Как взрослому человеку развить мышление и память. Как развивать мышление: нестандартное, стратегическое, креативное, образное

Человеку ежедневно приходится искать решения разных проблем или просто сопоставлять факты. В обыденной суете мы редко задумываемся, что подобные навыки можно развивать. Многим кажется, что для взрослых это нереально, другие ссылаются на нехватку времени. Сегодня мы рассмотрим такой вопрос, как развитие логического мышления.

Что это такое?

Чтобы в полной мере выяснить, что это за явление, обратим внимание на его составляющие – собственно мышление и логику.

Под мышлением понимают психический процесс, в ходе которого обрабатывается информация и устанавливаются связи между событиями, предметами или явлениями. Здесь очень силен фактор субъективности, то есть личного отношения к чему-то.
К объективности наше мышление приводит логика. Проще говоря, это – наука о правильном, истинном мышлении. У нее есть свои методы, законы и формы. «Краеугольным камнем» для нее являются опыт и знания, а не эмоции.

Для того чтобы прийти к несложным выводам, достаточно и здравого смысла. Но в сложных ситуациях не обойтись без соответствующего мышления, которое помогает «проработать» наиболее правильный вариант действий даже при минимуме фактов.

Важно! Первые упражнения лучше делать разово. Например, решить один кроссворд или сыграть несколько простых партий в шахматы. Для начала этого будет достаточно.

Логическое мышление – это процесс, в ходе которого человек прибегает к логическим понятиям, основанным на доказательности и рассудительности. Его цель – получить обоснованный вывод, исходя из «данности», то есть конкретных предпосылок.

Выделяют три типа логических рассуждений:


  • Образно-логическое. При нем ситуация как бы «проигрывается» воображением, при этом мы вспоминаем образы задействованных предметов или особенности явлений. Да, это можно назвать воображением.
  • Абстрактное. Здесь уже посложнее, в ход идут категории, предметы или связи, которых нет в реальности (то есть абстракции).
  • Словесное , при котором люди делятся своими логическими суждениями с окружающими. Здесь важна не только склонность к анализу, но и грамотная речь.
Узнав, что такое логика, посмотрим, как она может пригодиться в жизни.

Для чего это нужно?

Умение мыслить логически ценно для всех, независимо от рода деятельности. Правда, для одних она – средство получения общего, бытового вывода, тогда как другие применяют формализованную и строгую логику (инженеры, философы, математики).

Знаете ли вы? Первым знания о логике систематизировал Аристотель. Философ написал цикл из шести работ, посвященных базовым понятиям и категориям. Этот сборник известен как «Органон».

Тренировка мышления помогает:

  • Быстрее и точнее делать правильные выводы даже в ;
  • Трезво рассчитывать , избегая самообмана и не давая ввести себя в заблуждение;
  • Исправлять собственные ошибки и ;
  • Четко и емко излагать свои доводы;
  • Убеждать собеседника, приводя нужные аргументы.

Любой из этих пунктов стоит того, чтобы задуматься о работе над своим логическим аппаратом. Овладев такими приемами, вы сможете быстро отделить нужные данные от словесной или документальной «шелухи». Есть еще и психологический момент: с таким «арсеналом» человек не боится трудностей и уверенно достигает успехов в учебе или карьерных вершин.

Логическое мышление: врожденное или приобретенное?

Способность к логическим раздумьям – это черта, которую люди приобретают. Это подтверждают как психологи, так и другие специалисты. Никто не рождается с уже сформированным даром логического мышления.

Даже самый простой уровень, образно-логический, проявляется к полутора годам жизни, когда начинают анализировать все, что их окружает, и постепенно отделяют важное от второстепенного.

Такие навыки часто называют эмпирическими, то есть такими, что связаны с личным опытом. К сожалению, к ним нередко добавляются шаблоны, которые «вбиваются» окружением. Так теряются способности к критическому мышлению.

Между тем любой может выйти на уровень абстракций. Часто мы рассуждаем о несуществующих явлениях, даже не задумываясь о том, что наш логический аппарат в это время усиленно работает.
Преподаватели и «технари» подтвердят, что собственный опыт и регулярные тренировки отлично развивают логику, даже если человек был далек от регулярных многоуровневых размышлений. Было бы желание.

Можно ли развивать логическое мышление взрослым?

Можно и даже нужно. Мир меняется очень быстро, и со старым «багажом» знаний бывает трудно что-то взвешенно обдумать. Многие полагают, что полученных в школе или вузе основ будет достаточно, но это не совсем так.

Бывает, что первые уровни пройдены легко, а далее уже «запарка». Не отчаивайтесь, дайте немного отдохнуть, и решение обязательно придет.

Не бойтесь подглядывать ответы (особенно в самом начале занятий). Зная исходные данные и решения, можно вычислить логический путь решения и применять его к другим ситуациям.

Важно! Помогает и чтение серьезных книг – исторических, философских или научно-популярных. «Глотать» их сотнями страниц не стоит, читайте понемногу, вдумываясь в информацию.

Во многих серьезных компаниях HR-специалисты в ходе дают кандидатам такие вот задачки, оценивая скорость решения и аргументацию ответа. Они могут быть как чисто профессиональными, так и без привязки к роду деятельности. Так что над логикой придется поработать.

Настольные игры

Первое, что приходит на ум, – шахматы. Неспешная игра требует анализа и вдумчивости, тогда как скорость реакции тут не нужна. Играть можно с кем угодно, но лучше подобрать более сильного соперника, который сможет показать наиболее быстрые и эффективные комбинации. Уже через несколько игр вы заметите, что и сами разыгрываете сложные этюды, рассчитывая на ход – два вперед.

Других игр тоже немало – предлагаются целые тематические наборы, основанные на сюжетах популярных книг или сериалов. Так можно отлично скоротать время с друзьями или семьей, заодно удерживая логику «в тонусе».

Таких игр на сообразительность тоже предостаточно. Это отличный инструмент для тех, кто подумывает, как развить логику. Некоторые из них идут с отсчетом времени, но это не должно напрягать.
Все они используют принцип «причина – следствие». То есть исходные данные могут иметь несколько решений, но только одно будет правильным. При всей кажущейся простоте неподготовленному человеку сначала будет сложно – варианты ответа часто кажутся взаимоисключающими, хотя составлены так, что подходит, кажется, любой. В этом и суть тренировки.

Знаете ли вы? Одним из «отцов» современной (или неклассической) логики считают русского философа Николая Александровича Васильева. Начав работу еще в царские времена, он уже в 1918 году вошел в список «старых» ученых, признанных Советской властью.

Количество вопросов может быть любым – от 10 и более, так что «побаловаться» такими задачами можно даже в обеденный перерыв.

Кроссворды и ребусы

Здесь все просто. Стремясь заполнить недостающими словами все клеточки, мы «прокручиваем» все наши знания.

Японские судоку – это уже посложнее. Заполнять ячейки приходится так, чтобы в каждом квадрате 3х3 (а таких обычно 9) цифры от 1 до 9 попадались единожды, причем с большими строчками и столбиками та же история. Начните с самых простых, обычно в задании указывается сложность.

Отличным способом будет решение графических кроссвордов, хотя бы тех же японских. Они имеют одно решение в виде картинки. Она получится, если правильно заштриховать ячейки (ориентируясь на указанные цифры). Тут тоже можно подсмотреть решение и сопоставить его с начальными данными – сориентироваться сразу бывает непросто.

Можно попробовать составить свой кроссворд. Загадывать бывает сложнее, чем искать ответ, тем более что приходится соотносить расположение букв и клеток.

Изучение дедукции и индукции

Чтобы не усложнять, сразу отметим, что дедуктивный метод предусматривает вывод от общего к частностям, а индукция, наоборот, подводит разрозненное к общему.

Важно! Анализировать связь событий помогает дневник. Кому-то он кажется архаизмом, но временами полезно перечитать старые записи и восстановить в последующие действия и «просчитать» возможные варианты их развития.

Дедукция – это чистая логика, но у нее есть одна слабость: исходные факты должны быть истинными. Вот пример такого заключения: «все гоночные автомобили сложны для обычных водителей», «я – простой водитель», следовательно «я не справлюсь с мощным болидом на треке».

В жизни мы чаще используем индуктивный способ , такие рассуждения опираются на факты, которые могут оказаться неправдивыми. Тогда наши выводы приходится обосновывать. Нередко это приводит к поспешным обобщениям и неправильным решениям. Существует еще и так называемая неполная индукция, при которой вывод значительно превосходит «сумму» отдельных фактов.

Эти способности можно развивать, мысленно «прогоняя» разные житейские ситуации и случаи.

Развиваем логическое мышление у детей

Работая с , приходится учитывать их возраст. Об этом стоит помнить, задумавшись о том, как развить логическое мышление у ребенка.

На разных этапах развития используют столь же разнообразные логические методы:

  • Для самых маленьких (до 3 лет) важна наглядность и простота. На этом этапе закладывают основы: малыши учатся различать разные вещи и (в ход идут предметы разного назначения и кубики, отличные по раскраске).

Знаете ли вы? Овладение логическими приемами в раннем возрасте порой приводит к необычным результатам. К примеру, легендарный математик Уильям Сидис в шесть лет осознанно назвал себя атеистом, что для Америки начала ХХ века было смелым шагом.

  • В 3 – 4 года закрепляют словесно-образную логику. Самый простой способ – рисунок с одним лишним предметом. Ребенку предлагают рассказать, почему именно он не подходит. Так же можно «играть» со словами.
  • Перед школой (5 – 6 лет) берут простейшие задания с цифрами и графические игры, а речевые и вопросные игры усложняют;
  • После 7 лет стараются улучшить речевые навыки, развить способности к обобщениям, анализу и поиску причинно-следственных связей. В этот период переходят к абстракциям.
Чтобы детям было интересно, занятия проводятся в игровой форме. Учитывают также индивидуальные наклонности. При этом задачи не решают «в лоб» – если ребенку трудно, то их упрощают. И, конечно, никаких нотаций.

Загадки

Они должны соответствовать возрасту. При этом ребенок представляет, какие предметы или явления упоминаются в задании. Главный упор делается на образное мышление – в форме загадки малыши обычно раскрывают новые «грани» окружающих их вещей.

Такой подход позволяет разносторонне оценивать все происходящее. Самый эффективный для таких упражнений интервал – от 2 до 5 лет.

В любом детском магазине выставлено много таких наборов. Опять же выбирают, исходя из возраста.

Для малышей лучше выбрать комплект больших фигур (те же кубики или шарики). В них нет элементов, которые ребенок может по неосторожности проглотить. Собирая из них несложные конструкции (змейки, домики и прочее), вы активизируете логический аппарат – малыш вспоминает характерные черты и пытается воссоздать их.
К услугам тех, кто постарше – сборные модули типа «Лего». Здесь приходится работать по инструкции, соотнося детальки с изображением. Помощь родителей будет очень кстати. У таких наборов есть еще один плюс – узлы можно комбинировать. К примеру, собрать из «блоков» другой домик или другое авто. Это будет только на пользу, развивая мышление.

С младшими школьниками приходится сложнее – современных детей непросто оторвать от гаджетов, и банальными кубиками их не заинтересуешь. Здесь в дело вступают родители. В магазинах можно увидеть наборы для сборки моделей самолетов или кораблей. Если купить комплект начальной сложности с небольшим числом деталей, можно не только заинтересовать ребенка, но и проводить с ним больше времени – без помощи отца он вряд ли сразу соберет то, что на картинке.

Игры

Для малышей подойдут игры с геометрическими фигурками. Предложите отыскать лишнюю или собрать одинаковые. При этом спросите, чем они отличаются.

Знаете ли вы? Собирать кубики Рубика на скорость начали сразу после их появления. Нынешний рекорд принадлежит Колину Барнсу (5,25 с). Но бразилец Перейра Кампанья с результатом в 25,14 с вряд ли уступает ему в мастерстве – он собрал фигуру…ногами!

Здесь подключается и ассоциация – показывая фигурку, можно спросить, что она напоминает. Для пространственного воображения их складывают в простейшие конструкции типа домика.

Важны и речевые игры, особенно ориентированные на разницу: «весной – тепло, а зимой - …». Если это уже пройденный этап, называют предметы и просят сказать, к какой группе они относятся.
Детям постарше можно показывать азы игры в шахматы или шашки. Объясняя ход фигур, вы как бы провоцируете ребенка опробовать разные варианты. Простые «крестики – нолики» тоже не стоит забывать.

Пазлы

Такие логические «азбуки» закладывают основы мышления. Их элементы сделаны крупными и безопасными для детей.

Популярные виды – это плашки, которые соединяются, если рисунки на них соответствуют нужному цвету или букве. Например, на одной нарисован черный кот

Правда, сложные однотонные участки вроде изображения неба лучше отложить – если не получилось собрать сразу, ребенок может потерять интерес или разувериться в силах.

Мы узнали, как «разработать» свои логические навыки и что для этого нужно. Как видите, это довольно просто как для взрослого человека, так и для ребенка. Успехов в тренировках!

Фев 24 2016

Умение решать задачи в уме и делать выводы о явлениях опосредовано позволяет логическое мышление. Человек и не задумывается, на сколько логика является ценным приобретением в ходе развития интеллекта. Что же такое логика? Логика – это наука о правильности суждений, включающая в себя правила соблюдения последовательности реальных фактов, доказательства, проверку наличия или поиск аргументов.

Логика дает способность подтверждать и доказывать свои теории, грамотно отвечать оппонентам в споре. На начальной стадии развития в школе, способность логиески мыслить приравнивается к умению решать задачи по математике. Именно с математических операций ребенок учится абстрагироваться от конкретного материала и связывать абстракции между собой. Логика, образно выражаясь, счищает с информации конкретный смысл и доводит мысль до элементарной формулы.

Что такое логика?

Действие логических преобразований в уме выделяется как тип мышления. В этом случае логика представляет собой процесс во времени, то, как разум выстраивает связи между реальными предметами. Такие связи более устойчивы и предметны, чем те связи, которые образуются в рамках простого восприятия. Проводятся связи не только между отдельными явлениями реальности, но и между словами и целыми предложениями, которые представляют собой графический образ мысли.

Кроме этого, логика причастна к созданию абстрактных понятий.

Понятие – это абстрактная сущность, оно объединяет сразу несколько объектов (или предметов реальности). Содержанием понятия становится обобщенный признак, который проявляется в разной степени у всех этих объектов.

Например, в понятие «живой организм» могут входить растения и животные, которых объединяет наличие органических азотистых соединений (нуклеиновых кислот). Далее, в понятие «растения» входит любое растение (роза, папоротник, елка). Затем эту цепочку можно разложить на конкретных представителей рода – «цветковые», «водоросли», «мхи». Таким образом, понятия низкого уровня поднимаются в результате обобщения к более высшим. Например, к понятию «жизни» вообще, на основе понятий «воссоздания себя» и «обмена энергии».

Такая многоуровневая иерархия понятий образует систему упорядоченных знаний , любое явление на своем месте, как книги в библиотеке. В отличие от слова, оно не имеет четких границ смысла. Его невозможно передать одним каким-то словом. Но оно помогает лучше освоить информацию и то, о чем идет речь, исключает двусмысленность в обмене фактами и присуща только живому субъекту. Понятия формируются в рамках какой-либо специфической системы. Например, в рамках науки социологии есть понятия: «семья», «город», «общество» и так далее.

Получение абстрактных единиц и их связывание друг с другом начинается с двух главных логических операций – анализа и синтеза. Анализ – это разложение явления реальности, предмета или информации на элементарные единицы. В процессе определяется, из чего и как состоит объект, что лежит в его сущности, как соотносятся части целого между собой.

С Викиум вы сможете организовать процесс развития памяти и логического мышления по индивидуальной программе

Синтез – это объединение различных элементов. Например, объединение двух объектов в одно понятие, либо соединение частей объектов для получения новой абстракции или модели реальности. Хорошим примером демонстрации понятия «синтез » может быть объединение всех сенсорных сигналов организма в один смысл, в компонент сознания. Однако, логика, как способность разума, занимается объединением уже готовых смыслов в суждения, а суждения в умозаключения. Хотя по своей природе мозг (разум) стремится объединять все в целостную картину сознания и только логика помогает достичь правильности её восприятия .

Логика занимается поисками истинного знания, отождествлением правильных представлений о реальности с положением дел в мире.

Язык представляет главную знаковую систему и инструмент, с помощью которого можно увидеть и почувствовать отражение логических связей.

Знак – это двойственная сущность, которая состоит из формы (звуковая, графическая), воспринимаемой с помощью органов чувств и его значения или содержания. Эти две стороны знака имеют между собой ассоциативное, условное соответствие, образованное в процессе общения людей и их культурного развития. Знаком может быть и одно слово, словосочетание, законченное предложение и даже целый текст.

Каждый знак имеет свой десигнат, то есть то, что этот знак обозначает. Под десигнатом понимается реальная вещь — конкретный человек, сущность, предмет, его толкование и концепт. Отношения между знаком и десигнатом называется смыслом — какое свойство или признак предмета подразумевается под его фонетической оболочкой. Конкретный предмет приобретает практическое значение в той или иной ситуации. Например, слово «огонь» — обозначает и «тепло», и «свет», и «пожар». Понятие «тепло» имеет в своем содержании и «тепло» от огня, и «тепло» от человеческого тела и метафорический смысл «тепло» души. Каждое значение входит в содержания понятий каждого из них.

Два или несколько знаков в одной ситуации (контексте) образуют синтаксические связи, которые позволяют реализовать один из смыслов знака на более конкретном уровне (лексическом) и получить развернутое представление о мире. Ещё один вид связи знака и десигната в отношении к субъекту– прагматический, который соотносится с конкретной ситуацией и то, как её понимает говорящий.

С помощью языка можно построить любые предложения (в логике – суждения), даже те, которые не будут иметь смысла в реальном мире. Язык в этом плане не заботится о правильности представлений и мыслей.

Например, предложение «зеленые мысли яростно спят» может быть бессмысленно, с точки зрения логики, однако, оно соответствует всем правилам грамматики языка и на основе элементарных смыслов распознается. Также в языке строятся вопросительные, восклицательные предложения, которые выходят за пределы формальной логики и означают различные эмоции человека. Они являются и не истинными, и не ложными, поэтому не представляют ценности для логики.

Некоторые языковые теории выдвигают версии о том, что любое, даже самое абсурдное предложение может получить свой смысл с помощью воображения. Например, существует теория о параллельных мирах: концептуально она означает, что не стоит отбрасывать бессмысленное предположение, а попытаться представить тот мир, в котором оно будет иметь действительное значение.

Логика в отличие от языковой системы занимается рассмотрением утвердительных предложений то, что соотносится с реальными фактами . Такие предложения называются истинными суждениями.

Этапы развития логического мышления у человека

Логическое мышление классифицируется по этапам развития, а также разделяется на типы в зависимости от преобладания того или иного элемента сознания:

  1. Формирование логики начинается с наглядно-действенного мышления . На ранней стадии у маленьких детей отсутствуют устойчивые логические связи. В этом случае мыслительный процесс опирается на реальную ситуацию – построение слов из кубиков, фигур из конструктора.
  2. Вторая стадия развития логического мышления – наглядно-образная , развивается в дошкольный период. На этом этапе происходит отрыв конкретных образов от реального предмета. Ребенок оперирует не реальными предметами, а вызываемыми из памяти образами этих предметов. На этом этапе ещё отсутствует анализ, образ предмета не расчленяем на составляющие.
  3. Следующая ступень развития логики, происходит в младший школьный период. На этой стадии развития все практические действия преобразуются во внутренний процесс мышления. Ребенок школьного возраста с успехом улавливает элементарные связи, сходства и различия объектов. Мышление достигает абстрактного уровня , появляется умение игнорировать конкретные свойства предметов и объединять их в категории, классы.

Как развить логическое мышление?

Занятия интеллектуальными играми способствуют развитию логического мышления.

  1. Шахматы, покер и подобные им являются одними из лучших методом тренировки для ума.
  2. Использование созвучных слов, придумывание рифм может стать упражнением на развитие логического мышления. Популярная английская игра – лимерики – придумывание абсурдных стишков. Также придумывание пародийного стишка на популярный стих или песню. Отличными пародиями являются стишки из книги Кэрролла «Алиса в зазеркалье».
  3. Другим упражнением на развитие логики может стать пересказ или перефразирование предложения и текста . Постарайтесь выделить глубинный, абстрактный смысл и обозначить его, другими словами. Попытайтесь свернуть в одно слово или развернуть в несколько один и тот же смысл.
  4. Игра в аналогии. Возьмите любой объект – структуру, постарайтесь увидеть её суть (смысл). Попробуйте представить этот объект или смысл в другой системе. Например, возьмите характеры своих друзей и попробуйте представить их, как химические элементы: «золото» — богатый, «свинец» — ленивый, «мышьяк» — ехидный, вредный и так далее.
  5. Для развития логики подойдет разгадывание кроссвордов, головоломок и соответсвующие компьютерные игры , в том числе онлайн тренажеры.
  6. На развитие интеллектуальных способностей влияет тренировка объединения любых слов в классы, либо подробная детализация объекта . Например, возьмите несколько слов: «рыба», «квадрат», «кружка», «погода» и детально рассмотрите их, из каких элементов они состоят и с чем могут быть связаны. «Квадрат» – это «прямая», «угол», «параллельные прямые», «плоскость». «Погода» — «атмосфера». Используйте матрицу связей (отношений слова): причина-следствие, часть-целое, вид-род, последовательность, противоположность.
  7. Занимайтесь изучением толковых словарей, придумывайте собственные толкования явлений.
  8. Для улучшения словесно-логического мышления психологи рекомендуют вести записи в дневнике . Конкретизировать свои мысли с их помощью. При прочтении какой-либо информации (статьи, книги) постарайтесь законспектировать все новые знания.
  9. Чтение философских трактатов и научных книг также усовершенствует логику, структурирует мысли.

Опять же, отметим, что только регулярные упражнения и постоянные тренировки в данном направлении дадут ожидаемый результат.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Хорошее ли у вас воображение? Сможете, к примеру, вот так, сходу, написать рассказ? Или стихотворение сочинить? А уравнения в школе хорошо решали? Сегодня поговорим о том, как развить абстрактное мышление. Разберем, что это за тип мышления и как оно формируется.

С самого детства нас приучают мыслить, анализировать, делать выводы. Считается, что именно способность думать и производить логические умозаключения отличает человека от любого другого существа, живущего на Земле. А что такое мышление?

