Реформа московского здравоохранения. Реорганизация здравоохранения по-московски: кому выгодно
Организация здравоохранения остается наиболее дискуссионной темой, как в теории, так и в экономической политике. В мире нет такой страны, где модель организации здравоохранения считалась бы среди экономистов и медиков образцовой.
Как известно, существуют три основные модели организации здравоохранения: «государственная», «частная», «страховая». В мировой практике система здравоохранения страны, как правило, строится на сочетании различных моделей, но в разных пропорциях. Каждая модель дополняет другую.
Государственное финансирование здравоохранения основано на принципе социальной солидарности общества, распределения медицинских услуг, как общественных благ. Такая модель главенствует в Великобритании, Ирландии, Дании и др.
Частная модель здравоохранения предполагает, что медицинские услуги - продукты частных компаний, распределяемые в условиях рыночный конкуренции. Классический пример построения «частного» здравоохранения - США.
Третья модель - страховая существует в условиях социально-ориентированной смешанной экономики, обеспечивает необходимое стимулирование медицинских организаций, гибкость организационной структуры здравоохранения. Государство - выступает гарантом обеспечения всех граждан или их большинства социальными благами. Данная модель здравоохранения преобладает в Германии, Австрии, Канаде и др.
В 2013 году в России начался новый этап реформ здравоохранения. государственным медицинским организациям были предоставлены права оказания гражданам платных медицинских услуг.
В 2014 году реформа была продолжена. Была произведена реорганизация отрасли. Поликлиники были объединены в крупные медицинские организации. В мероприятиях по оптимизации участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано, а 330 потеряли свою самостоятельность.
Финансирование медицинских организаций стало осуществляться на основе устанавливаемых субъектами РФ нормативов объема медицинской помощи на 1 жителя региона по каждому виду медицинской помощи в соответствии с территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи каждого региона.
Основным каналом финансирования медицинских организаций стала система ОМС, включающая ФФОМС, территориальные ФОМС, страховые компании.
Финансирование медицинских организаций через систему ОМС дополняется бюджетным финансированием субъектами РФ и федеральным бюджетом. (Подробно см. 323-ФЗ, 326-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 932).
Кроме того, активно развивается частная медицина. Если в 2010 году число негосударственных медицинских организаций составляло 8%, общего числа медорганизаций, то в 2015 году - уже 22%. Доля включенных в территориальные программы ОМС частных клиник в 2014 г. выросла до 19% по сравнению с 8% в 2013 г .
Таким образом, Россия развивает наиболее распространенную в мире страховую модель здравоохранения с развитой системой государственного финансирования и социальных гарантий.
В условиях экономического кризиса россияне, стали более остро осознавать ценность бесплатных социальных благ, высокое качество организации отлаженных во времена СССР систем здравоохранения, образования, социального обеспечения.
Неслучайно в 2014 - 2015 годах по стране прокатилась волна митингов и протестов против сокращения количества медицинских учреждений, медицинского персонала, объема бесплатных медицинских услуг. По данным Росстата, число медработников снизилось за 2014 год на 90 тыс. человек при сохранении уровня совместительства в 140% .
Счетной Палатой РФ в 2014 г. был отмечен рост объема платных медицинских услуг на 24,2% по сравнению с 2013 г. Рост платных медицинских услуг свидетельствует о замещении бесплатной медицинской помощи платной, снижении доступности медпомощи для населения.
В начале марта 2016 года президент РФ заслушал доклад министра здравоохранения о предварительных итогах развития здравоохранения в 2015 году. Г-жа В. Скворцова сообщила, что в 2015 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении достигла 71,2 года .
Однако, нельзя забывать о том, что по этому показателю Россия вместе с Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном занимает лишь 10-13 места среди стран-бывших республик СССР, обгоняя только Казахстан и Туркмению.
Многие экономисты и медики обратили внимание на то, что в январе-ноябре 2015 г. смертность в России на 100 000 жителей выросла на 0,1% по сравнению с 2014 г., достигнув в2015 г. 1306 человек .
Проблема роста смертности вызывает особое беспокойство на фоне того, что Россия среди стран - бывших республик СССР уступает по уровню смертности на 1000 жителей только Украине, Латвии, Литве.
В этих условиях удивительно то, что, несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность медицинских учреждений, отсутствует проработанное законодательство, определяющее условия и механизмы развития частной медицинской практики.
Успех развития страны напрямую связан с величиной государственных инвестиций в человека, т.е. в здравоохранение, образование, науку, культуру.
