Писатель бальмонт биография краткая. «Крестный отец» Владимир Короленко

1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда, в дворянской семье. Еще в возрасте 9 лет поэт начинает писать свои первые стихотворения. Он обучается в Шуйской гимназии, но вскоре его исключают за принадлежность к нелегальному кружку.

В 1886 году Константин поступает в Московский университет на юридический факультет, из которого за участие в студенческих беспорядках его исключают до 1888 года. Поэт добровольно переводится в Ярославский Демидовский юридический лицей, но его выгоняют и оттуда. В Ярославле Бальмонт много пишет. Углубляясь в работу, в 1890-х годах он издает сборники «В безбрежности» и «Горящие здания». Параллельно усиленно работает над различными переводами.

С 1900-х годов у Бальмонта начинается один из важнейших творческих периодов. Он пишет огромное количество романтических стихов, некоторые носят эротический характер. Новые сборники «Литургия красоты», «Горные вершины» и другие приносят поэту широкую известность.

После революции Бальмонт категорически не принимает новую власть и эмигрирует в Европу, где и проводит последние 20 лет жизни. В разных странах Константин публикует книги стихов «Дар Земле», «Светлый час», «Моё – ей. Стихи о России», а также свой известный перевод «Слова о полку Игореве».

За границей Константин Дмитриевич Бальмонт заболевает душевной болезнью и умирает в приюте «Русский дом» близ Парижа 1942 года.

Вконтакте

Одноклассники

  • 1864

    1864 — 1941
    русский художник-экспрессионист

Владимирская губерния, Шуйский уезд, крошечная деревня Гумнищи, скромное поместье - 3 июня 1867 года здесь родился Константин Дмитриевич Бальмонт, ставший одним из лучших поэтов-символистов эпохи «серебряного века» русской поэзии. Он был третьим ребенком в семье, а имя мальчику дали в честь деда, морского офицера. Дмитрий Константинович, его отец, всю жизнь прослужил в земстве и суде города Шуя, начав карьеру в должности коллежского регистратора, затем став мировым судьей, а впоследствии председателем земской управы. Его жена Вера Николаевна, дочь генерала, родила мужу семерых сыновей, но столь большое семейство не помешало ей заниматься литературой. Стихи ее публиковались в местной прессе, она устраивала любительские спектакли и литературные вечера, знала несколько языков и была склонна к некоторому вольнодумству - в доме Бальмонтов нередко гостили «неблагонадежные». Именно влияние матери сформировало мировоззрение поэта, именно она ввела его в мир словесности, истории и музыки и передала сыну страстность и необузданность натуры.

Читать Костя научился в пять лет, причем самостоятельно, подглядывая за уроками, которые мать давала его старшему брату. Узнав об этом, отец подарил Косте его первую собственную книгу, а мать принялась знакомить мальчика с русскими поэтами. Вскоре Бальмонты переехали в Шую, где в 1876 году Костю отдали в гимназию. Учеба наскучила ему довольно быстро, зато читать мальчик начал буквально запоем, причем французских и немецких писателей изучал в подлинниках. В десять лет он написал свои первые стихи, но мать их раскритиковала, и Костя оставил попытки творчества на целых шесть лет.

В седьмом классе будущий поэт вступил в нелегальный кружок, распространявший в Шуе прокламации народовольцев. Следствием этих революционных настроений стало исключение из гимназии. Мать сумела устроить юного народовольца во Владимирскую гимназию и поселить у преподавателя греческого языка, который «надзирал» над Костей. По словам самого Бальмонта, последние полтора года в гимназии стали для него настоящей тюрьмой, изуродовавшей нервную систему. Но в то же время он испытал первое потрясение литературным произведением, прочитав «Братьев Карамазовых» Достоевского.

В ноябре и декабре 1885 года три стихотворения Константина Бальмонта опубликовал популярный столичный журнал «Живописное обозрение». Из «взрослого» окружения поэта этот дебют заметил только Костин наставник, немедленно запретивший ему печататься до выпуска из гимназии. А вот соученики Бальмонта отправили тетрадку с его стихами писателю Короленко, который ответил очень благожелательным отзывом.

Летом 1886 года Константина Бальмонта зачислили на первый курс юридического факультета Московского университета. В юности поэт был бунтарем и революционером куда в большей степени, чем литератором - мечтал «уйти в народ» и воплотить мечту о всеобщем человеческом счастье. Неудивительно, что в университете он подружился с шестидесятником Николаевым и уже через полгода принял участие в студенческих беспорядках. Новый университетский устав многие студенты сочли реакционным и резко выступили против его введения. В результате Бальмонта исключили из университета, арестовали и после трех дней, проведенных поэтом в Бутырской тюрьме, выслали в Шую.

Два года спустя Константин женился - на дочери одного из Шуйских фабрикантов, Ларисе Гарелиной. Родители были категорически против этого брака и лишили сына финансовой помощи. Лариса Гарелина родила Бальмонту двоих детей, из которых выжил один - сын Николай.

