Чем питались первобытные люди? Чем питался Человек разумный.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Они не ели пиццу и карри. Они не знали вкуса торта. Они охотились, чтобы добыть мясо, ловили рыбу и собирали орехи и ягоды в лесах. И, если верить некоторым источникам, люди палеолита, жившие между 2,5 млн и 10 тыс. лет назад, соблюдали самую подходящую для современной жизни диету.

Аргумент в пользу так называемой палеолитической диеты таков: человеческий организм адаптировался к жизни в течение каменного века, и, поскольку наша генетика с тех пор изменилась очень мало, с биологической точки зрения нам гораздо больше подходит диета охотников и собирателей, существовавшая до сельскохозяйственной революции.

Частности могут меняться в зависимости от варианта диеты, но в целом рекомендуется воздерживаться от молочных продуктов и пищи на основе злаков, такой как паста, хлеб или рис, а в некоторых версиях запрещены также чечевица и фасоль. Сторонники этой диеты утверждают, что новые заболевания - сердечная недостаточность, диабет и рак - возникли, в первую очередь, из-за несовместимости наших современных пищевых привычек с доисторической анатомией.

Но каковы свидетельства в пользу того, что пища первобытных людей подходит нам больше? Здесь следует ответить на два вопроса. Во-первых, правда ли, что мы биологически идентичны людям каменного века? И если да, то, во-вторых, означает ли это, что мы должны питаться так же? Будет ли такая диета для нас полезнее?

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Перед древним человеком стояло две задачи: найти пищу и не стать пищей

Последователи палеолитической диеты говорят, что причина, по которой мы должны ее придерживаться, состоит в том, что наш организм, в особенности наша пищеварительная система, приспособился именно к этой пище. Утверждается, что употребление молочных и прочих продуктов, которые были недоступны до появления сельского хозяйства, бросает вызов одновременно и эволюции, и нашему организму. По оценкам польского исследования 2012 года, 70% энергии, необходимой нам ежедневно, человек западного мира получает из пищи, которую первобытные люди ели очень редко или не ели вовсе: молочных продуктов, злаков, рафинированного сахара и переработанных жиров.

Биологи-эволюционисты придерживаются другой точки зрения. Марлин Зук из университета Миннесоты в США, автор книги Paleofantasy, говорит, что из-за того, что разные гены изменяются с разной скоростью, нет никаких оснований считать, что мы генетически идентичны людям, жившим в эпоху плейстоцена. Эволюция работает не так - она не останавливается, создав "совершенного человека". Люди никогда не прекращали своего развития. Как объясняет Зук, "некоторые из генов, которые мы имели еще в плейстоцене - это те же гены, которые достались нам от живых существ, чьей средой обитания был океан. Тем не менее, никто не предлагает нам питаться, как это делают животные-биофильтраторы".

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Доисторические люди такое не ели. Но не факт, что это им не понравилось бы

Примером относительно недавних генетических изменений, произошедших примерно 7 тыс. лет назад, является так называемая персистенция лактазы. Младенцы питаются исключительно молоком, но для древнего человека после прекращения материнского кормления оно становилось непривычной пищей и могло вызывать желудочные боли и диарею. Люди начали разводить рогатый скот скорее ради мяса и шкур, нежели ради молока. Но те, кому удавалось переваривать молочные продукты, не испытывая дискомфорта, могли пить коровье молоко. Это дало им эволюционное преимущество: они получили не только дополнительный источник пищи, но и чистый напиток. И они выжили, передав своим детям вариант гена, помогающий усваивать молоко. Все большее количество взрослых могло пить молоко, в разных местах - в разной степени.

Так или иначе, идентичны мы пещерным людям генетически или нет, есть вероятность того, что палеолитическая диета все-таки для нас полезней. Мало кто будет спорить с тем, что постоянно питаться рафинированными продуктами не очень полезно, или с тем, что мы только выиграем, если будем есть больше фруктов и овощей.

Грубо говоря, если сравнивать джанкфуд с палеолитической диетой, последняя, несомненно, выиграет. Но что если сравнить ее со здоровой диетой?

Лишь малая часть исследований посвящена именно этому. Из них следует, что на палеолитической диете мы склонны быстрее терять вес, но большинство из этих исследований охватывает короткий промежуток времени, предлагая участникам придерживаться диеты три недели или около того, да и самих испытуемых не очень много.

В одном обзоре приводятся выборки, состоящие всего из 10, 29, 14 и 13 человек. Не всегда просто убедить людей попробовать эту диету. Одно из исследований закончилось раньше времени, потому что за шесть месяцев не удалось найти ни одного нового участника.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Доисторические люди не портили себе зрение компьютером

В начале нынешнего года появились публикации, утверждающие, что наконец найдено доказательство того, что мы должны питаться как люди каменного века. Причиной для таких заявлений послужили результаты долгосрочного рандомизированного контролируемого исследования. Оно заняло два года, но, по сравнению с предыдущими, - и это достаточно долгий срок. Выборка также была больше, чем раньше. В исследовании приняло участие 70 женщин после менопаузы, страдающих ожирением, средний возраст которых составил 60 лет.

В течение двух лет они следовали либо палеолитической диете, либо скандинавской диете с низким содержанием жиров, которая не исключает какие-либо блюда, но делает акцент на обезжиренные молочные продукты и на продукты, богатые клетчаткой, такие как цельнозерновые хлопья. Внутри каждой из диет испытуемым следовало придерживаться заданных идеальных пропорций протеина, жиров и углеводов.

И что же? Участницы обеих групп похудели, но после шести месяцев женщины на палеолитической диете потеряли больше веса, и их талии стали тоньше, чем у женщин на скандинавской диете. Казалось, что эта диета лучше, но потом все изменилось.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Человек с айпадом - это не конечное звено эволюции, утверждают ученые

По прошествии двух лет между двумя группами не обнаружилось никакой разницы в весе. Единственное отличие было в уровне содержания вредных жиров в крови, триглицеридов, но в пределах безопасной нормы. Участницы обеих групп признали, что этих диет довольно сложно придерживаться, и большинство не смогло соблюсти заданный баланс питательных веществ.

Так что пока не существует убедительных доказательств того, что мы должны питаться как доисторические люди.

Конечно, нет ничего полезного в том, чтобы придерживаться рациона, состоящего в основном из рафинированных продуктов, таких как белый хлеб и сладкие хлопья. Но это не значит, что надо избегать всех молочных продуктов и злаков, если у вас нет из-за них каких-либо особых проблем.

В трехнедельном исследовании 2011 года люди признали, что с палеолитической диетой трудно поддерживать рекомендуемый ежедневный уровень потребления кальция, железа и клетчатки. Но исследования трудно сравнить, поскольку не все они изучают в точности одну и ту же диету.

Если речь идет о снижении веса, то совет всегда будет скучен: меньше есть и больше заниматься спортом. Возможно, поэтому любая диета, предлагающая альтернативу, выглядит для нас привлекательно. Но, к сожалению, волшебная пилюля до сих пор не изобретена.

Правовая информация. Эта статья содержит только общие сведения и не должна рассматриваться в качестве замены рекомендаций врача или иного специалиста в области здравоохранения. Би-би-си не несет ответственности за любой диагноз, поставленный читателем на основе материалов сайта. Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов, ссылки на которые присутствуют на эту странице, а также не рекомендует коммерческие продукты или услуги, упомянутые на этих сайтах. Если вас беспокоит состояние вашего здоровья, обратитесь к врачу.

Естественно, в каждом временном пространстве есть свои загадки и не раскрытые секреты. Первобытные люди вызывают много интереса и любопытства и у научных исследователей, и у обычных земных представителей человечества.

  • Где жили первобытные люди.
  • Чем питались первобытные.
  • Какие одежды носили.
  • Орудия труда первобытных людей.
  • Чем рисовали первобытные.
  • Продолжительность жизни.
  • Какие обязанности были у мужчин и женщин.

Где жили первобытные люди

Вопрос о том, как укрывались от непогоды и опасных животных той эры первобытные люди, очень интересный. Несмотря на свою, казалось бы, невысокую умственную развитость, первобытные люди отлично осознавали, что нужно организовать собственное гнездышко. Это говорит о многом и о том, что уже в то время у человечества был развит инстинкт самосохранения, и желание уюта имело свое место.

Хижины из костей и шкур животных . Если везло, и удавалось победить в охоте на мамонта, то из остатков зверя, после разделывания, люди прошлой эпохи выстраивали себе хижины. Они устанавливали мощные и прочные кости животного глубоко в землю, чтобы они держались и не выпали при неблагоприятных погодных условиях. После постройки основания, они натягивали достаточно тяжелую и крепкую шкуру зверей на эти кости, словно на фундамент, после чего закрепляли различными палками, веревками, чтобы сделать свой дом непоколебимым.


Пещеры и ущелья . Некоторым счастливилось разместиться в дарах природных, например, в ущелье гор или в пещерах, образованных самой природой. В таких сооружениях порой было намного безопаснее, нежели в самодельных хижинах. Проживало и в хижинах, и в пещерах порядка двадцати человек, так как жили первобытные люди племенами.

Чем питались первобытные люди

Первобытным людям были чужды такие продукты, которыми на сегодняшний день привыкли питаться мы. Они знали, что должны добыть и приготовить пищу собственными силами, поэтому всегда делали все возможное для получения добычи. В минуты удачи им удавалось полакомиться мясом мамонта. Как правило, за такой добычей шли мужчины, со всеми возможными для их времени орудиями для охоты. Часто бывало такое, что во время охоты погибало много представителей племени, все-таки мамонт не слабое животное, которое также способно себя защитить. Но если забить добычу удавалось, то вкусный и питательный рацион был обеспечен на длительный период времени. Первобытные люди готовили мясо на костре, который также раздобывали сами, ведь ни спичек, ни, тем более, зажигалок, в те времена и подавно не было.


Поход на мамонта опасен и не всегда увенчан успехом, поэтому не каждый раз мужчины рисковали и шли на столь непредсказуемый шаг. Основным рационом питания у людей первобытного времени было сыроедение. Они добывали различные плоды фруктов, овощей, коренья и зелень, которыми и насыщались.

Одежда первобытных людей

Первобытные люди часто ходили в том, в чем мать родила. Хотя, одежда в их повседневности также встречалась. Надевали они ее не из эстетических понятий, а с целью безопасности причинных мест. Чаще всего такую одежду надевали мужчины, чтобы во время охоты не повредить детородные органы. Женщины те же причинные места защищали для потомства. Одежду они делали из шкур животных, листьев, сена, найденных замысловатых корений.

Орудия труда первобытных людей


И для похода на мамонта, и для строительства очага первобытным людям, как и современным, были необходимы инструменты. Они самостоятельно сооружали и придумывали, какой формы, тяжести и предназначения должен быть каждый из них. Из чего их сделать, конечно же, они также придумывали сами. Для реализации придуманного использовали палки, камни, веревки, железки и много других деталей. Практически все орудия труда первобытных людей пришли в современный мир почти в неизменном виде, только поменялись материалы, из которых они производятся. Отсюда вывод, что уровень интеллекта у них был на высоком уровне.

Чем рисовали первобытные люди


Научные исследователи, расследуя секреты жизни первобытных людей, часто находят в их хижинах необычные и искусные рисунки. Чем же рисовали первобытные? Они придумали множество подручных средств, которыми можно было изобразить что-либо на стене. Это были и палки, которыми они выбивали узоры на стене, и твердые породы камня, и железные осколки. От того, что первобытные рисовали, приходят в восторг и удивление даже самые знатные ученые. У этих неизвестных людей был настолько высокоразвит уровень интеллекта и настолько высоко желание оставить о себе память, что они творили рисунки, которые сохранились на долгие тысячелетия.

Продолжительность жизни первобытного человека

Ни один ученый с точностью не смог озвучить точную цифру продолжительности жизни первобытных людей. Тем не менее, есть научные доказательства того, что практически ни один первобытный человек не прожил более сорока лет . Хотя, их жизнь была настолько насыщенной, полной свободы и творческих идей, что может и сорока лет достаточно, чтобы полностью воплотить все задуманное.


Их жизнь была опасна, непредсказуема, полна экстрима, в то же время, у них была высокая вероятность съесть испорченную, ядовитую или не пригодную для употребления еду. К тому же, охота, осуществление любых идей собственными руками, все это могло привести к летальному исходу.

По-видимому, с этим связано появление и использование сначала естественных, а потом, и главное – искусственных орудий: от примитивных до очень совершенных (отщепы, ручные рубила, палки-копалки, каменные ножи и топоры, копья, бумеранги, духовые трубки, луки и т. д.). Пралюди занимались собирательством (занятие преимущественно женщин и детей), охотой, а там, где были водоемы – рыболовством (дела мужчин).

Постепенно осуществляется переход от присваивающего хозяйства к воспроизводящему, то есть от собирательства к огородничеству и полеводству, от охоты к скотоводству. Этот переход ознаменовывается еще и переходом некоторой части первобытных племен к оседлому образу жизни.

Жизнь, основанная на потреблении продуктов, взятых у природы, необходимо должна быть жизнью бродяжьей. Смена места поселения была связана с тем, что нужно было поспеть к урожаю тех или иных плодов, или с особенностями перемещений животных и рыб. Надо сказать, что меню первобытного человека было весьма разнообразно и включало все, что можно потреблять: не только грибы или ягоды, не только травы и молодые побеги некоторых деревьев. Ели насекомых, личинок, червей, мхи, разнообразные коренья, плоды самых разных деревьев и все, что только можно себе вообразить. Африканский континент богат флорой. Казалось бы, дикари должны были бы жить в сытости, однако это далеко не так. В лучшие, наиболее сытые, времена первобытные люди питались не более одного раза в день. А ведь бывали и не лучшие времена. Может потому, и жили в первобытности в среднем около 20 лет.

Довольно долго женщина поставляла основное количество продуктов, и именно ее усилиями племя как-то выживало. Собирательство, хотя и не самый эффективный по количеству произведенного продукта вид деятельности, отличается, тем не менее, все-таки довольно большим постоянством. Худо ли, бедно ли женщина всякий раз что-то приносит, чтобы можно было хоть как-то накормить голодную семью. “Когда после неудачной охоты мужчина, молчаливый и усталый, возвращается в лагерь и бросает рядом с собой лук и стрелы, воспользоваться которыми ему не пришлось, женщина извлекает из своей корзины трогательный набор: несколько оранжевых плодов пальмы бурити, двух крупных ядовитых пуков-птицеедов, нескольких ящериц и их крошечные яйца, летучую мышь. Маленькие плоды пальмы бакаюва или уагуассу и горсть кузнечиков... Потом вся семья весело истребляет обед, которого не хватило бы для утоления голода одного белого” . Охота же, конечно, много богаче по результатам, но результаты-то не часты. В особенности до изобретения первого дистанционного оружия – лука. Практически безоружный, не обладающий ни одним превосходящим животного качеством, наш далекий предок испытывал громадные трудности на охоте. Успех не преследовал его. Хотя, когда ему удавалось добиться своего, то это бывал праздник. Наверное, ни один цивилизованный человек не в состоянии понять, что значила еда в те далекие времена, в особенности – изобильная еда.

Есть некоторые странности в наших современных обычаях. В частности – наше отношение к еде: почему люди все время едят? Едят, собираясь вместе на праздник, едят, когда, похоронив и еще не оплакав близкого человека, садятся за стол. Нет ни одной религии, которая бы не обращала внимание на то, как, сколько, когда и что должен есть человек. Не является ли это наше столь пристальное внимание к еде – реакцией на долгие и долгие времена постоянного голода, который испытывало человечество?

Еда была праздником, торжеством жизни над смертью, наслаждением, не сравнимым ни с каким другим. Еда была индивидуальной победой над всеми силами зла, собравшимися, чтобы изничтожить человека. К. Леви-Строс в “Печальных тропиках” так описывает состояние сытости после голода. Он был в экспедиции, стоял период засухи, вся дичь ушла и люди голодали. Однажды удалось подстрелить дикую свинью. “Недожаренное с кровью мясо произвело на нас более возбуждающее действие, чем вино. Каждый съел не меньше фунта, и тогда я понял, чем объясняется распространенное среди многих путешественников мнение о прожорливости “дикарей”. Достаточно хоть немного пожить их жизнью, чтобы испытать ненасытный голод и понять, что его утоление приносит нечто большее, чем насыщение, – счастье”. Там же он пишет, что вскоре они попали во влажный лес, откуда доносились звуки животных. “В течение трех дней мы ходили на охоту в лес и возвращались в лагерь, нагруженные дичью. Нас охватило какое-то исступление: мы только и занимались тем, что готовили пищу и ели” .

В отличие от животных, первобытные люди стали обрабатывать природные продукты для употребления их в пищу. Большую роль в этом (и не только в этом) сыграло добывание и использование огня. Первоначально приспособляя для жизни пещеры, постепенно человек научился строить жилища (общие дома, вигвамы, чумы и т. д.). При освоении особых климатических зон стала развиваться и одежда, в том числе и в довольно сложных формах.

Таким образом, вся жизнедеятельность людей была специально и разнообразно обработанной, оформленной и совершенствуемой, в сравнении с тем, что было у природных существ. В использовании и производстве пищи, вещей, и в самих создаваемых предметах явно воплощался духовный опыт, которого не могло быть без развития мышления (хотя бы так называемого “ручного”), а также форм общения, знаковой (языковой) деятельности.

Все это говорит о том, что появились определенные приемы обработки, создания и использования вещей и знаков, чего нет в природе. Появились и неприродные, негенетические способы хранения и передачи приемов и навыков. Это ведь были не наследственные программы поведения, как у пчел или муравьев. Возникла вроде бы примитивная (по нашим, не всегда верным меркам), но явно духовная активность.

В жизни родоплеменных сообществ огромную роль играли разные формы научения различным видам деятельности, в том числе, формы ритуальные и игровые. В этих сообществах появились устойчивые неприродные формы быта, отношений между людьми, связывающие их, нормы действий.

Фактически для всех изученных сообществ были характерны специальные захоронения умерших, особые верования, изобразительная деятельность, развитые ритуалы, мифологическое сознание, разнообразная магия.

То есть, жизнь первобытного человека в сравнении с жизнью природных существ, оказывается специфически (неприродно) оформленной. В ней появляются формы, которые уже можно считать формами культуры, благодаря которым люди искусственно встроились в окружающую среду, на иной, чем природные существа, основе.

Это состояние стало возможным и пригодным к дальнейшему развитию, ибо пралюдьми, первобытными людьми была преодолена может быть самая большая трудность в их встраивании в окружающий мир. Эта трудность состояла в необходимости преодоления, или, лучше сказать, выявления, своего ценностного статуса, своего места в мире.

Для чисто природного существа такой трудности нет и быть не может. Животное тождественно себе и природе в себе, потому ничего подобного не возникает. Прачеловек же оказался отчужден от природы в самом себе, и чтобы это отчуждение снять, он должен был построить некоторый конструкт, определяющий или задающий ему место в мире. Иначе говоря, конструкт определяющий ценностную значимость его актуального присутствия. А создание такого конструкта, несущего в себе функцию отнюдь не объяснительного, но в первую очередь, организовывающего и ценностно-образующего характера, и создает реальную возможность “встраивания” прачеловека в мир, определения там своего места, в том числе в деятельностных и пищевых рядах.

Здесь происходит обратный обычному процесс – не от места в природном мире зависит ценность, а от определения ценности прачеловека образуется то или иное его место в мире. Но такого рода “обратность” вполне обычное для человеческого мира явление. На протяжении всей человеческой истории мы будем видеть, как именно этим путем человечество движется все дальше и дальше.

Таким образом, отчуждение человека от природы может быть снято путем создания собственной ценности за счет искусственного конструкта, определяющего значение прачеловека в бытии. Этот конструкт не может не носить искусственного характера.

Первой вехой на этом пути, как отмечает И. Н. Лосева , было создание общности на некоей единой основе. А в связи с этим внутренним конституированием, становится возможным и выделение данной общности как чего-то определенного из аморфной неструктурированной действительности. Основой общности выступает некий ритуал, который содержит в себе базовые позиции бытия первобытного человека, как то: восприятие своей слитности, выраженной в самоидентификации по типу “мы”; отделение этого “мы” от остальных “они”, которые воспринимаются обычно враждебно (как писала О. М. Фрейденберг: “Борьба – единственная категория восприятия мира в первобытно-охотничьем сознании, единственное семантическое содержание его космогонии и всех действ, ее воспроизводящих” ); закрепление и передача опыта, включающего моменты как хозяйственной (охота, возделывание земли, способы

собирательства, изготовление орудий труда и др.), так и социальной деятельности (способы организации общины, брачные отношения, властные структуры и пр.).

Первые люди (именно люди, а не человекоподобные обезьяны) появились на сцене жизни примерно 1 000 000 лет назад. В те доисторические времена ни о какой кулинарии и речи быть не могло, тем не мение археологи утверждают, что уже миллион лет назад наши предки стремились обработать пищу и даже приготовить ее по определенной технологии.


Изначально древние люди питались в основном растительной пищей. Постепенно такое вегетарианское меню стали разбивать мясными блюдами. Появление мяса в рационе человека появилось благодаря развитию охотничьих навыков. Сначала древний человек охотился в одиночку, постепенно охота стала коллективным занятием, удачная охота позволяла прокормить целое племя. Когда человеческий мозг стал развиваться, усложнился и рацион древнего человека. Древние люди занимались примитивным собирательством и поначалу им не требовались каких-либо сложных орудий труда и манипуляций. Затем человеку пришлось развивать интеллект, чтобы достать труднодоступные плоды или, например, найти способ расколоть твёрдые орехи.

Мозг человека начал свое развитие и растительная пища уже не могла обеспечить мозг и организм необходимой энергией. Хотя ученые так и не выяснили, могла ли белковая пища животного происхождения повлиять на развитие мозга, либо наоборот возросшее энергопотребление мозга подтолкнуло человека к поглощению мяса. Одно ясно точно: развитие мозга человека и калорийность и качество пищи очень тесно связаны.

Как древние люди додумались, что мясо, обработанное огнем, становится питательней и вкуснее сегодня никто из учёных не знает. Скорее всего, кто — то из древних охотников наткнулся на трупы животных, сгоревших во время лесного пожара, и решил съесть его. Но более удивителен еще один факт, кому — то из наших прародителей пришла в голову гениальная идея, они поняли, что мясо можно приправить растительными ингредиентами, такими как толчёные листья и коренья и т. д. Затем люди стали запоминать методики приготовления мясных и растительных блюд и повторять их. Возможно, именно так появились первые рецепты в истории человечества.


Рацион первобытного человека

Согласно раскопкам, кроманьонцы употребляли растительную и животную пищу в равных объемах. Но вскоре кроманьонцы перешли на растительную пищу. Но с другой стороны именно кроманьонцы научились одомашнивать скот, и у них отпала необходимость ходить на трудную и опасную охоту всем племенем. До наших дней находят в джунглях Амазонии племена, которые потребляют в основном растительную пищу, поскольку добыча мяса в их ареале обитания очень сложна и опасна. Кроманьонцы начали развивать земледелие, а оно было менее опасным для жизни человека, чем охота и собирательство. Хотя не редко случались и неурожайные годы, что приводило к вымиранию племени.

Таким образом кулинария древнего мира разделилась на три этапа:

человек узнает потенциал животной пищи

человек обучается обрабатывать мясо огнем

человек открывает приправы и специи

возникает смешанное питание