Методические рекомендации «Роль локальных актов образовательной организации в решении вопросов профилактики детского травматизма. Локальные акты образовательной организации (соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере образования)

Образовательные организации должны формировать открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивать доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

Перечислим основные нормативно-правовые акты в сфере образования, которые предъявляют требования к официальным сайтам образовательных организаций:

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда» (ч. 6 ст. 15. «Результаты проведения специальной оценки условий труда»), указывает на то, что «работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников , на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда». Таким образом, на официальном сайте любой организации должены быть размещёны документы:

Протокол сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда ;

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Важно! Во всех федеральных документах системы образования, которые регламентируют размещение на официальном сайте необходимой информации (включая документы), сказано, что на сайте допускается наличие и иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из этого следует, что если каким-либо распорядительным актом вышестоящая организация предписывает размещение той или иной информации (включая документы), то это должно быть выполнено с соблюдением требований федерального законодательства (особенно это касается требований Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Помните! Образовательная организация обновляет на официальном сайте необходимые сведения (включая поименованные документы обязательного перечня), не позднее 10 рабочих дней после их изменений. Данное требование зафиксировано в федеральных документах.

В следующей публикации мы рассмотрим вопрос ответственности, которая грозит физическому, должностному и (или) юридическому лицу, если на официальном сайте будет отсутствовать необходимая информация (включая документы) или размещены недостоверные сведения.

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Комментарий к Ст. 30 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новой для отечественного образовательного законодательства. Отдельное упоминание о локальном нормотворчестве образовательных организаций содержал Закон N 3266-1, однако данные положения носили эпизодический характер и были "разбросаны" по отдельным статьям нормативного акта.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет правомочие образовательной организации на принятие локальных нормативных актов. В компетенции образовательного учреждения, а в его лице выступают в различных комбинациях учредитель, совет образовательного учреждения, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет, объединения обучающихся, иные органы управления образовательной организацией при их наличии, находятся педагогический, воспитательный процесс, права и обязанности обучающихся, регламентация и оформление договорных взаимоотношений образовательной организации, взаимоотношения администрации учебного заведения и общественных организаций, объединений обучающихся, создание и функционирование хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности и некоторые другие вопросы. Компетенция образовательной организации определена .

Более того, акты локального регулирования, поскольку отношения, складывающиеся в сфере образования, носят комплексный характер, регулируют отношения в сфере социальной защиты, бюджетного финансирования, налогового обложения, труда.

Наличие и качество уставных и иных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, является критерием оценки эффективности работы государственных образовательных учреждений.

Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет определенный перечень вопросов, по которым образовательная организация вправе принять локальные нормативные акты, а иногда и обязана это сделать.

Обязательным является принятие устава образовательной организацией, правил приема в образовательную организацию, положения о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или бюджетной сметы образовательной организации, положения о формах получения образования (экстернат, самообразование по индивидуальным программам, положение о семейном образовании, положение о свободном посещении учебных занятий и др.).

В рамках локальных нормативных актов должны быть урегулированы вопросы участия обучающихся в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов; порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; предоставления обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций; порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения; порядок бесплатного пользования библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности.

В рамках подзаконных нормативных актов и инструктивных писем Минобрнауки России разрабатывает примерные перечни локальных актов образовательного учреждения, например, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования*(34), те акты, в которые потребуется вносить изменения в связи с использованием электронного журнала*(35).

Порядок принятия локальных нормативных актов устанавливается уставом образовательной организации.

Законодатель, обеспечивая демократичный порядок создания локального акта и соблюдая нейтралитет образовательной организации во внутренних делах, создает некий механизм "сдержек и противовесов" внутри учебного заведения в виде различных органов управления и самоуправления, устанавливая обязательность их участия при принятия решений, тем самым инициируя процессы внутреннего контроля и согласуемости предпринимаемых действий и актов.

Предметом внимания в судебном порядке несоблюдение процедуры принятия локального акта становится только в контексте рассмотрения дела по иным основаниям*(36), если это имеет существенное значение для правильного разрешения дела судом.

Мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, как правило учитывается путем включения в общее собрание представителя (руководителя) совета обучающихся, родителей, представительного органа обучающихся.

Участие представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) при принятии локального акта определяется, как правило, коллективным договором, соглашениями. Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (ст. 372). Работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, который не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Мнение представительного органа работников учитывается при реорганизации или ликвидации организации; введении технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников, формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении порядка проведения аттестации, при установлении системы оплаты труда, конкретных размеров повышения оплаты труда, форм расчетного листка, применении системы нормирования труда, при введении, замене и пересмотре норм труда, утверждении правила внутреннего трудового распорядка, наложении дисциплинарного взыскания.

Пункт 4 комментируемой статьи повторяет соответствующее положение, закрепленное в ст. 8 Трудового кодекса РФ . В тех случаях, когда нормы локального акта ухудшают положение работников или снижают уровень гарантий по сравнению с установленным образовательным или трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, они не подлежат применению. Применяются нормы соответственно образовательного законодательства либо трудового законодательства, а такой акт подлежит отмене. В случае несогласия работодателя - в административном или судебном порядке.

1. Локальный нормативный акт образовательного учреждения - это документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления (должностным лицом) образовательной организации и регулирующий трудовые, образовательные и иные отношения в рамках данной образовательной организации.

Следует учитывать, что нормативными признаются такие документы, которые устанавливают, изменяют или отменяют правила поведения. Поэтому, если в локальном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка) просто повторяются нормы, которые уже закреплены в Трудовом кодексе РФ, то такой документ не является локальным нормативным актом (по сути - это какой-то информационный бюллетень).

Другой пример - правила приёма обучающихся. Этот локальный нормативный акт обязателен для всех типов образовательных организаций. Однако не нужно копировать министерские документы. В правилах приёма в конкретное образовательное учреждение нужно регулировать те моменты, которые не затронуты федеральным нормативным правовым актом (например, отношения по приёму на обучение по дополнительным образовательным программам или регламент предоставления документов: кому, в какие часы, в какой кабинет и т. д.).

Часто встречается вопрос: нужно ли перечень локальных нормативных актов закреплять в уставе образовательного учреждения? Такое требование в российском законодательстве отсутствует и решение по этому вопросу руководитель принимает самостоятельно. Вместо поименованного перечня, целесообразно закрепить в уставе виды локальных нормативных актов, которые могут быть приняты в образовательном учреждении (положение, инструкция, приказ и т. п.).

2. В соответствии с частью первой статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) локальные нормативные акты должны соответствовать:
– Конституции Российской Федерации;
– Закону об образовании;
– другим федеральным законам;
– иным нормативным правовым актам РФ (постановлениям Правительства, приказам Минобразования и др.);
– законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 частью 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» при разработке локальных нормативных актов необходимо руководствоваться муниципальными актам, принятыми в сфере образования.

3. Локальные нормативные акты не только регулируют деятельность образовательной организации, но и являются способом оценки деятельности конкретного учреждения контролирующими органами. Например, Минобрнауки в одном из своих писем указало, что критерием готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является наличие локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения.

В соответствии с требованиями ст. 29 Закона об образовании копии локальных нормативных актов необходимо разместить на официальном сайте образовательного учреждения. При этом действует презумпция достоверности и актуальности выложенных на сайте документов. Таким образом, органы, осуществляющие контроль (надзор) в отношении образовательной организации, имеют возможность в любой момент ознакомиться не только с перечнем локальных нормативных актов, действующих в учреждении, но и с их содержанием. В результате такой проверки контролирующий орган может инициировать внеплановую проверку образовательной организации.

4. Локальные нормативные акты принимаются органами управления (общим собранием, директором, педагогическим советом и др.) в соответствии с уставом учреждения. Чаще всего используют четыре варианта наделения локального акта юридической силой:
– приказ руководителя;
– приказ руководителя + мнение коллегиального органа управления;
– приказ руководителя + согласие коллегиального органа управления;
– принятие коллегиальным органом управления.

5. Основные правовые нормы, которые регулируют локальное нормотворчество:
– статья 30 Закона об образовании;
– статья 8 Трудового кодекса РФ.

6. Для любой организации необходима система локальных нормативных актов (определённая иерархия), т. е. документы не должны противоречить и дублировать друг друга.

7. Российское законодательство не устанавливает перечень локальных нормативных актов, обязательных (или разрешённых) для той или иной организации. Однако законом могут быть установлены пределы регулирования (например, недопустимость ухудшения положения работников по сравнению с требованиями Трудового кодекса РФ).

Чем руководствоваться образовательному учреждению при разработке перечня необходимых локальных нормативных актов? Принцип, предусмотренный Законом об образовании такой: если в учреждении возникает ситуация, описанная в норме закона, то необходимо принять соответствующий локальный нормативный акт. Например, одна из норм статьи 14 Закона об образовании предусматривает возможность получения образования на иностранном языке в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации. Если учреждение не собирается использовать данную возможность, то и необходимость локального регулирования отсутствует. Подобные нормы имеются в статьях 26, 27, 33, 34, 38, 47, 54 и др. Закона об образовании.

Локальное нормотворчество связано с компетенцией, обязанностями и правами образовательной организации. Поэтому желательно разработать локальные нормативные акты исходя из положений статьи 28 Закона об образовании. Например, пункт 10.1 части 3 статьи 28 относит к компетенции образовательной организации поощрение обучающихся. Реализуя эту норму, целесообразно принять соответствующий локальный нормативный акт (например, положение).

Минобрнауки России рекомендует (письмо от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17) принять локальные нормативные акты, которые, в частности, регламентируют:
1) правила приёма обучающихся;
2) режим занятий обучающихся;
3) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
4) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
5) организацию питания обучающихся и работников образовательной организации;
6) требования к одежде обучающихся;
7) деятельность общественных объединений учащихся, родителей (законных представителей), осуществляемой в образовательной организации и не запрещённой законодательством Российской Федерации;
8) порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения;
9) основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг;
10) порядок и формы проведения итоговой аттестации (не государственной, а, например, по дополнительным общеобразовательным программам);
11) ведение официального сайта образовательной организации;
12) внутренний распорядок обучающихся;
13) образец справки об обучении или о периоде обучения;
14) образец и порядок выдачи документов об обучении по образовательным программам, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации;
15) порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами ФГОС, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги;
16) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы
17) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
18) зачёт результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (актуально для сетевой формы реализации образовательных программ);
19) пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
20) доступ педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности;
21) пользование педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации;
22) перечень факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

В другом письме (от 12 мая 2011 года № 03-296) Минобрнауки России предлагает принять следующие локальные нормативные акты:
1) положение о группе продлённого дня («школе полного дня»);
2) приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей);
3) положение об организации и проведении публичного отчёта образовательного учреждения;
4) положение об учебном кабинете;
5) положение об информационно-библиотечном центре;
6) положение о культурно-досуговом центре;
7) положение о физкультурно-оздоровительном центре;
8) должностные инструкции работников образовательного учреждения.

При разработке перечня локальных нормативных актов необходимо принимать во внимание нормы ФГОСов. Так, стандарты содержат требования к материально-техническому обеспечению. Поэтому желательно утвердить перечень средств обучения для реализации образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.

Трудовой кодекс РФ, в отличие от образовательного законодательства, содержит небольшой перечень необходимых локальных нормативных актов (при этом наличие некоторых документов подразумевается):
1) правила внутреннего трудового распорядка;
2) инструкции по охране труда;
3) положение о персональных данных;
4) штатное расписание;
5) график отпусков;
6) положение об оплате труда.

Необходимость принятия локальны нормативных актов может быть обусловлена нормативными правовыми актами, которые не регулируют ни образовательные ни трудовые отношения. Например, Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» требует сформировать и утвердить учётную политику организации; в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» необходимо разработать политику в отношении обработки персональных данных (это необходимо сделать, например, в том случае, когда на сайте образовательной организации размещена форма регистрации или запрашиваются какие-либо данные посетителя сайта); Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагает на все организации обязанность разработать меры по предупреждению коррупции, Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена необходимость принятия положения о контрактном управляющем и т. д.

8. Принятие локального нормативного акта требует предварительной подготовки: необходимо продумать структуру документа (цель, мотивы принятия; круг лиц, на которые распространяется нормативный акт; требования; основания требований и др.), нужно предусмотреть последствия принятия акта, учитывая особенности коллектива и отдельных работников, предстоящие расходы, связанные с исполнением акта и т. п.

9. Очень важно, чтобы язык локального акта был понятен работникам организации с различным уровнем образования. В большинстве случаев нормативный акт должен быть написан как бы для 16-летнего подростка: просто, ясно, с минимумом специальных терминов, соответствовать правилам формальной логики.

10. Вносить в локальный нормативный акт какие-либо изменения имеет право только принявший этот акт орган. Например, директор не вправе изменить документ, принятый (разумеется, в рамках своей компетенции) общим собранием коллектива.

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и принимает локальные нормативные акты , содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, а кроме того, как работодатель , принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения, в пределах своей компетентности в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Предлагаем Вашему вниманию фрагмент семинара « Требования ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“ к уставу и локальным актам». Проводит Алексей Иванович Ломов, почетный работник общего образования РФ, Заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», эксперт информационного портала 273-ФЗ.рф

Видео (7 мин.) можно развернуть на весь экран!

Для обеспечения легитимности локальных актов при их принятии необходимо строго соблюдать следующие принципы:

· никто не может быть ограничен в своих правах и свободах, предоставленных действующим законодательством и нормативными актами муниципального уровня (ст. 55 Конституции РФ);

· любые локальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО не могут применяться, если они не представлены для всеобщего ознакомления (не доведены до их сведения) (ст. 15 Конституции РФ);

· осуществление прав и свобод обучающихся, их родителей (законных представителей), работников ОО не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ);

· все равны в пользовании правами и свободами и несении обязанностей (ст. 19 Конституции РФ);

· при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права работников, в порядке и в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, необходимо учитывать мнение представительных органов работников ОО (при их наличии) (ч. 4 ст. 30 Закона);

· при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, необходимо учитывать мнение совета обучающихся и совета родителей (при их наличии) (ч. 4 ст. 30 Закона);

· нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании и трудовым законодательством (ч. 4 ст. 30 Закона).

Законодательно установленных требований к оформлению локальных актов не существует , несмотря на наличие ГОСТ Р 6.30−2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 г. № 65-ст, поскольку он носит рекомендательный характер. Поэтому при оформлении школьной документации достаточно стремиться к тому, чтобы не допускать противоречий с требованиями этого ГОСТа. Единого перечня ЛНА, которые обязательно должны быть в каждой ОО, нет и быть не может!

Среди локальных нормативных актов (далее — ЛНА), которые должны или могут быть в ОО, можно выделить 3 группы:

1) ЛНА, вид и название которых закреплены законодательно, и которые обязательно должны быть в каждой ОО;

2) ЛНА, которые должны регламентировать предписанные законодательно процедуру, порядок, правила и т. п. , вид, название и количество которых ОО определяет самостоятельно;

3) ЛНА, наличие которых не предписано никакими законодательными актами, наличие которых ОО определяет самостоятельно в силу своей автономии (ч. 1 ст. 28 Закона).

К первой группе ЛНА относятся:

К третьей группе можно отнести, например, ЛНА, регламентирующие:

· порядок использования печатей (если в ОО их имеется несколько);

· создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся;

· работу органов управления ОО;

· работу объединений обучающихся;

· работу объединений работников;

· работу объединений родителей (законных представителей) обучающихся;

· организацию проведения различных мероприятий.

Таким образом, единого перечня ЛНА , которые обязательно должны быть в каждой ОО, нет и быть не может!

Каждая ОО самостоятельно определяет перечень ЛНА, регламентирующих ее деятельность , исходя из своих особенностей. Главное, чтобы этот перечень был достаточным, то есть обеспечивающим нормативно правовую регламентацию всех направлений деятельности ОО.