Тугоухость - не приговор: диагностика и лечение нарушений слуха у детей первого года жизни. Симптомы тугоухости у детей: причины и методы лечения

Проблема поражения слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании интеллекта и личности в целом, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей раннего долингвального возраста.

В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, касающейся индустриально развитых стран, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

Установлено, что у 82% детей с тугоухостью патология возникает на первом году жизни, т. е. до развития речи или в период ее становления, из них у 38,5% детей нарушения появляются в перинатальный период. Cчитается, что почти половина всех нарушений слуха у детей носит врожденный характер и, хотя по статистике на одну тысячу нормальных родов приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости, сведения о распространенности слабых и средних потерь слуха нуждаются в уточнении. По данным ученых разных стран (США, Канады, Мексики, Англии, Дании, Японии), частота врожденной тугоухости колеблется в пределах от 0,8 до 15,5/1000.

Неопределенность и разноречивость данных во многом зависят от трудностей, возникающих при исследовании слуха у ребенка, неточности ретроспективных оценок, отсутствия стандартов при определении различных форм тугоухости, флюктуирующей природы некоторых форм нарушения слуха.

Судьба ребенка с нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень поражения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях — своевременность начала лечебных мероприятий.

Выявление врожденной (ранней) тугоухости в период новорожденности чрезвычайно важно, так как время начала лечения и сурдопедагогическая работа являются определяющими факторами в проблеме реабилитации детей с тугоухостью и глухотой. Своевременный и правильный диагноз делает возможной более успешную интеграцию ребенка в речевую среду.

Анализ возрастной характеристики детей на момент выявления нарушений слуха показал, что 33% детей ставят на учет в возрасте от 3 до 7 лет, т. е. позже критического возраста (1-2 года), дети, взятые на учет от 1 года до 3 лет, составляют 21%, а выявляемость детей с нарушениями слуха до одного года жизни составляет 4%. Это связано со многими факторами, но особенно с несвоевременным обращением родителей к врачу, непростительным откладыванием педиатром или ЛОР-врачом аудиологического обследования ребенка (даже при своевременном обращении родителей), а зачастую — с неполным исследованием или низким его уровнем. В определенной степени это зависит от отсутствия современной диагностической аппаратуры. По данным зарубежных авторов, средний возраст ребенка, когда выявляется врожденная (ранняя) тугоухость, при недейственности скрининговых программ составляет 18-30 мес, и это только при наличии глубоких, двусторонних потерь слуха, без учета слабых и средних потерь.

В связи с этим анализ этиопатогенеза врожденной тугоухости, своевременное выявление этой патологии приобретают первостепенную значимость.

Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности.

К 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода созревает до размера внутреннего уха взрослого человека. Доказано, что именно с этого момента плод начинает различать частоту и интенсивность звука. Однако созревание височной области коры головного мозга, «ответственной» за слуховое восприятие, продолжается как минимум до 5-6 лет жизни ребенка.

Причины, приводящие к врожденной тугоухости, весьма разнообразны. В зависимости от того, на какой отдел органа слуха было оказано патологическое воздействие, может возникать кондуктивная (поражение звукопроводящего аппарата — наружное и среднее ухо), сенсоневральная (страдают рецепторный аппарат улитки или проводящие пути и кора головного мозга при ретрокохлеарном сенсоневральном поражении) тугоухость. Степень изменения слуха — от незначительного снижения до полной глухоты — зависит от силы патогенного фактора, сроков и продолжительности его действия, а также от сочетания различных факторов. При сочетанном поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов наблюдается смешанная форма тугоухости.

В структуре всей детской тугоухости 91,4% этой патологии составляют сенсоневральные поражения, 7,1% — кондуктивные. В последние годы отмечается тенденция к смешиванию этих форм.

Основными причинами, приводящими к кондуктивной тугоухости, являются заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (в том числе и пороки развития). В большинстве случаев тугоухость и глухота новорожденных и грудных детей носят сенсоневральный характер.

У детей с проявлениями тугоухости может иметь место и сложный дефект: поражение слухового отдела периферического анализатора и патология центральной нервной системы. Это сочетание объясняется как общностью происхождения и свойств рецепторов улитки и нервной системы, так и патологическими механизмами формирования нарушений слуха. Неблагоприятные факторы в большинстве случаев оказывают влияние не только на слуховой анализатор, но и на различные отделы головного мозга.

Факторы, ответственные за развитие нарушений слуха у детей, т. е. причины тугоухости, в зависимости от момента воздействия подразделяются на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

Антенатальные и интранатальные этиологические факторы ведут к формированию врожденных поражений слуха, постнатальные — к ранней тугоухости. Все нарушения слуха у ребенка, возникшие в перинатальный период, считаются врожденными. Отмечены наследственные факторы нарушения слуха, когда тугоухость или глухота наблюдаются у кого-то из близких родственников ребенка; до 50% глухих детей имеют патологию наследственного характера.

Наследственные потери слуха включают в себя большую разновидность генетических синдромов. Идентификация генов, ответственных за потерю слуха, возможна, однако генетически точный диагноз удается установить редко.

При генетической патологии тугоухость чаще проявляется на первом-втором десятилетии жизни и усугубляется с возрастом, а при рождении ребенка дифференциальная диагностика синдромальных и несиндромальных поражений слуха затруднена.

Среди антенатальных неблагоприятных факторов, действующих на плод во внутриутробный период, отмечают:

  • патологическое течение беременности (токсикозы I и II половины, нефропатия, угроза прерывания, анемия, резус-сенсибилизация и др.);
  • вирусные и бактериальные инфекционные заболевания матери во время беременности, к которым в первую очередь относятся цитомегаловирусная и герпетическая инфекции, грипп, краснуха, токсоплазмоз;
  • соматические заболевания матери (сахарный диабет, холестеринемия, сердечно-сосудистые заболевания, болезни почек и др.);
  • лечение матери во время беременности ототоксическими препаратами — антибиотиками (аминогликозидовый ряд), диуретиками (фуросемид, этакриновая кислота), салицилатами;
  • употребление алкоголя, наркотиков, курение, воздействие ряда сельскохозяйственных и промышленных веществ, а также радиации во время беременности и др.

К интранатальным причинам относятся:

  • действие неблагоприятных факторов в процессе родов, приводящих к асфиксии новорожденного, внутричерепной родовой травме;
  • стремительные или затяжные, преждевременные роды;
  • ягодичное, тазовое или лицевое предлежание;
  • хирургические пособия в родах (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор, кесарево сечение);
  • кровотечение в родах, отслойка плаценты, угроза разрыва матки и др.

Постнатальные причины формирования тугоухости у детей раннего возраста оказывают неблагоприятное воздействие на организм ребенка уже после рождения. К ним относятся: гипербилирубинемия, инфекции, сепсис, менингиты, менингоэнцефалиты, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, экзогенные ототоксины, недоношенность и др.

Большинство из перечисленных выше факторов приводят к асфиксии, гипоксии, что, в свою очередь, вызывает нарушение кровообращения во внутреннем ухе. Развивающаяся в результате этого ишемия нейросенсорной области лабиринта приводит к дальнейшему расстройству микроциркуляции и ликвородинамики, ацидозу, нарушениям тканевого обмена. Токсическое воздействие продуктов нарушенного метаболизма вызывает развитие микроангиопатии сосудов внутреннего уха и капилляров сосудистой полоски улитки, осуществляющих трофические, обменные и другие процессы, важные для полноценного функционирования улитки, а также поражение рецепторного аппарата спирального ганглия, высокочувствительного к гипоксии.

Внутриутробные вирусные и бактериальные инфекции могут вызывать нарушение гемодинамики внутреннего уха, поражение сосудистой полоски, дегенеративные изменения спирального ганглия, в результате чего возникает поражение сенсоневрального участка органа слуха за счет морфологических изменений его периферического отдела. Кроме того, возможно поражение и центральных отделов слухового анализатора.

Таким образом, развитие патологии слуха имеет в своей основе многообразные механизмы взаимодействия патологических факторов, действующих на разных этапах онтогенеза и приводящих к изменениям на разных уровнях органа слуха. Все это осложняет диагностику тугоухости, особенно в раннем возрасте, и затрудняет выбор правильного лечения и профилактики.

Современный уровень развития медицины позволяет с высокой точностью исследовать слух ребенка практически сразу после рождения. Чем раньше выявляется нарушение слуха, тем более успешными будут все мероприятия, связанные с коррекцией этого нарушения.

Когда же в идеале необходимо проводить диагностику слуха у малыша? По современным представлениям, которые подтверждаются данными наших исследований, диагностику целесообразно начинать в роддоме на третий-четвертый день жизни (в первые два дня в слуховом проходе еще могут сохраняться остатки околоплодных вод, первородной смазки, поэтому результаты более раннего исследования будут необъективными). Существует современный, безболезненный, информативный (хотя, к сожалению, требующий дорогостоящей аппаратуры) скрининговый способ исследования слуха у новорожденного — метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии. Диагностика обычно занимает 5-15 мин. Для регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии используют вводимый в наружный слуховой проход зонд, в корпусе которого размещены миниатюрные телефон и микрофон. Стимулами служат широкополостные акустические щелчки с частотой повторения 20-50 с. Отражаемый микрофоном ответный сигнал усиливается и направляется в компьютер через аналого-цифровой преобразователь. Исследования проводятся во время сна ребенка. Степень тугоухости и топика поражения обследованных детей определяются методом регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. Данные методы являются высокоинформативными при проведении аудиологического скрининга новорожденных.

Излечение дефекта слуха у ребенка зависит, во-первых, от причин тугоухости или глухоты и, во-вторых, от того, насколько рано этот дефект удалось диагностировать. Нарушение слуха у новорожденных детей может быть стойкого или транзиторного характера.

Окончательное заключение о наличии или отсутствии врожденной (или ранней) тугоухости (даже при использовании в диагностике объективных методов исследования слуха) рекомендуется делать не ранее двух, но не позднее трех месяцев жизни ребенка.

Лечение как острой, так и хронической сенсоневральной тугоухости до настоящего времени представляет серьезную проблему. Недостаточная изученность патогенеза сенсоневральной тугоухости приводит к неоправданному применению лекарственных средств или вообще к отказу от лечения.

