Международная школа бизнеса. Самопознание и развитие личности

Недавно, один читатель сайта написал мне о том, что он заниматься самопознанием уже более 20 лет. Я задал ему вопрос – какие результаты вы получили за это время? В ответ – молчание. А через несколько дней мужчина написал, что за это время, за 20 лет, он много всего узнал и лучше стал понимать себя. И больше, судя по всему, сказать ему было не о чем. Вы знаете, здесь очень часто зарыта проблема, причина которой духовная некомпетентность и не образованность большинства людей. Это печально, когда человек знает много, голова забита информацией, но в сознании винегрет, и при этом результаты в жизни, как правило, – пшик. То есть, человек ничего не научился применять на практике, спрашивается – зачем тогда учился? Так рождаются неудачники, скажу я вам.

Самопознание личности – это не самоцель! Самопознание – это всего лишь первый, подготовительный этап пути развития и самореализации человека в жизни. За самопознанием должно следовать целенаправленное развитие и обязательно самореализация (практическое применение знаний в жизни – , успеха, счастья на практике! ).

Что такое Самопознание Личности

Чтобы лучше разобраться в теме, прежде всего рекомендую прочитать статью – , в ней также идёт речь о самопознании, но как об одном из этапов жизни. А сейчас подробнее разберём именно Самопознание.

, второй этап развития Личности, нужно понимать практически дословно – познание себя. Этап самопознания необходим каждому человеку для осознанного выбора жизненного пути, пути развития и выбора жизненных целей (профессии, др.).

Условно говоря, есть много уровней самопознания, и всё зависит от человека. Кому-то достаточно просто почувствовать и понять свои желания, стремления – кем человек хочет быть и почему. Например, человек хочет быть доктором и много зарабатывать. Он анализирует свои желания и выбирает для себя профессию в медицине, где хорошо платят (зубной врач, пластический хирург, др.). Многим достаточно просто понять свои желания и особо не задумываясь начать их достигать. А кому-то этого бесконечно мало.

По-настоящему Самопознание человека начинается с вопросов: Кто я? () Для чего я рождён? Для чего я Живу? В этом случае самопознание включает в себя познание и развитие себя как Личности, познание своей Души, поиск высшего смысла Жизни, выбор и нравственных принципов по которым человек хотел бы жить.

Этап самопознания переходит в путь развития, когда человек находит ответы на ключевые выше перечисленные вопросы – выбирает цели и систему знаний, ответы которой его удовлетворяют.

– это, по сути, духовный поиск, который, чаще всего, предполагает прочтение множества книг, перелопачивание большого объёма информации, познание своих чувств и устремлений, начальную практическую проверку каких-то постулатов.

Следующие этапы Самопознания Личности следуют уже после того, как человек определился в выборе пути и начал целенаправленно работать над собой по какой-то системе. То есть, он начал применять в своей жизни, на практике, соответствующие знания, техники развития и получать результаты.

Последующие этапы самопознания включают в себя:

  • Познание своей Души, ее строения, потенциала, способностей и их раскрытие
  • Познание своей божественной Индивидуальности и её раскрытие
  • Познание и воплощение в жизнь своих
  • Познание своего с дальнейшей его реализацией

Помните! Если вы много читаете и много знаете – это ещё не значит, что вы развиваетесь и идёте к совершенству! Вы только познаёте. А развитие начинается лишь тогда, когда вы начинаете изменять себя, применять знания и техники на практике, и получать в своей жизни позитивные результаты.

Как сказал Христос: “По плодам узнаете! “, или так – “Покажите мне ваши результаты в жизни и я скажу вам какой у вас уровень развития”

Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о собственном предназначении, смысле жизни, познает себя как личность. Данный психический процесс называется самопознанием. Познание себя начинается с самого рождения, когда ребенок начинает принимать себя как отдельное существо от своей матери. После чего в течение всей жизни самопознание формируется и преобразуется в зависимости от становления личности.

Процесс самопознания глубоко интимный. Некоторые ученые полагают, что самопознание во многом зависит от окружающей действительности. В детском возрасте ребенок выражает себя так, какой пример видит у своих родителей. Поэтому во многом познание самого себя проявляется в соответствии с окружающим миром.

Для того, чтобы понять свое предназначение, достичь баланса и гармонии с самим собой, необходимо реально оценивать степень познания самого себя. До самой старости человек познает глубины своего существования и делает определенные выводы о собственном месте в мире.

Самопознание

Процесс познания себя называется самопознанием. Он формируется на протяжении всей жизни, трансформируясь в зависимости от обстоятельств. На самопознание человека влияют различные факторы, такие как социальный статус человека, его социальные роли, характер и темперамент, творческие и физические способности и многое другое.

Формирование личности происходит на протяжении все жизни. Человек рождается, начинает изучать внешний мир и приходит к осознанию себя как отдельной личности. В младенчестве ребенок осознает и принимает себя через свою мать. В последующем он начинает понимать, что является отдельным от нее человеком, начинает учиться принимать и изучать себя, свое тело, поведение, реакцию на него окружающих.

Психологи утверждают, что влияние различных факторов на процесс самопознания необратимо. Поэтому чем больше положительных примеров ребенок увидит в детстве, тем обстоятельнее пройдет процесс самопознания в его жизни.

Психологическая зависимость от различных обстоятельств также может быть связана с какими-то трудностями в детском возрасте.

С процессом становления личности человек начинает понимать, что окружает его, в какой действительности находится, как влияет на него общество и как он сам влияет на общественные процессы.

Самопознание и развитие личности

Для того, чтобы человек смог реализовать себя в жизни, очень важно осознавать свое предназначение и место. Самопознание личности обеспечивает человека потенциальным успехом. От того, насколько глубоко он знает себя, зависит его самореализация и дальнейшая деятельность.

Люди, которые не могут найти свое место в жизни, обычно очень критичны, недоверчивы и придирчивы. Для того, чтобы научиться смотреть на мир реалистично, нужно сначала научиться видеть себя. Для достижения максимальных возможностей в своей жизни, человек должен познать себя.

Самопознание и саморазвитие неразрывно связаны между собой. Развиваясь, человек познает себя. Познавая себя, человек развивается. Эти два фактора всегда идут рука об руку. Невозможно развиваться, не познав свои предпочтения, возможности, таланты. Самопознание личности формирует определенный круг интересов и возможные сферы деятельности человека.

Многие люди уже в детском возрасте знают, кем хотят стать, когда вырастут. Такой процесс самопознания доступен не каждому. Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, почему некоторые дети уверены в своем будущем, а другие — нет. Возможно, определенную роль играет потенциал родителей и их позитивный настрой. От воспитания ребенка очень сильно зависит процесс его самопознания.

Некоторые психологи утверждают, что процесс самопознания формируется по мере способности человека развиваться как личность. Ряд факторов, влияющий на данный процесс, обуславливают успешность развития личности, узнавая свой внутренний мир, темперамент, знакомясь со своими отличительными чертами и возможностями, человек начинает принимать себя таким, какой он есть. Это оказывает большую роль на процесс самореализации.

В зависимости от типа и способа мышления, человек получает определенный ряд качеств, которыми он будет обладать в жизни. От этого также будет зависеть саморазвитие. Кроме того, большую роль здесь имеет уверенность в себе. Закомплексованный человек будет менее востребован в обществе, несмотря на свои умения и таланты. Он не сможет выразить себя так, как хотелось бы ему самому. Поэтому процессы самореализации и самопознания также взаимосвязаны.

Самопознание и саморазвитие не только взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Развитие и прогресс невозможен, если не осознавать свою принадлежность, отличительные черты и качества. Человек развивается, узнавая о себе новое, тем самым использует свои новые качества на свою пользу. В процессе самопознания люди начинают осознавать свою важность, тем самым получая больше возможностей для развития. Человек, который развивается, растет над самим собой, становится мудрее, опытнее и востребованнее в любой сфере.

Виды самопознания

Становление личности претерпевает изменения на протяжении всей жизни человека. Существует несколько видов самопознания, которые играют огромную роль в межличностном и внутри личностном взаимодействии. Виды самопознания отличаются в зависимости от личностных процессов. Очередность данных процессов обусловлена различными факторами: анализ собственного я, принятие себя как личности, оценка своих возможностей и способностей.

Зная некоторые основы своего поведения и поведения окружающих, человеку будет легче развиваться, поскольку он будет понимать многие поведенческие моменты. Существует ряд способов, помогающих заняться самопознанием осознанно.

  • Самонаблюдение. Человек преднамеренно фиксирует свой взгляд на поведении, наблюдает за собственными реакциями на разные события, отслеживает свои взгляды и их зависимость от разных факторов. В результате анализа собственной личности, человек получает целостное представление о мире и сопоставление его с собственными ощущениями.
  • Самоанализ. Данный процесс тесно связан с самонаблюдением. Проанализировав некоторые моменты можно реально оценить свои возможности и поведенческие реакции, возникающие в процессы реакции на различные факторы.
  • Сравнение себя с другими людьми. Сравнивая собственное поведение и поведение окружающих людей можно трезво оценить многие ситуации и работать над исправлением собственных ошибок. Результатом успешного сотрудничества однозначно будет данный процесс. После внимательного изучения собственных реакций и реакций других людей, можно научиться успешно взаимодействовать с ними.
  • Моделирование личности. Используя собственные знания о личности, можно контролировать и регулировать многие психологические реакции. Понимая важность самоконтроля формируется ряд представлений о собственной личности и об окружающем мире.

В процесс самопознания человек начинает осознавать свою сущность, принадлежность и смысл собственного существования. Результатом самопознания является принятие себя как личности и умение находить даже в своих недостатках положительные черты.

Помимо того что существуют методы самопознания, есть также и средства самопознания, с помощью которых человек может легче пройти пути признания себя.

  • Отчет самому себе. Заключается в письменном или устном ежедневном отчете о пройденном дне, увиденном в течение дня, своем поведении. Обязательно фиксируются даже небольшие моменты. В настоящее время очень популярны блоги, которые ведутся в интернете. В них можно фиксировать все события, произошедшие за день. Если человек не желает выставлять напоказ свою жизнь, можно воспользоваться дневником, в котором будет вестись запись важных событий, происходящих в жизни.
  • Психологическая литература и кино. Существует масса полезных документальных фильмов о познании себя, а также профессиональной литература, с помощью которой будет легче разобраться с миропониманием и принять себя как личность. Сравнивая себя с героями фильмов или персонажами книг, можно получить новые знания о собственной персоне.
  • Психологические тесты. Они помогают людям выбрать направленность своих талантов, выделить темперамент и явные черты характера. С их помощью можно понять свою принадлежность какой-либо профессии или склонность к той или иной деятельности. Многие компании предлагают пройти не только профессиональные тесты, но также и тесты на изучение самореализации и личностного роста. Подготовленному человеку будет намного проще разобраться с разными ситуациями, предварительно изучив подобные работы.

Кроме того, всегда можно обратиться к психологу, который с помощью специальных методов поможет каждому человеку обрести знания о самом себе, помочь расставить приоритеты и определить функции самопознания для каждого человека. Психологическое консультирование очень развито в большинстве европейских стран. В России в последнее время также стали обширно развиваться центры психологического консультирования, где каждый человек может получить ответы на интересующие его вопросы, в том числе получить консультацию о самопознании.

Тренинги проводятся как в индивидуальном, так и в групповом порядке. В зависимости от пожеланий и возможностей человека, можно подобрать для себя соответствующий метод. Не все люди могут справиться с данным вопросом самостоятельно, поэтому часто обращаются за консультацией к специалисту. Верное решение проблемы не всегда можно отыскать самому, поэтому нет ничего особенного в том, чтобы получить помощь специалиста.

Первичное самопознание

Процесс самопознания начинается с младенчества. На протяжении всей жизни он видоизменяется и приобретает все более очерченные формы. Первичное самопознание обретает свое становление еще в раннем детстве. От него зависит доверие к миру и к самому себе.

Самая первая ступень в самопознании — первичное. Ребенок формирует представление о себе и о других людях, начинает познавать мир, знакомится с реакциями людей и со своими собственными. Процесс самопознания заложен в мозге. С самого рождения человек начинает учиться принимать себя таким, какой он есть.

Благодаря правильно организованной помощи родителей, процесс первичного самопознания будет проходить легче. В связи с большим влиянием родителей на своего ребенка, часть его представлений о себе и об окружающем мире будет неразрывно связана с представлением о нем родителей. В результате похвалы или наоборот, появляющиеся конфликты в семье, ребенок начинает познавать себя и учится принимать мир.

Несмотря на то, что первичное самопознание закладывается в раннем возрасте, кризис данного этапа наступает в более зрелые годы. Встречая на своем пути какие-либо препятствия, несоответствие своим ожиданиям, измененный мир начинает представляться не таким, каким он был в раннем детстве. Подростки часто склонны идеализировать окружающую действительность, однако, в какой-то момент наступает кризис. Это и называется кризисом первичного самопознания, когда собственные представления стали претерпевать некоторые изменения, с которыми нужно смириться.

Конфликт с первичным самопознанием

В результате познания себя и окружающей действительности люди обычно выделяют некоторые факторы, которые в дальнейшем оказывают большое влияние на их жизнь. Так, например, обычно большое значение для индивида имеет отношение к нему других людей. Общее впечатление о самом себе формируется, в том числе, и через взгляды окружающих на его личность.

Способы самопознания предполагают изучение собственного «Я» глазами окружающих. Владея определенной информацией от других людей, человек получает массу полезной информации о своей личности, а также формирует собственное мнение об окружающей его действительности.

Не всегда человек слышит и видит то, что хотелось бы. Поэтому нередко на этой почте образуется конфликт с первичным самопознанием. Люди склонны отмечать в себе лишь положительные качества, забывая о некоторых негативных моментах.

Вторичное самопознание

Целью самопознания является углубленное изучение собственных характеристик и использование их в собственных интересах. В результате становления личности, она претерпевает некоторые изменения, благодаря многим факторам, влияющим на жизнь человека.

С течением времени индивид может терять одни свои качества и приобретать другие. В результате такого процесса начинается частичное стирание представлений о собственном «Я». Претерпевая данные изменения, человек становится вынужден принимать «нового» себя. Через некоторое время начинается принятие себя через взгляд окружающих. Очень часто люди видят себя не такими, как видят их знакомые и родственники. Это тоже является частью самопознания. Принятие себя с разных позиций имеет огромную роль в процессе становления личности.

В процессе становления личности, наступает момент, когда человеку кажется, что он отлично знает себя и собственные реакции на что-либо. Этот период называется вторичным самопознанием. Он формируется после успешно пройденного кризиса первичного самопознания. Человек начинает осознавать собственную независимость, важность своих суждений и реакцию на них окружающих.

Для того, чтобы успешно пройти данный этап, необходимо лишь внимательно относиться к собственной личности на протяжении выбора особенно важных моментов.

5 простых упражнений на самопознание

Процесс самопознания продолжается постоянно, не прерываясь ни на минуту. Не всегда он происходит осознанно. Часть собственных знаний о себе мы получаем подсознательно. Не всегда есть возможность контролировать свои действия, однако большинство людей склонны анализировать свои поступки, даже после того, как прошло много времени. Существуют некоторые простые упражнения, которые помогают принять себя таким, каким есть.

Наблюдение за собой

Процесс самопознания характеризуется массой различных оценочных суждений о себе. Так, например, наблюдая за собой преднамеренно, можно выделить у себя множество качеств, которые ранее совершенно не замечал.

Когда наблюдаешь за своим поведением и начинаешь отслеживать собственные реакции на различные раздражители, появляется чувство удовлетворенности и контроля над действительностью.

Детальное сравнение

Сравнивая себя с другими людьми, индивид получает массу полезных знаний и о собственной личности. Процесс самопознания будет проходить более успешно, если человек пользуется методом сравнения себя с другими людьми.

Процесс самопознания формируется в ряде случаев исключительно благодаря сравнению. Детальное изучение поведения других людей и сравнение их со своими собственными накладывает большой отпечаток на самопознание.

Составление личностного портрета

Данный метод подразумевает углубленное изучение собственной личности путем составления личностного портрета. Этим методом пользуются многие психологи, помогая пройти путь к самореализации на персональном консультировании.

В результате самопознания с помощью данного метода, можно получить много новых знаний о своем поведении, реакции на конфликтные ситуации, а также сделать анализ некоторых поведенческих реакций.

Данный метод помогает строить благополучные отношения с людьми, поскольку в результате составления личностного портрета, человек начинает понимать особенности и реакции собственного «я». Тем самым он получает возможность самоконтроля во многих ситуациях.

Соединение противоположностей

Поскольку человек за свою жизнь сталкивается со множеством различных ситуаций, никогда нельзя исключать то, что он может столкнуться с противоположными объектами. Так, например, предполагая положительную реакцию на поведение другого человека, он может неожиданно увидеть негативный вариант.

Это связано с особенности целостного восприятия самого себя и других людей. Поэтому особенно важно уметь контролировать свои эмоции и отслеживать собственные желания и чувства. В результате принятия себя процесс самопознания становится намного проще.

Оценивание людей с упором на новые знания полученные в процессе саморазвития

Сравнивая себя с другими людьми, можно узнать много нового о собственной личности. Самопознание подразумевает сопоставление и анализ различных ситуаций. Вокруг каждого человека происходит множество изменений. Жизнь не стоит на месте и водоворот событий подразумевает постоянное развитие. Для верной оценки ситуации, человеку всегда следует сравнивать свое поведение и реакции с другими людьми.

Личность претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Самопознание помогает человеку понять, как можно улучшить свою жизнь, ведь благодаря верной реакции в каждой конкретной ситуации можно научиться управлять событиями.

Существующие способы самопознания помогают сформировать верное мнение о собственной личности, чтобы в дальнейшем использовать его для своей выгоды. Благодаря верному познанию и принятию самого себя, человек получает массу новых открытий, становится более открытым окружающему миру и находит гармонию с собой.

Что такое самопознание?

Это ключевой процесс личностного роста: только познав себя, человек может обеспечить себе лучшее качество жизни. По сути это практика, направленная на выявление и устранение внутренних противоречий. Конечная цель - раскрыть своё внутреннее «Я» , обеспечить целостность собственной личности. Для многих людей этот процесс выражается в поиске ответов на вопросы «Кто Я?», «Для чего я пришёл в этот мир?» и т.д.
Находя ответы на эти и другие важные вопросы, человек по-другому выстраивает систему жизненных приоритетов, благодаря чему меняет свой образ жизни к лучшему.
Надо понимать, что это не столько «прокачка», сколько оптимизация внутренних ресурсов. Повышению качества жизни есть вполне логичное объяснение: когда человек сосредотачивается на себе, начинает понимать что ему действительно нужно, концентрируется на своих целях, ему становится легче достигать их, отчего он получает большое удовольствие и возможность двигаться дальше.

Самопознание и самосознание в психологии

Самопознание тесно связано с самосознанием . В свою очередь, самосознание - самый высокоорганизованный психический процесс , обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Отправной точкой этого процесса является осознание собственного «Я» индивидуума и вписывание его в контекст окружающего мира. Принятие внешнего окружения и самосознание развиваются параллельно, так как это взаимозависимые процессы.

Одной из наиболее популярных концепций самосознания стала концепция И.М. Сеченова , которая опирается на «системные чувствования» - именно на них строится самосознание. «Чувствования» , в свою очередь, являются не чем иным, как психосоматическими реакциями на внешние раздражители, которые проявляются ещё в младенчестве и уже тогда закладывают основу будущей личности человека. Часть их имеет объективный характер и исходит из восприятия мира, другая часть - субъективна, она возникает из восприятия своего тела.

Этапы самопознания

Как уже было сказано, самопознание - сложный и продолжительный процесс. Чтобы лучше представлять его, следует выделить основные этапы, которые по-разному влияют на отношение индивидуума к самому себе и к окружающему миру:

    • Первичный.

На этом этапе самопознание зачастую происходит неосознанно. Человек оценивает себя пассивно, с точки зрения мнения окружающих, как бы по отражению в зеркале общества, и таким образом формирует образ собственного «Я». Чем дальше продвигается формирование, тем больше возникает несоответствий между внешней оценкой и внутренними ощущениями. Когда накапливается критическая масса противоречий, на этом этапе возникает первый серьёзный кризис, который можно назвать когнитивным диссонансом. Разрешение этого кризиса - очень важная веха на пути самопознания, но отнюдь не его завершение.

    • Вторичный.

На этом этапе роли меняются. Теперь человек оценивает себя сам, сравнивая с другими людьми, но, не опираясь на их мнение. Окружающий мир становится пассивной стороной, лекалом и эталоном, соответствие которому вовсе не обязательно. Снимаемые мерки накапливаются, превращаясь в стройную (или не очень) картину внутреннего мира. На данном этапе процесс самопознания напоминает работу архитектора, который создает не только красивый, но и устойчивый проект.

Методология или техники самопознания

Самопознание - это процесс , и он состоит из множества практик, используя которые можно значительно продвинуться в сторону разрешения своих внутренних противоречий. Все используемые приемы можно разделить на несколько крупных направлений, каждое из которых по-своему важно:

    1. Максимально отстранённая и беспристрастная оценка своего прошлого опыта , как личного, так и профессионального. Объективно оценивать себя очень сложно, поэтому неудивительно, что с первого раза добиться прогресса в упражнении почти никому не удаётся. Тем не менее, регулярно практикуясь, человек постепенно учится выявлять свои сильные и слабые стороны, над которыми впоследствии будет работать. Здесь важно то, насколько разнообразен его опыт, и для его расширения очень полезно выходить из своей зоны комфорта. Погружая себя в разные обстоятельства, принимая разные вызовы, человек проявляет те или иные качества - смелость или осторожность, решительность или инертность, спонтанность или вдумчивость; и вместе с этим получает богатую пищу для размышлений и возможность дать себе оценку, максимально приближенную к истине.
    2. Разнообразные групповые тренинги, деловые игры, компьютерное тестирование . Здесь в процесс включаются другие люди и коллективные методики, ведь, как и другие дела, самопознание удобно осуществлять при помощи товарищей. Все предложенные практики подразумевают коммуникацию, а именно в коммуникации раскрываются многие важные качества человека. Тесты позволяют ответить на вопросы, которые сам индивидуум может просто не догадаться задать себе (в данном контексте рекомендован тест Айзенка). Интерпретацию ответов здесь лучше предоставить специалистам.
    3. Включение самопознания в повседневную деятельность , в отличие от первого пункта, здесь предлагается оценивать себя не «в вакууме» спокойных размышлений, а на фоне привычных повседневных дел. Эта среда тоже является индикатором внутреннего состояния человека. Нужно только отслеживать событие не только с позиции «Что происходит?», но и с попыткой ответить на вопросы «Почему это происходит?» и «Что это значит?».

Следует понимать, что универсального рецепта не существует. Каждая личность уникальна, и то, что идеально подходит одному человеку, может оказаться совершенно бесполезным для другого. Поэтому все представленные направления лучше комбинировать, находя в каждом удобные и полезные практики.

Кризисные моменты самопознания

Практически всегда, когда индивидуум встречается с определенными жизненными трудностями:

    • неудовлетворённость работой;
    • неурядицы в отношениях;
    • творческий кризис;
    • проблемы со здоровьем и т.д.,

он обращается внутрь себя в поиске ответа на вопрос «Что со мной не так?». Случается, что поиски эти похожи на пресловутый поиск черной кошки в тёмной комнате: не зная, как и что искать, человек может копаться в себе годами без особой пользы, не улучшая свое подавленное состояние.

Цели поиска

Самопознание - не процесс ради процесса, у него есть конкретные цели. Они заключаются также и в развитии личностных качеств человека, которые нужны для успешной деятельности во всех жизненных сферах:

    • Энергичность - способность сохранять силы и энтузиазм даже при напряженной работе. Многие сотрудники современных предприятий жалуются на повышенную утомляемость, и даже появился специальный диагноз - синдром хронической усталости, который сводит на нет кропотливые старания. Чтобы не пасть его жертвой, человеку следует научиться правильно распоряжаться своими внутренними ресурсами.
    • Коммуникативность - умение вступать в диалог с людьми, располагать их к себе, находить с ними общий язык ради обоюдной выгоды. Многим людям трудно выходить из комфортной зоны личного пространства, чтобы вступить в общение с собеседником, а причина этого кроется как раз в неразрешенных внутренних противоречиях.
    • Воля - одно из ключевых качеств успешного человека, сотрудника или руководителя. Оно подразумевает способность выполнять задачи наперекор собственной лени или внешним обстоятельствам, а также умение защитить собственную точку зрения реализовать свой проект.
    • Честность - в первую очередь, перед самим собой. Без этого качества нельзя добиться объективной оценки своих действий, успехов и неудач. Честность в плане бизнес-отношений также следует культивировать - так можно выстроить по-настоящему действующие связи, которые принесут выгоду всем участникам рабочего процесса.
    • Обучаемость - способность постоянно получать новую информацию, обрабатывать её и ставить себе на службу. Непрерывное повышение своего интеллектуального уровня - едва ли не самая приоритетная задача современного человека. В век информации главный капитал каждого из нас - собственные знания, навыки и умения, и расширять этот багаж никогда не бывает лишним.

С точки зрения бизнеса, развитие данных качеств само по себе не гарантирует немедленного карьерного роста, однако существенно повышает самоценность человека как работника, а также улучшает его мироощущение. Гармоничное сосуществование со своим внутренним «Я» - залог получения удовольствия от жизни и работы, инвестирования себя в действительно важные дела.

Для чего нужно пройти этот путь

Все мы хотим удовольствия от жизни, быть счастливыми, реализовать себя и прийти к собственному целостному успеху. Познавая себя, человек открывает в себе скрытые резервы и через это улучшает качество собственной жизни. Он удивляется, как легко начинают даваться дела, которые раньше казались трудными, и сколько удовольствия и новой энергии они приносят, чтобы расти дальше, делать более сложные успешные проекты, отчего появляется творчество и радость жизни каждый день, вместо грустного выживания. Все духовные ресурсы больше не расходуются в бессмысленных направлениях на ненужные вещи, они оптимизируются и направляются на достижение главных жизненных целей конкретного человека, согласно его внутреннему потенциалу: построение карьеры, воплощение амбициозного проекта, развитие и гуманизация общества, реализации себя в искусстве или спорте.

Человек, познавший себя, становится истинным хозяином своей жизни : отныне он сам решает, по какому пути она пойдёт и какими темпами. Во многих восточных философских школах это состояние является высшей ценностью, к которой можно стремиться до самой смерти. К счастью, сегодня успеха в самопознании можно добиться гораздо быстрее.

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? - Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? - Нет. А в общении с незнакомыми людьми? - Да. Со всеми ли? - Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» - это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный -глупый, добрый -злой, справедливый - несправедливый, внимательный - невнимательный, трудолюбивый-ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование - это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то - на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни - помогают жить, строить отношения с окружением, другие - мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность - это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, - агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность - это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном - положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие - важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, - свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, - непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

Что в себя включает понятие «Самопознание».

Посмотрим сначала в википедии «Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.»

Сколько мы живем, столько и хотим узнать себя лучше. Есть такая поговорка «Чужая душа потемки. И в своей - ни капельки ни видней.»

Как же познать собственную личность? Посмотрим, какие методы самопознания существуют.

1 способ – это целенаправленно наблюдать за собой . Как я поступаю в той или иной ситуации, какие чувства обуревают, что и о чем я думаю каждую секунду.

Последние 2 месяца я приучала себя наблюдать за ходом своих мыслей. Это очень интересно! Попробуйте!

Более того, сейчас я учусь переводить негативные мысли в позитивные. Это просто супер прикольно! Не говоря о том, что хорошего настроения стало намного больше, чем хандры! И это ощущение сказочно, потому что я целых 5 лет находилась в затяжной депрессии. И у меня начались серьезные проблемы со здоровьем. Наблюдайте за собой, не запускайтесь!

2 метод самопознания личности анализировать все то, что заметили в себе. Вот довели меня до сильного раздражения. А как легко меня довести до такого состояния? Ведь я спокойная по своей сути.

И выясняется, что становлюсь легко вспыльчивой и даже резкой в общении только с одним человеком. И это самый близкий и любимый человек способен довести меня до белого каления!

Какая причина? Почему в целом я рассудительная и спокойная, загораюсь, как спичка? И понимаю, что это тянется с самого детства. Мне всегда этот человек пытался навязать свое мнение, а я упорно сопротивлялась и поступала по-своему. И сейчас, уже взрослая и прожившая длинную жизнь, завожусь в такой же ситуации с пол-оборота!

И тут второе открытие, вот почему я с мужем всю жизнь вымучила…

Вот так из самопознания себя, как личности и анализа из конкретной ситуации, которая случилась час назад, - я увидела всю свою жизнь и ВСЕ про нее поняла.

Например, сравню себя с супер красавицей с несметными богатствами и кучей поклонников.

Ну и что? Все ясно, и уродина, и нищая и бог весть что еще можно про себя подумать. Нет уж, не желаю никому себя сравнивать с эталонами.

Я единственная и самая хорошенькая, самая добрая, самая умница и все в таком роде. И мужчина будет дурак, если не разглядит это все во мне! Другое дело! Не правда ли? И дураков хватает.))) Не без этого. ;)

4 вариант – очень мудреный – это смоделировать себя , свое поведение, характер специальными знаками. При этом, и других людей тоже включить в моделирование взаимоотношений.

Не пробовала, но любопытно. Прямо сейчас и сделаем это вместе с тобой, мой любимый читатель!

Для этого хорошо подойдет любой сервис по созданию инфографики. Мне больше всего понравился, предложенный ]]> ]]> .

Смотрите, что получилось. Изображены я, мои дети, внуки, бывший муж и кот в мешке. Думаю угадать кто где – не трудно внимательному человеку.

Изобразила свое окружение, но не всех. А только с ярко выраженными отношениями.

5 механизм познания себя наступает после изучения предыдущих шагов. Теперь мы должны осознать наличие противоположности. Ведь одно и о же качество человека имеет две стороны медали: негативную и позитивную. И когда мы принимаем себя такими, как есть, мы приближаемся к самосовершенствованию.

Самым распространенным методом является самопознание через познание других людей. Мы оцениваем другого в ситуациях, делаем анализ его поступка. Вспомните свой вопрос: «ну почему он (она) так поступил(а)?». Таким образом, мы видим собственное отличие.

Все по-разному познают себя.

Одни пишут личные дневники, другие смотрят фильмы и читают книги, где замечают психологические портреты героев и ставят себя на их место. А я бы так поступил или нет?

Для чего нужно понять себя, как личность?

Для того, чтобы повысить свою самооценку.

И на этом этапе, мы себя должны сами проверить, насколько соответствует желаемое действительному. Чего мы добились, познавая себя и, над чем еще предстоит работать.