Здравоохранение. Лечение в Китае: за и против Государственная политика китая в сфере здравоохранения

Медицинская статистика свидетельствует, что главные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. За годы рыночных экономических реформ темпы перемен к лучшему стали не столь значительными. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 году республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи страны менее очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 годах были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП.

Как видно из приведенных выше данных, удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 году всего 38,8%, тогда как по миру в целом он достигает 56%. На здравоохранение идет в КНР всего 1% государственного бюджета, тогда как в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6% государственных средств. С начала реформ в 1978 году доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2004 году на государство приходилось только 17,1% расходов, на предприятия и социальные учреждения - 29,3%, а остальные 53,6% расходов на здравоохранение несли сами граждане 1 .

Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значительно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 год в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбулаторное лечение увеличивались на 13%, а на больничное - на 11% 2 . По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем 3 . Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 году чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2 622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2 236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.

Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80% государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров; 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. чел. проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год 4 .

Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Ho многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудового договора. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 году медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8% городских жителей и у 79% жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 году не имели медицинской страховки примерно 50% городской бедноты, в 1998 году - 72%, а в 2003 году - 76%.

В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 года она охватила 730 млн чел., или 86% сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват этой системой сельских районов и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 года 5 . Пока что 80% государственных ассигнований на здравоохранение направляется в город и только 20% - в деревню. В расчете надушу населения эти ассигнования составляют в городе в четыре раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около I 000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.

В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетворительного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на рыночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.

Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Ho фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а соответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.

По данным на 2003 грд, 96% больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.

Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных, некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6%. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20% обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40%, далеко превосходя установленный государством норматив в 15%. По данным Мирового банка, в 2003 году расходы на лекарства в Китае составили 52% всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40%. При этом от 12 до 37% назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 году, 80,2% больных прописывали антибиотики, в т. ч. 58% - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зарплату. С 1990 по 2004 год расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в стационаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2 раза, в окружных - 6,8 раз, в уездных - в 5,5 раза.

Весной 2005 года из уст заместителя министра здравоохранения Ma Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 год был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего вследствие излишней ориентации на рынок и недостаточной роли государства.

Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в каком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи лечебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 году, когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.

Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР проф. Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 году на нужцы здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения в США - несколько более 200 млн чел., а Китае - свыше 1,3 млрд чел. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2 ООО юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.

Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были не лучше, чем в сегодняшнем Китае. Ho все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?

Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Китай внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в определении отношений лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в особенности пожилого, медицинскими услугами.

В августе 2006 года Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 года большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.

В начале 2007 года было решено привлечь к параллельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.

В марте 2007 года свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.

В конце мая 2007 года самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.

В июле 2007 года Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие мнения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения». Он требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 году охватить базовым медицинским страхованием в городах всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.

Доклад Xy Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 года в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства в этом сегменте.

На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 году системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.

Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращается. Последние выступают за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства, при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование должны, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам следует разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход надлежит перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственниче- ского подхода характеризуют его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.

Весной 2008 года премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП заявил о необходимости провести реформу здравоохранения, с тем чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство намерено выделить в 2008 году на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около 11,7 млрд долл. США), что на 16,7 млрд юаней превышает сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 году, причем основная часть средств предназначается для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.

Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКС, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая

помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения оно призвано, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Избегая прямого вложения средств в систему медицинских услуг, правительство должно инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан, с тем чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Избегая непосредственного участия в руководстве лечебными учреждениями, правительство должно способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.

На этом фоне в 2007 году была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2004). Говорилось, в частности, об увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни в 2005 году до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 годом), о сокращении смертности среди новорожденных, младенческой смертности и смертности детей в возрасте до пяти лет, об усилении работы по профилактике СПИДа, выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний, о значительном расширении сети водопровода и канализации в деревне, об увеличении инвестиций в здравоохранение и укреплении систем кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских х услуг на коммунальном уровне в городах. Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило 4,5 млн чел. He удается эффективно контролировать распространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфекционные болезни и болезни, от которых страдают и животные, и человек. Сотни тысяч людей страдают от шистосоматоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн чел. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5% персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.

Программа дает установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяет конкретные ориентиры на 2010 год по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в младших возрастных группах и среди рожениц. Число больных СПИДом намечено удержать в пределах 1,5 млн чел., годовые темпы роста венерических заболеваний - в рамках 10%. Выявление новых заболеваний открытой формой туберкулеза легких предполагается довести до 75%, а эффективно пролечить - более 2 млн чел. Планируется также ограничить распространение гепатита В и ряда других болезней.

Программа ставит целью создание общедоступной системы базового здравоохранения. На первый план выдвигаются укрепление ведущей роли правительства, повышение его ответственности, реформа управления государственными медицинскими учреждениями, укрепление их общеполезного характера, предотвращение слепой погони за прибылью, облегчение бремени, которое несет население. Прокламируется параллельное развитие китайской и западной медицины, использование китайских и западных лекарств. Особое значение придается здравоохранению в деревне и на коммунальном уровне в городах. Поощряется также создание негосударственных лечебных учреждений.

Справку подготовил Яков Бергер.

1 Чжунхуа жэньминь гунхэго вэйшэн бу. 2006 нянь Чжунго вэйшн тунцзи тияо [Министерство здравоохранения Китайской Народной Республики. Основные статичтические данные по здравоохранению в Китае за 2006 г.]. Пекин, 2007.
2 Жэньминь ван. 2007. 27 апреля.
3 Чжунго шэхуй синши фэньси юй юйцзэ: 2007 [Анализ и прогноз социального положения в Китае: 2007]. Пекин: Шэкэ вэньсянь чубаньшэ, 2006.
4 Чжунго цзинцзи шибао, 2007. 11 марта.
5 Агентство Синьхуа. 2007. 2 ноября.

Сколь бы ни были велики достижения традиционной китайской медицины, в течение веков они были доступны лишь элите. К началу образования КНР в 1949 году средняя продолжительность жизни составляла 35 лет, а из пяти родившихся один умирал… Ситуация изменилась с началом правления Мао Цзэдуна. И за прошедшие с тех пор 60 лет здравоохранение Китая пережило бурное и вместе с тем необычайно интересное развитие.

Не по дням, а по часам

Уже в начале 1950-х годов невероятными темпами начала строиться экстенсивная, по образцу советской и с огромной помощью СССР, система общедоступной медицинской помощи. Модель здравоохранения Семашко оказалась тогда единственно правильным способом устройства здравоохранения в стране с огромным населением и территорией.

В городах стали появляться больницы разного уровня, первые мединституты и училища для подготовки медсестер и фельдшеров. В сельских районах начала внедряться трехступенчатая сеть на уровне уезда, волости и деревни. В уездах организовывались центральные уездные больницы, в волостях — волостные амбулатории, в деревнях, как и на промышленных предприятиях — медпункты.

Но если лечение рабочих, служащих и военных осуществлялось за счёт государства, то медпомощь на селе руководство КНР было вынуждено оставить платной. Фельдшер в таких медпунктах обычно был выходцем из той же деревни, выбранный властями благодаря его грамотности и прошедший курсы краткосрочной подготовки. Расплатиться с ним можно было не только мелкой монетой, но и куриной тушкой, или… вовсе не платить, если это были беднейшие из односельчан. И если здравпункт находился в так называемых административных деревнях, в том же строении располагались санэпидемстанция и "пункт охраны здоровья матери и ребёнка".

Какие же плоды могло принести это созданное всего за 10 лет примитивное здравоохранение, где один специалист приходился на тысячи деревенских фельдшеров и акушерок? Плоды, однако, оказались такими, каких не знала история мирового здравоохранения, и которые в 2010 году остаются недоступными не только беднейшим странам Африки, но даже Индии, столь же бурно развивающейся стране, как Китай.

80% сельского и более 90% городского населения Китая к середине 1960-х годов получили доступ к сети медицинских учреждений. Продолжительность жизни перевалила за 50 лет, детская упала с 200 на 1000 родившихся до 30. Китай стал одним из первых государств в мире, искоренивших ряд инфекционных заболеваний, в частности, оспу.

Кроме охраны здоровья, эта система обеспечивала экономическое развитие и общественную стабильность, и оказалась настолько прочной, что выдержала два сильнейших удара, которые пришлись в основном по звену квалифицированной медпомощи. Весной 1960 года треснула "великая дружба" СССР и КНР, тысячи советских врачей и преподавателей медвузов покинули страну. А через шесть лет началось трагическое десятилетие культурной революции. Тысячи интеллигентов, в том числе и в белых халатах, отправились на перевоспитание в коммуны.

Даёшь капиталистическую медицину!

За тридцать лет, прошедших с начала реформ Дэн Сяопина в 1976 году и до Пятого пленума ЦК КПК, разделившего китайскую "перестройку" на два периода, здравоохранение этой страны пережило необычайно сложное и интересное для изучения время. Новые руководители переоценили роль рыночных отношений в развитии здравоохранения, и оно во многом деградировало по сравнению с эпохой Мао. Однако в другом ушло вперёд.

В 2005 году система медицинского страхования в стране покрывала менее 50% половины городского и только 10% сельского населения. Бюджетные расходы на медицину упали с 2,5-3% в разные годы правления Мао до 1,7. В результате в 2004 г. на государство приходилось только 17% общенациональных расходов на медицину, на предприятия и социальные учреждения — 29%, на граждан — 54%. Средние затраты граждан на лечение повышались несравненно быстрее, чем их доходы. За период даже не с 1976, а с 1990 по 2004 год они увеличились более чем в 10 раз!

Кстати, и сегодня высокая стоимость лечения и лекарств занимает заметное место среди прочих социальных проблем Китая. Медицинские траты съедают около 12% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание. Средняя стоимость лечения серьёзного заболевания сейчас составляют около 1000 долларов, среднемесячный доход рабочего -250$, а крестьянина в три раза меньше.

Итак, реформаторы напрасно понадеялись, что государство сможет, повсеместно снизив налоги, сократив при этом и свои расходы на здравоохранение и распахнув туда двери предпринимателям, обеспечить развитие этой отрасли. Бизнес устремился в индустрию лекарств и изделий медицинского назначения, а в реальном здравоохранении он упёрся в платежеспособный спрос населения на медицинские услуги. В их общегосударственном объёме в 2006 частный сектор занимал менее 5%, да и сегодня эта цифра подросла всего на несколько процентов, причём львиную долю коммерческого здравоохранения составляют учреждения и частнопрактикующие доктора традиционной китайской медицины.

В 2005 году социолог Ян Туан, сотрудница Академии общественных наук КНР, писала: "После распределения земельных участков между крестьянскими семьями их доходы увеличились, однако отсутствие системы социальной защиты и государственных ассигнований на развитие общественного благосостояния привело к тому, что крестьяне вернулись к изолированному образу жизни. Многие госучреждения, как, например, сельские школы, медпункты, дома для престарелых находятся в разрушенном состоянии. Китай не осуществлял капиталовложений в сектор здравоохранения вот уже два десятилетия, уповая на то, что люди сами будут платить за себя. Сегодня ВОЗ ставит Китай на четвертое с конца место в списке 190 стран в том, что касается равного доступа к сфере здравоохранения. Только Бразилия, Бирма и Сьерра-Леоне находятся позади нас, и правительство справедливо расценило этот результат как "постыдный" в одном из своих официальных исследований".

Устранить неолиберальные перекосы

И всё же средняя продолжительность жизни китайцев подросла к 2005 году до 70 лет не только за счёт того, что, благодаря взлету экономики, нищета и недоедание подавляющего большинства населения сменилась бедностью, а для кого-то и скромным достатком. Выросло качество медицинских услуг, в том числе и в сельских районах. С 2003 года для крестьян заработал новый механизм кооперативного медицинского обслуживания. А система медицинского страхования горожан, работающих в госпредприятиях, ушла вперёд по сравнению с эпохой Мао. И хотя часть бизнесменов уклонялись от обязанности обеспечить своих работников медстраховкой, её получила значительная часть занятых и в коммерческом секторе. Началось становление национальной медицинской науки. Страна уже полностью обеспечивала себя кадрами для здравоохранения. Небольшая же прослойка наиболее обеспеченных граждан получила доступ к высокотехнологичной медицинской помощи в китайских .

Начатая в 2005 году, после Пятого пленума ЦК КПК, реформа здравоохранения была призвана сохранить лучшее, что было достигнуто, и в то же время устранить "неолиберальные перекосы".

Плашка

Пятый пленум ЦК КПК определивший основные ориентиры одиннадцатой пятилетки (2006-2010 годы) в плане экономики и социального развития, стал воистину переломным моментом в осуществлении китайских преобразований. Начался переход от выдвинутой Дэн Сяопином концепции обогащения к лозунгу всеобщего процветания, то есть, начала воплощаться идея большего социального равенства. Одержимость темпами экономического роста уступила место доктрине устойчивого развития ради улучшения качества жизни. Была поставлена цель укрепить социальное обеспечение, чтобы воспрепятствовать перекосам в экономическом и общественном развитии.

И за 5 лет, прошедших со времени этого пленума, Китай, столь же решительно и быстрыми темпами, как в начале 1950-х годов, начал восстанавливать и усовершенствовать свое здравоохранение. Бюджетные расходы на него увеличились в два раза, превысив 3% ВВП. Число вновь открытых поселковых больниц и медпунктов измерялось тысячами, уездных больниц — сотнями. Каждый год обучение на курсах медицинской квалификации проходили более 100000 сельских фельдшеров и медсестер.

И таких впечатляющих цифр можно приводить множество. Мы уточним главные. Средняя продолжительность жизни в прошлом году составила 72,3 года. Из 1,3 млрд населения Китая в 2009 году было обеспечено медстраховкой 63% горожан, 85% крестьян. А на второе десятилетие XXI века Китай вынашивает амбициозные планы по созданию беспрецедентной системы медицинского страхования небывалых масштабов.

Вширь-то — здорово, а вот вглубь?

В октябре 2008г. китайское правительство вынесло на общественное обсуждение проект нового этапа медицинских реформ, который в начале прошлого года был одобрен Госсоветом. Уточним ключевые цели проекта: обеспечить покрытие страховой медицины 90% населения к 2011 году; создать мощную фарминдустрию, причем не только дженериков, но и инновационных препаратов; усовершенствовать инфраструктуру первично-базовой медицинской помощи. На реализацию этих планов решили выделить 125 млрд дол., и пока инвестиции идут точно по графику.

А вот к 2020 году Китай планирует не только обеспечить 100% населения базовой медицинской помощью уже преимущественно на основе бюджетного финансирования, но и внедрить многоуровневую систему медицинского страхования. То есть ожидается, что значительная часть китайского народа (планируемые цифры не уточняются) к началу 2030-х годов будет обеспечена также и страховкой, покрывающей квалифицированное лечение большинства заболеваний, словом той, что распространена в развитых странах.

Напомним, что в Китае сейчас действуют 3 основные программы медицинского страхования. Две из них, а именно- схема сельского кооперативного страхования (RCMIS — rural cooperative medical insurance scheme), а также базовая схема медицинского страхования работающих в городах (BMI — basic medical insurance scheme) гарантируют лишь базовое амбулаторное и стационарное лечение.

Но с 2007 года заработала и система страхования городских жителей (URMIS — urban resident medical insurance scheme), уже близкая к медицинским "евростандартам" и обеспечивающая лечение большинства заболеваний, не покрываемых полисом BMI. В 2007г. держателями такого полиса были 41 млн человек, а к началу 2010г. уже более 300 млн. Если прибавить сюда зажиточных китайцев, не имеющих страховки, но оплачивающих качественное лечение от случая к случаю, то можно с осторожностью предположить, что доступ пусть не к высотехнологичной, но к качественной специализированной медпомощи сегодня уже имеет треть населения страны.

Так удастся ли Китаю через 10 лет догнать развитые страны по состоянию своего здравоохранения и уровню здоровья граждан? Медицинский сектор Китая, как и вся Поднебесная, ещё остается страной контрастов, где прекрасно оборудованные клиники соседствуют с домишком деревенского "фершала" из рассказов А.П. Чехова, входя в который сельский попик крестился на бутыль с карболкой…. Но вместе с нищетой, уходящей в прошлое, у здравоохранения Китая есть и блеск наступательного порыва, точность в лучших западных достижений и умении сплетать их с опытом традиционной народной медицины. Словом, хочется верить, что китайский народ сумеет осуществить свои планы.

Традиционная китайская медицина является одной из древнейших методик лечения на всей планете, а ее история насчитывает более трех тысяч лет. Правда, только в последние шестьдесят-семьдесят лет западный мир заинтересовался научным объяснением эффективности ее методов и приемов. Многие основы лечения, применяемые в китайской медицине, признаны весьма действенными, кроме того, активно внедряются в лечебную практику западных врачей.

В чем же заключается основная суть китайского лечения?

Подход, который применяет медицина в Китае, в корне отличается от привычных западных идей о здоровье человека. В то время как специалисты из Европы лечат болезнь наряду с ее проявлениями, восточные представители уже на протяжении тысячелетий рассматривают человеческий организм в качестве единой системы, в которой абсолютно все взаимосвязано. Согласно мнению китайских врачей, самочувствие людей напрямую зависит от циркуляции энергии жизни Ци, а также от баланса женской составляющей Инь и мужского Ян. И если энергетический обмен вдруг нарушен, это непременно будет проявляться в форме болезней и недомоганий. Следовательно, необходимо лечить не симптомы, а причину, восстанавливая, таким образом, гармонию организма. Китая становится все более популярной у нас.

Столь непривычный подход приносит свои результаты. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, способы китайской медицины, действительно помогают в лечении более сорока различных заболеваний, начиная от астмы, заканчивая язвой и так далее. Но практическое освоение эффективности китайской медицины началось совсем недавно и, вполне вероятно, этот список будет в дальнейшем только пополняться.

С традиционной медициной Китая познакомимся поближе в данной статье.

Любопытным фактом служит то, что в Республике более полумиллиона медицинских учреждений предоставляют услуги народной медицины. В них входят также около девяноста процентов государственных и частных клиник широкого профиля. Траты на проведение лечения традиционными методами покрываются за счет обязательной для граждан Китая медицинской страховки.

Проведение диагностики согласно правилам китайской медицины

Западные специалисты во время диагностики опираются на результаты анализов, а также на аппаратные исследования и физический осмотр своих пациентов. Но традиционная медицина в Китае предусматривает совершенно другие правила и методы диагностики.

  • Осмотр пациента в Китае заключается в проверке его состояния. Врач смотрит не столько на признаки той или иной болезни, сколько на внешний вид, оценивая при этом цвет кожи и ногтей, состояние языка и белков глаз. Так как заболевание считается результатом нарушения равновесия, оно непременно проявляет себя любыми негативными изменениями во внешности, которые могут показаться вовсе не связанными с жалобами больного.
  • Выслушивание больного - еще один этап диагностики. Китайские врачи могут установить заболевание на слух, оценивая при этом звуки дыхания, звучание речи и темп голоса. Восточная медицина Китая интересует многих.

  • Не стоит удивляться в том случае, если врач начнет расспрашивать пациента не только об общем самочувствии, но и о душевном состоянии больного, либо его стремлениях и желаниях, а также об отношениях с близкими людьми. Темперамент, ровно как и характер пациента при определении лечения будет не менее важен, чем его общее физическое состояние. Чем еще интересна восточная медицина Китая и Индии?
  • Ритм пульса больного может также много сказать доктору о состоянии организма больного. Китайская традиционная медицина различает до тридцати сценариев пульса, которые соответствуют различным нарушениям.

Китайские врачи, помимо всего прочего, проверяют состояние суставов и мускулатуры, оценивая при этом кожу и проверяя, имеются ли отеки, какие-то мышечные блоки. На основании собранных сведений врач способен понять, что пошло не так, и назначить необходимое лечение, которое будет целенаправленно воздействовать не на болезнь, а сразу на весь организм. В Китае тибетская медицина очень развита.

Способы китайской медицины

Всегда подбирают индивидуально, потому что двух похожих людей не бывает. Вообще, индивидуальный подход в принципе служит краеугольным камнем в китайской медицине. Доктор выбирает комплекс способов, которые подходят не столько болезни, сколько самому человеку. Поэтому даже травяные сборы, активно использующиеся в китайской медицине, собираются для каждого больного в персональном порядке. В Китае насчитываются десятки различных методик лечения. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Массаж

Восточные массажные техники славятся на весь мир. Медицина в Китае использует множество способов массажа, которые включают такие экзотические вариации как гуаша, представляющая терапию специальным скребком, который сделан из нефрита, а также туйна - техника, близкая к акупрессуре. В процессе китайского массажа специалист концентрируется на меридианах, то есть путях, по которым энергия Ци проходит по телу. Подобные массажи эффективно снимают боли, отеки и различные воспаления, позволяя, таким образом, глубоко влиять на ткани, улучшая кровообращение и обмен веществ в организме человека. Помимо этого, он может снимать мышечное напряжение, которое способно приводить к патологиям суставов, позвоночника, дыхания и пищеварения.

Что еще применяет народная медицина в Китае?

Вакуум-терапия

На сегодняшний день вакуумные массажи активно применяются в западной медицине, а также в косметологии, но его первоначальные основы прибыли к нам из Древнего Китая. Во время массажа используют банки различного диаметра. Доктор производит активные движения, передвигая банки по телу, оказывая воздействие на необходимые точки. Опираясь на восточную медицину, этот массаж способен улучшать движение энергетических течений. Западные же специалисты считают, что вакуум-терапия способствует укреплению капилляров, улучшая микроциркуляцию, что помогает организму выводить продукты распада. Вакуум-терапия ведет к укреплению защитных сил организма и часто применяется в целях профилактики инфекционных заболеваний.

Иглоукалывание в качестве эффективной терапии

У каждого из нас китайская народная медицина ассоциируется именно с иглоукалыванием, либо акупунктурой, то есть воздействием на активные точки тонкими инструментами. Таких точек у человека насчитывают больше трехсот, и каждая из них связана с тем или иным органом, либо системой организма. Иголки настолько малы и вводятся так неглубоко, что неприятных ощущений в процессе лечения, как правило, не бывает. Наоборот, акупунктура позволяет справляться с болевыми ощущениями. Она также эффективна против множества болезней внутренних органов, кроме того, справляется с нарушениями метаболизма, пониженным иммунитетом, бессонницей и некоторыми нервными заболеваниями.

Другие методики

Суть теплопунктуры (прижигания) состоит в том, что проводится воздействие теплом на определенную точку (акупунктуру) при помощи специальных сигар, которые наполнены лечебными травами. Часто применяются сигары с полынью. Иглоукалывание и прижигание проводятся вместе.

Сейчас китайские врачи используют 361 точку, хотя электропунктура дала толчок в развитии современной акупунктуры. Сегодня известно уже более 1700 точек.

Акупрессурой называется точечный массаж, который я вляется способом терапии и профилактики болезней с помощью давления пальцами на определенные точки на теле. Это разновидность рефлексотерапии. Является простым, безопасным и безболезненным методом лечения, поэтому его может освоить любой человек. Существует даже атлас точек, располагаются они по большому счету на ладонях и стопах.

Аурикулотерапию считают методом, при котором стимулируются точки ушных раковин для диагностики и для лечения организма. Воздействуют на активные точки иглоукалыванием или давлением пальцами. В Китае считают, что у человека связаны с внутренними органами.

Фитотерапия в Китае

Китайцы весьма активно используют терапию травами против самых опасных заболеваний. У нас фитотерапия также не менее популярна, правда, китайские доктора достигли совершенства в сочетании всевозможных сборов для достижения максимальной эффективности. Большинство трав, составляющих основу лечения в Китае, выступают адаптогенами, которые помогают организму справляться с воздействием окружающей среды, таким образом, они направлены на укрепление иммунитета, регулирование давления и уровня сахара в крови, а также приводят в норму процессы метаболизма. Фитотерапия в традиционной китайской медицине в Китае применяет такие растительные ингредиенты, как лимонник, женьшень, имбирь, ягоды годжи, пустырник, и многие другие.

В заключение

В заключение важно отметить, что непосредственно на долю народной медицины приходится около сорока процентов всех лечебных методов и способов. Она является крайне популярной не только на родине, но и во всем мире. Наблюдается тот факт, что в последние десятилетия Запад стал глубоко интересоваться древними способами и методами лечения. Почти все вариации медицины в Китае являются неинвазивными и не опасными с точки зрения травм, кроме того, обладают несущественным списком противопоказаний и побочных эффектов, оказывая крайне эффективное оздоравливающее воздействие на самочувствие и организм человека.

Китай известен благодаря местной традиционной медицине, основанной на древней системе диагностики и лечения. Характеристикой качества китайской медицины является то, что она занимает в медицинской науке многих государств важное место, ее методы, в том числе массаж, акупунктура, фитотерапия и дыхательная гимнастика, применяются в значительном количестве известных клиник мира. Современный Китай занимает передовые позиции в мире в таких сферах здравоохранения, как лечение переломов, ожогов, реплантации конечностей, заболеваний брюшной полости и лечение стволовыми клетками. Серьезные успехи достигнуты в борьбе с такими видами заболеваний, как онкологические, иммунные, цереброваскулярные, сердечнососудистые.

Следует тут же отметить, что здравоохранение КНР нельзя назвать особо развитым и прогрессивным, на сегодняшний день многие сельские районы и их многочисленное население не обеспечено доступными и качественными медицинскими услугами. С середины прошлого века в Китае была организована система государственного здравоохранения, но лишь с 2003 года стала появляться современная кооперативная модель здравоохранения, основа лечения которой лежат на принципах страховой медицины. Сегодняшний Китай начал формирование достаточной мощной системы по подготовке медицинских кадров, помогающей создавать значительное количеству выдающихся специалистов западной и восточной медицины.

Китайские направления лечения
Лечение в республике Китай осуществляет в трех направлениях: западной, традиционной и смешанной медицине. Современная медицина дополняется древней, что является спецификой и преимуществом китайской системы по предоставлению медицинских услуг.

В крупных городах Китая высококачественное лечение осуществляется в многочисленных больницах и клиниках традиционной медицины, крупнейших частных и государственных медицинских центрах международного уровня, большинство которых оборудовано современной медаппаратурой. Несколько таких больниц имеют аккредитацию .

Наряду с подобным уровнем медицины процветает невозможность получения медуслуг большинством жителей деревень – они попросту не могут позволить себе оплатить услуги врача. Правда, благодаря реформам в здравоохранении, все больше сельчан начинают получать льготное медобслуживание, благодаря медицинскому страхованию, охватившему почти 90% населения страны.

Фармацевтическая промышленность Китая

Китай сотрудничает со многими странами мира, число которых приравнивается к сотне, в области медобслуживания, научных исследований и обучения специалистов. Благодаря такому развернутому сотрудничеству Всемирная Организация Здравоохранения построила в КНР целый ряд центров традиционной медицины и фармакологии. В последнее время развитее фармацевтической промышленности набирает оборот быстрыми темпами, в процессе производства лекарств широко распространены рецепты и технологии традиционной медицины.

О доступности медицинских услуг в Китае
Наиболее современного типа медучреждения, с предоставлением высокого класса медицинских услуг благодаря квалифицированному персонала и оборудованию, находятся в Пекине, Гуанчжоу и Шанхае, а также некоторых других крупных городах. Распространенными больницами в Китае являются "gaogan bingfang" – они обеспечены современной медицинской техникой и опытными квалифицированными врачами, большинство из них предоставляет медуслуги иностранным гражданам, местные медсестры и врачи встречаются со знанием английского языка, что значительно облегчает предоставление медицинской помощи иностранцам.

В большинстве крупных клиниках врачи имеют высокий класс подготовки благодаря обучению в старинных и престижных медицинских университетах страны, причем некоторые из них – потомственные лекари, что обеспечивает нахождение пути лечения от самых странных и неожиданных болезней, оставляя эффективным и лечение от обычных заболеваний, присущих нашему времени.

Дополнительная информация для иностранцев
Все медицинские услуги в республике Китай являются платными. Как гражданам Китая, так и иностранцам срочная медицинская помощь оказывается безотлагательно, но с последующим возмещением полной стоимости предоставленных услуг. Перед плановой операцией обязателен денежный залог.

Не стоит забывать, что при обращении в медицинские учреждения зачастую приходиться нанимать переводчика, иначе диагноз, название лекарства и предписания будет понять невозможно. В аптеках не всегда можно найти те медикаменты, к которым европеец или иностранец привык, так что есть смысл захватить с собой наиболее часто употребляемые. В китайских аптеках можно встретить причудливые сочетания препаратов: от лекарственных трав и традиционных китайских снадобий до европейских медикаментов.

Все лечение и лекарства для иностранных граждан в Китае – платное, причем оплата должна предоставляться наличными. Обслуживание по медицинским страховкам осуществляется только в определенных больницах, со списком которых необходимо ознакомиться заранее у страхующей компании. В некоторых клиниках медицинские услуги оплачиваются наличными на месте, но по возвращению на родину компенсируются страховой компанией по предоставленным счетам.

В случае плохого самочувствия, произошедшего в момент нахождения за пределами крупного города, всем туристам настоятельно рекомендуется вызов такси или использования другого транспорта для того, чтобы добраться до ближайшей городской больницы – сельские области плохо обеспечены медицинскими услугами, чаще всего там доступна лишь элементарная медпомощь. Сельский медицинский персонал по большей части плохо подготовлен, клиники оснащены медоборудованием недостаточно, а выбор лекарств небольшой – только для первоочередных спасательных мер.

Скорая помощь, по времени приезда и оснащения, также оставляет желать лучшего.
Бесплатное лечение предоставляется тем гражданам, которые приехали в страну учиться или работать.

Если какую-нибудь рядовую страну в мире узнают только после страшного происшествия, да и то ситуативно, то некоторые страны заполнили жизнь огромного количества людей по всему миру так сказать материальными средствами собственного производства. К примеру, вещами легкой промышленности, то есть изделиями настолько широкого спроса, от каких и с удовольствием куда-нибудь бы делся, но не получится. Спросите кого угодно: а во что это ты одет? А что ты обул? А какая у тебя посуда? и т.д. В ответ услышишь: да что, китайское, естественно же. Когда бы кто-либо сумел бы подсчитать, какое число различных категорий товаров массового спроса встречает собственного потребителя на широчайших просторах СНГ, и какова их частица произведена в Китае, вышла бы цифра превышающая астрономический масштаб. Наиболее забавное в этом то, что никто и никогда не навязывал Китаю заранее утвержденную и контролируемую роль всемирной кузницы, житницы, и тд.; это государство самостоятельно завоевало право называться в мире тем, кем оно есть на сегодняшний момент.

Итак, всем нам хорошо известна, по крайней мере, одна сторона, которой повернута к нам Поднебесная. Много слышали, да и некоторые встречались и с китайским вариантом коммунизма, и со знаменитой статуей Председателя КНР Мао Цзедуна, а также прочими лидерами, ассоциирующих собой правительство властвующей на их просторах и по ныне Коммунистической партии.

Нашему славянскому народу, наверное, характерна своего рода селективность мышления, отбирающая себе в качестве подпитки предметы для обычной насмешки, банального злорадства, «низкопробного» юмора. В качестве примера можно вспомнить нашумевшую «информацию» о том, как в коммунистическом Китае всеобщими усилиями истребляли воробьев. Лукавая насмешка не обошла стороной и трагедии соседнего народа - так званной "культурной революции", поступков хунвейбинов, наименование которых стало нарицательным. И много чего можно еще упомянуть…

Не привычно нам лишь размышлять о течении самой жизни, о том, что является историей в смысле истинном этого слова. Про то, как Китайская империя дожилась сквозь века до феодальной нищеты, и только в 1949 году, с появлением у власти коммунистов, народ Поднебесной одержал шанс на более-менее заслуженное обращение... Но вернемся к теме уникального китайского здравоохранения.

Пожалуй, каждый без исключения человек, так или иначе сталкивался с огромным богатством традиций старинной китайской медицины. Сущность которой настолько замысловата и сложна, что олицетворяет собой желанную добычу для многочисленных нынешних шарлатанов, эксплуатирующих великое наследие. Кроме того, знания про здоровье человека были описаны здесь в достаточно систематизированном виде, - в списке трактатов, оказавшихся ценнейшими источниками древней философии. В Китае, кроме всего прочего, была начально сформулирована полноценная чисто медицинская концепция, в которой присутствовали понятия о здоровье человека, заболеваниях и лечении. Главные теоретические познания древней китайской медицины полагаются на оригинальных сведениях о полых и плотных висцеральных органах, коллатералях и меридианах, жидкостях человеческого организма. Исследование болезней как определение его причины способом анализа признаков первый раз в истории человечества было использовано в том же Китае. Китайское медицинское учение главным методом избавления от заболеваний назвало использование лекарств, хотя в древнем Китае всегда находили место такие популярные нынче методики, как массаж, иглоукалывание, дыхательные упражнения. Заглядывая несколько наперед уточним, что достижения многовековой медицины совсем не забыты в Китае сегодняшнем. В данный период развития, в государстве присутствует несколько основоположных способов медицинской теории и практики – западный вариант медицины, медицина традиционного типа и смешанный вариант медицины.

Но все-таки, насколько бы ни казались великими достижения древней китайской медицины, доступными они являлись, наверное, только императору Поднебесной, да маленькой группке приближенных чиновников. Простой люд, как и положено, оставался во тьме незнания, а длительность жизни во все века колебалась около показателя в 35 лет. Когда убрать в сторону все мифы, увидим, что настоящим, не побоимся использовать слово, спасителем местного народа и всего общества оказался руководитель Китайской Народной Республики Мао. Только он в середине прошедшего столетия основал экстенсивную (наподобие, нашей советской) систему начальной медицинской помощи, полагающуюся на сельскохозяйственный класс, устранив тем самым неумелых шарлатанов, выдававших свои практики за врачевание традиционализмом. Действительно, наверное, только образец здравоохранения за Н.А. Семашко, экстенсивным путем приблизивший всем медицину туда, где ее столетиями не знали совсем - единственно возможный путь в тех краях, где огромное народонаселение рассредоточено на огромной территории. И действительно можно задуматься над тем: а как же вообще должна выглядеть эффективная структура здравоохранения, охватывающая население, превышающее пятую часть населения всего земного шара?

Еще 40 лет назад в Китае на одну тысячу человек приходилось 1,46 врача и 2,41 больничной койки. В больших городах, типа Пекина, Тяньзиня, Шанхая, существуют огромные специализированные больницы, в том числе клиники с традиционным профилем медицины. В средних по размеру городах каждой провинции и автономного округа также функционируют глобальные и специализированные клиники с новейшим оборудованием. В большинстве провинциальных районов функционируют трехступенчатые лечебно-профилактические учреждения. Но правительство Китая на таких достижениях не остановилось. С 2003 года Китай начал основывать абсолютно новую провинциальную кооперативную систему в области здравоохранения. Она базируется на плате лечения тяжелых заболеваний и собирает средства по принципу конкретной оплаты, общинной помощи и государственного спонсорства. Предусмотрены разные способы компенсации за терапию конкретного гражданина страны. По расчетам данная система охватит в полном объеме все государство. В наши дни по всей республике функционирует образованная 2 года тому назад нормативная и совершенная структура неотложной медицинской помощи для сельских районов; деньги на счет данной службы аккумулируются путем финансовых ассигнований бюджетов всех уровней и добровольных благотворительных взносов отдельных общественных кругов. Подобное отношение к сельским жителям более чем оправдано, - потому как 70% населения страны – жители села, а это порядка 1 миллиарда человек.

Согласно системе общегосударственного санитарного обслуживания и рабочего страхования, основанной в 1950-х годах в Китае вопросы лечения рабочих и служащих финансируются в полном объеме за счет правительственных поступлений. Данная система, пожалуй, со временем показала огромное число упущений, основной из которых состоял в неподъемном финансовом бремени для бюджета общегосударственного уровня. Это было понятно еще под конец 1970-х годов. Именно в тот период новый глава правительства - Дэн Сяопин перешел к внедрению большого числа экономических реформ, что сильно преобразили страну, но также заметно повлияли на систему здравоохранения Китая. Экстенсивная направленность роста не одержала дальнейшей поддержки; получило красный свет и развитие охраны здоровья.

Буквально за последние несколько лет система здравоохранения Китая встретила ряд новых и весьма серьезных препятствий. Одной из которых являются психические расстройства, развывшиеся на фоне возрастающей модернизации государства и уменьшения веса семейных традиций, что кстати, до некоторого предела вполне закономерно. Психическим расстройствам подвержено сейчас 1,43% населения Китая. Нужно сказать, что такой показатель равняется 20% общего числа заболеваний, от которых страдают жители страны. По расчётам, к 2020 году эта частица достигнет уже четверти всех пациентов.

Возникнувший в первой половине 2003 года вирус атипичной пневмонии способствовал получению Китаем ценнейшего опыта в противостоянии экстренным эпидемиям. Значительное дальнейшее развитие приобрели и касающиеся к данному делу учреждения здравоохранения.

Так существует и функционирует система здравоохранения государства, имя которого настолько известно в сегодняшнем мире. Страны старинной, с парадоксальной и необъяснимой историей.