Успех последнего, в свою очередь, зависит от степени сохранности элементов внутреннего уха и обратимости патологических сдвигов. Считается, что при стойкой, длительно существующей сенсоневральной тугоухости в связи с разрушением морфологического субстрата звуковосприятия медикаментозное лечение неэффективно.

Однако, если на фоне лечения пороги восприятия слуха остаются стабильными, слуховое восприятие у больных улучшается. Замечено, что при регулярном лечении детей с врожденной сенсоневральной тугоухостью улучшаются память, процесс обучения речи, адаптация к слуховому аппарату, разборчивость речи. Поэтому лечение таких больных направлено на замедление и предотвращение процесса дегенерации волосковых клеток слухового анализатора. Сроки начала лечения и его адекватность являются одними из основных факторов, определяющих успех терапии.

Медикаментозная терапия тугоухости должна быть направлена на улучшение состояния рецепторных структур, нормализацию кровообращения и лимфоциркуляции во внутреннем ухе и головном мозге, на нормализацию тканевого и клеточного метаболизма ЦНС. Комплексное лечение включает средства, избирательно воздействующие на каждое звено патогенеза.

К препаратам, оказывающим сосудорасширяющее действие и улучшающим кровообращение в головном мозге и внутреннем ухе, а также приводящим к нормализации метаболизма, относятся компламин и кавинтон. Аналогично действуют винкапан, винкатон, стугерон, циннаризин. Положительной динамике нервных процессов в головном мозге способствуют препараты аминалон и энцефабол. Также при лечении таких больных можно использовать но-шпу и папаверин, обладающие сосудорасширяющим действием. Улучшение тканевого обмена достигается применением кокарбоксилазы, пирогенала, витаминов группы В и Е (додекс, витрум витамин Е, допппельгерц витамин Е, токофер 200, эвитол, веторон-Е, кудесан).

К средствам, стимулирующим проведение нервных импульсов за счет увеличения образования ацетилхолина, относятся галантамин и стрихнин (у детей эти препараты применяются преимущественно в виде электрофореза). Также для улучшения проведения импульса по нервному волокну используют антихолинэстеразные средства: прозерин, оксазил, дибазол.

Широко применяются у детей биогенные стимуляторы: апилак, алоэ, калия йодид и др.

В остром периоде заболевания дополнительно используют умеренную дегидратацию в режиме форсированного диуреза для снижения внутричерепного давления, глюкокортикоидную терапию для улучшения условий кровообращения во внутреннем ухе, детоксические препараты — унитиол, гемодез.

Применение антигипоксантов способствует повышению резистентности тканей к кислородному голоданию.

В условиях острой дисциркуляции и ишемии лабиринта патогенетически обоснованным явилось включение в курс реабилитационного лечения фармакофизической ангиоактивной терапии с использованием магнитного, лазерного воздействия, гипербарической оксигенации.

Комплексная реабилитация включает в себя электроакустическую коррекцию слуха индивидуальными слуховыми аппаратами, дефектологическую и сурдопедагогическую помощь, двигательную реабилитацию, развитие коммуникативной функции и социальной ориентации. Несмотря на предложенные многочисленные схемы и методы лечения, у большинства детей с сенсоневральной тугоухостью единственным способом реабилитации является слухопротезирование.

Реабилитация детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой является комплексной проблемой, результативность решения которой во многом определяется гармоничным сочетанием медицинской и педагогической коррекции нарушенной слуховой функции.

Л. П. Пономарева, доктор медицинских наук, профессор НЦАГиП РАМН, Москва

Снижение слуха у малыша затрудняет развитие речи, общение с детьми и взрослыми. Родители могут определить, развивается ли тугоухость у ребенка, с помощью приемов речевой аудиометрии. Методика позволяет приблизительно оценить, как далеко зашло нарушение слуха. Если расстройство имеется, то обращаются к врачу, чтобы получить больше информации о симптомах, диагностике и лечении тугоухости.

Органы чувств - важные инструменты для познания мира, общения и реализации потенциала личности. Болезни и травмы могут привести к снижению слуха и его полной потере. Изменяется повседневная жизнь, ограничиваются возможности адаптации и страдают когнитивные способности человека: память, мышление, способность к обучению.

Как работает орган слуха:

  1. Раковина наружного уха улавливает и проводит звуковые волны.
  2. Колебания проходят через наружный слуховой канал.
  3. Воспринимает звуковые волны барабанная перепонка.
  4. Вибрации передается молоточку, наковальне и стремечку (косточкам среднего уха).
  5. Стремечко проводит волны к внутреннему уху.

В улитке внутреннего уха расположен орган, преобразующий колебательные движения в нервные импульсы. От него отходит нервный пучок в головной мозг, где в слуховой зоне электрические сигналы распознаются как звуки. Нарушение проводящей функции любого отдела уха может привести к тугоухости.

Выявление нарушений слуха у детей

Речевая аудиометрия - способ определения индивидуального восприятия слуха. Основан на сообщениях испытуемого о том, слышит ли он подаваемые сигналы или нет. Результаты применения метода во многом зависят от словарного запаса ребенка. Способ не подходит для определения нарушений восприятия речи у детей раннего возраста, не умеющих разговаривать.

Самые очевидные признаки и симптомы тугоухости у детей грудного возраста:

  • младенец не поворачивается лицом к тому, кто разговаривает;
  • ребенок не вздрагивает при резких звуках;
  • малыш не лепечет, не смеется.

При ослаблении слуха у ребенка следует немедленно обратиться за консультацией к детскому отоларингологу и сурдологу. Второй специалист - это врач, диагностирующий и занимающийся коррекцией различных нарушений слуха. Специалисты выполнит необходимые исследования и расскажут, как лечить заболевание.

Малыш в возрасте 1–2 года, у которого развивается тугоухость, предпочитает смотреть мультфильмы с громко включенным звуком. Ребенок часто переспрашивает, говорит: «Что?», поворачивается к источнику звука тем ухом, которым лучше слышит. У больного школьника снижается успеваемость, учителя могут пожаловаться на его невнимательность. Такой ребенок обычно сам общается громко, но затихает и сосредоточенно смотрит на губы собеседника при его ответах.

Проверка слуха ребенка в домашних условиях:

  1. Испытуемому предлагают сесть на стул в центре комнате, максимально изолированной от посторонних звуков.
  2. Оотходят от ребенка на 2 метра, произносят шепотом фразу, состоящую из 8–9 понятных ребенку слов.
  3. Отдаляются от малыша на расстояние 5–6 метров, негромко и четко произносят несложные словосочетания.
  4. Спрашивают в каждом случае, что слышит ребенок.

Невозможность воспринимать шепот с 2 метров наблюдается при развитии 1 степени тугоухости. Если испытуемый с расстояния 6 м не распознает звуки средней интенсивности, то это 2 степень снижения слуха. При тугоухости 3 степени у ребенка не воспринимается шепот, и различаются звуки средней интенсивности только с расстояния 1 метр. Глухота или тугоухость 4 степени у детей - невозможность разобрать речь без слухового аппарата.

Профессиональная диагностика позволяет определить наличие и разновидность патологии. Отоларинголог и сурдолог пользуются для проверки слуха различными методами аудиометрии. Специалисты определяют степени распознавания речи в децибелах и тип тугоухости. Для выяснения слышимости тонов различной интенсивности и частоты применяется тональная аудиометрия. Наиболее достоверный метод определения недостатков слуховой чувствительности у пациентов - компьютерная аудиометрия.

Кондуктивная тугоухость

Чаще всего приводит к снижению слуха повреждение звукопроводящих путей. Это кондуктивная тугоухость - наиболее распространенная форма заболевания. Развивается при травмах уха, осложнениях отита, аденоидов, тонзиллита. Слух снижается при накоплении ушной серы и образовании пробок, мешающих прохождению звуковых волн в сторону барабанной перепонки. Также кондуктивную тугоухость вызывают нарушения кровообращения, сильные звуки, действующие не менее 6 ч ежедневно.

Типичные причины уплотнения вязкого секрета и образования пробки в слуховом проходе - неправильный гигиенический уход, привычка ковырять в ушах неподходящими предметами. Маленькие дети засовывают в слуховой канал мелкие ягоды, детали игрушек. Ребята постарше чаще страдают от попавших в уши насекомых. Серную пробку, инородное тело осторожно извлекают из слухового прохода в амбулаторных условиях.

Хронический отит, который развивается на фоне хронического аллергического ринита у детей, может привести к глухоте в детстве.

Сопровождается временным или постоянным снижением слуха гнойный отит. На барабанной перепонке гной «расплавляет» отверстие, тогда слух со стороны больного уха отсутствует. При заживлении могут образоваться крупные грубые рубцы, которые становятся причиной постоянной потери слуха.

Кондуктивная тугоухость варьируется от небольшого нарушения восприятия звука до полной глухоты. На начальной стадии ребенок жалуется на заложенность, словно звук проникает через вату. Другие симптомы заболевания: боли в ушах и сильные головные боли.

Необходимо вовремя обращаться к врачу, если у ребенка возникли проблемы со слухом. Лечение заболевания эффективно, особенно на первых двух стадиях. Специалист определит стадию развития тугоухости и назначит адекватную терапию в зависимости от причины недуга.

Нейросенсорная тугоухость (сенсоневральная)

Развивается при повреждении чувствительных клеток внутренней части органа слуха. Среди основных причин - серьезные инфекционные заболевания (корь, свинка, краснуха, герпес). Ототоксическим эффектом обладают некоторые антибиотики в сочетании с фуросемидом, аспирином. Вирусы могут вызывать острую нейросенсорную тугоухость у детей. При врожденной форме дефекта не происходит формирование чувствительного аппарата внутреннего уха.

Причины врожденной сенсоневральной тугоухости у детей:

  • внутриутробные инфекции: краснуха, хламидиоз, сифилис;
  • рождение от матери, злоупотребляющей алкоголем, принимающей наркотики;
  • врожденные пороки развития;
  • недоношенность;
  • синдром Дауна.

Если внутриутробная инфекция - краснуха, то у новорожденного проявляется синдром Грега: глухота, катаракта, болезни сердца.

При нейросенсорной тугоухости первой степени звуки окружающего мира воспринимаются, но ограниченно. Ребенок может ощущать постоянный шум в ушах. На протяжении многих лет происходит ухудшение слуха.

Лечат тугоухость с помощью лекарств, улучшающих функции внутреннего уха. Тяжелые степени заболевания практически не поддаются исправлению, необходимо пожизненно пользоваться слуховым аппаратом. Современные приборы позволяют малышам лучше слышать. Они учатся понимать речь и говорить в соответствии с возрастом.

Правильно подобранные слуховые аппараты помогают предотвратить отклонения в развитии детей, которые неизбежно возникают при развитии глухоты. Есть мини-системы, разработанные специально для маленьких ушей ребенка.

Народные методы лечения тугоухости

Вводят в наружный слуховой канал жгутик из бинта, пропитанный масляно-спиртовой эмульсией. Готовят ее из настойки прополиса 10% и равного объема растительного масла (подсолнечного, оливкового, персикового). Средство необходимо взбалтывать при каждом применении.

Готовят ушные капли из толченых семянок аниса и масла шиповника. Настаивают средство в течение 3 недель, фильтруют. Закапывают по 3 капли в каждый слуховой проход два или три раза в день. Длительность курса лечения составляет 1 месяц. Затем средство меняют.

Можно приготовить витаминный и укрепляющий напиток из ягод клюквы, смородины, малины. Сначала из плодов выдавливают сок любым удобным способом. Затем выжимки заливают холодной водой в кастрюле и доводят до кипения.

Дети, страдающие тугоухостью, имеют трудности с восприятием звуков, в диапазоне нормальной громкости человеческой речи. Дети, рожденные с другими серьезными медицинскими проблемами, чаще демонстрируют симптомы нарушения слуха.

Большинство глухих детей рождаются от родителей с нормальным слухом. Но эта болезнь может быть унаследованной.

Тугоухость часто не определяется до того, как ребенку исполниться 2, 3 или даже 4 года. Критический возраст для развития коммуникативных способностей - от рождения до 3-х лет. Если не поставить диагноз и не начать лечение этой болезни до 6-ти месячного возраста, то это может иметь негативные последствия для развития речевых навыков.

Классификация нарушений

Выделяют 2 основные категории нарушений слуха:

  1. Центральная тугоухость включает проблемы с обработкой информации головным мозгом.
  2. Периферическая тугоухость связана с нарушением устройства слухового аппарата. В свою очередь, периферическое нарушение слуха подразделяется на:

Кондуктивное снижение слуха наиболее распространено среди детей. Оно случается, если блокирована передача звуков через внешнее или среднее ухо. Чаще такая тугоухость развивается в детстве, как результат инфекции. Адекватное лечение, в большинстве случаев, решает проблему.

Сенсоневральная тугоухость означает нарушения передачи звуковой информации от волосковых сенсорных клеток внутреннего уха к нерву, который посылает звуки мозгу. Сенсоневральная тугоухость бывает врожденной, или приобретенной. Она возникает от длительного воздействия громких звуков, инфекций, сильного удара головой, как последствие лечения некоторыми препаратами.

Смешанная тугоухость - это сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости.

Снижение слуха измеряется громкостью звуков, которые человек может услышать без усиления. По степени различают легкую тугоухость, умеренную, среднюю и тяжелую (или полную).

Термин «глухой» применяют, когда человек имеет такую глубокую потерю слуха, что не может общаться с другими людьми посредством только голоса. В этом случае, лечение не всегда эффективно.

Проявление нарушений слуха

Тугоухость может прявиться в любом возрасте. Ее симптомы часто трудно установить, особенно у маленьких детей.

Ниже приведены типичные этапы развития детей с нормальным слухом. Младенцы и маленькие дети с тугоухостью могут отставать в развитии:

  • 0-3 месяца - моргает, вздрагивает, двигается, когда слышит громкий звук.
  • 4-6 месяцев - поворачивает головку на голос, и произносит звуки («оооо», «аааа»).
  • 7-12 месяцев - поворачивает голову в любом направлении, откуда исходит звук, лепечет.
  • 13-15 месяцев - может указывать на предметы, использует слова «мама» и «папа» правильно.
  • 16-18 месяцев - использует простые слова.
  • 19-24 месяца - может указать на части своего тела. Половина слов, которые произносит ребенок, могут понять незнакомые люди.
  • 25-36 месяцев — использует три-пять предложений. Три четверти используемых слов понятны для посторонних.

Тревожные симптомы снижения слуха у детей, это:

  • Прослушивание телепередач на большей громкости, чем остальные дети
  • Стремление сидеть поближе к телевизору, когда для остальных присутствующих громкость кажется нормальной
  • Постоянные просьбы повторить сказанное
  • Сложности с восприятием информации во время урока
  • Проблемы с языком и речью
  • Демонстрация плохого поведения
  • Невнимательность
  • Жалобы на заложенность ушей или слуховые проблемы

Сочетание нескольких таких симптомов может означать необходимость лечения. Очень важно выявить симптомы снижения слуха как можно раньше. В идеале, не позднее 6-ти месячного возраста. Тугоухость часто выявляется, когда у ребенка возникают сложности в учебе.

Во время приема, врач спросит, чем болел ребенок и родители. Он направит на необходимые исследования, и внимательно осмотрит уши ребенка, что бы назначить правильное лечение.

Время на восстановление слуха

Некоторые состояния, связанные с угоухостью, постоянные. Другие — временные. В любом случае, решение проблемы займет не меньше нескольких месяцев.

Предупреждение болезни

Для того, что бы ребенок не страдал тугоухостью, следует соблюдать такие правила :

  • - Внимательное отношение к состоянию здоровья во время беременности
  • - Квалифицированное лечение и последующий уход при инфекциях среднего уха
  • - Избегание воздействия очень громких звуков

Устранение тугоухости

В большинстве случаев, дети должны пройти полное тестирование развития речи и языковых навыков перед тем, как спланировать лечение.

Такая потеря слуха временна. У многих детей, примерно у одного из каждых десяти, жидкость скапливается в среднем ухе вследствие ушной инфекции. Такие дети не слышат должным образом, и в некоторых случаях у них может возникнуть задержка речевой деятельности. Менее часто встречаются случаи необратимой потери слуха, что во всех случаях подвергает опасности развитие нормальной речи. Такие затруднения различаются от слабых или частичных форм до абсолютных или полных.

Хотя такие трудности могут возникнуть в любом возрасте, наиболее тяжелыми случаями считаются потеря слуха от рождения, а также развившаяся в младенческом или годовалом возрасте. Тугоухость, возникшая в этот период, требует незамедлительного медицинского обследования, поскольку она оказывает непосредственное влияние на способность ребенка понимать и воспроизводить разговорную речь. Даже временная серьезная потеря слуха в младенческом возрасте либо в ранние дошкольные годы может сильно затруднить способность ребенка к освоению правильной устной речи.
Существует два основных типа тугоухости.

Обсуждение проблем со слухом, обусловленных структурными отклонениями, выходит за рамки этой книги. Функциональные нарушения, вызванные закупоркой слуховых каналов, можно легко решить. Для этого требуется лишь время и настойчивость. Закупорка часто связана с избыточным образованием слизи, которое возникает либо из-за потребления большого количества молочных продуктов и крахмала, либо из-за пищевой чувствительности, аллергии, слабого иммунитета, а также постоянного и длительного пребывания в холодных влажных помещениях.

Кондуктивная тугоухость. Если у ребенка кондуктивная тугоухость, у него может быть нарушение строения наружного слухового прохода либо среднего уха, или же в среднем ухе может быть жидкость, которая мешает прохождению звука.

Нейросенсорная, или перцептивная, тугоухость (ее также называют глухотой, связанной с поражением слухового нерва). Такой тип нарушения слуха вызван изменением внутреннего уха или нервов, которые переносят звуковые послания из внутреннего уха в головной мозг. Потеря слуха может присутствовать при рождении либо возникнуть вскоре после рождения. Если в истории болезней членов семьи имеется глухота, то скорее всего она будет унаследована (генетически). Если во время беременности мама переболела такими заболеваниями, как краснуха (коревая), цитомегаловирусная инфекция и т.п., влияющими на способность ребенка слышать, зародыш мог также заразиться, что могло привести к потере слуха.

Проблема также может быть обусловлена мальформацией внутреннего уха. Истинная причина серьезной перцептивной тугоухости зачастую остается неизвестной. В таких случаях велика вероятность того, что потеря слуха является генетическим заболеванием, даже если никто из членов семьи и не страдает глухотой. У будущих братьев и сестер уже родившегося ребенка с таким заболеванием велик риск проявления такого же нарушения.

Тугоухость необходимо выявлять как можно раньше, чтобы у ребенка не возникло задержки в изучении языка - процессе, который начинается уже в день появления- его на свет. Американская академия педиатрии рекомендует перед выпиской новорожденного из больницы проводить скрининг слуха ребенка. На самом деле во многих штатах на сегодняшний день существуют программы раннего вмешательства при обнаружении нарушений слуха, направленные на обеспечение гарантии того, что всем новорожденным проводят скрининг на предмет потери слуха. Если в любом возрасте ребенка вы и/ или ваш педиатр заподозрили у ребенка тугоухость, настаивайте на срочном проведении оценки слуха ребенка. Хотя некоторые семейные врачи, педиатры и клиники здорового ребенка могут проводить обследования на наличие жидкости в среднем ухе - наиболее часто встречающейся причине тугоухости, - они не могут провести точного измерения уровня слуха. Ребенка необходимо показать специалисту в области сурдологии, который сможет это сделать. Такого врача также называют врачом ухо-горло-нос (оториноларингологом).

Ребенку могут провести один из двух доступных скрининг-обследований - это такие же обследования, как и те, которые проводят новорожденным младенцам. Эти обследования безболезненны, они занимают пять-десять минут и могут быть проведены, когда ребенок спит или спокойно лежит на спине. Существует два типа таких обследований.

  • Слуховое обследование на определение реакции ствола головного мозга, которое определяет степень реагирования головного мозга на звуковой сигнал. Ребенку в ушки вставляют наушники с мягкими наконечниками, в которых звучат щелчки или музыкальные сигналы, а электроды, помещенные на голове ребенка, измеряют реакцию головного мозга. Этот метод позволяет врачу определить уровень слуха ребенке без необходимости следить за его реакцией.
  • Отоакустический эмиссионный тест, который измеряет звуковые волны, воспроизводимые во внутреннем ухе. Внутрь ушного канала младенца помещается крошечный «зонд, который измеряет степень реагирования в то время, когда в ушке ребенка звучат щелчки или музыкальные тона.

Такие обследования могут не проводиться непосредственно в вашей области, но последствия не выявленной вовремя тугоухости могут быть настолько серьезными, что врач может посоветовать вам съездить в один из центров, где проводят такие обследования. Если по результатам этих обследований у ребенка выявится вероятность проблемы со слухом, врач, безусловно, порекомендует вам как можно скорее пройти полную оценку слуховой деятельности, чтобы удостовериться в действительном нарушении слуха ребенка или его отсутствии.

Лечение

Тип лечения тугоухости будет зависеть от причины возникновения заболевания. Если речь идет о легкой степени кондуктивной тугоухости, вызванной наличием жидкости в среднем ухе, врач может назначить прохождение повторного обследования через несколько недель, чтобы проверить, не ушла ли жидкость сама собой. Применение антигистаминных препаратов или противозастойных средств в случае наличия жидкости в среднем ухе неэффективно. Антибиотики приносят ограниченную пользу, но обычно пробный курс на одну-две недели стоит попробовать.

Если по истечении трех месяцев улучшение слуха не наступает и за средним ухом все еще сохраняется жидкость, врач может порекомендовать вам обратиться к специалисту в области уха-горла-носа и дренировать жидкость через вентиляционные трубки, которые путем хирургического вмешательства помещают в полость среднего уха. Это легкая операция, занимающая всего несколько минут, но ее необходимо делать под общим наркозом, поэтому ребенку обычно приходится провести часть дня в «однодневном хирургическом центре» при больнице.

После помещения трубок могут возникнуть инфекции, но эти трубки позволяют уменьшить количество жидкости и снизить риск развития повторных инфекций. Помимо этого они улучшают слух ребенка. Для того чтобы снизить вероятность возникновения инфекции, педиатр может прописать ребенку маленькие дозы антибиотиков. Если кондуктивная тугоухость обусловлена мальформацией наружного или среднего уха, вернуть слух до нормального или близкого к нормальному уровня поможет слуховой аппарат. Но слуховой аппарат действует только в том случае, когда он надет на ухо. Необходимо удостовериться, что он постоянно включен и работает, в особенности если это касается маленького ребенка. Когда ребенок подрастет, может быть рассмотрено проведение восстановительной хирургической операции.

Как правило, родителей детей с нейро-сенсорной тугоухостью больше всего беспокоит, научится ли их ребенок говорить. В ответ на это можно с уверенностью сказать, что всех детей с нарушениями слуха можно научить говорить, но не все из них научатся говорить внятно. Некоторые! дети учатся хорошо читать по губам, в то время как другие дети совершенно не могут овладеть этим навыком. Но речь - это только одна из языковых форм. Большинство детей овладевают совместным применением разговорного языка и языка жестов и знаков. Письменная речь также очень важна, поскольку она служит ключом к успехам в области образования и профессиональной деятельности. Конечно, овладение прекрасной устной речью - мечта любого, но не всем людям, глухим от рождения, это удается. В основном глухие люди объясняются при помощи языка жестов, на котором многие из них лучше всего выражают свои мысли.

Для лечения функциональных проблем со слухом смотрите рекомендации разделов «Аллергия», «Ушные заболевания» и «Пищевая чувствительность». Кроме того, следите, чтобы в холодное время года ребенок носил головной убор, прикрывающий уши, и чтобы в вашем доме всегда было тепло и сухо.

Приучите ребенка к согревающей и укрепляющей пище. Если у вашего ребенка есть предрасположенность к хроническим респираторным и ушным инфекциям, включите в его диету свежие фрукты по сезону и источники витамина В12 (мясо, твердый сыр или йогурт несколько раз в неделю).

Здесь приведены образцы рецептов, полезных при хронических нарушениях слуха.

Настой, улучшающий слух. Этот настой уменьшает катаральные явления и уменьшает накопление секреторных выделений в слуховых каналах.

  • 2 части листьев коровяка
  • 2 части дудника
  • 2 части цветков бузины черной
  • 2 части кожуры лимона
  • 2 части кошачьей мяты
  • 1 часть эфедры
  • 1 часть семян аниса

Смешайте все ингредиенты (в сухом виде). Положите 1 столовую ложку смеси в стеклянный сосуд, залейте 1 литром кипятка и настаивайте 1 час. Процедите и добавьте сахар или мед по вкусу. Давайте ребенку от 1 столовой ложки до 1/2 стакана 4 раза в день.

Настойка, улучшающая слух. Эта настойка уменьшает образование секрета в слуховых каналах.

  • 4 столовые ложки настойки цветков бузины черной
  • 2 столовые ложки настойки листьев коровяка
  • 2 столовые ложки настойки кошачьей мяты
  • 2 столовые ложки настойки эфедры
  • 2 столовые ложки настойки солодки
  • 1 столовая ложка настойки семян аниса

Смешайте все ингредиенты в бутылочке коричневого стекла. Хорошо встряхните и давайте от 1/2 до 1 чайной ложки 2 раза в день.

В каких случаях следует звонить педиатру

Вот признаки и симптомы, при обнаружении которых вам следует заподозрить тугоухость ребенка и обязательно позвонить педиатру.

  • В возрасте одного месяца ребенок не вздрагивает при громких звуках либо к трем-четырем месяцам не поворачивается в сторону источника звука.
  • Ребенок не замечает вас, пока не увидит.
  • Ребенок концентрирует свое внимание на бурлящих и других звуках, вызывающих вибрацию, которую он может чувствовать, а не экспериментирует с произношением широкого выбора гласных и согласных.
  • К году у ребенка наблюдается задержка речи, ее трудно понять, либо он не говорит таких простых слов, как «папа» или «мама».
  • Ребенок слышит одни звуки, но не слышит другие (некоторые виды тугоухости влияют только на высокие звуки; у некоторых детей отмечается потеря слуха только одного уха).
  • Ребенок не только плохо слышит, но и не может ровно удерживать голову либо не может сидеть или стоять без поддержки (у некоторых детей с перцептивной тугоухостью также повреждена часть внутреннего уха, обеспечивающая информацию о равновесии и движениях).

Слух – одна из главных составляющих нормального развития ребенка. От слуха зависит, как малыш сможет усвоить знания необходимые в жизни, сумеет приобрести навыки и умения. Слух необходим для развития абстрактно-логического мышления.

Но случается, что вследствие определенных причин, способность воспринимать звуки ослабевает или вовсе утрачивается. Частичная потеря слуха, называемая тугоухостью, встречается чаще. Полная потеря слуха, глухота, когда ребенок не слышит вообще ничего, наблюдается реже и может быть связана с разными причинами.

Почему происходит полная потеря слуха у ребенка, как определить глухоту у ребенка? Как проводится лечение? Поговорим об этом. А также уточним, как научить полноценному общению ребенка с патологией слуха:

Причины глухоты у детей

Причины патологии подразделяют на три основные группы:

Наследственность: Хромосомные нарушения передаются от родителя.

Врожденная глухота у детей: Возникает от негативного воздействия на плод в период беременности. К таким факторам, в частности относят: курение, алкоголь, наркотики, различные инфекционные процессы матери, а также повреждения во время рождения: гипоксия, либо наложение щипцов и др.

Приобретённая глухота: Может развиться вследствие травм, длительного шумового воздействия. Причиной могут быть заболевания, перенесенные в раннем возрасте: паротит, отит, а также корь или менингит.

Признаки глухоты у ребенка

Глухота заметна у младенца с самого рождения. Ее признаки можно определить без специальных приборов. Перечислим их коротко:

Слышащий ребенок вздрагивает от внезапного звука, громкого голоса.
Если малыш не слышит, он на это никак не реагирует, на замирает, прислушиваясь к спокойному голосу.

В возрасте 4 мес малыш не реагирует на источник звука, не поворачивает в его сторону голову, не ищет глазами. У него не появляется гуление (произнесение малышом различных звуков);

До 5 мес не появляется лепет. К 6 мес он никак не реагирует на произнесение его имени.

К 10 мес он не может произносить слоги, не говорит простые слова к году жизни.

Если ребенок страдает тугоухостью в той или иной степени, то есть, слух не утрачен полностью, малыш старше года часто переспрашивает, как можно ближе подходит к источнику звука, чтобы лучше его расслышать.

Лечение глухоты у детей

Лечение тугоухости в большинстве случаев проводится весьма успешно. С полной потерей слуха все гораздо сложнее.

Если возможно устранить причинный фактор, проводят комплексную терапию с применением лекарственных препаратов и методов физиотерапии. Нормализуют поврежденные структуры уха, проводят дезинтоксикацию.

Используют терапевтические методики, направленные на улучшение кровообращения структур мозга и слухового анализатора. Используют специально разработанные методики, упражнения на приобретение и улучшение речевых навыков.

Кохлеарная имплантация

Данную технологию часто используют для реабилитации глухоты или тяжелой нейросенсорной тугоухости. При проведении операции, ребенку вживляют кохлеарный имплантант, который доставляет на область слухового нерва электрические импульсы. После этого слух частично, либо полностью, но восстанавливается.

Как общаться с ребенком ?

Родителям, родственникам и всем людям, которые общаются с не слышащим, либо слабо слышащим малышом очень важно разговаривать с ним, как можно активнее. Следует прикладывать как можно больше усилий, чтобы преодолеть барьер непонимания и наладить контакт. Вот что советуют специалисты:

Никогда не кричите на глухого малыша. Он не слышит, что вы ему говорите, но видит искаженное криком лицо и это может его сильно испугать.

При разговоре используйте жесты. Жестикулируйте не резко, а обычно, но более подробно, чтобы малыш научился понимать что вы от него хотите. Впоследствии он научиться соотносить артикуляцию с жестами и ему будет проще научиться общаться.

Старайтесь говорить не обрывочными фразами, а произносите полные предложения. Встаньте или сядьте так, чтобы ребенок хорошо видел ваше лицо, после чего четко артикулируйте каждое произнесенное слово.

Посещайте занятия с сурдопедагогом. Этот специалист обучит ребенка и вас технике чтения по губам и жестам, что значительно облегчит общение.

Если вы обнаружили, что ваш малыш полностью не воспринимает звуки, либо очень слабо слышит, обратитесь к врачу. После проведенного обследования врач определит, какое лечение необходимо.

Сурдопедагоги в детском дошкольном учреждении для глухих, либо слабо слышащих детей помогут научить малыша общаться с окружающими, читать и писать, использовать голос для общения.