Применение социального кодекса к инвалидам. Виды пособий и социальной помощи инвалидам

Социальная поддержка инвалидов в городе Москве

Информация о денежных выплатах, наборе социальных услуг, льготах и натуральной помощи, технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделий, а также предельных размерах компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами города Москвы технические средства реабилитации.

Денежные выплаты

1. Ежемесячная денежная выплата (с учетом стоимости набора социальных услуг)

  • I группа - 2532 руб. 78 коп.
  • II группа - 1808 руб. 80 коп.
  • III группа - 1447 руб. 97 коп.

Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на оплату предоставления набора социальных услуг (социальной услуги).

2. Ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи 218 руб.

Инвалидам I группы по зрению - абонентам телефонных сетей.

3. Ежемесячная денежная компенсация взамен городских социальных услуг

Получение городских мер социальной поддержки в части бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) в денежном выражении. Предоставляется инвалидам I и II групп по зрению - 173 руб.

4. Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за инвалидом с детства до 23 лет - 5000 руб.

Назначается с месяца освидетельствования ребенка в бюро МСЭ и выплачивается по месяц истечения срока инвалидности, но не более чем до достижения ребенком возраста 23 лет.

5. Ежемесячная компенсационная выплата инвалиду с детства в возрасте до 23 лет, потерявшему кормильца, - 1450 руб.

6. Ежемесячная компенсационная выплата на ребенка в возрасте до 18 лет, проживающего в семье, в которой оба или единственный родитель не работает и является инвалидом I или II группы - 5000 руб.

Назначается с месяца освидетельствования обоих либо единственного родителя в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, но не ранее чем с месяца увольнения с работы и не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление.

7. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни - 600 руб .

Выплачивается нетрудоспособным родителям с группой инвалидности на детей до 1,5 года.

Набор социальных услуг

Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

578 руб. 30 коп.

Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

89 руб. 46 коп.

Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

83 руб. 07 коп.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление о получении (об отказе от получения) набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением об отказе от получения (о возобновлении предоставления) набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о получении (об отказе от получения, о возобновлении предоставления) набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления. Заявление о получении (об отказе от получения, о возобновлении предоставления) набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Льготы и натуральная помощь

  • Бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) - реализуется на основании СКМ.
  • Бесплатный проезд сопровождающего лица на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси). Предоставляется инвалиду I группы.
  • Право на получение бесплатной второй путевки для сопровождающего лица, бесплатный проезд сопровождающего лица междугородным транспортом к месту лечения и обратно, а также на пригородном железнодорожном транспорте. Предоставляется инвалиду I группы (в рамках набора социальных услуг).
  • Оплата в размере 50 % стоимости занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади) государственного жилищного фонда.
  • Оплата в размере 50 % стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа) независимо от вида жилищного фонда. В домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется скидка в размере 50 % от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
  • Оплата в размере 50 % от действующего тарифа за услуги по распространению (трансляции) телевизионных программ в общегородских сетях кабельного телевидения (коллективной телевизионной антенне). Предоставляется одиноко проживающим инвалидам.
  • Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Граждане, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
  • Первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
  • Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).
  • Ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.
  • Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Инвалидам I и II групп.
  • Технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР), а также компенсация средств за их самостоятельное приобретение (комплексные центры и центры социального обслуживания районов города Москвы либо государственное бюджетное учреждение Ресурсный центр для инвалидов Департамента социальной защиты населения города Москвы).
  • Социальное такси. Приобретение талонов для проезда в социальном такси возможно в Московской городской организации Всероссийского общества инвалидов. Для вызова такси необходимо связаться с диспетчерской службой автобусного парка.
  • Компенсация средств за самостоятельно приобретенные полисы обязательного страхования автогражданской ответственности. В РУСЗН.
  • Социально-реабилитационные услуги в центрах и отделениях социальной реабилитации. Оказываются в подведомственных учреждениях Департамента социальной защиты населения города Москвы.
  • Реабилитация инвалидов вследствие детского церебрального паралича в Московском научно-практическом центре для инвалидов вследствие детского церебрального паралича (инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие детского церебрального паралича).
  • Реабилитация инвалидов с тяжелыми ограничениями в передвижении и самообслуживании (вследствие спинальной, военной, дорожной травмы и др.). Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. ОАО «Реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление» г. Москва, ул. 8 Марта, д. 6А, стр. 1, тел.: +7 (495) 612‑00‑43.
  • Собака-проводник (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации). Инвалидам по зрению.
  • Бесплатное ветеринарное обслуживание собак-проводников, полученных инвалидами по зрению в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Инвалидам по зрению.
  • Бесплатный клинический осмотр животных и консультация по уходу и содержанию при первичном амбулаторном приеме животных. Инвалидам I группы.
  • Услуги по сурдопереводу (в том числе при проведении коллективных мероприятий). Инвалидам по слуху. Комплексные центры и центры социального обслуживания районов города Москвы либо государственное бюджетное учреждение Ресурсный центр для инвалидов Департамента социальной защиты населения города Москвы, а также организация, оказывающая данные услуги (контакты организации можно посмотреть на сайте Департамента социальной защиты населения, www.dszn.ru).
  • Бесплатный вход в музеи, выставочные залы системы Департамента культуры города Москвы, Московский зоопарк, а также льготные цены на экскурсионное обслуживание, посещение выставок в этих учреждениях, посещение парков культуры и отдыха системы Департамента культуры. Неработающие инвалиды I и II групп.
  • Социальное обслуживание на дому. Неработающие инвалиды I и II групп.
  • Стационарное социальное обслуживание. Инвалиды I и II групп, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию.

Согласно официальным данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, на период ноября 2017 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 12,7 миллионов граждан с инвалидностью. Из них:

  • 1 группы - 1 400 000 человек;
  • 2 группы - 6 300 000;
  • 3 группы - 4 600 000.

Данные граждане относятся к социально уязвимым слоям населения. По причине этой уязвимости перед социумом им требуется особая защита со стороны государства. С этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 181. Но что представляет собой этот нормативный акт? Каковы права людей с ограниченными возможностями по ФЗ 181? Каковы существенные модификации рассматриваемого закона, привнесённые в него в течение 2017 года? В какие статьи были внесены данные поправки? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ был принят Госдумой в официальном третьем чтении 20 июля 1995 года. Одобрение Совета Федерации изучаемый нормативный акт получил 15 ноября того же года. Подписание рассматриваемого Федерального закона Президентом Российской Федерации и официальная публикация данного документа осуществлены 25 ноября 1905 года.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» состоит из 6 глав и 36 статей. Структура изучаемого нормативного акта такова:

  • Глава 1 - Общие и вступительные положения (ст. 1-6);
  • Глава 2 - Принципы медицинской и социальной экспертизы (ст. 7-8);
  • Глава 3 - Реабилитационные средства для граждан с ограниченными возможностями (ст. 9-12);
  • Глава 4 - Проблемы обеспечения жизнедеятельности инвалидов (ст. 13-32);
  • Глава 5 — Нормативы настоящего Федерального закона по созданию общественных объединений людей с ограниченными возможностями (ст. 33-34);
  • Глава 6 - Завершающие положения рассматриваемого Федерального закона (35-36).

Закон о социальной защите инвалидов на обеспечении правового равенства граждан Российской Федерации вне зависимости от состояния здоровья таковых. Федеральный закон № 181 содержит положения, обеспечивающие людям с ограниченными возможностями доступ к деятельности в сфере экономики, политики и социальных взаимоотношений. Положения изучаемого нормативного акта обеспечивают право инвалидов на медицинскую помощь, а также на реабилитационные мероприятия.

Как и другие Федеральные законы РФ, ФЗ 181 регулярно претерпевает внесение существенных поправок. В последний раз текст изучаемого нормативного акта обновлялся 30 октября 2017 года.

Права инвалидов по ФЗ 181

Права инвалидов, согласно настоящему закону ФЗ 181, являются следующими:

  • На социальные льготы;
  • На обеспечение специализированной медицинской помощи;
  • На предоставление средств для реабилитации и поддержания жизнедеятельности;
  • На дополнительные квоты по трудоустройству;
  • На получение образования по общей или специальной системе (в зависимости от состояния здоровья);
  • На ежемесячную финансовую помощь со стороны государства;
  • На беспрепятственный доступ к источникам информации;
  • На помощь в быту;
  • На создание сообществ людей с ограниченными возможностями;
  • На социальную и экономическую поддержку со стороны государственных органов.

Согласно регламенту статьи 32 изучаемого Федерального закона, физическое или юридическое лицо, нарушившее права инвалидов, призывается к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести совершённого преступления. Все споры в отношении нарушения нормативов ФЗ 181 решаются в суде.

Какие были внесены изменения?

Любой нормативно-правовой акт регулярно претерпевает процедуру актуализации собственного текста. Данная процедура необходима для обеспечения легитимности документа в постоянно меняющихся социально-правовых условиях в современной России.

Последние изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ были внесены 30 октября 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Регламент статьи 3 ФЗ 181 привносит поправки в пункт 13 статьи 17 Федерального закона № 181. Текст рассматриваемой статьи в новой редакции гласит, что при предоставлении жилья инвалидам льготы на предоставление тепловой энергии упразднены.

Стоит обратить внимание на следующие существенные поправки, привнесённые в регламент рассматриваемого нормативного акта в разное время:

  • Ст. 11, последние поправки внесены 1 декабря 2012 года. В рассматриваемой статье идёт речь о предоставлении индивидуальной программы реабилитации / абилитации лиц с особыми потребностями. Согласно внесённым поправкам, предоставление реабилитационного оборудования и иных средств является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Если подобные услуги не предоставляются инвалиду, или он оплатил процедуры или лекарства за свой счёт, ему выплачивается соответствующая компенсация;
  • Ст. 15, последняя редакция - 01 декабря 2014 года. Текст изучаемой части Федерального закона №181 с привнесёнными в него изменениями гласит, что для граждан с инвалидностью не должно создаваться препятствий в плане доступа к инфраструктурам социального, инженерного и транспортного назначения. В этих целях должны устанавливаться вспомогательные средства (такие, как пандус и светофор с дополнительным звуковым сопровождением);
  • Ст. 23, поправки внесены 09 июня 2001 года. Согласно регламенту данной статьи, для людей с инвалидностью должны создаваться особые условия работы. Таким образом, продолжительность рабочего времени для человека с инвалидностью 1 или 2 группы составляет не более 35 часов в неделю. Полная оплата труда при этом сохраняется. Согласно рассматриваемому Федеральному закону, инвалидам полагается ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 дней. Если специфика должности не предполагает усиленного физического труда, инвалидность не является легитимной причиной для отказа в принятии сотрудника на работу.
  • Ст. 28, с поправками от 7 марта 2017 года. Данная статья в изучаемой редакции содержит нормативы социально-бытового обслуживания людей с инвалидностью. Согласно внесённым изменениям, порядок предоставления людям с инвалидностью технических вспомогательных средств определяется Правительством Российской Федерации.

Внесение следующих поправок в изучаемый нормативный акт намечено на декабрь 2017 года.

Скачать действующую редакцию закона

Лицам, заинтересованным в более детальном изучении рассматриваемого акта, рекомендуется ознакомиться с текстом Федерального закона о социальной защите инвалидов в последней редакции. Скачать ФЗ 181 с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно по следующей

Постановление Правительства РФ о расширении перечня товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов

Постановление правительства РФ расширяет преференции предприятий и общественных организаций инвалидов, которые участвуют наравне со всеми коммерческими предприятиями в конкурсных процедурах на поставку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Конвенция ООН о правах инвалидов

Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. Подписана Россией в сентябре 2008 года, ратифицирована 3 мая 2012 г.

Закон РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Федеральный закон внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов

Законом, в частности, конкретизируются основные условия обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов с учетом имеющихся у них ограничений, в том числе определяются особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов на железнодорожном, автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, а также особенности предоставления им услуг связи. Кроме того, вводится норма о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и дается определение данного вида дискриминации. Предусмотрено также создание так называемого реестра инвалидов, так как Конвенция ООН предписывает наладить подобный учет. При этом персональные данные будут надежно защищены.

Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации

Законом предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи. Он предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы, с помощью которой человек сможет преодолеть тяжелую жизненную ситуацию.

Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"

Федеральный закон разработан в целях обеспечения инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности беспрепятственного пользования воздушным транспортом.

Указ Президента РФ о ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы

Президент РФ Владимир Путин подписал указ, повышающий более чем в 4,5 раза социальные выплаты безработным родителям, воспитывающим детей-инвалидов или инвалидов с детства 1 группы независимо от возраста.

Закон РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов"

Документ ужесточает санкции за невыполнение обязанности по трудоустройству инвалидов - созданию или выделению рабочих мест для них в рамках установленной региональными властями квоты, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты. Увеличен и размер штрафа (от 5 до 10 тысяч рублей) за необоснованный отказ службами занятости в регистрации инвалида в качестве безработного.

Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрассудков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Медицинское и социальное обслуживание инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственная поддержка инвалидов включает в себя следующие мероприятия:

  • 1. Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
  • 2. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка.

  • 3. Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций (операции с денежными средствами, нотариальные действия и т.д.) с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи
  • 4. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
  • 5. Обеспечение инвалидов жилой площадью. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • 6. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
    • · платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
    • · платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
    • · платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    • · оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
  • 7. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
  • 8. Образование инвалидов. Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

  • · осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
  • · развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
  • · интеграцию в общество.
  • 9. Обеспечение занятости инвалидов.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • · установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • · резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • · стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • · создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • · создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • · организации обучения инвалидов новым профессиям.
  • 10. Установление квоты для приема на работу инвалидов.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

11. Материальное обеспечение инвалидов.

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

12. Социально-бытовое обслуживание инвалидов.

Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений инвалидов.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации .

Основными законами об инвалидах в РФ и Омской области являются:

  • · Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • · Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 06.08.2015) "О порядке и условиях признания лица инвалидом"
  • · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"
  • · Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. От 29 июня 2015г) "О ветеранах"
  • · Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (ред. От 4 июня 2014 г) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
  • · Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 ноября 2010 г. N1031н (ред. От 17 июня 2013 г) "О формах справки, подтверждающей факт установления, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления"
  • · Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901"О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг"
  • · Закон Омской области от 26 июля 2011 г. N 1373-ОЗ (ред. От 7 ноября 2013 г) "О социальной защите инвалидов в Омской области"
  • · Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (ред. От 21 июля 2914 г) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.

Для правовой и социальной поддержки инвалидов в РФ созданы различные советы при главах регионов, а также общественные организации.

В Омской области существует Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области, который создан в целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Омской области с органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными органами и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Омской области. Положение о Совете по делам инвалидов при Губернаторе Омской области и его состав утверждаются Губернатором Омской области.

Органы государственной власти Омской области:

  • · привлекают представителей общественных объединений инвалидов для подготовки, принятия и реализации решений, в том числе при разработке нормативных правовых актов Омской области, затрагивающих их интересы;
  • · привлекают представителей общественных объединений инвалидов к участию в рассмотрении вопросов, связанных с созданием условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
  • · оказывают содействие общественным объединениям инвалидов в осуществлении их деятельности на территории Омской области, в том числе путем предоставления субсидий из областного бюджета в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Право инвалидов на создание общественных объединений описано в статье 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Наиболее известными общественными объединениями в России являются «Всероссийское общество инвалидов» и «Союз инвалидов России».

Всероссийское общество инвалидов создано 17 августа 1988 года. Целями ВОИ являются: защита прав и интересов инвалидов обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества интеграция инвалидов в общество. Сегодня ВОИ - это более 1,6 миллиона человек, 24,3 тыс. первичных организаций, 2 100 районных и городских и 81 региональная организация В 1998 году ВОИ присвоен Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН. Имеет представительство во всех регионах РФ, в т.ч. и в Омской области.

Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов "Союз инвалидов России" зарегистрирован 11 июня 1999 года Министерством Юстиции Российской Федерации за №3714, по инициативе общественных организаций инвалидов России.

Союз инвалидов России - это общественная база, направленная на развитие системы, которая позволит людям с ограниченными возможностями раскрыть свой потенциал, и полноценно реализовать себя в современном обществе, получить равные права и условия для жизни наряду с остальными гражданами РФ.

Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия

Основные задачи:

  • · Защита прав и интересов инвалидов;
  • · Обеспечение инвалидов равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни;
  • · Реализация социальных программ, направленных на оказание всесторонней помощи инвалидам;
  • · Развитие всестороннего сотрудничества организаций инвалидов с общественными организациями, государственными и коммерческими структурами

Таким образом, меры социальной защиты инвалидов в РФ включают в себя: медицинское и социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и правовую защиту инвалидов, основанные на принятых законодательных актах в РФ.

Зачастую инвалиды не могут свободно выбирать свой образ жизни , а некоторые из них и попросту лишены возможности учиться, создавать семью, работать, посещать магазины, культурно-массовые мероприятия и т.д.

Инвалиды, как и любые другие граждане, реализовывают свои права посредством применения правовых норм через соблюдение их, исполнение и использование.

Граждане-инвалиды, в том числе , могут реализовывать права как непосредственно , т.е. лично, так и через своих законных представителей (на основании выданной доверенности или в силу недееспособности, т.е. когда инвалид не может самостоятельно приобретать и осуществлять свои права и обязанности).

В настоящее время инвалиды могут реализовать и защищать свои права на основании следующих законов (список неисчерпывающий):

  • Конвенции ООН о , принятая 13 декабря 2006 г. резолюцией Генеральной Ассамблеeй ООН N 61/106);
  • Конституции РФ;
  • УК РФ;
  • ГК РФ;
  • ТК РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • ФЗ от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»;
  • ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
  • Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 «О занятости населения в РФ»;
  • ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
  • ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Если какие-либо из перечисленных норм противоречат Конвенции, то они не подлежат применению.

Конвенция по отношению к любому закону России, в том числе и по отношению к Конституции, имеет преимущественное значение (ст.15 Конституции РФ).

Конвенция о защите прав инвалидов

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», это означает, что нормы Конвенции распространяются на российских граждан, юридических лиц и на государство в целом.

Термин «Конвенция» используется для обозначения официального международного многостороннего договора , который открыт для подписания странами, не являющимися участниками Конвенции.

Это первый международный договор по правам человека (инвалидов), который ратифицировала наднациональная международная организация Европейский Союз. Конвенция имеет 147 подписей.

Конвенция состоит из преамбулы, 50-ти статей и факультативного Протокола к ней. Стоит отметить, что РФ ратифицировала только текст самой Конвенции, Протокол же так и остался нератифицированным.

Что определяет Конвенция:

Как уже было отмечено, россияне не могут обратиться в данный Комитет на незаконные действия РФ, в случае исчерпания всех внутренних средств защиты.

Нарушение прав инвалидов — это …

Нарушение прав инвалидов, как и любое другое нарушение обусловлено следующим. Это противоправное деяние гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью или служебным положением.

Противоправность имеет несколько признаков:

  1. Наличие деяния – т.е. может быть в виде активного действия или бездействия;
  2. Причинение вреда — направлено против общества;
  3. Наличие вины – психическое отношение лица к своему деянию и к последствиям. Вина бывает двух форм: в виде неосторожности и в виде прямого умысла.
  4. Ответственность за нарушение прав, кто и как защищает права инвалидов? (социальная защита инвалидов).

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности или нарушение иных прав инвалидов, виновные лица, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. В случае наличия правонарушения в отношение инвалида, следует понять, это преступление или проступок.

Преступление

Опасное правонарушение, запрещенное УК РФ, за которое следует уголовная ответственность.

Проступок

Общественно опасное правонарушение с меньшей степенью общественной опасности, за которое предусмотрена гражданская или административная ответственность.

Уголовная ответственность Гражданская ответственность Административная ответственность
По статьям против жизни и здоровья 111, 112, 113, 116, 117 УК РФ в результате чего человек стал инвалидом. Неправильное начисление пенсии (ФЗ о пенсиях). Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ).
По статье халатность (ст.124), связанной с неисполнением должностным лицом норм, обеспечивающие инвалидам их права. Дискриминация при осуществлении инвалидом права на образование (ст.19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ). Незаконная парковка на месте для инвалидов (ч.2 ст.12.19 КоАП РФ).

Если права инвалида были нарушены, то непосредственно сам инвалид, либо заинтересованные лица могут обратиться в суд за восстановлением его прав.

Если заявителю не удалось восстановить свои права в российских судах Истец может обратиться в Европейский суд по правам человека. Этот суд рассматривает дела, связанные с нарушением прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., при условии исчерпания всех внутренних средств правовой защиты в течение 6 месяцев.

ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено создание социальной защиты для инвалидов. Эти функции отведены общественным объединениям, которые создаются и действуют с целью защиты прав и законных интересов инвалидов. Эти объединения обеспечивают инвалидам равные с другими гражданами возможности.

Государство обязано таким учреждениям оказывать всестороннюю помощь и содействие (материальную, техническую) вплоть до их финансирования. Представители общественных объединений инвалидов участвуют в законодательном процессе по вопросам, затрагивающим интересы инвалидов.

Заключение

Наивысшем актом по защите прав инвалидов (см. ) является Конвенция ООН «О правах инвалидов» .

Нашим государством приняты конкретные меры по реализации данной Конвенции, которые нашли свое отражение в федеральной программе «Доступная среда» на 2011-2015 г.г., которая была продлена до 2020 года.

Этой программой предусмотрено принятие большого количества мер по созданию «безбарьерной среды», обеспечение мобильности инвалидов, создания для них специальных образовательных центров, вовлечение их в трудовую и общественную жизнь.