Предложение как основная коммуникативная и структурная синтаксическая единица языка. Предложение как основная синтаксическая единица Предложение как синтаксическая единица выполняет функцию


Основной единицейсинтаксиса является простое предложение. В отличие от слова, предложение выполняет не номинативную, а коммуникативную функцию , т. е. служит не для называния, а для сообщения. Например: Я памятник себе воздвиг нерукотворный (Пушкин). Вот парадный подъезд (Некрасов). Мороз и солнце! (Пушкин).

И даже в тех случаях, когда предложение по объему совпадает со словом (равно одному слову), оно отличается от слова своим граммати­ческим значением и функцией в речи. Это различие можно обнаружить, например, при сравнении слова «зима», взятого в ряду слов на ту же букву из словаря (скажем, «забор», «заря», «зебра», «зима» в т. п.) с предложением в тексте: «Зима! [Что делать нам в деревне?}

Преж­де всего предложение характеризуется определенной интонацией- интонацией законченности , которой ни слово, ни словосочетание не обладают; во-вторых, - и это главное - предложение Зима! обладает особым грамматическим значением – предикативностью . Оно состоит в том, что содержа­ние, заключающееся в этом слове-предложении, соотнесено с действи­тельностью, т. е. определенными средствами языка показано, что в действительности реально в момент речи существует зима.

Отнесение содержания высказывания к действительности есть грамматическое значение предложения, называемое предикативностью.

Интонация законченности какраз и служит показателем предика­тивности. Ни слово, ни словосочетание предикативностью не обладают.

Сравним теперь с этой точки зрения предложение со словосочетани­ем; например, словосочетание «чтение книг вслух», если его взять в ряду таких словосочетаний, как словосочетание «выполнение заводом плана», «стремление подняться вверх», «исполнение этюда по нотам» и т. д., не воспринимается как законченное предложение, как коммуникативная единица: никакого сообщения оно не передает именно потому, что содержание, выраженное эти словосочетанием, никак не соотнесено с действительностью. Иное дело в следующем контексте: « Вспоминаю долгие зимние вечера, когда все бывали в сборе. Наша уютная столовая. Мягкий свет лампы под абажуром. Стихи, музыка ..Чтение книг вслух».

Вданном случае состоялся акт предицирования, т.е. содержание предложения-высказывания Чтение книг вслух было соотнесено говорящим с действительностью - как реальное действие, имевшее место в прошлом до момента речи. Это и нашло свое отражение в специфическом интонационном оформлении этого предложения, по объему равного приведенному ранее словосочетанию. Следовательно, и от слова, и от словосочетания предло­жение отличается грамматическим значением предикативности, комму­никативной функцией и интонацией законченности. Дадим определение.

Аннотация.

Грамматические признаки простого предложения. Классификация предложений. Подлежащее и сказуемое. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения. Изложите методы и приёмы работы над главными и второстепенными членами предложения, используя учебник «Русский язык».

Обучение детей общению и взаимодействию с людьми. Управление межличностными отношениями в детских группах. Организация детской групповой деятельности. Развитие личности в детских группах.

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Основные функции педагогического контроля в школе: диагностиче­ская, обучающая, управления, воспитывающая, эмоциональная.

Виды контроля в обучении: предварительный, текущий, тематиче­ский, итоговый.

Методы и формы организации контроля: устный опрос, письменный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа. 84

Пусть даны мн-ва х и у. Если каждому элементу мн-ва Х соответствует единственный элемент у из мн-ва У, то говорят, что задана ф-ция.

Если мн-ва Х и У – некоторые числовые мн-ва, то ф-цию называют числовой. у=f(х), где х- аргумент (независимая переменная), у – функция.

Мн0во Х называют область определения, т.е. область определения ф-ции – это мн-во, каждый элемент кот-го м.б. значением переменной х.

Мн-во значений ф-ций – это мн-во всех тех значений, кот-е принимает переменная у.

Рассмотрим основные способы задания ф-ций:

1. аналитический – если ф-ция задана припомощи 1ой или нескольких формул. Формула: у=х в квадрате.

2. графический. Т.е. дан график ф-ции. Графический способ нагляден, он дает возможность упростить изучение св-в ф-ции.

3. табличный. Для отдельных значений аргумента даю точные знач-я ф-ции.

Это позволяет видеть как изменяется знач-е ф-ции в зависимости от изменения аргумента. Недостаток – неизвестно определина ли ф-ция в промежутках м-ду указанными значениями аргумента. И если определена, то сему равны е1ё значения.

4. словесный способ. – словесное описание закона соответствия м-ду элементами м-ва Х и У. Иногда для таких ф-ций вводят специалшьное обозначение. у=[х].

Основные св-ва ф-ции:

1) ф-ция у=f(х) называется возрастающей на промежутке [а,в], если болшему значению аргумента из этого промежутка соответствует большее значение ф-ции.

2) ф-ция у= f(х) назыв-ся убывающей на промежутке [а,в], если болльшему знач-ю аргумента из этого промежутка соответствует меньшее знач-е ф-ции.

3) если ф-ция на всей области определения или возрастает или убывает. её называют монотонной.

4) ф-ция у= f(х) назыв-ся четной, если область её определения есть мн-во симметричное относительно нуля и для любого х из области определения выполняются равенство: f(-х)=f(х) (т.е. с изменением аргумента на противоположное число, знач-е ф-ции не меняется)

5) ф-ция у= f(х) назыв-ся нечетной, если область её определения есть мн-во симметричное относительно нуля и для любого х из области определения выполняются равенство: f(-х)= - f(х) (т.е. с изменением аргумента на противоположное число, знач-е ф-ции т.ж. меняется на противоположное число)

6) ф-ция у= f(х) назыв-ся периодической с периодом Т, если f(х+Т)= f(х - Т)= f(х)

Прямая пропорциональная зависимость явл-ся частным случаем линейной ф-ции вида у=кх, где к – угловой коэффициент прямой.

Св-ва: 1- Д(f): хЄR (область определения)

2- т.к. f(х)=кх, то f(- х)= - кх => ф-ция нечётная

3- если к>0, то ф-ция возрастает, если к

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

План

    Основные признаки предложения как синтаксической единицы. Понятие о предикативности. Категории, оформляющие предикативность.

    Конструктивно-синтаксический уровень организации простого предложения. Синтаксическая парадигма предложения. Понятие структурной схемы предложения. Классификация структурных схем.

    Семантика простого предложения:

а) диктум. Пропозиция. Основные способы выражения пропозиции. Типы пропозиций.

б) модус. Модальность и способы ее выражения

Задания для самоконтроля

Упражнение 1. Прочитайте фрагменты параграфов, посвященных понятию структурной схемы, ее типам; парадигмы предложения, и ответьте на вопросы:

    что называется однокомпонентной структурной схемой? двухкомпонентной?

    каковы особенности раздельнопредикативной структурной схемы? Назовите раздельнопредикативные схемы.

    каковы особенности слитнопредикативной структурной схемы? Назовите слитнопредикативные схемы.

    что называется синтаксической парадигмой? Из скольких членов состоит полная синтаксическая парадигма?

Если в структурную схему входит один компонент, - это одно-компонентная схема, если два, - двухкомпонентная. Компоненты схемы обозначаются буквенными символами, соответствующими ла-тинским названиям соответствующих частей речи или морфологиче-ских форм:

V f - спрягаемая форма глагола (лат. verbum finitum);

V f3s - спрягаемый глагол в форме 3 лица ед. числа (singularis);

Inf - инфинитив;

N - имя существительное (nomen - имя, название);

Adj - прилагательное (adjectivum);

Pron - местоимение (pronomen);

Adv - наречие (adverbum);

Adv o - наречие на -о (холодно, горячо и т.д.);

Praed - предикатив (praedicatum);

Part - причастие (participium);

Interj - междометие (interjectio);

Neg - отрицание, негация (negatio);

Сор - связка - (copula);

Quant – квантитативное (количественное) значение (quantitas «количество», «величина»).

При символе N цифры от 1 до 6 обозначают падежные формы;

при символе N цифра 2 с многоточием (N2...) обозначает «существи-тельное в форме одного из косвенных падежей с предлогом или без предлога». /…/

Свободные схемы делятся, как уже говорилось, по числу кон-ститутивных элементов на две большие группы: двухкомпонентные и однокомпонентные.

Двухкомпонентные схемы могут быть двух типов: раздельнопредикативные и слитнопредикативные.

Раздельнопредикативные схемы - это:

1) Подлежащно-сказуемостные схемы, где носитель предикатив-ного признака выражен независимой формой: именительным паде-жом имени существительного (или его заместителей) или независи-мым инфинитивом. При этом в зависимости от характера второго компонента, называющего предикативный признак, - подлежащно--сказуемостные схемы делятся на а) схемы, в которых между подле-жащим и сказуемым наблюдается связь координации, - это подле-жащно-сказуемостные схемы с координируемыми членами и б) схе-мы, в которых подлежащее и сказуемое не координируют друг с дру-гом, - это подлежащно-сказуемостные схемы с некоординируемыми членами. Приведем перечень обоих разновидностей подлежащно-ска-зуемостных схем:

а) с координируемыми главными членами: N 1 + V f Я ищу правду.

N 1 + N 1 Фестиваль молодежи - праздник дружбы и мира.

N 1 + Adj (полн) Утюг горячий.

N 1 + Adj (кратк.) Пьер 6ыл неуклюж.

N 1 + Part (кратк.) Задание выполнено.

б) с некоординируемыми главными членами:

N 1 + N 2 ... (Adv) Книга на столе, Озеро недалеко.

N 1 + Inf Наша цель - организовать досуг молодежи.

N 1 + (сор) + Adv o Туризм - (это) хорошо.

Inf + Adv o Делать самим елочные игрушки забавно и весело.

Inf + (сор) + N 1 Растить детей - (это) большой труд.

Inf + V f3s Ходить по газонам воспрещается.

2) Не подлежащно-сказуемостные раздельнопредикативные двухккомпонентные схемы, в которых компонент со значением носи-теля предикативного признака не имеет формы подлежащего:

N 2 + (не) V f3s Воды прибавляется.

N 2 + (не) Praed Следов не видно.

N 2 + V f3s Дорогу замело.

N 4 + (не) + N 1quant (Adv quant) Гри6ов много.

N 2 + нет Писем нет.

N 2 + Inf Тебе выступать. /…/

Слитнопредикативные схемы - это схемы, включающие также два компонента, но между ними нет предикативных отноше-ний: они оба, в комплексе, передают значение предикативного при-знака:

Praed N 4 Видно следы.

Praed neg N 2 Не видно следов.

Praed part N 2 Нажарено пирожков.

N 1 (Adv) quant N 2 Тьма народу, Много дел.

Praed Inf Пора ехать, Нельзя сдаваться.

Pron neg Inf Некому работать, Некуда пойти, Не о чем вспомнить.

Нет N 2 Нет времени.

V f3s N 2 Прибывало людей, Прибавляется хлопот.

Однокомпонентные схемы разграничиваются по морфологиче-ской характеристике компонента схемы:

1) спрягаемо-глагольные схемы,

2) именные,

З) инфинитивные,

4) наречные.

Спрягаемо-глагoльные:

V f3s Светает. Знобит.

V f3pl Звонят.

N 1 Тишина, Утро.

N 2 Народу! Цветов!

N 2 /N 4 Чаю! Хлеба и зрелищ! Ваши документы!

Adj pl.кp. (Ему) рады. (В группе) поражены.

Инфинитивные:

Inf Молчать!

Наречные:

Adv praed Холодно.

Praed part Накурено. Закрыто.

Синтаксическая парадигма

Так как грамматическое зна-чение предложения - предикативность - выражается в синтаксиче-ских категориях времени и наклонения, то систему грамматических форм предложения составляют те его видоизменения, при которых варьируют формы синтаксического наклонения, отражающие различ-ныe объективно модальные значения предложения, и формы синтак-сического времени: все эти варианты, составляют синтаксическую парадигму предложения. Следовательно, по одной структурной схеме построены предложения: Светит солнце, Пусть светит солнце, Ес-ли бы светило солнце! это различные грамматические формы одного и того же (с точки зрения конструктивного синтаксиса) предложения.

Самой полной является восьмичленная парадигма, куда входят следующие синтаксические формы предложения:

3 формы синтаксического индикатива:

1) синтаксическое настоящее,

2) синтаксическое прошедшее,

3) синтаксическое будущее;

5 форм синтаксических ирреальных наклонений:

1) сослагательное,

2) условное,

3) желательное,

4) долженствовательное,

5) побудительное.

Значение предложения в форме синтаксического сослагательно-го наклонения - это передача предикативного признака как возмож-ного в неопределенном временным плане: Рай был бы у меня в душе, я бы насадил его кругом тебя! (Пример взят из «Русской граммати-ки»-80.)

Значение предложения в условном наклонении - это переда-ча такого предикативного признака, который выступает как усло-вие осуществления какого-либо другого действия или события; по-этому предикативные единицы в форме условного синтаксического наклонения выступают в составе сложного предложения как его придаточная условная часть. Например: Старайся он хоть не-множко, я бы была спокойна. Предложение в желательном накло-нении выражают не наличие какого-либо действия, факта, собы-тия, ситуации, а желание говорящего, чтобы они имели место. На-пример: Хоть бы ты старался! Вот бы чаю! Была бы работа поближе, [а то ездить далеко... ].

Значение формы долженствовательного ирреального наклоне-ния - вынужденность, обязательность осуществления какого--либо действия: я будь вежлив, [а им можно грубить!] [Вы на-творили тут дел, а] мы разбирайся! Как видно из примеров, предложения с таким значением чаще всего выступают как часть сложносочиненных предложений с противительными отношени-ями. Стилистически они окрашены: являются принадлежностью разговорной речи.

Значение побудительного наклонения - волеизъявление, обра-щенное к собеседнику или третьему лицу, направленное на то, чтобы они осуществили какое-либо действие или приобрели какой-либо признак: Читай! это может быть также пожелание: Пусть будет в твоей жизни много радостей! При обращении к пер-вому лицу значение побуждения стирается, на первый план выступа-ет значение примирения, согласия с чем-либо: [Ладно!] Пусть мне будет хуже: [я уйду].

Приведем примеры синтаксической парадигмы предложений, построенных по различным структурным схемам:

Синтаксический индикатив:

    Мастер работает.

    Мастер работал.

    Мастер будет работать.

    Работал бы мастер. (Сослагательное)

    Если бы мастер работал лучше, [ученик брал бы с него пример]. (Условное)

    Только бы мастер работал! Вот бы мастер работал! Хоть бы мастер работал! (Желательное)

    Мастер работай, [а вы будете сидеть сложа руки?!] (Долженствовательное)

    Пусть мастер работает! (Побудительное)

Синтаксический индикатив:

    Стемнело.

    Стемнеет.

Синтаксическое ирреальное наклонение:

    Стемнело бы.

    Если бы стемнело …

    Только бы стемнело! Хоть бы стемнело! Вот бы стемнело!

  1. Пусть стемнеет!

Упражнение 2. Из сборника заданий и упражнений («Современный русский язык»/ Под ред. В.Д. Черняк, - СПб., 2003) выполнить:

а) упражнение 14 (с. 173), 16, 17 (с.174) – работа со структурными схемами предложений;

б) упражнение 19 (с. 176) – анализ предикативных значений, построение предикативных парадигм предложений.

Упражнение 3. Прочитайте фрагменты статей, посвященных определению диктума, пропозиции и модуса, и ответьте на вопросы:

    Почему понятия диктума, пропозиции и модальности относятся к семантической стороне предложения?

    Как в предложении выражается пропозиция? Какие типы пропозиций выделяются?

    Какие типы модальности выделяются?

    Назовите показатели объективной и субъективной модальности.

Т.В. Шмелева Семантический синтаксис: Текст лекций из курса «Современный русский язык». - Красноярск, 1994:

Высказывание, каким бы элементарным оно ни было, состоится в том случае, если в нем информация о мире, объективной действительности, соединится с информацией субъективной – идущей от говорящего и момента общения. Так, в элементарном предложении типа Идет дождь информация и ситуация дождя (объективная) соединена с субъективной информацией о том, что говорящий утверждает это, представляя как событие реальное, совпадающее с моментом речи. Субъективная информация как бы вторична, высказывание предпринимается не ради нее, она сопровождает объективную. Совпадая в своей объективной части, различаются субъективной такие, например, предложения: Вот бы дождь! Хочется дождя, Шел дождь, Какой дождь.

Модус приведенных предложений выражен грамматически – формами глагола. /…/

/…/ сведения о диктуме почти напрямую можно чер-пать из той части лексикологии, что посвящена семантике предикативных слов, в частности, различным группам глаголов.

Чтобы создать из разнообразных имеющихся и вновь добываемых сведений картину диктумногo содержания предложения, необходим инструмент изучения диктума, своеобразный общий знаменатель различных смысловых элементов, позволяющих их упорядочивать и дифференцировать. На роль такого инструмента подходит понятие пропозиции /…/.

Пропозиция выражается прежде всего предикатом, - а это прежде всего глагол и его распространители: рисовать, бежать, разрушать и т.д. Однако в русском языке есть и другие формы – жарко, жара, жаль: их список повторяет список минимальных структурных схем /…/.

Понятие пропозиции позволяет вычленить в диктуме несколько смысловых слоев: собственно пропозитивный, внутрипропозитивный – отражающий структуру пропозиции, и припропозитивный – включающий круг внешних по отношению к пропозиции, но прикрепленных к ней, обслуживающих ее смыслов. /…/

Охарактеризуем эти элементы диктумного содержания.

Внутренняя структура пропозиции определяется числом и характером составляющих ее элементов – актантов /…/ и сирконстантов /…/. Так, в предложении Утром на пруду мальчики ловили рыбу удочками ситуация ловли представлена с максимальной детализированностью: обозначены актанты - мальчики, рыба, удочки и сирконстанты – утром на пруду . Набор актантов и сирконстантов определяет тип пропозиции.

Язык располагает определенным репертуаром актантов и сирконстантов, дифференцированных в такой мере, в какой позволяет морфология. Система актантов опирается на падежную систему, и потому некоторые знания об актантах были получены в курсе морфологии – тогда были введены понятия субъекта, объекта, ад-ресата, инструмента, а также сирконстантов -локатива в тeмпоратива /…/.

Припропозитивный слой диктумного содержания составляют смыслы фазисности, интенсивности и количественности (квантитативности), а также негации, которые могут быть «прикреплены» к пропозиции в целом и к ее отдельным элементам. Так, пропозиция, выраженная в предложении Он построил дом без припропозитивной детализации, может быть сопровождена фазисностью - Он начал/ пpoдолжает/ закончил строить дом, негацией - Он не строил дoмa, Он строил не дом , а capaй /…/.

Итак, пропозиция – главный инструмент изучения диктума. Используя его, нужно рассмотреть два основных вопроса: о типах пропозиций и о количестве пропозиций в составе диктума одного предложения.

Типы пропозиций

Главной в учебной типологии видится противопоставление событийных и логических пропозиций, далее С-пропозиций и Л-пропозиций

С-пропозиции «портретируют» действительность – происходящие в них события с их участниками. Л-пропозиции представляют результаты умственных операций и сообщают о некоторых установленных признаках, свойствах, отношениях. /…/

Крылова О.А., Ширяев Е.Н., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Теоретический курс. Ч. IV. Синтаксис и пунктуация. – М., 1997:

§ 32. Модус и пропозиция. В каждом предложении есть два типа номинативных значений: пропозиция и модус. Пропозиция -- это та часть значения, которая передает само «положение дел» в мире: Книга лежит на столе, Он поедет на юг, История не повторяется. Пропозиция - это объективно сообщаемое. Модус - это та часть значения, которая показывает отношение говорящего к сообщаемому, т.е. к пропозиции: Я полагаю, что история не повторяется; Я хочу, чтобы он поехал на юг, где конструкции Я полагаю, Я хочу выражают модус. Модус - это субъективное начало в значении пред-ложения, это «я» говорящего в значении.

Модальность и способы ее выражения

в номинативной структуре предложения

Модальные значения разнообразны и разноплано-вы. Различаются о б ъ е к т и в н а я и с у б ъ е к т и в н а я модаль-ность.

Объективной является такая модальность, которая показывает место и роль с точки зрения говорящего того, что обозначено пропо-зицией, по отношению к реальной действительности; сравним одну и ту же пропозицию «ты поедешь в Москву» в предложениях: Ты поедешь б Москву - Ты, вероятно, поедешь в Москву - Поезжай в Москву.

Субъективной является такая модальность, которая показывает эмоционально-оценочное отношение говорящего к тому, что обозна-чено пропозицией; сравним одну и ту же пропозицию «идет сильный снег» в предложении без эмоциональной оценки: На улице идет силь-ный снег и в эмоционально-оценочном предложении: Ну и снежище идет на улице!

Модальные значения в предложении, в отличие от пропозитив-ных, могут выражаться как формально, так и в номинативной струк-туре предложения. Пропозитивное значение может быть только но-минативным.

Формальные способы выражения модальности уже были рассмотрены в разделе о формальной структуре предложения. Эти спо-собы базируются на синтаксической категории наклонения (фор-мальное выражение модальности существования), на интонации (например, вопросительная интонация) и прочее. Среди нефор-мальных способов выражения модальности существования разли-чаются способы выражения модальности с помощью 1) слов, функ-ция которых - быть предикатом, и 2) с помощью предикативных конструкций.

К предикативным модальным словам относятся глаголы: хо-теть, хотеться, следовать и т.п.; краткие прилагательные типа дол-жен; предикативные наречия: нужно, необходимо и т.п.

Предикативные слова выражают модальность предполагае-мого существования. Пропозиция при модальных предикативных словах выступает в свернутом виде - в форме инфинитива. Предложения с предикативными модальными словами строятся по таким структурным схемам: N 1 + V f , V f3s , Praed + Inf: Я хочу спать. Мне хочется спать, Я должен ехать. Мне необходимо ехать.

Предикативная конструкция, выражающая модальность, строит-ся по схеме N 1 + V f , пропозиция при такой конструкции выступает в форме изъяснительной придаточной части. С помощью предикатив-ной конструкции может выражаться как ирреальная модальность: Я требую, чтобы ты уехал, так и реальная модальность; ср.: Дождь идет - Я утверждаю, что идет дождь. В этом случае выражение модальности реального существования является избыточным, потому что оно осуществляется дважды: специальной предикативной конст-рукцией и формально - изъявительным наклонением глагола. Такие предложения с двойным избыточным выражением модальности су-ществования встречаются нечасто. Их употребление оправдано тог-да, когда надо особо подчеркнуть модальность реального существо-вания.

Модальность недостоверности выражается: а) вводными слова-ми: вероятно, возможно, должно быть, может быть, по-видимо-му, пожалуй и др.; ср.: Он, вероятно уехал, Она, может быть, придет и др. и б) частицами вряд ли, едва ли и др.; ср.: Едва ли она придет. Модальность достоверности выражается имплицитно (скрыто) за счет отсутствия средств, выражающих модальность не-достоверности: Он уехал, Она не придет. Модальность достоверно-сти может иметь двойное, избыточное, выражение: она может од-новременно выражаться имплицитно и специальными модальными словами: безусловно, в самом деле, действительно, конечно, не-сомненно, разумеется. Модальные слова со значением достоверно-сти уместны тогда, когда есть необходимость особо подчеркнуть достоверность того, что обозначено в пропозиции: Он талантли-вый. - Он, безусловно, талантливый; Он будет выступать на этом собрании. - Он, несомненно, будет выступать на этом со-брании.

Подобно другим значениям модальности, модальность достовер-ности/ недостоверности может выражаться специальной предикатив-ной конструкцией с пропозицией - придаточной частью: Я уверен, что он придет: Я не уверен, что он придет; Я сомневаюсь, что он придет.

Предикативные слова и предикативные конструкции только тогда передают модальность, когда подлежащее называет лицо говорящего, в типичных случаях это местоимение я, а сказуемое употребляется в настоящем времени изъявительного наклонения. Во всех других случаях модус переходит в пропозицию, является псевдомодусом (ложным модусом): когда говорят Я всегда утвер-ждал, что это решение nерсnективное, то истинный модус спе-циальной предикативной конструкцией не выражен и его можно выразить; ср.: Я утверждаю, что я всегда утверждал, что это решение nepcneкивноe. Когда говорят Он утверждает, что это решение nерспективное, то истинный модус также может быть выражен специальной предикативной конструкцией, ср.: Я утверждаю, что он утверждает, что это решение nерсnектив-ное. В реальных текстах предложения с выраженной специаль-ной предикативной конструкцией модальностью при псевдомоду-се не встречаются. Предложения Я утверждаю, что он утверж-дает, что... стилистически ущербны. Но сама возможность та-ких предложений ясно показывает различие истинного модуса и псевдомодуса (с.107-110).

Литература (основная)

1. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1997. С. 681-796.

2. Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. С. 378-397.

3. Крылова О.А., Л.Ю. Максимов Современный русский язык. Теоретический курс. Синтаксис и пунктуация. – М., 1997. С. 22-28; 45-58; 104-172.

4. Русская грамматика: В 2-х т. /Гл. ред. Н.Ю. Шведова. - М., 1980. Том II. Синтаксис. С. 83-92; 92-126; 126- 135.

5. Современный русский язык / Под ред. В.Д. Черняк, - СПб., 2003.

Литература (дополнительная)

    студентов по изучению дисциплины Направление подготовки (специальность) 031300.62 «Журналистика» Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей...
  1. Руководство

    Н.В. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Психология ОПД.Ф.01 математика с дополнительной специальностью – направление информатика Руководство по изучению дисциплины согласовано...

  2. Методические рекомендации

    Документовединия и математических дисциплин Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Математика специальность 100100.62 «Cервис” Руководство по изучению

1) Ива­нов, приготовить чертёж, приготовить к вечеру. - Иванов приготовит к вечеру чертёж. 2) Приготовить чертёж, приготовить к вечеру.- а) Приготовьте к вечеру чертёж, б) Приготовить к вечеру чертёж!

П р е д л о ж е н и е - наименьшая единица речевого обще­ния, грамматически и интонац-ионно оформленная, выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение, например: С утра светит солнце. Ты поедешь со мной за город? Приходи ко мне пораньше! Каждое предложение закончено по смыслу и отделя­ется от соседнего предложения паузой.

В отрывке: Холодно. Мартовское солнце ещё плохо греет. На берегу качаются тёмные ветви голых деревьев (М. Г.) - три предложения. По тону речи, по остановкам голоса (паузам) слышно, где кончается одно предложение и начинается другое.

Предложение служит для сообщения чего-либо, и этим оно отличается от словосочетания. Ср.: Мальчик пишет и писать письмо. В первом случае перед нами предложение, которое со­общает, что некий мальчик совершает определённое действие (пишет); во втором случае перед нами словосочетание, назы­вающее действие (писать) и объект, на который направлено действие (письмо), но не содержащее сообщения о том, проис­ходит ли действие.

П р и м е ч а н и е. Особую группу составляют междометные предложения, в которых выражаются чувства или волевые побуждения, например: 1) Ай-ай ой.. Пропал я совсем! (М. Г.) 2) “Марш!” - сердито сказал офицер. (М. Г.) (См.§ 73.)

В каждом предложении выражается отношение говорящего к действительности. Это отношение выражается или морфоло­гическими формами (наклонения, времени, лица) вмес­те с интонацией, или при отсутствии этих форм только интона­цией.

В предложении Мальчик умывается говорящий устанавли­вает, что действие на самом деле совершается. В предложении Ты умойся! говорящий побуждает другое лицо к действию. В первом предложении действие выражается глаголом в изъяви­тельном наклонении, во втором - глаголом в повелительном наклонении. В предложении Встать! обязательность действия выражается не наклонением, а интонацией.

Слова и словосочетания, входя в состав предложения, ста­новятся его членами. Одни члены предложения являются главными, другие - второстепенными. Главные члены предложе­ния - подлежащее и сказуемое. Они или образуют предло­жение, или составляют основу предложения, например:

ск. п. ск. ск. п.

1) Приближается весна. Потеплело. Прилетели жаворонки. (Главные члены образуют предложения.)

2) Приближается долгожданная весна. В воздухе потеплело.

§ 9. Классификация предложений по структуре. Предложе­ния двусоставные и односоставные. В предложении может быть или два главных члена, или один главный член, например:

ск. п. ск. п. п. ск.

1) Восходит солнце. Просыпается природа. Люди спешат на поля.

2) Летнее утро. Уже светает.

Предложение, в состав которого входят два главных члена, называется д в у с о с т а в- н ы м. Предложения, в составе кото­рых только один главный член, называются о д н о с -о с т а в ­ н ы м и.

И двусоставные, и односоставные предложения могут быть н е р а с п р о с т р а н ё н н ы- м и и р а с п р о с т р а н ё н н ы м и. Н е р а с п р о с т р а н ё н н ы м и предложениями называются та­кие, которые состоят только из главных членов, например: Утро. Тишина. Морозит. Деревня просыпается. Зажигаются огни.

Р а с п р о с т р а н ё н н ы м и называются такие предложе­ния, которые состоят из главных и второстепенных членов, на­пример: Раннее зимнее утро. Предрассветная тишина. Сильно морозит. Заснеженная деревня просыпается. В избах зажигают­ся огни.

§ 11. Простые и сложные предложения. Подлежащее и ска­зуемое связаны в предложении связью, которая называется п р е д и к а т и в н о й. Двусоставные предло-жения, в которых только одна предикативная связь, т. е. одно подлежащее и одно сказуемое, называются п р о с т ы м и. Простыми являются и та­кие предложения, в которых есть однородные подлежащие или.однородные сказуемые: предикативная связь и в этом случае одна, а однородные члены связаны между собой сочинительной связью., например:

нездоровится, то надо лечь в постель. 3) Ночью заморозки, а днём теплеет.

4) Уже рассвело, но в комнате еще темнота.

Возможны и такие сложные предложения, одна часть которых сход­на с двусоставным предложением, а другая - с односоставным:

ск. ск. п. ск. п. ск.

1) Еще холодно, но чувствуется приближение весны. 2) Говорят, что он поступил в нститут.

В этих сложных предложениях первая часть аналогична односос­тавному предложению, а вторая часть - двусоставному.

18. Прочитайте вслух и кратко охарактеризуйте каждое предложение: 1) одно­составное или двусоставное; 2) нераспространённое или распространённое.

1) Казачья станица. Рассвело. В хате кипит самовар. Белеют сте­ны. Расставлена посуда. Белый хлеб. Чистая скатерть. Хозяйка хло­почет у печки. Пахнет дымком. 2) Из-за пустяков сыр-бор разгорел­ся. 3) Нечего из мухи делать слона.

§ 12. Предложения повествовательные, вопросительные и по­будительные. В зависимости от цели высказывания, а также от оценки его содержания говорящим предложения бывают п о в е ­ с т в о в а т е л ь н ы е, в о п р о с и т е л ь н ы е и п о б у­ д и т е- л ь н ы е.

1. В п о в е с т в о в а т е л ь н ы х предложениях говорящий что-то сообщает собеседнику. Интонация повествовательного пред­ложения характеризуется понижением голоса к концу предложения:

Лошадь моя была готова. Я поехал с проводником. Утро было прекрасное. Солнце сияло. (П.)

Если повествовательное предложение сильно распространено, то оно в произношении может распадаться на две части.

Первая часть обычно произносится с повышением голоса, а вто­рая - с понижением:

Художественное произведение | непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. (Ч.)

П р и м е ч а н и е. К повествовательным относятся предложения, содержащие определение какого-нибудь понятия или предмета (на вопросы что это та­кое? или кто это такой?), например: Фонетика-учение о звуковом строе языка. Москва - столица России. Работа - великая сила. (Гл.) Интонационно эти предложения распадаются на две части: их первая часть произносится с особенно сильным повышением голоса, затем следует длительная пауза, после которой вторая часть предложения произносится более низким тоном.

2. В о п р о с и т е л ь н ы е предложения или побуждают со­беседника высказать что-либо, или же требуют от него под­тверждения или отрицания того, что высказано говорящим.

П р и м е р ы:

1) - Скажите, пожалуйста, который час?

Без четверти шесть.

2) - Ты принёс мне книгу?

Да, вот она.

3) - Вы не видели Николая Ивановича?

Интонация вопросительных предложений характеризуется резким повышением голоса: Приехал? Здоров?

Если вопросительное предложение состоит из нескольких слов, то повышение голоса приходится на то слово в вопросе, которое требует подтверждения или отрицания в ответе:

Вы изучали английский язык? (Ответ: Изучал. Или: Не изу­чал.)

Вы изучали английский язык? (Ответ: Да, английский. Или:

Нет, французский.)

Кроме интонации, для выражения вопроса употребляются вопросительные местоимения, наречия, вводные слова и частицы.

П р и м е р ы: О чём вы думаете? Где Борис Алексеевич? А не много ли будет? Не правда ли, странная пьеса? (Из пьес А. П. Ч е х о в а.)

П р и м е ч а н и я. 1. Предложения, которые составляют ответ, принад­лежат к повествовате-льным, потому что заключают в себе сообщение.

Интонация ответных предложений состоит в значительном понижении голоса;

она как бы заканчивает вопрос:


Товарищ, задание выполнил? - Выполнил. - В срок? - В срок.

2. Не все вопросительные предложения требуют ответа. Многие вопроси­тельные предложения содержат сообщения. Укажем некоторые случаи.

а) В с т р е ч н ы е в о п р о с ы (т.е. вопросы на вопрос), заключающие по содержанию ответ, например:

В и ш н е в с к а я. Чем же вы жить-то будете? Ж а д о в. А голова-то, а руки-то на что?

(А. И. Островский, Доходное место.)

Смысл высказывания Жадова - “будем жить своим трудом”.

Что ж ты, теперь домой идёшь?

А то куда? Известно, домой.

(И. С. Тургенев, Малиновая вода).

б) Р и т о р и ч е с к и е в о п р о с ы, который говорящий задаёт, не пред­полагая ответа, поскольку подобные вопросы по существу содержат сообщение (у т в е р ж д е н и е или о т р и ц а н и е), например: Кто в этом сомневается? (Никто не сомневается.) Кто этого не знает? (Всякий знает.)

Подобные вопросы названы риторическими (от греческого слова rhetor -оратор), так как они часто применяются в ораторской речи, чтобы вызвать сочувствие слушателей, их согласие, подытожить целый ряд доказательств, а иногда просто поддержать внимание слушателей.

В поэзии риторические вопросы служат для выражения чувства, например:

Почто в груди моей горит бесплодный жар и не дан мне в удел витийства грозный дар? (П.)

3. В разговоре вопрос часто задаётся не для того, чтобы побудить собесед­ников к ответу, а чтобы изменить направление внимания слушателей, переменить тему разговора, например: Но не будем говорить ни о пьесах, ни об атомах. Вечер такой славный... Слышите, господа, поют? (А. П. Чехов, Чайка; слова Аркадиной.)

4. Вопрос может иметь характер вводного предложения, ставящего своей задачей привлечь внимание к словам говорящего, например:. ..Что касается его писаний, то... как тебе сказать? Мило, талантливо... но... после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина... (А. П. Чехов, Чайка; слова Треплева.)

3. П о б у д и т е л ь н ы е предложения ставят своей целью побудить собеседника к совершению чего-нибудь. Форма побуж­дения может быть разная: приказание, просьба, приглашение, предостережение и т. п.:

С о р и н (умоляюще). Останьтесь!

Нина. Не могу, Пётр Николаевич.

С о р и н. Останьтесь на один час и всё. (А. П. Ч е х о в, Чай­ка.)

Ольга (нетерпеливо). Андрей, иди же, наконец! (А. П. Ч е-х о в, Три сестры.)

Интонация побудительных предложений имеет множество разновидностей. По-разному произносятся предложения, выра­жающие: а) просьбу, мольбу: Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой! (Кр.); б) приглашение: Приходи посидеть вечерок! (Фед.); в) приказание: Просить, позвать, сказать, что дома." (Гр.); г) призыв: Вперёд, вперёд, рабочий народ! (Блок.)

Побудительные предложения характеризуются не только интонацией; в них могут употребляться глаголы в повелитель­ном наклонении, а также различные побудительные частицы:

пусть, да, давай, ну, -ка и др.: Не сокрушай ты меня, стару­ху! (Т.) Давай улетим! (П.) Яков, подними-ка, братец, зана­вес." (Ч.)

§ 13. Восклицательные предложения. Предложения отлича­ются друг от друга не только по цели, но и по характеру высказы­вания. Любое предложение: повествовательное, вопросительное или побудительное - может стать также и восклицательным, если будет высказано с особой силой, с особой выразитель­ностью, повышенным тоном. Это бывает тогда, когда говорящий чем-то взволнован. Предложение, произнесённое особым повы­шенным тоном, называется восклицательным. Сопоставьте П р и м е р ы: 1) Мама, Петя приехал.-Мама, Петя приехал! 2) Вы уже уходите? - Как, вы уже уходите?! 3) Возвращайтесь по­скорее. - Возвращайтесь же поскорее!

Восклицательная интонация очень разнообразна, потому что она передаёт самые разнообразные оттенки чувства, например сожаление: Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит! (Л.); восторг: Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.) и др.

При выражении восклицания употребляются междометия, частицы, а также вопросительные местоимения и наречия, кото­рые в этом случае служат не для вопроса, а для выражения восклицания:

Когда мне приходилось ставить свою новую пьесу, то мне казалось всякий раз, что брюнеты враждебно настроены, а блон­дины холодно равнодушны. О, как это ужасно! Какое это было мучение! (А. П. Чехов, Чайка.)

П р и м е ч а н и е. Как правило, восклицательными бывают междометные предложения, например: 1) Эх!-он схватил себя за голову и закачался, сидя на ларе. (М. Г.) 2) Какие тебе деньги? Вон! (Ч.) (См. § 73.)

§ 14. Знаки препинания в конце законченных предложений.

1. В конце законченного повествовательного предложения ставится т о ч к а: Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стременным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперёд на место, где Кирила Петрович должен был обедать. (П.)

2. В конце вопросительных предложений ставится вопроси­тельный знак: Кто там? Вы, Яков? (Ч.) Видите на том берегу дом и сад? (Ч.) Что это вы. пишете? (Ч.) Борис Алексеевич, где вы? (Ч.) Чёт или нечет? (Ч.) Тебе ли с твоим ревматизмом разъезжать по гостям? (Ч.) Это кто сейчас вышел? Нина? (Ч.)

П р и м е ч а н и е. Вопросительный знак может ставиться после отдельных членов перечисления, произносимых с вопросительной интонацией, например:

И часто я угадать хотел, о чём он пишет: о тёмном ли владычестве татар? о казнях ли свирепых Иоанна? о бурном ли новогородском вече? о славе ли отечества? (П.)

3. В конце восклицательных предложений ставится в о с ­к л и ц а т е л ь н ы й з н а к: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! (П.) Это вы? Здравствуйте! (Ч.) Где Борис Алексее­вич? - Он в купальне рыбу удит. - Как ему не надоест! (Ч.)

4. В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак. Т о ч - к а ставится, если предложение произносится без восклицания: Что говорил, чему учил старый писатель? - Верь в свой народ, создавший могучий русский язык, верь в его творческие силы. Помогай ему подняться с колен, иди к нему, иди с ним. (М. Г.) Если предложение произ­носится с восклицанием, то ставится в о с к л и ц а т е л ь н ы й з н а к: Не будь, товарищ, слепым и глухим/ Держи, товарищ, порох сухим. (В. М.) Огня! - кричат. - Огня! - Пришли с ог­нём. (К р.)

§ 15. Многоточие. Многоточие (обычно три точки) упо­требляется для обозначения незаконченности высказывания или перерывов речи независимо от того, чем эта незаконченность или перерывы вызваны (взволнованностью говорящего, припо­минанием, вмешательством других лиц и т. п.).

П р и м е р ы. 1) Простите, государь!.. Стоять я не могу... Мои колени слабеют... Душно... Где ключи? Ключи, ключи, мои... (П.) 2) Это было в году... в тысяча девятьсот восьмом году это было. (К.. С.) 3) Не мешает сделать замечание, что Манилова... но признаюсь, что о дамах я очень боюсь говорить, да притом пора возвратиться к моим героям. (Г.) 4) - Я хочу только в своё оправдание сказать вам, что... - Довольно, я уже всё понял.

П р и м е ч а н и е. Если на месте перерыва речи требуется интонацией постановка восклицательного или вопросительного знака, то после этого знака ставятся только две точки, например: Ай-ай-ай!.. Пропал я совсем! (М. Г.)

Многоточие ставится и для обозначения заминок в речи: - Ва... ва... ва... ваше превосходительство, - шептал Попов. (А. К. Т.)

Упражнение 19. I. Объясните знаки препинания в конце предложений, определив каждое предложение с точки зрения цели его высказывания.

Чацкий. Свободнее дыханье стало.

Помочь ей чем? Скажи скорее. Повеять чем?

Л и з а. Вот опахало.

Там в комнате вода стоит,

(Чацкий бежит и приносит. Всё сле- Ч а ц к и й.

Софья очнётся.) Молчалин на ногах давно!

Л и з а. Безделица её тревожит.

Стакан налейте. Л и з а.

Да-с, барышнин несчастен

Ч а ц к и й. нрав,

Уж налит. Со стороны смотреть.

Шнуровку отпусти вольнее. не может,

Виски уксусом потри. Как люди падают стремглав.

Опрыскивай водой,

(А. С. Грибоедов, Горе от ума.)

II. Выпишите из пьесы М. Горького “На дне” вопросительные, повество­вательные (ответные), побудительные и восклицательные предложения (по 4 примера на каждую разновидность предложений).

§ 16. Логическое ударение. Каждое предложение получает свой смысл только в речи, в связи с другими предложениями и обстановкой речи. Слова, имеющие особенно важное значение для понимания смысла предложения, выделяются более силь­ным ударением, которое называется л о г и ч е с к и м или с м ы с ­л о в ы м у д а р е н и е м.

Например: 1) Мы были вчера на лекции-так говорят, ког­да хотят подчеркнуть, к т о был на лекции. 2) Мы были вчера на лекции - так скажут, когда захотят подчеркнуть своё п р и­ с у т -с т в и е на лекции. 3) Мы были вчера на лекции - здесь отмечается время, когда были на лекции. 4) Мы были вчера на лекции - подчёркивается м е с т о, где были.

Слова, выделяемые логическим ударением, составляют смыс­ловой центр предложения. В ответе, например, только они обыч­но и употребляются, образуя неполные предложения, например: Где вы были вчера? - На лекции. Подробнее об этом см. § 48-54.

Упражнение 20. Прочитайте следующие отрывки из басен И. А. Крылова, делая логическое ударение на выделенных словах.

1) Сосед соседа звал откушать;

Но умысел другой тут был;

Хозяин музыку любил

И заманил к себе соседа певчих слушать.

А у людей она слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки;

Лишь стоит завести Очки.

3) По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ, -

Известно, что слоны в диковинку у нас -

Так за Слоном толпы зевак ходили.

4) Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, доотвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

21. Прочитайте басню И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”, укажите слова, на которые падает логическое ударение.

17. Синтаксис. Словосочетание и предложение. Простое предложение.

Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений.

Основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение.

Предложение выполняет коммуникативную функцию, т. е. служит для сообщения, вопроса или побуждения, иными словами, для общения.

В отличие от предложения словосочетание служит для конкретизации названий предметов, действий, признаков. Например: белая береза, молодая береза, зеленая береза и т. д. Группа тесно связанных по смыслу и грамматически предложений образует сложное синтаксическое целое.
Таким образом, в синтаксисе изучаются словосочетания, предложения (простые и сложные) и сложное синтаксическое целое.

Синтаксис словосочетания устанавливает правила сочетаемости слов. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как той или иной части речи. Например, словосочетания типа ранняя весна возможны потому, что существительное как часть речь способно присоединять прилагательное, подчиняя его себе, а прилагательное как согласуемая часть речи может принимать форму, диктуемую именем существительным (род, число, падеж). Такой вид связи называется согласованием. Словосочетания типа читать книгу, разговаривать с другом опираются на грамматические свойства глагола как части речи, способной подчинять себе имена существительные. Этот вид связи называется управление.

В некоторых случаях связь в словосочетаниях определяется смыслом и порядком слов. Такой вид связи называется примыканием. Виды синтаксической связи в предложении шире, разнообразнее, чем в словосочетании. Различают простые и сложные предложения. В простом предложении один грамматический центр, одна грамматическая основа, в сложном - не менее двух. Синтаксис изучает также способы связи частей сложного предложения: сочинительную и подчинительную, интонацию как средство связи частей сложного предложения.

Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение.
В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос.

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова — вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .