Социальная адаптация инвалидов посредством досуга. Адаптация инвалидов к трудовой деятельности – выгодна и работнику, и нанимателю

Инвалидность в современном обществе

Инвалидность – специфические особенности состояния и развития организма человека, сопровождающееся ограничением жизнедеятельности в различных формах.

Замечание 1

Социальная адаптация инвалидов – это комплекс мероприятий, предусматривающих восстановление потерянных или ранее разрушенных взаимоотношений и социальных связей в результате инвалидности.

Как правило, у этой социально-демографической группы людей ограниченная возможность получения образования, низкий уровень дохода, проблемы в создании семьи, самореализации. У многих отсутствует желание заниматься общественной жизнью, потерян интерес к жизни. Отсутствие достаточных практических навыков в самостоятельной жизни приводит к тому, что они оказываются в большей или в меньшей степени обузой для родственников.

Достижение цели социальной адаптации инвалидов основано на укоренении в общественном сознании идеи равных возможностей и прав для инвалидов. Необходим переход от сигрегированных видов помощи (в виде специальных учреждений) к методам, позволяющим инвалидам быть в центре общественной жизни.

Мощным фактором адаптационного процесса является взаимоотношение между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В целом в обществе отмечается неготовность многих людей к ситуациям, в которых реализуются возможности инвалидов наравне со здоровыми людьми, к тесному контакту с инвалидами.

Взаимоотношения между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями должны строиться на ответственности обоих сторон за эти взаимоотношения. Однако у многих инвалидов не хватает умения выразить себя в процессе общения, недостаточно социальных навыков, они не всегда могут правильно оценить нюансы отношений, воспринимая окружающих людей несколько обще. Часто взаимоотношения складываются непросто и между инвалидами.

Замечание 2

Основным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни. Результаты социологических исследований показали, что почти половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное.

Процесс социальной адаптации инвалидов в настоящее время затруднен, так как:

  • прослеживается низкая удовлетворенность жизнью;
  • присутствует отрицательная динамика самооценки;
  • наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом.

Типы социальной адаптации и ее диагностика

Основные типы социальной адаптации инвалидов:

  1. Активно-позитивный. У инвалидов этого типа высокая самооценка, благоприятный настрой, энергичность, оптимизм, самостоятельность суждений, они самостоятельно ищут пути выхода из неблагоприятных ситуаций.
  2. Пассивно-позитивный. У инвалидов данного типа заниженная самооценка, отсутствует стремление к изменениям и переменам в жизни, положение в котором он находится полностью устраивает.
  3. Пассивно-негативный. У инвалидов наблюдается неудовлетворенность своим положением, отсутствует желание что-либо улучшить. Такие людям характерны настороженное отношение к окружающим, психологический дискомфорт, заниженная самооценка, ожидание значительных катастрофических последствий от незначительных неудач.
  4. Активно-негативный. Наблюдаются неудовлетворенность собственной жизнью, психологический дискомфорт, есть стремление изменить ситуацию к лучшему, но, по ряду объективных и субъективных причин, нет практических результатов.

В современном мире широко применяются методики, позволяющие определит уровень социально-психологической адаптации инвалидов. Например, опросник К. Роджерса и Р. Даймонда диагностирует особенности прохождения социальной адаптации. Он включает 101 утверждение, каждое из которых сформулировано в третьем лице единственного числа для избегания воздействия прямого отождествления.

Социальность является определяющим фактором в физическом развитии инвалида. Для выполнения любой социальной роли необходимы определенные физические качества. Чем сложнее социальная деятельность, тем выше нужна дифференциация проявлений физических параметров.

В современном мире формирование общества предполагает воспитание индивидов с высокой интеллектуальной и физической работоспособностью, всесторонне гармонично развитых. Для этого разрабатываются и внедряются методики, в которых объектом исследования выступают уровни социальной адаптации индивидов.

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Проблема социальной адаптации инвалидов – одна из важнейших сторон общей интеграционной проблемы.

Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой. Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества.

Все потребности инвалидов можно условно обозначить как общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, объектам социально-бытовой и др. сфер, в возможности обучаться, трудоустроиться, иметь комфортные бытовые условия, получать социально-психологическую адаптацию и т.д.

