Правовые основы создания и организационной деятельности. Нормативно - правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в рф

КоАП наиболее полно регулирует нормами материального и процессуального права административно-юрисдикционную деятельность, осуществляемую как во внесудебном, так и в судебном порядке.

Определены задачи производства: своевременное, всестороннее полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления; выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждение правонарушений; воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности (ст.225).

Также определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при: отсутствии события и состава административного правонарушения; издании акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмене акта, устанавливающего административную ответственность; истечении к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении установленного законодательством срока наложения административных взысканий (а оно может быть, как правило наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Названные обстоятельства относятся как к физическим так и к юридическим лицам. Кроме того, установлены обстоятельства, исключающие производство в отношении только физических лиц. Это недостижение лицом на момент совершенияадминистративного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания, а также наличие по данному фактур уголовного дела; смерть лица, в отношении которого начато производство по делу.

Если при рассмотрении дела обнаружится, что в административном правонарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются органом (должностным лицом), рассматривающим дело, прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

Установлено также, что производство осуществляется на основании законодательства, действовавшего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения (по делам о транспортных правонарушениях – по месту учета транспортных средств).

Производство ведется на государственном языке РФ либо на государственном языке субъекта РФ, на территории которого находится орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дело. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. При необходимости они могут рассматриваться непосредственно по месту работы, учебы или жительства нарушителя.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется органами прокуратуры.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также о правонарушении, влекущем применение административного ареста, извещается прокурор.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов (в частности, протокола о нарушении). Некоторые дела рассматриваются в более сжатые сроки. Так, дела о мелком хулиганстве должны быть рассмотрены в течение суток и т.д.

Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых органы (должностные лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, привлекаемых к административной ответственности, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами, протоколами об изъятии вещей и документов и т.д. При этом в качестве вещественных доказательств выступают предметы, явившиеся орудием или непосредственным объектом административного правонарушения либо сохранившие на себе его следы.

Оценка доказательств осуществляется органом (должностным лицом), ведущим административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, а также исполнения принимаемых по ним постановлений законодательство предусматривает возможность применения мер процессуального обеспечения производства. По своему юридическому характеру они представляют собой разновидность административно-предупредительных и административно-пресекательных мер. Это административное задержание лица, его доставление (принудительное препровождение) в целях составления протокола об административном правонарушении, личный досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортных средств.

Все указанные меры оформляются соответствующими протоколами. КоАП определяет полномочия должностных лиц, применяющих эти меры (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.д.). Личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств производятся с целью обнаружения орудий совершения административного правонарушения либо его непосредственного объекта. Эти меры, а также изъятие документов и вещей, принадлежащих физическим и юридическим лицам, производятся в присутствии понятых.

Особо следует выделить такую меру обеспечения производства, как административное задержание физического лица, поскольку речь идет о кратковременном ограничении его свободы. Применяется эта мера в исключительных случаях органами внутренних дел, пограничной службы, должностными лицами военизированной охраны и военной автомобильной инспекции. Ее применение осуществляется в целях пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности нарушителя; составления протокола об административном правонарушении, если оно обязательно.

Административное задержание может длиться не более трех часов.

При нарушении пограничного режима лица могут быть задержаны до трех суток с сообщением об этом прокурору или на срок до десяти суток с санкции прокурора.

Меры обеспечения административного производства могут быть обжалованы заинтересованными лицами в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в пятидневный срок.

Органы (должностные лица), правомочные рассматривать дела об административной ответственности. Это органы административной юрисдикции, не совпадающие с общей системой исполнительных органов. Их компетенция носит, следовательно, специальный характер. В их числе:

а) народные суды (мировые судьи). К подведомственности судьи отнесено рассмотрение и разрешение дел о наиболее серьезных административных правонарушениях. Это, например, дела: о воспрепятствовании осуществлению гражданами избирательного права (ст. 401); незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах либо потреблении их без назначения врача (ст. 44); мелком хищении (ст. 49); незаконной выдаче лицензии (ст. 561); изготовлении и использовании радиопередающих устройств без разрешения (ст. 137); нарушении правил торговли (ст. 146); мелком хулиганстве (ст. 158); злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции (ст. 165) и т.д. Дела рассматриваются, как правило, единолично;

б) административные комиссии районных, городских исполнительных органов системы местного самоуправления. Они в коллегиальном порядке рассматривают все категории дел об административных правонарушениях, кроме отнесенных к подведомственности иных органов (должностных лиц);

в) комиссии по защите прав несовершеннолетних рассматривают дела о правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет;

г) органы внутренних дел (милиция), а также иные исполнительные органы, реализующие контрольно-надзорные функции и полномочия в различных сферах деятельности (например, органы пожарного надзора, таможенные органы, транспортные инспекции, антимонопольные органы, органы санитарного и ветеринарного надзора, органы пограничной службы и т.д.). Их компетенция определена ст. 203–224 КоАП.