В начале марта 2016 г. разные ведомства и экономисты «давали» противоречивые сведения о величине кассового исполнения государственных расходов на здравоохранение и их фактической доле в ВВП.
Тем не менее, даже запланированная на 2015 г. доля государственного финансирования здравоохранения России представляется заниженной, особенно в условиях кризиса. Этот показатель ниже, чем в Молдавии, Эстонии, Литве, Киргизии, Украине, не говоря уже о среднем уровне государственных расходов на здравоохранение в странах ЕС, где он составляет 6,5% от ВВП.
В то же время доля военных расходов в ВВП России, на мой взгляд, завышена, особенно в условиях экономического кризиса. По данным SIPRI она составляет 4,5% ВВП .
По этому показателю Россия занимает второе место среди стран - бывших республик СССР, незначительно уступая лишь Азербайджану.
Наиболее высокую долю военных расходов в странах ЕС имеют Франция и Великобритания - 2,2% ВВП. В США этот показатель составляет 3,5 % ВВП.
В качестве положительных моментов реформирования здравоохранения в России можно отметить то, что: реформа проводится постепенно и достаточно аккуратно; сохраняется преемственность с хорошо отлаженной советской системой управления здравоохранением; обеспечиваются государственные гарантии получения всеми гражданами бесплатных медицинских услуг удовлетворительного качества.
Для успешного проведения реформы здравоохранения целесообразно целесообразно сравнить свои достижения с опытом передовых зарубежных стран.
По мнению ряда специалистов одна из наиболее удачных медицинских реформ среди постсоветских стран была реализована в Эстонии.
Даже среди 35 европейских стран Эстония занимает почетное 17 место по качеству и эффективности здравоохранения , опережая Испанию, Италию, Ирландию.
По заключению экспертов Health Consumer Powerhouse (HCP), проанализировавших состояние медицинской отрасли в 27 странах Евросоюза, а также в Швейцарии, Норвегии, Хорватии и Македонии система здравоохранения Эстонии принадлежит к ряду лучших в Европе.
Среди стран - бывших республик СССР ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Эстонии - самая высокая - 77 лет, смертность на 1000 жителей достаточно низка - 8,1% (9 место из 15 бывших советских республик; В России - 13,1 % на 1000 жителей).
Доля государственных расходов на здравоохранение в Эстонии - 4, 64 % ВВП (2-е место после Литвы) при 2,0 % -ой доле военных расходов к ВВП (7 место среди бывших советских республик).
По подобию стран Северной Европы ключевым звеном медицины в Эстонии являются "семейные врачи". Все жители территориально приписаны к "своему"
"семейному врачу", который обязан принять больного и при необходимости - направить его на обследование к специалистам.
Эстонское здравоохранение характеризуется квалифицированностью специалистов и современным оборудованием большинства больниц и клиник страны.
Ответственность за управление здравоохранением лежит на Министерстве социального обеспечения, образованное слиянием трех министерств - здравоохранения, социального обеспечения, труда.
Источник финансирования медицинского страхования - социальный налог, которым облагается каждый работающий в стране гражданин. Размер налога составляет 33 %, 13 % которого уходит в ЭФМС, а 20 % - в бюджет государственного пенсионного страхования.
Медицинское страхование в Эстонии организует Больничная касса, основной задачей которой является обеспечение всех жителей Эстонии компенсацией медицинских услуг и покупки лекарств.
Ключевым средством контроля качества медицинской помощи стало проведение клинических аудитов, организуемых ЭФМС.
Реформа здравоохранения Москвы не приведёт к недостатку больничных коек и массовому сокращению медперсонала. Об этом заявил заммэра по соцвопросам Леонид Печатников .
Цель реформы - модернизация клиник и оптимизация расходов на здравоохранение
Леонид Печатников заявил, что больницы будут не закрывать, а преобразовывать и укрупнять. Некоторые мелкие клиники просто присоединят к многопрофильным центрам. В результате реформы в городе останется около 35 многопрофильных больниц, которые смогут оказывать квалифицированные услуги всем обратившимся за помощью жителям города. Оптимизация позволит увеличить эффективность финансирования медицинской отрасли.
Больничных коек хватит на всех несмотря на сокращение больниц
Очереди на пребывание в стационаре в результате реформы не возникнут. Ведь коечный фонд планируется сократить на 30% не из желания сэкономить, а исключительно в связи с увеличением эффективности диагностики и лечения.
«Теперь сроки среднего пребывания больного в стационаре снизились примерно в три раза. За счет ускорения лечения освобождается примерно треть всего коечного фонда городской сети, а это почти 20 тысяч мест», - заявил Печатников.
