Тропы. Некрасов стихи и про осень
Zheleznaya doroga
Slavnaya osen! Zdorovy, yadreny
Vozdukh ustalye sily bodrit;
Led neokrepshy na rechke studenoy
Slovno kak tayushchy sakhar lezhit;
Okolo lesa, kak v myagkoy posteli,
Vyspatsya mozhno - pokoy i prostor!
Listya pobleknut yeshche ne uspeli,
Zhelty i svezhi lezhat, kak kover.
Slavnaya osen! Moroznye nochi,
Yasnye, tikhiye dni.
Net bezobrazya v prirode! I kochi,
I mokhovye bolota, i pni -
Vse khorosho pod sianiyem lunnym,
Vsyudu rodimuyu Rus uznayu.
Bystro lechu ya po relsam chugunnym,
Dumayu dumu svoyu.
;tktpyfz ljhjuf
Ckfdyfz jctym! Pljhjdsq, zlhtysq Дорога в сто парсеков
Новые имена и направления. "Дальняя" тематика - новый этап науки. Человек и машина. Кибернетический рассказ А.Днепрова. Философско-фантастическая повесть Г.Гора. Союз "мифов" и "чисел". "Анти"фантастическая новелла И.Варшавского. Фантастический Путь-дорога
Известно, что образ дороги принадлежит к числу универсальных, «вечных» образов фольклора и литературы. «Значение хронотопа дороги в литературе огромно, - подчеркивает М. М. Бахтин, - редкое произведение обходится без каких-либо вариаций мотива дороги». II. МИЛОСЕРДНАЯ ДОРОГА
Александру Блоку
…Имею на тебя то, что оставил ты первую любовь твою.
Откров. св. Иоанна
Помнит месяц наплывающий
Все, что было и прошло,
Но в душе, покорно тающей,
Пусто, звонко и светло.
Над землею - вьюга снежная,
В сердце - медленная Здоровый - больной
Островский написал сорок семь оригинальных пьес и имел рекордное для великого русского писателя количество детей (десять; четверо, от Агафьи Ивановны, рано умерли). Исключительная и опять-таки универсальная плодовитость. «Вы наш богатырь», - напишет Сильвия Зассе
«Мнимыи здоровый»: театротерапия Николая Евреинова в контексте театральной эстетики Мужичок с ноготок (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»)
Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В «Весело сияет…» (отрывок из стихотворения «Зимняя ночь в деревне»)
Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
Месяца лучами
Божий храм облит;
Крест под облаками,
Как свеча, горит.
Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.
Тишина Третья дорога
Путь Тома-лунатика – улет из мира реальности. Любовь, безумие – лишь отделяющиеся части той многоступенчатой ракеты, с помощью которой он обрывает узы земного тяготения, отрывается от несчастий и забот.Том в балладе – предводитель войска буйных Ну вот. Утро было замечательное. Шла и мысленно проговаривала: Ваня (в кучерском армячке). Папаша! кто строил эту дорогу? Не о красотах природы я думала. Не об осени. Потом вспомнила, как на Ратушной площади. в этом году, ель падала два раза, а один из тех, что "в пальто на красной подкладке" утром в новостях вещал, что городские власти совершенно ни причём. Что фирма-подрядчик виновата. О том, как выбирали фирму - подрядчика не упомянул ни словом. Почему выбрали тех, у кого нет опыта установки ели на площади? «Добрый папаша! К чему в обаянии Вот почему я вспомнила Некрасова. Моё классовое чутьё встрепенулось. Славная осень! Здоровый, ядреный Около леса, как в мягкой постели, Славная осень! Морозные ночи, И всё-таки, перечитала я "Железную дорогу" И вам советую. Говорят, что десять минут смеха заменяют стакан сметаны. Николай Алексеевич так отлично показал действительность своего времени и нашего времени, и вообще времени и нас всех, что радостно на душе становится и хочется смеяться, что мы, люди не изменились и, скорее всего, не изменимся. Итак: Николай Алексеевич Некрасов "Железная дорога" год 1845 ТРОПЫ
-
слова и выражения, используемые автором
текста в переносном значении. ЭПИТЕТ
-
это образное определение, отвечающее
на вопрос какой? какая?
какое? какие? и обычно выраженное
именем прилагательным. Эпитет
отличается от обычного определения
художественной выразительностью, он
передаёт чувство автора к изображаемому
предмету, создаёт живое, яркое представление
о нём. Сквозь
волнистые
туманы
пробирается луна, на
печальные
поляны
льет печально свет она. (А. С. Пушкин)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
-
приписывание
качеств, действий, эмоций человека предметам,
природе, абстрактным понятиям. Буря
мглою
небо кроет, вихри снежные крутя: то
как зверь, она завоет, то
заплачет,
как
дитя (А.С. Пушкин)
Спит
земля
в
сиянье голубом (М.Ю. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ
-
сопоставление двух предметов или
явлений, для того чтобы пояснить
один из них при помощи другого, выявить
в объекте сравнения новые важные
свойства. Чаще всего сравнения
вводятся в предложение с помощью союзов
КАК,
ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО. Лед
неокрепший на речке студеной,
словно
как тающий сахар,
лежит
(Н.А. Некрасов)
МЕТАФОРА
-
перенос свойств с одного предмета
на другой на основании их сходства В
основе метафоры лежит сравнение, но
оно не оформлено с помощью сравнительных
союзов, поэтому метафору называют
скрытым сравнением. Метафору
легко переделать в сравнение с
помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО. Пустых
небес прозрачное стекло;
Багровый
костер заката (И.А. Бунин)
(Небеса
прозрачны как стекло
= небес
прозрачное стекло; Закат подобно костру
багрового цвета
=
багровый
костер заката)
МЕТОНИМИЯ
-
иносказательное
обозначение предмета речи, «переименование»,
замена одного понятия
другим, имеющим
с ним причинную связь А)
название сосуда используется в
значении того, что содержится в этом
сосуде; В)
название места действия заменяет
название людей,
находящихся в этом месте; Г)
деталь внешности или одежды
употребляется вместо
наименования человека. Все
флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин)
(то есть город-порт будет принимать
корабли с флагами всех стран мира.)
Я
три тарелки съел (И,А. Крылов)
Выпил
всю бутылку.
Читал
охотно Апулея, а Цицерона не
читал (А.С. Пушкин).
Я
прочитал всего Тургенева.
Ликует
буйный Рим (М.Ю. Лермонтов)
Серые
шлемы с красной звездою белой
ораве крикнули: «Стой!»
(В.В. Маяковский)
СИНЕКДОХА
-
разновидность метонимии, когда
название части употребляется
вместо названия целого или наоборот А)
единственное число употребляется
вместо множественного; Б)
множественное число
употребляется вместо единственного; В)
родовое понятие вместо видового; Г)
видовое понятие вместо родового. И
слышно было до рассвета, как ли
ковал
француз. (М.Ю. Лермонтов)
Мы
все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин)
Ну
что ж, садись, светило (т.е. солнце).
(В. Маяковский)
Пуще
всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В.
Гоголь)
ГИПЕРБОЛА
-
излишнее преувеличение тех или
иных свойств изображаемого предмета Раздирает
рот зевота шире Мекси
канского
залива (В.В. Маяковский)
В
сто тысяч солнц закат пылал (В.В.
Маяковский).
ЛИТОТА
-
чрезмерное преуменьшение свойств
изображаемого предмета или явления Ваш
шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
(А.С. Грибоедов)
ИРОНИЯ
-
скрытая насмешка; употребление слова или выражения в
смысле, обратном буквальному Отколе,
умная, бредешь ты, голова?
(обращение к ослу в басне
И.Крылова).
ПЕРИФРАЗА
-
Описательный оборот речи,
замена названия предмета или
явления описанием их отличительных
признаков или
указанием на характерные черты. Используется
для того, чтобы избежать речевого
повтора. Царь
зверей (вместо лев) Братья
наши меньшие (вместо
животные)
Приёмы
-
особые синтаксические конструкции,
придающие речи выразительность
(часто фигуры
речи
): АНТИТЕЗА
(ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ)
-
резкое
противопоставление понятий,
мыслей, образов. Антитеза часто создается
с помощью антонимов.
Ты
и убогая, Ты и обильная, Ты и
могучая, Ты и бессильная,
Матушка-Русь! (Н. Некрасов)
ИНВЕРСИЯ
-
расположение членов предложения в
особом порядке, нарушающем обычный,
прямой порядок, с целью усилить
выразительность речи, обратный порядок
слов. Досадно
было, боя ждали (М.Ю. Лермонтов)
ГРАДАЦИЯ
-
последовательное расположение слов
или выражений в порядке их
возрастающего (реже убывающего) значения
(смыслового или эмоционального). Цепь
понятий или определений с
постепенным возрастанием
или убыванием значимости. Светились,
горели, сияли
огромные
голубые глаза.
Все
грани чувств, все грани правды
Стёрты
в
мирах, в годах, в часах.
(А.
Белый)
ОКСЮМОРОН
-
контрастное сочетание слов, противоположных
по смыслу. Мертвые
души, живой труп, грустная радость,
сладкая горечь воспоминаний
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
-
художественный приём, состоящий в
расчленении предложения на отдельные
фрагменты, которые представляют собой
неполные предложения, намеренное
нарушение границ предложения;
разделение одного предложения с помощью
точек на несколько частей - две
и более. А
все Кузнецкий мост и вечные
французы...
Губители
карманов и сердец! Когда избавит нас
творец
От
шляпок их! Чепцов! И шпилек! И
булавок!
(А.
С. Грибоедов)
Случилось
это давно. Очень давно. У Анны беда
стряслась. Большая.
АНАФОРА
-
единоначатие, повтор слов в начале
строк или в начале предложений. Жди
меня,
и я вернусь.
Только
очень жди.
Жди,
когда
наводят грусть
Желтые
дожди,
Жди,
когда
снега метут,
Жди,
когда
жара,
Жди,
когда
других не ждут,
Позабыв
вчера. (К. Симонов)
ЭПИФОРА
- повтор
слов в конце строк или в конце предложений. Я
не знаю,
где
граница
Между
Севером и Югом,
Я
не знаю,
где
граница
Меж
товарищем и другом! (М. Светлов)
Мне
бы хотелось знать, отчего я
титулярный
советник?
Почему
именно
титулярный
советник?
ЭЛЛИПСИС
-
пропуск сказуемого, придающий речи
динамизм. Мы
села - в пепел, грады - в прах. (В.
Жуковский)
ЛЕКСИЧЕСКИЙ
ПОВТОР
-
намеренное повторение одного и того же
слова или словосочетания для
усиления эмоциональности, выразительности
высказывания. Казалось,
все в природе уснуло:
спала
трава,
спали
деревья,
спали
облака!
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ
ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ
-
форма изложения, при которой чередуются
вопросы и ответы. Что
делать? Не знаю. У кого
спросить совета? Неизвестно.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ
ПАРАЛЛЕЛИЗМ
-
одинаковое синтаксическое построение
соседних предложений. Люди
учатся Знанию. Люди учатся Памяти. Люди
учатся Совести. (По Ю. Лотману)
ЦИТИРОВАНИЕ
-
использование в тексте цитат. Есть
такое красивое изречение: "Терпение
красиво" (По Н. Горлановой)
Синтаксические
средства выразительности:
РЯДЫ
ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -
один
или несколько рядов однородных членов
в предложении. Например,
в предложении "А годы шли быстро
и неслышно и уносили с собой эти
воспоминания" два ряда однородных
членов: 1) сказуемые: "шли и
уносили",
2)
обстоятельства: "быстро
и неслышно"
ВВОДНЫЕ
СЛОВА -
слова
(словосочетания), грамматически не
связанные с предложением. Например,
в предложении "Итак,
«честь - внутреннее нравственное достоинство
человека, доблесть, честность,
благородство души и чистая совесть» "
вводное слово - итак
-
указывает
на связь мыслей в тексте. ОБРАЩЕНИЕ
-
слово
или сочетание слов, называющее лицо
(иногда предмет), к которому направлена
речь. Например,
в предложении "Ребята, не Москва ль
за нами?" (М.Ю. Лермонтов) обращением
является слово"ребята".
РИТОРИЧЕСКОЕ
ОБРАЩЕНИЕ -
не
только называет того, к кому обращаются
с речью, но и одновременно может передавать
экспрессивно-эмоциональные отношения. Например,
в предложении "Мечты, мечты! Где ваша
сладость" (А.С.Пушкин) риторическое
обращение - мечты,
мечты
(неодушевлённое
существительное) или в
предложении "Что вьёшья, ласточка
,
к окну, что, вольная
,
поёшь?" (А. Дельвиг) обращения "ласточка",
"вольная",
называют
того, кто не ответит на обращение к нему. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ -
предложения,
которые произносятся с особой
восклицательной интонацией. Например,
"Дуэль!" ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ -
вопросительные
по цели высказывания предложения,
произносящиеся с особой вопросительной
интонацией. Например,
"А как же Пушкин? " РИТОРИЧЕСКИЙ
ВОПРОС -
вопрос,
не требующий ответа, утверждение или
отрицание, выраженное в форме
вопросительного предложения. Например,
"Богатство хорошо иметь; Но должно
ль им кому гордиться сметь?" (А.
Сумароков) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
ОБОРОТ -
одно
из ярких выразительных средств русского
языка. Его используют для сравнения
предмета или признака с другим предметом
или признаком. Например,
"Чёрные, как смола, тени легли на
траву" (А.Н. Толстой) РАЗГОВОРНЫЕ
СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
характерны
для разговорной речи, чаще это неполные
предложения или построенные с нарушением
синтаксических норм. Например,
"Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросёнок-то...Смеётся... Да-а. А во рту-то у него!..
Смотри, смотри... травинка во рту, ей-богу,
травинка!.. Вот штука-то!" (А.И. Куприн) НАЗЫВНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ -
односоставные
предложения, в грамматической основе
которых только один главный член
предложения - подлежащее. Например,
"А я всё смотрел на цементный конус,
ещё раз перечитывая фамилии. Праведников
Г.А., рядовой. Проскурин С.М., рядовой.
Пыжов А.С., лейтенант. Рогачёв М.В., мл.
сержант. Родионов Н.И., рядовой...
"
(Е. Носов) Фонетические
средства выразительности.
Звукопись
-
игра звуками для усиления выразительности. АССОНАНС
-
повторение
в стихотворной речи одинаковых
гласных звуков. Быстро
лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу
свою. (Н. Не
красов)
АЛЛИТЕРАЦИЯ
-
повторение в стихотворной речи одинаковых
согласных звуков. Морозом
выпитые лужи хрустят и хрупки,
как хрусталь. (И.
Северянин)
Лексические
средства выразительности:
СИНОНИМЫ
-
близкие по значению слова. Мой
ласковый
и нежный
зверь.
КОНТЕКСТНЫЕ
СИНОНИМЫ
-
слова, сходные по значению только в
данном тексте (вне текста они не
имеют сходства в лексическом значении). Грузное
тело его исполнено
гибкой,
звериной
грации
(М. Шолохов).
АНТОНИМЫ
-
слова с противоположным значением. Ты и
могучая
,
Ты и
бессильная
,
Матушка-
Русь!
(Н. А. Некрасов)
КОНТЕКСТНЫЕ
АНТОНИМЫ
-
слова, которые противопоставлены по
значению только вданном тексте. Мильоны
-
вас.
Нас
-
тьмы,
и
тьмы, и тьмы (А. Блок).
Для
вас -
века,
для
нас -
единый
час.
(А.
Блок).
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
-
устойчивые сочетания слов, понимаемые
не буквально, а в переносном смысле. За
тридевять земель, работать спустя
рукава.
ДИАЛЕКТИЗМЫ
-
слова, употребляемые только жителями
той или иной местности (диалект в
переводе с греческого означает
«местный говор»): в некоторых российских
деревнях полотенце
по-другому
называютрушником,
белку
- векшей,
зайца
- ушканом,
волка
- бирюком.
В
оврагах водились
козюли
.
(= змеи) (По И.С. Тургеневу)
ТЕРМИНЫ
-
слова
или сочетания слов, обозначающие понятие,
применяемое в науке, технике, искусстве.
В художественной литературе термины
употребляются чаще как средство создания
речевой характеристики героев. Однажды,
когда кончилась зима и
антифриз
в
машине был уже не нужен, я открыл краник,
и вся жидкость из
радиатора
вылилась
на землю, на лужайку под окнами нашего
деревенского дома. (В. Солоухин)
ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ
СЛОВА (ОККАЗИОНАЛИЗМЫ) -
слова,
которые являются словотворчеством
писателя или поэта. Они создаются с
определённой стилистической целью,
составляют лексикон писателя. Их следует
отличать от собственно неологизмов. Они
сидели передо мной в своих замызганных
спецовках, но видны были их модные
стрижки, слова они употребляли на
уровне
наивысшего
образования,
разговаривать с ними было трудно и
интересно. (Д. Гранин)
ПРОСТОРЕЧИЯ
-
слова,
характерные для разговорного стиля
речи, часто грубые слова, не соответствующие
нормированной литературной речи. Почему
я должна кричать: "Эй, ты, пойдём в
буфет,
пожрём
,
что ли!" (С. Львов)
КНИЖНАЯ
ЛЕКСИКА –
слова
высокого стиля. Восстань,
пророк, и виждь, и внемли… Сомоотверженность,
долг…
Славная осень! Здоровый, ядрёный Около леса, как в мягкой постели, Славная осень! Морозные ночи, Всё хорошо под сиянием лунным, Добрый папаша! К чему в обаянии Труд этот, Ваня, был страшно громаден Водит он армии; в море судами Он-то согнал сюда массы народные. Прямо дороженька: насыпи узкие, Чу! восклицанья послышались грозные! То обгоняют дорогу чугунную, Мы надрывались под зноем, под холодом, Грабили нас грамотеи-десятники, Братья! Вы наши плоды пожинаете! Не ужасайся их пения дикого! Стыдно робеть, закрываться перчаткою, Губы бескровные, веки упавшие, Ямою грудь, что на заступ старательно Не разогнул свою спину горбатую Эту привычку к труду благородную Да не робей за отчизну любезную... Вынесет всё - и широкую, ясную В эту минуту свисток оглушительный Русских племён и пород представители «Был я недавно в стенах Ватикана, Вы извините мне смех этот дерзкий, Вот ваш народ - эти термы и бани, «Ваш славянин, англо-сакс и германец Знаете, зрелищем смерти, печали Рад показать! Тесной гурьбой у конторы собрался... Всё заносили десятники в книжку - В синем кафтане - почтенный лабазник, Праздный народ расступается чинно... С богом, теперь по домам, - проздравляю! Кто-то «ура» закричал. Подхватили Выпряг народ лошадей - и купчину
Djple[ ecnfkst cbks ,jlhbn;
Ktl ytjrhtgibq yf htxrt cneltyjq
Ckjdyj rfr nf/obq cf
автора
Холшевников Владислав Евгеньевич
"Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;"
и планировала перечитать Некрасова.
В течение дня, не получается делать всегда то, что хочется. Если работа мешает увлечениям, то на фиг такую работу)
Вечер. Скажу банальность. Но, по-другому не сказать: синий вечер. Небо тёмно синее. Может быть такой эффект от фонарей, но синее же, синее.
Появилось немного времени, которое можно использовать без пользы)
Задавала себе вопрос: что во мне есть такое, что мне самой в себе нравится?
Внешность обыкновенная. Ум? Скептически покачивая головой, приходится признать, что хорошо, если подтягиваемся к среднему. Так, разбирая себя по косточкам, добралась до того, что ценю в себе. Главным образом потому, что взрастила данное качество сама. Я умею говорить сама себе правду и умею подшучивать над собой.
Первые, почти 20, лет своей жизни я прожила под странной и трудной для места моего проживания фамилией Куцеволова. Наградил батюшка родный таким подарком. В детский сад я не ходила, но в школе хлебнула по полной. Это потом, став взрослой, обнаружила, что корни фамилии тянутся из княжества Польско-Литовского. Что "куцевалом" называли тех, чьей профессией было валять сукно на кафтаны. Отсюда и произошли фамилии Куцевалов и Куцеволов, И Пустовалов заодно.
Исходя из того, что отцов брат рассказал как-то семейное предание, что их далёкие предки бежали на Ставрополье в 15 веке примерно с Черниговщины и, учитывая, что данная область - пограничная Руси, Беларуси и Украины, то вроде бы сходится.
Исторический экскурс - просто так.
В детстве же, и я и мои одноклассники были убеждены, что корень фамилии - слово куцый, те бесхвостый. Представляете, как меня дразнили? Девочку, пришедшую в школу с домашнего воспитания.
Каким - то образом, видимо опытным путём, не упомню уже, определила, что чем больше показываешь обиду, тем больше дразнят. Научилась делать вид, что мне "по барабану".
Следующим шагом стало умение самое давать клички. Данные мною имена прилипали обычно надолго. Оказалось, что я ехидная и очень внимательная. Подмечала тонкости и придумывала точные характеристики.
Слабых не дразнила. Обычно доставалось тем, кто первый вступал в бой.
Учитель физкультуры сына, увидев меня стал меньше ростом. Наверное, вспомнил детские годы и то, как я гоняла его вокруг большого дерева. За что? Ни он, ни я не помнит, но прозвище, которое он от меня получил, он носил до окончания школы. Сыну не сказала. Пожалела.)
Фамилия моя мне не нравилась. Потому постаралась её, как можно быстрее, сменить. Потом пошла на улучшение)
Вот с тех самых, далёких детских лет, пошла выучка - не бояться посмеяться над собой, подшутить над собой и отсутствие страха признать свою неправоту в чём-либо.
Только это качество помогало и помогает жить, справляться с любыми ситуациями.
Почему я вспомнила об этом?
Потому, что утром, выйдя из дому, поймала свою первую мысль:
Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне
Увидев дорожных рабочих, представила графа в пальто на красной подкладке)
Хорошо, что обошлось без жертв. Ель - то огромная.
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать."
Начало подниматься возмущение. Задумалась: против кого? Восставать против владельца нашей небольшой компании? Глупо.
Ах, не стану я устраивать фронду.
Лучше про осень.
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни - ..."
Почитаем, подумаем, да сами над собой и посмеёмся.
Чего ещё делать-то остаётся?
Наверное, потому люди так любят юмористов.
А вот меня они не смешат. Наоборот, грустно мне от их шуток.Другие статьи в литературном дневнике:
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей.
Многие - в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стёкла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мёрзли и мокли, болели цингой.
Секло начальство, давила нужда...
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..»
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого -
Это всё братья твои - мужики!
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, измождён лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Изо дня в день налегала весь век...
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Он и теперь ещё: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мёрзлую землю долбит!
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет всё, что господь ни пошлёт!
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся - ни мне, ни тебе.
Взвизгнул - исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный, -
Ваня сказал, - тысяч пять мужиков,
Вдруг появились - и он мне сказал:
«Вот они - нашей дороги строители!..»
Захохотал генерал!
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же... всё это народ сотворил?
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?
Чудо искусства - он всё растаскал!» -
«Я говорю не для вас, а для Вани...»
Но генерал возражать не давал:
Не создавать - разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребёнку теперь показали
Светлую сторону...»
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены - немец уж рельсы кладёт.
Мёртвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..» Махнули рукой...
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно... нешто... молодца!.. молодца!..
(Шапки долой - коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И - недоимку дарю!..»
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять!
С криком «ура!» по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..