Типы и стадии политических процессов.

Определение 1

Политический процесс является одной из категорий, которая позволяет проанализировать политические явления как определённый набор упорядоченных событий, которые происходили, происходят и будут происходить.

Политический процесс контролируется и упорядочивается с помощью принятия законодательных правовых актов, а также при помощи соблюдения определённых политических традиций.

Субъекты политики. К субъектам политики относятся люди, политические и общественные организации которые выражают интерес определённых групп и слоев населения и участвуют в политическом процессе.

Объекты политики. К объектам политики относятся прочие индивиды, различные общественные организации не участвующие в политическом процессе как самостоятельные игроки.

Типология политического процесса

Процесс может быть:

  • внутриполитический
  • внешнеполитический.

Второй тип политического процесса предполагает наличие внешних субъектов – глав государств, корпораций, партий и т. д. которые влияют на сам внешнеполитический процесс. При этом действия таких субъектов способны влиять и на внутриполитические процессы. В зависимости от особенностей внешних проблем субъекты принимают, в том числе и на основе внешней политики, решения, касающиеся внутренней социальной и экономической политики.

Процессы также подразделяют на

  • добровольные
  • контролируемые.

Для первых из них характерны субъекты принимающие участие в политическом процессе, на основе своей воли и не подверженные какому- либо внешнему влиянию. Примером могут быть выборы, участие в которых дело добровольное как для кандидатов, так и для избирателей.

Контролируемый тип политического процесса протекает при административном контроле со стороны государственных служб, как например, при миграционном контроле за приезжими

Еще один вид деления - открытый и теневой процесс. При открытом типе политического процесса субъекты политического процесса действуют открыто и публично, соблюдая правовые норм ими же установленных законов. При теневом - субъекты действуют тайно, не открывая широкой общественности своих непубличных договорённостей. При этом они могут демонстрировать как раз открытость и независимость всего политического процесса. Наиболее показательным примером здесь служат выборы, происходящие в большинстве стран мира.

Будет процесс революционный или эволюционный зависит от условий социально-экономического, политического и социо-культурного развития общества, государства. Если в стране основным источником законности являются установленные законодательные нормы, если власть и общество находят общий язык между собой, то происходит эволюционный путь развития. Если в государстве назрели насущные проблемы которые необходимо как можно быстрее решить, но политическая элита не решается что то резко менять в силу каких – либо причин, а с большинством населения утеряна возможность договориться, то возникает революционный процесс, сметающий со своего пути старую политическую элиту. Наиболее ярким примером является Англия XVII в., Франция XVIII в., и Россия начала XX века, где произошли революции, повлиявшие на весть мировой исторический процесс.

Процессы могут быть:

  • стабильные,
  • волатильные.

В случае стабильного политического процесса возможно развитие на основе уже устоявшихся и общепринятых правовых норм. В случае же волатильного нестабильного политического процесса происходит вольная трактовка законодательных норм, обращение к иным источникам права.

Повседневный политический процесс – постоянно действующие механизмы политической жизни общества и государства. В качестве примера можно привести ход законодательного процесса в любом парламенте.

Исторический политический процесс – он связан со свершениями неких исторических событий влияющих на развитие общества, государства, региона и мира в целом.

Структура политического процесса.

Основными субъектами или акторами политического процесса являются и отдельные люди, которые преследуют свои цели в текущем политическом процессе.

В роли субъектов могут выступать государства, политические институты, общественные организации, группы людей и отдельные индивидуумы.

Определение 2

Политический институт – представляет собой форму представительства интересов определенных коллективов и организаций. Через них происходит трансляция собственных взглядов и идей. В качестве примера политического института может выступать государство, различные общественные объединения выражающие политические взгляды (политические партии) и т.д.

Отметим особенности государства как форму политического института.

Это присутствие единоначальной власти управляемой группой людей. Они составляют государственный аппарат управления страной. В его функции входит принуждение и управления в зависимости от ситуации и возможностей. Люди которые входя в государственный аппарат обладают полномочиями создания и публикации обязательных к исполнению правовых законодательных актов, имеющих обязательный характер.

Также только государство может выступать как единственный и легитимный субъект и на территориях принадлежащих ему.

Также власть государства распространяется на всех граждан своей страны, в том числе и иностранных, которые находятся во владениях этого государства.

Объект – объектами политического процесса могут являться в частности экономика и экономические проблемы, отражающие социальное положение населения.

Таким образом, целью субъектов политики выступает налаживание хозяйственной и экономической жизни в стране, что может решить как социальные, так и политические проблемы.

Методы политического процесса

Выборы – через выборы в местные муниципалитеты, областные и государственные органы власти и на должность президента происходит получение власти в свои руки для проведения необходимых преобразований в стране, области, районе.

Законотворчество - является средством реализации своих властных полномочий в проведении модернизации и решении насущных проблем внутренней и внешней политики.

Типы и разновидности политического процесса

Типология политических процессов. Стадии (фазы) политического процесса

В западной политологии существует несколько систем типологизации политических процессов. Первая из них создана в рамках сравнительной политологии американским политологом Л. Паем который, сравнивая политическое развитие западных и незападных стран, связывал их принципиальные различия с культурным «кодом», определяющим практические ориентации населения и его поведение. Обобщив эмпирические наблюдения, Л. Пай создал классический «идеальный тип» в духе М. Вебера, способный выразить своеобразие Запада и уникальность незападных обществ. Противопоставление «Запада» - «не-Западу», основанное на различии культур, позволяет понять, почему идеи демократии развивались в границах исторического «Запада» и были чужды бытийным основам «незападного мира».

Л. Пай разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье «Незападный политический процесс» он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах.

1. В незападных обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений.

2. Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни.

3. В политическом процессе преобладают клики.

4. Характер политических ориентации предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики.

5. Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений.

6. Политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в. обществе единой коммуникационной системы.

7. Политический процесс отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей.

8. Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений.

9. Незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении узаконенных целей и средств политического действия.

10. Интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений.

11. Отличительной чертой политического процесса является высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей.

12. В политическом процессе слабо влияние организованных групп интересов, играющих функционально специализированные роли.

13. Национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы.

14. Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.

15. Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем.

16. Велика роль харизматических лидеров.

17. Политический процесс обходится в основном без участия «политических брокеров».

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс .

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус. Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-регионапьные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х годов, перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические . Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития -- легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет 6 скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры; доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные . Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

Также политические процессы можно классифицировать и по следующим основаниям:

1. По значимости для общества - базовые и периферийные.

2. По видам политических режимов - демократические и недемократические.

3. По степени вовлеченности масс - ангажирующие и неангажирующие.

4. По масштабам, в соответствии с уровнями политики, можно выделить процессы от микроуровневых (межличностные и внутригрупповые) до мегауровневых (процессы мирового масштаба).

5. По специфике организации можно выделить вертикально организованные и горизонтально организованные политические процессы. Горизонтально организованные политические процессы образуют равноправные независимые субъекты. Вертикально организованные политические процессы протекают в рамках отношений «господство - подчинение».

6. По степени подконтрольности политических процессов их участникам можно выделить управляемые и стихийные (спонтанные) процессы. Специфика управляемых политических процессов состоит в том, что они подконтрольны субъектам политики и направляются ими. Стихийные политические процессы имеют собственную логику развития, не зависящую от намерений каких-либо отдельных субъектов.

7. По месту в политической системе можно выделить:

1. Процессы «входа»:

а) артикуляция интересов - выражение и обсуждение нужд граждан и их требований к правительству;

б) агрегация интересов - деятельность, в ходе которой интересы превращаются в политические программы.

2. Процессы конверсии - принятие политических решений.

3. Процессы «выхода» - управление, контроль.

Неотъемлемой частью политического процесса является деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с его целенаправленным изменением.

В масштабах всего жизненного цикла социальной системы политический процесс можно разделить на четыре стадии (фазы):

1. Стадия конституирования - важнейшая в политическом процессе. Пришедшие к власти политические силы создают отвечающую их интересам систему. Достигается общественное согласие по фундаментальным ценностям в обществе, принимается конституция.

2. Стадия функционирования совпадает со стабильным периодом общественного развития. Деятельность субъектов политики не воспроизводит сложившийся порядок.

3. Стадия развития сопровождается перегруппировкой политических сил, изменениями в структуре и полномочиях государственных органов, реформами в различных сферах жизни общества.

4. Стадия упадка характеризуется преобладанием центробежных тенденций над центростремительными. Должностные лица используют власть прежде всего в своих собственных интересах, не заботясь об общественном благе, а центральная власть не способна с этим бороться, в силу чего происходит ослабление ее легитимности. Возникают условия для радикальных изменений в обществе, которые могут привести к конституированию новой политической системы.

Также политический процесс можно условно разделить наследующие 5 стадий:

ь формирование (вызревание) политических приоритетов;

ь выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса;

ь формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений;

ь приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация);

ь оценка результатов политических решений.

Современный политический процесс характеризуется рядом общих задач, которые проявляют себя неодинаково в различных исторических условиях и странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его собственных субъектов.

Развитие политических процессов демонстрирует возрастающую роль политики в качестве мощного фактора и орудия действия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного элемента в политике - политической власти.

Развитие любого государства — это процесс, который может состоять из самых разных компонентов. Он предполагает решение властями самых разных задач, участие самого широкого спектра субъектов. То же самое можно сказать об одном из аспектов государственного строительства — развитии политической системы. Оно также выстраивается в процесс. Каким могут быть его характеристики?

Что такое политический процесс?

Исследуем процесса. Каким может быть его определение? В российской науке под таковым понимается последовательность событий, явлений и действий, характеризующих взаимоотношения различных субъектов - людей, организаций, органов власти - в сфере политики.

Рассматриваемый процесс может проходить на разных уровнях и в разных сферах жизни социума. Так, например, он может характеризовать коммуникации между субъектами в пределах одного органа власти или всей государственной системы, проходить на муниципальном, региональном или федеральном уровне.

Понятие политического процесса может предполагать довольно широкую трактовку соответствующего термина. При этом каждая из его интерпретаций может означать формирование самостоятельных категорий в рамках рассматриваемого явления. Выделяют, таким образом, различные типы политических процессов, которые могут характеризоваться значительной несхожестью между собой. Рассмотрим данную особенность подробнее.

Классификация политических процессов

Для того чтобы исследовать типы политических процессов, необходимо прежде всего определить возможные основания для классификации данного явления. Какие критерии здесь могут быть применимы?

В российской науке распространен подход, по которому политический процесс может подразделяться на внутриполитический и внешнеполитический — в зависимости от того, какова сущность ключевых субъектов, непосредственно влияющих на его ход.

Другое основание для классификации политических процессов — отнесение их к добровольным или контролируемым. Здесь описываемое явление рассматривается в аспекте характеристик механизмов участия субъектов в соответствующих коммуникациях.

Выделяют такие формы политического процесса, как открытый и теневой. Ключевой критерий здесь — публичность субъектов, влияющих на соответствующие явления.

Есть революционный и эволюционный типы политических процессов. Ключевой критерий в данном случае — сроки, в течение которых реализуются те или иные изменения на уровне коммуникации субъектов, а во многих случаях — методы, с помощью которых они осуществляются.

Политические процессы делятся также на стабильные и волатильные. В данном случае имеет значение то, насколько устойчивым и предсказуемым может быть поведение субъектов, влияющих на ход рассматриваемого явления.

Изучим теперь специфику развития политических процессов в рамках отмеченной классификации подробнее.

Внешнеполитические и внутриполитические процессы

Итак, первое основание для классификации рассматриваемого явления — отнесение его разновидностей к внешнеполитическим или внутриполитическим. Процесс, относимый к первому типу, предполагает участие субъектов, имеющих непосредственное отношение к институтам власти и общества, которые функционируют внутри отдельно взятого государства. Это могут быть люди, занимающие какие-либо должности в органах власти, руководители предприятий, общественных структур, партий или рядовые граждане. Внешнеполитический процесс предполагает, что на его ход влияют субъекты иностранного происхождения — главы государств, зарубежных корпораций и учреждений.

Некоторые исследователи выделяют коммуникации, осуществляемые исключительно на международном уровне. Формируется, таким образом, процесс. События и явления, характерные для него, могут при этом влиять на положение дел в отдельно взятых государствах — например, если речь идет о дискуссиях, касающихся списания в отношении какой-либо страны внешних долгов, или наложении санкций.

Добровольные и контролируемые процессы

Следующее основание, по которому определяются отдельные типы политических процессов — отнесение рассматриваемых явлений к добровольным или контролируемым. В первом случае предполагается, что субъекты, влияющие на ход соответствующих событий, действуют, исходя из личной политической воли, руководствуясь своими убеждениями и приоритетами. Это может выражаться, например, в участии людей в выборах главы государства. Явка на них добровольная, равно как и выбор кандидата. Контролируемые политические процессы предполагают, что субъекты, влияющие на них, действуют, исходя из предписаний закона или, например, в силу административного воздействия со стороны уполномоченных структур. На практике это может выражаться, к примеру, в наличии виз, требуемых одним государством для въезда граждан другого: таким образом контролируется миграционный аспект международного политического процесса.

Открытые и теневые процессы

Следующее основание для классификации рассматриваемого явления — отнесение его разновидностей к открытым или теневым. Политические процессы первого типа предполагают, что субъекты, влияющие на него, ведут деятельность публично. В большинстве развитых государств так и происходит: в частности, люди выбирают президента из числа кандидатов, которые известны всем. Процедуры избрания главы государства зафиксированы в законах и доступны каждому для ознакомления. Президент, которого выбрали люди, имеет известные всем полномочия и реализует их. Но есть страны, в которых высшие должностные лица также выбираются, однако реальные могут принимать непубличные субъекты, сущность которых непонятна для рядовых граждан, а доступ к соответствующей информации закрыт. В первом случае политический процесс будет открытым, во втором — теневым.

Революционный и эволюционный политические процессы

Политические процессы могут различаться в зависимости от методов осуществления их субъектами тех или иных активностей, а также скорости изменений, характеризующих те или иные стороны коммуникаций. Касательно эволюционных процессов: методы, как правило, базируются на положениях источников права — законов, постановлений, распоряжений. Их изменение предполагает задействование довольно продолжительных по времени парламентских и административных процедур. Но в случае нестабильности в государстве источниками, которые предопределяют методы, используемые субъектами политического процесса, могут становиться лозунги, манифесты, требования, не имеющие отношения к действующим законам. В результате чего возможны события и явления, не характерные для первого сценария. Формируется, таким образом, революционный политический процесс. Часто бывает, что при этом значительные изменения касаются всей структуры управления государством.

Стабильные и волатильные процессы

Политический процесс - в обществе, в на международной арене - может характеризоваться стабильностью или, наоборот, волатильностью. В первом случае субъекты, влияющие на соответствующие события и явления, будут опираться на нормы и обычаи, которые заметно не меняются в течение продолжительного времени.

Во втором сценарии возможно обращение к источникам, содержащим положения, которые можно достаточно свободно трактовать или изменять в силу предпочтений субъектов политического процесса.

Структурные составляющие политического процесса

Изучим теперь структурный аспект рассматриваемого явления. Каковы распространенные тезисы российских исследователей, касающиеся данного вопроса? Структура политического процесса чаще всего предполагает включение следующих компонентов:

Субъект (орган власти, общественная, политическая структура или конкретный гражданин, способный влиять на ход соответствующих событий и явлений);

Объект (область активностей субъекта, характеризующая цель его действий, приоритеты, предпочтения);

Методы, на которые опирается субъект при решении своих задач;

Ресурсы, находящиеся в распоряжении субъекта политического процесса.

Изучим более подробно специфику каждого из отмеченных пунктов.

Сущность субъектов политического процесса

Итак, структура политического процесса предполагает включение в него субъектов. Таковыми чаще всего становятся органы власти как самостоятельные учреждения либо конкретные Политический процесс в России, как отмечают многие исследователи, характеризуется значимой ролью личности в соответствующей сфере коммуникаций. В масштабах всего государства ключевую роль может играть президент, в регионе — его глава, в городе — мэр.

Объекты политического процесса

Их природа может быть различной. Так, некоторые исследователи рассматривают экономические и политические процессы в едином контексте, считая первые разновидностью объектов для вторых. Развитие национальной хозяйственной системы, бизнеса, решение проблем занятости граждан — эти проблемы актуальны для любого государства.

Соответственно, целью субъектов политического процесса, являющихся высшими должностными лицами, может быть достижение положительных результатов в соответствующих направлениях работы. То есть экономика в данном случае будет объектом политического процесса.

Методы политического процесса

Сущность методов, о которых идет речь, также может значительно разниться. Субъект власти, призванный решать задачи по модернизации хозяйственной системы государства и иные проблемы, должен прежде всего каким-то образом получить свою должность. В этом случае речь идет о методах, опираясь на которые человек сможет взять власть в свои руки.

Политический процесс в России предполагает, что таковыми будут выборы — на уровне муниципалитета, региона или страны в целом. В свою очередь, фактическое решение задач, например, по модернизации экономики будет реализовываться уже на базе иного метода — законотворчества. К примеру, может инициировать принятие тех или иных правовых актов, направленных на стимулирование развития экономики страны.

Ресурсы политического процесса

Субъект власти может иметь в распоряжении самые эффективные методы решения поставленных задач, однако если в его распоряжении не будет необходимых ресурсов, то реализовать планы не получится. В виде чего может быть представлен соответствующий компонент политического процесса?

Прежде всего это, конечно, капитал. Если говорить о политике, то это могут быть бюджетные средства или заемные. Термин «ресурс» может быть также интерпретирован несколько по-другому — как некий источник для поддержания легитимности власти. Это уже необязательно будут финансы. Таковым ресурсом может стать волеизъявление людей, граждан государства. Формируется, таким образом, предполагающий постоянное взаимодействие власти и общества. При этом, по аналогии с финансовой сферой, ресурс в данном случае можно понимать как кредит доверия со стороны граждан, который субъект государственного управления должен оправдывать.

Итак, рассматриваемый нами термин «политический процесс» может пониматься, с одной стороны, как совокупность событий и явлений, которые наблюдаются на том или ином уровне коммуникаций, а с другой стороны, как категория со сложной структурой, включающая в себя довольно несхожие элементы. В свою очередь, отдельные компоненты политического процесса также будут характеризоваться комплексностью, а их сущность может интерпретироваться посредством самых разных подходов.

Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Поэтому основная цель политического процесса состоит в принятии и реализации таких политических решений, которые должны сочетать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества. Политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться в оппозиции к нему.

Основные виды политических процессов:

– формирование органов политической системы (институтов) – создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

– воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования – политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии. Здесь используются такие механизмы, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

– принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.

Взаимодействуя, эти процессы рождают действия, направленные на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, придания им динамики, обновления.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно выделять стабильные и нестабильные политические процессы.

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты.

Неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп должным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

С точки зрения организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические и недемократические.

Демократические политические процессы

сочетают различные формы прямого и представительного народовластия. Недемократические политические процессы характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

По объектам воздействия политические процессы разделяются на внешнеполитические и внутриполитические .

По характеру преобразования государства выделяют:

Революционные и эволюционные политические процессы.

В первом случае происходит быстрое и качественное изменение властных структур государства, полный пересмотр его конституции, нарастает конфликтность, происходит обновление политических элит, что сопровождается радикализмом принимаемых решений и преобладанием насилия при их реализации.

Эволюционный политический процесс имеет своей основой легитимность политической власти. Здесь разрешение социальных проблем происходит постепенно, мирно, на основе легальной конкуренции политических партий, взаимодействия элиты и масс, устойчивости процедур и институтов принятия решений; преобладания в политическом поведении этики компромиссов, консенсуса и терпимости к инакомыслию и обязательного наличия института политической оппозиции.

Различают также открытый и закрытый политические процессы.

Открытый политический процесс характеризуется гласностью, доступностью для граждан, участвовавших в процессе принятия политических решений.

Для закрытых политических процессов характерно отсутствие гласности и публичности при принятии политических решений, исключение или существенное ограничение политической активности граждан, полное отсутствие контроля за правящей элитой со стороны общества.

В целом же важно знать, что о каком бы типе политического процесса ни шла речь, прогнозирование его результатов дело неблагодарное, чаще всего эти прогнозы оказываются несостоявшимися.

Это так потому, что всегда рядом с запланированным результатом обязательно возникает нечто непредвиденное, непланируемое. Лучшим прогнозом в этом контексте является формула: «хотим как лучше, а получается как всегда». Дело также в том, что в политическом процессе существует множество переменных величин, возникновение и поведение которых не поддается учету, прогнозированию. К тому же в политике есть закономерность, что если существуют два или более способов сделать что-либо, и при этом использование одного из них ведет к катастрофе, то кто-нибудь (рано или поздно) изберет именно этот способ.

Тема 11 Деятельность субъектов политических процессов

1 Природа и функции политических элит и лидеров

2 Механизмы формирования (рекрутирования) политической элиты

3 Процессы смены (циркуляции) политических элит и лидеров

1 Природа и функции политических элит и лидеров.

Термин «элита» происходит от французского «elite» – лучший, отборный, избранный. С 17 в. он употребляется для обозначения товаров наивысшего качества. Словарь Оксфордского университета в 1823 году впервые применил понятие «политическая элита» к характеристике высших социальных групп общества. Однако термин «элита» не применялся широко в общественных науках до начала 20 в., т.е. до появления работ В. Парето (1848-1923), Г. Моска (1858-1941), Р. Михельса (1876-1936).

Понятие «элита» относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, имеющих более значительный вес по сравнению с окружением.

Многообразие существующих определений элиты отражают ее ценностные и функциональные качества. Термин «элита» прочно вошел в социологические и политологические словари и подразумевает под собой следующее содержание:

Лица, обладающие высшими показателями в своей области деятельности (В. Парето);

Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (Г. Моска);

Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл);

Лица, обладающие властью, осуществляющие наиболее важные функции (Келлер);

Творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству (Тойнби);

Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой (Ортега-и-Гассет);

Наряду с термином «элита» в обиходе широко используются словосочетания «правящая верхушка», «правящие группы», «правящие круги» и т.д. В современной западной политологии утвердилась традиция использования категорий «правящая элита» и «политическая элита».

Политическая элита – это относительно небольшая, привилегированная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, монопольное принятие политических решений, осуществляющая контроль за их выполнением.

Существование политической элиты обусловлено действием следующих факторов:

Социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

Усилением профессионализации политики и необходимостью специальных политических знаний для быстрого принятия решений;

Профессионализацией управленческого труда и выделением его в специальную среду деятельности (менеджмент), в том числе и политический;

Широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различных социальных благ и привилегий;

Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за правящей элитой;

Политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых лежат обычно вне сферы политики, распространенностью абсентеизма;

Итальянский исследователь Г. Моска считал, что элита представляет собой сплоченное меньшинство, которое монополизирует власть и осуществляет все политические функции. Способность меньшинства к организации обеспечивает ему власть. Сплоченность меньшинства обеспечивается собственностью, образованием, происхождением и т.д.

Преимуществами политической элиты являются широкие каналы связи и информации, что позволяет четко и оперативно принимать и реализовывать решения. Отсутствие отмеченных качеств у большинства лишает его возможности самоорганизации и ставит это большинство в положение управляемого.

Таким образом, политическая элита – это организационное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, дающей ей возможность воздействовать на все сферы жизни общества.

Функции политической элиты имеют высшее значение для всего общества и наиболее существенными из них являются следующие:

Изучение, анализ и артикуляция интересов определенных социальных общностей: классов, групп, слоев, наций и т.д.;

Отражение социальных интересов в политических установках (идеалах, выступлениях, обращениях) с целью интеграции общества;

Выработка политической программы, доктрины с определенной политической стратегией и тактикой;

Определение ресурсов, путей и способов укрепления (либо свержения) существующей политической системы;

Идеологическое обеспечение идеалов, ценностей, моделей политического поведения с целью достижения общественного согласия;

Создание государственного механизма воплощения политических программ и решений путем назначения кадрового аппарата органов управления, выдвижения из своей среды политических лидеров и их продвижение на высшие государственные посты, корректировки политической системы.

Таким образом, более кратко существенные функции политической элиты можно обозначить как стратегическую, коммуникативную, организаторскую, интегративную.

В политологии предпринята попытка классификации политических элит по различным основаниям:

    По месту в политической системе и участию в осуществлении власти выделяют правящую элиту и неправящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно принимает политические решения, определяющие программу развития всего общества. Неправящая элита (контрэлита) пытается влиять на этот процесс доступными средствами. Конкуренция на поле деятельности элит весьма жесткая и постоянно растет. Смена правящей элиты – естественный процесс, в котором существуют стадии зарождения, развития, устаревания и отмирания элит.

В итоге за правящей элитой можно признать следующие свойства:

Любое общество элитарно, в нем приветствует правящая элита;

Внутренняя организованность, сплоченность и групповая идентификация;

Амбициозность и сильная воля к организации и регулированию жизни масс;

Интегрированность и представительность;

Удержание власти с помощью силы и «заигрывания» с массами;

Смена у власти в результате конкурентной борьбы.

    По уровню компетенции и объему властных полномочий элита подразделяется на высшую (общенациональную), среднюю (региональную), местную (административную). Высшая политическая элита, значимая для всей страны, принимает важнейшие стратегические политические решения. К ней относится президент и его окружение, глава и члены правительства, руководители парламента, высших судебных органов власти, лидеры влиятельных политических партий и блоков. К средней элите относятся представители выборных органов власти: депутаты, губернаторы, мэры, лидеры региональных отделений партий и движений. В состав административной элиты входят высший слой государственных служащих и чиновники-управленцы, осуществляющие техническое исполнение принимаемых решений. Однако в современных условиях правящей элите сложно выдерживать показатели однородности и интегрированности. Специализация управления привела к усилению роли функциональных субэлит – менеджеров, интеллектуалов, различных групп давления, которые в конкретных вопросах принятия политических решений разбираются лучше правящей элиты.

    По степени представительности элиты бывают с высокой и низкой представительностью. Различия между ними заключаются в степени выражения интересов (профессиональных, этнических, религиозных и других) различных субъектов общества.

    По структуре и характеру внутриэлитных отношений существуют интегрированные и разъединенные политические элиты. Элиты с высокой степенью интеграции вырабатывают единую систему политических ценностей, общие правила политической конкуренции и осуществления власти, согласуют главные цели и методы проводимой политики. Для них присущи консенсусные отношения с низкой степенью конфликтности. Слабо интегрированные (разъединенные) элиты характеризуются острой политической борьбой за сферы контроля и ресурсы власти, за овладение стратегическими позициями.

    По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования выделяются открытые и закрытые элиты. Для открытых элит характерны следующие черты: достаточно свободный доступ в элиту на основе конкуренции и учета деловых личностных качеств, динамическая циркуляция, способность к инновациям и реформам. Закрытые элиты отличаются замедленной циркуляцией, ограниченным доступом новых членов на базе жестких формальных признаков (знатность, партийность, религиозность и т.д.), корпоративностью и неспособностью быстро реагировать на происходящие социальные изменения. Такие элиты более склонны к превращению в замкнутые олигархические группы и самовырождению.

Таким образом, подчеркивая важность и значение политической элиты, следует указать те особенности, которые выступают ее неотъемлемыми качественными характеристиками.

Универсальность и обязательность для всего общества принимаемых политической элитой решений;

Обособленность от общества и привилегированное положение политической элиты, особенно высшей, в силу выполняемых функций;

Нетерпимость к конкуренции и постоянная борьба за власть в зависимости от степени интегрированности и способов рекрутирования элиты;

Стремление к неподконтрольности обществу в силу действия закона «олигархических тенденций»;

Обладание практически всеми ресурсами государственной власти и использование их с целью господства и управления.

Политическое лидерство

Термин «политическое лидерство» широко используется в современной политологии и политической практике. Лидер (с англ. «ведущий») – это личность, оказывающая решающее влияние на других людей и способная направлять их коллективные действия.

Политическое лидерство – это постоянное приоритетное влияние личности (группы, партии, объединения) на все общество или значительную его часть с помощью реальной власти и принимаемых политических решений.

Феномен лидерства интересовал многих мыслителей и исследователей (Платон, Плутарх, Макиавелли, Ницше), психологов (Фрейд, Адлер), социологов (Э. Богардус, М. Вебер, М. Херманн, Г. Алмонд). Широкий научный и общественный интерес к институту лидерства подчеркивает его многогранность и социальное значение. «Люди не могут обходиться без лидерства, как без пищи и воды », – подчеркивал бывший президент Франции Де Голль.

Существует многообразие теорий , объясняющих природу и происхождение лидерства.

Теория черт (Э. Богардус) утверждает, что определенные личностные качества (ум, интеллект, энергия, коммуникабельность и т.д.) позволяют человеку стать лидером. Однако индивидуальные черты лидера на основе данной теории ничем не отличается от психологических и социальных качеств любой личности.

Ситуационная теория доказывает, что лидер – это функция определенной ситуации, и он может появиться в результате удачного сочетания обстоятельств, при которых окажутся востребованными его выдающиеся качества (Гитлер, Сталин, Горбачев).

Теория последователей лидера определяет природу лидерства на основе особой формы взаимоотношений между авторитетной личностью и окружением, интересы которого она выражает. Однако лидеры не всегда могут оправдать ожидания своих конституентов (последователей) и даже могут поставить под угрозу существование страны, нации (Гитлер, Сталин).

Концепция психоанализа (З. Фрейд) объясняет природу лидерства наличием у индивида особых психологических черт и мотивов, толкающих его к политическому господству, навязыванию своей воли и т.д.

Психологическое напряжение и личные комплексы неполноценности некоторые люди компенсируют с помощью безграничной власти, применения силы и т.д.

Однако в современной политологии приоритетное значение приобретают интегративные теории лидерства. Например, американский политолог М. Херманн полагает, что при рассмотрении лидерства следует учитывать все факторы: 1) личностные черты и качества самого лидера; 2) характерные особенности его сторонников; 3) взаимосвязь лидера и конституентов (сторонников); 4) конкретная ситуация осуществления лидерства;

Следовательно, политическое лидерство – это процесс взаимодействия (влияния, коммуникации, отношений), в ходе которого одни индивиды (лидеры) выражают потребности и интересы своих последователей и на этой основе обладают престижем и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают им часть властных полномочий для осуществления представительства и реализации собственных интересов.

Существующие в политологии системы классификации (типологии) политических лидеров обусловлены стремлением спрогнозировать их поведение.

Типология М. Вебера основана на способах легитимации политической власти и предлагает три идеальных типа лидерства:

Традиционное (вожди, старейшины, монархи);

Рационально-легальное (избранный лидер согласно действующим законам);

Харизматическое – основано на обожествлении лидерства и вере в его исключительность, святость и высшую справедливость.

По способам и методам осуществления власти выделяют авторитарный и демократический типы лидеров.

В современной политологии используется типология лидеров, предложенная М. Херманном, на основе особенностей их политической деятельности:

Лидер-знаменосец, способный увлечь массы привлекательной великой целью, идеей;

Лидер-служитель, выступающий в роли выразителя и защитника интересов своих избирателей;

Лидер-идеолог, проповедник и вдохновитель определенной идеологии;

Лидер-торговец, привлекательно может изложить свои идеи, заставляет их «купить» и осуществлять;

Лидер-пожарный, ориентируется на текущие проблемы и их решение;

В литературе встречаются и другие типологии лидеров: «формальный», «неформальный», «правящий», «прагматик», «романтик» и другие.

Отдельную классификацию лидерства предлагают ученые-психологи, используя особенности темперамента и характера индивидов.

Институт лидерства выполняет следующие основные функции в обществе:

Управленческая (по принятию политических решений);

Интеграционная, связанная с объединением народа, нации, социальных слоев на основе общих идей и ценностей;

Коммуникативная, обеспечивающая связь между властью и обществом;

Мобилизующая, направленная на организацию выполнения определенных целей и задач;

Функция социального арбитража;

Функция легитимации политического режима с помощью личности