В настоящее время в связи с развитием медицинского страхования возникли новые предпосылки для продолжения реформ в сестринском деле.

    Многоуровневая система подготовки среднего медицинского персонала позволяет повысить качество медицинского обслуживания населения, снизить экономические затраты на подготовку медицинского персонала и др. Реформирование сестринского дела позволило изменить кадровую политику, использовать сестринские кадры более рационально. В результате в больницах вновь появились младшие медицинские сестры, осуществляющие основной уход за больными, а также новые виды медицинской помощи, например паллиативная медицина.

    Реформа сестринского дела в России осуществляется на основании программы развития сестринского дела. Для подготовки специалистов новой формации создана многоуровневая система подготовки медперсонала со средним медицинским образованием, открываются институты высшего сестринского образования, в настоящее время во многих высших медицинских учебных заведениях нашей страны осуществляется последипломная подготовка специалистов высшего сестринского образования (интернатура, аспирантура и др.). Такая подготовка позволяет развивать сестринское дело как науку, делать новые научные разработки в области сестринского дела.

    Для развития сестринского дела регулярно проводятся международные семинары, конференции. Специалисты сестринского дела входят в состав многих международных и российских общественных и профессиональных медицинских организаций.

    Особое значение в последнее время приобрел вопрос статуса медицинской сестры. Сейчас уделяется большое внимание повышению престижности данной профессии, ее социальной значимости. Большое значение в этом имеет собственное самосознание медицинских сестер, поэтому в науке "Сестринское дело" выделяется понятие "философия сестринского дела". Именно формирование особого философского подхода помогает вывести мышление обучающихся по специальности "Сестринское дело" на более высокий уровень.

    Современным медицинским сестрам нужно иметь научные знания, уметь анализировать, предвидеть последствия, планировать свою деятельность и принимать самостоятельные решения. Большое значение имеет умение налаживать профессиональные контакты с коллегами, пациентами и их родственниками, руководством.

    С развитием таких отраслей медицины, как трансплантология, паллиативная медицина, появлением экстракорпорального оплодотворения и иного стали актуальными многие этические вопросы. Сформировалась даже отдельная наука – биомедицинская этика. Медсестра, как известно, наиболее близкий для больного человек из всего состава медицинских работников, поэтому для оказания помощи пациентам необходима определенная психологическая подготовка медсестер. На факультетах высшего сестринского образования изучают различные направления психологии, которые помогут будущим специалистам найти психологический подход к пациентам и их родственникам, разобраться в сложной для пациента психологической ситуации.

    Для качественного выполнения обязанностей медсестра должна постоянно стремиться к повышению своей квалификации. В современной медицине внедряется все больше передовых технологий (новые хирургические операции и виды исследования), используется сложная медицинская лечебная и диагностическая техника, появляются новые лекарственные препараты и др. Все это требует постоянного обновления знаний. Одновременно это помогает медсестрам осознавать себя представителями современной профессии, специалистами своего дела.

    Трудно переоценить роль медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе. Именно она больше всего взаимодействует с пациентом, поэтому наука "сестринское дело" выделяет такое понятие как "сестринский процесс". Потребность в этом возникла в связи с тем, что для качественного медицинского обслуживания пациента необходимо систематизировать деятельность медсестры. Итак, сестринский процесс включает 5 этапов:

    1) постановку сестринского диагноза;

    2) определение потребностей пациента;

    3) составление плана сестринского вмешательства;

    4) выполнение намеченных мероприятий;

    5) оценку результата.

    Конечно, при решении проблем пациента медсестра ограничена существующими юридическими и медицинскими правилами и нормами, однако в рамках своих профессиональных возможностей она должна сделать все, от нее зависящее, для улучшения здоровья и поддержания жизни пациента.


    Елена Юрьевна Храмова, Владимир Александрович Плисов

    Справочник медсестры. Практическое руководство

    Введение

    В настоящее время в России насчитывается почти 1,5 млн медицинских работников среднего звена. Медицинская сестра – очень распространенная и востребованная профессия, предполагающая наличие определенных нравственных и психологических качеств у человека, ее избравшего, а также необходимой профессиональной подготовки.

    В последние десятилетия подход к профессии медицинской сестры изменился во всем мире. В России первые изменения начались уже в конце 1980-х гг. Однако на практике медсестра еще долго оставалась «лицом со средним медицинским образованием, работающим под руководством врача или фельдшера».

    В начале 1990-х гг. во многих европейских странах было внедрено высшее сестринское образование. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международный совет медсестер способствовали развитию сестринского дела как науки в России.

    Уже с 1966 г. в Серии докладов ВОЗ № 347 говорилось о том, что медицинские сестры должны быть менее зависимыми в своих действиях, иметь более высокую квалификационную подготовку, кроме того, им необходимо развивать профессиональное мышление, которое позволило бы принимать самостоятельные решения на основе научных знаний.

    В настоящее время постоянно расширяется спектр медицинских услуг, появляются лечебно-профилактические учреждения различных форм собственности, дневные стационары, развивается паллиативная медицина. К последней относятся хосписы, в которых оказывается медицинская помощь и осуществляется уход за пациентами с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями и умирающими. Оказывать помощь таким больным может медицинская сестра, обладающая аналитическим мышлением, способная составить и выполнить план обследования, сестринского ухода, проведения необходимых медицинских манипуляций в соответствии с технологиями их выполнения и при этом обосновывать свои действия науч но.

    С 1994 г. в России существует многоуровневая система подготовки медицинских сестер в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В настоящее время в связи с развитием медицинского страхования возникли новые предпосылки для продолжения реформ в сестринском деле.

    Многоуровневая система подготовки среднего медицинского персонала позволяет повысить качество медицинского обслуживания населения, снизить экономические затраты на подготовку медицинского персонала и др. Реформирование сестринского дела позволило изменить кадровую политику, использовать сестринские кадры более рационально. В результате в больницах вновь появились младшие медицинские сестры, осуществляющие основной уход за больными, а также новые виды медицинской помощи, например паллиативная медицина.

    Реформа сестринского дела в России осуществляется на основании программы развития сестринского дела. Для подготовки специалистов новой формации создана многоуровневая система подготовки медперсонала со средним медицинским образованием, открываются институты высшего сестринского образования, в настоящее время во многих высших медицинских учебных заведениях нашей страны осуществляется последипломная подготовка специалистов высшего сестринского образования (интернатура, аспирантура и др.). Такая подготовка позволяет развивать сестринское дело как науку, делать новые научные разработки в области сестринского дела.

    Для развития сестринского дела регулярно проводятся международные семинары, конференции. Специалисты сестринского дела входят в состав многих международных и российских общественных и профессиональных медицинских организаций.

    Особое значение в последнее время приобрел вопрос статуса медицинской сестры. Сейчас уделяется большое внимание повышению престижности данной профессии, ее социальной значимости. Большое значение в этом имеет собственное самосознание медицинских сестер, поэтому в науке «Сестринское дело» выделяется понятие «философия сестринского дела». Именно формирование особого философского подхода помогает вывести мышление обучающихся по специальности «Сестринское дело» на более высокий уровень.

    Современным медицинским сестрам нужно иметь научные знания, уметь анализировать, предвидеть последствия, планировать свою деятельность и принимать самостоятельные решения. Большое значение имеет умение налаживать профессиональные контакты с коллегами, пациентами и их родственниками, руководством.

    С развитием таких отраслей медицины, как трансплантология, паллиативная медицина, появлением экстракорпорального оплодотворения и иного стали актуальными многие этические вопросы. Сформировалась даже отдельная наука – биомедицинская этика. Медсестра, как известно, наиболее близкий для больного человек из всего состава медицинских работников, поэтому для оказания помощи пациентам необходима определенная психологическая подготовка медсестер. На факультетах высшего сестринского образования изучают различные направления психологии, которые помогут будущим специалистам найти психологический подход к пациентам и их родственникам, разобраться в сложной для пациента психологической ситуации.

    ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (участковой медсестры)

    Рабочее место: кабинет участкового врача, территориальный участок поликлиники.

    Цели деятельности:

    Помощь врачу при оказании ПЕРВИЧНОЙ медико-санитарной помощи населению обслуживаемого участка;

    Помощь врачу при приеме пациента в поликлинике (амбулатор­ный прием), диспансере, МСЧ и др.;

    Помощь врачу при наблюдении за пациентами, находящимися на лечении дома;

    Выполнение врачебных назначений и санитарно-просветитель-ской работы среди пациентов.

    МЕД. СЕСТРА ДОЛЖНА ЗНАТЬ:

    Организацию и структуру поликлиники (МСЧ, диспансера);

    Структуру обслуживаемого участка, как ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ, так и по ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ;

    Принципы ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ диспансеризации;

    один из основных методов лечебно-профилактической работы включа­ет в себя АКТИВНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ пациентов, нуждающихся во вра­чебном наблюдении в целях установления начальных форм заболева­ния, ведение учета и систематического или периодического наблюде­ния за состоянием здоровья ОПРЕДЕЛЕННЫХ групп населения и боль­ных; своевременное проведение лечебных и профилактических меро­приятий для ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ заболеваний и их осложнений и др.;

    Принципы ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ работы среди населения;

    Объем и методы санитарно-просветительной работы среди на­селения;

    Основные лекарственные препараты, применяемые для лечения наиболее распространенных заболеваний;

    Правила ВЫПИСКИ, ПОЛУЧЕНИЯ и ХРАНЕНИЯ лекарственных препаратов;

    Документацию данного учреждения;

    ПРАВИЛА проведения ТЕКУЩЕЙ и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ дезин­фекции в очаге инфекции (обратить пристальное внимание на особо опасные инфекции);

    Способы подготовки пациентов к различным видам исследова­ний:

    а) рентгенологические: рентгеноскопия или -графия органов груд­ной клетки, ХОЛЕЦИСТОГРАФИЯ - исследование желчного пузыря. ИРРИГОСКОПИЯ - исследование толстой кишки: ЕЮНОСКОПИЯ - ис­следование тонкой кишки, исследование желудка и 12-перстной кишки), БРОНХОГРАФИЯ - исследование бронхов:

    б) инструментальные (ЭНДОСКОПИЧЕСКИЕ, то есть изучающие состояние СЛИЗИСТОЙ ПОЛЫХ органов):

    ЭЗОФАГОГАСТРОДУОДЕНОСКОПИЯ (ЭГДС) - исследование слизистой ПИЩЕВОДА, ЖЕЛУДКА, 12-ПЕРСТНОЙ КИШКИ;

    КОЛОНОСКОПИЯ - исследование слизистой ТОЛСТОЙ кишки;

    СИГМОСКОПИЯ - исследование слизистой СИГМОВИДНОЙ кишки;

    РЕКТОРОМАНОСКОПИЯ - исследование слизистой ПРЯМОЙ кишки;

    в) ультразвуковое исследование органов (УЗИ);

    г) лабораторные исследования биологических жидкостей пациен­та:

    Мокрота,

    Содержимое желудка и 12-перстной кишки;

    Способы транспортировки биологических жидкостей в лаборато­рию;

    Правила комплектации сумки УЧАСТКОВОГО ВРАЧА и УЧАСТ­КОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ;

    Правила проведения ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ прививок;

    Правила выполнения различных манипуляций на дому и в усло­виях поликлиники.

    МЕДСЕСТРА ДОЛЖНА УМЕТЬ:

    1. Организовать и контролировать выполнение текущей и заклю­чительной дезинфекции в очаге инфекции.

    2. При необходимости ознакомить пациентов с организацией ра­боты и структурой поликлиники.

    3. Вести учет ДИСПАНСЕРНЫХ пациентов, приглашать их на очередной осмотр к врачу или посещать их на дому вместе с врачом.

    4. Вести санитарно-просветительную работу на своем террито­риальном участке.

    5. Выписывать рецепты на лекарственные средства по назначе­нию врача, кроме наркотических средств.

    6. Выписывать, получать и хранить лекарственные средства для:

    Сумок врача и мед. сестры,

    Процедурного и перевязочного кабинетов и др.

    7. Вести документацию, предусмотренную для поликлиник (амбулаторную карту пациента - титульный лист, статистический талон - титульный лист, талоны на прием к врачу, диспансерные учетные кар­ты пациентов и др.).

    8. Подготовить пациента или его родственников к различным ви­дам исследований (см. выше).

    9. Проводить в условиях поликлиники и на дому назначенные врачом манипуляции.

    10. Осуществлять ПАТРОНАЖ на дому.

    11. Проводить:

    ОСМОТР ПАЦИЕНТОВ НА ПЕДИКУЛЕЗ!

    Измерение АД;

    Измерение Г, а также измерение объема груди, живота, конечностей, длины тела;

    Подсчет пульса, числа дыхательных движений.

    12. Объяснить пациенту и его родственникам особенности ухода за тяжело больным.

    13. Оказывать доврачебную помощь пациенту при возникновении в этом необходимости.

    14. Пользоваться весами для взвешивания пациента.

    15. Пользоваться ростомером для измерения роста пациента.

    16. При вызове на дом к пациенту скорой помощи правильно до­ложить врачу о состоянии пациента.

    17. При возникновении экстремальных ситуаций успокоить паци­ента и его родственников и быть им опорой.

    18. Осуществлять патронаж на дому пациентов, выписавшихся из стационара и не имевших возможности по состоянию здоровья посе­щать поликлинику.

    19. Организовать на своем территориальном участке активистов, обучать их элементам ухода за тяжело больными, таким образом обес­печивая возможность чаще помогать пациентам (особенно одиноким).

    20. В поликлинике регулировать прием пациентов, учитывая их состояние.

    ОБЩЕЕ ЦЕЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - СЕМЕЙНОЕ!

    ОБРАБОТКА ПАЦИЕНТА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ВШЕЙ (шампунь "РИД")

    Цель: предупреждение распространения инфекции. Показания: наличие вшей и гнид.

    ПРИГОТОВЬТЕ (для себя):

    1. Бутылку с шампунем "РИД".

    2. Дополнительный халат.

    3. Косынку.

    5. Перчатки.

    ПРИГОТОВЬТЕ (для пациента):

    1. Кушетку.

    2. Клеенку.

    3. Прорезиненный мешок для вещей (2 шт.).

    4. Обычный шампунь для мытья головы.

    5. Клеенчатую пелерину.

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

    1. Постелите на кушетку клеенку.

    2. Наденьте дополнительный халат, косынку, маску, перчатки.

    3. Хорошо встряхните бутылку с шампунем "РИД".

    4. Предложите пациенту сесть на кушетку и объясните его пове­дение во время манипуляции.

    5. Нанесите НЕРАЗВЕДЕННЫЙ шампунь "РИД" на СУХИЕ воло­сы и кожу пациента, подождите, пока они полностью не промокнут.

    6. Оставьте шампунь на поверхности на 10 минут, но НЕ БОЛЬ­ШЕ.

    7. Промойте волосы ТЕПЛОЙ водой и обычным шампунем или

    8. Пока волосы еще МОКРЫЕ, расчешите все узлы ОБЫЧНОЙ расческой, разделите волосы на 4 пряди.

    9. Начиная с верха головы, поднимите одну из 4 прядей на 2-3

    10. Возьмите СПЕЦИАЛЬНУЮ расческу в другую руку и поставь­те зубчики КАК МОЖНО БЛИЖЕ к скальпу.

    11. МЕДЛЕННО расчесывайте от скальпа ДО КОНЧИКОВ волос, так, чтобы полностью расчесать во всю длину прядь волос в 2-3 см.

    12. Заколите НАЗАД пряди, которые уже расчесаны. Продолжай­те расчесывать и закалывать до тех пор, пока не будут вычесаны все

    вши и гниды (часто снимайте куском марли гнид, которые накапливают­ся на расческе).

    13. Когда все волосы расчесаны, промойте их теплой проточной водой и обычным шампунем.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

    Если во время обработки и расчесывания волосы высыхают, их необходимо смачивать водой,

    После высушивания волос (после окончания обработки) ПРО­ВЕРЬТЕ ИХ ЕЩЕ РАЗ, и, если обнаружите гнид, вычешите волосы еще раз тщательно,

    ПОВТОРИТЕ обработку шампунем через 7-10 дней,

    Вещи пациента сдайте в дез. камеру,

    После использования расчески и все другие вещи и материал замочите в дез. растворе.

    Для обработки волос при выявлении вшей можно использовать и др. средства:

    1. НИТТИФОР - наносится тщательно на волосы на 40 мин., за­тем смывается обычным шампунем.

    2. МЫЛЬНО-КЕРОСИНОВУЮ ЭМУЛЬСИЮ - 450 г. керосина+300 г. мыла, лучше "К* или хозяйственное.* Натереть на терке, добавить 0,25 л горячей воды. Полученный состав нанести на кожу головы и во­лосы на 60 мин.

    ЗАПОМНИТЕ!

    На границе волос и кожи лица наложите ЖГУТ из ХЛОПЧАТО­БУМАЖНОЙ ткани!

    Смыть через 60 минут УКСУСНОЙ ВОДОЙ (состав см. ниже).

    Прочесать густым гребнем и еще раз промыть шампунем.

    3. 5% БОРНУЮ МАЗЬ:

    Нанести на 60 минут, смыть мыльно-пенистой пастой, если ее нет, то хозяйственным мылом.

    4. УКСУСНАЯ ВОДА - часто применяется для борьбы с ЖИДА­МИ.

    Состав: обычный уксус 5-9% (2-3 ст. ложки) + 1 стакан обычной теплой воды (27-35 градусов).

    1. Нанести состав на голову.

    2. Накрыть голову х/б косынкой на 30 минут.

    3. Прочесать голову частым гребнем (если его нет, то между зуб­чиками расчески протянуть нитку).

    4. Смыть состав обычным шампунем.

    ЗАПОМНИТЕ!

    В течение месяца необходим 3-КРАТНЫЙ осмотр пациента, че­рез каждые СЕМЬ дней. ТЕ. КТО ПРОВОДИЛ ОБРАБОТКУ, ДОЛЖНЫ ПРИНЯТЬ ДУШ, А ВЕЩИ СДАТЬ НА ДЕЗОБРАБОТКУ.

    В настоящее время широкое применение нашли ЛОСЬОНЫ:

    "Ниттилон", "Сана", "Перфолон". Они наносятся на 30 минут;

    "Чуб-чик", "Стагифор" - наносятся на 20 минут.

    СМЫВАЮТСЯ ОБЫЧНЫМИ ШАМПУНЯМИ, ПОСЛЕ ВЫЧЕСЫ-

    Используются и шампуни:

    2. "СИФАКС" - Турция.

    3. "ЭЛКО-ИНСЕКТ" - Бельгия, очень хороший препарат, который может быть использован даже для животных.

    МОЮЩИЕ СРЕДСТВА для ГОЛОВЫ и ВЕЩЕЙ:

    2. "Санам".

    3. "Векурин".

    4. "Медифос" - может использоваться при ЧЕСОТКЕ и всех видах вшей, экспозиция - 20 минут.

    ДЛЯ ОБРАБОТКИ пациента с ЧЕСОТКОЙ используется 20% эмульсия БЕНЗИЛБЕНЗОАТА (выдается по рецепту врача!), а также КАРБОФОС (30% эмульсия), из нее готовится 0,15% раствор, то есть 1ч.л. 30% эмульсии на 1 л воды. Раствор

    Наносится на голову НЕ БОЛЕЕ, чем на 30 минут,

    Голова повязывается косынкой,

    Промывается теплой водой с шампунем. Чаще этот препарат используется для ОБРАБОТКИ ПОМЕЩЕ­НИЙ и ВЕЩЕЙ.

    ОБРАБОТКА ПОМЕЩЕНИЙ:

    0,15% раствором карбофоса,

    0,5% раствором хлорофоса (50 г на ведро воды),

    Неофосом "1" и "2",

    3% раствором хлорамина - при наличии даже "скрытой* крови,

    5% раствором хлорамина - при наличии туберкулеза,

    3% раствором хлорамина - при наличии гепатита.

    ВНИМАНИЕ!

    После обработки пациента с наличием ГНИД, ВШЕЙ, ЧЕСОТКИ в условиях стационара, все вещи пациента и дополнительная спец. оде­жда медсестры отправляются в ДЕЗ. КАМЕРУ.

    Если ОБРАБОТКА пациента проводилась в домашних условиях, то ВЕЩИ НЕОБХОДИМО КИПЯТИТЬ в любом содовом растворе (2 столовые ложки соды на ведро воды) 15 минут с МОМЕНТА ЗАКИПА-НИЯ.

    ЗАПОМНИТЕ!

    ПОСЛЕ СТИРКИ ТКАНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОГЛАДИТЬ ГОРЯ­ЧИМ УТЮГОМ!

    Медицинский персонал, проводивший дез. обработку пациента, ОБЯЗАН провести дез. обработку помещения, сдать свой комплект спец. одежды в дез. камеру и пройти гигиеническую обработку.

    ОБРАЩАЮ ваше внимание, что каждое лечебно-профилактичес­кое учреждение, в том числе поликлиники и стационары, ОБЯЗАНО иметь в своем оснащении ПРОТИВОПЕДИКУЛЕЗНЫЙ набор.

    ПРОТИВОПЕДИКУЛЕЗНЫЙ НАБОР.

    1. Для пациента:

    ОВОЦИДНЫЕ препараты в достаточном количестве,

    СТОЛОВЫЙ уксус (эссенцию),

    ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ (типа ПРОТИВОЧУМНЫХ) КОСЫНКИ -2-3 шт.,

    КЛЕЕНЧАТАЯ ПЕЛЕРИНА, полностью прикрывающая пациента,

    Машинку для СТРИЖКИ ВОЛОС,

    Бритвенный станок,

    Ножницы,

    Частый гребень (лучше металлический),

    НАБОР мешков, КЛЕЕНЧАТЫХ и Х/Б (5-6 комплектов) для ЛИЧ­НЫХ вещей пациента, с ДВУМЯ карманами:

    а) для головного убора,

    б) для обуви,

    Вата для тампонов,

    Х/б халат для пациента (чтобы он не оставался голым!),

    Клеенка,

    Кушетка или стул, легко подвергающийся дез. обработке,

    ОЦИНКОВАННОЕ ведро (лоток) - для сжигания волос.

