Моделирование в психологии. Сущность метода моделирования в психологическом исследовании

Метод моделирования наиболее перспективный метод исследования требует от психолога определенного уровня математической подготовки. Здесь психические явления изучаются на основе приближенного образа реальности - ее модели. Модель дает возможность сосредоточить внимание психолога лишь на главных, наиболее существенных чертах психики. Модель - это полномочный представитель изучаемого объекта (психического явления, процесса мышления и др.). Конечно, лучше сразу получить целостное представление об изучаемом явлении. Но это, как правило, невозможно из-за сложности психологических объектов.

Модель связана со своим оригиналом соотношением подобия.

Познание оригинала с позиций психологии происходит через сложные процессы психического отражения. Оригинал и его психическое отражение соотносятся как объект и его тень. Полное познание объекта осуществляется последовательно, асимптотически, через длинную цепь познания приближенных образов. Вот эти приближенные образы и являются моделями познаваемого оригинала.

Необходимость моделирования возникает в психологии, когда :

  • - системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности;
  • - требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала;
  • - изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются;
  • - требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов.

Задачи моделирования:

  • - описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации;
  • - прогнозирование развития психических явлений;
  • - идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия;
  • - оптимизация условий протекания психических процессов.

Физическое моделимрование -- метод экспериментального изучения различных физических явлений, основанный на их физическом подобии.

Заключается в изучении объектов одной физической природы с помощью объектов, имеющих другую физическую природу, но одинаковое с ними математическое описание. В основе метода лежит принцип подобия. Примером является применение электролитических ванн при моделировании поля потенциалов в транзисторной структуре

Метод применяется при следующих условиях:

Исчерпывающе точного математического описания явления на данном уровне развития науки не существует, или такое описание слишком громоздко и требует для расчётов большого объёма исходных данных, получение которых затруднительно.

Воспроизведение исследуемого физического явления в целях эксперимента в реальных масштабах невозможно, нежелательно или слишком дорогостояще (например, цунами).

Наблюдение -- восприятие и запоминание личностью окружающего мира; как описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта широко используется в психологии; выделяют три фазы наблюдения:

Восприятие фильтрация запоминание

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

Вербальное поведение Невербальное поведение Перемещения людей

Дистанция между людьми Физические воздействия

Психологическое моделирование Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение и лат. modulus - образец.

Категория.

Воссоздание в лабораторных условиях психической деятельности для исследования ее структуры.

Специфика.

Осуществляется при помощи предоставления испытуемому различных средств, которые могут включаться в структуру деятельности. В качестве таких средств, наряду с прочим, используются различные тренажеры, макеты, схемы, карты, видеоматериал.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

(англ. psychological modelling ) - метод, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования или совершенствования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке . Для создания модели жизненной ситуации часто используются моделирующие устройства. В частности, моделирующие устройства дидактического назначения представлены тренажерами различных типов и аудиовизуальными пособиями (макеты, карты, теле- и киноустановки). Для научных исследований применяются, кроме того, моделирующие устройства (стимуляторы) для исследования способностей индивидуума, эффективности функционирования систем «человек-машина» и т. п. Назначение этих устройств состоит в имитации определенной трудовой, спортивной и т. п. ситуации, в которую включается испытуемый, и регистрации особенностей поведения испытуемого в данной ситуации. См. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "психологическое моделирование" в других словарях:

    Психологическое Моделирование - воссоздание в лабораторных условиях психической деятельности для исследования ее структуры. Осуществляется при помощи предоставления испытуемому различных средств, которые могут включаться в структуру деятельности. В качестве таких средств,… … Психологический словарь

    Психологическое моделирование - Психологическое моделирование создание формальной модели психического или социально психологического процесса, то есть формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного… … Википедия

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - метод, воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования или совершенствования путем имитации жизненных или производственных ситуаций в лабораторной обстановке. Модели ситуаций представляют собой обычно моделирующие… …

    ПМ представляет собой учебное моделирование на занятиях внешних и внутренних (психологических) условий решения правоохранительных задач, максимально приближенных к реальным служебным, служебно боевым и боевым, в которых сотрудники готовятся… …

    Моделирование необходимо для приучения сотрудников к преодолению трудностей реальных ситуаций (см. Психологическое моделирование служебных ситуаций на занятиях), формирования для этого необходимых знаний, навыков, умений, привычек, качеств,… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Моделирование - Моделирование исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих… … Википедия

