Стресс у детей и подростков: причины и последствия, лечение и профилактика. Как снять нервное напряжение у ребенка

Каким бы ни был уравновешенным и психически благополучным ребенок, для него это сильный стресс , психическая травма. Вы едете в лифте, и вдруг он сломался. И хотя вы пытаетесь убедить ребенка, что ничего страшного не произошло, у него начинается истерика. А после освобождения он становится слезливым, каким-то “зашуганным” и категорически отказывается входить в лифт.

Многие родители , чей ребенок перенес сильное эмоциональное потрясение, пытаются его отвлечь, придумывают всевозможные увеселительные мероприятия - кино, карусели, подарки. Но ребенок еще сильнее погружается в свои переживания. Родители накладывают табу на травмирующие темы разговоров, ведут себя так, будто ничего не произошло. Но и это не помогает - ребенок не может забыть увиденное и каждую ночь просыпается с криком. Что делать, чтобы вывести ребенка из стресса?

1. Потрясенный ребенок может замкнуться в себе со страшными переживаниями. Поэтому основная задача родителей - его разговорить. Пусть он пересказывает увиденное хоть по сто раз. Психологи, работающие с детьми, перенесшими физическое насилие, считают, что забыть страшный эпизод ребенку не удастся никогда. Задача близких сделать так, чтобы переживание как бы остыло, сгладилось. Но для этого его надо “проработать”, как говорят психологи. Ребенок должен вспомнить все, что он тогда увидел, с самыми страшными подробностями, воссоздать атмосферу, в которой произошло несчастье. Скажем, вспомнить, какого цвета была машина, сбившая собаку, что было надето на нем самом. Вспомните фильмы ужасов про монстров. Закон этого жанра гласит: не показывать в подробностях самого монстра. Страшно только то, что неожиданно, загадочно, чего мы не можем до конца рассмотреть. Если показать монстра крупным планом во всех деталях, он перестанет вызывать страх . То же самое и в реальной жизни. Если ребенок не восстановит в памяти всю картину, то его воображение ее дорисует. А детская фантазия может завести ребенка куда угодно. Не дайте ей разгуляться. Постепенно увиденное потеряет свою остроту, и ребенок успокоится.

2. Практика показывает, что лучше всего выводит ребенка из стресса занятие творчеством. Дайте ребенку краски и бумагу и не ограничивайте его фантазию. Пусть рисует все, что накопилось в душе. Часто психическая травма сама выплескивается на бумагу в виде темных или кровавых пятен и рисунков насилия.

3. В ситуации стресса ребенку, как никогда, необходим эмоциональный контакт с близкими. Замкнувшегося в переживаниях ребенка надо как можно чаще обнимать, прижимать к себе, ласкать, постоянно до него дотрагиваясь. Особенно это касается маленьких детей - 4-5 лет. Но и десятилетним ласка нужна не меньше. Постепенно ребенок в ваших руках станет мягче, его мышцы расслабятся, и он успокоится.

4. Бывают ситуации, когда родители считают, что ребенок слишком мал, чтобы знать правду. Например, малыш остался дома с бабушкой, а у нее - сердечный приступ. Бабушка падает на пол и умирает. Два часа до прихода родителей ребенок проводит с умершей бабушкой. Это переживание тоже надо “отрабатывать”. Не бойтесь взять ребенка на похороны, покажите ему еще раз бабушку. Даже трехлетнему малышу можно объяснить, что случилось. Засевшее же в подсознании переживание обязательно когда-нибудь даст о себе знать в виде невроза.

Главным способом борьбы со стрессом у детей до двух лет является повышенное внимание, ласка, забота родителей. Уже с ребенком 5 месяцев в преодолении стресса помогают совместные игры, например, прятки. Играя, ребенок понимает, что родители не исчезают навсегда, что вскоре они появляются. Родители всегда появляются, они где-то рядом, даже если ребенок не видит их постоянно.

Большое значение имеет влияние грудного кормления на стресс у ребенка. Для маленького ребенка нахождение у груди матери – лучшее успокоительное. Кормление грудью и мать, и ребенка заставляют отвлечься от проблем, сосредоточиться друг на друге. Ребенок при этом чувствует себя защищенным.

Большое значение имеет настроение родителей. Агрессия, депрессия взрослых только усугубляют состояние ребенка.

Дети 2-5 лет

Очень частым в этом возрасте является стресс у ребенка после садика. Расставание с родителями на целый день, новые условия, люди – все это стресс для малыша. Ребенок встает перед необходимостью ежедневно подолгу общаться со сверстниками, а опыта такого общения обычно не хватает. Ребенок чувствует себя в новой среде неуверенно, и рядом нет родителей, за которых можно спрятаться.

Признаки:

  • Регрессия в поведении: возврат к соске, ребенок опять мочится в кровать, в штаны.
  • Страхи, агрессия, неконтролируемые приступы ярости, плохого настроения.
  • Гиперактивность. При повышенной активности может повыситься температура от стресса у ребенка.
  • Заикание, нервные движения.
  • Слезы в ответ на все новое.

Помочь ребенку можно следующими способами:

В любом возрасте может возникнуть стресс у ребенка после больницы. Часто спокойные уравновешенные дети после пребывания в больнице становятся капризными, плачут по ночам, просятся на руки. В это время нужно быть очень внимательным и ласковым к ребенку, не перенапрягать его активными играми, новыми впечатлениями. Нужно помочь ему вернуть уверенность.

Младшие школьники

Наиболее частые причины:

  • Трудности в школе: неуспеваемость, оценки, конкуренция, боязнь учителей.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Домашние перемены: рождение младшего брата или сестры, развод родителей, переезд.

Симптомы:

Чтобы преодолеть стресс у детей младшего школьного возраста, нужно выяснить его причину. В этом может помочь непринужденная беседа во время прогулки, рисунки, на которых дети часто изображают свои страхи, ролевые игры, в которых ребенок должен показать, как бы повел себя в определенной ситуации. На отвлеченных примерах нужно научить ребенка справляться с неприятными ситуациями.

Подростки

Признаки стресса:

  • Одиночество. Уход от общения со сверстниками и родными.
  • Неуверенность.
  • Рассеянность.
  • Усталость, плохой сон.
  • Раздражительность, агрессивность.
  • Беспокойность.
  • Переедание, курение, употребление алкоголя.
  • Навязчивое желание сбросить вес, накачать мышцы.

Чтобы помочь подростку преодолеть стресс, нужно дать ему возможность выговориться. Чем больше ребенок говорит, тем быстрее теряется эмоциональная острота произошедшего.

Хорошим методом является моделирование ситуации, то есть ребенок должен представить, что травмирующая ситуация разрешилась другим, менее болезненным способом. Важно дать понять ребенку, что никто не застрахован от ошибок, стрессовых ситуаций. Можно рассказать о своем детстве, опыте и переживаниях.

Не все подростки легко идут на контакт. В особых случаях нужна помощь опытного психолога.

Стресс у ребенка считается физиологическим ответным реагированием, которое сопутствует нервному напряжению. Многие взрослые индивиды ошибочно полагают, что стрессовым воздействиям подвержены исключительно особы старшего возраста. Однако малыши не меньше подвержены отрицательному воздействию стрессогенных условий и переживаний. У детей стрессовые состояния бывают вызваны самостоятельными первыми шагами, зачислением в дошкольное заведение или учебное учреждение, переживаниями, спровоцированными переходом в старший возрастной период и массой прочих факторов. Поскольку все ребятишки индивидуальны, то и стрессовые обстоятельства будут влиять неодинаково на каждого из детей.

Всецело оградить собственных чад от влияния жизненных трудностей невозможно, но исключительно от умного и уравновешенного поведения мам и пап, их спокойного реагирования в различных обстоятельствах зависит уровень интенсивности тревожности или нервозности в определенных условиях. Задачей родителей является обучение малышей верному реагированию на любые трудности, неприятности и разочарования.

Стресс у детей провоцирует незначительные перестройки в его организме, которые способствуют преодолению трансформаций окружающей среды. Подобные перестройки в организме носят временную направленность, после прекращения влияния на кроху окружающих условий, его организм опять настраивается на обычное повседневное функционирование.