По мнению столичных властей, сейчас больничные койки используются неэффективно: пациенты в среднем находятся в больницах слишком долго, а поликлиники часто направляют пациентов лечиться в стационар в случаях, которые не требуют обязательной госпитализации.
Общее количество рабочих мест в медицинской сфере не изменится
Общее количество рабочих мест в медицинской сфере не изменится. Врачам избыточных специальностей (например, дерматологам, урологам, проктологам и гинекологам) предложат сменить профиль, переучившись за счет города.
На переквалификацию департамент здравоохранения Москвы выделил 1,5 миллиарда рублей.
Столице требуются:
- 5300 терапевтов
- 2000 хирургов
- 7 000 педиатров.
Коечный фонд разделят на социальный и интенсивный, который будет финансироваться за счёт бюджета
В рамках реформы произойдет разделение больничных коек на койки интенсивного лечения в многопрофильных стационарах, действующие в системе ОМС, и койки социального лечения - вне системы ОМС. Интенсивные койки будут предоставляться для госпитализации больных с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний.
Пациенты с психиатрическими, инфекционными и туберкулезными заболеваниями будут проходить лечение в больницах, не приспособленных под оказание высокотехнологичной помощи. Это связано с тем, что для лечения таких больных не требуется дорогостоящее оборудование.
«Здания, которые будут высвобождаться в процессе этой модернизации, - часть из них будет использована под социальные койки, часть будет передана в казну города, и город будет распоряжаться этим, как считает нужным», - пояснил заммэра Москвы.
Онкология и гемодиализ с 2015 года перейдут в обязательное медицинское страхование.
В следующем году обязательная страховка покроет не только оказание скорой помощи, но и лечение онкологии и гемодиализ.
«С 2015 года онкология и гемодиализ уходит в ОМС. Мы посмотрим, как они будут существовать - это непростая история, но должен сказать, что мы зарезервировали средства для химиотерапевтических препаратов», - сказал Печатников.
В Москве будет создано девять современных диагностических лабораторий
Для лабораторий больниц уже закуплено высокотехнологичное оборудование (анализаторы) и современные реактивы. Кроме того, таким оборудованием уже оснащены головные центры всех 46 взрослых и 40 детских амбулаторных объединений. В них будут проводить все исследования по единым стандартам. А лаборатории в поликлиниках со старой техникой закроются. Но для пациентов не поменяется ничего — они будут по-прежнему сдавать кровь и другие анализы в привычных кабинетах поликлиник, а сами исследования будут проводить в современных лабораториях.
Зарплата столичных врачей вырастет до 140 тыс. рублей
Реорганизация больниц и сокращение врачей узких специализаций связана с выполнением «майских указов» президента, в частности в той части, которая касается повышения зарплат медикам.
К 2018 году московские врачи, владеющие современными методами лечения и регулярно проходящие курсы повышения квалификации, будут получить заработную плату не менее 140 тыс. рублей.
«Если сейчас средняя заработная плата врачей в медицинских учреждениях города составляет 60 тысяч рублей, то к 2018 году она может составить уже 140 тысяч и больше. Конечно, такое жалованье будут получать только хорошие доктора, на работу которых нет нареканий от пациентов и руководства медицинских учреждений», - заявил Печатников.
Реформа системы здравоохранения предполагает, что в медицине останутся только высококвалифицированные кадры, которые будут работать на совершенно другой технике и по другим технологиям. Общая сумма, потраченная из Федерального и московского бюджета, составляет 105 млрд рублей, из них 45 млрд рублей было потрачено на оснащение лечебных заведений медицинской техникой.
Конституция РФ, Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья чело-века, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Если декларируемые цели и действия для их достижения противоречат друг-другу, то происходящее сложно назвать реформой. Описанная ситуация в полной мере относится к ситуации с “реформой” здравоохранения в России, проходящей последние несколько лет (текущий этап начался в 2014 году, в 2016 году все продолжается). Иногда для описания происходящего любят использовать слово “оптимизация”, что тоже содержит заметный элемент лукавства – в классическом представление оптимизация предполагает модификацию системы для улучшения ее эффективности. В данном случае, речь идет только об уменьшение затрат на поддержание системы оказания бесплатной медицинской помощи населению, предельный случай “оптимизации” по критерию минимизации затрат – полный отказ от бесплатной медицинской помощи для большинства населения. По факту происходящее напоминает именно этот случай, власти «снижают финансовую нагрузку на бюджет», у них не больные люди, а «нагрузка на бюджет», сами, если могут, лечатся заграницей . Причем я не против лечения заграницей, удивляет лукавое поведение власти. И кстати, если болезнь не поддается лечению в России, то в теории декларируется возможность лечения заграницей для простых граждан за счет государства (точнее несколько лет назад точно декларировалась, текущее положение дел не отслеживал).
В качестве вводного материала в тему предлагается текст из газеты «Ведомости», в нем подробно расписано что на практике происходит со здравоохранением в Москве. Нужно понимать что качество (доступность и качество различных медицинский процедур) медицинской помощи в Москве в среднем выше чем в других регионах, при этом за последнее несколько лет ситуацию и тут удалось сильно ухудшить (в некоторых направлениях доведя до катастрофической). Доходы врачей и медработников в Москве также существенно выше. Ситуация даже в московской области (в нескольких километрах от МКАД) заметно хуже.
Второй текст из газеты «Ведомости» — цитата из интервью декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, в ней сформулировано что сама концепция «реформы» здравоохранения порочная, проблема не в реализации.
«В России начинается когнитивный диссонанс»
Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан о преодолении инерции развития и о том, почему придется смотреть на 25 лет вперед (цитата про проводимые реформы)
– Но людям, наверное, нужно что-то предложить сейчас? Про «через 20 лет наступит полная победа коммунизма» – мы же это уже проходили.
– Если люди хотят двигаться в определенном направлении, вы правы, что нельзя им сказать: подождите 10 лет и через 10 лет что-нибудь будет. Нужны, что называется, близко висящие плоды. Я вам скажу, где, на мой взгляд, такие результаты нужно искать: нужно выйти из тупиков, в которых у нас сейчас находятся образование, здравоохранение и пенсионная система. Потому что это и есть оболочка, в которой живет человек, и он видит, что там реформы ведут куда-то не туда. Да, построили здание, завезли оборудование – а на самом деле все хуже и хуже. Мне кажется, мы не в той модели двигались в здравоохранении, образовании и пенсионной системе. Возьмем здравоохранение – страховая модель очень дорогая, в ней сверхбогатая Америка живет с трудом, на единицу блага тратит в 2,5 раза больше, чем Англия или Германия, имеющие хорошее здравоохранение, или Израиль, или Куба. Давайте посмотрим: оказывается, моделей-то хорошего здравоохранения много, а для людей это важно. Знаете, почему еще важно? Вслух как-то не принято говорить, что мы стареющая нация, у нас наш человеческий потенциал живет во все более хрупкой оболочке и, как мы ни стараемся с демографическим ростом, честно сказать, ничего особо не получается. И не будет получаться. Все, кроме американцев – это единственное историческое исключение, – переходят на плато: демографический рост заканчивается, нация стареет. Это значит, здравоохранение становится все более важным и все более чувствительным. Мы довольно образованная стареющая страна, которой нужно тонко отлаженное здравоохранение. А его нет. То же самое касается образования. Мы уже не самая читающая страна, как говорил Жванецкий об СССР, – в этом смысле человеческий капитал уже тоже начинает обрушиваться. Потому что образование сейчас во многом работает не в ту сторону, в которую должно, а опять по старому советскому анекдоту: борьба системы с природной одаренностью человека. Система начинает побеждать. В образовании мы сделали модель рыночно-услужную, в которой оцениваем, как в непрерывно работающем супермаркете, количество и качество оказанных за единицу времени услуг. Слушайте, вообще-то образование – это инвестиции долгосрочные, и результатом является человек, а не отчетность. У нас ведь огромные транзакционные издержки в образовании и здравоохранении, потому что учителя и врачи не столько лечат и учат, сколько пишут и пишут. Как только вы не можете сформулировать реальную цель, у вас появляется огромное количество отчетности. А поскольку все равно не получается – давайте мы еще добавим какие-то показатели. Мы впали в ухудшающий отбор. Нужно менять модель. Я думаю, что для людей переход на постановку реальных целей [в этих сферах] – это ощутимая вещь, которой можно добиться, ну, не за год-два, но за пять лет поворот может уже начать ощущаться.
Речь идет о системной деградация медицины (здравоохранения) в России
Проблемы в здравоохранении носят системный характер, врачи все чаще говорят о том, что наша медицина превращается в фейк. В поликлиниках могут принимать пациентов, направлять их на исследования, диспансеризировать и профилактировать, однако поставленные диагнозы часто не соответствуют действительности. Лабораторные анализы сделаны неправильно, а назначенное лечение сильно отличается от методов, используемых в большинстве развитых стран. Детали по ссылке (текст Lenta.ru 03.11.2016)
Опубликовано 19.5.2016, версия 1.3 от 07.11.2016
Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги. Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.
Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.
Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс () в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице .