И. С

Романс "Утро туманное" Слова И. Тургенева. Музыка В. Абазы Стихотворение- элегию «Утро туманное» И.С. Тургенев написал в ноябре 1843 г. под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина. В произведении слышится щемящее чувство тоски по ушедшему счастью, родине, которую автор добровольно покинул и жил на краю чужого гнезда в семье Полины Виардо. Музыку к этим прекрасным словам написал офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант, тонко чувствовавший прекрасное. Талантливый молодой человек погиб во время Крымской войны в осажденном Севастополе в июне 1855 г.






Построение диалога Работа в парах. Создание вопросов, выявляющих первичное восприятие. Фрагменты текста, на которых остановилось внимание при чтении стихотворения Какие вопросы возникли у меня? Нивы печальныеПочему для героя все вокруг выглядит печально? Нехотя вспомнишьПочему он вспоминает о прежних чувствах «нехотя»? Вспомнишь и лица давно позабытые К кому обращается герой в воспоминаниях? Вспомнишь разлуку с улыбкою странной Почему его улыбка «странная»? Составление круга вопросов, на которые необходимо ответить в ходе анализа


Татьяна Бакунина Цикл из трех стихотворений под общим названием «Вариации» год Т.Бакунина полюбила его высокой идеальной любовью. «Вы святой, вы чудный, вы избранный Богом, - пишет она ему. – На челе у вас я вижу отпечаток его величия, его славы, и вы будете, как он, великим, могущественным, свободным, блаженным, как он… О, оставьте меня в святом, в блаженном созерцании той дивной будущности, которую я смею предрекать вам».


Иван Тургенев Герои не любили, они только хотели любить, играли в любовь. И.Тургенев в письме: « …Послушайте – клянусь Богом: я говорю истину – я говорю, что думаю, что знаю: я никогда ни одной женщины не любил более Вас – хотя не люблю и Вас полной и прочной любовью… Для Вас одних я хотел бы быть поэтом, для Вас, с которой моя душа каким-то невыразимо чудным образом связана… ваш образ, ваше существо всегда живы во мне, изменяются и растут и принимают новые образы… Вы моя Муза» (20 марта 1842)


Анализ стихотворения Составьте ассоциативный ряд со словом ДОРОГА Перемены, разлука, одиночество, скитальчество, неизвестность, неустроенность. Как название связано с основной мыслью стихотворения? Герой одинок и разочарован. Он прощается с прежней жизнью, но будущее для него неопределенно. В каком произведении, изученном вами ранее, звучит мотив дороги? М.Ю.Лермонтов «Тучи»


Первая строфа Почему поэт говорит о событиях, пережитых им совсем недавно, как о далеком прошлом? И.Тургенев отказался от прежних взглядов, пережил стремительную худ. эволюцию Вчерашний день – прошедший этап. Прощание с Т.Бакуриной совпало с разочарованием в том, что его окружало в Премухине. Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы. Настоящее противопоставлено былому. Одиночество – «лицам», обществу, в котором вращался герой. Какие чувства вызывают воспоминания? Какие слова указывают на отношение героя к прошлому? Воспоминания вызывают сожаление: «нехотя вспомнишь».


Вторая строфа Найдите контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы. Обильные страстные речи – взгляды…робко ловимые. Первые встречи – последние встречи. Почему поэт посвящает описанию бурных споров лишь одну строку во второй строфе, а описанию мимолетных взглядов, встреч – три? В его кругу много и увлеченно говорили, но сам Тургенев рассказывал лаконично. Пережитое прошлое контрастно новым настроениям поэта. Он внутренне сопротивляется этому преувеличенно – эмоциональному стилю романтических излияний, стремится к лаконичной манере выражения и изображения чувств.


Третья строфа Какое значение приобретает эпитет СТРАННОЙ? Странная улыбка – слабое отражение чувств, волнующих героя. Непролитая слеза дрожит, она видна за странной натянутой улыбкой. Каково лексическое значение слова РОДНОЕ? В каком значении употреблено слово? Как относится герой к прошлому? Возможно ли для него возвращение к прежним чувствам? «Родным, далеким» кажется поэту время мимолетной влюбленности. Он менее всего склонен обвинять возлюбленную и считать ее причиной их взаимного охлаждения и разлуки. Поэт сознает невозможность для себя возврата к старым чувствам, но относится к пережитому с уважением и теплотой.


Итоги Лирический мотив воспоминаний составлял подлинный нерв и юношеской поэзии, и зрелой прозы Тургенева. Стихотворение «В дороге», третье в стихотворном цикле «Вариации», было одним из ранних проявлений присущей Тургеневу склонности включать частные жизненные события и факты в широкую историческую перспективу. В цикле «Вариации» остро ощутимы и привязанность к прошлому, и решительность разрыва с ним. Чему учит творчество И.С.Тургенева? Какие строчки содержат ответ на этот вопрос?

Музыка Аркадия Абазы
Слова Ивана Тургенева


Утро туманное, утро седое,





Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Тихого голоса звуки любимые.


Многое вспомнишь родное, далекое,



ноябрь 1843, слова


Поет Валерий Агафонов

Оригинальное заглавие стихотворения - "В дороге", посвящено Полине Виардо (1821-1910), испанской певице, музе Тургенева, и написано в год их встречи.


В ноябре 1843 года Тургенев встретил в доме Демидова в Петербурге Полину Виардо и поcвятил ей стихотворение "В дороге", написанное под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной.
Виардо (1821-1910) , дочь испанских артистов Мануэля и Хоакины Гарсиа была одной из самых заметных женщин XIX века. Великолепная певица, умная, разносторонне одаренная, хотя и не очень красивая, она была дружна со многими знаменитостями своего времени.


Ференц Лист давал ей уроки фортепианной игры. Её ближайшей подругой была знаменитая французская писательница Жорж Санд, написавшая с неё свою Консуэло. Французский поэт и драматург Альфред де Мюссе страстно влюбился в неё, когда она была совсем юной, сразу разглядев в ней блестящий талант, ум и образованность, сделал ей предложение, но получил отказ. Фридерик Шопен ценил её не только как певицу, но и как композитора. Шарль Гуно посвятил ей оперу “Сафо”, а Камиль Сен-Санс - оперу “Самсон и Далила” и первой исполнительницей партии Далилы была Виардо.


Она пела почти во всех европейских столицах. Но всё же своей славой больше всего она была обязана своим петербургским сезонам. Исполнение Вилардо алябьевского “Соловья” стало легендой. Ей посвящали стихи Алексей Плещеев, Владимир Бенедиктов, Аполлон Григорьев. Каждый раз она уезжала из России, осыпанная драгоценными подарками. Но дороже подарков и всех наград была любовь к ней Тургенева.



Поет Галина Карева

Они знали многие счастливые дни. Письма Тургенева к Виардо - чудесный роман любви, длившийся почти сорок лет, а стихи первых дней знакомства Тургенева с Виардо во многом отразили будущие настроения писателя на протяжении всей оставшейся жизни.



Музыку на стихотворение "В дороге" создали Г.Л.Катуар (1888), Я.Ф.Пригожий (1890-е гг.)

А.Ф.Гедике (1903). Но наибольшее распространение получил романс с музыкой, сочинённой Абаза.



Поет Борис Штоколов

Однако, не сомневаясь в фамилии композитора, до сих пор не закончены споры о том, кем же именно написан романс. В нотных изданиях пишут по-разному инициалы композитора - то А.Абаза, то Ю.Абаза, то В.Абаза.
Композитором могли быть:
АРКАДИЙ МАКСИМОВИЧ АБАЗА (1843 - 1915), Виктор Абаза (1861 - 1918), Владимир Абаза, Арнольд Абаза, певицы Юлия и Варвара Абаза.
Трое братьев Абаза были офицерами лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Все трое прекрасно владели гитарой, были поклонниками модного тогда увлечения цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов подписаны: “Музыка братьев Абаза”.


Жена одного из них — Юлия Федоровна Абаза (1830-1915). была певицей и опубликовала большое количество романсов, которые любила исполнять, закрепив таким образом за собой их авторство, которое как бы возникало при переиздании, когда гриф «из репертуара» пропускался.



Исполнение Георгием Виноградовым

И.С.Тургенев был частым гостем в доме Абазы. Здесь устраивались концерты, в которых принимали участие видные музыканты Рубинштейн, Венявский, К.Давыдов. Ещё до театральной премьеры “Евгения Онегина” Абазы впервые в Петербурге устроили у себя концертное исполнение оперы.

Однажды в Царском Селе, на площади перед дворцом, проходил парад, которым царь остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, пол дрожал от пляски, а в перерывах звенели гитары.
Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Всё вокруг покрыл пушистый снег...
— Как красиво, как хорошо, — сказал Эраст Абаза. — Утро туманное, утро седое... Замечательно написал Тургенев...



И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды сменяли друг друга. Рождалась мелодия. Сначала вполголоса, затем всё громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса “Утро туманное”.
ЭРАСТ АГЕЕВИЧ АБАЗА, деверь упомянутых певиц, гусар и одарённый музыкант-любитель.
В Крымскую войну майор Эраст Абаза командовал батальоном в осаждённом Севастополе. Там и погиб 10 мая 1855 года в сражении у Корабельной бухты, защищая Кладбищенскую высоту - северный отрог Рудольфовой горы. Все в полку знали, что он написал на стихи Тургенева элегию "Утро туманное", помнили его красивый баритон.



Поет Дмитрий Хворостовский

Получив известие о гибели Эраста Агеевича, Тургенев писал П.В.Анненкову: “Жаль бедного Абазу. Изо всего семейства он только один и был порядочный”.
Авторство Э.Абазы музыки романса подтверждено журналом «Кругозор» 1971 года и выгравированной нотной строкой «Утра туманного» на могиле Эраста Агеевича.


Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883).




ВАРИАНТЫ

1. Утро туманное

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,

Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.



Поет Валентина Пономарева

2. Утро туманное

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно и нежно ловимые,
Первая встреча, последняя встреча,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь, давно позабытое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.



А это поет Владимир Высоцкий

Романов «Рудин» , «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Однако начинал свою творческую деятельность писатель именно с поэтических форм, да и в последние годы жизни прославился особым жанром, получившим впоследствии название «Стихотворений в прозе». Тургенев пробовал себя в роли автора поэм и элегий, баллад и мадригалов. Еще в середине XIX века он прославился своими эпиграммами и пародиями, экспромтами и шутливыми посланиями. Также перу Тургенева принадлежат переводы произведений величайших поэтов Европы: Байрона , Гейне, Мюссе, Вольтера .

Сам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике.

Речь идет о стихотворении «В дороге» , больше известном по первой строчке - «Утро туманное, утро седое…» . Лирический сюжет довольно прост: герой в дороге вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, а, скорее, к созерцательности, философствованию. В памяти героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, возможно, поэтому и утро у него «седое» - такое же убеленное сединами, как и сам герой. Но при этом данное определение - «утро седое» - можно отнести к постоянным эпитетам, ведь туман очень часто сопоставляют с сединой (ср.: у С. Есенина - «седины пасмурного дня»).

Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь» : оно использовано пять раз. Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого. При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя.

Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые» , то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить «обильные страстные речи» и взгляды, «жадно … ловимые» . И хотя читателю становится ясно, что речь идет о прошедшей любви («последние встречи» , разлука ), к тому же герой вспоминает об этом «с улыбкою странною» , но это не вызывает ощущение отчаянья и безнадежности. Это сопоставимо со словами героини рассказа И. Бунина «Темные аллеи» Надежды: «Все проходит, да не все забывается».

Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии…»). Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной - Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой - Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет.

И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева