Аристократический шик от Юсуповых: как русская княжеская чета в эмиграции основала Дом моды. Юсупов феликс феликсович

Следует сразу отметить, что часто встречающееся упоминание одной из наиболее ярких фигур предреволюционной России - Феликса Феликсовича, князя Сумарокова-Эльстона (таково его полное имя) в качестве великого князя не вполне корректно. Несмотря на то что его жена Ирина Александровна являлась правнучкой императора Николая I, сам он кровного родства с царствующей фамилией не имел. Великими же князьями, согласно Уложению от 1885 года, считались только сыновья и внуки императора. Таким образом, выражение «великий князь Феликс Юсупов» скорее является установившимся в советское время штампом, чем реальным отражением действительности.

Молодой баловень судьбы

Князь Феликс Юсупов, биография которого легла в основу этой статьи, родился 11 марта 1887 года в Санкт-Петербурге. Его мать - княжна Зинаида Николаевна являлась последней наследницей богатейшего рода Юсуповых, берущего своё начало от ногайского правителя Юсуфа-мурзы, перешедшего в XVI веке на службу к Ивану Грозному. Отцом Ф. Юсупова был граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон - видный военачальник и государственный деятель своего времени.

Молодой князь Феликс Юсупов получил прекрасное образование, окончив вначале частную гимназию Гуревича - одно из наиболее престижных учебных заведений Санкт-Петербурга, а затем в период 1909-1912 гг., обучался в Оксфордском университете. Ещё за год до отъезда в Англию он остался единственным наследником огромного состояния рода Юсуповых. Это произошло после того, как его старший и горячо любимый брат Николай был убит в результате дуэли с лифляндским дворянином Арвидом Мантейфелем, любовником жены которого он являлся.

Увлечения князя

Его страстным увлечением, которое разделял и брат Николай, был театр. В своих мемуарах князь Юсупов (Феликс) уделяет много места воспоминаниям о том, с каким удовольствием он участвовал в спектаклях, ставившихся на их домашней сцене. Круг создаваемых им образов был чрезвычайно велик - от целого ряда женских ролей, традиционно исполнявшихся мужчинами, до кардинала Ришелье и подобных ему персонажей. Постановки эти были, безусловно, любительскими, но таланту князя могли бы позавидовать и профессионалы.

Известно, что в молодые годы князь Юсупов (Феликс), как и многие представители «золотой молодёжи», проявлял склонность к несколько эпатажному поведению, умышленно отступая от общепринятых общественных норм и провоцируя вокруг своего имени ореол скандальной известности. Отдельные эпизоды его личной жизни того периода, а также увлечение женскими ролями, породили в обществе слухи о его якобы нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако вскоре они заглохли.

Женитьба Юсупова

В феврале 1914 года в его судьбе произошло важное событие - Феликс Юсупов (фото тех лет представлено в статье) женился на княжне императорских кровей Ирине Александровне Романовой. Поскольку невеста была племянницей Николая II, дочерью великой княгини Ксении Александровны и её мужа - великого князя Александра Михайловича, то для заключения брака потребовалось высочайшее дозволение. Через год у них родилась дочь, наречённая Ириной. Её крёстными были лично государь Николай II и его супруга императрица Александра Фёдоровна.

Семья Юсуповых в период Первой мировой войны

Начавшаяся вскоре мировая бойня застала молодожёнов в Германии, являвшейся одним из этапов их свадебного путешествия. Находясь в самом сердце государства, воюющего с Российской империей, супруги Юсуповы оказались в положении военнопленных, выезд которым был запрещён на основании приказа Кайзера Вильгельма II. Лишь после длительных переговоров, важную роль в которых сыграло посредничество испанского посла, им удалось наконец выехать в нейтральную Данию, а затем через Финляндию вернуться в Петроград.

В военных действиях Феликс Юсупов участия не принимал, так как, являясь единственным сыном в семье, был освобождён от армии. Тем не менее он не остался в стороне от происходивших событий и занимался организацией военных госпиталей, один из которых помещался в принадлежавшем его матери доме на Литейном проспекте (ныне Литейный пр. 42). Параллельно с этим в период 1915-1916 гг. князь окончил годовые курсы офицеров в Петроградском Пажеском корпусе.

Убийство Распутина

Имя Феликса Юсупова имеет в наши дни широкую известность во многом благодаря его участию в убийстве фаворита царской семьи Григория Распутина. Известно, что 30 декабря 1916 года Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович Романов (великий князь и член царствовавшего Дома), а также депутат Государственной думы В.М. Пуришкевич, заманив Распутина в принадлежавший семье Юсуповых дворец на набережной реки Мойки в Петрограде, совершили убийство.

Феликс Юсупов, мемуары которого содержат описание этого события, объяснял свои действия глубоким убеждением в том, что лишь физическое устранение этого человека, пользовавшегося неограниченным влиянием на государя и его жену, могло пресечь исходивший от него поток зла. Несмотря на то что его причастность к убийству была вполне очевидна, Юсупова не арестовали, а лишь отправили с глаз долой в имение его отца Ракитное, находившееся в Белгородской области.

При иных обстоятельствах убийц Распутина могло ожидать более суровое наказание, вплоть до смертной казни. Но поскольку среди участников покушения был великий князь Дмитрий Павлович, дело спустили на тормозах, отправив Пуришкевича на фронт, а Романова послом в Персию.

Отъезд в эмиграцию

После свержения царя и прихода к власти большевиков в судьбе одного из самых богатых семейств России наступил коренной перелом. Из бурлящего как котёл Петрограда Феликс Юсупов с женой, дочерью и родителями сначала перебрался в Крым, а оттуда на борту британского линкора «Мальборо» отплыл на Мальту. Следующим этапом их пути был Лондон, где беглецам удаётся продать, чудом вывезенные из России, две картины Рембрандта, а также часть фамильных драгоценностей.

Вырученные деньги дали Юсуповым возможность переехать в Париж, где в тот период обосновались многие русские эмигранты, знакомые им по прежним встречам в великосветских салонах. Подавляющее большинство из этих людей покинуло Россию, бросив на произвол судьбы всё свое достояние, и оказавшись за границей, не имело средств к существованию.

Проживая в купленном им доме на улице Pierre Guerin, супруги Юсуповы прилагали все усилия, чтобы помочь, оказавшимся в беде соотечественникам - безвозмездно пускали к себе на постой, и давали в долг, без какой-либо надежды получить назад свои деньги. Между тем средства, вырученные от продажи вывезенных ценностей, подходили к концу, и их собственное материальное положение вызывало всё большую тревогу.

Создание дома мод

В двадцатых годах, чтобы как-то решить финансовые проблемы, Юсуповы открыли в Париже собственный дом моды, который назывался IRFE, что являлось производным от первых букв их имён. Не случайно первой в названии упоминается жена Феликса Юсупова - Ирина. Дело в том, что именно ей принадлежала основная роль в семейном бизнесе. Обладая безукоризненным вкусом и чувством моды, она создавала модели женской одежды, пользовавшиеся неизменным успехом.

Предложенным ею новшеством стал спортивный стиль в повседневной одежде. На первых порах успех превзошёл все ожидания, и материальное положение семьи упрочилось. Любопытно отметить, что в созданной ими фирме не только моделями, но и рядовыми швеями работали дамы, принадлежавшие к самым известным аристократическим фамилиям России. Для Франции это было явлением по-своему уникальным, и служило дополнительной рекламой.

Крах предприятия последовал в конце двадцатых годов, и его причиной стала Великая депрессия, разразившаяся в Америке. Поскольку продукция дома моделей шла за океан, то с наступлением там экономического кризиса супруги потеряли всех своих заказчиков. Восполнить убытки за счёт продажи разработанных ими моделей в Европе, не удалось. Немаловажную роль в разорении фирмы сыграл и сам глава семьи Феликс Юсупов, привыкший с детства к роскоши и не сумевший ограничить свои потребности сообразно обстоятельствам. В результате успешный вначале дом моделей IRFE обанкротился.

Судебная тяжба с голливудским киногигантом

Несколько поправить материальное положение удалось лишь после того, как Юсупову удалось выиграть судебный процесс по иску, поданному им к американской кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer. Дело в том, что в 1932 году на экраны мира вышла снятая ею картина «Распутин и императрица», в которой жена Феликса была представлена в качестве одной из любовниц старца Григория.

Несмотря на видимую безнадёжность дела, Юсупов сумел доказать в суде беспочвенность подобных утверждений, и в качестве компенсации получил от голливудского киногиганта 25 тыс. фунтов стерлингов, что являлось весьма значительной суммой. Однако и в этот раз повторилась прежняя история - неискоренимая привычка князя тратить деньги не считая очень быстро свела на нет этот временный финансовый успех.

Литературное творчество Юсупова

Некоторый доход принесли семье две книги Феликса Юсупова, написанные им в эмиграции и изданные в то время небольшим тиражом, ввиду того, что круг читателей ограничивался соотечественниками, оказавшимися, как и он, на чужбине. Пытаться продавать их в Советском Союзе, по вполне понятным причинам, было невозможно. Эти произведения - «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953), написанные живым и ярким языком, представляют собой воспоминания автора, касающиеся разных периодов его жизни. Значительное место в них отводится и его соучастию в убийстве Григория Распутина.

Конец семьи Юсуповых

Князь Феликс Юсупов - последний наследник древнего и одного из богатейших российских аристократических родов, несмотря на все обрушившиеся на него невзгоды, прожил долгую жизнь. Скончался он 27 сентября 1967 года в возрасте 80 лет и был похоронен в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Его прах упокоился в одной могиле с матерью - Зинаидой Николаевной Юсуповой, также закончившей свой земной путь на чужбине, но в 1939 году. Ирина Александровна - жена Юсупова - пережила мужа лишь на три года. Отец Феликса - граф Сумароков-Эльстон, расстался с семьёй ещё на Мальте и предпочёл отправиться в Италию. Там он и скончался в 1928 году.

Со смертью князя связывают совершенно невероятную историю, происшедшую на улице Pierre Guerin. Дело в том, что приобретённый им когда-то дом, простоявший к тому времени много десятилетий, на следующий день после его кончины вдруг провалился сквозь землю в буквальном смысле этого слова. И хотя впоследствии происшедшему было найдено вполне рациональное объяснение, связанное с коррозией почвы, оно послужило поводом для многих суеверных домыслов.

Потомки славного рода

Среди здравствующих ныне потомков князя Юсупова можно назвать его внучку - Ксению Николаевну Сфирис, рождённую от брака его дочери Ирины Феликсовны с графом Николаем Дмитриевичем Шереметевым, а также её двух дочерей - Марилию и Жасмин-Ксению. Поскольку Ксения Николаевна по своей матери принадлежит к некогда правившей в России монархической семье, сегодня она входит в состав общества «Объединение членов рода Романовых».

Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович Романов - двое из тех, кто участвовал в убийстве любимца царской семьи в ночь на 17 декабря 1916 года - старца Григория Распутина. Что же их связывало? Положение в обществе? Конечно. Близость к царской семье? Несомненно. Но было еще и то, что делало ситуацию несколько пикантной и фактически почти никогда не упоминается в открытую в исторических исследованиях и документах. Но мемуары современников все же так или иначе приподнимают завесу "секретности" и сообщают читателям об истинном положение вещей и ходе событий.

Князь Феликс Юсупов и Великий князь Дмитрий Павлович

Великий князь Дмитрий Павлович с императрицей Александрой Федоровной

Великий князь Дмитрий Павлович

"Феликс раньше был вхож во дворец благодаря свое­му положению и тем чувствам, которые сумел внушить Романовым вообще, а не только Николаю и Александ­ре Федоровне. Но кроме душевной привязанности, ко­торую я, несмотря ни на что, все же допускаю со сторо­ны Феликса по отношению к царю и царице, было и другое. Феликс был полностью поглощен пороком. Этот порок влек его к великому князю Дмитрию Павловичу. Поскольку Феликс никогда не считал нужным скры­вать свои наклонности, об этой связи стало известно при дворе всякому. Любовник Феликса Великий князь Дмитрий был любимцем царя и ца­рицы; он даже жил у них во дворце и считался членом семьи. Когда Николай и Александра Федоровна узнали, что происходит между ним и Феликсом, Дмитрию за­претили видеться с совратителем. Специальным аген­там же поручили открыто следить за Феликсом и тем самым сдерживать его. На какое-то время их усилия увен­чались успехом, и молодые люди не встречались. Одна­ко вскоре Дмитрий снял дом в Петербурге, и Феликс поселился вместе с ним. Скандал вышел за пределы двора и доставил много огорчений Романовым. Но любовников это нисколько не стесняло. Дмитрий говорил, что счастлив. Феликс же давал понять всем, что только делает одолжение великому князю. И в этом, похоже, он усматривал особое наслаждение. Возможно, он и любил какое-то время Дмитрия. Но, получив же­лаемое, Феликс не мог не мучить любимого, превра­тившегося в жертву. И вот однажды, доведенный до отчаяния ревностью, Дмитрий попытался покончить жизнь самоубийством. Вернувшийся поздно вечером Феликс нашел его на полу бездыханным. К счастью, Дмитрия спасли...

Семейную жизнь с Ириной Александровной Феликс называл "диетой". Опыт порочной страсти никогда не оставлял его. (При этом не стану отрицать -- Феликс любит жену и живет с ней до сих пор. Хотя кто загляды­вал в их спальню?) Отношения с Дмитрием, то возоб­новлявшиеся, то затухавшие, не слишком привлекали Феликса. С полным подчинением Дмитрия для Феликса исчезла острота, а значит, притягательность связи. "

Из книги "Матрена Распутина. Распутин"

Великий князь Дмитрий Павлович

Князь Феликс Юсупов

Из Википедии: "После того, как Феликс Юсупов опубликовал свои мемуары, в которых подробно описал убийство её отца, Мария (Матрена) подала на Юсупова и великого князя Дмитрия Павловича в парижский суд за причинённый ущерб в размере 800,000 $. Она осудила их как убийц, заявив: «любой приличный человек испытывает отвращение к жестокому убийству Распутина». Иск был отклонён. Французский суд постановил, что не обладает юрисдикцией над политическим убийством, имевшим место в России. "

Вот такое вот продолжение темы о гомосексуализме в семье Романовых. Просто небольшие штрихи к биографии обоих, написанные современницей этих людей.

Один из самых блестящих российских аристократов начала ХХ века, Феликс Юсупов отличался богатством, массой различных талантов, крайне своеобразным характером и яркой красотой. Младший брат в семье, он с детства был очень привлекательным и его мать, княжна Зинаида Юсупова, наряжала его в платья для девочек, научив пользоваться косметикой и женскими аксессуарами. Эта игра позже имела довольно неприятные последствия: став взрослым, Феликс часто переодевался в женскую одежду и в таком виде шокировал великосветскую публику Петербурга. Он великолепно пел, был отличным актёром и нередко играл на сцене женские роли. Слухи о его похождениях ходили самые разные, вплоть до подозрений в гомосексуализме. Удивительным оказалось то, что при такой репутации, женой Феликса Юсупова стала девушка из венценосной семьи.

Почему юная красавица, племянница императора Николая II, Ирина Александровна Романова дала согласие на брак со скандально известным гулякой, ведущим не совсем нормальный образ жизни, да ещё и с благословления дяди-царя, так и осталось тайной. Феликс в своих дневниках вспоминает об этом сватовстве в эмоционально-возвышенном восторге: он влюбился в ослепительную княжну и решил, что судьба даёт ему шанс очиститься от всех его прошлых прегрешений. Возможно, он сумел очаровать Ирину и убедить её в том, что она - его единственное спасение. Романтически настроенной барышне идея спасения раскаявшегося грешника такой красоты должна была казаться благим делом. По воспоминаниям современников, Юсупов был необыкновенно хорош. Певец Александр Вертинский находил его внешность потрясающей: «Высокий, худой, стройный, с иконописным лицом византийского письма».

Вероятно, и экономические соображения тоже имели вес при заключении этого брака: Феликс остался после гибели старшего брата на дуэли, наследником одного из самых состоятельных семейств России. Его родословная тоже неплохо укладывалась в рамки такого взаимовыгодного альянса, несмотря на слухи об интимной связи Юсупова с великим князем Дмитрием Павловичем, двоюродным братом императора. Свадьбу сыграли в феврале 1914 года и новобрачные отправились в свадебное путешествие за границу. Начало Второй мировой войны застало их в Германии, где все российские граждане подверглись задержанию, как военнопленные. После долгих переговоров и соглашений, Феликса и Ирину, вместе с другими подданными, выпустили на родину.

Надо заметить, что женившись, Феликс стал вести себя более сдержанно и отказался от эпатажных выходок на публике, увлекшись благотворительностью. При всех своих выходках, он был глубоко верующим и благонравным человеком, умеющим творить добрые дела. В связи с военными действиями, Юсупов занялся устройством госпиталей для раненых, поступил на офицерские курсы Пажеского корпуса и проявлял заботу и беспокойство о судьбах страны. В марте 1915 года у них в семье родилась дочь Ирина. Раздумья Феликса об атмосфере в царской семье и эшелонах власти привело его, вместе с князем Дмитрием Романовым, к заговору с целью убийства Григория Распутина в декабре 2016 года. «Святой старец» прибыл в дом Юсуповых на Мойке, где получил первый выстрел в грудь и позже был утоплен в реке.

После революции Юсуповы уехали в Крым и уже оттуда - за границу. После нескольких лет странствий, они обосновались в Париже. Немногие драгоценности и картины, вывезенные из России, позволили им купить дом в Булонском лесу. Позже Ирина Александровна занялась делами открытого ими Дома моды «Irfé», но он постепенно пришёл в упадок из-за неумения Феликса скромно и по средствам жить. В 1932 году семье повезло выиграть иск в 25 тысяч фунтов, у голливудской студии «MGM», снявшей фильм, где говорилось, что княгиня Юсупова была любовницей Распутина. Остаток жизни супруги Юсуповы провели во Франции и похоронены на кладбище Сент-Женевьев-де -Буа. Последний князь Юсупов скончался в 1967 году в возрасте 80 лет. Жена Феликса Юсупова пережила своего мужа на 3 года. В 1980 году, она похоронена рядом с ним, ей в момент смерти было 74 года. Ирина Феликсовна Юсупова - графиня Шереметьева по мужу, умерла в 1983 году и покоится рядом с родителями.

князь Юсупов граф Сумароков-Эльстон Юсупов Феликс Феликсович

  • Даты жизни: 05.10.1856-10.06.1928
  • Биография:

Православный. Из дворян Санкт-Петербургской губернии. Князь. До 1891 именовался графом Сумароковым-Эльстон (отец Ю. - Феликс Эльстон был внебрачным сыном герм. императора Вильгельма I и получил графский титул и двойную фамилию, вступив в брак с единственной дочерью и наследницей графа Сумарокова). Учился в Пажеском корпусе (не окончил). В службу вступил 21.07.1876. Выдержал офицерский экзамен при Чугуевском пех. юнкерском училище (1876). Корнет (ст. 09.08.1876). Определен в 10-й уланский Одесский полк. С 24.11.1876 ординарец командира 10-го арм корпуса. Участник русско-турецкой войны 1877-78. Поручик (пр. 1878; ст. 13.10.1878; за отличие). В 1879 прикомандирован и переведен в Кавалергардский полк чином Корнета гв. (ст. 22.07.1879). Поручик (пр. 1882; ст. 28.04.1882; за отличие). В 1882 женился на княжне Зинаиде Николаевне Юсуповой (20.09.1861-24.11.1939) – фрейлине, дочери гофмейстера, единственной наследнице угасающего рода. Стал одним из богатейших людей России (лично владел 6000 десятин в Кубанской области, 4-мя дачами в Крыму и 4-мя в Сочи. В приданом жены получил дворцы в обеих столицах и ряд имений с уникальными коллекциями живописи и скульптуры). С 05.1882 состоял при генерал-адъютанте графе М.Т.Лорис-Меликове, был причислен к Министерству внутренних дел (06.02.1883-05.07.1885). Адъютант вел. кн. Сергея Александровича (07.11.1886-06.04.1904). Штабс-Ротмистр (пр. 1888; ст. 24.04.1888; за отличие). В 1891 Ю. было разрешено носить, в дополнение к собственным, титул и фамилию жены (в дальнейшем титул кн. Юсупова мог наследовать только ст. сын). Ротмистр (пр. 1892; ст. 22.07.1892; за отличие). Командир 2-го эскадрона Кавалергардского полка (29.11.1894-29.02.1904). Полковник (ст. 05.07.1898). Командующий Кавалергардским полком (06.04.1904-22.07.1905). Генерал-майор (пр. 22.07.1905; ст. 26.11.1906; за отличие). Командир Кавалергардского полка (22.07.1905-28.10.1908). 09.12.1905 зачислен в Свиту Его В-ва. Командир 2-й бригады 2-й гв. кав. дивизии (28.10.1908-13.12.1911). С 07.08.1912 председатель совета Имп. Строгановского Центр. Художественно-промышленного училища. Главный начальник Московского ВО и главноначальствующий над Москвой (ВП 05.05.1915). Генерал-лейтенант (доп. к пр. 06.05.1915; ст. 06.05.1915; за отличие по службе). Генерал-адъютант (06.05.1915). 19.06.1915 Ю. был освобожден от должности главного начальника, а 03.09.1915 - от должности главноначальствующего. По поручению Николая ІІ доставил во Францию и вручил главнокомандующему франц. армией ген. Жоффру знаки ордена Св. Георгия 2-й ст. На 10.07.1916 числился по гв. кавалерии. После Октябрьской революции уехал в Крым, а 13.04.1919 вместе с императрицей Марией Федоровной на крейсере "Мальборо" покинул Россию. Жил в Италии. Умер в Риме.Похоронен на кладбище Тестаччо. Отец кн. Юсупова Феликса Феликсовича (11.03.1887–27.09.1967 н.ст.), получившего известность в связи с участием в убийстве Г.Е. Распутина.

  • Чины:
на 1 января 1909г. - 2-я гвардейская кавалерийская дивизия , генерал-майор свиты ЕИВ, командир 2-й бригады
он же - Свита Его Императорского Величества , генерал-майор свиты ЕИВ, генерал-майор свиты ЕИВ
  • Награды:
Св. Анны 3-й ст. (1883) Св. Станислава 2-й ст. (1888) Св. Владимира 4-й ст. (1892) Св. Анны 2-й ст. (1895) Св. Владимира 3-й ст. (1901) Св. Станислава 1-й ст. (1908) Св. Анны 1-й ст. (1912) Св. Владимира 2-й ст. (ВП 06.12.1914) Высочайшее благоволение (1896), Высочайшая благодарность (ВП 06.05.1915; за отличное выполнение различных поручений Его Велич. и командировок во время настоящей войны) Иностранные ордена: Гессенский Людвига кавалерского креста 1-го кл. (1889); Французский Почетного Легиона кавалерского креста (1892); Черногорский Князя Даниила І-го 3-й ст. (1894); Персидский Льва и Солнца 3-й ст. (1895); Шведский Вазы коммондорского креста 2-го кл. (1896); Французский Почетного Легиона офицерского креста и Румынский Короны коммондорского креста (оба – 1897); Румынский Звезды офицерского креста 2-й ст. (1899); Датский Данеброга большого креста (1910); Бельгийский Короны большого креста (1915).
  • Дополнительная информация:
-Поиск ФИО по «Картотеке Бюро по учету потерь на фронтах Первой мировой войны 1914–1918 гг.» в РГВИА -Ссылки на данную персону с других страниц сайта "Офицеры РИА"
  • Источники:
(информация с сайта www.grwar.ru)
  1. Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. М., 2003.
  2. Волков С.В. Офицеры российской гвардии. М. 2002
  3. Список генералам по старшинству. Составлен по 15.04.1914. Петроград, 1914
  4. Список генералам по старшинству. Составлен по 10.07.1916. Петроград, 1916
  5. Игнатьев А.А. 50 лет в строю. Кн. 2, 4. Петрозаводск, 1964; Сборник биографий кавалергардов. По случаю 100-летнего юбилея Кавалергардского полка. Т.4. Санкт-Петербург, 1908; Список генерал-адъютантам, генерал-майорам и контр-адмиралам Свиты Его Величества и флигель-адъютантам по старшинству на 20.03.1916. Петроград, 1916;ВП 1914–1917 и ПАФ 1917. Информацию предоставил Вохмянин Валерий Константинович (Харьков)
  6. ВП по военному ведомству/Разведчик №1287, 07.07.1915
  7. ВП по военному ведомству/Разведчик №1288, 14.07.1915
  8. "Российский некрополь" (вып. 6) 2000 г. (Спб.: Издательство ВИРД).

Об истории рода Юсуповых я писала в посте . Отдельно хочу вспомнить князя Феликса, прославившегося как убийца Распутина. Рассказ князя об убийстве этого врага напоминает современный фильм ужасов. В юности Феликс вел богемный образ жизни, его любимым развлечением было петь и плясать в городских кабаре, нарядившись в женское платье. «Русский Дориан Грей» перепробовал все удовольствия порочного общества, где в воздухе витал запах опиума. В кругах декаданса подобный образ жизни считался вполне приемлемым и обыденным.

Интересны мемуары князя Феликса, он с самоиронией описывает курьезы своей жизни, когда становился посмешищем публики, честно говорит о своих личностных недостатках и подробно без прикрас повествует об убийстве Распутина – «демона в мужицком обличье».

Князь Феликс Юсупов в русском костюме. Здесь он напоминает Федьку Басманова - любимого опричника Ивана Грозного. Федька тоже любил "рядиться в бабское". Об этом у меня в посте

Как пишет сам князь Феликс, пересмотреть взгляды на жизнь и удовольствия ему помогла невеста - княгиня Ирина, племянница императора Николая II. Князь называл свои прежние увлечения «убогими».

Вот как писал Феликс о своей будущей жене:
«Я забыть не мог юную незнакомку, встреченную на прогулке на крымской дороге. С того дня я знал, что это судьба моя. Совсем еще девочка превратилась в ослепительно красивую барышню. От застенчивости она была сдержанна, но сдержанность добавляла ей шарму, окружая загадкой. В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства».

Можно поверить Феликсу на слово. Но невольно представляется анекдот.
Возвращается князь домой под утро. А жена ему говорит:
- Где ты был?
- В бильярд играл с офицерами.
- А почему на тебе платье дамское и украшения матушки?
- Ну, Ира, ты так каждый день ходишь. Я тебе хоть слово сказал?


Феликс с любимой женой Ириной

Надо отметить, наряжаться Феликс любил не только в бабьи цацки. Нередко он являлся в костюмах исторических персонажей, прекрасно входя в образ героев. Особенно нравился князю персонаж кардинал Ришелье.
«В ту пору в Петербурге в моду вошли костюмированные балы. Костюмироваться я был мастер, и костюмов у меня было множество, и мужских, и женских. Например, на маскараде в парижской Опере я в точности повторил собой портрет кардинала Ришелье кисти Филиппа де Шампеня. Весь зал рукоплескал мне, когда явился я в кардиналовой мантии, которую несли за мной два негритенка в золотых побрякушках».

Однажды, нарядившись в женское платье, князь Юсупов снискал благосклонность английского короля Эдуарда VII. Этот случай мне напомнил историю шевалье д’Эона, который из-за своего переодевания чуть было не стал королевской фавориткой.


Сцены маскарада начала 20 века на картинах Константина Сомова

«Однажды на костюмированный бал в Оперу мы решили явиться парой: надели – брат домино, я – женское платье. До начала маскарада мы пошли в театр Де Капюсин. Устроились в первом ряду партера. Вскоре я заметил, что пожилой субъект из литерной ложи настойчиво меня лорнирует. В антракте, когда зажегся свет, я увидел, что это король Эдуард VII. Брат выходил курить в фойе и, вернувшись, со смехом рассказал, что к нему подошел напыщенный тип: прошу, дескать, от имени его величества сообщить, как зовут вашу прелестную спутницу! Честно говоря, мне это было приятно. Такая победа льстила самолюбию» - хвалился Феликс.

Кстати, идея шуток с переодеваниями принадлежала Николаю – брату Феликса и его подружке Поленьке. Смеха ради Николай даже помог Феликсу устроиться певицей в шикарном кабаре «Аквариум». Дебют «певицы» прошел весьма успешно, после выступления заговорщики покатывались со смеху в гримерке, читая любовные послания от восторженных поклонников.


Кабаре "Аквариум", где блистал князь Феликс

«Прилежно посещая кафешантаны, я знал почти все модные песни и сам исполнял их сопрано. Когда мы вернулись в Россию, Николай решил, что грешно зарывать в землю мой талант и что надобно меня вывести на сцену «Аквариума», самого шикарного петербургского кабаре. Он явился к директору «Аквариума», которого знал, и предложил ему прослушать француженку-певичку с последними парижскими куплетами...


Так выглядели авиши эпохи модерна

На афише моей вместо имени стояли три звездочки, разжигая интерес публики. Взойдя на сцену, я был ослеплен прожекторами. Дикий страх охватил меня. Я онемел и оцепенел. Оркестр заиграл первые такты «Райских грез», но музыка мне казалась глухой и далекой. В зале из состраданья кто-то похлопал. С трудом раскрыв рот, я запел. Публика отнеслась ко мне прохладно. Но когда я исполнил «Тонкинку», зал бурно зааплодировал. А мое «Прелестное дитя» вызвало овацию. Я бисировал три раза.

Взволнованные Николай и Поленька поджидали за кулисами. Пришел директор с огромным букетом и поздравленьями. Я благодарил как мог, а сам давился от смеха. Я сунул директору руку для поцелуя и поспешил спровадить его.

Был заранее уговор никого не пускать ко мне, но, пока мы с Николаем и Поленькой, упав на диван, покатывались со смеху, прибывали цветы и любовные записки…

Шесть моих выступлений прошли в «Аквариуме» благополучно. В седьмой вечер в ложе заметил я родителевых друзей. Они смотрели на меня крайне внимательно. Оказалось, они узнали меня по сходству с матушкой и по матушкиным брильянтам.

Разразился скандал. Родители устроили мне ужасную сцену. Николай, защищая меня, взял вину на себя. Родителевы друзья и наши домашние поклялись, что будут молчать. Они сдержали слово. Дело удалось замять. Карьера кафешантанной певички погибла, не успев начаться. Однако этой игры с переодеваньем я не бросил. Слишком велико было веселье».


Гостиная дома Юсуповых на Мойке


Дверь в ванную комнату

О приключениях князя Феликса можно снимать комедию. Возможно, приключения князя Феликса в кабаре вдохновили создателей фильма «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячей»).Шутка с переодеванием снова привела к семейному скандалу.

«Была у меня история трагикомичная. Я изображал Аллегорию Ночи, надев платье в стальных блестках и брильянтовую звезду-диадему. Брат в таких случаях, зная мою взбалмошность, провожал меня сам или посылал надежных друзей присмотреть за мной.

В тот вечер гвардейский офицер, известный волокита, приударил за мной. Он и трое его приятелей позвали меня ужинать у «Медведя». Я согласился вопреки, а вернее, по причине опасности. От веселья захватило дух. Брат в этот миг любезничал с маской и не видел меня. Я и улизнул.

К «Медведю» я явился с четырьмя кавалерами, и они тотчас спросили отдельный кабинет. Вызвали цыган, чтобы создать настроенье. Музыка и шампанское распалили кавалеров. Я отбивался как мог. Однако самый смелый изловчился и сдернул с меня маску. Испугавшись скандала, я схватил бутылку шампанского и швырнул в зеркало. Раздался звон разбитого стекла. Гусары опешили. В этот миг я подскочил к двери, отдернул защелку и дал тягу. На улице я крикнул извозчика и дал ему Поленькин адрес. Только тут я заметил, что забыл у «Медведя» соболью шубу.

И полетела ночью в ледяной мороз юная красавица в полуголом платье и брильянтах в раскрытых санях. Кто бы мог подумать, что безумная красотка – сын достойнейших родителей!»

Конечно, отец Феликса был возмущен подобным поведением и непослушанием. Однажды он уже потребовал от сына прекратить дурацкие выходки, позорящие семью.
«Мои похожденья стали, разумеется, известны отцу. В один прекрасный день он вызвал меня к себе. Звал он меня только в самых крайних случаях, потому я струсил. И недаром. Отец был бледен от гнева, голос его дрожал. Он назвал меня злодеем и негодяем, сказав, что порядочный человек мне и руки бы не подал. Еще он сказал, что я – позор семьи и что место мне не в доме, а в Сибири на каторге. Наконец он велел мне выйти вон. После всего он так хлопнул дверью, что в соседней комнате со стены упала картина…».


Респектабельное семейство князя.
Мать - Зинаида Николаевна, отец - Феликс Феликсович, старший брат Николай и младший - Феликс.

Впервые князь нарядился барышней еще в детстве, вместе с кузеном они решили подурачиться и, стащив наряды из матушкиного шкафа, пошли гулять по Невскому проспекту…
«Было нам лет двенадцать-тринадцать. Как-то вечером, когда отца с матерью не было, решили мы прогуляться, переодевшись в женское платье. В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы, нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада.

В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» – и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку – приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову. Я снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы соседей. Бусы, понятно, лопнули и раскатились по полу под хохот публики.


Бар ресторана "Медведь" в начале 20 века

Теперь на нас смотрел весь зал. Мы благоразумно решили дать деру, подобрали впопыхах жемчуг и направились к выходу, но нас нагнал метрдотель со счетом. Денег у нас не было. Пришлось идти объясняться к директору. Тот оказался молодцом. Посмеялся нашей выдумке и даже дал денег на извозчика. Когда мы вернулись на Мойку, все двери в доме были заперты. Я покричал в окно своему слуге Ивану. Тот вышел и хохотал до слез, увидав нас в наших манто. Наутро стало не до смеха. Директор «Медведя» прислал отцу остаток жемчуга, собранного на полу в ресторане, и… счет за ужин!»

Свои эксцентричные выходки князь честно объяснял своим тщеславием и самолюбием:
«По правде, эта игра веселила меня и притом льстила самолюбию, ибо женщинам нравиться я мал был, зато мужчин мог покорить. Впрочем, когда смог я покорять женщин появились свои трудности. Женщины мне покорялись, но долго у меня не удерживались. Я привык уже, что ухаживают за мной, и сам ухаживать не хотел. И главное – любил я только себя. Мне нравилось быть предметом любви и вниманья. И даже это было не важно, но важно было, чтобы все прихоти мои исполнялись. Я считал, что так и должно: что хочу, то и делаю, и ни до кого мне нет дела».

Сам князь Феликс опровергал слухи о своей неприязни к дамам:
«Часто говорили, что я не люблю женщин. Неправда. Люблю, когда есть, за что. Иные значили для меня очень много, не говоря уж о подруге, составившей мое счастье. Но должен признаться, знакомые дамы редко соответствовали моему идеалу. Чаще очаровывали – и разочаровывали. По-моему, мужчины честней и бескорыстней женщин».

Хотя к однополой любви князь относился с пониманием.
«Меня всегда возмущала несправедливость человеческая к тем, кто любит иначе. Можно порицать однополую любовь, но не самих любящих. Нормальные отношенья противны природе их. Виноваты ли они в том, что созданы так?»

Как писал хронист Н. М. Романов: «Убежден, что были какие-либо физические излияния дружбы в форме поцелуев, взаимного ощупывания и возможно… еще более циничного. Насколько велико было плотское извращение у Феликса, мне еще мало понятно, хотя слухи о его похотях были распространены. В 1914 году он женился на племяннице Николая II и "исправился"».

Искренность и доброта Ирины особенно привлекли Феликса. Ей не были присущи характерные качества светских барышень, которые отталкивали князя. Светскость всегда портила характер.
«Ирина мало-помалу поборола застенчивость. Сначала она говорила только глазами, но постепенно смог я оценить ее ум и верность сужденья. Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же…»

Как оказалось, друг Феликса – князь Дмитрий (который позднее стал сообщником в убийстве Распутина) тоже ухаживал за Ириной, но видя взаимность между княгиней и Феликсом – отступил.
«О помолвке моей еще не было объявлено официально. Неожиданно ко мне явился Дмитрий с вопросом, в самом ли деле женюсь я на его кузине. Я отвечал, что еще ничего не решено. «А ведь я тоже хотел жениться на ней», – сказал он. Я подумал, что он шутит. Но нет: сказал, что никогда не говорил серьезней.

Теперь решать предстояло Ирине. Мы с Дмитрием обещали друг другу никоим образом не влиять на решенье ее. Но, когда я передал ей наш разговор, Ирина заявила, что выйдет замуж за меня и только за меня. Решение ее было бесповоротно, Дмитрий отступился. Облако омрачило нашу с ним дружбу и не рассеялось уже никогда».

Хотя историки спорят, кого князь Дмитрий любил больше – Ирину или ее жениха – Феликса, а может, сразу обоих и поэтому страдал вдвойне, не зная кого предпочесть. А пока страдал и думал над выбором, оба предмета его любви решили пожениться.


Великий князь Дмитрий Павлович - соперник или любовник Феликса Юсупова?

Однако родители невесты усомнились в правильности своего выбора и решили расторгнуть помолвку. Эту новость Юсупов узнал в Париже. Немедля, он отправился к великому князю Александру, чтобы переубедить. Как оказалось, Феликса перед его будущей родней оклеветали люди, которых он считал своими друзьями.


Феликс Юсупов на портрете Зинаиды Серебряковой

«Прибыв в Париж на Северный вокзал, я встретил графа Мордвинова. С ужасом услыхал я, что он послан великим князем Александром объявить мне о разрыве помолвки! Запрещалось мне даже искать встречи с Ириной и родителями ее. Тщетно засыпал я вопросами великокняжеского посланца. Заявил он, что более говорить не уполномочен.

Я был потрясен. Однако решил, что не позволю обращаться с собой, как с малым дитем. Прежде чем судить, они обязаны выслушать. Буду защищаться и счастье свое отстаивать. Я тут же и поехал в гостиницу, где жили великий князь с княгиней, поднялся прямиком к ним в номер и вошел без доклада. Разговор был неприятен обоюдно. Однако удалось мне переубедить их и добиться их окончательного согласия. На крыльях счастья я бросился к Ирине. Невеста моя еще раз повторила, что ни за кого, кроме меня, не пойдет. Впоследствии выяснилось, что тех, кто оговорил меня в глазах Ирининых родителей, считал я, увы, своими друзьями. Я и прежде знал, что помолвка моя для иных была несчастьем. Выходило, что они и на подлость пошли, лишь бы расстроить ее. Их привязанность ко мне, даже и в такой форме, взволновала меня».
Предполагают, отвергнутые поклонники Феликса решили помешать его свадьбе.

Настал день свадьбы. Без курьеза опять не обошлось. Жених застрял в лифте, и самому царю вместе с родственниками пришлось вызволять будущего зятя из беды.
«В день свадьбы карета, запряженная четверкой лошадей, поехала за невестой и родителями ее, чтобы отвезти их в Аничков дворец. Мое собственное прибытие красотой не блистало. Я застрял в старом тряском лифте на полпути к часовне, и императорская семья во главе с самим императором дружно вызволяли меня из беды».

Описание свадьбы из мемуаров князя:
«Подвенечный Иринин наряд был великолепен: платье из белого сатина с серебряной вышивкой и длинным шлейфом, хрустальная диадема с алмазами и кружевная фата от самой Марии Антуанетты.

А вот мне наряд долго не могли выбрать. Быть во фраке среди бела дня я не желал и хотел венчаться в визитке, но визитка возмутила родственников. Наконец униформа знати – черный редингот с шитыми золотом воротником и обшлагами и белые панталоны – устроила всех.
Члены царской фамилии, бракосочетавшиеся с лицами некоролевской крови, обязаны были подписать отречение от престола. Как ни далека была от видов на трон Ирина, подчинилась и она правилу. Впрочем, не огорчилась.

В сопровождении родителей я пересек две-три залы, уже битком набитые и пестревшие парадными платьями и мундирами в орденах, и вошел в часовню, где в ожидании Ирины занял отведенные нам места.

Ирина появилась под руку с императором. Государь подвел ее ко мне, и, как только прошел он на свое место, церемония началась.

Священник расстелил розовый шелковый ковер, по которому, согласно обычаю, должны пройти жених с невестой. По примете, кто из молодых ступит на ковер первый, тот и в семье будет первый. Ирина надеялась, что окажется проворней меня, но запуталась в шлейфе, и я опередил.
После венчанья мы во главе шествия отправились в приемную залу, где встали рядом с императорской семьей принять, как водится, поздравленья. Очередь поздравляющих тянулась более двух часов. Ирина еле стояла. Затем мы поехали на Мойку, где уже ожидали мои родители. Они встретили нас на лестнице, по обычаю, хлебом и солью. Потом пришли с поздравленьями слуги. И опять все то же, что в Аничковом.

Наконец отъезд. Толпа родных и друзей на вокзале. И опять пожимания рук и поздравления. Наконец, последние поцелуи – и мы в вагоне. На горе цветов покоится черная песья морда: мой верный Панч возлежал на венках и букетах.

Когда поезд тронулся, я заметил вдалеке на перроне одинокую фигуру Дмитрия».