Конспект занятия в средней группе на тему: Домашние животные. Занятие в средней группе на тему "домашние животные" Ребенок и общество домашние животные средняя группа

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему "Домашние животные"

Цель: Расширить представление детей о домашних животных (о том, как они выглядят, чем питаются, как о них заботятся и какую пользу приносят человеку.
Программное содержание:
1. Закреплять представление детей о домашних животных;
2. Сформировать понимание детей особого заботливого отношения людей к животным;
3. Закреплять знания о внешних признаках домашних животных, где живут, чем питаются;
4. Прививать любовь к животным;
5. Развивать умение слушать собеседника и высказывать свое мнение по установленной теме;
6. Расширять словарный запас.
Материал:
Деревянный макет с домашними животными «Мое подворье»;
Игрушки в виде домашних животных;
Компьютер с презентацией «Домашние животные»;
Альбомные листы, карандаши для оформления рисунка;

Ход занятий:

Деревянный макет с домашними животными и игрушки расставить на стол перед детьми.
1 Вводная часть:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем разговаривать о домашних животных.(слайд 1) Скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о них?
(дети рассказывают о животных, которых они знают)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте сейчас, поиграем с вами? Я буду загадывать загадки, а отгадки появятся на экране компьютера.
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (слайд 2:Баран)
Кто поёт, закрывши рот?
Рот откроет - не поёт.
Ходит поступью неслышной,
Не боится темноты.
И хотя он в шубе пышной,
Любит греться у плиты. (слайд 3:Кот)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (слайд 4:Собака)
Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама - хрюшка, папа - свин.
Он у них любимый сын. (слайд 5:Поросенок)
Я скажу вам: «Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе свяжите!» (слайд 6:Коза)
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (слайд 7:Корова)
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник (слайд 8:Лошадь)
(слушая ответы детей, при необходимости задавать наводящие вопросы)
2 Основная часть: Воспитатель: Молодцы дети, смогли отгадать всех наших гостей. Давайте, еще раз, вспомним названия животных, которые пришли к нам сегодня в гости (баран, кот, собака. свинья, коза. корова, лошадь)
- Как можно назвать всех этих животных одним словом? (домашние животные)
-Почему мы их так называем? (Потому что за ними ухаживает человек)
-Как называется дом в котором эти животные живут? (слайд 9:Скотный двор)
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру «Назови детенышей домашних животных»? Я буду показывать слайды, а вы будете называть детенышей домашних животных.(показ слайдов с 10 по 15 )
Воспитатель:
-Скажите, чем питаются домашние животные?(дети дают, при необходимости задать наводящие вопросы)
-Какую пользу они приносят человеку?(шерсть, мясо, кожу, молоко, собаки охраняют дома, кошки ловят мышей)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами нарисуем домашнее животное? Посмотрите пожалуйста на экран, какое животное вы видите? (слайд 16:Кошка,собака)
-А теперь, мы попробуем нарисовать такую же кошку или собаку. Пройдите за столы.
(Дети садятся за столы и рисуют выбранное животное)
Воспитатель: Какие красивые рисунки у вас получились! А теперь, давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Кошка точит коготки».
«Если точит когти кошка (сильно сгибать и разгибать кончики пальцев), будет дождик за окошком».
(Проводится гимнастика)
Воспитатель: Сейчас я хочу предложить вам сыграть в игру «Угадай кто». Я включу звуки, с помощью которых животные общаются, а вы, внимательно их прослушав, будете называть этих животных. (звуковые дорожки:лай собаки, мычание коровы, урчание кота, блеянье козы, ржание лошади)
(Дети дают свои ответы)
Воспитатель: Молодцы дети, узнали голоса наших гостей. А давайте скажем, как мы умеем ласково называть своих домашних животных.
Упражнение «Назови ласково» : Кошка. Как вы ее назовете ласково?(кошечка)Собака?(собачка)Корова?(коровка)Лошадь?(лошадка)Овца?(овечка).
Воспитатель: Итак,давайте подведем небольшой итог нашего занятия, о чем мы с вами сегодня говорили? Для чего люди заводят домашних животных? Как о них заботятся? (Дети отвечают, дополняя ответы друг друга)
Воспитать: Молодцы, много вы сегодня узнали для себя и запомнили. Всем спасибо!


Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Домашние животные и их детеныши»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.

Задачи:

Образовательные задачи : закреплять и расширять представления детей об особенности жизни домашних животных; учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.

Развивающие задачи : развивать связанную речь; формировать и активизировать словарь домашние животные и их детёныши; развивать любознательность, память и мышление детей; развивать зрительное восприятие.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к животным; способствовать освоению культуры общения с взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости; интерес к художественной литературе.


Методы и приемы: рассматривание, чтение стихов, загадок, постановка проблемного вопроса, беседа.
Материалы, оборудование: игрушки домашние животные и их детеныши, д/и «Чья мама?», разрезные картинки «Домашние животные», стихи, загадки о животных.
Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций на тему: «Домашние животные», проведение дидактической игры «На нашем дворе»

Ход занятия.

Воспитатель заходит в группу, держа в руках корзинку. Привлекает внимание детей, создав игровую ситуацию.
Воспитатель: - Ребята, угадайте, кого я принесла к вам в гости. Читается загадка про кошечку:


Что за зверь со мной играет? -

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапах коготки.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Дети слушают загадку. Высказывают свое мнение.

Воспитатель: - Интересно, а как вы догадались, что это кошка?

Ответы детей.

Воспитатель: - Конечно же, это кошечка (достаёт из корзинки игрушку-кошку). Ребята, скажите, это взрослая кошка или котенок? Что она любит кушать? Это домашнее животное или дикое?

Дети рассматривают ее и отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: - Каких домашних животных вы знаете?
Ответы детей.
Предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением разных животных, (лошадь, корова, собака, свинья, коза)

Дети называют животное, которое видят на картинке.

Воспитатель: Какую пользу приносит это животное человеку? (спрашивает про всех животных на картинках).

Дети: Лошадь - перевозит тяжелые грузы, корова – даёт молоко, собака - охраняет человека, коза – даёт молоко, свинья - мясо

Воспитатель: Где живет это животное?

Дети: Собака живет в конуре. Коза живет в хлеву Лошадь живет в конюшне.Свинья живет в свинарнике. Корова живет в коровнике.

Воспитатель: В деревне место, где живут домашние животные, называется «скотный двор».

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (по очереди загибаем пальчики на руке)

Как животных нам назвать? (свободной рукой делаем вопросительный жест)

Самых близких, самых верных (этой же рукой машем в сторону собеседника)

Каждый знает их, наверно (одновременно хлопаем в ладоши)

Лошадь, корова, собака и кошка (загибаем пальцы поочередно на другой руке)

Как назовем их? Подумай немножко (выполняем вопросительный жест)

В доме с хозяином дружно живут (соединяем руки в виде домика)

Значит, домашними все их зовут.

Загадывание загадок о домашних животных.

Воспитатель: - Я загадаю вам загадки, а вы найдите картинку с изображением этого животного.


Есть бородка, шерсть и ножки,

Ушки, хвост, а также рожки.

Хоть я блею, не пою -

Молоко тебе даю.

Я такая егоза!

И бодаюсь, я. (коза)

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста её грива,

Весела она, игрива.

У неё так шёрстка гладка,

Это к нам бежит … (лошадка.)

***
Ест траву, жуёт, молчит…

А потом полдня мычит:

Мне погладите бока –

Дам парного молока! (корова)

***
У меня есть к вам вопрос –

Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит?

Хрюкая, на вас глядит.
Подскажите мне друзья –

Как зовут её – (свинья).

Белый хвост, чёрный нос

Наши тапочки унёс

В уголок под кровать -

И не хочет отдавать. (Щенок)

Воспитатель поочередно выставляет фигурки домашних животных из загадок.

Воспитатель: - А теперь давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка.

Вот идет черный кот.

(Шаги с высоким подниманием ног.)

Притаился – мышку ждет.

(Приседания, руки к коленям.)

Мышка норку обойдет.

(Встать, повернуться.)

И к коту не подойдет.

(Руки в стороны)

Проблемная ситуация:

Воспитатель: - Ребята, у наших домашних животных есть малыши, но они все перепутались. Что же делать? Давайте каждой маме найдём её малыша.

(На столе лежат карточки с изображениями домашних животных и их детёнышей. Необходимо правильно сделать выбор - каждому малышу найти его маму.)
Воспитатель: - Ребята, наша кошечка немного заскучала. Давайте ее погладим и скажем ей ласковые слова.

Дети называют кошку ласковыми словами (ласковая, красивая, милая)
Воспитатель: А теперь ребята я вам предлагаю собрать из счётных палочек животное, которое изображено на картинке. Кто у вас получился?
Воспитатель: - Молодцы, как много вы знаете и умеете. О ком мы с вами говорили? Что нового вы узнали? Что еще хотели бы нового узнать о домашних животных?

Интеграция образовательных областей.

  • Социально - коммуникативное развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.

Цель: развитие всех компонентов в устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.

Социально-коммуникативное развитие.

Продолжать уточнять и расширять представление детей о домашних животных и их детенышах.

Расширять возможность речевого общения ребенка со взрослым и сверстниками: развивать умения считаться с желаниями других детей. Продолжать формировать становление самостоятельности и саморегулирования собственных действия при работе в парах, получать радость от общих результатов деятельности; расширять возможность речевого общения ребёнка с взрослыми и сверстниками. Способствовать развитию доброго, бережного отношения к животным.

Познавательное развитие.

Расширять знания детей о домашних животных и их детенышах. Формировать познавательный интерес детей к особенностям жизни домашних животных. Закреплять и расширять представления детей о внешнем виде, особенностях питания, жилища. Познакомить детей с ветеринарным врачом – врачом, который лечит животных.

Речевое развитие.

Развивать свободное общение с взрослыми и детьми. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Формировать умение составлять рассказы – описания из 2-3 предложений, умение рассказывать последовательно: отвечать на вопросы развернутым предложением.

Форсировать и активизировать словарь «домашние животные»: корова, лошадь, овца, коза, собака, кролик, кошка; хлев. Загон, ветеринар.

Художественно – эстетическое развитие.

Развивать творческие способности, творческое воображение, фантазию.

Познакомить детей с возможностями использования не изобразительных материалов (вата медицинская).

Развивать моторную функцию рук; воспитывать художественный вкус.

Развивать умение договариваться друг с другом, работать в команде.

Физическое развитие.

Способствовать развитию умения соблюдать правила безопасного поведения с домашними животными в различных жизненных ситуациях.

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движением, мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в движении, снятие напряжения.

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки.

Методы и приемы.

Наглядные: демонстрация мультимедийной презентации «Домашние животные». Показ иллюстраций с изображением деревни, природы, деревенского дворика. Макет деревенского дворика.

Словесные : рассказ воспитателя, беседа, загадывание загадок.

Игровые: сюрпризный момент, дидактическая игра «Чей хвост?», «Угости животное», «Кто так кричит?».

Практические: игровое упражнение «Поезд». Физкультминутка «Прогулка».

Материалы и оборудование.

Презентация «Домашние животные», фланелеграф, картинки с мордами животных (лошадь, корова, собака, кошка, свинья, коза); картинки с хвостами этих же животных, картинки конюшни, хлева, будки. Макет «Деревенский дворик», игрушки домашних животных и их детенышей (корова – телёнок, овца – ягнёнок, собака – щенок, кошка – котёнок, свинья – поросёнок, коза – козлёнок, лошадь – жеребёнок).

Художественные материалы для творческой работы: клей, кисточки, клеёнки, салфетки, вата, шаблон овечки.

Предварительная работа

Беседа о животных, рассматривание иллюстраций на тему: «Домашние животные», проведение дидактической игры «На нашем дворе», заучивание стихотворений А. Барто «Козлёнок», «Лошадка».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Сюрпризный момент, дидактические игры: «Угости животное», «Кто так кричит?», «Чей хвост?»
Коммуникативная Беседа, вопросы-ответы, составление рассказов
Восприятие художественной литературы Загадывание загадок о животных
Двигательная

Игровое упражнение «Поезд».

Физкультминутка «Прогулка»

Самообслуживание и элементарный труд Приготовление и уборка своего рабочего места
Изобразительная Аппликация: «Овечка»

Логика образовательной деятельности

Этапы Деятельность

воспитателя

Деятельность воспитанников Ожидаемые

результаты

Организационный момент Дети сидят по кругу, стук в дверь, входит Буратино. знакомится с ребятами.

Буратино: Здравствуйте! Давайте знакомиться!? Я - Буратино, а вас как зовут?

(дети называют свои имена по очереди).

Дети обращают внимание на гостя, заинтересовываются.

Дети здороваются.

Создание положительного настроения.

Активизация стремления к общению со взрослыми и сверстниками.

Беседа, мотивация деятельности. Буратино рассказывает, что идёт в лес, чтобы узнать, кто такие домашние животные. посмотреть, где в лесу гуляют корова, коза и свинья: может быть на болоте или малиннике, как он.

Воспитатель: Ребята, разве правильно ищет Буратино домашних животных?

Найдет ли он их в лесу?

Кто знает, где живут свиньи и козы?

Хотите отправиться в путешествие в деревню Коровкино?

А поедем мы с вами на поезде!

Дети отвечают на вопросы.

В деревне рядом с человеком.

Игровое упражнение «Поезд». Все за мною становитесь,

друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз.

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы пойдём

За вагончиком вагон.

Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чух-чух-чух, чух-чух-чух!

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен это путь.

Скоро сможем мы приехать

И в деревне отдохнуть.

Дети поворачиваются за воспитателем.

Имитируют движения паровоза, идя по кругу

Умение согласовывать движения в соответствии с текстом
Загадывание детям загадок о домашних животных. - Вот мы и приехали в деревню.

А кто же живет в этой деревне, вы узнаете, отгадав загадки.

Воспитатель выводит на экран картинки с изображением животных.

Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молоко даёт.

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок,

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.

Бородатая и рогатая,

Заберется в огород,

Съест капусту и укроп.

Не пахарь, не кузнец,

Не плотник,

А первый на селе работник.

Я маленькая, белая,

Пушистая, не смелая.

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой».

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Как этих животных можно назвать одним словом?

Почему их так называют?

Дети внимательно слушают загадки о животных, отгадывают их.

Домашние животные.

Они живут рядом с домом человека, приносят пользу человеку

Проявление активности в отгадывании загадок.

Умение слушать, понимать смысл загадки

Дидактическая игра «Кто так кричит?» - Но эти животные живут не одни, а со своими детёнышами.

Как мама-корова позовет своего малыша?

Как будут звать детёныша её?

Как мама-свинья позовёт

Как будут звать детёныша её?

Как мама-коза позовёт малыша?

Как будут звать детёныша её?

Как мама-лошадь позовёт малыша?

Как будут звать детёныша её?

Как мама-овца позовёт малыша?

Как будут звать детёныша её?

Как мама-собака позовёт малыша?

Как будут звать детёныша её?

Как мама-кошка позовёт малыша?

Как будут звать детёныша её?

Воспитатель поочередно выставляет фигурки домашних животных, слайды.

Поросёнок.

Козлёнок.

Жеребёнок.

Закреплять знания детей и правильно называть детенышей домашних животных.
Рассказ воспитателя о домашних животных. Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Человек их моет, чистит, убирает за ними, кормит их и заготавливает для них корм на зиму – сено (накошенную летом и хорошо высушенную траву, зерновой корм, минеральные и витаминные добавки).

Как кормят домашних животных летом?

Дикие же животные к зиме готовятся сами. Сами запасают себе пищу. Домашние животные этого сделать не могут. О них заботятся люди.

Если домашнее животное вдруг начинает болеть (а такое в хозяйствах случается), то на помощь животным приходят врачи. Врачи, которые лечат животных, называются ветеринарными врачами, или просто ветеринарами. Но они не только излечивают домашних животных. От опасных болезней ветеринарные врачи делают животным прививки. обитателей же наших лесов, лугов и полей никто не лечит.

Буратино, теперь ты понял, чем корова, коза, свинья и другие домашние животные отличаются от диких? А вы, ребята, запомнили?

Ребята, как нужно ухаживать за домашними животными?

А давайте пойдём вместе с ними погуляем.

Дети слушают рассказ воспитателя, отвечают на вопросы.

Пасут на лугу.

Нужно их кормить, поить, ласкать, лечить, когда болеют, выгуливать.

У детей сформировано представление о домашних животных.
Физкультминутка. Дети становятся со скамейки, идут друг за другом за воспитателем, выполняя движения.

Воспитатель:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

Мы к лужайке вышли

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал

Целый день в траве густой

Прыгал козлик озорной.

Прыгал через кочки

И считал цветочки.

Эй, лошадки, все за мной

Поспешим на водопой.

Вот широкая река

В ней холодная вода.

Пейте! Хороша водица!

Постучим копытцем.

Дети совместно с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом. Создание условий для двигательной деятельности, снятия напряжения.
Дидактическая игра «Чей хвост?». Дети подходят к фланеграфу. На нём картинки с хвостами и мордами животных.

Некоторые животные пока прыгали, играли, траву жевали, хвосты свои и растеряли.

Давайте поможем животным найти свои хвосты.

Найдите хвост, который принадлежит собаке. Чей будет хвост?

Найдите хвост коровы. Чей хвост?

Найдите хвост лошади. Чей хвост?

Найдите хвост кошки. Чей хвост?

А теперь надо покормить наших животных.

Дети играют, активизируют необходимые знания, умение правильно найти подходящий предмет. правильно называть животного, чей хвост.

Собачий хвост.

Коровий хвост.

Лошадиный хвост.

Кошачий хвост.

Дидактическая игра «Угости животного». Дети подходят к столу. На столе игрушки животных и продукты питания. Воспитатель предлагает накормить детёнышей.

Что любит есть поросёнок, жеребёнок, щенок, котёнок?

Дети кладут каждому детёнышу его еду.

Дети играют, активизируют необходимые знания для решения ситуации: необходимо правильно сделать выбор, накормить домашнее животное.

Дети отвечают.

Жеребёнок – овёс,

Щенок – косточку,

Поросёнок – морковку.

Развитие мышления, самостоятельности, свободного общения с детьми и взрослыми, умение отвечать на вопросы воспитателя.
Игровое упражнение «Назови слова-действия». - Сколько сделали мы дел.

Становитесь в круг скорей.

Отвечайте по одному

И научитесь всему.

Что делает собака, корова?

Дети стоят в кругу, воспитатель в центре. Воспитатель бросает каждому ребёнку мяч. Дети называют слова действия.

Собака – лает, кусается, играет, рычит, прыгает, ласкается, нюхает, сторожит. корова – мычит, бодается, жуёт.

Активизируют мыслительные процессы, рассказывают о действиях известных им домашних животных.
Рассказы детей о понравившемся животном. Какое животное вам понравилось: расскажите о понравившемся животном. Собака – домашнее животное, живёт в будке, питается мясом, грызет косточки. Умение внимательно слушать. Умение составлять рассказ о понравившемся животном.
Перерыв 10 минут.
Игровая мотивация. Воспитатель предлагает послушать одну сказочную историю.

«Жила-была Овечка. И носила она белоснежную шубку, которая завивалась в красивые колечки. Каждый день паслась она на зелёной лужайке, ела сочную, зелёную травку-муравку, нюхала красивые ароматные ромашки, пила водичку из чистого горного источника и была безумно счастлива. Приближалась зима, время летело быстротечно. И, однажды, фермер, у которого жила овечка, взял и побрил её наголо. Его жена хотела связать носочки из шерсти овечки своим маленьким деткам. Так бедняжечка овечка осталась без своей тёплой и пушистой шубки.

Активизируют необходимые знания, активно взаимодействуют. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие внимания, мышления. Развитие интереса к художественной литературе.
Аппликация «Овечка». Воспитатель предлагает пройти за столы.

Ребята, а давайте не дадим замерзнуть овечке и подарим ей новую, еще лучше, чем прежде, пушистую шубку.

Дети, а какая у овечки шубка?

Правильно. А давайте попробуем сделать из ваты шубку для овечки.

А вата какая?

Правильно. Берём вату, делим её на маленькие кусочки, каждый кусочек скатываем в шарик.

Ребята, кто мне подскажет, как правильно наклеивать вату!?

Организация выставки работ.

Мягкая, пушистая, тёплая.

Мягкая, пушистая, белая.

Сначала берём клей, делаем капельку в нужном месте и сверху кладём вату, слегка прижимая её.

Формирование эстетического вкуса, умение замечать недостатки и устранять их.

Совершенствовать умения аккуратно наклеивать ватные шарики.

Игровое упражнение «Поезд». А теперь отправляем в обратный путь.

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь.

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы пойдём

За вагончиком вагон.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят.

Везут обратно в группу

Компанию ребят.

Дети поворачиваются за воспитателем, имитируют движения паровоза, идя по кругу. Умение согласовывать движения в соответствии с текстом.
Рефлексия. Вот и приехали обратно в детский сад.

Понравилось вам занятие?

Расскажите, где мы побывали, что делали, что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают на вопросы. Акцентируется внимание на более эмоционально запомнившиеся моменты занятия.

Тема занятия : На бабушкином дворе

Цели:

— знакомить с домашними животными (их внешним видом, значением для человека);

— воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование : игрушки (собака, кошка, курица, корова), картинки с изображением этих животных в естественной обстановке, «чудесный» мешочек, загадки о животных, кукла Аленушка.

Воспитатель . Ребята, смотрите, к нам в гости пришла Аленушка. Здравствуй, Аленушка!

Аленушка . Здравствуйте! Я пошла в лес, чтобы узнать, кто такие домашние животные, хотела посмотреть, где в лесу гуляет корова, курица, собака, кошка, и заблудилась.

Воспитатель . Дети, разве правильно ищет Аленушка домашних животных?

Дети . Нет.

Воспитатель. Найдет ли она их в лесу?

Дети . Нет.

Воспитатель . Кто знает, где живут домашние животные?

Дети. В деревне, рядом с человеком.

Воспитатель . Ребята, я ненадолго побуду бабушкой, а мы с вами расскажем Аленушке, где живут домашние животные. Давайте посмотрим, кто здесь стоит?

Воспитатель показывает рисунок.

Дети . Корова.

Воспитатель. Как зовут ее детеныша?

Дети . Теленок.

Воспитатель и дети рассматривает картинку.

Воспитатель . Посмотрите, кто здесь живет.

Дети . Курица.

Воспитатель . Теперь представим, что мы цыплята, и поиграем в игру.

Проводится дидактическая игра «Хохлатка».

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

— Куд-куда? Остановитесь!

Куд-куда? Вернитесь!

Не смейте убегать.

Рядом с избой стоит не курятник, не коровник, а маленький домик, в котором живет совсем другое животное. Кто это?

Дети. Собака.

Воспитатель . Скажите, у собаки есть рога?

Дети . Нет.

Воспитатель . А клюв?

Дети. Нет.

Воспитатель . Правильно. А это животное с нами дома живет, зимой любит греться на теплой печке. Залезает к деду на коленки и мурлычет. Кто это?

Дети . Кошка.

Воспитатель . У кошки есть клюв?

Дети. Нет.

Воспитатель . А крылья?

Дети . Нет.

Воспитатель . Теперь представим, что мы мышки, и поиграем в игру «Кот и мыши».

Проводится подвижная игра «Кот и мыши».

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

А проснется Васька-кот,

Разобьет наш хоровод.

Все домашние животные нуждаются в уходе. Как люди о них заботятся?

Дети. Человек их моет, чистит, кормит, убирает за ними.

Воспитатель . Правильно, заготавливает для них корм на зиму, для коровы сено.

Дети. Накошенную летом и хорошо высушенную траву.

Воспитатель . Зерновой корм для курочки. А это наш дом, в котором мы живем с дедушкой. Посмотрите, дедушка нам что-то оставил. Да это же загадки и мешочек! Кто-то там шевелится, давайте отгадаем загадки и узнаем, кто там.

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами,

Утром распевает,

Время считает.

Дети . Петух.

Воспитатель

Голодна — мычит,

Сыта — жует,

Малым ребяткам

Молочка дает.

Дети . Корова.

Воспитатель

Маленькие лапки,

В лапках цап-царапки.

Дети . Кошка.

Воспитатель

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

Дети. Собака.

Воспитатель . Хотите, поиграем в игры «Кто чем питается?», «Кто с хозяином живет, что хозяину дает?».

Воспитатель показывает картинку домашнего животного, дети говорят, чем оно питается и что дает хозяину.

Аленушка, запомнила, где живут домашние животные?

Аленушка . Корова в коровнике. Курица в курятнике. Собака в будке. Кошка дома.

Воспитатель. Ребята, дедушка оставил записку. Хотите прочитать ее? «Я знал, что вы хорошо расскажете Аленушке про домашних животных и она не пойдет искать их в лес. За это вам оставляю угощенье, а сам пошел косить траву для коровы». Угощайтесь, ребята.

Конспект развивающей ситуации

по природному миру (экология)

в средней группе

Тема: «Домашние животные»

Задачи:

  • формировать понятие домашние животные;
  • развивать мыслительную операцию - обобщение;
  • воспитывать интерес к наблюдению за жизнью домашних животных.

Ход развивающей ситуации

Психологическая установка на занятие.

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

Наши глаза внимательно смотрят.

Наши уши внимательно слушают.

Наши ноги нам не мешают.

Наши руки нам помогают.

Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Давайте узнаем, кто же нам его написал.

Это письмо от бабушки и дедушки из деревни. Вот что они пишут: «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти.» Поможем найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки.

Я хозяину служу –

Дом хозяйский сторожу,

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

(Собака)

Самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Это произошло во время совместных охот древних людей и диких собак. Собаки помогали человеку находить и загонять зверей в глубокие ямы, а человек делился с ними частью добычи.

– Ребята, у собаки есть свой домик, как он называется? (Будка).

– Верно. Какую пользу приносит человеку собака?

Дети: Собака сторожит дом.

Есть собаки разных пород: охотничьи, спасатели, собаки-повадыри, пастушьи, ездовые собаки, сторожевые.

Тысячи лет живёт собака вместе с людьми. Она охраняет скот, склады, дома, помогает охотникам выслеживать зверя, стережёт границу, водит по улицам слепых, спасает людей в горах и на воде.

Груз везёт, сено жуёт,

хвостом помахивает,

гривой потряхивает.

И–го–го, И–го–го,

поскачу я далек.

(лошадь)

Где живёт лошадь?

Дети: В конюшне.

– Правильно. Как вы думаете, какую пользу приносит лошадь?

Дети: Помогает людям в хозяйстве – возит телегу, людей.

В старину крестьяне запрягали лошадь в плуг и распахивали поле. На лошадях возили и сено с лугов, и дрова из леса. И сейчас лошади незаменимы в деревне.

Говорит она «му-му!»,

Ночью спит в своём хлеву,

Днём на пастбище идёт.

Молочко нам всем дает. (Корова)

А где живет корова?

Дети: В коровнике.

Какую пользу приносит людям корова?

Дети:Дает молоко, а из молока уже делают сметану, творог, кефир.

Ребята, чем питаются коровы? (травой)

У коров отличное обоняние: по запаху они отлично отличают съедобные травы и несъедобные.

Коровы травоядные животные. Летом они пасутся на лугу.

А чем они питаются зимой? (сеном)

Из молока люди научились готовить много полезных, вкусных, питательных продуктов. Какие? (сметана, кефир, творог и другие.

И сметану, и кефир,

Сливки, ряженку и сыр,

Творог, масло, простоквашу,

Молоко для вкусной каши

Нам даёт Бурёнка наша!

Рога, борода,

Шерсть длинна.

А кто ещё нам даёт молоко? (коза)

А где живёт коза?

Дети: В овчарне.

Какую пользу козы приносят людям?

Очень полезно и вкусно козье молоко. Из него готовят сыр, брынзу, творог и сметану.

Козы ангорской, оренбургской пород ценятся людьми за чудесную шерсть и тёплый пух. Из козьей шерсти вяжут красивые платки, свитеры, шапочки, шарфы и варежки.

– Правильно ребята. Из шерсти козы вяжут теплые носочки, шарфы, перчатки и она дает очень вкусное молоко

Я маленькая, белая,

Пугливая, несмелая,

Шерсть даю своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки. (овца)

В древности овечья шерсть ценилась дороже золота, её называли золотым руном.

У меня есть пятачок,

Вместо хвостика крючок,

В луже я лежать люблю

И похрюкивать: «Хрю! Хрю!»

(Свинья).

Дети - Свинья.

Правильно. Свиньи дают нам мясо, вкусную колбасу, сосиски, сардельки.

А где живёт свинья?

Дети - Свинья живёт в свинарнике.

Чем питается свинья? (зерном, овощами)

Свиньи неприхотливы в еде. Они всеядны.

Зимой и летом свиней держат в сарае, кормят зерном и овощами. Любимое лакомство свиней - жёлуди.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

(Кошка).

Кошка – гибкое, изящное и очень чистоплотное животное. Она любит своих хозяев, свой дом, ей нравится понежиться в тепле и уюте, подремать на солнышке или в мягком кресле.

Ребята, а вы сами хотите превратиться в кошек? Тогда… раз, два, три вокруг себя повернитесь и в кошек превратитесь. Слушаем и смотрим на меня.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Вот окошко распахнулось. (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)

Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз. (присесть)

Какие послушные кошечки! Но пора в ребят превращаться: раз, два, три, вокруг себя повернитесь и в ребят обратно превратитесь.

Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть?

(Свинья, коза, овца, корова, лошадь, собака, кошка)

А как можно всех этих животных назвать, одним словом? (Домашние.)

Что общего, у всех этих животных? (все покрыты шерстью, у всех 4 ноги или лапы, у всех есть морда, хвост)

Игра «Чей малыш?»

Давайте поиграем в интересную игру «Чей малыш?». Вставайте в круг, я буду поочередно бросать вам мяч и называть взрослых животных, а вы бросать мне обратно и называть их детенышей.

(Дети становятся в круг. В центре круга воспитатель, который поочередно бросает мяч детям, называя взрослых животных. Дети называют детенышей животных.)

У коровы – теленок,

У собаки – щенок,

У кошки – котенок,

У лошади – жеребенок,

У козы – козленок,

У свиньи – поросенок.

Игра «Четвертый лишний»

Коза – свинья – волк – корова.
Кролик – заяц – лошадь – коза.
Итог

Ребята, как вы думаете, нужно ли ухаживать за домашними животными?

«Накорми животных»

Наверное, наши животные уже проголодались. Надо их накормить.

На доске висят предметные картинки с продуктами питания для животных.

Дети выбирают для своей семьи животных угощение.

Я угощу коров сеном. Я угощу свиней овощами

Список литературы

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
  2. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ГНОМ, 2011. – 72 с.