    Состоит из следующих основных направлений деятельности специалиста психолога: 1) разработка психологических рекомендаций при планировании оперативно тактических комбинаций, что диктуется, с одной стороны, криминально психологическими… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Этимология. Происходит от лат. modulus образец. Категория. Средство обучения. Специфика. Отработка определенных психологических операций, прежде всего в научно теоретической сфере, на системах, служащих отображением реальных процессов окружающей… …

    1. Построение моделей протекания некоих психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности. 2. Воссоздание деятельности психической в лабораторных условиях для исследования ее структуры. Выполняется путем предоставления… … Большая психологическая энциклопедия

    Моделирование в обучении - [лат. modus образ] 1) содержание образования и способ познания, которым учащиеся должны овладеть в обучении; 2) одно из основных учебных действий, являющееся составным элементом учебной деятельности. Первый аспект означает включение в содержание… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

. Моделирование в психологии - это метод теоретического исследования психологических явлений (процессов, состояний, свойств) с помощью их реальных, физических или идеальных, отвлеченных аналогов, моделей (часто - математических). Во д"моделью"понимают систему объектов или знаков, воспроизводящих некоторые сущностные свойства системы-оригинала. Присутствие отношение частичной сходства ("гомоморфизм") позволяет использовать мод эль качестве заменителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую??замену достаточно наглядной. Созданные упрощенные модели системы - действенное средство проверки истинности и полноты теор этических представлений в различных областях научного знания и, в частности, в психологииогії.

Первые попытки использования метода моделирования в психологии связаны с изучением психофизических зависимостей и процессов памяти. Систематическое применение моделирования было характерным для гештальтпсихоло огии, которая пыталась найти физические аналоги формирование целостных структур (гаштальтив) в природных процессах образования кристаллов, в образовании негеометричних конфигураций и др.. Широкое использование этого метода в психологии началось в 50-е годы XX века, когда возникновение кибернетики сделало возможным моделирование различных аспектов целенаправленной деятельности живых существ. Это развитие было некоторой степени предупреждает ный в работах. ПКАнохина и. МО. Бернштейна, создавших модели сложных физиологических функциональных систем человека, содержавшие все основные компоненты дальнейших кибернетических моделей его поведенияоведінки.

дальнейшем за короткий срок появились математические модели обучения, информационные модели памяти, восприятия и внимания. Моделирование было распространено также на сложные виды интеллектуальной деятельности, такие я как игра и решения различных задач (АНьюелл,. ГСаймон). Весьма перспективным в современной когнитивной психологии считается понимание психических процессов по аналогии с процессами вычисления, ряд ученые считают сходство между организацией познавательной сферы человека и структурой блоков вычислительного устройства своеобразной"компьютерной метафорой", которая может плодотворно использоваться в психологические их исследованиях высших познавательных функций человека - интеллекта, систем принятия решений тощтощо.

Представленные способы применения метода моделирования реализуют лишь одну из его техник - моделирование по аналогии. Именно эта техника является наиболее родственным кибернетическим и компьютерным видением логик ки взаимопереходов и взаимосвязей явлений. В психологическом исследовании моделирования * используется также в техниках"воспроизведение содержания"и"воспроизведение логики познания", которые применяются в теорети зации содержательных характеристик сущности изучаемых объявленияищ.

Моделирование как воспроизведение содержания сущностных признаков предмета исследования направлено к построению"образа-модели"психологического явления, которое рассматривается как многомерное и багатозмистовне, а следовательно, как таковое е, реализующий систему естественных, социальных и духовных отношений. Поэтому построены объяснительные модели, как правило, возникают багатозмистовнимы,"межуровневого", что делает информативный образ изучаемого ого явления целостное и полным. Указанная техника моделирования используется применительно сложных смислонасичених явлений жизни человека: потенциала ее бытия, одаренности, жизненного пути тощщо.

Моделирование как воспроизведение логики познания используется для теоретизации как сущности изучаемого предмета, так и способов и средств его познания и преобразования. Эта техника моделирования направляется вана на постепенное восстановление динамических характеристик существования предмета в их развитии, а также - на построение адекватного средства познания воссозданной логики развертывания сущности явления"Двойная рефлексия"- основной механизм этой техники моделирования - требует особой подготовленности исследователя к работе с методом. Однако исследовательский эффект применения техники имеет двойной степень - теории я предмета и теория способа познания данного предметета.

Реконструкция в психологии применяется как метод теоретического исследования психологических явлений и заключается в содержательной и структурной перестройке явления, на которое направлена??исследовательская действие психолога. Ви идповидно выделяют содержательную реконструкцию, которая оперирует смысловыми признаками явлений, и структурную, направленную к формально-логических признаков данных явлений. Предметом реконструкции могут избираться как психолог. Ичне явления, так и средства их познания: объяснительные и методологические принципы, теоретические положения, методы и приемы познания тощщо.

Полифункциональность данного метода определяется не только многообразием его предметных адресатов, но и богатством техник, которые могут применяться в рамках метода. Исходным моментом реконструкции является качественная дифференциация"когнитивных пространств", которым принадлежат исследуемые явления и по которым исследователь ввести данный метод. Если выбранные явления принадлежат к одному или родственных"когнитивных пространств", то возможно использование техники"прямая реконструкция", при условии разнородных пространств исследователь применяет опосредованную реконструкцию, но здесь обязательно избирается третье (обобщенное с а содержанием относительно первых двух) явление как опосредующим звеномка.

Качественная дифференциация изучаемых явлений осуществляется также по признаку"содержательной завершенности"или"когнитивной целостности"В зависимости от целей и задач исследования применяется креативная, или воспр ворююча, реконструкция, таким образом"новый смысл"предстает более дифференцированным, структурированным и завершенным, или соответствующим"выходном содержания"по уровню завершенности и наполненности целом метод р еконструювання может применяться не только как средство теоретизации, но и как средство анализа, интерпретации и толкования данных психологического исследованияня.

Универсальность моделирования как познавательного метода позволяет относить его к разряду методов общенаучного (а возможно, и всеобщего) характера. Но в каждой области знаний, где применяется моделирование, этот метод имеет свою специфику. Следовательно, для любой науки важно представлять и общие принципы моделирования, и частнонаучные особенности его использования.

Однако, несмотря на широкое применение моделирования в психологии, серьезного интереса к нему как исследовательскому методу не наблюдается. Моделирование применяется, но нет теории моделирования (подобной теории эксперимента, который, кстати, является частной реализацией моделирования). Проявляемая психологами активность в использовании моделирования не завершается построением целостной картины этого метода.

Наблюдаемый в настоящее время очередной всплеск психологических работ по математическому и компьютерному моделированию актуализирует эту проблему.

14.1. Определение

В контексте нашего изложения под моделированием будем по- Г нимать исследование объектов на их моделях. Моделями (лат. modulus – "мера", "образец") будем считать специальные искусст- венно созданные объекты, по своим определенным характеристикам сходные с реальными объектами, подлежащими изучению.

Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого реального объекта невозможно или затруднено в силу его недоступности, этических ограничений или чрезмерных затрат (временных, трудовых, финансовых и проч.).

Однако надо заметить, что понятие «моделирование» имеет как минимум три значения: 1) метод познания объектов через их модели; 2) процесс построения этих моделей; 3) форма познавательной деятельности (в первую очередь, мышление и воображение). Нас, естественно, главным образом интересует первый вариант. Тем не менее раскрытие моделирования как исследовательского метода неизбежно сопровождается и ссылками на его иные аспекты, поскольку процедура метода немыслима без создания соответствующих моделей, а исследовательский процесс с помощью этого метода основан на способностях человека к абстрагированию. Поэтому совершенно справедливо утверждение, что «моделирование в определенной степени является разновидностью абстрактно-логического познания» .

Учитывая сказанное, можно понять, что однозначное определение моделированию дать непросто. Недаром сам термин «моделирование» в науку вводился весьма осторожно. Даже во времена ажиотажного интереса к моделированию в 60-е годы XX века «многие всемирно известные справочные издания уклонялись от его приведения или давали как производное слово без всяких пояснений» . Диапазон толкования моделирования чрезвычайно широк: от его частных вариантов (например, как физическое моделирование) до отождествления с познанием. Для раскрытия этого понятия употребляются различные категории: «подражание», «уподобление», «воспроизведение», «аналогия», «символизация», «соответствие», «отражение», «сходство» и т. п. Так, признанный специалист в теории познания В. А. Штофф представляет моделирование как воспроизведение определенных сторон прототипа . Однако, как справедливо замечают другие исследователи , воспроизведение сохраняет качественную специфику исходного объекта, а моделирование – не обязательно, воспроизведение – это тождество по всем параметрам, а моделирование – лишь по некоторым. Основоположники кибернетии Н. Винер и А. Розенблютт определяли моделирование как «изображение, представление в определенном свете» .

Из всего многообразия определений моделирования наиболее приемлемой, с нашей точки зрения, является формулировка, данная И. Б. Новиком и А. И. Уемовым: моделирование– это «опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель): а) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; б) способная замещать его на определенных этапах познания и в) дающая при исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте» .

14.2. Немного истории

В практической жизни человек использует моделирование в виде интуитивного аналогизирования уже многие тысячелетия. Но как строгий научный метод этот познавательный прием на-считывает всего несколько десятилетий. Исходные импульсы научному моделированию, пожалуй, дали «метод аналогий» Максвелла и «теория подобия» Бертрана, идею которой угадал еще Ньютон . Д. К. Максвелл(1831–1879)былпервым, кто сознательно наделил модели искусственно изобретенными признаками и получил этим путем фундаментальные знания . Он же первый указал на незаменимость и всеобщность в науке этого метода.

Позднее моделирование получает развитие в логике и математике и постепенно овладевает умами биологов, лингвистов, экономистов, психологов. Наконец, как всеобщий познавательный прием его признает философия и вносит существенный вклад в его теорию. С середины XX столетия моделирование получает мощный импульс в своем развитии в связи с появлением науки об управлении – кибернетики и широким внедрением в научную деятельность вычислительной техники. Это время формирования «информационного подхода» в науке. На этом этапе развития моделирования особенно отчетливо проявилось его понимание как формы мышления. «Отец» кибернетики Н. Винер (1884-1964) указывач, что «необходимость привлечения к работе психологов. была очевидна с самого начала» . Такой раздел кибернетики, как бионика, нуждался в сведениях из психологии и нейрофизиологии. В свою очередь, психология нуждалась в искусственных аналогах психического отражения, которые могло поставить ей компьютерное моделирование. В это время в психологии во весь голос заявляет о себе мощное научное направление, именуемое «когнитивной психологией», где самым широким образом используются информационно-компьютерные модели. Моделирование становится неотъемлемым атрибутом научных исследований, а 60-е годы характеризуются даже настоящим «бумом» в его истории. Не только наука, но и миллионы людей задаются вопросом: «Может ли машина мыслить?» Пишутся многочисленные романы и выпускаются фильмы о «революции роботов», о смене человеческой цивилизации компьютерной, о власти технократии. Неудивительно, что этот период знаменуется наиболее интенсивной разработкой теории моделирования как за рубежом, так и в нашей стране, что отразилось и в значительном объеме специальной литературы, выпущенной в те годы. В настоящее время неуемный ажиотаж вокруг компьютерного моделирования уступил место взвешенному осмыслению его возможностей и пониманию моделирования как общенаучного метода, не «зацикливающегося» на ЭВМ и не сводимого к применению лишь информационно-компьютерных моделей. Теперь уже с полным основанием можно говорить, что «моделирование из специального приема научного исследования, применяемого при решении отдельных частных задач, превратилось в важный познавательный метод, ставший составной частью теории познания наряду с ее старыми методами: индукцией, дедукцией, анализом, синтезом и т. д.» . При этом особенно подчеркивается, что в моделировании воплощается творческая природа человеческого сознания .

14.3. Понятие «МОДЕЛЬ»

14.3.1. Общее представление о модели

Ключевым понятием метода выступает категория модель. Подобно моделированию, это понятие имеет не одно значение. Специалисты считают, что число различных толкований модели достигло уже нескольких десятков, и наблюдается тенденция к его увеличению . Поэтому в справочной литературе это понятие обычно раскрывается через перечисление отдельных конкретных видов моделей.

Наиболее существенные и распространенные варианты трактовки модели: 1) модель как тип конструкции (например, автомобиль такой-то модели, модельная обувь или одежда. Отсюда создатель такой одежды – модельер, а ее демонстратор – модель, в частности топ-модель); 2) модель как эталон для копий, образец для подражания (например, госстандарт для какой-либо продукции, оригинал скульптуры из глины, в дальнейшем воплощаемый в металле, камне или дереве. Отсюда натурщика, т. е. человека позирующего художнику, скульптору, фотографу, тоже часто называют моделью, в частности фотомоделью); 3) специальное представление какого-либо объекта, реконструирующее его существенные (в определенном контексте) черты.

В познавательном процессе вообще и в психологическом исследовании в частности модель рассматривается преимущественно в третьем значении. Моделируемыми объектами в психологии в самом общем плане выступают психика (с ее психофизиологическими механизмами), личность, деятельность, общение, поведение.

Приведенное выше определение моделирования включает в себя и определение модели в ее третьем значении. Из этого определения ясно, что модель замещает исследуемый объект, являясь посредником между ним и исследователем. Такое замещение возможно, если между моделью и представляемой ею реальностью существует определенное соответствие, т. е. модель является в той или иной мере аналогом изучаемого объекта.

Понятие аналогии многозначно. Обобщив все множество трактовок, можно выделить три вида аналогий: 1) как сходство отношений, 2) как изоморфизм, т. е. полное подобие, или взаимнооднозначное соответствие элементов и структур двух объектов, 3) как гомоморфизм, т. е. частичное подобие, при котором обратимости соответствия нет . Моделирование как познавательный метод обычно предполагает наличие третьего вида аналогии, когда между моделью и ее прототипом есть и сходство, и отличия. Именно к моделированию следует отнести известный афоризм: «сущность аналогии – неполнота». Действительно, если бы между оригиналом и его моделью не было бы отличия, то не было бы смысла создавать модель, проще было бы изучать непосредственно сам объект. Основными отличительными особенностями модели, позволяющими предпочесть ее изучаемому объекту, выступают ее меньшая сложность по сравнению с объектом и наглядность. Частичное подобие может заключаться либо в сходстве объективных характеристик (пространственных, временных, энергетических, информационных), либо в сходстве функций (в пределе – связей со средой), либо в тождестве математического описания «поведения» объекта и его модели. Модель выполняет свою роль только тогда, когда степень ее соответствия объекту строго определена. Исследуя модель, аналогичную изучаемому объекту реальности, получают новое знание о самом этом объекте.

14.3.2. Функции моделей

В зависимости от характера получаемого знания модели (а значит, и моделирование) могут выполнять следующие функции. На эмпирическом уровне
    Реконструирующая (воссоздание качественной спецификиобъекта). Измерительная (получение количественных характеристикобъекта).
3. Описательная (обеспечение наглядности и понятности).На теоретическом уровне 4. Интерпретационная (объяснение, обобщение и исчерпывающее описание). Обычно акцент делается на объяснении, но не менее важно, что модель «позволяет в сжатой форме общего закона описать множество частных случаев, которые могут быть выведены из нее логически и не требуют специального описания. Функция обобщения большого числа данных с наибольшей убедительностью выступает на заключительных этапах исследования, когда жизнеспособность модели уже доказана многочисленными экспериментами» .
    Прогнозирующая (предсказание поведения объекта-прототипа). Критериальная (проверка истинности, адекватности знанийоб объекте). Эвристическая (способствование генерированию новыхидей и гипотез относительно изучаемого объекта и связанных с ним других объектов реальности. Кроме того, модель,способствуя формализации данных об объекте, облегчаетпостроение и проверку гипотез и теорий).
На практическом уровне:
    Познавательно-иллюстрирующая. Обучающая.
10. Развлекательно-игровая.

14.3.3. Классификация моделей

В науке предложено немало разновидностей моделей и способов их группировки. Приведем наиболее существенные, на наш взгляд, классификации. I. По способу реализации
    Вещественные. Знаковые. Образные. Ситуационные.
II. По характеру воспроизводимых сторон оригинала 1.Субстанциальные. 2.Структурные. 3. Функциональные. 4.Смешанные. III. По полноте представления объекта 1. Полные. 2.Неполные (частичные). IV. По области знаний 1 .Технические. 2.Социальные. З.Биологические. 4.Психологические и др.

Вещественные модели представляют собой определенное фи-, зическое воплощение оригинала. Они выполняются в виде осяп заемых предметов. Наиболее употребимы такие формы, как макеты, муляжи, живые организмы. Близкое по смыслу содержание вкладывается в понятие «физическая модель». Иногда физическую модель рассматривают как частный случай материальной, включающей в себя еще и геометрические, и компьютерно-математические модели, и противопоставляемой моделям идеальным .

Знаковые модели являются представлением объекта-оригинала посредством условных обозначений. Обычно эти модели исполнены в графической форме (рисунки, графики, чертежи, формулы, буквенно-словесные описания, специальные изображения и т. п.). Не исключается презентация знаковой модели и в вещественной форме, т. е. когда сами знаки и символы представлены какими-либо физическими предметами, вещами. Важно лишь, чтобы эти вещи олицетворяли некоторую условность. Таковы, например, амулеты. В литературе встречаются разные названия этого типа моделей: логико-математические, абстрактные, формальные. При знаковом моделировании полезно использовать сведения из науки о знаках – семиотики.

Образные модели – это идеальное представление изучаемых объектов в сознании человека. Фактически это любые образы: первичные (сенсорные и перцептивные) и вторичные (образы памяти и воображения, именуемые в психологии представлениями). Говоря об образном моделировании как исследовательском методе, обычно имеют в виду группу вторичных образов. В них совмещена информация, полученная с помощью непосредственного чувственного восприятия и с помощью абстрактно-логического мышления. Поскольку образы возможно трактовать как знаки, то некоторые ученые образные модели включают в разряд знаковых.

Ситуационные модели – это искусственное представление реальных обстоятельств существования естественного объекта, обусловливающих его появление (рождение), развитие, функционирование или исчезновение. Воссоздание подобных обстоятельств носит провоцирующий и целенаправленный характер. В отличие от других видов моделей эти модели имитируют не сам изучаемый объект (или предмет), а условия его существования. В психологии с помощью ситуационных моделей провоцируется и стимулируется функционирование объектов – носителей психики, т. е. тот или иной вид психической деятельности людей и животных. Ситуационные модели совмещают в себе признаки вещественных, знаковых, а иногда и образных моделей. С вещественными моделями их сближает материально-физический характер их обстановки. Со знаковыми – их сигнальное значение для «включения» и развития определенного поведения изучаемого объекта. В психологической практике нередки и случаи идеального представления психогенных ситуаций с помощью памяти или воображения наблюдаемых людей. В таких случаях можно говорить об образном характере ситуационных моделей.

Субстанциальные модели – это модели, чей материальный субстрат по своим некоторым (обычно основным) свойствам идентичен субстрату оригинала. Например, животное как биологическая модель человека, группа как модель человеческого общества, гидравлическая установка как модель реки и т. д. Создание подобных моделей возможно двумя принципиальными путями? 1) масштабная деформация оригинала или 2) включение в модель; . частей и элементов оригинала. В первом случае предполагаете* ;-качественная устойчивость объекта изучения, изменению подлежат пространственные, временные или энергетические характе--ристики. Образное выражение такого подхода – «буря в стака- s не». Во втором случае предполагается, что взятие у оригинала erd; части определяет по изучаемым свойствам необходимое с ним-сходство модели в целом. Характеристика субстанциальности; ! конечно, в первую очередь относится к вещественным моделям, г, хотя не исключается и субстанциональные знаковые и образные модели. Скажем, при моделировании почерка или мысленном \ экспериментировании с физической субстанциальной моделью№| :

Структурные модели имитируют внутреннюю организацию^ объекта-прототипа. Эта организация может рассматриваться как в «статическом», так и в «динамическом» плане. В первом случае речь идет главным образом о пространственном соотношении качественно своеобразных частей объекта. Такова планетарная модель атома, структурные формулы молекул, «кристаллические решетки», план местности, административная схема предприятия. В психологии это модели структуры личности и психики, классификации методов психологии, классификации психологических дисциплин и т. п. Предельно наглядный пример – локо-граммы в социометрии.

Структурные модели второго типа – это искусственное представление процессов. В них отражаются временные и энергетические стороны объектов. Примеры: формула ядерного распада, формулы химических реакций, антропологическая, археологическая и историческая периодизации социо-, антропо- и культуро-генеза. В психологии: возрастные структуры онтогенеза человека, социально-психологические эксперименты и тренинги как модели процесса общения. В моделировании обычно различают отражение стабильных и нестабильных процессов. В компьютерном моделировании в первом случае прибегают к линейному программированию, во втором – к динамическому.

Функциональные модели имитируют способы взаимодействия объекта со средой, т. е. поведения. Роль такой модели играют знаменитые формулы бихевиоризма «стимул – реакция», «стимул – промежуточные переменные – реакция». Функциональными моделями являются схемы соотношения экспериментальных переменных и соотношения основных компонентов эксперимента . Сам лабораторный эксперимент есть модель «жизненных» ситуаций, а действия испытуемого – модель его поведения в этих ситуациях.

Обычно функциональные модели демонстрируют и структуру объекта. Тогда говорят о смешанных моделях. Классическими примерами таких моделей в знаковой форме выступают: принципиальная схема работы функциональных систем по П. К. Анохину ; схемы сенсорных систем (анализаторов), приводимые в некоторых психологических учебниках ; схемы рефлекторных актов – «дуга» по И. М. Сеченову , «кольцо» по Н. А. Бернштейну , «воронка» по Ч. Шеррингтону и А. С. Батуеву . Смешанными вещественными моделями являются различные компьютерные реализации психических функций типа «перцептрона» и «искусственного интеллекта».

Полные модели реализуют максимально возможное число (в пределе – всех) свойств и элементов объекта-прототипа, необходимых в контексте данного исследования. Если же удается добиться идентичности модели и оригинала по всем параметрам, то можно говорить не только о моделировании последнего, но и о его воспроизведении, что для экспериментально-научной практики явление вряд ли возможное и нецелесообразное.

Неполные модели обладают только частью свойств оригинала. Как правило, при моделировании приходится ограничиваться наиболее существенными по задачам исследования свойствами, а следовательно, и неполными моделями.

Модели, получаемые в определенных сферах бытия и деятельности человека ради изучения специфических для этих сфер объектов и предметов исследования, именуют по названиям соответствующих областей знания: технические, социальные, биологические и т. д. Психологические модели – это различной степени соответствия (приближения) аналоги психики и ее проявлений. Они могут быть реализованы в любой из перечисленных выше форм.

Необходимо, пожалуй, упомянуть еще об одной классификации моделей как наиболее развернутой и разработанной применительно к психологии. Однако эти преимущества не искупают, как нам кажется, нечеткости критерия и недостаточности аргументации выделения классов. В наиболее полном виде эта классификация представлена в работе А. А. Братко и включает девять видов моделей:

1) образные; 2) концептуальные (вербальные в виде гипотез, теорий, знаков); 3) математические (знаковые в виде символов и формул); 4) жестко-алгоритмические (знаково-вещественные, простейшие модели программного типа); 5) эвристические (программные с учетом психологических принципов); 6) блок-схемные (высший тип программных моделей);7) гипотетические (вещественные модели вероятностного характера); 8) бионические (вещественные, основанные изданных измерения); 9) биологические (вещественные с использование биологического субстрата).

14.4. Специфика моделирования в психологии

Особенности моделирования в психологии предопределений объектом и предметом психологической науки. Основной объект исследования – человек, и этим обусловлено требование предельной гуманности ко всем приемам его изучения. Отсюда вытекают значительные ограничения, налагаемые на средства и процедуру моделирования. Так, очевидны более чем скромные возможности в разработке и использовании субстанциальных моделей. Не менее очевидны пределы моделирования психогенных ситуаций травмирующего характера, хотя в реальной жизни человек сплошь и рядом сталкивается с воздействиями дистрессорного типа. Сужают поле моделирования и этические нормы взаимодействия исследователя с исследуемым человеком или группой.

Специфика предмета исследования (психики) заключается в идеальности, латентности и в высшей степени сложности. Отсюда любая презентация психики в какой бы то ни было форме модели весьма приблизительна и условна и требует весомых доказательств своей адекватности. Спроектировать психику или ее «работу» можно, опираясь только на ее внешние проявления. Это обстоятельство обостряет вопрос об адекватности модели прототипу, так как предварительно требуется прояснить вопрос о соответствии объективно наблюдаемых во внешнем пространстве проявлений психики субъективным процессам, протекающим во внутреннем пространстве индивида (или индивидов в группе).

В немалой степени особенности моделирования в психологии обусловлены концептуальными основами конкретного исследования, мировоззренческими установками исследователя и даже господствующей в данный период и в данном месте научной парадигмой. Так, то или иное решение психофизической (психофизиологической) проблемы предопределяет взгляд на сущность психики, личности, поведения и на возможности их изучения . А это, в свою очередь, предопределяет выбор направления, методов и средств их изучения, в том числе и моделирования. Например, представители феноменализма вряд ли будут интересоваться нейрофизиологическими механизмами психической деятельности, а сторонники поведенческих теорий вряд ли увлекутся моделированием структуры личности.

Специфика моделирования в психологии обусловлена еще и своеобразием языка психологической науки. Это своеобразие заключается в субъективности и как следствие в неоднозначности и неопределенности психологической терминологии. Субъективность терминов предопределена предметом науки. Усугубляется терминологическая неясность в психологии и нелюбовью психологов к строгим дефинициям, которые неизбежно сковали бы их личные пристрастия и вольность в использовании понятий. На отсутствие в психологической науке единой терминологии указывается многими авторами . Однако проблема остается и по сей день. А это обстоятельство сильно осложняет и без того непростую проблему согласования языков (а следовательно, и знаний) из разных областей науки. Особенно резко этот вопрос встает в компьютерном моделировании, где перевод психологических терминов на логико-математический язык программы и обратный перевод с языка программы на язык психологии предъявляет повышенные требования к унификации и формализации психологического словаря. Некоторые исследователи в этой связи ставят даже вопрос о переосмыслении многих психологических понятий и о выработке единого языка и единой терминологии для целого ряда наук. Действительно, такая постановка вопроса не кажется неожиданной или надуманной, если помнить, что конечной целью любого моделирования является разработка теорий. Построение полной и однозначной психологической теории невозможно без выхода за рамки системы специфических психологических понятий, без создания «синтетического языка», позволяющего оценивать психические, физиологические и машинные процессы как рядоположенные, – утверждает один из крупнейших отечественных специалистов по моделированию психики А. А. Братко . Другой наш специалист по психическим процессам и информационному подходу в психологии, к сожалению вынужденный в 80-х годах эмигрировать в США, Л. М. Веккер писал: «Наличие общей системы понятий создает реальную возможность охватить психологические и нейрофизиологические характеристики сенсорных процессов единым языком синтетической научной теории. Поскольку этот язык включает в сферу своего распространения и технические информационные устройства, возникает действительная возможность перевода идиоматических психологических понятий на конкретный инженерный язык конструктивных и функциональных схем. А такой перевод психологических характеристик сенсорных процессов, без утраты их специфики, на язык измеримых величин, структурных показателей и функциональных схем является той ближайшей необходимой фазой, без прохождения которой невозможно подойти не только к решению, нои к постановке задачи моделирования» .

Моделирование психологических механизмов

Руководствуясь приведенным выше определением психологических механизмов, отнесем к данному направлению все работы, дающие в том или ином виде описание любых психических явлений и любых форм и уровней психологической организации животных, человека и социальных групп. И тогда любые умозрительные построения и любые теоретические обобщения эмпирического материала, известные психологической науке, выступают психологическими моделями психики или ее проявлений. Эмпирический материал поставляет психологическое моделирование и естественное наблюдение.

Указанные модели презентируются через описания в знаковой форме. По характеру воспроизводимых сторон психики это преимущественно структурные и смешанные модели, реже – функциональные. Соответствующие примеры уже приводились выше.

Благодаря научной деятельности именно в этом направлении, современная психология подразделила все психические явления натри разряда: процессы, состояния и свойства. Правда, известны предложения ввести четвертый разряд – психические конструкты, куда должны быть включены такие психические явления, как образы, понятия, мотивы и другие образования, являющиеся как бы итогом протекания психических процессов или состояний . Именно этот вид моделирования позволил выделить три функциональных сферы психики со своими специфическими процессами, состояниями, свойствами и конструктами: познавательную (когнитивную), регуляционную и интеграционную . В рамках именно этого вида исследовательской деятельности и формулируются определения всех психических явлений от сенсорного порога до сознания, личности и деятельности. В конечном итоге именно этот вид научных изысканий формализует представления ученых о психической организации человека в виде разнообразных теорий личности и социально-психологического устройства общества.

Психологическое моделирование заключается в искусственном создании специальных условий, провоцирующих нужные по задаче исследования (обследования, обучения) ответные реакции, действия или отношения естественных носителей психики (людей или животных). Иначе говоря, исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создает для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения).

Сопоставляя исходные условия психогенной ситуации с параметрами поведения объекта, можно, во-первых, получать косвенные данные об организации и работе психики, которые могут быть использованы для ее изучения и моделирования, во-вторых, выявлять корреляционные, причинно-следственные, а иногда и функциональные связи между психогенными воздействиями и особенностями поведения, что дает основания для выведения психологических закономерностей, и, в-третьих, разрабатывать эффективные приемы воздействия на людей с целью оказания им психологической помощи.



Основные особенности психологического моделирования

1. Естественные объект и предмет исследования – люди (животные) и их психика.

2. Искусственность условий исследования (например, экспериментальная лаборатория, диагностический центр, психотерапевтический кабинет).

3. Применение моделирующих средств – методических пособий (например, инструкций, анкет, стимулького материала), технических устройств (например, экспонирующегооборудования, измерительной аппаратуры) или фармакологических средств (например, барбитуратов в некоторыхвидах психотерапевтических воздействий или психоделиков в трансперсональной психологии).

4. Целенаправленность воздействий на объект.

5. Гуманизация воздействий.

6. Программирование процедуры воздействий (от минимума регламентации при свободной беседе до максимума при тестировании или лабораторном эксперименте). 7. Регистрация воздействующих (ситуационных и процедурных) факторов и ответов объекта изучения.

Сформировать психогенную ситуацию можно с помощью любого эмпирического метода психологии вплоть до спровоцированного наблюдения и интроспекции. Наиболее характерны в этом отношении, безусловно, лабораторный эксперимент, тестирование, психофизиологические и психотерапевтические методы.

Психологическое моделирование является неотъемлемой формой всех видов психологической работы: исследования, диагностики, консультирования, коррекции. В психотерапевтической практике именно сами психогенные ситуации зачастую выступают инструментом оказания психологической помощи. Классический пример тому – психодрама, где, собственно, сценическое действо должно приводить к терапевтическому эффекту (катарсису). Специфическим видом психологического моделирования являются психотренинги. В них особенно ярко представлены все перечисленные выше признаки этого направления.


Раздел Г Эмпирические методы частнопсихологического значения

Глава 15. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Психосемантические методы – это способы исследования психических явлений, основанные на установлении семантических (смысловых) связей и анализе индивидуальных систем значений и смыслов.

Указанные категории и обозначаемые ими психические явления являются предметом исследования бурно развивающейся в последние десятилетия отрасли психологической науки, именуемой психосемантикой. С основными достижениями в этой области можно ознакомиться в работах В. Ф. Петренко .