Практически от имени названных органов действуют должностные лица, которые рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания (инспектора, контролеры-ревизоры и т.п.).

Образование новых предприятий и расширение действующих предопределяются следующими факторами:

 наличие неудовлетворенного спроса на какую-то продукцию (работы, услуги);

 наличие ресурсов, необходимых для организации производства данной продукции;

 уровень развития науки, техники и технологий на соответствующем товарном рынке (в соответствующей отрасли производства).

Определяющим фактором является наличие спроса на продукцию. Если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, то она останется нереализованной, а затраты не её изготовление – неоплаченными, т. е. предприятие не получит прибыли и не сможет вернуть вложенные капиталы и разорится.

Любая организация (предприятие) создаётся путём учреждения. Процесс учреждения как коммерческой, так и некоммерческой организации заключается в следующем:

во-первых, собственник (собственники, учредители) принимает решение о создании организации (предприятия). Кроме того, предприятие может быть создано в результате принудительного разделения другого предприятия в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ;

во-вторых, разрабатываются учредительные документы, предусмотренные ГК РФ для соответствующей организационно-правовой формы юридического лица (устав, решение о создании или договор учредителей, общее положение об организации);

в-третьих, осуществляется государственная регистрация.

Предприятие (юридическое лицо) действует на основании устава, либо учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав – утверждается его учредителями (участниками)

Учредительные документы разрабатываются самими собственниками (учредителями), которые для этих целей могут привлекать на договорной основе консультационные юридические фирмы или отдельных специалистов.

В учредительных документах юридического лица должны содержаться обязательные сведения: наименование юридического лица (с отражением организационно-правовой формы); место его нахождения (юридический адрес, телефон и т.п.); порядок управления деятельностью организации; предмет и цели деятельности; другие сведения, предусмотренные законом для соответствующего вида и организационно-правовой формы юридического лица.

Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности определён федеральным законом. Для регистрации предприятия его учредители лично или по почте представляют в орган, осуществляющий регистрацию (регистрационную палату) определённые документы.

В соответствии с законодательством РФ юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности (фирма), может осуществлять любые виды деятельности (один или несколько), предусмотренные его уставом и не запрещенные законом.

Отдельные виды деятельности могут выполняться только государственными предприятиями (оговорено специальными законами – производство оружия, наркотиков, драгоценных металлов, орденов, медалей и др.) или (в том числе и строительная деятельность) только на основании специального разрешения – лицензии. Лицензия – разрешение, право на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Организация (предприятие) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на выпускаемую продукцию и на основе заключённых с потребителями (заказчиками), соисполнителями (субподрядчиками) и поставщиками материально-теxническиx ресурсов договоров, контрактов, соглашений.

Цены и тарифы на продукцию и услуги организация устанавливает самостоятельно или на договорной основе. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, устанавливаются договорные цены, в частности, – на производство строительно-монтажных работ. Государство регулирует цены и тарифы на продукцию (услуги) предприятий-монополистов.

Финансовые ресурсы организаций образуются за счёт:

 прибыли;

амортизационных отчислений;

средств от продажи ценных бумаг (акций, облигаций);

паевых и иных взносов иx участников, членов трудового коллектива, граждан, других организаций и предприятий;

кредитов и других законных поступлений.

Организация как юридическое лицо имеет право открывать расчетные и другие счета в любом коммерческом банке . Она несёт ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины и, если не выполняет свои обязательства по расчётам, то может быть признана неплатежеспособной (банкротом) – в соответствии с законом о банкротстве.

Предприятие имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность . Все валютные взаимоотношения с государством регулируются законами. Валютная прибыль после уплаты налогов в бюджеты (федеральный и местный) используется организацией самостоятельно.

Взаимоотношения фирмы с работниками регулируются трудовым кодексом РФ и строятся на основе коллективных и трудовых договоров. Формы, системы и размер оплаты труда работников и другие иx доходы фирма устанавливает самостоятельно, но при этом должна обеспечивать минимальный размер заработной платы, устанавливаемый федеральным законом.

