«Зачем нам нужен нос». Занятие первое «Как мы дышим

Воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург

Образовательная область «Здоровье»

Возраст : 3 - 5 лет.

Конспект НОД по теме: «Наш нос»

Цели:

Формировать элементарные представление детей об органах чувств - нос и его функции;

Показать детям, какую роль играет нос в жизни человека;

Развивать способность рассматривать друг друга, умение работать в коллективе;

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье;

Закрепление правил ухода за носом

Оборудование : кукла - перчатка «Незнайка»; иллюстрации с изображением людей разного пола и возраста; продукты с хорошо выраженным характерным запахом, туалетное мыло, флакончик из-под духов, набор карточек «Берегите ваши носики», сундучок или коробка.

В группу к детям приходит Незнайка, у него в руках мешочек.

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Смотрите, что я вам принес - это мешочек, там лежит сюрприз для вас. Вы любите сюрпризы? Но сундучок этот не простой, а волшебный. Чтобы он открылся, вам нужно отгадать загадки, попробуете?

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет… (нос)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (ответы детей)

Он бывает самым разным:

Маленьким, большим и важным,

Длинным, тонким и горбатым,

Толстым или конопатым. (ответы детей)

Незнайка: Правильно, ребята, отгадали все мои загадки. Покажите свой нос. Зачем нужен нос? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята. Носиками мы дышим.

Незнайка: Подумаешь, дышать можно и ртом, а от этого носа одни неприятности - то он чихает, то с горки упадешь и разобьешь его.

Воспитатель: Что ты, Незнайка, дышать нужно именно носом. Это очень важно - ведь наш носик согревает и очищает воздух, которым мы дышим, от пыли и микробов. К тому же, нос нужен не только для того, чтобы дышать. Ребята, зачем еще нужен нос, что он может делать? (ответы детей). При затруднении детей, взрослый дает подсказку - зачитывает отрывок из стихотворения Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?», затем выслушивает ответы детей.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

Незнайка: Ребята, значит, нос помогает нам чувствовать разные запахи? А какие запахи вы знаете? (ответы детей). Вот и пришло время открыть волшебный сундучок, а что в нем лежит, нам поможет узнать наш помощник - нос.

Проводится игра «Угадай по запаху» - взрослый вызывает к себе по очереди нескольких детей, завязывает им глаза и просит определить по запаху, что он достает из сундучка (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, цветок, чеснок, лук, флакон из-под духов, и др.). Затем ребенок поясняет, как он определил, какой перед ним предмет, ведь он его не видел.

Воспитатель: Ребята, Незнайка, а вы знаете, что запахи бывают полезные и вредные. Как вы думаете, запахи лука и чеснока полезные или вредные? (ответы детей). Правильно, эти запахи полезные - они убивают микробов. А запах сигарет, дыма или газа - полезный или вредный? (ответы детей) Правильно, такие запахи вредные.

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!

ходьба на месте

Отдыхать умеем тоже -

остановиться, руки за спину

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

поднять голову

И легко - легко подышим.

дыхание через нос

Незнайка: Молодцы, ребята, скажите, раз нос - это наш важный помощник, значит… (ответы детей) правильно, значит, мы должны его беречь. Воспитатель: Давайте, посмотрим на карточки - работа с карточками «Берегите ваши носики» - девочка ковыряет в носу пальцем (карандашом), мальчик засовывает в нос бусинку, мальчик очень сильно сморкается, девочка наклоняется над баночкой с краской, девочка дает подружке свой носовой платок и др.

Незнайка (грустно): Ох-ох-ох. А у меня нет своего носового платка.

Воспитатель: Не грусти, Незнайка, наши ребята подарят тебе много красивых платочков.

Дети дарят Незнайке носовые платочки (предварительная работа - аппликация «Укрась платочек узором»), Незнайка благодарит детей, прощается с ними, говорит, что еще обязательно к ним придет.

Дополнительный материал по теме:

➣ Рассматривание иллюстраций с изображением людей и животных, беседа «Какие разные бывают носы»

➣ Рассматривание и обсуждение карточек «Берегите ваши носики»

➣ Закрепление правил ухода за носом: нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым предметом; нельзя засовывать в нос посторонние предметы; при насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя; нельзя пользоваться чужим носовым платком; нельзя вдыхать запах незнакомых жидкостей, наклонившись над банкой.

➣ Выполнение дыхательной гимнастики:

Упражнение «Ракета» - Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз.

Упражнение «Мышка и мишка» - У Мишки дом огромный (выпрямление, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох). У Мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох с произношением звука «ш-ш-ш».

Упражнение «Ветер» (упражнение выполняется стоя.) Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. Опуская руки, произвести медленный выдох через рот. Упражнение повторить 3—4 раза.

Упражнение «Ежики» - Спокойное дыхание через нос.

➣ Проведение опыта «Значение носа для речи» - взрослый просит ребенка закрыть нос и сказать какое-нибудь слово. Делается вывод: звуки изменяются, становятся нечеткими. Затем ребенок с закрытым носом читает какое-нибудь стихотворение, обсуждение с детьми.

«Для чего человеку нос?»

Конспект ООД по валеологии.

Программное содержание:

Познакомить детей с важным органом чувств – носом;

Дать понятие об основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливатель запахов);

Закрепить правила гигиены и ухода за носом;

Словарная работа:

Уточнить значение слов: фильтр, сторожевой пост.

Материал:

Рисунок человека без глаз и носа;

два стакана: один пустой, другой с грязной водой, ватно-марлевый фильтр;

снежинки; иллюстрации фильтра, печки;

пограничника с собакой; материал для игры «Угадай по запаху»: мандарин, мыло, духи, банан.

Ход:

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Воспитатель: Отгадайте загадку: Между двух светил Я один. (Нос)

Стук в дверь. Входит Карандашкин с рисунком в руках.

Карандашкин: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карандашкин. Я нарисовал веселого человечка и принес вам его показать.

Воспитатель: Смотрите, дети, какой-то человечек странный. Чего-то у него не хватает?

Дети: У человечка не хватает глаз.

Воспитатель: Карандашкин, ты забыл нарисовать глаза. Дети, для чего человеку нужны глаза?

Дети: Глаза человеку нужны для того, чтобы он мог смотреть.

Карандашкин рисует глаза.

Воспитатель: Ребята, а теперь все правильно?

Дети: Нет, не хватает носа.

Карандашкин: Рисовать нос я не буду. Знаете почему? Если я нарисую ему нос, он его задерет и нас замечать не станет.

Воспитатель: Карандашкин, ты не прав. Нос нам нужен не только для того, чтобы его задирать. Ребята, для чего нам еще нужен нос?

Дети: Нос нужен для того, чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте подышим носиком. У вас под стульчиками лежат снежинки.

Дыхательное упражнение «Сдуем снежинку»: Раз, два, три . Возьми снежинку,

Раз, два, три. Сдуем пушинку

Полетела, покружилась

И на землю опустилась.

Карандашкин: Дышать можно и ртом.

Воспитатель: Да, можно, но через нос дышать лучше.

Нос очень важен для нас. Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой ленте, прилипают на лету пылинки.

Поэтому нас нос называют живым фильтром. А вы знаете, что такое фильтр? (Ответы детей)

Воспитатель: Фильтр – это механизм для очистки чего-то. Например, воды или воздуха. Я покажу вам, как работает простой фильтр из ваты и марли.

Опыт с фильтром:

У меня на столе два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой.

Серёжа, помоги провести опыт. В пустой стакан вставляем фильтр и выливаем через него грязную воду. Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.

Ребята, кто запомнил, что такое фильтр? Вывешивается изображение фильтра .

(Ответы детей)

Воспитатель: Изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по этим извилинам, даже холодный морозный воздух успевает согреться и становится теплым. Вот почему нужно дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться пыли и простудиться.

Вывешивается изображение печки. Карандашкин, ты понял, что нос делает с воздухом?

Карандашкин: Да, нос – очищает и согревает воздух.

Карандашкин: Ребята, я вспомнил одного своего друга, у которого очень длинный нос. Кто-нибудь из вас знает его?

Дети: Это Буратино

Карандашкин: Давайте немного подвигаемся. Вставайте на ножки.

Физкультминутка: Буратино потянулся

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Карандашкин: Скажите, а нос – это только фильтр и печка?

Воспитатель: Нет, не только. Ещё нос называют сторожевым постом, потому что он единственный из всех органов чувств умеет воспринимать запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – нос сразу сообщит об этом. Донесется из духовки вкусный запах – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Именно запах предупреждает иногда нас об опасности или помогает определить качество продуктов.

Выставляется иллюстрация с изображением пограничника с собакой.

Воспитатель: Послушай, Карандашкин, какое стихотворение знают ребята. Его написала Э. Машковская. Оно называется «Мой замечательный нос».

Стихотворение читают дети:

Я ничего не знаю

И вдруг мой нос говорит:

Что где-то у кого-то

Что-то сейчас горит.

Я ничего не знаю

Но мой нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил.

Я ничего не знаю

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем,

Очень тебя прошу»

Ходишь с ним и гуляешь

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь?

Пахнет уже весной!»

Карандашкин: Я хочу проверить, как мой нос умеет улавливать запахи. У меня есть волшебная шкатулочка, в которой собраны различные запахи. Узнаете ли вы, что находиться в баночках?

Карандашкин достает шкатулку, в которой лежат непрозрачные баночки с маленькими дырочками. В баночках находятся различные продукты, имеющие яркий запах.

Карандашкин: Молодцы! У вас носики очень хорошо умеют различать запахи. Так для чего еще нам нужен нос?

Дети: Нос нужен для того, чтобы улавливать запахи.

Спросить несколько детей.

Воспитатель: А теперь зажмите нос и скажите слово Ни-на. Получилось красиво? (Ответы детей)

Так для чего нам еще нужен нос?

Дети: Нос нужен нам для того, чтобы красиво разговаривать.

Воспитатель: А теперь скажите, почему наш нос заболевает?

Дети: Нос заболевает тогда, когда в него попадают микробы.

Воспитатель: Как наш нос старается освободиться от микробов?

Дети: Мы чихаем.

Воспитатель: Дети, мы много с вами говорили о носе. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа. Отвечайте можно или нельзя.

Карандашкин путает.

Ковыряться пальцем в носу или острым предметом (нельзя)

Вытирать нос своим носовым платком (можно)

Засовывать в нос мелкие предметы (нельзя)

Пользоваться чужим носовым платком (нельзя).

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете правила гигиены и безопасности носа. А как мы с вами в детском саду закаливаем наш носик?

Дети: Мы с ним гуляем. Мы его моем и прочищаем.

Воспитатель: Ну, что Карандашкин, ты понял, как важен для нас нос?

Карандашкин: Да, я понял как важен для нас нос. Нос и очищает и согревает воздух, а еще он улавливает запахи. А ещё помогает нам красиво разговаривать. Я сейчас нарисую нос человечку.

Карандашкин рисует нос.

Карандашкин: Мне пора идти. Я пойду и нарисую еще что-нибудь и принесу вам. До свидания!

Дети: До свидания! Приходи к нам еще.

Карандашкин уходит.

Воспитатель: А вы, дети, запомнили, для чего нам нужен нос?

Ответы детей. Помогают отвечать иллюстрации.


Для чего нам нужен нос?

«Все части лица имеют свое назначение. Одного носа определить невозможно. Нос есть вещь непостижимая. Человек все может понять, но он не в силах понять своего носа. Что значит нос? Зачем растет он на лице? Чего от людей хочет? Нос! Ужасный нос! Проклятый нос! Скажи, кто ты? Откуда ты? Кончик носа есть острая скала, о которую разбиваются все умозрения».

Из рецензии на статью философа Александра Галича «Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий», напечатанной в журнале «Библиотека для чтения» за 1834 год.

«Но в сторону носы: этот предмет очень плодовит, и о нем было довольно писано и переписано - жаловались вообще на его глупость, и что он нюхает все без разбору, и зачем он выбежал на середину лица. Говорили даже, что совсем не нужно носа, что вместо носа гораздо лучше, если бы была табакерка, а нос бы носил всякий в кармане, в носовом платке»

Н. В. Гоголь. Из письма к Е. Г. Чертковой.

Теперь попытаемся выяснить, для чего же нужен нос?

«Ну, это нам ясно! - скажете вы. - Чтобы дышать и нюхать. Дышать воздухом и нюхать цветочки. Ведь верно?» И да, и нет. Верно то, что вы назвали две важные функции носа - дыхательную и обонятельную, но этого мало. Ведь мы упомянули уже и о других функциях, например, о защитной. Защита осуществляется выведением из воздуха мельчайших пылевых частиц, благодаря мерцательной деятельности ресничек (более крупные пылевые частицы задерживаются волосками, расположенными в преддверии носа). К защитной функции относят также чихание и слезоотделение, о них мы поговорим отдельно.

Но и это еще не все. Существует еще согревательная функция полости носа. Какая бы температура не стояла на улице (пусть даже лютые февральские морозы), воздух, поступающий в легкие и предварительно нагретый в полости носа, будет иметь температуру +36°, +37°. Значит, нос является уникальным кондиционером. Попробуйте-ка назвать хоть один искусственный кондиционер с таким коэффициентом полезного действия - нагревание на 40–50° за секунду? Чем ниже температура окружающего воздуха, тем больше набухают кавернозные тела носовых раковин, а, следовательно, тем более тонкой струйкой проходит воздух между перегородкой и носовыми раковинами и тем лучше этот воздух нагревается. Действительно, вам, наверное, знакомо ощущение заложенности носа при выходе из теплого помещения на мороз. Это ощущение наступает вследствие рефлекторного отека носовых раковин.

Нам, жителям северных широт, привычно говорить о морозах, о согревающей функции носа. А как это применить к уроженцам Африки или знойных азиатских пустынь? Какой температуры воздух поступит в легкие, если на градуснике +50°? В носоглотке воздух будет также иметь температуру +36–37°, полость носа способна не только нагревать, но и охлаждать проходящий воздух. Поэтому правильнее было бы говорить не о согревающей, а о кондиционирующей функции полости носа.

К кондиционирующей функции относится также и увлажнение поступающего воздуха, происходящее в полости носа, так как слишком сухой воздух неблагоприятно сказывается на деятельности легких. Как вы думаете, какой объем жидкости в сутки расходуется на увлажнение поступающего воздуха? 500 миллилитров, ровно пол-литра. В это трудно поверить, но это так, цифра эта подтверждена неоднократными экспериментами ученых.

Мы с вами перечислили только основные функции носа, но ведь существуют еще и дополнительные. Например, мимическая, косметическая - ведь это тоже важно, и я хочу посвятить этим функциям отдельные разделы данной главы.

Существует еще резонаторная функция носа. Попробуйте-ка зажать нос пальцами и произнести несколько фраз. Вы почувствовали, что голос приобрел неприятный гнусоватый оттенок. О причинах этого я расскажу в специальной главе, посвященной голосообразованию.

Огромный свисающий нос самца обезьяны-носача используется как резонатор при подаче сигнала тревоги. Когда животное кричит, нос раздувается, еще больше увеличивается в размерах. Большой нос морского слона, похожий на хобот (за счет чего животное и получило свое имя) тоже является резонатором. Именно благодаря резона-торной функции этого огромного носа, морской слон способен издавать столь громкие звуки.

Ну, а зачем же нужны пазухи? Они принимают участие в кондиционировании поступающего воздуха. При каждом вздохе в пазухи поступает холодный воздух, а из пазухи в носоглотку - уже нагретый и увлажненный воздух, который, смешиваясь с поступающей воздушной струей, способствует ее нагреванию и увлажнению. Пазухи также участвуют в резонаторной функции носа, о чем я расскажу дальше.

Но основная, главная функция околоносовых пазух состоит в облегчении веса черепа. Человек превратился в прямоходячее существо, встал на ноги. При этом, по сравнению с животными, у него кардинальным образом переместился центр тяжести, теперь он располагается на уровне поясницы, что наиболее благоприятно для прямохождения. Предположим, что на месте пустого, заполненного воздухом пространства околоносовых пазух носа находилась бы кость. Вес черепа значительно бы увеличился. Значит, для сохранения центра тяжести на уровне поясницы пришлось бы компенсаторно наращивать массу нижней части тела, а это бы сказалось, в свою очередь, на подвижности. Как видите, в природе все взаимосвязано.


| |

Почему мы чувствуем запах. Как устроен нос. Зачем нам самая выдающаяся часть на лице. Почему нужно лечиться ароматами. Как запахи влияют на человека.

Вы когда-нибудь задумывались, почему запах так тесно связан с памятью?

Почему он может очень быстро перенести вас в прошлое?

Почему в воображении всплывают картинки из детства или просто какие-то приятные моменты? Запахи с легкостью влияют на ваши восприятия и эмоции.

Организм с помощью обоняния моментально получает сигнал об опасности, вреде, пользе, о возможности расслабиться или получить удовольствие. И какие же запахи в современном мире преследуют нас? Какие реакции они способны вызвать в нашем сознании и в нашем организме? Живем ли мы с чувством страха, желанием спрятаться, предчувствуя беду, или ощущаем удовольствие и радость от вдыхаемых ароматов? К сожалению, в нашем мире мы гораздо чаще дышим продуктами урбанизации и выделениями промышленных предприятий. Понятно, что нужно чаще бывать на свежем воздухе, в лесу, ездить на дачу, в общем общаться с природой. Но как быть, если отпуск всего 2-3 недели в году, а дача в черте города?

То, что нас когда-то делало счастливыми непременно, сделает это еще раз при помощи ароматов.

Обоняние – одно из самых сильных чувств человека, потому что оно контролируется одной из самых глубинных частей мозга, той частью, которая была хорошо развита у наших предков. Эта часть несет ответственность за сон, сексуальные реакции, голод, жажда, память. Древние люди целиком зависели от своего носа. Запах предупреждал о появлении хищника, указывал на источник пищи, так же помогал выбрать брачного партнера. У современного человека со временем развились другие части мозга, отвечающие за интеллект, творчество, речь, навыки. Но то, что мы наследовали от своих предков, никуда не исчезло. Конечно, есть чисто реактивные вещи, основанные на прошлом негативном опыте. Например, если вы расстались с любимым человеком, который пользовался определенным ароматом, и для вас это было огромной потерей, то если этот запах вам встретится, вы будете чувствовать себя не комфортно. И напротив то, что нас когда-то делало счастливыми непременно, сделает это еще раз при помощи ароматов. Поэтому многие антидепрессанты делаются из летних цветов розы, жасмина, лаванды, герани, ванили… Эти растения вызывают ассоциацию с теплом и светом, детством и летним садом.

Как устроен нос.

Обоняние изучено не так хорошо, как другие чувства: зрение, слух, осязание, вкусовые ощущения. Обонятельные нервы находятся в верхней части носа. В отличие от нервов, участвующих в процессе осязания, слуха и зрения, они непосредственно связаны с мозгом. Эти нервные клетки так и называют «клетки мозга, находящиеся вне его». От каждой обонятельной клетки отходит несколько тонких нитей, называемых ресничками и достигающих слизистой оболочки носовых проходов. Кончики этих нитей снабжены рецепторами, улавливающими присутствие любого запаха. (На схеме они обозначены цифрой 2б). Внутренняя часть носа всегда влажная, и в этой влаге частицы аромата растворяются. Обонятельные нервы могут идентифицировать ароматические молекулы только в жидком состоянии. Затем информация поступает в мозг, мы его воспринимаем и осознаем, иногда не осознаем. С изобретением электронного микроскопа ученые внимательно рассмотрели рецепторы на кончиках ресничек. Они все имеют разную форму. Молекулы пахучего вещества, так же имеют разную форму и размеры. Не нос говорит о том, какой запах он ощущает, он просто передает данные о поступлении молекул. Мозг сам регистрирует все данные и выдает окончательный результат: пахнет розами или кошками. Нос может обнаруживать гораздо больше разных запахов, чем ухо может различить звуков — 10000 разных типов обонятельных ощущений.

Схема устройства органа обоняния.⇒

1.Пахучие молекулы. Аромат вдыхается через пазухи носа.

2. Обонятельный эпителий. Покрыт тонким слоем слизи (20 мкр).

  • 2 а. Аксоны. Отвечают за даль нейшую передачу информации в головной мозг.
  • 2 б. Белки рецепторы.

3. Обонятельная луковица. Отвечает за первичную переработку электрического сигнала.

4. Лимбическая система. В ней происходит анализ запахов и определяется связь с эмоциями.

Обоняние — это самое мимолетное ощущение. Вначале оно острое, а затем слабеет. Когда мы долго ощущаем один и тот же запах – восприятие притупляется. Многим людям очень сложно ощущать запахи. Им трудно получать успехи от ароматерапии, так как они не испытывают эмоциональных реакций от эфирных масел. Но это восприятие можно воспитать со временем. В этом может помочь масло базилика. Достаточно время от времени употреблять его в пищу и использовать для ароматерапии в виде ингаляций в очень слабых дозировках.

Эксперимент.

Учеными был проведен интересный эксперимент, который очень наглядно показал влияние эфирных масел на организм. Цель эксперимента — выяснить, действуют ли запахи в силу того, что они порождают разнообразные ассоциации, — или же действие запахов связано с тем, что небольшие количества летучих биологически активных веществ попадают непосредственно в кровь через слизистую оболочку носа, богатую кровеносными сосудами? Выяснить это непросто. Но идея была достаточно простой: нужно проверить действие запахов на тех людях, которые…запахов не воспринимают. Отсутствие обоняния, или аносмия , встречается довольно редко и может быть вызвано различными причинами: искривление носовой перегородки, некоторые отравления, иногда это следствие общего ослабления организма или же последствия черепно-мозговой травмы, когда задет обонятельный нерв. У добровольного помощника была как раз посттравматическая аносмия

…»До начала эксперимента: пульс 72, давление 100 на 80.

Первое вещество – эфирное масло лимона. Подносит к носу пробирку и исправно вдыхает неощутимый запах в течение трех минут. «Воздух и воздух», — комментирует он. Считаю пульс. Пульс 60, давление 115 на 80 . Между прочим, запах лимона считается хорошим тонизирующим.

Второе вещество – мята, у нее сильный ментоловый запах. Верхнее давление еще немного повышается, пульс и нижнее давление не изменяются .

Третий препарат – иланг-иланг. Пульс 56, давление понижается до 105/80 . (Иланг-иланг известен, как сильное седативное средство, используется при сильных эмоциональных расстройствах, снижает давление). Замечу, что нижнее давление в течение всего эксперимента менялось незначительно, в пределах погрешности измерения.

В качестве четвертого вещества — толченый зубок обычного чеснока . Пульс 64, давление 100/80.

Пятое вещество – розмарин, известный стимулятор нервной системы. Получено стимулирующее действие! Пульс 76, давление 115/80.

(шестое) Для контраста достаю — валериану (сухой корень) . Давление не меняется , а пульс в течение тех же трех минут снижается до 60 ударов . Между прочим, обычные препараты валерианы, в отличие от пустырника и боярышника, хорошо успокаивают, но при этом почти не понижают давления. А при некоторых заболеваниях, например, при бессоннице, корень валерианы рекомендуется не пить, а как раз нюхать перед сном. И, наконец, седьмой препарат – эфирное масло базилика, известного и как пряность, и как превосходное лекарственное средство при сосудистых и мышечных спазмах. Он еще немного снижает пульс до 52 ударов, а давление даже слегка повышается до 120/80.

Выводы:

  • запахи влияют на человека даже в том случае, если он их не воспринимает (следовательно, гипотеза о действии микродоз активных веществ, ближе к действительности)
  • тонизирующее, и успокаивающее действие запахов имеет различный физиологический механизм (и лимон, и розмарин тонизируют, но первый снижает, а второй заметно повышает частоту пульса)
  • влияние запахов на верхнее артериальное давление гораздо заметнее, чем на нижнее, которое зависит от тонуса сосудов»…

Вот и добрались до истины: нос — иногда не самая красивая часть тела, но одна из самых ценных для человека! Дышите на здоровье!

Ароматолог Ольга Шарова… с любовью

Подписывайтесь на видеоканал Живые Ароматы

В. БУКОВ, доктор медицинских наук

«Без носа человек – черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..»

Н.В. Гоголь

Спросите опытного врача, даже из числа обладающих научными степенями и званиями: «Для чего человеку нос?». В лучшем случае вы получите ответ: «Для очищения вдыхаемого воздуха от пылевых частиц, увлажнения его и согревания», И еще добавят: «Для обоняния». Но очевидно, что все упомянутые важные для жизни процессы прекрасно осуществляются и у животных, не имеющих носа, но обладающих верхними дыхательными путями, то есть гортанью, трахеей и бронхами.

Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему ни относиться, – украшение лица. Представить человека с двумя дырками на ровном месте просто невозможно!

А если серьезно?

Для чего нос появился у «человека разумного»? Ведь у его предков – человекообразных обезьян – такого органа не было! Давайте искать ответ вместе.

«Злые языки страшнее пистолета»

Говорят: слово ранит. Но это относится лишь к человеческой психике. Животные воспринимают не сами слова, а лишь интонацию, с которой они произнесены. Дело в том, что способность говорить, мыслить присуща человеку благодаря так называемой второй сигнальной системе мозга, которая у животных отсутствует. Чрезмерное раздражение клеток коры больших полушарий мозга – нейронов – у зверей, птиц, рыб происходит только по механизму первой сигнальной системы – через физическую боль. У людей, кроме того, и через слово, которое может действовать сильнее любой боли. Это делает наш мозг иногда беззащитным и ставит его в опасное положение.

Если бросить в стоячую воду один крупный камень, а в другом месте – с десяток поменьше, можно видеть, что волнение в первом случае будет сильнее и длительнее. Мелкие круги на воде быстро гасят друг друга. Такой же принцип используется мозгом для ослабления очагов возбуждения, он получил название индукционного. Получив сильное раздражение (испуг, боль, нервное потрясение), организм включает защитную систему. Животные начинают визжать, метаться, прыгать. Человек тоже неосознанно прибегает к использованию индукционного механизма – он стремится двигаться, громко говорит, иногда кричит, стискивает зубы или вызывает у себя сильную боль. От всего этого в нейронах коры больших полушарий возникают многочисленные дополнительные очаги вторичного возбуждения. Они-то, подобно волнам от мелких камней в нашем примере, отчасти гасят первичный очаг раздражения. По этой же причине зубная боль переносится легче днем во время бодрствования. И становится порой совершенно нетерпимой ночью, когда кора мозга спокойна, и в ней действует только один очаг раздражения – болевой.

Согласно законам физиологии, чрезмерное раздражение нервной клетки (нейрона), выходящее за пределы выносливости, обязательно приводит к возникновению в ней защитного торможения, которое называется «запредельным». Благодаря этому, клетка ослабляет или вообще перестает воспринимать какие бы то ни было раздражения, и тем самым спасает себя от повреждения. Надо сказать, что такая ситуация очень опасна для организма, ибо может надолго отключить целые группы нейронов. Обморок в этом случае, если можно так сказать, лучший выход из положения – он обычно недолог и проходит сам по себе. Иногда же нейроны отключаются на длительное время – дни, месяцы и даже годы, что сопровождается потерей человеком жизненно важных функций – способности говорить, слышать, видеть, двигаться. Такие состояния известны медикам как функциональные параличи на истерической основе. К счастью, иногда они обратимы, то есть исчезают при сильном нервном потрясении.

Эти свойства человеческой психики были, по-видимому, известны церковникам. Порой они пытались использовать их в своих интересах, совершая «чудесные исцеления» страждущих. Похожий случай высмеян в давнишней кинокомедии «Праздник святого Йоргена».

В суровой жизни древнего человека было много причин для страха, и потому нейроны коры больших полушарий мозга наших пращуров должны были испытывать непомерные нагрузки. Обладая такой невыгодной особенностью нервной системы, первобытный человек не смог бы выжить в борьбе за существование Но его спас новый защитный механизм, возникший одновременно со второй сигнальной системой. Этот защитный механизм – слезы.

Поплачь – легче будет...

Суть «слезного механизма» заключается в том, что в нейронах коры больших полушарий при стрессовых ситуациях мгновенно может возникать новый мощный, как бы отвлекающий очаг возбуждения.

Рис. 1. Слезный механизм: а) расположение функциональных центров; б) возникновение дополнительных очагов возбуждения

а) Рецепторы верхних дыхательных путей связаны с разными нервами: рецепторы носовых путей – с тройничными и обонятельными, а рецепторы гортани, трахеи и бронхов – с блуждающими нервами. Поступающие по тройничным и обонятельным рецепторам импульсы попадают в сосудодвигательный, дыхательный центры, в нейроны коры больших полушарии, в сердце. Они активизируют деятельность этих структур и всей центральной нервной системы, органов и систем организма. При сильном раздражении рецепторов верхних дыхательных путей повышается артериальное давление, усиливается дыхание и пульс, ускоряется обмен веществ. Человек начинает испытывать состояние нервного напряжения. Импульсы, поступающие по блуждающим нервам, действуют противоположно – снижают артериальное давление, замедляют дыхание и пульс.

б) Нос хорошо приспособлен к тому, чтобы слезы, вытекающие из носовых каналов, орошали все рецепторы – чувствительные окончания – тройничного и обонятельного нервов. Их раздражение вызывает в нейронах коры мозга встречный очаг возбуждения, который ослабляет чрезмерно опасный очаг, возникший от боли или в стрессовых ситуациях. Рыдания, нередко сопутствующие плачу, усиленно раздражают рецепторы блуждающих нервов в гортани. Идущие от них сигналы ослабляют функции нервных центров, сердца, нейронов коры головного мозга.

Вот как запускается этот механизм. Чрезмерное раздражение нейронов активизирует кору мозга. Усиливается функция всех систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно-психической, центров мозга, желез внутренней и внешней секреции, в том числе и слезных Все это сопровождается расслаблением тонуса гладкой мускулатуры мочевого пузыря, прямой кишки, слезно носовых каналов. Именно поэтому при сильном испуге у некоторых людей с повышенной чувствительностью нервной системы и особенно у детей может произойти непроизвольное мочеиспускание и даже «медвежья болезнь». Но в первую очередь – слезы. Усиленно выделяясь из слезных желез, они поступают по слезно-носовым каналам в носовую полость. Нос человека отлично приспособлен к тому, чтобы слезы мгновенно орошали его слизистую оболочку, обильно насыщенную чувствительными окончаниями – рецепторами тройничного и обонятельного нервов. Раздражающие сигналы поступают в мозг и создают дополнительные очаги возбуждения. При нервном потрясении многие не просто плачут, а рыдают и даже кричат. С точки зрения физиологии это еще один защитный механизм, ослабляющий возбуждение нейронов коры мозга. При крике происходит усиленное раздражение рецепторов голосовых складок гортани (их почему-то часто ошибочно называют «связками»). Потоки импульсов из этой зоны, поступая в головной мозг, ослабляют возбуждение его структур. Поэтому неудивительно, что некоторые люди иногда пользуются таким способом обороны от вредного действия стрессов. Вероятно, они вынуждены так вести себя из-за слабой выносливости нервных клеток. Это свойство может быть не столько врожденным, сколько приобретенным по ряду причин. Например, «слезный механизм» работает плохо или совсем отсутствует, как бывает в случае непроходимости слезно-носовых каналов после перенесенного воспалительного процесса в слизистой оболочке. Такие люди плачут только «видимыми миру слезами», которые стекают по щекам. Поэтому, если человек не может плакать, – это не положительная особенность организма, а болезнь, требующая лечения.

Младенцы плачут по-особому. Вторая сигнальная система у них не развита, слезы выделяются в небольшом количестве, а слезно-носовые каналы еще не функционируют. Их крик служит сигналом физиологического неблагополучия, сообщить о котором малыши иначе не могут.

Встречаются люди с малой выносливостью нейронов к раздражениям. Когда потрясение очень сильно для них, а «слезный механизм» не успевает сработать, то деятельность нейронов затормаживается и их функция прекращается. Результат – обморок, Если в этот момент сильно раздражить рецепторы носа, например, дать понюхать нашатырный спирт, или причинить сильную боль, то под влиянием появившегося очага возбуждения торможение нейронов исчезает, и человек приходит в себя.

Люди с ослабленной функцией корковых нейронов чаще пользуются «слезным механизмом» – они плаксивы. И невропатологи по этому симптому судят о состоянии нейронов и его изменении при лечении. По мере выздоровления плаксивость пропадает.

В преклонном возрасте люди чаще пользуются носовым платком – выносливость их нейронов к раздражениям ослаблена, поэтому выше эмоциональная чувствительность.

Капризы погоды – капризы организма

Когда одновременно падает атмосферное давление, снижается температура воздуха и повышается влажность, самочувствие людей, особенно пожилых и больных, ухудшается. Труднее дышать, «скачет» кровяное давление, болит голова, быстрее устаешь. У страдающих гипертонической болезнью возникают кризы. Таковы печальные последствия капризов погоды.

Чтобы ослабить ущерб, наносимый здоровью переменой погоды, нужно знать механизм ее действия на организм. Казалось, погодные факторы прежде всего должны влиять на рецепторы кожных покровов. Однако эти предположения не подтвердились. Дело в том, что все существующие в организме человека рецепторы к постоянным, монотонным воздействиям быстро «привыкают» и не отвечают на них. Такое свойство рецепторов – благо. Нас не раздражает поэтому постоянная тяжесть одежды, мы не обращаем внимания на монотонный шум, ровный свет... Да ведь иначе и жить было бы невозможно! Зато рецепторы очень чувствительны к раздражениям переменной силы. Именно поэтому мы сразу ощущаем ничтожные перепады давления от ползущей, например, по телу мухи. Атмосферное давление, влажность и температура воздуха почти всегда изменяются медленно, их действие можно считать практически постоянным. Что же происходит с организмом при перемене погоды?

Основной фактор, раздражающий мозг при дыхании, – потоки импульсов, возникающие от перепадов давления воздуха в рецепторах дыхательных путей. При вдохе давление понижается, а при выдохе – повышается. Чем глубже и чаще дыхание, тем мощнее возникающие воздушные потоки и сильнее раздражение. Величина перепадов, в свою очередь, зависит от атмосферного давления: чем оно ниже – тем глубже вдох и длительнее выдох. Усиленно раздражаются структуры мозга, быстрее наступает их утомление. Оно и проявляется в затруднении дыхания, повышении артериального давления, головной боли, повышенной раздражительности и т.д. Таков в самых общих чертах механизм влияния на организм атмосферного давления.

Другой сильный раздражающий фактор – влага, особенно солоноватая, подобно слезам, крови, поту и другим физиологическим жидкостям. Как мы уже говорили, увлажнение рецепторов слизистой носа значительно повышает их чувствительность к иным раздражающим факторам – механическим, физическим, химическим. Конденсация на слизистой носа теплых водяных паров, насыщающих выдыхаемый воздух, и приводит к увлажнению. Причем процесс идет тем интенсивнее, чем ниже температура слизистой оболочки. Это, в свою очередь, зависит от степени охлаждения и влажности вдыхаемого воздуха, а также от интенсивности испарения влаги с поверхности слизистой, так как тепло при этом расходуется.

Наконец, раздражающим действием обладает мороз, начиная со слабого (от минус шести), а особенно после 20 градусов. Такое влияние холодного воздуха все мы не раз испытывали на себе. Во время зимних прогулок устаешь гораздо сильнее, чем после тяжелой работы в теплое время года. Даже если просто долго побыть на морозе, то вскоре утомишься – захочется спать. Происходит это потому, что вначале усиленное раздражение носовых путей морозным воздухом активизирует деятельность нервных центров головного мозга, всех функций организма. Через некоторое время наступает утомление – нужен отдых, сон.

Таким образом, при понижении атмосферного давления одновременно с похолоданием и увеличением влажности более интенсивно раздражаются рецепторы носовых путей, отчего усиливаются потоки импульсов к головному мозгу.

Безусловно, многих заинтересует: можно ли если не полностью, то хотя бы частично устранить отрицательные погодные влияния? И если да, то каким образом?

Пенсионерам, которые в основном и страдают от перемены погоды, вполне под силу выполнять следующие несложные рекомендации. При неустойчивой погоде необходимо по возможности «беречь дыхание». В эти дни избегайте повышенных физических нагрузок – временно прекратите занятия физкультурой, ограничьтесь минимумом работы на дому. Вредны и резкие запахи хвойного леса, цветов, духов, краски, особенно ацетона. Следует избегать повышенной влажности воздуха, которая бывает в квартире от стирки и сушки белья, кипячения воды, сжигания газа для отопления. Выходя на улицу, лучше всего укутать нос шарфом или платком, не переохлаждаться.

Постарайтесь меньше волноваться. Кору больших полушарий мозга надо беречь от дополнительного раздражения по механизму второй сигнальной системы – словом, шумом, музыкой и т.д. Полезно максимально ограничить круг общения с людьми – посещение общественных мест и особенно зрелищ (кино, театр, стадион).

Представление о том, что отрицательные последствия перемены погоды будто бы связаны с уменьшением в воздухе кислорода, глубоко ошибочно. Многие стремятся в такие дни поскорее выехать за город, погулять «на свежем воздухе». И зря. Кислорода в воздухе даже при резкой смене погоды вполне достаточно. Тем более для человека, не занятого физической работой, а живущего спокойно и размеренно.

О «мертвой точке» и «втором дыхании»

Утомление, усталость может испытывать не только организм в целом, но и некоторые группы его клеток в отдельности, об этом мы упоминали в начале статьи.

Плохо выносят раздражение нейроны коры больших полушарий мозга, и они почти отключаются от активной работы каждый раз, когда их хозяин спит. Если же им долго не давать отдыха, нейроны в конце концов заставят уснуть человека несмотря ни на что, – в любом, пусть самом неудобном, положении. Корковые нейроны могут постоять за себя! Собственно, они-то и вызывают в организме потребность в сне.

Гораздо труднее приходится нейронам дыхательного центра: они обязаны работать без остановок всю жизнь, ведь дыхание – это и есть жизнь! Правда, природа предусмотрительно снабдила дыхательный центр множеством «запасных» нейронов, которые подменяют уставшие клетки – «дежурят» в организме по очереди.

Но, увы, гомо сапиенс, человек разумный, не всегда благоразумен. Каким только испытаниям, даже издевательствам, не подвергаем мы часто свой организм. О пьянстве и курении и говорить нечего. Но вред здоровью – причем немалый – наносит и неосмотрительная погоня за спортивными достижениями В некоторых случаях запасных нейронов может оказаться недостаточно и дыхательный центр «объявит забастовку» – он резко ослабит и даже прекратит дыхание Если это продлится больше пяти минут, то наступит неизбежный финал – смерть. Не секрет, что во время спортивных соревнований бывают случаи остановки дыхания, в первую очередь у нетренированных новичков. И это несмотря на выработанную в организме защиту для предотвращения опасного раздражения нейронов дыхательного центра.

Суть этого механизма в следующем Главное «действующее лицо» здесь – голосовые складки гортани Как выяснилось, их тонус обусловлен состоянием дыхательного центра мозга. Когда этот центр усиленно работает, тонус складок повышен, и они плотно прижаты к стенкам гортани. Поэтому просвет голосовой щели максимально расширен и воздух проходит свободно.

Рис. 2.

Перевозбуждение дыхательного центра мозга грозит его остановкой. В процессе эволюции выработалась защитная реакция. При опасном перевозбуждении центра ослабляется тонус голосовых складок. Они частично закрывают голосовую щель, и их рецепторы усиленно раздражаются воздушной струей. Возникающие сигналы поступают по блуждающим нервам в головной мозг, замедляют функции нервных центров, двигательной зоны коры и работу сердца. Этим и объясняется так называемая «мертвая точка» – ослабление дыхания, способности к движению, снижение артериального давления и т.д.

По мере нарастания нагрузки (например, бег на длинную дистанцию) дыхательный центр устает, а когда возникает опасность торможения, тонус складок ослабляется, и они закрывают часть просвета голосовой щели. Дыхание у человека в это время интенсивное, поэтому мощная воздушная струя, проходя через суженную щель, усиленно раздражает рецепторы голосовых складок. Потоки импульсов по блуждающему нерву поступают в дыхательный, сосудодвигательный центры, сердце и двигательную зону коры полушарий, сигнализируя о необходимости сбавить обороты.

Команда выполняется: ослабляется дыхание, падает артериальное давление, пульс. Силы организма на исходе, но еще и не поздно остановиться, отдышаться. Если же, не вняв голосу организма, человек принудит себя работать или бежать дальше, то вскоре в прямом смысле упадет от изнеможения и не всегда его удается «откачать».

Такой резкий сбой в работе организма первыми подметили жокеи у лошадей. Ему дали название «мертвая точка», а наступающее, как правило, вскоре восстановление нормального дыхания и работоспособности организма назвали «вторым дыханием». Такие явления могут повторяться Вскоре они были обнаружены и у спортсменов. С ипподромов терминология перекочевала в спортивную медицину.

Подобное состояние живых организмов давно используют звероловы Они сутками с собаками преследуют зверя, не давая отдыха. Животное доходит до такого изнеможения, что не может двигаться и способно только огрызаться. Так при помощи лишь веревок и рогатин ловят даже тигров.

Опытные спортсмены утверждают, что при прочих равных условиях в спорте побеждает тот, у кого больше «остается» дыхания. Как пишет известный рекордсмен по бегу Петр Болотников, некоторые спорт смены начинают «умирать» от недостатка дыхания уже после нескольких сотен метров, другие же легко преодолевают «мертвую точку»

Недавно ученые выяснили, что если усиленно продувать верхние дыхательные пути воздухом, то можно экспериментально изучать, как возникают «мертвая точка» и «второе дыхание».

Дышите носом

О недугах, связанных с долгим нарушением носового дыхания, известно давно. В первую очередь это относится к детям. Постоянно «заложенный» нос, чаще от разросшихся аденоидов, может привести даже к отставанию малышей в умственном и физическом развитии. Нарушается сон, слабеет память, в облике появляется то, что медики называют «аденоидной маской». Помочь здесь может только оперативное восстановление носового дыхания. Причем обращаться к врачу надо не медля.

Как видим, недостаточное раздражение носовых рецепторов так же пагубно действует на здоровье, как и чрезмерное. Практические наблюдения были подтверждены экспериментами. Мало того: врачи доказали благотворное и даже лечебное влияние искусственного раздражения рецепторов носовых путей физическими, химическими и электрическими агентами. Этим объясняется умиротворяющее действие на организм запахов леса, лугов, полей, морского воздуха. Вдыханием приятных запахов в прошлом веке лечили многие болезни. Ингаляция паров химических веществ в носовые пути широко используется и в наше время.

Все то, что мы рассказали о роли носа и верхних дыхательных путей в работе организма, было установлено физиологами недавно. Теперь стало известно, что эти органы имеют еще большее значение: они обеспечивают рефлекторную регуляцию дыхания и участвуют в дополнительной регуляции кровообращения Но этот вопрос уже выходит за рамки нашей статьи.

И еще одно любопытное соображение, скорее гипотеза. Поскольку нос появился одновременно с гомо сапиенс как следствие возникновения второй сигнальной системы, видимо, по величине носовой кости можно судить о стадиях превращения человекообразной обезьяны в человека. Если это подтвердится, антропологи получат дополнительный критерий для определения возраста найденных при раскопках останков древних людей.

Литература:

  1. Костьиина Т., Никулина Г. Зачем человеку нос? Наука и жизнь, № 5, 1963.
  2. Буков В.А, Фельдербаум Р.А. Рефлекторные влияния с верхних дыхательных путей. М.: Медицина, 1980.
  3. Эйдельштейн С. Цивинский Е. Секреты дыхательных путей. Наука и жизнь, № 4, 1979.
  4. Самое загадочное чувство. Наука и жизнь, № 3, 1984.

Наука и жизнь. 1986. №4.

См. также:

  1. Буков В. Насморк – благо или зло? , 2007.
  2. Плужников М.С. Среди запахов и звуков.