Социализации человека. личность и общественное жизнь

1. "Широкое" и "узкое" определения природы: природа как материальный мир и как биосфера.

2. Значение "стартовых" природных условий для развития культуры и цивилизации.

3. Основные этапы взаимодействия природы и общества:

а) появление человека разумного и "присваивающей" экономики;

б) переход к "производящей" экономике, активное вмешательство человека в природную среду, возникновение техногенных обществ;

в) промышленная революция, формирование идеи прогрессивного общественного развития;

г) нарастание глобального экологического конфликта, попытки согласования "стратегии природы" и "стратегии человека".

Кроме определения природы в широком и узком смысле слова, в первом вопросе следует проследить эволюцию представлений о природе в мифологической, философской, религиозной и научной картинах мира.

При ответе на второй вопрос рассмотрите влияние географического положения, территории, климата, ландшафта, растительного и животного мира, водных артерий, полезных ископаемых, количества населения на развитие общества. Проследите, каким образом происходило формирование новых, опосредованных природой факторов общественного развития.

Раскрывая третий вопрос, покажите влияние на характер взаимодействия общества и природы как производственных переворотов, так и религиозных и философских идей. Этапы (б, в, г) можно рассматривать также как неолитическую, промышленную и научно-техническую революции.

Тема 53. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

1. Общество как развивающаяся система:

а) понятие "общество" в материалистической концепции;



б) идеалистические теории общественного развития;

в) органицистские и натуралистические подходы к историческому процессу.

2. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса.

3. Цивилизационная концепция исторического развития.

4. Прогресс и регресс в общественном развитии.

Отвечая на первый вопрос, подчеркните, что в зависимости от своей мировоззренческой позиции различные философы по-разному понимали общество, поэтому существовали разные концепции общественного развития. Раскройте основную суть, назовите авторов, укажите характерные черты этих концепций.

Рассмотрение второго вопроса начните с того, что, с точки зрения К. Маркса, развитие общественного организма определяет способ производства материальных благ. Исходя из этого, он разработал учение об общественно-экономической формации, под которой понималось неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития.

Раскрывая третий вопрос, укажите, что идея цивилизаций как доминанты исторического процесса была выдвинута Н.Я. Данилевским. Он исходил из того, что развитие общества осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами (цивилизациями) на основе общности культуры. Укажите также авторов других теорий (О. Шпенглер, А. Тойнби, У. Ростоу и др.), выявите черты, наиболее характерные для указанного подхода к развитию истории.

Анализ четвертого вопроса начните с изложения двух вариантов решения вопроса о направленности человеческой истории: пессимистического (человеческая история движется по пути регресса) и оптимистического (в истории господствует прогресс). Назовите авторов указанных взглядов, отличительные черты этих теорий и их прогнозы на будущее.

Тема 54. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

1. Понятие общества в философии и социологии.

2. Общество как саморазвивающаяся система.

3. Социальные действия и их смысл.

Раскрывая эту тему, покажите, что философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе.

Ответ на первый вопрос предполагает различение понятий "народ", "нация", "государство" от понятия "общество". Кроме этого, необходимо выявить специфику рассмотрения этого понятия в философии и социологии. В первом вопросе предстоит рассмотреть генезис общества и его развитие с различных философских позиций: материализма (исторический материализм К. Маркса), идеализма (абсолютный идеализм Г.Гегеля), теологии (Августин Аврелий). Необходимо также осветить противоположные подходы к пониманию критериев общественного развития – формационный (К.Маркс) и цивилизационный (Н.Данилевский, О.Шпенглер и др.). Подчеркните, что в зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию, но при этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее. Дайте философское определение общества и раскройте его сущность.

При изложении второго вопроса обратите внимание на следующие источники саморазвития общества: противоречия природной и культурной организации человека и его сообществ; противоречия, связанные с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека.

Раскрывая третий вопрос, исходите из следующего положения: смысл социальных действий людей определяется их ценностями. Люди взаимодействуют во имя чего-то. Выберите наиболее интересные и плодотворные, на Ваш взгляд, философские концепции общества от античности до нашего времени.

Тема 55. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

1. Историософия как область философского знания: предмет и категории.

2. Обзор историософских концепций от древних до классических моделей.

3. Смысл истории и подходы к его интерпретации в постклассических историософских концепциях.

4. Проблема культуры и цивилизации.

5. Сущность, направленность и критерии исторического развития человечества.

Методические указания

История всегда привлекала внимание философов. Однако только в XVIII в. философия истории выделяется в самостоятельный раздел философии. Термин "философия истории" был введен Вольтером, а в трудах И. Гердера философия истории оформилась в особое направление исследований. К различным проблемам философии истории обращались Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Вебер, О. Конт, Н. Данилевский, П. Сорокин. Прежде всего, необходимо выяснить, что изучает философия истории. Несмотря на то что проблематика философии истории менялась с течением времени, основным признаком, отличающим ее от собственно исторических наук, является подход к истории с точки зрения философских принципов и категорий. Далее следует разобраться в том, каковы движущие силы исторического процесса, какие факторы придают направленность историческим изменениям, детерминируют историческое развитие, как этот вопрос решался в истории философии. Постарайтесь критически подойти к односторонности различных видов детерминации исторического процесса. Как решался философами вопрос о смысле и цели исторического процесса? Как Вы сами представляете решение этих вопросов? Проблема смысла истории сопряжена с другим важным для философии истории вопросом - об историческом прогрессе. Важно ответить и на вопрос: есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? В заключение выясните, как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества?

В первом вопросе необходимо показать специфику историософии как философской дисциплины, выявить круг ее проблем и определить главные категории, которыми она оперирует (исторический процесс, функционирование, изменение, развитие, прогресс и т.д.).

Во втором вопросе проследите основные этапы становления философских представлений об историческом процессе. Начните с мифологических представлений о "мировом годе", затем перейдите к античной, христианской и исламской средневековой историософии, от них – к принципу обоснования историософских концепций в Новое время и в период классической рациональности.

Многообразие пришедших на смену классическим интерпретациям истории постклассических историософских парадигм (третий вопрос) можно распределить по направлениям в соответствии с каким-либо критерием: линейные и циклические; отстаивающие "принцип всемирной истории" и трактующие мировой процесс как совокупность оригинальных историй отдельных цивилизаций; признающие рациональность истории и утверждающие ведущую роль некоей иррациональной стихии. В соответствии с выбором критерия некоторые концепции могут быть "задействованы" в разных номинациях. Обратите особое внимание на анализ концепций истории, разработанных в "философии жизни", экзистенциализме, марксизме, учениях Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса.

В четвертом вопросе главное – выбор критериев различения указанных понятий. Необходимо коснуться истории проблемы, представить наиболее значительные концепции. Понятие "цивилизация" появилось в тесной связи с понятием "культура", поэтому при его анализе неизбежно их сопоставление как парных категорий.

Пятый вопрос предполагает выявление сущности понятия "историческое развитие человечества", его направлений (прогресс, регресс, одноуровневое развитие), критериев, по которым мы можем судить об этом.

Основу развития человеческого общества составляет система, соединяющая три группы факторов: природные, производственные, социальные.

Функции природной среды должны обеспечивать устойчивое процветание человеческого общества.

Эта цель конкретизируется тремя группами подцелей: экологических, социальных, экономических.

Экологические - обеспечение здоровья и устойчивого продолжения рода человека как биологического вида.

Социальные - обеспечение духовного развития, которое в конечном счете включает познавательное, художественное и нравственное развитие человека.

Экономические - производство материальных благ и услуг, достаточных для обеспечения экологических и социальных целей.

Достижение экологических и социальных целей во многом обеспечивается за счет экономических целей.

Базисным фактором решения задач обеспечения материальными благами человека, улучшения биологического здоровья

и духовного развития человека является природная среда, функции которой приведены на рисунке (рис. 1.5).

Экологическая функция природной среды самая древняя и самая главная. Она существовала еще задолго до появления двух других функций. На первых порах своего развития человек пользовался дарами природы, не опосредствуя их трудом. Этот период использования «диких» экологических систем характеризуется собирательством и охотой. Недостаток природных ресурсов компенсировался миграцией человека к местам обилия воды и пищи, благоприятного климата.

Развитие человека

Социальные факторы

Поддержание жизни человека как биологического вида: среда обитания, воздух для дыхания, ресурсы пищи, ресурсы воды, ресурсы обмена веществ

Биологические факторы

Познавательное развитие: информационный ресурс, средство информационного обмена

Художественное развитие: развитие творческих способностей, эстетическое удовлетворение, развитие чувства красоты и гармонии

Нравственное развитие: воспитание чувства гуманизма, развитие чувства оптимизма и стабильности

Экологические факторы

Воспроизводство средств производства: источник предметов труда, средства труда, пространственная среда, энергетический ресурс, информационный ресурс

Воспроизводство предметов потребления Воспроизводство рабочей силы

Рис. 1.5. Функции природной среды 32

Воздействие природной среды на социально-экономическую систему является непосредственным, но в то же время и необходимым. Профессор Я.Я. Рогинский выделяет пять основных путей воздействия природной среды на людей: первый - прямое влияние на здоровье людей, их физическую выносливость, работоспособность, плодовитость и смертность; второй - через зависимость человека от естественных средств существования, от обилия или недостатка пищи, то есть дичи, рыбы, растительных ресурсов; третий - влияние наличия или отсутствия необходимых средств труда; четвертый - создание самой природой мотивов, побуждающих людей к действию, стимулов к деятельности в соответствии с требованиями изменяющихся условий среды; пятый - наличие или отсутствие естественных преград, мешающих встречам и соприкосновениям между коллективами (океаны, пустыни, горы, топи).

Отсутствие преград, с одной стороны, могло оказаться исключительно полезным для взаимного обогащения опытом, а с другой - пагубным, в случае столкновения с превосходящими силами враждебных групп. (Рогинский Я.Я. Социальная сущность и биологическая природа... - М.: Знание, 1983).

Анализ использования природных ресурсов и показателей социально-экономического развития позволяет проследить четкую взаимную связь между состоянием природной среды (обеспеченность природными ресурсами, качеством окружающей среды) и уровнем развития социально-экономической системы (рис. 1.6). Прямые и обратные связи могут быть конкретизированы следующим образом.

Избыток природных ресурсов и благоприятные природные условия стимулируют рост темпов экономического развития и способствуют процветанию социальной системы. Однако эти же благоприятные возможности существования социально-экономической системы постепенно превращаются в своеобразный тормоз для возникновения революционных сдвигов в системе и ведут к определенному застою.

б) стимулирует вовлечение новых природных ресурсов

1. Избыток, расцвет

2. Природные ресурсы. Окружающая природная среда

3. Недостаток, деградация

1. Расцвет

2. Социально-экономическая система

3. Деградация

Стимулирует рост темпов развития

а) снижает трудоемкость и нагрузку на среду

Ведет к истощению природных ресурсов, деградации окружающей природной среды

а) вызывает кризис системы

6) стимулирует поиск путей выхода из кризиса

Тормозит революционные сдвиги

Ухудшение состояния природной среды заставляет искать пути выхода из кризиса, стимулирует возникновение основных технических идей и принципов, революционные преобразования в обществе.

Воздействие социально-экономической системы на природную среду.

При анализе обратных связей также можно выделить положительные и отрицательные результаты воздействия. Развитие производительных сил общества позволяет вовлечь в производство новые природные ресурсы или использовать более бедные источники и вторичные ресурсы, а также уменьшить удельную потребность в природных ресурсах на единицу продукции и снизить.техногенную нагрузку на окружающую природную среду.

Усиленное использование природных ресурсов при отсутствии качественного развития производительных сил ведет к истощению природных ресурсов и деградации окружающей природной среды.

Основу развития человеческого общества составляет система, соединяющая три группы факторов: природные, производственные, социальные.

Функции природной среды должны обеспечивать устойчивое процветание человеческого общества. Эта цель конкретизируется тремя группами подцелей: экологических, социальных, экономических.

Экологические - обеспечение здоровья и устойчивого продолжения рода человека как биологического вида.

Социальные - обеспечение духовного развития, которое в конечном счете включает познавательное, художественное и нравственное развитие человека.

Экономические - производство материальных благ и услуг, достаточных для обеспечения экологических и социальных целей.

Достижение экологических и социальных целей во многом обеспечивается за счет экономических целей.

Базисным фактором решения задач обеспечения материальными благами человека, улучшения биологического здоровья

и духовного развития человека является природная среда, функции которой приведены на рисунке (рис. 1.5).

Экологическая функция природной среды самая древняя и самая главная. Она существовала еще задолго до появления двух других функций. На первых порах своего развития человек пользовался дарами природы, не опосредствуя их трудом. Этот период использования «диких» экологических систем характеризуется собирательством и охотой. Недостаток природных ресурсов компенсировался миграцией человека к местам обилия воды и пищи, благоприятного климата.

Развитие человека

Социальные факторы

Поддержание жизни человека как биологического вида: среда обитания, воздух для дыхания, ресурсы пищи, ресурсы воды, ресурсы обмена веществ

Биологические факторы

Познавательное развитие: информационный ресурс, средство информационного обмена

Художественное развитие: развитие творческих способностей, эстетическое удовлетворение, развитие чувства красоты и гармонии

Нравственное развитие: воспитание чувства гуманизма, развитие чувства оптимизма и стабильности

Экологические факторы

Воспроизводство средств производства: источник предметов труда, средства труда, пространственная среда, энергетический ресурс, информационный ресурс

Воспроизводство предметов потребления Воспроизводство рабочей силы

Рис. 1.5. Функции природной среды 32

Воздействие природной среды на социально-экономическую систему является непосредственным, но в то же время и необходимым. Профессор Я.Я. Рогинский выделяет пять основных путей воздействия природной среды на людей: первый - прямое влияние на здоровье людей, их физическую выносливость, работоспособность, плодовитость и смертность; второй - через зависимость человека от естественных средств существования, от обилия или недостатка пищи, то есть дичи, рыбы, растительных ресурсов; третий - влияние наличия или отсутствия необходимых средств труда; четвертый - создание самой природой мотивов, побуждающих людей к действию, стимулов к деятельности в соответствии с требованиями изменяющихся условий среды; пятый - наличие или отсутствие естественных преград, мешающих встречам и соприкосновениям между коллективами (океаны, пустыни, горы, топи). Отсутствие преград, с одной стороны, могло оказаться исключительно полезным для взаимного обогащения опытом, а с другой - пагубным, в случае столкновения с превосходящими силами враждебных групп. (Рогинский Я.Я. Социальная сущность и биологическая природа... - М.: Знание, 1983).

Анализ использования природных ресурсов и показателей социально-экономического развития позволяет проследить четкую взаимную связь между состоянием природной среды (обеспеченность природными ресурсами, качеством окружающей среды) и уровнем развития социально-экономической системы (рис.

1.6). Прямые и обратные связи могут быть конкретизированы следующим образом.

Избыток природных ресурсов и благоприятные природные условия стимулируют рост темпов экономического развития и способствуют процветанию социальной системы. Однако эти же благоприятные возможности существования социально-экономической системы постепенно превращаются в своеобразный тормоз для возникновения революционных сдвигов в системе и ведут к определенному застою.

б) стимулирует вовлечение новых природных ресурсов

1. Избыток, расцвет

2. Природные ресурсы. Окружающая природная среда

3. Недостаток, деградация

1. Расцвет

2. Социально-экономическая система

3. Деградация

Стимулирует рост темпов развития

а) снижает трудоемкость и нагрузку на среду

Ведет к истощению природных ресурсов, деградации окружающей природной среды

а) вызывает кризис системы

6) стимулирует поиск путей выхода из кризиса

Тормозит революционные сдвиги

Ухудшение состояния природной среды заставляет искать пути выхода из кризиса, стимулирует возникновение основных технических идей и принципов, революционные преобразования в обществе.

Воздействие социально-экономической системы на природную среду.

При анализе обратных связей также можно выделить положительные и отрицательные результаты воздействия. Развитие производительных сил общества позволяет вовлечь в производство новые природные ресурсы или использовать более бедные источники и вторичные ресурсы, а также уменьшить удельную потребность в природных ресурсах на единицу продукции и снизить.техногенную нагрузку на окружающую природную среду.

Усиленное использование природных ресурсов при отсутствии качественного развития производительных сил ведет к истощению природных ресурсов и деградации окружающей природной среды.

Изучение природы и специфики общественной жизни следует начинать с изучения его первичного элемента - человека, человека как личности. Но человек не рождается личностью. В процессе жизнедеятельности, особенно в раннем возрасте, она приобретает все так или иначе необходимые социальные признаки и черты, которые помогают ей жить и действовать в социальной среде, воспринимать его и вносить свои влиятельные коррективы в процессе деятельности.

Индивид не имеет возможности выбирать где, когда и как ему жить. Он застает определенное естественное и социальная среда, вынужден приспосабливаться, адаптироваться к его условиям. Этот процесс «вхождения» в общественную жизнь принято называть социализацией. Сущность его заключается в освоении социальных ролей (сына, брата, друга, студента, покупателя, пассажира и т. П.) И приобретении навыков соответствующей ролевого поведения. Усвоения и корректировки таких навыков стимулируются поощрением или осуждением со стороны окружающих, через систему социального контроля. Социализация начинается с раннего детства и происходит в течение всей жизни, поскольку варианты ролевого поведения бесконечны.

Итак, человек постоянно чувствует свою полную или хотя частичную зависимость от других людей или деперсонализированы внешних обстоятельств. Она видит, что ее желание и стремление каждый раз наталкиваются на определенные препятствия, ее возможности в реализации собственной воли и достижения своей цели, как правило, ограничены. Уже с детского возраста она привыкает воспринимать окружающий мир людей, как жестко нормировано и детерминированный обычаю, законом или чьей-то волей. Поэтому решающее значение в изучении системы действия данных факторов приобретает теория социализации.

Социализацией будем называть процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает определенные качества, необходимые для жизнедеятельности в обществе. В более широком определении это понятие понимают как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для успешного функционирования индивида в данном обществе.

Теория социализации устанавливает, под влиянием каких социальных факторов создаются определенные особенности личности, и самый механизм процесса вхождения человека от индивидуального к социальному. С этих позиций в систему социализации включаются: социальное познание, овладение определенными навыками практической деятельности, усвоение определенных норм, позиций, ролей и статусов, выработки ценностных ориентаций и установок, а также включение человека в активную творческую деятельность. Социализация включает в себя процессы усвоения, адаптации (привыкания к новым условиям), воспитания (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивида), обучение (овладевания новыми знаниями) - одним словом, усвоение «правил жизни». Иногда, как производные, сюда относят и возмужания и взросления (социопсихологические на физиологические процессы формирования человека). Таким образом, социализация - это не только приобретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид - это начальная точка этого процесса, а зрелая личность - завершающая.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, в нем выделяют несколько "жизненных" циклов (стадий): к трудовой, трудовой и пислятрудовий. В этом плане социализация имеет деятельный характер.

В зависимости от возраста лица, условно определяют три основных этапа социализации: первичная (социализация ребенка, маргинальная (подростковая), стойка целостная социализация (переход к зрелости). Кроме того, каждый период характеризуется определенными признаками. Так, во взрослом возрасте социализация нацелена на изменение поведения в новой ситуации, а в детском возрасте акцент делается на формировании ценностной ориентации. Взрослые, опираясь на собственный опыт, способны лишь оценивать и воспринимать их критически, а дети в состоянии только усваивать их. На рис. 1 показано соотношение усвоения и приобретения социальных признаков и качеств в процессе социализации и в зависимости от возраста: в раннем возрасте - процесс усвоения качеств проходит наиболее интенсивно, и, как правило, - наиболее важные жизненные, базовые признаки, в более позднем возрасте - наоборот.

Социализация - как целенаправленный конструктивный процесс - должна начинаться в детстве, когда почти на 70% формируется человеческая личность. Если опоздать, могут начаться необратимые процессы. Именно в детстве закладывается фундамент социализации, время - это самый незащищенный ее этап. Процесс приобретения определенных социальных качеств происходит по чьей посторонней помощью - агентов социализации (конкретных людей, которые ответственны за обучение и усвоение культурных норм и социальных ролей институтов социализации (учреждения, учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его). Поскольку социализация делится на два вида - первичная и вторичная, постольку и агенты и институты социализации делятся на первичные (непосредственное и ближайшее окружение человека: родители, семья, близкие, друзья, учителя и др., и вторичные (все те, кто стоит во втором, менее важном эшелоне воздействия на человека: представители администрации школы, института, предприятия, армии, церкви, правоохранительных органов, средств массовой коммуникации, различные формальные организации, официальные учреждения).

Социализация проходит этапы, которые совпадают с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важные вехи в биографии каждого человека. Жизненные циклы связаны с изменением социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением образа жизни и тому подобное. На этом базируется один из механизмов социализации - так называемая циклическая теория социализации (согласно стадиям или циклами индивидуального человеческого развития). По этой теории формирования личности проходит соответственно 8 стадий, при каждой из которых происходит характерный механизм восприятия и освоения социальной среды:

Данная теория имеет социально-психологический и возрастной аспекты формирования человека.

Процесс социализации иногда существенно видоизменяется. Это, как правило, связано с переходом человека на новую жизненную ступень, новый жизненный цикл. Человеку приходится многому переучиваться: отходить от предыдущих ценностей, норм, ролей, правил поведения - (десоциализация) обучением и усвоением новых ценностей, норм, ролей, правил поведения взамен старых (ресоциализация). Все эти подпроцессы всего входят в структуру многогранного механизма социализации.

Социология изучает социализацию в разных аспектах: социализация поколений в конкретно-исторических условиях, индивидов в определенных социально-экономических условиях, возрастная социализация в условиях конкретного общества. Но будет полнее, если начнем изучение общественных явлений из условий их формирования: природных, экономических, культурных. Это так называемый эволюционный (комплексный) уровень механизма социализации (рис. 2. Факторы формирования общественных отношений).

Естественны. Начнем с того, что "общественная жизнь" - это комплекс явлений, которые возникают из взаимодействия лиц и групп. "Общественность" проявляется и в растительном, и в животном мире. У растений это естественный процесс эволюции, приспособления к среде, прямая зависимость от условий, и в них нет сознательного действия, намерений. У животного есть связи, пробуждение, которые есть и у людей, на примере некоординированных объединений (тараканы) сплоченности высокого типа (муравьи, пчелы, волки, львы, обезьяны). И поскольку эти связи не определяются больше никакими факторами, а только природными, то можно обнаружить и влияние их на людей.

Начальными основами общественной жизни являются биологические - это особенности человеческого организма, биологические потребности, физиологические процессы. Основные из них, благодаря которым формировалась человеческая культура - это:

■ прямая ходьба;

■ руки, пальцы (до сегодняшнего дня универсальный инструмент человеческой деятельности);

■ зависимость детей от родителей, забота последних;

■ пластичность потребностей, привычек, развитая адаптация;

■ устойчивость и специфичность поведения (в частности, половой "), связи.

Существуют различные антропологические теории, согласно которым природные условия трактуются как основной фактор в развитии общества.

Географические условия - это второй комплекс природных условий. Человек, как "зоологический вид", живет на суше, где существует влияние географических условий на ее деятельность (рельеф, климатические и погодные условия). Специфика этих условий отражает размещения людей, расселение, состояние здоровья. (Пример: сравнение специфики географических и социальных условий жителей тундры, пустыни, лесной зоны). Существует направление в социологической теории - географический детерминизм, который объясняет психику человека как реакцию на природные географические условия. (Пример: сравнение характера испанца и шведа). Но человек - это творческое существо, она меняет, подчиняет, приспосабливает среду. Зависимость от географических условий ощущалась преимущественно только в первобытном обществе. Поэтому географическая среда, хотя и составляет основу, но не определяет хода общественной жизни.

К природным условиям можно отнести и демографические основы: это явления рождаемости, естественного прироста, плотности населения; относительный состав определенного типа населения (молодежь, люди пожилого возраста). Все это влияет на экономические и социальные процессы и явления (производство, уровень жизни). Демографический процесс также определяет определенные рамки общественной жизни. Рационально количественно регулируемое и гигиенично здоровое население является важным фактором социального развития.

Социальные теории, изучающие проблему социального развития, численность и качество народонаселения, определяются как концепции демографического детерминизма. Природные условия являются необходимой основой общественной жизни, но не являются определяющими.

Другая группа условий-факторов общественной жизни - это экономические условия. Как биоистота, человек в определенной степени зависит от природы, но эта зависимость не является определяющей. Человек по своей сути создатель - он приспосабливается, подчиняет элементы природной среды, трудится. Процесс целенаправленного воздействия человека, в ходе которой она превращает элементы природной среды на средства удовлетворения своих потребностей, на необходимые для жизни материальные блага называется трудом. Это постоянный и необходимый процесс, а потому производство материальных благ определяет основные процессы общественной жизни. Для того, чтобы превратить элемент природы на определенную и нужную, достойную форму для пользования, потребления, человек приводит в действие все свои природные силы: руки, пальцы, голову. Действуя на природу, она и социально видоизменяется. Сам процесс производства включает в себя:

■ целенаправленную деятельность человека;

■ предмет, который производится;

■ орудие, которым руководствуется.

Орудия труда в историческом развитии под действием человека видоизменялись; менялись и люди, которые занимались этими орудиями. Но процесс производства - это не только уровень развития, в этом процессе люди взаимодействовали между собой вступали в определенные отношения, взаимосвязи. Так формировались производственно-экономические отношения - система связей и зависимостей, в которой люди заняты в процессе производства, обмена, потребления. Экономические отношения - тот способ, которым люди определенного общества производят средства к жизни и обмениваются продуктами (поскольку существует разделение труда). Люди, занимаясь производством, вступают в определенные общественные и политические отношения.

Производственно-экономические отношения преображались на определенную основу - отношения людей к орудиям производства (форма собственности). В процессе историко-экономического развития одни овладевали средствами, другие - предлагали рабочую силу (физическая сила, умение, знания). Отсюда - шел разделение людей на общественные классы, слои. Удовлетворение природных благ привело к формированию институтов производства, обмена и потребления, определенную систему отношений, которые, в свою очередь, породили различные формы общности людей.

Культурные основы - это третий комплекс факторов, определяющих явления и процессы общественной жизни.

Влияние культуры на общественную жизнь выражается, прежде всего, через социализацию и формирование отдельного лица, а также через формирование и развитие каждой отдельной эпохи в процессе исторического развития общества, которая, в свою очередь, и определяет оттенок и характер социализации. Наиболее полно место и роль феномена культуры реализуется благодаря важным социальным функциям, которые культура выполняла и выполняет в обществе. Каждый индивид становится, членом общества, а главное - личностью только в процессе социализации, благодаря усвоению знаний, умений, навыков, языка, ценностей, норм, традиций, правил поведения своей социальной группы и всего общества в целом. Культура консолидирует, спаивает, интегрирует людей, обеспечивает целостность общества.

Схематично социализацию можно изобразить как систему "ребенок - семья - человек". Именно в семье ребенок приобретает первых признаков общественной жизни. Человек формируется в процессе воспитания. Ребенок учится, принимает и приобретает определенные черты, знаний и навыков.

Создание и введение системы ценностей - другая форма влияния культуры. Культура устанавливает систему ценностей, определяет критерии. Сюда можно отнести не только обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, но и передачу от родителей детям социальных ценностей, представлений о том, что такое добро и зло, хорошо и плохо тому подобное. Человек прежде всего характеризуется биологическими потребностями, и их она удовлетворяет. В дальнейшем механизме удовлетворения потребностей возникают интересы, ценности, потому что реализуются они разными путями, средствами, методами - формируется выбор в интересах и средствах.

В таких ситуациях вступают в действие ценности, шкала ценностей - те "предметы" (материальные и духовные), которые обеспечивают лицу внутреннее равновесие, или те, которые необходимы для удовлетворения потребностей, поддержания внутреннего равновесия. Это - важный фактор поведения. Благодаря иерархии ценностей человек по-разному проявляет свое отношение, ведет себя, реагирует. Создается комбинация ее действий в различных ситуациях. Ценности создаются и развиваются в ходе развития культуры. Они приобретаются в общественной жизни - в ходе социализации. Развивается человек - формируется ее система ценностей. Развитая система ценностей - результат правильной социализации. Система ценностей определяет выбор средств удовлетворения потребностей, интересов, определяет направления в потребностях. А как модифицируется система ценностей в разных ситуациях, это и признается "образцами" действий, поведения, установленные в рамках определенной культуры.

Образцы деятельности и образцы поведения также являются элементами механизма формирования и функционирования общественных отношений. Образцы поведения - это определенные схемы поведения, применяемые в определенных ситуациях, то есть: "как надо себя вести и действовать в различных условиях и ситуациях". Образец поведения выражает определенную установленную и принятую в данной культуре регулярность хода явлений. Это - установленная схема общественного поведения. Это - желанная модель, связанная с ценностями, которые необходимо принять. Принятые модели становятся стилем, принципом, определенным образом действуют на организацию человеческих общностей.

Окончательно на формирование личности культура оказывает влиятельную силу через создание и функционирование социальных институтов, социальных систем. В процессе общественного развития исторически сформовувалися формы организации совместной деятельности людей, согласно которым последние в процессе своей жизнедеятельности при взаимных действиях пользуются (и должны) принятыми социальными нормами и социально культурными образцами, определяющих устойчивые формы социального поведения. Эти нормы и образцы человек не выбирает, а закрепляет их и действует согласно им.

Социализация, установление ценностей, образцов и моделей, институциональные факторы - важнейшие способы влияния культуры на ход общественной жизни. Вместе с экономическими основами она дает людям символы, ценности, определяет, а также отвечает на потребности, после удовлетворения основных биологических потребностей. В ходе социализации индивид играет как пассивную (усвоение социального опыта, восприятия ценностей), так и активную роль (формирование определенной системы ориентации, установок).

Процесс социализации в социологии рассматривается и как двуединый процесс интернального и экстернального характера действия индивида. Интернальность в поведении человека проявляется в трансформации внешних факторов социальной среды во внутренние процессы сознания и ориентацию человека на внешние воздействующие жизненные факторы как на доминанту. Экстернальность оказывается в объективации внешнего мира человека в его практической деятельности, а система собственных проявлений сознательного действия с внешним миром является доминантным признаком. Таким образом, культура - это то, что усваивается человеком в процессе социализации. А социализация - это то, как усваивается человеком культура. Это одновременно и механизм, и процесс.

1. Влияние гелиофизического фактора на биологическую и социальную жизнь на Земле. : c. 415-418; : c. 423-427.

2. Гелиобиология и гелиосоциология А.Л.Чижевского. 11 – летние солнечные циклы и общественные процессы (“исторические циклы”). : с. 416-418; : c. 593-597; : c. 427-428; : c. 89-92.

3. Географический детерминизм. Влияние географических факторов на общественные процессы и явления. : c. 425-427.

4. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева. : c. 427-428; : c. 93-97.

5. Фазы этногенеза. : c. 197-198; : c. 597-601.

6. Этология – наука о поведении животных.: c. 164-180, 389-479; : c. 341-352.

7. Соотношение биологических и социальных факторов в природе человека и общества. : c. 123-125; : c. 532-534; : c. 69-73.

Тема 13. Теория сознания и творчества в эпоху компьютеризации

1. Современная наука о мозге и высшей нервной деятельности человека. : c. 440-448; : c. 203-208.

2. Концепции научной психологии о сознании. : c. 208-213; : c. 331-334.

3. Сознание, подсознательное и бессознательное. : c. 159-164; : c. 213-214.

4. Психофизиологическая проблема. : c. 164-167; : c. 76-81.

5. Функциональная асимметрия мозга и функционирование сознания. : c. 529-531, 546-547; : c. 73-76.

6. Работоспособность человека. : c. 554-555; : c. 388-396.

7. Тайна творчества. Осознанное и неосознанное в творческой деятельности человека. : c. 551-554; : c. 365-370.

8. Структура творческого процесса. Природа изобретения. : c. 370-374.

9. Компьютеры, информационные сети, банки знаний как усилители творческих способностей человека. : c. 107-108; : c. 228-244, 560-571.

10. Человек как фактор ноосферы. : c. 621-625.

Тема 14. Современные науки о здоровье человека и биоэтика

1. Медицина и здоровье человека. : c. 555-560; : c. 375-376.

2. Зависимость здоровья от параметров жизни. : c. 242-245.

3. Проблема человеческой нормы и патологии. : c. 560-561; : c. 376-379.

4. Физическое, психическое и нравственное здоровье человека. : c. 380-388.

5. Космические ритмы, экология, экономика, социальные отношения и здоровье человека. : c. 563-566.

6. Начала биоэтики. Этические правила и права человека при проведении медико-биологических исследований и экспериментов на человеке. : c. 390-393; : c. 243-246; : c. 566-573; : c. 341-362.

Тема 15. Современная естественнонаучная картина мира и ее место в культуре

1. Современная естественнонаучная картина о структуре мира и общих законах его развития. : c. 229-231; : c. 538-540.

2. Науки – лидеры и определяющие открытия в структуре современного естествознания. : c. 177-178.

3. Естествознание как основа социально – гуманитарного и технологического знания. : c. 10-16; : c. 20-26.

4. Естествознание в системе культуры. : c. 579-581; : c. 5-6.

5. Гармония науки и культуры. : c. 6-10.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: Альфа-М, 2003.

2. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М., 2003.

3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: Центр, 1998.

4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: ВЛАДОС, 1998.

5. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Уч. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6. Дубнищева Т.Я., Пигаров А.Ю. Современное естествознание, Новосибирск, 1998.

7. Канке В.А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. М.: ЛОГОС, 2002.

8. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Уч. пос. для вузов, М.: ЮНИТИ, 1998, 208 с.

9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Справочник. М.: Высш. Шк., 2004.

10. Концепции современного естествознания: 100 экзаменационных ответов/Под общей редакцией С.И. Самыгина. Ростов н/Д, 2002.

11. Концепции современного естествознания. Под. Ред. С.И. Самыгина, Ростов н/Д:, 2003.

12. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебник. М., 2005.

13. Основы естественнонаучных знаний для юристов. Учебник для вузов по курсу «Концепции современного естествознания»/ Под ред. Е.Р. Росинской. М., ИНФРА-М, 1999.

14. Остапенко В.С., Попов Е.В. Концепции современного естествознания: Уч. пос. Воронеж, 1999.

Дополнительная

По теме 1

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994

2. Кедров Б.М. Классификация наук. /М., 1989. Т. 1,2.

3. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории./ М., 1974

4. Пуанкаре А. О науке. / М., Наука, 1983.

По теме 2

1. Баженов Л.Б. Строение и функции естественно-научной теориии. М., 1978.

2. Рузавин Г. И. Методология научного исследования./М., 1999

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки./ М., 1980

По теме 3

1. Сноу Ч.П. Две культуры./ М., Прогресс, 1973

2. Файнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. / М., 1998.

3. Философия и методология науки./ Под ред. В.И. Купцова М., 1996.

