Марит Киркеволд - Сестринское дело. Анализ и оценка теорий

Реферат на тему: Модель сестринского процесса Д. Орем

Доротея Элизабет Орем (1914-2007) - основательница модели сестринского процесса, основанной на теории самоухода (self-care deficit nursing theory).

Теория Д. Орем (D. Orem) тесно связана с теорией В. Хендерсон. Так же как и последняя, Орем рассматривает сестринское дело в качестве компенсации осуществляемых в здоровом состоянии действий (самоуход) в тех ситуациях, когда пациент не в состоянии осуществить их, подчеркивает, что главная цель сестринского дела — помочь пациенту стать самостоятельным в своих действиях в той степени, насколько это возможно.

В работах Орем получили дальнейшее развитие идеи Хендерсон о том, какие именно формы деятельности (требования по самоуходу) необходимы человеку для поддержания здоровья и активного образа жизни, и выделила те проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим (невозможность самоухода). Ею была детально разработана терминология, позволяющая обозначить любое понятие в области сестринского дела.

Теория самоухода (1971) включает в себя три центральных понятия: самоуход, потребность в самоуходе и потребность в лечебном самоуходе. Понятие «самоуход» Орем определяет как выполнение действий, которые человек осуществляет по своей инициативе и своими силами для того, чтобы поддерживать свою жизнь, здоровье и благополучие. Все эти действия являются добровольными и сознательными, представляют собой определенный стереотип и выполняются в определенной последовательности. Они являются также целенаправленными, так как в их основе лежит стремление удовлетворить «потребность в самоуходе». Самоуход, по мнению Орем, включает в себя следующие этапы: оценка ситуации, планирование, осуществление действий.

Потребность в самоуходе определена Орем как обобщенные представления о задачах, которые должен решить человек в связи с самоуходом. Потребности в самоуходе она делит на три категории: универсальные, связанные с онтогенезом и связанные с расстройством здоровья. Универсальные потребности в самоуходе адекватны целям тех действий, которые необходимы для осуществления нормального жизненного процесса. Орем выделила восемь универсальных потребностей в самоуходе :

1) обеспечение необходимым количеством воздуха;

2) обеспечение достаточным количеством воды;

3) обеспечение достаточным количеством еды;

4) уход, связанный с процессами выделения;

5) обеспечение разумного баланса между активной деятельностью и отдыхом;

6) обеспечение разумного баланса между уединением и контактом с другими людьми;

7) предупреждение ситуаций, опасных для жизни;

8) обеспечение гармонии человеческой жизни и функционирование внутри социальных групп в соответствии с возможностями человека проявить себя и с учетом общепринятых ограничений.

Потребности, связанные с онтогенезом, но мнению автора теории, являются либо формой универсальных потребностей в самоуходе (но связанные с определенной стадией биологического развития), либо представляют собой новые потребности, возникающие у человека в определенных состояниях (например, во время беременности).

Потребности в самоуходе, связанные с нарушением здоровья, определяются как потребности людей при различных патологических состояниях, разного рода физических и психических отклонениях, а также людей, находящихся на обследовании и лечении. Орем выделяет шесть различных видов потребностей самоухода , связанных с нарушением здоровья:

1) необходимость найти и обеспечить себе медицинскую помощь в связи с имеющимся нарушением здоровья;

2) готовность смириться с последствиями патологических состояний, включая возрастные изменения;

3) эффективно выполнять лечебные, диагностические и реабилитационные мероприятия;

4) быть готовым переносить и противостоять неприятным или травмирующим эффектам проводимого лечения;

5) изменить взгляд на себя с тем, чтобы принять определенное состояние здоровья или необходимость определенного типа медицинского ухода;

6) научиться жить с последствиями патологических состояний, а также травмирующих диагностических и лечебных мероприятий, если они неизбежны.

В понятие «потребности в лечебном самоуходе» Орем включила совокупность всех действий по самоуходу, которые необходимы человеку для удовлетворения универсальных потребностей самоухода, и потребностей, возникших в результате нарушения здоровья. Характеризуя потребности в лечебном самоуходе, она выделяет следующие:

Реально и субъективно осознаваемые потребности;

Взаимоотношения между различными потребностями самоухода;

Факторы, которые могут влиять на различные потребности в связи с возрастом, полом, условиями жизни и т.д.;

Различные методики действий, которые должны быть предприняты для удовлетворения этих потребностей.

Теория самоухода Орем является частью обобщенной теории, включающей в себя, кроме указанной теории, теорию дефицита самоухода и теорию систем сестринского ухода. В обобщенном виде основной тезис теории можно представить следующим образом. Если человек при каких-то обстоятельствах не в состоянии поддерживать жизнь, обеспечить свое здоровье и благополучие, то это становится сферой ответственности медицинской сестры, которая компенсирует эту возможность и помогает пациенту так, чтобы он сам смог обрести самостоятельность, настолько полно, насколько это возможно.

В своей теории дефицита самоухода Орем вводит новые понятия: способность к самоуходу, ограниченность возможности самоухода и невозможность самоухода. Способность к самоуходу определяется как комплекс усвоенных навыков, которые дают возможность удовлетворить постоянные потребности в уходе, благодаря которым регулируются жизненные процесса, поддерживается структурная и функциональная независимость человека в обществе, осуществляется его развитие. Способность к самоуходу определяется суммой знаний, мотивацией, практическим опытом, которые позволяют судить о способности человека к самоуходу.

Она связывает понятие способности к самоуходу с различными умственными, физическими и психическими характеристиками человека, считая, что эти способности развиваются отчасти спонтанно во время осуществления самоухода в обыденной жизни, отчасти при обучении.

Ограниченность возможности самоухода определяется как дисбаланс между способностью к самоуходу и потребностями в лечебном самоуходе. Невозможность самоухода является крайней степенью проявления ограниченности возможности самоухода.

По мнению Орем, теория дефицита самоухода является описанием и обоснованием необходимости сестринского ухода в конкретном случае, когда способность к самоуходу меньше, чем потребность в лечебном самоуходе. Иначе говоря, когда человек не в состоянии осуществить необходимый самоуход в полном объеме, кто-то другой должен взять на себя его осуществление (например, близкие). Орем определяет это как «уход в связи с зависимостью». В тех случаях, когда ни сам человек, ни его близкие не могут осуществить этот уход, он становится компетенцией медицинской сестры.

Теория систем самоухода в значительной мере построена на описании общих ситуаций оказания помощи нуждающимся в ней, включая ситуации, относящиеся к области сестринского дела. Это ситуации, когда:

Есть две стороны: нуждающийся в помощи и тот, кто ее осуществляет;

Нуждающийся в помощи имеет потребность в осуществлении каких-то действий, но не в состоянии полностью выполнить их;

Осуществляющий уход осознает потребности нуждающегося и способен удовлетворить их;

Действия осуществляющего уход дополняют или восполняют необходимые действия по самоуходу, а также направлены на повышение возможностей пациента осуществлять эти действия самому. Сестринский уход Орем называет аналогом способности к самоуходу в том смысле, что в обоих случаях под ними понимаются особые целенаправленные действия. Для медицинской сестры такими действиями являются: обследование, составление плана сестринских действий, практическая реализация плана и оценка результатов. Эти мероприятия Орем объединяет между собой в единое целое и называет сестринским процессом.