Любая организация обязана вести бухгалтерскую и статистическую отчётность и, в соответствии с ГК РФ, публиковать данные о своей деятельности. За искажение отчётности должностные лица организации несут административную, материальную и уголовную ответственность. Государственные органы (налоговые, антимонопольные, природоохранные и др.) могут периодически проверять деятельность предприятий.

За нарушение своих обязательств и правил предпринимательской деятельности организации несут ответственность.

Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство Касьянов Антон Васильевич

Глава 1 Организационно-правовые основы деятельности предприятий малого бизнеса

Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич

1.1.1. Правовые основы ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ПБОЮЛ) В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

1.1.2. Правовые основы создания и осуществления деятельности юридического лица Также граждане могут создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.Но и здесь есть свои хоть и небольшие, но ограничения в отношении

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

1.4.3. Критерии определения малого и среднего бизнеса за рубежом Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как правило, не существует общего

Из книги Экономика недвижимости автора Бурханова Наталья

1.6. Унификация понятий малого и среднего бизнеса Любая используемая терминология для успешной оценки ситуации, качественной и результативной работы должна отражать реальные факты, чего, к сожалению, не наблюдается в российском законодательстве.В российской

Из книги Справочник риэлтора автора Батяев Андрей Андреевич

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6. Правовые основы рынка недвижимости Законодательство в сфере недвижимого имущества – это совокупность законов и других нормативных правовых актов, посредством которых государственные органы могут устанавливать, изменять или отменять соответствующие правовые

Из книги Товароведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Глава 1 Основы риэлторской деятельности

Из книги Протокол и этикет дипломатического и делового общения автора Кузьмин Эдуард Леонидович

Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

44. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.) сформулированы основные принципы социального обслуживания

Из книги Психологическое консультирование автора Забродин Юрий Михайлович

17. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В России при Фонде поддержки предпринимательства (ФПП) созданы Федеральный информационно-аналитический центр (ФИАЦ) и сеть региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ)Развитие системы информационной

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

§ 8. Правовые основы международных деловых связей Россия болезненно переживает процесс перехода от централизованной государственно-управляемой экономики к рыночному хозяйству. Тем не менее немалая часть населения пытается активно включиться в

Из книги Как я Родиной торговал автора Каракулько Александр

Из книги автора

Введение Практическая психология – одна из самых «молодых» специальностей, активно вошедшая в нашу действительность на волне гуманизации общественной жизни в конце XX в. В сегодняшней России она стала неотъемлемым признаком современности. Если профессии

Из книги автора

5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Предпринимательское право – отрасль российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними

Из книги автора

Большой брат малого бизнеса Однажды, мой знакомый решил заработать денег. Что он только не делал для этого. Кидался в разные авантюры, пока не израсходовал весь свой денежный запас. После этого, он решил устроиться на работу. И где он только не проработал после этого.

Основным документом, устанавливающим правовой статус общества, является Устав (Приложение Б), который информирует контрагентов и иных лиц, вступающих в отношения с обществом о круге его деятельности, правах и обязанностях. В Уставе определяется организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, размер уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия или решений, а так же категории, номинальная стоимость и количество выпускаемых акций.

Общая долевая собственность, составляющая Уставный капитал, разделена на обыкновенные акции номинальной стоимостью 1000 рублей.

Общество работает на принципах полного самофинансирования. Вся деятельность осуществляется за счет заработанных им средств. Общество самостоятельно планирует свою деятельность.

2.1 Организационно-производственная структура и органы управления

Птицесовхоз включает в себя три отделения: первое, второе и третье. Первое отделение специализируется на выращивании овец, гусей. Кроме этого есть и растениеводство. Второе отделение занимается разведением гусей. Есть также и растениеводство. Третье отделение выполняет функции центрального. В него входят следующие цеха: животноводства, растениеводства, механизации, строительно-хозяйственный.

Цех животноводства занимается производством продукции птицеводства. Он состоит из двух бригад и инкубатора. Первая бригада, в свою очередь, подразделяется на две группы цехов. В одной находится основное стадо (куры-несушки в возрасте старше 150 дней), в другой занимаются выращиванием молодняка. Вторая бригада, также как и первая, подразделяется на две группы цехов. В одной содержат уток-несушек (родительское стадо). В другой группе выращивают молодняк уток. Основная задача инкубатора - получение максимального количества птенцов. Здесь они содержатся в течение суток, а затем отправляются в цеха и реализуются населению.

Высшим органом управления ЗАО является общее собрание акционеров, которое избирает Совет акционеров и генерального директора. Члены Совета избираются на два года. Все решения Совета принимаются простым большинством голосов. Исполнительным органом ЗАО является Правление, которое организовывает выполнение решений общего собрания. Руководство текущей деятельностью осуществляет генеральный директор. Он же является Председателем Совета акционеров. Контрольным органом ЗАО является ревизионная комиссия, которая осуществляет контроль за финансово - хозяйственной деятельностью.

В аппарат управления ЗАО «Птицесовхоз Родина» входят директор, главный агроном, главный зоотехник, главный инженер, заведующий МТМ, управляющие отделениями, бригадиры.

Главный инженер:

Руководит всеми техническими службами предприятия, систематически совершенствует технику и технологию производства;

Обеспечивает производство конкурентоспособной продукции; -обеспечивает повышение эффективности производства, повышение производительности труда, анализирует информацию о научно-технических достижениях

В пределах своей компетенции действует от имени предприятия; -проверяет и направляет деятельность всех структурных подразделений в области технической подготовки производства;

Несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей;

Руководит разработкой перспективных планов развития предприятия;

Руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях.

Главный бухгалтер:

Обеспечивает осуществление экономического анализа хозяйственно­финансовой деятельности предприятия;

Контролирует соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

Контролирует правильность расхода фонда оплаты труда;

Контролирует соблюдение штатной финансовой и кассовой дисциплины.

Главный агроном контролирует выполнение планов и обязательств в отрасли растениеводства. Контролирует рациональное использование земли, семян, удобрений, гербицидов, трудовых ресурсов. Проводит работу по планированию и развитию отрасли. Агроном осуществляет технологическое и организационное руководство полеводством. Он обязан участвовать в разработке планов, технологических карт, хозрасчетных заданий, организовывать выполнение работ в соответствии с установленной технологией и оперативными планами, осуществлять контроль за их качеством.

Главный зоотехник осуществляет и обеспечивает разработку и внедрение зоотехнических мероприятий, направленных на повышение продуктивности, улучшению использования птицы, кормов. Главный зоотехник обеспечивает сохранность кормов, составляет распорядок дня, рационы кормления и балансы кормов, проверяет и подписывает документы по движению птицы, расходу кормов.

Бригадиры организуют выполнение работ в соответствии с рабочими пла­нами, технологией производства и нормативами расхода материальных ресурсов; обеспечивают соблюдение членами бригады трудовой и произ­водственной дисциплины.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятий управляется и ограничивается через систему нормативно-правовых актов, действующих в стране, и обеспечивающих соблюдение хозяйствующими субъектами норм и правил законодательства. Важным, экономически и юридически обоснованным при выполнении отдельных работ по организации производства, является соблюдение правил и процедур в области регистрации предприятий, трудового законодательства, охраны труда и окружающей среды и др.

В настоящее время экономическое содержание понятия организация включает в себя форму осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимательство является причиной создания организаций, их деятельности, реорганизации и т.п.

Предпринимательская деятельность – это инициативная, в рамках закона, хозяйственная деятельность субъектов собственности на свой риск и под свою полную ответственность по формированию организационно-экономических условий для достижения определенных целей.

Организации создаются для различных целей физическими и юридическими лицами, государством, муниципальными образованиями. Организации можно классифицировать по различным качественным и количественным критериям. Основные качественные критерии организации отражают форму собственности, соотношение прав на имущество, структуру управления и ответственность учредителей. Основными количественными параметрами выступают численность и годовой оборот капитала.

Следует отметить, что в правовой практике организации называют субъектами хозяйственного права, и данное определение использовано в законодательных и других нормативных актах, регулирующих хозяйственную деятельность.

Наиболее удачным критерием классификации субъектов хозяйственного права является организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Под организационно-правовой формой понимают совокупность имущественных и организационных признаков, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и перед контрагентами.

Имущественные признаки отражают форму собственности предпринимателя и соотношение прав на имущество субъекта предпринимательской деятельности и его учредителей (участников).

Организационные признаки выражаются в структуре управления делами субъекта хозяйственной деятельности.

Предпринимательская деятельность по своей сути может быть коммерческой и некоммерческой. Коммерческой признается предпринимательская деятельность с целью извлечения прибыли.

Большинство нефтяных компаний, действующих в Российской Федерации, созданы в организационно-правовой форме акционерных обществ, поэтому целесообразно подробно рассмотреть некоторые особенности деятельности и управления акционерными обществами: создание и формы обществ; разделение функций управления. Основным документом, регламентирующим деятельность акционерных обществ, является «Закон об акционерных обществах».

Решение о создании (учреждении) акционерного общества принимается учредительным собранием будущих совладельцев организации – акционеров. Решение об избрании органов управления принимается большинством в ¾ голосов владельцев акций, подлежащих размещению среди учредителей. Учредительным собранием определяется форма создаваемого акционерного общества (эта форма указывается в уставе общества и в наименовании). Акционерные общества могут создаваться в форме «открытых акционерных обществ» и «закрытых акционерных обществ». Акционерные общества могут создавать филиалы и представительства не являющиеся обособленными юридическими лицами. Филиалы и представительства действуют на основе «положений», утверждаемых высшим органом управления общества, они наделяются имуществом, которое учитывается как на отдельных балансах, так и в общем балансе общества.

Особенность организационно-правовой формы акционерных обществ определяет структуру управления (рисунок 1.2).

Высшим органом управления в акционерном обществе является Общее собрание акционеров, в период между собраниями – Совет директоров.

Производственные структуры
Аудитор
Ревизионная комиссия

Руководство текущей деятельностью осуществляется исполнительным органом, который может быть единоличным (директор, генеральный директор, президент) или коллегиальным (правление, исполнительная комиссия). Руководитель филиала или представительства назначается советом директоров или исполнительным органом общества и действует на основании выданной ему доверенности. Компетенцияисполнительного органавключаетвсе вопросы, относящиеся к текущей деятельности общества.

Выполнение работ по организации производства на предприятии возможно только после процедуры создания самого предприятия. Под созданием субъектов предпринимательского (хозяйственного) права понимается совершение юридических действий, целью которых является получение правового статуса субъекта предпринимательской деятельности (создание организации, предприятия). Существует несколько способов создания организаций (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 – Способы создания субъектов хозяйственного права

Организация возникает с момента государственной регистрации. Государственная регистрация преследует несколько целей. Прежде всего целью регистрации является определение места субъекта на рынке и определение объема его правоспособности. Кроме того, регистрация осуществляется в целях проведения налогообложения и обеспечения безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов деятельности. Законодательство предусматривает определенные правила о составе и количестве учредителей коммерческой организации. Ограничения на участие в хозяйственной деятельности могут устанавливаться для юридических и физических лиц в соответствии с Законами РФ, регулирующими отдельные виды деятельности (нотариусы, адвокаты и т.д.).

В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость в изменении выбранной ранее организационно-правовой формы предприятия либо в проведении иных преобразований, затрагивающих объем правоспособности субъекта и влияющих на его взаимоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности. Такое изменение осуществляется путем реорганизации. Реорганизация – это способ изменения правового статуса субъекта, при котором объем принадлежащих ему прав и обязанностей изменяется либо переходит к другим лицам (правопреемникам) (рисунок 1.4).

С экономической точки зрения реорганизация помогает преодолевать инертность и застой в структурах управления, в сложившейся системе связей и отношений. В зависимости от конкретных обстоятельств изме­нения могут быть частичными, касающимися отдельных служб и организации определенных видов деятельности, или радикальными, когда требуется глубокая и многосторонняя реорганизация.

Слияние Слияние представляет собой объединение двух или нескольких юридических лиц в единую организацию. Все ранее действующие организации прекращают свое существование. Вновь созданная организация становится правопреемником каждого из вошедших в нее юридических лиц.
Присоединение Присоединение означает, что прекращается лишь деятельность присоединяемого субъекта. Лицо присоединяющее увеличивает свои активы за счет присоединенного имущества и становится его правопреемником.
Разделение Разделение предполагает создание вместо одного субъекта двух или более других. При этом деятельность разделяемой организации прекращается. Вопрос о правопреемстве в данном случае решается на основании договора между вновь созданными лицами. Как правило, правопреемником становится одна из созданных организаций.
Выделение Выделение – единственный способ реорганизации, при котором не происходит прекращения ранее существовавшего субъекта. Образуется еще одно юридическое лицо, которому передается часть активов организации. Вопрос о правопреемстве между ними решается соглашением сторон. Эта форма реорганизации довольно часто используется недобросовестными предпринимателями как способ ухода от ответственности.
Преобразование При преобразовании ранее существовавшая организация прекращает свое существование, а вместо нее возникает организация в иной организационно-правовой форме.