Версальский дворец (Франция, Версаль). История версаля

До сих пор Версаль, этот шедевр Короля-Солнца Людовика XIV, считается настоящим достоянием культуры. Было предпринято множество попыток создать подобие Версаля (например, дворец под Петербургом, построенный по приказу Петра, мечтавшим возвести русский Версаль). Однако все равно именно это строение Франции остается неповторимым произведением архитектурного искусства.

Место расположения Версаля

До того, как был возведен Версальский дворцовый комплекс, сама местность была мало примечательной. Вот как о ней отзывался Сен-Симон: «Никогда раньше я не встречал более унылого и неблагодатного места - без воды, без земли, без леса». Местность была действительно песчаной и . До того, как на землях Версаля взвели дворцовый комплекс, ничего примечательного здесь не было.

Старейшая деревня Иль-де-Франс Версаль упоминается в исторических документах Х века. Там говориться, что это была даже «не деревня, а очень скромная деревушка, спрятавшаяся за склоном холма, таких вокруг столицы разбросано великое множество».

Версаль пересекала дорога, ведущая из Нормандии в Париж, до которого было примерно 18 км. Именно поэтому здесь часто останавливались путники. В историю деревушка Версаль вошла благодаря тому, что здесь произошла встреча Екатерины Медичи с будущим королем Генрихом IV.

Сыну Генриха, Людовику XIII, нравилось проводить в Версале время со своими друзьями. Историки отмечали, что по характеру Людовик был человеком очень робким, и ему нравилось уединение. Именно здесь на месте бывшей ветреной мельницы был построен небольшой охотничий домик, который в последствии разросся до великолепного Дворца.

История Версаля

Версаль (административный центр департамента Ивелин) - селение в 24 километрах от Парижа, был выбран королем Людовиком XIII для строительства скромного охотничьего замка. Однако его более честолюбивый сын Людовик XIV, недовольный прочими своими дворцами (среди которых были и , и Тюильри), в 1660 году принял решение перестроить Версаль в роскошный дворцово-парковый ансамбль. Здесь все должно было поражать великолепием и размахом - ведь король хотел, чтобы здесь разместился весь царский двор. Строительные работы начались в 1661 году. За первые два года Людовик XIV, вошедший в историю как Король-Солнце, потратил несметные суммы денег из казны.

Возведение Версаля продолжалось несколько десятилетий и потребовало не только невероятных денежных расходов, но и привлечения многих тысяч рабочих рук. В разгар строительных работ в Версале недоставало рабочих, поэтому на помощь часто призывались солдаты и матросы.

Первым архитектором Версаля был Луи Лево, в последствии его сменил Жюль Ардуэн-Монсар, руководивший строительством в течение тридцати лет. Оформление парков было поручено Андре Ленотру.

Начиналось все с титанической работы по осушению болот, по нанесению на их место земли, песка и камней, по выравниванию и созданию искусственных террас. Потом рабочие стали рыть каналы и строить водопровод, который уже в первоначальный период строительства Версаля предназначался фонтанов и каскадов, которые в последствии и прославят Версальский дворец.

На первой террасе было построено пять бассейнов полных водой, в них «плавали» разнообразные искусственные цветы из золоченой меди. На другой террасе тоже было пять бассейнов, полных водой, а в воде - морская лошадь и люди, изо рта которых бьет вода. Вокруг бассейнов расположились каменные лягушки и обезьяны. Ниже строители установили круглый бассейн, вокруг которого представлены скульптуры, символизирующие четыре времени года. Каждое время года имело своих животных, которые выдували из пастей воду.

Людовик XIV умер в 1715 году. Его наследник Людовик XV нанял придворным архитектором Жака Анжа Габриэля. Среди многих его работ в Версале следует назвать здание Оперы и знаменитый Малый Трианон - изящный, миниатюрный замок, в котором жила впоследствии Мария Антуанетта. При Людовике XVI к нему была пристроена еще и элегантная библиотека.

В известном смысле весь дворцово-парковый ансамбль являл собой грандиозную сцену, где королевский двор отдыхал с большим размахом. Эта традиция была продолжена преемниками Людовика, в особенности Марией Антуанеттой. Она построила здесь свой собственный театр, где любила в последствии развлекаться с друзьями.

В годы великой Французской революции Версальский дворец несколько раз подвергался разграблению, многие шедевры были утрачены. В 1837 году по приказу Луи-Филиппа гигантский дворцовый комплекс отреставрировали. В нем открыли Музей истории Франции.

Особенности архитектуры и внутреннего интерьера Версаля

Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Благодаря открытой планировке он прекрасно обозрим, так как вся территория идеально ровная - ни холмика, ни бугорка на нем найти невозможно.

В дворцовом парке Версаля множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией». Перед фасадом дворца, перед окнами знаменитой Зеркальной галереи, на совершенно открытом пространстве симметрично раскинулись два сильно вытянутых бассейна, заключенных в гранитные рамы. Эти бассейны сразу же приковывают к себе взгляды. За этими бассейнами начинался спуск по Большой лестнице. У ее подножия расстилается пространство, на котором среди гигантских зеленых партеров, украшенных четырьмя «античными» вазами, находится круглый бассейн с «Фонтаном Латоны» (в честь нимфы Латионы, возлюбленной Зевса, которая вынуждена была бежать, спасаясь от преследований ревнивой Геры). Этот фонтан представляет собой большая скульптурная группа из свинца местами позолоченного.

От «Фонтана Латоны» к широкому зеленому газону, обрамленному купами вековых деревьев, ведет центральная аллея. В глубине газона располагается знаменитый бассейн с фигурой Аполлона, выезжающего на колеснице навстречу своей матери. «Фонтан Аполлона» создавался скульптором Тюби по эскизам Ш. Лебрена. Под большим напором центральная струя с силой выбрасывается вверх на высоту 25 метров, а пятнадцатиметровые боковые струи, устремляясь ввысь, вырисовывают цветок лилии - эмблему французских королей.

К северу от версальского дворца расположился Северный партер, украшенный бронзовыми скульптурами «Точильщик» и «Присевшей Венерой». От Северного партера лестница ведет к круглым бассейнам «Корона» и «Сирены» и к сказочному по замыслу и красоте фонтану «Пирамида» с позолоченными тритонами и дельфинами.

Знаменитую «Аллею Воды», которую называют еще «Театром Воды», сконструировал Ж. Ардуэн-Мансар. Ее окаймляют четырнадцать маленьких круглой формы беломраморных , ступенями следующих друг за другом. Их украшают бронзовые фигурки детей, поддерживающих наполненную фруктами и цветами чашу. «Аллея Воды» приводит к самому высокому фонтану версальского парка - «Дракону», центральная струя которого бьет вверх на 47 метров.

Сам Версальский дворец тоже поражает своими размерами: длина только одного паркового фасада составляет 640 метров. Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой действительно впечатляют даже искушенного посетителя.

Главные достопримечательности здесь - Королевская часовня, Салон Венеры и Салон Аполлона. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика.

Колоннада - круг мраморных колонн и арок, расположенный в черте садов, продолжает тему богов Олимпа. Место являлось любимой обеденной короля на открытом воздухе.

Малый Трианон - одно из многочисленных любовных гнездышек, построенных королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее - сестра Наполеона.

Мраморный двор - сюда выходили главные покои короля. Перед балконом Людовика разыгрывались театральные представления. На этой «сцене» труппа Мольера впервые играла «Мизантропа». Над высокими окнами королевских покоев были установлены часы, которые остановили в момент смерти короля. До середины XVII века они показывали час смерти Людовика.

Зеркальная галерея - это самое большое помещение Версаля. Его длина 73 метра, в высоту -12,8 метра, а ширина составляет 10, 5 метра. В этом зале отмечали королевские дни рождения, бракосочетания, устраивали роскошные балы, принимали иностранных послов. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры.

Роспись Зеркальной галереи была поручена Лебрену., который был наделен полной независимостью творческой деятельности. На стенах галереи художник расположил 12 медальонов и 6 . Здесь изображены важные события того времени: реформы, восстановление навигации и т. д. Были здесь и сцены из мифологии. Герой каждой композиции - король, который может предстать в образе какого-нибудь античного героя. Росписи потолочного плафона, выполненные Лебреном, возвеличивают деяния Людовика XIV в период с 1661 по 1678 год.

Салон Изобилия - во время официальных приемов использовался как буфетная, в обычные дни здесь хранилась коллекция монет Людовика. Здесь также хранятся полотна Тициана, Веронезе и Карачи.

Тронный зал - здесь проводились аудиенции короля, торжественные приемы, встречи с послами. Именно здесь был установлен огромный трон Людовика в идее кресла с балдахином.

Оранжерея - была построена по проекту Ардуэна-Мансара. Имеет форму буквы «П». Тут по велению короля выращивали различные редкие растения. Гордостью королевской оранжереи были 3 000 апельсиновых, мандариновых и гранатовых деревьев. Обслуживали эту оранжерею более 200 садовников.

Конечно, постройка шикарного комплекса в Версале обошлась Франции в круглую сумму. Во времена Людовика было потрачено на возведение Версаля более 80 000 ливров, что было просто колоссальной суммой. Однако ничего не потеряла, а наоборот, только приобрела. В 1830 году ансамбль Большого Версальского дворца стал Национальным музеем Франции. Теперь Версаль - это настоящее сокровище, которое считается не только достоянием Франции, но и культурной ценностью всего человечества.


Версаль Людовика XIII

Мог ли знать Людовик XIII, построивший в Версале скромный охотничий домик, что его сын и преемник великий Король-Солнце превратит это столь дорогое ему место в символ абсолютной монархии, в чудо архитектуры, роскошь и блеск которого не сможет превзойти ни один дворец мира?

Людовик XIII строил охотничий домик близ деревни Версаль, преследуя совершенно другие цели. Людовику XIII не исполнилось и шести лет, когда 24 августа 1607 он, будучи только дофином, приехал первый раз в Версаль вместе с отцом Генрихом IV на соколиную охоту. Выезды на охоту с отцом в Версаль не стерлись из памяти дофина; став королем, он будет предпочитать земли Версаля и Сен-Жермена всем другим местам для охоты.

В то время деревня Версаль включала в себя около 500 человек населения, скромная церковь была посвящена Святому Жюльену, на холме возвышалась ветряная мельница, а на четырех постоялых дворах останавливались на ночлег усталые охотники, в том числе и Генрих IV. Версальским доменом управлял Анри де Гонди, епископ Парижский, чей племянник впоследствии, став совершеннолетним, уступил эту землю другому своему дяде Жану-Франсуа де Гонди, архиепископу Парижскому и последнему хозяину Версаля из семейства Гонди.

Деревню окружали великолепные леса Иль-де-Франса, полные дичи, бесконечные поля и болота – идеальное место для охоты в любое время года. Находившаяся в 17 километрах от Парижа, она была расположена достаточно близко от Сен-Жермена, одной из самых любимых резиденций Людовика XIII. Когда охота затягивалась допоздна и не было возможности возвратиться в Париж, король скакал в Сен-Жермен или останавливался на одном из постоялых дворов Версаля или в полуразрушенном старом замке, принадлежащем семейству Гонди, где спал, не раздеваясь на охапке соломы. Нередко он проводил ночь и на ветряной мельнице.

Вскоре такое положение вещей надоело королю, и он купил 40 гектаров земли у 16 разных владельцев, зимой 1623-1624 гг. решив, что настало время построить в Версале небольшой охотничий домик. Неизвестный архитектор возвел на холме П-образное здание длиной 24 метра и шириной в 6 метров из розового кирпича, белого камня и голубой черепицы. Людовик XIII постоянно приезжал в Версаль, чтобы наблюдать за ходом работ.

К лету дом стал обитаемым, и король жил там с 28 июня по 5 июля. 2 августа он прибыл в Версаль из Сен-Жермена в 8:30 утра, чтобы наблюдать за доставкой мебели и кухонной утвари, купленной специально для него господином де Бленвилем, первым дворянином палаты.

Король занимал 4 комнаты в доме; апартаменты Людовика состояли из спальни, кабинета, гардеробной и приемной. Позже эти комнаты займет Людовик XIV, желающий жить в апартаментах отца.

Обстановка спальни была довольно скромной. Имелось только самое необходимое: кровать, два стула, шесть лавок, стол. Вечером зажигали свечи в серебряных и хрустальных подсвечниках. Пять гобеленов украшали стены; занавеси кровати, ковер, шторы и обивка мебели были выполнены из зеленой камчатой ткани. В кабинете восемь гобеленов воспроизводили историю Марка-Антония. Чуть позже галерея, ведущая в спальню короля, будет украшена большой картиной, изображающей взятие Ла-Рошели.

Король старался приезжать в Версаль как можно чаще. Сопровождавшая его свита всегда была крайне малочисленной. Из придворных Людовик изредка приглашал на охоту лишь Клода де Рувруа, будущего герцога де Сен-Симона, герцога де Монбазона, г-на де Сувре, графа де Беренгена, Мишеля Люка, личного секретаря, маркиза д’Омона, графа де Праслена, графа де Суассона и герцога де Мортемара. Последние два спали обычно на первом этаже, в комнате капитана гвардейцев.

Надо сказать, что придворные почитали за большую честь быть приглашенными королем на охоту в Версаль, однако подобные выезды были связаны для них с большими неудобствами. Людовик XIII был неутомимым и бесстрашным охотником; он по семнадцать часов кряду в любую погоду мог галопом носиться по полям и лесам, что было крайне утомительно для его спутников. Более того, нередко именно затруднения, вызванные плохими погодными условиями, могли заставить его отправиться на охоту, и никакие уговоры не могли вынудить короля изменить решение. Кроме того, в охотничьем домике в Версале удобства были минимальными и не могли удовлетворить взыскательных вельмож, поставленных перед необходимостью разделять их с равнодушным к комфорту королем.

Ни для королевы-матери, ни для царствующей королевы комнаты были не предусмотрены. Впрочем, несколько раз они все же приезжали на один день в Версаль, ни разу не проведя там ночь.

Обычный день короля в Версале описан его врачом Эруаром: «12 октября 1624 года проснулся в 6 часов утра, позавтракал в 7 часов и отправился на охоту на оленя. В 10 часов вернулся, промокший насквозь, переменил одежду и переобулся. В 11 часов пообедал, сел на лошадь и вновь погнался за оленем, добравшись до Поршфонтена. Вернулся в Версаль в 6 часов вечера».

Версаль стал для короля не только местом, где можно было найти приют после охоты. Король скрывался в охотничьем домике, когда жизнь в Лувре становилась для него совершенно невыносимой. Под предлогом охоты он старался как можно чаще уезжать туда, чтобы отдохнуть от двора и скрыть от посторонних свидетелей свои эмоции.

Между тем, в 1631 году Людовик XIII решил расширить свои владения в Версале и увеличить дом. 8 апреля 1632 года он купил у Жана-Франсуа де Гонди за 70000 ливров всю сеньорию Версаль вместе с руинами старого замка Гонди, который он хотел полностью снести для того, чтобы расширить парк.

15 августа 1634 года строительство было завершено. Главное здание, в котором располагались апартаменты короля, пятью окнами первого и второго этажей выходило во двор; по пять окон было также и в двух параллельных крыльях, которые ограничивают сейчас Мраморный двор. Четыре внешних угла замка украшали четыре одинаковых павильона. Со стороны двора портик с семью арками, закрытыми решетками, соединял два крыла. Дом был окружен рвом без воды; сады были расширены Жаком де Менером и включали в себя огород и зал для игры в мяч. В 1639 году сады будут перепланированы Клодом Молле и Илэром Массоном.

Версаль был для Людовика XIII не только охотничьим домиком, но и местом, куда никто не мог приехать без его разрешения. В апреле 1637 года короля терзали сильнейшие душевные переживания. Нежная и искренняя любовь, связывавшая его с мадемуазель де Лафайет, бала обречена, и он это прекрасно понимал, но, измученный постоянными преследованиями со стороны двора и угрызениями совести, он решился на неожиданный для него поступок. Мадам де Моттвиль пишет в своих «Мемуарах»: «Этот великий король, столь мудрый и столь постоянный в своем мужестве, переживал все-таки моменты слабости, во время которых он торопил ее <Луизу де Лафайет>, чтобы она согласилась на его предложение увести ее в Версаль, где она бы жила под его защитой. Это предложение, столь противоречащее его обычным чувствам, вынудило ее покинуть двор». Мадемуазель де Лафайет, глубоко любящая короля, боялась, что не сможет устоять перед своими чувствами и погубит душу своего возлюбленного, согласившись на его предложение переехать в Версаль. Испугавшись, что она сдастся, если король будет продолжать просить ее об этом, девятнадцатилетняя Луиза де Лафайет ушла в монастырь. Чтобы скрыть свое горе, Людовик XIII уехал в Версаль, так и не ставший прибежищем любви. В 1643 году, чувствуя приближение смерти, Людовик XIII сказал: «Если Господь вернет мне здоровье, сразу же после того, как мой дофин сможет сесть на лошадь и достигнет возраста совершеннолетия, он займет мое место, а я удалюсь в Версаль, и буду думать лишь о спасении души».

После смерти короля, наступившей 14 мая 1643 года, Версаль восемнадцать лет будет оставаться без хозяина. Людовик XIV прикажет сохранить в неприкосновенности охотничий домик отца, сделав его сердцем нового ансамбля.

Строители великого шедевра

Помощь королю в строительстве Версаля оказывали четыре человека: Кольбер, Лево, Ленотр и Лебрен. Без них грандиозный проект никогда бы не осуществился; однако, несмотря на многочисленные и несомненные достоинства всех четырех, главным вдохновителем и движущей силой проекта был все-таки Людовик. Он хорошо знал, чего хочет. Благодаря Мазарини, окружившего его с детства красивыми вещами, у короля сформировался хороший вкус. Год от года он становился все изысканнее, и это оставляло свой отпечаток на всех его делах.

После своей смерти Мазарини оставил королю все свое имущество: картины, книги, дома, восемнадцать огромных бриллиантов, известных под именем les Mazarins, и деньги (а также, он мог бы добавить, племянниц). Все это было ничто по сравнению с другим бесценным сокровищем – Кольбером. Он был самым замечательным министром в истории Франции. Он родился в 1619 году в семье торговца шерстью в Реймсе. Его гербом была скромная травяная змея, в противоположность белке Фуке, стремящейся вскарабкаться все выше. В отличие от Фуке, весельчака и повесы, Кольбер был сдержан и строг. Он чаще хмурился, чем улыбался, и никогда не старался понравиться. Но все всегда знали, чего от него ждать. Когда кто-то в надежде избежать какого-либо налогообложения шел прямиком к королю, минуя Кольбера, то в заключение любезного приема мог услышать от Людовика: «Мсье, нужно заплатить!» Поэтому большинство просителей предпочитали общение с хмурым на вид Кольбером. Еще, будучи в довольно юном возрасте, он понял, что экономика – это верный, хотя и не очень быстрый путь к власти; и начал карьеру с того, что привел в порядок личные дела Мазарини, которые были страшно запущены; затем, все еще находясь на службе у кардинала, он занялся государственными финансами. Когда король был ребенком, Кольбер учил его, как вести счета; Людовик стал первым королем Франции, умевшим это делать самостоятельно. Кольбер ненавидел Версаль, но только он был способен раздобыть необходимую для его строительства сумму. Деньги тут же уходили, словно вода в песок. Узнав, что король собирается в Версале обосноваться, финансист смирился с неизбежным и начал думать о том, как с умом и пользой для страны использовать это затратное сооружение.

Кольбер был удивительным человеком; он отличался глубокими познаниями в области литературы, науки и искусства, хотя, вероятно, сам считал эти области человеческих знаний не самыми главными в жизни, нечто вроде приложения к торговле. Способствуя развитию науки во Франции, финансист делал это, прежде всего с целью привлечь мировые рынки. Министр основал в Риме на вилле Медичи французскую школу живописи и скульптуры, открыл в Париже обсерваторию и пригласил туда работать астронома Кассини; он также покупал книги для пополнения королевской библиотеки и, наконец, являясь суперинтендантом строительства, руководил работами по реконструкции Версаля.

Хотя Кольбер был на двадцать лет старше короля, он относился к своему монарху с благоговейным трепетом. Выезжая из загородного дома Со, этот влиятельный и властный человек, державший в страхе всю Францию, брал с собой в парк кусочек хлеба и бросал его через канал. Если хлеб падал на другой стороне, это означало, что Людовик XIV будет в добром расположении духа, если хлеб падал вводу, Кольбер не сомневался – грозы не миновать.

Лебрен родился в том же году, что и Кольбер, и проработал с ним большую часть своей жизни: Они были похожи тем, что не гнушались никакой работы. Лебрена нашел канцлер Сегье, когда тому было десять лет, и он рисовал на кальке сценки из Апокалипсиса. Первый серьезный заказ он получил в 1649 году; ему надлежало украсить отель Ламбер, парижский дом одного богатого государственного чиновника. Затем он работал для Фуке в Во-ле-Виконт; в 1662 году король сделал его главным придворным художником и поручил декоративную отделку Версаля. Кроме того, Лебрен являлся директором крупной фабрики гобеленов, занимавшейся не только производством тканых ковров, но и практически всей меблировки для Версаля. Лебрен хотя к числу первоклассных живописцев и не относится, но был превосходным дизайнером. Почти вся обстановка и убранство дворца: стулья, столы, ковры, отделка, декоративные панели для стен, серебро, гобелены и даже замочные скважины выполнены по его оригинальным эскизам; он расписал потолки в Зеркальной галерее, а также в залах Войны и Мира, фасад малого королевского дома в Марли. Лебрен создавал носовые украшения для галер и декорации для праздников. Кроме того, успевал писать огромные полотна на религиозные и мифологические темы. Он любил аллегории и батальные сцены, но был довольно равнодушен к природе.

Перестройкой замка с 1661 по 1668 гг. занимался архитектор Лево. Лебрен и Лево работали в полной гармонии. Наиболее известными зданиями Лево являются Во-ле-Виконт, отель Ламбер и Институт де Франс, построенный по проекту архитектора уже после его смерти. Большая часть его работ в Версале в более поздние времена была закрыта работами архитектора Мансара. Восточный фасад из кирпича и камня Лево оставил в первозданном виде, но пристроил к нему два крыла; на подходе к зданию возвел ряд павильонов, предназначенных для министров.

Ленотр родился в семье садовника и должен был сам стать королевским садовником. Его дед ухаживал за парками Марии Медичи; его отец был главным садовником в Тюильри; муж одной из его сестер выращивал молодой сад для Анны Австрийской, а муж второй ухаживал за ее апельсиновыми деревьями. Ленотр мечтал стать художником и начал жизнь в студии Вуе, но вскоре вернулся к садоводству. Он сменил своего отца в Тюильри и придал тамошним паркам новый облик. Его заметил Фуке и пригласил в Во, где результат его работы не оставил равнодушным Короля-Солнце, который и незамедлительно назначил его главным управляющим всех своих парков. Мы обязаны ему не только версальскими садами, но и парками Шантильи, Сен-Клу, Марли, Со; творением его рук является знаменитая терраса в Сен-Жермен-о-Лэ, а также многочисленные частные парки и сады, и великолепный широкий проспект Елисейские поля, берущий начало у Лувра. Город Версаль тоже построен по его проекту.

Ленотр через всю жизнь пронес интерес к живописи и искусству. Его жилище в Тюильри изобиловало красивыми вещами, включая китайский фарфор. Уходя из дома, он оставлял ключи на гвоздике, чтобы ценители искусства, нагрянувшие в его отсутствие, не были разочарованы и могли полюбоваться великолепной коллекцией.

Не менее значимую роль в обустройстве Версаля сыграл Квентини. Он разводил огород. Сначала он работал адвокатом в Пуатье, но подлинной его страстью были овощи и фрукты. Его книгу по садоводству и огородничеству можно причислить к лучшим изданиям на эту тему; она пробуждает в читателе страсть к огородничеству; его советы подробны и просты настолько, что их способен понять даже ребенок.

Король обожал Квентини. Он возвел его во дворянство и подарил дом в саду, куда часто наведывался прогуляться. Сегодня сад и огород остались почти без изменения, включая калитку с надписью «Public», через которую входили жители Версаля, чтобы бесплатно взять овощи.

Груши Квентини просуществовали в Версале до 1963 года, тогда пришлось выкопать два последних дерева. В XIX веке многие из них еще плодоносили и хорошо переносили зимы, погубившие другие фруктовые деревья.

Итак, после 1661 года Людовик XIV пожелал собственный дворец, который по своему великолепию и роскошью превосходил бы другие замки Франции и даже Европы. Местом строительства король выбрал Версаль, маленький поселок, с пятьюстами человек населения, где находился маленький охотничий замок Людовика XIII. Над строительством работали лучшие архитекторы, скульпторы, художники XVII века, на постройку замка тратились огромные суммы денег. Но Король-Солнце не жалеет ничего. Привело к строительству Версаля, как мы видим, желание Людовика иметь свой собственный, неповторимый дворец, который должен был стать доказательством славы и могущества короля.

Финансы Франции и Версальский дворец

Когда речь заходит о денежных средствах, израсходованных на версальских стройках, историки единодушно соглашаются, что дворец, стоил огромных сумм. А если мы примем во внимание стоимость внутреннего убранства, то получим колоссальные цифры. Хотя генеральный контролер финансов Жан-Батист Кольбер старался внушить королю склонность к бережливости, желание славы короля обходилось дорого.

До того как Кольбер еще не стал суперинтендантом строительства, с 1661 по 1663 г., Версаль стоил уже полтора миллиона (в течение четырех лет он поглотил то, что Фонтенбло съел за 17 лет). Почти вся эта сумма использована, по всей видимости, без всякой меры, для создания парков. Король покупал, увеличивал, расширял, округлял свое владение. Он придумывает бассейны, новые партеры, оранжерею, боскеты. В 1664 г. Версаль стоил администрации строительства 781000 ливров; в следующем году – 586000.

Кольбера, несомненно, заботили эти многочисленные траты. Он беспокоился и даже злился. В письме, которое он писал королю (сентябрь 1665) звучит тревога. «Если Ваше Величество пожелает обнаружить в Версале, где за два года потрачено более пятисот тысяч экю следы славы, Вы, несомненно, огорчитесь, не обнаружив ее».

Кольбер еще верил в будущее Лувра и Тюильри. В это время в Париж уже прибыл Лоренцо Бернини, скульптор, художник, архитектор, автор колоннады у собора св. Петра, памятников папам Урбана VIII и Александра VII. Он должен был сделать из Лувра прекраснейший дворец мира.

Но на Версаль с каждым годом тратиться все больше денег. Если в 1668-м на строительство ушло 339000 ливров из бюджета министерства строительства, тот в 1669-м траты доходят до 676 000 ливров, а в 1671-м – до 2 621 000 ливров. Начиная с 1670 года, во дворце появляется новая мебель, украшенная серебряными накладками, а спальня Его Величества обтянута золотой парчой.

Чтобы получить представления о том, что представлял тогда собой ливр (подразделенный на 20 солей и 240 денье) в конце XVII века приведем несколько примеров. В городах неквалифицированный рабочий мог зарабатывать от 6 до 10 солей в день, когда была работа; квалифицированный (краснодеревщик, слесарь, каменотес) – 20 солей. Поденные рабочие в сельской местности, когда находили работу (150 дней в году) получали 5-6 солей в день. Приходской кюре, живший без хлопот, мог получать от 300 до 400 ливров в год, то есть 20 солей за полный трудовой день. Можно также предположить, что скромная семья жила на 25 ливров в месяц. Таким образом, подсчитав средний годовой достаток такой семьи, получим: в год на строительство Версаля (данные 1664 года), не считая при этом трат на внутреннее убранство, тратилось столько денег, сколько хватило бы на безбедное проживание 3000 семей.

Версаль можно назвать в полном значении слова, стройкой мирного времени. Ведь строительные работы начинали оживляться и наиболее крупные финансовые вложения происходили как раз в то время, когда заключался мир. Сравним некоторые цифры. Во время Деволюционной войны Версаль обошелся государству за два года в 536 000 франков. Едва наступил мир, как сразу же возросли и расходы. В 1671 г. Версаль стоил 676 000 франков. За пять военных лет, с 1673 по 1677 г. включительно, сумма, потраченная на версальские стройки, составила 4066000 ливров. Едва произошло заключение Нимвегенского мира, как монарх уже не видел резона экономить. В 1679 году версальские траты поднимаются до 4886000 франков, а в 1680 году достигают 5 641 000 франков. С началом Десятилетней войны остановились главные стройки. В документах строительного министерства можно увидеть отчет о суммах, потраченных на Версаль (без учета подвода воды): в 1685году – 6104000, в 1686 году – 2520000, в 1687 голу – 2935000. Подготовка к войне идет полным ходом, а потому затраты резко снижаются в 1688 году: 1976 000 ливров. А далее, за целых девять лет, с 1689 по 1697 год включительно, Версаль стоил Франции только 2 145 000 ливров. В период с 1661 по 1715 год Версаль вместе с замком и служебными помещениями стоил 68000000 франков.

Нельзя забывать, что Версаль – не единственный дворец, строившийся в это время. В Париже также велись другие многочисленные стройки. До 1670 года вклады на строительство парижских дворцов вдвое превышают те, которые предоставляются Версалю. Начиная с 1670 г. ситуация меняется.

А в 1684 году министерством финансов лишь на одно жилье для рабочих выделяется 34 000 франков. Статистика, несомненно, впечатляет!

Но если еще раз как следует задуматься, то эти траты представятся не такими уж астрономическими по сравнению с расходами на войны и с тем, какой степени политического и художественного расцвета достиг двор во времена великого короля и далее, в течение всего века Просвещения. Нельзя сказать лучше, чем Пьер Верле: "Все согласятся, что Людовик XIV, подарив нам Версаль, обогатил Францию… Траты великого короля подарили миру замок, которым нельзя не восхищаться».



Демонстрация роскоши Французской империи в Версальском дворце поражает своими масштабами. Этот ансамбль внесён во все учебники по ландшафтному искусству как эталон. В залах роскошные апартаменты, на свежем воздухе прекрасные виды и пейзажи. Здесь есть на что посмотреть.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 28 февраля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 10 марта действует промокод AF2000TUITRV, который дает скидку 2 000 руб на туры в Иорданию и Израиль от 100 000 руб. от туроператора TUI. Даты заезда с 28.02 до 05.05.2019.

Над обликом Версаля трудился не один архитектор, как это бывает при постройке дворцов. Рождение Версальского чуда архитектуры и ландшафта началось чуть меньше четырёх веков назад. Французский король Людовик XIII любил охотиться в лесах, окружающих небольшую деревню Версаль, что в 20 километрах от Парижа. Для привала уставших охотников он решил построить там небольшой замок. Это сооружение стало первым в Версале замком короля.

В королевскую резиденцию Версаль превратился только во времена царствования Людовика XIV или как его называли короля-солнце.

Когда ему исполнилось 20 лет, в 1662 году он решил создать здесь архитектурно-парковый шедевр по примеру того, который построил тогдашний министр финансов Франции Николя Фуке, только в сто раз лучше. Он пригласил того же архитектора, что и Фуке - Луи де Во.

Над парком трудился мастер ландшафтного искусства Андре Ленотр, уже создавший к тому времени знаменитый Во-ле-Виконт. Для создания парка пришлось осушить 800 гектар болот. В этом ансамбле главным становился даже не сам замок, а объединение в одном стиле дворца и парка.

В 1682 году король вместе со всеми придворными стал жить в Версальском дворце. С этого момента некогда небольшой городок начинает превращаться в королевскую резиденцию, сверкающую своей роскошью. Но сорокалетнему Людовику XIV дворец начинает казаться недостаточно величественным. Он приглашает очень известного в то время архитектора Жюля Ардуэна Мансара, которому повелевает в кратчайшие сроки изменить облик дворца.

Для этого были достроены два пятисотметровых крыла, надстроены два этажа. На втором этаже была размещена королевская спальня. Знаменитая зеркальная галерея, также созданная Мансаром, замыкалась залами Войны и Мира. Здание совершенно изменилось, став грандиозным. Баланс между грандиозными масштабами парка и дворцом был достигнут. Ансамбль получился величественным, как и должно для демонстрации величия монарха.

Залы Версальского дворца

Все счета, связанные со строительством Версаля, сохранились до наших времён. Ориентировочная сумма, затраченная на строительство Версаля, по подсчётам экспертов составляет в пересчёте на современные деньги около 260 миллиардов евро. Большая часть этой суммы была израсходована на внутреннюю отделку залов и галерей.

В потрясающем Зеркальном зале на семидесятиметровой стене расположены 17 очень больших и красивых зеркал разделённых золочёными светильниками в виде скульптур. В 1919 году здесь был подписан Версальский договор, который определил послевоенную судьбы европейских государств. Часовня, оформленная в бело-золотом стиле барокко, была местом венчания Людовика XVI и Марии Антуанетты.

Все залы и покои оформлены с большой роскошью и изяществом. Каждый уголок, включая потолок и стены, покрыты резьбой по дереву и мрамору. Всё украшено фресками, картинами, скульптурами. Есть во дворце опера и театр с большим овальным залом, освещающимся 10 000 свечей.

Обязательно нужно посетить покои королевы в северном крыле дворца. В них каждый сантиметр украшен позолотой.

Интересно то, что центром дворца являлся не тронный зал и даже не кабинет. Все важные решения принимались в королевской спальне.

Парк Версальского дворца

День пролетает незаметно, если вы гуляете по дворцовому парку. Абсолютно всё здесь говорит об уходе и заботе. Тщательно подстриженные деревья высажены вдоль Большого канала. Заходящее солнце отражается в водной поверхности.

С большим искусством подобраны садовые скульптуры. На территории парка расположены 50 красивейших фонтанов.

Фонтаны работают не всегда. Прежде чем посетить Версаль, на сайте необходимо ознакомиться с расписанием. Но если вы попадёте именно на этот праздник музыки и воды, то запомните это шоу навсегда. Струи фонтанов синхронно танцуют под музыку. Летними субботними вечерами здесь проводятся световые шоу с фонтанами и фейерверками.

На фоне этих ухоженных садов, фонтанов, озёр, прудов, тщательно подобранных цветов на клумбах включите фантазию, и вы окажетесь на балу королевского двора.

Другие достопримечательности Версаля

На стороне, противоположной дворцу расположены Малый и Большой Трианон. Трианон в переводе - небольшая элегантная вилла.

Людовик XIV построил из розового мрамора Большой Трианон - одноэтажный павильон в итальянском стиле, окружённый садом. В главном дворце даже обедать королю приходилось при большом скоплении зрителей. Трианон должен был стать местом для уединения.

Малый Трианон - довольно простое здание, выстроенное в 1773 году по заказу Людовика XV архитектором Габриэлем для мадам дю Барри.

Позже он стал любимым местом Марии-Антуанетты, которая тоже хотела уединиться от формальностей главного дворца. За этим павильоном на берегу пруда она устроила маленькую деревеньку с молочной фермой.

Время работы

График работы Версальского дворца лучше предварительно посмотреть на сайте. Обычно он работает с апреля по октябрь с 9:00 до 18:30, в остальное время с 9:00 до 17:30, кроме понедельника.

Стоимость билета

В парк вход бесплатный. Но в дни работы фонтана он будет стоить около 8€. Видов билетов для посещения дворца и других зданий несколько. Можно посетить отдельно дворец и осмотреть его залы, Зеркальную Галерею, покои короля и королевы. Полный билет для посещения в дни работы фонтанов стоит больше, нежели в другие дни.

Как добраться самостоятельно

Добраться до дворца можно несколькими способами:

На метро RER желтой линии C до конечной остановки Versailles-Rive Gauche. Выйдя с вокзала, поворачиваете направо и по королевской улице доходите до главного входа парка.

Электричкой с вокзалов Gare Montparnase или Gare St-Lazar соответственно до станций Versailles-Chantiers или Versailles-Rive Droite.

Со станции метро Pont de Sevres на автобусе №171 до площади Place d Armes в городе Версаль.

Можно также на автомобиле по трассе А13.

Воспользуйтесь услугами kiwitaxi и в аэропорту, в указанное время, вас будет ждать водитель, поможет с багажом и оперативно доставит вас в отель. Доступны несколько классов авто — от эконом до Minibus на 19 мест. Цена фиксированная и не зависит от количества пассажиров и адреса в пределах Парижа. Такси из/до аэропорта — удобный и комфортный способ добраться до нужного места.

(Versaille Palace) под Парижем, тот самый грандиозный Версаль — великолепная резиденция королей Франции, великое коллективное творение лучших французских архитекторов и ландшафтных мастеров. Созданная Людовиком XIV с ясной целью затмить все до той поры построенное в Европе, и действительно затмившая.

  • Версаль — памятник «Королю-солнцу», наглядная визуализации идеи: монарх — центр мироздания

Охотничий замок в Версале, ставший громадным дворцом, превратился в образец для подражания по всей Европе. Остается он эталоном и сегодня. Грандиозность идеи и изящность ее воплощения на практике не может оставить равнодушным!

  • Королевский дворец в Казерте, построенный для итальянской ветви Бурбонов
  • российские Верхние и Нижние сады в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе
  • Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Испании под Сеговией
  • Херренкимзее в Германии
  • множество архиепископских, герцогских резиденций и частных резиденций

в той или иной мере заимствовали идеи, реализованные при создании Версальского дворца и парка!

Впрочем, и сам он материализовался не из воздуха. Бытует мнение,что идея о постройке новой резиденции возникла у Людовика XIV после визита в замок Во-ле-Виконт. Построенный под Парижем королевским казначеем Николя Фуке и богатством отделки затмившим все существовавшие во Франции до него!

Версальский дворец в цифрах

Полная длина садового фасада превышает полкилометра (670 метров). Во дворце более 700 помещений, 1 252 камина и 67 лестниц. На мир Версальский дворец смотрит на мир через 2 153 окна.

Общая площадь здания превышает 67 000 квадратных метров. А весь комплекс с парком раскинулся на 8 км2. Чем не самодостаточная страна?

Дворцовые апартаменты и по сей день поражают роскошью отделки. Особенно выделяются: Зеркальная галерея, зал длиной 73 метра, шириной 10.5 и высотой 12,5 метров, Апартаменты короля, окна которых выходят на внутренний Мраморный двор, Большие и Малые королевские покои.

Сумма, потраченная на строительство и отделку Версальского дворца только в эпоху Людовика XIV составила 26 миллионов ливров!

Королевские апартаменты

Королевская спальня находилась в центральной части дворца на втором этаже и окнами выходила на Мраморный двор. Перед спальней находилась знаменитая и часто упоминающаяся в исторической литературе комната «Ой-де-Бёф» (l’Oeil de boeuf, «Бычий глаз»), получившая название по овальному окну в крыше.

  • Большие апартаменты короля, Grand appartement du Roi (темно-синий)
  • Частные помещения короля, Appartement du roi (умеренно-синий)
  • Малые апартаменты короля, Petit appartement du roi (светло-синий)
  • Большие апартаменты королевы, Grand appartement de la reine (желтый)
  • Малые апартаменты королевы, Petit appartement de la reine (красный)

В Версальском дворце впервые с размахом реализовали анфиладную систему залов. Если в предыдущих резиденциях французских королей личные покои оформлялись в интимном, камерном ключе, то здесь жизнь монарха выставлена напоказ.

Личные покои: спальня, кабинет, приемные — все вместе должны были создать незабываемое впечатление о неимоверном богатстве Франции.

  • Людовик XIV занимал комнаты, выходившие окнами на Мраморный двор в центральной части дворца. Королевская спальня располагалась на оси симметрии, именно здесь «Король-солнце» и скончался 1 сентября 1715 года в возрасте 72 лет)

При Людовиках XV и XVI, спальня использовалась для традиционных церемониалов lever («вставание») и coucher («отход ко сну»). Слева от спальни находится «Ой-де-Бёф», а справа — некогда располагался кабинет короля, откуда он управлял Францией. При Людовике XV помещение расширили и превратили в Зал советов.

История создания

Небольшой охотничий замок в старинной деревушке Версаль, расположенной всего лишь в 15 километрах западнее Парижа, возник еще в царствование Людовика XIII, отца правившего впоследствии столь долго и столь блестяще «Короля-Солнца» Людовика XIV, в 1624 году.

В 1632-1638 году замок в Версале по проекту архитектора Филибера Де Руа был превращен в небольшой дворец П-образной формы. Заметим, что при последующих многочисленных перестройках здания, эта его часть стала центром композиции, вокруг которой постепенно прирастали флигеля.

Эпоха Людовика XIV

В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, правившего Францией в роли первого министра фактически единолично, король Людовик XIV пересматривает роль Версаля. В голове монарха, наконец-то получившего реальную власть, рождается идея о превращении небольшого дворца в грандиозную резиденцию, причем ее расположение вне пределов Парижа, столицы Франции, совсем не случайно.

  • Король словно противопоставляет себя сердцу нации, ее самому крупному городу, заявляя, что именно он теперь будет центром Вселенной для французов. Впрочем, официальное превращение Версаля в центр притяжения Франции немного откладывается: лишь в 1682 году сюда окончательно переезжает двор

Масштабное строительство в Версале начинается с 1669 года. Именно тогда архитектор Луи Лево существенно увеличивает прежнее, довольно скромное здание за счет удлинения боковых крыльев, обрамляющих сегодня так называемый Мраморный и Королевский дворы.

Следующий период в строительстве Версальского дворца начинается после Неймегенского мира, в 1678 году и руководит постройкой уже другой выдающийся архитектор, Жюль Ардуэн Мансар (Лево умер в 1670 году).

При Мансаре здание получает наиболее значительное приращение: возникают северный и южный флигеля-крылья, создается знаменитая Большая, позже названная Зеркальной, галерея в центральной части здания, достраиваются министерские корпуса, обрамляющие уже третий по счету внутренний двор комплекса, Министерский.

Одновременно с этим выдающийся ландшафтный архитектор, Андрэ Ленотр создает регулярный парк, а декоратор Шарль Брюн руководит отделкой внутренних покоев.

Очередной этап строительства, последний в царствование Людовика XIV, начинается на сломе веков, в 1699 году и заканчивается в 1710. В результате перестраивается ряд внутренних интерьеров и возникает красивейшая Королевская капелла, начатая Мансаром и законченная Робертом де Котте.

Нельзя не упомянуть и постройку в парке отдельного дворца для фаворитки Короля, маркизы де Монтеспан: Большого Трианона (Le Grand Trianon, Трианон по-французски означает павильон).

  • Впоследствии, во времена Первой империи, его превратил в одну из своих официальных резиденций первый император Франции Наполеон Бонапарт

После смерти старого короля (в 1714 году) двор перебирается в Париж, а в Версале селят делегации иностранных государств. В 1717 году здесь гостит и российский царь Петр I, впоследствии воплотивший многое из увиденного в загородной резиденции Петергоф под Санкт-Петербургом.

Людовик XV и XVI

Французский двор возвращается в Версаль в 1722 году, после смерти регента, Филиппа Орлеанского. Переделки обширного дворца в это время, в общем, незначительны, и в основном касаются его интерьеров.

В обширном дворцовом саду для фаворитки Людовика XV, мадам де Помпадур, строится дворец Малый Трианон, Le Petit Trianon (1762-1768). В 1763-1770 годах композицию Большого Версальского дворца логически завершает здание Оперы по проекту Жака Анжа Габриэля (фланкирует северный фасад).

В царствование Людовика XVI Малый Трианон, подаренный им супруге, Марии-Антуанетте, превращается в изысканную жемчужину изящного и недолго просуществовавшего архитектурного стиля рококо.

После Революции

Во времена Французской революции Версальский дворец лишился большей части своего внутреннего убранства, но здания остались стоять. После реставрации монархии, в 1837 году, король Луи-Филипп указом превратил бывшую резиденцию в национальный музей.

Впоследствии дворец дважды (в 1871 и 1940 годах) видел германские войска (в 1871 году в Зеркальной галерее Версаля Вильгельм I был провозглашен императором Германии). Здесь же в 1919 году был подписан и Версальский мирный договор, окончивший Первую Мировую войну.

Часы работы и цены на билеты

Дворец открыт для посещений в любой день недели, кроме понедельника . С 9 до 18.30 с мая по сентябрь и 9 до 17.30 с октября по апрель.

Билет в Версальский дворец, оба Трианона, парк (2018 год) обойдется в 20 €. 25 € стоит билет на 2 дня.

Посетители в возрасте до 18 лет вне зависимости от гражданства и граждане Евросоюза до 26 лет проходят бесплатно.

Чем интересен Версаль в окрестностях Парижа. Что посмотреть и чем заняться в самом дворце и окружающем парке, все интересные места Версаля.

Даже во Франции с ее обилием архитектурных шедевров Версальский дворец представляет собой совершенно исключительный по красоте и историческому значению памятник. На постройку дворца король потратил колоссальную сумму, составившую в пересчете на нынешние деньги 260 млрд. евро, а площадь только внутренних залов достигает 67000 кв. метров. Посещение Версаля является обязательным для всех туристов, которым посчастливилось провести в Париже больше одного дня. Тех, кто сомневается в этом, убедят изложенные ниже 10 причин посетить любимую резиденцию Людовика XIV, прозванного Королем-Солнце.

Популярные экскурсии в Версаль

Самые интересные экскурсии - это маршруты от местных жителей на Трипстере . Начинать интереснее с (увидеть все интересные места и наметить маршруты прогулок). А затем выделить день на поездку во дворец Людовика XIV: - 4-часовая экскурсия по залам дворца и парку.

Дворец Версаль: 10 самых интересных мест

1. Образец для подражания

Когда по приказу Короля-Солнце в 1661 г. началось сооружение дворца в Версале, вряд ли он рассчитывал, что завершение строительных и отделочных работ будет иметь место уже при его преемниках. Дворцовый комплекс должен был продемонстрировать мощь и величие королевской власти. Архитекторы Версаля - Л. Лево и А. Ленотр - сумели спроектировать здание в духе классицизма, поражающее не только размерами, но и внутренней гармонией. Аристократичная красота фасадов органично сочеталась с роскошью внутреннего убранства и парком, не имевшим равных в Европе.

Очень быстро Версаль приобрел репутацию идеального жилища монарха, и правители других стран пожелали построить у себя нечто подобное.

Находясь под впечатлением от резиденции французских королей, Петр Первый в Петергофе возводит свой символ имперского величия. Превзойти французский образец должен был не только Петергофский дворец, но и парк, и, надо признать, благодаря Большому каналу это удалось. Если бы не было Версальского дворца, не была бы построена и резиденция савойских королей - Венария Реале под Турином, и одна из жемчужин Баварии - резиденция Людвига II Херенкимзее. Даже спустя столетия Версаль продолжал вдохновлять королей и архитекторов.

2. Экскурсии на русском языке

Огромная очередь из туристов в Версаль

Перед посещением Версаля не обязательно погружаться в исторические монографии и скачивать карту местности: в Париже легко найти как групповые, так и индивидуальные экскурсии с трансфером. Их тематика отличается разнообразием. Хотите вам расскажут в мельчайших подробностях историю строительства Версаля, а хотите - поведают тайны отношений королей и их фавориток. Есть экскурсии по Версалю Людовика XIV и Версалю Марии-Антуанетты, по русским местам Версаля (да, есть и такие), по парку и т. д. Стоимость их зависит от программы и продолжительности: самая недорогая обойдется в € 40-50. Но главный плюс посещения дворца с экскурсией - это возможность попасть внутрь без очереди, гид побеспокоится о билетах заранее.

Турфирмы, предлагающие экскурсии в Версаль, широко представлены в Сети: можно искать в Гугле, можно на . Заказав экскурсию заранее, вы избавите себя от очередей и сможете осмотреть дворец с максимальным комфортом.

Кстати, билеты нельзя назвать очень дорогими: посещение одного дворца стоит € 18, а комплексный осмотр, включающий дворец, Трианоны и сад - € 20.

3. Транспортная доступность

Если в XVII в. Версаль считался отдельным населенным пунктом, то сегодня это фактически пригород Парижа: дворец и столицу отделяет друг от друга меньше 20 км. Самостоятельно добраться до Версаля очень легко: достаточно сесть на одну из электричек RER (линия C), отправляющихся каждые 20 минут.

Билет на электричку стоит всего € 7, время в пути - около 40 минут. С вокзалов Сен-Лазар и Монпаранс отправляется еще один поезд - SNCF (время в пути — 35 минут, цена билета около € 3,5), но станция, на которую он прибывает, находится достаточно далеко от дворцового комплекса. Ходит до Версаля и автобус №171: он не только дешевле электрички (всего € 3), но и подъезжает практически к самому входу.

4. Зеркальная галерея в Версале




Вытянувшаяся вдоль фасада Зеркальная галерея является одним из главных помещений дворца. Здесь короли устраивали пышные балы и приемы; праздновали свадьбы и принимали прошения. Невозможно перечислить все исторические и знаменательные события, связанные с Зеркальной галереей. Так, в этих стенах Людовик XV в 1745 г. встретил будущую мадам де Помпадур, а в 1919-м подписанный здесь мирный договор положил конец Первой мировой.

В галерее мало что изменилось со времен Людовика XIV: все так же отражают позолоченный декор 357 зеркал, все так же выходят в сад 17 огромных окон, а с потолка свешиваются гигантские хрустальные люстры. Не хватает разве что серебряной мебели, отданной на переплавку еще в 17 веке, но ее отсутствие компенсируют позолоченные статуи, роскошные вазы и великолепная роспись сводов потолка, достигающего в высоту 10,5 м. Поскольку длина галереи - 73 м (ширина - 11 м), то немудрено, что пока придворные неспешным шагом доходили от одного ее конца до другого, между ними успевали вспыхивать романы и созревать интриги.

Версальский дворец на карте Парижа

Версаль расположен по адресу: Place d’Armes, Versailles, Франция.

Экскурсия в Нойшванштайн - как добраться
5 самых красивых замков Баварии - самостоятельно и с гидом