Отчеты в службу занятости (вакантные места, квотирование для инвалидов). Как сдавать отчет по квоте для инвалидов

Уже не первый год в столице действует Закон №47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" (ред. от 26 июня 2002 г.). Он обязывает фирмы принимать на работу инвалидов или платить в московскую казну деньги, если этого не происходит. Однако механизм работы данного Закона для многих до сих пор является тайной за семью печатями. Все ли предприятия должны трудоустраивать инвалидов? Какую сумму нужно платить тем фирмам, где инвалиды не числятся? Есть ли ответственность за невыполнение норм Закона? Ответить на эти вопросы помог ТИМОФЕЕВ Георгий Ярославович , директор государственного учреждения города Москвы "Центр квотирования рабочих мест"

- Прежде всего хотелось бы узнать, все ли московские фирмы должны встать на учет в Центре квотирования?

Все. Даже более того - все работодатели. Сделать это необходимо в течение месяца после государственной регистрации. Таковы требования пункта 2.1 постановления правительства Москвы от 4 марта 2003 г. № 125-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве".

- А если этого не сделать - оштрафуют?

Нет, за то, что работодатель не состоит на учете в нашем центре, штрафов не предусмотрено.

- Что нужно для того, чтобы фирму поставили на учет?

Предприятие может обратиться в территориальный отдел центра, по месту своей регистрации. Туда необходимо представить: свидетельство о государственной регистрации, устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, информационное письмо из органов государственной статистики об учете в ЕГРПО, данные о среднесписочной численности работников (форма П-4).Когда фирму поставят на учет, ей присвоят регистрационный номер, который она должна указывать в своей статистической отчетности.

- В чем состоят обязанности по квотированию?

Всем, у кого среднесписочная численность сотрудников составляет более 30 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов. Квота равна 4 процентам от среднесписочной численности. Если говорить проще, то, например, фирма, где трудятся 33 человека, должна принять одного инвалида. Работодателю предоставляется выбор: он либо трудоустраивает человека, либо, если не может или не хочет этого делать, платит определенную сумму. А именно: за каждого нетрудоустроенного инвалида организация ежемесячно вносит сумму, равную прожиточному минимуму в Российской Федерации, установленному на день оплаты.

- А какие документы нужно представить, чтобы доказать: на предприятии действительно работает инвалид?

Необходимы , этого человека. Еще понадобится справка из бюро санитарно-медицинской экспертизы, из которой следует, что этот инвалид имеет право работать. И наконец, форма П-4 "Расчет среднесписочной численности".

- Это все, что Центр квотирования требует от работодателей?

Не совсем. Дело в том, что работодатели еще должны раз в квартал представлять нам отчет. Это нужно сделать до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Форму отчета, кстати, как и размер прожиточного минимума, можно посмотреть на сайте www.kwota.ru. Кроме того, бланки выдают в любом из отделов квотирования - они есть в каждом округе Москвы.

- Как можно сдавать отчет: лично, по почте?

Вообще-то, все отделы квотирования очень удобно расположены и бухгалтерам несложно привозить отчет самим. Но документ можно отправить и по почте. Если у нас возникают вопросы насчет отчетов, пришедших по почте, мы вызываем бухгалтеров к себе и выясняем все уже на месте.

- Куда поступают средства от квотирования?

Платежи идут в Департамент финансов города Москвы, а точнее - в Комитет общественных связей Москвы, это наш учредитель. Когда они обработают платежки, информация передается в Центр квотирования. Здесь мы проводим сверку, смотрим, какие работодатели добросовестно выполняют закон, какие - нет.

Нельзя. Ведь эти суммы не остаются в казне. Сначала они собираются в специальном целевом фонде. А затем их в качестве безвозмездной помощи передают организациям, которые создают дополнительные и временные рабочие места для инвалидов и молодежи до 18 лет. Главным распорядителем средств этого Фонда квотирования в столице является все тот же Комитет общественных связей города Москвы.

- Кто может получить средства из фонда?

Финансовая помощь оказывается строго на конкурсной основе. Участвовать в конкурсе вправе организации любых форм собственности. Хотя, конечно, существуют и ограничения. Работодатель не допускается к конкурсу, если он, например, имеет задолженность перед московским бюджетом, в том числе и по платежам квотирования, задолжал своим сотрудникам заработную плату, получал средства из Фонда квотирования в течение последних двух лет.

Эти ограничения введены для того, чтобы средства действительно были направлены на нужды инвалидов, а не попали к фирмам-"однодневкам" или предприятиям, желающим за счет фонда поправить свое финансовое положение.

- Каковы результаты конкурса, который вы проводили в прошлом году?

В 2003 году в столице финансовую помощь для создания дополнительных рабочих мест получили 44 предприятия. На эти цели было выделено более 520 млн рублей. В итоге было создано 2570 дополнительных рабочих мест, в том числе 583 места для инвалидов и 1987 мест для молодежи. Кроме этого, создано 222 временных рабочих места. Конечно, для такого мегаполиса, как Москва, еще недостаточно, но это только начало...

- Кто же проверяет, как предприятия выполняют требования Закона о квотировании?

У Центра квотирования полномочий для подобных проверок нет. Наши сотрудники могут лишь информировать организации о том, что пора сдавать отчеты по квотированию, мы делаем это через налоговые службы и районные СМИ. Но вот Комитет общественных связей очень активно взаимодействует с Рострудинспекцией, прокуратурой и налоговиками. На предприятия, руководители которых стремятся уклоняться от закона, может прийти с проверкой трудовой инспектор. Впрочем, хочу отметить, что большинство работодателей Москвы добросовестны. По крайней мере 80 процентов организаций или трудоустраивают инвалидов, или платят за них.

- Ну а если все же закон не выполняется?

Московский закон не предусматривает штрафы для неплательщиков. Мы можем лишь пригласить к себе руководителя предприятия, попытаться прояснить сложившуюся ситуацию. Как правило, этих мер достаточно для того, чтобы работодатель начал платить.

- Если беседа не дала результата, что тогда?

После предупреждений последует вызов на территориальную комиссию, к заместителю префекта. Если и территориальная комиссия не повлияла, неплательщика вызовут на городскую комиссию, к заместителю мэра Москвы Валерию Шанцеву, который ее возглавляет. Но пока у нас не было ни одного такого случая. Повторяю, московский работодатель законопослушен.

Уже в текущем отчетном периоде, то есть с 1 октября московские работодатели могут предоставлять сведения о выполнении условий квотирования посредством Интерактивного портала службы занятости населения города Москвы через "Личный кабинет", иными словами, в онлайн-режиме (czn.mos.ru). Об этом сообщило ГКУ "Центр квотирования".

Чтобы сдать соответствующую отчетность, работодателю необходимо обратиться в территориальный отдел квотирования и получить доступ для регистрации на указанном портале. Затем на адрес электронной почты, который указан в карточке организации, будет направлен код активации. Также он может быть выдан на руки под подпись сотрудником территориального отдела квотирования. Процедуру активации необходимо пройти только один раз.

После активации и регистрации в "Личном кабинете" работодатель сможет заполнить необходимые поля формы 1-кв. "Квартальная". Там же появится подтверждение о принятии отчета.

Включаются ли при расчете квоты в среднесписочную численность работников те работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным? Узнайте из материала "Обязательное квотирование рабочих мест" в "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Интерактивный портал службы занятости населения города Москвы был запущен в сентябре текущего года Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы. К слову, при помощи "Личного кабинета" также можно отправить отчет о кадровом составе в Службу занятости и воспользоваться услугой содействия в подборе работников.

Напомним, в соответствии с действующим московским законодательством, работодатели, осуществляющие деятельность на территории столицы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, должны соблюдать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников. Из них 2% – для трудоустройства инвалидов и 2% – для трудоустройства некоторых категорий молодежи (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 " "; далее – закон Москвы о квотировании рабочих мест). В том числе речь идет о выпускниках учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые ().

По установленным правилам, работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников (). При этом он обязан предоставлять отчетность по квотированию в Центр квотирования ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом ().

Отчеты в службу занятости (вакантные места, квотирование для инвалидов)

Предоставление информации в службу занятости. Квотирование для инвалидов.

Вопрос: кто обязан предоставлять "Информацию о наличии вакантных рабочих мест, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах" в центр занятости? есть ли перечень отчетов, которые обязаны предоставлять все работодатели? нужно ли подавать пустые бланки, в случае отсутствия сведений?

Ответ:
1. Отчет по квотированию мест для инвалидов в службу занятости должны представлять организации, численность сотрудников в которых составляет более 35 человек. Отчет представляется ежемесячно. А конкретные сроки сдачи и форму Отчета утверждают территориальные органы власти.

2. Все организации без исключения обязаны представлять в службу занятости ежемесячно такую форму отчетности, как «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)».

Срок представления отчета для г. Севастополя (региональным законом) не установлен. Главное, чтобы данный отчет представлялся регулярно, каждый месяц.

Подать отчет возможно на бумажном носителе (лично или по почте) или в электронном виде.

3. Если в организации трудится более 35 человек, то организация обязана квотировать места для инвалидов в размере не менее 2 %. Следовательно, и Отчет по квотированию мест для инвалидов в таком случае представляется каждый месяц с целью соблюдения квоты.

А вот Отчет о вакантных местах как правило подают только при их наличии. Хотя в некоторых регионах установлено требование о представлении данного Отчета и в случае отсутствия вакантных мест.

Обоснование

Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

Квотирование рабочих мест

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

1.не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

2.не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам спецоценки или бывшей аттестации рабочих мест.

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2014 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2 , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Департамента труда и занятости г. Москвы от 29 декабря 2016 г. № 1618 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 181н . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.

Как оформить прием сотрудника на работу

Сведения для службы занятости

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости информацию:

1.об имеющихся вакансиях;

2.о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Включая сведения о локальных нормативных актах, которыми это установлено;

3.о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Ответственность

Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

А именно к штрафу:

от 30 000 до 50 000 руб. - для организаций;

от 3000 до 5000 руб. - для должностных лиц, например руководителя.

Такие меры ответственности предусмотрены Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90 и Закона от 21 ноября 2007 № 45.

Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. ( , ).

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 № 90.

Обязана ли организация сообщать о вакансиях в службу занятости? Как и в какие сроки?

Да, обязана. Представлять сведения о свободных и вакантных рабочих местах, а в ряде случаев и об их отсутствии нужно ежемесячно. Конкретный порядок и сроки сдачи могут отличаться в зависимости от региона.

В целях эффективной экономической деятельности работодатель самостоятельно и под свою ответственность принимает необходимые ему кадровые решения, в том числе по подбору персонала. При этом законодательство не требует заполнять все вакантные должности по мере их возникновения.

Вместе с тем, если в штатном расписании есть свободные или вакантные места, независимо от того, требуются на них в текущий момент сотрудники или нет, сведения о них нужно ежемесячно сообщать в службу занятости населения (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Обязанность извещать о вакансиях не зависит от формы собственности организации-работодателя и его статуса. Отдельные исключения могут быть предусмотрены на региональном уровне. Как правило, это госучреждения, где замещение должностей происходит по конкурсу. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

В отдельных регионах может быть установлена обязанность подавать сведения не только о вакансиях, но и об их отсутствии. В частности, такая обязанность установлена в Краснодарском крае (п. 2.2 Порядка, который утвержден ). В таком случае работодатели по сути обязаны предоставлять сведения ежемесячно даже при отсутствии вакансий. Если такой оговорки в региональных законах нет, то сообщать об отсутствии вакансий не нужно (постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2011 г. № 4908/11). Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

Единая дата подачи сведений не установлена. Ее можно уточнить в региональном отделении службы занятости. Например, в Ростовской области подать сведения можно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным (Порядок , который утвержден ). В Краснодарском крае данные предоставляют по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц не позднее 28-го числа текущего месяца (п. 2.1 Порядка, который утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258). Во многих регионах точной даты сдачи сведений не предусмотрено, достаточно соблюдать ежемесячную сдачу отчетов. Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

По общему правилу подавать сведения о вакансиях нужно по форме , которая утверждена приказом Минтруда России от 26 февраля 2015 г. № 125н . Однако во многих регионах установлена своя собственная форма. Например, для Ростовской области форма утверждена постановлением правительства Ростовской области от 25 сентября 2014 г. № 646 . В Краснодарском крае тоже своя форма , которая утверждена постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2004 г. № 258 . Подробнее информацию о региональных особенностях см. в таблице.

За непредоставление информации о вакантных местах, а в отдельных регионах и об их отсутствии либо за представление сведений с нарушением срока работодатели несут административную ответственность. Штраф на должностных лиц составит от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб. ().

  • Скачайте формы

Как правильно сдать отчет в центр занятости о выполнении квоты для приема на работу инвалидов форма № 1-КИ? Сдаем эти отчеты в центры занятости 2-х разных населенных пунктов, одни говорят по-одному сдавать, другие по-другому. Замучились уже одинаковый отчет по-разному заполнять.к примеру Первый вариант заполнения:1 Среднесписочная численность- 268-Вредные условия - 482 Для расчета квоты- 2203 количество подлежащее квотированию - 6- работодателю с численностью более 100 человек- 64 кол-во рабочих мест, фактически созданных (выделенных) и тд - 65 численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на начало - 66 на конец отчетного периода- 6И к этому заполняем информацию о наличии локальных актов.Т.е. не совсем понятен пункт 4 этого отчета. Одним мы его постоянно заполняем и создаем каждый месяц приказ (локальный акт) о создании мест для трудоустройства инвалидов. Хотя сотрудники как работали у нас так и работают- ничего мы не создаем, должности новые не вводим.Другим мы его не заполняем и не вносим информацию ни о каких актах локальных и акты не делаем. Они объясняют это тем, что если бы у нас не хватало бы инвалидов для выполнения квоты по предприятию, то нам нужно было бы вводить рабочие места, должности и создавать на это акты. А другие говорят- не важно хватает их или нет, если у вас работают инвалиды, значит вы автоматически создаете места им, значит нужны акты и по ним нужно заполнять 4 пункт.

Ответ

Ответ на вопрос:

Предполагаем, что вы используете форму отчетности № 1-КИ, утвержденную приказом Минтруда Республики Крым от 23.01.2015 № 17.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

В п.4 необходимо указывать «Кол-во рабочих мест, фактически созданных (выделенных) в пределах установленной квоты на конец отчетного периода (единиц),* в т.ч.:».

В данном разделе необходимо отразить информацию о вновь созданных квотируемых рабочих местах в отчетном периоде. Это те рабочие места, на которые Вы готовы принять на работу инвалидов.

Если в Вашей организации уже работают инвалиды на квотируемых рабочих местах, заполняется пункт 5 «Численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на начало отчетного периода (чел.), в т.ч.:».

Поэтому, если Вы в течение отчетного периода не создаете новые квотируемые рабочие места, пункт 4 отчетности по форме 1-КИ заполнять не надо.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости ( , ). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам .

На основании установленных квот организации самостоятельно . Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать , чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. ).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам ( , ).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области утверждены и , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по , утвержденной . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (). функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден Квест-игра для кадровиков: проверьте, знаете ли вы, как изменилась работа с начала года
В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».


  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Квотируемое рабочее место - что это такое?

    Для некоторой категории граждан государство предусмотрело обязательное резервирование рабочих мест. Такие места называются квотируемыми. Квотируемое рабочее место: что это такое и для какой категории граждан оно предусмотрено.

    В чем суть квотирования?

    Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование - обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

    Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

    Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ . Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

    Что значит квотируемое рабочее место

    Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.

    Для какой категории граждан

    Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

    • инвалиды;
    • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
    • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
    • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
    • вынужденные переселенцы и беженцы;
    • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
    • лица, уволенные с военной службы;
    • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
    • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

    В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

    Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

    Квоты для инвалидов

    Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:

    • разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
    • создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.

    В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).

    От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.

    Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.

    Извещение службы занятости

    Работодатели, помимо создания рабочих мест, обязаны и извещать органы службы занятости о том, что компания исполнила обязанность по квотированию рабочих мест. Согласно части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели каждый месяц обязаны направлять указанным службам информацию о созданных по квоте рабочих местах. Помимо сведений о созданных рабочих местах, необходимо информировать и о локальных нормативных актах, содержащих сведения о выполнении квоты. Все эти сведения предоставляются по утверждённым формам.

    Ответственность

    За неисполнение компанией обязанности по выделению и созданию мест для работы по установленной квоте предусмотрена административная ответственность.

    Согласно ст. 5.42 КоАП РФ штраф за такое нарушение, как и за отказ в трудоустройстве инвалида по квоте, составляет от 5000 до 10 000 руб.