    ПОМНИТЕ!

    Горловина мешков ОБРАБАТЫВАЕТСЯ дез. раствором перед транспортировкой мешка в дез. камеру!

    2. Для медицинской сестры СПЕЦ. ОДЕЖДА:

    Косынка, типа противочумной,

    Очки (при работе с некоторыми видами растворов),

    Хирургический халат, "

    Фартук,

    Перчатки, можно хозяйственные.

    Фартук и халат не должны быть короче нижней трети голени!

    ЗАПОМНИТЕ!

    ПРИ ОБРАБОТКЕ ПАЦИЕНТА ДЕЗ. СРЕДСТВАМИ СТРОГО СО­БЛЮДАЙТЕ ВРЕМЯ ЭКСПОЗИЦИИ.

    Медицинская сестра ОБЯЗАНА знать, что ЧЕСОТКА передается главным образом:

    Через ПОСТЕЛЬ,

    Через РУКОПОЖАТИЕ и др.

    ПОМНИТЕ!

    ВАЖНА ТЕКУЩАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ - необходимо ежедневно КИ­ПЯТИТЬ белье, ГЛАДИТЬ его утюгом.

    Крайне важна САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

    I. Общая часть.

    На должность медицинской сестры приемного отделения назна­чается лицо со средним медицинским образованием.

    М/с назначается и увольняется главным врачом больницы, по представлению заведующего отделением, в соответствии с действую­щим законодательством.

    М/с непосредственно подчиняется врачу и старшей медицинской сестре отделения.

    В своей работе руководствуется распоряжениями и указаниями вышестоящих должностных лиц, настоящей инструкцией.

    Распоряжения медицинской сестры являются обязательными для младшего медицинского персонала приемного отделения.

    II. Обязанности.

    1. Знакомится с направлением больного и сопровождает его в ка­бинет врача.

    2. Выслушивает жалобы больного, поступившего "самотеком" и направляет его к дежурному врачу.

    3. Заполняет паспортную часть медицинской карты стационарно­го больного. Осматривает больного на педикулез. Производит измере­ние температуры тела у больных. Выполняет процедуры и манипуля­ции, назначенные врачом.

    4. Помогает больным во время осмотра врачом.

    5. Осуществляет по указанию врача вызов консультантов и лабо­рантов в приемное отделение.

    6. В случае задержки срочных консультаций извещает об этом дежурного врача приемного отделения для принятия соответствующих мер.

    7. Следит за состоянием больных, находящихся в изоляторе, и своевременно выполняет все указания врача по их обследованию и ле­чению.

    8. Своевременно передает телефонограммы в отделение мили­ции. активные вызовы в поликлиники города, экстренные извещения в центр Госсанэпиднадзора об инфекционных заболеваниях.

    9. Следит за качеством санитарной обработки больных.

    10. Осуществляет забор кала, мочи, рвотных масс и промывных вод для лабораторного исследования.

    11. Получает у старшего фельдшера медикаменты и обеспечива­ет их хранение.

    12. Выдает медикаменты в экстренных случаях по рецептам, подписанным дежурным врачом по заявкам отделений (в те часы, когда не работает больничная аптека).

    13. Следит за санитарным состоянием в отделении и контроли­рует работу младшего медицинского персонала. Не допускает присут­ствия в отделении или хождения через него посторонних лиц.

    14. Своевременно сдает сестре-хозяйке отделения вышедшие из строя аппаратуру и инструменты для ремонта.

    15. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

    16. Систематически повышает профессиональную квалификацию путем посещения занятий и конференций, организуемых для среднего медицинского персонала в больнице и в отделении.

    III. Права.

    Медицинская сестра приемного отделения имеет право:

    1. В отсутствии врача оказывать больному экстренную доврачеб-ную медицинскую помощь.

    2. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу отделения, в соответствии с уровнем его компетенции и квалификации,

    и контролировать их выполнение.

    3. Получать информацию, необходимую для выполнения своих

    обязанностей.

    4. Вносить предложения старшей медицинской сестре отделения

    по вопросам улучшения организации и условий труда.

    5. Повышать профессиональную квалификацию на курсах усо­вершенствования в установленном порядке.

    Барановский Виктор

    СПРАВОЧНИК МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

    Глава 1. ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ. ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

    Общие вопросы ухода за больными

    УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

    Под уходом за больными в повседневной жизни понимают оказание больному помощи в удовлетворении его потребностей. К таким потребностям относятся еда, питье, умывание, движение, освобождение кишечника и мочевого пузыря. Кроме того, уход подразумевает создание больному оптимальных условий пребывания в стационаре или дома – тишины, удобной и чистой постели, свежего нательного и постельного белья и т. д. В стационаре в таком объеме уход осуществляют, как правило, младший медицинский персонал, а дома – родственники больного.

    Итак, под уходом следует понимать: создание и поддержание санитарно-гигиенической обстановки в палате и дома; устройство удобной постели и содержание ее в чистоте; гигиеническое содержание больного, оказание ему помощи во время туалета, приема пищи, физиологических и болезненных отправлений организма; выполнение врачебных назначений; организацию досуга больного; поддержание в больном бодрого настроения.

    Уход за больным это и круглосуточное наблюдение за ним. Обо всех замеченных изменениях средний медицинский персонал сообщает врачу, что помогает ему составить правильное представление о состоянии больного и правильно вести лечение. Своевременное распознавание болезни, хороший уход и назначение правильного лечения обеспечивают больному выздоровление.

    Чтобы осуществлять эффективный уход за больными и быть достойными помощниками врачей, средние медицинские работники должны владеть медицинскими знаниями.

    Решающая роль в обеспечении правильного ухода за больными отводится среднему и младшему медицинскому персоналу. Функции медицинских сестер в зависимости от типа лечебно-профилактических учреждений (стационар, поликлиника, диспансер), профиля работы отделения (терапевтическое, хирургическое, офтальмологическое), той или иной должности (палатная, процедурная медицинская сестра, медицинская сестра приемного отделения, старшая медицинская сестра) существенно различаются. Вместе с тем можно выделить общие обязанности, которые медицинские сестры должны выполнять при осуществлении ухода за больными. Эти обязанности весьма многообразны.

    Медицинские сестры выполняют широкий круг врачебных назначений (инъекции, постановка банок, горчичников, клизм, раздача лекарств и т. д.), диагностических манипуляций (измерение температуры тела, желудочное и дуоденальное зондирование и др.). В необходимых случаях медицинские сестры должны уметь подсчитать частоту дыхания и пульса, измерить артериальное давление, суточный диурез, правильно собрать выделения больного (мокроту, мочу, кал) для анализов и направить их в лабораторию. В неотложных ситуациях медицинские сестры обязаны уметь оказать первую доврачебную помощь (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, наложение кровоостанавливающего жгута, а также первую помощь при отравлениях, травмах, ожогах, отморожениях и т. д.).

    Медицинские сестры обеспечивают транспортировку больных, принимают вновь поступивших пациентов, знакомят их с особенностями работы отделения, организуют выписку больных.

    Медицинские сестры осуществляют контроль санитарного состояния отделений, и соблюдения больными правил внутреннего распорядка, проверяют регулярность и полноту влажной уборки, следят за выполнением больными правил личной гигиены, качеством санитарной обработки, в необходимых случаях обеспечивают уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта, смену постельного и нательного белья.

    Медицинские сестры отвечают за правильное и своевременное питание больных, организуют кормление пациентов, находящихся на строгом постельном режиме, следят за хранением продуктов питания в холодильниках и прикроватных тумбочках, проверяют содержание и качество передач.

    Медицинские сестры ведут необходимую медицинскую документацию, заполняют температурные листы и листы назначений, журнал приема и сдачи дежурств, выписывают требования на медикаменты, составляют порционники и т. д.

    На младший медицинский персонал (младшие медицинские сестры, санитарки-буфетчицы, санитарки-уборщицы) непосредственно ложится ответственность за поддержание чистоты в палатах, коридорах, местах общего пользования и других помещениях, их регулярную влажную уборку.

    Санитарки оказывают медсестрам помощь в кормлении тяжелобольных, смене у них нательного и постельного белья, подаче, уборке и мытье суден и мочеприемников, проведении санитарной обработки, сопровождают больных на различные исследования, обеспечивают доставку анализов в лабораторию. Для транспортировки больных по возможности используют труд санитаров-мужчин. В связи с острой нехваткой младшего медицинского персонала в лечебных учреждениях, их функции нередко приходится выполнять медицинским сестрам.

    МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

    Любая специальность характеризуется наличием определенных этических норм и правил поведения. Медицинская деонтология (от греч. deon, deontos – долг, должное; logos – учение) представляет собой науку о профессиональном долге медицинских работников. К медицинской деонтологии примыкает и медицинская этика, изучающая морально-нравственные аспекты медицины.

    Круг проблем, которыми занимается медицинская деонтология, многообразен. Медицинская деонтология включает в себя различные вопросы, касающиеся взаимоотношений между врачом и больным, врачом и родственниками больного, медицинских работников между собой. Многие области медицины (хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, онкология, психиатрия и др.) имеют, кроме того, свои собственные деонтологические аспекты.

    Деонтологические проблемы возникают в результате все более широкого внедрения результатов научно-технического прогресса в медицину. Даже обучение студентов в медицинском институте сопряжено с необходимостью соблюдения целого ряда деонтологических принципов. С различными аспектами медицинской деонтологии студенты знакомятся на старших курсах в период обучения на клинических кафедрах, кафедрах медицинской психологии, судебной медицины. Есть и некоторые грани деонтологии, тесно связанные с организацией правильного ухода за больными.

    В повседневной работе и при осуществлении ухода за больными такие человеческие качества, как чуткость, отзывчивость, доброта, сердечность, забота, внимание требуются от всех медицинских работников, будь это медсестра, санитарка или студент, проходящий медицинскую практику в больнице. Медицинский персонал нередко имеет дело с очень тяжелыми больными с выраженными нарушениями двигательных функций, недержанием мочи и кала, которым приходится по несколько раз в день менять белье и проводить санитарно-гигиеническую обработку, которых приходится кормить с ложечки. Такие пациенты бывают в тягость окружающим, а нередко – и самим себе. Уход за такими больными требует огромного терпения, такта и сострадания.

    Представленные деонтологические аспекты ухода за больными приобретают в настоящее время очень большое значение. К сожалению, нередкими в работе медицинского персонала по уходу за больными стали такие проявления, как черствость, грубость, раздражительность, равнодушие, корыстные побуждения. Отчасти это объясняется падением престижа работы медицинской сестры и санитарки, систематической нехваткой среднего и младшего медицинского персонала, приходом в медицину случайных людей. Отсюда и своеобразный парадокс: уровень диагностики и возможности лечения заболеваний значительно возросли, а качество ухода за больными снизилось. Очень важно улучшить уход за престарелыми людьми, тяжелобольными, инвалидами, а делать это надо через повышение престижа профессии медицинской сестры и санитарки.

    Высокие моральные качества медицинских работников, осуществляющих уход за больными, должны обязательно подкрепляться их образованностью, высоким профессионализмом, глубоким знанием дела.

    Необходимо, подчеркнуть, что с деонтологических позиций совершенно недопустимо учиться выполнению ряда манипуляций (инъекций, клизм и других) сразу на больных. Эти практические навыки следует сначала многократно отработать на соответствующих муляжах и только затем применять в клинических условиях. В противном случае выполнение тех или иных манипуляций без предварительной основательной подготовки может повлечь за собой осложнения и даже ухудшение состояния больного.

    Деонтологические принципы обусловливают и определенные требования к внешнему виду медицинских работников, осуществляющих уход за больными. На работе необходимо пользоваться сменной обувью. Халат должен быть безукоризненно чистым и выглаженным. Волосы рекомендуется аккуратно заправлять под шапочку или косынку. Ногти должны быть подстрижены очень коротко. Несвежий, мятый халат, уличная обувь, грязные руки и плохо подстриженные ногти недопустимы с точки зрения санитарии и гигиены и, кроме того, производят на больных удручающее впечатление.

    Весьма осторожно и умеренно необходимо пользоваться косметическими и парфюмерными средствами, так как у больных с непереносимостью различных веществ (аллергией) они могут вызвать ухудшение состояния – провоцировать приступ бронхиальной астмы, крапивницу.

    Уход за больными предполагает и определенные правила общения с пациентами. Надо иметь в виду, что больные люди нередко становятся возбудимыми, раздражительными, вспыльчивыми, капризными, а иногда, напротив, подавленными и безучастными. При уходе за такими пациентами важно проявить максимум внимания, успокоить их, разъяснить необходимость соблюдения режима, регулярного приема лекарственных препаратов, убедить в возможности выздоровления и улучшения состояния.

    Большую осторожность нужно соблюдать при разговоре с больными, страдающими онкологическими заболеваниями, особенно в случаях неблагоприятного прогноза.

    Из этих же соображений, результаты обследования пациентов не следует сообщать по телефону.

    Нарушение деонтологических принципов общения с больными может привести к развитию у них так называемых ятрогенных заболеваний. Под ятрогенными болезнями или ятрогениями понимают заболевания или состояния, обусловленные неосторожными высказываниями или поступками медицинских работников, неблагоприятно воздействовавшими на психику больного. Такие заболевания развиваются чаще всего у мнительных пациентов, т. е. относящихся к своим ощущениям с повышенным чувством тревоги, которые даже в относительно безобидных медицинских терминах и симптомах видят указания на наличие у них серьезного заболевания. Подобные ощущения могут возникнуть иногда даже у студентов медицинских институтов, начинающих изучать симптомы заболеваний, и при чтении специальной медицинской литературы, когда человек «обнаруживает» у себя описываемые в книгах признаки болезней. Предупреждению ятрогений способствуют, с одной стороны, тщательные разъяснительные (психотерапевтические) беседы с ними, а с другой стороны, соблюдение максимальной осторожности в разговоре с больными.

    К деонтологическим аспектам ухода за больными можно отнести также и необходимость строгого сохранения врачебной тайны. Медицинским работникам подчас могут стать известными сведения о больном, носящие глубоко личный, интимный характер, которые они не имеют права разглашать. Данное требование ни в коей мере не относится к тем ситуациям, когда в процессе наблюдения за больным выявляются обстоятельства, которые могут представлять опасность для других людей (сведения об инфекционных и венерических заболеваниях, отравлениях и т. д.). В таких случаях медицинские работники, напротив, обязаны незамедлительно сообщить полученные сведения в соответствующие органы.

    В процессе ухода за больными в деятельности медицинских работников могут встречаться и различные ошибки, которые возникают в результате добросовестного заблуждения и являются чаще всего следствием недостаточного опыта медицинских работников или же бывают обусловлены нетипичным течением заболевания.

    Ошибки в медицинской практике необходимо отличать от медицинских правонарушений, которые связаны не с добросовестным заблуждением медицинских работников, а с ненадлежащим (чаще всего халатным) выполнением ими своих непосредственных обязанностей. При осуществлении ухода за больными таким правонарушением может являться неправильное введение лекарственных препаратов, которое приводит порой, особенно если введено сильнодействующее вещество, к трагическим последствиям. Возникновению подобных ситуаций способствуют небрежность, торопливость, посторонние разговоры в процессе работы.

    Серьезную ответственность несут медицинские работники за нарушения хранения и учета сильнодействующих, ядовитых и наркотических средств. К медицинским правонарушениям, возникающим при уходе за больными в некоторых случаях, относятся также неоказание больному помощи без уважительных причин (лицом, обязанным ее оказывать по закону), получение взятки.

    В группу медицинских правонарушений включено также получение незаконного вознаграждения за выполнение работы в сфере медицинского обслуживания.

    В зависимости от тяжести совершенных правонарушений медицинские работники могут подвергаться административным взысканиям, или же привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

    Таким образом, осуществление ухода за больными, кроме оказания помощи и выполнения тех или иных манипуляций, предполагает правовую регуляцию деятельности медицинских работников, четкую регламентацию их должностных обязанностей, определенные этические нормы и правила поведения.

    ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

    Медицинская профессия, кроме специальных знаний, требует и определенных личных качеств. Эти качества можно разделить на две группы: внешние, которые выражены в общей санитарно-гигиенической культуре медицинского работника, и внутренние, находящие отражение в поведении медицинского работника.

    Медицинский работник любого ранга должен соблюдать правила личной гигиены, сохранять свое здоровье. Это необходимо как для него самого, так и для обслуживаемых им больных. Медицинский работник должен быть примером высокой санитарной культуры. Никакая агитация не дает такого результата, как личный пример. Если медицинский работник сам не бережет свое здоровье, то как же он может научить беречь здоровье больного?

    О значении внешнего вида медицинского работника говорил еще Гиппократ – великий древнегреческий врач (460–377 лет до н. э.). «Врачу сообщает авторитет, – говорил Гиппократ, – если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других. Затем, ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями (имеющими запах не подозрительный), ибо все это обыкновенно приятно для больных».

    Соблюдение режима дня – основное правило личной гигиены. Вставать утром и ложиться спать, завтракать, обедать и ужинать нужно всегда в одно и то же время. Следует правильно распределять часы труда и отдыха, чередуя умственный труд с физическим.

    Важным элементом личной гигиены является режим питания. Прием пищи в одни и те же часы, рациональный подбор блюд, соблюдение режима питания в количественном и качественном отношении имеют чрезвычайно большое значение для здоровья.

    Медицинский работник не должен иметь дурных привычек, а если он приобрел их, то должен стараться от них избавиться. К дурным привычкам, не совместимым с медицинской профессией, относятся курение, злоупотребление алкоголем и т. п.

    Для сохранения здоровья и предупреждения болезней необходимо заниматься физкультурой и закалять свой организм. Занятия утренней гимнастикой с последующими водными процедурами должны войти в привычку.

    Медицинский работник должен тщательно следить за чистотой своего тела. Лицо, шею нужно мыть 2 раза в сутки. Следует также 1–2 раза в сутки обмывать теплой водой область промежности. Мыть ноги нужно ежедневно, особенно тем, у кого они потеют. Рекомендуется мыться утром холодной водой до пояса (после физкультурной зарядки) или принимать холодный душ, а на ночь умываться, подмываться и мыть ноги теплой водой.

    Особого внимания требует уход за руками. Медицинский работник моет руки не только перед едой и после посещения туалета, но и перед каждой медицинской манипуляцией и после нее. Медицинские работники, особенно те из них, которые имеют отношение к хирургии (операционные сестры, акушерки и т. д.), должны оберегать руки от загрязнения. Выполнять грязные виды домашней работы (мыть пол, убирать санузел в квартире, чистить овощи и т. д.) следует в перчатках. Ногти нужно коротко стричь и подпиливать. Кожный край ногтевого ложа обрезать не следует, так как это является частой причиной образования заусениц, а затем и гнойников. Окрашивать ногти лаком не рекомендуется. Мыть руки нужно со щеткой. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы очистить от грязи околоногтевые и подногтевые пространства, а с другой, чтобы кожа в этих областях стала несколько грубее.

    Частое мытье рук ведет к сухости кожи, поэтому ее нужно постоянно питать, смазывая ежедневно на ночь и после работы каким-нибудь кремом, можно смесью глицерина с нашатырем (1/4 нашатырного спирта и 3/4 глицерина) и втирать эту смесь в кожу после мытья рук.

    Необходимо тщательно ухаживать за волосами. Мыть волосы рекомендуется не чаще 1 раза в 10–14 дней. Горячая вода применяется для мытья жирных волос, при сухих волосах нужно употреблять теплую воду.

    Волосы всегда должны быть аккуратно причесаны, следует избегать чрезмерно пышных причесок, при которых волосы во время работы могут выбиваться из-под шапочки или косынки.

    Уход за полостью рта также имеет большое значение, так как небрежное отношение приводит к разрушению зубов и появлению неприятного запаха изо рта. Следует 2 раза в сутки (на ночь и утром) чистить зубы и после каждого приема пищи полоскать рот. Надо периодически показываться зубному врачу для того, чтобы в случае необходимости провести своевременное лечение. Нельзя считать культурным человека, который пренебрегает требованиями гигиены, небрежно относится к состоянию полости рта, превращая ее в источник болезней. Неприятный запах изо рта может быть обусловлен и другими причинами, которые следует выяснить, чтобы избавиться от этого недостатка, затрудняющего общение с людьми. Идя на работу, не следует употреблять в пищу сильно пахнущие вещества (чеснок, лук и др.).

    Медицинский работник обязан также соблюдать гигиену одежды. Одежда должна соответствовать времени года и климатическим условиям, а покрой ее должен быть таким, чтобы не затруднять кровообращение отдельных частей тела и работу органов.

    При выборе ткани для рабочего платья следует учитывать характер выполняемой работы. В большинстве инфекционных больниц, в родильных домах, в ряде хирургических отделений для сотрудников имеются индивидуальные шкафы, предназначенные для хранения не только спецодежды, но и рабочего платья и рабочей обуви. В таких случаях для ношения вне рабочего времени можно приобрести платье из любой ткани, а для работы иметь простое хлопчатобумажное легко стирающееся платье.

    Для работы удобнее всего юбка с блузкой.

    Верхнюю одежду и шерстяное платье необходимо чаще чистить щеткой, или обрабатывать пылесосом, а загрязненные места следует чистить бензином.

    Нижнее белье требует смены не реже 1 раза в неделю. Для сна нужно иметь ночную рубашку и ни в коем случае не ложиться в постель в том белье, которое было на теле весь день.

    Обувь следует выбирать удобную, не стесняющую ногу, на небольшом каблуке. От обуви на микропористой или каучуковой подошве лучше отказаться, так как на такой обуви уличная грязь вносится в лечебное учреждение или в квартиру больного.

    Спецодежда медицинского работника состоит из халата, головного убора и обуви. В хирургических отделениях, родильных домах, инфекционных и некоторых других отделениях к спецодежде относят также платье.

    Форма головного убора для врача – колпачок, для медицинской сестры – косынка или колпачок, для санитарки – косынка. Ткань, из которой сделан головной убор, должна быть белого цвета, льняная или хлопчатобумажная, легко стирающаяся. Любой головной убор должен полностью покрывать волосы. Халат шьют из белой хлопчатобумажной или льняной ткани, которая не разрушается от частой стирки, кипячения и обработки дезинфицирующими средствами. Халат должен прикрывать платье полностью. Для всех медицинских работников принят в основном халат с застежкой сзади, в некоторых отделениях допустим двубортный халат. Халат и головной убор должны быть не просто чистыми, а белоснежными.

    Медицинский персонал, работающий в стационаре, обязан носить тапочки. Это диктуется удобством для самого работника и интересами больных, так как при ходьбе в тапочках нет шума. Тапочки следует носить кожаные или на резиновой подошве, но не войлочные и не меховые, так как они хорошо впитывают в грязь и трудно поддаются санитарной обработке.

    Медицинская этика требует от медицинского работника не только соблюдения правил личной гигиены, но и приличия. Одежда должна быть не только чистой, но и удобной для выполнения работы. Она не должна раздражать больных чрезмерной яркостью или вычурным покроем. Духи или одеколон нужно употреблять в умеренном количестве, и только те из них, которые обладают не резким запахом. Скромность и умеренность в употреблении косметики и ношении различных украшений диктуются самим характером деятельности медицинского работника.

    Медицинские учреждения и организация их работы

    ТИПЫ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    Лечебно-профилактические учреждения можно разделить на две основные группы: амбулатории и стационары. Амбулатория – это лечебное учреждение, которое оказывает лечебную помощь приходящим больным и больным, находящимся на дому. Стационар – лечебное учреждение, в котором проводится лечение больного в палате на койке. Амбулаторно медицинскую помощь получает более 80 % больных, в стационаре около 20 %. И те, и другие учреждения занимаются не только лечением, но и профилактикой.

    К учреждениям амбулаторного типа относят собственно амбулатории, поликлиники, медико-санитарные части, диспансеры, консультации, пункты неотложной помощи, станции скорой помощи.

    В поликлинике в отличие от амбулатории квалифицированную медицинскую помощь можно получить у различных специалистов (в амбулатории прием ведут только врачи основных специальностей). Поликлиники оснащены всем необходимым оборудованием для распознавания болезней и их лечения, одновременно они являются местом практики студентов и научно-исследовательских занятий. При необходимости амбулатории направляют больных на консультацию в поликлиники.

    Медико-санитарная часть – это лечебно-профилактическое учреждение амбулаторного типа, обслуживающее рабочих предприятия. Задачей медико-санитарной части является оказание первой помощи, предупреждение заболеваний, связанных с процессом работы, и лечение больных. При крупных медико-санитарных частях, как правило, есть стационары.

    На фабриках и заводах, сельскохозяйственных предприятиях имеются здравпункты, медицинские пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, которые подчинены медико-санитарным частям или поликлиникам.

    Поликлиники работают по участковому принципу, медико-санитарные части и здравпункты – по цеховому. Территория, закрепленная за поликлиникой, разделена на участки с определенным количеством взрослого и детского населения. Каждый участок обслуживается закрепленными врачами и медицинскими сестрами. Лечебно-профилактическую работу на участке организует участковый врач или ординатор. Он руководит медицинскими сестрами, привлекает к работе специалистов разного профиля.

    Диспансер – это лечебно-профилактическое учреждение амбулаторного типа, но узкого профиля. В круг работы персонала диспансера входит лечение и предупреждение заболеваний какого-либо одного рода. Например, туберкулезный диспансер занимается лечением больных туберкулезом, предупреждением туберкулеза у лиц, окружающих больного дома и на работе, массовым обследованием населения для выявления ранних форм туберкулеза, предупреждением заболевания путем проведения прививок и т. д. Соответственно онкологический диспансер занимается лечением и предупреждением злокачественных опухолей. И т. д.

    Детская и женская консультации, помимо лечения детских и женских болезней, проводят наблюдение за детьми в возрасте до 16 лет и за беременными женщинами в течение всего периода беременности и кормления. Консультации входят в состав поликлиник.

    Станции скорой помощи и пункты неотложной помощи при поликлиниках круглосуточно обеспечивают медицинской помощью население в случаях острой необходимости.

    На станциях скорой помощи в основном работают фельдшера, так как им часто приходится выезжать самостоятельно и оказывать первую помощь, принимать внезапно наступившие дома роды, перевозить тяжелобольных в больницу и т. д. Врач скорой помощи едет к больному вместе с одним или двумя фельдшерами – помощниками.

    К учреждениям стационарного типа относятся больницы, клиники, госпитали, родильные дома, санатории. В зависимости от величины и подчинения больницы делятся на республиканские, областные, городские, районные и сельские. Кроме того, больницы бывают общие, со специализированными отделениями и специализированные, предназначенные для лечения больных с определенными заболеваниями. Например, больницы для инфекционных больных, больных туберкулезом, для нервных и психически больных и т. д.

    Клиника – это больница, где осуществляется не только стационарное лечение больных, но и обучение студентов и научно-исследовательская работа.

    Госпиталем называют больницу для военнослужащих и пенсионеров бывших военнослужащих.

    Санатории – это стационары, в которых проводится главным образом долечивание больных. Часть санаториев расположена на курортах, т. е. в местностях с особым климатом, благоприятным для лечения того или иного заболевания, минеральными источниками, лечебными грязями и др.

    Кроме лечебных учреждений амбулаторного и стационарного типа, есть лечебные учреждения полустационарного типа. К ним относятся ночные и дневные профилактории при крупных медико-санитарных частях, туберкулезных диспансерах и больницах. В этих учреждениях больные проводят часть суток или все не занятое работой время, получают лечение под контролем медицинского персонала, питаются и отдыхают.

    ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

    В работе медицинских сестер в амбулаториях и поликлиниках больше самостоятельности и ответственности, чем в работе медицинского персонала стационаров. Объясняется это характером работы поликлиники. От врача на приеме требуется оперативность, четкость и организованность, так как он должен принять большое количество пациентов: определить характер заболевания, назначить лечение, провести беседу относительно рекомендуемого режима и лечения, ответить на вопросы больного. Врач должен назначить необходимое обследование, посоветоваться со специалистами, записать все эти сведения в медицинскую карту амбулаторного больного. Участковая медицинская сестра должна активно помогать врачу на приеме, освобождая его от несложных обязанностей, чтобы он мог сосредоточить все свое внимание на больном.

    Справочник медсестры [Практическое руководство] Храмова Елена Юрьевна

    Введение

    Введение

    В настоящее время в России насчитывается почти 1,5 млн медицинских работников среднего звена. Медицинская сестра – очень распространенная и востребованная профессия, предполагающая наличие определенных нравственных и психологических качеств у человека, ее избравшего, а также необходимой профессиональной подготовки.

    В последние десятилетия подход к профессии медицинской сестры изменился во всем мире. В России первые изменения начались уже в конце 1980-х гг. Однако на практике медсестра еще долго оставалась «лицом со средним медицинским образованием, работающим под руководством врача или фельдшера».

    В начале 1990-х гг. во многих европейских странах было внедрено высшее сестринское образование. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международный совет медсестер способствовали развитию сестринского дела как науки в России.

    Уже с 1966 г. в Серии докладов ВОЗ № 347 говорилось о том, что медицинские сестры должны быть менее зависимыми в своих действиях, иметь более высокую квалификационную подготовку, кроме того, им необходимо развивать профессиональное мышление, которое позволило бы принимать самостоятельные решения на основе научных знаний.