Причины стресса у ребенка

Вследствие стремительных перемен в детском поведении можно выявить наличие у них стресса. Стресс делает малышей неуправляемыми, а их поведение неузнаваемым. У них появляется общая слабость и быстрая утомляемость, может возникнуть тошнота и рвотные позывы. Нередко наблюдается повышение температура у ребенка от стресса.

Все причины, провоцирующие стресс в жизни ребенка, условно можно разделить на две категории. К первой категории относятся причины, зависящие от возрастного этапа, на котором находится малыш, и причины, зависящие от обстановки, которая сложилась в его семье. Данные причины необходимо рассматривать в комплексе, поскольку они переплетаются постоянно. Также можно выделить ряд общих для всех малышей факторов, провоцирующих стрессовые состояния, например, развод родителей или смерть близкого, травмы или переезд, применение к ребенку или рождение второго малыша.

Стресс в жизни ребенка играет далеко не последнюю роль и обуславливается возрастным периодом, в котором на данный момент находится ребенок. У ребенка, находящегося в возрастном периоде до двух лет, стрессовое состояние может стать следствием заболевания, разлуки с родителями, даже, кратковременной. Дети остро реагируют на разлуку с матерью.

Стресс у ребенка также могут спровоцировать различные болезни или эмоциональная нестабильность родителей. Малыши остро реагируют на тревожность и переживания собственных родителей.

Для выяснения причины, спровоцировавшей стрессовое состояние у малыша, следует увести его подальше от обстановки дома, например, на прогулку в парк. Отвлечение от привычной обстановки поможет малышу открыться. Также с помощью рисования или некоторых ролевых игр можно преодолеть эмоциональный стресс у детей.

У дошкольников стресс может спровоцировать первое знакомство с новой для него социальной средой. Малыш, выходя за границы семьи, попадает в незнакомую среду, вследствие чего испытывает стресс. Ранее он существовал в атмосфере любви и всеобщего им восхищения. Окружение его составляли только родные люди, которые все внимание безраздельно отдавали ему. А с выходом малыша на детские площадки малышу приходится учиться общаться и взаимодействовать через игровую деятельность с ровесниками.

Но наибольшее количество стресса кроха получает с приходом в дошкольное учреждение, поскольку он без родителей остается впервые, ему приходится продолжительное время находиться с ровесниками при этом, совершенно не имея опыта взаимодействия с ними. Также провоцирующими факторами, вызывающими стресс у детей дошкольного возраста, являются конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями, непривычная обстановка. К другим стрессовым причинам у дошкольников можно отнести просмотр телепередач, содержащих негативную информацию, посещение лечебных учреждений, принуждение соблюдать режим в детском саду, страх одиночества и прочее.

У малышей младшего школьного возраста часто стрессовыми причинами становится напряженное отношение с преподавателями или одноклассниками в учебном заведении, внутриклассовая конкуренция, неуспеваемость. На данном возрастном этапе малыш уже начинает понимать, что он может в чем-то уступать ровесникам. Однако наряду с этим, он еще недостаточно взрослый для понимания того, что это нормально. Вследствие чего у многих младших школьников возникают серьезные стрессовые состояния.

Также наступить стрессовое состояние может в результате наличия внутреннего конфликта, причиной которого может быть раскаяние в совершении плохого поступка, представления себя злым, безнадежным, непутевым или плохим. Просмотры телепередач или роликов в сети интернет, несущих негативную информацию, могут стать факторами, провоцирующими нервозность детей. Малыши этого возрастного периода характеризуются повышенной впечатлительностью, поэтому, услышав сообщения о катаклизмах в природе, военных действиях и др., они начинают сильно переживать.

Стресс у ребенка после садика

От стресса у ребенка также нередко повышается температура.