В Википедии найдем такой ответ:

Это уже более понятно. Значит, мы имеем дело с психическим процессом, отвечающим за познание мира.
Как мы познаем мир? Есть два способа:

  1. Посредством чувственного осознания, направленного на внешние признаки предметов – цвет, размер, форма. Инструментом служат органы чувств – обоняние, осязание, зрение, слух.
  2. Посредством предметного осознания – через собственные умозаключения, путем проникновения в суть вещей.

Во втором случае имеет смысл говорить о развитии мыслительных способностей.

Воображение – основа мышления

Ведущая роль при этом отводится воображению. Снова обратимся к Википедии:

Говоря простым языком, воображение – это наша фантазия. Благодаря ему мы можем вообразить муху размером со слона; слона, танцующего рэп; рэпера размером с муху. Мы можем переместиться в прошлое, переиграть уже свершившиеся события или благополучно отправиться в мыслях в будущее, придумав новую реальность.

Три этапа развития

С рождения и до совершеннолетия человек проходит три этапа развития мышления:

  • Действенное;
  • Образное;
  • Логическое.

Это можно представить так:

Виды мышления Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое
Период формирования Ребенок до года От 3 до 7 лет Ребенок старше 7 лет
В чем заключается? Манипуляции с предметами, их восприятие органами чувств. Операции над образами, вторичными признаками предметов. Оперирует тем, что нельзя представить в виде образа — логические суждения и умозаключения.
Сфера деятельности человека Производство Музыка, изобрази-тельное искусство Литература, наука

Таким образом, можно утверждать, что наличие абстрактного мышления – это признак сформировавшегося интеллекта.

Три формы

Известно три формы абстрактного мышления – понятие, суждение и умозаключение.
Что это за формы?

Когда мы говорим: «осень», «дождь», «улица», мы имеем дело с понятиями. Если мы скажем: «На улице идет дождь» или «Во время дождя всегда холодно» – это будет суждение. Ну и, наконец, высказывание вида: «На улице холодно» можно назвать умозаключением, так как оно делает общий вывод из двух предыдущих высказываний.

Зачем это нам?

На самом деле, абстрактное мышление формируется в раннем детстве и постоянно присутствует в нашей жизни. Маленькие дети любят фантазировать, придумывать всякие небылицы. Оказывается, они развивают абстрактное (или образное) мышление, учатся абстрагироваться (отдаляться) от самого предмета и производить операции с его свойствами.

Позже, когда ребенок подрастет и пойдет в школу, это умение ему пригодится, чтобы освоить математические навыки. Например, решить задачу: «У Васи в кармане 6 конфет. Две из них он отдал Пете. Сколько осталось?».

Где еще используется абстрактное мышление? Где угодно:

  • В философии;
  • В писательском искусстве при создании образов и линии сюжета;
  • В инженерии – моделирование новых процессов;
  • В психологии управления.

Практически в любой области нашей деятельности.
Жемчужина, высшая точка развития абстрактного мышления – это интуиция.

Итак, мы выяснили, чтобы достичь хороших результатов в повышении интеллекта и быть успешным человеком, нужно достаточно времени уделять развитию абстрактного мышления. Каким образом можно его развить?

Методы для взрослых

У взрослых мышление, как правило, уже сформировано. С возрастом все труднее воспринимаются новые знания и новый материал – мышление теряет свою гибкость. Приведенные далее упражнения призваны помочь справиться с этим процессом. Развить в себе креативность и широту мышления.

Упражнения для детей

Любой ребенок от природы любознателен. А значит, и мышление ребенка развивается гораздо быстрее, чем у взрослого. Важно помочь ребенку перейти от действий с конкретными предметами к более отвлеченным понятиям, расширить его кругозор. Развитое образное мышление – залог успешной учебы в школе.

  1. Придумывайте вместе с детьми странные, необычные имена, названия. Найдите в интернете интересную картинку и попробуйте подобрать к ней не менее 3 цепляющих названий.
  2. Занимайтесь инсценировками. Придумайте костюмы для персонажей из подручных средств. Поиграйте в театр теней.
  3. Решайте анаграммы, ребусы, головоломки. Придумывайте нереальные словосочетания: «низкий небоскреб», «круглый дом», «звонкое молчание» и так далее.
  4. Возьмите чистый альбомный лист и пролейте на него немного чернил или гуашевой краски. Получится клякса. Вместе с ребенком превратите это бесформенное пятно в рисунок. Например, в улыбающуюся рожицу.

Подведем итог

Развитое абстрактное мышление позволяет решать многие задачи намного проще и быстрее (особенно задачи по перестановке мебели:)). Вместо того, чтобы искать в каждом конкретном случае свой выход, можно использовать общие выводы и готовые шаблоны для решения. В этом выражается креативность и эффективность мышления. А потому – не ленитесь и выделите время для занятий, хотя бы парочку минут в день.

Еще больше упражнений для развития мышления сможете найти в онлайн-сервисе для развития интеллекта Брайнаппс . Игровая форма заданий позволяет очень быстро подтянуть интеллект, как взрослым, так и детям. Удобная статистика и привлекательный интерфейс делают занятия ещё более увлекательными.

На этом все.
Надеюсь, статья вам понравилась. Напишите в комментариях, какую роль в вашей жизни играет образное мышление, поделитесь информацией с друзьями в соцсетях.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Мышление – инструмент, который есть у каждого человека, решающего различные задачи в жизни.Мышление можно развивать, менять его скорость, глубину, свободу, осмысленность. Также мышление может становиться более интересным и позитивным.

Развитие логического мышления

Логическое мышление очень полезно для каждого человека. Оно облегчит понимание каких-либо законов в науке или обществе. Логика не редко нужна и в обычной жизни.

Мозг нуждается в постоянной тренировке, чтобы поддерживать его мыслительную деятельность, иметь хорошее мышление и память . Регулярные тренировки могут улучшить показатели мышления.

Развлекайтесь с пользой

  1. Начните решать логические задачки для детей и взрослых (ребусы, найти 10 отличий, загадки на внимание).
  2. Найдите игры, развивающие внимание и логику, в которые можно играть с друзьями и не важно, сколько вам лет, это будет весело и приятно провести время с друзьями.
  3. Пользуйтесь IQ тестами. Там есть интересные задания, которые требуют не мало логических размышлений. Хотя кроме IQ тестов есть множество других.

Занимайтесь самообразованием

Например, Вы можете начать с мега-полезного курса "Деньги и мышление миллионера".

Развитие критического мышления

Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам. Что же такое критическое мышление?

  1. Мышление самостоятельное, а обладатель ставит свои идеи, оценивает ситуацию, имеет свои убеждения независимо от других.
  2. Получение информации – только начало, а концом будет обработка, то есть. порождение сложной мысль, как вывод. Очередная мысль подвергается критическому осмыслению.
  3. Такое мышление начинается с вопросов и определения проблем.
  4. Критическое мышление – это убедительные аргументы, доказательства, вывод.
  5. Такое мышление помогает производить обмен мнениями, точками зрения.

Как развивать критическое мышление?

  1. Оценивайте реальность. Реальность – это мир независящий от ваших желаний. Ваше мышление будет наиболее эффективным, если вы научитесь понимать и «переводить» эту реальность.
  2. Массовые увлечения. Какое-либо понятие становится популярными большое количество человек принимают его, то есть создают толпу. И речи быть не может там о критическом мышлении, а только лишь о согласованности. Думайте до того, как присоединитесь.
  3. Проводите параллели между наблюдением и выводом.
  4. Не судите ситуацию или человека, пока не удостоверитесь в вашей информации.
  5. Не теряйте чувство юмора.
  6. Будьте любознательны. В мире много неизвестных, интересных, шокирующих вещей. Наличие любопытства говорит о наличии ума. Любопытный человек ищет новые пути, пути решения проблем, например, что дает ему новые возможности.
  7. Не давайте волю эмоциям, потому что они способны помутить разум. Ярким примером может послужить гнев, под воздействием которого можно сделать вещи, о которых будете сожалеть.
  8. Не завышайте самооценку.
  9. Научитесь слушать людей.
  10. Пользуйтесь своей интуицией, не игнорируйте. Потому что подобные мысли могут прийти вам в голову на подсознательном уровне. Это результат когда-то принятой информации, о которой вы уже, наверное, и не помните.

Задания на развитие мышления

1) Какое число скрыто под автомобилем?

2) Найти лишнюю фигуру. Только 15% людей могут справиться с этой задачей.

3) Куда едет автобус?

1. 87, просто переверните фото.
2. Ответ -1, потому что она является эталоном, ибо остальные фигуры ее модификации, изменена либо форма, либо цвет, либо рамка.
3. При том, что автобус едет вперед и движется по правой стороне, как принято, он движется влево. Потому что двери не видно.

Развитие скорочтения

Быстрое чтение всегда позволит читать больше интересных и полезных книг, а также отлично разовьет мышление . Запишитесь на наш курс Скорочтение за 30 дней . Мы научим вас не только быстрее читать, но еще и быстрее мыслить, понимать и запоминать текст, так как это основные требования к процессу чтения.

Устный счет

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Деньги и мышление миллионера

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Развитие творческого мышления

Творческое мышление – мышление, при котором обладатель находит необычные решения, улучшенные или более короткие, наилучшие. Творческое мышление позволит генерировать новые идеи.

Творческое мышление даст вам возможность попробовать себя в искусстве. Должно быть, у вас получится найти себя в музыке или рисовании, поэзии или в чем-нибудь необычном. Например, создание скульптур из подручных средств и так далее.

Предлагаем несколько интересных упражнений для развития творческого мышления:

  1. Найдите фильм драму или фильм ужасов и переделайте в жанр комедии.
  2. Также попробуйте обратное. Комедию переделать в драму.
  3. Придумайте сценарий для фильма. Возьмите 2-3 пары людей, которые имеют разногласия друг с другом и развивайте этот сюжет.
  4. Вообразите какого-нибудь человека или животное или предмет, которые могли бы стать серийным убийцей.

Таким образом, могут появляться сценарии для фильмов и книг. Да и сам процесс такой игры будет забавным для вас и круга людей, с которыми вы будете пробовать обсуждать это. Это упражнение интересней выполнять в компании друзей и знакомых.

Развитие мышления у детей

Мыслительная деятельность ребенка обладает особенной структурой познания. Появляясь на свет, малыш начинает изучать все вокруг, проводить параллели, искать связи между своими открытиями. Постепенно развиваясь, ребенок начинает рассуждать, представлять, появляется мир фантазий, а речь не только появляется, но и становится более грамотной со временем.

Анаграммы

Таблицы Горбова-Шульте

Игра «матрицы цвета»

Прекрасным тренажером для вашего мышления станет игра «матрицы цвета». Перед Вами откроется поле из клеточек, каждая из которых будет закрашена одним из двух цветов.

Ваша цель: определить какого цвета больше. Игра, конечно же, на время и поэтому придется постараться. По ходу игры поле будет расширяться при правильных ответах или сужаться, если ответы неправильные.

Игра «Быстрый счет»

Игра «быстрый счет» поможет вам усовершенствовать свое мышление . Суть игры в том, что на представленной вам картинке, потребуется выбрать ответ «да» или «нет» на вопрос «есть ли 5 одинаковых фруктов?». Идите за своей целью, а поможет вам в этом данная игра.

Игра «Упрощение»

Игра «Упрощение» - замечательный тренажер, не только устного счета, но и логики. Вам встретятся примеры и простые и сложные. Но не все так сложно на самом деле, просто нужно догадаться, как упростить или найти ответ из предложенных ответов. Для этого вам и придется рассуждать логически!

Игра «Числовой охват: Революция»

Интересная и полезная игра «Числовой охват: Революция», которая поможет Вам улучшить и развить память . Суть игры в том, что на мониторе будут выводиться цифры по порядку, по одной, которые Вам следует запомнить, а затем воспроизвести. Такие цепочки будут состоять из 4, 5 и даже 6 цифр. Время ограниченно. Сколько баллов вы сумеете набрать в это игре?

Игра «Матрицы памяти»

«Матрицы памяти» - отличная игра для тренировки и развития памяти . В представленной игре Вам потребуется запомнить размещение закрашенных клеток, а затем воспроизвести их по памяти. Сколько уровней вы сумеете пройти? Помните, время ограничено!

Уроки развития мышления

Хорошее упражнение на креативность, по мере итогового заполнения поля, вы поймете насколько высоко развито ваше мышление.Ниже вы увидите поле, из крестиков. Ваша цель – дорисовать к каждому крестику картинку. В игру вступают мышление, креативность и воображение:

Когда заполните, обратите внимание на эту картинку (ниже), может вы найдете какой-нибудь рисунок из только что нарисованных вами.

Также попробуйте поле не с крестиками, а другими фигурами или, просто, с другой заготовкой. Это могут быть треугольники, кружочки, квадратики и так далее. Например:

И еще пример:

Упражнение - Архитектор

Вообразите, что вы – архитектор. Ваша цель – спроектировать дом. Не важно, умеете вы рисовать или нет, умеете ли чертить, это все не важно. Суть совсем иная и не менее интересная.Положите перед собой листок и напишите на нем десять существительных. Они могут быть абсолютно любыми: Апельсин, вода, томат, облачко, дым и так далее… Затем начинается самое интересное. Эти десять слов становятся условиями заказчика. Если апельсин, то можно крышу дома покрасить в оранжевый. Вода? Сделайте речку позади дома. Томат? Покрасьте пол в доме в красный цвет. Тут ваша фантазия и мышление выпускаются на волю. Постарайтесь сделать это максимально интересно, придумывайте слова как можно сложнее.

Технологии развития мышления

Технология развития критического мышления представлена тремя стадиями:

1. Вызов. В полученных ранее знаниях или опыте ищется пробел, который теперь является целью устранения. То есть ставится цель, чтобы закрыть этот пробел в знаниях.

2. Осмысление. Человек, имеющий серьезную цель на развитие критического мышления должен осознать, что необходимо вести дневник, чертить таблицы, чтобы определить уровень понимания определенной темы, информации.

3. Размышление. На стадии размышления человек формирует свое отношение к тексту, информации, книге, картине. Это отношение часто записывают или же обсуждают с кем-нибудь. Такой метод поможет не только в развитии критического мышления, но и в развитии коммуникативных навыков.

Развитие мышления у детей 4-5 лет

Есть хорошие упражнения для детей, что помочь им в развитии и тренировке мышления. Это самые простые упражнения, которые наверняка помогут им задуматься, и применить мышление, чтобы дать ответ на вопрос. Если ребенок затрудняется, то просто подтолкните его.

Примеры упражнений на развитие мышления

Упражнение 1. Цель ребенка – найти лишнее слово. Ниже представлены ряды из 4ех слов, а одно из них лишнее и ваш ребенок должен определить какое. Задайте ему вопрос «почему он выбрал это слово?»

Березка, сосна, липа, яблоня.
Кровать, стол, комод, ложка.
Дуб, ромашка, роза, тюльпан.
Вилка, ложка, кресло, нож.
Конфета, суп, халва, варенье.
Юбка, шапка, платье, тапочки.
Яблоко, свекла, груша, виноград.

Упражнение 2. Вы придумываете слово для ребенка, а он отвечает, что нужно этому человеку из вещей. Это может быть вовсе и не человек, а животное или птица, а дитя называет их элементы. Например:

Воробей - ветки, зерна, лужа.
Врач - халат, маска, шприц.
Дворник - метла, ведро, грабли.
Маленький ребенок - погремушка, пеленки, соска.
Собака - будка, кость, поводок.
Продавец - касса, товар, калькулятор.
Пчела - цветы, нектар, улей.
Художник - краски, кисти, полотно.
Мама - ...?
И вы узнаете много интересного о своем статусе:)

Упражнение 3. Назвать составные части определенных предметов, объектов. Задание очень трудное. В ходе упражнения словарный запас ребенка пополниться, так как не все слова пока ему известны, а вы ему в этом поможете. Итак:

Машина - колеса, кузов, фары, руль (пусть малыш называет как можно больше элементов)корабль - ...
самолет - ...
поезд - ...
велосипед - ...
троллейбус - ...
стол - ...
кресло - ...
книга - ...
компьютер - ...
гитара - ...
пианино - ...
барабан - ...
дом - ...
забор - ...
цветок - ...
дерево - ...
гриб - ...
жук - ...
бабочка - ...
собака - ...
человек - ...
яблоко - ...
арбуз - ...

Развитие мышления у детей 6-7 лет

Упражнение 1 : Какое средство передвижения лишнее из четырех?

Упражнение 2 : Логическая задача. Петя сильнее Миши, но слабее Коли. Кто из ребят самый слабый?

Упражнение 3 : Есть три ведра: зеленое, желтое, синее. Дедушка, бабушка и внук таскали воду в разных ведрах (у каждого свой цвет). У Дедушки было не зеленое и не синее. У Бабушки не зеленое и не желтое. Какое было у внука?

Также было бы полезно обучить вашего ребенка игре в шахматы. Эта игра прекрасно развивает чувство мышления, логики, устного счета и многих других чувств.

Для игры «шахматы» сочиняются и придумываются постоянно очень много задач. Например: мат в 1 ход или мат в 2 хода, так может быть и в 4. Задачи очень интересные, и уметь их решать – значит обладать хорошим мышлением.

Развитие у мышления у детей 8-9 лет

Чем становится старше ребенок, тем сложнее должны быть для него задачи. Ниже представлены упражнения, которые помогут напрячься, подумать, поразмышлять ребенку и аргументировать свой ответ:

Упражнение 1 : Что может быть общего и в чем разница у следующих пар слов?

  1. стол, стул
  2. Птица, самолет
  3. Небо, земля
  4. День, ночь
  5. Горка, ямка
  6. лыжи, коньки
  7. Дерево, куст

Пусть объяснят свою позицию.

Упражнение 2 : Как можно рассадить 6 детей на 2 дивана? Как рассадить на 3 дивана? Ответ должен даваться в числах, а использоваться всевозможные варианты ответов.

Упражнение 3 : Ребенку называется ряд слов, а цель ребенка – объединить слова одним понятием:

  1. окунь, карась, щука (рыбы)
  2. слон, жираф, муравей (животные)
  3. осень, лето, зима (времена года)
  4. лопата, грабли, метла (орудия труда)
  5. сыр, сметана, масло (молочные продукты)
  6. рука, уши, ноги (части тела)

Свойства мышления

Существует несколько свойств мышления, которые мы разобрали ниже:

Скорость мышления

Каждый человек имеет свою собственную скорость мышления, а поэтому каждый человек справляется с задачей по-разному. Существуют методики повышения скорость мышления:

  1. Делайте лицевую гимнастику, то есть. обычный разогрев лицевых мышц.
  2. Прекратите быть вялым, сонным и с невыразительным лицом. Чем живее вы и ваша мимика, тем живее и мышление!
  3. Увеличьте скорость внутренних рассуждений и мыслей. Это поможет ускорить ваше мышление.
  4. Старайтесь делать регулярно массаж головы. Массаж стимулирует сосуды головного мозга, что улучшает их работу, и в этот момент вам могут прийти отличные мысли в голову.
  5. Тренировка скорочтения. Воспринимая текст быстрее, вы не только улучшаете скорость чтения, но и скорость мыслей. Действительно, если вы читаете быстрее и запоминаете прочитанное, то ваши мысли тоже ускоряются.

Осмысленность мышления

Самый часто встречающийся вид мышления – внутренняя болтовня – это негативное мышление, оно «как бы наполняет» душевную пустоту, является иллюзией. Такое мышление – проблема, помеха для концентрации на каком-либо деле.Чтобы сохранить мышление четким, нужно совершать действия полностью осмысляя их. Желательно, также, записывать мысли, рисовать, повествовать друзьям, знакомым, родным.

    Делайте записи и рисункиВозьмите в привычку излагать свои мысли письменно или рисунками. Некоторые люди, объясняя или рассказывая что-нибудь, не только говорит, но и рисует, то есть закладывает вам картинку, проясняет ситуацию.

    Рассказывайте свои мыслиПолезно будет излагать свои мысли окружающим, которым будет это действительно интересно. Рассказывая это кому-нибудь, вы сможете получать обратную связь. А еще плюсом послужит то, что, чем больше вы рассказываете свои мысли, тем более понятными они будут для вас (если были какие-нибудь моменты не ясны).

    ОбсуждайтеОбсуждение мыслей - эффективная вещь. Одна голова хорошо, а две лучше. Главное, чтобы обсуждение не обернулось в ссору. Если вы вдруг не согласны с тезисом собеседника, то составьте свой, но не начинайте жаркий спор, а ведите спокойный разговор.

    Следите за речьюМышление и речь тесно связаны друг с другом. Поэтому, чтобы поспособствовать развитию мышления, стоит строить свою речь правильно. Совет: исключите слова «проблемы», «ужас», «трудно», включите «интересно», «цель».

Почему тесно связаны речь и мышление? Мышление мимолетно, оно сложно запоминается, а вот с речью иная история. Речь запоминается, ее проще отслеживать.Хотите усовершенствовать мышление? Обратите внимание на свою речь.

    Обратите внимание на чужую речьПроще следить за чужой речью, чем за своей. Потому что чужая речь – это что-то новое и в ней слышны все недочеты и сбои в логике. Изучение ошибок чужой речи поможет вам в нахождении ошибок в своей речи.

    Совершенствуйте навык работы с текстамиАнализ текста можно сравнить с прослушиванием чужой речи. В обоих случаях вы ищете ошибки, шероховатости и берете себе на заметку. Улучшение мышления зависит от умения обработки текстов.

Глубина и свобода мышления

Используют люди свое мышление по-разному и с разной степенью свободы. Все зависит от позиции восприятия.Глубину и свободу мышления можно представить в виде нескольких критериев:

  1. Шаблонное мышление , как правило, это взгляд эгоиста: "Забыл - значит не уважает", "Не поцеловал - значит не любит" и так далее.
  2. Мои интересы : Касается ли это меня и моих планов? "Я варила обед, а он меня не отвлек - ну и ладно. Если я хотела поцеловать, то именно этого я и хотела, а значит поцелую, когда он придет"
  3. Интересы близких : "Он так спешил, что даже забыл меня поцеловать. Люблю его:)"
  4. Объективность : "Мир - это поток нейтральных событий, ничего серьезного не произошло, он просто торопился".
  5. Системный взгляд : Он побежал на работу, заботится о нас! Любимый мой!
  6. Позиция Ангела : Мой муж работает для людей, и это очень важно. Горжусь им!

Эффективность мышления

Для создания более эффективного мышления, нужно освоить осмысленность мышления , а затем осваивать направления повышения эффективности мышления:

  1. Переходите от своих переживаний к конкретике.
  2. Заменяйте негативное мышление на позитивное.
  3. Найдите мост от правильного мышления к продуктивному.

Управление мышлением

Управление мышлением в первую очередь имеет связь с развитием мышления и высших функций психологии человека, развитием воли и внимания.

Бывает, что в голове вертятся бесполезные и ненужные мысли, которые хочется отбросить. Не утруждайтесь, чтобы их искоренить, а попробуйте:

  1. Думать позитивно и конструктивно
  2. Заняться каким-либо делом, чтобы мысли были задействованы в этом деле.
  3. Начать вспоминать веселые моменты, позитивные истории и приятные вещи, которые создадут добрую атмосферу.

Курсы для развития и тренировки мышления

Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат память, мышление, концентрацию внимания:

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и т.д? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Итог

В этой статье мы разобрали особенности мышления, узнали как можно развивать мышление, какие браузерные и настольные игры и упражнения помогают развивать мышление.

Генри Форд

Когда человек задается вопросом о том, как развить мышление, то можно с полной уверенностью сказать, что он прекрасно понимает, какую роль оно играет в нашей жизни. А роль эта, поверьте, огромна. Благодаря развитому мышлению каждый из нас может добиться очень высоких результатов практически в любом деле, даже не обладая необходимыми для этого знаниями, поскольку хорошо развитое мышление легко приведет человека к любым нужным ему знаниям и позволит ему грамотно ими воспользоваться. Мышление – это самый важный инструмент для человека в этом мире. Существует много видов мышления, равно как и способов их развития. И у каждого вида мышления имеются свои достоинства и кое-какие, как правило, не очень существенные, недостатки. Мышление может быть: логическим, аналитическим, дедуктивным, индуктивным, системным, творческим и так далее. При этом любое мышление сводится к одному общему действию, которое позволяет ему функционировать. И чтобы развить мышление – необходимо научиться это действие эффективно выполнять. В этой статье я расскажу вам о том, что и как можно сделать, чтобы развить свое мышление.

Для начала давайте, друзья, выясним, что такое мышление. Как вы возможно знаете, существует довольно много определений мышления [как, впрочем, и всего остального в этом мире], каждое из которых отражает различные стороны, или аспекты этого, достаточно сложного класса психических процессов. И вне всяких сомнений, каждое из определений имеет большее или меньшее право на существование и каждое из них по-своему полезно. Я дам мышлению свое, как я считаю, наиболее правильное и точное определение, от которого мы в дальнейшем и будем с вами отталкиваться. Оно отличается от тех определений, которые вы можете найти в книгах на эту тему. Но меня оно вполне устраивает, и я надеюсь, что и вас оно устроит.

Мышление – это процесс поиска нужной и/или новой информации, или, если хотите, поиск истины, с помощью вопросов, которые человек сам перед собой ставит и затем движется в самых разных направлениях, чтобы найти несколько ответов на каждый из своих вопросов и выбрать из них наиболее с его точки зрения правильный ответ. Этот поиск должен осуществляться человеком как во внешнем, так и в его внутреннем мире. Или еще можно сказать так: мышление – это процесс переключения внимания человека с помощью поставленных им перед самим собой вопросов с одной информации на другую и установление логической связи между этими частями информации. Причем информация может быть не только реальной, но и вымышленной, когда человек сам придумывает что-то новое, то есть, придумывает новый ответ на свой вопрос. Качество мышления как раз-таки определяется способностью человека придумывать новую информацию, либо очень искусно манипулировать уже имеющейся у него информацией, чтобы найти решение какого-то вопроса, какой-то проблемы, найти что-то, о чем он еще не знает. То есть, новую информацию, новые знания – можно придумать, с помощью правильно поставленных перед самим собой вопросов.

Таким образом, все, что касается мышления, у нас сводится к умению человека ставить перед собой правильные вопросы и искать на них ответы. Причем, чем напряженнее, интенсивнее и сложнее этот поиск, тем качественнее и эффективнее мышление человека. А чем поиск информации проще, чем меньше человек задает вопросов самому себе и чем быстрее он находит наиболее легкие ответы на встающие перед ним вопросы, тем слабее его мышление. Скажем, если человек вообще не ищет новую информацию, когда перед ним встают какие-то вопросы, а довольствует готовыми ответами, которые ему известны и которые с его точки зрения являются не просто верными, а единственно верными, а на деле нередко оказываются поверхностными и устаревшими, то говорить о наличии у него хорошо развитого мышления просто не приходится. И другое дело, когда человек активно ищет или в некоторых случаях даже придумывает ответы на свои вопросы, то есть, создает новую информацию на основании уже существующей. В этом случае можно сказать, что мышление у него развито хорошо. Но поставить перед собой правильный вопрос, чтобы с его помощью прийти к другому правильному вопросу, а затем еще к одному вопросу, и так до тех пор, пока не будет найден нужный для решения конкретной проблемы или задачи ответ, очень непросто. Потому и невозможно по-настоящему хорошо развить свое мышление, с помощью разгадывания ребусов и головоломок, отгадывания кроссвордов, игры в шахматы, логических задачек, собирания кубика-рубика и тому подобных вещей. Это все детские игры для нашего мышления. Чтобы развиваться – оно должно работать над более сложными и одновременно грамотно поставленными задачами, занимаясь их решением с помощью правильно подобранных вопросов.

Давайте я вкратце объясню, как работает наше мышление. Наши мысли, если мы рассматриваем их как процесс, который мы называем мышлением – это своего рода крючки, которые связывают одни образы и понятия в нашей голове с другими образами и понятиями. Эту связь мы называем – причинно-следственной связью, когда из одного явления вытекает другое, или из одного утверждения другое. А образы и понятия – это виды информации, которыми мы оперируем. А вот когда мы рассматриваем наши мысли уже как информацию, которая в виде образов и понятий хранится в нашей голове, то с помощью вопросов и поиска на них ответов – мы устанавливаем причинно-следственные связи между этими мыслями [между ячейками информации] и с их помощью собираем общую картину видения мира или общую картину отдельно взятой ситуации. То есть, понимаете, друзья, наше мышление – это своего рода инструкция по работе с информацией, в основе которой лежат правильно поставленные вопросы.

Выше я сказал о том, что человек сам должен ставить вопросы перед собой, чтобы мыслить, но на самом деле мышление включается или лучше сказать, запускается, и при поиске ответов на чужие вопросы. Потому что чужие вопросы в свою очередь порождают вопросы в вашей голове. Ну вот, допустим, я задам вам такой вопрос: “Как мне разжечь костер?”, и вам уже нужно начать думать, начать искать информацию, чтобы что-то ответить мне. Как вы будете это делать? Вы тоже зададите себе вопрос – что и как вам лучше мне ответить. Вы можете сказать мне, что не знаете, как разжигаются костры, или можете предоставить мне нужную информацию по этому вопросу, если она у вас имеется, или еще что-то придумать можете, например, встречный вопрос задать: “Зачем тебе это нужно?”. Вот этот выбор, который вы будете делать, решая, что и как мне ответить – это процесс мышления, который будет состоять из поставленных вами перед самим собой вопросов и поиска ответов на них. Если вы очень хорошо обдумаете свой ответ, уделив ему достаточно внимания и перебрав все возможные варианты с целью нахождения лучшего, то ваше мышление будет осознанным, а если вы ответите на автомате, то ваше мышление будет бессознательным. Оно тоже состоит из вопросов и ответов, но они не попадают в поле вашего внимания, поэтому вы не можете их контролировать. Так что вопрос пришедший к вам извне неизбежно приведет к возникновению нескольких вопросов внутри вашей головы, которые запустят процесс мышления. Если этот вопрос будет сложным, то вам придется здорово повозиться с имеющейся у вас информацией, перед тем как найти подходящий ответ, при условии, что ваше мышление будет осознанным. Возможно, вам нужно будет как-то модернизировать имеющуюся у вас информацию, чтобы адаптировать ее под конкретную ситуацию, или вы можете задать уточняющие вопросы тому, кто задает вопрос или вопросы вам, чтобы лучше разобраться в том, на какой именно вопрос вам нужно искать ответ. Другими словами, все мышление строится на вопросах и ответах. Это если говорить упрощенно. А нам с вами этот вопрос усложнять ни к чему.

Как видите, друзья, дав определение мышлению, мы уже отчасти ответили на вопрос о том, как это самое мышление развить. Нужно правильные вопросы научиться перед собой ставить и уметь находить на них ответы, как правильные, так и неправильные. И затем уже определять, какой из найденных ответов может оказаться правильным. А для этого опять-таки, надо задаться правильным вопросом, который позволит вам еще дальше продвинуться и еще больше информации для себя прояснить. В общем, процесс мышления – это непростой процесс. Думать всегда было тяжело. Но делать это нужно.

Итак, что мы с вами выяснили. Мы выяснили, что для того, чтобы развить мышление – необходимо, во-первых, запустить его, а во-вторых, усовершенствовать его работу. Как запустить мышление? Для этого, как мы с вами узнали, необходимо поставить перед собой правильный вопрос. Какой вопрос можно назвать правильным? Правильный вопрос – это прежде всего вопрос о вопросе. Это самый первый вопрос, который вам нужно задавать себе, задумываясь над тем или иным вопросом. То есть, вы должны понять – зачем вам ломать голову над стоящим перед вами вопросом, зачем вообще углубляться в какую-то тему, с какой целью вы будете это делать? Понимаете, любого, даже самого умного человека – можно загрузить абсолютно бесполезной для него информацией, чтобы его мозг начал работать над ней, в ущерб более важным делам. Таким образом человека можно просто отвлечь от важных для него размышлений. Но мышление на то нам и дано, чтобы не допускать подобных ситуаций. Поэтому с помощью вопроса о том, зачем нам вообще над чем-то думать, мы можем контролировать свое мышление и использовать его себе во благо. Поэтому, повторю, вопрос о вопросе – это самый первый вопрос, который вам нужно перед собой поставить, чтобы правильно настроить свое мышление.

Далее вам нужно задуматься над тем, сколько может быть ответов на тот или иной вопрос, на который вы решили найти ответ. Чтобы не мыслить линейно и шаблонно – нужно шире смотреть на стоящие перед вами вопросы. Никогда не позволяйте себе довольствоваться только одним ответом на тот или иной вопрос – ищите как можно больше ответов, задавая себе вопрос о том, какими они, эти ответы, еще могут быть, помимо тех, которые вам уже известны. Чем больше вариантов вы найдете, тем лучше. Если вы не можете найти новые ответы – придумайте их. И неважно, насколько абсурдными они окажутся, главное, что они не позволят вам затормозить свое мышление, посредством прекращения процесса поиска ответов с помощью новых вопросов. А процесс этот обязательно должен длится как можно дольше, чтобы давать вашему мозгу нужную для его развития нагрузку, благодаря которой вы сможете, так сказать, прокачать свое мышление. Это как с мышцами – нельзя один раз отжаться или один раз подтянуться, чтобы заставить их расти и сделать их более выносливыми. Мышцы необходимо нагружать до тех пор, пока они не перейдут предел своих возможностей, чтобы адаптироваться к новым нагрузкам, только тогда они начнут расти и станут более выносливыми. И только тогда ваше мышление начнет развиваться, когда оно с помощью необходимой нагрузки будет выходить за пределы своих текущих возможностей. Поэтому задавайте себе вопросы и ищите, конструируйте, придумывайте на них ответы до тех пор, пока не почувствуете, что предел ваших мыслительных возможностей преодолен. Мозг должен привыкать выстраивать логические цепочки, создавать причинно-следственные связи, находить с их помощью новую информацию, генерировать новую информацию, соединять образы и понятия между собой и конструировать из них целостную картину мира или какого-то отдельно взятого явления. Так что старайтесь как можно реже принимать автоматические решения, какими бы верными они не были, чтобы не отучать свой мозг мыслить. Тренировать таким образом свое мышление вы можете постоянно, в любой ситуации – просто проявляя любопытство ко всему, что вас окружает и задавая себе все новые и новые вопросы о том, что вы хотите узнать.

И наконец, последнее, о чем я хочу рассказать вам в этой статье, но при этом не последнее в этом вопросе – это уже упомянутое мною выше любопытство, а также такая вещь как сомнения, или лучше сказать, состояние сомнения. С помощью сомнений и любопытства можно генерировать невероятное количество вопросов, поиск ответов на которые позволит вам активно развивать свое мышление. Любопытство побуждает человека заглянуть за пределы того, что ему известно. С его помощью человек может задаваться вопросами о самых разных вещах, о которых ему хотелось бы узнать как можно больше. А любопытство плюс сомнения, побуждают человека усомниться в тех истинах, которые ему уже известны. И тогда он задается очень важным, как для любого ученого, так и для каждого из нас вопросом: “Почему что-то устроено так, как устроено, и почему что-то работает так, как работает?” Так что любопытство помогает нам мыслить широко и далеко, а сомнения плюс любопытство помогают нам мыслить глубоко. Главное, чтобы у вас, друзья, возникали вопросы, и вы не довольствовались известными вам ответами на них, а искали на эти вопросы новые для вас и новые вообще ответы. Тогда ваше мышление будет работать и развиваться.

Не могу не сказать вам о том, что у меня есть очень интересная программа обучения, позволяющая развивать мышление. Она сводится как раз к описанным мною выше двум основным действиям – умению задавать себе вопросы и умению находить на них ответы с помощью других вопросов. Программа эта очень необычная, вы наверняка ни с чем подобным не сталкивались в своей жизни, потому что, насколько мне известно, мало где обучают умению задавать вопросы, тем более самому себе, в основном везде людей обучают чему-то с помощью готовых ответов. Так что кому интересно – можете попробовать прокачать свой мозг необычным, но очень полезным для развития мышления способом.

Напоследок я хотел бы вкратце сказать вам о том, какую пользу вы можете извлечь из очень развитого мышления, чтобы вы не теряли мотивацию к работе над его развитием. В наше время, друзья, знания уже не являются той силой, какой они были раньше. Они по-прежнему очень важны и их нужно получать, но на первое место по значимости выходит именно мышление. У кого оно более развито, тот и сильнее, или, если хотите, успешнее по жизни. А знания сегодня быстро устаревают, и они доступны многим. Сегодня практически все могут получить нужные знания, нужную информацию – в любое время и в любом месте. В тот же сотовый телефон можно загрузить столько информации, сколько вы за всю свою жизнь освоить не сможете. А поисковые системы отвечают на любые вопросы быстрее и точнее любого, даже очень умного человека. Поэтому не так важно много знать, куда важнее уметь правильно пользоваться имеющимися у вас знаниями и находить, или еще лучше, придумывать новые знания и создавать новую информацию. А чтобы продуктивно работать с разной информацией и извлекать из нее пользу – нужно обладать развитым мышлением. Именно оно поможет вам быстро решать любые проблемы и задачи.