По её мнению все лица, осуществляющие профессиональный уход, используют пять основных приемов оказания помощи пациенту:

Делать что-либо за пациента;

Руководить пациентом;

Поддерживать пациента психологически или физически;

Создавать благоприятную обстановку для развития личности;

Обучать пациента.

Системы сестринского ухода являются результатом усилий со стороны медицинской сестры и пациента, их взаимодействия в той или иной клинической ситуации. Орем выделяет три системы сестринского ухода: полностью компенсирующую систему, частично компенсирующую систему и поддерживающие системы сестринского ухода.

Полностью компенсирующие системы предназначены следующим группам пациентов:

Пациенты, не способные выполнять осознанные действия (больные в состоянии комы);

Находящиеся в здравом рассудке, но не способные к физическим действиям (парализованные больные);

Пациенты, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять уход, но могут это сделать под чьим-либо руководством (умственно отсталые пациенты).

В этих системах задачами медицинской сестры являются: сделать что-то за пациента, разъяснить ему что-то, поддержать и защитить его.

Поддерживающие (направляющие) системы используются в том случае, когда необходимо научить пациента каким-то действиям для того, чтобы удовлетворилась его потребность в лечебном самоуходе. Здесь используются такие методики, как поддержка, руководство, создание соответствующей обстановки и постоянное просвещение.

8. Являются ли основные положения теории ясными и понятными?

Хендерсон утверждает, что сестринское дело должно опираться на основополагающие человеческие потребности. Но если познакомиться ближе с перечнем выделенных Хендерсон человеческих потребностей в качестве основополагающих, то легко заметить, что основные принципы ухода не согласуются между собой. Прежде всего потому, что таких потребностей автор насчитывает только восемь, и не всем им можно найти соответствия в перечне основных принципов (например, это относится к потребностям в жилище и любви). В то же время в основополагающих принципах появляются такие универсальные человеческие потребности, которые не вошли в первоначальный перечень (например, дыхание, экскреция, возможность регулировать положение тела, сон и отдых). В тексте книги Хендерсон описаны примеры из сестринской практики, где упоминаются и другие потребности человека, которые не нашли отражение в теории (например, вопрос о потребности сохранения и разумного распределения внутренних ресурсов).

Еще одна неясность связана с описанием факторов, которые влияют на основополагающие потребности человека. Исследовательница относит к таковым физические и психические возможности, волю и знания. Никаких подробных описаний этих понятий она не дает. Остается непонятным, что именно она подразумевает под этими понятиями. Непонятно, например, в чем отличие "психической воли" от "энергии". Перечень Хендерсон факторов, влияющих на основные элементы теории, представляется неполным. Описывая те состояния пациента, которые могут оказывать преходящее влияние на удовлетворение основополагающих потребностей, она упоминает лишь чисто "физические" патологические состояния. Психологические и социальные факторы, согласно Хендерсон, носят неизменный характер. Такое мнение представляется совершенно неудовлетворительным и необоснованным. Нам кажется совершенно неприемлемым не учитывать такие изменчивые факторы, как психические и социальные, в качестве оказывающих в тот или иной момент влияние на основополагающие человеческие потребности.

9. Логично ли построена теория?

Если отбросить претензии, изложенные в пункте 8, то можно считать, что теория Хендерсон построена логически. Читающему легко проследить за развитием мысли автора о связи основополагающих потребностей человека и деятельности медсестры.

10. Тип теории

Теория Хендерсон описательная и нормативная. Автор описывает основополагающие потребности человека, каковыми они, по ее мнению, являются, а сестринское дело описывает таким, каковым оно, по ее мнению, должно быть. Хендерсон не ставит своей задачей объяснить, почему человеку присущи именно эти потребности, или как и почему описанные мероприятия должны считаться эффективными.

Практическая значимость теории

11. Соответствует ли концепция действительности теории концепции анализирующего ее?

Можно вполне согласиться с Хендерсон в том, что у человека есть основополагающие потребности. Более спорным является вопрос о том, все ли потребности, перечисленные Хендерсон, являются универсальными. Теория ориентирована исключительно на индивида. Пожалуй, автор не считает необходимым учитывать, что пациент находится в определенном социальном окружении, и что его состояние может требовать заботы и со стороны семьи. Кроме того, можно усомниться в том, относится ли удовлетворение потребности в деятельности и отдыхе пациента к области проблем, которые решает медсестра. На сегодняшний день такой вопрос не кажется принципиальным. Мы склоняемся к тому, что он не имеет отношения к сестринскому делу, но, возможно, в период создания теории дело обстояло по-другому. Во всяком случае, если считать эти два момента находящимися в области сестринского дела, следует более тщательно обдумать аргументы, почему это именно так.

12. Внедряемость теории в клиническую практику

Принципы подхода к сестринскому делу в теории Хендерсон вполне конкретны, и им легко следовать. Они представляют собой общую схему сестринского ухода. Кроме того, Хендерсон приводит множество примеров, иллюстрирующих каждый из этих принципов. Некоторые из них воспринимаются как устаревшие, другие в высшей степени актуальны. К сожалению, Хендерсон не говорит, каким образом на принципы ее подхода влияют взгляды и жизненные ценности пациента, его мировоззрение, диагноз, возраст и другие факторы, а также как именно ее принципы могут быть использованы в профилактической работе.

13. Границы теории

Хендерсон утверждает, что провозглашенные ею принципы сестринского ухода направлены на помощь больному, но в то же время могут быть использованы и по отношению к здоровым людям. Она не объясняет, как конкретно это осуществимо. Можно предположить, что принцип Хендерсон помогает обучению и может считаться особенно актуальным.

Хендерсон утверждает, что первейшая цель сестринского дела – помочь пациенту как можно скорее обрести утраченную самостоятельность. В случае неизбежности летального исхода цель сестринского ухода – достойная смерть пациента. Таким образом, она не принимает во внимание значительную группу пациентов, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, которые никогда не смогут обрести утраченную самостоятельность, но в то же время вполне могут прожить долго. Теория Хендерсон ничего о них не говорит. Хотя нет никаких оснований, чтобы данная группа исключалась из рассмотрения ее теорией, к ней бы не применялись те же принципы, что и к другим группам пациентов.

В центре внимания теории Хендерсон находится человек как уникальный, самостоятельный, активный индивид. Она подчеркивает важность для медсестры отдавать себе отчет в ограниченности своих возможностей для осознавания потребностей опекаемого пациента; и ее отношение к нему должно отражать это. Далее Хендерсон подчеркивает ответственность медсестры в помощи осуществления тех действий, которые пациент в связи с болезнью не может осуществить сам. При этом автор акцентирует важность самостоятельных решений пациента, суверенности его личности, что является общепризнанным этическим принципом в сестринском деле.

Если считать конечной целью сестринского ухода обретение пациентом самостоятельности, то это оказывается в данной теории нереалистичным. Кроме того для нас совершенно неприемлемо, с точки зрения этики, исключать большую группу "зависимых больных" из числа "пациентов медсестер".