Стресс у ребенка после больницы

Многие родители жалуются на то, что не могут узнать собственных малышей после посещения больницы. Дети становятся замкнутыми, капризными, плаксивыми, раздражительными. Также у них может наблюдаться нарушения аппетита или расстройство сна. Их поведение разительно меняется. Так проявляется реакция на стресс у детей после попадания в больницу. В лечебных учреждениях незнакомые тети или дяди в чужой обстановке делают ему больно и неприятно с согласия их родителей. Они чувствуют себя обиженными, преданными собственными родителями, а ведь хотя бы детство должно быть радостным и беззаботным.

Большинство родителей, подозревающих у детей наличие сильного эмоционального потрясения затяжного характера, вначале пытаются отвлечь их, развлекают разнообразными увеселительными мероприятиями, такими как поход в кино или на карусели. Однако это не помогает и дети еще сильнее окунаются в собственные переживания.

Как вывести ребенка из стресса в таких случаях? В первую очередь мамы и папы должны понимать, что стресс является естественной реакцией малыша на перемены в его жизни, связанные, например, с больницей или заболеванием. Поэтому для начала малышу нужно обеспечить спокойную обстановку дома, как можно больше проводить с ним времени, заниматься его любимыми делами или играми. Творчество также благотворно влияет на неокрепшую нервную систему крох. Родителям необходимо вести слаженную совместную борьбу с проявлениями стресса и не противоречить друг другу. Последовательное соблюдение распорядка дня и ежедневных процедур, любовь и забота значимых взрослых, понимание и внимание со стороны папы и мамы – вот основные шаги, способствующие быстрому выводу ребенка из стрессового состояния.

Также родителям не следует забывать о том, что профилактика стресса детей должна стоять на одной ступени с их воспитанием и обучением.

Профилактика стресса у детей представляет собой комплекс мер, направленных на повышение адаптивных возможностей малышей. Она включает регулярную физическую активность детей, соблюдение режима дня, гигиену сна и здоровое питание.

Как снять стресс у ребенка

Дети могут окунаться в стрессовые состояния вследствие ощущения со стороны близких давления, они мечтают преуспеть в спорте, учебе и т.д. Малышу еще довольно трудно справляться с факторами, провоцирующими возникновение нервозности и стрессовых состояний, поэтому важной задачей взрослых является помощь в преодолении жизненных трудностей малышей.

Стресс у ребенка и его симптомы заметить можно сразу по изменившемуся поведению собственного чада. Можно выделить общие признаки стрессовых состояний, которые наблюдаются у большинства малышей, и довольно редкие симптомы индивидуального характера. К общим признакам относят головную боль, нарушение сна, повышенную тревожность, нередко агрессивность, подавленность. Общая стрессовая симптоматика может различаться в зависимости от возрастного периода, в котором находится ребенок, и его социального окружения.

Стресс у ребенка и симптомы индивидуального характера могут проявляться выпадением волос, частыми болями в эпигастральной области, заиканием и др.

Стресс для каждого малыша является угрожающим состоянием эмоционального перенапряжения, которое впоследствии отразится на психическом здоровье и физическом самочувствии. Однако последствия стрессового воздействия несут большую опасность. Поэтому первоочередной задачей мам и пап является своевременное обнаружение симптомов детской подавленности.

Как вывести ребенка из стресса? Можно выделить два ключевых метода борьбы со стрессами. Первый метод заключается в устранении причин, провоцирующих тревожные и стрессовые состояния у малышей, а второй – в помощи в выработке позитивных стратегий битвы с подавленностью эмоционального характера.

Действия, направленные на ликвидацию причин, провоцирующих стресс, можно выразить в следующей последовательности поступков со стороны пап и мам. Для начала нужно выяснить все о переживаниях собственного чада и его чувствах. Необходимо постараться создать для малыша доверительную атмосферу. Ему необходимо попытаться доходчиво объяснить, что любые неприятности не являются жизненной трагедией, а представляют собой всего лишь опыт.

Родителям необходимо помнить о том, что собственное чадо следует ценить в любых обстоятельствах и ситуациях. Поэтому родителям рекомендуется демонстрировать открыто заботу о малыше, собственную любовь, дарить ему тепло и не скупиться на объятия. При воспитании малышей нужно учитывать не только собственные желания, но и прислушиваться к мнению и желаниям детей. Если взрослый решил что-то запретить крохе, то следует объяснить ему причину, по которой не следует это делать. В противном случае малыш будет воспринимать такие шаги со стороны родителей в качестве давления на собственную персону. Важным «ликвидатором» стресса является умение родителей воспринимать серьезно все, даже самые незначительные проблемы ребенка. Еще одним так называемым «ликвидатором» стрессовых проявлений является расслабление. Поэтому родителям рекомендуется подобрать для собственного малыша оптимальный для него метод расслабления. Среди способов релаксации можно выделить семейный отдых на природе или просмотр доброго мультика.

В определенных условиях с целью уменьшения стрессовых проявлений необходимо родителям предпринять ряд действий для того чтобы разгрузить малыша. Так, например, если причины стрессового состояния связаны с нехваткой времени у ребенка для выполнения домашнего задания вследствие большого количества внешкольных мероприятий, можно попробовать ограничить число таких мероприятий, занятий или факультативов. Такие действия позволят ребенку высвободить время для выполнения домашнего задания, а также поможет ему сэкономить собственную энергию, которую он впоследствии сможет сконцентрировать на более важных вещах.

Иногда все, что необходимо малышам – это ощущение рядом своих родителей. Папа и мама могут только своим присутствием поспособствовать улучшению самочувствия малыша.

Если малыш совсем маленький можно помочь ему понять собственные эмоции. Многие крохи еще не научились выражать чувства при помощи слов. Умение передавать эмоции посредством слов способствует тому, что ребенок будет реже истерить, выплескивать негатив или .

Нервное напряжение может проявляться тогда, когда:
  • Поведение не соответствующее их развитию, а именно они начинают вести себя так, как делали это в младшем возрасте - сосут пальцы или просятся на руки и многое другое;
  • Чрезмерное послушание;
  • Замкнутость;
  • Появление в речи дефектов или запинок;
  • Повышенная утомляемость;
  • Перебои в аппетите;
  • Грызение ногтей.
Заметив эти признаки у своих детей, родителям стоит пересмотреть их нагрузку и однозначно снизить ее. Для этого нужно понимать, ?

Психогимнастика в помощь

Психогимнастика поможет ребенку лучше выражать свои чувства и понимать окружающих. Можно поиграть в такие игры:
  • Познакомиться с эмоциями - научиться отображать их соответственно своему состоянию;
  • Моделирование поведения в конкретных жизненных ситуациях - например, поход в сад;
  • Психомышечная забава - напряжение и расслабление мышц: прыжки, сжатие и разжатие кулачков.

Как снять стресс у ребенка с помощью логоритмики?

Логоритмика - это взаимосвязь музыки, движений и речи представленная в игровых упражнениях. Главный принцип действия заключается в подражании, вы показываете, а ребенок повторяет за вами. Можно поиграть в такие забавы:
  1. Идет дождик: малыш слушает, затем пытается отбить ритм капель ладошками;
  2. Сильный ветер: глубокий вдох через нос и протянуть звук «у-у-у-у-у». Также выполнить танцевальные движения, что поможет в снятии мышечного напряжения;
  3. Дерево и ветер: раскачивать руки и туловище со стороны в сторону, затем все стихает и замедляется, потянуться выше в рост деревца. Это гармонизирует состояние ребенка, отвлечет и успокоит.
Так же необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Например, в возрасте до двух лет малыш может испытывать стресс от разлуки с мамой или болезни. Помните, что дети - это ваше зеркало, часто они отражают ваше состояние. Когда маленький человек подрастает, на него могут влиять проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или неудачи в учебе. Есть еще информационное перенапряжение от телевидения, огромного количества компьютерных игр. Проанализировав дневное расписание своего сорванца, посмотрите, где у него случаются перекосы, и как вовремя снять стресс у ребенка , вы уже знаете. Возможно, вначале вам трудно будет с ходу вспомнить все игры и способы. Не расстраивайтесь, со временем это отложиться в памяти и вы с легкостью будете применять их в повседневной жизни.
Видео: «Снятие стресса у детей»