Спп с несколькими придаточными. Сложноподчиненные предложения с различными придаточными Тест спп с несколькими придаточными упражнения

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. 11-й класс

Цель урока : повторение классификации СПП с несколькими придаточными, приведение в систему знания по теме.

Задачи урока :

    систематизировать знания по теме “знаки препинания в СПП с несколькими придаточными”;

    отработать навык постановки знаков препинания в СПП;

    проверить степень усвоения материала.

Ход урока:

    Организационная часть.

Проверка дом. Задания: 2 конверта на 2 группы – распределить сочинительные союзы и подчинительные союзы.

2. повторение теории:

Какие предложения называют СПП?

К чем разница между простыми предложениями в составе СПП?

Где может находиться придаточная часть по отношению к главному?

Назовите виды СПП?

Назовите виды СПП с придаточными обстоятельственными?

    Практическая часть:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ г лавному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном.

[ ___=], ( как ___=),( что =).

Определяем виды придаточных предложений: 1-е отвечает на вопрос что?, значит оно – изъяснительное, 2-ое на вопрос какие ? - оно определительное.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ способ подчинения, при котором оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов.

Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.

( Когда = ___), [ ___=], ( как =___).

Определяем виды придаточных предложений: 1-ое отвечает на вопрос когда?, оно обстоятельственное времени, 2-ое на вопрос что?- оно изъяснительное.

ОДНОРОДНЫЙ способ подчинения, при котором придаточные предложения в данном СПП являются предложениями одного типа, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос

Я знаю, что наступит весна, что птицы начнут песни петь.

[__=], ( что ___=), ( что =___).

1 и 2 придаточные отвечают на один и тот же вопрос: что? И являются придаточными изъяснительные.

Учитель: Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

Алгоритм

    Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.

    Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

    Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

    Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Практическая часть:

1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем. (СПП с параллел. Подч.)

2. Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперед.(СПП с однород.подч.)

3. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом, в котором жили хозяева.(СПП с послед. Подчин.)

4. Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой.(СПП с послед. Подчин.)

5. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.(СПП с однород.подч.)

6. Рассказывали также, что раза два в год графиня давала бал, на который приглашались дворяне и чиновники со всей губернии и приезжал даже Варламов…(СПП с послед. Подчин.)

7. Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. (СПП с однород. Подчин.)

8. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (СПП с парал. Подчин.)

9. И Лужин постепенно стал понимать, что райская пустота, в которой витают его прозрачные мысли, со всех сторон заполняется.(СПП с послед. Подчин.)

10. Макар знал что лютый мороз не шутит с людьми которые уходят в тайгу.(СПП с послед. Подчин.)

11. Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней, которых он выудил без меня.(СПП с послед. Подчин.)

Особенности пунктуационного оформления СПП с несколькими придаточными.

Вспомним правило, которое отражено в схеме.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1. , .

2. и.

3. или.

4. , и, и.

5. , но.

6. , а.

( Между однородными членами предложениями ставится запятая, кроме тех, которые соединены одиночными соединительными и разделительными союзами)

Посмотрите на следующий слайд.

1. , (как) и (как).

2. , (что) и (как).

3. , (когда) и ().

4. , (), и (), и ().

5. , () или ().

6. , (что), а (что).

Что объединяет эти предложения ? (Все они с однородным подчинением)

Т.е. все предложения здесь (однородные)

Глядя на схемы, сделайте вывод о знаках препинания в СПП с однородным подчинением.

(Знаки препинания в СПП с однородным подчинением ставятся так же, как и при однородных членах предложения)

Особое внимание надо обратить на строение предложения, прежде чем ставить запятую перед И.

1. [ , (), и, (), ],

[ Нас просили узнать, (в сохранности ли вещи), и, (если будет возможность), перевезти их в другое место].

2. , и, (когда), .

[ Предзакатное солнце горело над степью ], и, (когда Петя в плаще появился на тропинке), [ его тень была очень длинной].

4. Тренировочные упражнения.

Задание 1. (на листочках)

1. В каком предложении запятая перед И ставится?

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух,

на холме снова уселись белые птицы.

Часто встречаются конструкции, где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова.

Рассмотрим особенности пунктуации в таких предложениях.

[Пущин вспоминал], (что, (когда он приехал навестить поэта), Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

, (что , (когда) , ).

[Пущин вспоминал], (что__ (когда он приехал навестить поэта), то Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

, (что_ (когда), то ).

Сравните пунктуацию в этих предложениях на стыке союзов.

(В 1-ом есть запятая, а во 2-ом-нет)

Структурно предложения отличаются? (во 2-ом есть ТО )

Давайте попробуем убрать придаточное предложение. (В 1-ом изымается, а во 2-ом –нет)

Какой вывод мы сделаем? (Если поле придаточного предложения есть слово ТО, то запятая на стыке союзов не ставится, а если нет, то ставится)

4) Задание 2. (на листочке)

Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что , ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б ) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В ) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

Подведение итогов.

1. Фронтальная беседа.

Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

Могут ли быть сочинительные союзы в СПП с однородным подчинением придаточных?

2. Проверка знания материала

Упражнение 30.8.1

1. Когда мы сможем увидеться в следующий раз когда сможем поговорить это меня интересует всё меньше и меньше. 2. А что такое утратить доверие близкого человека это ты себе представляешь? 3. Как это всё могло случиться почему я заранее всего не предусмотрел ничего разумного в своё оправдание придумать не могу. 4. Лишь раз в университете мне повезло когда мне удалось без особых усилий досрочно сдать и зимнюю и летнюю сессию. 5. Вечером я не отрывал глаз от мобильного мечтал только об одном чтобы она наконец позвонила мне. 6. Мне предстоял нелёгкий выбор перебираться ли в Петербург и начинать там работать или оставаться в Москве и решать свои семейные проблемы.

1. Когда мы сможем увидеться в следующий раз, когда сможем поговорить - это меня интересует всё меньше и меньше. 2. А что такое утратить доверие близкого человека - это ты себе представляешь? 3. Как это всё могло случиться, почему я заранее всего не предусмотрел - ничего разумного в своё оправдание придумать не могу. 4. Лишь раз в университете мне повезло, когда мне удалось без особых усилий досрочно сдать и зимнюю, и летнюю сессию. 5. Вечером я не отрывал глаз от мобильного, мечтал только об одном: чтобы она наконец позвонила мне. 6. Мне предстоял нелёгкий выбор: перебираться ли в Петербург и начинать там работать или оставаться в Москве и решать свои семейные проблемы.

Оценить себя:

Упражнение 30.8.2
Поставьте необходимые знаки препинания и устно объясните их употребление.

1. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну но не знали какая она и где живёт (Чехов). 2. Когда он сам читает что-нибудь то глаза у него горят и лицо становится бледным (Чехов). 3. И козлы ружей и дым костров и голубое небо и зелёные лафеты и загорелое усатое лицо Николеньки всё это как будто говорило мне что ядро которое вылетело уже из дула и летит в это мгновение в пространстве может быть направлено прямо в мою грудь (Л. Толстой). 4. Вронский успел заметить сдержанную оживлённость которая играла в её лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой изгибавшею её румяные губы (Л. Толстой). 5. На всяком шагу я чувствовал что мне многого недостаёт что я не умею ещё ни завязывать ни развязывать событий и что мне нужно выучиться постройке больших творений у великих мастеров (Гоголь). 6. Я всё надеюсь милая бабушка что мне всё-таки выйдет прощенье и я смогу выйти в отставку (Лермонтов). 7. Пишу к вам из Пятигорска куда я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху (Лермонтов). 8. Здесь должен я был узнать где находится наш лагерь и будет ли мне ещё возможность догнать армию (Пушкин). 9. Герман видел как лакеи вынесли под руки сгорбленную старуху укутанную в соболью шубу и как вслед за нею, в холодном плаще, с головой убранною свежими цветами мелькнула её воспитанница (Пушкин). 10. Позвольте спросить кто вы такой и за кого меня принимаете? (Пушкин). 11. Пели петухи и было уже светло как достигли они Жадрина (Пушкин). 12. Я принадлежу стране и хочу чтобы моё имя было чисто везде где известно (Пушкин).

1. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она и где живёт (Чехов). 2. Когда он сам читает что-нибудь, то глаза у него горят и лицо становится бледным (Чехов). 3. И козлы ружей, и дым костров, и голубое небо, и зелёные лафеты, и загорелое усатое лицо Николеньки - всё это как будто говорило мне, что ядро, которое вылетело уже из дула и летит в это мгновение в пространстве, может быть направлено прямо в мою грудь (Л. Толстой). 4. Вронский успел заметить сдержанную оживлённость, которая играла в её лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею её румяные губы (Л. Толстой). 5. На всяком шагу я чувствовал, что мне многого недостаёт, что я не умею ещё ни завязывать, ни развязывать событий и что мне нужно выучиться постройке больших творений у великих мастеров (Гоголь). 6. Я всё надеюсь, милая бабушка, что мне всё-таки выйдет прощенье, и я смогу выйти в отставку (Лермонтов). 7. Пишу к вам из Пятигорска, куда я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху (Лермонтов). 8. Здесь должен я был узнать, где находится наш лагерь и будет ли мне ещё возможность догнать армию (Пушкин). 9. Германн видел, как лакеи вынесли под руки сгорбленную старуху, укутанную в соболью шубу, и как вслед за нею, в холодном плаще, с головой, убранною свежими цветами, мелькнула её воспитанница (Пушкин). 10. Позвольте спросить, кто вы такой и за кого меня принимаете? (Пушкин). 11. Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина (Пушкин). 12. Я принадлежу стране и хочу, чтобы моё имя было чисто везде, где известно (Пушкин).

Рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

При однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Упражнение 50. Разберите предложения, постройте их схемы. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте полный разбор выделенных предложений.

1. Чтобы вообразить Верину жизнь он должен был перенестись на четверть века назад в то время когда он был студентом худым подвижным (Нагибин). 2. Если он [Паустовский] напишет что от далёкого ледника смутно тянуло фиалками то это ещё не значит что запах фиалок действительно был слышен на расстоянии нескольких километров (Солоухин). 3. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей Женя вспомнила как рассмеялись все тогда на кухне её глупому вопросу (Пастернак). 4. Они сидели у одного из окон которые были так пыльны чопорны и огромны что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла где нельзя оставаться в шапке (Пастернак). 5. А наутро она стала задавать вопросы о том что такое Мотовилиха и что там делали ночью и узнала что Мотовилиха казённый завод и что делают там чугун (Пастернак). 6. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц» мне хочется объяснить почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в такие дебри где люди занимаются охотой рыбной ловлей верят в колдунов словом живут почти что первобытной жизнью (Пришвин). 7. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице где они тогда жили он представлялся ей всегда таким каким она его увидела в тот второй долгий день на исходе (Пастернак). 8. В корпусе говорили что сам по себе генерал был бы ещё более зол что неодолимую его лютость укрощала тихая как ангел генеральша которой ни один из кадет не видел потому что она была постоянно больна но которую все считали добрым гением охранявшим кадетов от конечной лютости генерала (Лесков). 9. Пьер на которого смотрели снисходительно когда он был незаконным сыном которого ласкали и прославляли когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы когда невестам и матерям нечего было ожидать от него сильно потерял во мнении общества (Л. Толстой). 10. Кутузов приказал готовиться на новый бой чтобы добить неприятеля не потому чтобы он хотел кого-нибудь обманывать но потому что знал что враг побеждён (Л. Толстой). 11. В тихий августовский полдень когда всё в природе сверкало и лоснилось но по каким-то ещё незаметным признакам уже чувствовалась в горячем воздухе тихая грусть увядания на берегу крохотной речонки извивающейся с мягким журчанием между кустами на маленьком песчаном пляже загорало несколько лётчиков (Полевой). 12. И папа прочёл заметку о том что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки следствие отдалённого землетрясения эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции где разрушено несколько селений (Катаев). 13. Зуеву понравился Степан Буков чувством внутреннего достоинства которое присуще людям, никогда ничем не поступавшимся ради того чтобы им было легче когда другим трудно (Кожевников). 14. Но оттого-то Литвинов так спокоен и прост оттого-то так самоуверенно глядит кругом что жизнь его отчётливо ясно лежит перед ним что судьба его определилась и что он гордится этой судьбой и радуется ей (Тургенев). 15. Охотники неоднократно замечали что как только на солонцах побывают изюбры то козули покидают их на более или менее продолжительное время (Арсеньев). 16. Что бы ни ждало впереди каким бы ни был завтрашний день он рад что вернулся и что этот день встретит с товарищами (Бакланов). 17. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными они оказались на вершине когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо (Чаковский). 18. Звягинцев не мог понять где он находится хотя хорошо знал этот район не раз бывал здесь (Чаковский). 19. Он [Звягинцев] мучительно старался вспомнить как же выглядели эти места раньше чтобы сориентироваться и определить где расположен завод (Чаковский). 20. Он был счастлив встретить Ивана Максимовича не только потому что со времени боёв на Луге не видел Королёва и ничего не знал о его судьбе но и потому что с неожиданным появлением Королёва у Звягинцева исчезло прошло без следа владевшее им чувство некоторой отчуждённости неуверенности в том что он сумеет быстро найти своё место в этом невоенном коллективе (Чаковский). 21. Если вначале он думал, что он теряет драгоценное время что ему надлежит чем-то распоряжаться чем-то командовать то теперь он убеждался в том что противовоздушная оборона организована отлично и ему очень полезно детальнее ознакомиться с постановкой дела (Чаковский). 22. Они [старики] говорили что когда кончат туннель надо переносить кибитки к Бек-Ташу потому что «человек с деревянным наргилем» так называли они Хоробрых не выпускавшего изо рта трубки хочет строить железную дорогу от северных промыслов на Бек-Таш (Паустовский). 23. Я думаю что если бы я попал на Северный полюс или скажем на полюс магнитный то там обязательно бы сидел и шмыгал носом мальчишка с удочкой караулил бы у проруби треску а на магнитном полюсе выковыривал бы из земли сломанным ножом кусочек магнита (Паустовский). 24. Многие уже давно еле волочили ноги но шли из последних сил зная что если они до вечера не выйдут на шоссе и ночью не пересекут его то все их прежние усилия бессмысленны (Симонов). 25. Артемьев подтвердил что ведущий хирург медсанбата всё тот же что был при Серпилине (Симонов). 26. Синцов объяснил ему что прежде чем ехать в армию хочет завтра вдвоём с корреспондентом побывать за Днепром в том полку где сегодня подбили много немецких танков (Симонов). 27. Доложив генералу всё что нужно было он прошёл в свою комнату в которой уже давно вернувшись и дожидаясь его сидел князь Гальцин, читая роман который нашёл на столе Калугина (Л. Толстой). 28. Мы рассчитали что если пойдём по тропе то выйдем на реку Найну к корейцам а если пойдём прямо то придём на берег моря (Арсеньев). 29. Он моментально рассудил что пока его видят только три немца ему нет никакого расчёта первому лезть в драку а достигнув ближайшей рощи где немцев быть может нет он имеет шанс спастись даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу (Казакевич). 30. И конечно они не заметили что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение которое мысленно декламировал Байрон когда в карете увозившей его в Лондон готовился к речи увы ничего не изменившей (Львов).

Составить схему предложения, указать вид подчинения
придаточных:

Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

1. Закрепить знания классификации СПП с несколькими придаточными;
2. Показать

Цели урока:

1. Закрепить знания классификации
СПП с несколькими придаточными;
2. Показать особенности пунктуации
таких предложений;
3. Продолжить отработку пунктуационных
навыков в СПП данной структуры.

Укажите, какая из схем соответствует
предложению:

Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.
А)
[
так

]
, (что), (как), (
как
Б)
[

]
, (что), (как), (
как
В)
[
так

]
, (что), (как), (
как
Тест

1
.(Когда),(которая)
,[
то
]
2
.
[

],
(что,(когда),)
3
.(Чтобы) и (),

4
.(Где),

,(какое)

],
(что), (которая)
6
.(Чтобы),(которое),

7
.,(
что (если),то)
-

Определи по схемам вид подчинения:
последовательное

параллельное
II
,
однородное
III

ПРАКТИКУМ
По схеме определите виды подчинения в
предложениях:
1.
[

, (
1
) ,
], (
2
)

, (
1
) ,
]
, (
2
)

3.
1
) ,
[

]
, (
2
), (
3
)

4.
1
), (
2
),
[

, (
3
) ,
]

, (
4
Задание.
На месте пропусков нужно вставить слова из
скобок и сделать синтаксический
разбор предложения.
Глубоко символично, что у слов
……………
.. и
………………
один корень; для
………………
ёмкое понятие Родины
……………
.. связано
…………………
, где ты
……………
и
………………
, с речкой, на берегах которой прошло твоё
………………
.. , с
……………
.. , посаженной вместе с друзьями за
…………
. .
(Родина, многие из нас, дом, природа, родился, неразрывно, детство, роща, вырос, околица)

Виды подчинения

Однородное

Параллельное

Последовательное

(). (),

, ().

, (), ().
Я знаю, что скоро Когда наступит весна, Я услышу, как
запо
-
наступит весна, что я услышу, как запоют ют птицы, что живут
птицы начнут песни птицы. у меня за окном.
петь.
Я

знаю
,
что вечером к тебе
придут

те
, кем ты
интересуешься
и
кто
тебя
не встревожит.

[

=], (что =

), (
кем


=) и (
кто
=)
Проверьте знаки препинания и
схему
Виды подчинения
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте знаки препинания.
Человек должен быть наделен фантазией ___________ творить.
Я наблюдал свысока ____ волны головы ломают.
Живешь в заколдованном диком лесу ________ уйти невозможно.
Все равно я отсюда тебя заберу во дворец _____ играют свирели.
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше ____ терем с дворцом кто-то занял.
Мне теперь не понять ____ же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

Интегрированный урок русского языка и литературы, посвящённый творчеству А.С.Пушкина. Цели урока: 1. Формирование умения учащихся видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препина...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....