Музыкальные произведения о животных список и авторы. Презентация по слушанию музыки на тему "Образы животных, птиц, рыб" (1 класс)

Людмила Нестеренкова
Цикл занятий по слушанию музыки «Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Детский сад «Солнышко»

Краснинского района Смоленской области

Цикл занятий по слушанию музыки

Тема : Камиль Сен – Санс «Карнавал животных »

Музыкальный руководитель .

Аннотация

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Важно уже в раннем возрасте раскрыть перед ребенком красоту музыки , дать возможность ее прочувствовать.

Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры » , которую я использую на своих музыкальных занятиях для слушания музыки детьми в полном объеме дает детям весь спектр различных музыкальных произведений , являющихся шедеврами мировой классической музыкальной культуры .

«Карнавал животных » , предлагаемый программой О. П. Радыновой - это сюита для фортепиано, струнных, флейты, кларнета и ксилофона. Сюите автор, французский композитор Камиль Сен - Санс дал подзаголовок «Большая зоологическая фантазия» . Композитор средствами музыкальной выразительности изображает разных животных . Это нашло отображение в названиях пьес : «Слон» , «Куры и петухи» , «Кукушка в чаще леса» , «Королевский марш льва» , «Антилопа» , «Черепаха» , «» Кенгуру», «Аквариум» , «Осел» , «Лебедь» .

Слушание сюиты входит в большую тему под названием «Музыка о животных и птицах » . Она направлена на решение следующих задач художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста :

1. Дать представления об изобразительных возможностях музыки ;

2. Побуждать сравнивать произведения, изображающие животных и птиц , находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания);

3. Развивать умение сравнивать произведения с одинаковыми названиями, различая оттенки настроений, характер (зайчик трусливый, смелый, веселый) :

4. Учить передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты персонажей, изображаемых в музыке ; развивать творчество в музыкально - ритмических движениях, умения находить тембры музыкальных инструментов , близкие по характеру музыкальным образам , и оркестровывать произведения;

5. Развивать образную речь, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, опираясь на различие средств музыкальной выразительности , интонации.

Разработка представляет собой фрагменты музыкальных занятий , посвященных только этапу слушания музыки . На занятиях используются четыре произведения К. Сен – Санса : «Слон» , «Куры и петухи» , «Марш королевских львов» , «Кукушка в глубине леса» .

Цикл занятий для детей от 4 до 6 лет проводится в форме бесед, рассказа педагога, активного слушания музыки (оркестровка произведения с помощью детских шумовых инструментов, образных движений.)

Тема : ПОРТРЕТЫ ЖИВОТНЫХ В МУЗЫКЕ (3 занятия )

Занятие 1

Цель : рассказать о том, что музыка может изображать животных , птиц, их повадки.

Педагог. Вы знаете, что музыка всегда передает какие-то настроения, может похоже изобразить портрет человека, например, злюку или плаксу. Муз может передать и образы животных , птиц, их повадки. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы скажете, кто перед нами : слон или ежик. (Играет пьесы «Д. Б. Кабалевского и «Слон» К. Сен-Санса .) Про кого я сыграла сначала? (Исполняет фрагмент пьесы «Ежик» .)

Дети. Про ежика.

Педагог. А кто появился потом? (Играет фрагмент пьесы К. Сен-Санса .) Дети. Слон.

Педагог. Вы правильно отгадали мои музыкальные загадки . Ведь ежик ленький, пугливый, колючий, и музыка , рассказывающая о нем, осторожная, о вистая, колючая. (Играет фрагент.)

А слон большой, тяжелый, неуклюжий, и музыка , изображающая его, зъу низко, тяжело, неповоротливо. (Играет фрагмент, затем исполняет обе пьесы вторно.)

Занятие 2

Цель : формировать представления о языке музыки , средствах музыкальной выразительности (регистре, динамике, темпе, характере звучания) .

Педагог. Отгадайте, кто пришел к вам в гости? (Звучит фрагмент пьес К. Сен – Санса и Д. Б. Кабалевского, дети называют пьесы). Молодцы, вы не перепутали названия пьес : ежик колючий, пугливый, и «его» музыка остренькая , отрывистая, тихая.

Давайте постучим пальчик о пальчик, самыми кончиками – отрывисто , легко и изобразим боязливые маленькие шажки ежика, его колючки. (Звучит пьеса, дети передают движениями пальцев характер музыки .)

А чтобы передать как тяжело шагает слон, нам придется стучать не кончиками пальцев друг о друга, а кулачками – увесисто , неторопливо, медленно. (Исполняется пьеса, дети стучат кулачками .)

Нарисуйте дома слона, ежика так, чтобы они были похожи на изображенного в пьесе.

Занятие 3

Цель : учить различать средства музыкальной выразительности , передавать характер музыки в движениях .

Педагог. Все вы, наверное, видели настоящего, живого слона - в зоопарке или в цирке. Вы слушали и пьесу «Слон» . Ее написал композитор К. Сен-Санс . Как вы думаете, в этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне, который спокой-но СТОИТ, или он шагает, или, быть может, он пытается танцевать? (Играет фрагмент.)

Дети. Слон танцует.

Педагог. Да, наш слон танцует вальс. Вальс - это танец, который танцует кружась : раз, два, три; раз, два, три. Наш слон очень старается танцевать красиво и легко, но он такой большой и тяжелый, что двигается довольно медленно, неповоротливо и грузно. (Исполняет фрагмент.) Мелодия звучит низко, а аккорды, которые ее сопровождают, - тяжело, громко. (Играет фрагмент мелодии и аккомпанемента.)

Но наш слон так старается, ему так нравится танцевать, что мы невольно любуемся его танцем, правда? (Исполняет пьесу.) Кто из вас хочет показать, как танцует слон?

Дети двигаются под музыку .

В пьесе «Ежик» композитор Д. Кабалевский очень похоже передал осторожные движения маленького ежика - пугливые шажки и остановки. (Играет фраг-мент.)

Сначала музыка звучит тихо , ежик часто боязливо останавливается, озираясь вокруг, нет ли чего поблизости страшного. (Играет 1-4-й такты.) Потом он немного осмелел и пробежал подольше. (Играет 5-8-й такты.) А в конце пьесы он будто вспомнил, что может защищаться от врагов своими колючими иголочками . Три последние нотки в пьесе звучат громко, смело, решительно, как будто ежик говорит : «Уколю!» (Играет фрагмент)

Кто хочет изобразить ежика?

Дети двигаются под музыку .

Занятие 4

Тема : Птицы

Цель

Педагог. Сегодня вы послушаете песню «Курочка - рябушечка» Г. Лобачева. В этой песне курочку все время о чем-то расспрашивают, а она отвечает. Музыка здесь очень тонко передает то, о чем рассказывается в тексте песни. (Исполняется песня.)

В самом начале, прислушайтесь , музыка напоминает кудахтанье курочки (исполняет фрагмент) .

Когда курочка отвечает, что пошла за водой, в музыке слышны брызги водички (исполняет фрагмент) . Когда курочка рассказывает, что вода нужна цыпляткам, слышен тоненький, беззащитный писк цыпляток. (Исполняет фрагмент.)

А в конце песни, когда курочка говорит, что ее цыплятки пить хотят и на всю улицу кричат, они и впрямь не на шутку раскричались все вместе - громко, требовательно. (Исполняет фрагмент, потом всю песню.)

А сейчас послушайте , как музыка расскажет нам о петухах и курах без слов. Композитор К. Сен-Санс написал пьесу , которая называется «Куры и петухи» . Музыка изображает настоящий переполох в курятнике : громкое кудахтанье и кукареканье петушка. В конце слышно, как одна курица всех перекричала. (Звучит запись.)

Вот как по-разному музыка может рассказать о курочке - передать спокойный разговор с ней (звучит фрагмент песни) или изобразить целый переполох, громкое кудахтанье, суету. (Пьеса звучит повторно.)

Занятие 5

Тема : Кукушка

Цель : учить сравнивать произведения с похожими названиями.

Педагог. Сегодня мы будем слушать и сравнивать два музыкальных произведения про кукушку. Первое произведение – это песня Д. Б. Кабалевского «Артистка» , а второе – называется «Кукушка в чаще леса» французского композитора К. Сен – Санса. Это не песня, а инструментальная пьеса из цикла «Карнавал животных » , написанного для оркестра и двух фортепиано. Какая по характеру пьеса «Кукушка в чаще леса» ? (Исполняется фрагмент)

Дети. Тихая, таинственная.

Педагог. Да, музыка изображает картину сказочного дремучего леса, звучит настороженно, затаенно, загадочно, таинственно. Кукование кукушки доносится до нас из самой чащи – тихо, осторожно, волшебно. В таком дремучем лесу и темно и страшно. (Исполняет пьесу.)

Второе произведение, которое сейчас прозвучит, - песня Д. Б. Кабалевского «Артистка» . В ней поется о том, что все звери в лесу собрались вместе, чтобы послушать , как поет для них на концерте кукушка.

Концерт начать

Давно пора,

Прочитаны афиши…

Вот включены прожектора!

Вниманье!

Тише…Тише…

(Исолняет песню «Артистка» ) Как поет кукушка?

Дети. Весело, задорно.

Педагог. Да. В первом куплете кукушка поет игриво, весело, празднично, задорно. А во втором? (Исполняет второй куплет.)

Дети. Скучно.

Педагог. Да, кукушкино пение всем слушателям надоело , потому что она поет одно и то же : Все ку – ку да все ку – ку нагнала на всех тоску». Из – за монотонного, однообразного пения все звери разбежались с концерта.

Песня написана с юмором, смешная, шутливая. Вот сколько разных настроений можно передать в музыке , рассказывая о кукушке.

Занятие 6

Тема : ПОХОДКА, ХАРАКТЕР ДВИЖЕНИЙ В ОБРАЗАХ ЖИВОТНЫХ

Цель : учить различать средства музыкальной выразительности , создающие образы персонажей с различным характером движений, и передавать настроение музыки в двигательных импровизациях.

Педагог. Сегодня вы услышите пьесу французского композитора К. Сен-Санса , которая называется «Королевский марш льва» . Какой характер этой музыки ? (Звучит пьеса.)

Дети. Музыка грозная , страшноватая.

Педагог. Да, царь зверей торжественно вышагивает под звуки марша. Его поступь горделива, он держится с достоинством и время от времени путает всех своим рычанием. (Исполняется пьеса.) Кто хочет прошагать под музыку , передавая торжественное шествие льва?

Дети выполняют задание.

А сейчас вы услышите очень остроумную, шутливую пьесу Д. Кабалевского, которая называется - «Хромой козлик» . Вы, наверное, все слышали песенку «Жил – был у бабушки серенький козлик» ? Знаете, чем заканчивается эта песенка – сказка : «Напали на козлика серые волки, остались от козлика рожки да ножки…»

Д. Кабалевскому, видимо, было очень жаль козлика, и он сочинил сказку про козлика по-своему, с другим концом. Его козлик, наверное, смог как-то удрать от волков : они не съели его, а только повредили ему ножку, и он стал прихрамывать. (Исполняет пьесу.)

Музыка , передающая поступь льва, - торжественная и ровная, а хромого козлика, припадающего на одну ножку, - жалобная, неровная. Под нее можно просчитать так : раз-два-три, раз-два; раз-два-три, раз-два. (Исполняет фрагмент.) А под «Королевский марш» мы можем просчитать : раз-два, раз-два. Давайте движениями рук покажем, как шагает хромой козлик и как идет лев.

Дети выполняют задание под музыку .

Заключение

Цикл занятий по слушанию музыки о животных способствуют эмоциональному, интеллектуальному и творческому становлению, формированию основ музыкальной и общей культуры детей. У ребят короткие пьесы К. Сен – Санса вызвали яркие, эмоциональные проявления, желание повторного слушания , побудили к интересным высказываниям о характере музыкальных образов .

Приложение

1. Диск «Карнавал животных » , музыка К . Сен – Санса.

Используемая литература и источники :

1. Музыкальные шедевры : Музыка о животных и птицах . – 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (3)

2. Музыкальные шедевры : Настроение, чувства в музыке . – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с. (1)

Животные слышат музыку иначе, чем люди. Их слуховой аппарат, в отличие от человеческого, воспринимает очень высокие звуковые частоты. Это, кстати, используется при дрессировке: с животными работают с помощью специальных высокочастотных свистков. Как слышат музыку животные – вопрос до сих пор открытый. К сожалению, глобальных исследований в этой области до сих пор не проводилось. Пионером в таких изысканиях можно назвать Николая Непомнящего, современного российского писателя. Ему удалось по кусочкам собрать материалы скудных международных исследований и сделать некоторые выводы.

Непомнящий предположил, что для животных музыка – это не мелодия, а сочетание звуков. Среди них они выделяют определенные сигналы, которые могут понравиться или не понравиться животным. Даже название вкусной еды может звучать для собаки или кошки, как музыка. Писатель постарался выделить ряд исполнителей и композиторов, которые особенно нравятся нашим питомцам. Из композиторов ими благосклонно воспринимаются Моцарт, Гендель, Бах, Бетховен, Шуман. Любимыми исполнителями неожиданно стали Джон Леннон и Боб Дилан. Авангард и джаз животные не приемлют категорически: начинают поджимать хвост, прятаться по углам, скулить и мяукать. Некоторые динамичные композиции буквально сводят их с ума. В то же время плавная, спокойная музыка может так понравиться, например, кошке, что она начнет ласкаться и мурлыкать. Вспомним, как начинают подвывать собаки в унисон определенным звукам, как будто готовы посочувствовать незримому собеседнику.

ВИДЕО: ЛЮБИТЕЛИ ХОРОШЕЙ МУЗЫКИИ. СМЕШНЫЕ КОШКИ И СОБАКИ
http://www.youtube.com/watch?v=60AKR40bxPM

Непомнящий пришел и к такому выводу: животные прекрасно чувствуют музыкальный ритм. Вспомним, как мы удивляемся, когда наблюдаем выступления конников на параде: лошади безошибочно попадают в такт играющему оркестру, как будто очень долго репетировали.

ВИДЕО: РАЗВОД ПЕШИХ И КОННЫХ КАРАУЛОВ ПРЕЗИДЕНТСКОГО ПОЛКА В КРЕМЛЕ - ВПЕРВЫЕ В 2015!
http://www.youtube.com/watch?v=ZdH90AyxOIs

А танцующие собачки на арене цирка? В основу их дрессировки положено все то же врожденное чувство ритма.

ВИДЕО: ТОП 5. ТАНЦУЮЩИЙ ПЕС (собака танцует)
http://www.youtube.com/watch?v=ExrEOSPXGOE

ЖИВОТНЫЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ

Ученые провели ряд экспериментов с попугаями жако и установили, что эти птицы любят что-то ритмическое, вроде регги, и успокаиваются, как это ни удивительно, под драматические токкаты Баха. Что примечательно – попугаи обладают индивидуальностью: у разных птиц (жако) отличались музыкальные вкусы: одни слушали регги, другие больше любили классические композиции. Также случайно было установлено, что попугаи не любят электронную музыку.

ВИДЕО: САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ПОПУГАЙ ИНТЕРНЕТА ТАНЦУЕТ В ПАМЯТЬ О ДЖЕКСОНЕ
]http://www.youtube.com/watch?v=S3_BcLhKQZU

ВИДЕО: ОПУГАЙ ТАНЦУЕТ ЛАМБАДУ
]http://www.youtube.com/watch?v=mYH7f17lpIA

ВИДЕО: ПОПУГАИ ТАНЦУЮТ ПОД ГИТАРУ
]http://www.youtube.com/watch?v=lFw0muAodhQ ]

Было установлено, что крысы любят Моцарта (во время экспериментов им ставили записи опер Моцарта), но немногие из них все же предпочитают классике современную музыку.

Известный своими энигма-вариациями сер Эдуард Уильям Эдгар подружился с псом Дэном, хозяин которого лондонский органист. На репетициях хора было замечено, что собака рычит на фальшивящих хористов, отчего снискала уважение у сэра Эдуарда, который даже посвятил четвероногому другу одну из своих энигма-вариаций.

У слонов есть музыкальная память и слух, они способны запоминать мелодии из трех нот, и больше любят скрипку и басовые звуки низких медных инструментов, чем пронзительную флейту. Японские ученые установили, что даже золотые рыбки (в отличие от некоторых людей) реагируют на классическую музыку и умеют делать различия в композициях.

ЖИВОТНЫЕ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ

Давайте рассмотрим животных, которые участвовали в различных необычных музыкальных проектах.

Как было замечено уже выше, собаки имеют свойство подвывать протяжным композициям и голосам, но они не пытаются подстроиться под тон, а наоборот, стараются держать свой голос так, чтобы он заглушал соседние; эта животная традиция берет свое начало от волков. Но, несмотря на свои музыкальные особенности, собаки иногда участвуют и в серьёзных музыкальных проектах. Например, в Карнеги Холл три собаки и двадцать вокалистов исполнили композицию Кирка Нурока “Howl”; через три года этот композитор, вдохновленный результатом, напишет сонату для фортепиано и собаки.

ВИДЕО: СОБАКА ПОЕТ ПЕСНЮ УИТНИ ХЬЮСТОН. AMERICAN TALANT SHOW
http://www.youtube.com/watch?v=YC3gORweyCs

Есть еще другие музыкальные коллективы, в которых участвуют животные. Так, есть «тяжёлая» группа Insect Grinder, где в роли вокалиста выступает сверчок; а в группе Hatebeak вокалист – попугай; в коллективе Caninus «поют» два питбуля.

ТЯЖЕЛАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ПТИЦ И СЛОНОВ

В Европе на одной птицефабрике был проведен эксперимент. Курице включили тяжелую музыку, и птица от этого начала кружиться на месте, потом повалилась на бок и задергалась в судороге. Но при этом эксперименте возникает вопрос: какой именно была тяжелая музыка и насколько громкой? Ведь, если музыка громкая, тут легко кого угодно свести с ума, даже слона.

Кстати, о слонах. Известен такой факт: африканские слоны в некоторые периоды, полакомившись забродившими фруктами, становятся буйными и совершают набеги на селения местных аборигенов. Прогоняют их оригинальным способом: включают на полную мощность записи рок-концертов. Даже такие гиганты не выдерживают пагубного воздействия децибел и уходят восвояси.

А ещё ученые проводили эксперимент над карпами: одних рыб помещали в закрытые от света сосуды, других – в светлые. В первом случае рост у карпов замедлялся, но когда им периодически ставили классическую музыку – их рост становился нормальным. Также было установлено, что деструктивная музыка негативно влияет на животных, что вполне очевидно.

Недавно в одном из провинциальных финских городков неожиданно стало появляться мясо очень низкого качества. Разбираясь, в чем же дело, обнаружили, что недалеко от бойни репетировала рок-группа, включая динамики на полную громкость. Коровы получали такой стресс, что их мясо становилось жестким и невкусным.

Много интересных фактов можно открывать просто изучая повседневные вещи. Кто бы мог подумать о подобном влиянии музыки на животных, но тем не менее исследования помогают продвинуться дальше в изучении этой темы. Ну а мы ждем интересных результатов и впредь…

КОРОВЫ-МЕЛОМАНЫ ИЛИ КАК УВЕЛИЧИТЬ УДОИ

На фото: Женская группа в университете штата Висконсин играет серенады коровам в рамках эксперимента изучающего влияние музыки на коров, 1930

Кстати. Весь этот джаз называется Эффектом Моцарта. Учёные всего мира утверждают, что музыка Моцарта усиливает интеллектуальные способности и улучшает здоровье

Ну и увеличивают надои..повсеместно:)

Интересны некоторые факты из истории. В 19 веке монахини из монастыря в Бретани (Франция), согласно Эй Би Си, первыми обнаружили положительное влияние музыки Моцарта на коров: специально для коров исполнялись мелодичные серенады Моцарта. Результат был потрясающим: буренки давали в 2 раза больше молока!

Удачный опыт монахинь уже в 20-ом веке переняли фермеры Германии. До сих пор в немецких хозяйствах звучит для коров незабываемая музыка великого композитора. Результат оправдывает затраты – удои молока повышаются. Владелец фермы Ганс Питер Зибер признался, что его 700 коров фризской породы во время дойки слушают Концерт Моцарта для флейты и арфы. Он также утверждал, что с тех пор, как коровам стали проигрывать произведения Моцарта, молоко приобрело более сладкий вкус.

Испанское периодическое издание «Эль Мундо» в 2007 году сообщило о том, что коровы на ферме в Вильянуэва дель Пардильо дают по 30–35 литров молока в день, на других фермах удой от каждой коровы только 28 литров.

В настоящее время на фермах от Англии до Израиля коровам дают слушать классическую музыку.

ВИДЕО: КОНЦЕРТ ДЛЯ БУРЁНОК. Смешные коровы слушают живую музыку
http://www.youtube.com/watch?v=hgkltsV60Wo

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Животные и музыка: влияние музыки на животных, животные с музыкальным слухом.

Первое исследование. Первым, кто проводил изыскания насчет музыки и животных можно назвать Николая Непомнящего. По исследованию этого учёного было точно выяснено, что животные хорошо схватывают ритм, например цирковые лошади безошибочно попадают в такт, когда звучит оркестр. Также хорошо схватывают ритм собаки (в цирке они танцуют, а домашние собаки иногда могут подвывать полюбившейся мелодии). Непомнящий пришел и к такому выводу: животные прекрасно чувствуют музыкальный ритм.

ЖИВОТНЫЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ. Ученые провели ряд экспериментов с попугаями жако и установили, что эти птицы любят что-то ритмическое, вроде регги, и успокаиваются, как это ни удивительно, под драматические токкаты Баха. Что примечательно – попугаи обладают индивидуальностью: у разных птиц (жако) отличались музыкальные вкусы: одни слушали регги, другие больше любили классические композиции. Также случайно было установлено, что попугаи не любят электронную музыку. Было установлено, что крысы любят Моцарта (во время экспериментов им ставили записи опер Моцарта), но немногие из них все же предпочитают классике современную музыку.

ЖИВОТНЫЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СЛУХОМ. Известный своими энигма -вариациями сер Эдуард Уильям Элгар подружился с псом Дэном, хозяин которого один лондонский органист. На репетициях хора было замечено, что собака рычит на фальшивящих хористов, от чего снискала уважение у сэра Эдуарда, который даже посвятил четвероногому другу одну из своих энигма -вариаций. У слонов есть музыкальная память и слух, они способны запоминать мелодии из трех нот, и больше любят скрипку и басовые звуки низких медных инструментов, чем пронзительную флейту. Японские ученые установили, что даже золотые рыбки (в отличие от некоторых людей) реагируют на классическую музыку и умеют делать различия в композициях.

ЖИВОТНЫЕ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ Как было замечено уже выше – собаки имеют свойство подвывать протяжным композициям и голосам, но они не пытаются подстроиться под тон, а наоборот стараются держать свой голос так, чтобы он заглушал соседние; эта животная традиция берет свое начало от волков. Но, не смотря на свои музыкальные особенности, собаки иногда участвуют и в серьёзных музыкальных проектах. Например, в Карнеги Холл три собаки и двадцать вокалистов исполнили композицию Кирка Нурока “ Howl ”; через три года этот композитор, вдохновленный результатом, напишет сонату для фортепиано и собаки. Есть еще другие музыкальные коллективы, в которых участвуют животные. Так есть «тяжёлая» группа Insect Grinder , где в роли вокалиста выступает сверчок; а в группе Hatebeak вокалист – попугай; в коллективе Caninus «поют» два питбуля.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта Тема Калейдоскоп, увиденных животных и птиц. Часть 1 Домашние животные

Проект подготовили учащиеся 1 класса (с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, имплантированные) совместно с учителем....

Яна Иванова
Тематическое занятие «Музыка рассказывает о животных и птицах» (старшая группа)

Форма занятия : встреча в музыкальной гостиной .

Цель занятия . Закрепить представление детей о богатстве и разнообразии музыкального языка .

Задачи :

1. Углублять восприятие детьми музыки изобразительного характера. Учить детей чувствовать характер музыки , высказываться об эмоционально-образном содержании. Учить передавать в танцевальных движениях характерные черты образов персонажей.

2. Развивать звуковысотный слух, творческие способности в д/игре «На птичьем дворе» , развивать певческие навыки : петь выразительно, непринужденно. Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.

3. Воспитывать музыкальный вкус на произведениях классиков, любовь к животным .

Предварительная работа : Прослушивание произведений К. Сен-Санса «Куры и петухи» , «Слон» ; беседа о произведениях, о балете, разучивание танца «Цыплята» , распевки «На птичьем дворе» И. Рыбкной, песни «Бычок» И. Бодраченко.

Словарная работа : неуклюжий, неповоротливый, грузно, переполох.

Оборудование : мультимедиа-установка, презентация по теме, магнитофон, а/записи, магнитная доска, металлофон, д/игра «На птичьем дворе» , костюмы цыплят.

М. р. Ребята, мы сегодня вновь встречаемся с вами в нашей музыкальной гостиной , а это значит, что мы вновь попадем в удивительный мир музыкальных звуков . Ребята, вы знаете, что музыка всегда передает какие-то настроения, она может изобразить портрет человека, может рассказать о душевных переживаниях, нарисовать красоту природы. А сегодня я хочу вам показать, что музыка может передать и образы животных , птиц , их повадки.

Сейчас я загадаю вам музыкальные загадки , если вы их отгадаете правильно, то ответ появится на экране.

/Звучит фрагмент пьесы «Слон» К. Сен-Санса/

Дети. Эта пьеса называется «Слон» .

М. р. А почему вы так решили?

Ребенок. Слон большой, тяжелый, неуклюжий, и музыка , изображающая его, звучит низко, тяжело, неповоротливо.

М. р. Правильно, ребята. /На большом экране появляется картинка «Слон» / Как вы думаете, в этой пьесе музыка рассказывает нам о слоне , который спокойно стоит, или он шагает, или быть может, он пытается танцевать?

Дети. Слон танцует вальс. Наш слон очень старается танцевать красиво , но он большой и неповоротливый, двигается медленно, грузно. Мелодия звучит низко.

М. р. Молодцы, ребята. А теперь слушаем следующий фрагмент. Вам опять нужно отгадать название и рассказать о знакомой пьесе .

/Звучит отрывок из пьесы «Куры и петухи» К. Сен-Санса/

Дети. Эта пьеса называется «Куры и петухи» . Музыка изображает настоящий переполох в курятнике : громкое кудахтанье кур и кукареканье петуха. /На большом экране изображение курятника/

М. р. Вы опять справились с заданием.

М. р. А теперь назовите имя композитора, который сочинил эти замечательные пьесы.

Дети. Это Камиль Сен-Санс. /На экране появляется портрет Сен-Санса. /

М. р. Сегодня я хочу вас познакомить еще с одной пьесой. Она называется . Написал её композитор Модест Петрович Мусоргский/На экране портрет Мусоргского. / А кто знает, что такое балет?

Дети. Балет – это музыкальный спектакль , в котором артисты на сцене только танцуют.

М. р. Правильно. В пьесе «Балет невылупившихся птенцов» музыка рассказывает , как птенцы появляются на свет. Они вылупляются из яиц, разламывают своими клювиками и крылышками скорлупу и выкарабкиваются из неё. Забавные, смешные, они делают неловкие движения, толкаются. Птенчики такие маленькие, беззащитные, слабенькие, но очень любопытные. Им хочется поскорее выбраться на свет из скор-лупки и осмотреться. И сейчас я предлагаю вам посмотреть мультипликационный фильм, созданный на музыку М . П. Мусоргского. /Дети смотрят мультфильм «Картинки с выставки» / /

М. р. Ребята, а давайте тоже превратимся в маленьких цыплят и станцуем весёлый танец. /Дети надевают шапочки цыплят и танцуют «Польку цыплят» /.

М. р. А теперь шапочки снимаем, и снова становимся ребятами. /На фоне – заставка – птичий двор/.

Ребята, посмотрите, перед нами двор бабушки Натальи. А кто живет в её дворе?

Дети. Гуси, куры, утки.

М. р. У бабушки Натальи много домашней птицы . Наступило утро и все вышли на птичий двор. Уточки плескались в лужице, гуси важно прогуливались, чистили свои перышки, а куры хлопотливо суетились в поисках еды. Надоело гусям ходить просто так и они решили сочинить мелодию, чтобы всем стало веселей. Для себя гуси выбрали нижнюю линеечку и важно уселись на нее, уточкам предложили сесть на среднюю линейку, а курочкам – на высокую. Давайте все вместе сочиним для них ме-лодию.

/Проводится д/игра «На птичьем дворе» . Дети выкладывают мелодию, затем проигрывают её на металлофоне. /

М. р. Давайте с вами вспомним распевку «На птичьем дворе» . Распеваться будем «Эхом» . /Ребенок начинает, остальные повторяют/.

/Исп. распевка «На птичьем дворе» /

М. р. Ребята, у бабушки Натальи живут не только домашние птицы , но и животные . Послушайте вступление к песне и угадайте, кто же сейчас появится на птичьем дворе?

/М. р. играет вступление к песне «Бычок» , дети отгадывают, бычок появляется на экране/

М. р. Давайте споем про него нашу любимую песенку.

/Дети исп. песню «Бычок» /

М. р. Дело шло к вечеру, все уже стали расходиться по своим домам, как вдруг раздался странный звук, похожий на шорох и фырканье. Все животные и птицы испуганно насторожились и вдруг… кого же они увидели?

Дети. Это ёжик!

М. р. Совершенно верно. Ёж долго стеснялся, не решался зайти на птичий двор. А теперь он нашел здесь себе много новых друзей.

М. р. Ребята, давайте сядем на места и посмотрим, что же принес нам ежик. /Звучит песенка «Ежик» с показом на экране/

М. р. Вам, ребята, он подарил не только свою чудесную песню, которую мы с вами обязательно разучим, но и передал гостинцы – вкусные яблоки. Ёжик сам собирал их в осеннем саду. Ребята, о чем же музыка нам сегодня рассказала ?

Дети. Сегодня музыка рассказала нам о животных , птицах .

М. р. О каких животных ?

Дети. (ответы детей) .

М. р. На этом наша встреча в музыкальной гостиной закончена . До новых встреч.

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.