Социальная адаптация инвалидов предполагает решение следующих задач:

  • получение инвалидами равных возможностей с остальными членами общества;
  • охрана интересов и защита прав инвалидов;
  • интеграция в социальную среду;
  • информирование общества о выполнении мер социальной защиты инвалидов и их положении;
  • формирование позитивного общественного мнения.

Социальная адаптация детей-инвалидов

Из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации.

Замечание 3

К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся: недостаток физического и психического здоровья, неблагоприятная материально-экономическая ситуация, ограниченность социального опыта.

Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе. Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение. Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом.

Социальная адаптация детей-инвалидов имеет свои специфические особенности, которые должны решаться на государственном уровне с использованием новейших разработок медиков, педагогов и психологов.

Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

Социальная адаптация - процесс активного включения молодого инвалида в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. Создают благоприятную среду для учреждения социального обслуживанию населения внешние условия.

К внешним условиям относятся:

Подготовка к социальной адаптации, которая достигается через обучение активному подведению и освоение социальной роли «взрослого» в деятельности, организуемой специалистами;

Организационная культура учрежде6ния социального обслуживанию населения, которая регулирует поведение и развивает самоконтроль у молодого человека, способствует проявлению его индивидуальности, так как несет в себе основные жизненные ценности: проявление дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждой личности;

Признание окружением молодого инвалида достигнутых им результатов и внешнее выражение данного признания, активизирующие процесс социальной адаптации. Определенные нами ранее условия социальной адаптации молодого инвалида являются основной для постепенных, четко разработанных мероприятий, организуемых в учреждении социального обслуживанию населения.

Технология социальной адаптации - это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого инвалида в конкретных формах организации социальной работы (индивидуальные беседы, коллективно-творческие дела, занятия по трудотерапии, социальные тренинги, игры и др.), способствующая развитию у клиента умения преобразовывать или устранять проблемную ситуацию.

Последовательность реализации процесса социальной адаптации молодого инвалида определяется следующими этапами:

Подготовительного;

Этапа включения в социальную группу;

Этапа усвоения социально полезных пролей;

Этапа развития устойчивой социально-психологической адаптации.

Приведем их характеристику:

Подготовительный этап. Он протекает до момента включения молодого человека в социальную группу учреждения социального обслуживания населения и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. Здесь проводятся различные методики социальной диагностики: интервью, наблюдение, метод независимых характеристик, биографический метод и др.

Этап включения в социальную группу. Его содержание включает ознакомление с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику адаптироваться к реальным условиям учреждения социального обслуживания населения. Обеспечивают социальную адаптацию. Молодого инвалида на данном этапе следующие приемы: техника «идущее вниз сравнение», которая основана на возможности человека вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях; техника «позитивного истолкования событий», которая предполагает поиск позитивных моментов, связанных с пребыванием в учреждении социального обслуживания населения. На данном этапе возможно применение методик, обеспечивающих осознание собственных результатов и достижений.

Приведем один из примеров. Методика «Что было главным в жизни».Целью методики является содействие осознанию в среде объединения молодых инвалидов собственных целей, стремлений и достигнутых результатов. Для выполнения задания нужно разбиться на пары и взять поочередно друг и друга интервью. При этом необходимо представить, что тот, кого интервьюируют, - человек пожилого возраста. Репортер стремиться изучить жизненные достижения и свершения человека. Интервью может проводиться по вопросам, которые предлагает ведущий. Репортеры должны делать записи, чтобы рассказать группе о своем интервью. Далее происходит подведение итогов. Участники группы определяют, из каких элементов складываются жизненные достижения. Далее каждый анализирует составляющие его собственных достижений на данный момент.

Этап усвоения социально полезных ролей. Он осуществляется через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Приведем пример игры «Выбор». Социальная роль - это социально одобренное и ожидаемое от человека в определенных обстоятельствах поведение с его определенными характеристиками, диктуемыми конкретными обстоятельствами. В целях определения позиции играющих и их социальной роли предлагаем следующие примеры ситуаций:

  • - По улице под холодным дождем идет шестилетняя девочка. Она без капюшона и в расстегнутой куртке. Вы:
    • а) пройдете мимо;
    • б) застегнете девочке куртку и набросите капюшон;
    • в) начнете ей объяснять, что она должна застегнуть куртку и набросить капюшон.
  • - Вы зашли в магазин, чтобы купить себе что-нибудь на обед, и торопитесь. Стоящая вперед Вами в очереди пожилая женщина очень долго считает деньги, и, как выясняется, ей не хватает небольшой суммы денег на оплату своей покупки. Вы:
    • а) начнете возмущаться тем, что она задерживает очередь;
    • б) будете моча терпеливо ждать;
    • в) предпримите что-то другое.

Участники выбирают позиции, специалист по социальной работе выслушивает мнение каждого из них, а также аргументы и контраргументы в пользу суждения, а затем еще раз предлагает играющим продумать и при необходимости сменить позицию, если они изменили свое решение. Игра содействует развитию субъектной позиции молодого человека, осознанию своего мнения и ответственности за свои поступки.

Этап устойчивой социально-психологической адаптации, характеризующийся способностью молодого инвалида разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды, а также умению самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку. Одной из форм, способствующей социальной адаптации инвалида на данном этапе, является игра «Предложи помощь». Ведущий говорит о том, что человек достаточно часто встречается в своей жизни с проблемами и пытается их преодолевать, но не каждый умеет помочь разрешить другому человеку проблемные ситуации. Специалист по социальной работе объясняет содержание игры: один из играющих сообщает о личной проблеме, стоящей перед ним, а другой предлагает ему свою помощь. Надо выбрать один из предложенных вариантов и обосновать свой выбор. Участники игры разбиваются на пары. Определяются роли «предлагающего помощь» и «субъекта проблемы». После проигрывания игровой ситуации участники меняются ролями. Специалист проводит наблюдение за играющими. Далее совместно все участники и ведущий подводят итоги занятия.

К особенностям реализации социальной адаптации молодого инвалида можно отнести: во - первых, нахождение молодого человека в социальной группе (объединение молодых инвалидов: клубе, группе самопомощи). При этом ценности, традиции, социальные нормы социальной группы должны быть ориентированы на поощрение активности в поведении и формировании активной жизненной позиции молодого инвалида. Во -вторых, участие молодого инвалида в социальной деятельности, приобретение им нового социального опыта, знания, умения и навыков, несение ответственности за себя и других участников в ходе проведения любого дела в условиях группы. Следующей особенностью реализации социальной адаптации является приобретенное в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе и участниками группы умение самостоятельно предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку.

Основным инструментом преодоления инвалидности является реабилитация. Главной целью реабилитации становится не компенсация нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности и «социальной недостаточности» инвалидов, а социальная интеграция инвалидов.

Технология социальной реабилитации и адаптации молодого инвалида- это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого инвалида в конкретных формах организации социальной работы, способствующая развитию у инвалида умения преобразовывать или устранять проблемную ситуации.

Белорусское законодательство предусматривает определенные правовые гарантии в трудовой сфере для работников с инвалидностью. Это, соответственно, возлагает дополнительные обязанности на нанимателя и делает найм инвалида менее привлекательным по сравнению с иными работниками. Вместе с тем, для стимулирования занятости людей с инвалидностью государство предлагает нанимателям компенсацию расходов на создание специализированных рабочих мест и финансирование мероприятий по адаптации работников-инвалидов к трудовой деятельности.
Несмотря на то, что действующий порядок государственного финансирования мероприятий по трудоустройству и адаптации инвалидов введен в 2009 году, наниматели о нем осведомлены мало. В настоящей публикации мы рассмотрим механизм адаптации инвалидов к трудовой деятельности, который применим для многих нанимателей независимо от формы собственности и количества работников-инвалидов и позволяет получить существенную компенсацию расходов при трудоустройстве людей с инвалидностью.

Что такое адаптация инвалида к трудовой деятельности и почему об этом стоит знать нанимателю?
Адаптация инвалида к трудовой деятельности – это общее понятие, которое включает различные мероприятия по приобретению или развитию трудовых способностей инвалида и закреплению их в процессе трудовой деятельности. По сути это могут быть любые мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности работников-инвалидов и обеспечение их устойчивой занятости. Например, трудоустройство инвалида и закрепление за ним наставника на первые месяцы работы является одним из мероприятий по адаптации к трудовой деятельности.
Нанимателям важно знать, что для финансирования мероприятий по адаптации к трудовой деятельности инвалидов, зарегистрированных в качестве безработных, могут быть направлены средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Например, нанимателям, которые организуют адаптацию инвалидов к трудовой деятельности, возмещаются расходы на оплату труда таких работников.
Для этого наниматели любой формы собственности, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите (в Минске – Управление занятости комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, пр. Независимости д. 113, тел. 8017 267 57 40) для заключения договора об организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности.
В настоящей статье термин «адаптация инвалидов» используется для обозначения тех мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, которые организуются и финансируются из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) в соответствии с Положением о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь №128 от 02.02.2009 (далее – Положение об адаптации).

Проводится ли адаптация инвалидов к трудовой деятельности, не требующей определенной квалификации или профессиональной подготовки (например, для работы уборщиком)?
В соответствии со ст. 32 Закона «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» адаптация инвалидов направлена не только на совершенствование профессиональных знаний, но и на приобретение и развитие трудовых способностей и закрепление их в процессе осуществления трудовой деятельности.

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности осуществляется при наличии у них специальности или профессии, кроме видов деятельности, не требующих профессиональной подготовки, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (п. 4 Положения об адаптации). Следовательно, адаптация может осуществляться и в отношении трудовой деятельности, не требующей профессиональной подготовки.

Какими нормативными актами регулируется порядок организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности?
В первую очередь, это Положение о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, утвержденное постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 №128. Основные положения о трудовой реабилитации закреплены в Законах «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» и «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь».

Какие расходы возмещаются нанимателю в рамках финансирования мероприятий по адаптации инвалидов?
При проведении мероприятий по адаптации инвалидов нанимателям из средств Фонда могут быть выделены денежные средства на компенсацию затрат по оплате труда работников с инвалидностью или на приобретение оборудования, материалов, спецодежды.
Затраты на оплату труда работников-инвалидов компенсируются ежемесячно в размере начисленной заработной платы с учетом выплат стимулирующего и компенсирующего характера. Компенсации подлежат также:
— суммы среднего заработка за время трудового отпуска или денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;
— суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Для получения компенсации таких затрат на мероприятия по адаптации инвалидов наниматель ежемесячно предоставляет в орган по труду, занятости и социальной защите справку о затратах на оплату труда инвалидов.
Денежные средства на приобретение оборудования для создания рабочих мест для инвалидов могут быть выделены нанимателям, которые организуют адаптацию инвалидов на таких рабочих местах в течение трех лет или более. Финансирование на приобретение материалов предоставляется нанимателям при условии, что изготовленная из них продукция безвозмездно передается бюджетным организациям или используется для собственных нужд организациями-изготовителями, которые финансируются из местного или республиканского бюджета.

Как оформляются мероприятия по адаптации инвалидов, подлежащие государственному финансированию?
Мероприятия по адаптации инвалида к трудовой деятельности оформляются как трехсторонние отношения между нанимателем, работником-инвалидом и органом по труду, занятости и социальной защите. При этом процесс оформления требует активного участия как нанимателя, так и работника и может быть условно разделен на несколько этапов.

1. Управление по труду, занятости и социальной защите городского или районного исполкома включает предприятие в Перечень нанимателей, готовых к организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности по конкретным специальностям.

Для этого наниматель подает в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского или районного исполнительного комитета:
— заявление о готовности организовать адаптацию инвалидов к трудовой деятельности с указанием перечня специальностей (профессий), количества и перечня вакантных рабочих мест, а также потребности в создании новых рабочих мест и возможностей дальнейшего трудоустройства инвалидов;
— расчет финансовых затрат на организацию адаптации (расходы на оплату труда, стоимость оборудования, материалов).

Если наниматель желает принять на адаптацию конкретного работника с инвалидностью, дополнительно предоставляются следующие сведения и документы:
— индивидуальная программа реабилитации инвалида с указанием на нуждаемость в адаптации в течение определенного срока (от 6 до 12 месяцев), копия паспорта;
— информацию о специалисте, который будет сопровождать работника-инвалида в период адаптации, в том числе о его образовании;
— информацию о возможностях дальнейшего трудоустройства работника с инвалидностью на открытом рынке или продлении адаптации в пределах 12 месяцев.

Управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского или районного исполкома составляет заключение о целесообразности организации адаптации инвалидов на данном предприятии и передает его вместе с заявлением в Комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома (Мингорисполкома), который на основании полученных документов принимает решение о целесообразности организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности у этого нанимателя. На основании такого решения организация включается в перечень нанимателей, готовых к организации адаптации инвалидов к трудовой деятельности по конкретным специальностям или профессиям.

2. Получение работником-инвалидом направления на адаптацию в органе по труду, занятости и социальной защите
Направление на адаптацию может получить только инвалид, зарегистрированный в установленном порядке в качестве безработного. Центр занятости выдает такое направление на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, с учетом перечня нанимателей, готовых к организации адаптации, и имеющейся у работника специальности или профессии (или без нее). В случае если направление не может быть выдано, причины отказа сообщаются в письменном виде.

Следует отметить, что направление выдается только в отношении профессий и специальностей, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее – ИПР). Однако важно, чтобы отсутствие соответствующего указания в ИПР не являлось препятствием для трудоустройства по профессиям или специальностям, которые работник может освоить и успешно выполнять. Зачастую заранее невозможно предусмотреть в ИПР полный перечень работ, которые могут быть доступны человеку с инвалидностью. Поэтому при наличии приемлемой вакансии по специальности, не указанной в ИПР, инвалид вправе обратиться в медико-реабилитационную экспертную комиссию (далее – МРЭК) с требованием дополнить программу профессиональной и трудовой реабилитации ИПР указанием на нуждаемость в адаптации к трудовой деятельности по определенной профессии или специальности. Если имеется предварительная договоренность с нанимателем о трудоустройстве, можно предоставить в МРЭК письмо от нанимателя о том, что он намерен принять инвалида для прохождения адаптации в той или иной должности.

3. Заключение договора об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности между нанимателем и органом по труду, занятости и социальной защите.
Договор заключается на срок от шести месяцев до одного года (в зависимости от сроков адаптации, рекомендуемых в ИПР) с указанием суммы и цели финансирования, а также сроков проверки подготовленности работника-инвалида к самостоятельной трудовой деятельности. Кроме того, такой договор предусматривает обязательства нанимателя использовать денежные средства по целевому назначению и предоставлять в органы по труду, занятости и социальной защите подтверждающие документы.

4. Заключение срочного трудового договора между нанимателем и работником-инвалидом на период адаптации.
Трудовые отношения между нанимателем и работником, направленным центром занятости на адаптацию, оформляются на срок, указанный в договоре об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности. Для этого наниматель заключает с работников срочный трудовой договор и оформляет иные документы в соответствии с трудовым законодательством. Копию приказа о приеме на работу наниматель направляет в орган по труду, занятости и социальной защите в пятидневный срок со дня издания.

Допускается ли продление сроков адаптации?
Да, но только в пределах одного года. Договор между нанимателем и органом по труду, занятости и социальной защите предусматривает порядок тестирования степени подготовленности инвалида к самостоятельной трудовой деятельности. С учетом результатов такого тестирования может быть принято решение о продлении срока адаптации, но только при условии, что общий период адаптации не превышает одного года. В таком случае вносятся соответствующие изменения и дополнения в договор об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности и срочный трудовой договор.

Обязан ли наниматель заключить с работником трудовой договор после окончания срока адаптации?
Нет, такая обязанность законодательством не предусмотрена. По истечении срока адаптации наниматель вправе, но не обязан предложить работнику продолжить трудовые отношения. По окончании адаптации наниматель предоставляет в орган по труду, занятости и социальной защите либо копию приказа об увольнении инвалида, либо приказ о его приеме на постоянную работу. Работник с инвалидностью, с которым не заключен трудовой договор после прохождения адаптации, может быть вновь зарегистрирован в качестве безработного. Однако направления для повторного прохождения адаптации у иного нанимателя, как правило, не выдаются.

Марина Калиновская
юрисконсульт ОО «БелАПДИиМИ»


В нашей стране насчитывается примерно шестнадцать миллионов инвалидов, что примерно равно десяти процентам от общего количества населения. Именно поэтому инвалидность - это проблема не отдельно взятого человека, а всего общества в целом.

Стоит отметить, что в России отношение к таким людям по сей день оставляет желать лучшего. В лучшем случае к ним относятся пренебрежительно, а в худшем и вовсе считают недостойными жить на одной земле с людьми, не имеющими ограничений в физическом плане.

Программа «Доступная среда»

Нельзя однозначно заявить, что сложившаяся ситуация не меняется. Постепенно граждане нашего государства становятся более толерантными и осознают, что отношение к МГН - это показатель цивилизованности общества в целом. Не последнюю роль в этом сыграла и федеральная программа, благодаря которой адаптация инвалидов происходит более стремительными темпами.

Ей подразумевается обустройство безбарьерных условий. Благодаря этому представители МГН получат возможность перемещаться по любому выбранному маршруту, в том числе на общественном транспорте. - это равные условия для всех в плане посещения социально значимых мест.

Главная цель программы - это изменения взглядов на проблему инвалидности в целом.

Минимальная адаптация

Приоритетной целью обустройства безбарьерности является минимальная адаптация для инвалидов, которая позволяет обустроить окружающее пространство таким образом, чтобы представители маломобильных групп населения могли свободно ориентироваться в пространстве и передвигаться, не прибегая к посторонней помощи или пользуясь ей по минимуму.

Именно о списке мероприятий при содействии которых осуществляется адаптация инвалидов, и пойдёт речь далее.






Визуальное информирование

Главное, что включает в себя адаптация для инвалидов - это визуальная информация, технические требования к элементам которой прописаны в ГОСТ 52131-2003.

К элементам, предающим данные визуальным способом в рамках, которые предусматривает адаптация инвалидов, относятся:

  • Жёлтые кругляшки на стёклах, оповещающие слабовидящих о наличии прозрачной преграды. Такие знаки оповещения размещаются на стеклянных дверях торговых точек, кафе, ресторанов и конечно же в транспорте. Такой цвет кругов выбран не случайно. Дело в том, что именно он различимым на гране слепоты.
  • Покраска первых и последних ступеней в желтый цвет или наклейка полос такого же цвета. Во всех помещениях, внесённых в общероссийский реестр имеется хотя-бы один вход которым способны пользоваться МГН, в том числе и страдающие болезнями глаз. Именно поэтому первую и последнюю ступени, расположенные в общедоступных входных узлах необходимо перекрашивать. Такое обозначение оповещает о начале и конце лестницы. Разумеется, адаптация инвалидов предусматривает нанесение разметки в помещении и на улице.
  • Монтаж антискользящих уголков с жёлтыми вставками. Подавляющему большинству людей на личном опыте знакомо выражение «упасть на ровном месте». Эта неприятность может случиться с каждым в особенности на мокром покрытии. Разумеется, эта проблема актуальна для страдающих болезнями глаз и опорно-двигательного аппарата. Особенно велик рис падения на обледеневшем покрытии. Чтобы избежать этого необходимо устанавливать на опасных участках антискользящий алюминиевый профиль или уголки, сделанные из схожего по характеристикам материала. Стоит отметить, что адаптация инвалидов также предусматривает проведение монтажных мероприятий. Вставки являются своеобразным сигнализатором, оповещающим об опасности.
  • , дублированных шрифтом Брайля. Ещё один неотъемлемый элемент безбарьерного окружающего пространства, который также требует адаптация для инвалидов - это информирующие изделия в виде тактильных табличек, пиктограмм и мнемосхем. Преимущество этих изделий, которые могут быть изготовлены нашими специалистами в индивидуальном порядке, заключается в том, что они способны передавать своё содержание как слабовидящим и полностью слепым, так и абсолютно здоровым гражданам. В наши дни набираю популярность тактильные таблички, дублирующие своё содержание в звуковом режиме.

Поставка тех. средств

В наши дни устройства для облегчения жизни МГН не является дефицитом. Его можно приобрести, а также заказать монтаж во многих компаниях, в том числе и в нашей организации. Адаптация для инвалидов предполагает монтаж следующих устройств:

  • Звонок для вызова помощника. Чаще всего его можно встретить в санузлах. Звонок размещается таким образом, чтобы человек мог воспользоваться им в любой, даже непредвиденной ситуации. Кнопка вызова устанавливается и в других помещениях. Ярким примером этому являются входные группы зданий и сооружений. Следует отметить, что звонок устанавливается совместно с тактильной табличкой, информирующей о его наличии в непосредственной близости.
  • Ещё одним элементом информирования людей с проблемами со слухом, который подразумевает адаптация инвалидов - это бегущая строка. Чаще всего её можно встретить в общественных заведениях с большой проходимостью, например, на вокзалах, в аэропортах, кинотеатрах, АЗС и так далее. Вывод на табло производиться с компьютера или карты памяти. Бегущая строка способна передавать любые данные, в том числе и касающуюся расположения адаптированных входов, туалетов и так далее. Бегущая строка также дублирует данные, касающееся учреждения, в котором она расположена. В настоящее время табло с бегущей строкой уже имеются в огромном количестве различных учреждений. Адаптация инвалидов посредствам своевременного информирования это верный шаг в сторону обустройства безбарьерности.
  • Индукционная система для слабослышащих необходима для преобразования звука, например, речи или аудио записи в электромагнитный сигнал, который принимает катушка слухового устройства. Его применение обусловлено тем, что слабослышащим членам общества, пользующимся слуховым прибором трудно воспринимать звуки, полученные акустическим способом в многолюдных местах, особенно при наличии каких-либо преград. Индукционная система позволяет усилить звук. Адаптация инвалидов предполагает её размещение в общественных учреждениях, например, школах, больницах, торговых центрах и прочих государственных и частных учреждениях.

Производство оборудования для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

В связи с активной реализацией остро встаёт вопрос об оснащении зданий и сооружений специальным оборудованием, предназначенным для обустройства безбарьерьерности для маломобильных групп населения. Адаптация для инвалидов подразумевает как минимум монтаж пандусов и опор. Разумеется, недостаточность финансирования и прочие сложности с которыми сталкиваются организации при обустройстве безбарьерности, например, невозможность проведения перепланировки, становятся преградой не позволяющей, чтобы адаптация инвалидов была проведена успешно.

Частично решить проблему помогут переносные (мобильные) аппарели. Именно о них и пойдёт речь далее.

Мобильные пандусы и аппарели

Мобильные аппарели эффективно решают задачу главными целями которой является адаптация инвалидов. Использование такого оборудования полностью исключает проблему барьеров. Их единственный недостаток заключается в необходимости сопровождения. Лицо с ограниченными возможностями не сможет самостоятельно приводить их в рабочее состояние.

В настоящее время существует несколько видов таких устройств. К самым востребованным из них можно отнести:

  • Телескопические аппарели, которые в нерабочем состоянии легко помещаются в багажнике автомобиля.
  • Пандусы для преодоления порогов. Конструктивно они представляет собой три плоскости, две из которых в рабочем состоянии расположены под наклоном, а третья горизонтально.

Адаптация инвалидов с применением таких устройств чаще всего временная мера, ведь до 2020 года в России будет полностью реализован федеральный проект, упомянутый выше и подавляющее большинство объектов будут иметь .

Опорные конструкции

В отличие от пандусов поручни могут быть установлены практически в любом помещении. Это обусловлено тем, что они не громоздки и компактны.

Они призваны выполнять опорные и навигационные функции. Ими способны воспользоваться как лица, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, так и слабовидящие.

Адаптация инвалидов подразумевает использование различных видов опор. К самым распространённым из них можно отнести:

  • Стандартные, изготовленные из нержавеющей, стали или прочих материалов, обладающих схожими характеристиками.
  • Изогнутые, необходимые для опоры больных, страдающих болезнями, оказывающими влияние на работоспособности рук, например, артритом. Особая изогнутая конструкция позволяет перенаправить нагрузку с кистей рук на локтевой сустав и предплечье.
  • Откидные. Чаще всего они устанавливаются в сантехнических узлах не отличающихся большой площадью.

Адаптация инвалидов посредствам установки поручней предполагает предъявление к ним особых требований. К основным из них следует отнести:

  • Высокая эргономичность. Иными словами, они обязаны легко ложиться в руку.
  • Отсутствие частей, травмирующих руки. Таким образом все крепления размещаются таким образом, чтобы не мешать скольжению руки.
  • Способность выдерживать значительные нагрузки, ведь человек может опереться на опору перенеся на него часть массы тела.
  • Кроме того, устанавливая такие изделия на лестницах следует учитывать, что их начало и конец должны выступать за их пределы.

Инклюзивное образование

Разумеется, адаптация инвалидов зависит не только от установки технических средств, позволяющих обустроить доступность. Залог комфортного сосуществования лиц с ограниченными возможностями со здоровыми людьми это отсутствие пренебрежительного отношения и что важно нетерпимости. Именно поэтому адаптация инвалидов необходимо проводить с раннего детства.

Решить подобную задачу позволит инклюзивное образование. Оно подразумевает не только обучение детей с проблемами со здоровьем, но и проведение разъяснительных работ с их сверстниками, которые с раннего детства поймут, что лица с ограниченными возможностями такие же, как и мы все, только имеют определённые ограничения.

Подобная практика получила широкое распространение в странах Западной Европы и Соединённых Штатах Америки. К сожалению, в России инклюзивное образование переживает не самые лучшие времена. Главные проблемами интеграции заключаются в недостатке квалифицированных педагогов и слабой материальной базе. Подобные проблемы вполне решаемы, но для этого нужно определённое время. Например, решить проблему доступности учебных учреждений и их оснащение, готова помочь наша компания. Получить консультацию по этому вопросу можно связавшись с нашими специалистами. Следует отметить, что наши структурные подразделения имеются во всех регионах страны. Таким образом мы единственная общероссийская организация подобного типа.

Специалисты нашей фирмы готовы выполнить ряд работ, позволяющих адаптировать здания и прилегающую территорию для нужд МГН. К наиболее востребованным из них можно отнести производство технических средств, строительно-монтажные работы вплоть до частичной перепланировки, паспортизация и экспертиза доступности. Следует заметить, что экспертиза ОДИ также предполагает составление рекомендаций.

Будем рады видеть вас в числе наших клиентов.

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом.

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения, с позиции «медицинской модели», и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту, не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для «здорового» образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид - обуза обществу, его иждивенец. Это «попахивает» мягко говоря «превентивной генетикой»

Вспомним, что с точки зрения «превентивной евгеники», после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться «Программа эвтаназии Т-4», которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация - лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на «здоровое» население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества. Сама структура производства, быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами.. А точнее – почти вообще не оборудованы..В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении - вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату.

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых - мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так и, что немаловажно, работодателей.

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» – не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой - сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни - практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка.

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы - более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят «людей с ограниченными физическими возможностями» как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны, во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться «избавиться» от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает - это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно – «а не понесу ли я убытки?».

Вопрос, связанный с риском «а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?» вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности.

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т. д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для «нормального» человека, его либо «брезгливо обходят», либо «жалеют», а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченным возможностями может быстро «нажить себе врагов», а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также «штатных» психотерапевтов, «протирающих штаны и юбки» во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что «люди с ограниченными возможностями» в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т. п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ, предусматривает «профессиональную реабилитацию инвалидов», которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 - «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и «маломобильныхм групп населения» (СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Общие положения; СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»).

Но, несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%, менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства - профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, «законодательство в отношении инвалидов» не учитывает одного важнейшего факта - работодателю нужен всё же не инвалид, а работник» А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60 % инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности. То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению.

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что вообщем-то неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40 - 45% инвалидов, а в России в лучшем случае - только 10 %, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату...

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание - например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.


Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот («надбавок») или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, «органы социальной защиты» тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности вполне может выполнять обычную для него работу, но… «органы социальной защиты», призванные именно «защищать» инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30 % людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие «барьеры физической среды», включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен - даже обыкновенное посещение туалета занимает у «инвалида-колясочника» в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство - поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность - беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.