Правописание согласных и гласных в приставках.

Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-.

  1. Упражнять учащихся в образовании новых слов, закрепить правило написания приставок на з (с), учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи.
  2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение. Корригировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать.
  3. Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты.

План урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащегося к уроку.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Психологический настрой на работу.

Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З- , а когда – С-.

И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.

3. Словарная работа.

Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд).

Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение )

Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация )

Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия )

Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий ).

Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу.)

приставка корень суффикс окончание

Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание?

Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём.

Малодушие - отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие.

Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.

Отчизна - (высокое) Отечество, родина.

Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.

4. Объяснение новой темы.

Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их.

Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.

Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?

От безделья собака лает.

Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.

Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.

Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?

Подчеркни первую согласную в корне.

З-?

Повторим буквы, обозначающие согласный звук.

Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой.

В приставках на З - - С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица)

Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.

Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?

Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки?

Перед звонкой или глухой согласной пишется З ?

Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С ?

Вывод. (с. 33)

5. Творческий диктант.

Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес- . Слова находятся в перфокарте, учащиеся правильно записывают приставку и раскладывают их в два столбика. Затем самостоятельно записывают эти слова в тетрадь.

  1. Ребенок без забот (беззаботный)
  2. Небо без звёзд (беззвёздное)
  3. Вход без платы (бесплатный)
  4. Пустыня без воды (безводная)
  5. Дорога без конца (бесконечная)
  6. Ребенок без помощи (беспомощный)
  7. Жидкость без цвета (бесцветная)
  8. Плач без звука (беззвучный)
  9. Движение без шума (бесшумное)
  10. Шоколад без вкуса (безвкусный)

6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.

И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.

7. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради с. 12 №34.

Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?

Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.

8. Самостоятельная работа.

Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.

9. Составление суждения о письме Л. Леонова.

Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:

Учитель: Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.

10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.

11. Проверка выполненного задания.

Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.

Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.

Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?

12. Задание на дом.

Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.

В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).

Письменно по учебнику с. 36 №50. Списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки.

13. Итог урока.

Учитель: Назовите тему сегоднечного урока.

Какие моменты урока вам лучше запомнились?

В каких случаях пишется приставка на з -; с- ?

С какими словами из словаря вы познакомились?

Какие слова вы скажете человеку XXI века?

Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Словария”?

Оценка за работу на уроке.

Литература

  1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания., М. :Просвещение, 2004.
  2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 кл., М.: Просвещение, 2006.
  3. Ладыженская Т. А., Никольская Р. И. Речевые уроки., М.: Просвещение, 1995.
  4. Семёнова Е. Е. Занимательная грамматика., “Омега” Москва 1996.
  5. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! АРД Екатеринбург 1997.
  6. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006-2007 учебного года.

437. Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с.

Без болезненный - приставка без- стоит перед звонким согласным б, поэтому на конце пишется буква з.
Бес платный - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Бес козырка - приставка бес- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
Воз наградить - приставка без- стоит перед звонким согласным н, поэтому на конце пишется буква з.
Вос петь - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Вз махнуть - приставка вз- стоит перед звонким согласным м, поэтому на конце пишется буква з.
Вс крикнуть - пристака вс- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
Низ вергаться - приставка низ- стоит перед звонким согласным в, поэтому на конце пишется буква з.
Из гибаться - приставка из- стоит перед звонким согласным г, поэтому на конце пишется буква з.
Ис портить - приставка ис- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.

438. Запишите слова с приставками на -з/-с в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.

439. Запишите 7-8 слов с буквами з и с на конце приставок. Объясните правописание этих букв. Какими частями речи являются записанные вами слова?

Разгром (сущ.), растопить (гл.), бездарный (прил.), бестолковый (прил.), излечить (гл.), исписать (гл.), издание (сущ.), ископаемые (сущ.).

В приставках на -з и -с перед звонкими согласными пишется -з, перед глухими - -с.

440. Запишите слова в две колонки: 1) с з в конце приставки; 2) с с в конце приставки. Сколько приставок в выделенном слове?

441. Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями.

Сегодня в школе все уроки по рас п исанию. Учитель раз д ает ученикам тетради. Мы рас к рыли учебники на первой странице. Дежурные после уроков с т ерли все с доски. Нам нужно поработать над ис п равлением ошибок в самостоятельной работе. Писать нужно раз б орчиво. Петя никак не мог вс п омнить и рас с казать, что он делал вчера. Учитель математики попросил нас внимательно рас с мотреть таблицу. Чтобы правильно решить задачу, нужно вос п ользоваться правилом.

442. Подберите к каждому из данных слов однокоренные с приставками раз- (рас-) и с-. Запишите их в две колонки.

Жечь
ж - [ж] - согл., зв., тв.
е - [э] - гл., ударный.
ч - [ч"] - согл., глух., мягк.
ь - нет звука.
4 б., 3 зв.

443. Распределите слова на три группы: 1) с приставкой с-; 2) с приставкой на -з; 3) без приставки (в этих словах з входит в корень).

444. Диктант. Обозначьте приставки.

445. Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Обозначьте условия выбора согласных букв. В каких словах вы написали удвоенные согласные буквы? Почему? Составьте и запишите словосочетания со словами, помещенными в рамке.

Мы написали удвоенные согласные буквы в словах: ввинтить, поддержать, оттаять, ссыпать, иззябнуть, рассчитать, расстроить, потому что в этих словах корень начинается на ту же согласную, на которую заканчивается приставка.

446. Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Спишите на выбор любые три абзаца. Обозначьте приставки. Почему поставлены три в начале строк?

Правописание приставок, оканчивающихся на буквы З и С

1. В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», а перед звонкими согласными и гласными произносят [з] и пишут «з».
Рассмотрите примеры:
РАС-ПИЛИТЬ, РАЗ-УЧИТЬ, РАЗ-БУДИТЬ.
Точно так же, как приставка РАЗ-(РАС-), проверяется написание приставок ИЗ- (ИС-), ВОЗ- (ВОС-), БЕЗ- (БЕС-), НИЗ- (НИС-), ВЗ- (ВС-), ВОЗ- (ВОС-) и др.

2. Обратите внимание: приставка С- принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково, она не меняется в зависимости от стоящих после нее звуков.
Сравните: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.

3. Кроме этого, нужно помнить, что слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «З».

Упражнение

1. Посреди леса, на ра_ чищенной и ра_ работанной поляне, во_ вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бе_ шумно ра_ пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, ра_ горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве _ хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я _ хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра_ каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй в_ глянуть на молнию, когда, ра_ кроивши черные, как уголь, тучи, не_ терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Во_ вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в_ помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра_ мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
7. Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая бе_ надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне. (Н. В. Гоголь, «Вий»)
8. Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно бе_ умным лицом, и_ царапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
9. … Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец во_ торжествует и последние волны согретого тумана то _ катываются и ра_ стилаются скатертями, то и_ виваются и и_ чезают в голубой, нежно сияющей вышине… (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
10. Мы сели за стол; хозяин был чре_ вычайно в духе, и скоро веселость его соделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели бе_ престанно, и мы со всево_ можным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага. (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
11. Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бе_ смысленно-вопрошающей улыбкой, ра_ двигающейся все более и более. (Ф. М. Достоевский, «Подросток»)
12. Вид своего ра_ рушающегося двора, вид сильно и_ менившийся, высохшей и странно-тихой, слегка шальной матери, не прои_ вел на него никакого впечатления. (И. А. Бунин, «Веселый двор»)
13. Любопытство начинало меня бе_ покоить, и я надеялся, что пунш ра_ решит язык моего старого знакомца. (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»)
14. Целый день гробовщик ра_ ъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего и_ возчика. (А. С. Пушкин, «Гробовщик»)
15. Как скоро графиня уедет, ее люди, вероятно, ра_ ойдутся, в сенях останется швейцар, но и он обыкновенно уходит в свою каморку. (А. С. Пушкин, «Пиковая дама»)
16. Елена была одна и поэтому не _ держивала себя и беседовала то вполголоса, то молча, едва шевеля губами… (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
17. Чьи-то глаза, черные, черные, и родинки на правой щеке, матовой, смутно _ веркнули в сонной тьме. (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
18. Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию _ дешнего неба. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
19. Какие были его намерения, опасения и надежды, и_ вестно только богу, но, по-видимому, он готов был _ делать решительный шаг, дать новое направление своей жизни. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
20. Наконец, дверь отворилась, и он медленно в_ ошел по широкой лестнице. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
21. Один только кабинет иногда может ра_ облачить домашние тайны, но кабинет так же непроницаем для посторонних посетителей, как сердце… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
22. Странно, – подумал Печорин, садясь в сани, – было время, когда я читал на лице ее все движенья мысли так же бе_ ошибочно, как собственную рукопись, а теперь я ее не понимаю, совершенно не понимаю. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
23. Эти _ дания, которые с первого взгляда вас только удивляют как все великое, со временем _ делаются для вас бе_ ценны, когда вы в_ помните, что _ десь ра_ вилось и выросло наше просвещение… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
24. У _ рубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки за спину. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
25. Бирюк одним поворотом _ дернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, ра_ творил дверь и вытолкнул его вон. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)

Упражнение подготовили Н. В. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Правило

Речь идет о приставках из- (ис-), без-(бес-), раз-(рас-), воз-(вос-), вз- (вс-), низ-(нис-), чрез-(черес-). Считается, что с буквами З и С мы имеем разные варианты написания одних и тех же приставок. В самом деле: ИЗ и ИС имеют одно значение: движение наружу. А раз одно значение, то и приставка одна.

На конце приставки пишется З , если корень или следующая приставка начинается с гласной или звонкой согласной . Перед глухой согласной пишется С . Проще всего запомнить формулу: глухая с глухой, звонкая со звонкой. Хотя в этой формулировке немного некорректно с научной точки зрения употреблены термины, зато её легко запомнить и удобно применять при письме.

Вариативность согласных в этих приставках обусловлена произношением. Перед глухими согласными произносится [С] и пишется С , а перед звонкими согласными и гласными произноссится [З] и пишется З. Звук на конце приставки оглушается или озвончается под влиянием соседних согласных или гласных.

Правило невозможно использовать, если вы не знаете, какие буквы обозначают глухие согласные, а какие - звонкие. Многие считают, что буква Ц обозначает звонкий звук. Действительно, он звучит звонче остальных глухих согласных, но считается глухим. Повторите этот материал.

звонкие б в г д ж з й л м н р
глухие п ф к т ш с х ц ч щ

Примеры

беЗоблачный (перед гласным.);

беСполезный (перед глухим);

беЗжалостный (перед звонким);

раСпаковать (перед глухим)

раЗдавить (перед звонким);

иСцарапиться (перед глухим);

иЗделие (перед звонким);

воСпламениться (перед глухим);

воЗделать (перед звонким);

ниСпадать (перед глухим);

ниЗвергаться (перед звонким);

Запомните написание слов, в которых часто возникают ошибки:

череСчур

иСчезнуть

иСподлобья

иСподнизу

иСподтишка

мировоЗЗрение

мировоСприятие

беЗжизненный

беЗжалостный

беЗвкусный

иСцарапаться

Когда и почему возникло правило

Но Ломоносов написал "мне кажется", оставив носителям языка свободу выбора, к тому же он и сам не всегда придерживался выдвинутого принципа. Поэтому почти до конца 19 века правило имело рекомендательный характер и люди писали приставки без всяких правил, как слышали, "по произволу". И сама собой сложилась традиция написания С в случаях оглушения и З в случаях озвончения согласных. Но при разработке первых правил орфографии филологи 19 века ввели ограничение: "Приставки без- и чрез- всегда пишутся черезъ з: безпечный, безмЕрный, чрезполосный. Остальныя приставки (раз-, из-, воз- и другія) сохраняютъ з передъ с и звонкими согласными, а передъ глухими принимаютъ с: разсказъ, возстаніе, возбранить, изжить, распросъ, исходить, воскинуть." Как видите, запомнить, в каких приставках и в каких случаях надо писать З, стало гораздо труднее. Необходимо было писать не как слышится, а иначе. В таком варианте правило просуществовало недолго. Реформа русского языка 1918 года серьёзно упростила его.

По поводу правописания приставки без- (бес-) споры не прекращаются уже почти сто лет, с момента реформы. Именно тогда было принято писать эту приставку на основе фонетического принципа (глухая с глухой, звонкая со звонкой). До реформы был только один вариант - без . Остальные приставки, оканчивающиеся на З и С, к тому времени в большинстве случаев уже было принято писать так, как мы их пишем и сейчас.

Споры вызвало совпадение приставки бес- и существительного бес . Противники реформы считают, что в язык впущены бесы, которые обязательно погубят православие, а возможно, и весь русский народ.

Во время той же реформы изменилось также написание приставки через- (черес-). До реформы был только один вариант приставки и слово чересчур писалось так: "черезчур".

Законную силу правило приобрело, как и все остальные правила русской орфографии, в 1956 году. В своде правил оно звучит так: " В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п." И именно эта формулировка может быть использована при апелляциях.

На что обратить внимание

  • В русском языке не существует одиночной приставки З , есть только приставка С , которая пишется всегда одинаково и перед звонкими, и перед глухими согласными. Сделал, Сбежал, Сдвинул, Сгрести. Рассмотрим пару слов С бить – ра З бить (в первом слове приставка С , во втором приставка оканчивается на З , так как корень начинается со звонкой согласной).
  • В словах Здание, Здесь, Здоровье, ни Зги (не видно) буква З является частью корня. Эти слова не являются исключениями и вообще не имеют отношения к настоящему правилу, но их лучше запомнить, чтоб не перепутать при письме со словами с приставками.
  • Обратите внимание на написание слов, в которых встречаются удвоенные согласные з или с на стыке приставки и корня. Если корень начинается с З или С, на стыке приставки и корня пишется ЗЗ или СС.
  • Приставка может оказаться не в начале слова. Вот примеры. В слове Мировоз зрение приставка воз оказалась перед вторым корнем. Это не мешает применять правило, касающееся приставок. Приставкой-то она быть не перестаёт. Таким образом возникает удвоенная буква З в середине слова (воз - приставка, зрен - корень). ПереСдача. Некоторые пишут в этом слове З , полагая, что перез - это приставка и на выбор буквы влияет звонкий Д. Но такой приставки не бывает. В этом слове две приставки: пере и С .
  • Согласный звук может оглушаться или озвончаться не в приставке, а в корне, и, разумеется, правило, касающееся приставок, на выбор буквы никак не влияет. Например, в словах близкий, низший З является частью корня, поэтому перед глухими К и Ш мы все равно пишем З . Можно допустить ошибку в лове блиЗсидящий, приняв близ за приставку. Очевидно же, что корень сид . Но близ не является приставкой. Это первый корень. Смотри подробнее Правописание согласных в корне слова
  • Иностранные приставки дис- и дез- пишутся всегда одинаково, соседняя буква на выбор З или С не влияет: диСбаланс, диСгармоничный, диСквалификация, диСграфия, деЗинфекция. Иноязычные приставки и сочетания ДЕЗ(ДЕ)-, ДИЗ(С)-, ЭКЗ(ЭКС)- заканчиваются на - З только перед гласными: дезактивация, дизассоциация, дизъюнкция, экзальтированный – НО! декапитализация, девальвация, дисбактериоз, дискриминация, эксперимент

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере -делать, пре -хорошенький, при -морье, кое -где, пере -о-деть).

I. Правописание некоторых приставок надо запомнить, они не изменяются ни при каких условиях (до нести, от нести, за нести и т.д.). К этим же приставкам относятся:

об-: об мерить, об тесать ;

от-: от губить, от варить ;

над-: над писать, над бить ;

под-: под водный, под писка ;

пред-: пред видение, пред чувствовать ;

в-: в писать , в крутую ;

с-: с варка , с делать ;

пере-: пере оценить , пере доверить ;

до-: до бежать , до писать и др.

В конце приставок может быть беглый гласный о : об вить - обо значить, от бирать - ото брать, над пись - надо рвать, в резать - во рваться, с бить - со рвать и т. д.

В безударной приставке пишется та же гласная, что и под ударением в соответствующей приставке однокорневого слова: без дарный (бЕз дарь), бес толковый (бЕс толочь), за морозить (зА морозки), за писать (зА пись), под купить (пОд куп), про блеснуть (прО блеск), про рвать (прО рванный), по ходить (пО ходя).

В русском языке приставка а - пишется только в заимствованных словах: а логичный, а морфный.

Приставка па - пишется в словах: па водок, па водковый, па водочный (спец.); паволока (др.-русск. "привозная нарядная ткань"); па губа , па губный , па губно , па губность (ср. родственные слова: загубить , погубленный ); в остальных случаях пишется только приставка по-: по бродить , по смотреть , по ход , по ездка .

Приставка пра - со значением "первоначальный, наиболее древний" пишется в словах: пра история, пра зелень, пра родина, пра славянский, пра язык; пра бабка, пра бабушка, пра внук, пра внучка, пра дед, пра дедушка, пра матерь, пра отец, пра родитель, прапра внучка.

В остальных случаях пишется приставка про -: про образ, про вожатый, про гневаться, про житок, про зорливый.

Конечные согласные приставок, кроме согласной з , на письме сохраняются независимо от произношения: под бросить - под прыгнуть (хотя во втором слове произносится звук [т]), от пилить - от бить (хотя во втором слове произносится [д]), пред видение - пред чувствие , в нести - в писать .

Приставка с - не изменяется независимо от того, перед глухим или звонким согласным она находится: с бить , с дать , с делать , с гореть .

В словах зга (в сочетании ни зги не видно), здание, здесь, здоровый буква з входит в состав корня, она появилась как результат отражения на письме озвончения согласного [с]; ср.: зга - из стьга ("путь, дорога"), здесь - из указательного местоимения сь и суффикса -де-, здоровый - из приставки с- и корня -дорвъ ("дерево"). Слово здание (старославянское по происхождению) образовано от глагола зьдати ("строить, созидать") и имеет тот же корень, что и в современном слове зод-чий , а также в словах со-зд-ать, со-зид-ать.

От слов с приставкой пере - следует отличать слова с иноязычной приставкой пери - , напр.: пери гей, пери центр (термины астрономии), пери кардит, пери тонит (медицинские термины), пери скоп, пери петия, пери фраз или пери фраза (филологический термин; отсюда глагол пери фразировать, но ср. пере фразировать ‘сказать, изложить иначе’).

На конце иноязычных (латинских) приставок ультра - и экстра - пишется непроверяемая буква а , напр. ультра революционный, экстра ординарный, экстра верт . Однако в словах с латинской приставкой интра - (интро - ) различаются написания с буквами а и о : ср., напр., интра зональный, интра молекулярный и интро екция, интро скопия, интро верт.

II. В приставках, оканчивающихся на з(с), перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими - с в соответствии с произношением: разб ежаться , но расп исаться .

Приставки без-, воз-(вз-), из-, низ-, раз-(роз-), чрез-(через-) пишутся в соответствии с произношением: перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) пишется з , а перед глухими (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) - с: без -аварийный, без -умный, раз -удалый; без -бедный - бес -плодный, без -вредный - бес -форменный, без -грамотный - бес -корыстный; воз -дать - вос -кликнуть, воз -наградитъ - вос -питатъ, вз -лелеятъ - вс -колыхнутъ; из -братъ - ис -полнитъ, из -ведатъ - ис -поведать; низ -вергнутъ - нис -падать; раз -бивка - рас -кладка, роз -лив - рос -пись; чрез -мерный - черес -полосица, раз -жечь - рас -чистить. Ср. также написание двойных согласных на стыке приставки и корня: беззаботный - бессвязный , воззвать - восстать , иззелененный - иссинить , иззубрить - иссечь , раззвонить - расстегнуть .

В словах расчет, расчетливый, расчесть пишется с , так как приставка прибавляется к корню -чет (ср.: вычет, нечет, учет, счет, вычесть ) .

Слово бес счетный образовано от слова счёт: бес -счет-н-ый (без счета + н; ср. бес -числ-енн-ый ).

В словах рассчитать, рассчитывать, рассчитанный приставка рас- прибавляется к корню -счит- (ср.: обсчитать, пересчитать, отсчитать ), который исторически включает приставку с- .

В слове рас сориться пишутся две одинаковые согласные, так как для русского языка сочетание трех одинаковых согласных не свойственно (рас -ссоритъся ). В словах исчезать , чересчур пишется с- , так как исторически они образованы от корней чезати ("пропадать") и чур ("грань, граница, предел"; ср.выражение: чур меня), к которым прибавлены соответствующие приставки.

Слова разевать , разинуть , разорить в современном языке непроизводные (приставка не вычленяется), поэтому пишется одна з.

В первой части сложных слов конечная согласная з не изменяется (хотя произносится [с]), так как подобные слова образованы по способу слияния: близ сидящий , близ стоящий , из -под (ср.: близ + сидящий, из + под); но: ис подлобья , ис поднизу , ис подтишка пишутся через с, так как здесь ис- [из-] - приставка.

Иноязычные приставки дез-, диз- (дис-) не зависят от качества согласного, перед которым они находятся в слове. Выбор той или иной приставки определяется другим правилом: перед гласной корня и перед з пишется приставка дез- (диз-) , перед согласной - дис-: дез аминирование, дез инсекция, дез интегратор, дез инфекция, дез одорация, дез ориентация, дизъ юнкция, дизъ юнктивный; дис гармония, дис локация, дис квалификация, дис кредитировать, дис курсивный, дис позиция.

III. В приставках роз- (рос-) - раз- (рас-) гласные а и о пишутся в соответствии с произношением: под ударением - о, без ударения - а: рОз данный - раз дать, рОс пись - рас писать, рОс сыпи - рас сыпать (но: роз ыскной, роз ыскник).

IV. После приставок, которые оканчиваются на согласный, в соответствии с произношением вместо И пишется Ы:

1. Буква Ы вместо И в корне пишется в соответствии с произношением после всех русских приставок, оканчивающихся на согласную, кроме приставок меж- и сверх-: играть - под -ыграть, раз -ыграть, роз -ыгрыш; идти - пред -ыдущий; импровизировать - с -ымпровизироватъ; инвентарь - без -ынвентарный; индеветь - об -ындеветъ; интеллигент - об -ынтеллигентиться; итог - под -ытожить; июль - пред -ыюльский (происхождение корня - русский или иноязычный - при этом не учитывается).

2. После приставок меж- и сверх - гласная и не изменяется, так как после к, ч, х, ж в русском языке ы не пишется: меж -институтский, сверх -изысканный; ср. также: четырех -игольный, трех -импульсный .

Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: культинвентарь, Совинформ.

В слове вз имать (вз + др.-русск. има-ти - "брать") в соответствии с произношением пишется и (хотя приставка оканчивается на согласную). В родственных словах с другими приставками согласно общему правилу пишется ы; ср.: изымать, подымать, отымать (прост.), но после согласной н гласная и сохраняется: отнимать, поднимать, снимать .

После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- ), и не изменяется: дез -информация, контр -игра, пост -импрессионизм (но: предымпрессионизм), пост -инфарктный (но: предынфарктный), супер -интендант, транс -иранский.

В приставке из- , если она следует после другой приставки, оканчивающейся на согласную, и также переходит в ы : без -ызвестный (из-вестный), без -ысход-ный (ис -ход), небез -ызлишне (из -лишне), также в словах сыздавна, сызмальства, сызнова .