По теме 4

1. Бухбиндер И.Л. Фундаментальные взаимодействия //Соросовский образовательный журнал. № 5. 1997.

2. Джемер М. Эволюция понятий квантовой механики / Пер. с англ. М., 1985.

3. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. Молекулы./ М.: Наука, 1982

4. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. Физические тела./ М.: Наука, 1982

5. Мостепаненко А.М. Пространство и время в микро -, мега – и макромире./ М.,1974

6. Оппенгеймер Р. Летающая трапеция: Три кризиса в физике./ М., 1967

7. Паули В. Физические очерки. / М.: Наука, 1975

8. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. / М., 1994

9. Пуанкаре А. О науке. / М., Наука, 1983.

10. Розенталь И.Л. Элементарные частицы и структура Вселенной. / М., 1984.

11. Фейнман Р. Характер физических законов./ М.: Наука, 1987

12. Энштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. / М., 2006

По теме 5

1. Васильев А.Н. Эволюция Вселенной // Соросовский образовательный журнал. №2. 1996.

2. Гнедин Ю.Н. Современная астрономия: новые направления и новые проблемы //Соросовский образовательный журнал,№7, 1996

3. Климашин И.А. Открытие Вселенной./ М., 1987

4. Кочаров Г.Е. Термоядерный котел в недрах Солнца и проблема солнечных нейтрино. // Соросовский образовательный журнал,№ 10, 1996.

5. Хойл Ф. Галактики, ядра и квазары./ М.,1968

6. Хойл Ф. Бесконечность и Вселенная./ М., 1969

7. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. / М.: Мысль, 1995

8. Чижевский А.Л. Эхо солнечных бурь./ Калуга, 1924

9. Шама Д. Современная космология / Пер. с англ. М.,1973

10.Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум./ М., 1987

По теме 6

1. Короновский Н.В., Якушова А.Ф. Основы геологии. М., 1991.

2. Рапацкая Л.А. Общая геология. М., 2005.

3. Якушова А.Ф. Общая геология. М., 1979.

По теме 7

1. Глинка Н.Л. Общая химия. /М., 2004

2. Гузей Л.С., Кузнецов В.Н., Гузей А.С. Общая химия. /М., 1999.

3. Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. / М.: Высшая школа, 1989

4. Несмеянов А.А., Несмеянов Н.А. Органическая химия. Т. 1,2. М., 1969-1970.

5. Соловьев Ю.И. История химии. / М.: Просвещение, 1976

6. Соловьев Ю.И., Курашев В.И. Химия на перекрестке наук, исторический процесс развития взаимодействия естественнонаучных знаний. / М.,1989

7. Фримантл М. Химия в действии./ М., Мир, 1991. – Т.1 и Т.2

По теме 8

1. Винер Н. Кибернетика./ М., 1968.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики./ М., 2002.

3. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления./ М., 1994.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. / М., 1994

5. Хакен Г. Синергетика./ М., 1989

По теме 9

1. Алтухов Ю.П. Вид и видообразование. //Соросовский образовательный журнал,№ 4,1997

2. Бухар М.И. Популярно о микробиологии./ М., 1989

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1,2,3.

4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. / М., 1986.

5. Лещинский И.. Генетическая инженерия. Механизмы регуляции активности генов в процессе транскрипции. //Соросовский образовательный журнал, №1,1996.

6. Мендель Г. История биологии с начала ХХ века до наших дней./ М., 1975

Опарин А.И., Фесенков В.Г. Жизнь во Вселенной./ М., 1956

8. Северцов А.С. Основы теории эволюции. / М., 1987.

По теме 10

1. Баландин Р.К. Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., 1988.

2. Вернадсий В.И. Биосфера и ноосфера./ М., Наука, 1989

3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни./ М., Республика, 1989

4. Кузнецов Г.А. Экология и будущее./ М., 1988

5. Разумихин Н.В. природные ресурсы и их охрана./ Л., 1987

6. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах./ Новосибирск, 1978.

7. Одум Ю. Экология./ М., 1994

По теме 11

Матюшин Г.Н. У истоков человечества./ М.,1988

2. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории./ М., 1974

3. Тейяр де Шарден. Феномен человека. / М., 1973

4. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум./ М., 1987

5. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика./ М., 1972

По теме 12

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.,1989.

2. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс./ М.: Мир, 1982.

3. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. / М.: Мысль, 1995.

4. Чижевский А.Л. Эхо солнечных бурь./ Калуга, 1924.

По теме 13

1. Бирюков Б.В., Гутчин И.Б. Машина и творчество./ М., 1982

2. Венициан Г.Л. Мозг и поведение./ М.,1990

3. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии./ Ростов – на – Дону, 1994

4. Дубров А.П., Пушкин В.П. Парапсихология и современное естествознание./ М., 1990

5. Крамаренко и др. Интеллект человека./ Воронеж, 1990

6. Пономарев Я.А. Психология творчества./М.,1976

7. Сергеев Б.Ф. Парадоксы мозга (Раскрывая тайны психики)./ М.,1985

8. Тейяр де Шарден. Феномен человека./ М., 1973

9. Фрейд З. Психология бессознательного./ М.,1989

По теме 14

1. Адлер А. Искусство жить./ М., 1992.

2. Биомедицинская этика./ Под ред. В.И. Покровского. М., 1997

3. Зикмунд В. Болезни – следствие цивилизации? / Братислава: Веда, 1987

4. Фаворова О.О. Лечение генами – фантастика или реальность? //Соросовский образовательный журнал,№ 2,1997

По теме 15

1. Белик А.П. Культурология. Антропологические теории культур. /М., 1998

2. Григорьев В.И. Наука в контексте культуры. /М., 1981

3. Философские проблемы естествознания. Под ред. С.Т. Мелюхина М., 1985

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

1. Естествознание как совокупность наук о природе. Важнейшие этапы и закономерности развития естествознания.

2. Методология современного естествознания. Понятие научного метода. Категориальный строй науки.

3. Физика – фундаментальная отрасль естествознания. Становление современной физической картины мира.

4. Фундаментальные взаимодействия в природе.

5. Иерархия структур в микро – , макро – , мегамире.

6. Принцип относительности и инвариантность.

7. Свойства пространства – времени и законы сохранения.

8. Классическая концепция Ньютона.

9. Понятие пространства и времени в специальной и общей теории относительности А.Энштейна. Понятие пространственно – временного континуума.

10.Современные представления о строении атома.

11.Квантовые числа, их физический смысл.

12.Корпускулярно – волновые свойства света.

13.Корпускулярно – волновые свойства микрочастиц. Принципы неопределенности и дополнительности.

14.Вероятностный подход в современной физике.

15.Принципы причинности и соответствия.

16.Эволюция химических знаний. Развитие учения о составе вещества.

17.Учение о периодическом изменении свойств элементов.

18.Проблемы структурной химии.

19.Синтез новых материалов. Химия экстремальных состояний.

20.Эволюционная химия как высший уровень развития химических знаний.

21.Модель расширяющейся Вселенной

22.Рождение и этапы развития Вселенной.

23.Образование Солнечной системы.

24.Рождение и эволюция звезд.

25.Синергетика – теория самоорганизации.

26.Самопроизвольные процессы. Второе начало термодинамики. Понятие энтропии.

27.Особенности биологического уровня организации материи.

28.Сущность живого, его основные признаки.

29.Принципы воспроизводства и развития живых систем. Наследственность, изменчивость, естественный отбор.

30.Клетка как первокирпичик жизни. Свойства клетки. Обмен веществ. Гомеостаз.

31.Принципы биологической эволюции. Работы К.Линнея, Ч.Дарвина, Г.Менделя.

32.Современные проблемы генетики.

33.Молекулярные основы генетики. Роль ДНК в передаче наследственной информации. Открытие Д.Уотсона и Ф.Крика.

34.Человек и биосфера. Биогеоценозы. Работы В.И.Вернадского.

35.Взаимосвязь космоса и живой природы. Работы А.Л.Чижевского.

36.Учение Вернадского о ноосфере.

37.Противоречия в системе: природа – биосфера – человек.

38.Теория этногенеза Л.Гумилева.

39.Современная наука о мозге и высшей нервной деятельности человека.

40.Понятие искусственного интеллекта. Компьютеры, информационные сети, банки знаний как усилители творческих способностей человека.

41.Проблема здоровья современного человека. Болезни современной цивилизации.

42.Современная естественнонаучная картина о структуре мира и общих законах его развития.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний.

2. Естествознание и окружающая среда.

3. Естествознание и математика.

4. Темпы развития науки.

5. Антинаучные тенденции в развитии науки.

6. Естествознание и нравственность.

7. Рациональная и реальная картина мира в формировании мировоззрения.

8. Искусство как способ познания мира: о единстве и противоположности науки и искусства

9. Истоки творческих озарений и проблема совместимости науки и религии

10.Достоинства и недостатки взглядов на устройство мира натурфилософов VI-III в. до н.э.

11.Значение учения Аристотеля для развития научных знаний. Гениальность и противоречивость его учения.

12.Концепции материи, движения, пространства и времени.

13.Фундаментальные принципы и законы физики.

14.Классическая концепция Ньютона.

15.Статистические и термодинамические свойства макросистем.

16.Принцип неисчерпаемости материи.

17.Нуклонный уровень организации материи.

18.Лазерные технологии – важнейшая отрасль современного естествознания

19.Гипотезы профессора Н.А. Козырева о новых свойствах времени

20.Первые модели атомов и современная точка зрения о строении атомного ядра

21.Проявления принципа соответствия в физике

22.Золотое сечение – одно из наиболее ярких проявлений гармонии в природе

23.Великие тайны современного естествознания. Происхождение и эволюция Вселенной. Концепция Большого взрыва.

24.История современного календаря

25.Проблемы происхождения и развития Земли

26.Развитие химических знаний.

27.Многообразие химических веществ.

28.Химические технологии и экономика.

29.Средства управления химическими процессами.

30.Определение сложных молекулярных структур.

31.Превращение органических и неорганических соединений.

32.Современный катализ.

33.Симметрия кристаллов

34.Запасы и потребление сырья.

35.Металлы.

36.Неметаллическое сырье.

37.Химические процессы и энергетика.

38.Природные энергоресурсы.

39.Источники электрической и тепловой энергии.

40.Развитие периодической системы элементов Менделеева.

41.Радиоактивные изотопы и их применение.

42.Полимерные материалы.

43.Сверхпрочные и термостойкие материалы.

44.Оптические материалы.

45.Материалы с электрическими свойствами.

46.Высокотемпературные сверхпроводники.

47.Материалы диссоциации металлоорганических соединений.

48.Тонкопленочные материалы для накопителей информации.

49.Экология и современный мир.

50.Естественнонаучные знания и окружающая среда.

51.Вредные вещества и реальная опасность.

52.Сохранение озонового слоя.

53.Кислотные осадки.

54.Парниковый эффект.

55.Сохранение водных ресурсов.

56.Захоронение радиоактивных отходов.

57.Естественные и антропогенные экосистемы

58.Структура и функции белков.

59.Носитель генетической информации.

60.Функции белков.

61.Строение и разновидности клеток.

62.Современное представление о происхождении жизни.

63.В.И. Вернадский о биосфере и живом веществе

64.Ноосфера – будущее человечества

65.Роль Циолковского и Чижевского в установлении связи Человек-Космос

66.Валеология – наука и здоровье души и тела

67.Рост населения и обеспечение продовольствием.

68.Повышение плодородия почвы и продукты животноводства.

69.Современные биотехнологии.

70.Генная инженерия.

71.Биотехнологии и медицина.

72.Проблемы клонирования.

73.Геном человека.

74.Реальная польза от генных технологий и потенциальный риск.

75.Синергизм – новая концепция культуры

76.Русский космизм

77.Русский циклизм

78.Искусственный интеллект и эволюционное моделирование