Про "Кругосветные путешествия". Первое кругосветное путешествие

Еще по урокам школьной географии мы помним, что первое в истории человечества кругосветное путешествие совершила флотилия выдающегося мореплавателя Фернана Магеллана. Этот факт настолько общеизвестен, что на вопрос, поставленный коротко и ясно: кто совершил первое кругосветное плавание? - наверняка последует ответ не без доли удивления: как - кто? Магеллан!

Но, несмотря на уверенность такого ответа, он, тем не менее, не верен! Если вы посмотрите на карту мира или на глобус, вы без труда отыщете в южной части Тихого океана вытянутые цепочкой Филиппинские острова. И, опять же без труда, убедитесь, что этот архипелаг лежит почти точно на полпути любого корабля, отправившегося из Европы в кругосветное плавание: преодолев Атлантический океан и пройдя через Магелланов пролив в южной оконечности американского материка, корабль выйдет в необозримые просторы Тихого океана и спустя какое-то время придет к Филиппинским островам. Именно такой путь проделала флотилия под командованием адмирала Магеллана. Но для того, чтобы завершить кругосветное плавание, нужно еще пересечь огромное пространство Индийского океана, обогнуть с юга Африку, выйти вновь в Атлантический океан и, пройдя тысячи миль, добраться, наконец, до европейских берегов, откуда плавание начиналось.

Почему мы напоминаем об этом так подробно? Только для того, чтобы напомнить еще один факт - печальный, но бесспорный: Фернан Магеллан не мог совершить кругосветного путешествия, потому что он был убит на полпути - именно на Филиппинах, на одном из островов в стычке с жителями.

Однако в том, что первое кругосветное путешествие в нашей памяти прочно связано с именем Магеллана, нет ничего несправедливого: эта беспримерная экспедиция была организована и осуществлена по его замыслу. Несправедливо другое - то, что полному забвению было предано почти на четыреста лет имя человека, доведшего до конца задуманное Магелланом дело, - имя человека, впервые проведшего свой корабль вокруг земного шара и тем самым, в частности, доказавшего на практике шарообразность Земли. Ну, в самом деле, попытайтесь вспомнить: говорит ли вам что-либо такое имя - Элькано? Между тем это именно он - Хуан Себастьян Элькано и есть первый в истории человечества мореход, совершивший кругосветное плавание.

А дело было так…

Потомственный рыбак и моряк, баск из Гипускоа испанской провинции, владелец и капитан большого корабля, участник морских походов полководцев Гонсало де Кордова и Сиснероса - согласитесь, что из этого беглого перечисления встает образ мужественного и поседелого в битвах морского волка. И, тем не менее, этому «морскому волку» было едва за двадцать, когда он привел свой корабль из последнего похода в Алжир, где испанцы нанесли сокрушительное поражение маврам. Привел, чтобы… исчезнуть почти на десять лет. Почему? По одной простой причине: во все времена царственные особы с легкостью необыкновенной давали самые заманчивые обещания, а когда наступало время их выполнять, с той же легкостью забывали о них. Так случилось и на сей раз: испанский король Фердинанд, обещавший щедро вознаградить участников алжирского похода, как вы догадываетесь, и не собирался вспоминать о своих посулах. Иди речь о нем одном, молодой капитан Хуан Себастьян Элькано, возможно, и примирился бы с этим ударом - во всяком случае, через полтора десятка лет он так и поступил, снова испытав на себе «щедрость» монарха. Но на сей раз речь шла о целой команде, которой нужно было заплатить честно заработанные деньги. И капитан Элькано совершил поступок, не только справедливый, но и чрезвычайно мужественный: он продал корабль и, выручив нужную сумму, выплатил команде положенное жалованье. Постойте, можете сказать вы, - конечно, это справедливый поступок, но при чем тут мужество?

Дело в том, что королевским указом было строжайше запрещено продавать корабли португальцам - удачливым соперникам Испании на море. Нарушителя ждало такое наказание, что Элькано, продав свой собственный корабль и расплатившись с командой, вынужден был, как мы уже говорили, исчезнуть почти на десять лет, и не только из поля зрения альгвасилов (полицейских), но и историков: об этом периоде в жизни будущего великого мореплавателя мы, к сожалению, знаем мало. Точнее - ничего конкретного. Но все же главное мы можем предположить уверенно: он оставался моряком, и десять лет не прошли напрасно - к тридцати годам это был уже опытный и хорошо известный в своем кругу мореход.

Предположить это позволяет такой точный и многозначительный факт: когда в 1518 году Магеллан начал набирать людей для своих судов, которым предстояло беспримерное плавание, Элькано оказался в числе команды одной из каравелл. Серьезность проступка десятилетней давности нисколько не уменьшилась, ибо королевский указ не знал снисхождения. И то, что король Фердинанд давно скончался, а на испанском престоле восседал король Карл, ставший одновременно императором «Священной Римской империи», дела не меняло, ибо давний королевский указ никто не отменял и Элькано по-прежнему оставался преступником в глазах закона. И, тем не менее, он был взят Магелланом. А это означает только одно: Элькано был настоящим моряком, и адмирал готов был смотреть сквозь пальцы на давний проступок. Причем взят был Хуан Себастьян не простым матросом, а боцманом; то есть человеком, в те времена обязанным принимать деятельное участие в подготовке экспедиции. А всего через несколько месяцев, еще до отплытия, Элькано был назначен штурманом одного из судов флотилии Магеллана. Разумеется, такой стремительный взлет мог совершить только человек, чьи качества - мореходный талант, опыт и бесстрашие - были бесспорны.

А о том, что эти качества были бесспорны, свидетельствует, пусть пока тоже косвенно, и другой факт. Известно, что плавание с самого начала было омрачено постоянными конфликтами капитанов-испанцев с командиром флотилии - португальцем. Эти конфликты переросли в открытый мятеж, целью которого было отстранить Магеллана. Адмиралу удалось подавить бунт и расправиться с мятежниками в полном соответствии с суровыми законами того времени: один из капитанов был казнен, другой высажен на пустынный берег Патагонии, что тоже означало смерть, только медленную.

Десятки взбунтовавшихся моряков закованы были в цепи. В их числе был и бывший штурман каравеллы «Консепсьон» Хуан Себастьян Элькано… Но минуло едва полгода, и корабельный кузнец снял цепи с мятежного штурмана, потому что адмирал Магеллан, если воспользоваться современным выражением, «восстановил его в должности». Заподозрить Магеллана в мягкосердечии невозможно - по свидетельству современников, это был человек такой суровости, что она нередко доходила до жестокости, он был истинным сыном своего времени, когда жизнь человека ценилась не дороже одного мараведи, или, по-нашему говоря, ломаного гроша. И одновременно это было время Великих Географических Открытий, когда уже истинную ценность начали приобретать те качества, которыми столь щедро был наделен баскский моряк Элькано.

Мудрость решения Магеллана трудно переоценить: мы не знаем, удалось ли бы ему завершить это беспримерное плавание, вокруг света, не погибни он нелепо на полпути, но мы точно знаем, что оно закончилось бы бесславно после его смерти, если бы не Элькано.

После гибели адмирала последовательно его сменившие генерал-капитаны Эспиноса и Карвалью увели к берегам Борнео два последних уцелевших корабля, там они пустились в самый настоящий разбой. Лишь через полгода добрались корабли до Молуккских островов. И вот здесь одну из каравелл флотилии - «Тринидад» - вынуждены были поставить на ремонт, без которого она не могла продолжать путь. Таким образом, от всей флотилии Магеллана оставалось одно единственное судно - каравелла «Виктория», а капитаном на ней был не кто иной, как Хуан Себастьян Элькано.

Значение этого факта таково: именно в этот момент началось… кругосветное путешествие! Позвольте, можете удивиться вы, как же так?! Плавание ведь началось еще полтора года назад!

Верно, и тем не менее… Но для того, чтобы все стало ясно, вернемся к Магеллану. И начнем с того, что целью экспедиции было вовсе не кругосветное плавание.

Ее целью были гвоздика, черный перец и прочие пряности, столь ценимые в аристократических кругах Европы и ценившиеся буквально на вес золота. Вся беда была в том, что пряности эти произрастали очень и очень далеко, на островах Индийского океана. Вернее, это было полбеды, потому что моряки того времени ухитрялись на своих убогих суденышках добираться даже до Молуккских островов - главного района пряностей. Беда же - для испанцев - состояла в том, что на морском пути из Европы в юго-восточную Азию хозяйничали безраздельно исконные противники и соперники - португальцы, которые топили, не задумываясь, всякий чужой корабль, осмелившийся пуститься в плавание к Молуккским островам.

Таким образом, для испанских охотников до пряностей путь из Европы на юг вдоль Африки и дальше, от ее южной оконечности на восток - был заказан. Магеллану принадлежит идея попытаться достичь Молуккских островов не с востока, а с запада. Эта идея португальским королем, у которого служил Магеллан, была отвергнута - зачем искать еще какой-то западный путь, если португальцы безраздельно владеют проторенным восточным путем? Тогда-то Магеллан и предложил свою идею и свои услуги испанскому королю Карлу. А тому, как сказали бы мы сегодня, деваться было некуда: пряности нужны, а дорога к ним недоступна. И Магеллан получил, возможность снарядить флотилию и пуститься в плавание, главной и единственной целью которого было отыскать западный путь к Молуккским островам. Путь этот, как мы знаем, ценой неимоверных страданий и тягот был найден. Сам Магеллан до Молуккских островов не доплыл, погибнув, как вы помните, несколько раньше. Но не случись этого и доберись он сам до главной цели плавания, что бы произошло-затем? Иначе говоря, повел-ли бы он свои корабли дальше, на запад, чтобы, обогнув Африку уже известным, восточным путем, вернуться в Европу, или повернул бы обратно?

Утверждать трудно, но предположить с большой долей вероятности можно следующее. Итак, основная цель плавания - открытие к Молуккам западного пути - была достигнута. Этот путь существовал, португальцы о нем не имели и понятия, так что возвратиться домой можно было спокойно без всякого риска встречи с ними путем уже новооткрытым. Вот поэтому мы вправе предположить, что Магеллан, нагрузив корабли столь желанными его величеству Карлу пряностями, повернул бы обратно - через Тихий океан.

Но если мы не можем знать точно, какое все-таки решение принял бы Магеллан, решение Элькано нам известно: он назад не повернул, а свой корабль повел дальше. Начался второй этап плавания, именно кругосветный. Избегая встреч с кораблями португальцев, «Викторию» Элькано повел гораздо южнее хорошо, известного восточного пути. Иными словами, он повел и привел в Европу свой корабль путем, ранее никем не хоженым!

Кое-как державшийся на плаву обветшавший в трехлетием плавании корабль «Виктория» 7 сентября 1522 года бросил якорь у берегов Испании. На одном уцелевшем от всей флотилии корабле вернулось только восемнадцать уцелевших моряков. Эти восемнадцать человек, обогнули впервые земной шар, и доказали шарообразность планеты и то, что существует единый Мировой океан.

Как же были, встречены дома эти люди, совершившие небывалый в истории мореплавания подвиг? Поверить трудно, но было так: Элькано и его товарищей подвергли многонедельному допросу, целью, которого было выяснить: весь ли груз пряностей, взятый на Молуккских островах, сдан королевским чиновникам или моряки часть этого груза утаили? Вы представляете, это было важнее всего для короля испанского, императора «Священной Римской империи» Карла V и его чиновников! А то, что впервые в истории было совершено кругосветное плавание, что девять десятых команды флотилии погибло во время этого беспримерного по трудностям и испытаниям трехлетнего похода через четыре океана, - все это абсолютно не имело никакого значения!

Когда же власти не без удивления убедились, наконец, что драгоценный груз с Молуккских островов доставлен и сдан в полной целости, король-император решил великодушно вознаградить Элькано. И знаете, в чем заключалось это вознаграждение? Карл V простил великому мореплавателю тот тринадцати летней давности проступок, к которому молодого капитана вынудил своей «щедростью» предыдущий король! Вдобавок, в порыве, того же великодушия Карл V назначил было Хуану Себастьяну пенсию в 500 эскудо, но тут же опомнился и отсрочил ее выплату до возвращения Элькано из второго плавания к Молуккам. Вряд ли Хуана Себастьяна удивило это решение, свидетельствовавшее о «щедрости» императора, потому что любому испанскому моряку были известны горькие слова Колумба, сказанные им незадолго до смерти: «По прошествии двадцати лет тяжелых трудов и опасностей у меня в Испании нет даже собственного крова». Такова была участь многих выдающихся мореплавателей, и не только мореплавателей, и Элькано не составлял исключения…

24 июля 1525 года флотилия из семи судов под командованием капитан-генерала Лоайсы и великого кормчего Элькано пустилась в новое плавание к Молуккским островам - плавание, из которого Хуану Себастьяну не суждено было вернуться. Император Карл сохранил свои пятьсот эскудо… Здоровье Элькано было подорвано тягчайшими испытаниями, и 6 августа 1526 года мужественный капитан, которому не исполнилось еще и сорока, скончался на флагманском своем корабле «Санта-Мария-де-ла-Виктория»… Могила его, великого мореплавателя, впервые в истории человечества обогнувшего земной шар, находится посреди великого Тихого океана…

Многие годы имя и подвиг первого в мире кругосветного мореплавателя были преданы забвению и оставались неизвестными потомкам более четырех столетий.

Согласись, читатель, что всего того, о чем сказано, ты прежде не знал. Многие не слышали даже имени Элькано, и на вопрос: кто же совершил первое кругосветное путешествие, с полной уверенностью отвечали; Магеллан!

Родилась я в портовом городе. У нас был огромный шлюз, где постоянно швартовались торговые баржи. А с другой стороны был небольшой канал, там была береговая песчаная линия, где обустроили пляжи для любителей покупаться и позагорать. Таким образом, получилось некая часть суши, окружённая с двух сторон водой, условно говоря небольшой остров. Однажды папа меня прокатил на своей лодке, сделав полный круг вокруг острова. Это наше небольшое кругосветное путешествие , сказал тогда отец. Все это заняло больше двух часов, а ведь территория была не очень большая. Тогда я и подумать не могла, что находятся смельчаки, которые объезжают весь мир, совершая полное кругосветное путешествие. Первым таким героем был Фернан Магеллан и его команда.

Как происходило первое кругосветное путешествие

Путешествие длилось почти три года. За это время было много событий:

  1. Бунты . Всего в экспедицию отправились пять кораблей под командованием пяти разных капитанов. Несмотря на признание Магеллана главным во время отправления, были неоднократные попытки сместить его, так как многих не устраивала его национальность (португалец руководящий испанцами задевал их чувство собственного достоинства) и отсутствие чёткого плана путешествия (точнее у Магеллан план был, но он его никому не сообщал).
  2. Смерти . Из двухсот человек, которые отправились из первоначальной точки, назад вернулись только 18. Цинга, голод, отсутствие пресной воды - главные причины этого. К сожалению, не смог вернуться и сам команд ор , он был убит на острове местными жителями.
  3. Открытия . Безусловно, экспедиция имела значительное влияние на формирование карты мира того времени. Были открыты десятки новых островов, был исследован и назван Тихий океан , было доказано, что земля круглая .

Успешное прибытие домой

Вернулись путешественники в 1522 году. Встречали их героями.


Несмотря на то, что единственный корабль привёл к пункту назначения Хуан Себастьян Элькано, данная экспедиция все-равно вошла в мировую историю, как путешествие Магеллана . Парадоксом является не только то, что сам Фернан кругосветное путешествие по итогу не совершил , но и отсутствие его изначального желания на это. На самом деле, он хотел найти короткий путь к Молуккских островам, для совершения различных торговых операций. Сейчас острова выглядят райским уголком, а в то время больше ценились их пряности и специи.


Надо сказать, что эта цель по итогу была достигнута, но главным результатом было совершенно другое: полное переосмысление карты мира Средневековой Европой.

Про «Кругосветные путешествия» - 1.

Так уж мы устроены: не успеем достичь одной цели, как на горизонте начинает маячить новая цель - более высокая, далекая и труднодостижимая. У всякого путешествующего, рано или поздно, появляется цель проехать вокруг света.

Вот и я - путешествовал всегда много и по разному. И по суше, и по воде, и поздуху. И пешком - по горам и долам, на мотоцикле и машине - по городам и странам, на байдарках, надувных плотах, яхтах и кораблях - по рекам, озерам и морям, на самолетах и воздушных шарах даже - по странам и континентам.
И когда появилась возможность, время (вышел на пенсию) и некоторое количество денег (которых на самом деле, при правильной организации путешествия, надо не так уж и много) - задумал это свое Кругосветное автомобильное путешествие - «100 стран - 100 000 км»

Прежде чем что-то сделать самому - необходимо изучить опыт других.
Так что же такое - Кругосветное путешествие?
Кругосветное путешествие («кругосветка») - путешествие, маршрут которого в системе отсчёта, связанной с Землёй, однократно огибает земную ось, пересекая все ее меридины, и завершается в исходной точке.
Очевидно, что попав на Северный или Южный полюса, можно сделать малый круг вокруг этого центра и формально вы сделали Кругосветное путешествие. Это самый простой и быстрый вариант Кругосветного путешествия, если только вы не добирались до этих полюсов самостоятельно, по поерхности Земли.
А последовательное путешествие по отдельным странам Европы, Азии, Америки и Африки хоть и будут вашим личным достижением, но не могут считаться Кругосветкой.
Опять же, не могут считаться кругосветчиками те, кто облетел Землю по "кругосветному" самолетному билету за две недели с пятью промежуточными посадками.
Кругосветным путешествием считается такое путешествие, при котором путешественник обходит Землю по большому кругу.
Длина этого большого круга определяется с большой точностью в соответствии с правилами Международной авиационной федерации для установления рекорда скорости в кругосветном перелёте. В таком полете самолёт должен пересечь все меридианы и приземлиться на том же аэродроме, с которого вылетел. Эта длина составляет 36787,559 км.
Для кругосветных путешествий эту дистанцию можно округляют до 37 000 км.
Если такое путешествие осуществляется без оказания внешней помощи, без пополнения запасов воды, провизии, оборудования и пр., то такое путешествие называется кругосветным безостановочным утешествием.

Совершить Кругосветное путешествие в непрерывном, одностороннем движении, очень трудно и в вопросе о том, какое путешествие можно считать кругосветным, а какое - нет, существует большое количество разнообразных мнений.
Одни полагают, что нужно побывать на всех континентах (кроме Антарктиды) или частях света, другие настаивают на посещении определенного количества стран.
В Союзе кругосветчиков России (есть такой союз, учрежденный одним из известных путешественников России - Владимиром Лысенко, Новосибирск), для каждого вида передвижений установлены свои критерии.
Для обычных путешественников (бэкпекеров - рюкзачников), пользующихся общественным транспортом, достаточно трех критериев:
- 2 раза пересечь экватор,
- пересечь все меридианы,
- проехать по. земле (или воде) не меньше 40 тыс. км.

Выдающиеся кругосветные путешествия.
1519-1522 - первое в истории человечества кругосветное плавание под командованием португальского мореплавателя Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна де Элькано.
1525-1528 Андрес Урданета. Из 450 членов экспедиции Гарсия Жофре де Лоиза спаслось 25 моряков.
1577-1580 - второе кругосветное путешествие под командованием англичанина Фрэнсиса Дрейка (галеон «Золотая лань»).
1580-1584 и в 1585-1589- Мартин Игнатио Лайола, внук Великого Инквизитора, первый из европейцев, совершивших кругосветку дважды.
1586 - 1588 - третье кругосветное путешествие под командованием английского мореплавателя и пирата Томаса Кэвендиша
1598-1601 - Оливье ван Ноорт - первый голландец.
1766 - француженка Жанна Барре, переодевшись мужчиной, стала первой женщиной, совершившей кругосветное путешествие.
1803-1806 - первое русское кругосветное плавание под командованием адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна.
1819-1821 - кругосветная экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в сложнейших условиях в южнополярных морях на шлюпах «Восток» и «Мирный»; подтвердила факт существования Антарктиды, которая формально была открыта ими 16 (28) января 1820 года.
1853 - "Арго", первый пароход совершивший кругосветный переход.
1872 - «Вокруг света за 80 дней» - вымышленное Жюлем Верном кругосветное путешествие.
1895-1898 - первое одиночное кругосветное плавание на парусной яхте (за 3 года, 2 месяца и 2 дня), капитан яхты «Спрей» - канадский моряк Джошуа Слокам.
1911-1913 - русский спортсмен Анисим Панкратов осуществил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде.
1929 - первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания. Немецкий дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» под командованием Хуго Эккенера за 20 суток преодолел с тремя промежуточными посадками около 34 тыс. км.
1933 - Пост, Уайли (22 ноября 1898 - 15 августа 1935), американский лётчик, первым, в одиночку, совершил кругосветный перелёт.
1957 - три американских самолёта B-52 осуществили первый беспосадочный полет вокруг Земли.
1960 - первое подводное плавание на подлодке «Тритон» (США) под командованием капитана Эдварда Бича.
12 апреля 1961 - первое космическое Кругосветное путешествие. Летчик советских ВВС Юрий Гагарин, на корабле «Восток-1», осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли.
1966 - отряд советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение.
1968-1969 - первое одиночное безостановочное кругосветное плавание на парусной яхте (312 дней), капитан яхты «Суахили» - Роберт Нокс-Джонстон. Нокс-Джонстон совершил свой переход во время первой безостановочной парусной гонки вокруг света под названием "Золотой глобус", причём Нокс-Джонстон единственный из девяти участников благополучно завершил гонку.
1976-1978 - первое женское одиночное кругосветное плавание на яхте «Мазурек», отважная путешественица - Кристина Чойновская-Лискевич.
1986 - первый в истории авиации кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки (Дик Рутан (англ.) и Джина Игер (англ.) на «Вояджере»). Длительность - 9 дней, 3 минуты, 44 секунды.
1992-1998 - Пётр Плонин и Николай Давидовский совершили конное кругосветное путешествие.
1996-1999 - Николай Литау совершил на яхте «Апостол Андрей» первое кругосветное плавание в меридиональном направлении, впервые пройдя на парусной яхте по Северному морскому пути.
1997-2002 - Владимир Лысенко первым из россиян совершил автомобильное кругосветное путешествие по оригинальному маршруту - через крайние точки континентов («перекрестив» их), проехав 160 тыс. км через 62 страны мира.
1999-2002 - Валерий Шанин проехал вокруг света автостопом - на попутных машинах, самолетах, грузовых судах. На это потребовалось 1080 дней и $280.
2002 - американский миллионер Стив Фоссетт стал первым в мире человеком, совершившим кругосветное путешествие на воздушном шаре в одиночку. Длительность полёта - 13 дней.
4 марта 2005 - американский миллионер Стив Фоссетт завершил первый в истории авиации одиночный кругосветный беспосадочный перелёт без дозаправки на реактивном самолёте «Глобалфлайер-311». Длительность полёта - 67 часов.


7 января 1887 года Томас Стивенс из Сан-Франциско завершил первое кругосветное путешествие на велосипеде. За три года путешественнику удалось преодолеть 13500 миль и открыть новую страницу в истории кругосветных путешествий. Сегодня о самых необычных кругосветках.

Кругосветное путешествие Томаса Стивенса на велосипеде


В 1884 году «человек среднего роста, одетый в синюю разношенную фланелевую рубашку и синий комбинезон… загорелый, как орех… с торчащими усами», именно так описывали Томаса Стивенса журналисты того времени, купил велосипед пенни-фартинг, захватил минимальный запас вещей и Smith & Wesson 38-го калибра и отправился в путь. Стивенс пересёк весь североамериканский континент, преодолев 3700 миль, и очутился в Бостоне. Там ему и пришла в голову мысль о кругосветном путешествии. В Ливерпуль он переплыл на пароходе, проехал через Англию, на пароме в переправился во французский Дьепп, пересёк Германию, Австрию, Венгрию, Словению, Сербию, Болгарию, Румынию и Турцию. Далее его путь пролегал через Армению, Ирак и Иран, где он провёл зиму как гость шаха. В проезде через Сибирь ему отказали. Путешественник переправился через Каспийское море в Баку, добрался до Батуми по железной дороге, а потом на пароходе поплыл в Константинополь и в Индию. Затем Гонконг и Китай. А конечной точкой маршрута стала , где Стивенс, по его же признанию, наконец-то смог расслабиться.

Кругосветное путешествие на джипе-амфибии


В 1950 году австралиец Бен Карлин принял решение совершить кругосветное путешествие на своем модернизированном джипе-амфибии. Три четверти маршрута с ним прошла его жена. В Индии она сошла на берег, а сам Бен Карлин завершил своё путешествие в 1958 году, преодолев 17 тыс. км по воде и 62 тыс. км по суше.

Кругосветное путешествие на воздушном шаре


В 2002 году американец Стив Фоссетт,совладелец фирмы Scaled Composites, который к тому времени уже успел заслужить славу лётчика-авантюриста, облетел вокруг Земли на воздушном шаре. Сделать он это стремился не один год и добился цели с шестой попытки. Полёт Фоссетта стал первым в истории кругосветным одиночным перелётом без дозаправки и остановки.

Кругосветное путешествие на такси


Как-то британцы Джон Эллисон, Пол Арчер и Ли Пернелл на утро после пьянки подсчитали связанные с ней расходы и выяснили, что такси до дома обойдётся им гораздо дороже, чем сама выпивка. Вероятно, кто-то решил бы выпивать дома, но англичане поступили радикально – они приобрели в складчину лондонский кэб 1992 года выпуска и отправились в кругосветное путешествие. В результате за 15 месяцев они преодолели 70 тыс. км и вошли в историю как участники самой длинной поездки на такси. История умалчивает, правда, об их активности в пабах по дороге.

Кругосветное путешествие на древнеегипетской камышовой лодке


Норвежец Тур Хейердал совершил трансатлантический переход на легкой камышовой лодке, построенной макету древних египтян. На своей лодке «Ра» ему удалось достичь берега Барбадоса, доказав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Стоит отметить, что это была вторая попытка Хейердала. За год до этого он и его команда чуть не утонули, поскольку судно из-за конструктивных недостатков по прошествии нескольких дней после старта начало сгибаться и разломилось на части. В команде норвежца был и известный советский тележурналист и путешественник Юрий Сенкевич.

Кругосветное путешествие на розовой яхте


Сегодня титул самой юной мореплавательницы, которая сумела совершить одиночное кругосветное плавание, принадлежит австралийке Джессике Уотсон. Её было всего 16 лет, когда 15 мая 2010 года она завершила свою кругосветку, длившуюся 7 месяцев. Розовая яхта девушки пересекла Южный океан, пересекла экватор, обогнула мыс Горн, преодолела Атлантический океан, подошла к берегам Южной Америки, а потом через Индийский океан вернулась в Австралию.

Кругосветное путешествие миллионера на велосипеде


75-летний миллионер, бывший продюсер эстрадных звезд и футбольных команд Януш Ривер повторил опыт Томаса Стивенса. Он круто изменил свою жизнь, когда в 2000 году купил за $50 долларов горный велосипед и отправился в путь. С того времени Ривер, который, кстати, являясь русским по матери, прекрасно говорит на русском языке, побывал в 135 странах и проехал более 145 тыс.км. Он выучил десяток иностранных языков и успел 20 раз побывать в плену у боевиков. Не жизнь, а сплошное приключение.

Кругосветное путешествие трусцой


Британец Роберт Гарсайд носит титул «Бегущий Человек». Он первый, кто совершил кругосветное путешествие бегом. Его рекорд попал в Книгу рекордов Гиннеса. У Роберта было несколько неудачных попыток совершить забег-кругосветку. А 20 октября 1997 года он успешно стартовал из Нью-Дели (Индия) и закончил свой забег, протяжённость которого составила 56 тыс.км, на том же месте 13 июня 2003 года, почти через 5 лет. Представители Книги рекордов скрупулёзно и долго проверяли его рекорд, и свидетельство Роберт смог получить только через несколько лет. В пути он описывал всё происходящее с ним при помощи своего карманного компьютера, а все неравнодушные могли познакомиться с информацией на его персональном сайте.

Кругосветное путешествие на мотоцикле


В марте 2013 году два британца - эксперт путешествий Belfast Telegraph Джефф Хилл и бывший автогонщик Гери Волкер – выехали из Лондона, чтобы воссоздать кругосветное путешествие, которое 100 лет назад совершил на мотоцикле Henderson американец Карл Клэнси. В октябре 1912 года Клэнси выехал из Дублина с попутчиком, которого оставил в Париже, а сам продолжил путь юг Испании, через Северную Африку, Азию, а в заключении тура проехал через всю Америку. Путешествие Карла Клэнси длилось 10 месяцев и современники называли эту кругосветку «самым длинным, самым трудным и самым опасным путешествием на мотоцикле».

Одиночное кругосветное плавание нон-стоп


Федор Конюхов – человек, совершивший первое в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп. На яхте «Караана» длиной 36 фунтов он прошёл по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор – Сидней. На это ему потребовалось 224 дня. Началась кругосветка Конюхова осенью 1990 года, а закончилась весной 1991 года.


Фёдор Филиппович Конюхов – российский путешественник, художник, писатель, священник РПЦ, заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму. Он стал первым в мире человеком, побывавшим на пяти полюсах нашей планеты: Северном географическом (три раза), Южном географическом, Полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвересте (полюс высоты) и на Мысе Горн (полюс яхтсменов).

Россиянин пересекает Тихий океан на весельной лодке
Российский путешественник Федор Конюхов, у которого за спиной пять кругосветных путешествий, в настоящее время пересекает Тихий океан на весельной лодке «Тургояк». На этот раз он решил совершить переход от Чили до Австралии. На 3 сентября Конюхову уже удалось преодолеть 1148 км, до Австралии остается еще более 12 тысяч километров пути по океану.

Прекрасным примером для начинающих путешественником может стать опыт Нины и Грэмпа, семейной пары, прожившей в браке 61 год. Они упаковали чемоданы и создали .

В 1519 году в августе месяце из севильской гавани было отправлено пять кораблей в первую кругосветную экспедицию. Снарядил и одобрил ее в путь Карл I — испанский король. Путешествие было очень нелегким, путь лежал через Америку на юго-запад, экспедиция держала направление на Молуккские острова. В случае удачного путешествия, Испания могла получить права на новые открытые земли.

Флотилия очень долго двигалась вдоль южноамериканского континента, она пыталась найти выход в «Южное море» . В южной оконечности материка, они обнаружили глубокую бухту. Было принято решения плыть дальше, берега выглядели совсем пустынными, но неожиданно в темноте засветились несколько огней костров. По этой причине Магеллан дал название этой стране — «Огненная земля» и став ее первооткрывателем.

Пройдя по Магеллановому проливу (пролив между Огненной Землей и Патагонией), корабли вышли в Тихий океан.

Магелланов пролив

Мореплаватели в течение 3 месяцев не видели земли, запасы питьевой воды и провианта закончились. На палубе начался цинга и голод. Моряки, чтобы хоть как-то утолить голод, приходилось жевать бычью кожу и есть корабельных крыс. Всего экипаж понес потери в 21 человека, которые умерли от истощения. Через множество неудач, путешественники смогли добраться до Филиппинских островов и запаслись водой и продовольствием. Магеллану не очень повезло, и он ввязался с междоусобные распри местных властителей. В бою с туземцами он был убит 27 апреля 1521 года.

Спустя три года из плавания смог вернуться только один корабль — «Виктория». Под командой Х. С. Элькано, он и члены экипажа завершили плавание в 1522 году. На родине они были встречены с триумфом и почестями, они были героями, которые были участниками первого в мире кругосветного плавания.

Путь плавания Магеллана

Кто совершил первое кругосветное путешествие и какое значение плавания Магеллана?

Этим героем оказался португальский мореплаватель Фернан Магеллан.

1) Он смог доказать своим плаванием шарообразность Земли.

2) Экспедиция Магеллана дала всему миру некоторые представления об относительных размерах моря и суши на земном шаре.

3) Магеллан доказал, что между Азией и Америкой простирается величайший океан. Собственно это он назвал его Тихий. Он выбрал такое название, потому что за все 4 месяца плавания он не встретил ни одной бури.

4) Он доказал, что на планете есть только один единый Мировой океан.