Картотека (старшая группа) на тему: игры с детьми в помещении. Сборник подвижных игр в комнате

March 28th, 2011

Дошколята 4-5 лет с удовольствием поиграют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Вот несколько подходящих игр:

  1. Кошки-мышки

Активная игра. Развивает ловкость, скорость, внимательность. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Есть два варианта этой игры.
Первый. Все, кроме троих игроков берутся за руки и встают в незамкнутый круг. Внутри бегает "мышка" и две "кошки". "Кошки" должны догнать мышку, но это не так просто, т.к. она может спокойно пробегать между игроками в кругу, а они – нет. После все втроем встают в круг и выбираются новые кошки-мышки.
Второй вариант. В одном углу обозначается дом кошки, в другом – норка мышей, в третьем – кладовая, где находятся мелкие предметы, изображающие припасы. Кошка засыпает в домике, а мышки перебегают из норы в кладовую. На хлопок ведущего (или после слов стишка) кошка просыпается и начинает ловить мышей, которые стараются добежать до норки. Вначале кошку играет кто-то из взрослых, который делает вид, что ловит, но дает мышкам убежать. В игру можно внести словесное сопровождение:
Кот мышей сторожит,
Притворился, будто спит.
Вот он слышит - вышли мыши,
Потихоньку, ближе, ближе,
Изо всех ползут щелей.
Цап – царап! Лови скорей!

  1. Карусели

Спокойно-активная хороводная игра. Развивает координацию и синхронность движений, ловкость, внимательность. Умение управлять силой голоса. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с детьми встает в круг и все начинают медленно и тихо произносить текст:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
(При этом игроки начинают медленное движение по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Нарастает и темп и сила голоса, одновременно увеличивается скорость движения. Игроки переходят на бег) Следующая часть произносится с понижением темпа и силы голоса:
Тише, тише! Не спешите!
Карусель остановите!
(С этими словами все останавливаются).

  1. Кенгуру

Активная игра. Развивает ловкость, быстроту в движениях. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Соревнуются две команды. Зажав ногами спичечный коробок (или аналогичный предмет), нужно допрыгать как кенгуру до противоположной стенки (или стула), остановиться и громко сказать: "Я – кенгуру!" (это заявление тоже оценивается ведущим). Затем нужно допрыгать обратно и передать коробок товарищу по команде. Победившей команде - призы.

  1. Лишнее слово

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, умение объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова. Подходит для дома и улицы.
Перед началом игры ведущий объясняет, что в русском языке есть слова схожие по значению. Ведущий перечисляет детям 4 слова, а они называют, какое лишнее, и объясняют, почему они так думают. Можно играть не только с существительными, но и с глаголами и прилагательными.

  1. Конфетки

Спокойная игра. Учит общению, умению формулировать вопросы и ответы. Подходит для дома и улицы.
Хорошая игра для начала праздника, позволяющая детям раскрепоститься. Потребуются любые конфеты или драже. Каждому ребенку предлагают взять столько конфет, сколько он хочет. Затем тарелку с угощением передают по кругу. Затем ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен ответить на количество вопросов от других, равное количеству конфет, которые он взял.

  1. Горячий шарик

Спокойная игра. Развивает ловкость, скорость и внимательность. Подходит для дома и улицы.
Азартная игра: все становятся в круг и под музыку передают друг другу шарик. Когда музыка замолкает, игрок, который не успел передать шарик и остался с ним в руках, выбывает (можно отсаживать в почетные зрители, можно брать фанты). Выигрывает последний участник, оставшийся без шара.

  1. Пропущенные числа


Ведущий считает до 10, умышленно пропуская некоторые числа (или ошибаясь). Игроки должны хлопнуть в ладоши, как услышали ошибку, и назвать пропущенное число.

  1. Пушинка

Спокойная игра. Развивает дисциплину. Подходит для дома.
Старинная русская игра. Команды встают друг против друга, между ними – черта, которую нельзя переступать (например, ленточка). Ведущий подбрасывает перышко (можно использовать распушенный ватный клочок) над головами участников. Задача: передуть его на сторону противника. Внимание, команде, заступившей ленточку или дотронувшейся до перышка руками, засчитывается поражение.

  1. Ромашка

Спокойная игра. Позволяет раскрепоститься. Подходит для дома.
Подходит для начала праздника, если гости чувствуют себя скованно. Для игры заранее заготавливается из бумаги ромашка. Количество лепестков должно быть равно количеству гостей. На обороте каждого написаны легкие смешные задания, например, прокукарекать, пропрыгать по-лягушачьи или на одной ножке, повторить скороговорку, проползти на четвереньках и т.д. Дети отрывают по лепестку и выполняют задание. Если дети еще не умеют читать, задание можно изобразить в виде рисунка или прочитать ведущему.

  1. Ежики

Активная игра. Развивает скорость, мелкую моторику. Подходит для улицы и дома.
Командная игра. Для нее нужна веревка 1.5 м и прикрепленные на нее 30 разноцветных прищепок. В роли ежиков выступают взрослые. Игроки подбегают к растянутой веревке по одному, как в эстафете, снимают по одной прищепке, бегут к сидящим на стульях "ежикам" и прицепляют ее на любое место одежды или прически. Хорошо, если от веревки до ежиков расстояние метров 10. Выигрывает та команда, чей ежик ощетинится лучше, т.е. у которого будет больше прищепок – иголок. Второй команде можно дать приз за самого оригинального/симпатичного/веселого ежа (по обстоятельствам).

  1. Я иду, иду

Активная игра. Развивает скорость и внимание. Подходит для дома и улицы.
Веселая, эмоциональная игра, доставляющая маленьким детям много удовольствия. Дети выстраиваются за ведущим цепочкой. Он идет и произносит следующие слова: "Я иду, иду, иду, за собой детей веду (произвольное число раз), а как только повернусь, сразу всех переловлю" Услышав слово "переловлю", дети бегут в заранее оговоренное безопасное место, а ведущий их ловит (для малышей лучше делать вид, давая им убежать). Игра хорошо подходит для дома, когда ведущий ведет из комнаты в комнату, повторяя первые строчки. Когда же будет произнесено заветное "переловлю", дети с визгом устремляются через всю квартиру к спасительному месту.

  1. Паук и мухи

Мерцающая игра. Учит детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, и замирать по сигналу. Развивает координацию и внимание. Подходит для дома и улицы.
В одном углу комнаты (площадки) обозначается паутина, в которой сидит "паук". Остальные дети изображают мух: бегают, кружатся по всему помещению, жужжат. По сигналу ведущего: "Паук!" мухи замирают на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит из паутины и внимательно смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился – отводит в свою паутину.

  1. Кто я?

Спокойная игра. Развивает логику, расширяет кругозор. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника. При входе каждый ребенок получает новое имя – медведь, лиса, волк и т.д. Картинка с новым именем прикрепляется на спину ему, он об этом не знает, до тех пор, пока с помощью наводящих вопросов не выяснит у окружающих все о себе. Как вариант, можно описывать это животное только прилагательными (например: хитрая, рыжая, пушистая… - лиса). Задача – как можно быстрее выяснить, о ком идет речь.

  1. Времена года?

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы, связанные с этим временем года. Время от времени он произносит неправильные слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к этому времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. Съедобное - несъедобное?

Спокойная игра. Развивает внимание и логику. Подходит для дома и улицы.
Ведущий бросает мяч одному из игроков и произносит какое-нибудь слово. Игрок должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, или отбросить его, если предмет несъедобный. Побеждает самый внимательный. С ошибившихся можно брать фанты, по которым потом втемную назначаются смешные задания.

  1. Послушная тень или Зеркало

Спокойная игра. Развивает внимание. Подходит для дома и улицы.
Выбираются два игрока (например, при помощи считалочки), один - тень другого. "Тень" должна повторять действия другого игрока, по возможности синхронно. Если в течении минуты игрок не сделает ни одной ошибки – он становится основным игроком и выбирает себе тень из числа других игроков.

  1. Поиски клада

Спокойная игра. Развивает умение ориентироваться в пространстве, логику, внимание, способность сопоставлять части, собирать мозаику. Подходит для дома и улицы.
Заранее составляется карта места, где спрятаны сокровища (квартиры или улицы), разрезается на кусочки, каждый из которых добывается игроками в виде награды за правильно отгаданную загадку или выполненное задание. Составив карту как пазл, все приглашенные ищут сокровище и обнаруживают что-то вкусное или интересное. Перед этой игрой лучше потренироваться и составить с детьми похожий план, проговаривая, как и что обозначается. Важно обратить внимание детей, что план – это как бы вид сверху. В случае затруднения в поисках клада ведущий подсказывает, направляя детей в нужном направлении.

  1. Горячо-холодно

Спокойная игра. Развивает логику. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника, если в комнате заранее спрятать разные сувениры-безделушки. Пришедший гость начинает искать спрятанный приз, а остальные подсказывают ему, верно ли он идет. Если он приближается к спрятанному предмету – кричат "Тепло", если совсем близко – "Горячо", если удаляется "Прохладно" или совсем "Холодно".

  1. Пропущенные числа

Спокойная игра. Развивает внимание и навыки счета. Подходит для дома и улицы.
Ведущий считает, умышленно ошибаясь или пропуская числа. Игроки должны хлопнуть в ладоши, как заметят ошибку, и исправить его.

  1. Успей-ка

Спокойная игра. Развивает внимание, мелкую моторику. Подходит для дома.
На полу разложены кубики (или кегли и пр.) по числу игроков минус один. Игроки ходят под музыку вокруг, а как только она стихает, должны схватить кубик. Кому не достался кубик – выбывает (или отдает фант).

  1. Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем

Спокойная игра. Развивает моторику, фантазию, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит "Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем" и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.

  1. В старом чулане

Спокойная игра. Развивает речь и умение различать части предметов, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с игроками произносит:
В старом чулане, у бабушки Ани,
Куда я залез –
Много чудес…
Но все они "без"…
Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали предмета может не хватать. Например: стол – без ножки, платье – без кармана и т.д.

Школьные мероприятия и школьные праздники

Артишок

41. Конкурс Сорви шапку

Цель : тренировка координации движений, развлечение.

Возраст : 8-17 лет.

Количество участников : 2-20 человек.

Материальное обеспечение : шапка (или любой головной убор) для каждого участника.

Правила . Ведущий вызывает двух соперников и надевает им на головы шапки. Левую руку каждый участник прижимает к телу и не имеет права пользоваться ею во время игры. Задача игроков - правой рукой сорвать, шапку соперника, сохранив при этом на голове собственную. Выигравшим объявляется участник, первым выполнивший игровое задание.

Другой вариант игры - участвуют 3-20 игроков. У каждого на голове шапка. Цель игры остается прежней - сорвать шапки со всех соперников. Игрок, оставшийся без шапки, выбывает из игры. Победителем объявляется последний оставшийся в шапке участник.

42. Конкурс Швеи

Цель : развлечение.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 10-30 человек.

Материальное обеспечение : тонкая веревка или тесьма (длиной 2-3 м) для каждой команды.

Правила . Игроки делятся на команды (по 5-10 человек). В каждой команде выбирается игрок-«швея», которому вручается веревка. По команде ведущего «швеи» начинают «пришивать» членов своей команды друг к другу, продевая веревку через их одежду. Выигрывает тот игрок-«швея», который сделает это быстрее других. Игрокам команды разрешается помогать «швее» «пришивать» себя.

. «Пришивать» игроков можно через петли одежды, ремешки часов, бусы, шлевки брюк, манжеты.

43. Конкурс Жадины

Цель : Развитие ловкости, развлечение.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 2-15 человек.

Материальное обеспечение : различные предметы для переноски (не менее 10 на каждого участника).

Правила . Для каждого участника на расстоянии 3- 5 м ставятся стулья, на которые кладутся различные предметы (минимум по 5 предметов на один стул). Предметы на стульях должны быть по-возможности одинаковыми для всех участников. Задача участников - бегать между своими стульями, каждый раз беря со стула новый предмет (предметы, которые он взял ранее, игрок продолжает носить в руках). Выбор очередного предмета из лежащих на стуле предоставляется самому игроку. Победителем объявляется тот участник, который сможет перенести больше всех предметов, прежде чем уронит их. В небольшом помещении участники (как правило, не больше трех) могут играть на одной дорожке (т.е. перебегать между одними и теми же стульями).

Примеры и дополнительный материал . Примеры предметов: воздушные шары, стаканы (небьющиеся) с водой, пластиковые бутылки, игрушки, фрукты, обувные коробки.

44. Конкурс Метатели ядра

Цель : развитие ловкости, координации движений.

Возраст : 8-17 лет.

Количество участников : 3-15 человек.

Материальное обеспечение : воздушный шар, наполовину налитый водой, для каждого участника.

Правила . Участники становятся на линию старта и кидают (или толкают) воздушный шар с водой. Победителем объявляется тот участник, чей шар оказался дальше других.

Рекомендации . При большом числе участников игру можно проводить в несколько раундов. Определенные в каждом раунде победители соревнуются друг с другом в финальном раунде. Игру лучше проводить на улице, поскольку шар может лопнуть. Воздушные шары желательно пометить именем или знаком участника, чтобы не возникло споров, где чей шар.

45. Конкурс Петушки

Цель : развитие ловкости и координации движений.

Возраст : 8-17 лет.

Количество участников : 2-20 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . На земле рисуются круг диаметром 2 м. В конкурсе одновременно участвуют два человека. Каждый участник становится на правую ногу, придерживая за щиколотку левую правой рукой. Левая рука прячется за спину. Цель игроков - вытолкнуть соперника за пределы круга. Сделавший это объявляется победителем. Кроме того, проигравшим считается участник, во время «боя» отпустивший левую ногу или воспользовавшийся помощью рук.

Также можно проводить многоэтапные соревнования «петушков», выбирая победителя по общему количеству выигранных «боев».

Примеры и дополнительный материал . В помещении игровую площадку можно ограничить ковром соответствующего размера или веревочным кольцом. Рекомендации. Для игры желательно выбрать рефери, который следил бы за выполнением всех правил и техникой безопасности.

46. Игра (конкурс) Сортировка

Цель : развитие внимания, быстроты реакции. Улучшение коллективных взаимодействий и формирование коммуникативных навыков.

Возраст : 8-17 лет.

Количество участников : 12-50 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Игроки делятся на команды (оптимально по 7-10 человек в команде), число участников в командах должно быть одинаковым. Ведущий называет условие, в соответствии с которым игроки команды должны выстроиться в ряд. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Примеры и дополнительный материал . Примеры заданий:

  • Выстроиться по росту.
  • Выстроиться в алфавитном порядке имен игроков (или фамилий).
  • Выстроиться в порядке Возраст ания (убывания) Возраст а игроков.
  • Выстроиться в порядке Возраст ания (убывания) номеров квартир (или домов) игроков.
  • Выстроиться в порядке изменения цвета волос от самого светлого к темному.

47. Игра Все наоборот

Цель : тренировка внимания.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 5-20 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Ведущий показывает различные движения. Игроки должны в ответ делать движения, противоположные тем, что делает ведущий. Игрок, который ошибется, отдает фант. По окончании игры фанты разыгрываются.

Примеры и дополнительный материал . Например:

  • Ведущий поднимает руки вверх - игроки опускают руки вниз.
  • Ведущий наклоняется вперед - игроки наклоняются назад.
  • Ведущий поднимает правую ногу - игроки поднимают левую ногу.

Не всегда возможно придумать движение, противоположное тому, которое показывает ведущий. В этом случае все зависит от фантазии и изобретательности игроков. Главное условие - не повторить действие ведущего.

48. Игра Запрещенное движение

Цель : тренировка внимания.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 5-25 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Ведущий показывает различные движения. Игроки повторяют все движения ведущего, кроме запрещенного жеста, оговоренного до начала игры. Игрок, который ошибется, отдает фант. По окончании игры фанты разыгрываются.

Примеры и дополнительный материал . Запрещенное движение должно быть простым и может входить в состав более сложного движения (чтобы запутать игроков). Примеры удачных запрещенных движений:

  • прикосновение правой руки к правому уху;
  • постановка левой руки на левый бок;
  • наклон головы вправо;
  • сжимание правой руки в кулак;
  • хлопок в ладоши.

49. Игра Шоколадка

Цель : развлечение.

Возраст : 8-12 лет.

Количество участников : 5-10 человек.

Материальное обеспечение : большая шоколадка, маленькие шоколадки (по количеству участников), игральный кубик.

Правила . На одном конце комнаты кладется шоколадка. Желательно запаковать ее в несколько пакетов и заклеить скотчем. За столом, на другом конце комнаты, игроки по очереди кидают кубик. Тот игрок, у которого выпало «1» или «6», бежит к шоколадке, распаковывает ее и начинает есть, отламывая по одной дольке. Однако как только у кого-нибудь из игроков опять выпадет «1» или «6», он бежит к шоколадке, а первый игрок возвращается на свое место. При этом в игре нередко возникают ситуации, когда один игрок еще не дошел до столика с шоколадкой, а другой уже бежит его сменять. Игра заканчивается, когда вся шоколадка съедена. После окончания игры необходимо наградить всех участников маленькими шоколадками, чтобы компенсировать неудачную игру некоторым детям.

Рекомендации . Желательно выбрать для игры одного- двух наблюдателей (например, из числа тех, кто не любит шоколад), чтобы они следили за соблюдением правил и за тем, чтобы игроки ели шоколад небольшими дольками.

Для большого количества игроков (20-30 человек) можно параллельно проводить несколько игр (в каждой должны быть свои шоколадка и игральный кубик).

50. Игра Не зевай

Цель : тренировка быстроты реакции.

Возраст : 8-14 лет.

Количество участников : 5-25 человек.

Материальное обеспечение : отсутствует.

Правила . Игроки сидят на стульях. Водящий стоит на некотором расстоянии от них и рассказывает какую- нибудь историю. Внезапно он кричит: «Не зевай!», и все, в том числе и сам водящий, бегут к противоположной стене, а затем обратно к стульям. Игроки стараются успеть занять стулья. Тот, кому это не удается, занимает место водящего и продолжает начатый им рассказ.

Примеры и дополнительный материал . Основное требование к истории - она должна быть интересной и захватывающей. Это может быть пересказ увиденного фильма или прочитанной книги, случай, происшедший с водящим или его знакомыми, или история, выдуманная самим водящим.

Чем заняться, когда на улице тоскливо и холодно, идет дождь или просто надоело протирать штаны на горке возле подъезда? Самое время собрать веселую компанию шаловливых мальчишек, мечтательных девчонок и … поиграть дома! Но не склонившись над экраном планшета или телефона, а просто. Просто, просто, просто в…

1. Острый глаз

Количество игроков: 2 и более человек.
Реквизит: посуда (банка, миска, кастрюля и т.п.), лист бумаги, ножницы.
Подготовка : До начала игры участники должны внимательно рассмотреть выбранную емкость и постараться мысленно ее представить.

Правила игры: По сигналу игроки должны выстричь крышку для выбранной посудины. Побеждает тот, у кого крышечка максимально точно совпадет с отверстием выбранного предмета.

2. Общипанная курица

Количество игроков: 4 и более человек.
Реквизит: бельевые прищепки.
Подготовка: Разделиться на 2 команды: «курицы» и «ловцы».

Правила игры: «Ловцы» цепляют себе на одежду прищепки (одинаковое количество, чтоб все по-честному было). Их цель – догнать «кур». Если «ловец» поймал «курицу», он цепляет прищепку ей. Кстати, «общипанными» станут именно «ловцы». Причем, чем больше общипан «ловец» — тем лучше! Победа достанется тому, кто быстрее освободится от своих прищепок. Затем команды меняются местами и игра продолжается.

3. Чей башмак?

Количество игроков: 3 и более человек.
Реквизит: обувь играющих, повязка на глаза для каждого игрока.
Подготовка: Снять обувь и сложить в общую кучу.

Правила игры : Игроки становятся в круг, в центре которого – гора обуви. Завязывают глаза. Ведущий перемешивает башмаки и подает сигнал. Все начинают искать свою обувь (можно примерять). Каждый, кто думает, что нашел свои башмаки, должен их надеть и оставаться в них до конца игры. Все снимают повязки и смотрят на результат.

4. Живой узел

Количество игроков : 4 и более человек.
Реквизит: нет.
Подготовка: Стать в круг.

Правила игры: По команде ведущего игроки протягивают в центр круга правые руки и берут кого-нибудь за руку (соседа брать нельзя). Затем игроки протягивают левые руки и делают то же самое. Но! Нельзя брать за руку того, кого ты уже держишь одной рукой. В результате получается живой узел. Задача ведущего распутать узел не разрывая рук. Игроки по его просьбу могут переступать друг через друга, пролазить между руками и пр.

5. Великий кулинар

Количество игроков: 2 и более человек.
Реквизит: 2 ложки (вилки) и фрукты (овощи), повязка на глаза.
Подготовка: вымыть фрукты (овощи).

Правила игры: Доброволец берет в руки ложки (вилки) и на ощупь пытается распознать фрукты (овощи), которые подсовывает ему ведущий. Можно использовать картофель, морковь, лук, грушу, помидор, огурец и т.п.

6. Дирижер

Количество игроков: 5 и более человек.
Реквизит: нет.
Подготовка: Игроки становятся в круг, один человек выходит за дверь.

Правила игры: Из оставшихся в комнате игроков выбирают «дирижера». Он показывает, как играть на музыкальных инструментах, а остальные повторяют за ним все движения. Угадывающий заходит в комнату во время «концерта», он должен определить, кто является «дирижером». Если ему удастся это сделать меньше, чем за три попытки, он становится в круг, а бывший «дирижер» выходит за дверь.

7. Салат

Количество игроков: 6 и более человек.
Реквизит: карточки с названиями овощей/фруктов (по количеству игроков), стулья (на один меньше, чем игроков). Названия на карточках могут повторяться, например, 2 яблока, 3 груши и т.д.
Подготовка: Раздать игрокам карточки.

Правила игры: Все садятся на стулья, один остается в кругу (у него тоже есть карточка). Ведущий (тот, кто стоит) выкрикивает: «Груша!». Те, у кого карточка с таким названием должны сменить место. Водящий занимает стул и один из игроков остается без места, он становится в центр круга и игра продолжается. Можно выкрикивать сразу два, три названия. При слове «Салат!» все игроки меняются местами.

8. Кто быстрее?

Количество игроков: 10 и более человек.
Реквизит: предмет в качестве приза (яблоко, камень и пр.), монетка.
Подготовка: Все делятся на две команды, становятся или садятся друг напротив друга, прячут руки за спины соседей. Ведущий становится с одного конца цепочки, с другого кладется предмет-приз.

Правила игры: Ведущий подбрасывает монетку. Если выпадет «решка» – ничего не происходит, монета подбрасывается еще раз, если «орел» – крайний игрок каждой команды должен пожать руку соседу. Так, по цепочке, сигнал передается на другой конец. Последний должен схватить приз. Тот игрок, кто сделал это первым, приносит своей команде очко, пересаживается снова в конец цепочки и игра продолжается. Побеждает команда, в которой быстрее произойдет смена игроков.

9. Ожившие механизмы

Количество игроков: 8 и более человек.
Реквизит: нет.
Подготовка: Игроки делятся на две и более команд. Каждая команда, втайне от соперников, решает, какой механизм (пылесос, стиральная машина, фен и пр.) она будет изображать.

Правила игры: Все должны принимать участие в инсценировке. Можно подражать звукам механизма, изображать руками размеры, но нельзя говорить. Команда получает очко, если угадывает механизм соперника. Выигрывают те, у кого больше очков.

10. Надоело нам мяукать!

Количество игроков: 8 и более человек.
Реквизит: повязки на глаза по количеству игроков, стулья, чтобы ограничить пространство.
Подготовка: Игроки делятся на две команды: одна – поросята, вторая – котята.

Правила игры: Котята должны мяукать, а поросята – хрюкать. Всем завязывают глаза и перемешивают между собой в кругу из стульев. Необходимо как можно быстрее собраться своей командой, не выходя из круга.

Игра – это один из самых важных для детей способов освоения мира. Именно так, в игре, проходит обучение подрастающих поколений во всей живой природе. Она позволяет животным в безопасной форме освоить жизненно важные навыки, перенять детенышам от старших наработанный опыт и найти свои способы взаимодействия с окружающим миром.

Человечество также за тысячелетия не придумало лучшего способа обучения, чем игры. Сложность требований к современному человеку привело и к многообразию игр, которые помогают оттачивать самые разнообразные умения и навыки. Всё больше среди них тех, которые ведут к длительной малоподвижности детей. Поэтому так важны подвижные игры для детей в помещении от 7 до 10 лет.

У детей младшего школьного возраста резко вырастают интеллектуальные нагрузки, образ жизни основательно отличается от дошкольного детства. На смену регулярным прогулкам и занятиям на свежем воздухе приходит необходимость проводить по много часов в малоподвижном состоянии в помещении школы и за выполнением уроков дома. Подвижные игры призваны смягчить этот переход для детей, дав необходимую для здоровья физическую нагрузку.

Обучающие и развивающие игры для младших школьников помогают им освоить навыки интеллектуальной деятельности, развивать мышление, легко и с удовольствием узнавать новое. Командные игры, которые активно осваиваются детьми 7 – 10 лет, дают им важнейшие для жизни навыки социального взаимодействия.Они учат детей добиваться поставленных целей, не бояться трудностей.

У детей дошкольного возраста и прогулки на улице, и во многом игровая деятельность организовывалась взрослыми. Хотя самостоятельность младших школьников увеличивается, но они всё ещё нуждаются в помощи взрослых, чтобы освоить новые игры и более продуктивно проводить свое свободное время. В отличие от подростков, они готовы и хотят принять участие взрослых в организации игр.

Подвижные игры

Дети 7-10 лет физически крепче и выносливей дошкольников. У школьников этого возраста происходит развитие костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, укрепление связок, увеличение объема легких, улучшение координации движений. Поэтому дети этого возраста могут играть с достаточно большой физической нагрузкой более длительное время. Сами игры усложняются и становятся более разнообразными.

Оптимально для здоровья проводить подвижные игры на свежем воздухе, но наш климат и необходимость для школьников проводить значительное время в помещении не всегда позволяют это. Поэтому приведем несколько подвижных игр для детей 7 – 10 лет, которые можно проводить как на улице, так и в просторном помещении.

Мальчикам этого возраста особенно полезны силовые упражнения. Такие, например, как перетягивание каната или «Бой петухов».

  • «Бой петухов» . Мелом чертится достаточно просторный круг, внутрь которого становятся двое играющих. Они должны заложить руки за спину и согнуть одну ногу. Прыгая на одной ноге и не помогая руками, они должны постараться вытолкнуть соперника из круга. Проигрышем считается не только покидание круга, но и если игрок становится на две ноги или использует руки.
  • «Вытяни соперника ». По кругу друг против друга выстраиваются две команды. Задача игроков у одних затащить противника в круг, у других – вытянуть из круга. Это нужно сделать за одну – две минуты индивидуальных схваток, дергая соперника за пояс или руки. Тот, кто был побежден в этом коротком поединке, выбывает из игры. Проводятся несколько раундов и побеждает та команда, где осталось больше игроков.
  • Девочки же предпочитают упражнения на развитие гибкости, чувства равновесия или ритмики. Хотя и мальчики охотно принимают в них участие.
  • «Пройди под лентой ». На уровне груди детей натягивается веревка. Нужно пройти под ней, не задев. В более усложненном варианте игрок должен при этом откланяться назад. Затем веревка последовательно опускается всё ниже и ниже до тех пор, пока не останется один игрок.
  • Но большинство подвижных игр, отличающихся от спортивных меньшей жесткостью правил и более свободным составом участников, ориентированы на детей разного возраста, независимо от пола.
  • «Рыбак ». Здесь один ведущий – «рыбак» с «сетью»скакалкой. Он стоит в центре. Остальные участники стоят по кругу. Рыбак крутит скакалку по полу, стараясь задеть игроков. Их задача, подпрыгивая, избежать этого.
  • «Атомы, молекулы ». Школьники произвольно двигаются до тех пор, пока не прозвучит команда ведущего. Он произносит число, например, три или пять. Игроки «атомы» должны тут же объединиться в «молекулы» из названного количества участников. Тот, кто не успел попасть в «молекулы», выбывает из игры.

Подвижные игры для детей. Мамина школа.

Физкультминутки для начальной школы

Дети 7-10 лет находятся в фазе активного роста. Природа заложила в них потребность в активном движении, которое обеспечивает гармоничное физическое развитие формирующихся мышц. А общество требует в первую очередь интеллектуального развития, которое возможно лишь при школьном обучении. Физические упражнения на физкультуре не могут дать ученикам младшего школьного возраста необходимого уровня нагрузок.

Поэтому в начальной школе обязательно проводят физкультминутки на уроках и переменах. Они обязательно включают в себя упражнения на различные группы мышц. Одна из обязательных рекомендаций по проведению физкультминуток – проведение их на фоне положительного настроя школьников. Обеспечить это помогают подвижные игры.

Физкультминутки зачастую включают упражнения с использованием различных предметов .

  1. «Пройди вслепую ». Несколько кеглей расставляются по прямой на равном и достаточно большом расстоянии (около 80 см) друг от друга. Играющий должен пройти от начала до конца дорожки, не сбив их.
  2. «Передай товарищу ». Детей выстраивают в ряд вдоль парт, и в каждом ряду от края к краю передается под музыку кегля. Музыку время от времени останавливают, и тот, у кого в этот момент остается кегля, выбывает из игры.
  3. «Успей схватить ». Школьников ставят друг против друга на возможно большем расстоянии. Посредине между ними ставят стул с кеглей. По сигналу одновременно пара детей бежит к стулу. Побеждает тот, кто схватит кеглю.

Обучающие игры

Подвижные упражнения могут соединяться с дидактическими, обучающими целями. Они предполагают более четкие правила по сравнению с обычными подвижными играми и продуманную педагогами обучающую цель.

  1. «Верю – не верю »: Для детей 7 – 10 лет на развитие логического мышления. Дети становятся в круг, а водящий кидает мяч, говоря при этом фразу. Тот, кому ведущий бросает, должен сказать «Верю», и поймать его. Если он считает утверждение ложным, то мяч не ловится и произносится «Не верю!». Если реакция была верной, то игроки меняются ролями.
  2. «Слова» . Обучающая игра с мячом на закрепление знаний для детей 7- 10 лет. Один участник кидает мяч и задает тему, например, животные. Тот, кто ловит мяч, называет какое-нибудь животное. Затем принявший мяч бросает его следующему из школьников, и задает уже свою тему.
  3. «Пряталки »: На развитие внимания и наблюдательности у младших школьников. Детям дается время внимательно посмотреть на помещение. После этого они отворачиваются и закрывают глаза. Один или несколько ведущих прячут в комнате несколько предметов средней величины. Затем под музыку остальные ищут спрятанное. Победители те, кто первыми нашли спрятанное.Если играют команды, побеждает та, которая нашла больше предметов.

Игры с мячом для школьников

Упражнения с мячом одни из самых популярных у детей самого разного возраста. Играть с мячом дети начинают ещё с дошкольных лет, и к подготовительной группе делают это уже достаточно хорошо. У детей младшего школьного возраста координация движений и выносливость выходят на новый уровень, поэтому упражнения с ним ведутся уже по более сложным правилам. Конечно, упражнения с мячом можно проводить лишь в достаточно просторном помещении без бьющихся предметов.

  1. «Попробуй, отбери! ». Дети делятся на две группы. Ведущий вбрасывает мяч. Одной группе нужно перекидываться мячом, не давая ему упасть на землю. Вторая часть детей им всячески мешает. Игрок из второй группы, схвативший мяч, меняется ролями с тем, кто его уронил.
  2. «Захвати вкусняшку ». На столик выкладываются настоящие или игрушечные фрукты, орехи или конфеты.Дети по очереди подбрасывают мяч, и пока он не коснется пола нужно успеть схватить что-то из вкусненького. Школьников, которым это не удалось, выводят из игры.
  3. «Зелёные и красные ». Здесь потребуется два средних мяча разного цвета, например, зеленого и красного. Детей делят на две команды, в которых выбирается по капитану. Ведущий подает сигнал и капитаны кидают мячи как могут далеко. По второму сигналу игроки бегут каждый за своим мячом. Игрок, принесший капитану мяч первым, приносит очко команде. Затем всё повторяется для следующей пары школьников. Мяч бросает только капитан. Все действия происходят только по сигналу ведущего.

Командные игры

Как видим, большая часть подвижных игр предполагают командные действия. Дети 7 – 10 лет вполне готовы к этому. Но ребята этого возраста ещё очень эмоциональны, не всегда могут контролировать свое поведение. Поэтому организаторам игр стоит учесть несколько правил.

Организация командных игр должна быть особенно хорошо продумана, так как в отличие от просто подвижных игр, включает мощный элемент состязательности. Это делает игру более эмоциональной и может спровоцировать конфликты школьников при взаимодействии.

Необходимо убедиться, что участники хорошо поняли правила и цель игры, чтобы не породить конфликт из-за их разночтений у противоборствующих команд.

Организаторы должны постараться разбить участников на примерно равные по силам и умениям группы.

Необходимо обеспечить объективное судейство, так как дети весьма чувствительны к несправедливости.

Активные упражнения должны чередоваться с более спокойными заданиями, объединяясь в игры-эстафеты. Потому что дети этого возраста при непрерывном интенсивном движении более 15 минут могут переутомиться.