    В настоящее время постоянно расширяется спектр медицинских услуг, появляются лечебно-профилактические учреждения различных форм собственности, дневные стационары, развивается паллиативная медицина. К последней относятся хосписы, в которых оказывается медицинская помощь и осуществляется уход за пациентами с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями и умирающими. Оказывать помощь таким больным может медицинская сестра, обладающая аналитическим мышлением, способная составить и выполнить план обследования, сестринского ухода, проведения необходимых медицинских манипуляций в соответствии с технологиями их выполнения и при этом обосновывать свои действия науч но.

    С 1994 г. в России существует многоуровневая система подготовки медицинских сестер в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В настоящее время в связи с развитием медицинского страхования возникли новые предпосылки для продолжения реформ в сестринском деле.

    Многоуровневая система подготовки среднего медицинского персонала позволяет повысить качество медицинского обслуживания населения, снизить экономические затраты на подготовку медицинского персонала и др. Реформирование сестринского дела позволило изменить кадровую политику, использовать сестринские кадры более рационально. В результате в больницах вновь появились младшие медицинские сестры, осуществляющие основной уход за больными, а также новые виды медицинской помощи, например паллиативная медицина.

    Реформа сестринского дела в России осуществляется на основании программы развития сестринского дела. Для подготовки специалистов новой формации создана многоуровневая система подготовки медперсонала со средним медицинским образованием, открываются институты высшего сестринского образования, в настоящее время во многих высших медицинских учебных заведениях нашей страны осуществляется последипломная подготовка специалистов высшего сестринского образования (интернатура, аспирантура и др.). Такая подготовка позволяет развивать сестринское дело как науку, делать новые научные разработки в области сестринского дела.

    Для развития сестринского дела регулярно проводятся международные семинары, конференции. Специалисты сестринского дела входят в состав многих международных и российских общественных и профессиональных медицинских организаций.

    Особое значение в последнее время приобрел вопрос статуса медицинской сестры. Сейчас уделяется большое внимание повышению престижности данной профессии, ее социальной значимости. Большое значение в этом имеет собственное самосознание медицинских сестер, поэтому в науке «Сестринское дело» выделяется понятие «философия сестринского дела». Именно формирование особого философского подхода помогает вывести мышление обучающихся по специальности «Сестринское дело» на более высокий уровень.

    Современным медицинским сестрам нужно иметь научные знания, уметь анализировать, предвидеть последствия, планировать свою деятельность и принимать самостоятельные решения. Большое значение имеет умение налаживать профессиональные контакты с коллегами, пациентами и их родственниками, руководством.

    С развитием таких отраслей медицины, как трансплантология, паллиативная медицина, появлением экстракорпорального оплодотворения и иного стали актуальными многие этические вопросы. Сформировалась даже отдельная наука – биомедицинская этика. Медсестра, как известно, наиболее близкий для больного человек из всего состава медицинских работников, поэтому для оказания помощи пациентам необходима определенная психологическая подготовка медсестер. На факультетах высшего сестринского образования изучают различные направления психологии, которые помогут будущим специалистам найти психологический подход к пациентам и их родственникам, разобраться в сложной для пациента психологической ситуации.

    Для качественного выполнения обязанностей медсестра должна постоянно стремиться к повышению своей квалификации. В современной медицине внедряется все больше передовых технологий (новые хирургические операции и виды исследования), используется сложная медицинская лечебная и диагностическая техника, появляются новые лекарственные препараты и др. Все это требует постоянного обновления знаний. Одновременно это помогает медсестрам осознавать себя представителями современной профессии, специалистами своего дела.

    Трудно переоценить роль медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе. Именно она больше всего взаимодействует с пациентом, поэтому наука «сестринское дело» выделяет такое понятие как «сестринский процесс». Потребность в этом возникла в связи с тем, что для качественного медицинского обслуживания пациента необходимо систематизировать деятельность медсестры. Итак, сестринский процесс включает 5 этапов:

    1) постановку сестринского диагноза;

    2) определение потребностей пациента;

    3) составление плана сестринского вмешательства;

    4) выполнение намеченных мероприятий;

    5) оценку результата.

    Конечно, при решении проблем пациента медсестра ограничена существующими юридическими и медицинскими правилами и нормами, однако в рамках своих профессиональных возможностей она должна сделать все, от нее зависящее, для улучшения здоровья и поддержания жизни пациента.

    Из книги Трактат о женской самообороне [Практическое пособие] автора Лялько Виктор Владимирович

    Из книги 1000 секретов женского здоровья автора Фоули Дениз

    Из книги Профессия повар. Учебное пособие автора Барановский Виктор Александрович

    Из книги Пистолет и револьвер в России автора Федосеев Семён Леонидович

    Введение Пистолеты и револьверы - наиболее массовое в мире оружие. За ним закреплен приоритет «личного оружия нападения и защиты, предназначенного для поражения живой силы противника на коротких расстояниях (до 50 м) и в рукопашной «схватке». Если в армиях почти всюду на

    Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

    Из книги Энциклопедический словарь псевдонимов автора Колосова Светлана

    Введение Псевдонимы (от греч. слова «pseudonymos» – носящий вымышленное имя) заслуживают изучения как один из важных факторов творческой жизни всех времен и народов. Наука о псевдонимах, которую по аналогии с ономастикой (наукой об именах) можно назвать псевдономастикой, или

    Из книги Ремонт сантехники автора Горбов А М

    ВВЕДЕНИЕ Даже кратковременное отсутствие воды в квартире доставляет ее обитателям массу неудобств. Чтобы оградить себя от подобных хлопот и аварийных ремонтов, необходимо тщательно соблюдать рекомендации по обслуживанию и использованию бытовой

    Из книги Новый подход к чтению ладони автора Вебстер Ричард

    Из книги Полный медицинский справочник фельдшера автора Вяткина П.

    Введение Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи. Фельдшер является

    Из книги Как читать анализы крови, мочи и кала. Домашний справочник автора Измайлова Инна

    Введение Невозможно представить себе грамотного человека, который ни разу в жизни не пролистывал свою медицинскую карточку и не вчитывался в результаты исследований. Собственное здоровье и здоровье детей нас тревожит, и мы хотим знать о нем как можно больше. К

    Из книги Вашу мать, сэр! Иллюстрированный словарь американского сленга автора Московцев Николай Г

    Введение Все дилетанты, но в разных областях . Занимаешься всегда не тем, чем собирался. Предлагаем любителям нетривиальных путешествий словарь-путеводитель по экзотической части американского английского. Такой язык мало доступен тем, кто не принадлежит к местной

    Из книги Справочник семейного доктора автора Коллектив авторов

    Введение «Salus aegroti suprema lex» («Благо больного – высший закон») – это основной принцип, которым должны руководствоваться врачи в своей деятельности. Правда, вся сложность в том, что именно врач, а не больной может определять, что для больного благо. В дальнейшем мы увидим, что

    Из книги Лечение растениями. Энциклопедический справочник автора Непокойчицкий Геннадий

    Введение Биология и медицина признают, что организм человека является так называемой открытой системой по восприятию и излучению энергии. Он воспринимает доходящую до Земли энергию Космоса – прану, эфир – и преобразует ее для своей жизнедеятельности (либо излучает

    Из книги Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера автора Солнцев Г.

    Введение КлассификацияЧасовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными.

    Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

    Из книги Домашний справочник самых важных советов для вашего здоровья автора Агапкин Сергей Николаевич

    Введение Если вы открыли эту книгу, значит, была на то причина. Скорее всего, вы просто однажды поняли, что хотите как можно больше знать о своем здоровье. Зачем? Да чтобы сохранить его и прожить долгую и полноценную жизнь без боли, недомоганий, слабости, больниц и лекарств.