Спрячьте ваш пессимизм от ребёнка! Дети пессимисты Ребенок пессимист причины и коррекция.

Если ответ – женщина пессимист, то есть все основания попробовать измениться. Знаете, почему? – Потому что отношение к жизни передается от матери к детям. Это справедливо и для сыновей, и для дочерей. А вот пессимизм или оптимизм отца никакого влияния на детей не оказывает. Это не сексизм – так ученые говорят 🙂

Убедительно показал, что позитивный или негативный настрой по жизни зависит от того, как человек объясняет происходящие с ним события, особенно неприятные . Представьте, что вы выходите из дома и обнаруживаете на своей машине, стоящей перед подъездом, вмятину. Что вы подумаете?

«Черт, какая же я дура! Вечно со мной что-нибудь случается. Я так ленива, что не могу поставить машину на нормальную стоянку, а паркую ее в этом узком проходе» . Если вы говорите себе что-нибудь подобное, то вы пессимист. Точно. Ваши объяснения неприятных событий носят универсальный, устойчивый и внутренний характер.

  • «Со мной вечно что-нибудь случается!» . Это устойчивое объяснение, поскольку используется слово «вечно». А также универсальное: случается «что-нибудь», а не «неприятности с машиной».
  • «Я так ленива» . Лень – устойчивая черта характера, которая вредит во многих обстоятельствах, а не только в данном конкретном случае.
  • «Какая же я дура!» — устойчивое, универсальное и внутреннее объяснение.

Если подобные высказывания слышат дети, то волей неволей они усваивают, что неприятности случаются регулярно, что они портят всё подряд, и виноват в них тот человек, с которым они происходят.

Дети постоянно улавливают то, как их родители, особенно матери, отзываются о причинах эмоционально насыщенных событий. Не случайно вопрос «почему?» является одним из первых и наиболее частых у малышей. Получить объяснения, трактующие устройство окружающего мира, особенно, социального – основная интеллектуальная задача ребёнка.

Дети ловят каждое наше слово, особенно в ситуациях, когда случается что-то нехорошее. При этом они слышат не только детали сказанного нами, но и понимают «суть»: является ли причина, о которой мы говорим, устойчивой или временной, специфичной или универсальной, коренящейся в нас самих или в ком-то другом.

Тот способ, каким мать сообщает ребенку о мире, оказывает на него существенное влияние. Попробую об этом вспомнить, когда в следующий раз появится желание при сыне обругать себя балдой и растяпой 🙂

Что делать? — обсуждая при ребенке неприятные события, не стоит употреблять слова и фразы вроде «всегда», «вечно со мной», «я такая…». В большинстве случаев негатив — это всего лишь частное событие, которое вполне можно пережить.

PS: Почему именно мать, вернее, ее пессимизм оказывает влияние на ребенка? – Вероятно, от того, что в раннем детстве она является наиболее близким для ребенка человеком, с которым он проводит большую часть времени.

PPS: Кстати, если вы думаете, что пессимизм или оптимизм – это просто особенность того или иного человека, этакие изюминки, не оказывающие особого влияния на его жизнь, то вы ошибаетесь. Пессимизм – это особый стиль мышления, который влияет на реакции, на поведение и, в конечном счете, на способность добиваться успеха и быть счастливым.

Очень грустная история от Мартина Селигмана.

Жила-была одна студентка. В течение трех лет ее научный руководитель, профессор английской литературы, относился к ней крайне внимательно. Благодаря его поддержке и высоким оценкам ей удалось получить стипендию для годичного курса обучения в Оксфорде. По возвращении из Англии оказалось, что она утратила интерес к Диккенсу, на творчестве которого специализировался её руководитель, и заинтересовалась работами более ранних английских романистов, в частности – Джейн Остин. Руководитель попытался убедить её написать дипломную работу по Диккенсу, но потом уступил её намерению посвятить работу творчеству Остин и даже согласился остаться её консультантом.

За три дня до защиты ее бывший руководитель обратился в экзаменационную комиссию с заявлением, где обвинял девушку в плагиате, который он обнаружил в ее работе. По его словам, она привела несколько утверждений относительно раннего периода Джейн Остин, не указав два научных источника, и присвоив, таким образом, их авторство себе.

Плагиат – один из самых серьезных проступков в академической среде, так что подобное обвинение поставило под угрозу будущее этой девушки. Под вопросом оказалось даже получение диплома об окончании университета.

Проанализировав те утверждения в тексте, которые, по словам профессора, не имели ссылок на первоисточники, она обнаружила, что источник у них один – сам профессор. Она получила от него информацию во время личной беседы, когда он высказывал свое мнение по рассматриваемому вопросу, не упоминая при этом какие-либо печатные работы. По сути, девушка оказалась жертвой ревности наставника, потерявшего ученицу.

Думаете, Элизабет (так звали девушку) попыталась защитить себя и обвинила профессора в махинации? – Не тут-то было! Она сказала себе, что

  • Ей никто не поверит (универсальное суждение);
  • Она всегда попадает впросак (устойчивое объяснение);
  • Она сама во всем виновата (внутреннее объяснение).

В результате девушка так и не получила диплом. Следующие десять лет она работала продавцом. Ее ничего не интересовало. Она ни к чему не стремилась. И книг не читала – ни Диккенса, ни Остин.

Эту историю, конечно, нельзя назвать обычной – такие вещи случаются не каждый день. Но она достаточно показательна. Пессимизм склоняет человека из любых проблем делать катастрофы, мешает правильно воспринимать и осмыслять негативные события. Так что повод помочь своему ребенку выработать позитивный стиль мышления точно есть.

Сейчас в сложный период нашей жизни, во время противостояний, хаоса, неразберихи в политике и обществе, как никогда важно сохранить свой дух спокойным и не поддаться всеобщей истерии, свой ум — ясным, душу — открытой для других.
И вдвойне актуально это, когда на нас смотрят наши малыши, наши дети и внуки.

Сегодняшняя тема не случайна. Растить детей в меняющемся мире нелегко.

Представьте, на каком уровне, какими тончайшими духовными нитями дети связаны с родителями, если уже достаточно маминого беспокойства, чтобы от нее «заразился» на ментальном уровне малыш, начав волноваться, капризничать и плакать. Какую безысходную тоску носят в себе дети, оставшиеся без родителей, ищущие материнского и отцовского тепла...

И поэтому я бы хотела с вами поговорить на тему оптимизма. Зачем это нам нужно и для чего.

Рождаясь, малыш еще не знает нашего мира, но он прекрасно чувствует окружающую обстановку. У спокойной и жизнерадостной мамы малышу комфортно и легко. Ему не нужно тратить свои энергетические ресурсы на внутреннюю «стабилизацию» и «равновесие» — они у него идут на полноценное развитие.

Совсем иная картина у деток, у которых обстоятельства жизни сложились так, что им постоянно приходится бороться, тревожиться, чего-то опасаться. Эти детки тратят много сил на восстановление «внутренней гармонии». Если уровень такой тревожности оказывается слишком высок, а в семье неблагоприятный психологический климат, у крохи может оказаться заметным даже отставание психических процессов, в первую очередь, эмоционально-волевой сферы.

Например, один ребенок имеет высокий порог боли, т.е. он малочувствителен к страданию. Его мозг смог выстроить сильную защиту для нервной системы, сохраняя тем самым ее от истощения. Другой ребенок равнодушен к окружающим, живет как бы в своем мирке — он либо не сумел развить, либо научился гасить свои эмоциональные проявления на неосознаваемом уровне...

Казалось бы, а какое это имеет отношение к оптимистам? Сейчас мы вплотную подобрались к этому вопросу.
Дело в том, что большое значение имеет не только темперамент, тип личности ребенка, с которым он приходит в наш мир. Не только обстоятельства протекающей беременности и родов. Но и то, насколько тепло и радостно, с верой в лучшее, или же с тревогой его встретили в этом мире .

Медицина знает много случаев, когда, казалось бы безнадежные дети, получившие серьезную физическую травму во время родов, выхаживались терпеливыми и сильными родителями-оптимистами, в результате чего они смогли преодолеть свои ограничения до невозможных для них высот и сохранить веру в лучшее.
Материнская вера в возможности ребенка, каким бы он не был — это очень сильное средство, способное творить чудеса.

Также встречаются и семьи, в которых здоровые физически дети вырастают с глубокой эмоциональной травмой в душе.

Мама-пессимист и мама-оптимист — это словно две разные планеты, сильно отличающиеся друг от друга особенностями своего «вращения» вокруг своей оси. Но, тем не менее, каждая может в разумных границах вносить свой полезный вклад в формирование психики у ребенка. Причем, без перекосов и крайностей, которые вредны, как вы знаете, в любом деле.

Пессимист интересно устроен: изначально он будет ожидать какого-то подвоха, сложности. Практически в любом деле он видит не возможности, а препятствия. А на бессознательном уровне он привыкает защищаться, продумывая компенсации своему возможному разочарованию. Например, пессимист, готовящийся к экзамену, будет твердить всем и себе самому, что «непременно завалит его, что он ничегошеньки не помнит, ой, какой ужас» и... получить выстраданную пятерку:))). А оптимист спокойно и честно скажет себе: «я старался, учил, все будет хорошо!» — и получить ту же ожидаемую пятерку.

Так и в воспитании мама-пессимист и мама-оптимист, могут преследовать одну и ту же цель — растить гармоничного, развитого и счастливого ребенка, но ведут себя не одинаково.

Например, упал малыш, чуть ушибся и заплакал. Мама-пессимист тревожно заохает, запричитает, даже если ничего серьезного нет. Малыш еще сильнее плачет, но уже не столько от боли, сколько от испуга, а вдруг случилось что-то плохое, раз мама так волнуется...

Мама-оптимист спокойно и ласково поднимет малыша, проверит ушиб и заверит, что тут «ничего страшного, дай я поцелую и все пройдет». И вот уже слёзки быстро высохли у малыша, он вновь бодр и весел, готов бежать дальше.

Есть бОльшая вероятность, что первый малыш вырастет излишне осторожным. Он десять раз подумает, прежде чем что-то начать. А второй — вырастет в стремительного, уверенного в себе человека, которого неприятности только мобилизуют достигать цели.

А теперь вопрос: как вырастить ребёнка-оптимиста? Который бы не тушевался при первых трудностях, но мог бы найти в себе достаточно уверенности и сил для их преодоления?

Есть несколько правил «НИКОГДА НЕ...»

  • никогда не говорите ребенку: «Что ты натворил!» Грубый окрик и неконструктивная критика отбивают желание исправить промах.
  • никогда не лепите ярлыки: «Неудачник!», «Горе луковое!», «Простофиля!», «Тупой!», «Растяпа!», «Маша-растеряша!» и т.п. Помните — ребенок вам доверяет, раз вы так считаете про него, то подобные ярлыки могут приклеиться на всю жизнь.
  • никогда не ставьте на первое место недостатки и промахи малыша: «Ты вечно меня перебиваешь...», «Ты что, оглох?», «Неужели ты не понимаешь, что...», «Рисунок ничего, но тут ты обвел не так, а эта корова разве бывает синей?!» Акцент на неудачах стирает программу успеха в жизни ребенка.
  • никогда не обрывайте попытки ребенка рассказать вам то, что его интересует: «Ой, ну ты опять со своей куклой, вон лучше книжку почитай...», «Отстань от меня, я устала...».
  • никогда, даже в самом страшном сне, не сравнивайте своего ребенка с другим сыном или другой дочкой той, «продвинутой», соседки, которая «всегда-все-делает-как-надо». Это совершенно разные «лекала».

А что лучше делать?

  • просыпайтесь с детьми в радости, подмечайте самые лучшие мгновения утра: веселый солнечный зайчик, сказочная комната, залитая солнышком, веселая труженица стиральная машина, заботливо гудящий чайник и др.
  • поощряйте деток видеть прекрасное вокруг себя на прогулке: красивый цветок, голубое небо, мило урчащая кошка, сильные и добрые папины руки и др.
  • больше смейтесь и играйте с детками в веселые игры — это их естественный язык. Малыши обожают веселье! А мама, которая позволила себе «оторваться», в игре с ребенком, как правило, чувствует себя помолодевшей.
  • любые трудности и неудачи разбираем, начиная с признания успеха у ребенка, например: «У тебя хорошо получилась вот эта гусеница — как живая! А вот лягушку можно здесь немного поправить — и будет здорово!»
  • научите деток мечтать и поощряйте развитие смелого воображения. «Сынок, а что, если бы наша машина вдруг стала летать? Нажал на кнопку — иии — рраз! Улетел к обезьянам! Нажал — иии — два! Уже в пустыне!.. Что бы ты стал делать там?»
  • правильно гасите проявления капризов на этапе их зарождения, а лучше всего — предвосхищайте. Чтобы этого достичь, нужно проанализировать реальные возможности ребенка, свой стиль воспитания, выделить часто возникающие проблемные ситуации и продумать другие пути разрешения. Об этом подробно разбирается в моем популярном тренинге «

«Мне жарко», «Я не хочу никуда идти», «Зачем ты дала мне эту глупую кашу» – постоянное недовольство ребенка может вывести из себя самых терпеливых родителей . Вроде на не похоже, но и на нормальное поведение тянет с натяжкой. И ладно бы это проявлялось редко когда, например, кроха устал. Но нет. Такое поведение становится ежедневной нормой. Маленькие ворчуны, кажется, даже не прилагают никаких усилий, чтобы заставить окружающих чувствовать себя такими же несчастными, как и они. Зачастую взрослые пребывают в полном недоумении: откуда в ребенке этот всепоглощающий пессимизм ? Причин может быть несколько. Давайте разбираться.

Причины пессимизма

  • Врожденная склонность к пессимизму . Одни дети рождаются решительными и властными, другие – спокойными и уступчивыми. Одни легко приспосабливаются к любым катаклизмам, других выбивает из колеи даже незначительные перемены в жизни. Точно так же некоторые дети с самого рождения склонны к меланхолии и пессимизму . В этом случае нужно принять это как факт, и стараться только помочь адаптироваться к жизни маленькому крохе.
  • Влияние ближайшего окружения. Присутствие в семье взрослого пессимиста неизбежно повлияет на мировоззрение ребенка. Потому что дети, словно губки, впитывают в себя все, что постоянно видят вокруг. Если они видят недовольство и ворчание – реакция будет такой же. Если вокруг будет все хорошо, то и жить им будет легко.
  • Дистимия – состояние, схожее по симптомам с хронической депрессией, но менее тяжелое. Характеризуется упадком сил и отсутствием интереса к жизни. Дистимия излечима , но в этом случае ребенку необходима помощь детского психолога .

В первых двух случаях вы можете самостоятельно скорректировать поведение ребенка , если будете терпеливы и последовательны. В третьем – только с помощью квалифицированного психолога.

Ребенок пессимист – что делать?

Итак, вы понимаете, что ваше чадо постоянно пребывает в состоянии пессимиста . И тут уже неважно сколько ему лет. Вопрос «Что делать » задается уже всеми членами семьи. Ведь порой даже человек с устойчивой психикой не может спокойно реагировать на такое упадническое настроение. Психологи в это случае рекомендуют следующее:

  • Старайтесь сохранять спокойствие. Трудно держаться в стороне от воронки плохого настроения, которая засасывает всех вокруг. Но помните, что дом – самое безопасное место для ребенка , где он может выплеснуть накопившиеся за день негативные эмоции так, как он это умеет. Задача родителей – научить малыша делать это правильно и научить себя принимать его таким, какой он есть.

  • Определите причину нытья. Жалобы – это способ справиться с беспокойством и страхом. А дети зачастую не могут или не хотят прямо рассказать о причине их плохого настроения . Они могут бояться вашего недовольства на сложившуюся ситуацию, и не знать как им-то на нее реагировать, что бы не стало еще хуже. Если ваш ребенок начал беспричинно ворчать по поводу и без, подумайте, возможно, он перегружен учебой и домашней работой или просто не справляется с нахлынувшей на него волной неудач? А может он хочет внимания и проявления любви со стороны родителей, но не знает, как этого добиться? Причин будет несколько, возможно этот «букет» смогут согреть ваши объятия. Только если малыш слишком уж хлещет негативом, прежде чем обнимать его насильно, попросите разрешения. В случае, если он откажет сразу – подскажите, что в любое время, когда сам будет готов, сможет подойти к вам, чтобы вы просто посидели в обнимку рядом.
  • Бесполезно взывать к здравому смыслу ребенка и говорить, что это пустяк, о котором не стоит сокрушаться. Даже самый незначительный инцидент может восприниматься детьми-пессимистами, как катастрофа. Иногда достаточно дать понять ребенку, что вы слышите их ворчание , чтобы прекратить его. Но не поощряйте ребенка к долгим жалобам. Скажите, что вам очень жаль, что ему не понравился обед, и продолжайте заниматься своими делами. В общем, если малыш пришел к вам и начал рядом выражать свои недовольства по любому поводу, оторвитесь от своих дел и просто выслушайте его. Выразите свои сочувствие, что так произошло, что вы всегда и при любых обстоятельствах будете любить своего малыша и поддержите любое его (!) решение.
  • Реагируйте правильно и не навешивайте ярлыки . Не говорите ребенку: «Почему тебе все время все не нравится? Ты просто невыносим!». Правильным вариантом будет: «Мне жаль, что тебе не нравится фильм, но я хочу его досмотреть. Пойди к себе в комнату и поиграй пока». Ребенок – не робот . У него есть свои мысли, идеи и желания. Они могут не совпадать с вашими и это совершенно нормально!
  • Подумайте, возможно, ваш любимый пессимист копирует поведение кого-то из членов семьи. Если вы привыкли постоянно жаловаться и осуждать, не удивительно, что ваш ребенок будет поступать точно так же. Будьте положительным примером для малыша. И не требуйте от него того, что не можете сделать сами! В этом случае научитесь вначале сами оптимистично реагировать на ситуации , потом, показывая пример, научите этому ребенка. Видеть только хорошее – заложено в нас с детства, но пессимизм порой захлестывает нас от нежелания видеть просвет в конце тоннеля. Учитесь быть позитивными, учите личным примером этому искусству ваше чадо.

  • Научите ребенка выражать чувства адекватно : спокойно и вежливо. Не нужно кричать и срываться на друзьях и членах семьи. Они не заслужили это, только потому что у крохи плохое настроение.
  • Помогите ребенку научиться решать проблемы . Если ему жарко, он может посидеть в тенёчке или выпить прохладной воды. Если устал – пусть присядет и отдохнет. Только не нужно каждый раз предлагать малышу готовое решение – он должен научиться находить его самостоятельно. Когда ребенок понимает, что из любой ситуации можно найти выход, он жалуется намного меньше . В дальнейшем он будет с гордостью вам рассказывать о проделанном нелегком выборе, а вы порой будете поражаться, что он предпочел такое интересно и нестандартное решение. У детей нет пока шаблонов поведения.
  • Научите ребенка искать не только негативные, но и позитивные стороны . Если малыш жалуется, что идет дождь, и он не может погулять, напомните, что у него есть игрушки, с которыми он давно не играл, новый альбом и карандаши, настольная игра. Это поможет ребенку выработать более сбалансированный взгляд на мир и искать выход и позитив в любых ситуациях.
  • Хвалите ребенка , если он спокойно реагирует на разочарование или делает неприятную работу без нытья . Для маленького ворчуна это действительно большие достижения. Он не хочет мыть посуду, полы и убирать кровать. Он хочет, чтобы это все делалось без его участия, но такого не может быть, когда ответственность за чистоту на кухне в этот день лежит на нем. Только будьте внимательны, если чувствуете, что задания слишком сложные и ребенок просто не может их выполнить – вот здесь может начать зарождаться в себе, пессимистичный малыш.

Полезное видео

Очень хорошо рассказывает про все типы психолог старой школы Ковалев С.В. :

Итоги

Определить является ваш ребенок пессимистом или у него просто череда неудач и ему нужно помочь с ними справиться – порой задача не такая ясная, как может показаться с первого взгляда. В любом случае, вы как родитель, должны понять и предложить свою помощь крохе. Где-то это будут ваши объятия, где-то рассказ с примером из вашей жизни, а где-то придется потрудится вместе, чтобы из маленького пессимиста вырос уверенный в себе человек. Порой понятия реалиста и пессимиста путают. Разница заключается в том, что в момент, когда ситуация меняется – мнение реалиста тоже меняется, у пессимиста – упадническое настроение сохраняется на все время.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Оптимист и пессимист: особенности взаимоотношений

Считается, что дети по натуре своей оптимисты: любознательные, активные, стремящиеся к новым открытиям и свершениям. Но на самом деле дети, как и взрослые, бывают и оптимистами, и пессимистами. Просто с первыми взрослым общаться привычней и проще, а вот вторые изучены мало. Эксперт «О!» психолог Анна Скавитина в открытом диалоге с собирательным образом мамы ребёнка-пессимиста ответила на самые интересные вопросы по этой теме.

— Мне бы хотелось, чтобы мой ребёнок был оптимистом, чтобы ему всё легко давалось, чтобы он видел во всём хорошее, а он постоянно ноет и этим нас всех достаёт. Можно ли его переучить или надо с таким пессимистом просто жить?

— А вы уверены, что быть пессимистом однозначно плохо?

— А разве нет?

— Например, оказалось, что дети с высокими баллами в тестах по оптимизму с меньшей вероятностью поступают в университет.

— Неужели так бывает? Наверное, они надеются на авось, да?

— Да, например. С оптимистами многим людям легче общаться, оптимисты сами верят, что «добро всегда побеждает зло» и как будто внушают эту веру другим. Именно этот смысл, кстати, вложил в термин «оптимизм» Лейбниц в 18 веке, придумав имя определенному виду мышления. А вот слово «пессимист» появилось примерно 100 лет спустя от Шопенгауэра, и обозначало, что для человека страдание, грусть и печаль перевешивают удовольствие и счастье. То есть оптимист — это про мышление, а пессимизм — про эмоциональный аспект. Получается, что оптимизм и пессимизм — это не антонимы, как многими принято считать. И можно даже быть пессимистом и оптимистом одновременно. Или в каких-то областях оптимистом, а в других пессимистом. Многие психологи-исследователи придерживаются концепции, что оптимизм и пессимизм — это не чёрное и белое или день и ночь, а разные человеческие характеристики.

— То есть нам не нужно ничего менять в жизни ребёнка, а нужно к этому привыкнуть?

— Не совсем так. Последние десятилетия тема оптимизма и позитивных аспектов человеческой жизни становится всё более актуальной: как чувствовать себя счастливым, как добиться успеха, самореализации, личностного роста. Многие родители хотят переделать своих детей в оптимистов, литературный образ Полианны стал символом счастливого преодоления препятствий. В американской психологии даже появилось отдельное направление «позитивная психология», основателем которого стал М. Салигман, всю жизнь посвятивший изучению оптимизма. С помощью перевоспитания всех людей в оптимистов можно было бы попытаться решать задачу профилактики депрессии, переживания стресса, развивать мотивацию, настойчивость, добиваться больших успехов в спорте.

Антрополог Тайгер в книге «Оптимизм: биология надежды» полагает, что оптимизм — это одна из наших наиболее адаптивных характеристик, приобретенных в ходе естественного отбора. Оптимизм или пессимизм возникают, когда люди начинают предвидеть, думать о будущем. Но люди могут представить себе в будущем ужасные события, в том числе и собственную смерть. Эволюционно должен был возникнуть механизм, который не даёт страху парализовать человека, и этим механизмом, по мнению Л. Тайгера, является оптимизм. Получается, что оптимизм — врожденная, наследуемая характеристика присущая всем людям в той или иной мере. Это наш способ выживать, справляться с кошмарами мира.

Мы все — врожденные оптимисты, так как не занимаем каждую секунду свою голову мыслями об ужасах этой жизни. Но взгляд на оптимизм, как на панацею от всех несчастий, который пропагандируется в популярных психологических статьях, особенно американских, ведёт к нереалистичными ожиданиям и впоследствии к ещё большим разочарованиям, а также к подавлению отрицательных переживаний, ограничению выражения негативных идей, а ещё — наносит вред многим людям, которые чувствуют себя какими-то «неправильными» из-за своих «неправильных» чувств. Негативные эмоции и мысли имеют право на существование, у одного американского профессора психологии Барбары Хельд даже вышла книга, которая называется «Хватит улыбаться, начинайте брюзжать!»

В сегодняшнем мире, ориентированном на достижения, предполагается, что оптимистично настроенный человек уверенно идёт к поставленной цели, а пессимист сомневается в том, что он сможет чего-то достичь. В этом есть много правды. То есть говоря об оптимизме или пессимизме мы говорим и об уверенности в своих силах, о ценности цели для этого человека. Оптимисты, сталкиваясь с препятствиями, прорываются вперёд, а пессимисты часто сдаются под разными предлогами: не справлюсь, не очень-то и хотелось, это вообще не моё.

— То есть, можно сказать, что пессимисты — не уверенные в своих силах люди?

— Да, можно и так. В американском исследовании «Принстон-Пен» изучали влияние оптимизма и пессимизма на успешность учебной деятельности. Во-первых, они выяснили, что плохая успеваемость ребёнка часто сочетается с депрессией, а основными факторами риска являются пессимистический стиль объяснения происходящего и неблагоприятные жизненные события, такие как постоянные семейные скандалы, разводы, нестабильность в жизни. Детям сложно вырваться из круга: депрессия, пессимистичный стиль объяснения происходящего, ухудшение учебы, усиление депрессии. То есть, часто постоянно пессимистичные дети — это дети в неблагоприятных жизненных обстоятельствах и/или с депрессией.
Как вам кажется, влияет ли пессимизм вашего ребёнка на учебу?

— Да, влияет, ещё как! Ему трудно многое делать, так как он не уверен, что он справится.

— Вот, мы уже видим одну сложность, с которой вполне можно что-то сделать, да?

— Наверное. Но ещё ребёнок находится в неблагоприятных условиях, как вы это называете, потому что мы с ним постоянно ругаемся, а два года назад был развод с его отцом. Но мне казалось, что на него это никакого влияния не оказало.

— Да, трудно признаваться во влиянии развода или семейных скандалов на ребёнка, ведь тогда нам приходится сталкиваться и со своими неприятными переживаниями.

— А все ли пессимисты — это дети с депрессией или жизненными трудностями?

— Нет, не все. Оказывается, у людей с повышенной тревожностью существует «защитный пессимизм» — стратегия психологической защиты. Они неосознанно снижают свои ожидания от будущих событий, чтобы меньше разочаровываться в последствии при неудаче, хотя в прошлом имели вполне благополучный опыт и нормальные результаты. И эта стратегия для них — выигрышная! Они не хуже оптимистов справляются с разного рода задачами, не оставляют попыток добиваться успеха, пробуют начинать раз за разом в случае неудачи. Тревожные люди, которые не используют такую стратегию справляются с различными задачами хуже.

— О, защитный пессимизм — это про меня! Я поняла, я так со своей тревогой справляюсь!

— Рассматривая оптимистов и пессимистов нам важно думать о сильной и слабой стороне их способностей: оптимисты более настойчивы, легче справляются с неудачами, но часто недооценивают факторы риска и переоценивают свои силы.

Пессимисты — предусмотрительны, аналитичны, внимательны к деталям. Они эффективны в профессиях, где необходимо оценивать все факторы риска. В некоторых специальностях люди с пессимистическим стилем объяснения событий оказываются более успешными и востребованными, например, среди юристов, финансовых директоров, бухгалтеров. Таким образом, и оптимисты и пессимисты могут быть эффективны в своей области знаний.

— Скажите, а если кому-то так повезло, что ребёнок — оптимист, можно расслабиться и уже не воспитывать?

— Если ваш ребёнок оптимист, то, конечно, вам необходимо больше внимания уделять обучению просчётам рисков, мыслям о расчётах, рассматриванию разных последствий событий.

— А если ребёнок пессимист? Можно его сделать немного оптимистичнее? Про то, что нужно проверить на депрессию, поработать с психологом и про принятие и изменение нашей жизненной ситуации, я уже поняла. Есть ли какие-то специальные методы, влияющие на пессимистичный стиль мышления?

— Есть, конечно. М. Селигман написал целую книгу «Как научиться оптимизму». Можно попробовать освоить её сначала самостоятельно, а потом научить ребёнка стратегии НМПОА: Н — неприятность, М — мнение, П — последствие, О -обсуждение, А — активизация. Применяя эту стратегию сначала:

    идентифицируем неприятность, вызывающую негативные переживания,

    ищем связанные с ней мнения и обсуждаем последствия, к которым приводят данные мнения.

    осознав эти элементы, начинаем обсуждение неприятностей с самим собой, направленное на замену собственных негативных мнений другими, более позитивными, отвечающими оптимистическому стилю объяснения.

    после того, как к негативным мнениям удастся добавить позитивные, у человека должна возникнуть активизация, подкрепляющая его новые способы объяснения. То есть, можно сделать что-то маленькое, что закрепит такой стиль мышления.

Другой метод развития оптимизма — тренинг личной самоэффективности. Цель этой процедуры заключается в развитии отдельных умений и навыков, формировании частных видов компетентности (например, тренинг настойчивости или навыков общения). Психолог дает человеку возможность пережить опыт успешного преодоления трудностей, на основе чего у него формируются позитивный уровень оптимизма. Но часто в результате происходит и улучшение отношений в школе, с учителями и детьми, в семье.

— Скажите, пожалуйста, неужели генетика никак не влияет на рождение пессимистов и оптимистов?

— Влияет, и ещё как! В близнецовых исследованиях (это когда близнецов в силу обстоятельств воспитывают вместе или отдельно и смотрят как на них повлияли разные факторы) показано, что высокие баллы оптимизма передаются вместе с темпераментом. Но с возрастом оптимизм может как снижаться, так и повышаться, а значит, что мы можем хотя бы частично повлиять на генетически заданные особенности наших детей.

— Поняла, есть над чем работать.

Читайте другие статьи Анны Скавитиной на «О!»

Фото: AlohaHawaii, EvgeniiAnd, Nong Mars/Shutterstock.com

Слово «склонность» здесь – потому, что не хочется называть ребенка пессимистом, ведь, по своей сути, это почти оксюморон, то есть объединение непримиримого, сочетание противоположных признаков, как живой труп или горячий снег. Ребенок – растущий человек, у которого все впереди, которому все должно быть интересно, любопытно. И самое естественное, что может быть в детстве, – это ожидание радости и приподнятое настроение.

Пессимизм же в настроении человека – это привычка видеть во всем только плохое, негативное, это постоянное ожидание неприятностей и бед. Такие люди боятся радоваться чему-либо. Услышав похвалу в свой адрес, получив желанное и дорогое поощрение, они не сияют от счастья, а погружаются в пучину сомнений. Пессимисты не позволяют себе испытывать положительные эмоции. В их восприятии жизнь мрачна, сера, скучна, полна неразрешимых проблем; и они могут в ней занимать только пассивную позицию, плыть по течению.

Пессимисты – несчастные люди, не способные (зачастую и не желающие) справляться с проблемами, не имеющие активной жизненной позиции. Если оптимист даже в сложной обстановке найдет позитив и опору для себя, то пессимист сумеет и в ситуации успеха увидеть негатив и подвох.

И что же делать, если вы заметили в вашем ребенке склонность к пессимизму?

Как же изменить отношение ребенка к жизни, к миру, к окружающим, к себе? Сначала нужно понять, что пессимизм для многих – очень удобная раковина, в которую можно спрятаться от трудностей, от выполнения каких-либо обязанностей. Возможность ничего не делать, если не хочется.

Следует деликатно объяснить ребенку, что такая позиция не дает ему развиваться, заранее обрекает на неудачи. Покажите, насколько привлекательнее образ оптимиста, который не боится радоваться и находит для этого поводы: хорошая погода, успешная учеба, школьные друзья, интересные дополнительные занятия и т.д. Покажите, насколько интереснее общаться с веселыми, уверенными в себе сверстниками, от которых можно зарядиться оптимизмом, уверенностью в себе, радостью.

Оптимист и пессимист по-разному оценивают одну и ту же ситуацию. От того, какой будет эта оценка, зависит, сколько сил, души, знаний, энергии они вложат в выполнение задания, следовательно, и конечный результат. Оптимистов не пугают трудности: задана сложная задача – прекрасно, есть возможность проверить свои знания (позиция же пессимиста: мне никогда ее не решить, нечего и стараться). Трудное задание у оптимиста вызывает дополнительный интерес, здоровый азарт, а для пессимиста первые же трудности – полный провал.

В результате оптимист справляется с заданиями быстро и качественно, он в бодром расположении духа и у него есть еще свободное время, которое он может использовать по своему усмотрению. Оптимисты быстрее добиваются успеха во всех видах деятельности (учебе, в спорте и т.д.), потому что они более энергичны, активны, предприимчивы, верят в успех и в себя.

Продемонстрировав преимущества оптимистичного отношения к жизни, помогите ребенку развить в себе такую же позицию.

  • Займитесь вместе с ребенком спортом. Хорошая физическая форма позволяет человеку с радостью смотреть на мир.
  • Научите ребенка в случае неприятностей, не «киснуть», а быстро исправлять свои ошибки.
  • Вместе воспитывайте активное отношение к жизни, деятельную позицию. Пусть вашим общим лозунгом станут слова «Я могу». Научите ребенка, даже когда нет полной уверенности, приниматься за дело с радостью и настраиваться на победу. Со временем такой подход к делу войдет в привычку и от пессимизма не останется и следа.
  • Помогите ребенку найти себе любимое занятие. Это будет дополнительно заряжать его положительной, светлой энергией, наполнять радостью, умиротворением, счастьем.
  • Научите ребенка планировать свой день, что поможет ему все успевать. Поставить себе несколько интересных важных задач и определить время, которое отводится на их решение. Но не забывайте и об отдыхе, который позволяет получить много позитивных впечатлений и взрослым, и детям.
  • Научитесь вместе с ребенком следить за своими мыслями и словами, стараться не ныть, меньше жаловаться, чаще улыбаться, искать любой, пусть самый незначительный, повод порадоваться.

Покажите ребенку, как легко быть доброжелательным и приветливым, открытым всему новому, интересному, как при этом жизнь становится ярче. Помогите ребенку развить в себе умение быть счастливым, уверенным, энергичным, то есть быть настоящим оптимистом.