15. Отличие сестринского дела от других профессий

Хендерсон заявляет, что ее цель – продемонстрировать особенную роль сестринского дела среди других профессий. Трудно сказать, удается ли ей это. Большинство принципов, характеризующих, по ее мнению, сестринское дело, относится также и к деятельности врачей, физиотерапевтов, трудотерапевтов и прочих специалистов, так или иначе связанных с здравоохранением. Это неоднократно повторяет сама Хендерсон, когда говорит о необходимости медсестры следовать предписаниям врача, осуществлять функции физиотерапевта, повара и т. д.

Выводы

Теория Хендерсон представляет собой одну из первых попыток в новейшее время описать сестринское дело как совершенно самостоятельную профессию. Хотя, возможно, это не удалось ей, она тем не менее представила систему принципов, которая может служить руководством для медсестры при уходе за больным. Теория Хендерсон оказала огромное влияние на осмысление сестринского дела по всему миру, и многие созданные позднее модели сестринского дела основываются на работе Вирджинии Хендерсон. То же самое в неменьшей степени можно сказать и о теории Доротеи Орем, рассматриваемой в следующей главе.

Глава 5. Теория самоухода Доротеи Орем

В данной книге мы анализируем теорию Доротеи Орем, основываясь на тексте ее книги "Nursing Concepts of Practice" и прежде всего на главах 3, 6, 7 и 9, в которых автор представляет и развивает основные понятия своей обобщенной теории сестринского дела. Впервые Орем представила свою теорию в 1971 году, и с тех пор несколько раз вносила в нее изменения. Поскольку теория Орем является достаточно сложной, со многими непривычными понятиями, мы настоятельно рекомендуем читателю непосредственно ознакомиться с теорией Орем из первоисточника, по крайней мере, с перечисленными главами, прочитав их заранее или параллельно с приводимым анализом.

Обзор основных элементов теории

Теория Орем тесно связана с теорией Вирджинии Хендерсон. Так же как и Хендерсон, Орем рассматривает сестринское дело в качестве компенсации осуществляемых в здоровом состоянии действий (самоуход) в тех ситуациях, когда пациент не в состоянии осуществить их. Так же как Хенденсон, Орем подчеркивает, что главная цель сестринского дела – помочь пациенту стать самостоятельным в своих действиях в той степени, насколько это возможно. В работах Орем получили дальнейшее развитие идеи Хендерсон о том, какие именно формы деятельности (требования по самоуходу) необходимы человеку для поддержания здоровья и активного образа жизни, и выделила те проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим (невозможность самоухода). Далее она описывает действия медсестры (сестринские системы), которые необходимы по отношению к различным степеням невозможности самоухода. Ею была детально разработана терминология, которая позволяет обозначить любое понятие в области сестринского дела.

1. Важнейшие элементы теории

План лекции:

    Определение термина «Модель».

    Модель предложенная Н. Роупер, дополнен­ная В. Логан и А. Тайэрни.

    Модель Д. Джонсон.

    Адаптационная модель К. Рой.

    Модель Д.Орем

    Модель В. Хендерсон

    Модель М. Аллен

Модель - это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела - это направление на достижение цели.

Значение моделей сестринского дела для развития сест­ринской специальности очень велико, если рань­ше сестра только ухаживала за тяжелобольными пациента­ми, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здо­ровья, предупреждении заболеваний, обеспечении макси­мальной независимости человека в соответствии с его ин­дивидуальными возможностями.

Действуя подобным образом, новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая сест­ра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оцени­вать результаты ухода, отвечающего потребностям конк­ретного пациента. При этом делается особый акцент на уни­кальность вклада сестринского ухода в выздоровлении, восстановлении здоровья.

Разработано несколько различных моделей. Содержа­ние каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризна-ных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или груп­пы людей, разрабатывающих ту или иную модель.

Модель предложенная Н. Роупер в 1976 г., дополнен­ная в 80 годы В.Логан и А.Тайэрни

Авторы считают, что медсестра должна сосредото­чить свое внимание на наблюдаемых сторонах поведения человека, оценка сестринской деятельности основывается на видимых, измеряемых и поддающихся оценке резуль­татах.

Применение модели Роупер, Логан, Тайэрни

Оценка состояния пациента.

Первичная сестринская оценка проводится для сбора данных о каждой потребности, затем медсестра устанавливает:

1) что пациент может делать в настоящее время; и что пациент в обычной ситуации выполняет без зат­руднения;

2) какие проблемы существуют в на­стоящее время;

3) какие проблемы могут развиться. При планировании ухода медицинская сестра записы­вает действительные и потенциальные проблемы, цели ухо­да и сестринские вмешательства.

Сестринские вмешательства должны:

Предупредить развитие потенциальных проблем;

Уменьшить тревогу пациента;

Предоставить возможность обращаться за помощью и принимать ее для удовлетворения нарушений по­требности и помочь решить действительные проблемы.

Оценка качества и результатов ухода.

Медсестра устанавливает, достигнуты ли поставленные цели, и на­сколько полезной и эффективной оказалась данная модель сестринского дела в решении действительных проблем.

Модель Д. Джонсон

Д. Джонсон определяет действие каждой подсистемы в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей.

Этот результат зависит от того, как пациент воспринимает свое поведение, как он понимает свои возможности в изменении поведения.

Д.Джонсон различает два основных типа поведения че­ловека.

    установка, создаваемая действиями и объектами не­посредственно вокруг человека;

    установка, создаваемая прошлыми привычками.

Применение модели Джонсон

Проводится оценка состояния пациента. Медицинская сестра оп­ределяет, существуют ли проблемы, связанные с поведением пациента. Затем изучаются подсистемы, вышедшие из равновесия. Джонсон предлага­ет выделить отдельно структурные (органические) и функциональные изменения, вызывающие проблему. Медицинская сестра решает, на что должно быть направлено сестринское вмешательство, для этого необходимо получить дополнитель­ную информацию от родственников и лечащего врача.

Установив нарушение равновесия в конкретных подси­стемах, медсестра вместе с пациентом определя­ет цель ухода. Если проблема пациента связана с функциональными нарушениями, медсестра определяет вмешатель­ства, направленные на изменение окружающей среды, из­менение мотивации пациента.

Для осуществления плана ухода устанавливаются крат­косрочные, промежуточные и долгосрочные цели восста­новления равновесия в подсистемах.

Сестринские вмешательства:

Ограничение поведения;

Защита пациента от неблагоприятных факторов ок­ружающей среды;

Подавление неадекватных реакций пациента;

Сотрудничество медицинской сестры с пациентом. Па­циент должен представлять свою роль, свои действия в восстановлении здоровья.

Оценка качества и результатов ухода.

Медицинская сестра описывает результаты сестринских вмешательств, указывая один из двух типов поведения, предви­дя возможное поведение пациента, так как оно опреде­ляет, что вмешательство было успешным и цель достиг­нута.

Если ожидаемые результаты не достигнуты, медицинс­кая сестра проводит переоценку поведения пациента в пре­делах каждой из подсистем. Для этого ей необходимо получить дополни­тельную информацию от родственников.

Медицинская сестра должна определить, оказывался ли пациент в подобной ситуации прежде (чрезмерный страх за свою безопасность). Если оказывался, то у пациента структурные (органические) изменения. Если поведение нетипично для пациента, можно сделать вывод, что эти изменения функциональной природы.

Адаптационная модель К. Рой

Создана в 1976 году, использует дости­жения в области физиологии и социологии. Рой полага­ет, что как для физиологических, так и для психологи­ческих систем существует состояние относительного рав­новесия, которого стремится достичь человек, то есть ка­кой-то диапазон состояний, в котором люди могут адек­ватно справляться со своими переживаниями. Для каждо­го человека этот диапазон уникален.

Согласно этой модели, есть определенный уровень адап­тации, и все раздражители, попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за его пределами.

Рой называет факторы, влияющие на уровень адап­тации, раздражителями, они бывают трех типов:

Очаговые - находятся в окружении человека

Ситуационные - возникают при оказании сестринс­кой помощи рядом с очаговыми и оказывают на них влияние.

Остаточные - результат прошлых переживаний, ве­рований, взаимоотношений. При сочетании с очаго­выми и ситуационными они влияют на уровень адап­тации.

Предлагается четыре способа адаптации, из­меняющих поведение:

    физиологический;

    Я-концепция;

    роль-функция;

    взаимозависимость.

Физиологический способ адаптации - это реакция чело­века на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород.

Я-концепция - это желание человека понять самого себя: как собственное поведение, так и телесный образ. Этот способ адаптации помогает человеку справиться с изменениями его психологических и телесных "Я". Этот способ адаптации эффективен при подготовке пациента к операции, особенно при операциях, изменяющих его тело; ампутация конечностей, мастэктомия, наложение стомы.

Роль-функция предполагает изменение роли пациента в семье, на работе, в зависимости от тех или иных обстоя­тельств.

Активный, деятельный человек, занимающий опреде­ленное положение в обществе, оказывается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента.

Взаимозависимость - это стремление человека достичь состояния относительного баланса в различных взаимоот­ношениях. Медсестре следует учитывать ог­раниченность возможностей адаптации в ситуациях, ког­да пациент, оказавшись полностью зависимым от персона­ла, испытывает отрицательные эмоции.

Применение модели Рой

Оценка состояния пациента

Медицинская сестра должна определить, дает ли пове­дение пациента в любом из четырех способов адаптации повод для беспокойства. Если повод для беспокойства есть, медицинская сестра должна выяснить, чем обусловлены проблемы адаптации пациента: очаговыми, ситуацион­ными или остаточными раздражителями.

Медицинская сестра, использующая эту модель, опреде­ляет пределы адаптации для каждого человека. То, что является раздражителем и создает проблемы для одного, для другого благодаря его уровню адаптации не создает никаких проблем.

Медсестра, выявив раздражители, вызываю­щие у пациента неадекватные реакции, совместно с паци­ентом определяет цели:

Краткосрочная цель ухода, позволяет расширить уро­вень адаптации или устранить раздражитель;

Долгосрочная цель ухода поможет пациенту адапти­роваться к постоянно изменяющейся окружающей среде.

Сестринское вмешательство

Предпо­лагает, что каждый человек стремиться к состоянию психологического и физиологического равновесия. Сест­ринское вмешательство должно изменить раздражитель так, чтобы он действовал в пределах уровня адаптации и был направлен на очаговые раздражители.

Сестринское вмешательство эффективно только в том случае, если достигнута цель в конкретных адаптивных способах.

Модель Д.Орем

Каждый человек, здоровый или больной, должен иметь равновесие в потребностях в самоуходе и возможностях его осуществлять.

Первичная оценка потребностей и возможностей па­циента в самоуходе.

Медсестра определяет необ­ходимое поведение пациента при самоуходе - равновесие между потребностями и возможностями осуществлять са­моуход. Проводя первичное обследование паци­ента, медсестра определяет, нужна ли ее помощь. Для этого она должна собрать дополнительную информа­цию и выяснить, почему возник дефицит самоухода. Ос­мотр и наблюдение, беседа помогут ей понять проблему пациента:

Недостаток знаний и умений;

Мотивация;

Ограничение поведения, продиктованное об­щественными и культурными нормами.

Сестринский уход планируется в зависимости от воз­можностей самоухода самого пациента и его родствеников.

Оценка эффективности сестринского ухода

Прежде всего учитывается, что достигнуто самим пациентом к на­значенному ими совместно времени. Сестринский уход счи­тается эффективным, если удается сохранить или восстановить равновесие между возможностями и потребностями в самоуходе.

Модель В. Хендерсон

Предложена Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физио­логические, а затем на психологические и со­циальные потребности, которые могут быть удовлетворе­ны благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели -- участие самого пациента в планировании и осуществле­нии ухода.

В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повсед­невной жизни. Здоровый человек не испытывает трудно­стей при удовлетворении этих потребностей, в то же время, больной человек не в состоянии удовлетворить эти по­требности самостоятельно.

В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход дол­жен быть направлен на скорейшее востановление незави­симости человека.

Применение модели В. Хендерсон

Предусматривает непременное уча­стие пациента во всех этапах сестринского процесса.

Медсе­стра совместно с пациентом устанавливает, какие из потребностей следует удовлетворить в пер­вую очередь. Принимать решения за пациента медицинс­кая сестра может только в том случае, если пациент не в состоянии этого сделать.

Планирование ухода

Автор данной модели считает, что пациент должен пол­ностью и самостоятельно удовлетворять свои повседнев­ные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода зак­лючается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости.

Поставленная цель должны быть реалистичной и изме­римой, чтобы можно было оценить успешность или безус­пешность сестринского вмешательства.

Сестринское вмешательство

Направлено на укрепления здоровья пациента, пол­ное решение задач, поставленных перед ним. В конечном итоге вмешательство предполагает помощь пациенту в до­стижении им независимости, насколько это возможно.

Оценка результатов ухода

Итоговую оценку выполнения плана по уходу начина­ют с оценки каждой повседневной потребности, при удов­летворении которой были выявлены проблемы. При не­достижении цели изменяют формулировки цели и плани­руют новые сестринские вмешательства.

Модель М. Аллен

Эта модель встречается в литературе под несколькими названиями -- модель Макгила, которую впер­вые внедрили в университете Макгила в Монреале, также эту модель называют моделью М. Аллен - по имени автора.

Оценка состояния пациента

Медсестра наблюдает за поведением пациен­та, а также использует полученную информацию от чле­нов семьи, выявляет сильные стороны семьи и существую­щие проблемы, связанные со здоровьем пациента. Опреде­ляет приоритеты и отношение членов семьи пациента к определенным сферам деятельности, ее духовные ценнос­ти и убеждения.

Планирование сестринского ухода

Медсестра выясняет, что думает, чувствует, в чем нуждается пациент и его семья в связи с предстоя­щим лечением. Она долж­на определить время проведения тех или иных мероприя­тий плана, руководствуясь при этом результатами непре­рывной оценки пациента и его семьи. Пациент должен осознать и использовать по­тенциальные возможности свои и своей семьи для того, чтобы разработать план действий. Планы должны быть нацелены на решение всех задач, выявленных медсестрой в процессе работы с семьей. Данная проблема дол­говременная, и предстоит длительный период, в течении которого придется направить все усилия на преодоление причин, вызвавших проблему.

Пациент и его семья должны это понять и осознать.

Сестринское вмешательство

Медсестра должна определять, какие подхо­ды к преодолению проблем предпочтительны для пациен­та и его семьи, и оценить их эффективность. Она должна постоянно работать над планами действий, исходя из си­туации в семье.

Сестринское вмешательство предусматривает следующее:

Образ жизни пациента (как заболевание может отра­зиться на профессиональной деятельности);

Стресс (если сменить место работы не представляется возможным);

Диета и контроль за массой тела;

Физические упражнения;

Вредные привычки - курение.

Оценка эффективности сестринского ухода

Медсестра фиксирует оценки пациента и его семьи в отношении плана мероприятий и вносит в него необходимые изменения, основываясь на мнении семьи о возможности достижения ожидаемых результатов. Она обобщает работу, проделанную членами семьи.

Ознакомившись с несколькими моделями из множества существующих мы видим, что единой модели на сегодняшний день не существует.

Практикующие сестры во многих странах одновремен­но используют несколько моделей, причем выбор модели зависит от невозможности пациента удовлетворить те или иные потребности.

Осмысление уже разработанных моделей помогает выб­рать те, которые пригодны для конкретного пациента.

Модель сестринского ухода помогает акцентировать вни­мание медицинской сестры при обследовании пациента, постановки диагноза и планировании сестринского вме­шательства.

Вопросы для самоподготовки

    Дайте определение термсину «Модель».

    Охарактеризуйте модель, предложенную Н. Роупер, дополнен­ную В.Логан и А.Тайэрни.

    Охарактеризуйте модель Д. Джонсон.

    Охарактеризуйте Адаптационную модель К. Рой.

    Охарактеризуйте модель В. Хендерсон.

Литература для самоподготовки:

Обязательная:

Учебники

    Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

    Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.

    Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

    Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

Дополнительная:

    Хетагурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2008 г.

Текущая страница: 7 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Описание данной теорией сестринского дела как такового

3. Определение области сестринского дела, даваемое Хендерсон

a) Пациент медсестры

По Хендерсон, каждый человек формирует свой образ жизни с тем, чтобы удовлетворить свои основополагающие потребности. Этот образ жизни направлен на сохранение здоровья данного человека. В тех случаях, когда индивид не в состоянии вести тот образ жизни, который позволяет ему удовлетворять основные потребности и сохранять здоровье, ему требуется сестринский уход.


b) Какова область проблем, решением которых занимается сестринское дело?

Хендерсон считает, что на медсестре лежит ответственность взять на себя действия пациента, направленные на удовлетворение его основополагающих потребностей. Задача медсестры – помочь пациенту в осуществлении тех действий, которые он смог бы осуществлять сам будучи здоровым. Для этого медсестре необходимо вникнуть в проблемы пациента, с тем чтобы быть в состоянии помочь удовлетворить их.


c) Наиболее важные аспекты, связанные с внешней средой пациента

Хендерсон не рассматривает те аспекты, связанные с внешней средой, которые следует, с точки зрения сестринского дела считать наиболее важными для пациента. Но можно считать, что к ним исследовательница относит не факторы, которые влияют на удовлетворение основополагающих потребностей пациента. А эти потребности зависят, как уже было сказано, от взглядов пациента.


d) Высшая цель сестринского дела

В соответствии со взглядами Хендерсон, высшая цель сестринского дела состоит в том, чтобы удовлетворить универсальные потребности пациента для того, чтобы достичь выздоровления или улучшения состояния здоровья и обрести самостоятельность. Для неизлечимо больных пациентов эта цель состоит в том, чтобы достойно умереть. Цель сестринского дела заключается также и в том, чтобы помочь пациенту поддерживать такой образ жизни, который способствует обретению здоровья.


e) Методики сестринского дела Хендерсон описывает так:

1. Неустанно прикладывать усилия для восприятия и постижения того, в чем именно состоят основополагающие потребности пациента, как телесные, так и духовные, чутко прислушиваясь, сопереживая и осознавая ограниченную возможность проникнуться потребностями другого.

2. Создать “конструктивные взаимоотношения” с пациентом, то есть постараться, чтобы они развивались естественно и позитивно. Составлять последовательный, поэтапный план мероприятий по уходу.

4. Производить необходимые действия за пациента, с тем чтобы он мог удовлетворить свои потребности.

5. Действовать в соответствии с состоянием здоровья пациента, учитывая при этом другие важные факторы.

6. Так организовывать уход за больным, чтобы учитывались привычки пациента (особенно режим питания, сна, опорожнения кишечника).

7. Уменьшать страдания и утешать пациента (осуществлять эмоциональную поддержку).

8. Объяснять пациенту и его близким, какие меры необходимы, чтобы удовлетворить его основополагающие потребности.

9. Обеспечить меры безопасности в связи с удовлетворением потребностей пациента и при различных процедурах, лечебных мероприятиях.

10. Выполнять предписания врача.

f) Контекст сестринского дела

Главное, исходные понятия в концепции сестринского дела у Хендерсон – пациент, больной индивид. При этом она считает понятие основополагающих потребностей универсальным, которое затрагивает всех людей, но особенно важные в любых ситуациях сестринского дела. Одновременно она утверждает, что наиболее важной для больного является физическая и моральная поддержка.


4. Описывает ли данная теория сестринское дело таким, как оно есть, или таким, каким оно должно быть?

Хендерсон описывает сестринское дело таким, каково оно, по ее мнению, по своей природе является и каким должно быть. И его картина не обязательно будет совпадать с тем, с чем мы встречаемся в реальной жизни.


5. Основной тезис теории.

Сестринское дело должно исходить из понятия основополагающих потребностей человека. Наиболее важным для медсестры, ее прямой обязанностью является обеспечение удовлетворения этих потребностей, если пациент не в состоянии сделать это сам.

Концепция действительности в теории

6. Концепция действительности (основные посылки и морально-этические ценности теории).

Согласно концепции Хендерсон, человек – это независимый, активно действующий индивид, обладающий определенными потребностями, которые связаны с его социальной и культурной принадлежностью. В обычных условиях человек способен сам удовлетворить свои потребности. В связи с болезнью или изменениями в организме другого рода он не может приложить необходимые усилия, чтобы удовлетворить свои потребности. В таком случае человек нуждается в сестринском уходе.

Возможности понять потребности другого человека ограничены. Это, согласно мнению Хендерсон, является фундаментальной, важнейшей предпосылкой при осуществлении сестринского ухода. Медсестра должна исходить из осознания этого факта и приложить все усилия, чтобы понять, в чем именно нуждается человек. Следует помнить всегда об основополагающих человеческих потребностях независимо от состояния пациента и поставленного диагноза. Характер и способ удовлетворения этих потребностей будет уже зависеть от его пожеланий, диагноза, его состояния.

Условия, в которых работает медсестра, в теории Хендерсон – это условия работы в больнице или каком-либо лечебном учреждении. Важнейшей определяющей доминантой, таким образом, являются указания врача, они-то и влияют на планирование и процесс осуществления ухода. Хендерсон приводит много примеров того, как врач направляет работу медсестры: “Медсестра решает вместе с врачом, каким именно образом она будет осуществлять уход за пациентом и сообщать о работе врачу в том объеме, в котором он сочтет необходимым. Из этой цитаты следует, что врач сам определяет потребности пациента в сестринском уходе и назначает этот уход.

Подход Хендерсон к сестринскому делу явно феноменологический, истолковывающий. Она особо подчеркивает, что сестринский уход планируется, исходя из конкретных потребностей, осознаваемых пациентом, и возникших проблем для их удовлетворения.

Подход Хендерсон к пациенту явно индивидуализирован, ориентирован на конкретного индивида. Его близкие также активно привлекаются к уходу.


7. Обоснование теории

Теория Хендерсон представляет собой попытку определить особую роль сестринского дела. Теория пытается описать сестринский уход, опираясь на общие универсальные принципы независимо от диагноза и лечения.

Описывая основополагающие человеческие потребности Хендерсон не ссылается на каких-либо признанных психологов и социологов. Хендерсон отрицает иерархический подход к рассмотрению этих потребностей, как, например, это делает Маслоу (Maslou), который оказал большое влияние на психологию сестринского дела.

Теоретическая значимость теории

8. Являются ли основные положения теории ясными и понятными?

Хендерсон утверждает, что сестринское дело должно опираться на основополагающие человеческие потребности. Но если познакомиться ближе с перечнем выделенных Хендерсон человеческих потребностей в качестве основополагающих, то легко заметить, что основные принципы ухода не согласуются между собой. Прежде всего потому, что таких потребностей автор насчитывает только восемь, и не всем им можно найти соответствия в перечне основных принципов (например, это относится к потребностям в жилище и любви). В то же время в основополагающих принципах появляются такие универсальные человеческие потребности, которые не вошли в первоначальный перечень (например, дыхание, экскреция, возможность регулировать положение тела, сон и отдых). В тексте книги Хендерсон описаны примеры из сестринской практики, где упоминаются и другие потребности человека, которые не нашли отражение в теории (например, вопрос о потребности сохранения и разумного распределения внутренних ресурсов).

Еще одна неясность связана с описанием факторов, которые влияют на основополагающие потребности человека. Исследовательница относит к таковым физические и психические возможности, волю и знания. Никаких подробных описаний этих понятий она не дает. Остается непонятным, что именно она подразумевает под этими понятиями. Непонятно, например, в чем отличие “психической воли” от “энергии”. Перечень Хендерсон факторов, влияющих на основные элементы теории, представляется неполным. Описывая те состояния пациента, которые могут оказывать преходящее влияние на удовлетворение основополагающих потребностей, она упоминает лишь чисто “физические” патологические состояния. Психологические и социальные факторы, согласно Хендерсон, носят неизменный характер. Такое мнение представляется совершенно неудовлетворительным и необоснованным. Нам кажется совершенно неприемлемым не учитывать такие изменчивые факторы, как психические и социальные, в качестве оказывающих в тот или иной момент влияние на основополагающие человеческие потребности.


9. Логично ли построена теория?

Если отбросить претензии, изложенные в пункте 8, то можно считать, что теория Хендерсон построена логически. Читающему легко проследить за развитием мысли автора о связи основополагающих потребностей человека и деятельности медсестры.


10. Тип теории

Теория Хендерсон описательная и нормативная. Автор описывает основополагающие потребности человека, каковыми они, по ее мнению, являются, а сестринское дело описывает таким, каковым оно, по ее мнению, должно быть. Хендерсон не ставит своей задачей объяснить, почему человеку присущи именно эти потребности, или как и почему описанные мероприятия должны считаться эффективными.

Практическая значимость теории

11. Соответствует ли концепция действительности теории концепции анализирующего ее?

Можно вполне согласиться с Хендерсон в том, что у человека есть основополагающие потребности. Более спорным является вопрос о том, все ли потребности, перечисленные Хендерсон, являются универсальными. Теория ориентирована исключительно на индивида. Пожалуй, автор не считает необходимым учитывать, что пациент находится в определенном социальном окружении, и что его состояние может требовать заботы и со стороны семьи. Кроме того, можно усомниться в том, относится ли удовлетворение потребности в деятельности и отдыхе пациента к области проблем, которые решает медсестра. На сегодняшний день такой вопрос не кажется принципиальным. Мы склоняемся к тому, что он не имеет отношения к сестринскому делу, но, возможно, в период создания теории дело обстояло по-другому. Во всяком случае, если считать эти два момента находящимися в области сестринского дела, следует более тщательно обдумать аргументы, почему это именно так.


12. Внедряемость теории в клиническую практику

Принципы подхода к сестринскому делу в теории Хендерсон вполне конкретны, и им легко следовать. Они представляют собой общую схему сестринского ухода. Кроме того, Хендерсон приводит множество примеров, иллюстрирующих каждый из этих принципов. Некоторые из них воспринимаются как устаревшие, другие в высшей степени актуальны. К сожалению, Хендерсон не говорит, каким образом на принципы ее подхода влияют взгляды и жизненные ценности пациента, его мировоззрение, диагноз, возраст и другие факторы, а также как именно ее принципы могут быть использованы в профилактической работе.


13. Границы теории

Хендерсон утверждает, что провозглашенные ею принципы сестринского ухода направлены на помощь больному, но в то же время могут быть использованы и по отношению к здоровым людям. Она не объясняет, как конкретно это осуществимо. Можно предположить, что принцип Хендерсон помогает обучению и может считаться особенно актуальным.

Хендерсон утверждает, что первейшая цель сестринского дела – помочь пациенту как можно скорее обрести утраченную самостоятельность. В случае неизбежности летального исхода цель сестринского ухода – достойная смерть пациента. Таким образом, она не принимает во внимание значительную группу пациентов, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, которые никогда не смогут обрести утраченную самостоятельность, но в то же время вполне могут прожить долго. Теория Хендерсон ничего о них не говорит. Хотя нет никаких оснований, чтобы данная группа исключалась из рассмотрения ее теорией, к ней бы не применялись те же принципы, что и к другим группам пациентов.


В центре внимания теории Хендерсон находится человек как уникальный, самостоятельный, активный индивид. Она подчеркивает важность для медсестры отдавать себе отчет в ограниченности своих возможностей для осознавания потребностей опекаемого пациента; и ее отношение к нему должно отражать это. Далее Хендерсон подчеркивает ответственность медсестры в помощи осуществления тех действий, которые пациент в связи с болезнью не может осуществить сам. При этом автор акцентирует важность самостоятельных решений пациента, суверенности его личности, что является общепризнанным этическим принципом в сестринском деле.

Если считать конечной целью сестринского ухода обретение пациентом самостоятельности, то это оказывается в данной теории нереалистичным. Кроме того для нас совершенно неприемлемо, с точки зрения этики, исключать большую группу “зависимых больных” из числа “пациентов медсестер”.


15. Отличие сестринского дела от других профессий

Хендерсон заявляет, что ее цель – продемонстрировать особенную роль сестринского дела среди других профессий. Трудно сказать, удается ли ей это. Большинство принципов, характеризующих, по ее мнению, сестринское дело, относится также и к деятельности врачей, физиотерапевтов, трудотерапевтов и прочих специалистов, так или иначе связанных с здравоохранением. Это неоднократно повторяет сама Хендерсон, когда говорит о необходимости медсестры следовать предписаниям врача, осуществлять функции физиотерапевта, повара и т. д.

Выводы

Теория Хендерсон представляет собой одну из первых попыток в новейшее время описать сестринское дело как совершенно самостоятельную профессию. Хотя, возможно, это не удалось ей, она тем не менее представила систему принципов, которая может служить руководством для медсестры при уходе за больным. Теория Хендерсон оказала огромное влияние на осмысление сестринского дела по всему миру, и многие созданные позднее модели сестринского дела основываются на работе Вирджинии Хендерсон. То же самое в неменьшей степени можно сказать и о теории Доротеи Орем, рассматриваемой в следующей главе.

Глава 5. Теория самоухода Доротеи Орем

В данной книге мы анализируем теорию Доротеи Орем, основываясь на тексте ее книги “Nursing Concepts of Practice” и прежде всего на главах 3, 6, 7 и 9, в которых автор представляет и развивает основные понятия своей обобщенной теории сестринского дела. Впервые Орем представила свою теорию в 1971 году, и с тех пор несколько раз вносила в нее изменения. Поскольку теория Орем является достаточно сложной, со многими непривычными понятиями, мы настоятельно рекомендуем читателю непосредственно ознакомиться с теорией Орем из первоисточника, по крайней мере, с перечисленными главами, прочитав их заранее или параллельно с приводимым анализом.

Обзор основных элементов теории

Теория Орем тесно связана с теорией Вирджинии Хендерсон. Так же как и Хендерсон, Орем рассматривает сестринское дело в качестве компенсации осуществляемых в здоровом состоянии действий (самоуход) в тех ситуациях, когда пациент не в состоянии осуществить их. Так же как Хенденсон, Орем подчеркивает, что главная цель сестринского дела – помочь пациенту стать самостоятельным в своих действиях в той степени, насколько это возможно. В работах Орем получили дальнейшее развитие идеи Хендерсон о том, какие именно формы деятельности (требования по самоуходу) необходимы человеку для поддержания здоровья и активного образа жизни, и выделила те проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим (невозможность самоухода). Далее она описывает действия медсестры (сестринские системы), которые необходимы по отношению к различным степеням невозможности самоухода. Ею была детально разработана терминология, которая позволяет обозначить любое понятие в области сестринского дела.


1. Важнейшие элементы теории

Обобщенная теория Орем включает в себя три более частные теории: Теорию о невозможности самоухода, Теорию самоухода и Теорию систем сестринского ухода . Три данные теории и образуют общую теорию сестринского дела. Знакомясь с теорией Орем, очень важно давать себе отчет, как именно Орем построила свою теорию. Анализ данной теории будет довольно сложным, так как предстоит проанализировать каждую из трех названных теорий отдельно, а после этого их соотнесенность между собой в рамках одной общей теории.

Теория самоухода включает в себя три центральных понятия: самоуход, потребность в самоуходе и потребность в лечебном самоуходе. Понятие “самоуход” Орем определяет как выполнение действий, которые индивид осуществляет по своей инициативе и своими силами для того, чтобы поддержать свою жизнь, здоровье и благополучие. Все эти действия являются добровольными и сознательными, представляют собой определенный стереотип и выполняются в определенной последовательности. Они являются также целенаправленными, так как в их основе лежит стремление удовлетворить “потребность в самоуходе”. Орем употребляет термин “действия по самоуходу”, говоря о действиях, которые осуществляет человек по уходу за собой. Самоуход включает в себя фазу оценки ситуации, фазу планирования и фазу осуществления действия.

Потребность в самоуходе определена как обобщенные представления о задачах, которые индивид имеет или должен иметь в связи с самоуходом. Это нечеткое и непонятное на первый взгляд определение проясняется, когда мы читаем конкретное описание и сопровождение примерами. Потребности в самоуходе Орем разделяет на три категории: универсальные, связанные с онтогенезом и связанные с расстройством здоровья. Универсальные потребности в самоуходе связаны с предпосылкой, что человеку необходимо осуществить какие-то определенные функции организма, осуществлять нормальный жизненный процесс. Потребности в самоуходе адекватны целям тех действия, которые необходимы для осуществления нормального жизненного процесса. Орем выделяет восемь универсальных потребностей в самоуходе:

1. Обеспечение необходимым количеством воздуха.

2. Обеспечение достаточным количеством воды.

3. Обеспечение достаточным количеством еды.

4. Уход, связанный с процессами выделения, в том числе экскрементов.

5. Обеспечение разумного баланса между активной деятельностью и отдыхом.

6. Обеспечение разумного баланса между уединением и контактом с другими людьми.

7. Предупреждение ситуаций, опасных для жизни, нормальной жизнедеятельности и благополучия.

8. Обеспечение гармонии человеческой жизни и функционирование внутри социальных групп в соответствии с возможностями человека проявить себя и с учетом общепринятых ограничений.

Потребности, связанные с онтогенезом, формулируются в связи с исходной посылкой автора теории, что человеческая жизнь представляет собой процесс развития от зачатия до смерти и для осуществления этого развития нужны определенные усилия. Потребности, связанные с биологическим развитием, могут быть особой формой универсальных потребностей в самоуходе, связанными с той стадией биологического развития, на которой находится данный индивид (например, внутриутробный процесс, роды, период новорожденности, детство, различные периоды взрослой жизни и т. д.) или новые потребностей, возникшие у человека при определенных состояниях (например, во время беременности) или в критических жизненных ситуациях (потеря супруга или родителей).

Потребности в самоуходе, связанные с нарушением здоровья, определяются как потребности людей при различных патологических состояниях, врожденных дефектах, разного рода физических и психических отклонениях, а также людей, находящихся на обследовании и лечении. Орем выделяет шесть различных видов потребностей самоухода, связанных с нарушением здоровья.

1. Необходимость найти и обеспечить себе медицинскую помощь в связи с болезнью, увечьем или какой-то патологией.

2. Быть готовым смириться с последствиями патологических состояний, включая возрастные изменения.

3. Эффективно выполнять назначенные диагностические, лечебные или реабилитационные мероприятия.

4. Быть готовым переносить и противостоять неприятным или травмирующим эффектам проводимого лечения.

5. Изменить взгляд на себя с тем, чтобы принять определенное состояние здоровья или необходимость определенного типа медицинского ухода.

6. Научиться жить с последствиями патологических состояний, а также травмирующих диагностических и лечебных мероприятий, если они неизбежны.

Определение понятия “потребности в лечебном самоуходе ” варьируются, хотя Орем включает в него совокупность всех действий по самоуходу, которые необходимы человеку для удовлетворения универсальных потребностей самоухода, связанных с осуществлением жизненного процесса, и потребностей, возникших в результате осложнения здоровья. Характеризуя потребности в лечебном самоуходе, Орем выделяет следующие: а) реальные и субъективно осознаваемые потребности; взаимоотношения между различными потребностями самоухода; в) факторы, которые могут влиять на различные потребности в связи с возрастом, полом, стадией биологического развития, условий жизни и т. д.; г) различные методики действий, которые должны быть предприняты для удовлетворениях этих потребностей. Теория самоухода представлена на схеме 5.1.


Схема 5.1.


В своей теории о ограниченности возможности самоухода Орем представляет три новых понятия, а именно: способность к самоуходу, ограниченные возможности самоухода и невозможность самоухода. Способность к самоуходу определяется, как комплекс усвоенных навыков, которые дают возможность удовлетворить постоянные потребности в уходе, благодаря которым регулируются жизненные процессы, поддерживается или налаживается структурная и функциональная суверенность личности в обществе, осуществляется ее развитие. Способность к самоуходу варьируется в зависимости от возраста, состояния здоровья, привычек, образования, жизненного опыта, культурной среды, внутренних ресурсов. Эти факторы Орем считает основополагающими. Способность к самоуходу определяется суммой знаний, мотивацией, теоретическими и практическими навыками, которые позволяют судить о способности к самоуходу и планировать необходимый самоуход. Таким образом, понятие самоухода связано с различными умственными, физическими и психическими характеристиками человека. Орем считает, что способность к самоуходу развивается отчасти спонтанно во времени осуществления самоухода в обыденной жизни, отчасти при обучении.

Ограниченность возможностей самоухода связана с факторами, лимитирующими возможности самоухода (стр. 125). Среди них Орем выделяет три типа: ограниченность знания, ограниченность способности к суждению и принятию решений, ограниченность способности производить целенаправленные действия . Далее автор пишет об этом подробнее. Заинтересованного читателя я отсылаю непосредственно к книге Орем. Понятие ограниченности возможности самоухода характеризует взаимоотношения между способностью к самоуходу и соответствующим потребностям самоухода.

Ограниченность возможности самоухода определяется как дисбаланс между способностью к самоуходу и потребностями в лечебном самоуходе. Ослабление возможности самоухода может быть частичной или полной в том смысле, что потребность в лечебном самоуходе соотносят со способностью личности осуществлять ее, что представлено на схеме 5.2.


Схема 5.2.


Теория Орем, согласно мнению самого автора, является описанием и обоснованием необходимости сестринского ухода в конкретном случае. А это происходит тогда, когда способность к самоуходу меньше, нежели потребности в лечебном самоуходе. Другими словами, тогда, когда человек не в состоянии осуществить необходимый самоуход в полном объеме, кто-то другой должен взять на себя его осуществление, например, близкие. Орем определяет это как “уход в связи с зависимостью”. В тех случаях, когда ни сам человек, ни его близкие не могут осуществить этот уход, он становится компетенцией медсестры.


Теория систем сестринского ухода включает в себя понятие способности к самоуходу. Методика осуществления помощи и системы ухода. Теория о системах сестринского дела в значительной мере построена на описании общих ситуаций оказания помощи нуждающимся в ней, включая ситуации, относящиеся к области сестринского дела.

Это ситуации, когда:

1. Есть две стороны: нуждающийся в помощи и тот, кто ее осуществляет.

2. Нуждающийся в помощи имеет потребность в осуществлении каких-то действий, но не в состоянии полностью выполнить их.

3. Осуществляющий уход осознает потребности нуждающегося и способен удовлетворить их.

4. Действия осуществляющего уход дополняют или возмещают необходимые действия по самоуходу, а также направлены на улучшение ситуации, чтобы укрепить возможности пациента осуществлять эти действия самому.

Понятие “способность к самоуходу ” связано с уровнем знаний, навыками, способностями, которые необходимы человеку для того, чтобы осуществить уход или “произвести действия по уходу”, как выражает эту мысль Орем. А это, согласно Орем, целый комплекс усвоенных в результате специального обучения навыков. Сестринский уход есть аналог способности к самоуходу в том смысле, что в обоих случаях под ним понимаются особые целенаправленные действия. Разница между ними соответственно заключается в том, что некоторые действия требуют помощи, другие человек осуществляет сам. Они различаются также трудоемкостью и степенью сложности. Орем утверждает необходимость творческого подхода как в оценке ситуаций, связанных с уходом за больным, так и в создании эффективных систем ухода. Необходимо также наличие силы воли и мотивации деятельности, а также специальные практические (“технологические”) навыки. При их наличии возможно осуществление всего комплекса мероприятий по профессиональному уходу: обследование, составление плана сестринских действий, практическая реализация плана и оценка результатов. Эти мероприятия Орем объединяет между собой в единое целое и называет сестринским процессом, который она определяет как динамичный регулируемый процесс, который отчасти определяет социальный и межличностный фактор, а отчасти технологический фактор.

1. Действовать вместо другого или делать что-либо за него.

2. Руководить другим.

3. Поддерживать другого физически или психологически. 4.Создавать обстановку, обеспечивающую благоприятствующую нормальному онтогенетическому развитию. 5.Передавать другому знания и навыки.

Согласно мнению Орем, данный перечень отражает направления в работе медсестры, стимулирующие активность пациента.

Системы сестринского ухода, по мнению автора, являются результатом усилий со стороны медсестры и пациента, их взаимодействия в той или иной клинической ситуации. Согласно Орем, системы сестринского ухода классифицируют клинические ситуации, что позволяет определить роли и отношение к ним со стороны медсестры и пациента, включая вопрос о конкретных методиках работы с пациентом, в частности технологию общения. Орем выделяет три системы:

1. Полностью компенсирующую систему.

2. Частично компенсирующую систему.

3. Поддерживающие системы сестринского ухода.

Полностью компенсирующие системы сестринского ухода предназначены пациентам, которые не в состоянии осуществлять какие-либо продуманные действия или у которых отсутствуют физические возможности выполнять самостоятельные и контролируемые действия по самой категории. В эту группу попадают три категории пациентов:

1) Находящиеся в таком состоянии, что не способны осуществлять осознанные действия (например, больные в состоянии комы).

2) Находящиеся в здравом рассудке, но не способные к физическим действиям.

3) Пациенты, которые не в состоянии планировать действия и принимать решения по самоуходу, но которые в состоянии осуществить самоуход под чьим-либо руководством (например, умственно отсталые).

Во всех случаях важнейшими задачами являются: сделать что-то за другого, разъяснить ему что-то, поддержать и защитить его.

Частично компенсирующие системы сестринского ухода актуальны и там, где и пациент и медицинская сестра осуществляют совместные действия. Здесь уместны все пять основных приемов помощи.

Поддерживающие (направляющие) системы сестринского дела актуальны в том случае, когда необходимо научить пациента каким-то действиям с тем, чтобы удовлетворилась его потребность в лечебном самоуходе. Действенными методиками являются поддержка, руководство, обеспечение соответствующего окружения, кроме того – постоянное просвещение.


2. Взаимосвязь между элементами

Мы уже говорили о взаимоотношении различных элементов в трех теориях Орем, являющихся отдельными частями в ее обобщении, и теперь можем суммировать наши наблюдения следующим образом:

1. Взаимоотношения между элементами теории самоухода показаны на схемах 5.1., 5.2.

2. Взаимосвязь между элементами теории невозможности самоухода осказывается частным случаем общей взаимосвязи элементов теории самоухода.

3. Взаимоотношения между элементами теории систем сестринского дела становятся более понятными при соотнесении принципов профессионального подхода к уходу с этими тремя системами. Остается неясным, каким образом возможности сестринского дела и его разнородные элементы соотносятся с отдельными элементами внутри систем сестринского дела.

Общая теория Орем изображена на схеме 5.3.