Артикуляционный массаж при дизартрии. Зондовый логопедический массаж языка — помощь в речевом развитии для детей

Навигация

Нарушение иннервации отвечающих за речь мышц, которое наблюдается при дизартрии, негативно сказывается на качестве проговаривания пациентом звуков. Для нормализации произносительной функции больному требуется комплексная медицинская помощь. Ее основу составляют прием медикаментов, выполнение специальных упражнений, стимуляция работы проблемных тканей. Одним из методов борьбы с нарушением артикуляции при дизартрии является логопедический массаж. Он направлен на восстановление и повышение функциональности губ, языка, мягкого неба. Его выполнение позволяет полностью устранить проблему или хотя бы свести к минимуму ее выраженность, не допустить недоразвития речи.

Бороться с отклонениями речи можно с помощью массажа.

Показания и противопоказания к массажу языка

В зависимости от места поражения головного мозга дизартрия может приобретать разные формы, что сказывается на особенностях клинической картины. В одних случаях пациент испытывает сложности с произнесением звуков с оппозиционными фонемами, в других у него снижается общее качество речи.

Логопед подбирает подходящий метод работы с ребенком в соответствии с особенностями ситуации. Многие виды воздействия можно применять в домашних условиях, но сначала необходимо получить заключение врача с четкими указаниями по проведению физиотерапии.

Основное показание к проведению сеансов на фоне дизартрии – наличие признаков снижения функциональности мышечного аппарата, отвечающего за речь. При правильном подходе курс процедур улучшит артикуляционные навыки ребенка, окажет общее благоприятное воздействие на детский организм. Терапевтический эффект достигается за счет снижения силы и уменьшения количества мышечных спазмов, нормализации тонуса волокон, улучшения церебрального кровообращения. Пациент становится менее возбудимым, лучше спит, по мере восстановления речи он обретает уверенность в себе.

Эффект занятий достигается за счет улучшения кровообращения мозга.

Массаж при дизартрии противопоказан при наличии в организме пациента инфекции, при остром течении любых заболеваний. При наличии конвульсий в анамнезе ребенка решение о возможности терапии принимает лечащий врач. Посинение носогубной складки или тревожное поведение малыша требуют повышенной осторожности в работе. В такой ситуации процедуру должен проводить специалист, неправильные действия родителей могут спровоцировать развитие осложнений.

Виды массажа

При дизартрии у детей может применяться несколько вариантов массажа: классический, точечный, специальный. Каждый обеспечивает свой тип положительного воздействия на организм, борясь с проявлениями расстройства.

Подходящая схема терапии подбирается логопедом с учетом особенностей клинической картины, типа проблем со стороны речи и просодики.

Массаж лица

Классический вариант воздействия, необходимый для восстановления нормального тонуса общей мимической мускулатуры. Он косвенно способствует развитию фонематического навыка, снимает мышечное напряжение, избавляет от асимметрии лица, улучшает ток крови и лимфы в тканях.

Массаж может избавить от асимметрии лица.

Алгоритм выполнения массажа лица при дизартрии:

  • проработка лба двумя или тремя пальцами по направлению от центра к вискам;
  • волнообразное поглаживающее движение четырьмя пальцами от бровей к линии роста волос;
  • аккуратное растяжение мышц от губ к вискам, от скул к подбородку;
  • растирание участков на крыльях носа плавными движениями вверх-вниз;
  • поглаживание носогубной складки к углам рта, крыльям носа;
  • вибрационная разминка губ с разведением пальцев в стороны;
  • поглаживание кожи вокруг глаз по часовой стрелке и обратно без нажима и натяжения;
  • растирание подбородка и ушей.

Подход полезен при всех формах и степенях тяжести дизартрии. Массаж нужно выполнять в перчатках, предварительно согретыми руками с коротко подстриженными ногтями. Каждое действие должно повторяться не менее 3-5 раз. Постепенно продолжительность процедуры можно увеличивать, но без повышения интенсивности воздействия.

Массаж начинается с массирования лобной зоны.

Массаж языка

Подход эффективен при выраженной слабости мышц языка, приводящей к снижению функциональности основного речевого органа. Существует несколько техник такого вида массажа, каждая из которых обладает своими особенностями и преимуществами. Важно помнить, что приемы работают, пока используются вместе с другими методам, применять только их недостаточно.

Массаж с помощью зонда

Зондовый логопедический массаж выполняется исключительно специалистом, который в ходе манипуляции применяет особые инструменты. Эти приспособления позволяют оказывать прямое стимулирующее воздействие на проблемные мышцы.

Результатом становится повышение мышечной активности языка, нормализация его тонуса, улучшение психоэмоционального настроя пациента. Процедура абсолютно безболезненна, а при систематическом подходе позволяет добиться заметного улучшения артикуляции.

Существует ряд дополнительных противопоказаний в выполнению зондового массажа при дизартрии. В этот перечень входят заболевания крови, отек Квинке, активная форма туберкулеза, простуда, грипп, судорожные припадки. Процедуру нельзя выполнять, если ребенку еще не исполнилось 6 месяцев.

Результатом массажа с помощью зонда становится повышение мышечной активности языка.

Массаж языка пальцами

Подход состоит из ряда приемов, способных устранить гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Для его проведения нужно подготовить платок, тканевую салфетку или напальчники для большого и указательного пальцев руки. Сначала нужно захватить язык двумя пальцами и слегка поводить им, покрутить, потянуть, чтобы расслабить мышцы. Затем начинаются сами упражнения, которые состоят в сжимании кончика, средней части и корня органа, его поворачивании на ребра, потягивании. Дополнительно проводится обработка губ, по которым можно постукивать пальцами, слегка оттягивать кожу.

Упражнения надо менять и чередовать, выполняя по паре действий за одно занятие, которые проводят дважды в день в течение 10-20 минут.

Массаж зубной щеткой

Хороший вариант домашней терапии при дизартрии. Для проведения массажа зубной щеткой под язык ребенка надо положить бумажную салфетку для впитывания слюны. Когда ребенок расслабит язык, следует начать обработку органа осторожными круговыми, продольными, поперечными, диагональными движениями и точечными надавливаниями. Инструмент должен быть мягким, чистым, слегка увлажненным. После основного этапа можно попросить малыша поднять язык и аккуратно помассировать ямку под ним.

В домашних условиях хорошо применять для массирования языка зубную щетку.

Инструмент для массажа

При необходимости в аптеке или медицинском учреждении можно приобрести специальные зонды для проведения массажа языка при дизартрии. Это набор приспособлений с рабочими насадками различной формы, которые позволяют оказывать воздействие на конкретные группы мышц. Врачи предупреждают, что при отсутствии знаний по анатомии такие инструменты не повысят эффективности лечебного массажа. Только в руках опытного врача они дадут нужный результат без каких-либо рисков. Для проведения домашних процедур лучше ограничиться зубной щеткой с максимально мягкой щетиной одной длины.

Техника выполнения массажа при дизартрии

Эффективность логопедического массажа зависит от точности движений, корректности перечня упражнений, соблюдения техники работы с пораженным органом. Во время сеансов врач не только механически выполняет нужные действия, но и следит за изменением голоса и голосовых модуляций у пациента, изменением его артикуляции.

По этой причине в сложных ситуациях проведение массажа лучше доверить профессионалу. В крайнем случае можно обратиться за помощью к логопеду, который проведет индивидуальное занятие и объяснит, как лучше всего работать с ребенком в конкретном случае.

Подготовка к массажу

Перед началом коррекционных мероприятий надо подготовить помещение, инструменты, вспомогательные материалы. Комнату надо проветрить, она не должна быть слишком жаркой или холодной, нельзя допускать чрезмерной влажности.

Это может быть предварительная мануальная обработка тканей или выполнение специальных упражнений. После этого можно приступать к применению основных приемов.

Правильное положение тела во время массажа

Максимальный эффект коррекция нарушений речи даст, если ребенок займет подходящую позу. Для проведения массажа лучше всего подойдет положение лежа на спине или сидя в удобном кресле. Голова пациента должна быть закинута немного назад, для этого под шею подкладывается небольшая подушка. Надо убедиться, что на рабочую площадь попадает достаточное количество света, а мышцы, которые будут прорабатываться, полностью расслаблены. Совсем маленьких детей во избежание капризов и плача лучше всего посадить на колени к кому-то из родителей.

Перед массажем нужно убедиться в расслабленности мышц.

При массаже языка от корня к кончику

Продолжительность процедуры составляет от 10 до 20 минут, но первая манипуляция должна занять не более 1-6 минут. Чем младше ребенок, тем короче будет сеанс. При дизартрии показан курс из 15-20 подходов, которые выполняются ежедневного или через день. Работа логопеда должна проводиться без активного участия в ней ребенка, к чему того надо заранее подготовить.

Алгоритм проведения массажа от корня к кончику:

  • проработка продольных мышц;
  • надавливание на орган, начиная с корня и с продвижением к кончику;
  • применение зонда «Шарик» для стимуляции поперечных волокон;
  • обкалывание краев языка зондом «Игла»;
  • одновременная проработка сразу нескольких точек с целью уменьшения объема слюны;
  • разминание языка пальцами.

В массаже языка могут участвовать такие зонды: Шарик, Игла.

При выполнении упражнений, в ходе которых отмечается дискомфорт или болезненность, надо проявлять повышенную осторожность. В случае наполнения рта ребенка слюной ее надо удалять с помощью ватных тампонов или марлевых салфеток.

Применяя по отношению к ребенку сразу несколько вариантов логопедического массажа, можно существенно снизить выраженность дизартрии. Главное, не забывать при этом о лечении основного заболевания, которое стало причиной речевого расстройства.

Введение

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.
Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой.
В последние годы появились публикации, посвященные описанию приемов логопедического массажа, но в логопедическую практику внедряются приемы пока недостаточно. Вместе с тем целесообразность логопедического массажа признают все специалисты, занимающиеся с такими тяжелыми речевыми нарушениями речи как дизартрия, ринолалия, заикание и др.
Дифференцируются приемы логопедического массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях.
Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:
– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;
– стимуляция положительных кинестезии;
– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
– увеличение силы мышечных сокращений;
– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
В данном пособии представлена авторская позиция в отношении логопедического массажа. Логопедический дифференцированный массаж рассматривается нами как структурная часть индивидуального логопедического занятия, проводимого с ребенком, имеющим дизартрию. Логопедический массаж предваряет артикуляционную гимнастику.
В пособии представлены три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых предлагаются упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики.
I. комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус).
II. комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).
III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус).
Структура индивидуального занятия включает 3 блока.
I блок, подготовительный.
? Нормализация тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводятся дифференцированный логопедический массаж, который оживляет кинестезии и создает положительные кинестезии.
? Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, переключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения). С этой целью мы рекомендуем проводить артикуляционную гимнастику с функциональной нагрузкой. Такая артикуляционная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совершенствованию артикуляционной моторики путем создания прочных проприоцентивных ощущений. Здесь учитывается принцип обратной афферентации (обратная связь), разработанный П.К.Анохиным.
? Нормализация голоса и голосовых модуляций, с этой целью рекомендуется голосовая гимнастика.
? Нормализация речевого дыхания. Формируется сильный, длительный, экономный выдох. С этой целью проводится дыхательная гимнастика.
? Нормализация просодии, т. е. интонационно-выразительных средств и качеств речи (темп, тембр, интонации, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение, паузирование, речевое дыхание и др.). С этой целью предварительно на подгрупповых занятиях знакомят с эмоционально-выразительными средствами речи и развивают слуховое внимание. Учат дифференцировать интонационно-выразительные качества речи на слух. На индивидуальных занятиях добиваются отраженного воспроизведения доступных эмоционально-выразительных качеств речи (темп, модуляции голоса по высоте и силе, логического ударения, интонаций и др.)
? Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика. В работах Бернштейна НА., Кольцовой М.М. указывается на прямую взаимосвязь, и корреляционную зависимость моторных функций рук и качеств произносительной стороны речи, т. к. одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук.

II блок, основной. В него входят следующие направления:
? Определение последовательности работы над звуками (зависит от подготовленности определенных артикуляционных укладов).
? Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.
? Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.
? Постановка звука традиционными в логопедии способами.
? Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.
? Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами в слогах, словах для предупреждения смешений звуков в речи и дисграфических ошибок в школьном возрасте.
? Отработка слов сложной звуко-слоговой структуры.
? Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала.

III блок, домашнее задание.
Включает материал для закреплений знаний, умений, навыков, приобретенных на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого-педагогического аспекта коррекционного воздействия:
– развитие стереогенеза (т. е. умения на ощупь без зрительного контроля определять предметы по форме, величине, фактуре);
– развитие конструктивного праксиса;
– формирование пространственных представлений;
– формирование графомоторных навыков и т. д.
Принимая во внимание такую организацию и содержание индивидуального логопедического занятия в условиях ДОУ для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) или логопунктов при ДОУ и общеобразовательных школах, мы предлагаем отводить на логопедический массаж 3–5 минут. В зависимости от возраста детей и вида учреждения, где проводится логопедическая работа, изменяется и время, отводимое на индивидуальное занятие. Так с детьми младенческого и раннего возраста длительность индивидуальных занятий – 20 минут.
С детьми дошкольного возраста индивидуальное логопедическое занятие проводится в течение – 15 минут.
С детьми школьного возраста – 20 минут.
С подростками и взрослыми индивидуальные логопедические занятия по коррекции произносительной стороны речи при дизартрии проводятся в течение 30–45 минут. Учитывая регламент индивидуальных занятий, мы предлагаем проводить логопедический массаж не циклами (сеансами), как предлагают многие авторы, а начинать индивидуальное занятие с дифференцированного логопедического массажа. Отдельные приемы логопедического массажа (упражнения) отбираются с учетом выявленной патологической симптоматики. Адекватные приемы массажа создают положительные кинестезии, которые помогут улучшить артикуляционную моторику, так как подготовят базу для более качественных артикуляционных движений: точность, ритмичность, переключаемость, амплитуда, тонкие дифференцированные движения и другие. Таким образом, цель логопедического массажа проводимого в начале индивидуального занятия перед артикуляционной гимнастикой, состоит в создании и закреплении прочных, положительных кинестезии, которые создают предпосылки (по законам обратной связи) для совершенствования артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
Пособие состоит из 3 глав. В I главе рассматривается структура речевого дефекта при стертой дизартрии, описываются патологические симптомы, которые определяют нарушение звукопроизношения и просодики.
Во II главе в историческом аспекте рассматривается логопедический массаж, как лечебное мероприятие, направленное на нормализацию мышечного тонуса. Подробно описываются приемы логопедического массажа И.З. Заблудовского, Е.М. Мастюковой, И.И. Панченко, Е.Ф. Архиповой, Н.А. Беловой, Н.Б. Петрова, Э.Д. Тыкочинской, Е.В. Новиковой, И.В. Блыскиной, В.А. Ковшикова, Е. А. Дьяковой, Е.Е. Шевцовой, Г.В. Дедюхиной, Т.А. Яныпиной, Л.Д. Могучей и др.
В пособии приводится топография точек для точечного массажа. Описывается назначение применения различных приемов массажа. Большинство названных выше авторов рекомендуют курсы, сеансы логопедического массажа. Например, Н.В. Блыскина, В.А. Ковшикова рекомендуют длительность комплексного сеанса 20 минут: 5 минут – релаксация, 10–15 минут точечный, сегментарный массаж, 5 минут дифференцированная артикуляционная гимнастика. На один курс проводится 12 сеансов. Логопедическое занятие по формированию звуков должно проводится через 20–30 минут после комплексного сеанса. В наглядно-практическом пособии Новиков Е.В. предлагает 15–30 сеансов массажа языка руками, а потом подключается массаж скул, щек, круговой мышцы рта. Затем зондовый массаж языка, мягкого неба. Продолжительность одного сеанса массажа 30 минут. Через каждые 5 минут ребенку предоставляется отдых. Таким образом, длительность сеанса достигает 60 минут.
В документах, регламентирующих работу логопедов в ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи, в логопедических группах при ДОУ, на логопедических пунктах при ДОУ и общеобразовательных школах, в кабинетах детских поликлиник и т. д., строго оговаривается время индивидуальных занятий, в которые логопед должен укладываться. По мнению автора данного пособия, система логопедического массажа должна быть адаптирована к условиям практической работы логопедов, и вписываться в регламент индивидуального занятия, но не подменять его. Эту задачу мы и попытались решить в нашем пособии.
В III главе описаны 3 комплекса массажа. Каждый массажный прием (упражнение) проиллюстрирован рисунками и описаниями его цели, назначение, логопедическими рекомендациями. Отобрано более 60 упражнений. В приложении приводятся конспекты индивидуальных логопедических занятий, в которых спланирован логопедический дифференцированный массаж.
Книга адресована логопедам, студентам дефектологических факультетов, родителям, чьи дети нуждаются в логопедическом массаже.

Глава I
Структура дефекта при стертой дизартрии

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажения, замены звуков в сложных по слоговой структуре и др.
Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Лопатина Л. В.).
Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.
Данные исследования специализированных групп для детей с нарушениями речи показали, что в группах для детей с общим недоразвитием речи до 50 % детей, в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием – 35 % детей имеют стертую дизартрию. Дети со стертой дизартрией нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Логопеды специализированных групп планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на преодоление общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т. е. осуществляют устранение симптомов стертой дизартрии.
Вопросы диагностики стертой дизартрии и методики коррекционной работы изучены пока недостаточно.
В работах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой рассматривались вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых отмечается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечали, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень близка с осложненной дислалией.
В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией.
Вопросы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.
Стертая дизартрия чаще всего диагносцируется после 5-ти лет. Все дети, симптоматика у которых соответствовала стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т. к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включает:
– медицинское воздействие;
– психолого-педагогическую помощь;
– логопедическую работу.
Для раннего выявления стертой дизартрии правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения.
Исследование ребенка начинается с беседы с мамой и изучения поликлинической карты развития ребенка. Анализ анамнестических сведений показывает, что часто наблюдаются отклонения во внутриутробном развитии (токсикоз, гипертония, нефропатия и др.); асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В раннем возрасте был поставлен диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия).
Развитие ребенка после одного года как правило у всех было благополучным. Неврологическое обследование ребенка прекращалось. Однако, при обследовании в поликлинике логопед выявляет у детей в возрасте 5–6 лет следующие симптомы.
Общая моторика. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, у них органичен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб. Особенно заметна моторная несостоятельность на занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключении с одного движения на другое.
Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.
На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т. к. требуются и пространственные ориентировки и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети не интересовались до 5–6 лет играми с конструктором, не умели играть с мелкими игрушками, не собирали пазлы.
У детей школьного возраста в 1-ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых отмечалось «зеркальное письмо», замена букв на письме, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).

Особенности артикуляционного аппарата
У детей со стертой дизартрией выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.
Паретичность (вялость) мышц органов артикуляции: у таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед и др.
Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка и голосовых складок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании удержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10, язык не может сохранить состояние покоя и появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не удерживает язык вне полости рта.
Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.
Апраксин при стертой дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т. е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении одного движения на другое. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носо-губной складки.
Гиперсаливация, т. е. повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.
При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у некоторых детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.
Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком нарушение звукопроизношения напоминает сложную дислалию. При обследовании звукопроизношения выявляются смешения, искажения звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. В отличие от дислалии речь при стертой дизартрии еще имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Звуки, которые логопед поставил не автоматизируются, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки в речи, изолированно эти звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии специалист ставит теми же способами, что и при дислалии, но процесс автоматизации поставленных звуков затягивается. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.
Достаточно часто отмечаются межзубное и боковое искажение звуков. Дети испытывают трудность при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская согласные звуки при стечении согласных.
Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонная, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей в процессе речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию имитировать голоса животных то высоким, то низким голосом).
У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не выявляется, т. к. они произносят слова скандированно, т. е. по слогам.
Общее речевое развитие. Детей со стертой дизартрией условно можно распределить на три группы.
Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень похожа на детей с дислалией (ФН). Часто логопеды занимаются с ними как с детьми с дислалией и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, становится очевидным, что это стертая дизартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Как правило, эти дети имеют хороший уровень речевого развития. Но многие из них испытывают трудности в усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарный запас, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т. п.). Кроме этого, многие дети испытывают трудности в пространственной ориентации (схема тела, «внизу-вверху» и т. д.).
Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (ФФН). В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками. Допускают ошибки в ответ на просьбу показать нужную картинку (мышка-мишка, удочка-уточка, коса-коза и т. д.).
Таким образом, у некоторых детей можно констатировать несформированность слуховых и произносительных дифференцировок звуков. Словарь отстает от возрастной нормы. Многие дети испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др.
Дефекты звукопроизношения являются стойкими и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликлиники на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН).
Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки грамматического строя, невозможность связного высказывания, значительные трудности возникают при усвоении слов различной слоговой структуры.
Все дети этой группы со стертой дизартрией демонстрируют несформированность слуховых и произносительных дифференцировок. Показательным является игнорирование в речи предлогов. Эти дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи должны направляться на ПМПК (в специализированные группы детского сада) в группы ОНР.
Таким образом, дети со стертой дизартрией – это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:
– с фонетическими нарушениями;
– с фонетико-фонематическим недоразвитием;
– с общим недоразвитием речи.
Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления.
Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.
Психолого-педагогический аспект, осуществляемый дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлен на:
– развитие сенсорных функций;
– уточнение пространственных представлении;
– формирование конструктивного праксиса;
– развитие высших корковых функций – стереогноза;
– формирование тонких дифференцированных движений в руках;
– формирование познавательной деятельности;
– психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук.
Последовательность отработки звуков определяется подготовленностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического и грамматического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.
Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.
Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата относится к дизартрии. Ведущим в структуре речевого дефекта при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.
Минимально выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стертой дизартрии, которую следует рассматривать как степень проявления данного речевого дефекта (дизартрии).
Неяркие, стертые нарушения со стороны черепно-мозговых нервов могут быть установлены в процессе длительного динамического наблюдения, при выполнении усложняющихся двигательных заданий. Многие авторы описывают встречавшиеся при углубленном обследовании случаи легких остаточных расстройств иннервации, которые лежат в основе нарушений полноценных артикуляций, что приводит к неточности произношения.
Стертая

Логопедический массаж – активные метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровяных сосудов, и ткани переферического речевого аппарата.

Приемы:

Поглаживание

Пощипывание

Похлопывание

Вибрация

Характер выполнения этих приемов и направления, в которых они совершаются, определяются состоянием мышечного тонуса.

    Работа по развитию движений мимической мускулатуры (открыть/закрыть рот, поднять/опустить брови)

    Работа по обучению ребенка сглатыванию слюны (объясняем ребенку необходимость сглатывания слюны, вызываем либо активно-пассивные, либо активныежевательные движения)

    Развитие подвижности губ (рассмешить ребенка, чтобы он улыбнулся, намазать губы сладким, чтобы он облезал их)

После выполнения этих артикуляционных движений постепенно переходить к артикуляционной гимнастике. Движения могут быть неточными, не в полном объёме.

В случаях со стертой дизартрией работу следует начинать с артикуляционной гимнастики.

    Развитие подвижности языка. Начать с элементарных движений

В процессе проведения артикуляционной гимнастики можно использовать игротерапию Артикуляционные игры подбираются с учетом возраста, характера, и степени органического поражения г.м. с учетом состояния мышечного тонуса. При гиперкинезе используются статические упражнения.

Виды массажа:

Дифференцированный (основной вид)

Биологический, точечный массаж

Массаж в применением специальных приспособлений

Самомассаж

Противопоказания:

Любое соматическое или инфекционное заболевание в острый период

Коньюктевит

Острые или хронические заболевания кожных покровов

Наличие герпеса и т.д.

Наличие увеличенных лимфоузлов

Резковыраженная пульсация сонной артерии

Повышенный рвотный рефлекс

Перед массажем необходимо получить заключение от невропатолога или педиатра об отсутствии противопоказаний.

    Массаж должен проводиться в чистом, уютном, теплом помещении

    В среднем достаточно 2-3 процедуры в неделю. Обычно массаж проводится в 10-20 процедур. Эти циклы можно повторить с перерывом 2-3 месяца. При ДЦП в течение года.

    Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от степени поражения. Начальная длительность процедуры 5-7 минут. Конечная 20-25 минут.

    Перед тем, как начать курс логопедического массажа, логопед должен рассказать родителям о его неоходимости и эффективности

    Во время лог массажа ребенок не должен испытывать болевые ощущения.

Если ребенок негативно настроен, лучше первую процедуру проводить очень кратко.

    Проводится в медленном темпе

    Основные приемы – поглаживание и легкая вибрация

    Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка приятные ощущения

    Можно использовать тихую музыку

    Для усиления расслабительного эффекта за несколько минут до массажа на лицо можно положить расслдабляющий компресс.

    Последовательность воздействия на область в процессе одного сеанса

Мышцы шей и плечевого пояса

Мимическая мускулатура

Проведение активного (силового) массажа

Движения рук логопеда должны быть ритмичными, основные приемы

Поглаживание

Растирание

Разминание

Сильная вибрация

Сила воздействия должна постепенно увеличиваться

Последовательность:

      Шея, плечевой пояс

21. Опишите систему коррекционной работы в доречевой период по методике Архипоовой. Е.Ф.

Архипова (1980) впервые разработала систему коррекционно-логопедической работы в доречевой период с детьми, страдающими ДЦП. Целью коррекционной работы является последовательное развитие доречевых функций. Предполагается поэтапный ход коррекционных мероприятий, основанный на принципе кинестетической стимуляции.

Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы

1) Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, то есть с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций и педагогической запущенности.

2) Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень доречевого развития, на котором он находится. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохраненных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

3) Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. Это связано с тем, что при ДЦП недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий, то есть кинестезии, приводит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Одним из типов нарушений кинестезии является недостаточность или отсутствие следового образа движения, в том числе и движения артикуляционных мышц. В основу разработанной системы коррекционно-педагогической работы был положен принцип активного участия обратной афферентации в формировании компенсаторных механизмов, разработанный П.К. Анохиным.

4) Принципы отечественной дидактики. Коррекция и развитие доречевых функций детей с церебральным параличом требуют творческого использования таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены. В коррекционно-педагогической работе широко используются все перечисленные дидактические принципы, но с учетом специфических особенностей детей, страдающих церебральным параличом.

5) Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка.

6) Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж и др. Организация логопедической работы предусматривает активное участие в ней как медицинского персонала, так и родителей ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться ежедневно в специально оборудованном кабинете, индивидуально. В течение дня мать или медперсонал после предварительной инструкции проводит несложные упражнения для закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.

Выбор позы для занятий «рефлексо-запрещающие позиции».

Цель: выбрать для занятия положение ребенка, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе.

1. Поза эмбриона - в положении на спине следует приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимально возможного мышечного расслабления (метод, предложенный Б. и К. Бобат).

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову, ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, позволяющими удерживать ее на средней линии.

4. В положении на боку ребенок помешается в «позу эмбриона».

5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывается валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

§ нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

§ развитие зрительного и слухового восприятия;

§ развитие эмоциональных реакций;

§ развитие движений руки и действий с предметами;

§ формирование подготовительных этапов развития понимания речи;

§ развитие подготовительных этапов формирования активной речи.

Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей.

Для устранения речевого расстройства ребенка – дизартрии из-за короткой подъязычной уздечки, необходимо и выполнять логопедический массаж языка и корректировать звукопроизношение с помощью гимнастики: дыхательной и артикуляционной.

Показания и противопоказания к массажу языка

Логопедическим массажем можно нормализовать произношение слов и тонус мышц, устранить нарушения голоса, улучшить секреторную функцию кожи, активизировать ток крови и лимфы для увеличения газообмена между кровью и всеми тканями.

Выполняют массаж через день или ежедневно по 10-20 процедур с перерывом 1-2 месяца. Первый сеанс длится 1-6 минут, в конце цикла – 15-20 минут. Детям до 3-х лет массаж выполняют до 10 минут, дошкольникам – 15 минут, после 7 лет – 25 минут.

Противопоказано проводить массаж языка при конных и инфекционных заболеваниях, включая ОРВИ и грипп, герпес на губе, стоматит и конъюнктивит. При наличии судорог (эписиндрома), беспокойного поведения ребенка: крике, истерике с посинением носогубного треугольника и тремором подбородка массаж выполняют с осторожностью и после того, как ребенок успокоится.

Правильное положение тела во время массажа

Чтобы нормализовать мышечный тонус, расслабить и сделать дыхание ребенку более свободным необходимо правильно определить ему положение:

  • Укладывают ребенка на спину, подкладывая под шею валик. При этом плечи приподнимаются, голова – откидывается назад. Руки – вытягивают вдоль тела, ноги сгибают в коленях, подкладывая валик.
  • Положение «полусидя» достигают в кресле с высоким подголовником, детском стульчике или коляске.

Техника выполнения массажа языка при дизартрии

Сначала укрепляют и активизируют мышцы губ точечным массажем в течение 5-6 секунд: надавливанием подушечками пальцев с круговыми движениями на точки вокруг губ против часовой стрелки. Выполняют от центра к углам губ вверху и внизу.

При массаже языка от корня к кончику:

  1. Укрепляют и активизируют продольные мышцы языка. Продольные мышцы языка поглаживают указательным пальцем, с помощью зонда «Шарик» или шпателя (маленьким детям) 8-10 раз дважды в день.
  2. Укрепляют продольные и поперечные мышцы, ритмично надавливая пластмассовым шпателем на корень языка, двигаясь к кончику, до 6 раз дважды в день.
  3. Укрепляют и стимулируют поперечные мышцы языка поперечным поглаживанием с помощью указательного пальца, зонда «Шарик». Можно мягкой зубной щеткой, 4-6 раз трижды в день.
  4. Укрепляют мышцы языка и увеличивают объем артикуляционных движений обкалыванием по краям сбоку зондом «Игла» (1 раз в день, 10 секунд). Если появляется сонливость у ребенка – обкалывание прекращают.
  5. Уменьшают уровень саливации точечным массажем в местах углублений под языком, одновременно в двух точках указательным пальцем или с помощью зонда «Грабли». Выполняют массаж вращательными движениями против часовой стрелки без причинения дискомфорта ребенку — 6-10 сек.
  6. Поглаживают боковые поверхности языка с помощью большего и указательного пальцев.
  7. Укрепляют мышцы языка разминанием пальцами, обернутыми марлевой салфеткой. Тщательно разминают всю площадь языка по всем направлениям 6-8 сек, дважды в день.
  8. Разминают мышцы языка, направляя движения горизонтально. С помощью правого большого пальца двигаются по языку туда и обратно, Пальцами средним и указательным – снизу языка массируют перетирающими движениями. Легкими движениями массируют раздельно одну и вторую стороны языка.
  9. Продолжают массаж круговыми и спиралевидными растирающими движениями.
  10. Перетирающие движения выполняют поперечно, направляя пальцы от одной стороны языка в другую.
  11. Слегка потряхивают правой рукой кончик языка, затем шпателем из дерева или пластмассы легко и ритмично надавливают.
  12. Продолжают массаж легким сжиманием боковых поверхностей языка, удерживая пальцы 1-2 сек
  13. Сжимают правой рукой боковую поверхность языка и легко перетирают пальцами, затем повторяют с другой стороны левой рукой.
  14. Выполняют пощипывание края языка, затем похлопывание языка шпателем и вибрацию (по 10-15 сек). При этом у ребенка на нижних зубах должен находиться марлевый валик.

До массажа выполняют пассивную гимнастику, растягивающую и расслабляющую мышцы корня языка. Для этого:

  • Прикладывая большой палец сверху, средний и указательный – снизу средней части языка, язык поворачивают вправо, слегка потягивая его. При этом подтягивается кнаружи корень языка. Аналогично выполняют влево.
  • Подтягивают язык вперед накручиванием на указательный палец и совершают обратное движение в медленном темпе и маленькой амплитудой.

Массаж языка при дизартрии видео

Ребенок только начинает свою жизнь, он готовится стать полноценным членом социума. Речь – это один из важнейших способов общения.

Ребенок с хорошо развитыми навыками речи сможет без труда взаимодействовать с другими людьми, добиваться высот и успешно строить свою дальнейшую жизнь.

Родители должны поспособствовать тому, чтобы их малыш как можно раньше начал осваивать невербальные коммуникации, практиковать обмен эмоциями, изучать обозначения предметов и явлений, вступать в диалог с близкими.

Невербальное общение очень важно в нежном возрасте, когда малыш еще не умеет говорить, но уже показывает окружающему миру свои эмоции. Например, зевающий ребенок – это признак усталости, а улыбка на устах крохи говорит о его хорошем настроении и желании общаться.

Родители, правильно реагирующие на такие невербальные знаки, показывают ребенку, как он важен для них, и тем самым провоцируют его на дальнейшее общение.

Описание вслух материальных предметов или природных явлений стимулирует развитие речевой функции у подросшего ребенка. Он учится воссоздавать логические цепочки, рассуждать, применять свой еще небольшой опыт на практике. Полноценный диалог с малышом также влияет на развитие речи, а благоприятная атмосфера способствует общению.

Что дает хорошо развитая речь:

  • развитие мыслительных процессов;
  • формирование функций центральной нервной системы;
  • быстрое чтение и грамотное письмо;
  • четкое восприятие информации;
  • повышается способность к обучению и дальнейшему развитию;
  • правильное изложение собственных мыслей.

В борьбе с задержкой речевого развития

Задержка речевого развития обычно диагностируется на третьем-четвертом году жизни. Причин отставания от речевой нормы может быть множество.

В зоне риска дети, получившие родовую травму, имеющие заболевания слухового аппарата, повышенное внутричерепное давление, а также недоразвитость лицевых мускул и определенные расстройства психики.

При задержке речевого развития дает очень хороший результат. Простые манипуляции мама может производить сама в домашней обстановке.

Для развития речи очень эффективен точечный массаж. Эту процедуру осуществляет специалист. Он точечно стимулирует язык, губы, мочки ушей, щечки и кисти рук ребенка.

Терапия также включает в себя массу игровых упражнений: песни, подражания звуковые, сказки, скороговорки, гимнастические элементы для мышц лица, занятия для мелкой моторики.

Заниматься с ребенком, отстающим в речевом развитии от сверстников, нужно каждый день

Если такого малыша «запустить», то проявляются очень серьезные последствия:

  • У ребенка отмечается задержка интеллектуального, эмоционального, психического развития.
  • С течением времени это отставание выражается все ярче.
  • После поступления в школу у ребенка возникают непреодолимые трудности с освоением материала. Нередко такого ученика переводят в коррекционный класс.

Зондовый массаж, как способ коррекции звуков

Наиболее распространенное нарушение речевого развития называется дизартрией. При этом у ребенка появляются большие сложности с артикуляцией, произношением звуков. При дизартрии логопеды назначают курс зондового массажа по нетрадиционному, но весьма действенному методу известного логопеда Новиковой Елены Викторовны.

Для его проведения массажист использует восемь специальных приспособлений, которые также были разработаны автором методики. Называются они зондами.

Зонды применяются в четкой последовательности. Каждый из них воздействует только на ту зону, которая остро нуждается в коррекции. Массажист определяет сам силу нажатия и чередует ее на разных участках.

Болезненные ощущения при массаже по Новиковой исключены. Дети, страдающие гипертонусом мышц, могут почувствовать напряжение. Чтобы снизить дискомфорт, посадите ребенка в удобное кресло или уложите на кушетку.

Зондовый массаж корректирует нарушение речи, способствуя следующим улучшениям:

  • состояние голоса улучшается;
  • речевое дыхание приходит в норму;
  • улучшение психоэмоционального состояния;
  • тонус мышц нормализуется;
  • звукопроизношение исправляется;
  • нервная система успокаивается.

Показания и противопоказания

Зондовый массаж – процедура лечебная, поэтому она имеет свои показания и противопоказания.

Показан курс детям, имеющим расстройства речевой функции. При серьезных нарушениях развития речи лечебные сеансы просто необходимы. Процедура назначается малышам, у которых стоит один из диагнозов:

  • Дислалия. Недуг характеризуется искажением произношения звуков. При этом ребенок имеет нормальный слух.
  • Дизартрия. Болезнь вызывает расстройство артикуляции, сбивает речевое дыхание, угнетает интонацию и окраску произношения. В итоге вместо членораздельных звуков получается невнятная «каша».
  • Задержка психического развития. Ребенок с ЗПР отстает в интеллектуальном и эмоциональном плане от детей своего возраста. Процесс отставания обратим при регулярных занятиях.
  • Задержка речевого развития. Замедленное освоение родного языка диагностируется в возрасте до 3 лет. Недуг характеризуется отсутствием фразовой речи к двум годам и связных предложений к трем.
  • Заикание.

Противопоказаниями являются:

  • фурункулы, гнойные ранки у массажиста или малыша;
  • грибковые заболевания;
  • синяки, ранки на массируемой зоне;
  • туберкулез в активной форме;
  • заболевания крови;
  • образование тромбов в сосудах;
  • отек Квинке;
  • крапивница;
  • злокачественны образования;
  • простудные заболевания, грипп или инфекции;
  • эпилепсия, судороги, тремор подбородка;
  • возраст до 6 месяцев.

Зондовый массаж по Новиковой

Массаж по Новиковой – несложная процедура, дающая хорошие результаты. Логопед продумала свою методику таким образом, чтобы каждым зондом задействовать пораженный участок языка, губ, щек и мягкого неба. Постепенно эти области реанимируются.

Предварительно специалист осматривает лицевую мускулатуру ребенка, определяет степень ее поражения. На основе этих данных массажист может сделать вывод о том, сколько сеансов понадобится для устранения дефекта.

Техника выполнения

Требования к специалисту : наличие опыта и практики.

Требования к зондам : оригинальность, только фирменные приспособления безопасны для ребенка.

Требования к родителям : не пропускать сеансы и заниматься дома.

Курс длится от двух до трех недель. Повторяют его через 40–45 дней. Каждое упражнение делают по 30–35 раз. В некоторых случаях вполне достаточно одного курса массажа для того, чтобы исправить речевые дефекты.

Ребенка перед массажем нужно подготовить к процедуре: дать подержать зонды в руках, рассмотреть их. К массажу ребенок обычно привыкает с первого же сеанса.

Зонд 1 – вилочковый

Заостренным концом зонда обкалывают язык, щеки, губы и мягкое небо. При этом идет активное сокращение мышц. Движения аккуратные, короткие. Постепенно можно вводить покачивания.

Зонд устанавливают в точку и начинают покачивающие движения в разные стороны, затем вращают на одном месте по часовой стрелке в течение пяти секунд.

Зонд 2 – восьмерка

Приспособление работает на губах, щеках и языке. Мышцы растирают петелькой вверх и вниз. По мышцам языка зонд не перемещают, а нажимают на язык и покачивают.

Зонды 3,4 и 5 – большие, средние и малые саночки

Зонды отличаются размером, захватом массируемой зоны и силой надавливания. Этими приспособлениями стимулируют мышечные волокна языка, губ, щечек и мягкого неба.

Зонд 6 – топорик

Достаточно интенсивно работает с губами, языком, скулами. Используют элемент вдавливания мышц и скольжения по ним. Топорик восстанавливает нормальный тонус и подвижность мышц.

При гипотонусе сила нажатия больше, при гипертонусе – меньше. Давление длится не дольше пяти секунд.

Зонд 7 – крестовина

Основная область для массажа крестовиной – язык. Нажимая на него и отталкивая назад, специалист провоцирует сокращение мышц языка.

Зонд 8 – толкачик

Давление на язык этим зондом чередуется с расслаблением. Фаза нажима на язык длится пять секунд.

А теперь посмотрите видео с мастер классом зондового логопедического массажа языка для детей, а также артикуляционная гимнастика.

Заключение

Процедура логопедического массажа приносит несомненную пользу, но при условии соблюдения рекомендаций медиков. Зондовый массаж по Новиковой нельзя делать грудничкам младше полугодовалого возраста.

Логопедический массаж руками разрешен в любом возрасте, и при обнаружении проблем с речевой функцией приступить к сеансам ручного массажа нужно как можно раньше.