Сценарий спектакля "Тайна Медной горы" по мотивам сказов П.Бажова. Сценарий сказки "Каменный цветок" по мотивам П

Развлечение на тему «Волшебные сказы П.П. Бажова»

Подготовительная группа

Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы поговорить об уральском сказочнике, или еще как его называли «дедушка Бажов».

Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник , прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов .

Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами , с его богатейшим языком.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.

Какие произведения П. П. Бажова вы знаете? Назовите их.

Дети : «Серебряное копытце» , «Огневушка – поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» .

Ведущий: Какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?

Дети : Малахит!

Ведущий: Правильно! Посмотрите, какой красивый и необычный этот камень- малахит! Самое время и в игру с ним поиграть, свою ловкость показать.

Игра «Малахит»

Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка обрывается, тот – говорит прилагательное о камне и танцует

Ведущий: Вот посмотрите, какой у меня есть короб. Он не простой, в нём лежат очень интересные предметы. И вы сейчас назовёте эти предметы, и скажите, из какого они сказа .

    Малахитовая шкатулка (Сказ «Малахитовая шкатулка» ).

Ведущий: А в малахитовой шкатулке драгоценности, эти драгоценности добывают старатели(геологи), у них очень тяжелый труд (ходят по горам, чтобы добыть камень нужна сила и сноровка) и мы проверим, кто у нас самый быстрый и ловкий.

Эстафета- Перенеси камень

2. Оранжевый платочек (Огневушка-поскакушка)

Танец с платочками -девочки

    Кошка Мурёнка (Сказ «Серебряное копытце» )

Серебряное копытце копытцем постучал и набросал разных камней, но вот беда, они упали в снег и теперь нам надо найти, кто самый быстрый.

Эстафета: «Добытчики»- в обруче лежат в перемешку кубики и камни, надо выбрать именно камни.

    Ящерка (Сказ «Хозяйка Медной горы» ).

Ящерка у нас очень быстрая и ловкая, непросто по камням бегать. Может и нам попробовать.

Эстафета: «Преодолей препятствия» - проползти по мату, обежать вокруг обручей и предать эстафету.

Ведущий: Любите, ребята, сказки? Вижу, заблестели глазки. Сядьте тихо, посидите, мою сказку не вспугните.

Показ сказки «Серебряное копытце»: кукольный театр.

Ведущий: А теперь отгадайте загадку:

Сироткой рос мальчишечка: голубеньки глазёнки.

Волосики кудрявеньки, а сам наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича малахитову делу обучался

И с самой хозяйкой Медной, говорят в народе, знался. (Данило-мастер)

Ведущий: Мы с вами станем тоже горными мастерами и сами сделаем красивый камень. Перед вами пластилин разных цветов, вы можете по своему желанию перемешать пластилин и создать свой драгоценный камень.

МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

Провела: Каткова е.П.

с. Ширингуши

2017 г.

Задачи:

1. Познакомить детей с великим сказочником Урала П.П. Бажова

2. Раскрыть творчество П.П. Бажова

3. Способствовать передаче духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию.

4. Прививать интерес и любовь к богатой природе Урала.

5. Воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;

Рассматривание иллюстраций;

Организация развивающей среды:

Компьютерная презентация;

Иллюстрации к сказам;

Портрет П. П. Бажова;

Шкатулка с камнями.

Место проведения: летний оздоровительный лагерь «Цветик – семицветик»

Ход мероприятия

Ведущий: Мы с вами познакомились с некоторыми сказами Бажова, а сегодня я хочу вас познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым. Показ портрета писателя.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.

У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было.

Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

А после окончания Бажов работал учителем в начальной школе. В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию.

Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939! Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира!

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках-южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года (в 71 год) (61 год назад) в Кремлевской больнице от рака легких. А похоронен в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Теперь там на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

В Копейске есть поселок его имени.

По Волге ходит пароход «Павел Бажов».

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок») .

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

Ведущий: А сейчас я вас приглашаю в картинную галерею по сказам Бажова.

В нашей галерее находятся картины - иллюстрации к сказам. А узнаете ли вы сказ по картинам - это мы сейчас проверим.

(Картины показываются по - порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.)

1. «Серебряное копытце»: «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.»

2. «Малахитовая шкатулка»: «Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

4. «Синюшкин колодец»: «Хотел на ноги подняться, а не может. Отполз всё же таки сажени две ко взгорочку, шапку под голову. Да растянулся. Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платишко на ней сине, платок на голове синий, и сама вся синёхонька, …

5. «Голубая змейка»: «одно показалось им непривычным: идёт, как плывёт, совсем, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от неё золотое облачко колышется, с левой – чёрное.»

6. «Серебряное копытце»: «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик весёлый да ласковый. Она и говорит: - Пойду. Только ты эту кошку Мурёнку тоже возьми: гляди, какая хорошая.»

7. «Малахитовая шкатулка»: «Как выдался такой часок, Танюшка и позвала ту женщину в голубец. Достала Танюшка шкатулку, показывает, а женщина поглядела маленько, да и говорит: - Наденько на себя – виднее будет.»

Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины?

Ведущий: А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

«Отгадайте загадки»:

    Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка …

(Дарёнка)

    Шапочка Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

(Золотая Змейка)

    Круглое окошко, - как в ключе, водица.

Возле той водицы старушонка злится.

Синенькая, тощая: дунь - и нет её,

Охраняет старая сокровище своё.

(Синюшкин колодец)

«Из какого сказа эти строки?»

    «Змейка всё же их перехитрила – меж ног у ребят прокатила. У каждого одна штанина золочёной оказалась, другая как дёгтем вымазана.» («Голубая змейка»)

2. «Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.» («Синюшкин колодец»)

3. «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.» («Серебряное копытце»)

4. «Потом, когда подросла Танюша, она и сама стала шкатулку доставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или ещё куда, Танюшка останется домовничать» («Малахитовая шкатулка»)

«Ответьте правильно на вопросы»

    Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)

    Как звали друга Ланко Пужанко? (Лейко Шапочка)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5. Чьи это слова: «Пр-равильно говоришь, пр-равильно.» (Кошка Мурёнка)

6. Что попросили у Голубой Змейки Ланко и Лейко?

Ведущий: Ну что, ребята, вы порадовали своими ответами. Давайте ещё раз повторим, какие сказы Бажова вы знаете?

Я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к сказу, который вам больше всего понравился.

МОУ «Урусовская СОШ»

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ

2, 3 классы

Тема:

Интеллектуальная игра "Сказы П.П. Бажова".

Подготовил

учитель начальных классов

Панченко Л. В.

03.12.15

2015 год

Интеллектуальная игра "Сказы П.П. Бажова". 2 - 3 классы

Цель: Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.

Оборудование: презентация

Ход мероприятия

Учитель. Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал - колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.

В семье мастера одного из таких заводов 27 января 1879 г. родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. И отец, и дед его, и прадед всю жизнь провели на медеплавильных заводах в местечке Сысерть.

Ученик 1 . В. Радевич «Земля Бажова» В. Д.

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал – земля!

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

Учитель. Рос, духовно формировался Бажов в рабочей среде, видел и узнал обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжком труде на старинных рудниках, о бунтах против жестоких хозяев. В тихие вечерние часы заводской сторож, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Пoлозе и его дочерях Змеёвках, о Хозяйке Медной горы, что охраняют богатства уральских недр.

С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей - старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна.

Ученик 2 . Ч. Д.

Вечерний костёр

И старую вышку,

И Думную гору,

И дедушку Слышко

Представил я сразу.

За ясное слово,

За чудные сказы

Спасибо Бажову.

Приволье, раздолье –

Родной наш Урал!

Твои камнерезы,

Твои мастера

Такое своими

Руками творили,

Что мёртвые камни

У них говорили.

Огнём загорались

Цветные каменья

И сказы рождались

Нам в поученье.

Он трогает словом

И сердце и разум

Спасибо Бажову

За чудные сказы!

Учитель. Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение. В молодом фольклоре, который насчитывал всего лишь около двух столетий, потому что возник в 18 веке вместе с промышленностью Урала, нашла отражение поэтическая любовь русских людей к родной земле. Ранние впечатления оставили неизгладимый след в душе юноши и определили его жизненный путь. Ценой многих лишений родители будущего писателя дали своему единственному сыну образование. Сначала он учился в Екатеринбурге, а затем в Перми, стал народным учителем, поселившись в глухой уральской деревне. В течение 15 лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по Уралу собирал фольклор. Бажовым написано множество сказов, одни из них известны больше, другие меньше, по некоторым созданы мультфильмы, некоторые экранизированы

Ученик 3. Д. Румата «Лазурь и малахит» К. А.

Вода лазурная бежит

По малахитовым предгорьям,

Седою кровлей облака

Венчают голые вершины

И смотрят в реку с высока

Их отраженья, точно льдины.

Здесь очи каменных богов

Веками смотрят на теченье,

Им не покинуть берегов,

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас интеллектуальная игра по сказкам П. П. Бажова. Она посвящена творчеству П.П.Бажова - нашего знаменитого Уральского сказителя. Вас ожидает увлекательное путешествие по сказам Бажова. Герои сказов П.П.Бажова подготовили для вас интересные задания.

Соревнуются две команды 2 и 3 классы

1. Назовите сказ и главного героя.

Учитель. Т. Сарышева «Хозяйка медной горы»

Распахнуты скалы, дорога открыта,

Простят ему выдумку, бегство, исканья,

А ей – по зелёной траве малахита

Бродить улыбаясь: она ведь из камня.

Она ведь из камня. (Хозяйка медной горы, сказ «Каменный цветок».)

1) «С той поры стал он чуть не каждый день в лес бегать. Время как раз покосное, ягодное. Травы все в цвету. Людей в то время на покосах было много. Спрашивают они его - не потерял ли чего? Он улыбался этак невесело, да и говорит: «Потерять не потерял, а найти не могу». (Данила, сказ «Каменный цветок».)

2) «Проснулся он на другой день и видит - на вчерашнем огневище большая яма вырыта, а старатели стоят у четырех сосен и говорят одно:

- На этом месте в землю ушла!» (Федюнька, сказ «Огневушка- поскакушка»)

3). Вспомните, как звали мастера, который обучал Данилку. В каком сказе это было? (Прокопьич, сказ «Каменный цветок».)

2. Ответьте на вопросы

1. На каком музыкальном инструменте играл Данилка из сказа «Каменный цветок»? (На рожке.)

2. Объясните, как вы понимаете выражение «Расправа тогда известно, какая была. За всякую вину спину кажи».

3. Почему Данилку звали Недормышем? (Сирота. Матери не помнил, а отца вовсе не знал.)

4. Как стали называть Катю, когда Данила исчез? (Мертвякова невеста.)

5. К кому в дом ушла Катерина после ссоры с родственниками? (К Прокопьичу.)

6. На какой драгоценный металл есть знак «пляшущая девочка »? (На золото, сказ «Огневушка-поскакушка».)

7. Что говорили люди о том, как Данилушка из сказа «Каменный цветок» исчез? (Кто говорил, что ума лишился, в лесу сгинул, а кто, что Хозяйка Медной горы взяла его в горные мастера.)

8. Объясните смысл фразы из сказа «Горный мастер»: «Так и ушла Катя из дома. Родные не крепко вязались. Лишний из семьи - шуму меньше».

9. Чем стала заниматься Катя после исчезновения Данилы и смерти Прокопьича? (Обрабатывать малахит. Нехитрый товар для продажи на базаре.)

10. Старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце» узнал, как зовут девчушку, с первого раза. Он сказал: «Подаренка Григорьева не у вас ли живет?». Слово «подаренка» созвучно с именем девочки. Как же ее звали? (Даренка) Что имел в виду Кокованя?

11. Из какого материала была сделана знаменитая бажовская шкатулка? (Из малахита.)

12. Как звали кошку, которую Даренка взяла с собой в дом к Коковане? (Муренка.)

13. Где происходит действие бажовских сказов? (На Урале.)

14. Где Катя брала камень малахит для своей работы? (На Змеиной горе.)

    Зеркальце ( Таюткино - “Таюткино зеркальце”).

    Лопата (Федюнькина - “Огневушка - Поскакушка”).

    Решето и три перышка (Ильи - “Синюшкин колодец”).

    Кошельки ( Ланко Пужанко и Лейко Шапочка - “Голубая змейка”).

( Алмазный топор)

    Серебряное копытце

    Малахитовая шкатулка

    Алмазный топор

    Таюткино зеркальце

3. Какого из перечисленных сказочных персонажей НЕТ у Бажова? ( Ивашка-Медвежье ушко)

    Великий Полоз

    Ивашка-Медвежье ушко

    Голубая змейка

    Огневушка-поскакушка

Начало формы

    Изробиться - побледнеть

    Зарукавье – обувь

    Справный – хороший

    Басенькая – красивая

    Обуя – браслет

    Старатель – жаркий день

    Парун – работник на прииске

Ответ

    Изробиться - изработаться, выбиться из сил

    Зарукавье – браслет

    Помучнеть – побледнеть

    Справный – хороший

    Басенькая – красивая

    Обуя – обувь

    Старатель – работник на прииске

    Парун – жаркий день

5. (ящерка)

    голубица

    ящерка

    змея

    лягушка

6 . Глядя на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу? (дурман-цветок)

    колокольчик

    ландыш

    тюльпан

    дурман-цветок

7. Из чего был сделан каменный цветок Данилы – мастера? ( Из малахита)

    Из золота

    Из яшмы

    Из малахита

    Из хрусталя

( Золото )

    Вода

    Золото

    Изумруды

    Бессмертие

9 . ( Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба…)

( Дарёнка)

    Марьюшка

    Алёнка

    Дарёнка

    Варварушка

(«Правильно говоришь, правильно»)

    «Верно говоришь, верно»

    «Хорошо говоришь, хорошо»

    «Точно говоришь, точно»

(Охотник)

    Лесник

    Старатель

    Охотник

    Камнерез

4. Конкурс загадок и шарад

Отгадайте загадки, отгадки найдёте в сказах Бажова:

Залежи в недрах, леса и поля,

Кормит и поит родная ….(земля)

В глубинах гор, чудесных гор

Гудит руда, звенит хрусталь,

В палитре огнецветных зорь

Пылают золото и сталь. Что это за горы? (Уральские горы)

Путь его далёк и долог

Ищет залежи …(геолог)

Он был когда – то деревом могучим

И трепетал весёлою листвой.

Теперь лежит в земле чернее тучи –

Лежит окаменевший, неживой…

Но прошлой жизни он хранит следы

И нужен людям, как глоток воды. (каменный уголь)

А этот – прозрачнее льдинки

И даже прохладен, как лёд…

Разрезанный на пластинки

Он службу большую несёт.

Высоко – высоко летит самолёт,

Глубоко подводная лодка плывёт.

Всё видит, всё слышит пластинка –

Прозрачная тонкая льдинка. (горный хрусталь)

Чудесно зелена и знаменита

Та чаша из резного… (малахита)

Лежит верёвка,

Шипит, плутовка,

Брать её опасно – укусит.

Ясно ? (змея)

Маленькая, лёгонькая,

А за хвост не подымешь. (ящерица)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах!

Удрала, а хвост в руках. (ящерица)

Вся махонькая,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой. (кошка )

Шелестя, шурша травой

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел! (змея)

Задремлю я и пою

Песенку тебе свою,

Но когда я на охоте –

Неленива я в работе. (кошка)

Стоит корытце полно водицы. (колодец)

Кто родится с усами? (кошка)

5.Игра «Собери название сказов»

МЕДНОЙ

МАЛАХИТОВАЯ

ГОРЫ

ШКАТУЛКА

ХОЗЯЙКА

ТАЮТКИНО

ГОЛУБАЯ

ЗЕРКАЛЬЦЕ

ЗМЕЙКА

СИНЮШКИН

СЕРЕБРЯНОЕ

КОЛОДЕЦ

КОПЫТЦЕ

ГОРНЫЙ

КАМЕННЫЙ

ХРУПКАЯ

ВОЛОС

ВЕТОЧКА

ЗОЛОТОЙ

ПРО

КОШАЧЬИ

ВЕЛИКОГО

УШИ

ПОЛОЗА

ПРИКАЗЧИКОВЫ

ПОДОШВЫ

ЦВЕТОК

МАСТЕР

Для проведения этого конкурса необходимо заранее написать на полосках бумаги названия сказов Бажова – 2 экземпляра.

МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА

ОГНЕВУШКА – ПОСКАКУШКА

ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА

МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА

ТАЮТКИНО ЗЕРКАЛЬЦЕ

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ

КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК

СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ

ГОРНЫЙ МАСТЕР

ХРУПКАЯ ВЕТОЧКА

ЗОЛОТОЙ ВОЛОС

КОШАЧЬИ УШИ

ПРО ВЕЛИКОГО ПОЛОЗА

ПРИКАЗЧИКОВЫ ПОДОШВЫ

Полоски разрезаются на отдельные слова и перемешиваются. Каждой команде даётся по 3 минуты на то, чтобы составить правильное название сказок.

Ученик 5 . Т. К.

Недалёко от Исети –

Старый дом и сад густой.

Там шумит осенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копыта серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется Бажовский дом.

А из сада – гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

Есть ещё такой обычай

У ребят у свердловчан:

Каждою весною новой

Тихо входят на крыльцо –

Посадить в саду Бажова

Маленькое деревцо.

И посадят возле школы

Всем лихим ветрам назло,

Чтобы крепким и весёлым

Это дерево росло.

И шумит листвой рябинка,

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт.

МОЛОДЦЫ!!!

Литература

1.Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. - М.: Правда, 1980. - 640с.

2.Беоникова И.Н., Шарикова Л.П., Хохлова Е.Б. В гостях у Хозяйки Медной горы. Из “Малахитовой шкатулки”. Радуга сказов Бажова. // Читаем, учимся, играем. - 2003. - №11. Дейстер Н.В. Бажовский карнавал // Педсовет. - 2004. - №6. - С. 10-11.

3.Мастер уральских сказов (к 100-летию со дня рождения П.П. Бажова). // Детская литература. - 1979. - №1. - С.26.

4.Порядина М. Коренная тайность Павла Бажова. // Библиотека в школе. - 2003. - №23. - С. 62 - 63.

5.Скорино Л. Павел Павлович Бажов (1879 - 1950). - М.: Правда, 1980. - С. 5-42.

Интернет-ресурсы

1.

2. Внеклассные мероприятия …-umnicy- po

3. Начальная школа

4. …-puteshestvie- po -skazam

5. …-puteshestvie- po -skazam

6.

ПРИЛОЖЕНИЯ

    Стихотворение молодого рабочего – камнереза

Вечерний костёр

И старую вышку,

И Думную гору,

И дедушку Слышко

Представил я сразу.

За ясное слово,

За чудные сказы

Спасибо Бажову.

Приволье, раздолье –

Родной наш Урал!

Твои камнерезы,

Твои мастера

Такое своими

Руками творили,

Что мёртвые камни

У них говорили.

Огнём загорались

Цветные каменья

И сказы рождались

Нам в поученье.

Он трогает словом

И сердце и разум

Спасибо Бажову

За чудные сказы!

    В. Радевич «Земля Бажова»

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал – земля!

Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Отшлифованы самоцветы

Жизнью, радостью и трудом.

И становится делом слово,

В каждом камне – цветы цветут…

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

    Д. Румата «Лазурь и малахит»

Вода лазурная бежит

По малахитовым предгорьям,

Седою кровлей облака

Венчают голые вершины

И смотрят в реку с высока

Их отраженья, точно льдины.

Здесь очи каменных богов

Веками смотрят на теченье,

Им не покинуть берегов,

А мы здесь были лишь мгновенье!

Е. Хоринская «Домик писателя»

Недалёко от Исети –

Старый дом и сад густой.

Там шумит осенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копыта серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется Бажовский дом.

А из сада – гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

Есть ещё такой обычай

У ребят у свердловчан:

Каждою весною новой

Тихо входят на крыльцо –

Посадить в саду Бажова

Маленькое деревцо.

И посадят возле школы

Всем лихим ветрам назло,

Чтобы крепким и весёлым

Это дерево росло.

И шумит листвой рябинка,

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт.

    Т. Сарышева «Хозяйка медной горы»

Распахнуты скалы, дорога открыта,

Простят ему выдумку, бегство, исканья,

А ей – по зелёной траве малахита

Бродить улыбаясь: она ведь из камня.

Что с каменной станется! Душно и мелко

Ревнивое чувство. Теперь оно глуше.

Припала к стволу ошалевшая белка,

Трусливые зайцы расправили уши.

Хозяйка идёт. И в том её сила,

Что стоит ей только кивнуть головою –

И дерево вдруг упадёт вековое,

А в том, что Данилу домой отпустила.

Распахнуты скалы, дорога открыта,

Простят ему выдумку, бегство, исканья,

А ей – по зелёной траве малахита

Бродить улыбаясь: она ведь из камня.

Она ведь из камня.

3. Ответьте на вопросы викторины

1. Узнайте, из каких сказов эти предметы и кому они принадлежали?

    Зеркальце

    Лопата

    Решето и три перышка

    Кошельки

2.Какой из перечисленных сказов Бажову НЕ принадлежит?

    Серебряное копытце

    Малахитовая шкатулка

    Алмазный топор

    Таюткино зеркальце

3.Какого из перечисленных сказочных персонажей НЕТ у Бажова?

    Великий Полоз

    Ивашка-Медвежье ушко

    Голубая змейка

    Огневушка-поскакушка

Начало формы

4. В сказах Бажова много народных слов: забавных, красивых, а иногда - очень умных. Попробуйте определить, что означают слова героев уральских сказов?

    Изробиться - побледнеть

    Зарукавье – обувь

    Помучнеть – изработаться, выбиться из сил

    Справный – хороший

    Басенькая – красивая

    Обуя – браслет

    Старатель – жаркий день

    Парун – работник на прииске

5. В каком еще обличие появляется Хозяйка Медной Горы в сказах?

    голубица

    ящерка

    змея

    лягушка

6 . Глядя, на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу?

(Хозяйка упоминает название того самого цветка.)

    колокольчик

    ландыш

    тюльпан

    дурман-цветок

7. Из чего был сделан каменный цветок Данилы – мастера?

    Из золота

    Из яшмы

    Из малахита

    Из хрусталя

8. Что было во власти Великого Полоза?

    Вода

    Золото

    Изумруды

    Бессмертие

9 . Кто такая Огневушка-Поскакушка? (Узнайте Огневушку-Поскакушку по описанию)

    Ростом не больше трёх вершков, платье на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая…

    Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба…

    Из правого рукава у нее золотая струя бежит, а из левого черная пыль сыплется...

    А одёжа на ней, что другой такой на свете не найдёшь. Из шёлкового малахиту платье…

10. Как звали героиню сказа «Серебряное копытце»?

    Марьюшка

    Алёнка

    Дарёнка

    Варварушка

11. Какие слова мурлыкала кошка Мурёнка своей маленькой хозяйке?

    «Верно говоришь, верно»

    «Правильно говоришь, правильно»

    «Хорошо говоришь, хорошо»

    «Точно говоришь, точно»

12. Кем был старик Кокованя из сказа «Серебряное копытце»?

    Лесник

    Старатель

    Охотник

    Камнерез


Сценарий литературного праздника, посвящённого 130 – летию Павла Бажова

«Уральский сказитель»

(на экране 1 слайд)

Недалёко от Исети -

Старый дом и сад густой.

Там шумит весенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копытца серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данило над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

А из сада гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

Есть ещё такой обычай

У ребят у свердловчан:

Каждою весною новой

Тихо входят на крыльцо –

Попросить в саду Бажова

Маленькое деревцо.

И посадят возле школы

Всем лихим ветрам назло,

Чтобы крепким и весёлым

Это деревцо росло.

И шумит листвой рябинка.

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт… Е. Хоринская Домик писателя

(на экране 2 слайд)

15 января или 27 января по новому стилю 1879 года в городе Сысертский Завод на Урале в семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так писалась тогда фамилия этой семьи) родился сын Павел.

(на экране 3 слайд)

Отец Павла был потомственный уральский рабочий, горнозаводской мастер на Сысертском металлургическом заводе. Он был опытным мастером, имел независимый характер и за острый язык получил прозвище Сверло. За частую критику несправедливых порядков начальства, его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его на работу. Мать писателя была искусной кружевницей, не щадя глаз работала в «рукодельной мастерской», плела кружева, вязала ажурные чулки для жён и дочерей заводского начальства. Детство будущего писателя прошло среди уральских мастеровых людей. Впечатления детства оказались для П. П. Бажова самыми важными и яркими.

(на экране 4 слайд)

Павел учился в земской трёхлетней школе. Был способным и любознательным учеником. Павел любил читать и обладал хорошей памятью. Однажды он прочёл наизусть школьный сборник стихотворений Николая Алексеевича Некрасова, чем удивил присутствующих при этом учителей и гостей школы. По окончанию школы учителя советовали родителям будущего писателя продолжить его обучение в уездном городе – Екатеринбурге. Родители, люди небогатые, смогли отдать сына только в Екатеринбургское духовное училище, где была самая низкая плата за обучение, и не требовалось покупать форму. Бажов успешно сдал экзамены в училище. (Ранее в этом училище учились изобретатель радио Александр Степанович Попов и писатель Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк). Окончив Екатеринбургское духовное училище в 14 лет, Бажов поступает в Пермскую духовную семинарию. Здесь он учится шесть лет. Здесь он продолжает много читать. Среди его любимых писателей были Антон Павлович Чехов, Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин, Николай Александрович Добролюбов, Дмитрий Иванович Писарев и многие другие. В 1899 году Бажов окончил семинарию (был третьим учеником по сумме баллов), но продолжить обучение в университете было невозможно из – за его политических взглядов (ему было отказано в приёме в Томский университет, т. к. он принимал участие в выступлении семинаристов против реакционно- настроенных преподавателей), а от предложения поступить в Киевскую духовную академию он отказался сам. Бажов решает работать учителем.

(на экране 5 слайд)

Сначала в 20 лет он работал в начальной школе глухой деревни Шайдуриха под городом Невьянском, затем в качестве преподавателя русского языка в Екатеринбургском духовном училище, в епархиальном (женском) училище, где он вёл занятия по русскому языку, а также церковнославянскому и алгебре. Одна из выпускниц этого училища, Валентина Александровна Иваницкая, впоследствии в 1911 году стала женой Павла Петровича.

(на экране 6 слайд)

Брак этот был счастливым и многодетным – семеро детей (дочь П. П. Бажова Ариадна вышла замуж за сына писателя А. П. Гайдара – Тимура. П. П. Бажов – дед политического деятеля Егора Гайдара)

(на экране 7 слайд)

Одновременно с учительской работой Павел Петрович Бажов много занимался изучением фольклора и этнографии, истории родного уральского края. Во время летних каникул будущий писатель пешком или на велосипеде путешествовал по Уралу, делал различные записи. К этому времени относится его первая публикация – статья «Д. Н. Мамин – Сибиряк как писатель для детей» в «Екатеринбургских Епархиальных новостях». События революции и Гражданской войны не оставили Бажова в стороне. Он вступает в Красную Армию. Это было трудное, тревожное время. Был белогвардейский плен, побег, партизанский отряд в колчаковском тылу. После войны он становится журналистом, руководит народным образование, редактирует газеты, заведует информационным отделом, пишет очерки, статьи, фельетоны, рассказы. Так постепенно в Павле Петровиче Бажове рождается большой писатель.

(на экране 8 слайд)

В свои писательские возможности Павел Петрович поверил не сразу. «Для меня звание писателя стояло очень высоко, и мне казалось, что тянуться в эту сторону у меня и сил нет, и возможности нет, и поэтому я никогда не думал, что мне когда – нибудь придётся писать», - отмечал Бажов. В 1936 году, когда Бажову шёл

58 – й год, он поступает на заочное отделение Литературного института

им. М. Горького. К этому времени Бажов накопил большое количество фольклорных произведений. Свою знаменитую «Малахитовую шкатулку» - книгу сказов – Павел Петрович Бажов создал, когда ему было уже 60 лет. Сборник вышел впервые в 1939 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), и включал в себя 14 сказов. В 1943 году за эту книгу писатель был удостоен Сталинской премии второй степени (в 2009, в этом году юбилей у книги – 70 лет). В 1944 году книга была переведена на английский язык, и вышла в Лондоне, Нью–Йорке, в Праге, в Париже, а в дальнейшем она была переведена на 100 языков мира.

«Любознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа. Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его невесте Насте Хозяйка Медной горы… Название книги оказалось удачным ещё и потому, что писатель постепенно «складывал» в этот сборник, как в шкатулку, всё новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством» Н. И. Савушкина.

Сказы «Малахитовая шкатулка» были представлены читателю, как восстановленные по памяти рассказы дедушки Слышко. Эти сказы Бажов слышал в 1892 – 1895 гг. когда приезжал домой на каникул.

(на экране 9 слайд)

Что такое сказ? Чем он отличается от сказки и рассказа?

Павел Бажов любил в детстве слушать старых горняков, знатоков прошлого. Такими людьми были Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим рассказчиком из всех был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин (в сказах П. П. Бажова дед Слышко). Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе всегда собирались ребятишки и взрослые, охотники послушать его истории. Свои истории о необычных и загадочных случаях, ящерках, бурой кошке и других чудесных помощниках камнерезов и горняков В. Хмелинин никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, «маленьким рассказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житьё да про земельные дела – это вот помню… только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».

Сказ – это устное слово, устная форма речи, перенесённая в книгу.

Бажов говорил, что сказы его «Малахитовой шкатулки» распадаются на две разные группы. Это сказы «взрослого тона»: «Каменный цветок», и «детского тона» - «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Таюткино зеркальце», «Голубая змейка».

Действительно, Огневушка – поскакушка приметила восьмилетнего Федюньку, сироту, славного, трудолюбивого и доброго паренька, козлик Серебряное копытце «показался» девочке Дарёнке да кошке Мурёне, Голубая змейка одарила за доброту души да за крепкую дружбу мальчишек.

(на экране 10 слайд)

В изданиях «Малахитовой шкатулки» и отдельных её сказов всегда можно найти пояснения непонятных слов, понятий и выражений, а их немало в сказах Бажова. Ведь язык его сказов особый, его не спутаешь ни с какими другими произведениями. Вот так о нём говорил Лев Кассиль « Павел Петрович никогда не стремился щегольнуть знанием народного языка, поиграть редкими, неведомыми словечками. Он говорил очень просто без книжных оборотов, не впадая в интеллигентное гладкоречие. Человек чрезвычайно начитанный, впитавший в себя лучшие традиции передовой русской литературы, великолепно знавший её, он сочетал в себе подлинно народную мудрость с тонким, взыскательным вкусом большого художника, отлично ощущавшего новые времена…»

Многие слова, которые уральским горнякам и камнерезам были понятны и знакомы. Сейчас ушли из разговорной речи, но навсегда остались в нашей фольклорной и художественной литературе.

(на экране 11 слайд)

Действие всех сказов Павла Бажова происходит в горах и лесах Урала.

Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Однажды великан растянул его, пояс лёг через всю землю: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

«Урал» по-башкирски – «пояс». Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.

Более 800 различных минералов хранится в Уральских горах. Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл.

На Урале родилось слово «самоцветы». Так называют драгоценные камни. Трудно указать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней.

(на экране 12 слайд)

«Работа – она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется». Так говорил сам П. П. Бажов.

В последние годы жизни Бажову становилось всё труднее работать, одолевали старческие недуги, слабело зрение, но до конца жизни он сохранил ясность ума, хорошую память. Последний сказ Бажов написал в 1950 году, и он был опубликован уже после смерти писателя. Евгений Пермяк писал: «Значительные литературные произведения почти никогда не живут вне других видов искусств, перевоплощаясь в них, они получают новое звучание». Так произошло и со сказами Павла Петровича Бажова. На театральной сцене были поставлены спектакль «Серебряное копытце», балеты «Каменный цветок» в 1954 г. и «Сказ о каменном цветке», опера «Сказ о каменном цветке» в 1950 г. Сняты художественные фильмы по сказам Бажова «Каменный цветок» в 1946 г. и «Тайна зелёного бора», мультфильмы «Медной горы хозяйка» и «Подарёнка». Первое изобразительное воплощение «Малахитовой шкатулки» принадлежит художнику А. Кудрину, выполнены в скульптуре герои бажовских сказов. На ВВЦ можно увидеть фонтан «Каменный цветок», плавает по рекам теплоход «Павел Бажов», в Москве есть улица имени писателя, а рядом с ней – Малахитовая. На родине Бажова в Сысерти и в Екатеринбурге работают музеи П. П. Бажова, ему поставлены памятники, учреждена премия им. П. П. Бажова, которая присуждается за достижения в литературной деятельности на уральскую тематику.

Сам П. П. Бажов был награждён за литературную работу орденом Ленина.

(на экране 13 слайд)

Я детство помню по уральским сказам, Вечерний костёр

И время это в памяти свежо. И старую вышку,

И в сердце, в самых дальних закоулках, Представил я сразу…

Как память детства будет жить поэт За ясное слово,

Богатство «Малахитовой шкатулки», За чудные сказы

Где каждый сказ – уральский самоцвет. Спасибо Бажову. . Он трогает словом

И сердце и разум.

Спасибо Бажову