В том же 1889 году Константин вернулся в Москву, но продолжить обучение в университете не смог. Причиной этому врачи назвали сильное нервное истощение. Бальмонт попытался продолжить образование в Ярославле, успешно поступив в демидовский лицей юридических наук, но так и не заставил себя всерьез изучать юриспруденцию - в то время он был увлечен немецкой литературой и много писал сам. В Ярославле в 1890 году состоялся настоящий дебют Бальмонта как поэта - он издал за собственные деньги стихотворный сборник. Правда, никакого интереса эта книга не вызвала даже у близких людей, и весь тираж Константин сжег.

В начале весны 1890 года двадцатидвухлетний поэт совершил попытку самоубийства, выбросившись из окна на третьем этаже. Поводом к этому было семейное и финансовое положение, а толчком - прочтение «Крейцеровой сонаты». Умереть Константину не удалось, но из-за серьезных переломов он проболел целый год. Осенью его отчислили из лицея - на сей раз за неуспеваемость. На этом «казенное образование» поэта завершилось, и всеми своими знаниями Бальмонт обязан исключительно самому себе и в некоторой степени старшему брату, который страстно увлекался философией.

Год, проведенный поэтом в постели, оказался для него очень плодотворным в отношении творчества и повлек, по его словам, «расцвет жизнерадостности и умственного возбуждения». Тем не менее, Бальмонт расстался с женой, обиделся на друзей-вольнодумцев (из-за литературной деятельности обвинивших его в предательстве «идеалов общественной борьбы») и довольно долгое время буквально нищенствовал. Журналы не желали публиковать его стихи, но духом Константин не упал. Нашлись и доброжелатели. Владимир Галактионович Короленко после встречи с поэтом написал редактору «Северного вестника». Профессору Московского университета Стороженко Константин отнес статью о творчестве Шелли, и Стороженко нашел ему работу, уговорив издателя Солдатенкова поручить Бальмонту перевод фундаментальных трудов. Три года поэт переводил «Историю скандинавской литературы» и «Историю итальянской литературы» - и переводы не только спасли его от голода, но и дали возможность осуществить собственные творческие мечты. Кроме того, благодаря протекции Короленко и Стороженко Бальмонт стал вхож в редакцию журнала «Северный вестник», вокруг которого группировались тогда молодые поэты.

Осенью 1892 года поэт познакомился в Петербурге с Николаем Минским, Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус. Сблизился он и с князем Урусовым, знатоком западноевропейской литературы и известным меценатом. На средства Урусова вышли две книги Эдгара По в переводе Бальмонта, и меценат очень хвалил стихи самого Константина Дмитриевича, вошедшие в его первые сборники «Под северным небом» (1894 год) и «В безбрежности» (1895 год). По словам Бальмонта, именно князь Урусов помог ему найти себя и освободить душу.

В 1894 году произошла встреча Бальмонта с Валерием Брюсовым, который стал его лучшим другом. Год спустя поэт познакомился с поэтом Юргисом Балтрушайтисом и издателем журнала «Весы» Поляковым. В 1900 году Поляков основал издательство символистов «Скорпион», издавшее лучшие книги поэта.

Первые сборники стихов Бальмонта критиков не восхитили, но все же обеспечили Константину Дмитриевичу доступ в известные литературные журналы. Последние годы XIX века вообще стали для поэта временем активного творчества, причем в самых разных областях. Работоспособность Бальмонта была просто феноменальной - он изучал языки и историю, естественные науки и народное творчество, немыслимо много читал (от трактатов о живописи до исследований по санскриту).

В 1896 году Константин Дмитриевич вновь женился. Вместе с супругой, переводчицей Екатериной Андреевой, он уехал в Европу и провел там несколько лет. В 1897 году его пригласили читать лекции о русской поэзии в Оксфорд. Жизнь поэта была полна смысла и счастья, в ней царили исключительно эстетические и умственные интересы. Европейские впечатления Бальмонт изложил в сборнике 1898 года «Тишина», признанном в тот период его лучшей книгой. В 1899 году поэт вступил в Общество любителей российской словесности.

В конце девяностых Константин Дмитриевич обрел еще одного близкого друга, поэтессу Мирру Лохвицкую. Их отношения развивались в переписке, настоящем «романе в стихах». Эти платонические чувства Бальмонт пытался сделать реальностью - но замужняя и трезвомыслящая Лохвицкая попытки пресекала, не прекращая, правда, переписки. Несмотря на полную «виртуальность», связь поэтов оказалась очень прочной и серьезной и прекратилась лишь в 1905 году - из-за безвременной смерти Лохвицкой.

Впрочем, сей странный роман не мешал поэту вести в реальности далеко не размеренную личную жизнь. В 1901 году у него родилась дочь Нина, и примерно тогда же он познакомился с Еленой Цветковской, дочерью генерала, студенткой Сорбонны и страстной своей поклонницей. Цветковская ловила каждое слово поэта, и очень быстро он не столько влюбился в нее, сколько стал нуждаться в ее преданности. Бросать жену поэт не хотел, и его жизнь разделилась: он то возвращался к семье, то уезжал с Цветковской.

В 1900 году вышел сборник Бальмонта «Горящие здания», совсем не похожий на прежние и занявший в его творчестве центральное место. Стихи из этого сборника принесли автору всероссийскую известность и статус одного из лидеров нового поэтического движения - символизма. Десять лет после выхода «Горящих зданий» корона русской поэзии безраздельно принадлежала Бальмонту - остальные поэты или пытались подражать ему, или с неимоверным трудом отстаивали самостоятельность. К этому времени образ жизни поэта переменился: усидчивые домашние занятия чередовались с кутежами, и жена разыскивала его по всей Москве. Но вдохновение не уходило, и Бальмонт писал очень много, удивляясь и радуясь глубинам собственной души. Уже следующая книга «Будем как солнце», появившаяся в 1902 году, разошлась за полгода тиражом почти в две тысячи экземпляров - неслыханный успех для стихотворного сборника.

Однако и революционные настроения поэта не покинули. В 1901 году Константин Дмитриевич участвовал в студенческой демонстрации у казанского собора, требуя отмены указа о прохождении солдатской службы неблагонадежными студентами. В марте Бальмонт прочел на литературном вечере «Маленького султана» - стихотворение, критикующее режим террора и императора. Результатом стала ссылка из Петербурга и запрет на проживание в столице и университетских городах сроком на три года. Несколько месяцев Бальмонт прожил в имении Волконских, а весной 1902 года уехал в Париж. Больше года он путешествовал по Европе, затем ненадолго вернулся в Москву, откуда отправился в Прибалтику и снова в Европу. Слава следовала за ним - повсюду создавались поэтические кружки последователей-«бальмонистов», и их члены подражали своему кумиру не только в стихах, но и в образе жизни. По словам Валерия Брюсова, Россия буквально влюбилась в Бальмонта.

В 1904-1905 годах в издательстве «Скорпион» вышел двухтомник стихотворений Бальмонта (впоследствии превратившийся в десятитомное собрание сочинений), а сам поэт в начале 1905 года уехал в Америку - путешествовать по Мексике и Калифорнии. Его путевые очерки и заметки вместе с вольными переводами индейских космогонических преданий вошли впоследствии в книгу «Змеиные цветы», изданную в 1910 году.

Из Америки Константин Дмитриевич вернулся в 1905 году и немедленно окунулся в политическую жизнь России. Сблизился с Горьким, активно работал в социал-демократической газете «Новая жизнь» и в парижском журнале «Красное знамя». По счастью, в вооруженном московском восстании Бальмонт участвовал в основном стихами - но все же постоянно торчал на улицах, произносил перед студентами пламенные речи, строил баррикады и носил с собой заряженный револьвер. Правда, быть арестованным поэту больше не хотелось - и в новогоднюю ночь он уехал во Францию, где и остался на целых семь лет, полагая себя настоящим политическим эмигрантом.

Поселился Бальмонт в Пасси, парижском квартале, но все годы эмиграции очень много путешествовал - ездил по Европе. был на Балеарских островах, в Египте, на Канарских островах, в Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Индии, в Полинезии и на Цейлоне. Особенно глубоко впечатлили его жители Океании.

О родине поэт тосковал постоянно и остро, но возвращаться опасался - и, скорее всего, опасался правильно. Царская охранка считала Бальмонта политически неблагонадежным и опасным, сохраняя над ним негласный надзор даже в Европе. Его книгу «Стихотворения», изданную в 1906 году в Петербурге, конфисковала полиция, сборник «Злые чары» того же года арестовала цензура «за богохульство», а «Песни мстителя», вышедшие через год в Париже, запретили распространять в России. Видимо, первая русская революция сказалась и на увлечении Бальмонтом былинной стороной славянской культуры - но о сборниках «Жар-птица. Свирель славянина» и «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные» критики отозвались весьма пренебрежительно.

В 1907 году Елена Цветковская родила поэту дочь Мирру, и его семейная жизнь запуталась окончательно. Душевные терзания вновь привели Бальмонта к нежеланию жить - но и второй его прыжок из окна к смерти не привел. До революционных событий в России он жил в Петербурге с Еленой и время от времени навещал в Москве Екатерину.

В 1913 году император объявил амнистию политическим эмигрантам, и в мае Бальмонт вернулся в Москву, где ему прямо на вокзале устроили торжественную встречу. Полиция запретила поэту выступать перед публикой с речью, и он, если верить прессе, разбросал в толпе встречавших живые ландыши. Несколько месяцев поэт ездил по России с лекциями, а в начале следующего года вновь уехал в Париж, а оттуда в Грузию, где изучал грузинский язык и начал переводить «Витязя в тигровой шкуре». В числе других крупных переводов Бальмонта в этот период - переложение древнеиндийских литературных памятников.

Первая мировая война застала Константина Дмитриевича во Франции, и в Россию ему удалось вернуться только в конце весны 1915 года. В сентябре он снова отправился с лекциями по российским городам, а через год повторил свое турне, завершив его на Дальнем Востоке и в Японии.

Февральскую революцию Бальмонт принял с воодушевлением и сразу начал сотрудничать с Обществом пролетарских искусств, но новая власть разочаровала его очень быстро. Поэт присоединился в кадетской партии, приветствовал деятельность Корнилова и с ужасом наблюдал, как родина катится к хаосу. Еще больше ужаснула его Октябрьская революция. На компромисс с Советской властью Бальмонт идти не жаждал, но его финансовое положение оставляло желать лучшего - тем более что поэту приходилось содержать две семьи. Потому пришлось быть лояльным: Константин Дмитриевич переехал вместе с Цветковской в Москву, устроился на работу в Наркомпрос, читал лекции, издавал стихи и переводы - и практически голодал. В начале 1920 года Бальмонт принялся хлопотать о поездке за рубеж, мотивируя ее необходимость плохим здоровьем жены. Благодаря Балтрушайтису он добился от Луначарского командировки во Францию и в мае уехал из России навсегда.

Жизнь в эмиграции оказалась немногим лучше, чем в Советской России - мизерные гонорары, нужда и бесконечная тоска по родине. Несколько скрасил существование вне России новый роман - княгиня Шаховская родила Бальмонту сына Жоржа и дочь Светлану. Но последние, самые страшные годы рядом с поэтом была Елена Цветковская.

В 1932 году врачи нашли у Бальмонта серьезное психическое заболевание, а в 1935 году он оказался в клинике. Ни болезнь, ни нищета не лишили поэта его знаменитой эксцентричности и чувства юмора, но стихов он писал все меньше. К 1937 году Константин Дмитриевич окончательно сдался душевной болезни и писать прекратил вовсе. Жил он то в меблированной дешевой квартире, то в доме призрения, который содержала для русских эмигрантов Кузьмина-Караваева. В редкие часы душевного просветления поэт перечитывал «Войну и мир» или листал свои собственные книги.

Константина Дмитриевича Бальмонта убило воспаление легких. Он скончался 23 декабря 1942 года, ночью, в парижском предместье Нуази-ле-Гран. Похоронили его на католическом местном кладбище и на серой надгробной плите написали под именем: «Русский поэт».

Необычная для России шотландская фамилия досталось ему благодаря дальнему предку - моряку, бросившему навсегда свой якорь у берегов Пушкина и Лермонтова. Творчество Бальмонта Константина Дмитриевича в советское время было предано забвению по понятным причинам. Стране серпа и молота не нужны были творцы, работавшие вне социалистического реализма, строки которых не вещали о борьбе, о героях войны и труда... Меж тем этот поэт, имеющий действительно могучий талант, чьи исключительно мелодичные стихотворения продолжали традицию чистой не для партий, а для людей.

«Творить всегда, творить везде…»

Наследие, которое оставил нам Бальмонт, достаточно объемно и впечатляюще: 35 сборников стихов и 20 книг прозы. Его стихи вызывали восхищение соотечественников легкостью слога автора. Константин Дмитриевич писал много, однако он никогда не «вымучивал из себя строк» и не занимался оптимизацией текста многочисленными правками. Его стихотворения всегда писались с первой попытки, в один присест. О том, как он создавал стихи, Бальмонт рассказал совершенно оригинально - стихотворением.

Вышесказанное не является преувеличением. Михаил Васильевич Сабашников, у которого поэт гостил в 1901 году, вспоминал, что десятки строк у него складывались в голове, и на бумагу он писал стихи сразу, без единой правки. На вопрос же о том, как ему это удается, Константин Дмитриевич отвечал с обезоруживающей улыбкой: «Ведь я же - поэт!»

Краткая характеристика творчества

Литературоведы, знатоки его творчества, говорят о становлении, расцвете и спаде уровня произведений, которые творил Бальмонт. Краткая биография и творчество указывают нам, впрочем, на удивительную работоспособность (писал он ежедневно и всегда по наитию).

Наиболее популярными сочинениями Бальмонта являются сборники стихотворений зрелого поэта «Только любовь», «Будем как солнце», «Горящие здания». Среди ранних произведений выделяется сборник «Тишина».

Творчество Бальмонта (кратко цитируя литературоведов начала XX века) при последующей общей тенденции к затуханию таланта автора (после трех вышеупомянутых сборников) имеет также ряд «просветов». Заслуживают внимания «Фейные сказки» - милые детские песенки, написанные в стиле, позже перенятом Корнеем Чуковским. Также интересны «чужестранные стихи», созданные под впечатлением от увиденного в путешествиях по Египту и Океании.

Биография. Детство

Его отец, Дмитрий Константинович, был земским врачом, а также владел поместьем. Мать, (в девичестве Лебедева), натура творческая, по признанию будущего поэта «сделала больше для воспитания любви к поэзии и к музыке», чем все последующие педагоги. Константин стал третьим сыном в семье, где всего было семеро детей, причем все - сыновья.

У Константина Дмитриевича было свое, особенное дао (восприятие жизни). Не случайно жизнь и творчество Бальмонта тесно связаны между собой. В него с детства было заложено мощное творческое начало, которое проявлялось в созерцательности миропонимания.

Ему с детства претило школярство и верноподданичество. Романтизм часто брал верх над здравым смыслом. Школу (Шуйскую мужскую Наследника Цесаревича Алексея гимназию) он так и не закончил, будучи отчисленным из 7 класса за участие в революционном кружке. Последний же школьный курс он закончил во Владимирской гимназии под круглосуточным надзором преподавателя. Лишь двух преподавателей он потом вспоминал с благодарностью: учителя истории и географии и учителя словесности.

Отучившись год в Московском университете, также был исключен за «организацию беспорядков», затем его отчислили и из Демидовского лицея в Ярославле…

Как видим, нелегко начинал свою поэтическую деятельность Константин и творчество его до сих пор являются предметом споров между литературоведами.

Личность Бальмонта

Личность Константина Дмитриевича Бальмонта достаточно сложна. Он не был «таким как все». Эксклюзивность… Ее можно определить даже по портрету поэта, по его взгляду, по осанке. Сразу становится понятным: перед нами не подмастерье, а мэтр от поэзии. Его индивидуальность была ярка и харизматична. Это был удивительно органичный человек, жизнь и творчество Бальмонта похожи на единый вдохновенный порыв.

Стихотворения он начал писать в 22 года (для сравнения, первые сочинения Лермонтова были написаны в 15 лет). До этого, как мы уже знаем, было незаконченное образование, а также неудачный брак с дочерью шуйского фабриканта, закончившийся попыткой самоубийства (поэт выбросился из окна 3 этажа на мостовую.) К Бальмонта подтолкнула неустроенность семейной жизни и смерть первого ребенка от менингита. Его первая жена Гарелина Лариса Михайловна, красавица боттичеллиевского типажа, истязала его ревностью, неуравновешенностью и пренебрежением к мечтам о большой литературе. Свои эмоции от разлада (а позже - от развода) с супругой он выплескивал в стихах «Дышали твои ароматные плечи…», «Нет, мне никто не сделал столько зла…», «О, женщина, дитя, привыкшее играть..».

Самообразование

Как же молодой Бальмонт, став из-за верноподданичества системы образования изгоем, превратился в образованнейшего человека, идеолога нового Цитируя самого же Константина Дмитриевича, его разум однажды «зацепился» за одно чисто британское словцо - selfhelp (самопомощь). Самообразование. Оно и стало для Константина Дмитриевича трамплином в будущее…

Являясь по своему характеру настоящим тружеником пера, Константин Дмитриевич никогда не следовал никакой внешней системе, навязанной ему извне и чуждой его природе. Творчество Бальмонта полностью основывается на его страсти к самообразованию и открытости для впечатлений. Его привлекала литература, филология, история, философия, в которых он был настоящим специалистом. Он обожал путешествовать.

Начало творческого пути

Присущий Фету, Надсону и Плещееву, не стал для Бальмонта самоцелью (в 70-80-х годах XIX века многие поэты создавали стихотворения с мотивами грусти, печали, неприкаянности, сиротливости). Он превратился для Константина Дмитриевича в проложенную им дорогу к символизму. Об этом он напишет несколько позже.

Нешаблонность самообразования

Нешаблонность самообразования определяет особенности творчества Бальмонта. Это был действительно человек, творящий словом. Поэт. И мир он воспринимал так же, как это может видеть поэт: не с помощью анализа и рассуждения, а полагаясь лишь на впечатления и ощущения. «Первое движение души - самое верное», - это правило, выработанное им самим, стало непреложным для всей его жизни. Оно его подняло в высь творчества, оно же и сгубило его талант.

Романтический герой Бальмонта в ранний период его творчества привержен христианским ценностям. Он, экспериментируя с сочетаниями различных звуков и мыслей, возводит «заветную часовню».

Впрочем, очевидно, что под влиянием своих путешествий 1896-1897 гг., а также переводов зарубежной поэзии Бальмонт постепенно приходит к иному миропониманию.

Следует признать, что со следования романтическому стилю русских поэтов 80-х гг. началось творчество Бальмонта, кратко оценивая которое, можно сказать, что он действительно стал основоположником символизма в русской поэзии. Знаковыми для периода становления поэта считаются стихотворные сборники «Тишина» и «В безбрежности».

Свои взгляды на символизм он изложил в 1900 году в статье «Элементарные слова о символической поэзии». Символисты, в отличие от реалистов, по мнению Бальмонта, - это не просто наблюдатели, это мыслители, глядящие в мир сквозь окно своей мечты. При этом Бальмонт считает в символической поэзии важнейшими принципами «скрытую отвлеченность» и «очевидную красоту».

По своему характеру не серой мышкой, а лидером был Бальмонт. Краткая биография и творчество подтверждают это. Харизма и природное стремление к свободе… Именно эти качества позволили ему на пике популярности «стать центром притяжения» для многочисленных обществ бальмонтистов России. По воспоминаниям Эренбурга (это было уже горадо позже), личность Бальмонта впечатляла даже заносчивых парижан из фешенебельного района Пасси.

Новые крылья поэзии

Бальмонт влюбился в свою будущую вторую жену Екатерину Алексеевну Андрееву с первого взгляда. Этот этап в его жизни отражает сборник стихов «В безбрежности». Посвященные ей стихи многочисленны и оригинальны: «Черноглазая лань», «Отчего нас всегда опьяняет луна?», «Ночные цветы».

Влюбленные длительное время прожили в Европе, и затем, возвратясь в Москву, Бальмонт в 1898 г. выпускает в издательстве «Скорпион» собрание стихов «Тишина». В сборнике стихам предшествовал эпиграф, выбранный из сочинений Тютчева: «Есть некий час всемирного молчанья». Стихи в нем сгруппированы в 12 разделов, названных «лирическими поэмами». Константин Дмитриевич, вдохновленный теософским учением Блаватской, уже в этом собрании стихов заметно отходит от христианского миропонимания.

Понимание поэтом своей роли в искусстве

Сборник «Тишина» становится гранью, отличающей Бальмонта как поэта, исповедующего символизм. Развивая далее принятый вектор творчества, Константин Дмитриевич пишет статью, названную «Кальдероновской драмой личности», где косвенно обосновал свой отход от классической христианской модели. Это было сделано, как всегда, образно. Земную жизнь он считал «отпадением от светлого Первоисточника».

Иннокентий Федорович Анненский талантливо презентовал особенности творчества Бальмонта, его авторский стиль. Он считал, что «Я», написанное Бальмонтом, принципиально не указывает на принадлежность к поэту, оно - изначально обобществлено. Поэтому стих Константина Дмитриевича уникален своей проникновенной лиричностью, выраженной в ассоциировании себя с другими, которую читатель неизменно ощущает. Читая его стихи, кажется, что Бальмонт переполнен светом и энергией, которой он щедро делится с другими:

То, что Бальмонт презентует как оптимистическую самовлюбленность, на самом деле более альтруистично, чем феномен публичной демонстрации гордости поэтов своими заслугами, а также столь же публичного навешивания ими лавров самими себе.

Творчество Бальмонта, кратко говоря словами Анненского, насыщено заложенным в нем внутренним философским полемизмом, определяющим цельность мировосприятия. Последнее выражается в том, что Бальмонт хочет представить своему читателю событие всесторонне: и с позиций палача, и с позиций жертвы. У него нет однозначной оценки чего-либо, ему изначально характерен плюрализм мнений. Он пришел к нему благодаря своему таланту и трудолюбию, на целый век опередив то время, когда для развитых стран это стало нормой общественного сознания.

Солнечный гений

Творчество поэта Бальмонта уникально. По сути, Константин Дмитриевич чисто формально примыкал к различным течениям, дабы ему было удобней продвигать свои новые поэтические идеи, недостатка в которых он никогда не испытывал. В последнее десятилетие XIX века с творчеством поэта происходит метаморфоза: меланхоличность и мимолетность уступают место солнечному оптимизму.

Если в более ранних стихах прослеживались настроения ницшеанства, то на пике развития таланта творчество Константина Бальмонта стало отличаться специфическим авторским оптимизмом и «солнечностью», «огненностью».

Александр Блок, являющийся также поэтом-символистом, представил яркую характеристику творчества Бальмонта того периода весьма лаконично, сказав, что оно столь же ярко и жизнеутверждающе, как и весна.

Пик творческих сил

Поэтический дар Бальмонта зазвучал впервые в полную силу в стихах из сборника «Горящие здания». В нем 131 стихотворение, написанное во время пребывания поэта в доме у Полякова С. В.

Все они, как утверждал поэт, были сочинены под влиянием «одного настроения» (по-другому и не мыслил Бальмонт творчество). «Стихотворение более не должно быть минорным!» - решил Бальмонт. Начиная с этого сборника, он окончательно отошел от декадентства. Поэт, смело экспериментируя с сочетаниями звуков, красок и мыслей, создавал «лирику современной души», «души разорванной», «убогой, уродливой».

В это время он находился в тесном общении с петербургской богемой. знала одну слабость за своим супругом. Ему нельзя было пить вино. Хотя Константин Дмитриевич был крепкого жилистого телосложения, его нервная система (очевидно, надорванная в детстве и в молодости) «срабатывала» неадекватно. После вина его «несло» по публичным домам. Однако в результате он оказывался в совершенно жалком состоянии: валяющимся на полу и парализованным глубокой истерикой. Это не раз случалось во время работы над «Горящими зданиями», когда он был в компании с Балтрушайтисом и Поляковым.

Нужно отдать должное Екатерине Алексеевне, земному ангелу-хранителю своего супруга. Она понимала сущность своего мужа, которого считала честнейшим и искреннейшим и у которого, к ее огорчению, случались романы. Например, как с Дагни Кристенсен в Париже, ей посвящены стихи «Солнце удалилось», «Из рода королей». Показательно, что роман с норвежкой, которая работала петербуржским корреспондентом, закончился со стороны Бальмонта так же резко, как и начался. Ведь сердце его все-таки принадлежало одной женщине - Екатерине Андреевне, Беатриче, как он ее называл.

В 1903 году Константином Дмитриевичем с трудом был издан сборник «Будем как солнце», написанный в 1901-1902 годах. В нем чувствуется рука мастера. Заметим, что сквозь цензуру не прошло порядка 10 произведений. Творчество поэта Бальмонта, по мнению цензоров, стало излишне чувственным и эротичным.

Литературоведы же считают, что это собрание сочинений, представляющее читателям космогоническую модель мира, является свидетельством нового, наивысшего уровня развития поэта. Находясь на грани психического излома, работая над предыдущим сборником, Константин Дмитриевич, похоже, понял, что «бунтом жить» невозможно. Поэт ищет истину на стыке индуизма, язычества и христианства. Он выражает свое поклонение стихийным объектам: огню («Гимн огню»), ветру («Ветер»), океану («Воззвание к океану»). В том же 1903 году издательством «Гриф» издан третий сборник, венчающий пик творчества Бальмонта, «Только любовь. Семицветник».

Вместо заключения

Неисповедимы пути творчества. Даже для таких поэтов «милостию божьей», как Бальмонт. Жизнь и творчество кратко характеризуются для него после 1903 года одним словом - «спад». Поэтому Александр Блок, по сути ставший следующим лидером российского символизма, по-своему оценил дальнейшее (после сборника «Только любовь») творчество Бальмонта. Он представил ему убийственную характеристику, сказав, что есть великий русский поэт Бальмонт, а «нового Бальмонта» - нет.

Однако не будучи литературоведами прошлого века, мы все-таки познакомились и с поздним творчеством Константина Дмитриевича. Наш вердикт: читать стоит, там много интересного… Впрочем, у нас нет мотивов, чтобы отнестись с недоверием к словам Блока. Действительно, с точки зрения литературоведения Бальмонт как поэт - знамя символизма, после сборника «Только любовь. Семицветник» исчерпал себя. Поэтому логично с нашей стороны на этом и завершить краткий рассказ про жизнь и творчество К. Д. Бальмонта, «солнечного гения» русской поэзии.

Константин Дмитриевич Бальмонт (с ударением на первом слоге – родовое имя, на втором - литературное) – русский поэт, прозаик, критик, переводчик - родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой дворянской семье. Здесь он жил до 10 лет.

Отец Бальмонта работал судьей, затем - главой в земской управе. Любовь к литературе и музыке будущему поэту привила мать. Семья перебралась в г. Шуя, когда старшие дети пошли в школу. В 1876 году Бальмонт обучался в Шуйской гимназии, но скоро обучение ему надоело, и он все больше внимания стал уделять чтению. После исключения из гимназии за революционные настроения, Бальмонт перевелся в г. Владимир, где учился до 1886 года . Учился в Московском университете на юридическом отделении (1886-1887 гг .; исключен за участие в студенческих беспорядках).

К. Бальмонт впервые опубликовал стихи в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге. В конце 1880-х годов Бальмонт занимался переводческой деятельностью. В 1890 году из-за бедственного финансового положения и неудачного первого брака, Бальмонт пытался покончить жизнь самоубийством - выбросился из окна, но остался жив. Получив серьезные травмы, он год пролежал в постели. Этот год оказался продуктивным в творческом плане. Первый стихотворный сборник издал в Ярославле в 1890 году (уничтожил большую часть тиража).

Первоначальную известность получил как переводчик сочинений Б.П. Шелли и Э. По. Переводами (более чем с 30 языков) Бальмонт занимался всю жизнь, классическими стали его переводы пьес Кальдерона, и «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели.

Книги стихов «Под северным небом» (1894 ) и «В безбрежности» (1895 ) близки к импрессионизму, отмечены музыкальной напевностью стиха. Сблизившись с кругом старших символистов (в середине 1890-х гг ., живя в Москве, Бальмонт общается с В.Я. Брюсовым, несколько позже в Санкт-Петербурге – с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, Н.М. Минским), Константин Бальмонт становится одним из наиболее известных поэтов этого направления.

Женившись во второй раз в 1896 году , Бальмонт уезжает в Европу. Несколько лет он путешествует. В 1897 году в Англии читает лекции о русской поэзии.

Своеобразной лирической трилогией являются лучшие его стихотворные сборники – «Тишина» (1898 ), «Горящие здания» (1900 ) и «Будем как Солнце» (1903 ). Восторженная открытость всем явлениям мира, в т.ч. и «демоническим» (особенно заметна в цикле «Художник Дьявол» и в конфискованном цензурой сборнике «Злые чары», 1906 ), способность фиксировать мгновенные переживания, мастерское владение сложными формами стиха, фонетическое богатство речи сделали стихотворения Бальмонта необыкновенно популярными.

С интересом были встречены книги критических эссе - «Горные вершины» (1904 ), «Поэзия как волшебство» (1915 ). Восхищение читателей вызывали знание многих языков и поликультурность поэта, образы экзотических стран (К. Бальмонт побывал в Мексике, Полинезии, Австралии, Японии и др.), репутация активного «жизнетворца» (в т.ч. и в личной жизни, хорошо известной публике).

Однако обилие путевых впечатлений часто мешало глубинному переживанию других культур, в его творчестве они становились с трудом отличимы от друг от друга. Многописание (объёмистые книги новых стихов выходили практически каждый раз) влекло за собой самоповторения, импрессионистические описания природы и души поэта шаблонизировались. И хотя отдельные стихотворения и даже книги были удачны (напр., «Литургия Красоты», 1905 ; «Жар-Птица», 1907 ; «Зарево зорь», 1912 ), критика всё чаще говорила об упадке творчества К. Бальмонта. Не спасали положение и ангажированные выступления К. Бальмонта с политическими стихотворениями. Он не раз подвергался преследованиям, в 1906-1913 гг . он был вынужден жить за границей (преимущественно в Париже), но его революционные стихотворения («Песни мстителя», 1907 , и др.) не соответствуют уровню таланта поэта.

Годы Первой мировой войны и революции К. Бальмонт провел в России. В эссеистической книге «Революционер я или нет» (1918 ) утверждал приоритет личности над социальными преобразованиями. В 1920 году из-за плохого самочувствия третьей жены и дочери, с разрешения советского правительства, уехал с ними во Францию. Больше в Россию он не возвращался. В Париже Бальмонт публикует еще 6 сборников своих стихов, а в 1923 году - автобиографические книги: «Под новым серпом», «Воздушный путь». Там же вскоре выступил с резкой критикой большевистского режима.

В 1920-е гг. и в первой половине 1930-х гг. Константин Бальмонт продолжал много печататься, писал стихи и прозу, переводил польских, чешских, болгарских, литовских поэтов, во время поездок по Европе его выступления имели успех, однако в центрах русской диаспоры Бальмонт уже не пользовался признанием.

С 1937 года психически болен, практически не писал. Константин Бальмонт умер от воспаления легких 23 декабря 1942 года в Нуази-ле-Гран (под Парижем) в приюте «Русский дом» в нищете и забвении.

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ К.Д. БАЛЬМОНТА

(1867 - 1942)

Константин Дмитриевич Бальмонт - русский поэт-символист. Родился в 1867 г. в городе Шуе Владимирской губернии в дворянской семье. Предки поэта являлись выходцами из Скандинавии. Дед Бальмонта был морским офицером, отец - председателем земской управы в Шуе. Мать Константина Дмитриевича (в девичестве Лебедева) происходила из литературной семьи.

Будущий поэт был исключен из шуйской гимназии за принадлежность к нелегальному кружку. С этого периода начинается активное участие Бальмонта в революционном движении. Константин Дмитриевич был исключен также из Московского университета, на юридический факультет которого поступил в 1886 г.

Первая книга поэта - "Сборник стихотворений" - увидела свет в Ярославле в 1890 г.

Произведения Бальмонта завоевали широчайшую популярность. Поэт признавал собственную индивидуальность и глубину таланта: "Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто". Отсюда культ "я" в стихотворениях поэта. Мимолетным хитросплетениям жизни Бальмонтом уделяется большее внимание, нежели важным, судьбоносным событиям.

Поэт стремится противопоставить "железному веку" так называемое солнечное начало в его целостном, первозданном виде. В 1900 г. выходит в свет сборник "Горящие здания", в 1903 г. - "Будем как солнце".

Помимо создания стихотворений, Бальмонт занимался изучением искусства, писал исследовательские статьи, а также делал переводы произведений иностранных авторов.

В 1920 г. Константин Бальмонт эмигрировал из России. Поэт умер в 1945 г. во Франции.

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}