Психика человека – восьмимерный механизм. Психика как свойство высокоорганизованной материи

Психика человека это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира; в построении субъектом неотчужденной от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика, начиная от самых примитивных форм и кончая человеческой является механизмом приспособления организма к внешней среде и последней – к его потребностям.

Основными механизмами психики являются: психическое отражение, психическое проектирование, психическое опредмечивание.

Психическое отражение как психический процесс включает в себя: восприятие внешней и внутренней (исходящей из самого организма) информации; передачу ее в соответствующей (биологической) форме по нервным проводникам в те мозговые системы, в которых она воспроизводится в изоморфном (адекватно отражающем действительность) виде.

Психическое отражение имеет особые свойства, среди которых необходимо выделить:

- активность (человек отражает мир, активно воздействуя на него. В ходе этого воздействия изменяется и сам человек, происходит дальнейшее совершенствование его психической деятельности);

- правильность (благодаря психике получаем правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой людей);

-субъективность (отражение объективной действительности, при котором любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся индивидуальные особенности человека, его психическое состояние в данный момент. Это приводит к тому, что одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);

- образность (благодаря психике появляется возможность оперирования не с самими предметами, а с их отображением, с образами этих предметов);

- опережающее отражение (опираясь на память и остальные свои свойства, психика отражает жизненный опыт, позволяя на основе этого опыта строить образы близкого или отдаленного будущего, предвосхищать события, планировать и т.д.);

-системность (характеризует обусловленность психического отражения совокупными, весьма сложными, неоднозначными, многоуровневыми, многоэлементными условиями).

Психическое проектирование – это упорядочение и гармонизация содержания отражения соответственно цели действий или деятельности человека.

Процесс проектирования – это совокупность и последовательность умственных или психомоторных действий, в результате которых создаются образы, схемы или знаковые системы. При этом информация становится доступной для собственного обозрения, сравнения и осмысления.

Психическое опредмечивание – элемент сознательной и целесообразной деятельности человека, процесс преобразования и воплощения душевных человеческих сил и способностей из умственной формы, образа в свойства предмета, что в итоге позволяет установить необходимые взаимоотношения организма с внешней средой.

Психическое опредмечивание имеет три основных формы:

Материальную – производство, труд, в процессе которых человек преобразует и создает материальный продукт своей деятельности;

Психическую – производство и интерпретация содержания отражения, операции ума, переживания и т.д.;

Творение самого себя – развитие душевных и духовных потенций.

Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий, т.е. образы объективного мира. Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения и т.д. Именно поэтому в самом общем виде можно дать определение психики как субъективного образа объективного мира.

Основными функциями психики являются:

- инструментальная – психика как источник активности, движения;

- отражательная (сигнальная, познавательная) – способность в форме образа воспроизводить предметный мир; ориентировать организм в свойствах окружающего мира;

- регулятивная – обеспечивает адаптацию организма к изменяющимся (физическим и социальным) условиям внешней среды; обеспечивает гармонию внутреннего мира человека;

Развитие психики.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношений животного с окружающей средой.

Развитие психики в филогенезе .

Филогенез процесс исторического, эволюционного развития психики . Развитие психики в филогенезе у животных проходит ряд стадий.

На стадии элементарной сенсорной психики животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Поведение животного на этой стадии определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и др.). На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, прикосновениям, запахам, двигательная чувствительность. В результате чего возникают и развиваются анализаторы – тактильный, зрительный, обонятельный и слуховой. Уровень развития анализаторов и рецепторной их части зависит от условий жизни живых существ.

Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые живут в воде – земноводным и пресмыкающимся.

На стадии предметного восприятия(перцептивной психики) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. Появляются формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных (навыки). Эта стадия свойственна млекопитающим. Она обусловлена существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного и слухового), увеличением интегративной деятельности коры.

Формируются интегративные зоны коры головного мозга, которые объединяют движения в целостные операции (двигательные поля) , ощущения – в целостные образы (сенсорные поля).

Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач и т.д. Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. Интеллектуальное поведение антропоидов связано с развитием коры больших полушарий, особенно лобных долей и прифронтальных их зон. Если у обезьяны разрушить часть этих зон, то решение двухфазных задач становится для них невозможным.

Качественно новым этапом развития психики является возникновение сознания человека. Главной предпосылкой возникновения сознания было усложнение условий жизни человекообразных существ – антропоидов. Под влиянием условий жизни их центральная нервная система приобрела более сложную структуру и функции. В больших полушариях головного мозга постепенно развивались теменные, височные и особенно лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции.

Развитие психики в онтогенезе .

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма .

Естественно, что уже у плода начиная с определенного момента его внутриутробного развития наличествует инстинктивно-рефлекторная психика, заложенная в его мозгу в качестве генетической программы и связанная с его биологическими потребностями

Что касается подсознательной и тем более осознаваемой частей психики, то развитие их в очень многом зависит от получаемой извне информации. Эти два вида психики могут сформироваться только путем обучения и развития.

Психика постепенно развивается после рождения как следствие взаимодействия ребенка с внешним миром, и в первую очередь с его ближайшим окружением – родители, семья. Это происходит путем восприятия и накопления в мозгу ребенка разных видов информации и развития эмоционального отношения к ней, т.е. как эмоциональная селекция. И лишь в процессе опознания, сличения и эмоциональной оценки по принципу удовольствия – наказания формируется субъективное отношение ребенка к соответствующей информации и ее осознание им.

Филогенемз

Филогенемз, или Филогения (от греческого phylos -- племя, раса и geneticos -- имеющий отношение к рождению) -- историческое развитие видов, организмов .http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7 - cite_note-0 . Филогенез рассматривает эволюцию в качестве процесса, в котором генетическая линия -- организмы от предка к потомкам -- разветвляется во времени, и её отдельные ветви могут специализироваться относительно общего предка, сливаться в результате гибридизации или исчезать в результате вымирания.

Развитие психики в филогенезе - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно-исторической основе. Онтогенемз (от греч. пнфпгЭнеуз: пн -- существо и гЭнеуз -- происхождение, рождение) -- индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении ) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении ) до смерти . Термин «онтогенез» впервые был введен Э. Геккелем в 1866 году . В ходе онтогенеза происходит процесс реализации генетической информации, полученной от родителей. Развитие психики в онтогенезе -- процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

Психика является свойством мозга

“Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи”.

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Следует отметить, что связь психики и мозга понималась не всегда правильно. ошибочное понимание связи психики и мозга связано с отождествлением психического и физиологического. В частности, представители немецкого вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким же выделением мозга, как желчь -- печени.

В жизни стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т.д.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы -- серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным нервным волокнам в спинной и головной мозг. У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической деятельности и отличающая их от всех других клеток организма. Все другие клетки человеческого организма в процессе жизни размножаются и отмирают. Отчетливее всего это заметно в поверхностном слое кожи, клетки которого живут только несколько дней; клетки крови живут около месяца. Клетки же коры мозга в раннем детском возрасте перестают размножаться и только в старческом возрасте начинают отмирать. На месте ранения мозга новые клетки не восстанавливаются. Зато ни одним клеткам человеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткам коры головного мозга.

Лекция 11.

Существует множество определений психики. Некоторые из них приведены ниже.

Психика – 1. Общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии [Немов, с. 564]. Психические явления – это психические познавательные процессы, состояния и свойства [см. Немова, т. 1, с.11 и Столяренко Л. Д., с. 27].

2. Психика – совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека [Ожегов].

3. Психика – субъективное отражение объективного мира [Еникеев, с. 42].

4. Психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности [ФЭС, с. 547].

5. Психика – свойство мозга отражать объективно существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека [Гамезо, Домашенко. Атлас по псих., с. 43].

В четырёх из пяти данных определений и психики, и психических процессов (мы увидим это дальше) есть слово «отражение ». Действительно ли психика, ощущение, восприятие, внимание и т. п. – отражение? Рассмотрим понятие отражение сначала как явление, как результат работы анализаторов и познавательных процессов. Отражение – изображение предмета, возникающее на гладкой и воспринимающей свет поверхности [Ож.]. То есть отражение – это точная копия того, что человек видит, слышит, ощущает. Но в психологии считается аксиомой, что каждый видит, слышит, ощущает по-своему. Одному – холодно, сладко, громко, ярко, а другому человеку – жарко; то же самое другому кажется несладким, тихим, неярким. Так что у всех людей своё отражение объективной реальности, которое зачастую не соответствует тому, что отражается. То, что получается в итоге в мозгу – субъективный образ, искажённый, и поэтому точным не является, а значит, и называться отражением не может. Например, литература – отражение жизни? Наш мозг – не беспристрастное зеркало, а «кривое», как ни обидно это звучит.

Если рассмотреть отражение как процесс, то отразить – значит, отобразить что-либо в полном соответствии с реальностью. Но всегда ли реальность отображается в точности – в литературе, искусстве, науке?

Так что отражение в психологии – далеко не всегда отражение, потому что изображение в той или иной степени, как правило, искажено.

Откуда появилось и это понятие, и эти трактовки психических процессов как отражения? Оттуда, откуда и многие неточности в общественных науках – из марксистско-ленинской теории, в данном случае – материалистической теории познания, в которой принцип отражения как главный принцип работы психики и познания является краеугольным [ФЭС, с. 471]. Конечно, даже признавая, что внешний мир первичен по отношению к сознанию, и что он воспроизводится в сознании, нельзя не видеть, что воспроизводится не обязательно и не всегда в форме точного отражения. Хотя к этому нужно стремиться (к адекватному отражению). В учение о познании как отражении объективного мира «значительный вклад внёс В. И. Ленин, поэтому диалектико-материалистическая теория отражения носит название ленинской теории отражения» [ФЭС, с. 470].



В данном случае, думается, произошла та же ошибка умозрительного переструктурирования , которую совершали неоднократно Маркс и Энгельс, а именно: сущее Ленин заменил на должное , считая, что если объективный мир должен отражаться адекватно, без искажений, значит, так оно и есть. И хотя Ленин признавал творческую активность сознания – «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его [Ленин В. И., ПСС, т. 18 «Материализм и эмпириокритицизм», с. 194], но это не меняет сути дела.

Не случайно Еникеев М. И. пишет: “Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intencio – стремление) – пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, и сопровождаются, как писал У. Джемс, «психологическими обертонами», вставляются в оправу других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры».

В словаре практ.псих.Головина также делается оговорка: отражение – свойство материи, состоящее в способности воспроизводить… «с различной степенью адекватности» (с. 380).

Основные функции психики: 1) отражение окружающего мира; 2) понимание мира; 3) регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания и адаптации [Столяренко Л. Д., с. 19 и др.] (если говорить коротко, то различительная , оценочная , адаптационная) .

Мозг – центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека. У позвоночных животных и человека различают головной мозг , помещенный в полости черепа, и спинной , находящийся в позвоночном канале.

Каковы отношения между мозгом и психикой? Мозг является основой психики и частью нервной системы, через которую управляется деятельность организма.

Нервная система – система нервных клеток, осуществляющих восприятие, передачу, переработку сигналов и выработку обратной реакции.

Нерв – пучок сенсорных и двигательных нервных волокон вместе с соединительной тканью и кровеносными сосудами и работающих независимо друг от друга.

Нервное волокно – это цепочка нервных клеток.

Единицей нервной ткани является нейрон , который состоит из аксона, тела клетки, дендритов. Нейрон имеет небольшой размер и отвечает за передачу информации. Русское название нейрона – нервная клетка.

Нейроны имеют небольшие размеры – всего несколько десятков микрон, – но их очень много, например, в мозге – 10 12 т. е. 10 триллионов. Открыты они более 150 лет назад Р. Дютроше, К. Эренбергом, И. Пуркинье [Осн.психофиз., с. 16]. Нервная клетка получает информацию от сотен и тысяч других клеток передаёт её сотням и тысячам других клеток. Количество соединений клеток в головном мозге – 10 14 –10 15 [Осн. С. 16].

Форма нейронов очень разнообразна, но чаще всего они имеют неправильную форму, например, кляксы. Могут иметь форму цветка, листика, а поверхность некоторых клеток напоминает мозговую поверхность – имеет свои борозды и извилины. Исчерченность позволяет увеличить поверхность клетки более чем в 7 раз. Цвет может быть белый (нейроэндокринные), жёлтый, оранжевый, иногда коричневый.

К функциям нервной клетки относят: передачу информации об изменениях во внутренней среде, запоминание, передачу информации о внешнем мире и создание его образов, организацию поведения наилучшим образом, обеспечивающим живому существу максимальный успех в борьбе за существование.

Нейроны соединяются друг с другом посредством нервных окончаний в форме рогаток одной клетки и дендритов другой клетки через синапсы. Термин произошёл от греческого слова «застёгивать» и был введён Ч. Шеррингтоном в 1897 г. Синапс – это место контакта одной клетки с другой. Имеет форму зазора между дендритами с двумя мембранами по его краям, если считать по ходу движения импульса. Первая мембрана находится на поверхности нервного окончания клетки, передающей сигнал, вторая – на поверхности дендритов клетки, принимающей сигнал. Зазор очень маленький, его ширина может достигать примерно 30 нанометров (30 10 -9 мм). В зазоре есть специальные химические вещества, выделяемые мембраной нервного окончания передающей клетки и называемые медиаторами , которые действуют как отмычки или ключи. В настоящее время известно около 100 веществ-медиаторов [Осн.психофиз., с. 21]. Медиаторы «открывают» определённые ионные каналы клетки, принимающей сигнал, благодаря чему мгновенно создаётся трансмембранный ионный ток, приводящий к генерации электрического потенциала. При достижении потенциалом определённой величины генерируются импульсы, распространяющиеся по нерву в ЦНС.

Считается, что синапс передаёт информацию только в одном направлении .

На одном нейроне может быть до 20 тысяч синапсов (лк. по физиологии).

Взаимосвязанные между собой миллионы нейронов являются главными действующими элементами нервной системы. Они действуют по типу проводов в сложном электротехническом устройстве.

Нейроны бывают трёх типов:

1) сенсорные , передающие информацию в виде ощущений от органов чувств в центральную нервную систему;

2) двигательные , передающие команды из центральной нервной системы к мышцам и вызывающие произвольные и непроизвольные движения;

3) ассоциативные (объединительные , интернейроны), обрабатывающие в коре головного мозга полученную информацию и интегрирующие её в образы.

Как и провода в оплётке или мягкой трубке, цепочки из отдельных видов нейронов объединяются в пучки, покрытые общей оболочкой – миелином. В одном пучке присутствуют по отдельности цепочки и сенсорных, и двигательных нейронов. По одной цепочке, состоящей из сенсорных нейронов, информация передаётся от рецепторов в мозг, а по другой, состоящей из двигательных нейронов, из мозга к органам.

Нерв входит в состав анализатора (понятие ввёл И. П. Павлов). Анализатор – анатомо-физиологическая подсистема нервной системы, отвечающая за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности [Кондаков].

Анализатор состоит из:

1) рецептора, воспринимающего раздражение,

2) нерва, передающего импульс от рецептора в головной мозг (афферентное волокно),

3) участка головного мозга, принимающего импульс,

4) нерва, передающего импульс из головного мозга к органам (эфферентное волокно).

Виды анализаторов: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный, анализатор внутренних органов.

Слово рецептор происходит от лат. receptor - принимающий. Рецепторы – это периферические элементы сенсорных органов, представляющие собой нервные образования, преобразующие химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы.

Виды. По месту расположения и по выполняемым функциям выделяют:

1. Экстерорецепторы – рецепторы, за счет работы которых воспринимается информация, получаемая из внешнего мира (зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения);

2. Интерорецепторы – рецепторы, которые служат для индикации постоянства внутренней среды организма. Представляют собой окончания центростремительных нервов, которые находятся в тканях организма, сосудах, во внутренних органах, в скелетных мышцах, сухожилиях и связках.

Виды интерорецепторов:

Механорецепторы, или барорецепторы, которые реагируют на растяжение и деформацию тканей;

Хеморецепторы, которые реагируют на изменения химизма;

Терморецепторы, которые реагируют на изменения температуры;

Осморецепторы, которые реагируют на изменения осмотического давления;

Ноцирецепторы, которые реагируют на болевые воздействия на внутренние органы.

3. Проприорецепторы – рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях, суставах, в коже и свидетельствующие об их работе (сокращения мышц, изменения положения тела в пространстве).

Структура нервной системы:

1. Центральная нервная система (головной и спинной мозг).

2. Периферическая нервная система (черепно- и спиномозговые нервы).

Периферическая нервная система делится на соматическую (двигательные и сенсорные нервы) и вегетативную (двигательные нервы; обслуживает мышцы внутренних органов и железы), которая в свою очередь состоит из симпатической и парасимпатической нервных систем.

ЦНС объединяет в единое целое все части организма. Соматическая НС собирает информацию внешней среды, а потом передает сигналы обратно. Вегетативная НС поддерживает автономную работу внутренних органов. Действие НС происходит по рефлекторному принципу.

Существует асимметрия мозговых полушарий и особенности психической деятельности, связанной с этой асимметрией.

У правшей:

Левое полушарие коры головного мозга отвечает за речь, чтение, письмо, вербальную память и вербальное мышление, интеллектуальное поведение и деятельность, является базой для логического мышления. Обеспечивает такой вид деятельности, как аналитические процессы.

Правое полушарие коры головного мозга связано с образным и пространственным мышлением, творчеством, интуицией, тактильным распознаванием и мышлением.

В организме человека есть две сигнальные системы, первая из которых реагирует на сигналы от органов чувств (художественный тип личности), а вторая – на слова (интеллектуальный тип).

Примерно у 90 % людей доминирует левое полушарие, в котором расположены центры речи. И способности, и отличительные психические особенности людей зависят от того, какое полушарие у человека больше развито [Столяренко Л. Д., с. 34].

И. П. Павлов выделил 3 “чисто человеческих типа” высшей нервной деятельности (ВНД): художественный, мыслительный , средний .

У людей художественного типа (у них преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как “сухарей”.

Представители мыслительного типа (у них преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравятся научная деятельность.

Большинство людей (до 80%) относятся к “золотой середине”, среднему типу . В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12–16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве – не могли найти дорогу домой, не чувствовали “выше-ниже”, не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

Свойства нервной системы :

1. Сила (способность выдержать сильное или длительное возбуждение, не переходя в состояние торможения).

2. Слабость (неспособность сохранять высокую работоспособность при длительном труде).

3. Уравновешенность (характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения).

4. Инертность .

5. Лабильность (неустойчивость).

6. Подвижность (способность быстро и без негативных последствий реагировать на изменения внешней среды; определяется по скорости возникновения и прекращения нервного процесса и его скорости).

7. Динамичность – скоростная характеристика, проявляется при выработке условных рефлексов.


Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.

Психика представляет собой свойство мозга - «высший продукт особым образом организованной материи». Она не существует вне материи, как это представляли себе философы-идеалисты. «Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит», - говорил К. Маркс. Таким материальным органом психики является мозг.

По словам В. И. Ленина, - «психическое, сознание и т. д. есть высший продукт материи (т. е. физического), есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека».- «Всякий человек знает, - писал дальше В. И. Ленин, - и естествознание исследует - идею, дух, волю, психическое, как функцию нормально работающего человеческого мозга; оторвать же эту функцию от определенным образом организованного вещества, превратить эту функцию в универсальную, всеобщую абстракцию, «подставить» эту абстракцию под всю физическую природу - это бредни философского идеализма, это насмешка над естествознанием».

Советская психология строится на основе марксистского философского материализма, в корне противоположного вульгарному материализму. Вульгарные материалисты утверждали, что психика, сознание человека материальны, что мысль является таким же материальным продуктом мозга, как жёлчь - продуктом печени.

Признавая, что психика является продуктом мозга, марксистский философский материализм вместе с тем, в противоположность вульгарному материализму, не отождествляет их, а устанавливает между ними совершенно определённое качественное различие. «Что и мысль и материя «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной - значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом»,- говорит В. И. Ленин.

Марксизм рассматривает материю и психику диалектически - в их становлении и развитии. Диалектический материализм утверждает, что окружающий «ас материальный мир не всегда был таким, каким мы его сейчас наблюдаем, что материя, прежде чем достигнуть совершенного состояния, постепенно и закономерно развивалась в течение длительного периода. Вначале существовала лишь неорганическая материя, из которой на известном этапе её развития возникла органическая жизнь. Но и она не оставалась неизменной в своём развитии: вначале появились простейшие организмы, затем всё более и более сложные и совершенные, наконец, животные, наделённые нервной системой.

Психика является свойством высоко организованной живой материи. Но и у животных психика развивалась постепенно в связи с развитием и усложнением их организма. «Первое живое существо, - говорит И. В. Сталин, - не обладало никаким сознанием, оно обладало лишь свойством раздражимости и первыми зачатками ощущения. Затем у животных постепенно развивалась способность ощущения, медленно переходя в сознание, в соответствии с развитием строения их организма и нервной системы».

На определённой стадии развития органического мира животные в борьбе за существование уже не могли ограничиться простейшими способами приспособления к окружающей среде. Появились животные, у которых отыскание пищи, самосохранение и другие действия стали совершаться с помощью высшей нервной деятельности, характеризующейся наличием ощущений, восприятий, памяти, эмоций и т. д.

Эта форма приспособления к окружающей среде закрепилась и получила дальнейшее развитие, так как обладающие высшей нервной деятельностью животные получали преимущество перед другими в борьбе за существование.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
.

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.
Основными положениями отечественной психологии в понимании психики человека являются следующие:
1. Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – головного мозга. Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.
а) не всякая материя обладает свойством психического, психика – это особое свойство только головного мозга;
б) психика неотделима от этой материи и не существует вне ее.
2. Сущность психики состоит в отражении. Психика – это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности:
а) это отражение субъективно, индивидуально и своеобразно;
б) психическое отражение не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов;
в) избирательный характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность;
г) психическое отражение неодномоментно; это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике;
д) одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания закономерностей развития объективной реальности.
3. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание как результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности. Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Низший уровень психики образует бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Основные функции психики. Формы проявления психики.
Структура психики
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека). К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.
Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная , форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная , форма существования психического – это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, проявляющаяся у человека.
Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на: экзопсихику (часть психики человека, отражающая внешнюю по отношению к организму реальность), эндопсихику (часть психической реальности, отражающая состояние организма человека) и интропсихика (часть психики, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сны).

Классификация психических явлений

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Все психические явления неразрывно связаны между собой, но традиционно подразделяются на четыре группы: психические процессы, психические состояния, психические образования и психические свойства (схема 4). Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта. Понятие «психическое свойство» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Под «психическими образованиями» понимают психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Схема 4

Мир психических явлений

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза

Филогенез (от греч. рhyle – род, племя, genesis – рождение, происхождение) – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. Термин «филогенез» был введен немецким биологом Э. Геккелем. В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Животные (простейшие) на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий (на уровне ощущений). Представители перцептивной психики (позвоночные, членистоногие, головоногие моллюски и млекопитающиеся) отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных (прежде всего человекообразных обезьян) – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Онтогенез (анг. ontogenesis) – развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного. В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуется как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность . Периодизация психического развития – попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Вторая особенность состоит в гетерохронности развития – это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека.

Строение нервной системы

Психика есть свойство высокоорганизованной материи – нервной системы. У человека носителем психики является головной мозг. Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им.
Общий план строения нервной системы у всех позвоночных один и тот же. Ее основными элементами являются нервные клетки , или нейроны , функция которых заключается в том, чтобы проводить возбуждение (рис. 1). Нейрон состоит из тела клетки , дендритов – ветвящихся волокон этого тела, воспринимающих возбуждение, и аксона – нервного волокна, передающего возбуждение другим нейронам. Нервные волокна покрыты белой жироподобной миелиновой оболочкой со свойствами изолятора. Она обеспечивает проведение возбуждения в определенном направлении. Пункт контакта аксона с дендритами или телом клетки других нейронов называется синапсом (от греч. – «застежка»). В этом пункте осуществляется функциональная связь между нейронами.

Центральная и периферическая нервная система

По расположению в организме и функциям нервная система делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к исполнительным органам.
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных безусловных рефлексов. Он регулирует мускульные движения человеческого тела и конечностей, а также работу внутренних органов. Основная функция головного мозга – управляющая, обработка поступившей от периферии информации и выработка «команд» исполнительным органам. Головной мозг не представляет собой сплошной массы. Он состоит из отделов, связанных друг с другом. Нижний его отдел называется продолговатым мозгом , который соединяет спинной мозг с головным. Над продолговатым мозгом находится средний мозг , мозжечок , еще выше – промежуточный мозг . Все эти отделы сверху покрыты большими полушариями, которые вместе с корой больших полушарий образуют конечный мозг . В продолговатом мозге находятся центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта. В среднем мозге расположены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств. В промежуточном мозге находятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции.

Кора больших полушарий

Наиболее развитая часть головного мозга – его большие полушария. Большие полушария – парное образование, состоящее из правой и левой половин. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого мозгового вещества толщиной 3 – 4 мм. Этот слой серого вещества называется корой больших полушарий. Кора головного мозга имеет 7 слоев и состоит из новой коры, новообразований головного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса). Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, связанные с мышлением и сознанием человека, осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.
Кора головного мозга функционально организована. В ней выделяют лобные, височные, теменные и затылочные доли, поля головного мозга. В лобных долях находятся двигательные центры, речевой центр, представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), осуществляется аналитическая деятельность мозга, моторика речи. В височных долях находятся центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи, осуществляются экспрессивные функции речи. Теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительности (боль, тепло, холод и т.д.). Здесь же находится центр музыкального понимания. Затылочные доли осуществляют анализ зрительной информации (свет, цвет).

Функциональная асимметрия головного мозга

Установлено, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию, как в виде образов, так и слов, но существует функциональная асимметрия головного мозга различная степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Функцией левого полушария является чтение и счет, вообще преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т. д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Функциональная асимметрия присуща только человеку и формируется в процессе общения, в котором может сложиться относительное преобладание у личности функционирования левого или правого полушария, что сказывается на его индивидуально-психологических характеристиках.

Понятие рефлекса. Классификация рефлексов по происхождению

Основная форма взаимодействия организма со средой – рефлекс – ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы.
Рефлексы по своему происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные , или, по классификации И. П. Павлова, безусловные (природообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания и сердцебиения, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка глаза, кровенаполнение сосудов и т. д., и условные, сформированные как ответ на те или иные особенности жизнедеятельности человека, обеспечивающие его приспособление к изменяющейся среде. Безусловные рефлексы являются функцией главным образом низших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой. Условные рефлексы являются функцией высшего отдела мозга – коры больших полушарий. Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой предварительной тренировки не требует. Условный рефлекс требует определенных условий для возникновения и выступает физиологической основой знаний человека.
Чтобы уяснить разницу нервных механизмов того и другого рефлекса, рассмотрим примеры. Маленький ребенок тянется рукой к блестящему белому чайнику. Обжегшись, малыш мгновенно отдергивает руку. Это безусловный рефлекс. Но вот он отдергивает руку при одном виде чайника. Это условный рефлекс.
Безусловные и условные рефлексы выполняют функцию связи организма с окружающей средой, обеспечивают его приспособление к этой среде и нормальную жизнедеятельность в ней.

Структура рефлекторного механизма

В рефлекторном механизме принято различать три части: чувствующую, центральную и двигательную . Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный орган и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой .
Согласно последним исследованиям физиологов установлено, что структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре части. Эта последняя часть контролирует и корректирует (уточняет, поправляет) протекание третьей части – двигательной. Как это происходит? Оказывается, как только нервный сигнал по двигательному – центробежному – нерву доходит до рабочего органа (к мышце или железе), то последний в свою очередь посылает обратный сигнал в центр – мозг. Поступивший обратный сигнал информирует мозг о характере тех изменений, которые в данный момент произошли в организме, т. е. сообщает мозгу, в какой мере – правильно или неправильно – рабочий орган выполнил полученную из центра команду. Как только мозг обнаруживает отклонение от заданной программы, если ответное действие выполнено неудачно, он тут же посылает сигнал о соответствующей корректировке действия и направляет деятельность организма по ранее намеченному пути. Это четвертое звено рефлекторного акта получило название обратной связи.
Благодаря наличию обратной связи обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма в процессе правильного приспособления к окружающей среде. Без этого мы никогда не могли бы научиться ходить, писать, пользоваться ножом и вилкой, одеваться, совершать различного рода профессиональные движения, овладевать спортивными навыками.

Нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга.
Виды торможения. Первая и вторая сигнальные системы

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения . По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блокирование временных связей. Но не надо считать, что торможение – это прекращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Торможение также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Торможение обеспечивает необходимые условия для восстановления их работоспособности. Такое же охранительное и восстановительное значение имеет сон как торможение, широко распространившееся на ряд важных участков коры. Сон предохраняет кору от истощения и разрушения. Однако и сон не есть остановка работы мозга. Еще И. П. Павлов отмечал, что сон – это своеобразный активный процесс, а не состояние полной бездеятельности. Во сне мозг отдыхает, но не бездействует, при этом отдыхают клетки, активные днем. Многие ученые предполагают, что во время сна происходит своеобразная переработка накопленной за день информации, но человек не осознает этого, т. к. соответствующие функциональные системы коры, обеспечивающие осознание, заторможены.
Существует два основных вида коркового торможения: внешнее (результат действия какого-либо внешнего сильного постороннего раздражителя) и внутреннее (проявление внутренних закономерностей работы коры).
Особой формой внешнего торможения является так называемое охранительное торможение . Оно возникает под влиянием очень сильных (или продолжительно действующих) раздражителей, которые вызывают сверхсильное возбуждение нервных клеток. Как только раздражение достигает определенного предела, вступает в действие охранительное торможение. Например, перевозбужденный впечатлениями, переутомленный ребенок быстро засыпает, иногда даже сидя у телевизора. Это проявление охранительного торможения.
Кора больших полушарий мозга испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих как извне, так и из самого организма. И. П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов (сигнальных систем). Сигналы – это, прежде всего, предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой . Она имеется у человека и животных.
Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И. П. Палов назвал второй сигнальной системой . Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы.